Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пучкова, Наталья Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пучкова, Наталья Николаевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов в ходе занятий декоративным искусством.

1.1. Сущность процесса творчества.

1.2. Творческие потребности и их роль в формировании личности.

1.3. Психологический аспект формирования творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов.

1.4. Педагогический аспект формирования творческих потребностей студентов.

Выводы.

ГЛАВА 2. Художественная вышивка - один из способов развития творческих потребностей.

2.1. Из истории художественной вышивки.

2.2. Композиция вышивок.

2.3. Семантика геометрического орнамента в русской вышивке.

2.4. Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки.

2.5. Художественная вышивка как объект преподавания в педагогическом вузе.

Выводы.

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование путей и методов формирования творческих потребностей в процессе занятий декоративным искусством.

3.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента.

3.2. Методика организации и анализ проведения обучающего эксперимента.

3.3. Анализ и сравнительные результаты экспериментального исследования.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством"

Изменения в экономической, социальной сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сегодня в условиях развития и преобразования общества, перед высшей школой особенно остро встает проблема подготовки нового, широко образованного, активного человека, способного творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Необходимость удовлетворения потребности общества в людях профессионально грамотных и творчески одаренных подтверждает высказывание J1.C. Выготского, который говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека (35).

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность. Наиболее эффективно художественно-творческие потребности и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность, ценить прекрасное, развиваются в области изобразительного и декоративного искусства.

Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества. Декоративное искусство, как отражение исторического и культурного наследия нашего народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии -источника творческих замыслов профессионального искусства.

Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни воспитывала эстетический вкус, заставляла ценить прекрасное.

Дошедшее до нас культурное наследие наглядно показывает, что Россия славилась своими умельцами: мастерами резьбы по дереву и кости, чеканки, эмальерного искусства, художественного литья, гончарами, вышивальщицами, ткачами.

Вышивальное искусство было широко развито на Руси, о чем свидетельствуют сохранившиеся до сих пор вышивальные промыслы. Большинство русских обычаев связано с вышитыми изделиями, будь то сватовство, свадьба, рождение ребенка, различные праздники, похороны. На протяжении всей жизни человеку сопутствовали вышитые изделия.

К сожалению, сегодня, когда человек окружен всевозможными машинами, облегчающими его труд, поставляющими ему в большом объеме необходимую информацию, все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, вышивка все реже встречается в качестве предмета изучения, зачастую в силу своей трудоемкости, «не модности», так же, потому что ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.

Учитывая это обстоятельство, не стоит забывать, что наряду с другими дисциплинами изобразительного цикла в развитии художественно-творческих потребностей особую роль играют занятия декоративно-прикладным искусством, следовательно, необходимо активнее использовать данные возможности в процессе подготовки студентов художественно-графических факультетов.

Обращаясь к вопросу формирования художественно-творческих потребностей мы уделили внимание трудам Аристотеля, А.С. Громова, А.Ф. Лосева, А.Г. Скрипкина, П.А. Флоренского и мн. др., рассматривавших философский аспект природы творчества. Эти исследования определили роль и место творчества в развитии человеческой культуры, становлении человеческой личности.

В психологии проблемой творчества занимались В.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, И .Я. Каплунович, B.C. Кузин, Б.Ф. Ломов, Я. А. Пономарев,

B.М. Теплов, П.М. Якобсон.

Социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект творчества рассмотрен в исследованиях Л.М. Баткина, Г.К. Вагнера, В.В. Ванслова, В.М. Василенко, Д.С. Лихачева, М.А. Некрасовой, С.Г. Петрова и др.

Вопросы народного искусства и культуры России освящены в исследованиях Р.А. Бардиной, И .Я. Богуславской, Т.И. Еременко,

C.В. Иванова, Л.Э. Калмыковой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Б.А. Рыбакова, В.В. Стасова, В.М. Шугаева. Авторами рассмотрены народная и художественная культура в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом и социальном аспекте.

