Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе

Автореферат по педагогике на тему «Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Бекоева, Елена Дмитриевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе"

005044918

На правах рукописи

БЕКОЕВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ (КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВЕКОВ)

Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики

и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Владикавказ — 2012

005044918

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Чеджемов Сергей Русланович ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бабаян Анжела Владиславовна Филиал ФГБОУ ВПО «Северокавказская академия государственной службы» в г. Пятигорске; кандидат педагогических наук, доцент Хатаев Игорь Еристауевич, ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет»

Ведущая организация: Северо-Осетинский республиканский

институт повышения квалификации работников образования

Защита состоится «_» _ 2012 г. в _часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. K.JT. Хетагурова» по адресу: 362025, PCO - Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, аудитория 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероОсетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова

Автореферат разослан «_»_2012 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Теория и практика обучения северокавказских народов связаны с историческими, культурными, религиозными, нравственно-этическими традициями и особенностями каждого народа, его представлениями о человеке и человеческих ценностях. Улучшение качества обучения и воспитания молодёжи, повышение их уровня до современных требований возможно только путем освоения воспитательно-образовательных идей деятелей педагогической науки прошлого. Осмысление их творческого наследия является актуальным, так как идеи, выдвинутые прогрессивными просветителями и педагогами, предполагали сосуществование и взаимообогащение различных педагогических систем.

Изучение проблем развития просвещения, жизни и творчества педагогов, их профессиональной деятельности на Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий стало необходимым этапом комплексного исследования проблем воспитания и обучения. Перед просветителями, вышедшими из среды горцев, на протяжении десятилетий стояли задачи создания алфавитов родных языков и широкого развития системы светского образования. Объективная оценка развития педагогической мысли и школьной практики предполагает творческий подход к изучению педагогических воззрений и просветительской деятельности интеллигенции в конце XIX — первой трети XX столетий.

Анализ историографии проблемы исследования.

Архивные источники. Просветительско-педагогическая литература и публицистические произведения передовых деятелей культуры и просвещения северокавказских этносов представлены, в основном, на русском языке. На национальных языках народов Кавказа были составлены азбуки и книги для чтения, изданы записи произведений устного народного творчества. С русского языка делались переводы учебных пособий, предназначенных для национальных школ.

В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия — Алания мы изучали следующие фонды: ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области), ф.124 (Северо-Осетинский отдел народного образования. 1923 - 1936 гг.), ф. 150 (Ардонская духовная семинария). Работая в Архиве Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института, мы обратили внимание на рукописи А. X. Джанибекова «Исторический очерк ногайской литературы» (ф. 2, оп. 2, д. 12), «Мое жизнеописание» (ф. 4, оп. 27, д. 9), «Сокровищница слов, или ногайский фольклор» (ф. 2, оп. 2, д. 9).

Исследование проблем становления и развития системы просвещения на Северном Кавказе проходило в три этапа — дореволюционный, советский и постсоветский. В процессе подготовки диссертационного исследования анализировались педагогические и историко-этнографические труды учёных-кавказоведов XIX—начала XX веков. В это время попытки осмыслить ведущие тенденции развития просвещения в России были предприняты П.Г. Бутковым,

В.П. Вахтеровым, М.В. Красновым, С.И. Миропольским, Н.В. Чеховым и другими авторами. В них была рассмотрена деятельность некоторых миссионерских организаций, представителей церковной интеллигенции, а также и педагогов. И.ГТоповым был сделан историко-биографический очерк жизни и деятельности И.Чепиговского, но не все его просветительско-педагогические труды, в том числе «Осетино-русский букварь» (1895), были проанализированы.

Большой вклад в развитие педагогической мысли России внёс в начале XX века К.П. Яновский — попечитель Кавказского учебного округа, автор книги «Мысли о воспитании и обучении» (1900), который в своих отчётах предоставлял подробные сведения о ходе учебного дела в крае. По инициативе просветителей в регионе печатались научные периодические сборники «Сборник сведений о кавказских горцах», «Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», «Журнал Министерства народного просвещения» и другие издания. В газетах «Терек», «Кавказ», «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), «Северо-Кавказский учитель», издании «Владикавказские епархиальные ведомости» также появлялись статьи чиновников кавказской администрации Ц.Гадиева, Г.Гарданова, Х.Цомаева и др.

Большое значение для нашего исследования имеют педагогические труды представителей горской интеллигенции конца XIX — первой трети XX веков М.К. Гарданова (Гарданти) «К вопросу об открытии средних учебных заведений в Осетии», «К школьному вопросу Северной Осетии», «Селение Христиа-новское (Школьное дело. Захват общественной земли)», «Дигорон дзурд (Родное слово)»; Г.Гуриева «Начальная книга» (1924), Г.Гуриева, Ц.Гадиева «Свет просвещения» (1930), Г.Гуриева, Б.Кайтукова «Начальная книга для взрослых на осетинском языке» (1935); А.-Х. Джанибекова «Балалар уьшин ногай элип-беси эм элипбеден сонь окув дерислери (Ногайский букварь для детей и уроки чтения после букваря)» (1929), «Ногай тили. Грамматика. Учебник для начальной школы» (1935); епископа Иосифа (Чепиговского) «Осетино-русский букварь» (1895); священников С.Мамитова «Книга для детей» (1908), «Мир Божий» (1909), Х.Цомаева и др. Что касается исследования деятельности вышеназванных просветителей, то обращение учёных к данной проблеме не дает целостного представления об их просветительско-педагогических воззрениях.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность горцев рассматривались в советский период Р.Х. Керейтовым, Р.Н. Клыче-вым, Х.С. Черджиевым и др. Но обращение этих авторов к данной проблеме носило фрагментарный характер, так как они не занимались изучением просветительско-педагогической деятельности названных выше представителей горской интеллигенции.

Монографические исследования процесса развития системы просвещения начали появляться в 30-е — 40-е годы XX века. Работы этих авторов характеризуются утверждением марксистско-ленинской методологии. Образовательная политика России на Кавказе рассматривалась ими как колонизаторская (А.Я. Га-беев, П.И. Симонов и др.). Тенденция к переосмыслению понятий «русифика-

ция» и «колонизация» предпринимается в работах H.A. Смирнова, М.М. Блиева,

B.В. Смиренина. М.С. Тотоева, A.B. Фадеева и других. В вышеназванных научных изысканиях основное внимание уделено общественно-историческим проблемам. Авторы охарактеризовали влияние России на становление горской интеллигенции, выявили поступательный характер российско-кавказских связей, присоединение Кавказа к России стало рассматриваться как явление прогрессивное.

Проблемы просвещения северокавказских народов рассматриваются в обобщающих монографических работах и учебниках: «История Кабарды с древнейших времен до наших дней» (1957), «Очерки истории Адыгеи» (1957), «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (1967), М.Михайлова «Советская школа: этапы становления» (1967), Т.Ф. Аристовой «Развитие народного просвещения и быт народов Северного Кавказа» (1968),«Очерки истории Карачаево-Черкесии» (1967, 1972), В.Тугова «Очерки истории абазинской литературы» (1970), И.Х. Калмыкова «Черкесы: историко-этнографический очерк» (1974), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века» (1976), «История педагогики» (под ред. М.Ф. Ша-баевой) (1981), «История народов Северного Кавказа» в двух томах.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность некоторых представителей горской интеллигенции изучались в советский период в исследованиях С.А. Айларовой, A.A. Галазова, З.В. Кануковой, Н.Б. Ромае-вой, Б.П. Лолаева, С.Б. Узденовой, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой и некоторых других. В работах историков Ш.А. Курмангулова, P.A. Губахановой, Г.Ш. Кай-маразова деятельность представителей осетинской, абазинской и ногайской интеллигенции по созданию светских школ исследована не была.

В начале 90-х годов XX века начался процесс пересмотра марксистско-ленинской методологии в исследовании истории Кавказа. В это время вышла работа JI.C. Гатаговой «Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в.» (1993), в которой изучался поиск вариантов освоения полиэтничного и внутренне конфликтного региона. В книге В.К. Кочисова и

C.Р. Чеджемова «История развития народного образования в Осетии» (1995) рассматривались основные проблемы истории развития народного образования, а учебное пособие В.К. Кочисова «Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения» (1996) было посвящено зтнопедагогическим вопросам. Авторами большинства историко-педагогических исследований, изданных в 20 — 90-е годы XX века, педагогическое наследие служителей церкви в сфере просвещения народов России не подвергалось объективному анализу. О букварях и учебных книгах многих дореволюционных священнослужителей и представителей светской интеллигенции можно найти лишь фрагментарные и неполные сведения, а имена многих до сих пор находятся в забвении.

