Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах.

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Михаленко, Людмила Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах.», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Михаленко, Людмила Борисовна, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГШЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

§ I. Структура педагогических способностей

§ 2. Художественные способности

§ 3. Основные компоненты художеетвенно-педагогических способностей

Глава П. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УПРАЖНШЙ

§ I. Художественно-выразительные средства орнаментального искусства.

§ 2. Методологические основы формирования художественно-педагогических способностей

Глава Ш. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОШШШ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТОВ

§ I. Художественно-педагогические способности и познавательный стиль личности.

§ 2. Организация и методика проведения эксперимента.

§ 3. Результаты и выводы экспериментального исследования

§ 4. Система специальных орнаментальных упражнений

ЗАКЛШЕНИЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах."

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров "О дальнейшем развитии высмей школы и повышении качества подготовки специалистов" подчеркивается необходимость вузам уделять первостепенное внимание выпуску специалистов более высокой квалификации, укреплению связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства /6/.

Данное исследование посвящено проблеме профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения на художественно-графических факультетах педвузов. Современный учитель изобразительного искусства призван решать многие задачи, связанные с эстетическим и художественным воспитанием подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание - сложный многосторонний процесс, включающий формирование и развитие эстетических чувств, систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений. Учитель изобразительного искусства, обуществляю-щий художественное воспитание как составную часть эстетического, должен уметь развивать и совершенствовать художественные запросы детей через их практическую, творческую деятельность. Умело организованная изобразительная деятельность учащихся позволит им приобрести необходимые умения и навыки для образного освоения действительности, посильного создания художественных образов. Приобщение школьников к изобразительному искусству имеет большие перспективы в деле нравственного и интеллектуального развития детей, формирования их культуры чув®ТВ.

Большое значение в осуществлении этих задач имеют документы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, его постановление "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", речь Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова. В постановлении Пленума указывается на важность ".полнее использовать возможности школы в эстетическом и физическом воспитании. Возвышать престиж и авторитет учителя, больше заботиться о его квалификации, условиях работы и быта" /7 е.78/.

Несомненно, что повышение качества подготовки будущих педагогов - преподавателей изобразительного искусства скажется на уровне развития образного мышления учащихся как одного из способов познания мира. В последнее время значение развития образного мышления для человека подчеркивается учеными в области психологии и педагогики творчества, которые опираются на исследования о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Учеными доказано, что несмотря на то, что внешне оба полушария нашего мозга выглядят почти одинаково, они выполняют принципиально разные функции /42, 172/. Правое полушарие сохраняет за собой функцию образного восприятия мира, левое - осуществляет абстрактно-теоретическое мышление, а значит, речь, письмо, логические построения на основе "внутренней" речи. (Здесь речь идет только о правшах, поскольку у левшей соотношение функций правого и левого полушарий может быть иным.)

Рассматривая работу двух полушарий как наличие двух спо собов познания, двух типов мышления, исследователи пришли к выводу, что для решения творческих задач - в зависимости от различных моментов творческого процесса - необходима деятельность то правого, то левого полушария головного мозга /30/.

Все вышесказанное влечет за собой не только необходимость повышения роли и значения предмета "изобразительное искусство", но и позволяет на более высоком научном уровне готовить учительские кадры для преподавания в общеобразовательной школе. Насколько учитель изобразительного искусства будет способен развить у учащихся пространественно-образный подход к явлениям действительности, зависит не только развитие образного мышления самого по себе, но и развитие творческих возможностей в решении любой задачи.

Повышение уровня квалификации будущих педагогов тесно связано с задачами формирования профессиональных способностей, которые в данном случае являются сложным сочетанием способностей, присущих педагогу и художнику.

Формирование способностей как системы свойств личности относится к одной из сложнейших задач подготовки учителя изобразительного искусства в педагогических институтах. На этом моменте акцентирует внимание читателей Н.Н.Роетовцев в книге "Методика преподавания изобразительного искусства в школе", в которой пишет: ".Овладеть одновременно высоким мастерством сразу в двух видах искусства - в преподавании и в живописи - редко кому удавалось и удается", и приводит воспоминание В.М.Баруздиной о. П.П.Чистякове: "Не всякий художник имеет способность учить, это дано не всякому, и не всякий преподаватель искусства - большой художник, это соединение исключительно. И Павел Петрович был таким иеключе-нием. Большой мастер и мудрый учитель" /150 е.8/.

