Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании

Автореферат по педагогике на тему «Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Миронова, Елена Леонидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Оренбург
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании"

На правах рукописи

005003воэ

МИРОНОВА Елена Леопндовпа

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

- 8 ДЕК 2011

Оренбург -2011

005003885

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Тихомирова Евгения Ивановпа

Официальные оппонепты:

доктор педагогических наук, профессор Пурик Элыа Эдуардовна

кандидат педагогических наук, доцент Гройсман Алла Геннадьевна

Ведущая организация -

ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Защита состоится 28 декабря 2011 г. в 14 ч 30 мин на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.181.01 при Оренбургском государственном университете по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 170215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.

Текст автореферата размещен на сайте ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» www.osu.ru 25 ноября 2011 года.

Автореферат разослан 25 ноября 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

И.Д. Белоновская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальиость исследования. Современное прогрессивно развивающееся общество всё более ориентировано на интенсивное личностное развитие человека как субъекта коммуникации. В настоящее время коммуникативные умения имеют особую ценность, так как обеспечивают возможность обширных межкультурных контактов, социально-личностной успешности, активного созидания, развития в содружестве с другими людьми.

Важная роль в этом процессе принадлежит образованию, которое создаёт особые условия воспитания подрастающего человека, целенаправленно формируя его коммуникативные умения. В этом контексте закономерно возрастает роль дополнительного образования подростков, обладающего обширными возможностями в активизации процесса коммуникации. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.

В нормативно-правовых документах Российской Федерации последовательно обоснована стратегия современного образования, раскрывающая сущность и значимость воспитания подрастающего поколения как успешных, творчески развивающихся, активно взаимодействующих социальных субъектов. Эти позиции представляет Федеральная программа развития и воспитания в системе образования России, Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, инициатива «Наша новая школа».

В научных исследованиях констатируется, что «современные подростки все чаще и интенсивнее стремятся реализовать себя в коммуникации и творчестве..., в связи с тем, что это возраст активного поиска способов самопроявления в социуме, стремления к деятельности, взаимодействию, объединению в группы» (Д.И. Фельдштейн).

Особо значимым в этом контексте становится развитие подростков в творческих объединениях и содружествах, овладение ими коммуникативными умениями в процессе активного освоения современного социума.

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между потребностью об-

щества в развитии коммуникативно-успешной личности и недостаточно реализуемыми потенциальными возможностями дополнительного образования;

- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью формирования коммуникативных умений подростков и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы в дополнительном образовании;

- на научно-методическом уровне - между активизацией использования хореографических проектов в дополнительном образовании и недостаточной готовностью педагогов дополнительного образования к формированию коммуникативных умений подростков.

Хореография как древний способ позитивного объединения людей, может быть успешно использована в процессе воспитания и творческого развития современных подростков, формирования их коммуникативных умений в условиях дополнительного образования. Хореографические проекты в дополнительном образовании имеют значительные воспитывающие возможности для позитивного личностного развития подростков и формирования их коммуникативных умений.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для проведения специального педагогического исследования по проблеме формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании:

- установлены развивающие возможности проектов (П.П.Блонский, Д. Дьюи, Е.С. Заир-Бек, П.Ф. Каптерев, У.Х. Килпатрик, Э. Коллин, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий, И.Д. Чечель); исследована сущность и значимость хореографии как средства воспитания и творческого развития подростков (Н.П. Базарова, Ю.А. Бахрушин, М.С. Боголюбская, Г.Ф.Богданов, И.И. Вальберх, К.Я. Голейзовский, В.П. Мей, В.И. Уральская, М.М. Фокин, С.Н. Худеков).

В то же время, в педагогической науке недостаточно раскрыто формирующее влияние хореографических проектов на коммуникативные умения подростков, в этом аспекте неполно описаны возможности дополнительного образования в личностном развитии подростков, фрагментарно разработано учебно-методическое обеспечение этого процесса, что и определяет актуальность научно-педагогического исследования проблемы формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы

определили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании».

Объект исследования: хореографические проекты дополнительного образования.

Предмет исследования: формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Гипотеза исследования. Хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков - это система средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности.

Хореографические проекты в дополнительном образовании становятся фактором формирования коммуникативных умений подростков в том случае, если:

- реализуется программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков;

- хореографические проекты в дополнительном образовании предусматривают поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах;

- хореографические проекты включают специально организованные ситуации индивидуально-группового взаимодействия, обеспечивают формирование коммуникативных умений подростков;

- учитываются возрастные, личностные, эмотивные, коммуникативные особенности и актуализируются коммуникативные потребности подростков в хореографических проектах;

- проводится специализированная подготовка педагогов дополнительного образования по формированию коммуникативных умений подростков.

Цель, объект, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

- изучить теоретические основания исследуемой проблемы и уточнить педагогическую сущность понятий: коммуникативные умения

подростков и хореографические проекты;

- апробировать модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании;

- разработать программно-методическое обеспечение формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Методологическую основу исследования составляют: идеи нравственно-эстетического развития человека как субъекта социума, основные положения теории деятельности и личностный подход, который определяет сущность и значимость позитивной индивидуально-групповой самодеятельности и самореализации личности.

Теоретическую основу исследования составляют:

- теория личности, теория развития личности как активно взаимодействующего субъекта социума (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, A.B. Петровский);

- теория деятельности и концепция деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- коммуникативные характеристики личности (Г.М. Андреева, A.A. Бодалёв, Я.Л. Коломинский, A.A. Леонтьев, A.B. Мудрик, Л.А. Петровская);

- закономерности процесса развития подростков как активно социализирующихся субъектов (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская,

A.C. Гаязов; H.A. Каргапольцева, Е.И. Тихомирова);

- систематизированные идеи развития коммуникативных умений человека в контексте представления синергетических возможностей групповой деятельности (E.H. Князева, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен);

- процесс ценностно-ориентированного воспитания и развития личности подростков (Т.К. Ахаян, Е.В. Бондаревская, A.B. Кирьякова,

B.А. Сухомлилский, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн,

C.Т. Шацкий);

- идеи художественного - эстетического воспитания школьников (М.А. Верб, А.Г. Гройсман, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, Э.Э. Пурик, С.Т. Шацкий);

- особенности развития подростков в личностно значимых содружествах и сообществах (B.C. Агеев, И.П. Иванов, P.A. Литвак, A.C. Макаренко, К. Хорни).

