Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе "детский сад-школа"

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе "детский сад-школа"», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ефимова, Ольга Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Шуя
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе "детский сад-школа"», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе "детский сад-школа""

На правах рукописи

ЕФИМОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА»

Специальность 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва

Работа выполнена на кафедре лингвистического образования детей младшего возраста Шуйского государственного педагогического университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Тамара Николаевна Волкова

доктор педагогических наук, профессор Александр Федорович Меняев;

кандидат педагогических наук, доцент Надежда Викторовна Турчина

Ведущая организация:

Ивановский государственный университет

Защита состоится « » 2004 г. в /у часов на заседании

диссертационного совета Д 212.155.06. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а, ауд. 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета

Автореферат разослан «_ 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор ^Л.П. Крившенко

ао о7-4 лчгзи

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Совершенствование педагогического процесса в разных типах педагогических систем России, включая систему дошкольного и начального образования и воспитания, ориентировано на изменение его традиционных параметров: глубины и системности знаний, познавательной активности личности, развития ее творческих способностей, так как современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. «В свете этих требований общества, тенденций развития культуры, науки и техники проблема самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения становится исключительно актуальной» (П.И. Пидкасистый). Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования творческих способностей личности. «Для успешного решения задачи подготовки творческой личности, - как указывает П.И. Пидкасистый, - это выявление диалектики единства общего и особенного в усвоении содержания материального и формального».

В данном исследовании рассматривается проблема формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа».

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и сложна. Творчество как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при попытках строгого научного описания зачастую исчезает сам предмет исследования - творческий процесс; с другой стороны, попытка приблизиться к сокровенной природе творчества может слишком далеко увести от принятых канонов научности.

Совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемно - развивающего обучения, применение различных форм работы направлено на формирование у школьников творческих способностей. Однако эта проблема до сих пор остается нерешенной.

Одной из причин, по нашему мненшо, является то, что понятия «творчество», «творческие способности», «креативность» не получили еще в психологии и педагогике однозначного толкования.

Отечественные и зарубежные ученые уделяли и уделяют большое внимание проблеме творчества и творческих способностей личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Б.Б. Коссов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Е. Тор-ранс, А. Маслоу и многие другие). Анализ литературы показал, что существует множество точек зрения на сущность творчества, но ученые едины в одном: творчество рассматривается как социальный феномен и как механизм развития, атрибут, присущий природе и обществу. Способность, соответствующая творческой деятельности, получила название креативности.

Под креативностью в зарубежной науке понимается творческий продукт (Ж. Тейлор), способность человека отказаться от стереотипных способов мыш-

Р'ЭС. НАЦИОНАЛЬНАЯ { 3 Г.НМИЗОТЕКД I

| Л С.Петерб\-рг 1 ! / V ""-

ления (Дж. Гилфорд, Е. Торранс), личностные черты (А. Маслоу, К. Роджерс), творческое мышление (Т. Рибо, Дж. Уоллес).

Анализ литературы показал, что взгляды на природу креативности менялись: вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, впоследствии креативность стали рассматривать как высший мыслительный процесс.

В отечественной педагогике и психологии креативность рассматривается с позиций интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская). Творчество понимается как дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности. Творчество рассматривается как взаимодействие людей, ведущее к развитию (Я.А. Пономарев).

Таким образом, при всем разнообразии определений творчества его суммарная характеристика заключается в том, что творчество - это способность создавать что-то новое, оригинальное.

В психолого-педагогической литературе исследовались проблемы развития познавательного интереса учащихся и его влияние на развитие творческих способностей детей (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие), проблема творче-скости как реализация человеком своей индивидуальности (A.A. Волочков, Б.А. Вяткин, E.J1. Яковлева и другие), проблема одаренности личности (Б.Б. Коссов, Е. Торранс и другие). Однако почти отсутствуют исследования о непрерывности процесса формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа», практически не исследован вопрос об уникальности дошкольного и младшего школьного возраста для развития творческих способностей в инновационном образовательном пространстве, не уделяется должного внимания роли эстетического воспитания в формировании творческих способностей детей, не нашел достаточного освещения вопрос о влиянии творческой индивидуальности педагога на развитие креативности личности ребенка.

Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практическими потребностями формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников с целью воспитания творческой личности.

На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия могут обеспечить эффективность процесса формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад-школа»?

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад-школа».

Объект исследования: процесс формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия и средства их реализации в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования: эффективность формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа» обеспечивается, если:

- содержание обучения и воспитания способствует развитию у детей потребности принимать участие в творческой деятельности и создавать самостоятельный творческий продукт, овладению определенными умениями и навыками, увлеченности творческой деятельностью;

- обеспечивается включение детей в систематическую игровую деятельность в процессе создания творческого продукта;

-предусматривается взаимосвязь и преемственность в процессе формирования творческих способностей дошкольников и учащихся начальной школы;

- учитываются особенности (уникальность) дошкольного и младшего школьного возраста в процессе формирования творческих способностей в инновационном образовательном пространстве;

-предусматривается взаимосвязь процесса формирования творческих способностей и эстетического воспитания детей;

- воспитатели детского сада и учителя начальной школы являются творческими личностями.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

- проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные проблеме формирования творческих способностей личности;

-определить содержание, формы и методы формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад - школа»;

- разработать и экспериментально проверить технологию формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад - школа».

Методологическую основу исследования составляют положения педагогики, психологии, педагогической психологии, педагогической антропологии об общественной природе воспитания целостного человека, условиях и факторах развития его личности, о деятельности и о человеке как субъекте деятельности, способном на создание творческих продуктов.