В 2000-е годы изучение вопросов просвещения на Кавказе в XIX столетии продолжалось. Появились монографии A.B. Черджиева, А.Ю. Белогурова,

С.Р. Чеджемова, С.А. Айларовой, «История Северной Осетии: XX век» (2003), Э.М.-Г. Зульпукаровой. В 2006 г. и в 2008 г. вышли книги игумена Андрея (Мороза), И.Е. Хатаева, в 2011 г. — монография С.Р. Чеджемова, в которых рассматривались проблемы просвещения в регионе и деятельность некоторых просветителей Северного Кавказа. Не умаляя достоинств этих трудов, отметим, что их авторы не ставили своей задачей исследование педагогических взглядов таких видных представителей церковной интеллигенции, как священники Б. Кочиев, С. Мамитов, И.И. Чепиговский, Х.Д. Цомаев, а также светских просветителей Г. Гуриева, М. Гарданова, У. Микерова, Т. Табулова, А.-Х.Ш. Джанибекова. Однако именно их научные изыскания, практическая деятельность, профессионализм и гуманизм позволили кавказской школе стать источником просвещения на родных языках, что значительно обогатило теоретическую педагогику.

В процессе работы над исследованием нами также были изучены и использованы труды учёных, работающих в области истории отечественной педагогики, A.B. Бабаян, Б.М. Бим-Бада, P.C. Бозиева, Г.Н. Волкова, Г.Б. Корнетова, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Меняева, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, З.И. Равки-на, A.B. Райцева, Н.Б. Ромаевой, Е.Г. Силяевой, JT.JI. Супруновой, Б.А. Тахохо-ва, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, E.H. Шиянова, Д.И. Фельдштейна и других.

В конце XX — начале XXI веков в Северо-Осетинском государственном университете появляются диссертационные исследования Л.И. Гасиевой, Р.Ф. Дзерановой, Л.Б. Кусовой, Л.Т. Калаевой, P.A. Хатаевой, Ф.Н. Цораевой и других, в которых рассматриваются педагогические аспекты деятельности горских педагогов А.Г. Ардасенова, Г.А. Баева, A.A. Гассиева, Г.И. Дзасохова, И.Д. Канукова, А. Коцоева, Х.А. Уруймагова, С. Хан-Гирея, К.Л. Хетагурова, однако работы просветителей М.Гарданова, Г.Гуриева, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б.П. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова, X. Цомаева, И. Чепигов-ского ими не анализировалась.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что до сих пор нет работ, посвященных комплексному исследованию педагогических взглядов вышеназванных просветителей и педагогов. С учётом этого нами была сформулирована тема диссертационного исследования, проблема которого состоит в выявлении роли просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции в данном процессе (на примере Осетии, Дагестана, Карачая и Черкесии) и выяснении условий формирования педагогической мысли на Северном Кавказе в конце XIX — первой трети XX столетий. Эта проблема послужила основой для определения темы диссертации: «Просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе (конец XIX — первая треть XX веков)».

Целью диссертационной работы является выявление вклада представителей духовной и светской интеллигенции в процесс развития системы образования в Северо-Кавказском регионе (конец XIX - первая треть XX веков), гуманистической направленности их просветительско-педагогической дея-

тельности, анализ специфики работы по созданию учебных книг для национальных школ.

Объект исследования — история педагогики и образования России, в частности, процесс становления и развития системы образования в СевероКавказском регионе в конце XIX — первой трети XX веков.

Предмет исследования — просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции Г. Гуриева, М. Гардано-ва, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова, Х.Д. Цомаева, И.И. Чепиговского на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX веков и их роль в развитии образования.

Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели диссертационной работы и заключаются в следующем:

- выявить особенности просветительской политики России на Северном Кавказе в XIX - первой трети XX веков, проанализировать педагогические процессы, происходившие в системе начального образования края, благодаря которым произошли позитивные изменения в работе учебных заведений в регионе;

- реконструировать этапы жизни и педагогической деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), горских священников и педагогов С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева, а также представителей национальной интеллигенции Г. Гуриева, М. Гарданова;

- раскрыть роль просветительско-педагогической деятельности церковной интеллигенции в сфере образования, показать её гуманистический характер (на примере деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева), конкретизировать содержание и особенности их просветительских взглядов;

- выявить содержание и особенности просветительско-педагогических воззрений осетинских, абазинских и ногайских просветителей конца XIX- первой трети XX веков (Г. Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, У. Микерова, Т. Табулова), рассмотреть их специфику;

- проанализировать вклад представителей национальной культуры (Г.Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова X. Цомаева), а также украинского священника Иосифа (Чепиговского) в развитие педагогической мысли и просвещения народов Северо-Кавказского региона, показать роль духовной и светской интеллигенции в распространении грамотности среди горского населения, в формировании прогрессивных взглядов соотечественников на проблемы образования и культуры.

Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют принцип историзма, законы диалектики и философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли.

При решении основных задач исследования применялись следующие конкретные методы исследования:

- общенаучный комплекс методов, включающий анализ, синтез, сравнение и обобщение собранных материалов;

- историко-биографический, теоретический (сравнительно-сопоставительный, историографический, ретроспективный), историко-системные методы;

- сравнительный анализ архивных и статистических данных;

- изучение и обобщение воспитательного опыта;

- методы научного анализа и интерпретации историко-педагогических, литературных и публицистических источников, изучения и обобщения воспитательного опыта;

- анализ и обобщение результатов деятельности дореволюционных педагогов, учёных и публицистов, а также исследований современных авторов по истории педагогики и просвещения в России.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении трёх этапов:

Первый этап (2007 - 2008 гг.) был связан с постановкой проблемы исследования, поиском, изучением и анализом литературы, а также нахождением архивных документов по теме диссертационной работы, в это время произошло предварительное ознакомление с проблемой развития школы и педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона. Нами были определены проблема исследования и ведущие направления научного поиска.

Второй этап (2008 — 2009 гг.) включал в себя теоретическую постановку проблемы, определение методов, задач, источниковой базы исследования, тогда же собиралась научная информация и сведения о горской научной интеллигенции, производились систематизация и анализ материалов, содержащихся в историко-педагогических, архивных, лингвистических и литературных источниках.

Третий этап (2010 — 2011 гг.). В это время шли обобщение материалов, определена структура результатов и конкретизированы основные положения исследования, на всех этапах шли подготовка и издание статей, опубликованных в научных изданиях, а также литературное оформление диссертации. Итоги исследования стали основой для докладов, сделанных на международных, всероссийских, региональных и Интернет-конференциях.

Научная новизна данной работы определяется ее предметом, подходом к решению задач, источниковой базой, полученными результатами и заключается в следующем:

- рассмотрена специфика просветительской политики России в СевероКавказском регионе в XIX — первой трети XX веков, освещены позитивные изменения в начальном образовании горцев, которое стало всеобщим посредством проведения ряда мероприятий по ликвидации неграмотности;

- проанализирована просветительско-педагогическая деятельность представителей православной интеллигенции — архимандрита Иосифа (Чепигов-

ского), священнослужителей С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева и учителей светских школ, составителей национальных алфавитов и учебников осетинского языка Г.Гуриева, М. Гарданова, реконструированы этапы их жизни и деятельности;

- выявлены, обоснованы и конкретизированы содержание и роль просветительско-педагогической работы церковной интеллигенции в системе образования региона, показан гуманистический характер её деятельности, рассмотрены особенности просветительских воззрений архимандрита Иосифа' (Чепиговского), С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева);

- обозначены специфика и содержание просветительско-педагогических воззрений представителей осетинской, абазинской и ногайской интеллигенции конца XIX - первой трети XX веков (Г. Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джа-нибекова, У. Микерова, Т. Табулова), строивших свою деятельность на основе демократизации и гуманизации процесса воспитания и обучения горцев с учётом народных педагогических традиций, проанализирован их вклад в развитие педагогической мысли и просвещения народов Северного Кавказа;

- показана роль как церковной, так и светской интеллигенции (Г. Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова, X. Цомаева, а также украинского священника Иосифа (Чепиговского) в процессе обучения и воспитания горцев в полиэтнической образовательной среде в конце XIX—первой трети XX веков, в научный оборот введены новые архивные и письменные источники, подтверждающие выводы автора.