Методы исследования. Логика исследования определила необходимость использования теоретических методов: анализ и синтез философской, психологической, педагогической, культурологической литературы; понятийно-терминологический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, обобщение педагогического опыта. Эмпирические методы: анкетирование, беседа, включённое выборочное и лонгитюдное наблюдение, изучение продуктов проектной деятельности подростков, опрос, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, тестирование; методы математической статистики: интерпретация и обобщение полученных результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей: Центр воспитательной работы «Крылатый» города Самары; Центр дополнительного образования села Богатое Самарской области. Всего в экспериментальной работе, на разных ее этапах, участвовало 507 человек, из них: 317 подростков, 15 педагогов дополнительного образования, 175 родителей подростков.

Этапы исследования.

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлен выбор и теоретическое осмысление проблемы, темы, объекта, предмета исследования: сформулированы его цели и задачи; дано методологическое обоснование, выдвинута рабочая гипотеза, определены основные понятия проблемы исследования, разработана модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, определены и теоретически обоснованы условия эффективности данного процесса, разработана программа формирующего эксперимента.

На втором этапе (2007-2009 гг.) проведен констатирующий и формирующий эксперимент, анализ эффективности хореографических проектов в дополнительном образовании как фактора формирования коммуникативных умений, уточнена и реализована модель, программа, апробированы технологии хореографических проектов подростков в дополнительном образовании, реализованы педагогические условия эффективной организации исследуемого процесса.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) обобщены и проанализированы результаты исследования, отражающие процесс реализации исследовательской программы, проведена апробация результатов исследования, уточнены положения, выносимые на защиту и выводы исследования, подготовлено учебно-методическое пособие по результатам проведен-

ного исследования, оформлен текст диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования:

- уточнена педагогическая сущность базовых понятий исследования: хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков представляют собой систему средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности.

- создана модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, раскрывающая интегрированную систему позитивной индивидуально-групповой коммуникации подростков в процессе овладения хореографической речью, аккумулирующая ценностно-целевой, процессуально-содержательный, коммуникативно-креативный, деятелыюстно-технологический, рефлексивно-диагностический блоки:

- разработана программа реализации хореографических проектов, активизирующая позитивную коммуникацию подростков и обеспечивающая поэтапное развитие их коммуникативной самостоятельности:

- созданы ситуации и технологии индивидуально-группового взаимодействия, соответствующие различным уровням развития коммуникативных умений подростков;

- определены соответствия хореографических проектов актуализируемым коммуникативным потребностям, возрастным, личностным и эмотивным особенностям подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты:

- расширяют научно-педагогические представления о формировании коммуникативных умений подростков спецификой формирующего процесса в хореографических проектах в дополнительном образовании:

- уточняют терминологическое поле проблемы представлением педагогической сущности понятий коммуникативные умения подростков в контексте личностно-деятельностного развития, хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков в дополнительном образовании;

- устанавливают принципы реализации личностно-деятельностного подхода в хореографических проектах в дополнительном образова-

нии (позитивного индивидуально-группового взаимодействия; учета эмотивных и коммуникативных особенностей, потребностей и способностей подростков).

Практическая значимость исследования:

- разработанная модель формирования коммуникативных умений подростков может быть использована при конструировании программ и планов работы хореографических объединений в дополнительном образовании;

- авторский комплекс ситуаций формирования коммуникативных умений подростков с использованием хореографической речи может стать основой подготовки творческих проектов в дополнительном образовании;

- учебно-методическое пособие «Хореографические проекты в развитии коммуникативных умений подростков в процессе самореализации в дополнительном образовании» может быть использовано в качестве научно-методического обеспечения деятельности в системе повышения педагогической квалификации педагогов;

- хореографические проекты, апробированные в творческих коллективах, представляют собой универсальные средства формирования коммуникативных умений подростков в дополнительном образовании.

На защиту выпосятся следующие положения:

1. Хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков - это система средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности.

2. Хореографические проекты в дополнительном образовании становятся фактором формирования коммуникативных умений подростков при реализации следующих педагогических условий:

- в дополнительном образовании реализуется программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков;

- хореографические проекты в дополнительном образовании предусматривают поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах;

- хореографические проекты включают специально организованные ситуации и технологии индивидуально-группового взаимодействия, обеспечивают формирование коммуникативных умений подрост-

КОВ".

- учитываются возрастные, личностные, эмотивные, коммуникативные особенности и актуализируются коммуникативные потребности подростков в хореографических проектах;

- проводится специализированная подготовка педагогов дополнительного образования по формированию коммуникативных умений подростков.

3. Программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков, предусматривает поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах, которая проявляется: в инициировании подростками собственных хореографических проектов; в стремлении подростков к позитивному индивидуально-групповому взаимодействию в хореографических проектах; в проявлении положительных эмоций в процессе участия в хореографических проектах.

4. Установлены типы ситуаций соответствующие технологическим этапам формирования коммуникативных умений подростков: ситуации непреднамеренной, спонтанной коммуникации («диффузная коммуникация»); ситуации преднамеренной, специально организованной коммуникации («коммуникативно-креативное самопозиционирование»); ситуации целенаправленного, интегрированного, позитивного индивидуально-группового взаимодействия («индивидуально-групповое позиционирование»).

5. Технология формирования коммуникативных умений подростков реализуется поэтапно. Ценностно-ориентированный этап характеризуется развитием представлений подростков о личностной значимости хореографических проектов; коммуникативно-креативный этап определяется освоением подростками организованных педагогами коммуникативно-креативных практик позитивного индивидуально-группового взаимодействия средствами хореографической речи; действенно-практический этап актуализируется креативной самодеятельностью подростков, использующих развитые коммуникативные умения.

6. Определены уровни сформированное™ коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании: «диффузная коммуникация» (коммуникативная самостоятельность подростков слабо выражена, редко проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия - педагогическое управление); «коммуникативно-креативное самопозиционирование» (комму-

никативная самостоятельность подростков периодически проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия - педагогическая поддержка); «индивидуально-групповое позиционирование» (коммуникативная самостоятельность подростков постоянно проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия - педагогическое сопровождение).

7. Разработано и апробировано программно-методическое обеспечение, позволяющее формировать готовность педагогов дополнительного образования к развитию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах.

