Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ваганова, Жанна Валентиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тюмень
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ваганова, Жанна Валентиновна, 1998 год

Введение.

Глава 1 Профессиональные требования к личности учителя на современном этапе развития отечественной школы. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей.

1.1. Современная педагогика о творческой индивидуальности и индивидуальном стиле деятельности учителя.

1. 2. Педагог и актер как носители специфики личностного воздействия на аудиторию. Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности.

Выводы по 1 главе.

Глава 2 Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика.

2. 1. Сущность и содержание артистизма учителя, его значение в учебно-воспитательном процессе и в творческой деятельности педагога.

2. 2. Режиссура урока и педагогического действия.

Выводы по 2 главе.

Глава 3 Условия и пути развития педагогического артистизма.

3. 1. Способы изучения и критерии диагностики артистизма учителя.

3- 2. Основные факторы и условия, влияющие на успешность выработки и практической реализации артистизма учителя. Источники педагогического артистизма.

3. 3. Взаимосвязь общей и театральной педагогики в решении проблемы формирования артистизма учителя. Опытно-экспериментальная работа по развитию педагогического артистизма.

Выводы по 3 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности"

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. В современных условиях резко возрастает культурообразующая роль образования и школы как важнейшего социокультурного института. Эффективность работы школы определяется качеством труда педагога, богатством и многогранностью его личности. Разнообразие типов школ, новые функции педагога, усложнение задач, стоящих перед ним, - все это требует научного осмысления, поиска путей повышения уровня творчества учителя, формирования его творческой индивидуальности, совершенствования стиля и характера школьных отношений, индивидуально- личностной реализации учителя.

С учетом изменения идеала образования - от «человека образованного», усвоившего и использующего достижения социума, к «человеку культуры», сопрягающего в своем сознании разные культуры, ориентированного на другого, предрасположенного к диалогу с ним, - необходимо формировать готовность учителя к такому диалогу. Овладение культурными богатствами невозможно без носителей культуры, служащих своего рода посредниками между формирующейся личностью ребенка и накопленными достижениями человеческой культуры. Творческая личность педагога и является таким посредником, стоящим на границе перевода культуры в личностную, внутреннюю форму культуры ребенка и помогающим процессу адаптации ребенка в обществе и культуре. Для этого требуется подготовка педагогов, владеющих культурно-образовательным мышлением. Культура и творчество должны присутствовать в качестве внутренней опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога.

Следствием замены информационно-репродуктивного обучения на активно-творческое является то, что педагог ориентируется на ученика, в какой-то степени сам «перевоплощается» в него. Он принимает и понимает ученика, открыт ему, позитивно относится к его личности, интересам, облегчает ребенку процесс учения, направляет к самообучению и саморазвитию. Именно сейчас, как никогда, нашей школе требуются учителя из редкой «породы артистов», которых в эллинской педагогике называли «вдохновителями»; нужны педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные творчески передать богатства человеческой культуры своим ученикам. Артистичность как важное профессиональное качество должно и может быть развито в той или иной степени у каждого педагога. Учебно-воспитательный процесс всегда имеет личностную, индивидуальную форму непосредственной связи конкретных людей - учителя и ученика. И от того, как будет строиться и направляться эта связь учителем, зависит в конечном итоге эффективность обучения и воспитания.

Нам представляется важным сосредоточить внимание на таких аспектах деятельности учителя, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, саморегуляция психических состояний, умение привлечь и удержать внимание учеников, выразительность, эмоциональность, умения в области невербальной коммуникации, способность импровизировать. В связи с этим актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане, представляется проблема изучения артистизма педагога.

Педагоги нового времени, начиная с И. Гербарта, правильно понимали соотношение «техники» и «искусства» в деятельности учителя. С. Т. Шацкий много внимания уделял умению учителя влиять на детей; ему принадлежит мысль о том, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и форме и тоне их предъявления. А. С, Макаренко писал о коммуникативном использовании особенностей собственной личности (о том, что в социальной психологии называется «самоподачей»). В. А. Сухомлинский призывал педагогов управлять тоном своего обращения к школьникам. Ф. Н. Гоноболин говорил о важности экспрессивных или выразительных способностей в деятельности педагога; он также отмечал существенную роль мимики и внешнего вида учителя.

