Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Молчан, Эдуард Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Брянск
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников"

На правах рукописи

Молчан Эдуард Михайлович

Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников:

диалогический аспект

13.00.01. общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

БРЯНСК - 2007 ООЗиЬЬ с ^

003065745

Работа выполнена на кафедре обшей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета имени академика И.1". Петровского

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент Савченко Евгения Антоновна

Официальные оппонента; доктор педагогических наук,

профессор Асташона Надежда Александровна кандидат педагогических наук, доцент Куцебо Григорий Иванович

Ведущая организация: Смоленский государственный университет

Защита состоится«. 4» «октября» 2007 года в 14,Н1 часов на заседании диссертационного совета Д 212.020.0! в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан « 3 1,д200 £ тда

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук,

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников обусловлено потребностями общества, необходимостью наращивания духовно-нравственного потенциала в социуме, что является одним из важнейших условий общения людей, их выживания и прогресса в современном мире

Социально-экономические преобразования значительно изменили уровень жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения В среде современной молодежи осуществляется ориентация на потребление материальных ценностей В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе Приоритет формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов нравственного поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации Духовно-нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности духовно-нравственный характер

Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является ранний юношеский возраст (И.С Кон) В раннем юношеском возрасте происходит становление сферы морального самосознания, обретение мировоззренческой позиции, профессиональное самоопределение старшеклассника. Личность достигает определенного уровня интеллектуального и нравственного развития, что способствует переоценке прежнего опыта, идеалов, ценностей и выработке новых, появляется стремление старшеклассников к самопознанию, абстрактным рассуждениям, обнаруживается приверженность к дискуссиям, диспутам В юношеском возрасте формируется чувство взрослости, которое требует социального признания, обретения духовной свободы и чувства самостоятельности

Особый интерес для нас представляет философско-религиозная литература, обосновывающая истоки человеческого бытия, духовности В работах НА Бердяева, В В Зеньковского, В В Розанова, В.С Соловьева рассматривается духовная и психологическая сущность феномена человека, основа его нравственного бытия Исследования психологов и социологов Л С Выготского, Л Н Кагана, И С Кона, А.Н Леонтьева, Б О Николаичева и др, раскрывающие сущность духовной деятельности человека, составляют базу для изучения психологических механизмов формирования духовно-нравственных ценностей личности Это позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания личности в школе в современной социокультурной ситуации

В работах О.Г Дробницкого, А Г Здравомыслова, В.Н. Мясищева, Н Д Никандрова, 3 И Равкина, СЛ Рубинштейна, В П Тугаринова и др духовно-нравственные ценности выступают важнейшим регулятором социально значимого

поведения человека Педагогический аспект воспитания моральных ценностей раскрыт в работах НИ Болдырева, ЕВ. Бондаревской, ИП Подласого, В А Сластенина, К Д Ушинского, И Ф Харламова, Н Е Щурковой и др

Формирование духовно-нравственных ценностей личности старшеклассника в процессе образования и воспитания является основным фактором в нравственном развитии личности в период ее становления Воспитание и образование должны выступать не просто как желание формировать кого-то или что-то, а как возможность создавать такие условия, в которых личность могла бы совершенствоваться

В ходе анализа теории и практики воспитания школьников в современной социокультурной ситуации выявлены следующие противоречия

> между аксиологическими и духовно-нравственными изменениями, происходящими в современном обществе и недостаточной изученностью духовно-нравственных ценностей в практике школьного обучения и воспитания,

> между потребностью общества в духовно-нравственной личности и недостаточностью разработки научно-методических основ процесса формирования духовно-нравственных ценностей школьников

С учетом указанных противоречий сформулирована проблема: каковы педагогические условия процесса формирования духовно-нравственных ценностей в современной общеобразовательной школе7

Данная проблема обусловила выбор темы исследования «Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников, диалогический аспект»

Цель исследования: раскрытие сущности духовно-нравственных ценностей и условий их формирования у старшеклассников общеобразовательной школы

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания старшеклассников в современной школе

Предмет исследования: формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников содержание, методы, средства, условия

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование духовно-нравственных ценностей у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы будет результативным при наличии следующих условий

1 Осознание педагогами сущности категории «духовно-нравственные ценности»

2 Организация ценностно-ориентированных видов деятельности и диалогического общения старшеклассников, направленных на актуализацию личностно значимых ценностей

3 Овладение педагогами критериями сформированное™ уровней духовно-нравственных ценностей старшеклассников

4 Наличие модели процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в деятельности и диалогическом общении

Задачи исследования:

1 На основе теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме уточнить сущность, категории духовно-нравственных ценностей

2 Изучить и проанализировать опыт работы школ по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников в современных условиях

3 Разработать и апробировать модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы

4. Выявить ведущие условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в различных видах деятельности и диалогическом общении

5 Разработать учебно-методическое пособие по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников

Методы исследования. В процессе исследования для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач, достоверности полученных результатов использовался комплекс теоретических и эмпирических методов анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, диалог, анкетирование, интервьюирование, сравнение полученных данных, моделирование, метод оценки и самооценки, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент При обработке и интерпретации материала применялись методы математической статистики

Отмечая достижения науки в разработке духовно-нравственных ценностей, можно заметить, что основное внимание уделяется

> структуре ценностей классификации видов, типов, уровней, форм существования (С Ф Анисимов, В.А Блюмкин, О С Розов),

