Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Нагаев, В. С.
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нагаев, В. С., 1994 год

Введение стр

Гл.1 Проблема воспитания экологической культуры в теории и практике школьного образования.

§ I.Взаимосвязь природы,человека и общества.

§ 2.Сущность и особенности воспитания бережного отношения к природе в национальной школе.

§ 3.Экологическое образование и воспитание на традициях народной педагогики.

Гл.П Формирование этико-экологической культуры в процессе учебной и внеучебной добротворческой деятельности подростков.

§ I.Экологическое образование и воспитание учащихся 62 с учетом особенностей окружающей природы и микросреды школы.

§ 2.Педагогические условия и особенности формиро- 77 вания экологической культуры учащихся национальной школы.

§ 3.Формы и методы воспитания у учащихся этикоэкологической культуры (анализ опыта работы учителей).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности"

Актуальность проблемы обусловлена тем,что взаимодействие общества и природы стало одним из важнейших вопросов современности.Научно-технический прогресс,развитие материальной цивилизации деятельностью человека на его благо вызывают одновременно и негативные последствия,связанные с разрушением природной среды,создают угрозу жизни самих людей.Обострение противоречий во взаимодействии общества и природы определяет необходимость эффективных мероприятий,согласованных действий по бережному отношению к природе и улучшению среды жизнедеятельности человека.

Одним из средств,обеспечивающих осуществление задач в области охраны окружающей среды,является воспитание экологической культуры,конечная цель которой - формирование социально-этических норм поведения - "адаб",акцентрированное на единение нравственности с экологическим сознанием и поведением.Таким образом,проблема охраны окружающей среды и дальнейшего приумножения природных богатств приобрела в настоящее время глобальное значение.Ответственное отношение к природе выступает одним из важнейших личностных качеств человека и раскрывается в процессе активного общения с природой и его добротворческой деятельности по охране окружающей среды,рационального использования природных ценностей и приумножения ее богатств.

Чувством природы,как утверждают психологи,наделяется не каждый человек,как и музыкальным слухом,например;оно также нуждается в развитии.Близость к природе изначальна,ее генетические истоки заложены в далеких пластах истории человечества.Мамы, папы,бабушки и дедушки - вот первые проводники детей в природу.

Под сенью леса и окружающей природы можно преподносить уроки доброты,честности,милосердия,сопереживания и т.п. В раннем детском возрасте можно усвоить: варварское отношение к природе есть преступление или большой грех с точки зрения религии.Экологическая культура - это понимание человеком своего места в окружающей среде как частицы этой самой среды,наделенной нравственным сознанием,разумом,интеллектом.Сажая деревья и цветы, ребенок совместно со взрослым и сам трудится над созданием красивого пейзажа,чтобы,став взрослым,уметь пользоваться одной из великих дарованных каждому от рождения привилегий:чувствовать свою сопричастность к природе,понимать ее красоту,гармоничность, уметь возвышаться от соприкосновения с ней.Все это делает архиактуальной разработку проблемы экологизации человеческой этики»экологической культуры,предвидя в этом не только спасение природы,но и спасение человеческой психики,гуманизацию его деятельности и поведения.

Но самое главное,как показывают научные исследования,то,что в $кзгивнойдобротворческой деятельности,в сознательном труде выковывается прочная связь - человек-природа,а не условие.Активное общение с природой воспитывает человека с внимательным внутренним оком к окружающей среде,чутко улавливающим ее беды и потребности.В таких условиях формируется не потребитель,бездушно разбазаривающий богатство природы,а ответственный хозяин своей земли,экономный по отношению к природе,с реально гуманистическим чувством к ней,которая не только кормит и дает материальные ценности,но и вдохновляет жизнь .При этом преподавание основ экологии,включенной в содержание всех учебных предметов, экологизация человеческой этики обязательно должно вестись в непосредственном соприкосновении с природой.

Экологическая культура - составная часть общего духовного состояния человека и общества,концетрирующая достижения естественнонаучных и гуманитарных знаний,народные традиции, нравственный опыт этносоциума,народа в целом.Экологизация этики, культуры способствует гуманизации отношений личности человека с природой как средой обитания.В ее формировании огромную роль играет сокровищница народной педагогики,этнопедагогическая и религиозная культура,богатейшая экологическими традициями,гуманистическим отношением к природе как к живому существу.Освоение этого духовного богатства-важнейшие условия эффективного формирования экологической культуры,социально-этического поведения подрастающего поколения.