Отдельные идеи, мысли о том, какими свойствами должен обладать художник-педагог, можно встретить в письмах, дневниках, воспоминаниях художников, занимающихся педагогической деятельностью, их учеников, а также у писателей, публицистов, обращающих свое внимание на изучение жизни и творчества известных художников-педагогов. К ним можно отнести П.П.Чистякова, Д.Н.Кардовского, В.П.Е|анова, Б.М.Иогансона, К.Ф.Юона и многих других.

Многочисленные публикации подобного склада отражают различные стороны педагогической деятельности преподавателей изобразительного искусства, рассказывают об особенных чертах в деятельности, характере того или иного наставника молодежи. Однако, важно отметить, что подавляющее большинство авторов указывает на необходимость высокого мастерства художника в том виде изобразительного искусства, который он преподает.

А.С.Дерябин приводит высказывание В.П.Ефанова о том, каким должен быть художник-педагог: "Как можно научить мыслить на холсте, бумаге или в глине образно и оригинально, если сам ничего не создал образного и оригинального. Наблюдать, выискивать характерное, яркое, уметь взять красивое в жизни может научить только художник" /51 с.58/.

Несмотря на то, что педагогическая деятельность художника, преподающего в специальном художественном заведении, и учителя изобразительного искусства в школе преследует разные цели, требования, которые предъявляются к личности педагога в том и другом случае, заключаются прежде всего в способности к художественному осовению действительности.

Мы согласны с мнением А.Е.Терентьева, который характеризует способности учителя следующим образом: "Современный учитель не имеет право быть специалистом-ремесленником, усвоившим некоторое количество технических приемов рисования и лило» поверхностно знакодам с изобразительной деятельностью. Он должен быть настоящим художником, умеющим вполне профессионально и действительно творчески подойти к процессу создания рисунков и наглядных пособий" /164 с.5/.

Подобные мысли можно встретить в диссертационных исследованиях, посвященных проблемам профессионально-педагогической подготовки студентов на художественно-графических факультетах. Л.П.Дехтяренко пришла к выводу, что профессионально-педагогический интерес начинается с возникновением интереса к специальному предмету /52/.

В практике подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах наблюдаются недостатки, которые особен но отчетливо проявляются в ходе практической педагогической деятельности, а именно: студенты не владеют специальной терминологией; многие умения и навыки , связанные с художественным творчеством, не получили четкое вербальное выражение в сознании и поэтому не могут быть переданы учащимся* очень часто наглядные пособия, выполненные студентами, не отличаются высокими эстетическими качествами; многие студенты испытывают трудности в педагогическом общении с учащимися;и другое.

Таким образом, можно констатировать, что в области подготовки учителей изобразительного искусства уровень профессионального развития у студентов художественно-педагогических способностей нельзя признать удовлетворительным. йцё далеко не все выпускники художественно-графических факультетов охотно идут работать в школу. И это происходит несмотря на то, что по специальным предметам с^денты успевают на "хорошо" и "отлично", проявляя определенные способности к изобразительной художественной деятельности. При этом необходимо отметить, что знания студентов по предметам психолого-педагогического цикла достаточно высокие, что должно благоприятствовать педагогической направленности в формировании личности учителя изобразительного ис^ества в процессе подготовки его в стенах вуза.

Отсюда возникает противоречие между тем, как, обладая способностями к изобразительному творчеству и при наличии знаний в области педагогики, студенты не научились преломлять свои знания и умения для педагогической деятельности. Существование такого противоречия стало серьезной проблемой в практике подготовки учителей изобразительного искусства в вузе.

Мы полагаем, что названные недостатки в подготовке учителей изобразительного искусства вызваны слабым вниманием со стороны педагогов высшей школы к проблемам формирования познавательных процессов студентов, в частности, их педагогически направленного мышления. В психолого-педагогической литературе указывается, что "формировать мышление - значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности."

В решении сложной психолого-педагогической проблемы формирования личности учителя, развития его художественно-педагогических способностей особое место занимает профессиональная направленность обучения и воспитания студентов. На современном этапе возрастает роль исследований и научных рекомендаций, касающихся обучения и воспитания студентов с учетом установки и реализации межпредметных связей в преподавании специальных дисциплин и предметов психолого-педагогического цикла, в частности, преподавания методики изобразительного искусства в школе. По этому поводу А.А.Милюков пишет: "Здесь нельзя ограничиться привнесением на каком-то этапе обучения в вузе знаний по методике преподавания конкретного предмета. Методическая подготовка не может ограничиваться своего рода добавлением новых знаний к сумме знаний и умений, приобретенных по предметам специальности за предшествующий период обучения, а должна осуществляться одновременно в ходе изучения всех учебных предметов, пронизывая собой весь учебно-воспитательный процесс, освещая путь накопления опыта, обобщая и фокусируя в себе весь багаж знаний "Л 02. с. ИЗ/.

