Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Религиозная культура в содержании общего образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Харисова, Людмила Алексеевна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Религиозная культура в содержании общего образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Харисова, Людмила Алексеевна, 2002 год

Глава I. Религиозная культура в содержании общего образования как педагогическая проблема

1.1. Культурологическая интерпретация религии и ее дидактическая регламентация в содержании общего образования.

1.2. Духовно-нравственное воспитание школьников - цель и смысл использования религиозной культуры в содержании общего образования.

1.3. Соотношение религиозного и светского в истории развития образования народов России.

1.4. Состояние и перспективы использования религиозной культуры в содержании общего образования.

Выводы.

Глава II. Педагогическая модель использования религиозной культуры в содержании общего образования

2.1. Принцип светскости - методологическая основа использования религиозной культуры в содержании общего образования.

2.2. Религиозная культура в содержании общего образования как целостная система ф 2.3. Проектирование содержания общего образования с ценностями религиозной культуры.

2.4. Уровневая организация учебного материала с ценностями религиозной культуры.

2.5. Пути использования ценностей религиозной культуры в содержании общего образования.

Выводы.

Глава III. Реализация педагогической модели использования религиозной культуры в содержании общего образования

3.1. Организационно-педагогические условия использования религиозной культуры в содержании общего образования.

3.2. Функциональная модель духовно-нравственного воспитания школьников на основе религиозной культуры.

3.3. Готовность педагогов к использованию религиозной культуры в $ содержании общего образования.

Выводы.

Глава IV. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования религиозной культуры в содержании образования

4.1. Организация и методика экспериментальной работы.

4.2. Ход и результаты экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Религиозная культура в содержании общего образования"

Актуальность исследования. Глобализация образовательных процессов, настоящая технотронная революция, гуманизация и демократизация общественных отношений коснулись практически всех сфер нашей жизни и особенно образования. Возрождается духовная культура. Ширится число публикаций и исследований, утверждающих необходимость сочетания достижения научной мысли и ценностей религиозной культуры, гармонии веры и знания. Сегодня, с научной точки зрения, стало очевидным, что интеграция достижений научно-технического прогресса с традиционными духовно-нравственными ценностями и социальной ориентацией призвана обеспечить стабильное развитие отечественного гражданского общества.

Обращение к духовности ныне не только социальная необходимость, но и педагогическая потребность. Наша система образования делает многое, чтобы сохранить проверенные временем российские устои и ценности, способствующие стабилизации и развитию духовно-нравственных основ становления личности.

В отборе содержания образования ведущая роль принадлежит принципам гуманизации и демократизации, вариативности, поликультурности, развивающего характера обучения, его личностно ориентированной направленности. Действует механизм развития и саморазвития системы образования, благодаря чему она может стать реальным фактором становления гражданского, открытого общества. Явно усилена гуманистическая направленность образования, воплощающая в этой социальной сфере принцип, провозглашенный «Конституцией Российской Федерации»: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2).

В этой связи предметом особой актуальности и востребованности для системы образования Российской Федерации является религиозная культура, ее возвращение в содержание общего образования.

В религиозной культуре воплощена и веками проверена народная мудрость воспитания, отражены общечеловеческие ценности, нормы нравственного общения и межконфессионального диалога. Вот пример из послания апостола Павла, который, обращаясь к колоссянам, советует: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, а обновляйтесь в познании по образу создавшего вас".

Древние заповеди Конфуция, Соломона, Иисуса Христа, Мухаммеда о первичности воспитания духа, важности очеловечивания людей, живущих на Земле, стремлении к нравственному совершенству нужны нашим современникам, нашим детям. Религиозная культура — неотъемлемое достояние многих народов России, часть духовного, исторического наследия, фактор развития межнационального согласия, гражданской нравственности и толерантности.

Веками складывался воспитательный потенциал традиционных религиозных культур, воплощаясь в культовой архитектуре, иконописной живописи, священных книгах, образе жизни народов. Религия являлась идеологией государства, и ее место в системе образования было закреплено государством.

При изложении актуальности использования религиозных ценностей в системе государственного образования постсоветской страны необходимо соотнести выбранный способ интерпретации религии с задачами и целями образования. Освоение школьниками знаний о религиозных ценностях способствует расширению их кругозора, обогащению интеллектуального, мировоззренческого, духовного потенциала личности. Однако духовный мир человека не ограничивается какой-либо одной стороной восприятия мира, а вбирает в себя различные формы и виды освоения политических, философских, художественных, научных и, конечно, религиозных ценностей. На современном этапе развития информационных технологий, обогащения интеллектуального образовательного потенциала нельзя недооценить особой роли духовно-нравственных ценностей в становлении личности.

Образование и религия в нашей стране в советский период оставались на разных, диаметрально противоположных полюсах в деле формирования личности. Однако и у системы государственного образования, и у традиционных конфессий существуют общие проблемы и задачи: воспитание духовно-нравственной личности - носителя гуманистических, гражданских, национальных традиций народов России.

Проблема исследования и степень ее разработанности

В педагогической практике имеется немало проблем объективного и субъективного свойства, которые следует преодолевать, чтобы религиозная культура стала достойным источником духовно-нравственного становления и развития личности. В этом плане особая роль принадлежит педагогической науке. Именно она должна выявить образовательный ресурс ценностей религиозной культуры, показать ее воспитательную роль в формировании личности, снять некоторые разногласия, еще сохраняющиеся в педагогическом сообществе, и прийти к определенному консенсусу.

Рассматривая состояние теории и практики использования религиозной культуры в содержании общего образования, следует остановиться на том, что сделано в этой области.