Теоретической основой исследования явились философские аспекты образования и методологические проблемы педагогики (В.В Краевский, А.И. Новиков); идеи гуманизации и гуманитаризации образования; психологическая теория деятельности личности и ее продуктивной активности; педагогики и психологии творчества; принципы системного подхода к изучению психических процессов, свойств личности и деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, С.Ю. Степанов,

Б.М. Теплов); психолого-педагогические концепции развивающего обучения, ценностные аспекты педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П.Ф. Капте-рев, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин); психолого-педагогические концепции развивающего обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, JI.B. Занков, И.С. Якиманская); антропологический подход к проблеме воспитания целостного человека (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амо-нашвили, Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов, В.Д. Шадриков, A.A. Ухтомский, К.Д. Ушинский); концепция интеллектуальной активности и одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, Б.Б. Коссов, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, E.J1. Яковлева); теория эвристического обучения (A.B. Хуторской); концепция формирования познавательного интереса учащихся (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); концепция эстетической среды и единства эстетического воспитания и творчества (JI.C. Выготский, И.Г. Алмазова, Е.И. Коротеева, В.А. Су-хомлинский).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

-теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, диссертационных работ по теме исследования, материалов и публикаций педагогической печати;

- эмпирические методы: опытная работа, педагогический эксперимент, моделирование, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы с воспитателями детских садов и учителями начальных классов;

- статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базе Центра развития ребенка № 179, МДОУ № 197, лицея № 67, школы №61 г. Иванова.

Исследование проводилось с 2000 года по 2003 г. и включало три этапа.

На первом этапе (2000-2001 г.г.) были определены методологические основы, понятийный аппарат исследования, разработаны программы диагностического эксперимента, определена база исследования; были получены эмпирические данные об уровне сформированное™ творческих способностей дошкольников и младших школьников, позволившие уточнить общий замысел работы и внести коррективы в педагогический процесс в детском саду и первом классе школы.

На втором этапе С2001-2002г.г.> осуществлялась целенаправленная и поэтапная реализация программы опытно-экспериментальной работы, проводилось тестирование и анкетирование воспитателей детских садов и учителей начальной школы; определялись содержание, формы и методы формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников, осуществлялась их проверка на практике, анализировались полученные результаты.

На третьем этапе (2002-2003 г.г.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, обрабатывались, обобщались и обсуждались ре-

зультаты исследования, проводилась статистическая обработка полученных данных, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями; использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, экспериментальным подтверждением полученных результатов на достаточно высокой выборочной совокупности (120 дошкольников, 120 младших школьников, 40 воспитателей ДОУ,18 учителей начальных классов).

Научная новизна исследования заключается в следующем: -Уточнены содержание понятий «творчество», «творческие способности» как педагогических категорий;

-выявлены педагогические условия процесса формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад-школа»: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассников; взаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детей; творческая индивидуальность педагога; наличие эстетической обстановки среды воспитания и образования; осуществление межличностных отношений; игровая творческая деятельность;

-определены содержание, формы и методы формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа», т.е. представлена реализация непрерывного процесса формирования творческих способностей детей, начиная с дошкольного возраста;

-разработана технология формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад - школа».

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и аргументации теоретических положений процесса формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад-школа», что дополняет концепцию духовного развития личности, личностно-ориентированного воспитания и образования, в важности экспериментально доказанных данных для развития педагогики дошкольного воспитания и начального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработано и впервые апробировано организационное и методическое обеспечение процесса формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад - школа», включающее программы, дидактические средства, методические рекомендации, обеспечивающие развитие умения посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умения увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что - то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов в области формирования творческих способностей детей, а также для создания

пособий, программ по воспитанию творческой активности у детей младшего возраста, при чтении лекций в вузе, на ФПК, в институтах повышения квалификации педагогических работников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях, таких, как международная научная конференция «Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст» (октябрь 2002, Москва), международная научная конференция «Русский язык, литература и культура в современном обществе» (июнь 2002г., г. Иваново), международная научно-методическая конференция «Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка» (март 2003, Москва), межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе (апрель 2003, Шуя), региональная научно-методическая конференция «Принципы и технология литературного образования в средней школе», март 2003 г. Иваново), межвузовская конференция «Новые технологии обучения» (январь 2001 г., С. - Петербург), всероссийская научно-методическая конференция «Текст в пространстве культуры и образования» (октябрь, 2001 г., С. - Петербург). Практические материалы исследования использовались в дошкольных учреждениях и начальных школах г. Иванова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа» представляет собой процесс, учитывающий взаимосвязь компонентов: личностного, исследовательского и содержательного.

2. Процесс формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад - школа» будет эффективным при соблюдении следующих условий: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассников; взаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детей; творческая индивидуальность педагога; наличие эстетической обстановки среды воспитания и образования; осуществление межличностных отношений; игровая творческая деятельность.

3. Основные формы и методы педагогической поддержки формирования творческих способностей детей младшего возраста предусматривают вовлечение детей в игровую творческую деятельность.

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения. библиографии, включающей 221 наименование, и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, её проблема, определяется объект, предмет, цель, задачи исследования, формулируется гипотеза, указывается методологическая и теоретическая основа работы, раскрываются научная новизна и теоретическая значимость исследования, практическая значимость и достоверность, даются сведения об апробации результатов исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы Формирования творческих способностей детей в системе «детский сад - школа» раскрываются психолого - педагогические основы формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад - школа»; рассматривается проблема творчества и творческих способностей личности; анализируется взаимосвязь одаренности и эвристического обучения, процесса развития творческих способностей детей и эстетического воспитания; освещаются проблемы особенностей дошкольного и младшего школьного возраста, развития познавательного интереса детей, влияния творческой индивидуальности педагога на развитие творческих способностей ребенка.

Раскрывается сущность понятий «творчество», «творческие способности», «креативность», «творческость», являющихся базовыми для нашего исследования.

Проблема творчества и творческих способностей является очень сложной и многоаспектной, ее исследованию посвящено большое количество монографий как отечественных (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, М.В. Ермолаева, Н.С. Лейтес, А.М Матюшкин, В.А. Моляко, П.И. Пидкасистый, Л.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева, В.Д. Шадриков и другие), так и зарубежных авторов (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Рибо, Ж. Тейлор, Е. Торранс и многие другие). Обилие литературы по проблеме творчества и творческих способностей личности сопровождается и многообразием точек зрения на их природу.