> роли и значению ценностей в профессиональном становлении и профессиональной педагогической деятельности (НА Асташова, А Я Гуревич, Н В Матяш, 3 И Равкин, М В Ретивых, В Д Симоненко, В А. Сластенин,),

> ценностям различных сфер жизнедеятельности (Л С Выготский, А Г Здравомыслов, Л А Ивин, ЕВ Шорохова и др ),

> педагогическим ценностям и ценностным ориентациям, психологическим особенностям их развития и формирования у старшеклассников (ТИ Петракова, В А Сластенин, Е П Шастана, Е Н Шиянов и др )

Теоретико-методологическую основу исследования составили на научно-философском уровне положения о человеке как высшей ценности, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений с другими людьми (О Г Дробницкий, М С Каган, И С Подласый, ВП Тугаринов, НЕ Щурковаидр),

на общенаучном уровне исследования по гуманизации образования, в том числе связанные с гуманизацией содержания образования (А А Бодалев, ЛП Буева, В П Зинченко, В В Краевский, Н С Розов, Е Н Шиянов),

на научно-педагогическом уровне педагогическая аксиология (Н А Асташова, ЗИ Равкин, В А Сластенин), общая теория учебной деятельности (В В Давыдов, Г И Щукина, ДБ Эльконин), труды по педагогической аксиологии (И С Артюхова, Н А Асташова, В А Блюмкин, В А Караковский, Н Д Никандров, 3 И Равкин), изучение формирования духовно-нравственных ценностей личности в диалоге (ММ Бахтин, ВС Библер, Л С Выготский и др), раскрытие сущности воспитательного процесса (В М Коротов, И С Марьенко, В.С Кукушин и др )

на профессионально-технологическом уровне профессиональная подготовка будущего учителя (В Д Симоненко, М В Ретивых, Е В. Бондаревская, Н Е Щуркова, О С Газман и др ), концепции личностно-ориентированной педагогики (И Я Лернер, Е С Полат), культурологическая концепция Н Е Щурковой

Теоретическую базу нашего исследования составили идеи и взгляды русских философов, педагогов и богословов (Н А Бердяев, И А Ильин, А Ф Лосев, В С Соловьев, С Л Франк)

Методологическими ориентирами выступают аксиологический, диалогический, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, философско-

антропологический подходы (ММ Бахтин, ВС Библер, ЕВ Бондаревская, В В Давыдов, В В Зеньковского, В В Сериков, Б М Бим-Бад и др )

Достоверность научных результатов исследования обеспечена методологическими подходами к изучению диалогического аспекта процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, применением различных методов и методик, соответствующих предмету исследования, целям и задачам, гипотезе; личным опытом и экспериментальной работой автора.

Научная новизна исследования состоит в следующем раскрытии сущности категории духовно-нравственных ценностей, определении ведущих педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в различных видах деятельности и диалогическом общении,

выявлении уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников,

разработке теоретической модели процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в деятельности и диалогическом общении

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем комплексном изучении проблемы в философском, социальном, психолого-педагогическом аспектах,

вьивлении методических основ процесса духовно-нравственных ценностей у старшеклассников,

обосновании педагогических условий их формирования в процессе организации диалогического общения,

определении принципов, методов и средств духовно-нравственного воспитания Практическая значимость исследования состоит в том, что:

> разработаны критерии и методика выявления уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников, что позволит повысить эффективность процесса формирования ценностей,

> обоснована технология развивающего диалога, которая повышает эффективность процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников,

> результаты исследования могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ в целях повышения эффективности воспитательного процесса и прогнозирования научно-педагогической деятельности,

> материалы учебно-методического пособия «Диалоги о духовно-нравственных

ценностях» (См. приложение s электронном виде, в соавторстве) могут быть использованы для чтения лекций, проведения семинаров, классных часов, воспитательных мероприятий со старшеклассниками

Личный вклад соискателя определяется самостоятельной разработкой методических рекомендаций, научным анализом и практическим внедрением материалов по духовно-нравственному воспитанию, а также непосредственным участием в организации опытно-экспериментальной работы в школе и обобщении ее результатов

Основная опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ОШ №7, г Мозыря, Мозырского государственного областного лицея, Кореневской СШ Светлогорского района Гомельской области РБ, гимназии №7, г Брянска РФ Этапы исследования Исследование проводилось в три этапа.

На I этапе (1997-1999 гг) изучалась психолого-педагогическая, философская и социологическая литература, что позволило сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования, уточнялось содержание основных понятий, связанных с объектом и предметом исследования, разрабатывалась теоретическая модель, методика, анализировались духовно-нравственные ценности старшеклассников

На II этапе (2000-2005 гг) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, направленная на апробацию теоретической модели, практическую реализацию материалов учебно-методического пособия «Диалоги о духовно-нравственных ценностях», выявлялись уровни сформированное™ духовно-нравственных ценностей старшеклассников с целью дальнейшего прогнозирования развития старшеклассников

На III этапе (2006-2007 гг) анализировались и систематизировались экспериментальные данные, уточнялись теоретические положения, осуществлялась разработка и апробация методических рекомендаций по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников, оформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации

Апробация и внедрение. Суть процесса исследования духовно-нравственных ценностей отражена в 25 публикациях

Основные положения диссертации обсуждались на следующих конференциях Международная научная конференция Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы (28-29 ноября 2001, г Мозырь),

