Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гаспарович, Елена Олеговна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гаспарович, Елена Олеговна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕН-ТИРОВАННОГО ДИАЛОГА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ.

1.1. Историко-философский аспект становления и развития проблемы диалога.

1.2. Психолого-педагогический анализ диалога в образовательном процессе.

1.3. Личностно-ориентированный диалог в педагогике искусства.

1.4. Личностно-ориентированный диалог в формировании субъект-субъектных отношений учащихся на уроках музыки.

4 ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.

2.1. Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования.

2.2. Организация введения личностно-ориентированного диалога в уроки музыки у младших подростков.

2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки"

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Кардинальные изменения в социально-экономическом и политическом устройстве общества обострили проблему человеческого «Я» в культурной и духовной сферах жизни. В XX веке идеям «монологизма» противопоставлен дух «диалогический», толерантный и созидательный. Гуманитарное мышление в современных условиях выступает, во-первых, как большой диалог образовательной культуры по вопросам бытия, как равноправное общение разных культур, воплощенное в уникальных художественных произведениях, и во- вторых, как форма общения людей, в которой голос каждого человека, выражающего свои мысли и представления о мире, является незаглушимым и важным для всех (С. Ю. Курганов). В связи с этим основой бытия и мышления человека конца XX века становится диалог.

Прежний уровень образовательной системы, нацеленной на монологический образ мыслей, не в полной мере отвечает требованиям нового времени. На современном этапе развития концепции личностно ориентированного образования происходит проникновение диалога в самую сердцевину школьного обучения. (С. В. Белова, В. В. Сериков, И. Ю. Хоперс-кова). В тоже время в эстетическом образовании наблюдается недостаточная степень разработанности проблемы диалога.

Основополагающими для данного исследования явились следующие философские концепции диалога. В «философии жизни» - диалог есть «диалог двух субъектов» (В. Дильтей). В «философии экзистенциализма» - прообразом отношения человека к бытию является личностное отношение человека к другому человеку (Г. Марсель); в коммуникации, как и в диалоге, происходит процесс «взаимного проникновения друг в друга, сопереживания, восприятия другого как ценность» (К. Ясперс); настоящий «подлинный» диалог тот, в котором каждый из его участников (Я) действительно имеет в виду личность другого (Ты) и обращается к нему как к личности (М. Бубер). В русской философской традиции - «никакого готового Я не существует», пока не произойдет «встреча в диалоге Я с Ты» (С. JI. Франк); в диалоге путем «вживания», в «Я» другого человека, возврата и переоценке - происходит определение собственной «Я» позиции, с учетом полученного нового знания (М. М. Бахтин); диалог, как способ гуманитарного мышления (В. С. Библер).

В научной литературе по психологии и педагогике отдельным аспектам проблемы диалога посвящены работы: «о внутренней речи» (JI.C. Выготский), о психологии общения (А. Н. Леонтьев), о создании ситуации успеха (А. С. Белкин), об особенностях педагогического общения (А. А. Бодалев, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев и др.), об особенностях педагогической коммуникации (И. И. Васильева, В. Д. Ширшов и др.) и педагогики взаимодействий (Е. В. Коротаева), о психологических особенностях внедрения диалога в образовательный процесс (Г. М. Кучинский, А. Б. Доб-рович и др.), о специфичности мышления в диалоге культур (В. С. Библер); о закономерностях обучения в учебном диалоге (С. В. Белова, М. А. Глушенко, С. Ю. Курганов, В. Ф. Литовский и др.).

Анализ литературы по педагогике, психологии показал недостаточность исследований диалога, основанного на субъект-субъектных отношениях как педагогического процесса активизирующего позицию каждого ребенка в условиях диалогизации обучения на уроках эстетического цикла.