Под творчеством понимаются в исследованиях самые различные психологические феномены: процесс по созданию новых материальных и духовных ценностей (Е.Л. Яковлева, Е. Торранс, Н. Роджерс), духовное состояние человека (В.Д. Шадриков), взаимодействие, ведущее к развитию (Я.А. Пономарев), создание чего - то уникального (Д. Морган), элемент любого трудового процесса (Т.Н. Балобанова, Т. Эдисон), интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская). Для нашего исследования важным является утверждение П.И. Пидка-систого, что «само понятие «творчество» в учебном процессе - категория в высшей степени гибкая и подвижная».

Существенным является то, что при всех различиях указанные подходы рассматривают творчество как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творчества является наличие продукта или решения задачи.

В отечественной психологии (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин и другие) подчеркивается, что показателем творчества является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный.

Используя терминологию успешно развиваемого в последние годы системного подхода, можно определить интеллектуальную активность как свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами (или подсистемами) которой выступают когнитивные (общие умственные способности) и личностные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом интеллектуальная активность не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности. Умственные способности составляют как бы фундамент интеллектуальной активности, определяя широту и глубину познавательного интереса, но проявляются в ней не непосредственно, а лишь преломляясь через моти-вационную структуру личности.

Подход с позиции концепции интеллектуальной активности, по мнению Д.Б.Богоявленской, позволяет рассматривать творчество как дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности.

В современных исследованиях творчество признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и личностные факторы.

Многие психологи подчеркивают важность изучения творчества через личность (B.C. Библер, Б.Д. Богоявленская, Л.А. Гурова, Л.Б. Ермолаева - То-мина, Ю.А. Миславский, Я.А. Пономарев и другие).

На основе полученных корреляционных связей выделены особые креа-тивогенные личностные образования. По мнению большинства психологов, положительное влияние на проявление и развитие творческого мышления оказывают следующие личностные особенности: высокая работоспособность, уверенность в себе, инициативность, умение обоснованно рисковать, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнером.

Исследуется проблема неразрывности творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка, уделяется особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии дошкольников и младших школьников.

Анализ литературы показал, что взгляды на сущность творчества у психологов расходятся, что существует множество аспектов понимания творчества, но среди этого множества основная граница проходит между пониманием творчества как социального феномена и пониманием его как механизма развития, как атрибута, присущего природе и обществу.

Анализ литературы позволяет также сделать вывод о том, что понятие творчества включает в себя создание новых, оригинальных продуктов деятельности, не имеющих аналога в предшествующем опыте человека, на основе универсальной творческой способности.

Таким образом, при всем разнообразии определений творчества его суммарная характеристика заключается в том, что творчество - это способ-

ность создавать нечто новое, оригинальное.

Мы исходим из того, что дети могут создавать новые ценности только на определенном уровне своего развития и с помощью организующей деятельности педагога.

Таким образом, творчество как педагогическую категорию следует рассматривать как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых ценностей, важных для формирования творческой личности.

В психолого - педагогических исследованиях понятие «творческие способности» определяется как комплекс свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности творящей личностью.

Исследуя проблему творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью.

Дискуссионным является вопрос о развитии творческих способностей применительно к интеллектуальному развитию. Существует три основных подхода к проблеме творческих способностей.

Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Сторонники этой точки зрения считают, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения шршот мотивация, ценности, личностные черты (А. Таннен-баум, А. Олох, А. Маслоу и другие).

Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет (Л. Термин, К. Кокс).

Согласно третьему подходу, творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, Я.А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Из проведенного анализа литературы следует важный для нашего исследования вывод, что понятие «креативность» охватывает совокупность мыслительных (дивергентное мышление, беглость, гибкость, оригинальность) и личностных (воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально - окрашенного стиля деятельности личности.

Наряду с рассмотренными понятиями выделяется также понятие «твор-ческость», которое понимается как способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта (Э. Фромм). Следовательно, критерием творческости является не качество результатов, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Так как человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, то творческость неотделима от индивидуальности, творческость - это реализация человеком собственной индивидуальности (Е. JI. Яковлева). Поэтому вопрос изучения творческости теснейшим образом связан с понятием индивидуальности, рассмотрению которой уделено внимание в первой главе.

В главе также освещается важная для формирования творческих способностей детей проблема взаимосвязи одаренности и эвристического обучения.

Подход к одаренности как к интегральному явлению был осуществлен А.М.Матюшиным, выдвинувшим концепцию одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития. В главе уделяется большое внимание рассмотрению взглядов A.M. Матюшкина, В.А. Моляко, A.B. Хуторского, Е. Торранса, Дж. Резулли и других.

Проблема одаренности тесно связана с проблемой развития креативности как общей универсальной способности к творчеству, и решение одной из них неизбежно будет означать один из путей решения другой. В этом смысле исследование проблемы одаренности позволяет глубже и более определенно изучить проблему креативности.

При выявлении педагогических условий формирования творческих способностей детей нами исследовался вопрос об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста. В главе отражены результаты изучения данного вопроса.

Обобщая исследования A.B. Запорожца, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконвда, А.Н.Леонтьева, мы пришли к заключению, что дошкольное детство - это период первоначального фактического формирования личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта - единство личности. В связи с этим, развитие творческого потенциала ребенка - это, прежде всего, развитие его души. Таким образом, творческое развитие ребенка - это гармоничное развитие его личности и индивидуальности.

В психолого - педагогической литературе рассмотрены современные проблемы и концепции обучения одаренных и талантливых людей. В главе уделено внимание анализу исследования A.B. Хуторского в области методик творческого (эвристического) обучения. Автор рассматривает обучение и развитие человека в единстве с его творчеством.