Теоретическая значимость исследования. В диссертационном исследовании внесён определённый вклад в процесс изучения просветительско-педагогической деятельности представителей светской и духовной интеллигенции, произведена систематизация факторов, влияющих на изменения в работе начальных учебных заведений на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX веков. Выявлено и теоретически обосновано значение педагогического опыта горских педагогов и священнослужителей в сфере образования в Северо-Кавказском регионе, проанализированы, систематизированы и обобщены просветительско-педагогические воззрения представителей светской и духовной интеллигенции на обучение и воспитание соотечественников в поликонфессиональном образовательном пространстве.

Рассмотрены и уточнены особенности просветительской деятельности архимандрита Иосифа, С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева Г. Гуриева, М. Гарданова, У. Микерова, Т. Табулова, А.-Х. Джанибекова, дана оценка их вкладу в процесс изменения характера образования, увеличения количества национальных школ и качества преподавания. Обоснована, конкретизирована и показана роль интеллигенции в развитии педагогической мысли в полиэтнической образовательной среде (методические разработки и учебники представителей духовной интеллигенции и педагогов эффективно использовались в национальных школах региона при изучении родного и русского языков и до революции, и в период ликвидации неграмотности). Поставленная и решенная

в исследовании проблема вносит вклад в процесс теоретического изучения вопросов просвещения в регионе в конце XIX — первой трети XX столетий.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы диссертационной работы конкретизируют содержание учебных курсов по истории педагогики Северо-Кавказского региона, при изучении истории просвещения и культуры народов Северного Кавказа.

Содержание диссертации может быть использовано педагогами различных типов образовательных учреждений в процессе решения задач совершенствования содержания и методов гуманитарного образования, в системе повышения квалификации работников среднего и высшего образования, при подготовке и переподготовке учительских кадров, в учебном процессе национальной школы, а также при подготовке к урокам, лекциям и семинарским занятиям в средней и высшей школе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Представленные в работе материалы целесообразно использовать при чтении спецкурсов «История народов Северного Кавказа», «Просветители народов Северо-Кавказского региона». Изложенные в научных публикациях, результаты исследования расширяют представления о просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XIX — первой трети XX столетий.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью избранного методологического подхода, правильным выбором критериев оценки деятельности представителей горской интеллигенции на Северном Кавказе, использованием комплекса методов исследования (адекватных целям и задачам работы), логикой организации научно-исследовательского процесса, продуманной структурой диссертации, эффективностью внедрения в учебный процесс полученных результатов. Всё это позволило выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития национальной школы, проанализировать особенности просветительско-педагогической деятельности духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе.

Обширная источниковая база, обеспеченная широким спектром разнообразных материалов, способствует проведению глубокого теоретического анализа проблемы, документальному обоснованию положений и выводов диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ вопросов истории возникновения и развития системы просвещения, рассмотрение специфики просветительской политики России в СевероКавказском регионе предполагают выявление национальных аспектов процесса становления образования у народов Северного Кавказа в конце XIX — первой трети XX веков на основе изучения основных направлений и этапов деятельности видных представителей духовной и светской интеллигенции.

2. Введение в научный оборот архивных и малоизученных источников позволило реконструировать этапы жизненного пути и просветительско-

педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции, ставших создателями букварей и профессионально составленных учебников осетинского языка: российского священника — архимандрита Иосифа (Чепиговского), а также священников-горцев С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева, учителей Г. Гуриева, М. Гарданова.

3. Выявление просветительских и педагогических идей представителей православной интеллигенции, работавших в Северо-Кавказском социокультурном пространстве, анализ учебников осетинского языка, предназначенных для национальной школы, которые были составлены архимандритом Иосифом (Чепиговским), священнослужителями С. Мамитовым и Б. Кочиевым, позволяют обосновать позитивную роль этих педагогов в развитии просвещения на Кавказе в конце XIX - первой трети XX веков и показать гуманистическую направленность их деятельности по улучшению системы образования горцев Северного Кавказа.

4. Комплексное исследование просветительской и педагогической деятельности духовной и светской интеллигенции в конце XIX —первой трети XX столетий позволяет выявить специфику их работы, базирующейся на основе демократизации и гуманизации процесса обучения на Северном Кавказе.

5. Изучение трудов известных и малоизвестных педагогов, публицистов, просветителей конца XIX - XX столетий позволяет проанализировать вклад духовной и светской интеллигенции в развитие педагогической мысли и просвещения народов Северного Кавказа на примере деятельности Г.Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, архимандрита Иосифа (Чепиговского). Б. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова X. Цомаева. Проведение теоретического, сравнительно-сопоставительного, историко-генетического анализа, обобщения и интерпретации историко-этнографических, историко-педагогических и литературных источников способствует дальнейшему изучению и развитию педагогической культуры народов Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе подготовки диссертации и участия автора в научных конференциях. Положения, представленные в диссертации, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова» (2009 - 2011 гг.). Различные аспекты поднятой темы освещались во время выступлений на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2008), «В.Ф. Миллер и актуальные проблемы кавказоведения» (Владикавказ, 2009), «Наука. Образование. Молодёжь» V Всероссийская научная конференция молодых учёных (Майкоп, 2009), «Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия» (Владикавказ, 2010), «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. Отечественный и зарубежный опыт» (Владикавказ, 2010), «Специальное образование и социальная реабилитация лиц с нарушениями развития: социально-правовые

и психолого-педагогические аспекты», Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция (Ставрополь, 2011). Представленные в диссертационной работе материалы опубликованы в 16 печатных изданиях, 2 статьи из них напечатаны в ведущих рецензируемых научных журналах, включённых в перечень ВАК для специальности «Педагогика».

Некоторые положения исследования изложены в научном проекте, отмеченном Грантом регионального конкурса Российского гуманитарного научного фонда «Северный Кавказ: традиции и современность» на 2009 — 2010 годы (проект № 09-06-37606 а/Ю «Проблемы обучения и воспитания кавказских горцев в интерпретации русских учёных», в котором мы участвовали в качестве исполнителя). Автор исследования получил стипендию президента России Д.А. Медведева на 2009/2010 учебный год (приказ № 1581 от 15 октября 2009 года). Основные выводы исследования отражены в статьях, которые используются на лекциях и семинарских занятиях по дисциплинам «История педагогики и образования», «История педагогики и образования на Юге России», «Просветители горских народов XIX века». Материалами диссертационной работы пользуются преподаватели ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы (всего 245 наименований) и 5 приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены его объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая база; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Государственная политика Российской империи в области просвещения и развитие народного образования нерусских народов» анализируется политическая и социально-экономическая жизнь народов Кавказа, выявляются педагогические процессы, происходившие на Северном Кавказе в конце XVIII в. — начале 30-х годов XX в., рассматривается политика России в области просвещения и наиболее значительные этапы становления и развития национальной школы в регионе.

В работе отмечается, что конце в 80-х годов XVIII в. — начале 30-х годов XIX вв. Россия на Кавказе решала свои геостратегические задачи (во внешней политике). В это время разработанной системы социальной политики, четких целей по адаптации вновь присоединенных народов ещё не было. Однако российские власти не считали образование народов Северного Кавказа средством, способствующим исполнению их политических целей, поэтому школы открывались исключительно в городах и казачьих станицах для просвещения новых жителей Северного Кавказа, а также в Северной Осетии и принадлежали, в

основном, православному ведомству. Можно утверждать, что образовательная деятельность была связана с реализацией идеи христианизации коренных народов.

Позднее светское образование начинает считаться важным средством реализации политики присоединения Северо-Кавказского региона к России. Когда государственная политика России трансформируется в цивилизаторскую, происходят серьёзные изменения целей образования коренных народов. Первоначально система образования в регионе развивается как автономная и слабо включенная в общероссийское образовательное пространство, а затем ставится и решается задача подчинения системы просвещения в крае общероссийским нормам и требованиям.

В 40-х — начале 70-х годов XIX вв. завершается Кавказская война, проводятся социальные и политические реформы, связанные с отменой крепостного права и т.д. В это время поликонфессиональное образовательное пространство региона пополняется многочисленными мусульманскими школами, которые открываются при каждой мечети. Целями государственной политики становятся адаптация присоединенных народов, укрепление в регионе российского законодательства, объединение в систему различных образовательных учреждений. Позднее и до начала XX в. происходит реформирование системы общественных отношений, появляются новые виды производства. Главными целями государственной политики на Кавказе в этот период становится усиление централизации власти, распространение и утверждение законов Российской империи. Начинается процесс вовлечения народов края в общественную жизнь. В дальнейшем шла борьба за демократизацию учебно-воспитательного процесса, разрабатывались основные положения введения начального обучения в Российской империи.