Воспитание у молодежи бережного и заботливого отношения к природе - неотъемлемая часть социально-этической и экологической культуры подрастающего поколения.Высокое нравственное сознание, забота о природе благотворно влияют как на взаимоотношения людей,так и на отношение человека к окружающей среде.Успех формирования у школьников бережного отношения к природе безусловно зависит от творческой и целенапрвленной работы родителей, учителей,воспитателей,от успешного привития у подрастающего поколения чувства гражданской ответственности за судьбу родной природы.

На общеобразовательные школы,внешкольные учреждения возлагаются большие задачи по формированию у учащихся ответственного, отношения к сохранению и приумножению природных богатств нашей Родины,улучшению подготовки молодежи в области природоведения и защиты природной среды.

Как известно,ознакомление и общение с природой начинается с раннего возраста.Поэтому важно,чтобы дети воспринимали то, что помогает формированию чувств соответствующего этико-эколо-гического поведения,ответственности,долга,сочувствия,сострадания, сопереживания,милосердия и т.п.

Дети должны понимать значение разумной и активной добротвор-ческой деятельности человека в деле умножения и сохранения богатств природы.Они должны осозновать,что природа не только доставляет человеку удовольствие и приятный отдых,но и дает необходимые для их жизни продукты и материальные ценности.Поэтому природа в глазах ученика должна выступать не только как источник удовольствия,но и как источник жизни,как первооснова материальных ценностей.

Как показывают литературные источники по вопросам природы, эта проблема возникла задолго до нашей эры,еще в древнем Египте,Вавилоне.Сохранились отдельные наставления по охране природы в папирусах,в глиняных рукописях.В средние века с началом ускоренного развития химии(особенно в Заподной Европе) промышленные выбросы начали свое пагубное воздействие на окружающую среду.В больших городах природу травили бытовыми отходами,отходами печного отопления и канализационными стоками.

Первым законом об охране окружающей среды принято считать Указ английского короля Эдуарда 1У (1273),запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона.За нарушение этого указа полагалась смертная казнь.В нашей стране неутомимым борцом за привитие любви к природе,использованию.природы в воспитании гуманистических качеств личности был В.И.Вернадский. Этим вопросам придавали значение такие прогрессивные деятели,как

З.В.Докучаев,Г.Ф.Морозов и другие.Но эти исследования были единичными и нередко определялись интересами только самих исследователей.Но и характер экологического кризиса еще не проявился как в современную эпоху.Проводимые исследования носили локальный характер,отсутствовала координация проводимой работы в масштабах России.Программы и масштабы такой работы не были унифицированы.

После Октябрьского переворота в 1917 году советское государство стремилось проводить интенсивную работу по сохранению и рациональному использованию природных богатств.Но, к сожалению, оно не было осуществлено на деле.Наоборот, в годы пятилеток,в связи с ускоренной индустриализацией страны осуществлялось усиленное "завоевание природы",без особой заботы о ее,сохранении и восстановлении.Ярким примером такого отношения может служить "освоение" природных богатств (прежде всего нефтяных) Башкирии, Поволжья,в последнее время Сибири.Например,главная речная артерия республики Агидель и ее бассейн полностью лишились рыбных богатств (а ведь когда-то славилась речка знаменитой белорыбицей)^ так обмелела,что верховье реки из судоходной стало не судоходной.

Следует также отметить,что в первые годы после революции в школьных курсах давались учащимся представления о разных сторонах и "элементах" природы как основы взаимоотношения человека с природой.Определенное место отводилось природе как факто ру интеллектуального развития личности.При этом изучение вопросов природы,ее охраны возлагалось на непосредственную связь с краеведением,которое должно сыграть определенную роль в нравственном и экологическом воспитании подрастающего поколения.

Взаимоотношение человека с природной средой всегда оставалось во внимании прогрессивных деятелей науки,культуры и общественных деятелей.

Изучение природы,видение ее ценности и понимание красоты показаны в произведениях классиков литературы Л.М.Пришвина, К.Г.Паустовского,С.Т.Аксакова,В.Бианки,Л.Леонова,Г.Тукая,М.Га-фури,Г.Ибрагимова и др.