Таким образом, эвристический подход к образованию направлен на обеспечение индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика и способствует развитию одаренности детей.

В процессе эвристического обучения очень важно уделять внимание развитию познавательного интереса учащихся, поэтому в нашем исследовании мы рассмотрели вопрос о познавательном интересе (Н.Г. Морозова, Г.И. Щу-

кина и другие).

Рассматривая проблему креативности детей дошкольного возраста (А.В.Запорожец, В.П. Зинченко, М.В. Ермолаева) и школьного (E.JI. Яковлева, A.B. Хуторской, Г.В. Ожиганова) авторы указывают на высокую степень проявления креативного поведения ребенка.

Ведущие отечественные и зарубежные психологи уделяют большое внимание вопросу формирования творческих способностей как проблеме развития воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, H.H. Палагина, A.B. Запорожец, В.В. Давыдов и другие). В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта. Являясь высшей психической функцией, воображение складывается в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. По мнению В.В. Давыдова, развитое воображение является важной составляющей школьной готовности, поэтому на наш взгляд, уже в детском саду обучение должно быть нацелено на развитие продуктивного воображения.

В.В. Давыдов определяет черты, какими должно обладать продуктивное воображение, чтобы ребенок вошел «безболезненно» в школьные условия развивающего обучения, рассмотрению которых уделено внимание в первой главе.

Акт творения себя в дошкольном детстве совершается уже в игровой деятельности, но особенно ярко он проявляется в развитии ребенка как субъекта учебной деятельности в школе. Реализация субъекта учебной деятельности в практике обучения осуществляется на основе субъект - субъектного взаимодействия. Этот подход, предложенный С.Л. Рубинштейном, разрабатывается сегодня его учениками: A.B. Брушлинским, К.А. Абульхановой - Славской и другими.

При выявлении педагогических условий формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников нами исследовался вопрос о взаимосвязи процесса развития творческих способностей детей и эстетического воспитания. В главе отражены результаты изучения данного вопроса.

Весомым вкладом в разработку проблем эстетического воспитания являются исследования Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, Т.А. Репина, В.Н. Шацкой, И.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, A.A. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова и других. В литературе достаточно полно отражены общие вопросы теории эстетического воспитания, пути его реализации, средства эстетического воспитания. Для нашего исследования имеет большое значение освещение вопроса о конкретных формах эстетического творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад - школа». Наиболее приемлемыми формами эстетического творчества детей являются: рисование, лепка, сказки, литературное творчество, драматизация. Наблюдения за педагогическим процессом позволяют сделать вывод, что использование подобных форм работы на занятиях и уроках оказывает большое эмоциональное воздействие на

детей, дает мышлению и поведению ребенка настрой, установку на все прекрасное и доброе и способствует эффективному формированию творческих способностей дошкольников и младших школьников.

Анализ литературы показал тесную взаимосвязь эстетического и творческого развития ребенка, направленную как на эстетическое развитие детей, так и на детское творчество. В приведенных выше исследованиях отмечается, что обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества. Творчество детей активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения; формируется способность к самообучению, саморазвитию.

В дошкольном и младшем школьном возрасте особенно велика роль творческой индивидуальности педагога, поэтому в главе представлено рассмотрение вопроса о влиянии творческой индивидуальности педагога на развитие креативности детей.

Анализ литературы позволил нам выделить несколько аспектов в рассмотрении этой важной проблемы: факторы поведения учителя, стимулирующие развитие творческих способностей детей (Е. Торранс, A.A. Реан), «интегральные характеристики» личности, которые обуславливают эффективность педагогического труда в целом: педагогическую направленность и эмоциональную гибкость учитедя (JI.M. Митина), творчество педагогического общения (В.А. Кан - Калик, A.A. Бодалев, Я.Л. Коломинский, A.B. Петровский).

Результаты анализа литературы помогли нам определить основные направления в процессе творческого взаимодействия для учителя - создавать творческую атмосферу, поощрять любые креативные проявления личности ребенка, поддерживать его творческую инициативу, подавая ему в этом пример.

Доверие учителя к творческим возможностям учащихся раскрывает их потенциальные возможности в интеллектуальном, духовном, личностном, межличностном аспектах. В главе также освещается проблема профессиональной подготовки будущего учителя (Б.Б. Коссов, П.Е. Решетников, В.П. Рябов, Ф.Г. Мухамедзянова, Л.М. Закирова, О.В. Чернова и другие).

Вопрос профессиональной подготовки будущего учителя тесно связан с механизмом развития творческой индивидуальности педагога, рассмотрению которого уделено внимание в первой главе.

Таким образом, в ряде педагогических исследований подчеркивается необходимость формирования творческих способностей в дошкольном возрасте, но большая часть подобных работ посвящена проблеме креативности учащихся в начальной школе, поэтому необходимо исследовать вопрос о формировании творческих способностей в системе «детский сад - школа».

Во второй главе «Экспериментальное исследование педагогических условий формирования творческих способностей детей в системе «детский сад - школа» характеризуются задачи и содержание экспериментальной работы. принципы и методика опытного обучения, формирующего творческие спо-

собности детей дошкольного и младшего школьного возраста и включающего в себя систему педагогических средств и приемов, описываются критерии и механизм проведения диагностики уровня сформированное™ творческих способностей учащихся.

Основными задачами экспериментальной работы явились определение уровня сформированное™ творческих способностей детей дошкольного возраста и влияние педагогических условий, способствующих эффективному формированию творческих способностей на занятиях и уроках.

Главным фактором становления основ формирования творческих способностей учащихся выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личности. Помочь ребенку оценить и развить свои способности мыслить и творить может только хорошо подготовленный педагог. В процессе такой работы важен стиль педагогического общения. Деятельность педагога должна быть направлена на создание благоприятного микроклимата, доброжелательного отношения между учителем и учащимися, между самими учащимися. Доверие учителя к творческим возможностям учащихся раскроет их потенциальные возможности в интеллектуальном, духовном, личностном, межличностном аспектах.

