Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизация творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров

Автореферат по педагогике на тему «Активизация творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Дорофеева, Юлия Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Активизация творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров"

На правах рукописи

ДОРОФЕЕВА Юлия Юрьевна

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

13 МАЯ 2015

Омск 2015

005569043

005569043

Работа выполнена на кафедре живописи факультета изобразительного искусства и народных ремесел ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шаляпин Олег Васильевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Игнатьев Сергей Евгеньевич -профессор кафедры рисунка и 1рафики ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

кандидат педагогических наук, доцент Сухарева Альбина Павловна -заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Орловский

государственный университет»

Защита состоится «29» мая 2015 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.06 по специальности: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство) (педагогические науки) по защите докторских и кандидатских диссертаций при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета по адресу: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, библиографический отдел.

Автореферат разослан «29» апреля 2015 г. и размещен на сайте ОмГПУ www.omgpu.ru

Ученый секретарь диссертационного совета Общая характеристика диссертационного исследования.

А. И. Сухарев

Актуальность исследования определяется современными тенденциями в сфере дизайн-образования, основанными на возрастающих потребностях общества в гибком модульном инновационном образовании, предполагающем активизацию и развитие творческой деятельности студентов, воспитание будущих специалистов с развитым образным мышлением, умеющих творчески подойти к решению поставленных задач в любых сферах деятельности и найти новые нестандартные пути их решения.

Прогресс в развитии информационного общества связан с процессами глобализации, модернизации и интеграции, влияющими на многие сферы человеческой жизнедеятельности. Интенсивное развитие средств массовой информации (Интернет, социальные сети, телевидение, радио, сотовая спутниковая связь, периодические издания), постоянное совершенствование технических средств обучения (персональные компьютеры, ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, проекционные и мультимедийные установки, фото- и видеокамеры и т. д.) приводят к изменениям способов получения, распространения и применения знаний, оказывают существенное влияние на устаревание существующих подходов, методик и методов по активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров.

В процессе обучения студентов-дизайнеров активизация творческой деятельности выделяется в качестве одной из основных задач, поскольку является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности. Однако практика показывает, что многие студенты не справляются с креативным решением задач, нацеленных на разработку и осуществление проектной идеи, поскольку подлинная творческая деятельность предполагает оперирование образами представления и воображения, а также включает ментальное и мировоззренческое развитие человека, знание межпредметных связей, способность использовать полученные компетенции в новых условиях, а также применять взаимосвязанные научные методы и подходы.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения и разработанные на их основе учебные планы в системе высшего профессионального образования (в том числе дизайн-образования) предполагают расширение роли дисциплин, связанных с техническими средствами обучения и информационно-компьютерными технологиями. В связи с этим активно развиваются дистанционные методы обучения студентов, в частности онлайн консультирование. Фотография в данной области является одним из основных средств оперативного документооборота между преподавателем и студентом в процессе освоения учебной программы.

Искусство художественной фотографии в системе высшего образования можно отнести к неиспользованным потенциалам для активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров. Обучение художественной фотографии связано с психологией творческих возможностей, процессом творческого отображения действительности, основано на системном развитии зрительного восприятия, пространственного и образного мышления, дает возможности для

развития наблюдательности, гибкости мышления, познавательной и умственной активности, способствует культурному и эстетическому воспитанию.

Область применения фотографий обширна: фотоматериалы используются в естественных (биология, химия, физика, астрономия, экология и т. д.), гуманитарных (психология, социология, история и т. д.) и технических науках, юриспруденции, туризме, маркетинге, криминалистике и других отраслях. Фотографии являются важным средством отражения различных научных и социальных процессов развития общества, общественных взглядов, индивидуальных предпочтений субъектов, документальной фиксацией фактов, событий в жизни стран, народов, культур, искусства, науки и техники. В системе высшего профессионального образования фотографии в прикладном значении используются повсеместно (в качестве наглядного сопроводительного, документального материала).

В качестве наглядного материала фотография широко интегрирована в процесс обучения, поэтому особое место занимают дисциплины, связанные с преподаванием фотографии: художественная фотография, фотоискусство, спецфото, фотографика, фотоживопись, теория и история фотографии, техника и технология фотосъемки и т. п.