Восьмые Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные дням славянской письменности и культуры (25-26 мая 2002, г Минск),

Международная научная конференция. Развитию полесского региона-энергию молодых ученых (26-27 июня 2002, г Мозырь),

Международная научно-практическая конференция, посвященная 170-летию педагога-просветителя С А. Рачинского (30 апреля 2003, г Минск),

III Республиканская научно-практическая конференция аспирантов Полесский регион и наука XXI века (24-25 июня 2004, г Мозырь),

Межвузовская научно-практической конференция Детский сад-школаг-вуз проблемы и перспективы развития (13-14 октября 2005, г Брянск),

Полесский регион и наука XXI века Материалы III республиканской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых (27-28 июня 2005, г Мозырь),

Международная научно-практическая конференция Личностно развивающее профессиональное образование (Екатеринбург 2005г),

Технология образования школьников в начале XXI века Материалы XI Международной научно-практической конференции (13-15 декабря 2005 г Брянск)

На защиту выносятся следующие положения:

1 Духовно-нравственные ценности - это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентации, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие ее на достижение высших идеалов

2 Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе протекает успешно при наличии следующих условий

наличие у старшеклассников знаний о духовно-нравственных ценностях,

организация ценностно ориентированных видов деятельности и диалогического общения, предполагающих единство личностного образа жизни и форм педагогического сотрудничества,

актуализация базового ядра в структуре ценностей личности старшеклассника, которое составляют ценности (уважение, доброта, доброжелательность, верность, ответственность, надежность, преданность, справедливость, порядочность, чувство чести, душевность, честность, совесть)

3 Характеристика уровней сформированное™ духовно-нравственных ценностей включает реальные субъективные представления старшеклассников об их ценностях и социальной реальности, а также мотивацию, умения, навыки и качество выполняемых действий Становление духовно-нравственных ценностей старшеклассников происходит в контексте взаимосвязи социально-педагогических и психолого-педагогических условий, предполагающих перевод жизненных ценностей в личностно значимые

4 Эффективность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников зависит от следующих факторов

> степени овладения педагогом методикой изучения и выявления уровней сформированное™ духовно-нравственных ценностей,

> овладения умениями преобразования учебного материала, источников духовно-нравственной литературы в материал для формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников,

> создания благоприятного микроклимата для формирования духовно-нравственных ценностей в коллективе старшеклассников и поддержания творческой, высоконравственной атмосферы,

> степени развития и саморазвития личности старшеклассника, сформированное™ его способностей и потребности жить в условиях постоянных перемен,

> создания условий для активной нравственной позиции старшеклассников в организации деятельности и диалогического общения

5 Модель, характеризующая процесс формирования духовно-нравственных

ценностей старшеклассников, представляет собой систему диалогического взаимодействия педагога и старшеклассника и направлена на развитие значимых ценностей через деятельность и диалогическое общение, от их возникновения в сознании и чувствах до сформированное™ и реализации в нравственном поведении

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников (205), приложений

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность проблемы, характеризуется степень разработанности, определяется объект, предмет, методологическая основа и цель исследования, формулируются гипотеза и задачи исследования, определяются методы и этапы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, аргументируется выбор положений выносимых на защиту

В первой главе «Сущность и психолого-педагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников» уточнена сущность понятия духовно-нравственных ценностей, раскрыт процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников

В первом параграфе первой главы «Сущность духовно-нравственных ценностей» раскрывается значение понятия духовно-нравственных ценностей

Духовно-нравственные ценности представляют определенную систему координат, в которой закодированы нравственная культура человека, мировоззрение Указанная система являет собой некий идеальный образ-эталон отношения, деятельности, взаимодействия, диалогического общения, отражающий объективное состояние действительности Благодаря наличию этого образа-эталона, категория «духовно-нравственные ценности» получает возможность выполнять свою главную функцию-раскодирование духовной информации

Рассмотрение сущности и структуры духовно-нравственных ценностей позволяет определить их как идеал духовной жизни людей в котором выражается потребность познания мира, своего назначения в нем, смысл человеческого бытия Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие ценности нравственные, эстетические, религиозные, ценности знания Однако ни в одном из направлений духовно-нравственные ценности не предстают в своем «чистом» виде, что позволяет сделать вывод об их тесном взаимодействии с другими

Во втором параграфе первой главы <<Диалог как средство формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников» анализируются различные точки зрения на исследование данной проблемы Диалог выступает ведущим механизмом в процессе формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников Основой взаимоотношений между людьми является потребность в общении - одна из главных человеческих потребностей, которая с развитием человека претерпевает глубокие изменения как по форме, так и по своему содержанию Общение на основе духовно-нравственных ценностей предполагает равноправную позицию общающихся, которые являются со-беседниками, со-участниками в со-бытии

Структура общения диалогична (М М Бахтин, В С Библер, М Бубер, О С Газман, Е Н Ильин, В Н Мясшцев, Н Ф Радионова и др ) Диалог как форма существования человека в этом мире, как способ выявления и проявления его сущности имманентен природе человека Он дает возможность каждому собеседнику открыть в себе нечто новое, неизвестное, духовно вырасти