В нашем исследовании мы использовали ряд диагностических методик, направленных на изменение уровня сформированное™ творческих способностей дошкольников и младших школьников.

Чтобы выяснить уровень развития творческих способностей дошкольников (5-6 лет) был предложен тест «Творческое мышление» по методике, разработанной Е. Торрансом и конкретизированной применительно к целям нашего исследования.

Вербальная часть «Методики» состоит из семи субтестов, направленных на изменение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требовалось продуцировать некоторые идеи, выраженные в вербальной форме. Невербальная батарея «Методики» включает в себя три субтеста, направленных на измерение различных аспектов образной креативности. Во всех субтестах задания требуют ответов в форме некоторого рисунка, изображения.

В процессе обработки результатов обследуемого, данные им в каждом вербальном субтесте, мы оценивали по следующим трем параметрам: «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность». Образную обработку субтестов мы оценивали по пяти показателям: «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий», «Сопротивление замыканий»,-

В главе проиллюстрировано использование данной методики при определении уровня развития творческих способностей дошкольников и младших школьников.

Уровень сформированное™ творческих способностей характеризуется тремя уровнями: низким, средним, высоким.

Первый уровень отличается преобладанием низкой степени выраженности направленности на участие в креативном процессе. Дети этого уровня

предпочитают творческой деятельности репродуктивную. Они не проявляют особого интереса к заданиям творческого характера.

Учащиеся среднего уровня по инициативе педагога участвуют в креативном процессе, однако у них недостаточно выражено стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Третий уровень отличается преобладанием показателей большой степени выраженности направленности на участие в креативном процессе. Дети этого уровня проявляют стремление к учебной и самостоятельной творческой деятельности.

Результаты анализа работы на этапе констатирующего эксперимента позволили нам выяснить уровень развития творческих способностей всех детей, который представлен в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Результаты анкеты - теста

Высокая степень соответствует 61 и более баллам, средняя - 40 - 60 баллам, низкая 39 и менее баллам.

Как показывает анализ результатов вербальной части методики, высокий уровень развития творческих способностей имеет 7% дошкольников, средний - 75% ребят, низкий - 18% детей. Анализ образной батареи методики показал следующий уровень развития творческих способностей: высокий - 7% ребят, средний - 86%, низкий - 7% детей.

Важным вопросом в разработке системы формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста явилась проблема преемственности в работе детского сада и школы, анализ который пред-

ставлен в главе.

Чтобы выяснить правильность предположений о способностях будущего ученика, воспитателям и специалистам ДОУ была предложена анкета - тест, разработанная А. Де Хааном и Г. Кафом и конкретизированная применительно к задачам нашего исследования.

Как показывает анализ анкеты -. теста, из восьми признаков способностей 24% ребят имеют спортивные способности, 22% детей - артистические, литературными способностями обладают 20% дошкольников, художественными - 18% детей, технические способности имеют 18% ребят, исследовательские - 17% дошкольников, 15% детей - интеллектуальные и 14% ребят имеют технические способности. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Наличие способностей у дошкольников.

№ Название способно- Количество дошкольников в %, имеющих

п/п стей данные способности

1 спортивные 24

2 артистические 22

3 литературные 20

4 художественные 18

5 технические 18

6 исследовательские 17

7 интеллектуальные 15

8 музыкальные 14

Результаты анкеты позволили учителю, воспитателю группы продленного дня, преподавателю изо, музыки, физкультуры, руководителям кружков получить первичную информацию, которая помогла спланировать основные направления индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, сразу создать для них ситуацию успеха в одной из сфер деятельности.

При разработке системы формирования творческих способностей детей мы опирались на проведенный анализ литературы по исследуемой проблеме, на результаты констатирующего эксперимента и диагностических заданий.

В процессе реализации содержания формирующего эксперимента нами учитывались методы эвристического обучения, обобщенные в трудах A.B. Хуторского.

В главе проиллюстрированы те методы, которые необходимо использовать для формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников (метод придумывания, метод «если бы...», метод эвристического наблюдения и другие).

Формируя творческие способности дошкольников и младших школьников, мы использовали различные формы работы на занятиях, уроках, внеуроч-

ных мероприятиях: экскурсии на природу с последующим рассказом о впечатлениях ребят, работу с текстами сказок: чтение, пересказ, драматизация, творческая переработка сюжета, креативные игры, литературные игры, встречи с интересными людьми.

Чтобы проверить эффективность предложенных методов и форм обучения дошкольников и младших школьников, способствующих формированию творческих способностей, мы использовали критерии, предложенные в методике A.B. Хуторского и модернизированные применительно к нашему исследованию, а именно:

- желание создавать самостоятельный творческий продукт;

- стремление выполнять различные творческие задания;

- применение элементов творческого познания в традиционных видах деятельности;

- влияние творческой активности на успеваемость по различным школьным предметам;

- проявление интереса к чтению.

Сравнительный анализ результатов сформированное™ творческих способностей дошкольников и младших школьников на констатирующем и формирующем этапах эксперимента показал, что предложенные нами формы работы положительно повлияли на формулирование творческих способностей детей. Данный вывод отражен в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень сформированности творческих способностей у детей дошкольного возраста и начальных классов школы (в %)

Уровень сформированности творческих способностей Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Вербальная креативность Образная креативность Вербальная креативность Образная креативность

Высокий 7 7 33 33

Средний 75 86 67 67

Низкий 18 7 0 0

Таким образом, содержание формирующего эксперимента оказалось эффективным, т.к. в два раза повысился уровень сформированности творческих способностей детей.

В заключении изложены основные результаты исследования.

