Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства

Автореферат по педагогике на тему «Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ремарчук, Екатерина Леонидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства"

На правах рукописи

Ремарчук Екатерина Леонидовна

Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

4 ДЕК 2014

Москва-2014

005556271

005556271

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования

Научный руководитель: член-корр. РАО, доктор педагогических

наук, профессор

Савенкова Любовь Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кафедры истории и теории музыки и музыкального образования музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», профессор Кабкова Елена Павловна

кандидат психологических наук, ведущий

научный сотрудник лаборатории

дошкольного образования

им. А. В. Запорожца ГБНУ города Москвы

«Московский институт развития

образования»

Родина Наталья Михайловна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Тольяттинский

государственный университет»

Защита состоится «23» декабря 2014 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования. Сайт: www.art-education.ru

Автореферат разослан «20» ноября 2014 года Ученый секретарь

диссертационного совета, гАю^

кандидат педагогических наук Е.В. Боякова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В условиях возрастания межкультурных взаимодействий, характерных для ХХ-ХХ1 вв., получило широкое распространение понятие «толерантность» - терпимость и уважение к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Воспитание толерантности неразрывно связано с духовно-нравственным развитием личности, с особенностями культуры того или иного народа. Она рассматривается как умение воспринимать другого человека таким, какой он есть, желание вступать с ним в диалог. Данная проблема не является новой. В разные периоды жизни сообщества она актуализировалась с разных позиций, а в настоящее время является своеобразным критерием образованности и культуры отношений между людьми разных взглядов, своеобразной тактикой международных отношений.

Своевременность толерантного и этнокультурного воспитания детей обоснована процессами, происходящими в современном мире, где существенную роль играют международные проекты, направленные на выявление и развитие качеств толерантности у подрастающего поколения. В этой связи очень важны и значимы такие направления, развиваемые в разных странах, как приобщение к искусству разных народов через всевозможные выставки, фестивали, недели и даже годы, посвященные культурам разных народов. Активная роль в этом движении принадлежит международной организации ЮНЕСКО, главной задачей которой является сохранение культурного наследия. В разных странах — участниках ЮНЕСКО существуют специальные историко-этнографические познавательные программы для детей. Значительное место в национальных докладах уделяется проблеме «формирования культурной идентичности средствами художественного образования и развития толерантности начиная с самого раннего возраста, в том числе содействие установлению межкультурного диалога через понимание различных форм культурного и художественного самовыражения».

Толерантность - одна из важнейших составляющих идеологий гуманной педагогики, эстетики окружающей жизни, принципов поведения человека в обществе. В формировании данных качеств особое значение приобретает освоение детьми разных видов искусства. Благодаря универсальности языка искусства, его открытости для любых возрастных и этно-конфессиональных групп населения создаётся общее коммуникативное пространство, появляется возможность для формирования общих ценностей. Кроме того, искусство является не только хранителем ценностей, но и мощнейшим средством гармонизации психических качеств человека, формирования творческих способностей, развития коммуникативных навыков.

В современной науке можно выделить множество подходов к изучению толерантности. Среди них аксиологический («цель-в-себе», «благо-в-себе»; Г. Маркузе, П. П. Николсон), идеально-типический (толерантность как моральный идеал), онтолого-историцистский (Б. Уильяме, М. Уолцер), «конфликтный» исследовательский (Б. Капустин, Ш. Муфф).

В педагогической науке проблема формирования у подрастающего поколения основ толерантности наиболее активно стала разрабатываться с 90-х гг. XX в. Толерантность как явление мультикулыурной коммуникации рассматривается в работах В. П. Зинченко, В. Зусман, В. А. Маликова; социальная толерантность как признание возможности равноправного существования «другого» и как основа продуктивного общения и взаимодействия между людьми раскрыта в исследованиях А.А.Погодиной и П.С.Степанова. Исследуются проблемы влияния искусства и детского творчества на формирование и воспитание уважительного отношения к другим народам и культурам (Т. Я. Шпикалова, М. Т. Байрамбеков, Р. А. Махаев), изучены формы и направления работы с учащимися в воспитании толерантности средствами народного и декоративно-прикладного искусства (М. Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева).

Существенную роль в развитии данной идеи играют исследования в системе дошкольного обучения и эстетического воспитания, среди которых значительное место отводится занятиям разными видами искусства, помогающими в формировании у ребенка духовных и нравственных ориентиров, в том числе через творческую игру (Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, Л. В. Пантелеева, К. В. Тарасова). В том числе следует выделить проблемы развития творческих способностей: О.В.Дыбина, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Н.П.Сакулина, О.С.Ушакова, Е. А. Флерина, Р. М. Чумичева, и др.

Обучение ребенка, по словам Б. П. Юсова, связано не столько с накоплением суммы знаний и практических умений, сколько с воспитанием «духовных потребностей и нравственных помыслов», с формированием первых возвышенных представлений о культуре. Именно в этот возрастной период складываются наиболее благоприятные условия для формирования социально значимых качеств личности (Л. В. Занков), среди которых, согласно Федеральным государственным стандартам, социальные компетентности и сформированность основ российской гражданской идентичности, включающая в себя и толерантность.

В то же время, несмотря на широкую изученность проблем обучения и воспитания подрастающего поколения, вопросы формирования основ толерантности у старших дошкольников на основе активного взаимодействия различных видов искусства, самостоятельного и коллективного художественного творчества остаются практически не разработанными. Существующие научные исследования в этой сфере рассматривают чаще всего вопросы развития у дошкольника представления о целостной картине мира ребёнка

(И. Э. Куликовская), в том числе в воспитательном пространстве праздника (И. Н. Буторина), с помощью искусства фольклора (Э. Д. Музенитова), дидактических игр (М. В. Степанова), вопросов социализации в поликультурной среде (Р. С. Мухаметзянова), освоения иностранных языков (Н. М. Родина) и др.

Исследование проблемы формирования основ толерантности детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью разрешения следующих противоречий:

- между сложившейся практикой организации деятельности по искусству в дошкольных учреждениях и отсутствием системности в формировании у детей основ толерантности с помощью искусства;

- между потребностью в непрерывном творческом развитии детей дошкольного возраста и отсутствием системных эффективных направлений, форм и методов организации воспитательного процесса, способствующего воспитанию толерантности.

Вышесказанное определило необходимость проведения научного исследования по определению эффективных педагогических форм и базовых условий воспитания основ толерантности у детей дошкольного возраста с помощью искусства. На этой основе была сформулирована тема исследования: «Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства».

Объект исследования: педагогическая деятельность по формированию толерантности в дошкольных образовательных учреждениях средствами искусства.