Большое внимание изучению народного и декоративно-прикладного искусства уделено в научных трудах и исследованиях М.К. Даутова, Н.А. Ершовой В.В. Корешкова Р.Г. Ломоносова, Т.Я. Шпикаловой, и др., где декоративно-прикладное искусство рассматривается как одно из действенных средств эстетического и нравственного воспитания.

Проблему развития художественно-творческих потребностей в процессе изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в своих диссертационных исследованиях рассматривали С.П. Ломов, М.В. Соколов, и некоторые др. В отличие от выше названных работ наше диссертационное исследование рассматривает аспекты обучения студентов художественно-графических факультетов ручной вышивке.

Значительный вклад в дело развития и совершенствования обучения в высшей школе внесли исследования ученых-педагогов B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова.

Учитель изобразительного искусства призван развивать творческие способности учеников, формировать интерес к художественному наследию, учить пониманию сущности творчества, что возможно лишь при наличии у него потребности в художественном творчестве. В противном случае, какими бы богатыми знаниями по теории и истории вопроса не владел бы такой преподаватель, творчески применить их на практике ему будет трудно, а значит, процесс обучения будет скучным, рутинным, и пойдет по пути репродуктивного освоения материала.

Тот факт, что формирование потребности в художественном творчестве оказывает влияние на уровень специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов и недостаточная степень разработки проблемы формирования художественно-творческих потребностей обусловили актуальность нашего исследования.

Наша работа призвана дополнить исследования в современной педагогической науке, теории и практике художественного образования.

Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства представляет собой сложный процесс становления с одной стороны высококвалифицированного педагога, а с другой -профессионала художника. Подготовка такого специалиста требует решения в ходе обучения целого ряда взаимосвязанных задач.

На формирование профессионально значимых качеств художника-педагога оказывает влияние как весь процесс обучения в целом, так и изучение отдельных предметов, входящих в состав специальной подготовки, таких как декоративно-прикладное искусство.

От сформированности потребности в изобразительной и прикладной деятельности зависит успешность работы будущего преподавателя изобразительного искусства. Значительная роль в формировании потребностей отводится целенаправленному педагогическому воздействию.

Проблема нашего исследования заключается в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уделяется должного внимания формированию художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) и возникающей в этой связи необходимости поиска наиболее эффективных способов обучения и форм организации занятий по декоративному искусству, в частности художественной вышивкой, способствующих формированию этих потребностей.

Цель исследования - научное обоснование, экспериментальная проверка и практическая разработка способов и методов формирования творческих потребностей студентов в процессе изучения художественной вышивки.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по изучению вышивки.

Предмет исследования - процесс формирования творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях ручной вышивки, поиск путей и средств решения данной проблемы.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе обучения вышивке значительно активизируется, если:

- обучение ведется по принципу соответствия фазам творческого процесса;

- учебный процесс построен с учетом психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей студента;

- организация учебного процесса основывается на современной научно обоснованной методике преподавания, где:

- цели, задачи и содержание обучения художественной вышивке, направлены не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на формирование художественно-творческих потребностей, практические задания и упражнения, так же направлены на формирование художественно-творческих потребностей;

- используется ряд форм, методов известных в педагогике, которые в данной системе оригинально сочетаются и вз аимодействуют;

- применяются, специально разработанные наглядные пособия;

- теоретическое обучение неразрывно связано с конкретной практической деятельностью студентов.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования:

- анализ научно-теоретической литературы с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности человека;

- обобщение специальной литературы по проблеме формирования художественно-творческих потребностей студентов;

- проанализировать особенности развития художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях вышивкой;

- изучить современное состояние организации учебного процесса по освоению вышивки;

- определить оптимальные формы и методы организации процесса обучения вышивке на художественно-графических факультетах;

- разработать научно-методические рекомендации к проведению занятий по изучению вышивки, направленные на формирование художественно-творческих потребностей;

- экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Теоретической основой исследования явились труды современных ученых: психологов, философов, педагогов; работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое наследие мастеров.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования.

- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам творчества; и

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и продуктивной деятельностью студентов художественно-графических факультетов на занятиях по изучению вышивки;

- проведение психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий;

- обобщение результатов и анализ наблюдений по проблеме исследования.

Исследование проводилось с 1996 по 2001 г.г. включительно.

На первом этапе (1996 - 1997 г.г.) исследования проводилось изучение специальной литературы по проблемам общей и возрастной психологии, философии, педагогике, по проблемам природы творчества, развития творческих потребностей человека, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, основам композиции, цветоведению, истории развития и технологии выполнения вышивки. Проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания проводился на базе Московского педагогического государственного университета на художественно-графическом факультете.

На втором этапе (1998 - 2000 г.г.) осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью студентов художественно-графических факультетов педвузов, проводилось контрольное исследование процесса формирования творческих потребностей, тщательно анализировались учебно-творческие задания и результаты их выполнения. Составлена программа опытно-экспериментального исследования с целью формирования творческих потребностей студентов. Проводился поисковый эксперимент.

Третий этап (2000 - 2001 г.г.) - проведение сравнительного эксперимента (эксперимент проводился на базе художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета и Московского городского педагогического университета), анализ полученных данных и их систематизация. Проверка выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования. Анализ полученных данных и оформление их в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается:

- в разработке методической системы организации занятий художественной вышивкой, направленных на формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов, включающей в себя: а) экспериментальную учебную программу для студентов художественно-графических факультетов педвузов по художественной обработке текстильных материалов (раздел «Художественная вышивка») конкретные упражнения, учебные и творческие задания для студентов художественно-графических факультетов педвузов, направленные на формирование художественно-творческих потребностей в процессе занятий декоративным искусством; б) оригинальное сочетание и взаимодействие известных в педагогике форм и методов; в) применение технических средств обучения, наглядных пособий;

- выявлении основных закономерностей формирования художественно-творческих потребностей на занятиях декоративным искусством:

- потребность в художественном творчестве возникает в процессе созерцания эстетических ценностей, а формирование ее возможно через направленное развитие, через обучение;

- художественно-творческая потребность формируется путем выявления, формирования и направления мотивов деятельности, интересов, художественно-эстетической деятельности, потребности в достижениях и самоактуализации.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в научном обосновании эффективности вышивки как объекта творчества, открывающего новые возможности для формирования художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов;

- в повышении эффективности обучения студентов благодаря формированию художественно-творческих потребностей;

- результаты исследования могут быть использованы в последующих научных изысканиях по проблеме формирования художественно-творческих потребностей студентов ХГФ в процессе изучения декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования состоит: в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педвузов, а так же в систему художественного образования в лицеях, колледжах, художественных школах, учреждениях дополнительного образования, при разработке новых учебных пособий по вышивке для студентов художественно-графических факультетов педвузов, учащихся лицеев, колледжей, художественных школ.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения в области творческого развития личности психологической и педагогической наук, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием достижений искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов и программ для художественно-графических факультетов, организации занятий дополнительного образования, детских художественных школ, при подготовке методических пособий по художественной обработке текстильных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Московского городского педагогического университета (МШУ). Основные выводы и результаты исследования докладывались на научно практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы и на кафедре декоративного искусства МПГУ. Разработанная в ходе исследования методика внедрена в практику работы художественно-графического факультета МПГУ на кафедре декоративного искусства в качестве раздела курса «Художественная обработка текстильных материалов».

Основное содержание исследования отражено публикациях:

1. Русская народная вышивка в курсе ДИ на художественно-графическом факультете, //в соавторстве/ Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 1996; с. 154 - 155.

2. Развитие внимания учащихся среднего и старшего школьного возраста в системе дополнительного образования на занятиях художественной вышивкой. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 1997; с. 272- 273.

3. Художественная вышивка как средство развития творческой активности студентов ХГФ. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 1999; с. 462 - 463.

4. Формирование творческих потребностей студентов художественно-графического факультета на занятиях художественной вышивкой. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 2000; с. 461 -462.