Достоверность п обоснованность результатов исследования обеспечены сочетанием теоретического и экспериментального уровней исследования; использованием комплекса различных методов, адекватных цели исследования; опытно-экспериментальным подтверждением теоретических выводов; повторяемостью эксперимента; обработкой количественных данных методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и итоги диссертационного исследования были представлены на Международных и Всероссийских конференциях (Челябинск 2010, Новосибирск 2011, Самара, 2011, Сочи, 2011, Якутск, 2011), Макаренковских педагогических чтениях (Самара,

2009); на Российском конкурсе «Орлята России» (г. Туапсе, 2009,

2010); Международном конкурсе-фестивале «Крымские волны» (Украина, г. Феодосия, 2011); Всероссийской выставке научно-методических пособий (Сочи,2011). По результатам деятельности по развитию подростков хореографическому ансамблю «Услада» ЦДО «Крылатый» г. Самара присвоено звание «Образцовый детский коллектив» (приказ Минобрнауки РФ от 15.12.08 г. №384).

Личный вклад автора состоит в научно-теоретическом анализе проблемы формирования коммуникативных умений подростков; разработке и реализации модели, программы исследования формирования, непосредственном сборе и обработке эмпирического материала, организации и проведении опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, обработке и анализе полученных результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, гипотеза, цель, задачи, объект, предмет, теоретические, методологические основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования, описаны этапы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, определены структура и объем диссертации.

В первой главе «Теоретические основания формирования ком-мупикатнвпых умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании» дается общая характеристика коммуникативных умений подростков в контексте личностно-деятельностиого подхода как средства позитивного индивидуально-группового взаимодействия, открытия человеком мира познания и деятельности, активной реализации своего коммуникативного Я как развивающегося субъекта социума: раскрывается сущность хореографических проектов как фактора формирования коммуникативных умений подростков, описывается модель исследуемого процесса.

В главе представлен теоретический анализ сущности понятия «коммуникативные умения подростков», которое определяется в научной литературе как поисковая активность личности, использование возможностей развития коммуникативного Я, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения через включение в расширяющийся круг социальных контактов и типов деятельности посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, A.A. Леонтьев).

В контексте позитивного индивидуально-группового взаимодействия коммуникативные умения подростков раскрываются как умения выстраивать своё поведение в группе; понимать другого человека (Г.Ф. Богданов, С.М. Каргапрольцев); выбирать нужную интонацию, жесты-, сопереживать собеседнику; ставить себя на его место; предугадывать реакцию другого человека; выбирать по отношению к человеку наиболее правильный способ обращения (A.A. Бодалёв, Я.Л. Коломинский, A.B. Мудрик, Л.А. Петровская).

В главе представлены результаты анализа работ, раскрывающих значимость и содержательное разнообразие проектов как развивающего фактора (П.П. Блонский, Д. Дьюи, П.Ф. Каптерев, У.Х. Килпатрик, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, С.Т. Шацкий). Раскрыты теоретико-методические основания успешной организации педагогических про-

ектов (В.А. Анищенко, И.Д. Белоновская, Е.М. Белякова, И.А. Зимняя, Н.Б. Крылова, Э.Э. Пурик, И.Н. Хачатрян).

В работе выявлена и обоснована сущность дополнительного образования в позитивной коммуникации, в креативной самодеятельности, в реализации способности осуществлять свободный выбор форм и направлений реализации своего коммуникативного Я (В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Н.Е. Дружинина, H.A. Морозова, Е.В. Петрова, А.И. Щетинская, Ю.Г. Юдина).

В исследовании раскрыто общее понимание хореографии как значимой части человеческой культуры, одной из возможностей творческого саморазвития и эстетического совершенствования (Г.Ф. Богданов, М.С. Боголюбская, А.П. Ершова, Р.В, Захаров, Э.А. Королева, Ф.М. Лопухов, М.М. Фокин). Охарактеризована сущность творческой деятельности как средства развития человека (Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарёва, С.Л.Рубинштейна).

В исследовании выявлены особенности формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах: наличие позитивного индивидуально-группового взаимодействия, представленного хореографическим движением, хореографической позой, хореографическим жестом, эмоциональными хореографическими знаками (удивление, вдохновение, грусть, радость, страх).

В результате анализа научной литературы и педагогической практики определена ценностная сущность и личностная значимость хореографических проектов в дополнительном образовании как фактора формирования коммуникативных умений подростков - это основание, обеспечивающее когнитивно-ценностное личностное формирование подростков путём развития представлений об эстетике танца; это средство, стимулирующее расширение коммуникативно-креативного пространства позитивного индивидуально-группового взаимодействия в танце; это способ реализации подростками своего коммуникативного Я в процессе овладения хореографической речью: это экспрессивно-действенная форма, позволяющая создавать ситуации креативного содружества и сообщества, осваивать практики и технологии реализации своего коммуникативного Я, приобретать опыт эмоционального сопереживания и вдохновения; поддержки и сотрудничества в танцевальном взаимодействии; сотворчества и креативного соперничества в конкурсной деятельности; содействия и самопозиционирования в концертной деятельности.

ж

ш

о н о и ч о

с

«5

о

Я

а е х

3 х л

1

в-

2 §

Л

ЦЕЛЬ: формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании

ч

Ценностно-целевой блок

ЗАДАЧИ:

1. Организовать позитивное яндивядуальво-груяповое взаимодействие подрост*»» в хореографических проектах дополнительного образования как условие формирована* коммуникативных умевяЙ подростке».

2. Создать в хореографических проектах коммуиякативяо-креатявяое пространство формирования комму я в кат явных уменкП яодрос1ков. способ вих осваивать практику возятяакого нваввя* аувлъяото-труопового взаимодействия. накапливать опыт креативной самодеятельности путем о »виц копирования, позитивного нндавядуяльиого-групнового взаимодействия.

3. Осуществить рефлексию результатов формирования комиуввкатпьиых уиеняй подростков.