В связи с этим целью данного исследования является теоретическое и практическое обоснование условий, методов и средств формирования художественно-педагогических способностей студентов в процессе их подготовки на факультете.

Одним из путей осуществления педагогической направленности специального образования, является выполнение системы заданий, в которой, во-первых, предусматривается сознательный подход к решению определенной художественной задачи, во-вторых, акцентируется внимание студентов на противоположных средствах художественной выразительности. Такие задания или упражнения должны способствовать развитию как образного, так и логического мышления студентов, в равной мере необходимых для формирования профессионально-педагогических способностей учителя изобразительного искусства.

В связи с задачами нашего исследования, мы разработали систему заданий, построенных на основе выполнения орнаментальных композиций. По нашецу мнению, подготовка студентов в облас ти изучения вопросов истории и теории орнамента сама по себе имеет большое значение для формирования художественного развития учителя изобразительного искусства. Превде всего это дает ему возможность средствами орнаментального искусства использовать свои знания в сфере художественного развития детей. В исследовании Е.С.Рогалевой показано, что рисование орнамента развивает сенсорную культуру ребенка, способствует формированию эстетического восприятия и творческих способностей. В работах Н.П.Сакулиной, В.С.Мухиной отмечается, что рисование узоров является одним из доступных детям приемов выразительности в изобразительном творчестве /147,106/.

С другой стороны, использование орнамента в системе специальных заданий оправдано тем обстоятельством, что именно в орнаментальном искусстве наиболее отчетливо можно наблюдать "смыкание интуиции и логики, переплетение эмоционального и интеллектуального механизмов психики" /21 с.63/,

Наконец, орнамент может служить инструментом в области познания процессов творчества. По этому поводу интересно высказывание Г.И.Маркелова, который пишет: "Орнаментика - это существенная часть декоративного искусства, - есть ничто иное, как одна из общих форм, в которых человек издавна выражает закономерность явлений окружающего мира и явлений, происходящих в нем самом, которая устанавливает связь между ритмом внутренним и ритмом внешним. Нельзя по этому не видеть в первобытной орнаментике проблемы, одинаково важной и для психологии искусства и для биологии" /97 с.25/.

На основании изучения научных публикаций по исследуемому вопросу, анализа нашего педагогического опыта, а также констатирующих экспериментов была выдвинута следующая гипотеза, Мы предположили, что использование специальных орнаментальных заданий в процессе подготовки учителя изобразительного искусства в педагогических институтах является одним из условий формирования художественно-педагогических способностей студентов, так как выполнение подобных упражнений требует активизации как специфического образного, так и логического мышления.

Объект исследования был определен как формирование художественных и педагогических способностей на основе развития специфического образного и логического мышления студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Предмет исследования: особенности выполнения студентами специальных орнаментальных упражнений в зависимости от активизации специфического (художественного) образного и логическо-' го шшления.

Задачи исследования:

- выявить основные компоненты художественно-педагогических способностей;

- дать психолого-педагогическую характеристику художественной практики в области орнаментального творчества и ее возможностей в формировании профессиональных способностей студентов;

- экспериментально исследовать зависимость индивидуальных особенностей мыслительных процессов студентов от характера выполнения ими орнаментальных упражнений;

- наметить пути и методы индивидуального подхода к мированию художественно-педагогических способностей;

- разработать и обосновать систему специальных орнаментальных упражнений, формирующих специфическое образное и логическое мышление студентов.

Методологической основой работы явились труды классиков марксизма-ленинизма по философии, социально-методологическим проблемам, директивы и постановления ЦК КПСС и правительства СССР в области народного образования.

Источники исследования: литература, имеющая отношение к освещению выдвинутой проблемы, опыт работы вузов по формированию учителя изобразительного искусства, продукты изобразительной деятельности студентов.

Исследуемая проблема рассматривалась нами в теоретическом и практическом планах. В соответствии с этим мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, имеющих отношение к нашей теме, наблюдение, педагогический анализ продуктов учебно-творческой изобразительной деятельности студентов.