Перед служителями церкви в Северо-Кавказском регионе стояли и ждали решения проблемы обучения детей на родном языке, так как для перевода текстов Библии нужны были азбуки многочисленных горских языков и их грамматики. Представители церковной интеллигенции понимали, что религиозное воспитание - это продуманная педагогическая система, которая имеет свои цели, задачи, содержание, а также формы и методы работы.

Просвещением осетинских детей занимались многие представители церковной интеллигенции и среди них российский священник архимандрит Иосиф. Он составил новый, более доступный для изучения алфавит, букварь и перевёл на осетинский язык книги с познавательными и церковными текстами. Букварь начинается с осетинской и русской азбук, помещённых параллельно (при этом для упрощения восприятия букв Иосиф приводит только прописные литеры). Далее следует описание произношения 17 наиболее трудных осетинских букв, например, «Ц - выговаривается как тце, /Е произносится как древне-латинское аг или как русское э». На пятой странице просветитель помещает строчные и прописные и строчные буквы в сравнении с русскими. Затем в букваре приводятся односложные слова и их русский перевод (Аз, аез, ам,

арв, ацу - Год, я, здесь, небо, сей). Следом идут двухсложные и трёхсложные слова, разделённые на слоги (А-бе-ве - азбука, рун-чун-дон — больница), и рассказывается, как читать по слогам, при этом автор не забывает о воспитательном аспекте текста («Говори всегда правду и никогда не лги», «Учиться надо хорошо, для того чтобы сделаться хорошим человеком»).

В 1884 году в городе Владикавказе вышел из печати его «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикою». В нём для выражения осетинских звуков, как и в переводах осетинских книг, 35 букв; при этом для облегчения написания и произношения он не использовал буквы с диакритическими знаками, которые имеются в алфавите А.Шёгрена. Преосвященный Иосиф неоднократно дарил школам изданные им богослужебные книги или делал скидку от продажной цены. Он лично преподнёс экземпляр своего русско-осетинского словаря, над которым работал более 23 лет, его высочеству Михаилу Николаевичу. Деятельность И.Чепиговского по просвещению горцев оказала большое позитивное влияние на развитие осетинской письменности. Изменения в образовании северокавказских народов в этот период становятся особенно заметными.

После Февральской революции, окончания двоевластия и свержения Временного правительства была провозглашена Терская республика. Окончательная победа Советской власти способствовала тому, что была выработана общая концепция развития системы народного образования в регионе, а также пятилетний план ликвидации неграмотности и обязательное преподавание русского языка в национальных школах. С 1917 г. до конца 30-х годов Советская власть проводила большую работу по организации мероприятий по ликвидации неграмотности в стране, и в частности, в Северо-Кавказском регионе, хотя аналогичная работа началась в России еще до Октябрьской революции. В эти годы создание письменности на родном языке сыграло важную роль в приобщении осетин, дагестанцев, карачаевцев, чеченцев, кабардинцев и балкарцев к русской и мировой культуре, в повышении их грамотности. Создание письменности способствовало получению возможности учиться и печатать книги, а просветителям и писателям сделать свои произведения достоянием народа. Они выступали убеждёнными пропагандистами просвещения соотечественников, необходимости изучения родного и русского языка. Лучшие представители культуры и просвещения кавказских этносов создали основы для проведения просветительско-педагогической работы в иных исторических условиях и заложили фундамент для становления новой советской школы.

Во второй главе «Развитие образовательных систем и педагогическая деятельность горской интеллигенции» анализируется деятельность священнослужителей Б. Кочиева, X. Цомаева и С. Мамитова - создателей алфавитов, учебников осетинского языка, переводчиков произведений классической литературы на осетинский язык, рассказывается о педагогической деятельности просветителей, о развитии школьного образования в регионе, об открытии начальных школ. Здесь исследуется также научно-просветительская деятельность осетинских ученых-педагогов М. Гарданова, Г. Гуриева, первых аба-

зинских и ногайских просветителей конца XIX — первой половины XX веков А.-Х.Ш. Джанибекова, У. Микерова, Т. Табулова, раскрываются методы работы и принципы обучения, которыми руководствовались осетинские, карачаево-черкесские и ногайские просветители — создатели школьных учебников для светских школ с преподаванием на родном и русском языке.

К числу прогрессивных представителей духовной и светской интеллигенции Северного Кавказа конца XIX — начала XX веков с полным правом можно отнести горских педагогов и просветителей-священников С. Мамито-ва, Х.Д. Цомаева, а также учителей Г. Гуриева, М. Гарданова, Б. Кочиева, У. Микерова, Т. Табулова, А.-Х.Ш. Джанибекова. В начале двадцатого столетия священник Стефан Мамитов составил и издал в 1908 году в городе Батуме букварь на осетинском языке для школьного обучения «Сываеллагдта 4iHvr» («Книга для детей») в двух частях, ко которому обучались дети. Первая часть (Фудздзаг xag) этой книги - букварь, объём которого составляет 80 страниц. Книга составлена с учётом основных дидактических принципов, предложенных русскими педагогами (от простого к сложному, от известного к неизвестному и т.д.). Профессор Б.А. Алборов отмечал, что в «книгах С. Мамитова много детского фольклорного материала, песен и прочего». В своем букваре он использует сказки, в которых высмеиваются лень, тупость, хвастовство и другие отрицательные качества в поведении людей, а также стихи известного осетинского поэта K.JI. Хетагурова.

Священник-просветитель Харлампий Цомаев (1875 — 1937 гг.) во время обучения почти все свободное время проводил в богатейшей семинарской библиотеке, глубоко изучал как богословие, так и общеобразовательные предметы. Особенно привлекали X. Цомаева языки — осетинский, русский, древние и новые. Он писал и стихи, постоянно собирал фольклорные материалы — осетинские пословицы и поговорки. Но особенно плодотворно этот просветитель занимался педагогической и переводческой деятельностью, например, перевёл для школьников книгу H.A. Рубакина «Как и когда научились люди говорить каждый на своём языке». Он переводил на осетинский язык учебники, методические пособия, религиозную литературу, произведения классиков русской литературы и зарубежных авторов, предназначенные для обучения соотечественников.

Занимаясь переводческой деятельностью, Х.Цомаев стремился способствовать развитию осетинской словесности, понимая ее как часть педагогической науки и важнейшее средство образования. Судьба Х.Д. Цомаева сложилась трагически. В 1936 году просветитель был арестован, 30 декабря 1937 года расстрелян, а в 1955 году - реабилитирован. .

Осетинский просветитель и педагог Бидзина Падович Кочиев (1879 - 1937 гг.) занимался обучением детей. В 1907 году в г. Тбилиси был издан букварь Б. Кочиева «Осетинская речь» (1рон Hvxac), в основу которого был положен дигорский диалект осетинского языка. Прежде всего, считал Б. Кочиев, надо научить ребёнка держать в руках ручку и начинать надо с рисования.

Поэтому начинается его учебная книга со страницы, разлинованной в клетку. В них нарисованы простейшие рисунки — сначала просто вертикальные и горизонтальные линии, затем квадрат, куб, круг, домик, колокол. С помощью этих клеточек каждый ученик мог быстро научиться рисовать, а на следующей, четвёртой странице, показано, как можно нарисовать более сложные рисунки — часы, рыбку, утку, кошку, орла, лошадь. В разделе «АБЕ'ГУЕ» («Азбука») страница поделена на две части горизонтальной линией, чтобы детям было легче сосредоточить внимание на тексте. Б. Кочиев поместил здесь изображение котла, под ним название «аг», а затем буквы «а» и «г» сначала печатные и ниже прописные на фоне клеток. Затем нарисована сова (уг), олень (саг) и отдельные слова и фразы из двух слов, например, «Уа саг — кипящий котёл», «Уа-са — (чёрная ягода)», «Уасаг ут - сова кричит» и т. д.