На современном этапе развития педагогической науки сложились объективные предпосылки, способствующие успешному теоретическому рассмотрению проблем педагогического творчества. Основательно разработаны психологические аспекты творчества в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, Педагогическое творчество учителя рассматривали Н. В. Кузьмина, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин,

Ш. А. Амонашвили. Проблему педагогического артистизма как профессионально значимого качества в той или иной степени затрагивали в своих работах А. С. Шафранова, В. А. Кан-Калик, М. О. Кнебель, П. М. Ершов, Ю. П. Азаров, Ю. Л. Львова, И. А. Зязюн, Щуркова Н, Ем И. И. Рыданова, В. А. Петров, М. В. Жабровец и др. Специфика театральной деятельности и пути профессиональной подготовки, воспитания творческих способностей режиссера и актера раскрываются в работах А. Д. Попова, Ю. А. Завадского, А. В. Эфроса, А. А. Гончарова, Г В. Кристи, С. В. Гиппиус, 3. Я. Карагодского, В. А. Петрова и др.

Однако единство художественных и педагогических компонентов в деятельности учителя пока только декларируется. В научной литературе нет какого-либо устоявшегося определения педагогического артистизма, трактовки этого понятия разноречивы, имеются лишь краткие характеристики данного явления. Недостаточно выявлены конкретные черты и качества артистичного педагога, основные пути реализации артистизма в деятельности учителя; выделяются лишь отдельные внешние атрибуты педагогического артистизма в целом; данный феномен не получает глубокого научного анализа и должного истолкования, недостаточно выявляются его подлинные основания, источники, слабо раскрывается его действительное значение для педагогической практики.

Анализ современного состояния дел показывает, что личностные, индивидуальные качества до сих пор подспудно понимаются только как условия (и не самые главные) успешного обучения и воспитания. Это затрудняет теоретическое рассмотрение сущности педагогического артистизма и снижает значимость изучения его проявлений в практической деятельности. К настоящему времени сложилось явное несоответствие между объективными потребностями школьной практики и уровнем подготовки учителей в плане педагогического артистизма. Обоснование средств и условий развития педагогического артистизма и разработка системы специальной подготовки учителей и составляют проблему исследования.

Исходя из актуальности отмеченной проблемы, ее недостаточной научно-теоретической и практической разработанности, мы определили тему настоящего исследования - «Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности». Кратко охарактеризуем диссертационное исследование.

Объект исследования - процесс становления творческой индивидуальности учителя.

Предмет исследования - педагогический артистизм как компонент творческой индивидуальности учителя.

Цель исследования - провести анализ сущности педагогического артистизма; раскрыть пути формирования педагогического артистизма и его роль в процессе становления творческой индивидуальности педагога.

В исследовании проверялась следующая гипотеза: педагогический артистизм правомерно рассматривать в контексте творческой индивидуальности учителя, как ее неотъемлемый и важный компонент; формирование артистизма педагога способствует скорейшему становлению его творческой индивидуальности. Развитие педагогического артистизма будет более эффективным, если у учителей будет сформировано понимание синтетической сущности профессии педагога, осознание художественных и педагогических компонентов его деятельности. Совершенствование психофизического аппарата учителя, расширение сенсорных и эмоциональных возможностей, воспитание пластической культуры, естественности и выразительности поведения в публичной обстановке, умения импровизировать, целесообразно действовать в условиях дефицита времени и информации эффективно стимулируют формирование педагогического артистизма.

Общий замысел и цель исследования определили его основные задачи:

1. определить основные компоненты педагогического артистизма, раскрыть роль и значение артистизма учителя в его педагогической деятельности;

2. исследовать важнейшие факторы, влияющие на проявления и успешность формирования педагогического артистизма;

3. установить критерии и способы диагностики рассматриваемого явления;

4. выяснить условия и способы стимулирования педагогического артистизма, разработать и экспериментально проверить технологию специального тренинга для студентов и начинающих учителей.

Цель, задачи и специфика предмета исследования определили выбор комплекса методов. Среди них: теоретические методы - изучение и анализ научной литературы по данному вопросу (использовались источники из разных дисциплин); теоретическое моделирование; эмпирические методы - изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности; педагогическое наблюдение, метод обобщения независимых характеристик; индивидуальные и групповые беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование (педагогическое, психологическое); опытно-экспериментальная работа.