К практической части работы относится проведение педагогического эксперимента, который проходил в два этапа. В 1980-81 учебном году со студентами Ш курса Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина был проведен первый этап эксперимента, целью которого являлось уточнение заданий, их последовательность, выяснение типичных ошибок, определение особенностей иллюстративного материала и др.

Второй этап эксперимента был проведен в 1982-83 учебном году со студентами художественно-графических факультетов Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина и Московского государственного заочного педагогического института. Этот этап определился как психолого-педагогический, так как был посвящен исследованию основных зависимостей между особенностями познавательных процессов личности и характером выполнения специальных упражнений, активизирующих логические и образные компоненты художественного мышления.

Научная новизна исследования заключается в том, что были выявлены основные компоненты художественно-педагогических способностей; разработана система специальных орнаментальных заданий, способствующих формированию художественно-педагогических способностей; даны методические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода к формированию необходимых для учителя изобразительного искусства свойств и качеств.

Практическая ценность работы заключаются в том, что ее результаты могут быть использованы в плане формирования худо-жеетвенно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Материалы проведенного исследования обсуждались: на Ленинских чтениях МИШ им.В.И.Ленина (Москва, 1981 г.); на заседаниях кафедры методики преподавания черчения, рисования и труда МШИ им.В.И.Ленина (1982-1983 г.); на У1 Всероссийском симпозиуме "Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" 25-26 января 1983 года (Москва, 1983 г.); на заседании кафедры методики преподавания изобразительного искусства, черчения и труда ЛГПИ имени

A.И.Герцена (Ленинград, 1983 г).

Результаты исследования были внедрены в практику. Студенты художественно-графических факультетов МШИ имени

B.И.Ленина, МГЗПИ, ЛПШ имени А.И.Герцена в курсе лекций и практических занятий по методике изобразительного искусства и на практических занятиях по школьному декоративному делу были познакомлены с системой орнаментальных упражнений. Это позволило студентам применить полученные знания и умения на педагогической практике, проявить свои художественно-педагогические способности во внеклассной работе со школьниками.

Разработанные методические указания "Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства (М., МШИ им.В.Й.Ленина, 1984) послужили основой для внедрения предложенной методики в Чебоксарском государственном педагогическом институте, Карачаевском государственном педагогическом институте, Орловском государственном педагогическом институте при изучении студентами курса методики преподавания изобразительного искусства в школе.

Работа содержит 120 страниц машинописного текста, 55 рисунков, 2 диаграммы, I таблицу. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании мы опирались на исходную мысль о том, что успех обучения и воспитания в основном зависит от творческого потенциала личности учителя, одним из компонентов которого является уровень его профессионально-педагогического мышления. Под этим углом зрения был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам педагогических способностей, в результате которого было определено направление дальнейшего исследования, в частности, акцентировка внимания на основном компоненте педагогических способностей: на способность к пониманию учителем личности ученика.

В соответствии с задачами нашего исследования ш выделили среди совокупности художественных способностей художественное мышление, поскольку использование его особенностей и закономерностей позволяло определить подход к выделению основных компонентов художественно-педагогических способностей. Так, результаты исследования в этой области позволили, например, выделить те особенности процессов художественного познания, на юторые нужно обратить внимание при формировании педагогически направленного мышления. Прежде всего это связано с осознанием интуитивного опыта в области изобразительного творчества, формированием понятий, представлений, владением специальной терминологией и т.д.

В ходе теоретического осмысления проблемы художественного мышления мы пришли к мысли о том, что сбалансированное сочетание логического и образного компонентов в его структуре может быть источником возникновения педагогических способностей художника. Это предположение явилось основой для создания специа! ных заданий, способствующих формированию качеств, необходимых учителю изобразительного искусства.

Опираясь на тезис диалектического материализма о единстве языковых и мыслительных форм, а также на понимание декоративности как неотъемлемой части художественного мышления, мы обобщили существующие представления о художественно-выразительных средствах орнаментального искусства с целью создания специальных заданий, при помощи которых возможно формирование конвергентного (понятийного) мышления в единстве с дивергентным (образным).

Для проверки нашего предположения о целесообразности использования орнаментальных заданий в процессе подготовки учителя изобразительного искусства проводилось экспериментальное исследование, в результате которого обнаружилось: а) выполнение специальных орнаментальных упражнений требует определенной специализации мыслительных процессов, в частности, высокого уровня абстрагирования, целостности восприятия, гибкости мышления; б) существует определенная зависимость между особенностями познавательных процессов (познавательным стилем личности) и успешностью выполнения орнаментальных упражнений; в) характер изобразительного решения орнаментальных композиций зависит от особенностей мыслительных процессов (типа фантазирования).