Предмет исследования: процесс формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую систему формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства.

Задачи исследования:

1. На основе системного анализа проблемы определить теоретические основания формирования толерантности в образовательной среде дошкольных учреждений.

2. Раскрыть и научно обосновать эффективные педагогические формы и базовые условия формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выделить комплексные образовательные технологии по формированию основ толерантности, характерные для детей старшего дошкольного возраста на занятиях искусством.

4. Разработать педагогическую систему формирования основ толерантности у старших дошкольников средствами искусства и методические

рекомендации для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций.

Гипотеза исследования: процесс формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства окажется эффективным, если будут разработаны и внедрены в практику педагогическая система и эффективные формы воспитания основ толерантности у старших дошкольников, в основе которых лежит проблема создания активной творческой коммуникативной ситуации в процессе освоения разных видов художественной деятельности. Педагогические условия этой деятельности будут:

организация занятий в виде тематических комплексов по разным видам искусства и творческого чтения, основу которых будет составлять проблема толерантности;

создание системы индивидуального педагогического сопровождения каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей в творческой самореализации;

внедрение в практику работы специального курса по формированию основ толерантности;

организация систематической работы с родителями воспитанников и активное вовлечение их в совместную творческую деятельность; повышение профессионализма воспитателей и специалистов. Методологическую основу исследования составили:

- теоретические труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам толерантности (Т. Адорно, Дж. Бери, С. Боннер, Н. Миллер, Ж. Пиаже, И. А. Ильин, В. А. Лекторский, А. Г. Асмолов и др.);

- теория полихудожественного воспитания и интегрированного обучения (Б. П. Юсов, Е. П. Кабкова, Л. Г. Савенкова, Т. И. Сухова и др.);

- проблемы личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) и гуманистического воспитания (В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.);

- теория деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.);

педагогические основы культурологического направления и культуросообразного образования (М.М.Бахтин, В.С.Библер, В.Т.Кудрявцев, Л. В. Школяр и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).

Методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ содержания образовательных программ для дошкольных учреждений, концепций и программ воспитания дошкольников; моделирование программы специализированного курса; теоретический синтез); эмпирические методы (наблюдение за деятельностью специалистов и воспитателей детей старшего дошкольного возраста, анкетирование, тестирование, педагогический

эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности старших дошкольников); математические и статистические методы {регистрация, ранжирование, шкалирование).

Научная новизна исследования:

1. Разработана педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников, опирающаяся на такие позиции, как уважение к людям других национальностей, адекватное восприятие различных культур, терпимость к различным ненасильственным проявлениям человеческой индивидуальности. Основу системы составляет преемственность между всеми звеньями образовательной системы (детский сад - начальная школа - средняя и старшая школа), предполагающая введение дополнительного (специального) курса на ступени дошкольного образования «Искусство и основы толерантности», интегрированного с основной программой.

2. Определены базовые педагогические условия по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста с помощью разных видов искусства:

-совместная согласованная работа воспитателя и специалистов (психолога, музыкального руководителя, воспитателя, педагога по изобразительной деятельности и театру);

- взаимодействие дополнительного и основного образовательных процессов детского сада;

- выстраивание процесса обучения и воспитания на основе создания комплексных образовательных блоков, основу которых составляют темы, направленные на освоение традиционных видов искусства у разных народов;

-соотнесение изучаемого материала с применением адекватных методов и приёмов обучения;

- закрепление навыков коллективных художественно-творческих направлений деятельности с акцентированием внимания воспитанников на межличностных отношениях;

- системность в формировании механизмов толерантного поведения, (свободное установление коммуникативных отношений и совместная сотворческая игровая деятельность).

3. Раскрыты психолого-педагогические аспекты работы с детьми старшего дошкольного возраста: опора на предрасположенность детей к яркому, радостному и привлекательному; выстраивание познавательной активности через игровую сотворческую деятельность, направленную на восприятие, произвольное внимание и смысловую память; создание ситуаций общения на основе речевых форм взаимодействия; значимость авторитетных примеров (семья, воспитатель, педагог); включение разных видов искусства в творческую совместную

деятельность; опора на темы, связанные с социально-нравственными ориентирами (поступками).

Теоретическая значимость:

- уточнено понятие «основы толерантности» применительно к старшим дошкольникам как совокупность устойчивых алгоритмов поведения детей на основе позитивных ценностей, открытости к диалогу со сверстниками, доброжелательности, готовности к компромиссу, умению играть (с другими детьми в малых группах и продуктивно взаимодействовать в «больших» коллективах при решении совместных задач);

- теоретически обоснована универсальность педагогики искусства как важнейшего источника создания инновационных технологий и методов формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста;

- выделены и педагогически обоснованы комплексные образовательные технологии по формированию основ толерантности, характерные для детей старшего дошкольного возраста, понимаемые как согласованная сотворческая образовательная деятельность педагогического коллектива дошкольного учреждения, направленная на освоение детьми воспитательных и образовательных задач (изучаемых тем, понятий, направлений развития).

Практическая значимость: 1) разработана педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников; 2) создана методика формирования основ толерантности у старших дошкольников средствами искусства, повышающая качество и эффективность учебно-воспитательного процесса; 3) показана преемственность в формировании основ толерантности в детском саду и начальной школе, что особенно важно для закрепления навыков толерантного поведения; 4) разработана авторская программа «Искусство и формирование основ толерантности».

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении парциальных программ по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности; в практике учреждений дошкольного образования, а также в преподавании курса по формированию основ толерантности средствами искусства при подготовке и переподготовке старших воспитателей, воспитателей и специалистов ДОУ в системе повышения квалификации.

Теоретические выводы и практические рекомендации, предложенные в диссертации, могут стать основой разработки учебно-методических пособий для студентов педагогических вузов, курсов повышения квалификации педагогических кадров, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:

Выделены эффективные формы и базовые условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста, на основе которых разработана

система деятельности педагогического коллектива в данном направлении средствами разных видов искусства в условиях дошкольной образовательной организации.

Раскрыты этапы интегрированной согласованной деятельности педагогов, воспитателей и родителей по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и обоснована ведущая роль в этом направлении художественно-творческой деятельности.