Важное педагогическое значение природы в воспитании детей подчеркивали классики педагогики И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.В.Ломоносов,Л.Н.Толстой,К.А.Тимирязев,В.В.Докучаев.Костычев, К.Насыри,И.Н.Яковлев,А.С.Макаренко,В.А.Сухомлинский и др.

По силе воздействия на развитие личности природа является важнейшим фактором воспитания."Прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души,с которым трудно соперничать влиянию педагога"* отметил К.Д.Ушинский.

В педагогических идеях прогрессивных деятелей прошлого высоко оценивается роль природы в развитии личности,глубоко убежденной в силе природы как могучего воспитателя.Основной принцип природной стабильности Я.А.Коменского в современном понимании экологического воспитания получает новое звучание - единства экологических и нравственных начал в целостной структуре личности человека.

Известный педагог современности В.А.Сухомлинский высоко ценил роль природы как неоценимого воспитательного фактора,накладывающего свой отпечаток на весь характер формирования личности, начиная с самого раннего возраста.

Осмысление специфики и возможностей экологического воспита К.Д.Ушинский.Собр.соч.,- М.Л., т.5, 1949, с.128. ния в контексте общего развития личности,ее нравственного формирования во взаимосвязи с экологическим сознанием и поведением основано нами на анализе работ большого числа исследователей -философов,психологов,педагогов,социологов и др.

Значительный вклад в научное осмысление проблемы формирования у подрастающего поколения экологической подготовки,ответственного отношения к природной среде в рамках современных научных представлений сделан работами А.Н.Захлебного,И.Д.Зверева,Я.И. Габеева,Т.В.Кучера,В.Г.Иоганзена,И.С.Матрусова,Н.А.Рыкова,А.Т. Сидельниковского,Э.А.Турдыкулова,П.В.Иванова,Ю.В.Новикова,И.Т. Суравегина,Н.М.Берзилина,Д.И.Трайтака и др. Важное значение имеют работы С.И.Фоминой,Б.Ш.Алиевой,Д.J1 .Теплова,С.Е.Павлючен-ко ,Т. Д.Замбаловой и др.,которые рассматривают отдельные стороны этнических традиций в экологическом воспитании.

Большой интерес представляют исследования по краеведческой природоохранительной работе (А.А.Борода,Ю.И.Валишин,А.А.Соловьев, А.Д.Солдатенков и др.),о роли природы в нравственном воспитании (А.Г.Радова,В.В.Рынков и др.),о кружковой работе по экологии (A.B.Афония,А.В.Миронов,JI.В.Романенко и др.).

Предложенная учеными-педагогами,учителями-но°аторами концепция экологического воспитания,экологизации этики человека,формирования ответственного отношения к природе исходит из необходимости использования для этих целей различных видов учебной, внеучебной и добротворческой,созидательной деятельности учащихся.

Теоретической базой и ориентиром для построения концепции и содержания нашего исследования подчеркнуты нами из работ В.В.Давыдова, А. В. Петровского, Г. Н.Волкова, А. Н.Захлебного,М. Г. Тайчинова, П.И.Пидкасистого,Б.Т.Кобзаря,Б.Т.Лихачева и других.

Анализ опыта организации деятельности учащихся по охране окружающей среды,экологическому воспитанию учащихся в процессе общения с природой показывает,что ее возможности в формировании экологической культуры,ответственного отношения к природе реализуются не полностью,ограничиваются в основном словес ными формами воспитания.Слабо вовлекаются школьники в процесс изучения отдельных предметов путем непосредственного общения с природой,разнообразной добротворческой деятельностью совмест но со взрослыми в природе.

Кроме того,очень мало публикаций по привлечению учащихся в исследовательскую работу по сохранению природы в процессе изучения отдельных предметов (особенно естественнонаучных).До пос леднего времени в экологическом воспитании почти не использова лось богатое наследие народных традиций и особенно религиозной культуры^ которое находилось под запретом в течение 70 лет.

Установлено,что большие возможности активного общения с при родой,воспитания любви к природе открывает созидательная деятельность самих детей,подростков и старшеклассников,осуществля емая в трудовых объединениях совместно со взрослыми.Именно доб ротворческая деятельность предоставляет детям большие возможности для углубления знаний о флоре и фауне данной местности, знакомства с окружающим миром,его огромным многообразием прове дения внешкольной работы.