В целом диссертационное исследование представляет собой попытку определения путей и методов эффективного формирования художественно-педагогической направленности мыслительной деятельности студентов в процессе подготовки в системе высшего образования. Для решения этой задачи разработан комплекс орнаментальных упражнений. Важнейшие выводы теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:

1. Основные компоненты художественно-педагогических способностей можно представить, как: I) способность к осознамю своего опыта в области изобразительного творчества; 2) способность соотносить свой художественный опыт с опытом развивающейся личности ученика; 3) способность проникать во внутренний мир учащихся и по их творческим работам определять пути их индивидуального развития.

2. Студенты ХГФ, обладающие художественно-образным мышлением с достаточно развитым компонентом логического мышления, наиболее успешно справляются с предложенными заданиями.

3. В результате выполнения разработанных нами упражнений происходит формирование логического компонента художественного мышления в единстве с образным, что является необходишм условием подготовки учителя изобразительного искусства в школе.

4. Формирование художественно-педагогического стиля мышления необходимо осуществлять с учетом типа познавательного стиля личности.

5. Орнаментальные композиции могут служить инструментом познания личности их автора.

Таким образом, можно утверждать, что теория и практика орнаментального творчества в системе подготовки учителя изобразительного искусства во многом способствует формированию эстетически, художественно и нравственно развитой личности, а выполнение специальных орнаментальных упражнений открывает возможности для формирования профессиональных особенностей познавательных процессов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Михаленко, Людмила Борисовна, Москва

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42.

2. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. -Маркс К., Энгельс 5>. Соч., 2-е изд., т.16 ч.1.

3. Маркс К., Энгельс Немецкая идеология., т.1, Фейербах. Соч., 2-е изд., т.З.

4. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". -Полн.собр.соч., т.29.

5. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч.,т. 29.

6. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Коммунист, 1979, № II.

7. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М: Политиздат, 1983, 80 с.

8. Алпатов М.В. Композиция в живописи: Историч.очерк. М., Л.: Искусство, 1940, 132 с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, 373 с.

10. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981, 64 с.

11. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981, 192 с.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.

13. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980, 126 с.

14. Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977, 183 с.

15. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974, 348 с.

16. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976, 40 с.

17. Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности. Автореф.дис. .канд.псих.наук. Л.: 1978, 15 с.

18. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциации в механизме художественного воздействия. В кн.: Эстетические очерки. Вып.5. М.: Музыка, 1979, 137-174 с.

19. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов худокественио-графических факультетов педагогических факультетов: (На примере Северного Кавказа.) Автореф.дис. .канд.пед.наук. М.: 1975, 25 с.

20. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М.: Лег.индустрия, 1977, 192 с.

21. Беркинблит Т.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968, 127 с.

22. Богоявлянская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981, 96 с.

23. Бодалев А.А. Формирование понятий о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Л1У, 1970, 135 с.

24. Брунер Д.Ж. Психология познания: (За пределами непосредственной информации). Пер.с англ. II.: Прогресс, 1977, 411 с.

25. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977, 296 е.,ил.

26. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980, 192 с.

27. Васнецов А. Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Изд-во Т.Ннобедь, 1908, 133 с.

28. Вейль Г. Симметрия. Пер. с англ. М.: Наука, 1968, 190 с.

29. Вейн А. Мозг и творчество. Наука и жизнь, 1983, $ 3, 78-83 с.D

30. Венгр Л.А. Педагогика способностей. М.: Знамя, 1973, 96 е., ил.

31. Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Респ.сб.научн.тр. Отв.ред.Шварц И.Е. Пермь.: Б.И., 1979, 104 с.

32. Возрастная психология взрослых. Тез.докл. к Научной конференции 27-29 октября 197I г. Вып.2. Л.: Изд-во АПН СССР 1971, 129 с.

33. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, 508 с.

34. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар: Изд-во Кубанск.ун-та, 1978, кн.2, 190 с.

35. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар: Изд-во Кубанск.ун-та, 1978, кн.2, 190 с.

36. Вопросы художественного образования. Вып.З. Л., 1972.

37. Вундт В. Фантазия как основа искусства. Пер.с нем. СПб. M.s Н.О.Вольф, 1914, 146 с.

38. Выготский Л.С. Психология ис^сства. М.: Искусство, 1965, 379 с.

