Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети ХХ века

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Иванов, Евгений Вячеславович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети ХХ века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Иванов, Евгений Вячеславович, 1996 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

1.1. Обоснование логики исследования феномена свободного воспитания в Западной Европе в первой трети 20-го века.

1.2. Генезис идеи свободного воспитания в западноевропейском историко-культурном процессе.

1.3. Социально-культурные условия становления и развития педагогики свободного воспитания в Западной Европе в первой трети 20-го века.

ГЛАВА 2. МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 20-Г0 ВЕКА.

2.1. Воспитание к свободе в антропософской педагогике Рудольфа Штайнера.

2.2. Научная организация воспитывающей среды как основа свободного развития ребенка в педагогике

Марии Монтессори.

2.3. Воспитание счастливого человека в психоаналитической педагогике Александра Нейлла.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети ХХ века"

Актуальность исследования проблемы свободного воспитания в Западной Европе как многомерного историко-культурного явления обусловлена динамикой изменений, происходящих во всех сферах жизни современной России; переосмыслением отношения к человеку как к субъекту собственного развития; новым взглядом на страну как на часть мирового сообщества, которая подчиняется всеобщим законам развития и общечеловеческим ценностям; многовековой интеграцией российской и западноевропейской культур, особенно усиливающейся в последние годы; своеобразной ситуацией, сложившейся в системе образования, характеризующейся поиском новых парадигм развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов; наметившейся тенденцией повышения интереса к наследию отечественных и зарубежных представителей "исходящей от ребенка" альтернативной педагогики начала 20-го века, осуществлением попыток адаптирования созданных в то время моделей воспитания в современных историко-культурных условиях. Ориентация общества на демократические преобразования, предполагающие обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности, гуманистическая направленность современного российского образования, формирование педагогического идеала саморазвивающейся личности создает благоприятные условия для нового осмысления педагогики свободного воспитания, имеющей у нас в стране глубокие исторические корни. Расширение и углубление исторически сложившихся межкультурных связей с западноевропейскими странами, опыт, накопленный там в деле создания разнообразных свободных школ, обуславливает наше стремление изучить теорию и практику свободного воспитания в Западной Европе в период, когда она достигла наивысшего расцвета, а именно в 1-ой трети 20-го века.

Педагогика свободного воспитания и в прошлом, и в настоящем, привлекает к себе внимание, прежде всего, потому что :

- обладает сильным гуманистическим потенциалом, накопленным в ходе историко-культурного развития Западной цивилизации, начиная с периода Античности;

- провозглашает человека высшей ценностью общества, признает уникальную природу, уважает достоинство, индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы каждого отдельного ребенка;

- предлагает конкретные пути реализации принципа свободы в воспитании, обеспечивает благоприятные условия для самоопределения, самореализации и самодвижения личности в развитии, способствует наиболее полному проявлению творческой индивидуальности;

- является гибкой, подвижной, вариативной, развивающейся, не признающей временных, национальных и культурных границ и детерминирующей возникновение новых гуманистических концепций образования.

Анализ степени изученности исследуемой проблемы подтверждает ее научную значимость.

В российской педагогической науке свободное воспитание в Западной Европе было предметом пристального внимания ученых в дореволюционные и первые послереволюционные годы и, начиная со времени перестройки, вновь вызывает постоянно растущий интерес.

Основные отечественные источники относятся к началу 20-го века. В этот период о теории и практике свободного воспитания много пишут русские педагогические издания ("Вестник воспитания", "Дошкольное воспитание", "Журнал министерства народного просвещения", "Русская школа", "Свободное воспитание", "Школа и жизнь"), а также регулярно выходят книги и брошюры соответствующей тематики. Начиная с середины 20-х и до второй половины 80-х годов, данная проблема получает лишь незначительное критическое освещение в отдельных публикациях. Открывшиеся в наши дни перспективы обновления российского образования детерминируют новое теоретическое осмысление педоцентристских педагогических концепций и опыта работы западноевропейских свободных школ, что находит свое выражение в ряде работ современных исследователей.

Зарубежные историки педагогики, в отличие от российских, в течение всего нынешнего столетия изучали и продолжают изучать различные стороны педагогики свободного воспитания в Западной Европе.

Сравнительно-теоретический анализ отечественной и иностранной литературы по интересующей нас проблеме позволяет разделить ее на четыре группы.

В первую группу входят труды, затрагивающие философски-теоретические традиции в образовании и их влияние на теорию и практику свободного воспитания. В них с разных позиций рассматриваются наиболее общие вопросы данного педагогического феномена (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Н.В.Вейкшан, С.И.Гессен, Л.Н.Гончаров, М.И.Демков, А.Н.Джуринский, Е.Г.Кагаров, Г.Б.Корнетов, Н.К.Латышев, С.Л.Мендлина, К.И.Салимова, Дж.Боуэн, Э.Кей, У.Коннелл, Л.Коул, У.Мак-Каллистер, Г.Рерс, Р.Улич, К.Уошборн, А.Флитнер, Г.Штеккерт, Ж.Эльсландер и др.).

Ко второй группе мы относим произведения, дающие представление о том, как в условиях свободного воспитания решаются те или иные конкретные педагогические проблемы, касающиеся умственного и трудового обучения, школьной дисциплины, нравственного воспитания, дошкольного воспитания, творческого развития личности и т.п. (К.Н.Вентцель, С.И.Гессен, А.Давильковский,

П.А.Кропоткин, К.Лебединцев, А.М.Обухов, И.И.Огородникова, И.В.Чувашев, Ч.Беннет, Д.Брубекер, Ф.Гансберг, Л.Гурлитт, М.Монтессори, А.Нейлл, С.Фор, Г.Шаррельман и др.).

Третью группу составляют работы, освещающие различные аспекты становления и развития педагогики свободного воспитания в Англии, Бельгии, Германии, Италии, Испании, Франции и других отдельно взятых западноевропейских странах (В.М.Блинов, А.Буткевич, А.Н.Джуринский, А.У.Зеленко, Л.Б.Шулындина, Ф.Карсен, К.Редлер, Б.Саймон, Х.Шоен, Ж.Эльсландер и др.).

