Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Журова, Елена Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей"

На правах рукописи

Журова Елена Борисовна

Воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей: аксиологический подход

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2014

11 СЕН 2014

005552315

Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» на кафедре культурно-досуговой деятельности

Научный руководитель

доктор педагогических наук, доцент Командышко Елена Филипповна

Официальные оппоненты

Кабкова Елена Павловна,

доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, кафедра истории и теории музыки и музыкального образования, профессор

Халилулина Юлия Наднровна,

кандидат педагогических наук. Дом детского творчества «Созвездие» г.Химки, педагог дополнительного образования

Ведущая организация

Орловский государственный институт искусств и культуры

Защита состоится « 27 » октября 2014 г. в «11:30 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат размешен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств http://www.msuc.org и на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан « 27 » августа 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

^ " В.С. Садовская

Т. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В новом тысячелетии в мировом образовательном процессе наметились тенденции, свидетельствующие об особом значении системы образования в контексте духовной и художественной культуры. На современном этапе образованность, интеллект и творческая деятельность признаны в качестве духовных составляющих национальных ценностей, на основе которых реализуется культурно-творческий потенциал личности в жизни общества. Прямая задача учреждений дополнительного образования детей состоит в развитии этих качеств, и прежде всего, в гуманитарной, художественно-эстетической области, определяющей ценностные ориентации детей.

Однако тенденции современного мира, условия смены социально-экономической ситуации в обществе значительно изменили качественные психические, психофизиологические и личностные характеристики детей. Изменения выразились в снижении уровня когнитивного развития, социальной и коммуникативной компетентности, нарушении в эмоциональной сфере. В этой связи переход к ценностной парадигме обучения теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей в концепции систематического, целенаправленного приобщения школьников к культуре, развитие ценностного отношения к искусству приобретает особое значение.

Одной из главных целей «Концепции развития образования в сфере искусства и культуры в РФ на 2008-2015 годы» является создание условий для приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности, детей, подростков и молодежи. Для реализации целей настоящей Концепции требуется научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства; регулярное обновление образовательных программ, базирующихся на традициях российского художественного образования (что является задачей как отдельных образовательных учреждений, так и их методических объединений).

Система учреждений дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, ибо оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие детей, что нашло отражение в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» до 2025 года.

Настоящее время характеризуется обновлением не только средней общеобразовательной школы, но и системы дополнительного образования. Отвечая на актуальные государственные запросы, художественно-образовательные учреждения - Детские музыкальные школы и Детские школы искусств - активно осуществляют педагогическую деятельность,

направленную на комплексное воспитание у подрастающего поколения высокой творческой мотивации и духовно-нравственной культуры.

Однако анализ практически показывает, что воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования свидетельствует о наличии ряда противоречий между:

— потребностью общества в воспитании ценностного отношения у обучающихся детей к музыкальному искусству и недостаточностью внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования детей;

— многообразием научных исследований ценностных орнентаций детей, обучающихся теории музыки и недостаточной разработанностью аксиологического подхода в процессе освоения содержания музыкальных произведений;

— необходимостью формирования ценностных предпочтений и осознания значимости определенных личностных смыслов на основе аксиологического подхода к анализу музыкальных произведений и отсутствием на практике технологического обеспечения.

Поэтому, на наш взгляд, основным методом повышения эффективности системы дополнительного образования детей становится аксиологический подход, ориентирующий педагогический состав на освоение обучающимися теории музыки смыслового содержания музыки и воспитание из них творцов и субъектов, способных к саморазвитию и принятию жизненно важных ценностей.

Степень разработанности проблемы исследования. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен и обобщен опыт изучения проблем воспитания ценностного отношения обучающихся к музыкальному искусству отечественными и зарубежными ученымн.

Особый интерес представляют труды ученых, связанные с разработкой аксиологических категорий (исследования С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича и др.).

Психологический аспект возникновения ценностей раскрыт в трудах Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, C.J1. Рубинштейна и др.

Особый интерес представляют научные труды отечественных ученых, характеризующих особенности развития ценностного отношения детей.

Становление ценностного отношения личности в контексте духовного общения и ценностного обобщения было рассмотрено М.С. Каганом, A.B. Кирьяковой, И .Я. Лернером, Х.Ю. Лийметсом, К. Сельчёнком, Н.Е. Щурковой и другими.

Художественно-эстетическое развитие личности и формирование эстетического отношения раскрыли А.И. Буров, И.А. Коников, А.Н. Малюков, В.И. Самохвалова и др.

В контексте ценностных ориентаций личности, формирования культурного опыта и направленности деятельности в сфере искусства изучали

А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, А.Г. Здравосмыслова, Н.М. Мухамеджанова, К. Сельчёнок и другие.

Исследованием предпочтений и пониманий смыслов художественных и искусствоведческих произведений занимались М.М. Бахтин, В.Б. Ольшанский, О.В. Ромах, Ю.В. Соколова, В.М. Хоминская и другие.

Специфике восприятия произведений искусства свои исследования посвятили М.М. Бахтин, А.И. Буров, Л.С. Выготский, Н.И. Киященко, Л.П. Печко и другие.

Музыкальному искусству как специфической форме общественного сознания, отражающей многовековой опыт духовно-эмоционального отношения к миру, в настоящее время уделяют внимание видные ученые и педагоги в области художественного образования: И.В. Арябкина, Е.А. Бодина, Е.П. Кабкова, Д.К. Кирнарская, А.Н. Малюков, Г.М. Цыпин, В.Н. Холопова, Л.В. Школяр и другие.

Определяя аксиологический подход как ведущую научную концепцию воспитания ценностного отношения обучающихся теории музыки в условиях дополнительного образования детей, и отмечая ряд противоречий, имеющихся в направлении исследования, диссертантом сформулирована тема исследования: «Воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей: аксиологический подход».

Объект исследования: процесс развития ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: процесс воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки к музыкальному искусству в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогической модели воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки к музыкальному искусству в учреждениях дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода и реализации ее в практической деятельности.

В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— определить понятийно-категориальный аппарат исследования;

— рассмотреть аксиологический подход как методологическую основу исследования воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей;

— раскрыть теоретические подходы к воспитанию ценностного отношения у обучающихся к музыкальному искусству в учреждениях дополнительного образования;

— разработать педагогическую модель воспитания ценностного отношения к музыкальному искусству у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей;

— реализовать педагогическую программу освоения музыкального содержания обучающимися теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей;

— апробировать на практике эффективность инновационных технологий и авторских методических подходов в процессе воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки на основе аксиологического подхода в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки к музыкальному искусству в учреждениях дополнительного образования детей будет эффективным, если:

— рассматривать его в контексте аксиологического подхода, позволяющего осуществить организацию педагогического процесса, направленного на раскрытие ценностного смысла содержания музыкальных произведений и его выразительно-смысловой сущности;

— разработана педагогическая модель воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей, что создает благоприятные педагогические условия для интеграции предметов теоретического цикла с исполнительскими и художественными специальностями.

Методологическую основу исследования составили:

— философские труды, посвященные проблемам эстетики и специфики формирования личности в процессе приобщения к культуре и искусству (М.М. Бахтин, В. В. Бычков, А.И. Буров, Г. Гегель, А.Ф. Лосев);

— общепедагогические методологии, связанные с разработкой аксиологических категорий (исследования С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, М.С. Кагана, J1.H. Столовича и др.);

— эстетико-педагогические и искусствоведческие концепции о ведущей роли искусства в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Б.М. Теплов и др.);

Теоретическую основу исследования составили:

— теории музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, В. А. Школяр);

— концепции теории музыкального содержания в области современного музыкознания, музыкальной педагогики и музыкальной психологии (Л.Л. Бочкарёв, Д.К. Кирнарская, А.Ю. Кудряшов, В.В. Медушевский, М.С. Старчеус, В.Н. Холопова и др.);

— работы в области современных педагогических технологий (Л.Г. Савенкова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова, Б.П. Юсов и др.);

— научные труды в области взаимодействия педагогики искусства и социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, A.A. Жаркова, Е.Ф. Командышко, С.М. Оленев, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и ДР-)-

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование и тестирование учащихся; педагогический эксперимент; интервьюирование, беседы, анализ полученных результатов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2007-2009 гг.) связан с теоретическим осмыслением проблемы, определением ее актуальности, объекта и предмета исследования; изучением философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения методологической и теоретической базы исследования.

На данном этапе определялись цель, задачи исследовательской работы, формулировалась гипотеза.

Работа в качестве заведующей теоретическим отделением учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. Н.Г. Рубинштейна» (ЦАО-1, г. Москва), а также преподавателя теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной литературы и др.) положила начало исследовательским опытам и была продолжена в ходе разработки и реализации авторской образовательной программы «Музыкальное содержание» для учащихся старших классов Детской музыкальной школы и Детской школы искусств (предмет по выбору) на основе существующего учебно-методического пособия «Музыкальное содержание» (авторы: Е.М. Акишина, Н.В. Бойцова, В.Н. Холопова. - М., 2005).

Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости разработки аксиологического подхода к воспитанию ценностного отношения обучающихся теории музыки, способствующего созданию благоприятных условий для объединения традиционных и инновационных технологий обучения.

Второй этап (2010-2012 гг.) связан с осуществлением проверки гипотезы исследования; изучением доминирующих возможностей музыки в воспитании ценностного отношения обучающихся теории музыки; разработкой педагогической модели на основе аксиологического подхода и определением эффективных технологий обучения по новому курсу в процессе эксперимента.

В этот период состоялась презентация авторской программы на научно-практических конференциях, проводимых в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования, а также на Первом Международном конгрессе Общества теории музыки России в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени H.A. Римского-Корсакова.

На данном этапе разрабатывались основные теоретические положения педагогической модели, выводились исходные позиции и принципы обучения, уточнялся понятийный аппарат исследования, оценивались

собранные эмпирическим путем факты. С 2011 года в качестве члена Совета Общества теории музыки России и координатора проекта МГК им. П.И. Чайковского по внедрению теории музыкального содержания в музыкальное образование России осуществлялась адаптация программы и методических рекомендаций в практике учреждений дополнительного образования детей разных городов России и Украины: гг. Гусь-Хрустальный (Владимирская обл.), Воркута (Республика Коми), Екатеринбург, Лобня (Моск. обл.), Лыткарино (Моск. обл.), Москва, Одинцово (Моск. обл.), Санкт-Петербург, Ступино (Моск. обл.), Тверь, Харьков (Украина), Щёлково (Моск. обл.) и др. Особое значение на этом этапе уделялось определению педагогических условий результативного применения инновационных технологий.

Третий этап (2013—2014 гг.) связан с завершением эксперимента, анализом, обработкой и обобщением материалов исследования, систематизацией полученных данных по реализации педагогической модели на основе аксиологического подхода к воспитанию ценностного отношения обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей, написанием окончательного текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Впервые реализовано решение актуальной педагогической задачи воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода. Этот процесс рассматривается как целостное личностное образование, структуру которого составляют дарование, личностные качества и умения обучающихся.

2. Выявлены принципы организации процесса обучения теории .музыки на основе: интеграции традиционных и инновационных технологий; активизации познавательных и мотивационно-творческих отношений; содержательно-смыслового анализа музыкальных произведений.

3. Научно разработана, апробирована и реализована в практике педагогическая модель воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки к музыкальному искусству на основе аксиологического подхода в учреждениях дополнительного образования детей: наличие организационно-методического обеспечения процесса воспитания мотивационно-ценностного отношения обучающихся теории музыки к музыкальному искусству, построенного на принципах: взаимосвязи традиционных и инновационных технологий; взаимодействия педагогических и полихудожественного подходов; содержательно-смыслового анализа музыкальных произведений.

4. Определена значимость целостного анализа-интерпретации как методического приема в воспитании ценностного отношения обучающихся теории музыки: на основе глубинного смыслового подтекста; через символику, стилистику и культурные коды эпохи; через дифференциацию типов интонаций и смысловую целостность.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

1. Дана характеристика процесса воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки, заключающегося в понимании и раскрытии выразительно-смысловой сущности музыкального искусства, а полученные результаты способствуют дальнейшему теоретическому осмыслению.

2. Теоретически уточнено понятие «ценностное отношение к музыкальному искусству» как устойчивое личностно-смысловое проявление интереса к музыкальному искусству и творческой деятельности, направленной на практическую реализацию художественных предпочтений и популяризацию музыкальной классики.

3. Теоретически раскрыты основные понятия, содержащие исходные сущностные характеристики исследуемого объекта: «теория музыки», «музыкальное содержание», «целостный анализ-интерпретация». Определены педагогические основы построения его тематического содержания и условия эффективного освоения новых терминологических понятий.

4. Теоретически обоснованы и апробированы педагогические подходы к освоению обучающихся теории музыки нового учебного курса «Музыкальное содержание».

5. Разработана технология воспитания ценностного отношения обучающихся теории музыки на основе осмысления содержания музыки и её выразительных средств в контексте вводимого понятийного аппарата в опытной работе.

Практическая значимость исследования:

1. Разработан учебный курс «Музыкальное содержание» для учащихся старших классов Детской музыкальной школы и Детской школы искусств.

2. Предложенные авторская программа и методический прием «целостного анализа-интерпретации» могут найти применение не только в системе дополнительного образования детей всех типов, но и в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях на уроках музыки.

3. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке педагогов художественно-эстетического и гуманитарного профиля в вузе, а также в системе повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство».

Достоверность исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций; структурной и содержательной целостностью, логической непротиворечивостью; использованием системы адекватных методов и средств исследования педагогического эксперимента. Достоверность исследования обеспечена также тем, что педагогический эксперимент проводился лично соискателем в качестве преподавателя теоретических дисциплин Детской школы искусств в течение 8 лет (о чем свидетельствуют акты о внедрении результатов диссертационного исследования).

Апробация исследования и внедрение его результатов

осуществлялись в процессе реализации педагогической модели воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки на основе аксиологического подхода, что нашло выражение в:

— публикациях, объемом 11.2 п.л. (список прилагается);

— участии в международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы становления понятийной системы художественно-эстетического образования» (Москва, 2008); «Комплексное воспитание детей и молодёжи в области непрерывного образования» (Москва, 2009); «Идеи М.М. Бахтина и педагогика искусства» (Москва, 2010); «Интеграция — основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования» (Москва, 2010); «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе» (Майкоп, Адыгея, 2011); «Научная школа Б.П. Юсова в практике образовательных учреждений: Юсовские чтения» (Москва, 2011); «Художественная культура в контексте современного образования и процессов социализации» (Москва, 2011); «Идеи А.И. Бурова и их разработка в русле его научной школы» (Москва, 2013); «Ценностно-смысловые ориентиры художественного образования детей» (Гусь-Хрустальный, Владимирская обл., 2013); «Научные школы педагогики искусства в современном образовании» (Москва, 2013);

— участии в международных интерактивных семинарах: «Региональный компонент и развитие культуры личности» (Москва, 2009); «Социокультурная доминанта современного образования» (Москва, 2010); «Интегративные процессы в современном образовании» (Москва, 2011);

— выступлениях на научно-методических семинарах для работников дополнительного музыкального образования: «Н.Г. Рубинштейн — личность в контексте педагогики и культуры (к 175-летию)» (Москва, 2010); «Современная школа искусств: новые подходы и технологии» (Москва, 2011); «Современная музыкальная культура: диалог поколений» (УрГК им. М.П. Мусоргского, Екатеринбург, 2012);

— выступлениях на международных научных конференциях по проблемам теории музыкального содержания: «Теория музыки в России: традиции и перспективы» (МГК им. П.И. Чайковского, Москва, 2011); «Достижения и перспективы междисциплинарного музыкознания» (МГК им. П.И. Чайковского, Москва, 2011), Первом Международном конгрессе Общества теории музыки России «Теория музыки — многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы» (Санкт-Петербургская ГК им. H.A. Римского-Корсакова, 2013) в рамках реализации проекта МГК им. П.И. Чайковского по внедрению теории музыкального содержания в музыкальное образование России (2011—2014 гг.).

Опытно-экспериментальная база исследования:

Детская школа искусств им. Н.Г. Рубинштейна (г. Москва), Детская школа искусств «Классика» (г. Одинцово, Моск. обл.), Детская школа искусств им. М.А. Балакирева (г. Москва), Детская музыкальная школа им.

Б.В. Асафьева (г. Москва), Образовательный центр №324 «Жар-птица» (г. Москва), Тверской музыкальный колледж им. Мусоргского (г. Тверь), Детская музыкальная школа №9 (г. Харьков, Украина), Детская школа искусств №14 им. Г.В. Свиридова и Детская музыкальная школа №10 им. В.А. Гаврилина (г. Екатеринбург), Детская музыкальная школа г. Лыткарино (Моек .обл.). Центр детского творчества «Детский музыкальный театр "Домисолька"» (г. Москва), Международная ассоциация музыкальных искусств «Живая гармония» (г. Москва), Детская школа искусств им. М.А. Балакирева (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская обл.,). Международный музыкальный центр (г. Москва), Воркутинское музыкальное училище и Детская школа искусств (г. Воркута, Республика Коми), Детская музыкальная школа (г. Щёлково, Моск. обл.,) Ступинская детская музыкальная школа (г. Ступино, Моск. обл.). В целом исследованием было охвачено 540 учащихся учреждений дополнительного образования детей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Аксиологический подход в деятельности учреждений дополнительного образования детей характеризуется спецификой обучения учащихся теории музыки, обеспечивающей ценностный смысл содержания музыкальных произведений.

Обоснование аксиологического подхода объективно раскрывает положения об освоении выразительно-смысловой сущности содержания произведений музыкального искусства через реализацию системы знаково-снмволических форм и стилевых особенностей познания музыки.

2. Теоретическое осмысление процесса воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки наиболее эффективно осуществляется в системе дополнительного образования детей на уроках по курсу «Музыкальное содержание». Основным теоретическим подходом является содержательно-смысловой анализ музыкальных произведений, что способствует формированию устойчивого личностно-смыслового проявления интереса к музыкальному искусству и творческой деятельности, направленной на ее практическую реализацию.

3. Сущность процесса воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки определяется совокупностью функциональных компонентов: когнитивного (познавательного), регулятивного (поведенческого), оценочного (эмоционального).

Интеграция теории музыкального содержания в учебно-воспитательный процесс на основе внедрения современных инновационных технологий существенно расширяет значение музыкально-теоретических дисциплин в развитии обучающихся, делает воспитательный процесс освоения музыкального искусства осмысленным и целостным.

4. Педагогическая модель реализации воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется через единство методологического, теоретического и технологического системообразующих компонентов,

включающего взаимосвязь содержательного, технологического, диагностического и результативного блоков.

Эффективность педагогической модели обеспечивают принципы построения образовательного процесса: интеграции традиционных и инновационных технологий; активизации познавательных и творческих побуждений; взаимодействия культурологического и полихудожественного подходов; содержательно-смыслового анализа музыкальных произведений.

5. Реализация педагогической программы обучения по курсу «Музыкальное содержание» в учреждениях дополнительного образования является практическим воплощением в жизнь рекомендаций Концепции модернизации дополнительного образования в РФ. Данный курс обучения не только дополняет и обогащает знания по музыкальной литературе, истории музыки, но, главное, является .мощным фактором активизации ценностного отношения у обучающихся к музыкальному искусству, результатом которого выступают: гуманистическая центрация; художественный интерес к познанию классического музыкального наследия; популяризация музыкальной классики.

6. Инновационными технологиями воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей являются поиск и нахождение смысловой целостности музыкальных произведений через символику, стилистику и культурные коды эпохи.

Разработка и апробация инновационной технологии целостного анализа-интерпретации музыкальных произведений позволяет выявить возможности аксиологического подхода не только в раскрытии ценностного смысла содержания музыкальных произведений, но и собственного варианта интерпретации изучаемого сочинения на уроках теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования детей. Эффективность целостного анализа-интерпретации музыкальных произведений способствует направленности обучающихся на практическую реализацию сформированных ценностей в виде проявления культурно-творческой инициативы и активного самовыражения в музыке.

Структура диссертации определена логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет, задачи, гипотеза исследования, характеризуется методологическая и теоретическая основы и методы исследования, определены положения, выносимые на защиту, представлены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей» исследуются методологические и теоретические подходы к проблеме развития ценностного отношения личности с учетом современного уровня науки и образовательной практики; раскрываются развивающие особенности теории музыки и сущность этого процесса в аспекте исследуемой проблемы.

В первом параграфе первой главы «Аксиологический подход как методологическая основа исследования» дается разработка этого понятия на основе специальной области философской науки — аксиологии, которая исследует природу ценностей, взаимосвязи ценностей между собой и их отражение в структуре личности.

В исследовании показано, что содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризуют через выделение характеристик, свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность, а также раскрывающих понятия: «оценка», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» и другие.