Искусство художественной фотографии отражает актуальные современные аспекты жизни, социальные, культурные и иные проблемы. Существуют также понятия «чистая фотография» - фотография с минимальной последующей обработкой в графических редакторах, «натуральная фотография» - отражение действительности с максимальной приближенностью к объективной реальности.

Состояние и степень изученности проблемы. Различные аспекты многогранной проблемы творческой деятельности рассматриваются в работах таких ученых, как Л. Н. Антилогова, А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Л. С. Вы готски, П. Я. Гальперин, Д. Гилфорд, В. В. Давыдов,

A. А. Деркач, В. Н. Дружинин, А. А. Запорожец, Ю. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, М. Коллинз, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, В. В. Рубцов, О. М. Разумникова, С. Л. Рубинштейн, П. П. Симонов, М. С. Семилеткина,

B. И. Слободчиков, Б. М. Теплов, Л. Терстоун, Е. П. Торранс, К. А. Торшина, Д. И. Фельдштейн, А. Я. Цукарь, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин, П. М. Якобсон, что дает достаточный материал для методического осмысления.

Общие вопросы активизации процесса обучения в области педагогики и дидактики привлекали внимание А. А. Вербицкого, Г. И. Ибрагимова, Л. А. Ивахновой, В. Н. Макашовой, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, В. А. Сластёнина, Н. К. Чапаева, Г. И. Щукиной, чьи исследования позволяют определить общее направление методических поисков в области активизации творческой деятельности студентов.

Проблемы активизации творческой деятельности обучаемых в системе художественно-педагогического образования нашли отражение в публикациях: К. Ж. Амиргазина, Ф. Ф. Бандуристого, Г. В. Беды, Н. П. Бесчастнова,

A. Н. Витковского, Н. Н. Волкова, В. П. Зинченко, JI. А. Ивахновой, С. Е. Игнатьева, А. И. Иконникова, Д. Н. Кардовского О. Е. Колоколовой,

B. И. Костенко, А. С. Коханнк, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Скрипниковой, М. В. Соколова, А. И. Сухарева, С. П. Ломова, JI. Г. Медведева, А. А. Моисеева, П. Д. Чистова, Н. К. Шабанова, О. В. Шаляпина, Е. В. Шорохова, А. И. Яншина и др.

Проблемы развития дизайн-образования и совершенствования методики обучения дизайну освещены в работах И. С. Абоимовой, Ю. 10. Артемьевой, Р. Ч. Барцица, М. В. Галкиной, В. П. Климова, JI. Н. Климовой,

C. М. Кожуховской, А. В. Кучеровой, В. В. Корешкова, И. А. Розенсона,

A. В. Степановой, М. О. Суриной, Е. В. Ткаченко, В. Б. Устина,

B. Э. Штейнберг, В. В. Шукиной и др. Особого внимания заслуживают исследования А. А. Белова, Н. В. Воронова, В. И. Гамаюнова, Е. Н. Ковешниковой, Б. В. Нешумова, которые дают возможность проследить развитие дизайнерского образования в различных направлениях.

История, теория и практика обучения фотографии рассматриваются Е. В. Бархатовой, А. С. Вартановым, А. Ю. Кравцовой, С. В. Кулагиным, А. И. Лапиным, А. Б. Мелединым, М. К. Мусориным, М. Оландом,

C. Г. Пожарской, Г. К. Пондопуло, А. В. Редько, Г. Д. Розовым, А. В. Рузаевым, Н. М. Соловьевой, В. Т. Стигнеевым, Л. Фростом, Н. А. Хреновым, Е. А. Якимовичем и др. Вместе с тем многоплановая проблема взаимодействия художественной фотографии с процессом обучения дизайнерскому искусству не исследовалась.

Проблемой обучения искусству художественной фотографии среди дисциплин художествснно-эстетического цикла как средства реалистического восприятия и отображения действительности занимался академик В. С. Кузин, предлагавший вводить специальные занятия начиная со средней общеобразовательной школы.

Многие известные русские художники (И. Н. Крамской, И. К. Айвазовский, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, М. А. Врубель, А. М. Родченко и др.) успешно использовали художественную фотографию в творческой работе.