Диалог представляет собой диалогические формы обмена идеями, позициями, ценностями, чувствами участников общения, он всегда направлен на другого. Это средство реализации духовно-нравственных ценностей личности, ибо с ним связаны и духовные отношения, и проявления духовного состояния Поэтому содержание, лишённое сути - диалогических отношений, - не может быть духовно продуктивным в силу своей отчужденности от личностных ценностей участников общения Таким образом, диалог способствует формированию духовно-нравственных ценностей и выстраиванию внутреннего мира, ставит участников общения в позицию авторов нового личностного духовного содержания Нами разработана и внедрена в практику методика проведения диалогов для старшеклассников

Третий параграф первой главы «Процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности в деятельности и диалогическом общении» посвящен теоретическому обоснованию роли деятельности и диалогического общения в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников Важными для осмысления этих феноменов представляются работы ученых, занимающихся проблемами изучения деятельности (Л П Буева, М С Каган, Б Г Ананьев, А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн и др) и диалогического общения (ММ Бахтин, А В Брушлинский, В А Поликарпов, Т Е Конникова, X И Лийметс, А В. Мудрик и др)

Особое место в психолого-педагогической науке занимает теория диалога, созданная М М Бахтиным Суть ее заключается в том, что единственно адекватной формой словесного выражения подлинной человеческой жизни является незавершенный диалог Жизнь по природе своей диалогична Жить - значит участвовать в диалоге вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т д В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью душой, духом, телом Необходимо отметить, что главным в теории М М Бахтина является духовное общение Эта идея нашла продолжение и развитие в диалогической концепции общения А В Брушлинского, В А Поликарпова, которые трактуют диалог как живое общение, в процессе которого его участники, духовно обогащая друг друга, выражают общую позицию или, наоборот, остаются при своих взглядах

Научные подходы данных исследователей позволили нам внести свои коррективы в традиционные представления о формировании личности старшеклассника, развитии его творческого потенциала. Особенности процесса социализации и становления старшеклассника связаны, прежде всего с тем, что он осуществляются не на основе передачи и пассивного одобрения предлагаемых ценностей, а на основе их критического переосмысления и созидания в процессе деятельности и диалогического общения

Как показало исследование, формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников зависит не только от осознания общечеловеческих и личностных ценностей, но и определяется процессом интеграции этих ценностей в деятельности и

диалогическом общении При этом средством актуализации выступает гуманитарное знание, изобразительное искусство, религия, история народа, литература и т.д

Вторая глава исследования «Методические основы процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников» раскрывает методику и логику опытно-экспериментальной работы по выявлению ведущих ценностей личности старшеклассников, определению их уровней сформированности, теоретическую модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей, обосновывает педагогические условия процесса их формирования

Первый параграф второй главы «Методика формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников» посвящен изучению данных диагностики определения ведущих ценностей старшеклассников, разработке методики процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

В ходе констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика на основе изучения духовно-нравственных ценностей старшеклассников В связи с этим использовалась методика М Рокича (метод прямого ранжирования), тест по оценке уровня самоактуализации личности, анкеты, наблюдения, методика «недописанный тезис», (рассказ, предложение) и др Результаты диагностического обследования позволили определить ведущие ценности личности старшеклассников (см табл 1)

Таблица 1

Ведущие ценности личности старшеклассника

I Духовные ценности человеколюбие. III Ценности межличностных отношений

благородство, доброжелательность, милосердие, доброта, душевность, духовность, совесть гуманизм, справедливость, преданность, бескорыстие, кротость, смирение

II Ценности долженствования чувство чести. IV Ценности коллективной деятельности

уважение, честность, порядочность, верность, надежность, искренность коллективизм, чувство долга, солидарность, товарищество, ответственность, самоотверженность

Также на констатирующем этапе было выявлено, что старшеклассники предпочитают духовно-нравственным ценностям материальные

Исходя из посылки, что ценности расположены в зависимости от полученных ими значений, образуют структуру, необходимо выделить ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, так, как очевидно, что они определяют ведущую, основную ориентацию личности на те или иные цели и средства в деятельности Это позволяет содержательно охарактеризовать значимые ценности В начале исследования старшеклассники, в основном, считали значимыми для себя материальные ценности 51,25 %, затем они выделили ценности учебной и профессиональной деятельности 27 %, а после духовно-нравственные ценности, которые составили 21,75 %

Как показал констатирующий эксперимент, у большинства старшеклассников наблюдались существенные недостатки в информированности о ценностях

а) низкая степень информированности о духовно-нравственных ценностях как таковых,

б) низкая эмоциональная отзывчивость по отношению к происходящим

историческим событиям, духовным источникам культуры, искусства,

в) низкий уровень сформированное™ духовно-нравственных ценностей личности старшеклассников

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников включал два этапа

Первый этап был ориентирован на усвоение теоретических знаний о сущности духовно-нравственных ценностей Цель данного этапа эксперимента состояла в раскрытии сущности и значимости духовно-нравственных ценностей для старшеклассников Содержание данного этапа составлял блок теоретических знаний, который позволил старшеклассникам осознать необходимость процесса формирования духовно-нравственных ценностей Мы акцентировали внимание на возможностях личности осознанно осуществлять выбор жизненно важных ценностей и реализовать их через самообразование и самовоспитание