Методологической и теоретической основой исследования являются: учение о личности и условиях ее творческого развития, теория развития личности средствами искусства, основные положения системы К. С. Станиславского и его последователей, определивших подходы к воспитанию творческой личности артиста, теория творческой педагогической деятельности, становления творчества учителя (К В. Кузьмина, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, С. А. Гильманов), теория личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, В. В. Сериков, П. С. Якиманская и др).

Научная новизна исследования состоит в том, что был проведен анализ содержания понятия «педагогический артистизм»; выявлена и обоснована совокупность основных признаков педагогического артистизма (образность и нетривиальность мышления, эмоциональность; самопрезентационные умения, внешнее самооформление; эстетика манер, визуальная привлекательность; экспрессивные умения; вербальные и невербальные умения; импровизационные умения; самообладание, уверенность в себе; тактичность, чувство меры; режиссерские способности); рассмотрены пути и способы развития педагогического артистизма.

Теоретическое значение заключается в следующем: разработаны критерии диагностики педагогического артистизма; определены объективные психолого-педагогические механизмы овладения артистизмом, основания и условия, необходимые для его успешного формирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана методика и предложены научно-практические рекомендации по развитию педагогического артистизма, адресованные студентам и начинающим учителям. Построенные с использованием материалов данного исследования тренинг по развитию педагогического артистизма и специальный курс «Основы педагогического артистизма» могут помочь в повышении профессиональной квалификации учителей, формировании их творческой индивидуальности.

Исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. Основные этапы диссертационного исследования:

1995-1996 гг. - постановочный этап - анализ научной литературы по проблеме, базовых понятий исследования, психолого-педагогическое обоснование основных положений, изучение педагогического опыта, конкретных проявлений артистизма.

1996-1997 гг. - поисково-теоретический этап - формулирование основных теоретических положений, разработка исходной теоретической модели деятельности артистичного педагога, проведение констатирующего эксперимента (в школах г. Тюмени); создание первого варианта программы и методических рекомендаций по развитию педагогического артистизма.

1997-1998 гг. - преобразующий этап - проверка эффективности подготовленной программы, надежности разработанной методики; разработка вариантов практического применения полученных теоретических и экспериментальных результатов; систематизация и внедрение результатов исследования в практику (проведение специального тренинга); формулирование выводов и литературное оформление работы.

Достоверность, надежность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету; привлечением обширного фактического материала и его разносторонним анализом; опорой на фундаментальные психолого-педагогические исследования при разработке исходных теоретических положений и категориально-понятийного аппарата; критическим сопоставлением результатов, полученных в 4 9 данном диссертационном исследовании и опубликованных в психолого-педагогической литературе; длительностью опытно-экспериментальной работы.

Апробация: Материалы диссертации были представлены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях: «Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия» (Тюмень, 1997г.); «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск, 1998г.); «Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия» (Тюмень, 1998г.); «Образование и культура тюменского края в 18-20 вв.» (Тобольск, 1998г.); в ж. «Директор школы», №5, 1998 г. Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось в процессе проведения тренинга по развитию педагогического артистизма в школах г Тюмени. На основе материалов диссертационного исследования подготовлена и опубликована методическая разработка, которая адресована студентам и молодым учителям и знакомит с основами педагогического артистизма.

На защиту выносятся:

- определение и содержание понятия «педагогический артистизм»; рассмотрение педагогического артистизма в качестве компонента творческой индивидуальности учителя;

- способы диагностики педагогического артистизма (самонаблюдение и самооценка учителя; экспертная оценка, экспертное заключение; изучение отзывов учеников; тестирование, анкетирование); критерии оценки уровня сформированное™ педагогического артистизма;

- комплекс наиболее существенных факторов и условий, способствующих формированию и развитию педагогического артистизма (характер требований общества, предъявляемых современной школе; управленческие (организационные) факторы; качества личности самого учителя - достаточно высокий уровень общей культуры и педагогической компетентности, творческие качества, определенные природные предпосылки - темперамент, некоторые психические свойства - развитое воображение, фантазия, интуиция, высокая самоорганизация; духовно-эстетическая культура учителя);

- положение о целесообразности использования театральной педагогики в таких направлениях, как духовное развитие учителя, его эмоциональной сферы, внутренней этики и обаяния, усвоение учителем приемов саморегуляции и вызова творческого самочувствия, взятых из теории и практики актерского искусства; тренинг воображения и сценического внимания; овладение культурой движения, снятие мышечных зажимов; постижение элементов режиссерского мастерства; и др.