Современная литература по художественной фотографии посвящена различным аспектам фотографии: истории, творческому подходу, свойствам фотографического оборудования, жанрам фотографии. В изданиях в основном делается акцент на личный опыт авторов, визуальный иллюстративный ряд с комментариями и описаниями, содержатся рекомендации по работе в различных жанрах (портрет, пейзаж, панорамная фотография, съёмка дикой природы, социальная фотография и т. д.). В последние два десятилетия авторы значительное внимание уделяют цифровой фотографии, цифровой обработке и работе в графическом редакторе Adobe Photoshop.

Большинство учебно-методической литературы по фотографии -самоучители, основанные на личностном опыте автора, однако существуют и отечественные методики обучения фотографии, ориентирующиеся на научное изложение учебного материала (А. А. Васильев, Д. С. Волосов,

А. Ю. Кравцова, Л. Б. Мелодии, М. К. Мусорин, В. Д. Привалов, А. В. Рузаев, И. Н. Селезнев, Н. М. Соловьева, С. В. Черников и др.).

В основу проблематики настоящего исследования легли следующие противоречия.

В современном мире от квалифицированных дизайнеров (графический и средовой дизайн, дизайн костюма) требуется владение цифровой фототехникой и навыками работы в компьютерных программах, однако ФГОС ВПО и принятая компетентностная модель в достаточной степени эти требования не конкретизируют. В итоге художественная фотография изучается в малом объеме, что требует разработки эффективной методики обучения.

Обучение искусству фотографии зачастую рассматривается только с технической точки зрения без учета художественно-эстетического аспекта (композиция, перспектива, цветоведение и колористика, экспозиционные технологии), а также без опоры на психофизиологические, дидактические, педагогические и методологические аспекты в обучении.

В современной педагогической науке достаточно обстоятельно разрабатываются методы обучения по графическому и средовому дизайну, проектной деятельности, визажному искусству и индустрии моды, художественному конструированию, графике, живописи, декоративно-прикладному искусству, архитектуре, киноискусству. В частности этому особое внимание уделяют И. С. Абоимова, Ю. Ю. Артемьева, Р. Ч. Барциц, А. А. Белов, Н. В. Воронов, М. В. Галкина, В. И. Гамаюнов, Г. Е. Гуров, С. Е. Игнатьев, В. П. Климов, Л. Н. Климова, Е. Н. Ковешникова, С. М. Кожуховская, А. В. Кучерова, В. В. Корешков, С. П. Ломов, М. В. Карамзина, Б. В. Нешумов, Я. В. Новикова, А. С. Питерских, Н. Н. Соловьева, А. В. Степанов, В. В. Щукина.

Однако возможности художественной фотографии в системе дизайнерского образования недостаточно раскрыты, что во многом затрудняет процесс творческого развития студентов-дизайнеров.

Проблема исследования заключается в нахождении на современном этапе развития дизайн-образования комплекса наиболее эффективных методов активизации творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров.

Объект исследования — методика обучения студентов-дизайнеров по направлениям «Графический дизайн», «Дизайн костюма» в системе дизайн-образования.

Предмет исследования - эффективные методы активизации творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров.

Цель исследования - разработка, научное обоснование, экспериментальная проверка и отработка эффективной методики обучения искусству художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что творческая деятельность студентов-дизайнеров значительно активизируется, если в процессе обучения использовать:

— активные и интерактивные формы проведения занятий по художественной фотографии, способствующие развитию мотивации, увлеченности процессом обучения искусству дизайна; информационно-компьютерные технологии, технические средства обучения и онлайн консультирование;

— учебные задания с широким спектром межпредметных связей (композиция, цветоведение и колористика, экспозиционные технологии, фотографика, фотоискусство, мультимедиа технологии, компьютерная графика);

— задания и упражнения, наглядно демонстрирующие возможности достижения образной выразительности и реализации творческих замыслов в конкретном дизайнерском проекте.

В соответствии с проблемой, поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

— провести анализ научно-теоретических аспектов творческой деятельности студентов и раскрыть психолого-педагогические аспекты активизации творческой деятельности посредством художественной фотографии;

— исследовать возможности художественной фотографии в активизации творческой деятельности студентов с учетом изучения современных технических средств художественной фотографии;

— выявить критерии оценки творческой деятельности студентов в процессе занятия художественной фотографией с учетом изучения специфики отечественной школы обучения искусству дизайна;

— дать научно-теоретическое обоснование методических принципов активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии;

— проверить эффективность экспериментальной методики обучения искусству художественной фотографии в процессе обучения студентов-дизайнеров.