На втором этапе эксперимента была организована работа по закреплению теоретических знаний о духовно-нравственных ценностях на практике через различные виды духовно-нравственной деятельности организация поисковой и краеведческой работы, тематические вечера, праздники, недели истории, литературы, экскурсии, разработка сценариев, посещение выставочных залов, музеев, галерей, творческие отчеты, коллективные обсуждения, кружковые занятия по истории, литературе, диспуты, дискуссии, решение педагогических задач, беседы, самостоятельная работа с литературой и т п Цель данного этапа экспериментальной работы состояла в приобщении старшеклассников к ценностям При этом нами учитывался характер направленности личности, степень личностной значимости деятельности и диалогического общения

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников предполагает наличие следующих условий

> обеспечение старшеклассников теоретическими знаниями о духовно-нравственных ценностях,

> стимулирование стремления к духовно-нравственному самосовершенствованию в процессе развития этих ценностей;

> использование ситуаций, позволяющих старшеклассникам реализовать духовно-нравственные ценности во взаимоотношениях,

> развитие у старшеклассников умений и навыков оценивать и самооценивать проявление духовно-нравственных ценностей

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей имеет свои специфические особенности, которые определяются многими факторами воспитательными целями и задачами, спецификой учебного заведения, возрастом учащихся, овладением педагогом-воспитателем методами и формами организации деятельности и диалогического общения

Во втором параграфе второй главы «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников» задача исследовательской работы

состояла в определении условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе организации образовательной деятельности и диалогического общения

Эффективное формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников возможно лишь при соответствующей подготовке учителей, которая включает

> готовность педагога-воспитателя к реализации воспитательных функций педагогической деятельности в процессе формирования духовно-нравственных ценностей,

> владение педагогом соответствующими технологиями организации духовно-нравственной деятельности и диалогического общения,

способность педагога анализировать и отбирать дидактический материал для духовно-нравственного воспитания,

> мастерство педагога в создании проблемных диалогических ситуации в процессе обсуждения вопросов духовного характера.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников предполагает наличие ведущих педагогических условий

а) осознания старшеклассниками духовно-нравственных ценностей как приоритетных в системе ценностей личности,

б) саморегуляции внутреннего потенциала старшеклассников (способность противостоять безнравственным явлениям, бездуховности),

в) выражения и утверждения личной позиции в процессе формирования духовно-нравственных ценностей,

г) стимулирования уважительного отношения старшеклассников к ценностям и традициям своего отечества, народа

В третьем параграфе «Характеристика уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников» мы ставили задачи определить уровни и показатели сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников, обобщить результаты опытно-экспериментальной работы в модели процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников

Под уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей следует понимать степень духовно-нравственной зрелости личности старшеклассника, которой он достигает в процессе своего воспитания

Важнейшей составной частью экспериментальной работы являлось определение уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников При определении этих уровней учитывались содержание и действенность духовно-нравственных ценностей, характер их соотношения, а также степень проявления субъективности личности в реализации этих ценностей

Качественная характеристика определения уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников предложена нами в следующей шкале

Уровни Мотивация (мотнвационный компонент) Звания, умения и навыки (когнитивный компонент) Качество выполняемых действий (поведенческий компонент)

Низкий Учащиеся осознают значимость духовно-нравственных ценностей для человека. Слабо сформированы ценностные ориентации, отсутствует потребность в формировании духовно-нравственных ценностей в деятельности и общении Владеют поверхностными знаниями о духовно-нравственных ценностях Пассивны, не проявляют интерес к деятельности Слабо ориентируются в жизненных ситуациях Отсутствует личная устремленность, положительное отношение, склонность и интерес к духовно-нравственным ценностям Редко проявляют участие в духовно-нравственной деятельности

Средний Учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но не проявляют соответствующей активности Не испытывают потребности заниматься духовно-нравственной деятельностью Старшеклассники владеют системой духовно-нравственных знаний, умений и навыков, но не способны адекватно оценить ценности Испытывают затруднения в выборе ценностей Старшеклассники проявляют стремления к удовлетворению своих духовных потребностей в реализации ценностей, но нет устойчивых убеждений, взглядов, установок, интереса по отношению к духовно-нравственной деятельности

Высокий Учащиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей Принимают непосредственное участие в духовно-нравственной деятельности Имеют сформированные ценностные ориентации, занимаются духовным самосовершенствованием, проявляют духовно-нравственную самостоятельность Старшеклассники владеют глубокой системой знаний о духовно-нравственных ценностях, необходимых для осуществления высоконравственной деятельности Принимают активное участие во всех видах духовно-нравственной деятельности, отстаивают свои позиции по отношению к окружающим Воспитанники проявляют последовательность, непоколебимость в реализации задач духовно-нравственного воспитания Имеет место независимость суждений, самостоятельность при решении задач духовно-нравственного характера Устойчивы к аморальным проявлениям со стороны окружающих в конкретных ситуациях Активны в духовно-нравственной деятельности

По уровню сформированности духовно-нравственных ценностей в ходе экспериментальной работы ними были выделены три группы старшеклассников

1 К первой группе, поведенческо-творческой, относятся старшеклассники, характеризующиеся высоким уровнем сформированости духовно-нравственных ценностей, развитой эмоционально-волевой сферой, способностями к саморазвитию и духовно-нравственному самовоспитанию, высоконравственными поступками в повседневных жизненных ситуациях Это высокий уровень нравственного развития

личности.

2. Ко второй группе, пассивной, были отнесены старшеклассники у которых, отмечается недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера; нет устойчивого стремления к самопознанию, не сформированы умения планировать и осуществлять духовно-нравственную деятельность; внешне сдержанное выражение готовности к духовному самосовершенствованию и самовоспитанию. Это средний уровень сформированности духовно-нравственных ценностей.