Положительная динамика в формировании творческих способностей детей в системе «детский сад - школа» достигается следующими педагогическими условиями: 18

- системность и непрерывность построения процесса формирования творческих способностей ребенка, которая проявилась в отборе содержания, осуществлении принципов, методов, педагогических приемов, функционировании типологии заданий, имеющих познавательно - творческую направленность;

- взаимосвязь и преемственность процесса формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников;

- выявление творческих наклонностей будущих первоклассников, осуществление межличностных отношений;

- творческая индивидуальность педагога;

- учет особенностей дошкольного и младшего школьного возраста;

- учет роли эстетического воспитания детей;

- игровая творческая деятельность;

-высокий эстетический уровень среды воспитания и образования.

В приложении предлагаются материалы, отражающие содержание экспериментальной работы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Ефимова О.С. Опыт использования нового подхода к развитию творческих способностей учащихся па уроках чтения в начальной школе // Инновации в психолого - педагогической теории и практике / Материалы международной конференции. - Шуя,2001. - С. 184 - 187.

2. Ефимова О.С. Создание стихотворных текстов как средство развития творческих способностей младших школьников // Текст в пространстве культуры и образования / Сб. науч. тр. - СПб., 2001. - С. 220-223.

3. Ефимова О.С., Ахремчик Т.Е. Что такое фотото? // Текст в пространстве культуры и образования / Сб. науч. тр. - СПб., 2001. - С. 223 - 226.

4. Ефимова О.С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка // Русский язык, литература и культура в современном обществе / Материалы международной научной конференции. - Иваново, 2002. -С. 480-481.

5. Ефимова О.С. Минутки поэзии и творчества // Начальная школа. -2002. - №8. - С.42-43.

6. Ефимова О.С. Детское творчество как средство формирования коммуникативной культуры учащихся // Кулыуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка / Материалы всероссийской научно - практической конференции. - Москва, 2003. - С. 186.

7. Ефимова О.С. Творческая атмосфера педагогического коллектива ДОУ - средство развития креативных способностей детей // Наука и образование глазами молодых ученых. - Шуя, 2003. - С.11 - 12.

8. Ефимова О.С. Русское народное творчество как средство речевого развития детей // Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе / Материалы межрегиональной научно практической конференции. - Шуя, 2003. - С. 33 - 35.

РНБ Русский фонд

2007-4

Подписано к печати 2.04.2004 г. Формат 60x84/16. Бумага ксероксная. Печать ризография. Гарнитура Тайме. Усл. печ. листов 1,25. Тираж 100 экз. Заказ №560.

Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ» 155908, г.Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, 24 Тел/факс (09351) 2-65-94 E-mail: Vedomostv@,rambler.ru t www.tpi.ru/~sepu J:' \\

Отпечатано в типографии ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» 155908, г.Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, 24

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ефимова, Ольга Сергеевна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА».13

1.1. Проблема творчества и творческих способностей личности в психологопедагогической литературе.15

1.2. Взаимосвязь одаренности и эвристического обучения.38

1.3. Вопрос об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста в инновационном образовательном пространстве.50

1.4. Взаимосвязь процесса развития творческих способностей детей и эстетического воспитания.63

1.5. Влияние творческой индивидуальности педагога на развитие креативности личности ребенка.78

ВЫВОДЫ.87

ГЛАВА II.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА».90

2.1. Характеристика процесса формирования творческих способностей дошкольников на констатирующем этапе эксперимента и его результаты.90

2.2. Реализация процесса формирования творческих способностей детей в системе «детский сад — школа».117

2.3.Результаты экспериментальной работы.146

ВЫВОДЫ.152

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе "детский сад-школа""

Совершенствование педагогического процесса в разных типах педагогических систем России, включая систему дошкольного и начального образования и воспитания, ориентировано на изменение его традиционных параметров: глубины и системности знаний, познавательной активности личности, развития ее творческих способностей, так как современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. «В свете этих требований общества, тенденций развития культуры, науки и техники проблема самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения становится исключительно актуальной» (П.И. Пидкасистый). Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования творческих способностей личности. «Для успешного решения задачи подготовки творческой личности, - как указывает П.И. Пидкасистый, - это выявление диалектики единства общего и особенно в усвоении содержания материального и формального» [142, с. 4].

В данном исследовании рассматривается проблема формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад—школа».

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и сложна. Творчество как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при попытках строгого научного описания зачастую исчезает сам предмет исследования - творческий процесс; с другой стороны, попытка приблизиться к сокровенной природе творчества может слишком далеко увести от принятых канонов научности.

Совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемно-развивающего обучения, применение различных форм работы направлено на формирование у школьников творческих способностей. Однако эта проблема до сих пор остается нерешенной.

Одной из причин, по нашему мнению, является то, что понятия «творчество», «творческие способности», «креативность» не получили еще в психологии и педагогике однозначного толкования.

Отечественные и зарубежные ученые уделяли и уделяют большое внимание проблеме творчества и творческих способностей личности (Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Б.Б. Коссов, C.JI. Рубинштейт, Дж. Гилфорд, Е. Торранс, А. Маслоу и многие другие). Анализ литературы показал, что существует множество точек зрения на сущность творчества, но ученые едины в одном: творчество рассматривается как социальный феномен и как механизм развития, атрибут, присущий природе и обществу. Способность, соответствующая творческой деятельности, получила название креативности.

Под креативностью в зарубежной науке понимается творческий продукт (Ж. Тейлор), способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торранс), личностные черты (А. Маслоу, К. Роджерс), творческое мышление (Т. Рибо, Дж. Уоллес).

Анализ литературы показал, что взгляды на природу креативности менялись: вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, впоследствии креативность стали рассматривать как высший мыслительный процесс.

В отечественной педагогике и психологии креативность рассматривается с позиций интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская). Творчество понимается как дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности. Творчество рассматривается как взаимодействие людей, ведущее к развитию (Я.А. Пономарев).

Таким образом, при всем разнообразии определений творчества его суммарная характеристй^а заключается в том, что творчество - это способность создавать что-то новое, оригинальное.