5. Графические задачи в обучении ручной художественной вышивке и их решение. // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М. Прометей; 2001; с. 304 - 305.

6. Вышивка и кружевоплетение. // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. -М.: Флинта, Наука; 2000. С. 346.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования могут быть использованы при составлении или корректировке новых учебных планов, программ для художественно-графических факультетов, факультативов, учреждений дополнительного образования, кружков, а так же при подготовке учебно-методических пособий по народной и художественной вышивке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творческая потребность, как и творческие способности, является основополагающей в художественно-творческой деятельности. Именно потребность в творчестве заставляет человека неординарно подходить к решению тех или иных проблем, не зависимо от того возникают ли они в области искусства или в бытовой сфере. Потребность в творчестве является одной из неотъемлемых характеристик художника-педагога, поэтому столь необходимо создавать условия для формирования этих потребностей студентов ХГФ в процессе обучения в вузе.

Изучение основ народной и художественной вышивки способствует развитию художественного мышления, навыков изобразительной деятельности и формированию творческих потребностей. Освоение и сохранение традиций, их преломление в свете современных требований, немыслимо без творческого отношения к работе.

Обобщение педагогического опыта, методик преподавания ручной вышивки как в средне-специальных учебных заведениях, так и в педагогических вузах позволило определить пути совершенствования методики преподавания данного вида декоративного искусства, что нашло отражение в экспериментальной программе.

Значительный опыт студентов в создании образов и реалистических изображений и недостаток практического опыта в переработке реалистических изображений в декоративные обусловил включение в программу ряда упражнений. Так как отсутствие подобного опыта, технических навыков и приемов может тормозить развитие творческих потребностей и способностей.

Весь комплекс учебных заданий должен носить творческий характер, быть оптимально трудным, но при этом ориентироваться на довольно высокий уровень творческих требований. В ходе исследования выявлено, что занятия, построенные с учетом этих особенностей, заставляют студента совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивают мышление, умение анализировать, способствуют развитию внимания, творческой самостоятельности, подкрепленные потребностью в достижениях влияют на формирование художественно-творческой потребности, расширяют мотивационную сферу в ходе выполнения учебно-творческих заданий.

Теоретический материал и практические задания, составленные с акцентом на развитие творческих потребностей, позволяют не только глубоко изучить предмет, но и способствовать формированию творческих потребностей студентов художественно-графического факультета.

Результаты экспериментального исследования подтвердили наши предположения, а так же убедительно доказали, что предлагаемая методика проведения занятий может успешно использоваться для формирования художественно-творческих потребностей.

Данное исследование не является исчерпывающим, но может служить основой для продолжения изысканий по проблеме влияния занятий художественной вышивкой на формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов. Исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пучкова, Наталья Николаевна, Москва

1. Абдулина О.Н. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение; 1984. -206с.

2. Авдеева Е.В. Художественная гладь: Пособие по ручной вышивке. Ташкент: Шарк; 1993. - 72с.

3. Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ; 1983.-245с.

4. Александрова О.Д. Программы педагогических институтов. Методика трудового обучения. Технология конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение; 1980. - 30с.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение; 1984.- 160с.

6. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.- Л.: Искусство; 1940.- 132с.

7. Альбом по рукоделию с иллюстрированными курсами. М.: Внешсигма; 1995 - 128с.

8. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // С А, 1966, №1

9. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с крючками» //СА. 1965. № 3.

10. Ю.Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии.// Художественное творчество. Л.: Наука; 1983. С. 259-262.

11. П.Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. -М.; 1980. -255с.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс; 1974. - 392с.

13. З.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.; 1977. - 183с.

14. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение; 1980. - 198с.

15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа; 1980. -368с.

16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М: Изд-во МГУ; 1979.- 151с.

17. Асмус В.Ф., Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М.: Искусство; 1993. - 347 с.

18. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание; 1978. -48с.

19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение; 1982. -192с.

20. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание; 1985. - 64с.

21. Бардина Р.А. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль; 1975. - 110с.

22. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. —М.: Искусство; 1990. 415с.

23. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). -М.: Искусство; 1994, Т.1. 356с.

24. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.; 1981.-64с.

25. Благой Д.Д., Егоров Б.Ф. и др. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука; 1980. - 285с.

26. Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных художественных промыслов. Л.; 1981. - 374с.

27. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство; 1972. - 151с.

28. Богуславская И.Я, Добрых рук мастерство. Л.: Искусство; 1981.-331с.

29. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. -М.: Мысль; 1992.-637с.

30. Васильев С. Теория отражения в художественном творчестве. -М.: Прогресс; 1970. -496с.

31. Вахелитса А., Плотников С. Человек и искусство. М.; 1968. -196с.

32. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. J1.; 1981. - 36с.

33. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа; 1985. -175с.

34. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. -М.: НИИХП; 1985. 128с.

35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. -260с.

36. Вышивка: Пособие по технике народных вышивок. М.; 1951. -128с.

37. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент: Структура и смысл орнаментального образа. -М.: Галарт; 1998. 328с.

38. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.:Прогресс; 1979. - 365с.

39. Грачев Г. Жизнь художественного сознания. -М.; 1972. 4.1. -200с.

40. Грибанов В.П. Очерки психологии личности. Новосибирск. 1971.-94с.

41. Гольдентрихт М.С. О природе эстетического творчества. М.: Изд-воМГУ; 1977.-240с.

42. Громов Е.С. Художественное творчество. М.Политиздат; 1970. -253с.

43. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М: Наука; 1976. -176с.

44. Дальниченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Диссер. кандидата педагогических наук. М.; 1993. - 230с.

45. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука; 1976. -191с.

46. Динцес JI.A. Дохристианские храмы на Руси. // С.А. 1947, Ns2

47. Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве. /В кн: «Культура Древней Руси», т. 2. -М. Л.; 1951

48. Дьяченко М.И., Кондыбович Х.А. Психология высшей школы. Минск: БГУ им. Ленина; 1981. - 382с.

49. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. -М.; 1974. -463с.

50. Еременко Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС; 2000. - 192с.

51. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ; 1974. -112с.

52. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов-на-Дону, изд-во РГПУ; 1996. - 126с.

53. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Дис. . д-ра пед. наук. -М; 1996. -327 с.

54. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М-Л.; 1963. - 839с.

55. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке; Музей народного искусства. М.: Советская Россия; 1990 - 320с.

56. Калмыкова А.Э. Вышивка тверской земли второй половины XVIII-началаXXвв. Л; 1981- 240с.

57. Калмыкова Л.Э. Народное искусство тверской земли. Тверь: РИФ ЛТД; 1995.-384с.

58. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов в графической деятельности. Диссер. . доктора педагогических наук. М.; 1994. - 447с.

59. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.; 1959. - 304с.

60. Ковалев А.Г. Психология личности. М.:Просвещение; 1970. -391с.

61. Коваленко Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделироваания костюма. Диссер. . кандидата педагогических наук. М.; 1998.-243с.

62. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореферат дис. . кандидата педагогических наук; М.; 1959. - 19с.

63. Коз лов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легпром; 1987. -246с.

64. Конн И.С. Психология юношеского возраста. М.; 1979. -175с.

65. Корешков В.В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Диссер. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. -М, 1886.- 184с.

66. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетическойорганизации среды. Диссер. . доктора педагогических наук. -М.; 1994.-371с.

67. Косс Мелинда. Искусство вышивки. М.: Внешсигма; 1997. -192с.

68. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности. / Уч. записки Свердловского пединститута. Свердловск. 1971. - С. 52 -66.

69. Кузин B.C. Психология. /Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа; 1982. - 256с.

70. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство; 1981. -479с.

71. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика; 1991. -259с.

72. Л омов С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства. Дис. . кандидата педагогических наук. М.; 1986 -210с.

73. Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов пединститутов. Автореферат диссер. на соискание уч. степени канд. пед. наук. -М., 1970.- 16 с.

