Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая

Автореферат по педагогике на тему «Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Цзюй Чжаочунь
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая"

На правах рукописи

ЦЗЮЙ Чжаочунь

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

1 и АПР 201

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Волгоград — 2014

005546941

005546941

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Соловцова Ирина Афанасьевна.

Официальные оппоненты: Русакова Татьяна Геннадьевна, доктор

педагогических наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», зав. кафедрой художественно-эстетического воспитания);

Топоркова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», зав. кафедрой иностранных языков).

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный

университет им. С.А. Есенина».

Защита состоится 25 апреля 2014 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Текст автореферата размещён на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www.vgpu. org 21 февраля 2014 г.

Автореферат разослан 24 марта 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А.А. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. В последние годы как в Российской Федерации, так и в Китайской Народной Республике остро стоит проблема подготовки учителей изобразительного искусства, владеющих на высоком уровне не только педагогической, но и изобразительной деятельностью. По словам Г.Ю. Коробко, учитель изобразительного искусства должен сочетать в себе художника и педагога, владеющего широким арсеналом изобразительных средств. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства может быть эффективной, если его педагогическая работа постоянно подкрепляется его личным опытом в практике рисунка, живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства, его способностью показать ученикам процесс воплощения художественного образа в том или ином материале, используя разнообразные изобразительные техники - как традиционные, так и современные. На важную роль профессиональной деятельности в общем развитии личности указывали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Успехи в овладении изобразительной деятельностью обусловливают уровень не только профессионального, но и личностного развития учителя изобразительного искусства, оказывая влияние на развитие восприятия, воображения, образного мышления, способности воспринимать разнообразные явления действительности и давать им оценку с эстетических позиций, видеть прекрасное не только в искусстве, но и в повседневной жизни, в отношениях между людьми. Без этих качеств невозможно эффективное взаимодействие учителя с учащимися, поскольку для успешного осуществления профессиональных функций необходимы глубокое понимание учителем созданных учеником произведений, обеспечение освоения учащимися художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей.

Процессы модернизации высшего образования, характерные как для России, так и для Китая, имеют одной из важных задач индивидуализацию обучения. Применительно к системе высшего художественно-педагогического образования это означает в первую очередь возможность выработки студентом собственного стиля педагогической деятельности. Это предполагает не только уход от унификации в преподавании изобразительного искусства, разнообразие предлагаемых будущим учителям изобразительного искусства стилей, жанров, изобразительных техник (в том числе основанных на современных компьютерных технологиях), но и внедрение в системе художественно-педагогического образования инновационных методов обучения, а также глубокое осмысление методологических и дидактических основ процесса обучения студентов изобразительному искусству, на которых базируются каждый стиль, жанр, изобразительная техника. Важное значение в этом плане имеют анализ концептуальных основ и особенностей организации процесса обучения изобразительному искусству в разных странах, выявление проблем в си-

стеме художественно-педагогического образования, общих для разных стран, и обоснование способов решения этих проблем. Поскольку Россия и Китай имеют развитые системы высшего художественно-педагогического образования с глубокими и давними традициями, целесообразно провести такой сравнительный анализ именно на примере этих стран.

Процессы глобализации, идущие в современном образовании, непосредственно затронули и сферу высшего художественно-педагогического образования. Глобализация находит свое выражение не только в унификации содержания и структуры высшего профессионального образования, конвертируемости дипломов, взаимообмене преподавательскими кадрами и студентами, широком внедрении информационно-коммуникационных технологий, позволяющих создать открытые образовательные системы, но и в расширении обмена между странами в сфере достижений в организации образовательного процесса в вузах, в области дидактики и методики преподавания. В этой связи важной исследовательской задачей становятся сравнение и осмысление с методологических и дидактических позиций опыта обучения изобразительному искусству в системах художественно-педагогического образования, сложившегося к настоящему времени в разных странах.

В современном высшем образовании наряду с глобализацией отчетливо прослеживается стремление к сохранению уникальности национальных культур, находящее выражение в сфере художественно-педагогического образования в обращении к национальным традициям в искусстве и в преподавании их студентам, в опоре на особенности эстетического восприятия и отображения действительности, характерные для национальной культуры. В науке существует актуальная потребность в выявлении общего и национально-особенного в процессе обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая, что позволит в дальнейшем определить инвариантный и вариативный компоненты в данном процессе, гармонизировать процессы глобализации и обращения к национальной культуре при подготовке учителей изобразительного искусства, реализовать принцип культуросообразности при обучении студентов изобразительному искусству.

В современной педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для выявления концептуальных основ и особенностей процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

Исследования первой группы посвящены характеристике современных систем высшего педагогического образования Китая и России и художественно-педагогического образования как их составляющей (C.B. Анчуков, Р. Арнхейм, Ф.Ф. Бандуристый, Т.В. Безшдова, М.А. Боенко, Ван Цзянь Цзюнь, A.A. Васильев, М.А. Верб, О.В. Сальдаева, Ду Яньянъ, Ли Япин, Пань Яочан, Т.В. Че-

лышева, Чень Жуйлинь), что позволило выявить особенности и направления в обучении студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования современных России и Китая.

Вторую группу составляют исследования, раскрывающие некоторые концептуальные положения, лежащие в основе обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая. Вэй Хао, говоря о степени исследованности проблемы подготовки специалистов в системе художественного образования Китая, отмечает, что советские и российские исследователи раскрывают преимущественно философские аспекты китайской педагогической системы. Труды китайских исследователей посвящены главным образом истории и современному состоянию системы образования и педагогической мысли Китая, китайскому искусству в разные исторические периоды.

Третью группу составляют исследования, посвященные методическим аспектам обучения студентов (в том числе будущих учителей) разным видам изобразительного искусства в китайских и российских вузах (М.А. Дербисо-ва, В.П. Зинченко, Т.М. Кожагулов, Г.Ю. Коробко, А.И. Лобанов, Б.Е. Останов, О.И. Радомская, Р.Н. Шайхулов и др.). Некоторые из них выполнены в рамках сравнительной педагогики. Так, в диссертационном исследовании Юй Ань-дуна представлен сравнительный анализ традиций академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая.

Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности для исследователей проблемы выявления общего и особенного в процессе изучения изобразительного искусства в художественно-педагогических вузах Китая и России. Однако в перечисленных исследованиях процесс обучения студентов педагогических вузов изобразительному искусству рассматривается фрагментарно, главным образом с позиций методики обучения; отсутствуют работы, в которых были бы охарактеризованы дидактические основы обучения студентов изобразительному искусству в системе художественно-педагогического образования Китая и России. Общедидактическая проблематика, связанная с обучением будущих учителей изобразительному искусству, затрагивается в трудах российских и китайских ученых достаточно редко. Некоторые дидактические вопросы фрагментарно освещаются в работах М.А. Дербисовой, Г.Ю. Коробко, Гу Пина, Цянь Чуси, Чень Жуйлиня, однако потребность в исследовании, где данный вопрос был бы раскрыт полно и всесторонне, остается на сегодняшний день неудовлетворенной. Кроме того, существует дефицит исследований, в которых с позиций целостного подхода было бы выявлено общее и национально-особенное в обучении студентов изобразительному искусству в художественно-педагогических вузах России и Китая, были бы сформулированы проблемы и определены перспективы развития процесса обучения будущих учителей изобразительному искусству, что не позволяет

эффективно решать проблемы модернизации художественно-педагогического образования в обеих странах.

Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки, способствующие проведению сравнительного анализа процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая с позиций целостного подхода. К ним относятся активизация контактов между Россией и Китаем в сфере высшего художественно-педагогического образования: взаимодействие в научно-практическом обсуждении проблем подготовки учителей изобразительного искусства, в области разработки учебных программ по дисциплинам, направленным на обучение студентов изобразительному искусству, обмен студентами и преподавателями, широкое распространение в системе высшего художественно-педагогического образования Китая принципов и методов обучения, сформировавшихся в российской системе подготовки учителей изобразительного искусства, возрастание в России интереса к традиционной китайской живописи и способам освоения ее приемов. Однако эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления.

Анализ состояния теории и практики обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая позволил выявить противоречия между:

• потребностью в научно обоснованных выводах о сущности происходящих в системе высшего художественно-педагогического образования процессов и преобладанием в педагогической науке описательного подхода к характеристике процессов, происходящих в настоящее время в системе художественно-педагогического образования России и Китая;

• необходимостью концептуализации деятельности по обучению будущих учителей изобразительного искусства и отсутствием явно сформулированных философских и дидактических идей, на которых базируется данная деятельность;

• необходимостью выстраивать процесс обучения будущих учителей изобразительному искусству с учетом тенденций развития системы художественно-педагогического образования и отсутствием в педагогической науке целостного знания о таких тенденциях, полученного в результате сравнительного анализа систем высшего художественно-педагогического образования разных стран;

• потребностью в знании, позволяющем успешно решать проблемы в сфере высшего художественно-педагогического образования, и недостаточной полнотой знания о таких проблемах применительно к странам, играющим ведущую роль в теории и практике профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, состоящую в необходимости выявления и анализа концептуальных

основ, особенностей и перспектив совершенствования процесса обучения студентов изобразительному искусству будущих учителей соответствующего предмета в вузах России и Китая. Проблема определила тему исследования: «Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая».

Объект исследования - процесс подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических вузах России и Китая.

Предмет исследования - концептуальные основы и особенности организации процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

Цель исследования - на основе сравнительного анализа процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая выявить концептуальные основы, особенности организации и перспективы совершенствования данного процесса.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что выявить концептуальные основы, особенности и перспективы совершенствования процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на современном этапе возможно, если:

• рассматривать характеристики исследуемого процесса с позиций наличия в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая содержательных направлений, отражающих общее и национально-особенное в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в Китае и России и позволяющих выявить этапы обучения студентов изобразительному искусству;

• определять концептуальные основы исследуемого процесса исходя из единства трех уровней в теории и практике подготовки учителей изобразительного искусства - философско-мировоззренческого, теоретико-педагогического и инструментально-технологического;

• исследовать актуальные проблемы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая с позиции наличия в исследуемом процессе содержательной, организационной и технологической составляющих;

• обосновывать способы решения актуальных проблем обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая с позиций перспективных направлений в современной дидактике - проблемного обучения, эвристического обучения, смысловой дидактики, а также с точки зрения усиления взаимосвязи дисциплин изобразительного искусства и педагогических дисциплин.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить содержательные и процессуальные характеристики обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на современном этапе модернизации образования.

2. Определить концептуальные основы процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

3. Выявить и охарактеризовать актуальные проблемы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

4. Обосновать возможные пути решения актуальных проблем обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

Методологическую основу исследования составили:

- на философском уровне: положения гуманитарной педагогической парадигмы (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, И.А. Соловцова) о необходимости выявления мировоззренческой основы педагогических концепций, методологические выводы о наличии в структуре педагогических концепций методологического и практико-ориентированного блока (В.В. Краевский, E.H. Степанов, Е.В. Яковлев), позволившие исследовать концептуальные основы процесса обучения студентов изобразительному искусству как единство трех уровней - философско-мировоззренческого, теоретико-педагогического и инструментально-технологического; концептуальные положения культурологического подхода в образовании о диалоге культур как основе понимания феноменов культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, СЛ. Братченко, В.В. Знаков), ставшие основой для обоснования способов решения проблем, возникающих в процессе обучения студентов художественно-педагогических вузов изобразительному искусству; положения традиционной китайской философии (Конфуций, Лао Цзы), этические взгляды русских философов и культурологов (Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, В.В. Ванслов, A.B. Гулыга), выводы исследователей, характеризующие особенности развития западной эстетической мысли (К.Э. Гильберт, Г. Кун), позволившие выявить три направления в обучении студентов изобразительному искусству - академическое, традиционное, инновационное;

- на общенаучном уровне: положения целостного подхода о системности, структурированности педагогических явлений и процессов (B.C. Ильин и его научная школа), определившие подход к изучению исследуемого процесса как динамической системы и позволившие охарактеризовать ее составляющие - цели, содержание, средства, результаты, особенности педагогического взаимодействия в рамках исследуемого процесса; идеи общей теории деятельности о специфике изобразительной деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), лежащие в основе выявления эффективных средств обучения изобразительному искусству на современном этапе;

-на конкретно-научном уровне: выводы о специфике системы многоуровневого педагогического (Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.В. Сериков) и художественно-педагогического (Т.Г. Русакова, О.В. Сальдаева) образования, ставшие основой сравнительного анализа российской и китайской систем высшего художественно-педагогического образования; положения о специфике исследования в области сравнительной педагогики (Н.Е. Воробьёв, И.С. Бес-сарабова, О.В. Топоркова), позволившие выявить общее и национально-особенное в процессе обучения студентов изобразительному искусству в системе художественно-педагогического образования России и Китая, а также тенденции развития исследуемого процесса; положения теорий проблемного (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь) и эвристического (A.B. Хуторской) обучения, смысловой дидактики (Е.Г. Белякова, А.Ф. Заки-рова), лежащие в основе способов решения проблем и разрешения противоречий, характерных для исследуемого процесса на современном этапе развития образования; выводы об общих чертах и специфике подготовки учителей в России и Китае, в том числе в системе высшего художественно-педагогического образования (М.А. Боенко, Ду Яньянь, Юй Аньдун), определившие направление исследовательского поиска при выявлении тенденций развития исследуемого процесса и возникающих при обучении студентов изобразительному искусству проблем;

— на технологическом уровне: положения методического характера об особенностях преподавания различных дисциплин, в рамках которых студенты осваивают изобразительную деятельность (Вэй Хао, Т.М. Кожагулов, А.И. Лобанов, Б.Е. Оспанов, Р.Н. Шайхулов, Юй Аньдун), в том числе связанные с применением интегрированных технологий (О.И. Радомская), интерактивных методов обучения (Сунь Исюэ), художественно-творческих (Т.Г. Русакова) и компьютерных технологий (ПО. Коробко), лежащие в основе авторского подхода к решению возникающих в процессе обучения студентов изобразительному искусству проблем.

Исследование проводилось в 2008-2013 гг. и включало в себя три этапа. На первом этапе (2008-2009 гг.) был разработан концептуальный замысел исследования, определены его методологические и теоретические основы. На основе изучения и критического анализа выводов и положений, содержащихся в российской, китайской и западной научной литературе по проблеме исследования, были выявлены содержательные и процессуальные характеристики обучения студентов изобразительному искусству, определена их специфика в художественно-педагогических вузах России и Китая, определены ведущие направления в обучении студентов изобразительному искусству. На данном этапе были определены концептуальные основы процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

На втором этапе (2010-2011 гг.) были выявлены тенденции и актуальные проблемы в обучении студентов изобразительному искусству в системе

высшего художественно-педагогического образования России и Китая, выявлены и обоснованы возможные пути решения данных проблем, базирующиеся на достижениях современной дидактики, определены перспективы совершенствования исследуемого процесса.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) были осуществлены обобщение и систематизация результатов исследования, определение его научной новизны, теоретической значимости и практической ценности, сформулированы выводы, оформлен текст диссертационного исследования.

Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: на первом этапе — анализ научной литературы, наблюдение, позволившие определить степень актуальности проблемы; анализ концептуальных положений и выводов, содержащихся в философской, педагогической и методической литературе; системный анализ, сравнительный анализ, метод классификации, анализ учебных планов и программ обучения изобразительному искусству в художественно-педагогических вузах России и Китая, позволившие выявить содержательные и процессуальные характеристики обучения студентов изобразительному искусству в художественно-педагогических вузах России и Китая; метод моделирования, позволивший представить в структурированном виде концептуальные основы исследуемого процесса. На втором этапе применялись методы сравнительного анализа и аналогии, что дало возможность выявить и охарактеризовать тенденции и проблемы процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая; метод проектирования, позволивший определить и обосновать пути решения выявленных проблем. На третьем этапе исследования применялись методы систематизации, обобщения, логического анализа, аналогии, анализ летного опыта обучения и преподавания в художественно-педагогических вузах России и Китая, сравнение и интерпретация полученных данных.

Эмпирическая база исследования: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Институт художественного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Пекинская центральная академия художеств, Шанхайский государственный университет, Ханчжоуский педагогический университет.

Положения, выносимые на защиту:

1. В содержании обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на современном этапе модернизации образования выделяются три направления: академическое, в основе которого лежит реалистическое направление в искусстве и классическое направление в дидактике; традиционное, предполагающее в Китае знакомство студентов с традиционной китай-

ской живописью и освоение ее приемов, в России реализующееся в рамках художественно-прикладного творчества; инновационное, связанное с усилением западного влияния в живописи и с применением в изобразительном искусстве информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время в России преобладает академическое направление, в Китае - традиционное. Концептуальные основы обучения студентов в рамках традиционного и инновационного направлений остаются недостаточно разработанными.

Тенденции развития процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая отличаются противоречивостью и состоят в Китае - в усилении влияния инновационного направления при одновременном укреплении позиций традиционного направления; в России - в углублении творческого поиска в рамках академического направления, в модернизации методов и технологий обучения студентов изобразительному искусству. Как в России, так и в Китае отмечается постепенное увеличение удельного веса информационно-коммуникационных технологий и связанных с ними учебных дисциплин (компьютерная графика, компьютерный дизайн), усиление вариативности обучения, ориентация на развитие творческих способностей студентов.

2. Определение концептуальных основ обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая предполагает выделение трёх уровней - философско-мировоззренческого, теоретико-педагогического и инструментально-технологического. .

На философско-мировоззренческом уровне процесс обучения студентов изобразительному искусству базируется на трёх группах философских представлений: 1) представления о прекрасном и безобразном, об отношении искусства и действительности, об особенностях постижения мира и человека посредством искусства (раскрываются через систему общих этических положений и категорий); 2) представления о том, каким образом человек учится отображать окружающий мир средствами искусства; 3) представления об основах взаимодействия учителя и ученика. Сходство между эстетическими традициями России и Китая усматривается в представлении о единстве доброго и прекрасного; в представлении об искусстве как особом способе постижения действительности, в котором ведущую роль играют внелогические формы; в том, что художник рассматривается в первую очередь как выразитель определённой идеи, представленной в его произведении в единстве этического и эстетического. Заметно различаются в России и Китае представления о взаимодействии учителя и ученика. В Китае основой педагогического взаимодействия выступает идея наставничества —ученичества, в России же в основе педагогического взаимодействия лежит идея субъект-субъектных отношений.

На теоретико-педагогическом уровне дидактические положения обусловливают постановку целей обучения, особенности отбора содержания обуче-

ния, соотношение теоретических и практико-ориентированных дисциплин, логику построения учебных курсов, предпочтение тех или иных форм обучения, выбор методов обучения как способов организации взаимодействия преподавателя и студентов, построение межпредметных связей. В настоящее время как в России, так и в Китае процесс обучения изобразительному искусству базируется на идеях и принципах классической дидактики.

На инструментально-технологическом уровне определяются различные техники выполнения рисунка, живописи, скульптурных произведений, а также методики обучения рисунку, живописи, скульптуре, различным видам декоративно-прикладного искусства. В настоящее время преобладающей формой обучения студентов изобразительному искусству в России и Китае является индивидуальная, в рамках которой преподаватель обучает студента собственной художественной манере, а не формирует у него собственный стиль.

3. К числу актуальных проблем обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая относятся: 1) проблемы, связанные с организацией обучения (недостаточное внимание к обучению студентов инновационным техникам в изобразительном искусстве, слабая связь специальных и психолого-педагогических дисциплин, недостатки в организации педагогической практики студентов); 2) проблемы, отражающие недостатки в содержании обучения изобразительному искусству (сравнительно небольшой удельный вес теоретических дисциплин, традиционный подход к структурированию их содержания, недостаточное внимание к дисциплинам, позволяющим освоить традиционное и инновационное направления в изобразительном искусстве); 3) проблемы, связанные с методами обучения (недостаточное использование в обучении изобразительному искусству информационно-коммуникационных технологий, преобладание традиционных методов обучения).

4. Возможные пути решения проблем обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая, определяющие перспективы совершенствования исследуемого процесса: на философско-мировоззренческом уровне - разработка философских основ процесса обучения изобразительному искусству с учётом специфики каждого из направлений - академического, традиционного, инновационного, четкое определение ценностных ориентиров, мировоззренческих положений, философских направлений, на основе которых будет выстраивать процесс обучения изобразительному искусству в педагогическом вузе; на теоретико-педагогическом уровне - уточнение дидактических основ обучения студентов изобразительному искусству с учетом современных тенденций развития высшего художественно-педагогического образовашм, расширение и углубление содержания теоретических дисциплин, углубление межпредметных связей, модернизация содержания практико-ориентированных дисциплин; на инструментально-технологическом уровне - применение в обучении

студентов изобразительному искусству проблемного подхода, интерактивных и информационно-коммуникационных образовательных технологий, элементов эвристического обучения, реализация идей смысловой дидактики, диалога культур, герменевтического подхода в обучении, позволяющих студентам освоить разнообразные изобразительные техники, понять культурный контекст возникновения того или иного произведения, направления в искусстве, раскрыть культурные смыслы произведений изобразительного искусства.

Достоверность результатов исследования обусловлена следующим: теоретическими основами признанных в науке исследований (Е.Г. Белякова, Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, В.В. Ванслов, A.B. Гулыга, А.Ф. Закиро-ва, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, A.B. Хуторской, Ду Яньянь, Юй Аньдун и др.); личной деятельностью автора как преподавателя курса скульптуры в Ханчжоуском педагогическом университете, анализом практики обучения студентов изобразительному искусству в педагогических вузах России и Китая; корректностью применения исследовательских методов, адекватных объекту, предмету и цели исследования; проведением сравнения авторских данных по определению сущностных характеристик и особенностей исследуемого процесса с представленными ранее данными российских и китайских исследователей.