Одна из эффективных форм работы,побуждающих учащихся актив но,сознательно изучать и охранять природу - кружки (в т.ч.факультативные курсы) природоохранительного направления,проводимые в тесной связи с созидательно-значимой деятельностью непос редственно в природе.При этом в содержании этих занятий необхо димо предусмотреть такие разделы,как влияние деятельности человека на живую природу,охрана природы,природосозидательная деятельность,предусмотреть приобщение школьников к практической природоохранительной деятельности.Такая работа ведется во многих школах Башкортостана , в том числе в Аургазинском районе.

Следует отметить,что конкретные педагогические условия,пути реализации взаимосвязи экологических знаний и практической деятельности учащихся на принципах краеведения,с раскрытием особенностей каждого района,школы изучены слабо.Отсутствуют необходимые методические рекомендации и пособия,показывающие состояние экологии местности,где обучаются дети.

Учитывая значимость воспитания экологической культуры и ответственного отношения учащихся к природе и недостаточную разработанность данной проблемы в науке,мы выбрали темой диссертационного исследования "Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности (на примере национальных школ республики Башкортостана). Объектом исследования является природоохранительный,природо-созидательный аспект учебной и внеучебной деятельности учащихся сельских г общеобразовательных школ Башкортостана.

Предметом исследования является процесс экологического воспитания учащихся и формирования ответственного отношения к природе с учетом особенности национальной школы и народных традиций этноса.

Цель исследования - обоснование условий эффективности воспитания экологической культуры учащихся младшего и среднего возраста национальных школ в учебной и внеучебной работе на основе народных традиций и взаимосвязи деятельного отношения с природой и природосозидательной деятельностью.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвинули предположение о том, что оптимальное воспитание исследуемого качества личности учащихся будет осуществляться более эффективно при условии учета народных традиций и тесной связи обучения с природоведческой деятельностью, нравственного ,трудового воспитания,многообразной,непрерывно усложняющейся по содержанию и характеру экологической созидательной деятельности (непосредственно в природной среде), при активном включении в процесс воспитания народных традиций и прогрессивных идей религиозной культуры.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих основных задач:

- изучить и проанализировать характер проводимой работы в школах по воспитанию у учащихся бережного отношения к природе;

- изучить связь и взаимодействие воспитания и общения с природой в формировании экологической культуры и ответственного отношения к природе;

- изучить возможность экологизации содержания учебных предметов на принципах краеведения, добротворческой созидательной деятельности;

- провести научное обоснование путей и условий повышения эффективности экологического воспитания учащихся,формирования ответственного отношения к природе,готовности к природоохранительной деятельности;

- разработать методические рекомендации,определяющие пути и методы практической реализации привития любви к природе,природо-созидательной деятельности и воспитания экологической культуры учащихся.

Методологической основой нашего исследования является диалектическое учение о единстве взаимосвязи человека и общества с природой,концепция развития национальной школы Башкортостана, директивные документы по вопросам охраны природы и рационального природоиспользования,а также классические и современные положения психологической и педагогической науки о влиянии природы на воспитание ребенка,деятельностном подходе в воспитании экологической культуры.

Исследование опираемся на системный подход и структурно-функциональный анализ.Структурно-функциональный анализ деятельности школы особенно важен в качестве одного из руководящих методологических основ ,когда ставится вопрос об определении перспектив развития национальной общеобразовательной школы в условиях обновления традиционной культуры этносов Башкирии,ее функций и режима работы.

В ходе исследования проблемы мы использовали следующие основные методы;

- теоретический анализ: изучение литературного наследия,современных научно-педагогических трудов,публикаций из практики^ материалов научных исследований,содержания народных традиций, архивных документов,статистических данных органов народного образования и сельскохозяйственных органов по исследуемым вопросам.

Метод наблюдения:теоретический анализ сочетался с изучением реального состояния практики в основном методом включенного наблюдения и опытно-экспериментальной работой; социально-педагоги-ческий метод: проводились опросы,анкетирования,беседы,интервьюирование, сопоставление фактических запланированных результатов; апробировалось модель природоохранительной деятельности учащихся непосредственно в учебно-воспитательной работе,изучались творческие работы учащихся.

Экспериментальная часть исследования проводилась поэтапно, начиная с 1988 года на базе школ Аругазинского района Башкортостана.