- предложения по организации специального обучения начинающих учителей и разработанные рекомендации, способствующие эффективности становления творческой индивидуальности и развития педагогического артистизма молодого учителя.

Превращение школы в открытую систему меняет позицию учителя, предполагает развитие у него педагогического артистизма. Артистичность учителя повышает его самоуважение, приводит к большей уверенности в себе, приносит авторитет и признание со стороны окружающих. В условиях современной школы проблема взаимодействия участников педагогического процесса становится все более острой. Эффективное использование умения наладить контакт учителя и ученика в педагогической деятельности - условие успеха и удовлетворенности учителя своим трудом. Сейчас явно обнаружилась тенденция усиления замкнутости учеников и учителей, их отдаленности друг от друга. Сожаление вызывает не только тот что дети не тянутся раскрыть свою душу учителю, не стремятся решить свои проблемы с ним, а то, что они нередко видят в учителях своих недругов, испытывают к ним неприязнь, страх.

Дети перестали видеть в учителе своего наставника, старшего друга, готового в любое время разделить с ними горе и радость. Поэтому сейчас требуется кардинальное изменение всей системы подготовки и повышения квалификации педагогов. При этом нужно не ограничиваться усвоением знаний и формированием типовых умений и навыков, а идти на этой основе дальше: к отработке действий в сложных ситуациях; к ориентировке учителей на самостоятельное творческое решение многокритериальных педагогических задач. Еще А. С. Макаренко писал: «Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы и не представляю себе работы воспитателя» (Соч., т.5, с. 179).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по третьей главе

1. Основными методами диагностики педагогического артистизма являются самонаблюдение учителя; анкетирование, интервьюирование; тестирование; изучение мнений учеников и коллег, личностных субъективных оценок. Наиболее общие ориентиры, подходы к диагностике педагогического артистизма: обращение прежде всего к высокому духовному содержанию деятельности учителя, к его возвышенной миссии духовного наставника; привлечение комплексного художественно-герменевтического подхода; использование художественного языка, особенностей художественного образа; привлечение мнений различных сторон, личных впечатлений.

2. К внутренним источникам педагогического артистизма относятся: психофизиологический (особенности нервной системы, тип высшей нервной деятельности, темперамент, индивидуальные особенности характера; особенности психических процессов, эмоционально-волевые качества, внимание, наблюдательность, специфика сенсорной организации, творческое воображение, фантазия, интуиция); социально-нравственный или социокультурный (направленность, установки, взгляды и убеждения, общий культурный уровень, духовный облик, «я-чувство»); педагогический или деятельностный (профессиональная направленность, развитое педагогическое мышление, чувство меры, такта; индивидуальный опыт, практическая компетентность, педагогическая культура, «чувство цели», индивидуальный стиль, педагогическая техника).

3- В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено и подтверждено, что более успешно овладевают педагогическим артистизмом учителя, обладающие следующими характеристиками: энергичность, эмоциональность восприятия, образность мышления, богатая эмоциональная жизнь и интенсивные эмоциональные реакции, непосредственность, уверенность в себе, самообладание, уравновешенный внутренний мир, увлеченность работой, склонность разнообразить выполнение одного и того же дела, высокая подвижность торможения, легкая возбудимость, яркость проявления эмоций, сильные переживания, быстрота реакций, находчивость, сообразительность, умение быстро осваиваться в новой обстановке, экстраверсия, преобладание юмора и мажорных тонов в общении.