Научная иовизна результатов исследования состоит в том, что впервые с позиций целостного подхода представлен сравнительный анализ современного состояния процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе художественно-педагогического образования России и Китая, выявлены сходство и различия в целях, содержании, средствах, результатах данного процесса, в особенностях взаимодействия преподавателей и студентов; впервые представлены в структурированном виде и охарактеризованы на трёх уровнях - философско-мировоззренческом, теоретико-педагогическом и инструментально-технологическом - концептуальные основы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая; общие представления о содержании обучения изобразительному искусству в современных системах высшего художественно-педагогического образования России и Китая (Юй Аньдун, Г.Ю. Коробко, Т.В. Челышева) конкретизированы с позиций специфики выявленных в исследовании академического, традиционного и инновационного направлений; знание об актуальных проблемах обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России (Г.Ю. Коробко, Т.М. Кожагулов, О.И. Ра-домская) и Китая (Ду Яньянь, Сунь Исюэ) обобщено и структурировано в соответствии с содержательной, организационной и технологической составляющими и философско-мировоззренческим, теоретико-педагогическим и инструментально-технологическим уровнями концептуальных основ исследуемого процесса; научные представления о способах совершенствования

процесса обучения изобразительному искусству будущих учителей соответствующего предмета (А.И. Лобанов, Б.Е. Оспанов, Р.Н. Шайхулов, Юй Ань-дун) дополнены обоснованием и характеристикой возможностей достижений современной дидактики в модернизации целей, содержания и средств исследуемого процесса, а также педагогического взаимодействия в его рамках.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные направления в обучении студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая позволяют моделировать процесс обучения изобразительному искусству с учётом специфики каждого из направлений; обоснованная в диссертации структура концептуальных основ исследуемого процесса является вкладом в развитие дидактики высшей школы и может стать теоретической базой для совершенствования процесса обучения будущих учителей изобразительному искусству; обоснование данной структуры вносит вклад в методологию сравнительно-педагогических исследований, позволяя исследовать образовательные процессы на трёх уровнях - философско-мировоззренческом, теоретико-педагогическом и инструментально-технологическом; обоснованные в диссертации способы решения проблем, возникающих в процессе обучения студентов изобразительному искусству, конкретизируют научное знание о реализации современных дидактических подходов в обучении студентов - проблемного, эвристического, герменевтического.

Практическая ценность результатов исследования обеспечивается возможностью использования логики исследования, исследовательского инструментария, обоснованных в диссертации структурных моделей при проведении исследований в сфере сравнительной педагогики; обоснованные в исследовании способы решения существующих в настоящее время проблем в сфере обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая могут быть использованы для совершенствования данного процесса в указанных странах. На основе результатов исследования могут быть разработаны разделы программ учебных курсов по теории и истории изобразительного искусства, программы конференций по вопросам художественного образования.

Апробация материалов исследования осуществлялась посредством участия в международных научно-практических конференциях: «Социальное воспитание и свобода личности: проблемы и перспективы» (Волгоград, 2013), «Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе» (Волгоград, 2013); «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (Москва, 2013); «Перспективы развития науки и образования» (Москва, 2013), «Общество, наука и инновации» (Уфа, 2013); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современное педагогическое образование: проблемы и перспективы» (Тюмень, 2013); публикации статей по теме диссертации (опубликовано 9 работ, из них 3 научные статьи- в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ).

Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось в деятельности диссертанта как преподавателя Ханчжоуского педагогического университета, при разработке и реализации программ учебных курсов специальных дисциплин в указанном университете.

Личный вклад соискателя состоит в участии во всех этапах работы над диссертационным исследованием; в разработке логики исследования и теоретических моделей, позволивших осуществить сравнительный анализ процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая; в анализе, систематизации и интерпретации данных о современном состоянии исследуемого процесса; личном участии в процессе обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая в качестве преподавателя и студента; в подготовке научных статей и докладов по итогам выполненной работы.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация (155 с.) состоит из введения (20 е.), первой главы «Особенности процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая» (51 е.), второй главы «Проблемы и перспективы совершенствования процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая в условиях модернизации образования» (58 е.), заключения (4 е.), трех приложений, списка использованной литературы (212 наименований). Диссертация содержит три таблицы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава диссертации «Особенности процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Содержательные и процессуальные характеристики обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на этапе модернизации образования» на основе анализа научной литературы выделены и описаны ведущие направления в обучении студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая, охарактеризованы особенности учебных планов и программ теоретических и практических дисциплин, направленных на овладение студентами знаниями и умениями рисунка, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, в соотнесении с выделенными направлениями (академическим, традиционным, инновационным) представлены этапы процесса обучения студентов изобразительному искусству.

Анализ тенденций развития системы высшего художественно-педагогического образования в Китае и России, охарактеризованных в исследованиях М.А. Боенко, Вэй Хао, Сунь Исюэ и других ученых, позволяет утверждать, что процессы модернизации высшего образования, характерные как для России, так и для Китая, имеют одной из важных задач индивидуализацию обучения. Применительно к системе высшего художественно-педагогического образования это означает, в первую очередь, возможность выработки студентом собственного стиля педагогической деятельности. Это предполагает уход от унификации в преподавании изобразительного искусства, не только разнообразие предлагаемых будущим учителям стилей, жанров, изобразительных техник (в том числе основанных на современных компьютерных технологиях), но и внедрение в системе художественно-педагогического образования инновационных методов обучения, а также глубокое осмысление методологических и дидактических основ процесса обучения студентов изобразительному искусству, на которых базируются каждый стиль, жанр, изобразительная техника.

В содержании обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на современном этапе модернизации образования выделяются три направления:

1) академическое, в основе которого лежат реалистическое направление в искусстве и классическое направление в дидактике;

2) традиционное, предполагающее в Китае знакомство студентов с традиционной китайской живописью и освоение ее приемов, в России реализующееся в рамках художественно-прикладного творчества;

3) инновационное, связанное с усилением западного влияния в живописи (модернизм, постмодернизм, абстракционизм, конструктивизм) и с применением в изобразительном искусстве информационно-коммуникационных и иных технологий, обеспечивающих свободу самовыражения студента.

При этом в России в настоящее время преобладает академическое направление, в Китае - традиционное.

Анализ выводов, содержащихся в исследованиях вышеназванных ученых, а также изучение образовательной практики позволили выявить общие черты и различия в процессе обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая. Общие черты и различия представлены в диссертации в соответствии с традиционной для российской дидактики структурой образовательного процесса.

Как в России, так и в Китае процесс обучения изобразительному искусству будущих учителей соответствующего предмета имеет следующие цели: достижение высокого уровня владения изобразительной деятельностью; формирование умения выявлять и реализовывать в профессионально-педагогической деятельности развивающий и воспитывающий потенциал изобразительного искусства; овладение разнообразными изобразительными умениями (ри-

сунка, живописи с использованием разных материалов и техник, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства). Различия состоят в том, что в России преимущественное внимание уделяется связи дисциплин изобразительного искусства и психолого-педагогических дисциплин для достижения высоких результатов в профессионально-педагогической деятельности, в Китае же внимание акцентируется на овладении студентами широким спектром изобразительных умений, на их мастерстве в разных областях изобразительного искусства.

В содержании обучения и для России, и для Китая до недавнего времени была характерна опора на академическое направление в изобразительном искусстве. Однако в последние годы в Китае на первый план выходит традиционное направление, академическое направление выступает как общая основа обучения студентов изобразительному искусству. Это позволяет сохранить в условиях глобализации уникальную художественную культуру Китая, традиционные изобразительные техники, философскую основу традиционного китайского искусства, обеспечить трансляцию ценностей культуры последующим поколениям. В России же академизм продолжает доминировать как самостоятельное направление в обучении изобразительному искусству. Инновационно е направление реализуется лишь при изучении дисциплин, связанных с дизайном. Традиционное направление играет вспомогательную роль и выстраивается на закономерностях академизма. Кроме того, для российской системы высшего художественно-педагогического образования характерна более серьезная, чем в Китае, теоретическая и предварительная подготовка студентов к изобразительной деятельности.

Как в России, так и в Китае процесс обучения изобразительному искусству опирается преимущественно на классические дидактические принципы систематичности и последовательности в обучении, перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, наглядности, прочности знаний и умений. Анализ практики обучения изобразительному искусству свидетельствует о том, что недостаточно реализуются в практике обучения такие принципы, как принцип ориентации на ценностные отношения, принцип диало-гизма, принцип субъектности, обеспечивающие гуманитаризацию процесса обучения изобразительному искусству. Тем не менее в России в последние годы проявляется тенденция к усилению взаимосвязи обучения изобразительному искусству с формированием духовного опыта студентов (Т.Г. Русакова).