Особая роль религии в формировании духовно-нравственной личности достаточно полно отражена в теориях и концепциях отечественных философов, религиоведов, историков, педагогов. В них была раскрыта ценность религиозной культуры и установлена специфика ее влияния на экономические, социокультурные, образовательные процессы в обществе. Об этом свидетельствуют труды Н.А.Бердяева, Н.Я.Данилевского, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, П.Ф.Каптерева, И.В.Киреевского, И.Кронштадского, В.Н.Лосского, С.А.Рачинского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, П.Сорокина, К.Туровского, Г.В.Флоровского, А.С.Хомякова и других.

В основу современной гуманистической образовательной парадигмы положены идеи духовно-нравственного воспитания, которую обогатили отечественные и зарубежные педагоги и общественные деятели Ш.А.Амонашвили, КНВентцель, А.Дисгервег, Я.А.Коменский, Д.С.Лихачев, М.В.Ломоносов, В.Ф.Одоевский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и другие. Социокультурный потенциал религиозных ценностей рассматривался в работах зарубежных ученых Г.Гегеля, В.Дильтея, Г.Зиммеля, К.Ламонта, И.Канта, К.Маркса, Ж.Маритена, Ф.Ницше, Б.Расселя, Л.Фейербаха, З.Фрейда, Э.Фромма, Дж.Хаксли, О.Шпенглера, Ф.Энгельса, К.Юнга и других.

Проблемам формирования духовно-нравственной личности посвящены исследования Б.Г.Ананьева, В.И.Андреева, И.В.Бес1ужева-Лады, Р.А.Валеевой, ЛА.Воловича, Л.С.Выгогского, А.НЛеонтьева, Б.ТЛихачева, МЛМахмугова, ГВ.Мухамепяновой, В.С.Мерлина, Н.Д.Никандрова, Г.Н.Филонова, И:Т.Фролова и многих других ученых.

Этнопедагогическая интерпретация религии как части национальной культуры и народной педагогики представлена в работах В.ФАфанасьева, ГПВолкова, АЭ.Измайлова, З.Г.Нигмагова, Р.А.Низамова, М.Г.Тайчинова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова и других ученых.

Теоретические основы отбора и построения содержания образования анализировались в концептуальных подходах М.А.Данилова, Б.П.Есипова, В.В.Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, В.А.Онищука, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, А.В.Хуторского и других педагогов.

Давая оценку, исламской культуры на предмет ее включения в содержание образования, мы анализировали работы Г.Р.Балтановой, Л.Н.Гумилева, Л.С.Васильева, Д.Е.Еремеева, Г.Г.Исхаки, А.И.Ионова, Л.И.Климовича, Ш.Марджани, С.М.Михайловой, Р.М.Мухаметшина, К.Насыри, М.Б.Пиотровского, В.М.Пороховой, Р.Г.Фахретдина, А.Х.Халикова и других, в которых религия рассматривается в ракурсе социокультурного, политического, национального развития общества.

При разработке содержания образования на основе нравственной культуры и гражданского воспитания анализировались работы В.А.Дмитриева, Э.П.Козлова, М.И.Куликовой, Т.И.Петраковой, М.Ф.Шестаковой, Г.Н.Филонова и других ученых и педагогов-практиков, в которых религиозная культура представлена эмоционально-ценностным конструктом в структуре личности.

При проектировании содержания образования, включающего ценности религиозных культур, учитывались рекомендации авторов учебно-методических пособий, учебников Г.А.Елисеева, В.И.Гараджи, А.Е.Кулакова, Л.В.Шабурова и других.

В педагогических исследованиях последних лет делаются попытки охарактеризовать воспитательный потенциал ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы (И.А.Галицкая), определить содержание и разработать методику освоения школьниками религиоведческих знаний в курсе «Обществознание» (И.В.Метлик), показать место нравственных ценностей «Корана» в высшей школе (Р.И.Зинурова) и другие.

Следует отметить, что разработана определенная нормативно-правовая база диалога государства и религии, религиозной культуры и государственной системы образования, представленная в «Конституции РФ» (ст. №№ 13, 14, 19, 28, 29, 59), Законе РФ «Об образовании» (ст. №№ 1,2, 5, 11, 12, 14, 32, 33,40, 50), Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. №№ 1, 2, 3, 4, 5), инструктивных письмах Министерства образования Российской Федерации и региональных ведомств.

В педагогической практике ценности религиозной культуры используются неоднозначно, с одной стороны, игнорируется принцип светскости государственной системы образования, наблюдается тенденция активного влияния религиозных деятелей на учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, а с другой - педагоги не понимают духовно-нравственного потенциала религиозной культуры в формировании личности и его места в содержании общего образования, все еще стоят на позициях воинствующего атеизма.

Разработка теоретической модели использования религиозной культуры в содержании общего образования выявила ряд противоречий между:

- запросами педагогической практики в разработке концептуальных основ использования религиозной культуры в содержании общего образования и недостаточным уровнем теоретического обеспечения;

- богатством ценностей религиозной культуры в формировании духовно-нравственной личности и недооценкой важности использования их в содержании общего образования;

- конфессиональными и светскими подходами к определению меры представленности религиозной культуры в содержании общего образования;

- необходимостью разработки теоретических основ включения ценностей религиозных культур в содержание общего образования и слабой организационно-педагогической базой их практической реализации.

На основе анализа соотношения запросов педагогической практики и возможностей теории мы вычленяем то, что необходимо сделать в научном плане:

- раскрыть закономерности , принципы использования религиозной культуры в содержании общего образования и на этой основе разработать концептуальные положения;

- выявить методологические основы включения религиозной культуры в содержание общего образования;

- определить дидактический регламент и пути использования религиозной культуры в содержании общего образования.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность избранной автором проблемы и ее особая научная и практическая значимость в условиях поликультурного и поликонфессионального общества обусловили выбор .темы исследования «Религиозная культура в содержании общего образования».

Цель - разработать педагогические основы использования религиозной культуры в содержании общего образования.

Объект - теория и практика использования религиозной культуры в содержании общего образования.

Предмет - духовно-нравственный потенциал религиозной культуры и ее использование в содержании образования светской школы.

Гипотеза исследования заключается в том, что включение ценностей религиозной культуры в содержание общего образования будет служить задачам развития личности, если:

• на основе системного анализа гносеологической сущности и культурологической интерпретации религии будет показан ее образовательный потенциал, определен дидактический регламент включения религиозной культуры в содержание общего образования как фактора его модернизации;

• выявлены закономерности и принципы использования религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников;

• выяснено соотношение светского и конфессионального компонентов в содержании образования с учетом исторического опыта образования народов России и нормативно-правовой базы диалога государства и религии;

• обоснован и раскрыт принцип светскости как методологической основы использования религиозной культуры в государственной школе;

• разработаны концептуальные положения и педагогическая модель включения религиозной культуры в содержание общего образования;

• определены организационно-педагогические условия реализации проектируемого содержания образования с учетом ценностей религиозной культуры;

• проанализировано состояние готовности педагогов использовать культурно-нравственные ценности религий и предложена модель повышения общекультурной компетентности педагогов в условиях полиэтнической образовательной среды.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предопределили решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность религиозной культуры с позиций постсоциалистического общества и разработать педагогические основы использования религиозной культуры в содержании общего образования.

2. Определить трудности, показать возможности и перспективы использования религиозной культуры в содержании общего образования с учетом имеющегося педагогического опыта и нормативно-правовой базы.

3. Выявить основные закономерности, педагогические принципы использования религиозной культуры в светской школе.

4. Разработать концептуальные положения и педагогическую модель использования религиозной культуры в содержании образования, установить алгоритм проектирования содержания образования с включением в него ценностей религиозной культуры.

5. Показать пути реализации разработанной модели в учебно-воспитательном процессе школы.

6. Апробировать основные теоретические положения и внедрить их в образовательную практику.

Методологическую основу исследования составляют положения, изложенные в работах представителей школы отечественной философии, педагогики, культурологии, психологии, а также зарубежных авторов; современные педагогические идеи о взаимосвязи ценностей религиозной культуры и образования, роли и месте религиозных ценностей в этнопедагогике, теории познания и развития личности, специфике религиоведческих дисциплин, проектировании содержания образования, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Теоретическую базу диссертации составляют исследования основ современного образовательного процесса (JLA-Волович, Б.СРершунский, В .ИЗагвязинский, ВВ.Краевский, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, КД.Никандров), концепции содержания образования (ЛЛ.Зорина, В.С.Леднев, ИЯ.Лернер, М.Н.Скаткин, А.В.Усова), философско-образовательные концепции культуры как способа реализации личности в деятельности (Л.П.Буева, М.С.Каган, А.НЛеонтьев), концепции "диалога культур" (В.СБиблер, М.М.Бахтин и др.), теоретические положения концепций проектирования содержания образования и проблемно-модульного обучения (М.И.Махмутов, МАЧошанов, П.АЮцявичене и др.), современные концепции профессиональной подготовки педагогов (Р.Х.Гилъмеева, Р.А.Исламшин, Г.А.Петрова, НМТаланчук, Т.В.Шуртакова и др.).

Методы исследования:

• теоретическое осмысление противоречий, характерных для состояния современной образовательной системы (объяснительная функция), и возможностей их перехода в новое качественное состояние (опережающая функция);

• сравнительный анализ результатов исследований, полученных отечественными и зарубежными исследователями в области истории, религии и педагогики;

• анализ учебных программ, планов, образовательных стандартов для средней общеобразовательной школы и вузов, изучение состояния учебно-воспитательного процесса, методов и приемов организации образовательной деятельности;

• эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, контакт-анализ, наблюдения, экспертная оценка;

• педагогический эксперимент - констатирующий, поисковый, формирующий.

Исследование проводилось в течение 10 лет в рамках научноисследовательской работы ИПКРО Республики Татарстан на кафедре педагогической культурологии (1992—2002 гг.).

Опытно-экспериментальная база исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась совместно с педагогами национальной гимназии № 5, общеобразовательных школ №№ 40, 62, 28, 121 г. Казани, сельских школ Бавлинского района, а также со слушателями Института повышения квалификации работников образования Республики Татарстан. Автор является научным консультантом 18 общеобразовательных школ г.Наб.Челны, в которых апробируется факультатив «Основы мусульманской культуры». Организованы и проведены республиканские научно-практические конференции «Культурно-нравственные ценности мировых религий в содержании образования» (1999 г.), «Школа и религия: формирование толерантной личности» (2001 г.), на которых обобщался опыт работы педагогов экспериментальных школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе многоаспектной социокулыурологической интерпретации религии охарактеризован ее образовательный потенциал в качестве целостной, системной, разноуровневой, динамической, интегративной педагогической модели, отражающей специфику развития религиозной культуры и образовательной среды, что обусловливает духовно-нравственное формирование личности. Понимание содержания религиозной культуры включает широкий круг познавательных, мировоззренческих, этических, исторических, эстетических ценностей, представлений и знаний, которые должны составлять неотъемлемую часть содержания общего образования.

2. Дидактическая целесообразность включения религиозной культуры в содержание общего образования основывается на нормативно-правовой базе отношения государства и религии, подкрепляется реализацией принципа светскости, который в современном образовательном пространстве рассматривается как свобода выбора мировоззренческих ориентаций и духовно-нравственного развития школьников.

3. Педагогическая интерпретация религиозной культуры и ее включение в содержание общего образования предполагают учет закономерностей развития системы образования как Российской Федерации, так и ее регионов и основываются на таких концептуальных положениях, как культурологическая интерпретация религии, гуманистическая направленность ее рассмотрения, поликультурная представленность в содержании образования, учет национального своеобразия, духовного наполнения и светской регламентации.

4. Теоретически обоснованная концепция использования религиозной культуры в содержании общего образования определила необходимость разработки организационно-педагогических условий, которые отражают требования, предъявляемые как к содержанию общего образования, так и к организации процессов обучения и воспитания: культурологический подход к религиозным ценностям, поликультурная и поликонфессиональная представленность религиозной культуры в содержании образования, единство педагогических позиций в использовании религиозной культуры в светском школе, корректное соотношение ценностей религиозной культуры с задачами учебно-воспитательного процесса, личности о-ориентированный подход к изучению религиозной культуры в школе, информационно-познавательный характер учебного материала, исключающий обрядовую деятельность. 5. Уровень профессиональной готовности педагогов к использованию религиозной культуры определяется их общекультурной компетентностью, которая включает культуру познания, методологическую культуру, духовную культуру и свободу мировоззренческой ориентации. Модель повышения общекультурной компетентности педагогов включает следующие блоки: психолого-педагогический, культурологический и методологический.

Научная новизна исследования определена самой постановкой проблемы -важностью и необходимостью разработки на теоретическом и практическом уровнях использования религиозной культуры в содержании образования. В этой связи:

- раскрыт духовно-нравственный потенциал религиозной культуры с позиции постсоветского осмысления и определена дидактическая регламентация его включения в содержание общего образования;

- разработана социально-динамическая концепция использования религиозной культуры в содержании общего образования; выявлены закономерности, принципы использования религиозной культуры в содержании образования; аргументирован принцип светскости как методологической основы использования религиозной культуры в общеобразовательной школе; спроектирована педагогическая модель, показаны возможности и пути использования религиозных ценностей в содержании обучения и воспитания школьников;

- теоретически обоснована и экспериментально доказана значимость целостного использования принципов культуросообразности, поликультурности, светскости, гуманизма, народности и духовности в формировании духовно-нравственной личности;

- выявлены организационно-педагогические условия использования религиозной культуры, показаны алгоритм проектирования учебного материала и процессуальные аспекты его дидактической регламентации;

- предложена социально-динамическая модель духовно-нравственного воспитания школьников и профессиональной готовности педагогов к ее реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• разработан и обоснован системный подход к проблеме включения религиозной культуры в содержание общего образования, выявлен духовно-нравственный потенциал религиозной культуры в воспитании школьников;

• систематизирован, целесообразно отобран и включен в содержание образования учебный материал религиозно-культурологического характера в соответствии с учетом принципа светскости;

• обоснованы и раскрыты концептуальные положения использования религиозной культуры в поликультурном образовательном пространстве Республики Татарстан, представлена проектная модель реализации данного положения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

• разработаны организационно-педагогические условия и показаны пути использования религиозной культуры в содержании общего образования;

• обоснованы и раскрыты принципы и критерии отбора и структурирования учебного материала, в котором отражены ценности религиозной культуры;

• создана и апробирована модульная межпредметная программа по мусульманской культуре;

• разработаны и апробированы программы и учебные комплексы по религиозной культуре, включенные в содержание общего образования;

• выявлено состояние и показаны перспективы использования религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности;

• с уметом результатов исследования разработаны программы, методические и учебные пособия и материалы, используемые как в школьной практике, так и в системе высшего и среднего специального образования;

• разработана и реализуется целевая образовательная программа повышения квалификации работников образования в сфере религиозной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на международных (1994, 1998 гг.), республиканских (1992—2001 гг.), городских, районных (1992—2001 гг.) научно-практических конференциях и семинарах работников образования и ученых. Они отражены в сообщениях на зональных, отраслевых совещаниях и ученых советах ИПКРО РТ; в лекциях на курсах работников образования, на педагогических советах школ; в консультациях, а также в сообщениях на выездных методических заседаниях, курсах педагогов на базе районных отделов образования. Апробация проводилась в процессе преподавания автором курса "Мусульманская культура" в татарской гимназии № 5 (1992—1998 г.) и курса "Основы религиозной культуры" в общеобразовательной школе № 62 (2000—2001 г.), а также на курсах повышения квалификации педагогов в ИПКРО РТ (1998-2002 гг.).

Основные теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ путем издания концепции, программ, у учебных и методических пособий, монографий, научных сборников; в форме лекций, семинаров, консультаций и практических занятий со слушателями курсов Института повышения квалификации и переподготовки работников образования; в виде обобщения личного опыта работы в качестве учителя.

Достоверность результатов исследования и полученных выводов обеспечивается: исходным выбором методологических позиций; разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам и выдвинутой гипотезе; результатами опытно-экспериментальной работы; взаимосвязью теоретических положений исследования и личным участием автора в их практической реализации. Достоверность результатов исследования обеспечена репрезентативностью выборки на основе использования современного математического аппарата обработки данных.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты-исследования

Мы предполагаем, что для формирования толерантности личности необходим минимум знаний и представлений о существовании разных религиозных учений.