74. Лосев А.Ф.Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство; 1976. 336с.

75. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. -М.: Искусство; 1965. 375с.

76. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М.ИНИОН; 1979. -37с.

77. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.-.Политиздат; 1976. -144с.

78. Лук А.Н. Психолог ия Творчества. -М.: Наука; 1978. 127с.

79. Лук А.Н. Эмоции и личность. -М: Знание; 1982. 177 с.

80. Лукин Я.Н. Состояние и задачи высшей художественной школы в деле подготовки кадров декоративно-прикладного и промышленного искусства.// В сб.: Вопросы художественного образования. Выпуск XX. Л.; 1977. С. 7.

81. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М.: Легкая и пищевая промышленность; 1984. - 208с.

82. МанноваМ. Вышивки. Братислава: Прага; 1975. - 152с.

83. Манушина Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом. М.: Советская Россия; 1983.-296с.

84. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., Наука; 1978. -208с.

85. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов. Восточнославянский этнографический сборник. -М.; 1956. С. 581.

86. Маслоу А. Самоактуализация. //В сб.: Психология личности. -М.: Изд-воМГУ; 1982. С. 108-118.

87. Маслоу А. Самоактуализация. //Психология личности: Тексты. -М.: Педагогика; 1982. 110с.

88. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание; 1981. - 96с.

89. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е изд. перераб. и доп., - М.: Молодая гвардия; 1988. - 224с.

90. Методы педагогических исследований. М.; 1979. - 256с.

91. Михайлов Н.Н. Потребность как социологическая категория. -Челябинск, 1974. 58с.

92. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР; 1978. - 47с.

93. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание; 1979. -48с.

94. Мурзина С.М. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области. Диссер. . кандидата педагогических наук. М.; 2000. - 261с.

95. Мясшцев В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии. / Уч. записки ЛГУ; Вып. 2. 1957. С. 73-94

96. Небылицын В.В. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Вопросы психологии. 1987. - №6. - с. 13-26.

97. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МПГУ; 1972. -211с.

98. Ожегов С.И. Словарь русского языка./Под ред. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд. - М: Русский язык; 1984. - 799с.

99. Основы художественного ремесла. /Под ред. В.А. Барадулина. В 2ч. М.: Просвещение; 1987. -1 ч.- 255с.; - 2ч. -272с.

100. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежа, обувь, аксессуары. М.: Легпромбытиздат; 2-е изд. переработанное и дополненное. 1997. - 318с.

101. Петров С.Г. Тайны творчества. М.: Искусство; 1964. -128с.

102. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с фр. -М.: Восхождение; 1992. 608с.

103. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика; 1976.-280с.

104. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание; 1984. - 144с.

105. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. -Л.; 1977.-39с.

106. Психология, Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2е изд. испр. и доп. -М.: Политиздат. 1990. -494с.

107. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука; 1975. - 252с.

108. Психология процессов художественного творчества./Под. Ред. Б.С. Мейлиха, Н.А. Хренова. -М: Наука; 284с.

109. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского 2 изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. -494с.

110. Работнова И.П. Композиция северных вышивок.// В сб. научных трудов НИИХП. №7 М.; 1973. - 224 с.

111. Работнова И.П. Русская народная вышивка. М,; 1957. -159с.

112. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль; 1969. - 109с.

113. Розанов В.В. Сумерки просвещения./ Сост. В.Н. Щербаков. -М,: Педагогика; 1990. 624с.

114. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В. Давыдова. В 2тт., т.2. М.; 1999. - 672с.

115. Рукоделие: Популярная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; 1992. - 228с.

116. Русские художественные промыслы XIX XX вв. и город: Социальные основы искусства. -М.; 1983. - 267с.

117. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М,; 1964. -240с.

118. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.; 1981. -237с.

119. Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей детей дошкольного возраста. / Уч. записки ЛГУ; № 265. Психология. 1959. С. 81-94.

120. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз; 1946. С. 441-685.