Определены тематические комплексные образовательные блоки, направленные на формирование основ толерантности, стержнем которых являются разные виды художественной деятельности, характерные для детей старшего дошкольного возраста.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на концепции, выдвинутые общей теорией обучения и воспитания; использованием методов и средств педагогики искусства, разрабатываемой в ФГНУ «Институт художественного образования» РАО; практической работой по изучению творческой деятельности детского коллектива; методологической обоснованностью теоретических положений, реализованных на практике в процессе проведения занятий искусством со старшими дошкольниками, а также с воспитателями детского сада в рамках повышения квалификации по курсу «Искусство и формирование основ толерантности».

Опытно-экспериментальной базой исследования являются ДОУ №№ 2414, 1071, 2344, 2391, 2405 г. Москвы. Всего экспериментом было охвачено более 250 человек (воспитатели и специалисты детских садов, воспитанники и их родители); в педагогическом эксперименте приняли участие более 100 детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования:

I этап (2005-2006) - изучение философской, исторической, социологической, психологической и педагогической литературы по вопросам исследования, изучение и анализ состояния проблемы, теоретическое осмысление и оценка ее современного состояния. Анализ деятельности дошкольных учреждений в области эстетического воспитания дошкольников; теоретическое и методическое обоснование проблемы исследования, определение научного аппарата исследования.

II этап (2006-2009) - сбор эмпирических данных о работе дошкольных учреждений, опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ толерантности средствами искусства, организация и проведение бесед, опросов, тестирования, анкетирование, педагогическое наблюдение. Изучение работ по проблеме «воспитание через искусство», в том числе по педагогике искусства. Разработка педагогической системы формирования толерантности в процессе художественно-эстетической деятельности. Разработан курс «Искусство и

формирование основ толерантности» для воспитателей детского сада г. Москвы (микрорайон «Бутово»), разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Искусство и основы толерантности».

III этап (2009-2014) - анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, внесение необходимых уточнений и изменений, формирование выводов, оформление работы, внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений Юго-Западного округа курса «Искусство и формирование основ толерантности» в системе повышения квалификации воспитателей и старших воспитателей.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории интеграции искусств и мировой художественной культуры Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования, на методических совещаниях старших воспитателей и заведующих детскими садами Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.

Апробирована и внедрена в педагогическую практику детских садов г.Москвы программа «Искусство и формирование основ толерантности» для воспитателей детского сада.

Основные выводы и положения диссертации докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе «Полихудожественное образование в новой школе: Юсовские чтения» (ноябрь 2009 г.), «Интеграция - основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования» (ноябрь 2010 г.), «Проблемы современной дидактики: теория и практика» (октябрь 2012 г), «Научные школы педагогики искусства в современном образовании» (ноябрь 2012 г.), «Диалог культур Востока - России - Запада в образовательной среде» (апрель 2013 г., апрель 2014 г.), «Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт (ноябрь 2013 г.), «Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодежи в социокультурном контексте» (март 2014 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие у старших дошкольников толерантности определяется закономерностями общего эстетического развития. Присущая искусству идея гармонии способствует созданию ситуации безбарьерного общения между старшими дошкольниками, организации общего коммуникативного пространства для детей - представителей различных этнокультур.

Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами искусства в детском саду проходит органично в условиях системности

и преемственности между всеми субъектами образовательного процесса и внедрения комплексных образовательных технологий в условиях приобщения к таким направлениям работы, как: освоение культур разных народов в процессе игровой деятельности; приобщение детей к мировой культуре через народное творчество; полихудожественное воспитание; изучение иностранных языков; развитие межкультурных коммуникаций.

2. Формирование основ толерантности у старших дошкольников средствами искусства предполагает разработку и внедрение:

1) методики систематической работы по воспитанию основ толерантности средствами искусства;

2) преемственности в воспитании основ толерантности между дошкольниками всех возрастных групп и младшими школьниками;

3) программы общеэстетического развития детей на основе привнесения в образовательный процесс воспитательного потенциала педагогики искусства;

4) поэтапной реализации системы творческого развития через приобщение детей к культурно-познавательной и художественной деятельности в разных видах искусства;

5) разработки и внедрения тематических комплексных образовательных блоков, основу которых составляют разные виды искусства, способствующие продуктивной творческой деятельности по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Структура диссертации: введение, две главы основной части, заключение, список использованной литературы, состоящий из 273 источников.

Основное содержание диссертации

Во введении раскрыта актуальность исследуемой проблемы, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулированы гипотеза и положения, выносимые на защиту, раскрыты методологическая база и методы исследования, обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность проведенного исследования.

Первая глава «Теоретические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста» содержит анализ научной литературы и педагогической практики по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста средствами искусства. Анализируется научная и педагогическая литература, посвященная проблемам воспитания толерантности. В частности, выделены подходы к изучению толерантности, среди которых аксиологический подход (Г. Маркузе, П. П. Николсон), идеально-типический, рассматриваемый с позиций морального идеала, онтолого-историцистский (Б. Уильяме, М Уолцер) и «конфликтный» исследовательский (Б. Капустин, Ш. Муфф). Опираясь на исследования ученых, мы выделили понятие

толерантности, применимое для детей дошкольного возраста. Толерантность рассматривается как совокупность устойчивых алгоритмов поведения детей на основе позитивных ценностей, открытости к диалогу со сверстниками, доброжелательности, готовности к компромиссу, умению играть (с другими детьми в малых группах и продуктивно взаимодействовать в «больших» коллективах при решении совместных задач).

В главе раскрыты актуальные педагогические исследования, посвященные данной проблеме в системе дошкольного обучения и эстетического воспитания, среди которых значительное место отводится занятиям разными видами искусства, помогающими в формировании у ребенка духовных ориентиров, в том числе через творческую игру (Н. А. Ветлугина, О.В.Дыбина, М. Ю, Новицкая, Л.В.Пантелеева, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, А.П.Усова, О.С.Ушакова, Е. А. Флерина, Р. М. Чумичева, Т. Я. Шпикалова и др.).

На основании широкого анализа историко-философской литературы раскрыта проблема толерантности в отечественной и мировой науке с позиций нравственного, творческого и коммуникативного развития личности.