Поучительный текст дается далее. В нем рассказывается о мальчике и его отце Котцу. Ребенок подошел к отцу и попросил его: «Купи мне инструменты, как у тебя, и я буду помогать тебе в работе». Котцу уехал в город и купил ему вместо инструментов книгу. Приехав домой, он сказал сыну: «Я купил тебе книгу, чтобы ты выучился, стал хорошим, грамотным человеком, но тогда ты никогда не должен забывать свой бедный народ. Никогда не забывай мои слова о том, что хороший человек и себя уважает, и к мудрым советам прислушивается. Не выскакивай вперед, а также не лезь, куда не надо, работай на благо соотечественников». Небольшие рассказы, помещенные Б. Кочиевым в книге «Осетинская речь», имеют назидательный характер, например, рассказ «Гоги и птичка». Б. Кочиев составил вопросы для учеников в помощь учителю с целью проведения анализа и обсуждения этих поучительных текстов.

Диссертант полагает, что к числу выдающихся педагогов, которые в дореволюционной и послереволюционной России боролись за свободу и просвещение горцев, принадлежит народный учитель Михаил Кайтукович Гарданов (1870 — 1963 гг.), оставивший глубокий след во всех сферах общественной и педагогической мысли Осетии. Он был убежден, что современные условия жизни требуют от горцев, чтобы их будущее строилось «на прочном фундаменте знания», что «образование должно стать всеобщим», а начальная школа «должна быть подготовительной ступенью к среднему образованию». Поэтому все сёла, «центры», должны бороться за открытие сельских школ, не жалея для этого никаких средств. Школьные вопросы М. Гарданов считал наиважнейшими, требующими незамедлительного разрешения. Просветитель много размышлял о проблемах образования и воспитания юных горцев и в 1909 году выступил в печати с проектом школьной реформы. Её суть была изложена в статье «Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии». Проект модернизации образования, предложенный М. Гардановым, вызвал в печати неоднозначную оценку.

М.К. Гарданов долго работал над созданием первого букваря «Абети киу-нуга», изданного в 1923 году на дигорском диалекте осетинского языка. Кроме того, он явился создателем первой и второй книг после букваря на дигорском

диалекте осетинского языка для начальной школы, опубликованных в 1924 - 1927 годах. Составляя свои книга, М.К. Гарданов умело использовал идеи К.Д. Ушинского о воспитании и обучении детей, некоторые материалы из его книг «Родное слово» и «Детский мир» осетинский просветитель поместил в свои учебники. Он широко пользовался местными краеведческими и фольклорными материалами, зная о притягательной силе народных преданий; писал о природе, животном мире, трудовой деятельности горцев, о новом быте осетинского народа, о его культурных традициях и прогрессивных обычаях.

В 1924 году вышла «Дигорон райдайаен киунугаг» («Начальная дигорская книга») в трёх частях; в первой её части помещена осетинская азбука, во второй - первая книга для чтения, в третьей под названием «Дунейы тыхтаг» («Сила природы») говорится о различных природных явлениях. В первой части учебной книги автор расположил рисунки, под ним — рукописное название предмета, разделённое на слоги: например, под изображение старушки даётся надпись «на-на» (бабушка).

Гагудз (Михаил) Кавдинович (Николаевич) Гуриев родился в 1878 году. Свою жизнь юноша связал с преподавательской и просветительской работой среди соотечественников. Когда 15 июня 1917 года в городе Владикавказе открылся первый съезд делегатов Южной и Северной Осетии, на нём присутствовал и Г.К. Гуриев. Заслугой Г. Гуриева является то, что букварь «Начальная книга» начинается с «Обращения к учителю», содержащего тщательно выверенные методические указания для преподавателей на осетинском языке. Это обращение поместилось в букваре всего на нескольких страницах (оно напечатано слишком мелким шрифтом), но очень информативно и содержит много ценных советов и указаний для учителей. В современном процессе обучения особое внимание уделяется вопросам взаимоотношений старших и младших, созданию условий для свободного товарищеского общения воспитателей и воспитанников, гуманизации процесса обучения.

Г. Гуриев считал, что без единомыслия и дружбы между учителями и учениками процесс обучения не будет проходить эффективно. В конце издания Г. Гуриев поместил тексты «Сказка», «Осень», которые занимают более страницы. В учебнике почти все рассказы заканчиваются вопросами, составленными к тексту. Во второй части учебника Г. Гуриева, предназначенного для чтения в течение первого и второго года обучения. Большое внимание уделил просветитель и письменным упражнениям, которые разделил на два вида - рисование и написание букв.

В 1930 году Г. Гуриев совместно с Ц. Гадиевым издали книгу «Свет просвещения» (на 76 страницах) сначала на иронском, а затем и на дигорском диалектах осетинского языка. В 1932 году Г. Гуриев в содружестве с Б. Кайтуковым выпустил начальную книгу для взрослых на осетинском языке под названием «Колхозное строительство». Спустя три года Г. Гуриев и Б. Кайтуков вновь составили «Начальную книгу для взрослых на осетинском языке». Последнее издание предназначалось для тех, кто уже научился немного читать.

В работе анализируется деятельность первых абазинских просветителей У. Микерова и Т. Табулова, которая имела решающее значение в деле просвещения соотечественников. Умар Микеров родился в 1847 году, умер в 1881 году, когда ему было немного за 30. Он организовал в своём ауле «образцово поставленную школу и вообще много способствовал распространению образования среди горцев». В школе были столы, скамейки, наглядные пособия, некоторые дети жили в пансионе, организованном здесь же. Преподавал У. Микеров, да и школа была открыта в его доме.

Просветитель постоянно стремился к тому, чтобы как можно больше соотечественников были охвачены образованием, поэтому часть своих средств он тратил на пособия для беднейших учащихся. Но обучать детей родному языку без учебников было очень сложно, поэтому У. Микеров сам составил алфавит абазинского языка на основе арабской графики. Как пишет профессор В.Б. Тугов, этот алфавит кабардино-черкесского языка получил большое признание среди деятелей просвещения и культуры народов Северного Кавказа. Кроме алфавита просветитель составил особую азбуку, приспособленную к местному наречию, по ней он обучал детей чтению и письму на родном языке. У. Микеров явился также создателем учебника для первоначального обучения грамоте, который, к сожалению, не был издан. Он обучал детей основам религии, канонам мусульманского законоведения, истории, сам преподавал математику и естествознание.

Попытки создания абазинской письменности в начале XX столетия продолжил другой представитель национальной интеллигенции — народный учитель Т.З. Табулов (1879 - 1956 гг.), ученик и преемник У. Микерова. И хотя его проекты письменности на арабской графической основе не дошли до народа, деятельность У.Микерова, несомненно, имела большое историко-культурное и общественно-педагогическое значение. В диссертации отмечается, что особое внимание автор уделял проблеме изучения материнского и русского языков, справедливо считая, что в школе родной и русский языки следует осваивать параллельно, это обеспечит сближение и взаимопонимание народов. (Сегодня в мировой образовательной системе в полиэтнических регионах особое значение приобретает билингвальное образование, что свидетельствует о дальновидности и прогрессивном характере взглядов Т. Табулова).

За свои прогрессивные воззрения просветитель был незамедлительно отстранён от учительской работы вплоть до 1920 года, то есть до окончательного утверждения Советской власти в Карачаево-Черкесской автономной области. Т. Табулов долго оставался безработным и поэтому терпящим нужду человеком, хотя, имея духовное образование, он мог безбедно жить, поступив на должность муллы. Но, пожертвовав личным благополучием, он решил отказаться от выгодной карьеры, так как целью своей жизни считал деятельность на благо народа. И хотя власти лишили его возможности заниматься общественной работой, опальный учитель и не думал сдаваться, а начал составлять проект национального алфавита на новом основании, втайне от властей вёл

активную педагогическую деятельность — обучал юных соотечественников чтению и письму.

После революции 1917 года начинается, а в 30-е годы продолжается интенсивная работа по созданию письменности, учебников, учебных пособий для школ, ведётся подготовка учительских кадров в национальных районах страны. В эти годы зарождается национальная литература многих нерусских народов, налаживается издательская работа, выходят газеты, формируется полиграфическая база, открываются национальные театры и библиотеки.

Деятельность крупного педагога, ученого, собирателя фольклора Абдул-Хамида Шаршембиевича Джанибекова (1879 — 1955 годы) была неразрывно связана с возрождением ногайского народа Карачаево-Черкесии и Дагестана. А.-Х. Джанибеков стал первым, кто систематически и планомерно стал обучать ногайских детей русскому языку, он был глубоко убежден в необходимости изучения и родного языка. Он воспитал «целую плеяду ногайских учителей», которые стали обучать соотечественников родному и русскому языкам. Позднее А.-Х. Джанибеков работал преподавателем на ногайских отделениях Хасавъюртовского и Черкесского педагогических училищ.