121. Сатарова Л.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореферат дис. . кандидата педагогических наук. -М.; 1997. -16с.

122. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. Киев: Вища школа; 1977. - 159с.

123. Сихаев А.А. Активизация формирования художественных интересов студентов художественно-графического факультета в процессе занятий композицией. Диссер. . кандидата педагогических наук. М.; 1994. - 198с.

124. Советский энциклопедический словарь./Под ред. A.M. Прохорова. 4е изд. - М.: Советская энциклопедия; 1986. -1599с.

125. Соколов М.В. Развитие художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по художественной обработке металла (факультатив по эмали). Дис. . канд. пед. наук; М; 1993.-205 с.

126. Соколова Е.Т. Перспективные методы исследования личности. -М.: Изд-во МГУ; 1980. 173с.

127. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.; 1972. -247с.

128. Скаткин. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.; 1980.-96с.

129. Словарь иностранных слов. 11-е изд., - М., Русский язык; 1984.-608 с.

130. Столович JI.H. Жизнь. Творчество. Человек. М.: Политиздат; 1989. - 93с.

131. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР; 1961. -536с.

132. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. M-JL: Известия АПН РСФСР; 1947, № 11. - С. 75.

133. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М. 1964. -339с.

134. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АНГруз ССР; 1961. 210с.

135. Украинцы. -М: Наука; 2000. 535с.

136. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. —М.: Высшая школа; 1992. 159с.

137. Федюшкина И.С. Вышивка: От простого шва к сложному узору. -М.: Профиздат; 1996. 100с.

138. Фейнберг E.J1. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука; 1992. - 251с.

139. Философский словарь./Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. -М: Политиздат; 1981. -445с.

140. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс; 1993.-324с.

141. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство; 1996. - 336с.

142. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М.: Наука; 1982. 142с.

143. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука; 1986. - 126с.

144. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Дис. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. - Орел, 1982. - 572с.

145. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1988. - 176с.

146. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука; 1982. -279с.

147. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.; 1983.-320с.

148. Шорохов Е.В. Композиция: Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение; 1986. -207с.

149. Шорохов Е.В, Основы композиции: Учебное пособие для пединститутов. -М.: Просвещение; 1979. -303с.

150. Шоффе И.И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. Л.: Искусство; 1933. -156с.

151. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. Л.: Легиндустрия; 1969.-87с.

152. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М: Педагогика; 1971. 352 с.

153. Эстетическое воспитание студентов. / Под ред. Овсянникова. -М.: Высшая школа; 1980. 248с.

154. Эстетика. Словарь. / Под ред. А. А. Беляева. -М. Политиздат; 1989. 447 с.

155. Якобсон A.J1. Ткацкие слободы и села в XVII в. М.; 1934. -112 с.

156. Якобсон П.М. Психолгия художественного восприятия. -М.: Искусство; 1964. 86с.

157. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание; 1971. -46с.

158. Яковлев Е.Г. Проблема художественного творчества. М.: Высшая школа; 1972. - 121с.

159. Duchnova Milana. Vysivame. Bratislava; 1978. - 224s.

160. Hope Hanley. Needlpoint; Revised and Enlarged. New York. - 1975. 175s.

161. Jaequeline Tnthoven. The stitches of creative embroidery. -New York. 1964,-212s.

162. Ксешя Колотило: Альбом. Кшв: Мистецтво; 1992. -160с.

163. Licherova Alzbeta. Stickmusterbuch. Leipzig. 1987. - 128s.

164. Lorena Swit, Ellen appel. A needlpoint Serpbok. New York, 1986-137s.

165. Mary Oljen. Kauneimmat Kasityol/- Helsinki, 1976,-248s.

166. Sirelius U.T. Die Vogel-und Pferdemotive in karelischen und ingrmanlandischen Broderien. Sosietas orientalis Fennica. Studia orientala, I. Helsingforsiae, 1925. -239 S.

167. Slovenska l udova vysivka. Bratislava, 1985.- 544s.

168. Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskunde. Berlin-Leipzig. 1927. S. 199-200.