Обосновано положение о том, что представителями русской философской мысли традиционно акцентировалось внимание на вопросах воспитания духовности ребёнка (В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин). Так, И. А. Ильиным раскрыто положение о том, что возраст ребенка до 5-6 лет наиболее благотворен для духовного воспитания. Эту точку зрения рассматривали писатели: С.Т.Аксаков («Детские годы Багрова-внука»); И.С.Шмелёв («Лето Господне; праздники - радости - скорби»). В современных исследованиях в области культурологии (А.И.Кравченко, А. С. Кармин, И. Я. Левяш, С. П. Мамонтов, В. И. Полищук и др.) раскрывается необходимость раннего эстетического развития детей, привития им любви к музыке, танцам, рисованию и чтению с самого раннего возраста как условие гармоничного воспитания. Культурологическая парадигма образования нацеливает на целостное понимание и активное преобразование мира детьми, способствует его осмыслению как совокупности культурных достижений человечества, помогает взаимопониманию, общению представителей различных культур, формированию основ толерантности. Так, в концепции «культуросообразного образования» (В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л. В. Школяр) «кулыуроосвоение» в образовательном пространстве дошкольного учреждения рассматривается как «реальное воплощение духа необыденности»; оно призвано стать миром, который располагается "по ту сторону" повседневного бытия, хотя и связан с ним многочисленными каналами. В новой модели современного дошкольного образования «Сад Детства» авторов Л. В. Школяр и Л.Г.Савенковой заложен общий эстетический принцип, реализующийся в содержании, формах и методах дошкольного образования. Художественное образование в данной концепции,

наряду с игрой и общением, определяется смыслом жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении. При этом обогащение духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями, делами, встречами, включение в образование разных видов искусства во всём его многообразии оценивается как фундамент реализации эстетического принципа.

В результате теоретического анализа научно-педагогической литературы в диссертации обосновано положение о том, что только через культуру можно найти наиболее оптимальные подходы для воспитания толерантности у детей и молодёжи. И чем раньше начнется процесс приобщения ребенка к культуре, тем эффективнее и результативнее будет процесс формирования основ его толерантности.

Доказывается, что недооценка эстетического развития и тесно связанного с ним раннего формирования толерантности может привести к негативным результатам: неразвитости эстетического чувства, бедности эстетического видения, слабому интересу и отсутствию навыков общения с произведениями искусства, инертности творческого воображения. Если у дошкольника не сформированы основы толерантности, то он испытывает проблемы в общении со сверстниками, ему становится сложнее участвовать в театрально-драматических представлениях, хуже происходит приобщение к другим культурам и языкам.

В тексте анализируются сформировавшиеся современные подходы к практике воспитания толерантности у детей средствами разных видов художественного творчества, где искусство рассматривается как условие формирования заинтересованного отношения ребенка к окружающему миру. Так, в последние годы в педагогической литературе всё чаще выделяется понятие «Педагогика искусства» - самостоятельная область педагогики, понимаемая как «творчески развивающая педагогика, охватывающая теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования» (Н. Н. Фомина). Это связано с тем, что каждому виду искусства свойственен свой особенный художественно-выразительный язык, своя внутренняя ограниченность чувством меры, и в то же время все искусства объединяют понятия «художественный образ», «художественная форма», «ритм», «динамика и статика», «композиция», «симметрия и асимметрия» и др., что обуславливает глубинное родство всех видов искусств.

Поэтому обучение и воспитание ребенка через искусство рассматривается в данном исследовании как средство познания мира, особая область выражения ребенком своего внутреннего эмоционального состояния, форма художественно-образного осмысления информации, сфера развития фантазии, воображения и духовного роста. Благодаря занятиям разными видами художественного творчества, у ребёнка формируются чувства и эмоции, дифференцированное

отношение к разным явлениям в жизни и в обществе, а также психические качества личности.

Выделены психолого-педагогические проблемы, связанные с современными реалиями в обществе, которые не могут не отражаться и на воспитании детей. Это информационная перегрузка, ослабление родственных связей, что способствует ухудшению ситуации в сфере общения детей и подростков, появлению чувства одиночества. В связи с этим вопросы формирования и развития гармоничных психических качеств для образовательных учреждений становятся приоритетными. Указывается, что такие психические качества человека, как мышление, воображение, воля и т. п., формируются в процессе социального опыта ребенка, в результате его деятельности, которая задается другими людьми в процессе общения с ними ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Совместная деятельность ребенка со сверстниками, в которой он начинает использовать «этические эталоны поведения (правила и нормы поведения, справедливых -несправедливых поступков)», позволяет осуществлять воспитание личности дошкольника в трех основных видах деятельности: игре, продуктивной деятельности и художественном восприятии, которые так или иначе являются основой развития эстетического отношения к действительности.

Обоснованы психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного возраста, среди которых: опора на предрасположенность детей к яркому, радостному и привлекательному; выстраивание познавательной активности через игровую сотворческую деятельность, направленную на восприятие, произвольное внимание и смысловую память; создание ситуаций общения на основе речевых форм взаимодействия; значимость авторитетных примеров (семья, воспитатель, педагог); включение разных видов искусства в совместную творческую деятельность; опора на темы, связанные с социально-нравственными ориентирами (поступками).

В этом значительную роль играет деятельность, связанная с художественным творчеством - одним из важнейших родовых свойств человека. Именно поэтому формирование и развитие психических качеств личности ребёнка во время занятий искусством происходит естественно и без осложнений. Любая деятельность дошкольников приобретает творчески-развивающий характер, когда она опирается на различные виды творчества, доступные для ребенка формы работы: изобразительную, театральную, музыкальную и литературную (художественно-речевую) деятельность. Так, в работах Н. П. Сакулиной доказывается, что умственное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста согласовано с творческой художественной деятельностью детей.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами и переживаниями дошкольника: бескорыстной радостью, светлым душевным волнением, возникающим от встречи с прекрасным. Однако эстетическим восприятие

становится только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Взрослый должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Важно развивать у ребенка чувство гармонии, меры, чувство долга. Эти чувства, а также нравственные представления активно формируются у ребенка в процессе восприятия форм народного искусства, постижения основ художественного творчества. Воспитание толерантности при этом базируется на воспитании нравственных представлений о том, что человек имеет право на свободу до тех пределов, пока она не ограничивает свободу другого. Совсем не обязательно организовывать специальные формы деятельности, направленные на формирование толерантности: её основы закладываются у дошкольников и в процессе досуга, и в самостоятельной игровой деятельности, и во время экскурсий (городские библиотеки, музеи) - в тех случаях, когда педагог правильно расставляет акценты, активизирующие восприятие дошкольников. Проникая в мир искусства, осваивая язык художественной выразительности, ребенок расширяет возможности своего возраста, обогащается его художественное мышление.

Благодаря включению искусства формирование основ толерантности в дошкольном возрасте происходит наиболее продуктивно. Такое утверждение основано на том, что в процессе деятельности, связанной с искусством, ребенок оказывается в тесном контакте с другими детьми, чувствует себя со-творцом прекрасного, учится действовать самостоятельно и проявлять уважение к труду других; дети вовлекаются в совместную творческую деятельность в условиях диалога друг с другом и с педагогом.