В последнюю, четвертую группу входят многочисленные публикации, описывающие и анализирующие взгляды и деятельность наиболее видных представителей педагогики свободного воспитания Западной Европы первой трети 20-го века, таких, как Г.Винекен, Ф.Гансберг, Л.Гурлитт, О.Декроли, Э.Кей, Г.Лейн, М.Монтессори, А.Нейлл, П.Робен, С.Фор, Р.Штайнер и др. (Е.Н.Водовозова, Н.А.Евдокимова, М.В.Звяглова, А.У.Зеленко, О.Кайданова, М.Левитина, М.Н.Певзнер, Т.Л.Сухотина, Ю.И.Фаусек, Б.Беттельхэйм, Ф.Дюбрек, Ф.Калгрен, Р.Ландсберг, Т.Ленгборн, П.Освальд, Г.Рерс, Ж.» Ф.Саффранж, Л.Шульц и др.).

В изученной нами литературе мы не встретили научных работ , в которых бы теория и практика свободного воспитания в Западной Европе в первой трети 20-го века стала самостоятельным предметом исследования. Между тем такое исследование позволило бы выявить историко-культурную и субъективно-личностную детерминированность данного педагогического феномена, показать и объяснить его многомерность и неоднозначность, оценить значимость для российского образования сегодняшнего дня и в перспективе.

Все вышеизложенное обуславливает наше обращение к проблеме » педагогики свободного воспитания в западной Европе в первой трети 20го века и позволяет определить объект, предмет и цель исследования.

Объект исследования : теория и практика свободного воспитания в Западной Европе в первой трети 20-го века.

Предмет исследования : культурологические основы многообразия подходов к реализации идеи свободного воспитания в этот период.

Цель исследования: рассмотреть педагогику свободного воспитания как многомерное явление, определяемое историческими и культурными условиями и мировоззренческими позициями педагогов. Задачи исследования :

- проследить генезис идеи свободы в воспитании, показать ее связь с развитием истории и культуры Западной Европы при синхроническом и диахроническом сопоставлении в генетическом ряду;

- классифицировать различные течения внутри педагогики свободного воспитания на основе доминирующих научно-философских идей, оказавших влияние на формирование мировоззренческих позиций ее представителей;

- выявить общее, особенное и единичное в теоретической трактовке идеи свободного воспитания и в практической деятельности свободных школ;

- обосновать значимость западноевропейской педагогики свободного воспитания первой трети 20-го века для современного российского образования.

Выбор хронологических рамок исследования (1900-1933 г.г.) обусловлен тем, что первая треть 20-го века была периодом появления, становления и наивысшего расцвета теории и практики свободного воспитания в Западной Европе.

Нижняя временная граница (1900г.) связана с выходом в свет книги Э.Кей "Век ребенка", ставшей своеобразным манифестом свободного воспитания начала 20-го века.

Верхняя граница исследования (1933г.) связана с приходом к власти

А.Гитлера и последующим господством в Европе фашистского режима, что привело к сворачиванию многих педагогических экспериментов и закрытию большинства свободных школ.

Хронологические рамки имеют четкую временную протяженность, однако, согласно логике диссертационного исследования, они порой значительно расширяются в связи с необходимостью рассмотрения историко-культурной обусловленности изучаемой проблемы в генезисе Западной цивилизации, раскрытия культурных пластов и анализа научно-философских идей, оказавших влияние на формирование мировоззренческих позиций деятелей свободного воспитания изучаемого нами периода.

Источники исследования :

- историко-философская и общенаучная литература, помогающая шире и глубже раскрыть и понять изучаемую проблему;

- философские и педагогические труды деятелей свободного воспитания изучаемого периода на русском и иностранном языках;

- работы российских и зарубежных исследователей педагогики свободного воспитания;

- специальный видеоматериал о деятельности западноевропейских свободных школ М.Монтессори, А.Нейлла и Р.Штайнера.

Методы исследования :

- анализ, синтез и историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках;

- сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить взгляды представителей свободного воспитания, выявить в них общее и особенное;

- генетический метод, дающий возможность показать в развитии содержательное наполнение гуманистической традиции западноевропейского образования в широком историко-культурном аспекте;

- дихотомический метод, позволяющий показать двусторонний характер понятия "свобода".

В своем исследовании мы опираемся на ряд известных философских идей :

- идея диалектики о связи общего, особенного и единичного, позволяющая двигаться при рассмотрении такого сложного явления, как свободное воспитание, от его культурно-исторической сущности к конкретной авторской модификации;

- идея многомерности понятий "культура" и "свобода", дающая представление о возможности их широкого употребления и экстраполирования на различные жизненные явления и процессы;

- идея взаимосвязи понятий "культура" и "свобода" и представление о свободе, как о феномене культуры в истории Западной цивилизации в целом и в истории воспитания в частности;

- идея объективной взаимообусловленности конкретной исторической и социокультурной ситуации, общественного и научного сознания и свободного воспитания;

- идея обусловленности теории и практики свободного воспитания мировоззренческими позициями и личностным творческим потенциалом представителей этого педагогического направления.

Диссертационное исследование проводилось в рамках культурологического и цивилизационного подходов к изучению историко-педагогического процесса, благодаря чему мы получили возможность рассмотреть педагогику свободного воспитания как историко-культурное и личностное явление, осуществить интегративный анализ и показать целостную картину изучаемой проблемы во всем ее многообразии.

На защиту выносятся следующие положения : 1. Свобода, как сложная и многозначная философская категория, являясь культурным феноменом, имеет разнообразные проявления во всех сферах жизнедеятельности человека и, циркулируя в педагогике, образует многомерный теоретический и практический пласт.

2. В центре педагогики свободного воспитания, независимо от ее модификаций, находится ребенок, но так как представления о ребенке, как природном, духовном и культурном существе, дедуцируются из различных научно-философских постулатов, то и сама педагогика свободного воспитания имеет различные теоретические и практические трактовки.

3. Своеобразие педагогических трактовок свободного воспитания в начале 20-го века обусловлено доминирующим влиянием различных психологических учений, обеспечивающих на данном эволюционном этапе принципиально новое содержательное наполнение теории свободного воспитания, исходящей из научного понимания внутреннего мира ребенка и законов его циклического психического развития.

4. Степень проявления внешней стороны свободы в свободных школах детерминирована представлениями педагогов о внутренних закономерностях свободного развития ребенка, а так как эти представления неоднозначны, то неодинаковы и внешние педагогические границы свободы, устанавливаемые в этих учебно-воспитательных заведениях.