Художественная фотография рассматривается нами в первую очередь в качестве дисциплин «Фотографика», «Фотоискусство» по специальности 070601.65 «Дизайн» по направлению «Графический дизайн», «Дизайн костюма» и направлению 072500.62 «Дизайн» по профилям подготовки «Графический дизайн», «Дизайн костюма». В области дизайн-образования блоки также интегрировались в следующие дисциплины: «Проектирование в графическом дизайне», «Проектирование», «Экспозиционные технологии», «Дизайн и рекламные технологии» и в дисциплины специализации «Дизайн и рекламные технологии», «Графический дизайн».

Методологической основой исследования послужили научные труды в области физиологии и цветовосприятия, психологии, педагогики и дидактики,

теории и методики обучения изобразительному искусству, теории и методики обучения в сфере дизайн-образования, теории и практики обучения художественной фотографии.

Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— изучение и теоретический анализ литературы по теме исследования (исторической, искусствоведческой, философской, педагогической, методической, психолого-социологической);

— изучение дополнительных материалов по теме исследования (альбомы работ художников и фотохудожников, каталоги российских и зарубежных выставок, альманахи, периодические издания);

— обзор интернет-ресурсов (статьи по фотографии, фотобанки и виртуальные галереи, фотосайты, фотоблоги, интернет-версии периодических изданий по фотографии);

— анализ изобразительных материалов (творческие работы фотографов, фотоархивы, календари, выставки, экспозиции музеев в России и за рубежом);

— ознакомление с работами ведущих дизайнеров, художников, фотохудожни ков;

— проведение экспериментальной работы;

— анализ результатов экспериментальной работы.

Организация и этапы исследования

Исследование проводилось в период с 2007 по 2014 гг. в три этапа.

Первый этап (октябрь 2007 г. - июль 2009 г.) включал:

1) изучение нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования, анализ учебных планов, графиков учебного процесса;

2) изучение и обобщение литературы по теме, в том числе диссертационных исследований, учебников, учебных пособий, учебных и рабочих программ дисциплин, методических разработок, научных статей, а также поиск и систематизация информации в интернет-источниках, посещение выставок и экспозиций музеев;

3) разработку методики проведения констатирующего эксперимента и экспериментальных заданий по активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии и методических рекомендаций к проведению занятий.

Второй этап (август 2009 г. - август 2011 г.) включал:

1) проведение констатирующего эксперимента, сбор данных и анализ результатов, корректировку экспериментальных заданий с учётом полученных и обработанных результатов констатирующего эксперимента;

2) разработку экспериментальной методики по активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии, поиск эффективных методических приёмов, методов и подходов активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения дизайнеров;

3) подготовку и проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (сентябрь 2011 г. - декабрь 2014 г.) включал:

1) проверку экспериментальной методики активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии на этапе формирующего эксперимента;

2) составление учебно-методических комплексов, методических рекомендаций и рабочих программ по дисциплинам «Фотоискусство», «Фотографика», «Компьютерная графика», «Мультимедиа технологии в художественном образовании» и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— выявлены возможности активизации творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров;

— обоснованы научно-теоретические принципы обучения художественной фотографии студентов-дизайнеров в контексте современного отечественного художественного образования;

— обобщен и систематизирован педагогический опыт в процессе развития мирового и российского искусства художественной фотографии;

— разработана база критериев оценю! творческих способностей студентов в процессе обучения дизайнеров средствами художественной фотографии;

— разработана и экспериментально подтверждена эффективность методики активизации творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии, прошли проверку эффективные формы, методы и методические приемы обучения художественной фотографии.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке комплексной методики обучения искусству художественной фотографии, способствующей активизации творческой деятельности студентов, включающей широкий спектр межпредметных связей и элементов следующих дисциплин: композиции, перспективы, цветоведения и колористики, экспозиционных технологий, дизайна (графический дизайн, дизайн костюма), информационно-компьютерных технологий и компьютерной графики;

— в разработке методики обучения искусству художественной фотографии, в адаптированном виде включенной в процесс обучения студентов на направлениях: «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Художественное образование» (бакалавриат), «Педагогическое образование: изобразительное искусство и мировая художественная культура» (бакалавриат), а также в системе дополнительного профессионального образования;