В концепциях отдельных ученых-теоретиков и практиков в области психологии и педагогики искусства прослеживается обращение к проблеме значимости личностной позиции в педагогике искусства. Определение доминирующей роли субъективного фактора как источника существования музыкального произведения (Г. С. Тарасов), использование музыкального произведения в качестве главного инструмента коммуникации (В. В. Меду-шевский), рассмотрение структуры музыкального произведения как диалога (В.Г. Ражников), вопросы познания музыки как познания самого себя (А. Пи-личяускас), изучение процесса общения ученика и учителя на уроках музыки, как триаду стилей: авторитарный, конформный и диалогический (как наивысший) (В. И. Петрушин); диалог как методология эстетического воспитания личности учащегося (В. В. Немирова).

Обращение к вопросу о степени значимости категории «личность» в диалоге продиктовано также современной концепцией личностно ориентированного образования, основанной на гуманистических подходах к воспитанию (А. Маслоу, К. Роджерс). Данная концепция строится на организации педагогического процесса на основе субъект-субъектного взаимодействия; предполагает свободу выбора обучаемым способа получения образования, содержания и методов обучения; формирование активности обучаемого, его готовности к учению, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом; получение удовлетворения от решения учебных заданий в сотрудничестве с другими обучающимися (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, И.А.Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.)

Исследование философской, психологической, педагогической литературы, практики отечественного школьного образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме диалога в условиях развития концепции личностно ориентированного образования. Этот анализ показал, что существует разработанная теоретическая база проблемы диалога в области философских, психологических и педагогических наук. Однако в области эстетического образования наблюдается наличие разрозненных диалогических теорий и недостаточность методических разработок для учителя общеобразовательной школы по внедрению диалога в личностно ориентированный образовательный процесс.

Исходя из этого, можно сделать вывод: в педагогической теории и практике музыкального воспитания возникли ПРОТИВОРЕЧИЯ между степенью сформированное™ философских концепций субъект-субъектного диалога, уровнем развития в педагогической науке диалогических концепций, развитием личностно ориентированной парадигмы образования и недостаточностью теоретической и методической разработанности в педагогике искусства диалога, формирующего субъект-субъектные отношения учащихся на уроках музыки.

С учетом теоретической и практической значимости данного противоречия, в поисках эффективных путей его разрешения нами сформулирована ПРОБЛЕМА исследования, которая заключается в определении педагогических возможностей личностно-ориентированного диалога как средства формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки.

Данная проблема определила выбор ТЕМЫ исследования: «Личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс музыкального образования в пятых классах средней школы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: заключается в выявлении, определении и обосновании личностно-ориентированного диалога как средства формирования субъект-субъектных отношений и проверке эффективности его внедрения в уроки музыки у младших подростков.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: личностно-ориентированный диалог, формирующий субъект-субъектные отношения на уроках музыки будет эффективно осуществляться при условии:

- осуществления историко-философского, психолого-педагогического анализа, определяющего устойчивую взаимосвязь между основными концепциями диалога и личностно ориентированного образования;

- обоснования «личностно-ориентированного диалога» как педагогического средства, формирующего субъект-субъектные отношения;

- разработки комплекса методов и педагогических приемов формирующих личностную позицию учащихся и толерантность в отношениях между партнерами;

- определения показателей готовности младших подростков к введению личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения.

Цель исследования, его предмет и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие ЗАДАЧИ:

1. Осуществить историко-философский, психолого-педагогичес-кий анализ для выявления , и обоснования устойчивой взаимосвязи между основными концепциями диалога и личностно-ориентированного образования.

2. Теоретически обосновать личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений на уроках музыки и разработать комплекс методов и педагогических приемов, формирующих личностную позицию учащихся и толерантность в отношениях между партнерами на уроках музыки.