5. Специфика конкретной теории и практики свободного воспитания субъективно обусловлена мировоззренческими позициями и личностными характеристиками каждого отдельного представителя данного педагогического направления, что детерминирует появление внутри него индивидуально-неповторимых учебно-воспитательных моделей.

Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что :

- дан теоретико-методологический анализ культурологического подхода применительно к исследованию историко-педагогических процессов и явлений;

- показана динамика историко-культурного процесса Западной цивилизации как объективного фактора возникновения педагогики свободного воспитания в Западной Европе и как источника субъективных мировоззренческих позиций ее представителей;

- раскрыта обусловленность многообразия подходов к пониманию и реализации основополагающих принципов свободного воспитания особенностями мировоззренческих позиций педагогов, дедуцируемых из различных научно-философских идей и осуществлена их классификация;

- выявлены новые для отечественной педагогической науки факты, характеризующие взгляды и деятельность М.Монтессори, А.Нейлла и Р.Штайнера.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для :

- применения культурологического подхода в историко-педагогическом исследовании;

- лекционной работы, разработки спецкурсов и спецсеминаров по педагогике;

- разработки гуманистических образовательных концепций.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях проблемной лаборатории при кафедре общей педагогики РГПУ им. А.И.Герцена (1994-1996 г.г.), лаборатории альтернативной педагогики при центре сравнительной педагогики ИНПО НовГУ им.Ярослава Мудрого (1992-1996 г.г.), при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории педагогики. Отдельные материалы обсуждались на научно-практических конференциях : г.Новгород (19931996 г.г.), г.Санкт-Петербург (1995 г.). Опубликованы две брошюры методических рекомендаций к курсу "Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике".

Структура исследования : диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по 2-ой главе

Социокультурная модернизация и, связанные с ней социальные и военные катаклизмы, охватившие в начале 20-го века большинство западноевропейских стран, дали сильный импульс стремлению человечества к свободе, что обеспечило органичное вхождение идеи свободного воспитания в историко-культурный процесс и детерминировало кардинальный сдвиг в сознании ряда педагогов, подвигая их к поиску новых образовательных парадигм, базирующихся на гуманистических приоритетах.

Объективно обусловленные воздействием социального импульса, гуманистического педагогического опыта и различных научно-философских идей мировозренческие позиции сторонников свободного воспитания несут в себе субъективную печать личностных характеристик конкретных педагогов, благодаря чему имеют индивидуально-неповторимые черты и, трансформируясь в теорию и практику свободного воспитания, детерминируют появление оригинальных авторских моделей.

Анализ качественного своеобразия педагогических концепций М.Монтессори, А.Нейлла и Р.Штайнера показывает, что в центре педагогики свободного воспитания независимо от ее модификаций находится ребенок и именно представления о ребенке, как природном, духовном и культурном существе, становятся тем ключевым подвижным звеном, которое детерминирует особые интерпретации в понимании принципа свободы, в постановке цели воспитания и в организации учебно-воспитательного процесса различными деятелями рассматриваемого педагогического направления в заданном историческом отрезке.

Особенностью педагогических концепций М.Монтессори, А.Нейлла и Р.Штайнера является их глубокая психологизированность, отраженная в основных теоретических положениях, вытекающих из специфического видения и понимания педагогами строения и законов психического развития ребенка, бережного отношения к его внутреннему миру.

Суть и уникальность антропософской педагогики заключается в том, что она, базируясь на глубинном видении человека как телесно-душевно-духовного едирс^ва, исходит из природно-физического

IV телесного) и, оберегая, не затрагивает душевно-духовное

-1 индивидуальное) в растущем ребенке, что позволяет, сохранив индивидуальность каждого' воспитанника, подвести его к обретению подлинной человеческой свободы, являющейся, по мнению Р.Штайнера, осознанным внутренним переживанием, которое возможно лишь с наступлением половой зрелости.

Фундаментом педагогической системы М.Монтессори является вера в природные возможности ребенка, которые усиливаются благодаря открытому и впитывающему уму при соответствующем воспитании, в основе которого лежит принцип свободы. Определяющим в понимании принципа свободы в воспитании здесь выступает создание наиболее благоприятных условий для телесного роста и душевного развития детей, в связи с чем особое внимание в ее "Домах Ребенка" отводится тщательно научно продуманной организации воспитывающей среды, обеспечивающей осуществление учебной деятельности исключительно на основе автодидактизма при опосредованном руководстве педагога-наблюдателя.

Специфика воспитательной концепции А.Нейлла состоит в том, что в ее основе лежит идея человеческого счастья, возведенного в ранг главного критерия педагогической деятельности. Наполняя психоаналитическое учение гуманистическим содержанием, А.Нейлл верит в изначально добрую природу ребенка, имеющего естественное право жить свободно, без внешнего вмешательства в свое психическое и соматическое развитие, а потому путь к воспитанию счастливого человека видит в самопознании и в устранении физических и психических препятствий на пути свободного развития каждого индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что педагогика свободного воспитания является многомерным историко-культурным и личностным явлением, достигшим своего наивысшего расцвета в странах Западной Европы в первой трети 20-го века.

Ее становление и развитие исторически обусловлено и тесно связано с поэтапной эволюцией Западной цивилизации. Ведущей культурной парадигмой здесь выступает феномен свободы, который, постоянно присутствуя и аритмично циркулируя во всех сферах жизнедеятельности человека от периода Античности до индустриального этапа развития западноевропейских стран, образует значительные культурные пласты, становясь объективной предпосылкой генезиса идеи свободы в воспитании и детерминируя многомерность этого процесса.

Значимые для деятелей свободного воспитания первой трети 20-го века культурные пласты (Античность, эпоха Возрождения, Новое время, индустриальное общество) имеют различные уровни, что позволяет конкретным педагогам отыскать в них свои специфические питательные источники. Основными культурными источниками, оказывающими прямое и косвенное воздействие на содержательное наполнение теории и практики свободного воспитания, являются: гуманистический педагогический опыт западноевропейского образования и научно-философское наследие видных представителей науки разных эпох в области человекознания, особенно революционные достижения психологии во второй половине 19-го - начале 20-го веков, открывшие дорогу к познанию невиданных ранее сторон внутренней жизни человека, циклов его психического развития.