— результаты исследования могут быть применены в учебном процессе при активизации творческой деятельности обучающихся средствами художественной фотографии в общеобразовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечивается:

— научной методологией, использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, базирующихся на научных трудах в области физиологии и цветовосприятия, психологии, педагогики и дидактики, теории и методики обучения изобразительному искусству, теории и методики обучения в сфере дизайн-образования, теории и практики обучения художественной фотографии;

— участием студентов в конкурсах дизайн-проектов по художественной фотографии, постоянным наблюдением за современными тенденциями в области мировой и российской художественной фотографии;

— системной организацией опытной работы с получением экспериментального подтверждения положений исследования, анализе полученных исходных и конечных результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в Московском государственном областном университете на факультете изобразительного искусства и народных ремесел на кафедрах композиции и графического дизайна, при отделе дополнительного профессионального образования Института открытого образования при Московском государственном областном университете.

Положения и результаты исследования освещались на научных конференциях и семинарах, обсуждались на кафедрах живописи, графического дизайна, средового дизайна, народных художественных ремесел, методики обучения изобразительному и декоративному искусству, рисунка, композиции факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, нашли отражение в научных учебно-методических публикациях по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование целесообразности использования художественной фотографии и ее средств для активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения дизайнеров.

2. Критерии оценки творческой деятельности студентов в процессе обучения искусству художественной фотографии.

3. Пути активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии.

4. Методика обучения искусству художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, библиографического списка и двух приложений (1. Экспериментальная методика обучения искусству художественной фотографии с интегративными блоками; 2. Фоторепродукции примеров успешно выполненных заданий).

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность, научная новизна, определяются объект и предмет исследования, представленны гипотеза и задачи, решающиеся в работе. Описываются методы исследования. Отмечается теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научно-теоретические аспекты творческой деятельности студентов» рассматриваются психолого-педагогические основы активизации творческой деятельности, возможности художественной фотографии в активизации творческой деятельности студентов, критерии оценки творческой деятельности студентов в процессе занятий художественной фотографией.

Анализируются психологические особенности эмоционально-образного восприятия, художественно-образного мышления творческой деятельности на основе исследований Л. Н. Антилоговой, А. Г. Асмолова, Д. Б. Богоявленской, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Гилфорда, В. В. Давыдова, А. А. Деркача, В. Н. Дружинина, А. А. Запорожец, Ю. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, М. Коллинза, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, В. В. Рубцова, О. М. Разумниковой, С. Л. Рубинштейна, П. П. Симонова, М. С. Семилеткиной, В. И. Слободчикова, Б. М. Теплова, Л. Терстоуна, Е. П. Торранса, К. А. Торшиной, Д. И. Фельдштейна,

A. Я. Цукарь, В. Д. Шадрикова, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона.

Обосновываются принципы организации учебного процесса по активизации творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии, акцентируются выразительные средства художественной фотографии в историческом контексте на основе исследований К. Бажак, Е. В. Бархатовой, П. И. Боярова, Н. К. Жолудева, С. П. Ломова, А. В. Рузаева,

B. Т. Стигнеева, М. Фризо, Е. А. Якимовича.

Нами был осуществлен поиск эффективных методов преподавания фотоискусства. В главе рассматриваются психофизиологические основы и специфика эмоционально-образного восприятия у студентов-дизайнеров, а также дидактические основы обучения фотоискусству при анализе учебных пособий и методик А. С. Вартанова, А. Ю. Кравцовой, С. В. Кулагина, А. И. Лапина, А. Б. Меледина, М. К. Мусорина, М. Оланда, С. Г. Пожарской, Г. К. Пондопуло, А. В. Редько, Г. Д. Розова, А. В. Рузаева, Н. М. Соловьевой, Л. Фроста, Н. А. Хренова.

Для построения методики наиболее эффективной методики необходимо комплексное изучение научных аспектов: психофизиологических, педагогических, методологических. Физиология и психология в данном случае являются основополагающими, на их научном базисе строятся педагогические, методологические аспекты преподавания художественной фотографии.