177

Соответственно, доминирование таких черт, как интроверсия, замкнутость, эгоцентричность, бесстрастность восприятия и отклика на происходящее вовне, чрезмерная тормозимость, склонность работать в медленном темпе, инертное возбуждение, неэмоциональность, слабые и невыразительные переживания, однообразные движения затрудняют или замедляют выработку педагогического артистизма,

4. В процессе опытно-экспериментальной работы по формированию педагогического артистизма было отмечено определенное развитие и совершенствование профессионально важных качеств педагога, которое проявилось в усилении эмоциональности, снятии тревожности и неуверенности, формировании адекватной самооценки, возрастании самоконтроля, повышении оценочного коэффициента коммуникативных способностей, расширении сенсорных возможностей, развитии умений непринужденно, естественно, свободно и целесообразно действовать в публичной обстановке, повышении выразительности неречевого и речевого воздействия. Формирование этих характеристик в свою очередь способствует скорейшему становлению творческой индивидуальности учителя. Изучение отзывов и самоотчетов участников работы, результатов бесед и наблюдений позволяет сделать вывод о достаточно высокой эффективности разработанной системы и положительном отношении к ней самих учителей.

Заключение (общие выводы)

Подводя итоги проведенного исследования и обобщая сделанные выше выводы по каждой из глав диссертации, можно высказать следующие утверждения:

Полученные результаты подтверждают исходную гипотезу исследования. Педагогический артистизм правомерно рассматривать в контексте творческой индивидуальности учителя, как ее неотъемлемый и важный компонент. Чтобы воспитать гармонично развитого человека, наделенного возможностями полностью раскрывать свои способности, в первую очередь, необходима гармоничная личность педагога. Артистичный учитель «передает» детям свое образное мышление, художественную культуру; пробуждает в детях творческий потенциал, начиная с формирования наблюдательности, фантазии и кончая сложными процессами

178 накопления и формирования нравственных оценок, дает толчок их эмоциональному и эстетическому развитию.

В понятие «артистизм» мы включаем умение воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове. В целом педагогический артистизм может быть определен как способность целесообразного, гармоничного личностного взаимодействия учителя с классом в условиях учебно-воспитательного процесса; способность к образной, эмоциональной «инструментовке» педагогического процесса; умение войти на время в необходимую роль, используя ее для достижения совместного успеха в соответствии с определенными педагогическими задачами и конкретной ситуацией.

Устойчивое ядро (содержание) педагогического артистизма составляют: эмоциональность, образность; «изящество» мысли, «свежесть чувства», оригинальность решений, внутренний динамизм; самообладание (управление своим поведением, творческое самочувствие в условиях публичности), уверенность в себе, свобода реализации замысла; тактичность, чувство меры; способность к педагогической режиссуре (структурно-композиционное построение учебного процесса, умение выразить, воплотить педагогический замысел; умение сплотить, воодушевить ученический коллектив; чувства ритма, пространства и времени); самопрезентационные умения (самоподачат внешнее самооформление); эстетика манер, обаяние (визуальная привлекательность); экспрессивные умения (выразительность); вербальные умения; невербальные умения; импровизационные умения. Выявление педагогического артистизма осуществляется с точки зрения: устойчивости его проявления; произвольности артистичного поведения; самостоятельности, оригинальности педагогических решений и действий; характера взаимодействия с учащимися.

Благодаря развитию педагогического артистизма в деятельности учителя исчезают атрибуты отрицательной психофизической доминанты, появляется способность владеть «рычагами вдохновения». Активизируется способность педагога выявлять и демонстрировать свои личностные, мировоззренческие установки, выражать свои мысли и чувства вербально и невербально, улучшается качество взаимодействия «учитель-ученик». Для ученика облегчается восприятие и

179 принятие чужого опыта, формируется мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования, повышается интерес к учению. Выразительная, эмоционально-образная подача материала способствует сохранению у детей устойчивого внимания, углублению мотивов учебного познания.

К наиболее существенным условиям формирования педагогического артистизма относятся: психофизиологические предпосылки - тип ВНД, темперамент, свойства нервной системы, некоторые психические качества; педагогический опыт, педагогическая направленность; общие творческие способности, нравственно-эстетические взгляды и убеждения, общий культурный уровень; развитое художественно-эстетическое восприятие, образно-ассоциативное мышление, эстетический вкус, эстетическое отношение к действительности, глубокий и устойчивый интерес к искусству. Духовно-эстетическая культура личности как индивидуальная основа педагогического артистизма предполагает не пассивное усвоение идей и ценностей извне, а их основательную личностную переработку, критический самоанализ, самопознание, самовоспитание.