В центре педагогики свободного воспитания находится уникальное развитие каждого отдельного ребенка. Но так как представления о ребенке как природном, духовном и культурном существе дедуцируются из различных научно-философских постулатов, то и сама педагогика свободного воспитания получает своеобразные теоретические и практические трактовки, анализ которых позволяет выявить в них характерные особенности, на основе чего осуществить классификацию западноевропейских деятелей этого педагогического направления (педагоги-анархисты, педагоги-антропософы, педагоги-естествоиспытатели, педагоги-индивидуалисгы-эстеты, педагоги-психоаналитики).

Все сторонники свободного воспитания заботятся о сохранности психики ребенка, раскрытии и развитии его природных потенций, для чего стремятся обеспечить состояние внутреннего комфорта и свободы, создавая для этого необходимые условия. Главным условием внутреннего раскрепощения растущего человека здесь выступает свобода внешняя, однако ее педагогические границы в различных учебно-воспитательных заведениях неодинаковы, что обуславливается спецификой исходных теоретических посылок, заложенных в ту или иную воспитательную концепцию.

Все наиболее видные представители педагогики свободного воспитания Западной Европы первой трети 20-го века являются неординарными, гуманистически направленными личностями, обладающими богатым творческим потенциалом. Аккумулируя в своем сознании и отражая ведущие социальные, культурные и научные идеи своей эпохи, они одновременно наполняют их глубоким личностным содержанием, благодаря чему, создаваемые ими воспитательные концепции приобретают неповторимый авторский почерк, наглядным, характерным примером чего выступают оригинальные педагогические системы М.Монтессори, А.Нейлла и Р.Штайнера.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Иванов, Евгений Вячеславович, Санкт-Петербург

1. Актуальные прблемы истории педагогики Запада : Сб.науч.тр. /Под ред.С.Л.Мендлиной.-М.:НИИОП,1981. -131 с.

2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов /Под ред.М.Н.Певзнера, С.А.Расчетиной. -Новгород : НовГУ,Л995, ч.2. -232 с.

3. Амлин Д. Адольф Ферьер (1879 1960) //Мыслители образования.-М.: Прогресс, 1994, т.1, с.365 - 390.

4. А.Н.А. Воспитание свободного //Свободное воспитание, 1918, N 6 7, с.33-38.

5. Антология педагогической мысли : В 3-х т. /Сост.К.И.Салимова, Г.Б.Корнетов. -М.: Высшая школа, 1988, т.1. 446 с.

6. Антология педагогической мысли христианского средневековья: Пособие для учащихся пед.колледжей и студентов вузов в 2-х т. /Сост.В.Г.Безрогов, О.И.Варьяш. М.:Аспект-пресс, 1994, т.2. - 350 с.

7. Арбатова А. Поездка в Кемпхилл //Семья и школа, 1990, N 12, с.49-51.

8. Асмус B.C., Ж.Ж.Руссо. -М.: Знание, 1962. -97 с.

9. Баранова В. Методы в воспитании и обучении, применяемые госпожой Монтессори //Свободное воспитание, 1913-14, N 12, с.75-80.

10. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. -272 с.

11. Бим-Бад Б.М. Ведущие представители "философии педагогики" конца 19 начала 20 вв. //Актуальные проблемы истории педагогики Запада (1870-1917). -М., 1981, с.6-32.

12. Бим-Бад Б.М., Гончаров Л.Н. Некоторые общетеоретические проблемы буржуазной педагогики (1917-1939) //Советская педагогика, 1976, N 12, с.119-124.

13. Бим-Бад Б.М. Педагогическия течения в начале 20 века: Лекции поантропологии и философии образования.- М.6 1994. -117 с.

14. Блинов В.М. Гуманистические идеалы педагогического образования в Германии//Свободное воспитание, 1992, вып.1, с.32-38.

15. Блинов В.М. Подготовка учителей вальдорфской школы //Свободное воспитание, 1992, вып.1, с.39-44.

16. Богуславский М.В. Современные проблемы истории образования //Педагогика, 1993, N 4, с. 120-122.

17. Боккенкофф И., Пинский А. Что такое вальдорфская педагогика? //Семья и школа, 1990, N 10, с.29-31.

18. Бондаренко Л.И. "Моя жизнь история реализации бессознательного" //Человек, 1995, N 2, с.43-49.

19. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия //Вопросы философии, 1995, N 7, с.79-97.

20. Борзых В.В. О свободе морального выбора //Вопросы философии, 1992, N 1, с.175-177.

21. Брохман И. Что такое вальдорфская педагогика? //Семья и школа, 1990, N 11, с.9-11.

22. Буткевич А. Опыты свободного воспитания в Испании //Свободное воспитание, 1908-09, N 2, с.23-34.

23. Буткевич А. Опыты свободного воспитания во Франции //Свободное воспитание, 1907-08, N 9, с.1-26, N 10, с.1-22.

24. Вебер Э. Наука или искусство //Хрестоматия современных педагогических течений под ред.Я.Мамонтова.- Киев: Госиздат Украины, 1924, с.121-166.

25. Введение в культурологию: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Е.В.Попова.- М.: ВЛАДОС, 1995. -336 с.

26. Вейкшан Н.В. Движение^ "Нового воспитания" в конце 19 начале 20 вв. и его психолого-педагогцческие основы //Советская педагогика, 1968, N 10, с.98-107.

27. Вентцель К.Н. Культура и воспитание //Свободное воспитание, 1907-08, N7, с.62-69.

28. Вентцель К.Н. Нравственное воспитание и свобода //Свободное воспитание, 1908-09, N 4, с.46-53.

29. Винничук JI. Люди, нравы, обычаи в Древней Греции и Риме /Пер.с польск. -М.: Высшая школа, 1988.- 495 с.

30. Виттельс Ф., Фрейд. Его личность, учение и школа /Пер. с нем.-Л.: ЭГО, 1991.-198 с.

31. ЗГГаврюшин Н.К. В спорах об антропософии: Иван Ильин против Андрея Белого //Вопросы философии, 1995, N 10, с.129-143.

32. Гансберг Ф. Живая работа в школе //Свободное воспитание, 1915-16, N 1, с.23-42, N 2, с.30-40, N 5, с.71-90.

33. Гансберг Ф. Реформа младших школьных классов //Свободное воспитание, 1913-14, N 4, с.45-64.

34. Гансберг Ф. Творческая работа в школе.- М.:1920. -252 с.

35. Гегель Г.В. Лекции по истории философии. Пер. с нем.- СПб.гНаука, 1993. -349 с.

36. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук в 3-х т. /Пер.с нем.- М.: Мысль, 1977, т.З. -471 с.

37. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //Вопросы философии, 1994, N 1, с.87-101.

38. Герье В. Руссо как личность //Педагогика, 1992, N 11-12, с.74-76.

39. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.-М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.

40. Ге Ф. История образования и воспитания.- М., 1912, -657 с.

41. Горохова Т. Маленький принц в вальдорфской школе //Народное образование, 1994, N 1, с Л 05-108.

42. Грюнелиус Э.М. Вальдорфской детский сад.- М.: Мир книги, 1992.72 с. \

43. Гурлитт Л. О воспитании /Пер.с нем. -М.: Школа и жизнь, 1911.-72 с.

44. Гурлитт Л. О творческом воспитании //Свободное воспитание, 1908-09, N И, с.85-90.

45. Давильковский А. Авторитет и свобода //Вестник воспитания, 1915, N5, с. 10-21.

46. Демков М.И. История западноевропейской педагогики.- М., 1912.497 с.

47. Дефектологический словарь /Под ред.А.И.Дьячкова.- М.: Педагогика, 1970.-504 с.

48. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность.-М.: Просвещение, 1992. -176 с.

49. Дильтей В. Категории жизни //Вопросы философии, 1995, N 10, с. 129-143.

50. Добрынина В.И. Культура и цивилизация //Культурология.- М.: Прогресс, 1994, т.1, с.241-268.

51. Долинская И.С. Проблема школьной дисциплины в педагогике. (Вторая половина 19 нач.20 вв.) //Советская педагогика, 1974, N 5, с.57-69.

52. Дьюи Дж. Моя педагогическая вера //Свободное воспитание, 1913-14, N 12, с.1-16.

53. Дьюи Дж. и Э. Школы будущего //Свободное воспитание, 1915-16, N 10-11, с.125-152.

54. Дюбрек Ф. Жан Овид Декроли (1871-1932) //Мыслители образования.-М.: Прогресс, 1994, т.1, с.241-268.

55. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса //Вопросы психологии, 1990, N 4, с.14-21.

56. Жолибер Б., Зигмунд Фрейд (1856-1936) //Мыслители образования.-М.: Прогресс, 1994, т.2, с.31-46.

57. Заваржин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковомвозрасте//Вопросы психологии, 1993, N 5, с.43-49.

58. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции 8-5 вв.до н.э.-Л.: ЛГУ, 1985.-208 с.

59. Захаров Д.А. К вопросу о свободном воспитании.-Казань, 1909.-101 с.

60. Зеленко А.У. Современные реформаторы образования и воспитания.-Англия: "Дом Рескина" (радикальное направление) //Свободное воспитание, 1912-13, N3,c.27-40.

61. Зеленко А.У. Современные реформаторы образования и воспитания.-Англия : Школы либеральной буржуазии. (Школы Бидельс, Клейсмор и др.) //Свободное воспитание, 1912-13, N 2, с. 1-12.

62. Зеленко А.У. Современные реформаторы образования и воспитания.-Бельгия: Институт Декроли (школы для нормальных и ненормальных детей) //Свободное воспитание, 1912-13, N 4, с.59-86, N 5, с.7-22.

63. Зеленко А.У. Современные реформаторы образования и воспитания.-Франция: Радикальная группа и Себастьян Фор, как педагог //1911-12, N 10, с.33-54.

64. Зубарев А.Е. Природа как фактор нравственного воспитания в педагогическом наследии Л.Н.Толсгого. Автореф.канд.пед.наук.- М., 1995. -16 с.

65. Иванов Е.В., Певзнер М.Н. Антропософские школы Рудольфа Штайнера: Методические рекомендации.-Новгород: НГПИ, 1993. -36 с.

66. Ив.В. Мария Монтессори, ее предшественники и критики //Вестник воспитания, 1915, N 4, с. 103-133.

67. Ионов Н.Н. Россия и Запад: взаимодействие культур //Вопросы философии, 1991, N 6, с. 17-36.

68. История средних веков: Учебник для студентов исг.фак.пед.ин-тов /Под ред.Н.Ф.Колесницкого.-М.гПросвещение, 1980. -576 с.

69. И.Ш. Свободная школа в Вене //Свободное воспитание, 1911-12, N 5,с.59-62.

70. Йао Д. Метод Монтессори в вопросах и ответах //Обруч, 1995, N 1, с.21-23.

71. Каган М.С. Диалектика необходимости и свободы //Философские науки, 1985, N4, с.35-46.

72. Кайданова О. Сиротский дом Прево и его создатель Поль Робен //Свободное воспитание, 1907-08, N 9, с.1-26, N 9, с.1-26, N 10, cl-22.

73. Калгрен Ф. Антропософский путь познания /Пер.с нем.-М.: Алфавит, 1991. -158 с.

74. Калгрен Ф. Воспитание к свободе/Пер.с нем. -М.: МЦВП, 1993,-272 с.

75. Карсен Ф.Современные опытные школы в Германии /Пер.с нем.-JI.: Н.Бухарина, 1924. -218 с.

76. Кеберле Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в России (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель). Дис.канд.пед.наук -СПб., 1995.-192 с.

77. Кей Э. Век ребенка /Пер.со шведск. -СПб., 1905. -313 с.

78. Кей Э. Воспитание новых поколений //Свободное воспитание, 1907-08, N 12, с.86-104.

79. Кей Э. Мысли о воспитании //Свободное воспитание, 1908-09, N 11, с.85-90.

80. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.- П.Сартра //Вопросы философии, 1994, N 11, с.171-188.

81. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.-М.: Индрик, 1993. -527 с.

82. Комарова Е. Darbitung Елены Хилтунен //Учительская газета, 1994, N 9.

83. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.В. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.-443 с.

84. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход//Педагогика, 1995, N 3, с.23-33.

85. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции иперспективы. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993. -135 с.

86. Корнетов Г.Б. Становление воспитания, как общественного явления: Экспериментальный спецкурс для студентов педагогических специальностей. -М.: АПН, 1992. -103 с.

87. Корнетов Г.Б. Феномен "Свободного воспитания" //Учительская газета, 1993, N 37, с. 12-13.

88. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. -М.: ИТП и МИО РАО, 1994.-265 с.

89. Коултер Д. Монтессори и Штейнер //Учительская газета, 1992,N 5, с.19.

90. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы /Пер.с нем. -М.: Парсифаль, 1993.-40 с.

91. Краткая философская энциклопедия.-М.:Прогресс-Энциклопедия, 1994.-576 с.

92. Краткий словарь по философии /Под ред.И.В.Блауберга, И.К.Пантина.-М.: Политиздат, 1982. -431 с.

93. Кропоткин П.А. Письмо к издателю журнала "Лиги рационального воспитания" //Свободное воспитание, 1907-08, N 10, с. 105-110.

94. Кропоткин П.А. Ручной труд в школе //Свободное воспитание, 1918, N 8-9, с.26-34.

95. Кропоткин П.А. Умственный и ручной труд //Свободное воспитание, 1907-08, N5, с.1-28.

96. Кулик Ф. Монтессори-лицей //Первое сентября, 1994, N 36, с.2.

97. Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество //Вопросы философии, 1992, N 12, с.112-126.

98. Кюлевинд Г. Школа сознания //Знание сила, 1991, N 5, с.54-59.

99. Ландсберг Р. Еще о "Маленькой республике" //Свободное воспитание, 1915-16, N 5, с.74-86.

100. Ландсберг Р. Маленькая республика //Свободное воспитание,1913-14, N3, с.87-92.

101. Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России //Вестник просвещения, 1923, N 10, с.212-218.

102. Латышев Н.К. Критика теории "свободного воспитания" //Русский народный учитель, 1910, N 10, с.25-31.

103. Лебединцев К. Вопрос о способах оценки и контроля познаний учащихся //Свободное воспитание, N 5, с.27-44.

104. Левитина М. Свободная школьная община "Виккерсдорф" в Германии //Свободное воспитание, 1909-10, N 5, с. 1-32.

105. Ленгборн Т. Элен Кей (1849-1926) //Мыслители образования.-М.: Прогресс, 1994, т.2, с.407-420.

106. Линде Э. Воспитывающее обучение //Хрестоматия современных педагогических течений под ред.Я.Мамонтова.-Киев: Госиздат Украины, 1924, с.11-120.

107. Литвин Л.Н. "Наша" или "не наша" Мария Монтессори?//Советская педагогика, 1991, N 8, с.96-103.

108. Любутин К.Н. Человек в философском измерении от Фейербаха к Фромму.- Псков: ОИУУ, 1994. -134 с.

109. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия : от оптимистической утопии к гуманистическому реализму //Магистр, 1992, N 10, с. 15-20.

110. Медынский Е.Н. История педагогики. -М.:Учпедгиз, 1947.-580 с.

111. Матвеева С.Я. Культура. Культурология. Социокультурные исследования //Культурология сегодня. Основы. Проблемы.Перспективы.- М., 1993, с.73-82.

112. Мендлина С.Л. Теоритические проблемы образования и обучения в буржуазной педагогике конца 19 начала 20 вв. //Советская педагогика, 1981, N 12, с. 129-135.

113. Метод Марии Монтессори, применяемый в виде опыта на первомгоду обучения в школах Рима /Пер. с англ. Н.К. //Свободное воспитание, 1911-12, N 10, с.69-72.

114. Модзалевский JI.H. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.-СПб., 1867. -536 с.

115. Монро П. История педагогики: В 2-х частях /Пер.с англ. -М.,1 Ч.-325 е., 2 ч. -372 с.

116. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики /Пер. с ит.-СПб.: Гомель, 1993. -336 с.

117. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка /Пер.с ит. -М., 1993. -168 с.

118. Монтессори и Фребель /Пер. с англ. Л.Ш. //Свободное воспитание, 1911-12, N 10, с.65-70.

119. Монтессори-материал /Пер.с нем.М.Буториной, под ред.Е.Хилтунен. -М.: Мастер, 1992. -80 с.

120. Монтессори М. О принципах моей школы //Учительская газета, 1992, N 28, с.4.

121. Монтессори М. Руководство к моему методу //Свободное воспитание, 1914-15, N 1, с. 1-22, N 2, с.51-78, N 3, с.39-54, N 4, с.55-72, N5, с.21-42.

122. Наторп П. Философия как основание педагогики /Пер. с англ.-М.: Н.Н.Клочкова, 1910. -107 с.

123. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры.-М.: ВСХИЗО, 1992. -92 с.

124. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике /Советская педагогика, 1990, N 9, с.41-47.

125. Никифоров А.Л. Деятельность и свобода //Деятельность : теория, методология, проблемы.-М., 1990, с.330-343.

126. Обухов A.M. Свободное воспитание и дисциплина. -М., 1912.-103 с.

127. Огородникова И.И. Проблемы нравственного воспитания вбуржуазной педагогике конца 19 начала 20 веков //Советская педагогика, 1981, N 7, с. 127-133.

128. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике //Педагогика, 1993, N4, с.21-26.

129. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце 19 начале 20 веков : Сб. науч. трудов под ред. К.И.Салимовой. -М.: НИИОП, 1980.-164 с.

130. Осовский Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х годов //Педагогика, 1992, N3-4, с.74-80.131.0сухова Н.Г. З.Фрейд и психоаналитическая педагогика //Педагогика, 1993, N 2, с. 115-120.

131. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939) /Под ред.Б.М.Бим-Бада, К.И.Салимовой. -М.:Педагогика, 1982.-161 с.

132. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца 19 начала 20 веков : Монография. Новгород: НовГУ,1996.-181 с.

133. Педагогика школы : Учебное пособие для пед.ин-тов /Под ред. Г.И.Щукиной. -М.:Просвещение, 1977. -383 с.

134. Педагогическая энциклопедия : В 2-х т. /Под ред.А.Г.Калашникова.-М.: Работник просвещения, 1927, т. 1.-1158 с.

135. Прокофьев С.О. Рудольф Штайнер и краегульные мистерии нашего времени. -Ереван: Ной, 1992. -537 с.

136. Пуляев В.Т. Методологические исследования культуры в новой парадигме развития общества //Возрождение культуры России: истоки и современность. -СПб., 1993, с.5-13.

137. Радзиховский JI.A. Теория Фрейда: смена установки //Вопросы психологиии, 1988, N 6, с. 100-105.

138. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. -М.:ВЛАДОС, 1995.-304 с.

139. Район Л. Роже Кузине (1981-1973) //Мыслители образования.-М.:

140. Прогресс, 1994, т.1, с.215-228.

141. Рассел Б. История Западной философии: В 2-х т. /Пер.с англ.-М.: Миф, 1993, т.2.-445 с.