На основе научных работ Т. Визеля, Г. Гельмгольца, Э. Геринга, М. В. Ломоносова, Д. К. Максвелла, И. Ньютона и Т. Юнга нами были раскрыты физиологические особенности зрения и зрительного восприятия, а

также основные принципы получения изображения при помощи фототехники. Также нами проанализированна специфика психологии зрительно-эмоционального восприятия, освещены вопросы художественно-образного мышления и развития творческих способностей на основе работ Д. П. Гилфорда, Л. Я. Дорфмана, В. Н. Дружинина, Г. В. Ковалевой, Л. Л. Терстоуна, Е. П. Торранса и В. С. Юркевича. Рассмотрены формирование выразительных средств художественной фотографии в историческом контексте, специфика развития отечественной школы художественной фотографии, развитие технических возможностей и их влияние на совершенствование выразительных средств фотографии.

В ходе исследования были выведены содержательные аспекты художественной фотографии, оказывающие непосредственное влияние на активизацию творческой деятельности студентов-дизайнеров.

На основе проанализированных компетенций был разработан оценочно-критериальный инструментарий диагностики эффективности активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения дизайнеров, необходимый для проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

Каждое из выполняемых студентами заданий оценивалось по следующим критериям:

1. Техника съемки.

2. Видение и построение кадра.

3. Обнаружение и постановка творческой задачи.

4. Оригинальность творческого решения.

5. Оперативность выполнения.

6. Вариативность раскрытия темы.

7. Самостоятельность и способность к совершенствованию.

8. Способность к анализу полученных результатов.

9. Уровень владения средствами обработки растровой графики.

В тексте диссертации подробно описаны конкретные показатели по каждому критерию.

Во второй главе «Пути активизации творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии» рассмотрены художественная фотография в современной методике обучения дизайнеров (констатирующий эксперимент), происходит научно-теоретическое обоснование методических принципов активизации творческой деятельности студентов, методика обучения искусству художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров (формирующий эксперимент).

Констатирующий эксперимент проходил на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также Института открытого образования Московского государственного областного университета. Всего в эксперименте участвовали 100 студентов, 28 из которых выполнили тестовые задания.

В качестве средств проведения констатирующего эксперимента были выбраны: беседы с преподавателями, опросы студентов и учащихся, посещение занятий, соотносимых с проблематикой исследования, анкетирование, сбор фотоданных, учебно-экспериментальные задания, анализ готовых практических фоторабот студентов.

Проведение констатирующего эксперимента позволило сделать следующие выводы:

— у студентов существуют выраженный интерес к художественной фотографии и современным цифровым технологиям, а также потребность в творческом развитии в рамках учебного процесса;

— на время проведения констатирующего эксперимента эффективных и сохранивших актуальность методов активизации творческой деятельности студентов средствами художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров не было разработано;

— анализ готовых практических фоторабот студентов, активизация творческой деятельности студентов ведется на недостаточной научно-теоретической и методологической базе, в результате чего существует необходимость разработки, научного обоснования, экспериментальной проверки и отработки эффективной методики обучения искусству художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров;

— по результатам тестовых заданий с учетом оценивания по разработанным ранее девяти критериям было выявлено отсутствие у протестированных студентов необходимых компетенций по художественной фотографии.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам дать научно-теоретическое обоснование методических принципов построения комплексной программы обучения искусству художественной фотографии, нацеленной на активизацию творческой деятельности студентов-дизайнеров на занятиях по художественной фотографии.

Формирующий эксперимент проводился на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. В эксперименте участвовало 79 студентов. Стартовый уровень и количество человек в контрольных и экспериментальных группах были приблизительно равными. Полученные результаты были проверены в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Пушкино. Экспериментальной исследовательской площадкой формирующей стадии также являлась работа со студентами по направлению «Дизайн костюма» института бизнеса и дизайна.

Нами была разработана комплексная методика обучения искусству художественной фотографии, способствовавшая эффективной активизации творческой деятельности студентов. Методика включала широкий спектр межпредметных связей и развивала навыки по композиции, перспективе, цветоведению и колористике, экспозиционным технологиям, декоративно-прикладному искусству, дизайну (графический и средовой дизайн, дизайн

костюма), компьютерным технологиям и компьютерной графике. Разработанная методика обучения искусству художественной фотографии в адаптированном виде была интегрирована в процессе обучения студентов на следующих направлениях: «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Художественное образование» (бакалавриат), «Педагогическое образование: изобразительное искусство и мировая художественная культура» (бакалавриат), а также в системе дополнительного профессионального образования.