3. Проверить эффективность использования данного диалога на уроках музыки у младших подростков по основным показателям: сформированность личностной позиции и толерантность в отношениях между партнерами.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются философские концепции диалога (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М.Бубер, В.Дильтей, Г. Марсель, С. Л. Франк и др.); основы гуманистического подхода в воспитании (А. Маслоу, К. Роджерс и др.); психоло-педагогические основы диалога (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. М. Кучинский и др.); теория познания музыки как познание самого себя (В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов,

A. Пиличяускас и др.).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ: теория возрастной педагогики (А. С. Белкин); теория эстетического воспитания (С. А. Аничкин, Л. П. Печко и др.); теория личностно ориентированного обучения и образования (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И.С.Якиманская и др.); о функциях и структуре общения (А. Ь. Добрович,

B.А.Кан-Калик, А. А. Леонтьев, В. Д. Ширшов и др.); о взаимосвязи общения и отношения (А. А. Бодалев, В. И. Степанский и др.), диалогические концепции в области эстетического воспитания (В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, Т. Г. Русакова, И. В. Ша-лыгина и др.); теория познания предмета искусства через познание самого себя (Л. Я. Дорфман, Г. Н. Кудина, 3. Н. Новлянская, В. В. Не-мирова, Л. В. Школяр и др.).

БАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, экспериментальная работа осуществлялась в школах №59 и №140 г. Екатеринбурга, Свердловской области; Экспериментальной Школе Славянской Культуры п. Большой Исток Сысертского района, Свердловской области. На различных этапах опытно-экспериментальной работы принимали участие около 300 учащихся 5-6 классов и около 100 учителей предметов эстетического цикла г. Екатеринбурга.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

На первом (1998-1999), теоретико-поисковом этапе осуществлялось изучение философской, педагогической и психологической литературы по проблемам диалога в целом, и диалога в психологии и педагогике искусства, в частности; была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы; исследовались практические аспекты проблемы; проводился первичный сбор и анализ эмпирического материала, подобраны и разработаны методы диагностики; сформулирована гипотеза исследования.

На втором (1999-2000), опытно-экспериментальной этапе осуществлялась работа над констатирующей и формирующей частями исследования по внедрению личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения младших подростков на уроках музыки; определялись методы и педагогические приемы по внедрению личностно-ориентированного диалога на уроках музыки, сформированы экспериментальные и контрольные группы, составлена программа эксперимента, осуществлена ее апробация.

В ходе третьего (2000-2002), завершающего этапа обрабатывались эмпирические данные, проверялись теоретические и практические положения исследования; обобщались результаты первого и второго этапов исследования; происходило теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались выводы и осуществлялось оформление научно-исследовательской работы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определялись целью, необходимостью решения задач и проверки выдвинутой гипотезы. Теоретические методы: системного анализа научных источников философской, педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы; метод синтеза, сравнения, моделирования. Эмпирические методы: наблюдение; методы педагогической диагностики: устное и письменное анкетирование, интервьюирование; опытно-поисковый метод.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается:

- в обосновании личностно-ориентированного диалога как средства формирования субъект-субъектных отношений на уроках музыки;

- в разработке комплекса методов и педагогических приемов по внедрению личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения младших подростков на уроках музыки;

- в определении показателей готовности учащихся младшего подросткового возраста к ведению данного диалога на уроках музыки: сформированность личностной позиции и толерантность в отношениях между партнерами.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в сущности понятия «личностно-ориентированный диалог», понимаемого как процесс равноправного субъект-субъектного общения, при котором происходит обмен мнениями, каждое из которых представляет личностную позицию партнеров, относящихся друг к другу толерантно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что разработанный комплекс методов и педагогических приемов по внедрению личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения младших подростков, был использован в практике преподавания предмета «Музыка» в рамках общеобразовательной средней школы, и позволил сформировать личностную позицию и толерантность в отношениях между учащимися.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов и научных выводов обеспечиваются: общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции личностно-ориентировапного диалога; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки и воспроизводимостью результатов опытно-экспериментального исследования.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные результаты исследования внедрены в практику преподавания уроков музыки в общеобразовательных школах №59, №140 г. Екатеринбурга, Свердловской области; Экспериментальной Школе Славянской Культуры п.Большой Исток Сысертского района, Свердловской области. Материалы исследования нашли свое отражение в публикациях автора и были представлены на научно-методических заседаниях кафедры общей и социальной педагогики УрГПУ; на педагогических чтениях, научно-практических конференциях и семинарах федерального и регионального значения: «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога» (Екатеринбург, 1998); «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности (Екатеринбург, 1999); «Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях» (Екатеринбург, 1999); «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже ХХ-Х Xf столетий (Екатеринбург, 2000); «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (Екатеринбург, 2001).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1 .Историко-философский, психолого-педагогический анализ проблемы диалога позволил выявить и обосновать устойчивую взаимосвязь между основными концепциями диалога и личностно ориентированного образования. Основанные на принципах гуманистической психологии и философии экзистенциализма ^ они позволяют осуществлять решение проблемных задач за счет равнопартнерских, доверительных субъект-субъектных отношений обучаемого с педагогом, способствуют развитию самостоятельности мышления.