142. Ремидди М. Против эгоизма и разобщенности //Курьер ЮНЕСКО, 1964, апрель, с. 16-20.

143. Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы, 1983, N 4, с. 141-151.

144. Рогожникова Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм.-Пермь,1994.-120 с.

145. Розин В.М. Введение в культурологию. -М.: МПА, 1994. -104 с.

146. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования.-М.,1992.-154 с.

147. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. -М.'.Большая Российская Энциклопедия, 1993, т. 1.-608 с.

148. Саффранж Ж.-Ф. Портрет педагога. Александр Саттерленд Нейлл (1883-1973) //Перспективы, 1989, N 2, с. 137-145.

149. Свобода и ее содержание: Сб.науч.статей /Под ред.К.М.Никонова. -Волгоград, 1972. -140 с.

150. Свободное воспитание : Хрестоматия /Сост.Г.Б.Корнетов.-М.: РОУ, 1995.-224 с.

151. С.Д. Себостьян Фор о воспитании //Свободное воспитание, 1907-08, N 3, с.31-38.

152. Советский энциклопедический словарь /Под ред. A.M.Прохорова.-М.: Сов.энциклопедия, 1985. -1600 с.

153. Соколов П.А. Очерки по истории педагогических учений.- М.: Польза, 1911. 229 с.

154. Спиноза Б. Этика: Соч.в 2-х т.-М.: Госполитиздат, 1957, т.1, с.359-618.

155. Стам С.М. Корифеи Возрождения: Искусство и идеи гуманистического свободомыслия.- Саратов: СГУ, 1993, т.2. -381 с.

156. Степашко JI.А. Человек в концепции Я.А.Коменского //Педагогика, 1992, N5-6, с.86-88.

157. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии, 1989, N 10, с.5-18.

158. Сухомлинская О.В. Идеи свободы в воспитании //Свободное воспитание, 1993, вып.З, с.9-13.

159. Сухотина Т.Л. Мария Монтессори и свободное воспитание //Свободное воспитание, 1912-13, N 7, с.1-28.

160. Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. -М.: Мысль, 1923. -134 с.

161. Тойнби А.Д. Постижение истории /Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990.730 с.

162. Толстой Л.Н. Свобода. -М.: Посредник, 1908. -20 с.

163. Трясков А., Хилтунен Е. Монтессори-школа. -М.:ИНСОФТ, 1992.16 с.

164. Федотова О.В. Философские основы формирования экспериментальной и феноменологической педагогики //Современные историки образования и педагогической науки: Моногр. в 3-х т. /Под ред. З.И.Равкина.-М., 1994, т.1, с.167-184.

165. Фейербах Л. К свободной воле: Соч.в 2-х т.-М.:Наука, 1995, т.1, с.323-426.

166. Фор С. Двадцать месяцев существования //Свободное воспитание, 1907-08, N3, с. 17-30.

167. Фор С. Заметки воспитателя //Свободное воспитание, 1914-15, N 5, с.9-22, N 6, с.59-74.

168. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы /Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1993. -144 с.

169. Фрейд 3. Психология бессознательного /Пер. с нем.-М.: Просвещение, 1990.-447 с.

170. Фрейд 3. Я и ОНО /Пер.с нем.- Минск : Беларусская сов. энциклопедия, 1990.-166 с.

171. Хилтунен Е. Педагогика Монтессори //Учительская газета, 1992, N 28, с.5.

172. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика /Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1979. -158 с.

173. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Писку-нов.-М.: Просвещение, 1971. -560 с.

174. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада 20 века /Пер.с нем. -М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. -312 с.

175. Чаликова В.А. Утопия и свобода : Эссе разных лет.-М.: Весть, 1994.184 с.

176. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век. /Сост.П.С.Гуревич. -М.: Республика, 1995.-528 с.

177. Чехов Н.В. Свободная школа. Опыт организации среди школ нового типа.- М.: Сытина, 1907. -39 с.

178. Чувашев И.В. Мелкобуржуазная теория "свободного воспитания" в дошкольном воспитании в России //Дошкольное воспитание, 1954, N 11, с.27-36.

179. Шаррельман Г. Живая вера в преподавании //Свободное воспитание, 1912-13, N 10, с.49-70, N11, с.39-70.

180. Шаррельман Г. Из беседы о жизни //Свободное воспитание, 1912-13, N 11, с.70-82.

181. Шаррельман Г. Принцип наглядности //Свободное воспитание, 1907-08, N5, с.98-106.

182. Шаталов А.А. Л.Н.Толстой и "педагогический анархизм" //Педагогика, 1993, N 5, с.92-95.

183. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. Автореф. доктора пед. наук. -М., 1995. -42 с.

184. Штайнер Р. Вопрос воспитания, как социальный вопрос /Пер. с нем.-Калуга: Духовное познание, 1992. -112 с.

185. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки /Пер. с нем.-М.: Парсифаль, 1993. -56 с.

186. Штайнер Р. Здоровое развитие телесно-физического, как основа свободного проявления душевно-духовного /Пер.с нем. -Калуга: Духовное познание, 1995.- 464 с.

187. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания /Пер. с нем.-М.: Парсифаль, 1994. -80 с.

188. Штайнер Р. Очерки тайноведения /Пер.с нем. -Л.: ЭГО, 1991. -272 с.

189. Штайнер Р. Путь к посвещению или как достигнуть познания высших миров /Пер.с нем. -М.: Интербук, 1991. -189 с.

190. Штайнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения /Пер.с нем. -Ереван: Ной, 1993. 224 с.

191. Штайнер Р. Христианство, как мистический факт и мистерии древности /Пер.с нем. -Ереван: Ной, 1991. -154 с.

192. Штанейр Р., Штокмайер К. Материалы к учебным программам вальдорфских школ / Пер.с нем. -М.: Парсифаль, 1995. -116 с.

193. Шуберт А. Школа Монтессори в теории и на практике //Вестник воспитания, 1916, N 2, с.75-105.

194. Шулындина Л.Б. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в "новых школах" Англии: Сб.науч.тр.-Горький: ГПИ, 1973, т.29, вып. 1, с.90-103.

195. Шулындина Л.Б. Теория "нового" воспитания и "новые школы" Англии в период империализма //Сб.науч.тр.- Горький: ГПИ, 1973, т.29, вып. 1, с.78-89.