Практикумы, семинары, мастер-классы для педагогов, подростков, родителей

Программа реализации проектов

Рефлекснвно-деятельностная диагностика результатов формирования коммуникативных умении подростков

Процессуально-содержательный блок

ПОДУ О Л; лтгчностно-деггельнсхтныЛ

РДЩЦИДЫ: позитивного индивидуально-группового взаимодействия. учета возрастных, индивидуальных. личностных, эмотивиых. коммуникативных особенностей, потребностей я способностей подростков в процессе реализации коммуникативного Я как разни-веющегося субъекта социума

ФРАКЦИИ- ценностно-смысловая, иотнвацнонная- деятельности а*, диагностическая, организаторская, обучающая, воспитывающая, развивающая, оценочна*

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ? реализуется программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков: хореографические проекты в дополнительном образования предусматривают поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах: хореографические проекты включают специально организованные ситуации ннднвндуально-группового взаимодействия, обеспечивают формирование коммунистов ных умений подростков; учитываются возрастные, личностные эмотнвные. коммуникативные особенности и актуализируются коммуникативные по требностн подростков в хореографических проектах; проводится специализированна подготовка педагогов дополнительного образования по формированию коммуникатлв ных умений подростков.

Коммуникативно-креативный, деятельностно-текнологяческия блок

МЕТОДЫ:

ценностно-смыслового развития: индивидуально-илчностных достижений;

креативной самодеятельности

ФОРМЫ: познание, разработка. позиционирование проектов, рефлексия достижений. моделирование перспектив, участие в аншдх. конкурсах, праздниках, фестивалях

СРЕДСТВА: эмоционально-эстетические; действенио-

практнчеекпе: коммуникативно-личностные: танец, костюм, вдохновение. хореографическая речь

Рефлексивно-диагностический блок

N Критерия ояеикн форми- ...... —1« Показателя фор Кирова» , ------ Уровви формирования

пыя уиеяив подростке* умеяв* подростков явй подростков

Рисунок 1 - Модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании

Установлено, что хореографические проекты способны объединять подростков в позитивные содружества и сообщества, научить осваивать ситуации позитивного индивидуально-группового взаимодействия в процессе овладения хореографической речью, представить опыт креативной самодеятельности, развивая потребности и проявляя способности в реализации своего коммуникативного Я (Н.В. Атитанова, Н.П. Базарова, Е.О. Бильченко, Л.В. Богомолова, O.A. Рьшдина).

В исследовании определены педагогические условия формирования коммуникативных умений подростков и определены критерии их сформированное™ (когнитивно-ценностный, индивидуально-коммуникативный, ин диви дуально го-группового взаимодействия; праксиологический).

Итогом исследования проблемы явилась разработанная модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании на основе личностно-деятельностного подхода, интегрирующая компоненты исследуемого процесса: целевой; содержательный; организационно-практический; оценочно-критериальный, рефлексивный (рисунок 1).

Во второй главе «Опытио-эксперпментальпая работа по формированию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании» представлена апробация модели формирующего процесса. Практика внедрения модели представлена тремя технологическими этапами, которые обеспечивали инициирование подростками собственных хореографических проектов; стремление подростков к позитивному индивидуально-групповому взаимодействию в хореографических проектах; проявление положительных эмоций в процессе участия в хореографических проектах.

В ходе исследования разработаны типы ситуаций, раскрывающие в хореографических проектах возрастные, личностные, эмотивные, коммуникативные особенности подростков: непреднамеренной, спонтанной коммуникации (.«Диффузная коммуникация»); преднамеренной, специально организованной, коммуникации («коммуникативно-креативное самопозиционирование»); целенаправленного, интегрированного, позитивного индивидуально-группового взаимодействия («индивидуально-групповое позиционирование»).

На каждом этапе в специально организованных педагогами дополнительного образования ситуациях использовались технологии реализации подростками своего коммуникативного Я (на основе классификации технологий субъектной самореализации Е.И. Тихомировой).

Первый этап формирующего процесса - ценностно-ориентированный, были использованы технологии «креативного разнообразия», которые реализованы в хореографических проектах «Мои фантазии», «Пчелиная семейка», в которых подростки под руководством педагогов дополнительного образования осваивали пространство реализации своего коммуникативного Я в мире хореографической фантазии, развивая представления о ценностной сущности и личностной значимости хореографических проектов.

Второй этап исследуемого процесса - коммуникативно-креативный, были использованы технологии «коммуникативной успешности», которые были реализованы в хореографических проектах, создающих пространство позитивного индивидуально-группового взаимодействия с помощью хореографической речи.

В экспериментальной работе применялись специально организованные индивидуально-групповые, коммуникативно-креативные практикумы: «Я хочу вам рассказать»; «Пойми меня...»; «Сюрприз на память». В процессе подготовки и реализации хореографических проектов разработаны и организованы психолого-педагогические тренинги развития коммуникативной успешности подростков путём снятия коммуникативного напряжения, позиционирования подростками своих индивидуально-групповых коммуникативных достижений. В частности, тренинг «Танцуем и общаемся, развиваемся и вдохновляемся!» обеспечивал коммуникативно-эмотивную индивидуально-групповую идентификацию подростков; тренинг «Знакомьтесь, это Я!» учил подростков когнитивно-ценностному позиционированию своего коммуникативного Я в хореографических проектах в дополнительном образовании; «Мы это можем!» помогал подросткам в презентации своих достижений в хореографических проектах.

Третий этап - действенно-практический, состоял в накоплении опыта креативной самодеятельности подростков, использующих развитые коммуникативные умения на основе когнитивно-ценностных достижений (ценностные представления); освоения организованных педагогами дополнительного образования практик позитивного индивидуально-группового взаимодействия (актуализированные потребности, приобретенные способности); индивидуальной реализации своего коммуникативного Я (опыт освоения индивидуальных ролей: познающий субъект, действующий субъект, взаимодействующий субъект). Использованы технологии «праксиологических достижений» подростков, которые представлены в хореографических проектах

«Деревенский перепляс», «Русский лирический». В этих проектах подростки позиционировали свои реальные коммуникативные умения путём использования освоенной хореографической речи и накопленного опыта креативной самодеятельности.

Диагностический комплекс исследования включал диагностику: уровня овладения подростками хореографической речью (невербальная коммуникация); коммуникативных и организаторских умений (вербальная коммуникация); эмпатии (эмотивная позитивная ориентация на собеседника). Проведена экспертная оценка коммуникативных умений подростков, проявляемых в хореографических проектах в процессе показательных выступлений; специальная тестовая диагностика коммуникативных умений подростков; анкета для подростков на диагностику понимания ценностной сущности и личностной значимости хореографических проектов в дополнительном образовании; включённое выборочное и лонгитюдное наблюдение; составлены индивидуальные характеристики коммуникативных умений подростков, подготовленные педагогами дополнительного образования и родителями подростков.