2.Личностно-ориентированный диалог - процесс равноправного субъект-субъектного общения, при котором происходит обмен мнениями, каждое из которых представляет личностную позицию партнеров, относящихся друг к другу толерантно.

3. Изучение личностно-ориентированного диалога показало, что основой его осуществления на уроках искусства являются равноправные субъект-субъектные отношения. Основные черты построения субъект-субъектных отношений на уроках предметной области искусства схожи с основными чертами, присущими личностно-ориентированному диалогу, как процессу субъект-субъектного общения. Это дает основание предполагать, что именно личностно-ориентированный диалог является средством формирования субъект-оубъектных отношений на уроках музыки.

4. Основными показателями готовности младших подростков к ведению личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения^ являются: сформированность личностной позиции и толерантность в отношениях между партнерами.

Диссертация изложена на 140 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 164 наименований и 4 приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Анализ философской, педагогической и психологической литературы и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Позиции диалога в целом созвучны основным идеям личностно-ориентированного образования, так как основаные на принципах гуманистической психологии и философии экзистенциализма они позволяют осуществлять решение проблемных задач за счет равнопартнерских, доверительных субъект-субъектных отношений обучаемого с педагогом, способствуют развитию самостоятельности мышления учащихся.

2. Личностно-ориентированный диалог является процессом равноправного субъект-субъектного общения, при котором происходит обмен мнениями, каждое из которых представляет личностную позицию партнеров, относящихся друг к другу толерантно.

3. Личностно-ориентированный диалог возможен на уроках музыки или других предметах эстетического цикла, поскольку предметом изучения здесь является произведение искусства, которое существует благодаря процессу индивидуального восприятия. Наличие множественности индивидов, множественность субъективных витагенных опытов обуславливает множественность личностных трактовок, прочтений, позиций. Встреча и обмен последними, возможны именно в личностно-ориентированном диалоге.

4. Личностно-ориентированный диалог выступает как средство формирования субъект-субъектных отношений на уроках музыки. Поскольку общение в педагогической деятельности рассматривается как средство решения педагогических задач, а данный диалог - как процесс общения, можно предположить, что именно личностно-ориентированный диалог станет средством решения учебных задач при субъект-субъектных отношениях, в частности: определения личностной позиции учащегося и толерантности между его партнерами.

5. На основе определения личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения на уроках музыки определены показатели готовности младших подростков к его ведению: сформированность личностной позиции учащегося; толерантность в отношениях между партнерами.

6. Разработанный комплекс методов и педагогических приемов по внедрению личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения младших подростков на уроках музыки (на базе программы «Музыка. 5 класс», созданной коллективом авторов под руководством Д.Б.Кабалевского) нацелен на формирование личностной позиции у учащихся и толерантности в отношениях между партнерами.

7. Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и заключительного этапов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о значительном снижении числа учащихся с низким уровнем готовности к ведению личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-0 субъектные отношения младших подростков на уроках музыки, и соответствующем росте количества учащихся со средним и высоким уровнями в экспериментальном классе, что в итоге подтверждает правильность теоретических предположений, выдвинутых в первой главе исследования.