Еще до Октябрьской революции А.-Х. Джанибеков собирал и исследовал произведения устного народного творчества, в которых всегда были заложены большие воспитательные возможности. А.-Х. Джанибеков понимал, что сбор и популяризация фольклора являются составной частью культурной революции, что не имевшие литературы и театра горцы всегда жили в атмосфере песни и сказки, их всюду сопровождали пословицы, ставшие своеобразной философской и педагогической системой жителей гор. Фольклор заменял и книги, и театр, и науку, и литературу Он воспринимал фольклор как живую традицию, как страницы родной истории, материал для образовательно-воспитательного процесса, этнографического, исторического и литературного изучения народа. Вместе со своими учениками просветитель тщательно и целеустремленно собирал фольклорные, языковые и этнографические материалы среди всех групп ногайцев, где бы они ни проживали — в астраханских, терских, ставропольских, кубанских или дагестанских степях.

В 1928 году просветитель разработал первый алфавит ногайского языка на латинской графической основе. Латинский алфавит, на который переходили нерусские народы в 30-е годы XX столетия, имел значительное преимущество по сравнению с арабской графикой, которой пользовались и народы Северного Кавказа в первые годы Советской власти из-за отсутствия каких-либо других письменных традиций. Именно А.-Х. Джанибекову принадлежит заслуга создания и внедрения первого латинизированного алфавита среди ногайского населения.

Это была нелегкая задача, ибо трудно было преодолевать сопротивление людей, цепко державшихся за арабскую графику, поэтому необходимо было доказывать её неприемлемость, несоответствие особенностям родного языка, трудность ее усвоения, и главное — ярко показать, что арабская графика от-

рывала ногайцев от культур других народов. А.-Х. Джанибеков разъезжал по районам и селам Дагестана и всего Северного Кавказа, читал лекции горцам, проводил беседы о преимуществах нового алфавита, организовывал кружки и курсы по его изучению и ликвидации безграмотности. Он начал работу по созданию новых учебников и учебных пособий по ногайскому языку и литературе, по дальнейшему усовершенствованию ногайского алфавита и орфографии, упорядочению терминологии.

В 1938 году ногайская письменность была переведена на русскую графическую основу; непосредственным и активным участником этой важной работы стал А.-Х. Джанибеков. Он составил проект нового ногайского алфавита, утвержденного Президиумом Верховного Совета Дагестанской АССР и исполкомом Северо-Кавказского крайисполкома и одобренного правительством Российской Федерации.

В заключении подведены итоги исследования, намечены перспективные направления дальнейшей работы. Анализ деятельности российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в рассматриваемый период дает основания для следующих выводов и обозначения перспективных направлений дальнейшего исследования:

1. Предпосылкой развития просвещения на Северном Кавказе стало присоединение региона к Российской империи. Специфика образовательной политики России на Северном Кавказе в конце XVIII — первой половине XIX веков привела к позитивным переменам в поликонфессиональном образовательном пространстве, и модернизационные процессы, происходящие в начальном образовании края во второй половине XIX — первой трети XX столетия стали очевидными.

2. Использование выявленных и впервые введённых в научный оборот архивных материалов и других редких источников позволяет показать процесс становления педагогической науки и образования у народов Северного Кавказа в указанный период, реконструировать и выделить основные этапы просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции, работающих в Северо-Кавказском регионе, дополнить уже имеющиеся материалы новыми сведениями. Это помогло проанализировать вклад светской интеллигенции и представителей церкви в развитие педагогической мысли, осветить важные аспекты их деятельности.

3. Просветительско-педагогическая работа церковной интеллигенции в сфере образования носила ярко выраженный гуманистический характер. Это подтверждается результатами изучения просветительской деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), священнослужителей С. Мамитова, X. Цо-маева и Б. Кочиева. Анализ составленных ими алфавитов, учебников осетинского языка, книг для чтения и переводов текстов из Библии, предназначенных для начальной школы, позволяет выявить позитивную роль церковной интеллигенции в развитии просвещения на Кавказе в конце XIX — первой трети XX веков.

4. На основе изучения педагогического наследия видных представителей светской интеллигенции - осетинских, абазинских и ногайских педагогов М. Гарданова, Г. Гуриева, У. Микерова, Т. Табулова, А.-Х.Ш. Джанибекова раскрыты особенности и содержание их работы. Благодаря профессионализму и подвижнической деятельности этих просветителей, процесс воспитания и обучения горцев строился с учётом народных педагогических традиций. В результате развития этноориентированной системы образования в СевероКавказском регионе значительно улучшилось содержание и качество преподавания в начальных школах.

5. Результатом анализа вклада и роли представителей духовной и светской интеллигенции (Г. Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, У. Микерова, Т. Табулова X. Цомаева архимандрита Иосифа (Че-пиговского) в развитие педагогической мысли и просвещения народов региона стало подтверждение их прогрессивных просветительских идей и педагогической деятельности в Северо-Кавказском социокультурном пространстве в конце XIX — первой трети XX веков. Их деятельность внесла позитивный вклад в систему национального образования на Кавказе, в процесс формирования прогрессивных взглядов соотечественников на проблемы образования и культуры. В середине 30-х годов XX столетия в процессе проведённых мероприятий по ликвидации неграмотности не только дети, но и взрослые изучали родной язык по составленным ими учебникам.

Перспективы настоящего исследования мы видим в расширении круга персоналий за счет выявления неизвестных имен и выяснения новых сторон деятельности уже обозначенных представителей светской интеллигенции, а также в анализе просветительско-педагогической деятельности учителей России и Кавказа, работавших в Северо-Кавказском регионе в первой половине XX века (М. Абаева, С. Сиюхова, А. Кодзаева, А. Тибилова, 3. Ванеева и др.).

Оновные результаты работы отражены в следующих публикациях автора:

1. Бекоева Е.Д. У. Микеров и Т. Табулов - первые абазинские просветители конца XIX - середины XX столетий/УТеория и практика обучения и воспитания. Сб. научных трудов. В.7. - Владикавказ, 2007. — С. 200 - 208.

2. Бекоева Е.Д., Губаева Н.Г. «Осетино-русский букварь» епископа Владикавказского и Моздокского Иосифа»//В.Ф. Миллер и актуальные проблемы кавказоведения (I Всероссийские Миллеровские чтения): Тезисы докладов. Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. -Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. - С. 72 - 73. (авт. вклад - 50%).

3. Бекоева Е.Д., Бекоева Т.А., Газзаева З.А. Л.Г. Лопатинский - просветитель северокавказских народов//В.Ф. Миллер и актуальные проблемы кавказоведения (I Всероссийские Миллеровские чтения): Тезисы докладов. Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. -Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. - С. 70 - 71. (авт. вклад - 33%).

4. Бекоева Е.Д., Бекоева Т.А., JI.H. Модзалезский о формировании этнокультурной толерантности//Вопросы педагогики и психологии. Сборник научных трудов. - Владикавказ, 2008. - С. 8 - 14. (авт. вклад - 50%).

5. Бекоева Е.Д., Кусова Л.Б. Краткая характеристика школы и просвещения в Кабарде и Балкарии в XIX — начале XX веков//Вопросы педагогики и психологии. Сборник научных трудов. — Владикавказ, 2008. — С. 38 — 45. (авт. вклад - 50%).

6. Бекоева Е.Д., Кусова Л.Б. Становление и развитие начального образования в Северо-Кавказском регионе (конец XVIII - начало XX столетий)//Вест-ник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. -2009. - №2. - С. 292 - 296. (авт. вклад - 70%).

7. Бекоева Е.Д., Бекоева Т.А., Кусова Л.Б. Российская научная интеллигенция конца XVIII — начала XIX столетий об изучении Северо-Кавказского региона и просвещении горцев//Наука. Образование. Молодёжь: Материалы V Всероссийской научной конференции молодых учёных (5-6 февраля 2009 года). - T.I. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. - С. 40 - 44. (авт. вклад - 33%).

8. Бекоева Е.Д. Общественно-педагогическая деятельность М.К. Гарда-нова//Известия СОИГСИ. Сборник молодых ученых. — Вып.2. — Владикавказ, 2009.-С. 30-41.

9. Бекоева Е.Д. Просветительско-педагогическая деятельность А.-Х.Щ. Джанибекова//Вестник Северо-Осетинского государственного университета им К.Л.Хетагурова. — Владикавказ, 2009. — №4. — С. 43 — 48.

10. Бекоева Е.Д. Просветительская деятельность епископа Иосифа//Бюл-летень Владикавказского института управления. — Владикавказ, 2009. — № 31. -С. 117-125.

11. Бекоева Е.Д. Просветительско-педагогическая деятельность М.К. Гар-данова//Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. Материалы IV Международной научно-практической конференции 11 декабря 2009 года. Т.З. - Уфа, 2009. - С. 237 - 241.

12. Бекоева Е.Д., Валиева З.И. Педагогические и методические основы формирования паритетного двуязычия в Северной Осетии — Алании//Актуаль-ные проблемы психологии, педагогики и социологии. — Владикавказ, 2010. — С. 187- 194.

13. Бекоева Е.Д. Просветительская деятельность Иосифа, епископа Владикавказского и Моздокского//Сибирсклн педагогический журнал. — 2010. — № 1. — С. 272-278.

14. Бекоева Е.Д. Осетинский просветитель Стефан Мамитов//Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: Материалы Международной научно-практической конференции 29 ноября 2010 г. — Владикавказ, 2011. -С. 20-23.

15. Бекоева Е.Д. Проблемы обучения и воспитания горцев в деятельности осетинского педагога Г.К. Гуриева//Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Специальное образование и социальная реабилитация

лиц с нарушениями развития: социально-правовые и психолого-педагогические аспекты». - Ставрополь, 26.05.2011 -30.10.2011.

16. Бекоева Е.Д., Бекоева Т.А. Российские учёные о процессе становления этноориентированной системы образования в Северо-Кавказском регионе (вторая половина XIX века)//Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Специальное образование и социальная реабилитация лиц с нарушениями развития: социально-правовые и психолого-педагогические аспекты». - Ставрополь, 26.05.2011 -30.10.2011.

Подписано в печать 01.03.2012. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 48. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бекоева, Елена Дмитриевна, Владикавказ

61 12-13/1001

ФГБОУ ВПО «Северо-Остетинский государственный университет

им. К.Л. Хетагурова»

На правах рукописи

БЕКОЕВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ (КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВЕКОВ)

Специальность - 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: д.п.н., проф. С.Р. Чеджемов

Владикавказ - 2012

Оглавление

Стр.

Введение...............................................................................

Глава I. Государственная политика Российской империи в области просвещения и развитие народного образования нерусских народов

1.1. Образовательная политика на Кавказе в XVIII - конце XIX вв..........19

1.2. Педагогическая концепция модернизации начального образования и ликвидация неграмотности на Северном Кавказе в первой трети

XX века................................................................................. 36

1.3. Просветительско-педагогическая деятельность архимандрита

Иосифа (Чепиговского), епископа Владикавказского и Моздокского..... 51

Выводы...................................................................................

Глава II. Развитие образовательных систем и педагогическая деятельность горской интеллигенции......................................... 64

2.1. Деятельность церковной интеллигенции в сфере образования

(С .Мамитов, X. Цомаев и Б .Кочиев)............................................... 64

2.2. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Г.Гуриева, М.Гарданова................................................ 88

2.3. Первые абазинские и ногайские просветители конца XIX - первой половины XX века (У. Микеров, Т. Табулов, А.-

Х.Ш. Джанибеков).................................................................... 112

Выводы.................................................................................. 132

Заключение.

139

Литература............................................................................ 144

Введение

Актуальность и постановка проблемы исследования. Теория и практика обучения северокавказских народов связаны с историческими, культурными, религиозными, нравственно-этическими традициями и особенностями каждого народа, его представлениями о человеке и человеческих ценностях. Улучшение качества обучения и воспитания молодёжи, повышение их уровня до современных требований возможно только путем освоения воспитательно-образовательных идей деятелей педагогической науки прошлого. Осмысление их творческого наследия является актуальным, так как идеи, выдвинутые прогрессивными просветителями и педагогами, предполагали сосуществование и взаимообогащение различных педагогических систем.

Изучение проблем развития просвещения, жизни и творчества педагогов, их профессиональной деятельности на Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий стало необходимым этапом комплексного исследования проблем воспитания и обучения. Перед просветителями, вышедшими из среды горцев, на протяжении десятилетий стояли задачи создания алфавитов родных языков и широкого развития системы светского образования. Объективная оценка развития педагогической мысли и школьной практики предполагает творческий подход к изучению педагогических воззрений и просветительской деятельности духовной и светской интеллигенции в конце XIX - первой трети XX столетий.

Ретроспективный анализ наследия деятелей церкви и горской интеллигенции позволит дать взвешенную оценку педагогическим процессам, а также деятельности просветителей и видных педагогов, работавших в Северо-Кавказском регионе более ста лет назад. Сегодня необходимо объективно подойти к просветительско-педагогическому

наследию священнослужителей И.И. Чепиговского, Х.Д. Цомаева, С.Мамитова, Б.Кочиева, а также учителей Г.Гуриева, М.Гарданова, У.Микерова, Т.Табулова и А.-Х.Ш. Джанибекова - создателей азбук и школьных учебников, к тому, что было сделано этими педагогами для обучения кавказских горцев родному и русскому языкам. Их деятельность внесла позитивный вклад в систему национального образования на Кавказе.

Анализ историографии проблемы исследования.

Архивные источники. Просветительско-педагогическая литература и публицистические произведения передовых деятелей культуры и просвещения северокавказских этносов представлены, в основном, на русском языке. На национальных языках народов Кавказа были составлены азбуки и книги для чтения, изданы записи произведений устного народного творчества. С русского языка делались переводы учебных пособий, предназначенных для национальных школ.

В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия -Алания мы изучали следующие фонды: ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области), ф.124 (Северо-Осетинский отдел народного образования. 1923 - 1936 гг.), ф. 150 (Ардонская духовная семинария). Работая в Архиве Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института, мы обратили внимание на рукописи А.Х. Джанибекова «Исторический очерк ногайской литературы» (ф. 2, оп. 2, д. 12), «Мое жизнеописание» (ф. 4, оп. 27, д. 9), «Сокровищница слов, или ногайский фольклор» (ф. 2, оп. 2, д. 9).

Исследование проблем становления и развития системы просвещения на Северном Кавказе проходило в три этапа - дореволюционный, советский и постсоветский. В процессе подготовки диссертационного исследования анализировались педагогические и историко-этнографические труды учёных-кавказоведов XIX — начала XX веков. В это время попытки осмыслить ведущие тенденции развития просвещения в России были предприняты П.Г. Бутковым,

В.П. Вахтеровым, М.В. Красновым, С.И. Миропольским, Н.В. Чеховым и другими авторами. В них была рассмотрена деятельность некоторых миссионерских организаций, представителей церковной интеллигенции, а также и педагогов. И.Поповым был сделан историко-биографический очерк жизни и деятельности И.Чепиговского, но не все его просветительско-педагогические труды, в том числе «Осетино-русский букварь» (1895), были проанализированы.

Большой вклад в развитие педагогической мысли России внёс в начале XX века К.П. Яновский - попечитель Кавказского учебного округа, автор книги «Мысли о воспитании и обучении» (1900), который в своих отчётах предоставлял подробные сведения о ходе учебного дела в крае. По инициативе просветителей в регионе печатались научные периодические сборники «Сборник сведений о кавказских горцах», «Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», «Журнал Министерства народного просвещения» и другие издания. В газетах «Терек», «Кавказ», «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), «Северо-Кавказский учитель», издании «Владикавказские епархиальные ведомости» также появлялись статьи чиновников кавказской администрации Ц.Гадиева, Г.Гарданова, Х.Цомаева и др.

Большое значение для нашего исследования имеют педагогические труды представителей горской интеллигенции конца XIX - первой трети XX веков М.К. Гарданова (Гарданти) «К вопросу об открытии средних учебных заведений в Осетии», «К школьному вопросу Северной Осетии», «Селение Христиановское (Школьное дело. Захват общественной земли)», «Дигорон дзурд (Родное слово)»; Г.Гуриева «Начальная книга» (1924), Г.Гуриева, Ц.Гадиева «Свет просвещения» (1930), Г.Гуриева, Б.Кайтукова «Начальная книга для взрослых на осетинском языке» (1935); А.-Х. Джанибекова «Балалар уьшин ногай элипбеси эм элипбеден сонъ окув дерислери (Ногайский букварь для детей и уроки чтения после букваря)» (1929), «Ногай тили. Грамматика. Учебник для начальной школы» (1935); епископа Иосифа (Чепиговского) «Осетино-русский букварь» (1895);

священников С.Мамитова «Книга для детей» (1908), «Мир Божий» (1909), Х.Цомаева и др. Что касается исследования деятельности вышеназванных просветителей, то обращение учёных к данной проблеме не дает целостного представления об их просветительско-педагогических воззрениях.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность горцев рассматривались в советский период Р.Х. Керейтовым, Р.Н. Клычевым, Х.С. Черджиевым и др. Но обращение этих авторов к данной проблеме носило фрагментарный характер, так как они не занимались изучением просветительско-педагогической деятельности названных выше представителей горской интеллигенции.

Монографические исследования процесса развития системы просвещения начали появляться в 30-е - 40-е годы XX века. Работы этих авторов характеризуются утверждением марксистско-ленинской методологии. Образовательная политика России на Кавказе рассматривалась ими как колонизаторская (А.Я. Габеев, П.И. Симонов и др.). Тенденция к переосмыслению понятий «русификация» и «колонизация» предпринимается в работах H.A. Смирнова, М.М. Блиева, В.В. Смиренина. М.С. Тотоева, A.B. Фадеева и других. В вышеназванных научных изысканиях основное внимание уделено общественно-историческим проблемам. Авторы охарактеризовали влияние России на становление горской интеллигенции, выявили поступательный характер российско-кавказских связей, присоединение Кавказа к России стало рассматриваться как явление прогрессивное.

Проблемы просвещения северокавказских народов рассматриваются в обобщающих монографических работах и учебниках: «История Кабарды с древнейших времен до наших дней» (1957), «Очерки истории Адыгеи» (1957), «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (1967), М.Михайлова «Советская школа: этапы становления» (1967), Т.Ф. Аристовой «Развитие народного

просвещения и быт народов Северного Кавказа» (1968),«Очерки истории Карачаево-Черкесии» (1967, 1972), В.Тугова «Очерки истории абазинской литературы» (1970), И.Х. Калмыкова «Черкесы: историко-этнографический очерк» (1974), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века» (1976), «История педагогики» (под ред. М.Ф. Шабаевой) (1981), «История народов Северного Кавказа» в двух томах.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность некоторых представителей горской интеллигенции изучались в советский период в исследованиях С.А.Айларовой, А.А.Галазова, З.В.Кануковой, Н.Б.Ромаевой, Б.П. Лолаева, С.Б. Узденовой, Е.Е.Хатаева, З.Б.Цаллаговой и некоторых других. В работах историков Ш.А. Курмангулова, P.A. Губахановой, Г.Ш. Каймаразова деятельность представителей осетинской, абазинской и ногайской интеллигенции по созданию светских школ исследована не была.

В начале 90-х годов XX века начался процесс пересмотра марксистско-ленинской методологии в исследовании истории Кавказа. В это время вышла работа Л.С. Гатаговой «Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в.» (1993), в которой изучался поиск вариантов освоения полиэтничного и внутренне конфликтного региона. В книге В.К. Кочисова и С.Р. Чеджемова «История развития народного образования в Осетии» (1995) рассматривались основные проблемы истории развития народного образования, а учебное пособие В.К. Кочисова «Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения» (1996) было посвящено этнопедагогическим вопросам,. Авторами большинства историко-педагогических исследований, изданных в 20 - 90-е годы XX века, педагогическое наследие служителей церкви в сфере просвещения народов России не подвергалось объективному анализу. О букварях и учебных книгах многих дореволюционных священнослужителей и представителей

светской интеллигенции можно найти лишь фрагментарные и неполные сведения, а имена многих до сих пор находятся в забвении.

В 2000-е годы исследования вопросов просвещения на Кавказе в XIX столетии продолжались. Появились монографии A.B. Черджиева, А.Ю. Белогурова «От века к веку: страницы истории образования и воспитания в Северной Осетии» (2001), С.Р. Чеджемова «Образование и воспитание в Осетии в

XVIII - XX веках» (2001), С.А. Айларовой «Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации» (2003), «История Северной Осетии: XX век» (2003), Э.М.-Г. Зульпукаровой «Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции. Конец XIX - середина XX вв.» (2003). В 2006 году вышли книги Е.Е. Хатаева «Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина

XIX в. - 1917 г.)», Игумена Андрея (Мороза) «История Владикавказской епархии», в 2011г. - монография С.Р. Чеджемова «Правовая культура и образовательная политика в Осетии в период трех революций (на материалах осетинского народа)», в которых рассматривались проблемы просвещения в регионе и деятельность некоторых представителей национальной интеллигенции. Не умаляя достоинства трудов их авторов, отметим, что они не ставили своей задачей исследование педагогических взглядов священников Б.Кочиева, С.Мамитова, И.И. Чепиговского, Х.Д. Цомаева, а также Г.Гуриева, М.Гарданова, У.Микерова, Т.Табулова, А.-Х.Ш. Джанибекова. Однако именно их профессионализм и гуманизм позволили кавказской школе стать источником просвещения на родных языках.

В процессе работы над исследованием нами также были изучены и использованы труды учёных, занимающихся проблемами в области истории отечественной педагогики, A.B. Бабаян, Б.М. Бим-Бада, P.C. Бозиева, Г.Н. Волкова, Г.Б. Корнетова, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Меняева, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, З.И. Равкина, A.B. Райцева, Н.Б. Ромаевой, Е.Г. Силяевой,

JI.JI. Супруновой, Б.А. Тахохова, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, E.H. Шиянова, Д.И. Фельдштейна и других.

В конце XX - в начале XXI веков в Северо-Осетинском государственном университете появляются диссертационные исследования Л.И. Гасиевой, «Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова (1852 -1899 гг.)», Р.Ф. Дзерановой «Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII -начале XX вв.», Л.Б. Кусовой «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л.Г. Лопатинского, Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева на Северном Кавказе (конец XIX - первая четверть XX веков)», Л.Т. Калаевой «Становление и развитие осетинской национальной школы», в которых рассматриваются педагогические аспекты деятельности горских педагогов А.Г. Ардасенова, Г.А. Баева, A.A. Гассиева, Г.И. Дзасохова, И.Д. Канукова, А.Коцоева, Х.А. Уруймагова, С.Хан-Гирея, К.Л. Хетагурова, однако работа просветителей М.Гарданова, Г.Гуриева, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б.П. Кочиева, С.Мамитова, У.Микерова, Т.Табулова, Х.Цомаева, И.Чепиговского ими не анализировалась.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что до сих пор нет работ, посвященных комплексному исследованию педагогических взглядов вышеназванных просветителей и педагогов. С учётом этого нами была сформулирована тема диссертационного исследования, проблема которого состоит в выявлении роли просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции в данном процессе (на примере Осетии, Дагестана, Карачая и Черкесии) и выяснении условий формирования педагогической мысли на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий. Эта проблема послужила основой для определения темы диссертации: «Просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе (конец XIX -первая треть XX веков)».

Целью диссертационной работы является выявление вклада представителей духовной и светской интеллигенции в процесс развития системы образования в Северо-Кавказском регионе (конец XIX - первая треть XX веков), гуманистической направленности их просветительско-педагогической деятельности, анализ специфики работы по созданию учебных книг для национальных школ.

Объект исследования - история педагогики и образования России, в частности, процесс становления и развития системы образования в СевероКавказском регионе в конце XIX - первой трети XX веков.

Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции Г.Гуриева, М.Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б.Кочиева, С.Мамитова, У.Микерова, Т.Табулова, Х.Д. Цомаева, И.И. Чепиговского на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX веков и их роль в развитии образования.

Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели диссертационной работы и заключаются в следующем:

- выявить особенности просветительской политики России на Северном Кавказе в XIX - первой трети XX веков, проанализировать педагогические процессы, происходившие в системе начального образования края, благодаря которым произошли позитивные изменения в работе учебных заведений в регионе;

- реконструировать этапы жизни и педагогической деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), горских священников и педагогов С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева, а также представителей национальной интеллигенции Г.Гуриева, М. Гарданова;

- раскрыть роль просветительско-педагогической деятельности церковной интеллигенции в сфере образования, показать её гуманистический характ