Анализ полученных в ходе эксперимента результатов показал, что к началу констатирующего эксперимента уровень коммуникативных умений подростков в контрольных и экспериментальных группах не имел существенных отличий. При этом количество подростков, имеющих низкий уровень коммуникативных умений, был высоким, что обусловило необходимость проведения целенаправленной работы по формированию коммуникативных умений подростков.

В результате внедрения модели и реализации программы формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах, в экспериментальных группах подростков выявлена положительная динамика числовых значений критерия формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании. При этом в контрольных группах подростков положительная динамика коммуникативных умений незначительна, что подтверждено полученными статистическими данными (таблица 1).

Проведено изучение представлений подростков о ценностной сущности и личностной значимости хореографических проектов в дополнительном образовании как фактора формирования коммуникативных умений подростков, которые конкретно раскрываются в мнениях подростков, в частности: хореографические проекты в дополнительном образовании развивают коммуникативные умения, потому что эти про-

екты: позитивны - «вызывают желание по- доброму общаться» (76,5% мнений обследованных подростков); зрелищны - «можно смотреть на красоту и ею наслаждаться» (63,1% мнений обследованных подростков); многовариантны - «настоящая панорама разнообразия» (42,3% мнений обследованных подростков); креативны - «есть возможность творчески самовыражаться на глазах у зрителей» (39,6% мнений обследованных подростков); эмоционально привлекательны - «вызывают радость, восторг, восхищение» (37,8% мнений обследованных подростков).

Показатели и результаты формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании в ходе опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 1. Результаты получены на основе анализа мнений компетентных судей (педагоги дополнительного образования); результатов включенного выборочного и лонгитюдного педагогического наблюдения; само и взаимо диагностики подростками своих достижений в хореографических проектах; тестирования, бесед, эксперимента.

Таблица 1 - Показатели и результаты формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании (констатирующий, контрольный этап, в % )

Показатели Констатирующий этап Контрольный этап

Н Р И И Ч В Н Р И Ч В

Ценностно-смысловой 10.0 25.3 21,1 22,6 21.1 0.0 0.0 26,3 37.9 35.8

Коммуникативно-креативный 25.8 29.5 16,5 17.9 10.3 0.0 11.3 10,5 37,9 40,3

Креативно-праксиологический 20.0 30,7 19,3 16,8 13,2 0.0 13,2 28,9 35,3 22,6

Индивидуально-личностный 25.3 29,5 24,3 10.5 10,4 00.0 63.3 25,6 27.9 30,2

Рефлексивно-результативный - 24,6 28.9 1.6 4.2 0,6 0.0 ,3 4.2 5,2 5.3

Частота встречаемости показателей Н - никогда Р- редко И - иногда Ч - часто В - вс егда

Результат 1-критерия Стьюдента 07.1 13.9 1.0 7.5 5.1

Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по I-критерию Стьюдента. Результаты показали, что кри-

тические значения имеют существенные различия: наблюдаемые I-критерий при р<0.05 равен 2.78 и г-критерий при р<0.01 равен 4.6 и не попадают в критическую зону, что свидетельствует о значимости происходящих изменений.

Определены уровни сформированное™ коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании: «диффузная коммуникация» (коммуникативная самостоятельность подростков слабо выражена, редко проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия - педагогическое управле-ние);«коммуникативно-креативное самопозиционирование» (коммуникативная самостоятельность подростков периодически проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия — педагогическая поддержка);«индивидуалыю-групповое позиционирование» (коммуникативная самостоятельность подростков постоянно проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия - педагогическое сопровождение) (таблица 2).

Таблица 2 - Уровни формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании (в %, начало/окончание эксперимента)

Группы подростков Диффузная коммуникация Коммуникативно-креативное самопозиционирование Индивидуально-групповое позиционирование

Экспериментальные группы 51.5/23.6 38.2/54.7 10.3/21,7

Контрольные группы 50,9/37,9 39.7/48.6 9,4/13.5

По завершению эксперимента проведённый анализ результатов позволил обнаружить положительную динамику формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, что проявилось: в развитии представлений подростков о ценностной сущности и личностной значимости хореографических проектов как фактора формирования коммуникативных умений подростков (на 32,4%); в освоении подростками ситуаций позитивного индивидуально-группового взаимодействия в процессе овладения хореографической речью (на 61,3%); в приобретении подростками опыта креативной самодеятельности путем выполнения индиви-

дуальных коммуникативных ролей (на 48,5%).

В заключении представлены основные выводы исследования:

1. Актуальность определена необходимостью развивать коммуникативные умения подростка в целях социально-экономического совершенствования современного общества.

2. Теоретико-методологическую основу данного исследования составляет личностно-деятельностный подход, определяющий сущность, направления и принципы разработки модели формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

3. Хореографические проекты в дополнительном образовании выступают фактором формирования коммуникативных умений подростков, определяя успешность когнитивно-ценностного развития подростков; обеспечивая им реализацию коммуникативного Я и самостоятельность в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии в процессе овладения хореографической речью; создавая условия приобретения опыта креативной самодеятельности как развивающихся коммуникативных субъектов.

4. В рамках исследования создана модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, реализация которой обеспечивается педагогическими условиями.

5. Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании (методическое пособие, диагностическая программа, оценочно-критериальный инструментарий).

6. Эксперимент подтвердил, что разработанная модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, педагогические условия, программа, специально организованные ситуации и технологии индивидуально-группового взаимодействия, реализация педагогических условий формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, являются практически значимыми для позитивной индивидуально-групповой реализации коммуникативного Я подростков.

7. Организованная в рамках диссертационного исследования опытно-экспериментальная работа показала положительную динамику исследуемого процесса. Проведенный анализ полученных количествен-

ных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы доказал, что выдвинутая гипотеза подтверждена, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Настоящее исследование предполагает дальнейшее изучение проблем формирования коммуникативных умений в хореографических проектах в дополнительном образовании в направлении совершенствования профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования, сопровождающих этот процесс, а также исследование коммуникативных умений старшеклассников в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Миронова, E.JI. Художественно-проектная деятельность в хореографической подготовке детей / E.J1. Миронова И Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 7. - С. 239 - 245. (Реестр ВАК).

2. Миронова, Е.Л. Требования к педагогу-хореографу при организации художественно-проектной деятельности / Е.Л. Миронова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 27-31. (Реестр ВАК).