Проведенные исследования подтвердили актуальность выбранной темы и выдвинутой гипотезы. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности использования личностно-ориентированного диалога, формирующего субъект-субъектные отношения младших подростков на уроках музыки.

Диссертационное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы личностно-ориентированного диалога как средства ф формирования субъект-субъектных отношений в иных возрастных группах и на других предметах эстетического и гуманитарного цикла, в частности: литературе, истории, изобразительном искусстве при соответствующей поддержке педагогического коллектива и целенаправленном построении педагогической работы. Ф т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе проведено исследование диалога как средства формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках эстетического цикла, в частности музыки. Предмет исследования рассматривался в различных аспектах. В историко-философском, изучение становления и развития проблемы диалога. В психолого-педагогическом, диалог, как форма субъект-субъектного общения. В педагогике и психологии искусства, личностно-ориентированный диалог, понятие и сущность. Личностно-ориентированный диалог в формировании субъект-субъектных отношений учащихся на уроках музыки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гаспарович, Елена Олеговна, Екатеринбург

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112с.

2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 216с.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1996.-446с.

4. Ананьев Б.Г. Избр.психол.труды /Под ред. А.А.Бодалева и др. М.: педагогика, 1980. 287с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 379с.

6. Аничкин С.А. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в основных видах их деятельности //Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста /Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1984. -С.3-10.

7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224с.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1973.-215с.

9. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980. С. 150-155.

10. Ю.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984,- 107с.

11. П.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 192с.

12. Байлук В.В. Человекознание: В 3 кн. Самопознание. Книга первая. Екатеринбург, 1998.-286с.

13. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999.- 176 с.

14. Н.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979.-318с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444с.

16. Безрукова B.C. Вопросно-ответная основа урока (технологический аспект). Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. 42с.

17. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344с.

18. Белкин А.С. Витагенное образование: голографический подход /Урал.гос.пед.ун-т. Департамент психолого-педагогического образования. Екатеринбург, 1999. 136с.

19. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. /Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург, 1992.

20. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. -178с.

21. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996. -318с.

22. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности/Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург, 1993.- 115с.

23. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994.-542с.

24. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422с.

25. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 348с.

26. Библер B.C. Школа диалога культур //Искусство в школе. 1992, №2. С. 4750.

27. Бобнев М.И. Нормы общения и внутренний мир личности //Проблемы общения в психологии /под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1981. С.240-243.

28. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272с.

29. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии.i1994, №1.-С.122-127.

30. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997. 352с.

31. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал. 1991, Т.12. №6. С.3-10.

32. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464с.

33. Бубер М. Я и ТЫ. М.: Высшая школа, 1993. 173с.

34. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985. 318с.

35. Васильева И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге. //Психологический журнал. 1984, №5.

36. Владимирова Н. Театр детей //Искусство в школе. 1993, №3. С.9-15.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379с.

38. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479с.

39. Гегель Г. Эстетика. В 4т. Т.1.М.:Искусство.1969. 326с.

40. Глазман М.С. Творчество как диалог //Научное творчество. М.: Наука, 1969,-С. 221-233.

41. Глушенко М.А. Опытно-экспериментальная работа по выявлению дидактичеких уровней успешности применения диалога //Психологопедагогические проблемы формирования личности школьника в различных воспитательно-образовательных системах. М., 1997. С. 28-45.

42. Гродзенская H.JT. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.

43. Гумбольдт В. Избр.труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397с.

44. Гуревич П. Философская антропология. М., 1997. 260с.

45. Гуревич П. Философская антропология Сартра. //Философские науки. 1989, №3. С. 88-99.

46. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423с.

47. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240с.

48. Демидов А. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997. 190с.

49. Диалог: теоретические проблемы и методические исследования / Сб. науч.тр. М., 1991.

50. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей. Екатеринбург, 1998. 220с.