39. Газанига М. Расщепленный человеческий мозг. В кн.: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974, с.47-57,

40. Гинзбург И,В. П.П.Чистяков и его педагогическая система Л., М.: Искусство, 1940, 204 е., ил.

41. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эететическо го сознания. М.: Высш.школа, 1974, 101 е.

42. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе; М.: Просвещение, 1965, 260 с.

43. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В кн.: Способности и интересы. М., 1962, 132-145 с

44. Готтеданкер Р. Основы психологического эксперимента. Пер.с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982, 463 с.

45. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, 423 с.

46. Даниэль С. Язык педагога. Художник, 1981, № 10, 61-62 сг

47. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Акад.художест СССР, 1961, 222 е., ил.

48. Державин Б,А. Вопросы теории композиции орнамента на ткани: /Конспект лекций/» М., 1978, 56 с.

49. Дерябин А.С. Педагогическая система и методы Д.Н.Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дис. .канд.пед.наук, М., 1975, 231 с.

50. Дерябин А.С. Художественная и педагогическая деятельность народного художника СССР, действительного члена академии художеств СССР, профессора Василия Прокофьевича Ефанова.

51. В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980, 53-60 с.

52. Дехтяренко Л.П. Формирование профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов. Автореф.дис. . канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978, 25 е.

53. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962, 314 с.

54. Дранков В.Л. 0 природе художественного таланта. Дис. .канд.психол.наук. Л., 1976, 180 л.

55. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Йзд.СГПИ им.К.Маркса, 1974, 151 с.

56. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы Дчеб.пособие для вузов/. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Изд-во Белорус.ун-та, 1981, 383 е.

57. Елкина А. Плетеный орнамент и древнее ремесло. Знание-сила, 1982, $ 4, 23-25 с.

58. Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов. Автореф.дис. .канд.пед.Hayjc. Л., 1973 , 20 с.

59. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982, 277 с.

60. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления. Вопросы психологии, 1973, № 2, 3-14 с.

61. Зись А. Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствоведение. М.: Искусство, 1967, 440 с.

62. Зись А.Я. Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975, 447 с.

63. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1963, 500 с.

64. Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973, 462 с.

65. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961, 160 с.

66. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство Ленингр, отд-ние, 1972, 440 с.

67. Канцедикас А.С. Искусство ж ремесло: /К вопросу о природе народного искусства/. М.: Изобраз.искусство, 1977, 120 е., ил.

68. Капр.А. Эстетика искусства шрифта. Пер.с нем. М.: Книга, 1979, 123 е., ил.

69. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. И.: Наука, 1968, 207 с.

70. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, 304 е., ил.

71. Климов Б.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1969, 277.

72. Козлов В.Н. Основы орнаментальной композиции: Раздел "Орнаментальный рисунок и костюм". М.: Изд.Моск.текстил.ин-та, 1976, 35 с.

73. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975, 717 с.

74. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга. В кн.: Психология межличностного познания. Под ред.Бодалева А.А. М.: 1981, 222 с.

75. Крамаренко Л. Поэтика декоративных образов. Творчество, 1976, № 8, 19-22 с.

76. Краткий словарь по эстетике (Под общей ред.Овсянникова М.Ф., Разумного В.А.). М.: Политиздат, 1963, 543 с.

77. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971, 60 с.

78. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971, 144 с.

79. Кузин B.C. Психология: /Учебник для худож.училища/. М.: Высш.школа, 1974, 280 с.

80. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Дексты лекций/. Гомель: Изд.ГПИ, 1976, 57 с.

81. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, 114 с.

82. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967, 176 с.

83. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, 98 с.

84. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971, 109 с.

85. Кухарев Н.В. Психолого-педагогические способности и качества учителя: /Методические рекомендации по овладениюпедагогическим мастерством/. Гомель: Гомел.обл.совет Пед. об-ва БССР, 1979, 40 с.

86. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Дчеб.пособие для пед.ин-тов/. 2-е изд. М.: Учпедгиз, I960, 428 с.

87. Ленобль Г.М. Писатель и его работа: /Вопросы психологии творчества и художественного мастерства/. М.: Советский писатель, 1966, 393 с.

88. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. М., Л.: Академия, 1935, т.2, 490 с.

89. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979, 46 с.

90. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Вопросы философии, 1972, № 12, 129-140 с.

91. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981, 584 с.