Сходство между Россией и Китаем обнаруживается и в методах обучения-. процесс обучения изобразительному искусству характеризуется преобладанием методов, характерных для классической дидактики, - словесных, наглядных, практических при ведущей роли последних. При этом при разработке и реализации методов явно прослеживается опора главным образом на закономерности изобразительного искусства, педагогические же закономерности играют второстепенную роль, что снижает результативность процесса

обучения. При этом для российских педагогических вузов, в отличие от китайских, характерно применение методов обучения, реализующих взаимосвязь теоретических занятий и практической деятельности в природной и широкой социокультурной среде.

В организации процесса обучения изобразительному искусству наблюдается большой удельный вес самостоятельной работы студентов, а также наличие в процессе обучения двух этапов: 1) этапа ученичества и 2) этапа самостоятельного творчества студента. При этом в России прослеживается выраженная взаимосвязь дисциплин изобразительного искусства и психолого-педагогических дисциплин. Однако творчество студентов зачастую ограничено рамками академических канонов.

Характеризуя особенности взаимодействия преподавателя и студентов, следует отметить, что в обеих странах в процессе обучения изобразительному искусству преобладает индивидуальное взаимодействие. В китайских педагогических вузах на всех этапах обучения доминируют отношения наставничества - ученичества, для российских же вузов на этапе самостоятельного творчества студентов более характерны субъект-субъектные отношения.

Во втором параграфе «Концептуальные основы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая» охарактеризованы концептуальные основы исследуемого процесса на трех уровнях - философско-мировоззренческом, теоретико-педагогическом и инструментально-технологическом, показана специфика концептуальных основ процесса обучения изобразительному искусству в художественно-педагогических вузах России и Китая и описаны черты сходства между двумя образовательными системами.

Анализ исследований методологического характера (Н.М. Борытко, В.В. Краевский, E.H. Степанов, Е.В. Яковлев) позволил выделить три уровня концептуальных основ обучения студентов изобразительному искусству.

Первый уровень - философско-мировоззренческий. На этом уровне процесс обучения студентов изобразительному искусству базируется на трех группах философских представлений:

1) представлениях о прекрасном и безобразном, об отношении искусства и действительности, об особенностях постижения мира и человека посредством искусства; 2) представлениях о том, каким образом человек учится отображать окружающий мир средствами искусства; 3) представлениях об основах взаимодействия учителя и ученика.

Эстетическая мысль Китая развивалась под влиянием даосизма, представляющего собой сложную философскую систему, и конфуцианства, в основе которого лежат в первую очередь этические представления. В настоящее время в изобразительном искусстве Китая конфуцианская и даосская традиции существуют в синкретическом единстве. Поэтому в изобразительном искусстве современного Китая (а именно в его традиционном направлении) нахо-

дит отражение принцип неразделимости собственно эстетического, этического и природного. В диссертации на основе анализа работ китайских искусствоведов (Ван Чаовэнь, Ван Чэньи) и исследований методического характера сделан вывод о том, что традиционное направление в обучении изобразительному искусству выражает в первую очередь данную философскую идею.

Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования современной России базируется на таком течении в эстетике, как реализм, и на материалистической теории отражения (Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, В.В. Ванслов). В реалистической традиции акцент делается на освоении различных техник изображения природы и человека, на оттачивании мастерства художника; считается, что в результате он сможет выразить любую мысль, передать с помощью изобразительных средств любые эмоциональные состояния. Поэтому самое серьезное внимание уделяется обучению студентов художественным приемам, позволяющим не только возможно более точно передать сходство с объектом, но и расставить акценты таким образом, чтобы сделать явной для зрителя определенную идею, авторский замысел. На решение этой задачи направлены композиционные и колористические приемы, которые должны освоить студенты.

Сходство между эстетическими традициями России и Китая, значимыми с точки зрения обучения изобразительному искусству будущих учителей соответствующего предмета, усматривается в:

• представлении о единстве доброго и прекрасного;

• представлении об искусстве как особом способе постижения действительности, в котором ведущую роль играют внелогические формы (эмоции, инсайт, эмпатия, переживание, подведение под ценность, интерпретация в ее онтологическом понимании);

• том, что художник рассматривается в первую очередь как выразитель определенной идеи, представленной в его произведении в единстве этического и эстетического.

Заметно различаются в России и Китае представления о взаимодействии учителя и ученика. В Китае основой педагогического взаимодействия выступает идея наставничества - ученичества, в России же в основе педагогического взаимодействия лежит идея субъект-субъектных отношений.

В России наиболее полно разработаны философско-мировоззренческие основы академического направления в обучении изобразительному искусству. Философско-мировоззренческие основы традиционного направления коренятся, с одной стороны, в народном мировосприятии, с другой - в православном взгляде на мир. Но поскольку традиционное направление в обучении изобразительному искусству в России не столь значимо, как академическое, в исследуемом процессе они не прослеживаются столь отчетливо.

В Китае же, напротив, наиболее глубоко разработаны философско-мировоззренческие основы традиционного направления. Взгляд на мир и че-

ловека, обусловленный реализмом, хотя и в меньшей мере соответствует традиционной китайской культуре, тем не менее содержит этические и эстетические идеи, не противоречащие философско-мировоззренческим основам китайской системы обучения изобразительному искусству.

Наименее разработаны как в России, так и в Китае философско-миро-воззренческие основы инновационного направления. Это связано как с относительно недавним включением данного направления в процесс обучения изобразительному искусству, так и с функционированием идей западной философии в системе высшего художественно-педагогического образования на уровне информирования, а не на уровне глубинного понимания ее основ.

На теоретико-педагогическом уровне дидактические положения обусловливают особенности постановки целей обучения, отбора содержания обучения, соотношение теоретических и практико-ориентированных дисциплин, логику построения учебных курсов, предпочтение тех или иных форм обучения, выбор методов обучения как способов организации взаимодействия преподавателя и студентов, построение межпредметных связей. Дидактические положения базируются на выводах современной психологии о закономерностях восприятия и отражения объективной реальности и дополняются выводами, основанными на закономерностях изобразительного искусства и отдельных его видов.

На инструментально-технологическом уровне определяются различные техники выполнения рисунка, живописные техники, техники выполнения скульптурных произведений, а также методики обучения рисунку, живописи, скульптуре, различным видам декоративно-прикладного искусства. На данном уровне сходство между Россией и Китаем в обучении студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования состоит в следующем:

• методики обучения изобразительному искусству являются авторскими и базируются главным образом на закономерностях изобразительного искусства при подчиненной роли психолого-педагогических закономерностей;

• преподаватель обучает студента собственной манере изобразительной деятельности.

Различия вытекают из разницы в содержании обучения изобразительному искусству и состоят в том, что:

• в России при обучении изобразительному искусству в большей степени, чем в Китае, учитываются психологические закономерности, в первую очередь закономерности восприятия и отражения окружающей человека действительности;

• в Китае в процессе обучения студентов изобразительному искусству в рамках академического направления применяются главным образом методики, разработанные и апробированные в российской системе художественно-педагогического образования; оригинальными являются методики обучения традиционной китайской живописи;

• в Китае более широко, чем в России, распространены технологии, связанные с применением современных компьютерных средств и ориентированные на освоение студентами инновационного направления.

Вторая глава «Проблемы и перспективы совершенствования процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая в условиях модернизации образования» включает два параграфа.

В первом параграфе «Актуальные проблемы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая» охарактеризованы тенденции, отражающие общие черты в развитии процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая, и проблемы, являющиеся общими для систем высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

Анализ выводов, содержащихся в исследованиях C.B. Анчукова, A.A. Васильева, Ду Яньяня, Г.Ю. Коробко и др., а также личный опыт диссертанта, связанный с обучением и преподаванием в художественно-педагогических вузах России и Китая, позволили установить, что тенденции развития процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая отличаются противоречивостью и состоят в Китае в усилении влияния инновационного направления при одновременном укреплении позиций традиционного направления; в России в углублении творческого поиска в рамках академического направления, в модернизации методов и технологий обучения студентов изобразительному искусству. Как в России, так и в Китае отмечаются постепенное увеличение удельного веса информационно-коммуникационных технологий и связанных с ними учебных дисциплин (компьютерная графика, компьютерный дизайн), усиление вариативности обучения, ориентация на развитие творческих способностей студентов.

Анализ учебных планов и программ, а также практики обучения изобразительному искусству в педагогических вузах Китая позволил выявить ряд проблем, препятствующих решению в полной мере задач профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства. Эти проблемы можно разделить на три группы.

Первая группа - проблемы, связанные с организацией обучения. В этой группе выделяются следующие проблемы.

1. Недостаточное внимание к обучению студентов инновационным техникам в изобразительном искусстве. Система высшего художественно-педагогического образования в России и в Китае испытывает острую потребность в инновационных идеях, позволяющих так организовать учебный процесс, чтобы студенты освоили современные и традиционные изобразительные техники, научились выражать свой внутренний мир с помощью разно-

образных изобразительных средств, наиболее полно раскрыли свой творческий потенциал.

2. Слабая связь специальных и психолого-педагогических дисциплин. В процессе подготовки учителей изобразительного искусства ведущая роль принадлежит специальным дисциплинам, т.е. подготовке студентов к изобразительной деятельности. Что касается психолого-педагогических дисциплин, то им уделяется недостаточно внимания. При этом преподается главным образом классическая дидактика, что не позволяет познакомить студентов с современными способами развития творческих способностей детей.

3. Методика преподавания изобразительного искусства, как правило, не соотносится с определенным направлением в изобразительном искусстве, определенной изобразительной техникой и имеет характер общих рекомендаций; чаще всего речь идет о методике преподавания в рамках академического направления.

4. Недостатки в организации педагогической практики студентов. Учебная практика является важной частью педагогического образования, однако она часто превращается в простую формальность, при организации практики отсутствует индивидуальный подход, вследствие чего она не выполняет своих задач. В последние годы органы управления образованием в Китае, осознав серьезность этой проблемы, принимают меры для ее решения, однако недостаток базовых школ, стереотипный взгляд на педагогическую практику как на нечто второстепенное по сравнению с аудиторными занятиями затрудняют ее решение. Опыт обучения автора в российском педагогическом вузе (РГТГУ им. А.И. Герцена), анализ учебных планов Института художественного образования ВГСПУ, данные опросов студентов и преподавателей упомянутых вузов свидетельствуют о том, что в России проблема состоит не в недостатках организации практики, а в недостаточной мотивированности студентов, которые более ориентированы на изобразительную деятельность, нежели на педагогическую, полагая, что высокий уровень изобразительной деятельности автоматически обеспечивает успех в профессионально-педагогической деятельности.

На данную проблему можно посмотреть и более широко - через призму связи процесса преподавания изобразительного искусства с широким культурным контекстом. Учебный процесс в сфере художественно-педагогического образования Китая организован такт,! образом, что студенты редко имеют возможность в организованном порядке посетить музей, увидеть подлинные произведения искусства - знакомство с шедеврами живописи, графики, скульптуры зависит от их индивидуальных предпочтений, ответственности, степени интереса к искусству. Здесь целесообразно использовать российский опыт, где в процессе обучения изобразительному искусству серьезное внимание уделяется взаимодействию педагогических университетов с музеями, демонстрации работ студентов.

Вторая группа проблем отражает недостатки в содержании обучения изобразительному искусству. В университетах, где осуществляется подготовка учителей изобразительного искусства, существуют курсы теории изобразительного искусства, истории отечественного и зарубежного искусства, но времени на них отводится неоправданно мало. В результате студенты лишь запоминают имена некоторых известных художников, скульпторов и их работ, испытывают затруднения в понимании эстетического смысла и культурного контекста, в котором было создано то или иное произведение, у них отсутствует глубокое понимание искусства. Эта проблема как в Китае, так и в России обостряется вследствие господства в обучении идей классической дидактики, предполагающей «знаниевый» подход к преподаванию теории и истории изобразительного искусства. Сложившаяся ситуация негативно влияет и на качество изобразительной деятельности будущих учителей, поскольку ведет к нарушению единства знаний и умений.

Третья группа проблем, возникающих в процессе обучения будущих учителей изобразительному искусству, связана с методами обучения. В преподавании теоретических дисциплин («Теория изобразительного искусства», «История изобразительного искусства») преобладают традиционные методы обучения, разработанные в рамках классической дидактики, - лекция, рассказ, беседа репродуктивного характера, подготовка докладов и рефератов.

Что касается практических занятий, то методики обучения изобразительному искусству являются авторскими и имеют ярко выраженный индивидуальный характер, поскольку их авторами-разработчиками являются художники-мастера, обучающие студентов. Преподаватель, как правило, обучает студента собственной манере выполнения рисунка, живописного произведения и т.п., а не формирует у него собственный стиль.

Во втором параграфе «Перспективы совершенствования процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая» обосновываются возможные пути решения актуальных проблем обучения студентов изобразительному искусству с учетом достижений современной дидактики:

- на философско-мировоззренческом уровне - разработка философских основ процесса обучения изобразительному искусству с учетом специфики каждого из направлений - академического, традиционного, инновационного; четкое определение ценностных ориентиров, мировоззренческих положений, философских направлений, на основе которых будет выстраиваться процесс обучения изобразительному искусству в педагогическом вузе;

- на теоретико-педагогическом уровне - уточнение дидактических основ обучения студентов изобразительному искусству с учетом современных тенденций развития высшего художественно-педагогического образования, расширение и углубление содержания теоретических дисциплин, углубление межпредметных связей, модернизация содержания пракгико-ориентированных дисциплин;

- на инструментально-технологическом уровне - применение в обучении проблемного подхода, интерактивных и информационно-коммуникационных образовательных технологий, элементов развивающего и эвристического обучения, реализация идей смысловой дидактики, диалога культур, герменевтического подхода в обучении, позволяющих студентам освоить разнообразные изобразительные техники, понять культурный контекст возникновения того или иного произведения, направления в искусстве, раскрыть культурные смыслы произведений изобразительного искусства.

Анализ современных концепций обучения показал, что перспективными с точки зрения преодоления «знаниевого» подхода для достижения понимания студентами смыслов явлений культуры являются подходы к обучению, разработанные в советской и российской дидактике:

• проблемный подход (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.М. Махмутов) -может найти широкое применение на занятиях по теории и истории изобразительного искусства, даст студентам возможность посмотреть на произведения изобразительного искусства, его жанры, стили и направления с новой, неожиданной стороны, самостоятельно получить знания, поможет сформировать у них навыки анализа произведений изобразительного искусства;

• эвристический подход (A.B. Хуторской) - предполагает применение широкого спектра интерактивных методов обучения. Обоснованные и подробно разработанные в рамках данного подхода креативные методы обучения специально предназначены для обучения студентов творчеству, реализации их творческого потенциала, в том числе для развития изобразительных способностей, а оргдеятельностные методы позволяют студенту выстроить индивидуальную траекторию собственного совершенствования в изобразительной деятельности;

• смысловая дидактика (Е.Г. Белякова, А.Ф. Закирова) - предлагает технологии выявления смыслов, заключенных в разнообразных явлениях культуры, произведениях искусства, позволяет дополнить логический анализ процедурами смыслопоиска, глубоко понять и «прочувствовать» произведения искусства, соотнести их, с одной стороны, с культурным контекстом, с другой - с собственными представлениями о творчестве, способах отображения материальной и духовной реальности;

• культурологический подход (Е.В. Бондаревская) - идеи диалога культур (B.C. Библер), концепция создания в вузе культурно-динамической среды (Т.Г. Русакова) позволят включить студентов в контекст отечественной и мировой художественной культуры, выстроить и обеспечить связь между философско-мировоззренческим, теоретико-педагогическим и инструментально-технологическим уровнями, понять культурный контекст возникновения того или иного произведения.

Изучение работ российских и китайских исследователей (C.B. Анчуков, Ф.Ф. Бандуристый, Г.П. Блуднов, A.M. Герасько, Ван Дагэнь, Гу Пин и др.), анализ образовательной практики свидетельствуют также о том, что важной

перспективой совершенствования процесса обучения изобразительному искусству в России и Китае является его модернизация в рамках традиционного направления посредством применения интерактивных, информационно-коммуникационных, гуманитарных художественно-творческих технологий, выявления и углубления национальных традиций классической реалистической живописи, скульптуры, графики.

В заключении диссертации представлены основные выводы, свидетельствующие о правомерности выдвинутой гипотезы и состоящие в следующем: в современных условиях наблюдается изменение целевых ориентиров и методов обучения студентов изобразительному искусству; обучение студентов изобразительному искусству осуществляется в рамках трех направлений - академического, традиционного и инновационного, для каждого из которых необходимы собственные философские и дидактические основы; перспективы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая связаны с концептуализацией, вариативностью и индивидуализацией обучения. Обозначены перспективы дальнейших исследований, связанные с углубленным изучением и проектированием дидактических основ обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая, рассмотрением возможностей реализации в данном процессе идей компетентностного, личностно ориентированного подходов.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

1. Цзюй, Чжаочунь. Процесс обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая: проблемы и перспективы / Чжаочунь Цзюй // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: http://www.science-education. ru/113-10798 (дата обращения: 18.11.2013) (0,5 п.л.).

2. Цзюй, Чжаочунь. Концептуальные основы обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая / Чжаочунь Цзюй // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». - 2013. - № 10(85). - С. 126-129 (0,5 п.л.).

3. Цзюй, Чжаочунь. Дидактические основы обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая / Чжаочунь Цзюй // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. -URL: http://www.science-education.ru/115-11391 (дата обращения: 27.12.2013) (0,5 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций

4. Цзюй, Чжаочунь. Подготовка учителей изобразительного искусства в педагогических вузах Китая / Чжаочунь Цзюй // Современное педагогическое образование: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-пракг. конф. с междунар. участием. 14-15 марта 2013 г. - Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2013. - С. 264-267 (0,4 п.л.).

5. Цзюй, Чжаочунь. Педагогические условия самореализации будущих учителей изобразительного искусства в вузах Китая / Чжаочунь Цзюй // Социальное воспитание и свобода личности: проблемы и перспективы: материалы Меж-дунар. науч.-пракг. конф. (24-25 апр. 2013 г.). - Волгоград: Изд-во ВГАПКиПРО, 2013.-С. 250-253 (0,4 пл.).

6. Цзюй, Чжаочунь. Теоретические основы преподавания изобразительного искусства в педагогических вузах России и Китая / Чжаочунь Цзюй // Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: сб. тр. по итогам Между нар. науч. конф. Волгоград, 8-9 окт. 2013 г. - Волгоград: Изд-во ВГСГГУ «Перемена», 2013. - С. 150-155 (0,4 п.л.).

7. Цзюй, Чжаочунь. Особенности обучения изобразительному искусству в педагогических вузах современного Китая / Чжаочунь Цзюй // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Москва, 31 янв. 2013 г.: в 7 ч. Ч. VII. Министерство образования и науки. - М.: «АР-Консалт», 2013 г. - С. 85-89 (0,4 п.л.).

8. Цзюй, Чжаочунь. Философские основы обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая / Чжаочунь Цзюй // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Москва, 29 нояб. 2013 г.: в 7 ч. Ч. VI. Министерство образования и науки. -М.: «АР-Консалт», 2013. — С. 156-161 (0,4 п.л.).

9. Цзюй, Чжаочунь. Перспективы совершенствования процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования Китая и России / Чжаочунь Цзюй // Общество, наука и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 29-30 нояб. 2013 г.: в 4 ч. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. -Ч. 3. -С. 215-218 (0,4 п.л.).

Общий объем публикаций автора составил 3,9 п.л.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИИ И КИТАЯ

ЦЗЮЙ Чжаочунь

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано к печати 25.02.14. Формат 60x84/16. Бум. офс. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 110 экз. Заказ

и

Издательство ВГСПУ «Перемена» Типография Издательства ВГСПУ «Перемена» 400066, Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цзюй Чжаочунь, Волгоград

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный

социально-педагогический университет»

04201 457574 На правах рукописи

ЦЗЮЙ Чжаочунь

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ

13.00.01 —общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

/ > доктор педагогических наук,

X V /уУ/7/^фессор

/ 1 СОЛОВЦОВА Ирина Афанасьевна

Волгоград - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................3

Глава 1. Особенности процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.........................................................23

1.1. Содержательные и процессуальные характеристики обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на этапе модернизации образования.......................................................24

1.2. Концептуальные основы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая......................................................51

Выводы первой главы......................................................75

Глава 2. Проблемы и перспективы совершенствования процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая в условиях модернизации образования...........................80

2.1. Актуальные проблемы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая......................................................81

2.2. Перспективы совершенствования процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая...............................98

Выводы второй главы.....................................................124

Заключение.................................................................128

Литература..................................................................132

Приложения................................................................156

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние годы как в Российской Федерации, так и в Китайской Народной Республике остро стоит проблема подготовки учителей изобразительного искусства, владеющих на высоком уровне не только педагогической, но и изобразительной деятельностью. По словам Г.Ю. Коробко, учитель изобразительного искусства должен сочетать в себе художника и педагога, владеющего широким арсеналом изобразительных средств [91, с. 5]. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства может быть эффективной, если его педагогическая работа постоянно подкрепляется его личным опытом в практике рисунка, живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства, его способностью показать ученикам процесс воплощения художественного образа в том или ином материале, используя разнообразные изобразительные техники - как традиционные, так и современные. На важную роль профессиональной деятельности в общем развитии личности указывали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Успехи в овладении изобразительной деятельностью обусловливают уровень не только профессионального, но и личностного развития учителя изобразительного искусства, оказывая влияние на развитие восприятия, воображения, образного мышления, способности воспринимать разнообразные явления действительности и давать им оценку с эстетических позиций, видеть прекрасное не только в искусстве, но и в повседневной жизни, в отношениях между людьми. Без этих качеств невозможно эффективное взаимодействие учителя с учащимися, поскольку для успешного осуществления профессиональных функций необходимы глубокое понимание учителем созданных учеником произведений, обеспечение освоения учащимися

художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей.

Процессы модернизации высшего образования, характерные как для России, так и для Китая, имеют одной из важных задач индивидуализацию обучения. Применительно к системе высшего художественно-педагогического образования это означает в первую очередь возможность выработки студентом собственного стиля педагогической деятельности. Это предполагает не только уход от унификации в преподавании изобразительного искусства, разнообразие предлагаемых будущим учителям изобразительного искусства стилей, жанров, изобразительных техник (в том числе основанных на современных компьютерных технологиях), но и внедрение в системе художественно-педагогического образования инновационных методов обучения, а также глубокое осмысление методологических и дидактических основ процесса обучения студентов изобразительному искусству, на которых базируются каждый стиль, жанр, изобразительная техника. Важное значение в этом плане имеют анализ концептуальных основ и особенностей организации процесса обучения изобразительному искусству в разных странах, выявление проблем в системе художественно-педагогического образования, общих для разных стран, и обоснование способов решения этих проблем. Поскольку Россия и Китай имеют развитые системы высшего художественно-педагогического образования с глубокими и давними традициями, целесообразно провести такой сравнительный анализ именно на примере этих стран.

Процессы глобализации, идущие в современном образовании, непосредственно затронули и сферу высшего художественно-педагогического образования. Глобализация находит свое выражение не только в унификации содержания и структуры высшего профессионального образования, конвертируемости дипломов, взаимообмене преподавательскими кадрами и студентами, широком

внедрении информационно-коммуникационных технологий,

позволяющих создать открытые образовательные системы, но и в расширении обмена между странами в сфере достижений в организации образовательного процесса в вузах, в области дидактики и методики преподавания. В этой связи важной исследовательской задачей становятся сравнение и осмысление с методологических и дидактических позиций опыта обучения изобразительному искусству в системах художественно-педагогического образования, сложившегося к настоящему времени в разных странах.

В современном высшем образовании наряду с глобализацией отчетливо прослеживается стремление к сохранению уникальности национальных культур, находящее выражение в сфере художественно-педагогического образования в обращении к национальным традициям в искусстве и в преподавании их студентам, в опоре на особенности эстетического восприятия и отображения действительности, характерные для национальной культуры. В науке существует актуальная потребность в выявлении общего и национально-особенного в процессе обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая, что позволит в дальнейшем определить инвариантный и вариативный компоненты в данном процессе, гармонизировать процессы глобализации и обращения к национальной культуре при подготовке учителей изобразительного искусства, реализовать принцип культуросообразности при обучении студентов изобразительному искусству.

В современной педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для выявления концептуальных основ и особенностей процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

Исследования первой группы посвящены характеристике современных систем высшего педагогического образования Китая и России и художественно-педагогического образования как их составляющей (C.B. Анчуков, Р. Арнхейм, Ф.Ф. Бандуристый, Т.В. Безгодова, М.А. Боенко, А.А. Васильев, М.А. Верб, О.В. Сальдаева, Ду Яньянь, Ли Япин, Пань Яочан, Т.В. Челышева, Чень Жуйлинь), что позволило выявить особенности и направления в обучении студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования современных России и Китая.

Вторую группу составляют исследования, раскрывающие некоторые концептуальные положения, лежащие в основе обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая. Вэй Хао, говоря о степени исследованности проблемы подготовки специалистов в системе художественного образования Китая, отмечает, что советские и российские исследователи раскрывают преимущественно философские аспекты китайской педагогической системы. Труды китайских исследователей посвящены главным образом истории и современному состоянию системы образования и педагогической мысли Китая, китайскому искусству в разные исторические периоды.

Третью группу составляют исследования, посвященные методическим аспектам обучения студентов (в том числе будущих учителей) разным видам изобразительного искусства в китайских и российских вузах (М.А. Дербисова, В.П. Зинченко, Т.М. Кожагулов, Г.Ю. Коробко, А.И. Лобанов, Б.Е. Оспанов, О.И. Радомская, Р.Н. Шайхулов и др.). Некоторые из них выполнены в рамках сравнительной педагогики. Так, в диссертационном исследовании Юй Аньдуна представлен сравнительный анализ традиций академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая.

Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности для исследователей проблемы выявления общего и особенного в процессе изучения изобразительного искусства в художественно-педагогических вузах Китая и России. Однако в перечисленных исследованиях процесс обучения студентов педагогических вузов изобразительному искусству рассматривается фрагментарно, главным образом с позиций методики обучения; отсутствуют работы, в которых были бы охарактеризованы дидактические основы обучения студентов изобразительному искусству в системе художественно-педагогического образования Китая и России. Общедидактическая проблематика, связанная с обучением будущих учителей изобразительному искусству, затрагивается в трудах российских и китайских ученых достаточно редко. Некоторые дидактические вопросы фрагментарно освещаются в работах М.А. Дербисовой, Г.Ю. Коробко, Гу Пина, Цянь Чуси, Чень Жуйлиня, однако потребность в исследовании, где данный вопрос был бы раскрыт полно и всесторонне, остается на сегодняшний день неудовлетворенной. Кроме того, существует дефицит исследований, в которых с позиций целостного подхода было бы выявлено общее и национально-особенное в обучении студентов изобразительному искусству в художественно-педагогических вузах России и Китая, были бы сформулированы проблемы и определены перспективы развития процесса обучения будущих учителей изобразительному искусству, что не позволяет эффективно решать проблемы модернизации художественно-педагогического образования в обеих странах.

Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки, способствующие проведению сравнительного анализа процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая с позиций целостного подхода. К ним относятся активизация контактов между Россией и Китаем в сфере высшего художественно-педагогического

образования: взаимодействие в научно-практическом обсуждении проблем подготовки учителей изобразительного искусства, в области разработки учебных программ по дисциплинам, направленным на обучение студентов изобразительному искусству, обмен студентами и преподавателями, широкое распространение в системе высшего художественно-педагогического образования Китая принципов и методов обучения, сформировавшихся в российской системе подготовки учителей изобразительного искусства, возрастание в России интереса к традиционной китайской живописи и способам освоения ее приемов. Однако эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления.

Анализ состояния теории и практики обучения студентов изобразительному в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая позволил выявить противоречия между:

• потребностью в научно обоснованных выводах о сущности происходящих в системе высшего художественно-педагогического образования процессов и преобладанием в педагогической науке описательного подхода к характеристике процессов, происходящих в настоящее время в системе художественно-педагогического образования России и Китая;

• необходимостью концептуализации деятельности по обучению будущих учителей изобразительного искусства и отсутствием явно сформулированных философских и дидактических идей, на которых базируется данная деятельность;

• необходимостью выстраивать процесс обучения будущих учителей изобразительному искусству с учетом тенденций развития системы художественно-педагогического образования и отсутствием в педагогической науке целостного знания о таких тенденциях, полученного в результате сравнительного анализа систем высшего художественно-педагогического образования разных стран;

• потребностью в знании, позволяющем успешно решать проблемы в сфере высшего художественно-педагогического образования, и недостаточной полнотой знания о таких проблемах применительно к странам, играющим ведущую роль в теории и практике профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, состоящую в необходимости выявления и анализа концептуальных основ, особенностей и перспектив совершенствования процесса обучения студентов изобразительному искусству будущих учителей соответствующего предмета в вузах России и Китая. Проблема определила тему исследования: «Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая».

Объект исследования - процесс подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических вузах России и Китая.

Предмет исследования - концептуальные основы и особенности организации процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая.

Цель исследования - на основе сравнительного анализа процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая выявить концептуальные основы, особенности организации и перспективы совершенствования данного процесса.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что выявить концептуальные основы, особенности и перспективы совершенствования процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на современном этапе возможно, если:

• рассматривать характеристики исследуемого процесса с позиций наличия в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая содержательных направлений, отражающих общее и национально-особенное в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в Китае и России и позволяющих выявить этапы обучения студентов изобразительному искусству;

• определять концептуальные основы исследуемого процесса исходя из единства трех уровней в теории и практике подготовки учителей изобразительного искусства - философско-мировоззренческого, теоретико-педагогического и инструментально-технологического ;

• исследовать актуальные проблемы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая с позиции наличия в исследуемом процессе содержательной, организационной и технологической составляющих;

• обосновывать способы решения актуальных проблем обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая с позиций перспективных направлений в современной дидактике - проблемного обучения, эвристического обучения, смысловой дидактики, а также с точки зрения усиления взаимосвязи дисциплин изобразительного искусства и педагогических дисциплин.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить содержательные и процессуальные характеристики обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая на современном этапе модернизации образования.

2. Определить концептуальные основы процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно