Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Симоненко, Светлана Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Уссурийск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Симоненко, Светлана Михайловна, 2002 год

специальность 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В. В. Гор шита

Уссурийск, 2002г.

Содержание

Введение.

Глава 1. Валеологическая культура как предмет научного исследования.

1.1. Валеологическая культура как социально-гуманистический феномен и ядро общечеловеческой культуры.

1.1.1. Валеологическая культура личности как образовательная проблема общества и государства.

1.1.2. Культура - социальный феномен.

1.1.3. Валеологическая культура как часть культуры древности.

1.1.4. Валеологическая культура как компонент культуры в средние века.

1.1.5. Валеологическая культура и культура Нового времени.

1.1.6. Валеологическая культура в русской цивилизации.

1.2. Валеологическая культура как часть педагогической культуры.

1.2.1. Валеологическая культура как проблема профессиональной подготовки учителей.

1.2.2. Общая и валеологическая культура личности педагога.

1.2.2.1. Валеологическое сознание.

1.2.2.2. Валеологические знания как основа валеологической и профессиональной компетентности.

1.2.2.3. Валеологическая деятельность.

1.2. Диагностика сформированности валеологической культуры учителя в вузовской подготовке.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Становление валеологической культуры учителя в процессе вузовской подготовки.

21. Содержание и опыт формирования валеологического сознания.

2.2. Содержание и опыт формирования валеологической компетентности.

2.3. Содержание и опыт формирования творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения.

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке"

Актуальность исследования обусловлена противоречием между возросшими требованиями к профессионально-педагогической культуре учителя и его неготовностью осуществлять полноценное валеологическое воспитание и образование школьников в связи с резким обострением в последнее десятилетие проблемы здоровья детей школьною возраста. Поэтому сегодня в условиях радикальных социальных перемен на повестке дня вновь остро встает вопрос о подготовке учит еля.

Двенадцать лет назад на Всесоюзной научно-практической конференции «Психология - перестройке народного образования» констатировалось положение о недостаточном профессионализме, низкой интеллектуальной и духовной культуре учителей. С тех пор, к сожалению, реально мало что изменилось. Более того, жесткость и безапелляционная категоричность в обучении детей, невнимание к их возрастным особенностям и потребностям со стороны учителей усугубили негативные тенденции в состоянии здор овья подрастающего поколения (Г.К.Зайцев, ЭМКазин, НМЛолетаева, ЛГ.Татарникова и др.) [37, 130]. Из-за низкого уровня профессионализма и нетактичного поведения учителя у детей расстраивается здоровье (дидакгогеннный невроз). Очевидно, что неправильное взаимодействие взрослых и детей, негуманный стиль общения м огут привести к развитию неврозов у последних и стать причиной серьезных отклонена в состоянии их здоровья, приводить к психосоматическим заболеваниям.

Специальными исследованиями медиков Приморского краевого центра Санитарно-эпидемиологического надзора г. Владивостока, а также многочисленными исследованиями специалистов других регионов страны определено, что за период обучения в школе у детей в 3-4 раза увеличиваются отклонения в нервно-психической сфере [37, 144]. По имеющимся данным, из 85% патологических отклонений в состоянии здоровья выпускников школ одна треть принадлежит к таким заболеваниям, причиной которых является изменение психического состояния, проявляющиеся различными видами неврозов с признаками тревоги и депрессии. По мнению ученых, они наиболее опасны для детского возраста и наиболее часто встречаются в настоящее время (В.СРоттенбфг) [112]. В итоге достаточно привести следующий факт: в школу приходит 70-75% здоровых учащихся, а выходит из ее стен только от 3 до 20% здоровых юношей и девушек (обзоры ГМ.Брадик, Г.КЗайцева) [37]. С другой стороны, школа негативно сказывается на здоровье учителей. Чаще всего у них развиваются неврозы, что и служит одной из причин нервно-психической дезадаптации школьников (АВ. Басов, ИЮ. Глинянова, BBJTonyra, AJI. Наин, СГ.Сериков, ЛГ.Татарникова, Л.Ф.Тихомирова и др.). Последние обстоятельства сделали особенно актуальной проблему валеалогического образования учителей как важного компонента их общей и профессиональной культуры.

К настоящему времени в Российской педагогической науке накоплен значительный теоретический материал, раскрывающий сущность профессионально-педагогической культуры учителя (ПЛБлонский, НККрупская, К.ДУшинский, С.ТШацкий и др.), включающей в себя совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных (ценностно-эмоциональных, духовноинтеллектуальных и креативных) свойств, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся (ФНГоноболин, В.АКан-Калик, В.В.Краевский, HJBКузьмина, PBJCycroB, НДЛевиггов, В.НМаксимова, НАЛетров, Г .С Прозоров, ВА.Сластенин, ИВ.Стахов, АИЩербаков, НЛШеховская и др.); рассматриваемой в аспекте гуманитарной парадигмы и духовности субъекта, (ВБГоршкова, И А .Колесникова, ЕВ. Бондаревская и др.).

Гуманистический характер образования является сегодня одним из ведущих принципов государственной политики в области образования, поскольку приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека закреплены Законом РФ IJ «Об образовании». Для того чтобы педагогический процесс не вредил психическому и физическому здоровью детей, есть несколько направлений работы, и одно из них -повышение педагогической культуры учителя, которой ему, если анализировать факты из практики, пока явно не достает.

Эту задачу в состоянии решить вузовская профессиональная подготовка учителей. В ней существуют теоретические предпосылки для этого: студенты изучают философско-гуманитарный, психолош-педагогический и медико-биологический дисциплинарные блоки, чего, как показывает практика, пока также недостаточно. Противоречие заключается в том, что время предъявляет современному учителю как специалисту высшей квалификации наличие ряда новых качеств в его (ф профессиональной деятельности, требующих высокой педагогической культуры, и отсутствие таковых у современных выпускников педагогических в у зов.

Во-первых, у студентов не сформировано отношение к своему здоровью и здоровью детей как к одной из главных ценностей человеческой жизни. Доказательством является тот факт, что будущие учителя не только не берегут свое здоровье, но и разрушают его (более половины юношей и девушек страдают табакокурением, употребляют психотропные вещества [91]), 72% будущих специалистов имеют различные патологические отклонения в состоянии здоровья. Это зависит от ряда факторов, но, большей частью - от отношения к собственному здоровью самих студентов. Впоследствии такие специалисты будут таким же образом относиться и к здоровью своих учеников и сформируют у них соответственные ценностные ориентации к нему. Таким образом, у будущих учителей еще не * достаточно сформировано педагогическое со знание (нет направленности личности на здоровый образ жизни, о чем свидетельствуют факты табакокурения и приема алкоголя).

Во-вторых, будущие учителя не владеют навыками и методикой оздоровления и повышения компенсаторных сил организма с целью защиты от стрессов и других вредных факторов, имеющих место в современной практике жизнедеятельности.

В-третьих, как показывает педагогическая практика в школе, у студентов отсутствует опыт педагогической работы по формированию здорового образа жизни у школьников, хотя по окончании вуза им приходится заниматься соответствующей деятельностью в школе. Таким образом, встает вопрос о профессиональной готовности педагога к осуществлению педагогической работы по формированию ЗОЖ и стереотипов безопасного поведения у школ ьников.

Эти недостатки являются следствием того, что у будущих учителей не сформирован могивационный компонент к ведению здорового образа жизни и повышению индивидуального здоровья, сказываются социально - и национально -обусловленные стереотипы подобного типа: «Авось, пройдет», а также и то, что в нашей стране с раннего детского возраста не формируется правильное отношение к здоровью и стереотипы безопасного поведения.

Все перечисленные негативные явления складываются на фоне полного отсутствия или наличия слабых межпредметных связей между учебными блоками.

В настоящее время решение проблемы подлинной гуманизации и демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры общества, нравственности, развитие личности каждого, реализация творческого потенциала людей, преодоление их ограниченности, невежества, воспитание подлинного общения, ответственного отношения к жизни и здоровью, зрелого экологического сознания - все это невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса (В Л.Кохановский, 1996.) [63].

В различных культурологических пособиях, словарях и справочниках дается несколько определений культуры. Вот некоторые из них: 1. Совокупность достижений в экономической, общественной и духовной сферах жизни. 2. Уровень, степень развития какой-либо области физической или умственной деятельности. 3. Просвещенность, образованность, начитанность, учтивость, гуманизм. 4. Облагораживание человеком природы (культура - это «вторая природа»), 5. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. 6. Совокупность способов, приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Культура по дразделяется на материальную, духовную и культуру человеческих отношений (социальную культуру) [47, 62, 63, 150].

Из всего многообразия феномена культуры автор данной работы обращается к такому способу организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности, которые касаются основ сохранения, укрепления и формирования здоровья, ее валеологическому аспекту, являющемуся, на наш взгляд, ядром общей культуры человека, поскольку, по словам В.М. Маркова [81], она всегда начиналась с культуры тела, культуры здорювья.

Анализируя педагогическую деятельность учителя за последние десятилетия, мы видим, что в его общей культуре недостающим звеном является ее валеологическая составляющая, иначе, валеологическая культура. Анализ программ, учебников, учебных пособий по медико-биологическому блоку показал, что они не содержат достаточной информации, позволяющей сформ ировать у будущих учителей валеологическую культуру. Данный компонент педаг ошчхкой культуры не заложен в целеполагание и не включен в профессиограмму учителя, так как в науке нет точного определения дефиниции «валеологическая кул ьтура», а стало быть, нет разработки ее содержания, путей и средств ее формирования. Эта разработка к тому же затрудняется тем, что валеология как наука на данном этапе находится в периоде становления. Но, мы считаем, что она все же располагает теми необходимыми знаниями, которые можно использовать в укреплении здоровья школьников в процессе учебы. Валеология включает в себя знания о современных технологиях оздоровления, позволяющих, например, снять стресс и повысил» индивидуальный потенциал здоровья, причем, не используя медикаментозные средства лечения. Успешность данных мероприятий будет зависеть не столько от деятельности врачгй, сколько от профессионального поведения педагогов, обладающих валеол огической грамотностью, валеологической культурой.

В ряде диссертационных исследований уже рассматриваются интегративные характеристики валеологической культуры учителя (ЕЛ.Ермакова, ИИ-Новоселова, НА.Трегуб и др.) [36, 88, 133]. Валеологическая культура определяется как культура духовного и физического здоровья, как исторически обусловленный образ жизни и деятельности людей, уровень развитая их творческих сил и способностей, репродуктивного здоровья, продолжительности активной жизни [И.ИЛовоселова], как интегральное личностное образование, характеризующееся целостным единством

• способностей, знаний, навыков, ценное тных ориентаций, детерминирующее формирование здорового образа жизни [Трегуб НА.], как особое мышление, чувства и действия, направленные на сохранение всех составляющих здоровья человека, его близких, а также окружающей среды [Лободин В.Т., 70], как динамический стереотип поведения, выработанный на основе личностных потребностей, способствующих здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих людей [Колбанов ВВ., 53].

В валеологическую культуру учителя, мы считаем, входит его компетентность в вопросах здоровья, что включает осознание ранимости детской психики, в особенности, на «переломных» этапах развития детского организма, а также умение повысить его компенсаторные силы с целю защиты от стрессов и неврозов, и главное - это определенные ценностные ориентации в вопросах жизни и здоровья, обладание соответствующими личностными качествами и направленностью мышления, а также определенным типом поведения и стилем педагогического общения с учениками.

В последнее время накоплены теоретические положения, обращенные к проблемам человеческого взаимодействия, общения, совместней деятельности и взаимоотношений людей (психолого-педагогические труды JI .С .Выготского, БГ Ананьева, АЛ.Бодалева, Б.ФЛомова, А.НЛеонтьева, В.НЛ1ясищева, С Л.Рубинштейна и др.), а также теоретические положения, раскрывающие ценность духовного общения (ААБахтин, НАБердяев, М .С .Коган, А А.Ухтомский), в контексте которых, несомненно, можно выделить валеологический аспект в формировании культуры учителя. Имеющиеся концепция о смысле жизни ф, самоактуализирующейся личности (АМаслоу. ВРождерс, В.Франкл), концепция стресса (Г.Селье), концепция о влиянии стиля жизни и характера деятельности на развитие стрессов и неврозов (ВВАршавский, В.СРопенберг и др.), концепция о ранимости психики и развитии неврозов в детском возрасте (труды А.И.Захарова, ДР .Исаева, А .В .В ш юкурова и др.), а также концепция «наименьшего сопротивления» и причинах временных дезадаптации с акцентуациями характера у детей и развития у них психопатических состояний (ГБГаннушкин, АЕЛичко. ЭГ.Эйдмиллер. ВЮЮстицкий), исследования представителей Всемирной Организации Здравоохранения о влиянии на психическое здоровье детей нраве твеиюй атмосферы в семье и школе, стиля и характера взаимоотношений между взрослыми и детьми также содержат необходимый материал для изучения и формирования валеологической составляющей профессионально-педагогичечской кулыуры учителя.

За последние десятилетия накоплены данные научных исследований о зависимости физического развития от обучения и умственного воспитания по типу психо-соматических влияний, вследствие чего происходит воздействие измененного соматического состояния на интеллектуальную деятельность и наоборот, а также имеются данные о факторах, вредных влияниях, неудачных мерах педагогического воздействия, повышающих уязвимость психики ребенка (БГАнаньев, АА. Бодалев, В ЛМясшцев, Н М .Красногорский).

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической, медико-психологической литературы, педагогического опыта работы показал:

1)Прямую связь общего стиля и тона педагогической работы с качеством обучения и воспитания, а также их влияние на развитие эмоциональных напряжений и стрессовых ситуаций, в целом приводящих к ухудшению зд оровья. (Б.Г Ананьев, А А. Бодалев и др.).

2)Влияние на физическое и психическое здоровье нравственной атмосферы в семье и школе (медицинские исследования Т Л Борисовой, а также представителей Всемирной Организации Здравоохранения и др.).

3)Прямую связь психики и физического здоровья ребенка, в особенности, на «переломных» этапах развития (медицинские исследования А .И .Захарова, ДР Исаева, А.И Винокурова, ГБ.Ганнушкина, АЕЛичко, Н Миллера, ЭГ.Эйдмиллера, ВВЮстицкого и др.).

4)Аксиологический аспект проблемы здоровья детей и подростков (ИВДубровина и др.).

5)3начение поисковой активности для человека в повышении устойчивости организма к стрессам и неврозам (ВВ. Аршавский , B.C. Ротгенберг и др.).

6)3начение педагогической стратегии учителя в формировании индивидуального здоровья и ЗОЖ школьников (JIT. Татарникова, Н.Б. Захаревич и др)

Эта знания также помогут нам наметить систему формирования валеологической культуры учителя.

Анализ содержания профессионального педагогического образования показывает, что в медико-биологическом блоке предметов, призванном решать проблему валеологического воспитания и образования будущих учителей, представлен преимущественно «здравоохранительный» компонент в виде правил гигиенического и безопасного поведения и о тсутствует «здравосозидающий» (валеологический) компонент, предполагающий форм ирование у студентов валеологической основы собственного образа жизни и представл ений о педагогических средствах, способных обеспечить сохранение и укрепление здор овья учащихся (Г.К.Зайцев). Таким образом, формирование валеологическош компонента педагогической культуры в содержании высшего образования не предусмотрено и отсутствует в новых Государственных стандартах и планах вузовской подготовки учителей.

Сегодня появляются многочисленные исследования в области валеологии, педагогической валеологии и валеологической педагогики, позволяющие сформировать валеологический компонент педагогической культуры учителя, его валеологическую культуру (ИЮГлинянова, Г .К.Зайцев, НБЗахаревич, В.В.Колбанов, ВЛМаксимова, НМЛсшетаева, JIГ.Смышляева, Г.АСулкарнаева, Суртаева НЛ., ЛГ.Татарникова и др.).

Объективная необходимость формирования валеологической культуры учителей в системе высшего образования предполагает разработку содержания данного компонента педагогической культуры, соответственно - путей, способов и критериев его формирования, что составляет в настоящее время научную проблему. Теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы, ее профессиональная значимость и актуальность позволили сформулировать тему диссертационного исследования: " Содержание и сп особы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке".

Объект исследования -образовательный процесс вузовской профессиональной подготовки учителя.

Предмет исследования -содержание и способы формирования валеологической культуры как компонента педагогической культуры учителя в процессе вузовской профессиональной подготовки.

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования валеологической культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки.

Гипотеза исследования: Формирование валеологической культуры станет неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, если будут созданы следующие педагогические условия:

-в содержание процесса формирования валеологической культуры учителя включены следующие составляющие: 1) развитие валеологического сознания, направленного на выработку индивидуальной поведенческой стратегии, основанной на устойчивой мотивации здорового образа жизни; 2) формирование валеологической компетентности: личносто-значимых валеологических знаний и умений применять их в собственной практике жизнедеятельности; 3) приобретение опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учрежд ения;

- разработана модель системы формирования валеологической культуры учителя, включающая образовательный валеологический комплекс, состоящий из следующих компонентов: 1)георетической подготовки, направленной на формирование валеологич еского сознания и приобретение личностно-значимых валеологических знаний (данный компонент актуализируется в различных дисциплинах и учебных курсах подготовки уч итепя на основе оптимальных межпредметных связей); 2) практической подготовки по о владению умениями и навыками повышения индивидуального потенциала здоровья и в ырабэтки опыта эмоционально-ценностного отношения к здоровью; 3) практической раб оты в школе по приобретению опыта творческой валеологической деятельности.

- сформировано приоритетное отношение студентов к собственному здоровью на основе: 1) духовно-практической деятельности, формирующей эмоционально

• ценностное отношение к здоровью; 2) поисковой активности, творческой инициативы, самостоятельности, направленной на повышение индивидуального потенциала здоровья; 3) гуманистического стиля общения участников образовательного процесса, направленного на выработку здорового образа жизни;

Задачи исследования:

1. Выявить состояние проблемы в педагогической науке и практике; определить концептуальную основу и понятийный аппарат иссл едования.

2. Теоретически обосновать модель валеологической культуры учителя и определить ее структуру.

3. Разработать и апробировать программу, включающую содержание и способы « формирования у будущих учителей валеологической культуры.

4. Разработать технологии по формированию валеологической культуры учителей для системы высшего педагогического образования.

Теоретико-методологичекую основу исследования составили: теоретико-методологические исследования в области философии культуры, рассматривающие ее как способ человеческой деятельности и как универсальное свойство общественной жизни (В .Е Давидович, ЮА. Жданов, М.С ЛСаган и др.); в области гуманистической и экзистенциальной философии, рассматривающей смысл жизни самоактуализирующейся личности (А. Маслоу, К. Рождерс, CJI. Рубинштейн, В .Франки и др.), исследования в области человеческого взаимодействия и взаимоотношений (Б.Г. Ананьев, ААБодалев, ВВ. Горшкова, АЛ. Леонтьев, Б.Ф Ломов, А А. Ухтомский и др.), исследования по педагогике, психологии, биологии, затрагивающие проблему здоровья в культурологическом, аксиологическом, психолого-педагогическом аспектах (Э.С Бауэр, Н.АБернштейн, П.ФЛесгафг, ВЛМясшцев, ВА.Сухомлинский, КД Ушинский и др.), современные исследования в области валеологии (ИЛ. Брехман, И М.Воронцов, В.ППетленко и др.), педагогической валеологии (И Ю .Глиня нова, Г .К.Зайцев, НБ.Захаревич, ВЛ-Казначеева, В.В.Калбанов, М.Г.Колесникова, ВЛ. Максимова, И.ИЛовоселова, НМ. Полетаева, ЛГ. Смышляева, НЛ. Суртаева, ЛГ. Татарникова, НА. Трегуб и др.) и акмеологии (ВЛ. Максимова, В.Т. Лободин), научно-теоретические положения концепции личное тно-ориентированного и гуманизир о ванного образования (ЕВ. Бондаревская, И А. Колесникова, А А. Макареня, ВВ. Сериков и др.).

В работе использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез литературных данных, опрос, анкетирование, тестирование, анализ результатов медицинских осмотров, наблюдение (дискретное, включенное, контекстное, фрагментарное), гуманитарная и педагогическая экспертиза, теоретическое моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования: Уссурийский государственный педагогический институт и общеобразовательные школы г. Уссурийска. В эксперименте участвовали студенты факультета начальных классов и биолого-химического факультета.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (1995-1998 годы) - поисково-исследовательском - проводился анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, строилась гипотеза и определялись цели и задачи исследования, формировалась программа экспериментального обучения.

На втором этапе (1998-1999 годы) - опытно-экспериментальном -осуществлялся сбор экспериментального материала и конструировался процесс формирования валесшогической культуры студентов педагогического института.

На третьем этапе (1999-2001 годы) - заключительно-обобщающем - в образовательный процесс педагогического института включались учебные валеологические программы, проводилась статистическая обработка результатов исследования, их анализ и интерпретация, проводилась оценка соответствия полученных материалов рабочей гип отезе, разрабатывались рекомендации по использованию накопленного педагогического опыта в системе высшего педагогического образов ания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание формирования валесшогического компонента педагогической культуры учителей в процессе их профессиональной подготовки включает: 1) развитие валесшогического сознания: индивидуальной поведенческой стратегии, основанной на устойчивой мотивации здорового образа жизни; 2) формирование валеологической компетентности: личностно-значимых валеологических знаний и умений применять их в практике собственной жизнедеятельности; 3) приобретение опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения.

2. Валеологическая культура студентов педагогического вуза формируется при условии внедрения в учебный процесс образовательного валесшогического комплекса: 1) теоретической подготовки, направленной на формирование валеологического сознания и приобретение валеологической компетентности: личностно-значимых валеологических знаний и умений, причем, данный теоретико-валеологический компонент актуализируется в различных дисциплинах и учебных курсах подготовки учителя на основе оптимальных межпредметных связей; 2) практической подготовки по овладению умениями и навыками повышения индивидуального потенциала здоровья; 3) практической работы в школе по приобретению опыта творческой валеологической деятельности.

3. Формирование валеологической культуры возможно при условии приоритета духовного аспекта как результата совместной духовно-практической деятельности преподавателей и студентов, направленной на создайте у будущих учителей эмоционально-ценностного отношения к здоровью; психофизического статуса с опорой на эвристическую активность, основанную на творческой инициативе, самостоятельности и уникальности студентов в повышении индивидуального здоровья; психосоциального статуса, связанного с реализацией гуманистического стиля общения, предполагающего "механизм человеческого равенства", "риторический идеал" общения и направленного на фо рмирсвание здорового образа жизни.

Достоверность полученных результатов обеспечена успешной апробацией разработанной программы и методических материалов в реальных условиях высшей школы, концептуальным единством использованных теоретико-методологических оснований исследования, опирающихся на общефилософские и гуманистические положения о самоценности человеческой жизни в социуме, согласованностью всех уровней междисциплинарного изучения предмета исследования, использованием методов психолого-педагогическош и медицинского исследования, адекватных реальной практике, совпадением основных результатов эксперимента.

Научная новюна проводимого исследования заключается в следующем: -на основе историко-культурологического знания, гуманистического и системного подходов раскрыты теоретико-методологические основы формирования валеологической культуры учителя в условиях высшего педагогического образов ания; -создана педагогическая концепция, позволяющая решить проблему готовности будущего учителя к валеологическому воспитанию и образованию школьников, базирующаяся на современных подходах и концепциях образовательного процесса и содержащая специфику взаимодействия субъектов учебной деятельн ости;

- определено и обосновано содержание валеологического компонента в системе высшего педагогического образования, включающего формирование следующих составляющих: валеологического сознания, валеологической компетентности, опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения;

- разработана система формирования валеологической культуры учителя в процессе вузовской подготовки, определены педагогические условия, критерии и способы ее реализации.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем: Разработана структура валеологической культуры будущего учителя как составляющей его педагогической культуры. Соответственно этой структуре на теоретическом и практическом уровнях показана возможность овладения будущими учителями валеологической культурой в процессе вузовской профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в разработке трехкомпонентной модели системы формирования валеологической культуры будущих учителей в процессе их профессиональней подготовки, в создании учебных материалов для организации творческой валеологической деятельности студентов в период их педагогической пра ктики в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в процессе лекционных и семинарских занятий по дисциплинам медико-биологического цикла на кафедре «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» (ОМЗ и ОЗД) Уссурийского государственного педагогического института (УГНИ), а также в процессе проведения валеологических спецкурсов на биолого-хими^Еском факультете. Основные научные и практические результаты диссертации были представлены для обсуждения в виде докладов и сообщений на заседаниях кафедры педагогики и кафедры ОМЗ и ОЗД УГЛИ, на учебно-методических семинарах, проводимых школами г. Уссурийска и других городов Приморского края, на региональных, межрегиональных и международных научно-практических конференциях, проводимых УГЛИ, Дальневосточным государственным университетом (ДВГУ), Владивостокским государственным медицинским университетом (ВГМУ), Приморским институтом повышения квалификации педагогических кадров и работников образования (ПИППКРО) и Дальневосточным филиалом НИИ психического здоровья, а также на курсах повышения квалификации работников образования при Отделе культ уры ПИППКРО.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

2.4. Выводы по 2 главе

В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены содержание и способы формирования трех составных компонентов валеологической культуры. В содержание формирования этих составляющих должна входить система работы, состоящая из: а) теоретической подготовки в вузе, направленной на развитие валеологического сознания и формирование направленности мышления на сохранение, укрепление и формирование индивидуального здоровья, т.е. формирование мотивационно-ценностного компонента; б) практической подготовки в вузе, направленной на приобретение личност-но-значимых валеологических знаний и умений повышать индивидуальное здоровье и использовать компенсаторные силы организма в борьбе со стрессами и неврозами; в) практической работы в школе с целью приобретения личностного опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения.

Важным условием, при кагором должны формироваться компоненты валеологической культуры, является приоритет всех составляющих индивидуальное здоровье будущих учителей: а) здоровья духовного, оно укрепляется в совместной духовно-практической деятельности преподавателя и студентов, в результате которой формируется опыт эмоционально-ценностных отношений и ценностные ориентации в отношении здоровья; б) здоровья психофизического, которое сохраняется и укрепляется в результате активизации творчества и поиска в разрешении проблемных ситуаций, что требует самостоятельности и активности, в результате умения управлять собственным пси-хо-эмоциональным состоянием, требующим развития индивидуальности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию; в) здоровья психосоциального, оно зависит, прежде всего, от умения строить свои отношения с окружающими, от личностных качеств педагога (некшфликтность, сопереживание, отзывчивость, терпимость к взглядам и мнениям окружающих и т.п.). Оптимальным стилем общения нами признается гуманистический стиль, являющий собой ангасгрессорное поведение, сберегающее психику ребенка, признающий "механизм человеческого равенства", уникальность и неповторимость (субьектность) в другом.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили следующие способы формирования валеологической культуры учителя:

1)Валеологизация основных курсов и дисциплин в педагогическом вузе с использованием межпредметных связей на трех уровнях: теоретическом, практическом и эмпирическом (в психолого-педагогическом, медико-биологическом, культуро-философском блоках).

2)Введение на всех факультетах спецкурсов, направленных на выработку валеологического сознания, что возможно при подведении философской базы под валеологические дисциплины (например, «Философия здоровья»), а также на приобретение опыта творческой валеологической деятельности в школе (например, «Валэоло-гическая работа в школе»).

Положительные отличия первого способа, на наш взгляд заключаются в том, что на протяжении всей учебы в вузе студенты будут совершенствовать, наращивать свои знания в области сохранения и укрепления здоровья и формировании ЗОЖ. Мотивационно-ценностный компонент будет формироваться постепенно. Однако могут быть трудности для третьей составляющей — опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения. Может получиться так, что ни один курс не будет нацелен на формирование этой компоненты. Тогда валеологическая культура у будущего учителя будет сформирована недостаточно.

Второй способ хорош в этом плане, но мы считаем, что может быть трудность в том, что спецкурс обычно кратковременный для формирования устойчивых стереотипов и некоторые знания и навыки (не смотря на установку) могут со временем забываться, что также покажет недостаточный уровень сформированности валеологической культуры.

Третий способ, к которому мы пришли в заключение, на наш взгляд, является сочетание первого и второго способов, т.е. сочетание валеологизации основных курсов и дисциплин с введением валесшогических спецкурсов на всех факультетах, но он более труден, так как требует усилии не только со стороны профессорского-преподавательского состава института в изменении стереотипов поведения и приоритетного отношения к здоровью, но определенной стратегической активности и со стороны администрации института по введению данных спецкурсов.

Если объединить усилия по созданию трехкомпонентной модели системы формирования валеологической культуры студентов вузе, то получим примерно следующие данные:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев этапы становления культуры в различные исторические периоды жизни Востока и Запада, в частности, Российской цивилизации, в философских, валеологических и педагогических аспектах, а также составляющие ее компоненты, были сделаны следующие выводы:

- Валеологическая культура означает такой способ организации человеческой жизнедеятельности, который касается основ сохранения, укрепления и формирования здоровья, основными компонентами ее являются: валеологическое сознание личности, валеологические знания-выводы и умения, что в целом составляет ва-леологическую компетентность, а также валеологическая деятельность;

- Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая или валеологическая культура является одной из форм древнейших культурных образований, существующих с тех пор, как человек научился отделять себя от мира природы в связи с выделением духовной жизни своей и человеческого общества.

- Валеологическая культура является жизненно-необходимым компонентом, ядром общей культуры человека, и первоначально связана с потребностью в выживании, в существовании и самосохранении, в чем задействованы его глубинные нервно-психические процессы (инстинкты самосохранения, стереотипы безопасного поведения, суггестивная установка, мотивации, привычки и т.д.), составляющие ядро психокультурного комплекса.

- В различные культурно-исторические периоды человеческого общества ее формирование происходило стихийно, под воздействием природных и социальных факторов, а также в процессе воспитания (в широком философском и узком педагогическом смысле слова), особенно, с выделением педагогической науки из сферы философских знаний и развитием системы образования.

- Валеологическая культура детерминируется потребностью общества и государства и уровнем развития общей культуры субъекта, и основывается на культурно-национальных традициях и менталитете его социума, способна к самодетерминации.

- Формирование валеологической культуры требует свободной активности со стороны самого носителя культуры, каким является учитель.

- Валеологическая культура у будущих учителей в настоящее время находится в основном на низком, недостаточном уровне.

- В систему формирования валеологической культуры на достаточном уровне входит система работы, состоящая из: а) теоретической подготовки в вузе, направленной на развитие валеологического сознания и формирование направленности мышления на сохранение, укрепление и формирование индивидуального здоровья, т.е. на формирование мотивационно-ценностного компонента; б) практической подготовки в вузе, направленной на приобретение личност-но-значимых валеологических знаний и умений повышать индивидуальное здоровье и использовать компенсаторные силы организма в борьбе со стрессами и неврозами; в) практической работы в школе с целью приобретения личностного опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения.

-Важным условием, при котором формируются компоненты валеологической культуры, является приоритет всех составляющих индивидуальное здоровье будущих учителей: а) здоровья духовного, оно укрепляется в совместной духовно-практической деятельности преподавателя и студентов, в результате которой формируется опыт эмоционально-ценностных отношений и ценностные ориентации в отношении здоровья; б) здоровья психо-физического, которое сохраняется и укрепляется в результате активизации творчества и поиска в разрешении проблемных ситуаций, что требует самостоятельности и активности, в результате умения управлять собственным психоэмоциональным состоянием, требующим развития индивидуальности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию; в) здоровья психо-социального, оно зависит прежде всего от умения строить свои отношения с окружающими, от личностных качеств педагога (некшфликгность, сопереживание, отзывчивость, терпимость к взглядам и мнениям окружающих и т.п.). Оптимальным стилем общения нами признается гуманистический стиль, являющий собой антисгрессорное поведение, сберегающее психику ребенка, признающий "механизм человеческого равенства", уникальность и неповторимость (субьектносгь) в другом.

- Опьггно-экспериментальная работа показала, что существует три способа формирования валеологической культуры учителя:

1 )Валеологизация основных курсов и дисциплин в педагогическом вузе с использованием межпредметных связей на трех уровнях: теоретическом, практическом и эмпирическом (в психолого-педагогическом, медико-биологическом, культуро-философском блоках).

Положительные отличия первого способа, на наш взгляд заключаются в том, что на протяжении всей учебы в вузе студенты будут совершенствовать, наращивать свои знания в области сохранения и укрепления здоровья и формировании ЗОЖ. Мотивационно-ценностный компонент будет формироваться постепенно. Однако могут быть трудности для третьей составляющей - опыта творческой • валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения. Может получиться так, что ни один курс не будет нацелен на формирование этой компоненты. Тогда валеологическая культура у будущего учителя будет сформирована недостаточно. Данный способ требует изменения стратегии преподавательской деятельности, которая должна быть направлена на приоритет здоровья.

2)Введение на всех факультетах спецкурсов, направленных на выработку валеологического сознания, что возможно при подведении философской базы под валеологические дисциплины (например, «Философия здоровья»), а также на приобретение опыта творческой валеологической деятельности в школе (например, «Валеологическая работа в школе»).

Второй способ является более приемлемым в этом плане, но мы считаем, что может быть трудность в том, что спецкурс обычно очень кратковременен для формирования устойчивых стереотипов и некоторые знания и навыки могут со временем забываться, что также покажет недостаточный уровень с формированное™ валеологической культуры.

3)Сочетание валеологизации предметных курсов со спецкурсами, позволяющее сформировать все три компонента валеологической культуры на достаточном, профессиональном уровне.

Третий способ формирования профессиональною уровня валеологической культуры является более оптимальным, но более трудоемким, т.к.требует усилий не только со стороны профессорского-преподавательского состава института в изменении стереотипов поведения, но определенной стратегической активности и со стороны администрации института по введению данных спецкурсов.

Соотношение компонентов валеологической культуры будущих учителей в вузе на допрофессиональном и профессиональном уровне выглядит следующим образом:

Диаграмма 3.1. Соотношение компонентов валеологической культуры на допрофессиональном уровне Валеологическое сознание

I Валеологическая компетентность Опыт творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения

Диаграмма 3.2. Соотношение компонентов валеологической культуры на профессиональном уровне Валеологическое сознание

I Валеологическая компетентность Опыт творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения

Данные диаграммы показывают разницу в соотношениях компонентов валеологической культуры при стихийном ее формировании (3.1.) и в результате проделанной работы в вузе, когда существует целенаправленная система ее формирования (3.2.), основная задача которой - развитие валеологического сознания и валеологической компетентности, а также заложение основ валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения, каковым является школа.

Первая диаграмма показывает малый процент сформированности валеологического сознания по сравнению с примерно равными уровнями соотношений двух других компонентов: валеологической компетентности и опыта творческой валеологической деятельности. На наш взгляд, валеологическое сознание в вузе, как духовная материя, должно несколько преобладать над другими компонентами, а не находиться у них в «хвосте», что именно и происходит на допрофессиональном уровне.

Вторая диаграмма показывает примерно равные уровни соотношений валеологического сознания и валеологической компетентности, которые находятся гораздо выше, чем третий компонент: опыт творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения, в особенности, валеологическое сознание. Это объясняется тем, что очень мало времени в вузе отводится на формирование такого опыта. Всего 1-2 месяца длится педагогическая практика в школе, а в летнее время она вовсе отсутствует - в связи с упразднением пионерской организации и пионерских лагерей отдыха, куда будущие учителя в обязательном порядке ранее направлялись и набирали опыт работы по привитию здорового образа жизни и осуществлению спортивно-оздоровительной работы с детьми.

Но если основы опыта творческой валеологической деятельности будут заложены в вузе, то он разовьется в последующем после его окончания в условиях образовательного учреждения: школы, лицея и т.п. Тогда все три компонента будут находиться примерно в равных соотношениях. Это возможно при условии, когда валеоло-гические сознание и компетентность будут сформированы на достаточном уровне.

Псих о л о г о -педагогическая компетентность

Меди ко-биологич е с к а я компетентность

Кул ьтурософскне знания

- I R а л е олог и ч е с к и и и л е а л

Валеологическая направленность мышления:

Валеологическое мировоззрение

Валеологическое просвещение в условиях образовательного учреждения

Валеологически целесообразное поведение

ЗОЖ )

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Симоненко, Светлана Михайловна, Уссурийск

1. Алексеев СВ., Петленко В Л. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека./ Сб. Медицина. Культура. Философия /под ред. Юрьева BJC.-, Санкт-Петербург., 1994, с. 45

2. Амонашвили. Воспитательная и образовательная функция оценки обучения школьников. М., 1984, с.8.

3. Амонашвили ША. Размышления о гуманной педагогике. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1996, с.201-212.

4. Ананьев БГ. Избранные психологические труды.: В 2-х томах, Т. 1-2, -М.: Педагогика, 1980,- с 78

5. Антропова MB. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. -М.: Просвещение, 1968,- с. 251.

6. Аншгейн В. Преподаватель и студент. Вопросы общения. // Высшее образование в России, 1997,-№ 1 ,, с. 87-94.

7. Арнольдов АЛ. Культура. Человек и картина мира. -М.: Наука, 1987,-с, 63

8. Асмолов АГ. Деятельность и установка.- М.: МГУ, 1979,- с. 254.

9. Ахметова Д. «Город здоровья». Оздоровительная смена «Выбор» (Лагерь городского типа) // Народное образование, 1999, № 6,- с. 181.

10. Бердяев НА. О назначении человека.- М., 1960,- с. 69.

11. Бодалев А А. Личность и общение.- М: Педагогика, 1983,- с. 25.

12. БСЭ, т.2-3.,- М: Советская академия, 1983,- с. 189.

13. Брегт П. Формула совершенства.-Спб. -М.: Лейла, 1995, с. 42.

14. Брехман ИЛ. Валеодогия наука о здоровье. // Физкультура и спорт,- М.,- 1990.

15. Брехман ИЛ. Валеология-начало пути.//Советская Россия,- 1980,-№ 157, 10 июля, с.15.

16. Бузян ВВ. Образ жизни и здоровье школьников: опыт валеометрии. /Материалы П Международного конгресса валеологии и IV Всероссийской конференции "Педагогические проблемы валеологии" /"Здоровье и образование". 1-3 ноября 2000, Санкт-Петербург, с. 20-22.

17. Булгаков СЛ. Христианский социализм. Сбп. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991,-с. 243.

18. Вальдман АВ. и др. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М.:• Медицина, 1979,-с. 3-10.

19. Вершловский СГ. Проблемы гуманизации школьного образования /Гушнизация образования Теория. Практика.- Санкт-Петербург, 1994,- с. 5-14.

20. Воронцова BP. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования. /Гуманизация образования Теория. Практика.- Санкт-Петербург, 1994,-с. 15-36

21. Ф 22. Валеология. Программа общепрофессиональных дисциплин по специальности 040700 (для высших учебных заведений), М. Лаука, «Флинта», 1999, - с.3-12.• 23. Валеология. Программа Государственного университета педагогического мастерства

22. С.-Петербурга,- С.-Петербург, 1997, -с.8-10.

23. Глинянова ИЮ. Реформа педагогического вуза основа оздоровления общества. Материалы Всероссийского научно-пракг. семинара «Здоровье и образование»/ под ред. КолбановаВБ. - Санкт-Петербург,- 7-9 декабря, 1994,- с. 56

24. Глинянова ИЮ. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Автореф. дисс. на соиск канд. пед.наук /13.00.01/,- Волгоград, 1995, с. 8.

25. Горшкова ВВ. Активность личности школьников в совместной деятельности учителя. -Хабаровск, 1989, с.29

26. Горшкова В Б. Проблема субъекта в педагогике.- Ленинград, 1991,- с.22 ф 28. Горшкова ВБ. Педагогика отношений. Санкг.-Пегербург, 1995,- с. 12.

27. Громбах СМ. Школа и психическое здоровье учащихся: Монография. -М: Медицина, 1988, с. 147-160.

28. Гуревич П.С. Куда идешь, человек?//Знак вопроса. М.:3нание, -№ 3, -1991,-с. 18.

29. Гуревич П.С. Антропология философии. М., 1991,- с. 24.

30. Давиденко ДН., Крылов АН. и др. Научные основы здорового образа жизни: Учебное пособие. СПб: ПГУПС, 2000,- с. 9.

31. Добрецова НБ. Дополнительное экологическое образование детей в России. Материалы международного семинара «Экологическое образование» -Санкт-Петербург: Образование, 1997, с. 8

32. Добрович АБ. Общение наука и искусство. - М.: Знание, 1983.

33. Дорошенко НИ. Основные ключевые понятия педагогической валеологии.// Управление народного образования администрации Приморского края, 1999,- № 10, -с. 24.

34. Ермакова ЕЛ. Подготовка студентов педагогических вузов к осуществлению валеологического образования детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. на соиск. кандледяаук /13.00.01/, М., 1999,- с. 16.

35. Зайцев ГJC., Зайцев А.Г., Брадик ГМ. Валеология подростков.- М., 2000,- с. 3-8.

36. Зайцев Г. К., Насонкина СА.Уроки Знайки. Воспитай себя: Учеб пособие-практикум. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999, с.З.

37. Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровым. С.- П.,:« Акцидент», 1999, с.З.

38. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра-С.-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000, с.З.• 41. Зайцев Г К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Регуляция психики. Санкт-Петербург,

39. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000,-с. 51-53.

40. Зайцев Г .К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Формирование сексуальности,- Санкт-Петербург: НПО «Мир и семья-95», ООО « Ингерлайн», 2000, с. 4.

41. Захаревич Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности. Автореф. дисс. на соис. канд.пед.наук /13.00.01/, Санкт-Петербург, - 1998,с. 5

42. Захаров А.С. Неврозы детей и подростков. JL: Медицина, 1988,с. 34.

43. Зигунеко С. Продление жизни. // Знак вопроса, 1992. № 5, М.: Знание, - с. 42.

44. Ильин И А. О грядущей России. М., 1993, - с.40

45. Каган М.С. Философия культуры: становление и развитие.- Санкт-Петербург, 1998,• -с.4-14.

46. Казиенс Н. Анатомия болезни. -М., 1991,- с. 10.• 49. Карпушин В А. Абу Али Ибн Сила и восточный Ренессанс./ Философия и историякультуры. М.: Наука, 1985, - с.74.

47. Касьянова К. Русский национальный характер,- М., 1992,- с. 7

48. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3-х кн. М., 1993, - с. 78.

49. Князева MB. Развитие системы дополнительного образования один из путей привлечения учащихся к изучению естественно-научных дисциплин - Санкт-Петербург: РПГУ им. Герцена, 1998, - с. 23.

50. Колбанов ВВ. Валеология. Основные понятия, термины и определения. 2-е изд„ -Санкт-Петербург, 2000, с. 12.

51. ВВКолбанов, ТА.Бережнова. К вопросу о валеологическом образовании педагога Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции "Здоровье и• образование. Проблемы педагогической валеологии". СПб, 1995, - с. 9-13.

52. Колбанов ВВ., Зайцев Г К. Валеология в школе: Методическое пособие.- СПб УПМ, 1992, с. 8.

53. Колесникова И А. О феномене педагогического мастерства./ Педагогическая % реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. Санкт-Петербургский. гос. ун-тпед. мастерства: СПб ГУПМ, 1999,- с. 56.

54. Колесникова М.Г. Проектирование профессиональной подготовки валеолога в условиях педагогического колледжа: Автореф. дисс. на соиск. канд.пед наук. /13.00.01/ Санкт-Петербург, 1999, с. 8-10.

55. Коменский Я А. Великая дидактика. Материнская школа. /Зарубежная хрестоматия -М: Педагогика. 1983,-с. 67.

56. Крылова НБ. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000,- с. 202.

57. Кульбацки ЛЛ. и Радемахер П. Здоровье и бодрость стиль вашей жизни. - М., 1996,-с 21-36.

58. Культурология. Краткий словарь / под ред. Кефели И.Ф., Санкт-Петербург, 1995,- с.• 96.

59. КультурологияУчебное пособие. / под ред. Дача Г В., М.: Феникс, 1996, - с. 9-22.

60. Кузин ВВ., Никитюк БА. Экология души// Физическая культура. Научно-методический журнал, 1997, № 1, - с. 2-3.

61. Леонтьев АН. Избранные психологические произведения. В 2-х томах, -т. 2, -М.Дедагогика, 1983, с S4

62. Лисицын ЮЛ. Здоровье населения и современные теории медицины. М: Медицина,1982,-с. 14-15.

63. Лободин В.Т. Педагогические условия формирования валеологической грамотности в процессе образования взрослых: Автореф. дисс. на соиск. канд.пед.наук /13.00.01/, -Санкт-Петербург, 2000, с. 12.

64. Локк Д. Мысли о воспитании. 1693. /Зарубежная педагогика. Хрестоматия, М.: Педагогика, 1983.

65. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 1-2. -М., 1990, с. 47.

66. Лотман ЮМ. Беседа о русской культуре.- СПб, 1994,- с. 4-9.

67. Макаев ВБ. И АЛльин о русской душе. /. Педагогика, 1999, № 5, - с. 72.

68. Макаев ВВ. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 1996, - с. 178- 180.

69. Максимова В Л. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. -Ленинград, 1979,-с. 3-5.

70. Максимова В.Н. Системный подход к диагностике учебно-воспитательного процесса.// Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы: Учебное пособие.-Санкт-Петербург, 1995, с Т2

71. Макрицкий MB., Слабин В.К. Педагогическая культура как ингегративное качество личности. Витебский гос. ун - тет, e-mail: Slabin a v gpi. belnak. Vitebsk, bu.

72. Малахов ГЛ. Биосинтез и биоэнергетика. В 4-хтомах. Т.2., Санкт-Петербург, 1993, с.3-15.• 80. Марафон игр. Методические рекомендации по реализации педагогическойпрограммы в первд лагерной смены// Народное образование, 1999,- № 5, с. 213.

73. Марков ВВ. Педагогические проблемы формирования здорового образа жизни в высшей школе.// ОБЖ, М: Русский журнал, 1999, -№ 11,, с. 5.

74. Марксистско-ленинская эстетика. Учебное пособие /под ред. Овсянникова М.Ф., -М.: Высшая школа, 1983, - с. 84.

75. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М., 1982, -с. 231.

76. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997, - с. 134.

77. Медицинский энциклопедический словарь.-М.: Медицина, 1988,с. 128.

78. Новоселова ИЛ. Развитие культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. на соиск. учен .степ .канд пед .наук. /13.00.01/, Йоршкар-Ола, 2000.

79. Нормативная база отдыха детей и подростков. Извлечения из документов. Положения о детском оздоровительном лагере.// Народное образование, 1999,- № 5,с. 225.

80. Оглоблин К А. Здоровый образ жизни: Монография. -Уссурийск, 1998, с. 10-25.

81. Ожегов СЛ. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1970,- с. 145.

82. Опытно-экспериментальная работа в школах г. Санкт-Петербурга / Материалы городской научно-практической конференции/ Секция № 3: Создание условий для раскрытия и самореализации личности ученика/ Тезисы/ Санкт-Петербург, 1995, с. 15.

83. Остапчук О. Фестиваль «Амурчата». Из опыты работы оздоровительного лагеря «Колосок»//. Народное образование, 1999, № 5, - с. 202.

84. Павлов ИЛ. Полн.собр. соч. 2-е изд. -M.-JI., 1956, т.З, кн. 2, - с. 316.

85. Познай себя. Школьная программа укрепления здоровья Руководство координатора / под ред. Корнева В А., -ВИТО-ЦЕНГР, МПУ, -М.: НТХЦ «Акте», 1992, с. 213.

86. Покалев ГМ. и др. Комплексная оценка реакции сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс у лиц молодого возраста. // Кардиология, 1985, -№ 5, - с. 112113.

87. Полетаева НМ. Валеологическое воспитание школьников. СПб.- Санкг• Петербург: ЛОИРО, 2000, с. 13.

88. Полетаева НМ. Научно-практические основы валеологической педагогики. СПб, 2000, с. 14.

89. Поппер П., Рашинбург И. Секреты личности. М.: Педагогика, - 1983, - с. 12-15.

90. Преподавателю о педагогическом общении: Учебное пособие./ под ред. доц. Аверина В А. Санкт-Петербург: Пб. ПМИ, 1992,с. 45.

91. Психологический словарь / под ред . Петровского А.В., Ярошевского М.Г., М., -1990,-с. 29.

92. Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей: Доклад комитета ВОЗ// серия технических докладов ВОЗ, № 613.-Женева, 1979,-с. 16-17.

93. Рассыпнов В А., Ромашина СЛ., Ушакова Е.В. Философия здоровья: проблемы обоснования учебной дисциплины. -Барнаул: БГПУ, 2000,с. 1-5.• 108. Решетникова О. Я остаюсь оптимистом // газета «Школьный психолог», 1999, -№10,, с.З

94. Робошва А.С. , Леонтьева ТВ. и др. Введение в педагогическую деятельность Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М. Академия, 2000, с. 67.

95. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура: Сборник. М.: Республика, 1992,с. 8.

96. Романцов МГ. Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза на интегративной медико-биологической основе: Авюреф. диес. на соиск. учен.степ. канд.пед.наук./13.00.01/- Калининград, 2000,с 14.

97. Самоукина Н. Психогигиенические упражнения. // Воспитание школьн иков, -М., 1995, -№ 1, -с. 60.

98. Селье Г. Стресс жизненный ритмУ/ ВОЗ: «Здоровье мира», - 1975.

99. Сериков ВВ. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монгография. -Волгоград:Перемена, 1994,с. 6.

100. Сериков СГ., Найн АЛ. Проблема здоровья участников образовательного процесса// Педагогика, 1998,-№ 6, с. 53-57.

101. Скаков С. Метод Бутейко КН. Институт вековой медицины. М., 1982.,- с.29-33. ф 119. Смирнов А. Здоровье и здоровый образ жизни. // ОБЖ, 2000, -№ 1, - М.: Русскийжурнал, с. 35.

102. Собчик ПН. Методы психологической диагностики./ Выпуск 1-3, М., 1990, с. 5.

103. Современный философский словарь. М.:Екатеринбург, 1996, - с. 29.

104. Соловьева В А., Кидалов ВН. Рецепты знахарей. СПб : ООО «Пионер», 2001, -с.11.

105. Солженицын AM. Русский вопрос к концу 20 в.// Новый мир, 1994, № 7, с. 15.

106. Справочник социального работника по вопросам семьи, женщин и детей. -Владивосток. ПИППККГС, 1998, с. 10-25.

107. Сургаева Н.Н. Реализация валеологической подготовки в образовательные процесс.• -Тобольск: ТГПУ,- 1996 с. 25

108. Сухомлинский В А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. -М: Педагогика, -1979-1981 гт, с. 57.

109. Сухомлинский В А. Родительская педагогика. -М., 1981, с. 4.

110. Сытин Г. Н. СОЭВУС метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека. -М., 1997, -с. 5-12.

111. Татарникова JIP. Медико-психологические знания учителя здоровье ребенка./ Международная конференция по санитарному просвещению. - Хельсинки, 1991,с 6

112. Татарникова ЛТ. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития. -Санкт-Петербург, 1995,-с 3-53.

113. Татарникова ЛГ. Российская школа здоровья и индивидуального развития ., Санкг• Петербург, 1999,- с. 5^0.

114. Теоретические основы содержания общего среднего образования: Сборник .- /под ред. ВБ. Краевского, ИЛ. Лернера. М., 1983,с. 43.

115. Трегуб НА. Формирование валеологической культуры педагога: Автореф. дисс. на соиск. учен.сгеп. канд.педлаук /13.00.01/, Казань, 1999,с. 17.

116. Узнадзе ДН. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966,с. 451.

117. Ухтомский А А. Пути в незнаемое. -М., 1973,с. 18.

118. Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.: Сборник сочинений. Т. 8, М.- Л.: АПН, 1950, - с. 478.

119. Шабалин Ю.Е. Теория и практика личностно-ориентированного образования.// Педагогика, 19%, №5, - с. 72.

120. Швейцер А. Культура и этика. -М, 1973, с.19.

121. Шейнов ВВ. Тесты для всех: все о себе. Минск: Амалфея, 1996, с. 18.

122. Шипулин Н.И. Организация учебно-воспитательного процесса в .Барнаульском педагогическом колледже в условиях УПК (ДОУ-шк.-педколледж) // Электронный педагогический журнал 131 сайт b sof v spu. ru.

123. Школа и здоровье. Тезисы региональной научно-практической конференции от 2931 марта. 2000, Владивосток, 2000, - с. 22-30.• 145. Шкуратов В А. Культурогенез. Тип цивилизации и элементы культуры/.

124. Культурология: Учебное пособие. -М.: Феникс, 1996,-с. 152.

125. Шкуратов ВВА. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994, - с. 302.

126. Щербина Ю. Речевая агрессия учителя: пути ее преодоления./ Народюе образование, 1999, -№ 7, с. 210.

127. Щетинин МЛ. На пути к человеку// Новый человек и школа будущего. М., 1989, с. 10-20.

128. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. /Педагогические методики. М., 1992,-с. 14.

129. Энциклопедический словарь по культурологии, /под ред, Радугина А А., М.:• Центр, 1997,- с. 85.

130. ЮстицкийВВ., ЭйдмиллерЭГ. Семейная психиатрия.- Л., 1990, с.17.

131. Юсупов Н Л. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

132. Лкимович ИГ. Педагогические условия формирования гуманистической культуры учащихся во внеурочной деятельности. Автореф. дисс. на соиск. учен.степ. кандледлаук/13.00.01/ -Брянск, 1997,с. 11.

133. Drop Joachim, Franke Peter: Erzienung der Schiiler der Klassen 8 bis 10 zu gesellschaftlicher Aktivitat. Berlin: //Akademie der Padagogischen Wissenschaften der DDR, Padagogik, № 11,1981, s. 908

134. Schmidt I. und andere. Erfahrungen zur optimalen Entwicklung mit Beitragen. Berlin: //Akademie der Padagogischen Wissenschaften der DDR, Padagogik, № 7-8, 1982, s. 612.

135. Westphal Jiirgen. Faktoren der Entwicklung einer aktiven Lernhaltung. Berlin:

136. Akademie der Padagogischen Wissenschaften der DDR, Padagogik, № 11, 1989, s. 847.