Как и следовало предполагать, из религиозных учений старшеклассники лучше всего знакомы с исламом и христианством, что обусловлено спецификой Республики Татарстан, где исторически сложилось сосуществование этих религий. Так, "знакомы с учением" 29,8% и 31,5% учащихся соответственно. "Слышали название" - более половины респондентов (56,6% - ислам, 54,3% - христианство), буддизм занимает третью позицию по информированности (49,1%), иудаизм - четвертую (45,6%), кришнаизм - пятую (35,7%). Что касается нетрадиционных религий, то о "Белом братстве" слышала пятая часть респондентов, о Сайентологии - всего 8,7% учеников. Это объясняется тем, что, во-первых, приверженцы традиционных религий в РТ составляют большинство, а, во-вторых, школьная программа по истории, литературе, обществознанию предполагает ознакомление с традиционными религиозными учениями. Среди наименее известных религий - новые религиозные объединения - Сайентология и "Белое братство". Наиболее информированными оказались 1,7% респондентов: они "знакомы с учением " 4-х религий. С тремя учениями знакомы 3,4% опрошенных, а с двумя учениями -12,1%. Почти половина опрошенных школьников (48,3%) не знакома ни с одним учением, лишь слышала названия некоторых. Среди них совершенно не информированы - 5,2% школьников: они не слышали названия ни одной из перечисленных религий.

Таким образом, можно сделать вывод, что информированность школьников невелика, так как почти половина из них не знакома с учением ни одной из религий, а количество вообще не информированных школьников в 3 раза больше, чем количество "хорошо" информированных.

В качестве главного канала получения информации о религии большинство учащихся назвало родственников (75,4%), что подтверждает определяющую социализирующую роль семьи, в том числе и в распространении религиозной информации. Далее идут СМИ (59,6%), художественная (28,0%) и религиозная (28,0%) литература, друзья (21,0%). Школа занимает лишь 6 позицию среди перечисленных каналов получения информации о религии (только для 15,7% респондентов), что естественно в секуляризованном обществе, где школа отделена от религии по закону.

Ограниченность школы в распространении информации о религии подтверждает и отсутствие мероприятий в ней религиозного характера (специальные предметы, посещение культовых заведений, празднование религиозных праздников). Более половины респондентов отметили, что в школе не проводится таких мероприятий, на наличие специальных предметов указали -11,9% старшеклассников, что "ходили в мечеть, церковь" (из школы, с классом), утверждает каждый третий ученик. Однако ответы на этот вопрос варьируются от класса к классу, и не представляется возможным экстраполировать их на всю генеральную совокупность.

Познавательная функция таких мероприятий была оценена как самая значимая - по мнению 65,4% респондентов, при этом половина опрошенных считает, что такие мероприятия "формируют терпимое отношение к людям разных религий", а 16,5% школьников высказались против их проведения. Каждому десятому старшекласснику такие мероприятия "помогают интересно провести время", а 7,3% оценили их как "навязывание взглядов той или иной религии".

Школьники испытывают определенный интерес к возможности преподавания специального курса об истории, основных положениях, ценностях религиозных течений. Почти половина опрошенных поддерживает такое нововведение, при этом 1/3 - против.

Такие ответы коррелируют с мнением старшеклассников о недостатке религиозной информации в школе. Среди желаемых источников получения информации о религии школа занимает второе место после семьи, на третьем - СМИ. Таким образом, по мнению старшеклассников, действующие каналы информирования по религиозным вопросам являются для них и наиболее привлекательными. А школа еще и обладает определенным потенциалом, поскольку пока не транслирует интересующую школьников информацию о религии в полном объеме. Более того, наметилась общая тенденция: те, кто хочет получать информацию о религии, выразили желание получать ее в рамках школьного курса; а кто не хочет получать информацию о религии - выступают против курса о религии в рамках школы.

Связь желания школьников получать информацию о религии вообще и желания получать ее в рамках школьного курса представлена в таблице № 19.

Толерантное отношение к представителям разных религий продемонстрировал каждый второй старшеклассник, выступая за равенство всех

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обновление общественных отношений в нашем обществе закономерно и неизбежно повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общечеловеческого сознания. Идет раскрепощение сознания подрастающего поколения, падает престиж и значимость духовных, гуманистических, общечеловеческих, национальных ценностей, все это накладывает свой отпечаток на экономические, политические, социальные тенденции развития общества.

Поскольку опорой любого общества, страны являются люди, то важнейшей задачей является воспитание и образование человека, формирование добропорядочных граждан, составляющих духовно здоровое, сильное, прогрессивное, демократическое общество.

Образование - наиболее стабильная сфера общества, способная активно формировать общественный менталитет, - переживает процесс модернизации всей системы и, в первую очередь, содержания образования. Современная парадигма развития системы российского образования связана с развитием духовно-нравственных ориентиров, которые не только станут регуляторами жизнедеятельности общества, но и являются приоритетным направлением в формировании целостной личности с высоким уровнем интеллектуального кругозора, плюрализма, свободы мировоззренческих установок, нравственных ориентиров и открытости. Таким фактором, способным вывести систему образования на новый качественный уровень, выступает культура, религиозная, в частности.

Предпринятое нами исследование было направлено на разработку теоретических вопросов проблемы духовно-нравственного потенциала религиозной культуры, а именно - той ее части, которая непосредственно связана с использованием ценностей религиозной культуры в содержании школьного образования, а также на экспериментальную проверку теоретических подходов и идей. Особенность нашего исследования заключалась в том, чтобы на основе уже имеющихся в педагогической практике попыток интегрировать ценности религиозной культуры и содержание образования, раскрыть теоретические и методологические основы роли и места'религиозной культуры в образовательном пространстве Российской Федерации и, в частности, в содержании школьного образования. В педагогической науке последних лет делаются попытки научно обосновать роль религиозной культуры христианства, ислама и других конфессий в формировании нравственной культуры личности. Однако фундаментальных исследований, носящих целостных характер и раскрывающих перспективу развития этого направления, в разработке педагогических основ использования религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании личности, определении дидактической регламентации религиозной культуры в государственной системе образования, проектировании содержания учебного материала, недостаточно.