92. Леушина Л.И., Невская А.Л., Павловская М.Б. Различия способов обработки зрительной информации в правом и левом полушариях. Психологический журнал, т.2, 1981, № 3, 81-94 с.

93. Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф.дис. .канд. пед.наук. М.: 1970, 20 с.

94. Лоревд Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей: 100 табл. с объяснит.текстом. Спб.: Изд-во А.Ф.Девриен, 1867, 174 с.

95. Лурия А.Р., Симерницкая Э.Г. 0 функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. Физиология человека, 1975, т.1, № 3, 4II-4I7 с.

96. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством. Дис. .канд.пед.наук. М., 1979, 168 л.

97. Маркелов Г.И. Ритм и автоматизм в творчестве. Отдельн.оттиск из журнала "Современная психоневрология11, 1926, № 5-6, 20 с.

98. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий. Вопросы психологии, 1977, № 2, 96-104 с.

99. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978, 207 е., ил.

100. Маца И. Может ли машина быть произведением искусства? Декоративное искусство, 1961, № 3, 14-16 с.

101. Медведев Л. Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку. Дис. .канд.пед.наук. М., 1977, 182 с.

102. Милюков А.А. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов на современном этапе. В ; кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980, III-II7 с.

103. Михайлова А.А. 0 художественной условности. 2-е изд. М.: Мысль, 1970, 299 с.

104. Молева Н.М., Белютин Э.М., Павел Петрович Чистяков. I832-1919. М.: Искусство, 1954, 60 с.

105. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: об-во "Знание" УССР, 1978, 27 с.

106. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981, 238 е., ил.

107. Научно-теоретические основы профессиональной подготовки в педагогическом вузе: /Сб.науч.тр/. Изд.СШЙ им.К.А.Фе-дина, 1981, 163 с.

108. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976, 336 с.

109. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Сов.художник, 1972, 343 с.

110. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981, 190 с.

111. Никитин М.Н. Художественное оформление тканей. М.: Лег.индустрия, 1971, 297 е., ил.

112. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972, 343 с.

113. Новикова Л.И. Искусство и труд. М.: Высш.школа, 1974, 171 с.

114. Общая психология: /Учебник для пед.ин-тов/. Под ред. Петровского А.В. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976, 479 с.

115. Оганов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978, с.131.

116. Орлова Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления. Дис. .канд.философ.наук. Киев, 1981, 218 с.

117. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972, 79 с.

118. Осипова Е.К. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя: /Методические указания и задания для студентов педагогических институтов и преподавателей школ/. Усть-Каменогорск: Б.и., 1975, 106 с.

119. Основы декоративного искусства в школе: Дчебное пособие для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов/. Под ред. Нещумова Б.В., Щедрина Е.Д. М.: Просвещение, 1981, 175 е., ил.

120. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида. М.: Искусство, 1970, 629 с.

121. Петрякова Ф. Рясне квотами Приднестровя. Декоративное искусство, 1970, № I, 44 с.

122. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978, 32 с.

123. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 308 с.

124. Понамарев Я .А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967, 256 е., схем.

125. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976, 280 с.

126. Преподавание спеццисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск: 1978, 162 с.

127. Принцип симметрии: Историко-методологические проблемы /Отв.ред.Кедров Б.М., Овчинников Н.Ф./. М.: Наука, 1978, 397 е., ил.

128. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Под ред.Илиади А.И. Л.: 1975, изд-во ЛГУ, 205 с.

129. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах /Под ред.Кузьминой Н.В./. Л.: Знание, 1970 , 88 е

130. Проблемы способностей: (Материалы конференции 22-24 июня I960 года Ленинград). Отв.ред.член-кор.АПН РСФСР проф. Мясицев В.Н. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, 308 с.

131. Проблемы этики и эстетики: Вып.2. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.

132. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы ХУШ- первой половины XIX века. М.: Изобраз.искусство, 1983, 312 е., ил.

133. Психодиагностика и школа: (Тезисы симпозиума). Таллин: Изд.НИИ педагогики, 1980, 188 с.

134. Психологические исследования познавательных процессов и личности: /Сб.статей/. М.: Наука, 1983, 216 с.

135. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981, 224 е., ил.

136. Психология педагогического общения: /Методическая разработка для преподавателей и студентов/. Саратов: Изд.СГПИ, 1980, 96 с.

137. Психология процессов художественного творчества. Под ред.Мейлаха Б.С. и Хренова Н.А. Л.: Наука, Ленингр.отд-ние 1980, 284 с.