3. К третьей группе, эмпирической, отнесены старшеклассники, для которых характерны слабое развитие ценности о-мотивационной сферы, отсутствие четких представлений о духовно-нравственных ценностях. Внешняя готовность к духовному самовоспитанию н саморазвитию носит временной и формальный характер. Им необходима систематическая педагогическая поддержка. Это низкий уровень сформированности духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, с учетом этих качественных особенностей осуществлялась характеристика уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников до и после эксперимента (рис. 1).

% во -

50 40

30

20 -10 -

О 4т

■ в

Уровни о с Я н

Рис. I Сформированное! ь уровней духовно-нравственных ценностей старшеклассников в экспериментальной и контрольной группах

Под высоким уровнем сформированности духов но-нравственных ценностей понимается такой уровень, при котором данное морально-психологическое образование

проявляется как устойчивое свойство личности ставшее внутренней детерминантой поведения Старшеклассников, обладающих высоким уровнем сформированное™ духовно-нравственных ценностей, характеризует осознанность, устойчивость и активность нравственного поведения во всех жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые требуют проявления морально-волевых усилий, активной жизненной позиции преодоления трудностей

Средний уровень сформированности духовно-нравственных ценностей означает такое состояние, при котором обнаруживаются тенденции к устойчивости, зависящие от внешних побудителей, от ситуации Реализация духовно-нравственных ценностей в отдельных жизненных ситуациях, особенно затрудненных, требует не только собственных усилий, но и определенной помощи со стороны взрослых и коллектива в виде совета, напоминания, поддержки, которая стимулирует выбор и осуществление старшеклассниками правильной линии поведения Однако необходимые внутренние усилия, направленные на побуждение воли, старшеклассники совершают безболезненно, добровольно, со знанием выполненного долга Старшеклассников этого уровня характеризует устойчивость нравственного поведения, но недостаточная активность

Низкий уровень характеризуется таким состоянием сформированности духовно-нравственных ценностей, при котором они проявляются лишь в обстоятельствах сильно действующего внешнего побуждения Поведение старшеклассников отличается недостаточной осознанностью и неустойчивостью, оно находится в большой зависимости от конкретной ситуации, нередко такие старшеклассники весьма активны Но чтобы они вели себя в соответствии с предъявляемыми требованиями, им необходима помощь со стороны взрослых и коллектива не только в форме советов, разъяснений, но и в форме запретов, ограничений постоянного контроля и т п, так как внутренние регуляторы нравственного поведения у них не сформированы

В процессе диагностирования и прогнозирования развития ценностей нами сделаны следующие выводы

> духовно-нравственные ценности выступают как устойчивая система нравственных идеалов и принципов, опосредующих поведение, отношение к окружающей действительности и к самому себе,

> в формировании духовно-нравственных ценностей необходима опора на диалог, который позволяет актуализировать духовную динамику в общении,

> формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников - процесс поэтапный, позволяющий активизировать нравственное сознание и поведение личности

В ходе опытно-экспериментальной работы нами апробирована модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в деятельности и диалогическом общении (рис 2)

I Цель формирование духовно-нравственных ценностей у старшеклассников | Деятельность и диалогическое общение |

Нравственное сознание и нравственные чувства

Нравственное поведение

Осознание и осмысление духовно-нравственных ценностей_

Саморегуляция внутреннего потенциала личности

Выражение и утверждение личной позиции в процессе формирования духовно-нравственных ценностей

Решаемые задачи

Приобщение к ценностям, нормам и традициям своего народа

Побуждение к восприятию жизни как высшей духовной ценности

Осознание учащимися нравственных норм и ценностей в диалоге

Формирование убежденности в подлинности духовно-нравственных ценностей

Стимулирование уважительного отношения к духовно-нравственным ценностям социума и осознанного соблюдения нравственных норм

Побуждение к самостоятельной творческой деятельности в самовоспитании

Развитие социальной направленности личности в деятельности и диалогическом общении

Стимулирование и саморазвитие духовно-нравственных ценностей

Побуждение к регулированию своего поведения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей Приобщение к анализу деятельности коллектива, своей роли в ней, самооценке ценностей

Ориентация на духовно-нравственные ценности в различных видах деятельности Развитие самостоятельности в процессе формирования духовно-нравственных ценностей

Принципы личноегно-ориентированного подходе Методы н средства воздействия Формы работы

Убеждение Лекции, диспуты, дискуссии, диалоги

Гуманизм Внушение Индивидуальные и коллективные беседы Встречи с интересными людьми

Культуросообразность Диалог Мобилизация усилий коллектива Диалоги с родителями

Сотрудничество Стимулирование Организация поездок, экскурсий, конкурсов, концертов и др

Доверие и поддержка Создание воспитывающих ситуаций Организация лекториев, игр, вечеров

Творчество и успех Совместное обсуждение проблем Просмотр видеофильмов с обсуждением, викторины, диспуты

Принятие личности как данности Требе 8 £1Н И£ Психолого-педагогическое консультирование

Полисубъектность (диалогический подход) Решение задач с этическим и нравственным содержанием Методика незаконченного тезиса или предложения Пресс-конференции, игра-тренинг

Результат

Сформированное^ духовно-нравственных ценностей Умение верить в свои возможности и силы, внутренняя потребность в самосовершенствовании и нравственном самовоспитании, ответственность за свои поступки Наличие идеалов, образцов поведения в коллективе Осознанное участие в духовно-нравственной деятельности и диалогическом общении

Рис. 2 Модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в различных видах деятельности и диалогическом общении

В модели процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников представлен как многоэтапное психолого-педагогическое воздействие на личность Данный процесс направлен на развитие значимых ценностей в деятельности и диалогическом общении Теоретическая модель позволяет представить процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников как педагогический процесс, состоящий из воздействий и взаимодействий субъектов деятельности и диалогического общения с учетом поставленных целей и задач.