3. Миронова, Е.Л. Моделирование процесса самореализации младших школьников в проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей / Е.Л. Миронова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронное научное издание (научно-педагогический иптернет-журнал) / учредитель РГППУ им. А.И. Герцена. - 2010. - Декабрь, ART 1484. - Режим доступа: http://wwTV.emigsia.org/offline/2010/1484.htni. - Объем 0,4 и.л. (Реестр ВАК).

4. Миронова, Е.Л. Хореографические проекты в развитии коммуникативных умений подростков в процессе самореализации в дополнительном образовании : учебно-методическое пособие / Е.И. Тихомирова, Е.Л. Миронова. - Самара : Изд-во Ас Гард, 2011. - 157 с.

5. Миронова, Е.Л. Проектный метод в школьной педагогической практике / Е.Л. Миронова // Научные проблемы образования третьего тысячелетия : межвузовский сборник трудов молодых ученых. -Самара : Изд-во СГПУ, 2005. - Вып. 2. - С. 101-108.

6. Миронова, Е.Л. Анализ содержания и структуры художественно-проектной деятельности / Е.Л. Миронова // Научные проблемы образования третьего тысячелетия : межвузовский сборник трудов молодых ученых.- Самара : Изд-во СГПУ, 2007. - Вып. 3. - С. 75 - 83.

7. Миронова, Е.Л. Педагогические программные средства на занятиях хореографией с детьми / Е.Л. Миронова // Начальное образование Южного Урала : сборник научных статей. - Челябинск : РЕКПОЛ,

2007.-С. 43 -46.

8. Миронова, Е.Л. Использование проектного метода в процессе хореографической подготовки детей / Е.Л. Миронова // Внешкольник Оренбуржья. - 2007. - № 4. - С. 30-31.

9. Миронова, Е.Л. Проектный метод как способ познания мира / Е.Л. Миронова // Духовно - нравственное воспитание средствами дополнительного образования : сборник авторских программ, сценариев по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы педагогов г. Самара и регионов России. - Самара : МОУДОД ЦБР «Крылатый»,

2008. - С. 110- 115.

10. Миронова, Е.Л. Сущность проектной деятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования детей / Е.Л. Миронова // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Челябинск : ООО МАТРИЦА, 2010.-С. 19-23.

11. Миронова, Е.Л. Самореализация младших школьников в творческой хореографической деятельности в учреждении дополнительного образования детей / Е.Л. Миронова // Самореализация личности. Теория и практика : всероссийский сборник научно-практических исследований. - Самара : ПГСГА, 2010. - Вып. 3. - С. 60 - 65.

12. Миронова, Е.Л. Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в учреждении дополнительного образования / Е.Л. Миронова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения : сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. С.С. Чепнова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2011. - С. 177-183.

13. Миронова, Е.Л. Самореализация подростков в социально-гуманитарных хореографических проектах / Е.Л. Миронова // Социально-гуманитарные технологии личностного развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб. ; Самара : Изд-во Ас Гард, 2011. - С. 129-133.

Подписано в печать 23.11.2011 г. Формат 60х84'/1б. Бумага писчая. Усл. псч. листов 1Д Тираж 100. Заказ 66.

ООО «НикОс» 460027, г. Оренбург, ул. Донгузская, 28.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Миронова, Елена Леонидовна, 2011 год

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

1Л. Общая характеристика коммуникативных умений подростков в контексте личностного развития.

1.2. Хореографические проекты в дополнительном образовании как фактор формирования коммуникативных умений подростков.

1.3. Модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

2.1. Практика опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

2.2. Диагностика коммуникативных умений подростков в хореографических проектах.

2.3. Динамика результатов формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Выводы по второй главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании"

Актуальность исследования. Современное прогрессивно развивающееся общество всё более ориентировано на интенсивное личностное развитие человека как субъекта коммуникации. В настоящее время коммуникативные умения имеют особую ценность, так как обеспечивают возможность обширных межкультурных контактов, социально-личностной успешности, активного созидания, развития в содружестве с другими людьми.

Важная роль в этом процессе принадлежит образованию, которое создаёт особые условия воспитания подрастающего человека, целенаправленно формируя его коммуникативные умения. В этом контексте закономерно возрастает роль дополнительного образования подростков, обладающего обширными возможностями в активизации процесса коммуникации. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.

В нормативно-правовых документах Российской Федерации последовательно обоснована стратегия современного образования, раскрывающая сущность и значимость воспитания подрастающего поколения как успешных, творчески развевающихся, активно взаимодействующих социальных субъектов. Эти позиции представляет Федеральная программа развития и воспитания в системе образования России, Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, инициатива «Наша новая школа».

В научных исследованиях констатируется, что «современные подростки все чаще и интенсивнее стремятся реализовать себя в коммуникации и творчестве., в связи с тем, что это возраст активного поиска способов самопроявления в социуме, стремления к деятельности, взаимодействию, объединению в группы» (Д. И. Фельдштейн).

Особо значимым в этом контексте становится развитие подростков в творческих объединениях и содружествах, овладение ими коммуникативными умениями в процессе активного освоения современного социума.

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в развитии коммуникативно-успешной личности и недостаточно реализуемыми потенциальными возможностями дополнительного образования;

- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью формирования коммуникативных умений подростков и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы в дополнительном образовании; на научно-методическом уровне — между активизацией использования хореографических проектов в дополнительном образовании и недостаточной готовностью педагогов дополнительного образования к формированию коммуникативных умений подростков.

Хореография как древний способ позитивного объединения людей, может быть успешно использована в процессе воспитания и творческого развития современных подростков, формирования их коммуникативных умений в условиях дополнительного образования. Хореографические проекты в дополнительном образовании имеют значительные воспитывающие возможности для позитивного личностного развития подростков и формирования их коммуникативных умений.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для проведения специального педагогического исследования по проблеме формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании: установлены развивающие возможности проектов (П. П. Блонский, Д. Дьюи, Е. С. Заир-Бек, П. Ф. Каптерев, У. X. Килпатрик, Э. Коллин, Е. С. Полат, С. Т. Шацкий, И. Д. Чечель); исследована сущность и значимость хореографии как средства воспитания и творческого развития подростков (Н. П. Базарова, Ю. А. Бахрушин, М. С. Боголюбская, Г. Ф. Богданов, И. И. Вальберх, К. Я. Голейзовский, В. П. Мей, В. И. Уральская, М. М. Фокин, С. Н. Худеков).

В то же время, в педагогической науке недостаточно раскрыто формирующее влияние хореографических проектов на коммуникативные умения подростков, в этом аспекте неполно описаны возможности дополнительного образования в личностном развитии подростков, фрагментарно разработано учебно-методическое обеспечение этого процесса, что и определяет актуальность научно-педагогического исследования проблемы формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании».

Объект исследования: хореографические проекты дополнительного образования.

Предмет исследования: формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Гипотеза исследования. Хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков - это система средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности.

Хореографические проекты в дополнительном образовании становятся фактором формирования коммуникативных умений подростков в том случае, если: реализуется программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков;

- хореографические проекты в дополнительном образовании предусматривают поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах; хореографические проекты включают специально организованные ситуации индивидуально-группового взаимодействия, обеспечивают формирование коммуникативных умений подростков; учитываются возрастные, личностные, эмотивные, коммуникативные особенности и актуализируются коммуникативные потребности подростков в хореографических проектах; проводится специализированная подготовка педагогов дополнительного образования по формированию коммуникативных умений подростков.

Цель, объект, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

- изучить теоретические основания исследуемой проблемы и уточнить педагогическую сущность понятий: коммуникативные умения подростков и хореографические проекты; апробировать модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании; разработать программно-методическое обеспечение формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании.

Методологическую основу исследования составляют: идеи нравственно-эстетического развития человека как субъекта социума, основные положения теории деятельности и личностный подход, который определяет сущность и значимость позитивной индивидуально-групповой самодеятельности и самореализации личности.

Теоретическую основу исследования составляют:

- теория личности, теория развития личности как активно взаимодействующего субъекта социума (А. Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Петровский);

- теория деятельности и концепция деятельностного подхода (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

- коммуникативные характеристики личности (Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, JL А. Петровская);

- закономерности процесса развития подростков как активно социализирующихся субъектов (JI. И. Божович, Е. В. Бондаревская, А. С. Гаязов; Н. А. Каргапольцева, Е. И. Тихомирова); систематизированные идеи развития коммуникативных умений человека в контексте представления синергетических возможностей групповой деятельности (Е. Н. Князева, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен);

- процесс ценностно-ориентированного воспитания и развития личности подростков (Т. К. Ахаян, Е. В. Бондаревская, А. В. Кирьякова, В. А. Сухомлинский, А. П. Тряпицына, Д. И. Фельдштейн, С. Т. Шацкий);

- идеи художественно-эстетического воспитания школьников (М. А. Верб, А. Г. Гройсман, С. М. Каргапольцев, Б. Т. Лихачев, Э. Э. Пурик, С. Т. Шацкий);

- особенности развития подростков в личностно значимых содружествах и сообществах (В. С. Агеев, И. П.- Иванов, Р. А. Литвак, A.C. Макаренко, К. Хорни).

Методы исследования. Логика исследования определила необходимость использования теоретических методов: анализ и синтез философской, психологической, педагогической, культурологической литературы; понятийно-терминологический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, обобщение педагогического опыта. Эмпирические методы: анкетирование, беседа, включённое выборочное и лонгитюдное наблюдение, изучение продуктов проектной деятельности подростков, опрос, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, тестирование; методы математической статистики; интерпретация и обобщение полученных результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей: Центр воспитательной работы «Крылатый» города Самары; Центр дополнительного образования села Богатое Самарской области. Всего в экспериментальной работе, на разных ее этапах, участвовало 507 человек, из них: 317 подростков, 15 педагогов дополнительного образования, 175 родителей подростков.

Этапы исследования.

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлен выбор и теоретическое осмысление проблемы, темы, объекта, предмета исследования; сформулированы его цели и задачи; дано методологическое обоснование, выдвинута рабочая гипотеза, определены основные понятия проблемы исследования, разработана модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, определены и теоретически обоснованы условия эффективности данного процесса, разработана программа формирующего эксперимента.

На втором этапе (2007-2009 гг.) проведен констатирующий и формирующий эксперимент, анализ эффективности хореографических проектов в дополнительном образовании как фактора формирования коммуникативных умений, уточнена и реализована модель, программа, апробированы технологии хореографических проектов подростков в дополнительном образовании, реализованы педагогические условия эффективной организации исследуемого процесса.

На третьем этапе (2010-201 1 гг.) обобщены и проанализированы результаты исследования, отражающие процесс реализации исследовательской программы, проведена апробация результатов исследования, уточнены положения, выносимые на защиту и выводы исследования, подготовлено учебно-методическое пособие по результатам проведенного исследования, оформлен текст диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования: уточнена педагогическая сущность базовых понятий исследования: хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков представляют собой систему средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, . позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности;

- создана модель формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, раскрывающая интегрированную систему позитивной индивидуально-групповой коммуникации подростков в процессе овладения хореографической речью, аккумулирующая ценностно-целевой, процессуально-содержательный, коммуникативно-креативный, деятельностно-технологический, рефлексивно-диагностический блоки; разработана программа реализации хореографических проектов, активизирующая позитивную коммуникацию подростков и обеспечивающая поэтапное развитие их коммуникативной самостоятельности;

- созданы ситуации и технологии индивидуально-группового взаимодействия, соответствующие различным уровням развития коммуникативных умений подростков; определены соответствия хореографических проектов актуализируемым коммуникативным потребностям, возрастным, личностным и эмотивным особенностям подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты: расширяют научно-педагогические представления о формировании коммуникативных умений подростков спецификой формирующего процесса в хореографических проектах в дополнительном образовании;

- уточняют терминологическое поле проблемы представлением педагогической сущности понятий коммуникативные умения подростков в контексте личностно-деятельностного развития, хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков в дополнительном образовании; устанавливают принципы реализации личностно-деятельностного подхода в хореографических проектах в дополнительном образовании (позитивного индивидуально-группового взаимодействия; учета эмотивных и коммуникативных особенностей, потребностей и способностей подростков). Практическая значимость исследования: разработанная модель формирования коммуникативных умений подростков может быть использована при конструировании программ и планов работы хореографических объединений в дополнительном образовании; авторский комплекс ситуаций формирования коммуникативных умений подростков с использованием хореографической речи может стать основой подготовки творческих проектов в дополнительном образовании;

- учебно-методическое пособие «Хореографические проекты в развитии коммуникативных умений подростков в процессе самореализации в дополнительном образовании» может быть использовано в качестве научно-методич'еского обеспечения деятельности в системе повышения педагогической квалификации педагогов;

- хореографические проекты, апробированные в творческих коллективах, представляют собой универсальные средства формирования коммуникативных умений подростков в дополнительном образовании.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Хореографические проекты как фактор формирования коммуникативных умений подростков - это система средств, форм и технологий дополнительного образования подростков, актуализирующих потребность подростков в позитивном индивидуально-групповом взаимодействии с использованием хореографической речи, позиционированием хореографических достижений, приобретением опыта креативной самодеятельности.