В психолого-педагогической литературе исследовались проблемы развития познавательного интереса учащихся и его влияние на развитие творческих способностей детей (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие), проблема творческости как реализация человеком своей индивидуальности

А.А. Волочков, Б.А. Вяткин, E.JL Яковлева и другие), проблема одаренност1 личности (Б.Б. Коссов, Е. Торранс и другие). Однако почти отсутствую исследования о непрерывности процесса формирования творческю способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад школа», практически не исследован вопрос об уникальности дошкольного i младшего школьного возраста для развития творческих способностей i инновационном образовательном пространстве, не уделяется должного вниманш роли эстетического воспитания в формировании творческих способностей детей не нашел достаточного освещения вопрос о влиянии творческо1 индивидуальности педагога на развитие креативности личности ребенка.

Таким образом, актуальность избранной нами темы исследованю определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы i практическими потребностями формирования творческих способносте] дошкольников и младших школьников с целью воспитания творческой личности.

На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия могут обеспечить эффективност] процесса формирования творческих способностей детей дошкольного i младшего школьного возраста в системе «детский сад-школа»?

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогически* условия, обеспечивающие эффективность формирования творческю способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад-школа».

Объект исследования: процесс формирования творческих способностеГ детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия и средства их реализации i формировании творческих способностей детей дошкольного возраста v. учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования: эффективность формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад школа» обеспечивается, если: содержание обучения и воспитания способствует развитию у детей потребности принимать участие в творческой деятельности и создавать самостоятельный творческий продукт, овладению определенными умениями и навыками, увлеченности творческой деятельностью; обеспечивается включение детей в систематическую игровую деятельность в процессе создания творческого продукта; предусматривается взаимосвязь и преемственность в процессе формирования творческих способностей дошкольников и учащихся начальной школы; учитываются особенности (уникальность) дошкольного и младшего школьного возраста в процессе формирования творческих способностей в инновационном образовательном пространстве; предусматривается взаимосвязь процесса формирования творческих способностей и эстетического воспитания детей; воспитатели детского сада и учителя начальной школы являются творческими личностями.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач: проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные проблеме формирования творческих способностей личности; определить содержание, формы и методы формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад - школа»; разработать и экспериментально проверить технологию формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад - школа».

Методологическую основу исследования составляют положени педагогики, психологии, педагогической психологии, педагогическо антропологии об общественной природе воспитания целостного человек; условиях и факторах развития его личности, о деятельности и о человеке ка субъекте деятельности, способном на создание творческих продуктов.

Теоретической основой исследования явились философские аспекп образования и методологические проблемы педагогики (В.В КраевскиГ

A.И. Новиков); идеи гуманизации и гуманитаризации образования психологическая теория деятельности личности и ее продуктивной активности принципы системного подхода к изучению психических процессов, свойсп личности и деятельности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, С.Ю. Степанов, Б.М. Теплов); психолого-педагогически» концепции развивающего обучения, ценностные аспекты педагогической процесса (Ю.К. Бабанский, П.Ф. Каптерев, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров

B.А. Сластенин); психолого-педагогические концепции развивающего обучени: Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, И.С. Якиманская) антропологический подход к проблеме воспитания целостного человек (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов, В.Д. Шадриков А.А. Ухтомский, К.Д. Ушинский); концепция интеллектуальной активности i одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, Б.Б. Коссов, A.M. Матюшкин Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, Е.Л. Яковлева); теория эвристическоп обучения (А.В. Хуторской); концепция формирования познавательного интерес! учащихся (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); концепция эстетической среды i единства эстетического воспитания и творчества (Л.С. Выготский И.Г. Апмазова, Е.И. Коротеева, В.А. Сухомлинский).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы бьи использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: - теоретический анализ философской, педагогической, психологическо] литературы, диссертационных работ по теме исследования, материалов i публикаций педагогической печати;

- эмпирические методы: опытная работа, педагогический эксперимент, моделирование, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы с воспитателями детских садов и учителями начальных классов;

- статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базе Центра развития ребенка № 179, МДОУ № 197, лицея № 67, школы №61 г. Иванова.

Исследование проводилось с 2000 года по 2003 г. и включало три этапа. На первом этапе (2000-2001 г.г.) были определены методологические основы, понятийный аппарат исследования, разработаны программы диагностического эксперимента, определена база исследования; были получены эмпирические данные об уровне сформированное™ творческих способностей дошкольников и младших школьников, позволившие уточнить общий замысел работы и внести коррективы в педагогический процесс в детском саду и первом классе школы.

На втором этапе (2001-2002г.г.) осуществлялась целенаправленная и поэтапная реализация программы опытно-экспериментальной работы, проводилось тестирование и анкетирование воспитателей детских садов и учителей начальной школы; определялись содержание, формы и методы формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников, осуществлялась их проверка на практике, анализировались полученные результаты.

На третьем этапе (2002-2003 г.г.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, обрабатывались, обобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась статистическая обработка полученных данных, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями; использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, экспериментальным подтверждением полученных результатов на достаточно высокой выборочной совокупности (120 дошкольников, 120 младших школьников, 40 воспитателей ДОУ,18 учителей начальных классов). Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнены содержание понятий «творчество», «творческие способности» как педагогических категорий;

- выявлены педагогические условия процесса формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад-школа»: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассников; взаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детей; творческая индивидуальность педагога; наличие эстетической обстановки среды воспитания и образования; осуществление межличностных отношений; игровая творческая деятельность;

- определены содержание, формы и методы формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа», т.е. представлена реализация непрерывного процесса формирования творческих способностей детей, начиная с дошкольного возраста;