Особый интерес для данного исследования представляет современная концепция образовательной области «Искусство» Б. П. Юсова (2002 г.), в которой автор выдвигает идею «хоровода искусств» в дошкольном и начальном школьном возрасте. В решении вопросов, касающихся общеобразовательного значения искусства, ученый выделяет проблему формирования общей культуры детей, «опирающейся на образно-символическое мышление, которое выступает как высшее в иерархическом отношении к информационным, понятийным, словесно-знаковым и наглядно-действенным формам мышления. Образовательная область «Искусство» должна включать в себя все виды художественной деятельности в той или иной форме: они представлены в многогранной культурной жизни общества, к участию в которой готовят детей детский сад и общеобразовательная школа».

Направление полихудожественного воспитания детей предполагает новый взгляд на характер организации занятий, позволяет внедрять в практику работы с детьми инновационные развивающие технологии обучения, в том числе коммуникативные формы общения, умение находить общее и различия в самых

разных направлениях деятельности, разрабатывать комплексные образовательные технологии по освоению актуальных для данного возраста тем, понятий, навыков совместной деятельности. В данной связи проблема формирования основ толерантного поведения и уважительного отношения у детей к сверстникам логично укладывается в концепцию полихудожественного воспитания, главная задача которой - «совершенствование в комплексе данных им природой способностей: слышать, видеть, чувствовать, двигаться, общаться» (Б. П. Юсов).

В тексте диссертации раскрыты различные направления воспитания основ толерантности у детей дошкольного возраста, в том числе вопросы поликультурного воспитания (за рубежом под ним понимают мультикультурное, в России — поликультурность и мультикулыурность, которые, как правило, разграничиваются (А. Н. Джуринский).

В России идеи поликультурного воспитания рассматриваются параллельно с идеями этнопедагогики и педагогики формирования культуры межнационального общения. В последней исследуются вопросы воспитания патриотизма, дружбы народов и веротерпимости, где воспитание представлено в виде суммы автономных компонентов, включающих этнокультурные знания о том или ином народе и рассматриваются как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Однако существующие подходы к воспитанию основ толерантности детей не учитывают преемственности в формировании у них личностных качеств. Это в полной мере касается дошкольного возраста, когда закладываются как будущие положительные результаты обучения и воспитания, так и возможные проблемы, связанные с отсутствием элементарных навыков культурного поведения.

При организации художественно-эстетической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста важно учитывать их предрасположенность ко всему яркому, радостному и привлекательному, тому, что сопровождается позитивными эмоциями. Кроме того, выстраивание познавательной активности должно протекать через игровую сотворческую деятельность, направленную на восприятие, произвольное внимание и смысловую память. При создании ситуаций общения на основе речевых форм взаимодействия особое внимание следует уделять использованию значимых авторитетных примеров (семья, воспитатель-педагог), а также темы, связанные с социально-нравственными ориентирами (поступками).

Дошкольники еще не приспособлены, не подготовлены к организованным формам деятельности и сознательному освоению материала, поэтому это лучше делать в форме игры; важно учитывать вариативность и отсроченность во времени успешность внедрения программ, основанных на включении разных видов искусства в творческую совместную деятельность. Вместо критериев «правильно -неправильно», которые формируются у ребенка установкой на познание,

эстетическая ориентация восприятия и поведения «строится на стимулировании у ребенка других критериев оценки и самооценки: интересно - неинтересно, приятно - неприятно, красиво - некрасиво, свободно - несвободно» (Е.М. Торшилова). В теории педагогики искусства (П. Ф. Каптерев, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. В. Бакушинский, Д. Б. Кабалевский, Н. П. Сакулина, Г. В Лабунская. Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др.) разработана методология и практика воспитания и развития детей средствами искусства.

Во второй главе «Организационно-педагогические особенности формирования основ развития толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства» раскрыты процесс и конкретные результаты исследовательской работы по формированию основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада. Опытно-экспериментальная работа рассмотрена в контексте сетевого эксперимента, охватывавшего несколько образовательных учреждений г. Москвы по внедрению в практику работы с детьми раннего возраста основ гуманитаризации современного образования, изучению возможностей диалога культур в пространстве образовательного учреждения (поликультурное образование, нравственное воспитание и формирование толерантности у обучающихся). Использование сетевого ресурса во многом определило специфику экспериментальной деятельности, сказалось и на ходе самого диссертационного исследования (второго и третьего этапов). Представлены формы и виды работы по воспитанию базовых проявлений толерантного поведения дошкольников. Методика исследовательской работы диссертанта основана на трудах А. В. Запорожца и его научной школы, на исследованиях учёных Института художественного образования Российской академии образования (Е. И. Коротеевой, И. А. Лыковой, Е. М. Торшиловой и др.).

Идея развития художественно-эстетических качеств в игре, с использованием интегрированных форм работы связана с особенностями работы со сказкой (А. В. Запорожец). В адаптации для детей дошкольного возраста теории «синестетических» игр с целью развития эстетического воображения мы опирались на труды Е. М. Торшиловой, в которых исследованы сложные ассоциативные пересечения, возникающие у ребенка в процессе игры и направленные на развитие эмпатии, художественного вкуса. Синестетическая методика использовалась в исследовании при изображении музыки, создании скульптур во время прослушивания музыки, высказывании словами своего впечатления от музыки или от картины.

Как приоритетная в опытно-экспериментальной работе была выделена проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста средствами искусства, которая выстраивались на принципах интегрированного обучения: театральные формы организации развивающей деятельности и тесно связанные с

ними- игровые технологии, в процессе которых создавались индивидуальные альбомы с использованием «вторичных» образов.

Опираясь на исследования ученых (А. А. Мирзаянов и С. А. Харитонова), мы выделили как особое звено тему, связанную с освоением народного искусства, народной педагогики и фольклора разных стран. Была разработана методика включения народной педагогики в процесс освоения литературы и искусства разных народов. Онтологический анализ народной культуры позволил выделить наиболее сущностные, архетипические характеристики. Так, в фольклоре раскрываются такие устойчивые формы, как символизм (в сказках - Солнце, волшебный клубочек, печка, кот и др.; в пословицах и поговорках - улыбка, белка в колесе, снег на голову и др.), формульность (универсальные конструкции: «за тридевять земель», «три дня и три ночи», «жили-были»), бриколаж (складывание элементов опыта в какую-либо целостность, как в калейдоскопе).

Фольклорные формулы (универсалии) в сказках, пословицах и поговорках создают и поддерживают ритуальность жизни и являются готовыми «схемами переживаний», «схемами отношений к миру», что, по мнению психологов, позволяет поддерживать психологическую устойчивость детей. Подобные формулы становятся «ключами», открывающими пространство культурных смыслов с помощью знака и символа. В то же время они понятны детям, легко ими воспринимаются, поэтому произведения устного народного творчества столь эффективны в формировании основ толерантности.

В качестве важнейших ценностей, проявившихся в результате фило- и культурогенеза традиционно выделяются (по аналогии) доброжелательность, активность, доверительность, которые и являются основой для формирования основ толерантности у детей. Отсюда: эффективность воспитания основ толерантности средствами искусства определяется ещё и степенью учёта мифопоэтического мировидения ребенка, созданием условий для освоения способов мироотношения. И в этом отношении использование народной культуры является одним из условий успешности решения воспитательной задачи. Прежде всего - через основные виды активной деятельности ребенка, такие как игра (создана система по применению игр и упражнений, направленная на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры); чтение (в рамках реализации идеи развития безусловного принятия себя и другого человека), устное народное творчество; фольклор и народная музыка народов Российской Федерации (сопровождение чтения сказок по ролям).

Опираясь на сказанное выше, мы выделили циклы осваиваемых содержательных тем, таких как «семья»: родительский дом, дружба поколений, соседи, семья народов на Земле; «вечные ценности»; «познание мира»: дом,

Вселенная и др. Результаты освоения данных тем детьми позволяют сделать вывод, что приобщение ребенка к народной культуре - это прямой путь к решению задачи развития духовных и нравственных ценностей жизни, к воспитанию чувства уважения к другим народам и культурам, уникальности каждого человека. Воспитание этого в дошкольном возрасте особенно значимо, так как дети еще не фиксируют свое внимание на различии национальностей, а духовный мир ребенка адекватен народному искусству, и поэтому процесс восприятия народного искусства происходит наиболее естественно.

Особо следует выделить современные формы работы с детьми, в частности в области освоения музыки, такие как детские мюзиклы. Как показала практика, такая форма работы с детьми подготовительной группы показала свою результативность именно в формировании толерантности. Это связано с тем, что детский мюзикл (относительно новое направление в музыкальной деятельности) способствует созданию творческого коллектива детей и взрослых, так как в нём участвуют несколько исполнителей (базовая основа воспитания толерантности), реализующих общую цель - создание художественного продукта.

При организации детского мюзикла учитывается психология ролевого поведения ребенка и используются методы и формы работы, применяемые в процессе создания коллективного творческого продукта. Среди них: определение темы мюзикла (совместно с детьми и их родителями), написание сценария (методист и воспитатели при участии детей и их родителей), поэтапное планирование, подготовка к проведению работы, непосредственное осуществление творческой деятельности, коллективный анализ проведенного мероприятия, создание видеоверсии мюзикла и сборника творческих работ детей, педагогов и родителей как эмоциональный отклик на проделанную работу.

В ходе эксперимента было выбрано и апробировано на разной аудитории несколько мюзиклов по тематике доступной рассматриваемому в диссертации возрасту («Чиполлино», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Московский бит», «Теремок»), Наиболее успешной оказалась работа над мюзиклом «Бременские музыканты» по мотивам немецкой сказки в музыкальной обработке Г. Гладкова. Успех мюзикла не был случаен: он узнаваем детьми по мультфильму, предполагает зрелищность, не имеет ярко выраженной этнокультурной принадлежности. Эмоциональный отклик на мюзикл способствовал развитию речевой коммуникации, помог выявить межличностные отношения в коллективе.

В сознании детей сказочные герои ассоциируются с дружной командой, и именно эти взаимоотношения они переносят на свои отношения с другими детьми, играющими в этом мюзикле. От понимания значимости каждого из героев, отождествления себя с ним ребёнок приходит к пониманию и осознанию своей личной ответственности за происходящее. И самое главное: совместная работа над мюзиклом, построенная на основе игры, с привлечением родителей позволяет

создавать принципиально новую коммуникативную ситуацию, которая сближает детей и снимает возникающие межличностные противоречия.

Формирование основ толерантности у старших дошкольников в ходе работы над разными темами и направлениями оценивалось по нескольким параметрам: эмоциональный отклик участников, мнение родителей, точка зрения педагогов. Всё это с учетом трех уровней: высокого, среднего и низкого. Эти параметры, хотя и носят достаточно условный характер, являются результатом системных и длительных наблюдений за детьми, родителями и педагогами профессионального психолога и автора исследования. Уровень развития толерантности определялся на основе анкетирования и собеседования с дошкольниками. В качестве примера выделено два направления: фольклорное и мюзикл.

Приведенная в таблице диагностика развития толерантности во время и после работы над мюзиклом показала положительные сдвиги, произошедшие в формировании и развитии взаимоотношений между участниками процесса: воспитателями, родителями, детьми - участниками мюзикла.

Таблица 1

Развитие толерантности старших дошкольников в процессе работы над мюзиклом (%)*

В процессе работы над мюзиклом После выступления перед аудиторией

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

12 32 56 36 41,3 22,7

•Приведено среднее значение на основании «сложения» трёх параметров: эмоциональный отклик, позиция родителей и педагогов.

Участники мюзикла становились более уважительными и доброжелательными, в том числе и по отношению к остальным воспитанникам. Было зафиксировано снижение агрессивности; снижение негативного отношения к детям иных культур (в детском саду, в котором проводился эксперимент, в группах были, кроме русских (которые преобладали), узбеки, таджики, киргизы, украинцы, белорусы, армяне, молдаване, татары, корейцы, народы Дагестана).

Проводилась работа над формированием основ толерантности на основе работы фольклорных этнообъединений и создания произведений декоративно-прикладного искусства. Было создано три детских коллектива: отбор проходил на основе желания детей и их родителей: два «условно» русских (участвовали как русские, так и дети других национальностей) - «Калинка» и «Берёзка» - и одно «условно» кавказское (дети самых разных национальностей) — «Лезгинка».

Таблица 2

Развитие толерантности старших дошкольников

в процессе работы над фольклором (%)*_

Во время работы над танцем После постановки танца

Высокий Средний Низкий Высокий Средиий Низкий

12 32 56 22 36 42

*Приведено среднее значение на основании «сложения» трёх параметров: эмоциональный отклик, позиция родителей и педагогов.

Результаты оказались также высокими, но уступали работе над мюзиклом. Такие же результаты были получены и при изготовлении предметов традиционного народного искусства. При этом следует отметить, что срезы проводились с разницей в один год, в группах, сходных по этноконфессиональному и социальному составу. В результате можно сделать вывод: современные формы работы, в частности детский мюзикл, оказываются наиболее эффективным при формировании основ толерантности именно у детей старшего дошкольного возраста.