Перед констатирующим этапом опытно-экспериментальной работы ставилась задача-выяснить состояние данной проблемы в школах, внешкольных учреждениях по воспитанию у учащихся бережливого отношения к природе,уровень экологической воспитанности (экологизация': нравственного поведения).С этой целью нами был применен метод "среза".В процессе экспериментальной работы мы пытались выяснить знание ими народных традиций,состояние экологической воспитанности у учащихся,о различных видах деятельности,связанной с сохранением природы (учебной,внеклассной,в т.ч.бытового труда и т.д.).Характеристика и анализ данных констатирующего этапа эксперимента отражены во всех главах диссертации.

После корректирующего эксперимента мы приступили к преобразующему этапу опытно-экспериментальной работы.

Основной задачей его было создание системы воспитания экологической культуры учащихся и формирование ответственного бережливого отношения к природе.Сущность опытно-экспериментальной работы заключалась в следующем: при необходимости осуществлять преобразование,изменять уже имеющийся опыт в соответствии с поставленными задачами,программой и гипотезой.При этом вводились новые формы воспитательной работы,связанные с народными традициями и религиозной культурой,вносились дополнения в содержание учебной работы,связанные с краеведческими конкретными,местными материалами каждой школы,проверялись некоторые приемы воспитательного воздействия.

Основная задача контрольного этапа эксперимента заключалась в проверке достоверности выводов преобразующего эксперимента.

В экспериментальных и в контрольных классах и школах был осуществлен второй "срез".На основе сравнения результатов работы экспериментальных и контрольных классов получили возможность определить разницу в уровне воспитания у учащихся бережного отношения к природе,формирования этикоэкологической культуры, нравственного оознания и поведения в их единстве.

Массовый созидательный этап опытно-экспериментальной работы предполагал внедрение в практику работы общеобразовательных школ и внешкольных учреждений результатов нашего исследования.К экс-перимёнтальной работе мы привлекали 16 школ Аургазинского рай- • она Башкортостана.В основном это были чисто сельские школы.Были подготовлены методические материалы в помощь учителям,воспитателям, классным руководителям руководителям кружков,внешкольных учреждений по природоохранительной работе с учащимися на основе краеведения.

Методы исследования,которые нами использовались,не были изолированными, они находились в постоянной взаимосвязи,взаимодействуя и дополняя друг друга.В своей деятельности мы стремились сочетать изучение массового опыта школы,внешколвных учреждений с опытно-экспериментальной работой.

Первый этап исследования был связан с анализом имеющейся литературы по теме исследования,с формированием рабочих гипотез, выделением объектов исследования.

На втором этапе исследования определялись предмет,задачи и методика исследования,намечались пути их реализации.

Третий этап посвящен разработке оптимальных условий по воспитанию бережного отношения к природе.

На протяжении четвертого этапа осуществлялись повторные проверки выводов и внедрения некоторых результатов исследования в практику работы школ и внешкольных учреждений,были разработаны приемлемые педагогические рекомендации с учетом потребностей конкретных школ района.

Таким образом,в основу нашего исследования положен комплекс-но-монографический метод.

Научная новизна выполненной работы состоит в том,что в ней впервые на основе системного подхода сделана попытка обосновать педагогические условия повышения эффективности воспитания исследуемых качеств в сельских школах с учетом народных традиций,национальных и региональных природных особенностей самой школы. Раскрыты основные пути,способы осуществления экологического воспитания и формирования ответственного отношения к природе на основе традиционной и религиозной культуры народа.Большое внимание в исследовании уделено реализации комплексного подхода к организации управления процессом формирования у учащихся творческого, созидательного общения с природой.

Практическая значимость работы состоит в том,что проведенное исследование позволило разработать предложения по усилению экологизации учебного процесса с учетом народных традиций и национальных, региональных особенностей конкретной школьиНаучно-обоснован-ные практические рекомендации дают возможность использовать экологические знания и умения,сформированные на основе краеведческого принципа в воспитании экологической культуры учащихся.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются использованием взаимосвязанных объекту и предмету методов исследования,репрезентивностью выборки при опросе учащихся,учителей, классных руководителей,сочетанием количественного и качественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение;результаты работы докладывались автором на районных,республиканских научно-практических конференциях г.Уфы,на всесоюзных конференциях в Москве (1989,1990 г.),международной научной конференции в г.Чебоксары (1993 г.) и др.Автор неоднократно докладывал результаты исследования методистам,учителям и воспитателям общеобразовательных школ,внешкольных учреждений Башкортостана с соответствующими рекомендациями для использования в практике обучения.