- разработана технология формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад - школа». Теоретическая значимость исследования заключается в определении и аргументации теоретических положений процесса формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад-школа», что дополняет концепцию духовного развития личности, личностно-ориентированного воспитания и образования, в важности экспериментально доказанных данных для развития педагогики дошкольного воспитания и начального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработано и впервые апробировано организационное и методическое обеспечение процесса формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад - школа», включающее программы, дидактические средства, методические рекомендации, обеспечивающие развитие умения посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умения увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что - то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов в области формирования творческих способностей детей, а также для создания пособий, программ по воспитанию творческой активности у детей младшего возраста, при чтении лекций в вузе, на ФПК, в институтах повышения квалификации педагогических работников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях, таких, как Международная научная конференция «Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст» (октябрь 2002, Москва), Международная научная конференция «Русский язык, литература и культура в современном обществе» (июнь 2002г., г. Иваново), Международная научно-методическая конференция Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка (март 2003, Москва), межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе (апрель 2003, Шуя), региональная научно-методическая конференция «Принципы и технология литературного образования в средней школе», март 2003 г. Иваново), межвузовская конференция «Новые технологии обучения» (январь 2001 г., С.Петербург), Всероссийская научно-методическая конференция «Текст в пространстве культуры и образования» (октябрь, 2001 г., С.-Петербург). Практические материалы исследования использовались в дошкольных учреждениях и начальных школах г. Иванова.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Формирование творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа» представляет собой процесс, учитывающий взаимосвязь компонентов: личностного, исследовательского и содержательного.

2. Процесс формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад - школа» будет эффективным при соблюдении следующих условий: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассников; взаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детей; творческая индивидуальность педагога; наличие эстетической обстановки среды воспитания и образования; осуществление межличностных отношений; игровая творческая деятельность.

3. Основные формы и методы педагогической поддержки формирования творческих способностей детей младшего возраста предусматривают вовлечение детей в игровую творческую деятельность.

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения,

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Главным фактором становления основ формирования творческих способностей детей в системе «детский сад - школа» является выявление педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личности. Формирование творческих способностей дошкольников и младших школьников включает в себя личностный, исследовательский и содержательный компоненты.

2. Показателями сформированности творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста являются личностный, исследовательский и содержательный компоненты.

3. Положительная динамика в формировании творческих способностей в системе «детский сад - школа» достигается следующими педагогическими условиями: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассников; взаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детей; творческая индивидуальность педагога; наличие эстетической обстановки среды воспитания и образования; осуществление межличностных отношений; игровая творческая деятельность.

Разработанная в исследовании система формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников, включающая нетрадиционное содержание занятий и уроков, внеучебных мероприятий, эвристические методы обучения, исследовательские формы работы, оказалась эффективной, так как боле чем в четыре раза увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень развития творческих способностей, т.е. наблюдалась положительная динамика формирования творческих способностей в системе «детский сад - школа».

Очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил продолжение и в среднем звене школы, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.

153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. Эта потребность не может быть удовлетворена при несформированности у детей творческих способностей. Поэтому уже с детского сада и начальной школы воспитателю и учителю необходимо использовать весь комплекс средств, открытых педагогикой, психологией, методологией, направленных на развитие творческих способностей детей.

Творчество - это сложный процесс, который включает в себя создание новых, оригинальных продуктов деятельности, не имеющих аналога в предшествующем опыте человека на основе универсальной творческой способности, а творческая способность определяется, как комплекс свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности творящей личностью.

Важно то, что процесс формирования творческих способностей детей связан с эффективностью педагогического воздействия. Педагогический процесс должен быть направлен на обеспечение и максимально возможное развитие творческих способностей детей. Решение этих проблем детский сад и школа пытаются искать на путях гуманистического, личностно ориентированного образования, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Основной путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, необходимо усиление внимания к эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание ребенка - сложное, многосоставное явление, включающее развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также преобразование к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Для процесса формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников большое значение имеет личность учителя. В процессе творческого взаимодействия главное для учителя — создать творческую атмосферу, поощрять любые креативные проявления личности ребенка, поддерживать его творческую инициативу, подавая ему в этом пример.

Анализ результатов экспериментальной работы в системе «детский сад -начальная школа» позволил выяснить уровень сформированности творческих способностей детей, который повысился более чем в два раза. Положительная динамика в формировании творческих способностей дошкольников и младших школьников достигается следующим педагогическими условиями: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассников; взаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детей; творческая индивидуальность педагога; наличие эстетической обстановки среды воспитания и образования; осуществление межличностных отношений; игровая творческая деятельность.

Таким образом, экспериментальное обучение свидетельствует об эффективности выявленных педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей детей в системе «детский сад - школа».

В проведенном исследовании поставлены и решены не все вопросы, связанные с формированием творческих способностей детей.

В последующей разработке нуждается такая, например, проблема, как преемственность начального и среднего звена школы и другие.

155

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ефимова, Ольга Сергеевна, Шуя

1. Авраменко О.В. Художественная литература как средство эстетического воспитания дошкольников // Эстетическая среда и развитие культуры личности: М., 1999.

2. Адлер А.А. Понять природу человека.- С Пб., 2000.

3. Азаров Ю.П. Радость учить и учится.- М., 1989.

4. Айзенк Г. Проверь свои способности. М., 1972.

5. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., - 1992.

6. Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.

7. Алексеенкова Е.Г. Условия и порождения надситуационных решений в творческом процессе у дошкольников // Психолог в детском саду.- 2000. -№2-3.

8. Алмазова И.Г. Влияние коллективной творческой деятельности на формирование эстетических представлений у младших школьников // Эстетическая среда и развитие культуры личности. М., 1999.

9. Альтшулер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Минск, 1994.

10. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М., 1998.

11. Амонашвали Ш.А. Как живете, дети? М., 1991.

12. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.

13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001.

14. Андреева Т.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы. Тверь, 1995.

15. Балобанова Т.Н. Понятие творчества на современном этапе // Творчество и личность: Тезисы докладов международного симпозеума.- Курск, 1995.

16. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. — М., 1998.17,18,19,20,21,22,23,24,25,2627,28,2932,

17. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

18. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно -ориентированного образования // Педагогика. 1997. - №4. Борзов В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. -Самарский дом печати,1994.