В тексте второй главы раскрыта и обоснована педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения средствами искусства. Структура системы опирается на следующие положения:

- основы толерантности формируются через все виды деятельности дошкольников;

- основой для игровой деятельности детей служит народное творчество, с помощью которого ребенок постигает сущность человеческих взаимоотношений, заложенных, например, в народной игре, сказках, где происходит примеривание на себя разных социальных ролей;

- дети подготовительной группы осознают себя вступающими на новый жизненный этап, в новую для них многоязычную и поликультурную социальную среду;

- обучение осуществляется с учётом различных коммуникативных ситуаций, с помощью разнообразных форм и направлений работы, предусматривающих применение навыков общения: например, в процессе работы над совместным проектом (детский мюзикл);

- развитие представлений о разных видах искусства как сокровищнице эмоционального, социального и художественного опыта народа;

- стремление в любой жизненной ситуации подчеркивать значение культуры общения, терпимости; противопоставление их негативным примерам недружелюбного, грубого общения, приводящего к межнациональной розни, распрям и войнам;

- необходимо учиться раскрывать окружающий мир целостно, в богатстве его красок и звуков, в том числе звуков различных языков, мелодики, ритмов национального колорита разных литератур и традиций.

Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной педагогической системы формирования основ толерантности у старших дошкольников средствами искусства.

В ходе экспериментальной работы раскрыты критерии эффективности педагогической системы формирования основ толерантности у старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства.

Таблица 3

Педагогическая система формирования основ толерантности у детей _старшего дошкольного возраста

1. Цели (функции) реализации системы

Личностное развитие дошкольников . Формирование и развитие навыков коммуникации Формирование основ толерантности Формирование специальных навыков для занятий по видам искусства Мотивация к познанию

2. Условия реализации педагогической системы

сотворчество педагогов и воспитанников в создании атмосферы дружелюбия и открытости активизация творческой деятельности детей на основе взаимодействия родителей, педагогов и специалистов в процессе творческой деятельности интеграция основной программы и дополнительного курса по формированию основ толерантности через занятия искусством

3. Направления педагогической деятельности

Сисгемно-деятельностный подход

Определение формы творческой реализации личности ребёнка Определение формы творческой реализации коллектива

Создание ситуации коммуникации

Построение индивидуального и коллективного маршрутов детей

Индивидуальный Коллективный

Психолого-педагогическая коррекция Определение ценностных приоритетов Определение основных направлений творческой реализации Психолого-педагогическая совместимость детей в подгруппах Выделение ведущих ценностей для отдельных групп. Определение творческих коллективов - подгрупп.

4. Уровни реализации системы

Личностно-поведенческий уровень Коммуникативный уровень Готовность к диалогу культур (степень знания русской культуры и иных этнокультур)

В результате были определены основные направления работы с педагогическим коллективом: просветительская (пропаганда гуманистических принципов), тренинговая, (коррекция педагогической позиции, формирование соответствующих навыков общения и повышение уровня самосознания личности).

Разработаны следующие критерии эффективности педагогической системы формирования основ толерантности старших дошкольников в условиях детского сада средствами искусства: 1) готовность к межкультурному диалогу; 2)организация образовательного пространства учебно-воспитательного учреждения, которое способствует нравственному развитию дошкольников, их

поликультурному воспитанию; 3) информационное пространство общения дошкольников, направленное на успешность воспитания и обучения дошкольников; 4) создание разнообразных новых ситуаций общения, позволяющих подготовить детей к различным жизненным встречам (ситуациям); 5) умение вести себя толерантно не только в детском саду, но и на улице, дома; 6) умение выделять (находить) положительный и негативный опыт, содержащийся в книгах, музыке, изобразительном искусстве; 7) «живая» реакция на различные ситуации в процессе общения, умение быстро ориентироваться и находить правильную линию поведения.

В результате экспериментальной деятельности подтвердилось положение о том, что объединение дошкольных и общеобразовательных учреждений на основе дополнительного образования расширяет состав субъектов толерантного воспитания в г. Москве. Именно поэтому деятельность дошкольных учреждений необходимо нацелить на координацию взаимодействия между различными образовательными и культурными институтами, воспитателями и семьёй. Основное содержание деятельности, которую осуществляет детский сад, должно быть направлено на создание условий при включении ребенка в различные виды деятельности, с помощью чего он получит опыт общения, опыт взаимодействия и освоит новые нормы толерантных отношений.

Эксперимент позволил раскрыть эффективные педагогические формы формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста: день толерантности, этнопрезентации, фестивали национальных культур, детские мюзиклы. Особо следует выделить комплексный подход в обучении детей, который основан на умении педагогов и воспитателей организовывать и проводить совместную образовательная деятельность, направленную на освоение целого ряда познавательных и воспитательных задач при работе с одними и теми же детьми. В основе комплексного обучения лежат образовательные блоки: совокупность взаимосвязанных изучаемых тем, понятий, осваиваемых в результате разных видов деятельности. В рамках формирования основ толерантности как наиболее эффективные можно выделить такие темы, как «Семья», «Вечные ценности», «Познание мира» и др.

В заключении обобщены результаты исследования, сделаны выводы, определены направления дальнейшего изучения проблемы.

В ходе диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. Понятие «основы толерантности» применимо для детей старшего дошкольного возраста и рассматривается как совокупность устойчивых алгоритмов поведения детей на основе позитивных ценностей, предполагающих совместную деятельность родителей, воспитателей и специалистов детского сада.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе самой разнообразной каждодневной деятельности в детском саду во время досуга, в

самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсиях, в частности в процессе посещения библиотек, музеев (исторических, экологии, краеведения и др.). Все эти виды деятельности нацелены на совместный общественно значимый проект, создающий коммуникативную ситуацию и дополнительную мотивацию для занятий искусством.

2. Ведущим фактором успешной реализации задачи формирования основ толерантности является опора на психолого-педагогические аспекты детей старшего дошкольного возраста и системно-деятельностный подход как ведущий при организации занятий для старших дошкольников.

3. Эффективными педагогическими условиями приобщения детей к освоению основ толерантного поведения является внедрение таких направлений работы, как освоение культур разных народов в процессе игровой деятельности; приобщение детей к мировой культуре через народное творчество; полихудожественное воспитание; изучение иностранных языков; развитие межкультурных коммуникаций.

4. Условием активизации совместной деятельности воспитателей, специалистов детского сада и родителей старших дошкольников по формированию основ толерантности у старших дошкольников должен быть общественно значимый продукт, созданный в условиях групповой игровой деятельности, такой как день толерантности, этнопрезентации, фестиваль национальных культур, детский мюзикл и др.

5. Анализ проведенных исследований показал, что педагогическая система формирования основ толерантности у старших дошкольников средствами искусства опирается на создание творческой коммуникативной ситуации, создающей условия для безбарьерного общения представителей различных этнокультур и обеспечивающей успешное формирование устойчивых алгоритмов толерантного поведения детей и опираться на такие позиции, как уважение к людям других национальностей, адекватное восприятие различных культур, проявление терпимости к проявлениям человеческой индивидуальности; преемственность между всеми звеньями образовательной системы (детский сад -начальная школа - средняя и старшая школа), предполагающая введение дополнительного (специального) курса на I ступени образования «Искусство и основы толерантности» для старших дошкольников, интегрированного с основной программой.

В Приложении содержатся программы курсов «Искусство и формирование основ толерантности», предназначенного для педагогов и воспитателей, и «Искусство и основы толерантности» для старших дошкольников.

По содержанию исследования опубликовано 15 работ, в том числе в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых журналов ВАК РФ:

1. Ремарчук, Е. Л. Педагогика искусства в формировании основ толерантного сознания детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2011. - № 3. - URL: /http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2011/remarchuk_17-01-2011.pdf-0,5 пл.

2. Ремарчук, Е. Л. Воспитание патриотизма и толерантности у детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетической деятельности [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 1. -С. 42-44.-0,5 п.л.

3. Ремарчук, Е. Л. Мюзикл в формировании толерантности старших дошкольников [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Инициативы XXI века. - 2012. - № 1.-С. 101-103.-0,5 п. л.

4. Ремарчук, Е. Л. Искусство в формировании основ толерантного сознания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества: сб. науч. статей / Ред.-сост. О.И. Радомская; под общей ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО; Арзамас: АГПИ им. А.П.Гайдара, 2009. - С. 237-241.-0,5 п. л.

5. Ремарчук, Е. Л. Сказка и музыкальный спектакль в воспитании толерантности старших дошкольников [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Интеграция -основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования: материалы Всероссийской конференции (1-3 ноября 2010 г., Москва): сб. науч. статей / Ред.-сост. О. И. Радомская; под общ. ред. Л.Г.Савенковой. -М.: Изд-во «Спутник+», 2010. -С.238-240. -0,5 п. л.

6. Ремарчук, Е. Л. Народное творчество в формировании основ толерантного сознания дошкольников [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Диалог культур в воспитании толерантности учащихся: сб. науч. трудов / Сост. Д. В. Поль, Т. Г. Мельник, А. В. Фоменко.-М.: ИХО РАО, 2010.-С. 191-194.-0,5 п. л.

7. Ремарчук, Е. Л. Диалог культур Россия - Запад - Восток в формировании толерантного сознания дошкольника [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Диалог культур России-Востока-Запада в образовательной среде: сб. науч. трудов / Сост. Д.В.Поль, В.Б.Трофимова - М.: ИХО РАО, 2011. - Вып. 2. - С. 223-225. -0,5 п. л.

8. Ремарчук, Е. Л. Старший дошкольник в условиях межкультурных коммуникаций в современном информационном пространстве [Сетевой ресурс] / Е. Л. Ремарчук // Международный сетевой семинар «Человек культуры в информационном обществе» Москва. - 2012 г. http://www.art-education.ru/project/seminar-2012/remarchuk/remarcliuk.pdf. - 0,5 п. л.

9. Ремарчук, Е. Л. Воспитание толерантности старших дошкольников в условиях сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Проблемы современной дидактики: теория и практика: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции

международным участием (Белгород, 23 октября 2012 года); в 3 ч./ отв. Редакторы Е.В. Посохина, И.Ф. Исаев, Н.М. Фатьянова. - Белгород: ООО ГиК, 2013 - Ч II -С. 12-14.-0,5 п. л.

10. Ремарчук, Е. Л. Культурологический подход в осмыслении проблемы воспитания толерантности у детей [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Диалог культур России - Востока - Запада в образовательной среде: сб. науч. трудов / Сост. Д.В. Поль, Э.И. Иванова, Т.Г. Мельник, О.В. Юдушкина. - М.: ФГНУ ИХО РАО 2012. - Вып. 3. - С. 212-217. - 0,5 п. л.

11. Ремарчук, Е. Л. Формирование основ толерантности старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Научные школы педагогики искусства в современном образовании: сб. науч. статей / Сост. Л.Г. Савенкова, Е.Ф. Командышко. М.: Кзд-во: «ИХО РАО», 2012. - С. 262-264. - 0,5 п. л.

12. Ремарчук, Е. Л. Этнопрезентации в формировании и развитии коммуникативной компетентности воспитанников детского сада [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Диалог культур России - Востока - Запада в образовательной среде: сб. науч. трудов / Сост. Э.И.Иванова, Т.Г. Мельник, Д.В.Поль, О.В. Юдушкина - М.: ФГНУ ИХО РАО, 2013. - Вып. 4. - С. 137-140. - 0,5 п. л.

13. Ремарчук, Е. Л. Информационно-коммуникативные технологии в формировании основ толерантности у старших дошкольников [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Научные школы педагогики искусства в современном образовании: сб. науч. статей / Сост. Е.Ф. Командышко. - М.: Изд-во- «ИХО РАО». 2013. - С. 217-220. - 0,5 п. л.

14. Ремарчук, Е. Л. Основные критерии сформированное™ основ толерантности старших дошкольников при реализации педагогической модели воспитания средствами искусства [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодежи в социокультурном контексте: сб. науч. статей по материалам I Международного научно-практического семинара 27 марта 2014 г. / Под ред. М.С. Бережной - М • Научный проект, 2014. - С. 229-233. - 0,5 п. л.

15. Ремарчук, Е. Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов детского сада в условиях введения ФГОС [Текст] / Е. Л. Ремарчук // Диалог культур России - Востока - Запада в образовательной среде: сб. науч. трудов / Сост. Э.И. Иванова, Т.Г. Мельник, Д.В. Поль, О.В. Юдушкина - М ■ ФГНУ ИХО РАО, 2014. - Вып. 5. - С. 161-163. - 0,5 п. л

Заказ № 382. Объем 1 пл. Тираж 120 экз.

Отпечатано в ООО «Петроруш». г.Москва, ул .Палиха 2а.тел.(499)250-92-06 www.postator.ru