В заключении диссертационной работы подведены итоги и сформулированы выводы.

В процессе исследования была достигнута поставленная цель, состоящая в раскрытии сущности духовно-нравственных ценностей и условий их формирования у старшеклассников общеобразовательной школы, выдвинутая гипотеза подтвердилась

Сформированные в старшем школьном возрасте духовно-нравственные ценности, интересы, мировоззренческие принципы и убеждения оказывают решающее влияние на всю последующую жизнь Ценности и идеалы, убеждения и представления способствуют формированию духовности личности и поиску новых жизненных установок

Проведенное теоретическое исследование позволило определить психолого-педагогические особенности процесса формирования духовно-нравственных ценностей в деятельности и общении Сущность их в следующем

1 Мотив конкретной деятельности и диалогического общения, зарождающийся под воздействием духовно-нравственных ценностей, становится основой для будущей деятельности, то есть тем, что детерминирует нравственное сознание и поведение личности в любой ситуации Таким образом, духовно-нравственные ценности становятся теми «духовными силами», которые обеспечивают внутреннюю детерминацию поведения личности, стремление ее к нравственному совершенствованию на уровне саморегуляции, что означает нравственную устойчивость личности

2 Обмен духовно-нравственными ценностями в деятельности и диалогическом общении осуществляется двухслойно информационно и психологически

3 Учебно-воспитательная сторона педагогического процесса, организованная с помощью духовного общения, диалога, посредством обмена духовными ценностями, обеспечивает целостность духовной жизни коллектива Сам учебно-воспитательный пропесс представляет собой особый тип духовного взаимодействия, реализующийся в форме духовного диалога.

Духовно-нравственные ценности старшеклассников зависят от предлагаемых им ценностей и степени их усвоения

Важное значение в воспитании личности старшеклассника имеет перевод жизненных ценностей в личносгно значимые в процессе формирования духовно-нравственных ценностей

Опытно-экспериментальная работа показала, что для формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников педагогу необходимо

> учитывать уровни сформированное™ духовно-нравственных ценностей,

> овладеть методикой изучения уровней сформированности духовно-нравственных ценностей,

> применять разнообразные формы диалогического общения в воспитательной

работе, которые будут способствовать развитию духовно-нравственных ценностей

старшеклассников,

> учитывать субъективный опыт личности

В результате проведенного исследования были определены уровни сформированное™ духовно-нравственных ценностей старшеклассников низкий (эмпирический), средний (пассивный), высокий (деятельностно-творческий).

В ходе исследования процесса формирования духовно-нравственных ценностей нами было установлено

> духовно-нравственные ценности как сложное интегративное образование, формирующееся на основе нравственного сознания, участия в активной практической деятельности, регулируют деятельность старшеклассника,

> эффективность формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в диалогическом общении обусловлена овладением педагогами научно-методическими основами процесса формирования этих ценностей, их практической реализацией,

> активное включение старшеклассников в разнообразные виды деятельности и диалогического общения (диалог, диспут, дискуссия, откровенные разговоры, читательские конференции, встречи с интересными людьми, лекции-демонстрации, сочинения, чтение книг) определяет результативность процесса формирования духовно-нравственных ценностей, содействует развитию у старшеклассников положительного отношения к учебе, окружающим людям

Выявленные в ходе проведенного исследования тенденции, разумеется, не исчерпывают всех аспектов сложной и многогранной проблемы, полученные результаты дают основание для более глубокого осмысления процесса формирования духовно-нравственных ценностей

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

1 Молчан, Э М Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников диалогический аспект [Текст] / Э М Молчан // Известия Российского государственного педагогического им А И Герцена Аспирантские тетради №14 (37). -Санкт-Петербург Изд-во «Книжный дом», 2007 - С 281-284

Методические материалы и статьи

2. Молчан, Э М Вопросы нравственного воспитания в педагогической теории Я А Коменского [Текст] / Э М Молчан // Молодежь и наука на пороге III тысячелетия Сб науч работ аспирантов -Мозырь УО «МГПУ», 2001 -С 54-58

3 Моучан, ЭМ, Я А Саучанка. Сутнасць феномена духоунасщ [Текст] / Я А Саучанка, ЭМ Молчан // Весщ БДПУ - 2002 №4 - С 117-125 (в соавторстве),

авторский текст - 4 с

4 Молчан, ЭМ Ценность-феномен бытия человека [Текст] / ЭМ Молчан // Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 ноября 2001г / Под редакцией В В Валетова. -Ч 1. —Мозырь УО «МГПУ», 2002 - С 52-56

5. Молчан, Э.М. Оценка уровня сформированности духовно-нравственных ценностей личности [Текст] / Э М Молчан // «Развитию полесского региона - энергию молодых ученых Материалы научной конференции аспирантов Мозырь, 26-27 июня 2002 года / Подред НН Егорова-Мозырь УО «МГПУ», 2002 -С 159-161