Развитие педагогического артистизма будет более эффективным, если у учителей будет сформировано понимание синтетической сущности профессии педагога, осознание художественных компонентов его деятельности. Система работы по развитию педагогического артистизма должна включать в себя индивидуальную работу с учителями, самообразование, формирование духовно-эстетической, художественной культуры средствами искусства. Эффективному стимулированию формирования педагогического артистизма способствуют совершенствование психофизического аппарата учителя, расширение сенсорных и эмоциональных возможностей, развитие внимания, воображения, интуиции, воспитание пластической культуры, естественности и выразительности поведения в публичной обстановке, умения импровизировать, целесообразно действовать в дефиците времени и информации.

180

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ваганова, Жанна Валентиновна, Тюмень

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.т Просвещение, 1979 -448 с.

2. Азаров Ю. П. Искусство любить детей. М., 1987 174 с.

3. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? N1, 1986.

4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

5. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Т. 1-3. Екатеринбург, 1993.

6. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. M.t 1995.

7. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М., Знание, 1982.

8. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960 486 с.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., изд. ЛГУ, 1969. 336 с.

10. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М., Политиздат, 1980. 255 с.

11. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань, изд-во Казан. ун-тат 1988. -237 с.

12. Антонов В. В. Комплексная система психической саморегуляции. Л., 1986.

13. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к личности. / Вопросы психологии, 1986, №1.

14. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

15. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. Знание, М., 1987.

16. Басин Е. Я. Творчество и эмпатия. // Вопросы философии, 1987, №2.

17. Батракова С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Ярославль, 1982.

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979. 424 с.

19. Безрукова В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1996. 340 с.

20. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение, 1991.

21. Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе. И Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей. Тюмень, 1988. -95 с.

22. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986. 402 с.

23. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.

24. Бодалев А. А. Личность и общение. Мм 1995. 271 с.181

25. Бондаренко С. М. Урок творчество учителя. М., Знание, 1974.

26. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

27. Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. Л., 1989.

28. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.

29. ВасилюкФ. Е. Психология переживания. М., 1984.

30. ВасилюкФ. Е. Структура образа. // Вопросы психологии, 1993, №5.

31. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Искусство речи. Ростов-на-Дону, 1979.

32. Вербовая Н. П. Искусство речи. М., Советская Россия, 1964.

33. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., изд-во Моск. ун-та, 1976.

34. Витт Н. В. Информация об эмоциональных состояниях и речевой интонации. // Вопросы психологии, 1965, N2 3.

35. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М., Просвещение, 1991.

36. Все начинается с учителя. М., Просвещение, 1983.

37. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., Педагогика-пресс, 1996.

38. Гадалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии. М., Просвещение, 1985.

39. Герасимов Г. Проблемы творческого воспитания актера. М., 1959.

40. Гильманов С. А. Интуиция педагога. Тюмень, 1992. 67 с.

41. Гильманов С. А. Творческая индивидуальность учителя. Тюмень, 1995.

42. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. Л.-М. Искусство, 1969.

43. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

44. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., Высшая школа, 1980.

45. Голубовский Б. Г. Пластика в искусстве актера. М., Искусство, 1986.

46. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М., Просвещение, 1968 260 стр.

47. Гоноболин Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя. // Вопросы психологии. 1975. № 1 с. 100-111.

48. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. М., 1962.

49. Гончарова Т. И., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель дум. М., Просвещение, 1991.-175 с.

50. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. М., Просвещение, 1990.

51. Грицевский И. М., Грицевская С. Э. От учебника к творческому замыслу урока. М., Просвещение, 1990. - 207 с.

52. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. С., 1990.

53. Данилова В. Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. X., РИП «Оригинал», 1994. -128 с.

54. Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986.

55. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М. Знание, 1980. -159 с.

56. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.

57. Езерский С. Н. Сорок пять минут. М., Знание, 1963.

58. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. M.t Просвещение, 1986 -143 с.

59. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., Искусство, 1972.

60. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М., Знание, 1987. 77 с.

61. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., Педагогика, 1987.

62. Загвязинский В. И. Преподавание как творческий процесс. // Вестник высшей школы, 1987, №7.

63. Загвязинский В. И. Развитие педагогического творчества учителей. М., Знание, 1986.-40 с.

64. Загвязинский В. И., Прудаева В. Н. Азбука развивающего обучения. Тюмень, ИПК ПК, 1995.

65. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., Просвещение, 1978. 319 с.

66. Зимняя И. А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., Знание, 1970.

67. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.

68. Изард К. Е. Эмоции человека. Пер. с англ. М., 1980.

69. Ильин Е. Н. Искусство общения. М., Педагогика, 1982.

70. Ильин Е. Н. Мастерство учителя. М., 1988.

71. Ильин Е. Н. Рождение урока. М., Педагогика, 1986.

72. Искусство управлять собой. Воронеж, 1993.

73. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение, 1981.

74. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: ЧИ изд-во, 1980. 70 с.183

75. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: ЧИ книжное издательство, 1976 286 с,

76. Кан-Калик В, А. Педагогическая импровизация и педагогическое открытие, -Грозный, 1971,

77. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990. -144 с.

78. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, изд-во КГУ, 1969.

79. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону. 1996. -510 с.

80. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., Всесоюз. театр, об-во, 1964.

81. Козлянинова И. П. Дикция. М., Всерос. театр, о-во, 1964,

82. Коломинский Я. Л. Психология общения. М., Знание, 1974. 95 с.

83. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. 367 с.

84. Короленко И Т., Фролова Г В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975.

85. Кочнев В. И. К проблеме изучения актерских способностей. // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 108-112.

86. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., Искусство, 1978.

87. Кругликов В. А. Образ «человека культуры». М., 1988.

88. Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель, Ростов-на-Дону, 1995. 478 с.

89. Кузнецов В. Г Герменевтика и гуманитарное познание. М., Изд-во МГУ, 1991. 192 с.

90. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1967 -184 с.

91. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., Знание, 1985. 32 с.

92. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. 98 с.

93. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986.

94. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., Знание, 1973.

95. Левитан К. М. Культура педагогического общения. Иркутск, Изд-во Иркут. ун-та, 1985-25 с.

96. Левитан К. М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990.184

97. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1996. 94 с.

98. Леонтьев А. А. Психологические механизмы и пути воспитания умений публичной речи.

99. Леонтьев А. А. Психологические особенности деятельности лектора. М., Знание, 1981.

100. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 304 с.

101. Лещинский В. И. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995.

102. Линдеман X. Аутогенная тренировка. М,, 1980.

103. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 1968.

104. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.

105. Львова Ю. Л. Как рождается урок. М., 1976.

106. Львова Ю. Л. О некоторых вопросах психологии труда учителя. М., 1969.

107. Львова Ю. Л. Педагогические этюды. М., Просвещение, 1990.

108. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., Просвещение, 1985.

109. Марищук В. П. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дисс. Л., 1982.

110. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. -192 с.

111. Мастерство устной речи. М., Просвещение, 1967.

112. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. 256 с.

113. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

114. Млынек А., Анин Б., Васильев М. Учитель в их жизни. М., 1966.

115. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

116. Немеровский А. Б, Пластическая выразительность актера. М,, Искусство, 1988.

117. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни, М.т Советская Россия, 1974. 270 с.

118. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

119. Новицкая Л. П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. М., Сов. Россия, 1969.

120. Новский Л. А. Рождение актера. М., 1965.

121. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1982.185

122. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. М., Знание, 1973. 350 с.

123. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М., Знание, 1983.

124. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989 302 с.

125. Панов А. Г., Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Аутогенная тренировка. Л., 1973.

126. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М., 1966.

127. Педагогический поиск. М., Педагогика, 1988.

128. Петров В. А. Методические рекомендации по экспериментальному актерскому тренингу для студентов институтов культуры. Челябинск, 1983.

129. Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982. 73 с.

130. Пехлецкий И. Д. Компоненты индивидуального стиля преподавания. Спецкурс-практикум. Пермь, изд-во Пермского педин-та, 1990. -138 с.

131. Писаренко В. И., Писаренко И, Я. Педагогическая этика. Минск, 1983.

132. Пластическое воспитание актера в театральном вузе. Л., 1987.

133. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Наука, 1976. 280 с.

134. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., Наука, 1966.

135. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Изд-во Казан, ун-та, 1989 206 с,

136. Проблемы рефлексии. Сб. Новосибирск, 1987.

137. Психология эмоций. М., 1984.

138. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М., Политиздат, 1984. 141с.

139. Ремез О. Я. Мастерство режиссера. М., 1983.

140. Рехельс М. Л. Режиссер автор спектакля. Л., 1969.

141. Розенталь Д. Э. Культура речи. М., Изд-во Моск. ун-та, 1964.

142. Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 1977.

143. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1967.

144. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1969.186

145. Рындак В. Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М., Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО. 1994.

146. Савкова 3. В. Как сделать голос сценическим. М., Искусство, 1968.

147. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.

148. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, Характер. Личность. Наука, М., 1984.

149. Синица И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983.

150. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика, М., Просвещение, 1992.

151. Смирнов С. Секреты «телегеничности». //Журналист. 1970, №1.

152. Соловейчик С. Л. Вечная радость. М., 1986.

153. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

154. Сопер П. Л. Основы искусства речи. Пер. с англ. М., 1995. 416 с.

155. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М., Знание, 1978. -48 с.

156. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., Искусство, 1985.

157. Страхов И. В. Очерки психологии педагогического такта. Саратов, 1968.

158. Сценическая педагогика. Л., 1973.

159. Творческая индивидуальность педагога. Сборник научных трудов. Тюмень, 1991.92 с.

160. Теория и практика мастерства актера. М., 1990.

161. Топорков В. О. О технике актера. М., 1954.162. Учитель. М., 1991.

162. Учителю о педагогической технике. Мм Педагогика, 1987 -160 с.

163. Филатова Н. А. Евгений Вахтангов, Опыты театральной педагогики. Владивосток, 1990.

164. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация. М., 1992.

165. Честных Ю. Н. Путь к сердцу ученика. М., Просвещение, 1989.

166. Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.

167. Шеншев Л. В. Экспериментальные исследования продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.

168. Щербаков А. И. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. Л., Изд-во ЛГУ, 1980. -166 с.187

169. Элькис Г. Я. О пластическом тренаже актера. Киев, 1986.

170. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы 2 Всесоюзного семинара молодых ученых. ML, 1986.

171. Якобсон П. М. Психология чувств. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958 216 с.

172. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.

173. Amidon Ed., Hunter El. Improving Teaching. The analysis of classroom verbal interaction. New York: Holt, Rinchart, Wirston, 1966. - 221 p.

174. Argyle M. Bodily Communication. N. Y., 1975.

175. Bennett Neville. Teaching Styles and Pupil Progress. Open Books. London. 1977. -107 P

176. Beovar R. Skills for Effective Communication. A Guide for Building Relationships. N. Y., 1974.

177. Berscheid E., Walster E. Interpersonal Attraction. Odison-Wesley, 1969.

178. Bradby David and Thomas Philip. Studying Drama. Croom Helm, 1983. -180 p.

179. Byron Ken. Drama in the English Classroom. London, 1986. 50 p.

180. Eble Kenneth E. The Craft of Teaching. Jossey-Bass Publishers. London, 1977. 1621. P

181. Fleming С. M. Teaching. A Psychological Analysis. Methuen. London, 1964. -268 p.

182. Hall E. T. The Silent Language. Greenwich (Coun.), 1964.

183. Highet Gilbert. The Art of Teaching. Methuen. 1979. 247 p.

184. Hills Philip. Teaching and Learning as a Communication Process. London, 1979. 108 P

185. Hoyle Eric. The Role of the Teacher. London, 1969. 83 p.

186. Kleinke K. The first impression. L., 1976.

187. Lancaster Otis Ewing. Effective Teaching and Learning. Gordon and Breach, 1974. -345 p.

188. Levinger G., Snock J. D. Attraction in Relationships: A New Look at Interpersonal Attraction. Morristown, N. Y., 1972.

189. Linnell Rosemary. Performance Skills in Drama. Edward Arnold (Publishers). 1985. 86P

190. Lytton Hugh. Creativity and Education. London, 1971. -118 p.188

191. Marland Michael. The Craft of the Classroom. A survival guide. Heinemann Educational, 1993. -152 p.

192. Mehrabian A. Nonverbal Communication. Chicago, 1972.

193. Morrison A. and Mclntyre D. Teachers and Teaching. Penguin Books, 1970. -166 p.

194. Stanley Susan M. Drama without Script. London, 1980. 63p.189