Суть формирующего эксперимента заключалась во введении в процесс обучения вариативных теоретических и практических блоков, выстраивании процесса обучения в контрольных и экспериментальных группах на различных принципах и подходах. Экспериментальные группы обучались по предлагаемой экспериментальной методике, согласно которой задания по художественной фотографии в экспериментальной группе были систематизированны по уровню сложности и требуемым знаниям, умениям и навыкам. Например, в процессе выполнения проектов по средовому дизайну, предлагались задания на съемку архитектуры и городского пейзажа, курс графического дизайна сопровождался социальной фотографией и заданиями по рекламе, а также фотографией в графическом дизайне/дизайне котюма.

Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах показал, что:

— у обучающихся по традиционной методике (контрольные группы) были выявлены сложности в развитии художественно-образного и проектного мышления в фотографии. Недостаточно эффективно шло освоение техники съемки. Также было выявлено недостаточное внимание в традиционных методах обучения современным приёмам ретуши и работы с растровой графикой;

— у обучающихся по экспериментальной методике (экспериментальные группы) было выявлено более успешное освоение заданий. Поскольку для оценки эффективности на коллегиальных просмотрах экспертными комиссиями кафедр использовалась стобалльная система оценивания, средние результаты отличались на 11 баалов в сторону повышения, что может быть оценено как повышение эффективности при использовании экспериментальной методики обучения фотоискусству на 11%;

— использование активных и интерактивных форм проведения занятий способствовало развитию у студентов мотивации, увлеченности процессом обучения на направлениях по дизайну. Применение информационно-компьютерных технологий, технических средств обучения и онлайн консультирования стало одним из факторов, обеспечивших более высокие конечные результаты в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами;

— использование в процессе обучения дизайнеров учебных заданий с широким спектром межпредметных связей, включение элементов ряда дисциплин: композиции, цветоведения и колористнки, экспозиционных технологий, фотографики, фотоискусства, мультимедиа технологий и компьютерной графики, применение разнообразных форм и методов подачи

теоретического и практического содержания дисциплин способствовали более интенсивному освоению необходимых компетенций, что было выражено в более высоких баллах на просмотрах в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами;

— длительность и вариативность проведения педагогического эксперимента позволяют судить об объективности и устойчивости полученных результатов.

В заключении диссертации на основании теоретических и практических результатов сформулированы выводы.

Итогом исследовательской работы было достижение поставленной цели: осуществлены разработка, научное обоснование, экспериментальная проверка и отработка эффективной методики обучения искусству художественной фотографии в процессе обучения дизайнеров.

Экспериментально подтверждено предположение о том, что творческая деятельность студентов-дизайнеров значительно активизируется, если в процессе обучения использовать активные и интерактивные формы проведения занятий по художественной фотографии, способствующие развитию мотивации, увлеченности процессом обучения искусству дизайна; информационно-компьютерные технологии, технические средства обучения и онлайн консультирование; учебные задания с широким спектром межпредметных связей (композиция, цветоведение и колористика, экспозиционные технологии, фотографика, фотоискусство, мультимедиа технологии, компьтерная графика), задания и упражнения, наглядно демонстрирующие возможности достижения образной выразительности и реализации творческих замыслов в конкретном дизайнерском проекте. Таким образом, результаты проведенного эксперимента полностью подтвердили выдвинутую гипотезу.

В ходе исследования были решены следующие задачи: проведен анализ научно-теоретических аспектов творческой деятельности студентов, раскрыты психолого-педагогические основы активизации творческой деятельности; исследованы возможности художественной фотографии в активизации творческой деятельности посредством художественной фотографии; исследованы возможности художественной фотографии в активизации творческой деятельности студентов с учетом изучения современных технических средств художественной фотографии; определены критерии оценки творческой деятельности студентов в процессе занятия художественной фотографией с учетом изучения специфики отечественной школы обучения искусству дизайна; дано научно-теоретическое обоснование методических принципов активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии; проверена эффективность экспериментальной методики обучения искусству художественной фотографии в процессе обучения студентов-дизайнеров.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

1. Дорофеева, 10. Ю. Интегрированный подход в процессе обучения фотоискусству в системе профессионального образования [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Электронный журнал «Вестник МГОУ». Раздел «Педагогика». - 2013. - № 1. — Статья размещена на сайте 29.03.2013 - М.: Изд-во МГОУ. (0,5 п. л.). - Режим доступа : URL : http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/279.