Особое внимание уделяется характеристике тех направлений, в которых «ценности» определяются как: предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения (Е.В. Бондаревская); ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения (В .Б. Ольшанский); отношение к искусству, его нравственно-эстетической ценности (А.П. Валицкая); моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении (Г.А. Андреева; Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова и др.); оценка себя и своей деятельности с позиций соответствия требованиям культуры (Н.М. Мухамеджанова); движущие мотивы (К. Сельченок); в особенности на уровне ценностного обобщения (Н.Е. Щуркова); способ и характер взаимодействия человека с миром, направление человеческой деятельности (В.И. Самохвалова); фактор, определяющий проявление культурно-творческой инициативы и ориентацию личности на духовные, культурные ценности (Е.Ф. Командышко).

В данном параграфе представлен анализ концепций ученых и педагогов XX века, в которых теоретико-понятийная проблематика аксиологического подхода раскрывается в нескольких направлениях: 1) ценностного отношения личности в контексте духовного общения и ценностного обобщения; 2) через художественно-эстетическое развитие личности и формирование эстетического отношения; 3) в контексте ценностных ориентации личности, формирования опыта и направленности деятельности; 4) как предпочтения и понимания определенных смыслов.

На основании идей гуманитарной методологии М.М. Бахтина, в которых рассматривается текст культуры в широком смысле как семиосфера,

а в отношении становления смысла ученый отмечает значение эмоционально-ценностных отношений, был сделан вывод, что воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки может произойти на основе освоения музыкального текста с целью понимания его выразительно-смысловой сущности.

Во втором параграфе первой главы «Теоретические подходы к развитию ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей» анализируется комплекс проблем, связанных с методологическим осмыслением значения музыкального искусства в развитии духовно-нравственных и культурных ценностей подрастающего поколения.

Обращение к исследованиям отечественных ученых позволило проанализировать не только общие закономерности развития музыкального искусства в качестве носителя ценности, но и сам процесс формирования системы ценностных ориентации, что требует рассматривать влияние ценностных парадигм на практическую деятельность учителя музыки (А.И. Щербакова).

С позиции диалогической концепции смыслопорождения в творчестве обобщены основные положения ученых в том, что смысл в музыкапъном произведении есть объективированный результат творческой деятельности автора, исполнителя (который, в дальнейшем, «присваивая» результат творческой деятельности автора, начинает выполнять авторские функции) и слушателя. В результате этой деятельности (сотворчества автора и реципиента), по их мнению, смысл может принимать (порождать) новые значения (Ю.В. Соколова, В.М. Хоминская).

Исследование показало, что искусство заостряет внимание на действительных духовных ценностях для всего человечества. Потому музыка, в первую очередь, и закономерно, требует философского уровня осмысления жизни (В.А. Школяр).

В исследовании подчеркивается, что музыка, как и искусство в целом, заключает в себе общественные функции: коммуникативную, этическую, эстетическую, каноническую (по В.Н. Холоповой), эвристическую, познавательно-просветительскую, общественно-преобразующую (Е. Громова, Ю. Давыдов, А. Зись, М. Каган, Ю. Лукин, Л. Столович и др.).

С точки зрения философии, музыка есть отображение вибраций сложной коммуникативной системы человек-общество-космос, поэтому она может выступать познавательной ценностью в широких масштабах (Г.Г. Коломиец). Важными для нашего исследования стали выводы аксиологического плана о ценности музыки, сделанные В.Н. Холоповой и представленные в виде «квадрата» ценностных критериев.

Таким образом, музыкальное искусство, выступая в деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей эффективной формой познания, в силу его существования как области

человеческого духа, созданного им самим, является важным фактором ценностного, эстетического взаимодействия обучающегося с миром.

Глубокие и содержательные воззрения на значение теории музыки в контексте теории музыкального содержания определяют её как систему знаково-символических форм, благодаря познанию которых конструируется картина мира, социально-значимые общечеловеческие ценности.

В третьем параграфе первой главы «Сущность процесса воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей» определяются наиболее сущностные характеристики музыкального искусства, направленные на реализацию аксиологического подхода в воспитании ценностного отношения обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Анализ теории и практики преподавания специальных и теоретических дисциплин в учреждении дополнительного образования позволил выделить сущностные характеристики и традиционные формы организации учебного процесса на основе инновационных технологий. Среди них: «учение через обучение»; «диалог культур»; «арт-педагогика»; «дидактическая эвристика»; технологии игровые, интерактивные, арт-менеджмента, метод проектов и многие другие.

Выявлено, что сущностью процесса воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей является регулятивный компонент, способствующий активизации познавательных и творческих побуждений.

Установлено положение о создании необходимых педагогических условий для активизации процесса развития ценностного отношения у обучающихся теории музыки в условиях анализа выразительно-смысловой сущности музыки на основе системы знаково-символических форм и стилевых особенностей познания искусства, а также при реализации арт-проектов (музыкальных концертов и конкурсов, выставочных проектов и других), направленных на реализацию культурно-просветительской, учебно-образовательной и исполнительской деятельности обучающихся.

Во второй главе «Совершенствование процесса воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей» обосновываются условия, обеспечивающие эффективность воспитания ценностного отношенияк музыкальному искусству у обучающихся теории музыки в процессе освоения выразительно-смысловой сущности музыки, излагается содержание опытно-экспериментальной работы.

В первом параграфе второй главы «Педагогическая модель воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей» представлена педагогическая модель и ее основные компоненты реализации.

Методологический компонент педагогической модели объединяет научные закономерности аксиологического подхода, знание которых

педагогом содействует осознанной, целенаправленной и результативной организации процесса обучения теории музыки на основе следующих педагогических принципов: интеграции традиционных и современных методов обучения; активизации познавательных и творческих побуждений; взаимодействия культурологического и полихудожественного подходов; содержательно-смыслового анализа музыкальных произведений.

Системообразующий компонент педагогической модели включает четыре основные блока: содержательный, технологический, диагностический и результативный и раскрывается в виде системы организованного образовательного процесса, направленного на воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки с целью развития устойчивого личностно-смыслового проявления интереса к музыке и творческой деятельности, направленной на практическую реализацию художественных предпочтений и популяризацию музыкальной классики.

Содержательный блок включает тематическое содержание программы учебного курса «Музыкальное содержание» и методические подходы к реализации поставленных учебно-воспитательных задач.

Технологический блок модели основан на взаимосвязи применения инновационных технологий обучения, а также интеграции предметов теоретического цикла учреждений дополнительного образования детей (музыкальной литературы, музыкального содержания, сольфеджио и других) с исполнительскими и художественными специальностями.

Диагностический блок педагогической модели представлен критериями, показателями и уровнями ценностного отношения обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей. Среди них:

— «низкий» — отсутствие устойчивой мотивации к познанию музыкального искусства, неспособность выразить испытываемые чувства, выявить интонационно-образную содержательность. Индифферентное отношение к классическому музыкальному наследию, отсутствие аналитического и синкретического мышления, недостаточное понимание музыкального языка;

— «средний» — проявление ситуативного интереса к музыкальной и аналитической деятельности, склонность, в большей степени, к эмоциональной оценке музыкальных произведений. Слабое проявление готовности к содержательно-смысловому анализу, пониманию взаимосвязи между художественным образом и средствами музыкальной выразительности, формой, музыкальной семантикой;

— «значительный» (в аспекте художественных способностей) — устойчивый интерес к музыкальному искусству, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, направленность на самовыражение. Умение сопоставлять, сравнивать, определять стили и жанры, объяснить интеллектуальную составляющую музыкальных произведений, способность высказать свое мнение о музыке, вступать в дискуссию;

— «высокий» (в аспекте художественной одаренности) — стремление к познавательной деятельности, достижению высоких творческих результатов, профессиональная направленность. Готовность анализировать эмоциональную и интонационную форму музыкального произведения, создавать собственную интерпретацию музыкального произведения и аргументированно доказывать свою точку зрения.

Таким образом, совокупность методологического и системообразующего компонентов педагогической модели представляет собой единый процесс воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки, который направлен на совершенствование деятельности педагога в получении высоких результатов процесса ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях культуры.

Во втором параграфе второй главы «Реализация педагогической программы обучения теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей» раскрывается педагогическая модель, в которой использовалась новая авторская образовательная программа учебного курса «Музыкальное содержание» для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Авторская программа составлена и адаптирована на основе учебно-методического пособия «Музыкальное содержание» (авторы: Е.М. Акишина, Н.В. Бойцова, В.Н. Холопова. - М., 2005). Учебный курс «Музыкальное содержание», будучи инновационным как в области музыкознания, так и в области музыкальной педагогики, является практической реализацией Концепции модернизации дополнительного образования в РФ. Курс не только дополняет и обогащает знания по музыкальной литературе, истории музыки, а главное, эффективно воздействует на процесс воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки, механизм реализации которого функционирует на основе образного мышления и базируется на эмоциональном сопереживании.

При осуществлении опытно-экспериментальной работы по программе нового учебного курса была разработана системообразующая основа учебного курса — целостный анализ-интерпретация в виде алгоритма основных обсуждаемых вопросов, а также проведения анализа-синтеза, выявления смысловой целостности музыкального произведения; создания собственного варианта интерпретации изучаемого сочинения.

Применение метода целостного анализа-интерпретации позволяет выделить следующие требования к обучающимся: понимание музыкального языка, основных категорий нового предмета (в расшифровке символов, типов интонаций и т.д.); готовность к определению интонационной формы, логики построения музыкального произведения; умение ориентироваться в «эмоциональной форме» произведения; сравнительный анализ музыкальных произведений, образцов изобразительного искусства, литературы и т.д. (интеграция искусств); поиск смыслового контекста музыкального произведения при помощи распознавания символики и скрытой

изобразительности (диалог с текстом); готовность к применению навыков анализа-синтеза; и другие.

Таким образом, в процессе экспериментального исследования выявлена эффективность целостного анализа—интерпретации музыкальных произведений, что способствует направленности обучающихся теории музыки на практическую реализацию сформированных ценностей в виде проявления творческой инициативы и активного самовыражения в музыке.

В третьем параграфе второй главы «Инновационные технологии воспитания ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей» проанализирована деятельность по выявлению общих показателей ценностного отношения обучающихся теории музыки на основе инновационных технологий в реализации содержательно-смыслового анализа музыкальных произведений.

Применение инновационных технологий позволило интегрировать теорию музыкального содержания с освоением таких предметов теоретического цикла, как «Музыкальная литература» и «Сольфеджио», а также с предметами по специальности и художественными дисциплинами.

В процессе экспериментальной работы были продемонстрированы десятки открытых уроков, тематические слайд-презентации с участием обучающихся Детской школы искусств. Среди них: «Эпоха барокко. Использование категорий теории музыкального содержания на примере анализа прелюдий из сборника «Маленькие прелюдии и фуги» И.С. Баха» (2006 год); «Эпоха романтизма. Музыка как язык чувств в XIX веке. Шопен. Шуман. К 200-летию со дня рождения композиторов» (2009 г.); «Русская музыкальная культура XIX века. Русский романс XIX века глазами современных детей. Диалог культур» (2011 г.); «Симфоническое творчество П.И. Чайковского. Симфония №4 П.И. Чайковского как типичный пример композиторского мышления. Психологический аспект» (2012 г.); «Альтернативный экзамен по сольфеджио в выпускном классе Детской музыкальной школы и Детской школы искусств» (2007-2014 гг.) и многие другие.

Всего экспериментальной работой на всех этапах было охвачено 540 учащихся. В констатирующем эксперименте принимали участие все учащиеся, в ходе формирующего эксперимента были использованы контрольные (380 чел.) и экспериментальные группы (160 чел.). Базой для проведения исследования явилась Детская школа искусств им. Н.Г. Рубинштейна (г. Москва), в которой учащиеся обучались курсу «Музыкальное содержание».

Опытно-экспериментальное изучение проблемы выявило эффективность разработанной педагогической модели ценностного отношения обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей и его уровней (в %).

Констатирующий срез в контрольных и экспериментальных группах показал низкий исходный уровень развития ценностного отношения у обучаюицгхся к музыкальному искусству (6,32 % и 21,25%).

На начальном этапе самый большой процент составил средний уровень (56,32 % и 39,38 %). Значительному уровню соответствовали 27,89 % и 26,25 % обучающихся в контрольной и экспериментальной группах. Это показало наличие у обучающихся устойчивого интереса к теории музыки, направленность на самовыражение, умение сопоставлять, сравнивать, определять стили и жанры, способность высказывать свое мнение о музыке, вступать в дискуссию. И только 9,47 % и 13,12 % обучающихся соответствовали показателям высокого уровня, а именно: стремлению к познавательной деятельности, достижению высоких творческих результатов, выявлению скрытых глубинных подтекстов в музыке, умению объединять структурно-грамматический анализ с содержательно-смысловым, а также умению обобщать, философски мыслить.

В процессе проведения эксперимента выявлено существенное увеличение показателей значительного — 26,25 % до 50,00 % и высокого — с 13,12 % до 23,85 % в экспериментапьных группах. При этом заметно снизился средний уровень обучающихся — с 39,38 % до 18,13 %, что свидетельствует о перемещении данного контингента обучающихся в значительный уровень. Существенно снизился и низкий уровень - с 21,25 % до 8,12 %.

Таким образом, экспериментально подтверждено, что динамика проявления ценностного отношения обучающихся теории музыки к музыкальному искусству в процессе изучения дисциплины «Музыкальное содержание» в экспериментальных группах значительно превышает показатели контрольных групп.

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют об осознании современными школьниками определяющей значимости развития ценностного отношения к музыкальному искусству, о наличии устойчивого интереса, проявляющегося как в эмоциональном переживании, так и интеллектуальной отзывчивости при общении с музыкальным искусством, соответственно, удовлетворённости от процесса освоения музыки, активного поиска на уроке, самовыражения в искусстве и популяризации музыкальной классики.

В заключении диссертации формируются основные научные результаты проведенного исследования. Отмечается, что освоение музыкального содержания в контексте его выразительно-смысловой сущности является мощным фактором активизации ценностного отношения к музыкальному искусству у обучающихся теории музыки, в основе которого лежит гуманистическая центрация, а также педагогическая поддержка направленности обучающегося на практическую реализацию сформированных ценностей и популяризацию музыкальной классики.

В Приложении представлены сведения об экспериментальной базе исследования; авторская образовательная программа по предмету «Музыкальное содержание» для старших классов Детских музыкальных школ и Детских школ искусств; методические рекомендации по курсу; фотографии участников эксперимента.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора общим объёмом 11.2 п.л.:

Статьи в изданиях, включённых в реестр Высшей Аттестационной Комиссией Министерства образования Российской Федерации

1. Журова, Е.Б. Взаимосвязь научных и экспериментальных исследований в художественном образовании // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2010. - №4. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. — 1,5 п.л. (доля авт. 0,2 п.л.).

2. Журова, Е.Б. Развитие ценностного отношения подростков к музыкальному искусству // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2010. - №4. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. -(0.5 п.л.).

3. Журова, Е.Б., Командышко Е.Ф. Методологические аспекты развития ценностного отношения у подростков к музыкальному искусству // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). -2014. - № 2. - Том 2. - (0,4 п.л./доля авт. 0,2 п.л.).

Программы, учебные пособия и методические материалы:

4. Журова, Е.Б. Маленькие прелюдии и фуги И.С. Баха (сценарий открытого урока по музыкальной литературе) // Музыкальное содержание. Музыка в школе. Всероссийский учебно-методический журнал. — М., 2008. - №2. - С. 26-38 (0,5 п.л.).

5. Журова, Е.Б. Миф. Музыка. Обряд. Раздел №4. Программы, направленные на расширение знаний учащихся в образовательной области «Искусство». Сборник программ элективных курсов профильного художественно-эстетического образования // Кафедра эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования. МИОО ОАО «Московские учебники». - М., 2009. - С. 219-227 (0,33 п.л.).

6. Журова, Е.Б. Альтернативный экзамен по сольфеджио в выпускном классе // Формы и методы. Музыка в школе. Всероссийский учебно-методический журнал. — М., 2009. - Вып. - №4. - С. 32-39 (0,3 п.л.).

7. Журова, Е.Б. Музыкальное содержание. Авторская образовательная программа для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ / Департамент

культуры города Москвы. Управление культуры ЦАО. ГОУ г. Москвы. ДМШ имени Н.Г. Рубинштейна. - М., 2011. - 60 с. (2,5 п.л.). Задепонирована в Российском авторском обществе 25.03 2011. №17965.

8. Журова, Е.Б. Вопросы к Олимпиаде по творчеству С.И. Танеева (к 155-летию). Формы и методы обучения // Музыка в школе. Всероссийский учебно-методический журнал. Выл.1. -М., 2011. - С. 11-23 (0,5 п.л.).

9. Журова, Е.Б. Смысловые миры И.С. Баха. Музыкальные инновации в ДМШ и ДШИ. Приложение №1 к Авторской образовательной программе по предмету «Музыкальное содержание» для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. - М„ 2013. - 55 с. (2,0 п.л.).

Статьи, материалы конференций и интерактивных семинаров:

10.Журова, Е.Б. Восприятие творчества И.С. Баха с позиций социокультурного контекста эпохи (курс «Музыкальное содержание» в ДМШ) / Региональный компонент и развитие культуры личности. Международный интерактивный сетевой семинар. — М.: ИХО РАО, 2009. http://^vvvлv^.art-educalion.ru/proiect/semiiiar-2009/seiT-iinar.htni (0,4 п.л.).

11.Журова, Е.Б. Развитие ценностного отношения учащихся к произведениям музыкального искусства в условиях изучения теоретических предметов ДМШ (в контексте Буровской школы) // Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской научной школы. -М.: ИХО РАО, 2009. - С.234-241 (0,5 п.л.).

12. Журова, Е.Б. Организация интеграционных процессов в системе дополнительного музыкального образования // Интеграция — основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования: Юсовские чтения. Материалы Всероссийской конференции (1-3 ноября 2010 года): Сб. научных статей. -М.: ИХО РАО, 2010. - С.129-132 (0,4 п.л.).

13. Журова, Е.Б. Роль музыкального искусства в развитии личности подростка // Социокультурная доминанта современного образования. Международный интерактивный семинар / Учреждение РАО «Институт художественного образования». —М., 2010. — (0,4 п.л.).

14. Журова, Е.Б. Интегративные процессы в дополнительном образовании. Новый образовательный стандарт отечественного музыкального образования // Интегративные процессы в современном образовании. Международный интерактивный семинар / ФГНИУ «Российский институт культурологии», Учреждение РАО «Институт художественного образования». l^ttp://www■aгt-education.m/proiect/seminar-2011/serninar-2011.htm (0,4 п.л.).

15. Журова, Е.Б., Командышко, Е.Ф. Специфика освоения подростками ценностного смысла в содержании музыкальных произведений // Идеи М.М. Бахтина и педагогика искусства: Сб. научных статей / Под ред. Л.П.

Печко. Ред. - сост. Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО, 2011. - С. 234-242 (0, 4 п.л./доля авт. 0,2 пл.).

16. Журова, Е.Б. Концептуальные идеи Б.П. Юсова в обновлении содержания музыкального образования учащихся ДМШ // Продуктивные модели современного образования. Научная школа Б.П. Юсова в практике образовательных учреждений: Юсовские чтения: Материалы Всероссийской конференции (1-3 ноября 2011 г.). Учреждение РАО «Институт художественного образования». — М., 2011. - С.167-170 (0,4 п.л.).

17. Журова, Е.Б. Интеграция теории музыкального содержания в цикл теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ // Современная школа искусств: новые подходы и технологии: Материалы Третьей общешкольной научно-практической конференции (31 марта 2011 г.). ГБОУ ДОД г. Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева». — М., 2011. - С.20-22 (0,3 п.л.).

18. Журова, Е.Б. Интеграционные процессы в детской музыкальной школе: о предмете «Музыкальное содержание» в цикле теоретических дисциплин // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы 6-й международной научно-практической конференции (23-25 марта 2011 года). Институт искусств Адыгейского государственного университета. — Майкоп, 2011. - С.67-77 (0,4 п.л.).

19.Журова, Е.Б. Модификация процесса обучения теоретическим дисциплинам в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств // Образовательное и культурологическое пространство современной художественной культуры: Сб. статей. — М.: ИХО РАО, 2012. — С.226-231 (0,2 п.л.).

20. Журова, Е.Б. Отечественные инновации: интеграция теории музыкального содержания в цикл теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ // Современная музыкальная культура: диалог поколений. Материалы Детской научно-практической конференции (21 февраля 2012 года) // Управление культуры г. Екатеринбурга, Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, Отдел культуры Верх-Исетского района, Детские школы искусств Верх-Исетского района г. Екатеринбурга/ - Екатеринбург, 2012. -С.29-33 (0,17 п.л.).

21.Журова, Е.Б. Проблема освоения музыкального содержания в контексте эстетической концепции А.И. Бурова // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт: Сб. научных статей по материалам II Международного научно-практического форума «Научные школы педагогики искусства в современном образовании» (19-21 ноября 2013 г.). - М.: ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, 2013.-С.80-82 (0,4 п.л.).

Подписано в печать 01.08.2014 г. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз.

Заказ № 93___

Типография МГУКИ 141 406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д.