Духовно-нравственный потенциал религиозной культуры в образовательном пространстве нашей страны только начинает исследоваться и представляет большую актуальность, востребованность для педагогической практики; религиозная культура на протяжении ряда лет в нашей истории была исключена из сферы образования, то в настоящее время мы имеем возможность рассматривать ее как один из источников и факторов духовно-нравственного воспитания школьников.

Понимая под религиозной культурой систему культурно-нравственных, мировоззренческих, психологических, социальных, исторических и этнокультурных ценностей, передающихся из поколения в поколение и формирующих определенное отношение человека к миру, к людям и самому себе, мы определили тему нашего исследования «Религиозная культура в содержании общего образования». Под образованием мы понимаем триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения и развитие.

Стратегической целью нашего исследования является определение роли и места религиозной культуры в системе государственного образования.

На основе анализа гносеологической сущности религиозной культуры, выявления ее функциональных особенностей и закономерностей развития мы выделяем такие педагогические принципы, которые легли в основу определения образовательного потенциала религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников:

- культуросообразность. На основе культурологической интерпретации религии мы рассматриваем ее как элемент мировой, национальной культуры;

- гуманизм. Религиозная культура содержит такие общечеловеческие ценности, как истина, доброта, свобода и милосердие, которые требуют актуализации в учебно-воспитательном процессе;

- духовность. Религиозная культура является одним из источников духовно-нравственного воспитания личности;

- поликультурную представленность. Религиозная культура в содержании образования предполагает рассмотрение ее в различных конфессиональных интерпретациях;

- народность. Религиозная культура рассматривается как источник формирования национального самосознания, часть национальной культуры;

- светскость. Данный принцип регламентирует процесс использования религиозной культуры в содержании образования.

На позициях концепции базовой структуры содержания образования (В.С.Леднев), в основе которой лежит теория набора учебных предметов, практик и видов учебного проектирования, исходя из принципа функциональной полноты образования, мы в своем исследовании рассмотрели религиозную культуру как компонент содержания образования и направленности личности. В этой связи определены критерии использования религиозной культуры в содержании образования, они сводятся к следующему:

- целостность усвоения школьниками знаний о религиозной культуре;

- духовно-нравственная направленность содержания учебного материала;

- творческое самовыражение в усвоении ценностей религиозной культуры;

- взаимосвязь с другими культурами (мировой, национальной, конфессиональной);

- регламентарность содержания образования с ценностями религиозной культуры.

Религиозная культура в содержании образования реализуется в целях, содержательном наполнении, процессе усвоения и передачи знаний. Результат использования религиозной культуры в содержании образования определяется уровнем духовно-нравственного развития школьников.

Проблема духовного совершенства человека волновала многих ученых разных времен, эпох и народов, ибо духовностью определяется качественный уровень не только человека, но и в целом общества, его прогресс в развитии и самосохранении. И все же духовное развитие личности является педагогической проблемой и прерогативой как семьи, так и школы.

Анализ философской, религиозной, педагогической интерпретации духовности выявил то, что духовность следует рассматривать через призму структуры личности, где можно выделить такие ее компоненты, как свойства личности, психические процессы и опыт. Если биологические и психические свойства личности не всегда поддаются воздействию, то опыт личности можно сформировать. Следовательно, под духовностью мы понимаем направленность личности, включающую особый мир образов, мышления, своеобразную психологическую установку, особое восприятие мира и поведения человека.

В нашем исследовании мы выделяем принцип духовности как один из педагогических принципов, способствующих поднятию системы образования на новый качественный уровень, ибо его реализация позволит системе образования выполнить социальный заказ общества. Принцип духовности опре: деляет:

- познание человеком культурного опыта человечества;

- нравственное осознание своего бытия, смысла жизни и поведения;

- умение контролировать свои чувства, поведение;

- умение видеть прекрасное в людях, природе, культуре и преобразовывать свой внутренний мир;

- знание и стремление познать ценности и традиции народа;

- признание открытости, поликультурности, межличностной толерантности.

Духовно-нравственное воспитание школьников как одно из приоритетных направлений современной педагогики образования требует учета следующих условий:

- исторического сознания народа;

- эстетической и этической среды образования;

- преемственности поколений;

- связи с семьей;

- приоритета отечественной культуры.

Для реализации целевых установок использования религиозной культуры в содержании образования в нашем исследовании был проведен содержательный анализ соотношения светского и религиозного в системе образования русского и татарского народов, выявлены этапы и уровни взаимосвязи и деинтеграции. Делая исторический экскурс представленности религиозной культуры в системе образования народов, мы делаем вывод о том, что религия была, есть и будет одним из компонентов содержания образования, так как она отражает многоаспектный опыт существования и развития человечества, народов и цивилизаций.

Однако использование религиозной культуры в содержании образования требует определения возможностей и закономерностей системы образования Российской Федерации и ее регионов. В этой связи в нашем исследовании очень подробно рассмотрена нормативно-правовая база диалога государства и религии, школы и религии, а также выявлены традиции как положительного, так и негативного порядка в использовании религиозной культуры в системе образования Республики Татарстан. Следует при этом отметить, что нормативно-правовая база далеко не совершенна и находится во взаимном противоречии, как в процессуальном, так и законодательном плане. Эта несогласованность позиций законодательной базы порождает ряд неверных представлений об использовании религиозной культуры в системе государственного образования и размывании границ дозволенного. Хотя ясно одно, что ни один законодательный акт не запрещает использовать религиозную культуру в учебно-воспитательном процессе школы. Однако регламентирующей основой представления религиозной культуры в государственной системе образования является принцип светскости, который в разных интерпретациях ученых, политиков, общественных деятелей, педагогов трактуется не однозначно.