6 Молчан, Э М Диалектика духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / ЭМ Молчан//ВесшкМДПУ - 2003 №8 - С 117-120

7 Молчан, Э.М Методика формирования духовно-нравственных ценностей личности школьника [Текст] / Э М Молчан // Молодежь и наука на пороге III тысячелетия Сб науч работ аспирантов -Мозырь УО «МГПУ», 2003 -С 43-47

8 Молчан, Э М Условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников [Текст] / ЭМ Молчан // Полесский регион и наука XXI века Материалы II республиканской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых -Мозырь УО «МГПУ», 2003 - С 31-32

9 Молчан, Э М Нравственность Структурные компоненты [Текст] / Э М Молчан // Праблемы выхавання -2003 №5 - С 61-66

10 Молчан, Э М Роль духовно-нравственных ценностей в педагогическом наследии С А Рачинского [Текст]/ЭМ Молчан//«Родитель» -2003 №6-С 23

11 Молчан, Э М Сущность духовно-нравственных ценностей учащихся [Текст] / Э М Молчан // Образование и повышение квалификации работников Сб науч. тр вып 15 Вопросы современной психологии, педагогики и повышения квалификации в исследованиях молодых ученых Ч 2 Теория и методика обучения и воспитания / Под ред ВТ Кабуша Академ последиплом образования -Мн,2003 — С 139-144

12 Молчан, ЭМ Взаимодействие личности в деятельности и общении как условие формирования духовно-нравственных ценностей [Текст] / Э М Молчан // Педагогика История и современность (проблемы нравственного воспитания) Педагогические чтения, посвященные памяти академика И Ф Харламова / Под ред В П Горленко - Гомель УО «ГГУИМ Ф С. Скорины», 2004 - С 161-164

13 Молчан, Э М Сущность ценностных ориентации в формировании личности [Текст] / Э М Молчан // Актуальные проблемы педагогики и образования Сборник статей докторантов, аспирантов и соискателей / Под ред В Д Симоненко, М В Ретивых -Брянск Изд-во БГУ, 2005 - С 52-55

14 Молчан, Э М Формирование духовно-нравственных ценностей школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / ЭМ Молчан // Актуальные проблемы педагогики и образования. Сборник статей докторантов, аспирантов и соискателей / Под ред ВД Симоненко, М В Ретивых -Брянск Изд-во БГУ, 2005. - С 55-59

15 Молчан, ЭМ Роль духовно-нравственных ценностей в формировании нравственного сознания старшеклассников [Текст] / Э М. Молчан // Полесский регион и

наука XXI века Материалы III республиканской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых -Мозырь, УО «МГПУ», 2005 - С 145-147

16 Молчан, Э М. Функции педагога в процессе формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников [текст] / Э М Молчан // Детский сад-школа-вуз проблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научно-практической конференции, - Брянск Изд-во БГУ, 2005 - С 59-61

17 Молчан, ЭМ Формирование духовно-нравственных ценностей личности [Текст] / Э М Молчан // Технологическое образование школьников в начале XXI века Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред В Д Симоненко, М В Ретевых Ч 1 -Брянск Изд-во БГУ, 2005 -С 56-59

18 Молчан, ЭМ Савченко ЕА Стратегия образовательной деятельности в ходе мадернизации профессионального образования [Текст] / Э М Молчан, Савченко Е А. // Личностно развивающее профессиональное образование Материалы V Междунар науч.-практ конф - В 4-х ч - Ч 4 — Екатеренбург Рос. гос проф -пед ун-т, 2005 - С 45-47 (в соавторстве), авторский текст -1,5 с

19 Молчан, ЭМ Духовно-нравственные ценности как условие развитие личности учащегося [Текст] / Э М Молчан // Вестник Брянского филиала Московского психолого-социального института - 2005. №2 - С. 7-10

20 Молчан, Э М Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников [Текст]/ЭМ Молчан// АдукацыяiВыхаванне -2006 №2 - С 13-17

21 Молчан, Э М Характеристика процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников [Текст] / Э М Молчан // Вестник Брянского госуниверситета им акад ИГ Петровского -2006 №1 -С 77-84.

22 Молчан, Э М Проблема взаимоотношений религии и науки [Текст] / Э М Молчан // Вестник Брянского филиала Московского психолого-социального института - 2006 №2 -С 4-6

23 Молчан, Э М, Савченко Е А Сущность понятий духовность, духовная жизнь [Текст] / ЕА Савченко, ЭМ Молчан // Инновационные проблемы педагогического образования' Сборник научных трудов / Под редакцией проф Л П Крившенко - М Изд-во МГОУ, 2007 - С110-113(в соавторстве), авторский текст - 2 с

24 Молчан, ЭМ Технология диалогического общения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников [Электронный ресурс] // Электронное научное издание "Письма в Emissia Offline электронный научно-педагогический журнал" - СПб, 2007г, ART 1143, Гос per N 0420700031 Режим доступа http //www emissia 50g com/offline/2007/1143 htm, свободный, объем 0 5 п л

25 Молчан, ЭМ Психолого-педагогическая антропология Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.А Савченко, Э М Молчан - Брянск РИО БГУ, 2007 - 358с (в соавторстве), авторский тест - 179 с