51. Добрович А.Ь. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 206с.

52. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. 425с.

53. Ильин А. Искусство общения. //Педагогический поиск. М., 1987. С.205-270.

54. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. С. 25-59.

55. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986. С. 36-52.

56. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319с.

57. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1987,- 190с.

58. Кардамонова О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка. /Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 1999. 223с.

59. Кондаков Н.И. Логический словарь справочник. М.: Наука, 1975. - С. 148.

60. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Педагогика, 1982. 170с.

61. Коротаева Е.М. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов //Русский язык в школе. 1999, №5. С.3-8.

62. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431с.

63. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.-212с.

64. Курбатов В.И. История философии. Ростов н/Дону: Феникс. 1997. -448с.

65. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989,- 126с.

66. Курганов С.Ю., Литовский В.Ф. Учебный диалог как форма обучения //Психология. 1983, вып.22.

67. Курганов С.Ю., Соломадин И.М. Учебный диалог и психическое исследование мышления. М., 1986. С. 26-35.

68. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: БГУ, 1983. 190с.

69. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988. 304с.

70. Лапшин И. Проблема чужого «Я» в новейшей философии. СПб., 1970. С. 3-10.

71. Левинас Э. Философия, справедливость и любовь //Филос. Науки. 1991, №6. -С. 128-138.

72. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-272с.

73. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1974. 219с.

74. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 392с.

75. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320с.

76. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.

77. Литовский В.Ф. Диалогика в школе // Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы. Кемерово: Алеф, 1993.

78. Лобова А.Ф. Эсиетическое образование и развитие младших подростков //Художественное образование и развитие школьников /Урал.гос. пед.ун-т. Екатеринбург, 1996. С.21-37.

79. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии /под.ред. Е.В.Шороховой. М., 1975. -С.158-170.

80. Лушников A.M. История педагогики: учебное пособие. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. 368с.

81. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. -430с.

82. Матвеева К.П., Матвеева Л.В. Тематическое планирование уроков музыки в общеобразовательной школе: методические рекомендации. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 17с.

83. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254с.

84. Мелибруда Е. Я Ты - Мы. М.: Прогресс. 1986. - С. 24-32.

85. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984,- 112с.

86. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. -176с.

87. Музыка. 1-8 классы. (Программа для средних общеобразовательных учреждений). /Под общ. Ред. Ю.Б. Алиева. М., 1999.

88. Музыка. 4—7 классы. (Программа по музыке для общеобразовательной школы). /Под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1987. 200с.

89. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1—4 классы /Авт.- сост. Н.А.Терентьева. М., 1994.

90. Мухина Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса //Советская педагогика. 1989, №10. С.74-77.

91. Немирова В.В. Диалог в системе эстетического воспитания детей: Автореф.дис.канд.филос.наук. М., 1995. 16с.

92. Николаева Н.Б. Учебная коммуникативная ситуация как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Екатеринбург, 1999. 99с.

93. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Прогресс, 1994. 504с.

94. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991. 915с.

95. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 479с.

96. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Пед. об-во России, 1998. -640с.

97. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на/Д.: Феникс, 1996. 512с.

98. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. 384с.

99. Печко Л.П. Освоение культуры эстетического диалога как условие развития активности учителя и школьника //Художественно-эстетическое образование и развитие школьников /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1995. С.3-20.

100. Пешикова Л. Организация общения на уроке мировой художественной культуры //Искусство в школе. 1997, №5. С.35-40.

101. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб. Союз, 1977. 256с.

102. Пиличяускас А. Познание музыки как педагогическая проблема //Музыка в школе. 1989, №1. С.6-11.

103. Погорелов В.В. Обновление образования в современных условиях //Гуманитарные науки в Сибири. 1995, №2. С.33^4-0.

104. Подгорных Е.М. К вопросу о соотношении сознательного и неосознанного в творческой деятельности школьников //Педагогика творчества: пролблемы, поиски, решения /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001. С.106-114.

105. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение; В ЛАД ОС, 1996. -432с.

106. Проблема человека в западной философии. Сборник философских текстов. М., 1988.

107. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -142с.

108. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. 96с.

109. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. 540с.

110. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становления человека. М.: Прогресс; Универс., 1994. 480с.

111. Россолимо Г.И. Искусство, больные нервы и воспитание. М., 1913. -С.20-28.

112. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -328с.

113. Русакова Т.Г. Формирование навыков художественного общения у младших школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук. Оренбург, 1996. 18с.

114. Рябцева С.Л. Диалог за партой. М.: Просвещение, 1989. 204с.

115. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм //Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С.207-228.

116. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. 109с.

117. Семенов В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. 70с.

118. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. 1994, №5.-С. 16-20.

119. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 164с.

120. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 175с.

121. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя: Сб.науч.тр., вып.1. Л., 1976. -С.34-45.

122. Социология / Под ред. Л.Я.Рубиной. Урал. Гос. Пед. ун-т. Центр проблем детства. Екатеринбург, 1999. 148с.

123. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951. С.270-277.

124. Степанский В.И. Свойство субъективности как предпосылка личностной формы общения //Воросы психологии. 1991, №5. С.98-103.

125. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979-1981.

126. Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки. Екатеринбург, 1995. 65с.

127. Тагильцева Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей: теоретические подходы и диагностика. Монография. /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001. 159 с.

128. Тагильцева Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки. Учебное пособие /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001. 67с.

129. Таранов П.С. Пятьсот шагов к мудрости: В 2-х т. Т.1. Донецк: Сталкер, 1996.-464с.

130. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности: на материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. 191с.

131. Теплов Б.М. Психология >музыкальных способностей. M.-JI.: Академия пед.наук РСФСР, 1947. 335с.

132. Толковй словарь /под рд. Д.Н.Ушакова. М., 1940. С.1103.

133. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1974.

134. Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М., 1988.

135. Философский словарь /под ред. И.Т.Фролова. М., 1986. С.348.

136. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511с.

137. Франк C.J1. Сочинения. М.: Изд-во Правда, 1990. 607с.

138. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С.16-82.

139. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 445с.

140. Хоперскова И.Ю. Научно-педагогические основы диалога в личностно-ориентированном образовательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростор н/Д., 2000. 23с.

141. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: Четвертый класс. М.: Просвещение, 1984. 152с., нот.

142. Чапаев Н.К., Нечаев В.А. Педагогическая парадигматика: философско-педагогический анализ //Образование и наука. Екатеринбург, 2000. №1 (3). -С.27-45.

143. Чич И. Влюбить в музыку //Искусство в школе. М., 1999. №2. С. 13-16.

144. Шалыгина И.В. Дидактические условия развития диалогичности мышления школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 21с.

145. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1994.- 128с.

146. Школа диалога культур. Основы программы / Под общей редакцией В.С.Библера. Кемерово: Алеф, 1992. 96с.

147. Школяр J1.B. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001. -232с.

148. Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. М.-.Сентябрь, 1996. 96с.

149. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. 1994, №2. С. 64-77.

150. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527с.

151. Cupchik G.C., Winston A.S. Reflection and reaction: A dual process/ Analysis of emotional responses to art //L.Ya.Dorfman, D.A.Leontiev, V.M.Petrov,

152. V.A.Sozinov (Eds.), Emotions and Art: Problems. Approaches. Explorations. Perm, 1992. P.65-77.

153. Jaspers K. Vernunft und Existenz. Croningen. 1935. S. 57. Цит. no: Гайденко П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса //Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. - С.97-134.

154. Maslow A. Motivation and personality. New York, 1954. 246P.

155. McCaulley, Maiy H. Jung's theory of psychological types and the Myers-Briggs Type Indicator. Gainesville, Fla.: Center for application of psychological type, 1981.-P. 110-124.

156. Seashore Ch. A 16 personality types. New York: Harper @ Row, 1983. -295P.