На защите выносятся следующие положения:

- система организационно-педагогических условий на основе народных традиций,краеведческих материалов и религиозной культуры, способствующая эффективному воспитанию экологической культуры учащихся;

- выявить возможности сочетания экологических знаний о добро-творческой созидательной деятельности учащихся по охране природной среды в условиях сельских национальных школ;

- личностное формирование этико-экологической культуры зависит от активизации эмоциональной сферы учащихся в процессе общения с природой,добротворческой природоохранительной деятельностью и учетом их интересов и потребностей;

- введение экологического материала в содержание обучения на основе народных традиций и природного окружения школы,деятельность по изучению традиционной,религиозной культуры народа -единая цель педагогического процесса по экологическому воспитанию учащихся,экологизации социально-этических норм поведения подрастающего поколения.

Диссертация состоит из введения,двух глав,выводов,заключения, библиографии,приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования подтвердили,что единство действий школы,семьи,общественности с целыо повышения эффективности воспитания этико-экологической культуры,ответственности и любви к природе обеспечивается при соблюдении следующих условий:

- выбор видов деятельности по охране природы,полезность которых была бы очевидной для учащегося,постоянная трудовая,доб-ротворческая деятельность в природоохранительной работе, воспитание внимательного и уважительного по отношению к природе человека;

- понимание общественной значимости выполняемой работы по охране природы,формирование бережного отношения к природе;

- наличие социального заказа определенной системы полезных дел по созиданию природы,последовательное развертывание требований к школьникам в связи с выполнением поручений;

- правильная оценка качества выполняемых заданий,а также системы добротоврческой деятельности по охране природы;

- опора на народные традиции и духовную культуру этносоциума.

Немаловажное значение в установлении единой линии поведения по отношению к природе имеет совместная деятельность родителей и учащихся.

В процессе исследования нами установлено,что при формировании проектируемых качеств на уроках и во внеурочное время необходимо учитывать некоторые психологические и педагогические условия,обеспечивающие наиболее успешное решение задач по воспитанию этико-экологической культуры.Этими условиями являются:

- как можно чаще создавать проблемные нравственные ситуации в природоохранительной деятельности,чтобы учащиеся самостоятельно действуя,вырабатывали в себе необходимые нравственные качества,убеждения,взгляды; - процесс нравственного становления учащихся наиболее успешно происходит в совместной деятельности детей и взрослых.Школа должна обеспечить активную деятельность каждого,особенно в проведении добротворческой работы по охране природы; в формировании нравственных качеств,привычек и убеждений учащихся важно придерживаться поэтапного и стадийного развития нравственных категорий,начиная от достигнутых,конкретных и образных действий и понятий,кончая раскрытием механизма абстракт но-логических и этико-экологических понятий.

Ввиду того,что система воспитания этико-экологической культуры, нравственного поведения учащихся в процессе природоохраны тельной работы сложное образование,ее компоненты могут проявляться в определенном подвижном соотношении.Эти соотношения могут приобрести различную вариативность.Обычно компоненты системы выступают в единстве,ко в том или ином конкретном случае^1 один из них может занимать ведущее место,что безусловно надо учитывать в организации жизнедеятельности учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нагаев, В. С., Москва

1. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири,Новосибирск,1975, с.Г39

2. Азбука нравственного воспитания, М.,1979, с.318

3. Акимушкин И.И. Проблемы экологип,М.,IS85,с.19о.Аманашвили Ш.А.Здравствуйте дети!,М.,IS8S,с.203

4. Афанасьев В.3>. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока, Якутск,1979,с.182

5. Архангельский Л.М. Племя,народность,нация как исторические формы общности людей, М.,1961,с.190

6. Ахмедов A.A. Социальная доктрина ислама,М.,1982

7. Э.Ахмедов Р.В. Слово о реках,озерах и травах,Уфа,1985,с.192.

8. ЮАширов Н.Эволюция ислама в СССР,М.,1373

9. П.Бабанский Ю.К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса, М.,1382,с.192

10. Баязитов А. Отношение к науке и иноверцам, СПб.,1887

11. Башкирские народны сказки,Уфа,1338,с.181

12. Башкирские предания и легенды,Уфа,1985, с.117

13. Бешимов I.Народные традиции в нравственном воспитании старшеклассников, Авт. ,канд.дис.,Казань 1975

14. Блонский П.П. Как изучать школьника,М.,1329,с.27

15. Блонский П.П. 0 наиональном воспитании.Вестник воспитания, ISI5 № 4.

16. Бобров Р.3.Зеленый патруль, М.,1384.

17. Бо;хович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.,1968,с.464

18. Бромлей Ю.В. Очерки советского этноса,М.,I9S3.

19. Бромлей Ю.В. Современные проблемы энографии,М.,1981.

20. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса,М.,1984.

21. Бугаева А.Л. Прогрессивные идеи и опыты народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников.Дис.канд. пед.наук,М.,1986,с.186

22. Бугаева А.Л. Программа идей и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников,Казань,1987.

23. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников представлении об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий.Авт.канд.дисс.М.,1983,с.16

24. Вернадский В.И.Биосфера,Минск,1967,с.376

25. Виноградов Б.С. Народная педагогика,Иркутск,1926,с.216

26. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций: М.,1960,с.500

27. Волков Г.Н. Созвездие земли ,Чебоксары,1979

28. ЗОВолков Г.Н.Нравственное воспитание учащихся 1У-УШ классов сельской национальной школы,М.,1986

29. ЗЬГафури М. Повести,М. ,1981,с.35

30. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика,Авт.дисс. докт.пед.наук,Баку,1970,с.141

31. География Башкирии,Уфа.,1981,с.112

32. Гиргас В.Права христиан на Востоке по мусульманским законам, СПб,. 1985.

33. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь,М.,1990

34. Гольдциэр И.Культ святых в исламе,М.,1984.

35. Давыдов В.В.Проблемы развивающегося обучения,М.,1986,с.230

36. Давлетшин К.Д.Из мудрости веков.,Казань,1991.

37. Дашламиров А.Ф. К методологии исследований национальных психологических проблем."Советская этнография",1983,№ 2,3.

38. Дубинин И.И. Динамика обыденного сознания,Минск,1985.

39. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении,М.,1980,с.96.47.3оц В.А. Культура религии, атеизм,М.,1983.

40. Изложение начал мусульманского законоведения,СПб.,1850.

41. Идеген.Татар халык дастаны,Казан, 1988,с.252.

42. Иоганзен Б.Г.,Городецкая,Сельская школа и охрана природы. Пособие для учителя,М.,1976,с.193.51.Ислам в СССР,М.,1983

43. Ислам.Энциклопедиечский словарь,М.,1991.

44. Ислам (краткий справочник), М.,1983.

45. Климович Л.И.Книга о Коране,его происхождении и мифологии. М.,1986.

46. Кон И.С.Этнография детства,М.,1983

47. Кондар Н.И. Запад и Восток.М.,1972.

48. Коран Переводы смыслов.,М.,1991.

49. Коран.Переводы И.Ю.КорачкенскогоДфа, 1991.

50. Крывлев И.А. История религии Т.1-2,М.,1976.

51. Крымский А.Е.История мусульманства,Изд.2-е,СПб., 1903-1909.

52. Кутлугульдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использования в современной школьной практике,Авт,кад,дис.,Казань,1984.

53. Кучеров Е.Б.Ботанические экскурсии в Башкирии,Уфа,1987,с.175

54. Концепция общего среднего образования,М.,I9SI,с.145

55. Ленин В.И. Полн сбор.соч.,М.,Т.17,29.

56. Лихачев Б.Т.Педагогика,М.,1993,с.526.

57. Лихачев Д.С.Национальное самосознание Древней Руси,М.Л.,1946

58. Маковельский Л.О. Авеста,Баку,I960.

59. Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.,М.,Т.З,15,20.

60. Мец А.Мусульманский ренессанс,М.,1966.

61. Матрусов И.С. Охрана природы и школа,М.,1976.

62. Марков А.К.Формирование интереса к изучению школьников, М.,I976,c.I90.

63. Момотова А.И. Школа и охрана природы,Петрозаводск,1977.

64. Минаева В.И. Экологическое воспитание в начальных классах, Минск,1987,с.112.

65. Мирзоев И.А. Народная педагогика,Махачкала,1984.

66. Михайловская B.C. Проблемы экологии и религии,Л.,1985,с.98.

67. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания,М.,1981,с.144.

68. Моллер А. История ислама,СПб.,1896.

69. Новый завет,М.,1990,с.306.

70. Носова Г.А. Язычество в православии,М.,1975,с.245

71. Насыри К. Тарбия китабы,Казан,1891.

72. Организация экологического воспитания в школе,М. ,1990,с.258. 82.Отношение школьников к пироде,М.,1988,с.128.

73. Пословицы и поговорки народов Востока,М.,1961.

74. По'эт-гуманист Кул Гали,Казань, 1987, с.262.

75. Программы башкирской национальной школы,Уфа,1993,с.194.

76. Пиотровский М.Б. Коранические сказания,М.,1991.

77. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти томах, М.,1957.

78. Природа и ч еловек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX -начала XX в.),1. Л.,1978,с.335.

79. Природа и человек,М.,1931,с.221.

80. Рубинштейн С.Л.Бытие и сознание,М.,1957,

81. Рыбаков С.Г. Ислам и просвещение инородцев в уфимской губернии,СПб,,1990.

82. Саади А.Педагогические мысли Востока.Опыт исследования. Казань,1927.

83. ЭЗ.Сагадеев А.Т. Идея гармоничной личности в мусульманском средневековье,М.,1965.

84. Саидбаев Т.С. Ислам и общество,М.,1984.

85. Сафаров Н.С. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана (Под редакцией Тайчинова М.Г.)»Ташкент,1989.

86. Эб.Сидельниковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс,Дис.док.пед.наук,Ставрополь, 1986,с.46.

87. Соколов В.М.Социология нравственного развития личности, М.,1986,с.240.

88. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание,М.,1972.

89. Старовойтова Т.В.О предметной области этнопсихологии.Советская этнография,1983,т.3

90. Суханов И.В.Обычай традиции и преемственность школы,М.,1976.

91. Ю1.Сухомлинский В.А. Избранные произведения.М.,1980.

92. Ю2.Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников,М., 1982,с.160.

93. ЮЗ.Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся,М.,1992,с.52.

94. Ю4.Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения.Сыктывкар,1994,с.120.

95. Юб.Тайчинов М.Г.,Кобзарь Б.С. Личности и ее становление, Киев,1990,с.165.

96. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников,М.,1988,с.137.

97. Татар халык экиятлэре,Казан,1989,с.480.

98. Татар халык ижаты,Казан,1981,с.350.

99. Типы общественных отношений на Востоке в средние века,М.,1982.

100. НО.Тукай Г. Избранное.М.,1986,с.238.

101. Ш.Уоот У.М. Влияние ислама на средневековую Европу,М., 1976.

102. П2.Ушинский К.Д. Собр.соч.,М.,Т.2,6.

103. Фомина С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников.Авт.кан.дис., М.,1982.

104. Урал-Батыр. Уфа,1986,с.159.

105. Успенский Г.От Оренбурга до Уфы, Уфа.,1982,с.286.

106. Нб.Ханбиков Я.И.Из истории педагогической мысли (татарскаянародная педагогика),Казань,1967.

107. Хамитов Р.111. ,Асадуллин P.M. Программа развития образования республики Башкортостан,Уфа,1993,с.24.

108. Христова Е.П. Народная педагогика: историографические и теоретико-методические проблемы,М.,1988.

109. ИЭ.Церков П. Исламизм, Ашхабад,1912.

110. Шацкий С.Т. Собр.соч.,М.,1950,т.8.

111. Шарль Р. Мусульманское право,М.,1959.

112. Шишкин А.Ф.Человеческая природа и нравственность,М.,1979.

113. Шоров И.Л. Адыгская народная педагогика,Майкоп,1989.

114. Шакур Р.,Мифтахетдин Акмулла.Звезда поэзии.,Уфа,1981,с.142.

115. Юлдашбаев Б.Х. История формирования Башкирской нации,Уфа, 1972,с.335.

116. Яхин Ф. Иман, Казань,1993.

117. Эльконин Д.Б. Детская психология,М.,1960,с.328. 128.Эльконин Д.Б. Психология игры,М.,1978,с.105.