2. Хореографические проекты в дополнительном образовании становятся фактором формирования коммуникативных умений подростков при реализации следующих педагогических условий: в дополнительном образовании реализуется программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков;

- хореографические проекты в дополнительном образовании предусматривают поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах; хореографические проекты включают специально организованные ситуации и технологии индивидуально-группового взаимодействия, обеспечивают формирование коммуникативных умений подростков; учитываются возрастные, личностные, эмотивные, коммуникативные особенности и актуализируются коммуникативные потребности подростков в хореографических проектах; проводится специализированная подготовка педагогов дополнительного образования по формированию коммуникативных умений подростков.

3. Программа, активизирующая позитивную коммуникацию подростков, предусматривает поэтапное развитие коммуникативной самостоятельности подростков в хореографических проектах, которая проявляется: в инициировании подростками собственных хореографических проектов; в стремлении подростков к позитивному индивидуально-групповому взаимодействию в хореографических проектах; в проявлении положительных эмоций в процессе участия в хореографических проектах.

4. Установлены типы ситуаций, соответствующих технологическим этапам формирования коммуникативных умений подростков: ситуации непреднамеренной, спонтанной коммуникации («диффузная коммуникация»); ситуации преднамеренной, специально организованной коммуникации («коммуникативно-креативное самопозиционирование»); ситуации целенаправленного, интегрированного, позитивного индивидуально-группового взаимодействия («индивидуально-групповое позиционирование»).

5. Технология формирования коммуникативных умений подростков реализуется поэтапно. Ценностно-ориентированный этап характеризуется развитием представлений подростков о личностной значимости хореографических проектов; коммуникативно-креативный этап определяется освоением подростками организованных педагогами коммуникативнокреативных практик позитивного индивидуально-группового взаимодействия средствами хореографической речи; действенно-практический этап актуализируется креативной самодеятельностью подростков, использующих развитые коммуникативные умения.

6. Определены уровни сформированности коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании: «диффузная коммуникация» (коммуникативная самостоятельность подростков слабо выражена, редко проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия -педагогическое управление); «коммуникативно-креативное самопозиционирование» (коммуникативная самостоятельность подростков периодически проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия - педагогическая поддержка); «индивидуально-групповое позиционирование» (коммуникативная самостоятельность подростков постоянно .проявляется, основа индивидуально-группового взаимодействия - педагогическое сопровождение).

7. Разработано и апробировано программно-методическое обеспечение, позволяющее формировать готовность педагогов дополнительного образования к развитию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены сочетанием теоретического и экспериментального уровней исследования; использованием комплекса различных методов, адекватных цели исследования; опытноэкспериментальным подтверждением теоретических выводов; повторяемостью эксперимента; обработкой количественных данных методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и итоги диссертационного исследования были представлены на Международных и Всероссийских конференциях (Челябинск, 2010; Новосибирск, 2011; Самара, 2011; Сочи, 2011; Якутск, 2011), Макаренковских педагогических чтениях (Самара, 2009); на Российском конкурсе «Орлята России» (г. Туапсе, 2009, 2010); Международном конкурсе-фестивале «Крымские волны» (Украина, г. Феодосия, 2011); Всероссийской выставке научно-методических пособий (Сочи, 2011). По результатам деятельности по развитию подростков хореографическому ансамблю «Услада» ЦДО «Крылатый» г. Самара присвоено звание «Образцовый детский коллектив» (приказ Минобрнауки РФ от 15.12.08 г. № 384).

Личный вклад автора состоит в научно-теоретическом анализе проблемы формирования коммуникативных умений подростков; разработке и реализации модели, программы исследования формирования, непосредственном сборе и обработке эмпирического материала, организации и проведении опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, обработке и анализе полученных результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе

Проведенный количественный и качественный анализ результатов исследования процесса формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании дает основания сделать следующие выводы:

- коммуникативные умения подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании имеют показатели сформированности: когнитивный - приобретение знаний, представлений о сущности базовых понятий; эмоционально-коммуникативный - умение осваивать практики позитивного индивидуально-группового взаимодействия используя хореографическую речь, действенно-практический - приобретение опыта освоения креативно-коммуникативных ролей при подготовке и реализации хореографических проектов, принятия ценности традиций хореографических проектов в дополнительном образовании;

- коммуникативные умения подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании формируются поэтапно: познание, понимание, развитие представлений на основе приобретения знаний, развития представлений о базовых понятиях, активного познания себя как креативного деятеля, позитивная индивидуально-групповая самореализация на основе освоения позитивных индивидуально-групповых практик путем освоения и использования хореографической речи в хореографических проектах в дополнительном образовании; позиционирование результатов своих достижений путем презентации результатов хореографических проектов, позиционирования личных достижений в хореографических проектов (знания, представления о ценностной сущности и личностной значимости хореографических проектов в дополнительном образовании как фактора формирования коммуникативных умений подростков, опыт освоения позитивных индивидуально-групповых практик, владение хореографической речью);

- наиболее сильное и устойчивое влияние на формирование коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании имеет освоение позитивных индивидуально-групповых практик путем использования подростками хореографической речи, которая является эффективным средством формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании;

- результаты проведенного эксперимента по формированию коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании показали развитие их опыта позитивной индивидуально-групповой самореализации путём использования подростками хореографической речи, снижение пассивности в отношении себя как позитивно'взаимодействующего члена хореографической группы; повышение самооценки, стремление к сотрудничеству со сверстниками, младшими, старшими, а также с родителями, педагогами, учителями, социальными партнерами. Результатом целенаправленной деятельности подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании явились победы на городских, областных слётах, конкурсах, фестивалях.

Проведенное исследование дает основание утверждать, что важным условием успешного формировании коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании явилось внедрение специально созданной модели и реализация разработанной программы формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании, которые позволили сделать процесс формирования коммуникативных умений подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании целенаправленным, системным, интегрированным и результативным.

166