В нашем исследовании принцип светскости рассматривается как свобода мировоззренческих ориентаций, как право на свободу совести и духовное развитие личности. Религия рассматривается в светской школе как культурологическая область познания. Ведь известно, что и наука, и религия являются составляющими единой многоликой, многонациональной культуры человечества. Принцип светскости регулирует, определяет меру и границу дозволенного в использовании религиозной культуры в современной школе и ни коим образом не умаляет значимости принципа научности.

Очевидно, что корректный подход к использованию религиозной культуры в содержании общего образования предполагает перенос рассуждений о религии в область культуры. Поэтому, чтобы определить методологические и концептуальные подходы к использованию религиозной культуры мы называем следующие закономерности:

1. Религиозная культура рассматривается в содержании общего образования как часть национальной культуры, представляет собой национально-региональный компонент в структуре содержания образования и формирует национальное самосознание.

2. Религиозная культура, являясь формой общественного сознания, функционирует в процессе формирования гражданского мировоззрения школьников.

3. Религиозная культура как составляющая часть мировой культуры может рассматриваться как область научного познания, источник интеллекта.

4. Религиозная культура, являясь составной частью духовной культуры человечества, влияет на формирование личности.

5. Религиозная культура в многонациональной, многоконфессиональной стране выступает как стабилизирующий фактор межнациональных, межконфессиональных отношений, используется в учебно-воспитательном процессе при формировании толерантности, культуры мира.

6. Религиозная культура может быть использована при формировании творческих способностей школьников.

7. Религиозная культура как образ жизни, стиль мышления, индивидуальное самосознание человека рассматривается нами как средство формирования здорового образа жизни школьников.

Религиозная культура в содержании общего образования реализуется в целях, содержании и способах обучения и воспитания.

Целевой аспект использования религиозной культуры предполагает:

- формирование целостных знаний о религиозных культурах России и мира;

- развитие познавательных, творческих способностей школьников;

- воспитание духовно-нравственной личности с высоким уровнем нравственной культуры, национального самосознания, гражданственности, патриотизма, толерантности и здорового образа жизни.

Представленность религиозной культуры в содержании образования ранжируется по следующим уровням:

- инвариантный (нормативный). Религиозная культура является инвариантным компонентом общего базового образования, она представлена в предметах гуманитарного, культурологического цикла;

- вариативный (программный). Религиозная культура является вариативной частью компонента образования и может быть представлена в виде отдельного предмета, факультатива, исходя из потребностей региона и школы;

- воспитательный. В этой области образования религиозная культура носит вариативный характер, поскольку в программе нет четко обозначенных позиций религиозной культуры. Это прерогатива школы, учителя.

Разработка педагогической модели использования религиозной культуры в содержании образования предполагает проектирование учебного материала.

Содержательный аспект использования религиозной культуры предполагает некую классификацию учебного, воспитательного материала с учетом возраста, развития, интеллектуального потенциала школьника, специфики учебного предмета, мотивационных установок и целей учебно-воспитательного процесса. В нашем исследовании мы называем следующие уровни и типы учебного материала: представленческий, понятийный, дея-тельностный, мировоззренческий, концептуальный.

Естественно, что при практической реализации предложенной научной проблемы нашего исследования встает вопрос о необходимости создания и учета тех условий, которые способствовали бы ее решению. Мы называем следующие организационно-педагогические условия:

- единство позиций в изучении религиозной культуры всеми участниками педагогического процесса;

- корректное соотнесение ценностей религиозной культуры с задачами и особенностями учебно-воспитательного процесса;

- соответствие профессиональной компетентности педагогов задачам использования религиозной культуры в учебно-воспитательном процессе;

- поликультурная и поликонфессиональная представленность религиозных культур и снятие всяких фобий;

- мировоззренческая нейтральность педагога в изучении различных взглядов при освоении вопросов религии;

- личностно-ориентированный подход, доступность и добровольность в изучении религиозной культуры;

- учет религиозных, национальных, конфессиональных особенностей учащихся, школы, района.

Проектирование содержания общего образования, его отбор и компоновка осуществлялись на основе модульной технологии, так как данный подход наиболее эффективен в междисциплинарном образовательном поле, каким является религиозная культура.

Совершенно аналогично в соответствии с стратегическими целями нашего исследования была представлена и апробирована модульная междисциплинарная программа «Религия - хранительница духовной культуры народа» на базе содержательных элементов мусульманской культуры. Более того, нами составлен технологический паспорт использования религиозной культуры в содержании образования, в котором четко расписываются все процессуальные аспекты.

Кроме того, в ряде школ в учебные планы включены факультативные курсы «История религий», «Основы религиозной культуры», «Исламоведе-ние». Разработан алгоритм тематического представления учебного материала и вариативных учебных программ.

Процессуальный аспект использования религиозной культуры в учебно-воспитательном процессе опирался на проблемно-развивающую концепцию М.И.Махмутова, которая требует от участников творчества, исследовательского поиска в рассмотрении исторических, философских, социокультурных, психологических аспектов религиозной культуры.

Как известно, существенную роль играет религиозная культура в развитии интеллектуальных качеств личности, кроме того, она рассматривается как мощный воспитательный потенциал в формировании духовной культуры личности. В ходе нашего исследования была разработана функциональная модель воспитательной работы на базе содержательных элементов мусульманской культуры, которая прошла апробацию в экспериментальных национальных гимназиях № 5 г.Казани, Наб.Челнов, Бавлинского и Балтасинского районов.

Модель включает следующие направления:

- Ислам и познавательная культура.

- Ислам и национальная культура.

- Ислам и культура мира.

- Ислам и нравственная культура.

- Ислам и культура здорового образа жизни.

- Ислам и культура мировоззрения.

Тем не менее, несмотря на соблюдение всех требований по использованию религиозной культуры, теоретических подходов и методических рекомендаций, успех работы зависит от личности педагога. Готов ли сегодня учитель свободно ориентироваться в таком многоаспектном феномене, как религиозная культура? Мы, к сожалению, констатируем, что нет. Парадоксально, но ни в специальных, ни в высших педагогических учебных заведениях Республики Татарстан данная область культуры, научного познания в стандарте образования не значится.

Отсюда вытекает еще одна очень важная проблема - обеспечить готовность педагогов использовать религиозную культуру в учебно-воспитательном процессе современной школы. Существенную роль в решении данной проблемы взяла на себя учебно-методическая лаборатория «Школа и религия» ИПКРО РТ. Сфера образовательных услуг лаборатории осуществляется на курсах, семинарах, консультациях, путем создания учебно-методических пособий и программ. Однако это самое слабое звено в решении данной проблемы, что подтверждают результаты экспериментальной работы и диагностические материалы нашего исследования. Уровень общекультурной компетенции педагогов является достаточно низким. Педагоги слабо владеют и методологической культурой, и их познавательный уровень в изучении, усвоении ценностей религиозной культуры не однозначен. Это естественное проявление той идеологии, в которой профессионально развивалась личность педагога. Неприятие и непонимание роли и значимости религиозной культуры некоторыми руководителями учебных заведений чревато непредсказуемыми последствиями. Грань и мера дозволенного в использовании религиозной культуры определяется нами в образовательной программе системы повышения квалификации.

В ходе экспериментальной работы, в которой приняло участие 9 школ и гимназий, 1090 учителей, мы определили следующие показатели:

- уровень знаний учащимися ценностей религиозной культуры;

- уровень нравственной воспитанности;

- уровень толерантности;

- уровень национального самосознания.

По каждому показателю были разработаны соответствующие критерии:

1. Знание учащимися религиозной культуры (знание истории мировых религий, религии родного народа, отношение учащихся к изучению религиозной культуры).

2. Нравственная воспитанность (понимание содержательных характеристик нравственных норм и понятий, умение пользоваться нравственными ценностями при оценке поступков других).

3. Национальное самосознание: знание религиозной культуры родного народа; отношение учащихся к религиозных ценностям; использование религиозных ценностей в различных видах деятельности.

4. Толерантность: знание религиозных культур других народов; отношение к религиозной культуре; способность учащихся к межнациональному диалогу.

На основе анализа полученных результатов в экспериментальных учебных заведениях повысились уровень знаний, нравственная культура и толерантность школьников. Это дает нам право утверждать, что использование религиозной культуры в содержании общего образования влияет на общую культуру личности. Следует обозначить те проблемы, решение которых даст возможность повысить уровень духовности, нравственности школьников и всего общества:

• Роль религиозной культуры в формировании здорового образа жизни школьников.

• Патриотическое и гражданское воспитание школьников на основе ценностей православной или мусульманской культуры.

• Взаимосвязь национального и религиозного в содержании национально-регионального образования.

• Психологические аспекты религиозной культуры и обеспечения религиозной безопасности.

• Религиозная культура в формировании толерантности школьников.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Харисова, Людмила Алексеевна, Казань

1. Абузяров Р.А., Туаева З.И. История Ислама: вероучение, мораль, культура. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1996. - 134 с.

2. Алексеев А.Н. Атеистическое воспитание учащихся при изучении истории СССР в средней школе. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

3. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 199Г. - 400 с.

4. Алексий II. Слово святейшего Патриарха по случаю его избрания академиком РАО. // Педагогика. 1993. - № 3. - С.3-4.

5. Алмаев Г.Н. Экологические аспекты религиозного сознания: Авто-реф.дис. канд.философ.наук. Казань, 2000. - 17 с.

6. Аль-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды. М.: Леном, 1998. - 176 с.

7. Аль-Маудуди А. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993 - 96 с.

8. Аль-Хашими М. Личность мусульманина. Пер. с араб. М.: ПИК ВИНИТИ, 1999.-414 с.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1998. - 80 с.

10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1996.-568 с.

11. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: Изд-во ЛГИК им.Н.Крупской, 1977.-С.14-15.

12. Архимандрит Всеволод. Религиозная культура в Республике Татарстан на пороге нового тысячелетия. / Культура мира: от утопии к реальности. Казань: ООО Абак-Услуги, 1999. - С.214.

13. Атеистические чтения: Сборник. М.: Политиздат, 1991. - 400 с.

14. Афанасьев В.В. Просвещая разум и сердце. // Литературная учеба. -1997. -№5-6. -С.109-111.jt 15. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика,1989.-560 с.

15. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация. Свердловск: Сверд.инж.пед.ин-т, 1987. - 52 с.

16. Бердяев Н.А. Философия свободы. -М.: Олма-Пресс, 2000. 351 с.

17. Березиков Е.Е. Святые ислама. Казань: Тат.кн.изд-во, 1996. - 160 с.

18. Берне Д. Развитие Я-концепции и воспитания. Пер.с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.

19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М.: Педагогика, 1991.-413с.

21. Библия в современном переводе. М.: 1997.

22. Библейская энциклопедия. -М.: Репринт «Терра», 1991.-С.36.b

23. Болбас B.C. Нравственно-просветительские идеи К.Туровского. // Педагогика. 1989. - № 4. - С.91-95.

24. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. / Под ред.Г.А.Спасских. Калининград: Янтар.сказ, 1998. -416 с.

25. Боноско Ф. Две культуры. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. - С.434.

26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - С.88-143.к

27. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Вопросы философии. 1996.-№ 2. - С.5-6.

28. Булгаков С.И. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - 396 с.

29. Валеев И.И. Народность и патриотизм. Уфа: Башк.кн.изд-во, 2000. -С.300.

30. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов.

31. М.: Университет, 2000. 432 с.32