196. Шульц Л. Новая школа доктора Декроли в Брюсселе и заведение его для ненормальных детей //Свободное воспитание, 1908-09, N 4, с. 1-12.

197. Эльсландер Ж. Естественное воспитание //Свободное воспитание,1907-08, N 12, с.86-104.

198. Эльсландер Ж. Новая школа //Свободное воспитание, 1907-08, N 1, с.23-42, N 2, с.51-79, N 3, с.37-54, N 5, с.40-64.

199. Эткинд A.M. От психоанализа к педологии //Человек, 1990, N 1,с. 17-25.

200. Эткинд A.M. Эрос невозможного. История психоанализа в России.-СПб: Медуза, 1993. -463 с.

201. Янжул Е. Итальянский детский сад по системе г-жи Монтессори //Вестник воспитания, 1912, N 1, с.53-99.

202. Bates-Ames L. In : Pour ou contre Summerhill (collective work).- Paris : Editions Universitaires, 1971.-184 p.

203. Bayer M., Beck J., Spindler D., Tack K. Alternativen in der Lehrerausbildung.-Hamburg : Rowohlt, 1982.-51 OS.

204. Bettelheim B. In : Pour ou contre Summerhill (collective work).- Paris: Payot, 1972.-247 p.

205. Bigeault J.P., Terrier G. L'illusion psychanalytique en education.- Paris : Press Universitaires de France, 1978.-268 p.

206. Dewey D. The Scholl and Society.- Chicago, 1965.-285 p.

207. Dietrich T. Geschicte der Padagogik 18-20. Jahrhundert.- Bad Hellbrunn : J.Klinkhardt, 1970.-31 IS.

208. Ferriere A. L'autonomie des ecoliers dans les communautes d'enfants.-Paris : Niestle, 1950.-152 p.

209. Flitner A. Reform der Erziehung.- Munchen, 1992.- 252 S.

210. Grosse R. Erlebte Padagogik. Schicksal und Geistesweg.- Dornach : R.Steiner, 1976.-198 S.

211. Hellbrugge T. Unser Montessori-Modell.- Frankfurt am Mein : Fiescher, 1989.-303 S.

212. Hemmings R. Fifty years of Freedom.- London : Goege Allen, 1972.218 p.

213. Hillenbrandt С. Reformpadagogik und Heilpadagogik : unter besonderer Berucksichtigung der Hilfsschule.- Bad Hellbrunn : J.Klinkhardt, 1994.-334 S.

214. Holtstiege H. Model Montessori.- Basel, Wien : Herder Freiburg, 1995.214 S.

215. Lindenberg C. Waldorfschulen : Angstfrei lernen, selbstbewubt handeln.-Hamburg : Rowohlt, 1975.-190 S.

216. Mannoni M. Preface. Libres enfants de Summerhill.- Paris: Maspero, 1970.-326 p.

217. Marz F. Problemgeschichte der Padagogik.- Bad Hellbrunn : J.Klinkhardt, 1978.-262 S.

218. Mauco G. La paternite.-Paris : Editions Universitaires, 1971.-184 p.

219. Mazure J. Enfant a l'ecoles(s) pour (l')enfant(s).- Tournai: Castermann, 1980.-220 p.

220. Neill A., Adams P., Berg L, et al. Children Rights.-Elek Books.-248 p.

221. Neill A. A Dominie Abroad.- London : Jenkins, 1922.-256 p.

222. Neill A. A Dominie Dismissed.- London : Jenkins, 1916.-233 p.

223. Neill A. A Dominie in Doubt.- London : Jenkins, 1920.-250 p.

224. Neill A. A Dominie Log.- London : Jenkins, 1915.-219 p.

225. Neill A. A Radical Approach to Education.-London: Gollanez, 1962.226 p.

226. Neill A. Hearts Not Heads in the School.- London : Jenkins, 1945.-164 p.

227. Neill A. Summerhill: for against.- New Yuork : Hart, 1970.-271 p.

228. Neill A. Summerhill.- London : Penguin Books, 1984.-336 p.

229. Neill A. Talking of Summerhill.- London : Gollanez, 1967.-142 p.

230. Neill A. The Free Child.- London : Jenkins, 1953.-178 p.

231. Neill A. Theorie und Praxis der antiautoritaren Erziehung.- Hamburg, 1969.-216 S.

232. Neill A. The Problem Child.- London : Jenkins, 1926.-255 p.

233. Neill A. The Problem Family.- London : Jenkins, 1949.-158 p.

234. Neill A. The Problem Parent.- London : Jenkins, 1932.-256 p.

235. Neill A. The Problem Teacher.- London : Jenkins, 1939.-192 p.

236. Oswald P., Schulz-Benesch G. Grundgedanken der Montessori-Padagogik : Basel, Wein : Herder Freiburg, 1995.-200 S.

237. Polk-Lillard P. Maria Montessori Erziehung zum Menshen.-Frankfurt am Mein : Eischer, 1984.-256 S.

238. Rohrs H. Die Reformpadagogik und ihre Perspektive fur eine Bildungsreform.- Donauworth, 1991.-240 S.

239. Scheibe W. Die Reformpadagogik Bewegung 1900-1932. Eine einfuhrende Darstellung.- Weinheim, Basel: Beltz, 1972.-435 S.

240. Snyders G. Ou vont les pedagogies non-directives.- Paris: Press Universitaires de France, 1973.-317 p.

241. Speck J. Geschichte der Padagogik des 20. Jahrhunderts.- Berlin, Koln, Mainz, Stuttgart: W.Kohlhammer, 1978.-166 S.

242. Steiner R. Antroposohishe Menschenkunde und Padagogik.- Dornach : R.Steiner, 1965.-211 S.

243. Steiner R. Der padagogische Wert der Menschenerkenntnis.- Dornach : R.Steiner, 1965.-293 S.

244. Steiner R. Erlebte Padagogik. Schicksal und Geistesweg.- Dornach : R.Steiner, 1976.-196 S.

245. Steiner R. Philosophic und Antroposophie 1904-1908.- Dornach: R.Steiner, 1965.-212 S.

246. Vallotton M. Visites a Sammerhill.- Defense de la jeunesse scolaire.-Paris : Lettre d'information, 1976, № 48.

247. Zopfl H. Schulpadagogik. Grundfargen Probleme. Tendenzen.- Munchen, 1971.-259 S.

248. Zudeick P. Alternative Schulen.- Frankfurt am Mein : Fischer, 1982.236 S.