138. Психология рисунка и живописи: (Вопросы психологического исследования формирования образа). Отв.ред.Игнатьев Е.И, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954, 224 с.

139. Пути повышения профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педвузе. Пермь: Изд.ПГПИ, 1979, 81 с.

140. Развитие психологических функций взрослых людей /Йод ред.Ананьева Б.Г., Степановой Е.С./ М.: Педагогика, 1972, 245 с.

141. Развитие художественных способностей: /Сб.статей/. Под ред.Сакулиной Н.П. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, 368 с.

142. Раппопорт С.Х. Мышление в образах и декоративность. В кн.: Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М., 1969, 188 с.

143. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Сов.художник, 1968, 271 с.

144. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю.: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов.художник, 1978, 237 е., ил.

145. Рибо Т. Творческое воображение. Пер. с фр. Спб.: Тип.Ю.Н.Эрлих, 1901, X., 318 е.

146. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974, 298 с.

147. Рогалева Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6-7 лет: /На материале орнаментального творчества/. Автореф.дис. .канд.пед.наук. Л., 1969, 16 с.

148. Роговин М.С. Логическая и психологическая структура диагноза. В кн.: Психологические проблемы рационализации деятельности. Вып.4, Ярославль 1979.

149. Розенблюм Е. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974, 175 с.

150. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980, 238 с.

151. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: /Учебное пособие для пед.училищ/. М.: Просвещение, 1976, 287 с.,ил.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебное пособие для высш.пед.учеб.заведений и ин-тов. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946, 704 с.

153. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, 423 с.

154. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Лег.индустрия, 1956, 46 с.

155. Свешников А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента. Дис. .канд.пед.наук. М., 1981, 200 с.

156. Симонов П.П. "Сверхзадача" художника в свете психологии и нейрофизиологии. В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 38-43 с.

157. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976, 160 с.

158. Советы мастеров: Живопись и графика. Л.: Художник РСФСР, 1973, 366 е., ил.

159. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972 88 е., ил.

160. Соловьев А.В. Процесс обобщения и познавательный стиль личности. В кн.: Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.

161. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979 , 340 е.

162. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник РСФСР, 1973, 180 с.

163. Тамарин В.Э., Яковлева Д.С. К вопросу о формировании педагогического мышления у студентов. В кн.: Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1973.

164. Теоретические проблемы психологии личности /Отв.ред. Шорохова Е.В./. М.: Наука, 1974, 317 с.

165. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред.Пискунова А.И., Воробьева Г.В. М.: Педагогика, 1979, 207 с.

166. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1961, 536 с.

167. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителей изобразительного искусства: /Пособие для учителей/. М.: Просвещение, 1981, 172 с.

168. Томилова Г.А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Дис. .канд.пед.наук. Л., 1975, 155 с.

169. Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1977, 108 с.

170. Узоры симметрии. Пер. с англ. М.: Мир, 1980, 269 с.

171. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство, /прикл.цветопсихология/. Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1973, 117 с.

172. Функциональная асимметрия мозга. Мосидзе Q.M., Рижи-нашвили Р.С., Самодашвили З.В., Турашвили Р.И. Тбилиси: Мещние-реба, 1977, 118 с.

173. Хмелю к Р.И. Диагностика прсф есеиональной пригодности молодежи к работе учителя. Советская педагогики, 1971, № 8, 75-80 с.

174. Художественная культура: Понятия, термины: Сост. Дорогова Л.Н. М.: Знание, 1978, 206 с.

175. Художественное восприятие. Под ред.Мейлаха Б.С. Л.: Наука, 1971, 387 с.

176. Художественное проектирование /Учебное пособие для студентов пед.ин-тов/. Под ред.Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д. М.: Просвещение, 1979, 175 е., ил.

177. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения 1983. Л.: Наука, 1983, 279 с.

178. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1962, 67 с.

179. Шепетис Л.К. Искусство и среда: Место искусства в современной эстетической среде. М.: Сов.художник, 1978, 264 с.

180. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971, 223 с.

181. Шорохов Е.В. Основы композиции: Дчебное пособие для студентов пед.ин-тов/. М.: Просвещение, 1979, 303 е., ил.

182. Шпикалова Т.Н. Народное искусство на уроках декоративного рисования: /Пособие для учителей/. 2-е изд.перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979, 191 с.

183. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972, 399 с.

184. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. М.: Лег.индустрия, 1969, 88 с.1.. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. Л.: Просвещение, 1967, 265 с.

185. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969, 271 с.