2. Дорофеева, Ю. Ю. Проблемы обучения фотоискусству в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2013. - № 4. - М. : Изд-во МГОУ. -С. 65-68. (0,5 п. л.)

3. Дорофеева, Ю. Ю. Пути активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Российский научный журнал. - 2015.-№ 2(45). - М.: Изд-во ПЕРО. - С. 38-45. (0,4 п. л.)

Научно-методические статьи:

4. Дорофеева, Ю. Ю. Становление художественной фотографии в XIX веке [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева II Материалы научно-теоретической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. Факультет изобразительного искусства и народных ремесел. - М.: ООО «Диона», 2008. - С. 37-40. (0,2 п. л.)

5. Дорофеева, Ю. Ю. Эстетическая и техническая сторона композиции в фотографии натюрморта [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // URL.: http:// www.fotostil.de. (0,5 п. л.). Статья размещена на сайте 24.05.2008.

6. Дорофеева, Ю. Ю. Проблема преподавания художественной фотографии в системе открытого образования [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Материалы научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ. - М.: ООО «Диона», 2010. - С. 97-99. (0,12 п. л.)

7. Дорофеева, 10. Ю. Преподавание художественной фотографии как средство развития творческих способностей, художественно-графических навыков и умений у студентов [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Совершенствование методов преподавания изобразительного искусства и народных ремесел: сборник научно-методических трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2011.-С. 113-117.(0,3 п. л.)

8. Дорофеева, Ю. Ю. Проблема эффективного развития творческих способностей студентов средствами художественной фотографии [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн : сборник научно-методических трудов преподавателей факультета изобразительного искусства и народных ремесел. Вып. №1. - М.: Изд-во МГОУ, 2011.-С. 174-179. (0,4 п. л.)

9. Дорофеева, Ю. 10. Художественно-педагогические аспекты обучения актуальным направлениям в фотоискусстве [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания : сборник Всероссийской конференции. Вып. № 5. - М. : Изд-во МГПУ, 2014. - С. 56-58. (0,4 п. л.)

Основные учебно-методические материалы:

10. Дорофеева, Ю. Ю. Уникальная графика [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева, П. Д. Чистов, А. А. Моисеев // Учебно-методический комплекс по специальности 030800 «Изобразительное искусство». - М. : Изд-во МГОУ, 2009. - 29 с. (1,8 п. л.)

11. Дорофеева, Ю. Ю. Экспозиционные технологии по специальности 070901.65 «Живопись» [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева, А. Л. Моисеев, С. Н. Лычков // Учебно-методический комплекс. - М.: Изд-во МГОУ, 2009. - 26 с. (1.7 п. л)

12. Дорофеева, Ю. Ю. Цветоведение и колористика [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева, А. А. Моисеев // Учебно-методический комплекс по специальности 052400 «Дизайн». - М.: Изд-во МГОУ, 2009. - 28 с. (1,8 п. л)

13. Дорофеева 10. Ю. Компьютерная графика [Текст] / 10. Ю. Дорофеева, А. А. Моисеев // Рабочая программа дисциплины. Направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» («Изобразительное искусство», «Изобразительное искусство и мировая художественная культура»), - М.: Изд-во МГОУ, 2013. - 12 с. (0,7 п. л).

14. Дорофеева, Ю. Ю. Учебно-методический комплекс дисциплины «Фотоискусство» для специальности 070601.65 «Дизайн» для очного и очно-заочного отделений [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева, А. А. Моисеев. - М. : Изд-во МГОУ, 2013-2014 - 19 с. (1,2 п. л.)

15. Дорофеева Ю. 10. Пастельная живопись. Русская реалистическая школа : [учеб. пособие для студентов вузов] / Ю. Ю. Дорофеева, А. А. Моисеев. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 95 с.: цв. ил. - (Изобразительное искусство).

16. Дорофеева, Ю. Ю. Фотографика [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева А. А. Моисеев // Рабочая программа дисциплины и методические рекомендации к ней. Направление подготовки 072500.62 «Дизайн. Графический дизайн». - М. : Изд-во МГОУ, 2015. - 18 с. (1,8 п. л.)

Подписано в печать:

27.04.2015

Заказ №10741 Тираж-75 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru