Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа

Автореферат по педагогике на тему «Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Шемякова, Наталья Аркадьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа"

На правах рукописи

ШЕМЯКОВЛ НАТАЛЬЯ АРКАДЬЕВНА

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (музыка; уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

13 МАЙ 2015

Екатеринбург - 2015

005569084

005569084

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Русакова Татьяна Геннадьевна

Официальные оппоненты:

Недосекина Алевтина Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВПО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки», заведующий кафедрой педагогики и психологии

Арябкина Ирина Валентиновна, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», профессор кафедры методики начального образования

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Защита состоится 19 июня 2015 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, ауд. 316.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра - научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и на сайте Уральского государственного педагогического университета http://science.uspu.ru/

Автореферат разослан 24 апреля 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Матвеева Лада Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в общественно-политической и социокультурной жизни России, предъявляют новые требования к характеру образования, воспитания и деятельности молодого поколения. В Законе об образовании, «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» ключевыми вопросами являются «создание основы духовного развития России», условий для социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала. Музыкальное искусство, воздействующее на сознание и чувства, обладающее возможностью формирования целостности человека (М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев), показывающее человеку «те возможности величия, которые есть у него в душе» (Ralph Emerson), связано с созданием духовных ценностей и производством духовных смыслов. Этот воспитательный потенциал музыки актуален на всех ступенях образования, в том числе и профессионального. Восприятие произведений высокого искусства, их исполнение ведет к формированию у студентов опыта деятельностного участия в создании ценностей духовной культуры, их сохранении и преумножен™, то есть опыта духовно-практической деятельности. Такого рода опыт человек может получить на этапе профессионального образования в педагогическом колледже.

Степень научной разработанности проблемы. Для настоящего исследования были значимы работы, в которых рассмотрена категория «опыта» как основы всякой деятельности, результата освоения материального мира, основанного на практике, чувственно-эмпирической формы познания действительности (В. А. Кондратов, С. Б. Токарева); предложены подходы к изучению понятия «деятельность» (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Г. Ф. Гегель, Е. Ф. Губский, М. С. Каган, Г. М. и А. Ю. Коджаспировы, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Мещеряков, В. Н. Сагатовский, П. Г. и Г. П. Щедровицкие, Э. Г. Юдин); раскрыты положения теории духовно-практической деятельности, ее структуры и содержания (А. С. Белых, Э. Дюркгейм, Г. Е. Зборовский, Л. Н. Коган, А. К. Уледов); проведены исследования в области педагогических технологий (М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко);обоснованы концептуальные положения музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, М. Г. Арановский.Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарев, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петру-шин, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов, В. Н. Холопова, Г.М.Цыпин, Л. В. Школяр).

В последние годы проблема влияния музыкального искусства на развитие и духовное становление личности является предметом диссертационных исследований: обосновано влияние музыкального искусства на процесс гуманизации общества (Н. Ю. Ташлыкова, 1998) и становление идентичности личности (О.А.Успенская, 2005), изучены условия формирования музыкальной культуры личности средствами национального музыкального искусства (С. Г. Степанова, 2006),изучалась роль музыкального искусства в формировании патриотическихчувств будущего учителя начальных классов (И. М. Сал-пыкова, 2009)и развитие духовности личности (Т. В. Чхиквадзе, 2011). Изуче-

VJ

ны структура и содержание процесса формирования опыта профессиональной деятельности у будущих учителей в процессе педагогической практики (А. Н. Саврасова, 2006), творческой деятельности учащихся (Н. В. Мартилова, 2010), научно-исследовательской и преподавательской деятельности аспирантов в послевузовском образовании (М. М. Алексов, 2010), творческо-конструкторской деятельности у обучающихся НПО (Э. Р. Гайнеев, 2011).

Вместе с тем проблема интеграции процессов духовно-нравственного воспитания студентов колледжа и их музыкально-эстетического развития, формирования средствами музыкального искусства опыта духовно-практической деятельности не получила до настоящего времени должного теоретического осмысления. Постановка проблемы связана с выявлением ряда противоречий между:

- объективной потребностью современного общества в личности, способной сохранять, преумножать и транслировать ценности духовной культуры человечества, и недостаточной обращенностью системы образования к формированию опыта духовно-практической деятельности личности на всех этапах образовательного процесса;

- духовным потенциалом музыкального искусства и недостаточной разработанностью педагогических механизмов его реализации в процессе формирования опыта духовно-практической деятельности у студентов педагогического колледжа;

- потребностью практики образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования опыта духовно-практической деятельности у студентов педагогического колледжа и отсутствием соответствующих педагогических технологий.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: найти эффективные пути формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа посредством музыкального искусства.

Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: «Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа».

Цель: обосновать педагогическую технологию формирования опыта ду-ховно-праетической деятельности у студентов педагогического колледжа средствами музыкального искусства.

Объект исследования: процесс формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа средствами музыкального искусства.

Предмет исследования: технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства.

Гипотеза: музыкальное искусство, обладающее возможностями обогащения деятельности субъектов образовательного процесса личностно-значимыми смыслами и способами духовного взаимодействия, становится средством формирования опыта духовно-практической деятельности студента, если:

- освоенные личностью этические, эстетические, нравственные и духовные нормы будут воплощены в процессе восприятия, исполнительства,

творчества посредством определенной художественной интерпретации при создании художественного продукта;

- технология формирования опыта духовно-практической деятельности студентов средствами музыкального искусства, как определенный алгоритм действий, заданный педагогом, будет выстроена в последовательности: от формирования отношения студента к себе как субъекту духовно-практической деятельности через художественное общение с композитором и исполнителем (квазиобщение) в процессе восприятия музыкального произведения, общение с сокурсниками и преподавателями-наставниками - в процессе музыкального дискурса, до формирования личностной позиции «Я -слушатель», «Я - исполнитель», «Я - автор» и критически-рефлексивного отношения к результатам своих действий с последующим развитием целепо-лагания и включения в новые виды духовно-практической деятельности;

- уровни, учитывающие динамику развития опыта духовно-практической деятельности студентов, будут отражать проявление интереса к музыкальному искусству, активную включенность в процесс восприятия, исполнения музыкальных произведений, мотивацию на создание художественного продукта и осознание социальной значимости результата своей деятельности.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятия «опыт духовно-практической деятельности студента колледжа».

2.Обосновать педагогические возможности музыкального искусства как средства формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа.

3. Разработать и обосновать этапы технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа и содержание работы на каждом из них.

4. Определить критерии, показатели, демонстрирующие степень сформированное™ опыта духовно-практической деятельности студента колледжа посредством музыкального искусства.

5. Проверить результативность педагогической технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа посредством музыкального искусства.

Методологическую базу исследования составили концептуальные основы аксиологического (А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин), личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, К. Роджерс, В. В. Сериков) и деятельностного (Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, В. А. Кондрашов, А. Н.Леонтьев, Э. Г. Юдин) подходов; концептуальные теории музыкального образования (М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, А. Н. Сохор, Г. М. Цыпин), определяющие содержание и логику процесса формирования опыта духовно-практической деятельности студента посредством музыкального искусства.

Теоретической основой исследования являются:

- на философском уровне - идеи, связанные с религиозными (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. А. Рачинский, В. Франкл, Э. Фромм), экзистенциальными (С. Кьеркегор, К. Ясперс), аксиологическими

(Н. Гартман, М. Шелер), социальными (Р. Ф. Лифшиц) концепциями духовности человека;

- на общенаучном >ров«е-парадигмальные исследования духовного опыта (Т. Г. Русакова, С. Б. Токарева); теория общения как обмена духовными ценностями и диалогического общения (М. М. Бахтин, В. С. Библер, В. М. Межуев); положения теории духовно-практической деятельности, ее структуры и содержания (В. Г. Афанасьев, А. С. Белых, В. Л. Бенин, Э. Дюркгейм, Л. Н. Коган, Т. В. Науменко, А. К. Уледов); концепции педагогических технологий (М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко);

-на конкретно-научном уровне-обоснования значимости искусства в духовном развитии личности (Б. Т. Лихачев, В. В. Медушевский, Б. П. Юсов);концептуальные положения теории музыкального образования о роли восприятия музыки и исполнительского искусства в становлении личности (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, М. Г. Арановский, И. В. Арябкина, Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарев, Д. Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, А. Г. Недосекина, А. Н. Сохор, В. Н. Холопова, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр).

Эмпирическая база исследования. Базой для опытно-поисковой работы были выбраны ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г. Бузулука, ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж», ГБОУ СПО «Педагогический колледж г. Бугуруслана». В исследовании было задействовано 150 студентов колледжа. Констатирующий эксперимент реализован на выборке 180 человек (студенты 1-2-х курсов средних профессиональных образовательных учреждений). Формирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся в условиях естественного учебного процесса «Педагогического колледжа» г. Бузулука (на выборке 56 студентов).

Исследование проводилось с 2007 по 2014 гг. в несколько этапов, задачи каждого из которых определял комплекс используемых исследовательских методов.

На первом этапе (2007-2008 гг.) изучались теоретические основы проблемы, обобщался передовой опыт, анализировалось состояние образовательного процесса в педагогических и музыкальном колледжах, систематизировался личный опыт. Основными методами исследования на данном этапе стали теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; осмысление и обобщение педагогического опыта; беседа, наблюдение, анкетирование, выдвижение гипотез, прогнозирование.

На втором этапе (2009-2013 гг.) была проведена опытно-поисковая работа по проверке и уточнению гипотезы, корректировке методов исследования, систематизировались и обобщались полученные данные. Основные методы исследования: опрос, беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента, теоретическое моделирование.

На третьем этапе (2013-2014 гг.) анализировались, обобщались и интерпретировались результаты опытно-поисковой работы, формулировались выводы и оформлялись материалы научного исследования. Основными ме-

тодаии стали методы математической обработки данных, анализ, обобщение и систематизация материалов.

Научная новизна результатов исследования:

¡.Уточнено содержание понятия «опыт духовно-практической деятельности студента колледжа» как знания, переживания и умения, приобретаемые в процессе восприятия, создания, сохранения, воспроизведения и трансляции духовных ценностей, определяющие социально-положительную направленность действий и поступков студентов.

2. Разработана технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства, включающая этапы: побудительно-мотивационный (задачи: формирование отношения студента к себе как субъекту духовно-практической деятельности, стимулирование мотивации на личностное самораскрытие);ориентировочный (задачи: организация взаимодействия студента с явлениями музыкального искусства - художественное общение с композитором и исполнителем (квазиобщение) в процессе восприятия музыкального произведения, с сокурсниками и преподавателями-наставниками - в процессе музыкального дискур-са);процессуальный (задачи: формирование личностной позиции «Я - слушатель», «Я - исполнитель», «Я - автор», необходимой для интериоризации-экстериоризации ценностей духовной культуры в духовно-практической деятельности); контрольно-корректирующий (задачи: формирование критически-рефлексивного отношен™ к результатам своих действий как слушателя, исполнителя и автора с последующим развитием целеполагания и включения в новые виды духовно-практической деятельности).

3. Выявлены л/ето<Эы(интерактивное взаимодействие с носителями музыкальной культуры, наблюдение за музыкой, эмоциональное воздействие, интонационно-стилевое постижение музыки, музыкальный диалог, стимуляция музыкальной деятельности, беседа, дискуссия, моделирование художественно-творческого процесса, самоанализ, самооценка, рефлексия) и организационные формы (лекция-концерт, презентация кружков и факультативов, индивидуальное собеседование, групповое обсуждение, музыкальные лектории и гостиные, встреча с творческими коллективами, групповые и индивидуальные занятия, творческий показ), а также педагогические ситуации (ценностного самоопределения и морального выбора, творческого по-искаоригинальных решений и способов действия для достижения цели, ситуация перенесения опыта художественной деятельности в другие сферы), создаваемые искомыми методами в рамках указанных форм.

3. Определены педагогические условия реализации технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа посредством музыкального искусства в образовательном процессе: создание-культурно-образовательной среды в процессе обучения в колледже; организация ситуации свободы выбора студентом вида духовно-практической деятельности; стимулирование самостоятельного выбора студента на участие в разнообразных видах внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности; включение студента в духовное содействие (сотрудничество) с окружающи-

ми (со-мыслие, со-чувствие, со-переживание, со-творчество) в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений, создания творческих проектов.

Теоретическая значимость результатов исследования:

1. Доказано, что музыкальное искусство может выступать средством формирования опыта духовно-практической деятельности студентов, так как позволяет им осваивать гуманистические, культурные и духовные смыслы произведений классической музыки (высокого искусства) и воплощать духовно-нравственные представления, сформировавшиеся в процессе восприятия музыки, в собственные художественные продукты.

2. Определены принципы формирования опыта духовно-практической деятельности студентов: педагогические (диалогичности, ценностного самоопределения, сотрудничества) и принципы музыкального образования (направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности обучающихся, увлеченность, активность и сознательность занятия музыкальным искусством).

3. Установлена взаимосвязь мотивационно-целевого, ценностно-ориентационного, операционально-деятельностного и оценочно-результативного компонентов опыта духовно-практической деятельности студента колледжа с критериальными показателями сформированное™ опыта духовно-практической деятельности студентов в целом: мотивационным (мотивы-интенции, мотивы-цели слушания и исполнения музыкальных произведений), ментальным (содержание знаний о духовных ценностях музыкального искусства, понимание смысловой нагрузки музыкального произведения), операциональным (эмоциональная сторона и техническая сторона музыкальной деятельности, личная ответственность за качество ее результата), оценочным (адекватность и прогностичность оценки результатов музыкальной деятельности на основе рефлексии).

Практическая значимость исследования.

1. Выявлены уровни сформированное™ опыта духовно-практической деятельности студента колледжа (творческий, продуктивный, репродуктив-но-продуктивный, репродуктивный).

2. Предложено методическое обеспечение формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства (методическое пособие «Музыкальная гостиная», методические рекомендации «Основы духовной музыки», программа студенческого дискуссионного клуба «Современное музыкальное искусство»).

3. Разработаны рабочие программы факультативных занятий «Хоровое пение», «Сольное пение» для студентов педагогического колледжа.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и полученных выводов подтверждается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, в основу которых положены аксиологический, деятельностный и личностно ориентированный подходы; обеспечена комплексным изучением проблемы исследования; соответствием логики исследования его целям, задачам и предмету; совокупностью адекватных специфике исследуемого объекта методов исследования, результатами опыт-

но-поисковой работы; статистической значимостью и выверенностью данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Основные положения диссертациошгого исследования и полученные результаты были представлены на международных (Красноярск, 2014; Оренбург 2010, 2014; Челябинск, 2013; Актюбинск, 2007; Самара, 2005), всероссийских (Красноярск, 2010; Бузулук, 2009; Бузулук-Оренбург, 2005), межрегиональных (Бу-зулук, 2010;0ренбург, 2010) конференциях, нашли отражение в публикациях научных статей, тезисов, докладов, коллективных монографий (Оренбург, 2006; Екатеринбург, 2010; Бузулук, 2011 ¡Красноярск, 2011, 2014; Москва, 2014), обсуждались на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Оренбург 2008-2014 г.); педагогических советах и методических объединениях в педагогическом колледже г. Бузулука и Бузулукском музыкальном колледже.

Полученные в ходе исследования результаты внедрялись лично автором в ГБОУ СПО «Педагогический колледж» и ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж» г. Бузулука. Разработанные автором методические рекомендации для студентов «Основы духовной музыки», по проведению музыкальных гостиных и сценарии творческих программ нашли применение в учебном процессе образовательных организаций г. Бузулука, Бугуруслана, Оренбурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Опыт духовно-практической деятельности, интегрируя знания, переживания и умения, приобретаемые личностью в процессе восприятия, создания, сохранения, воспроизведения и трансляции духовных ценностей, определяет социально-положительную направленность действий и поступков. К компонентам этого опыта относятся: мотивационно-целевой (осознанное и эмоционально-ценностное отношение к деятельности), ценностно-ориентационный (знание системы художественно-выразительных средств музыкального искусства обеспечивает «множественное и концентрированное воздействие» (по JI. Мазелю)), операционально-деятельностньга (переживание содержания музыкального произведения, осознание его социальной значимости и личностной ответственности за качество результата исполнения), оценочно-результативный (ценностное и оценочное отношения к результату свой деятельности, планирование дальнейших действий на основе рефлексии).

2. Музыкальное искусство является средством формирования опыта духовно-практической деятельности студентов, так как позволяет им осваивать гуманистические, культурные и духовные смыслы произведений классической музыки и воплощать духовно-нравственные представления, сформировавшиеся в процессе восприятия высокого искусства, в собственные художественные продукты.

3. Педагогическая технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства базируется на принципах, обусловливающих реализацию аксиологического, личностно ориентированного, деятельноетного подходов: педаго-

гических (диалогичности, ценностного самоопределения, сотрудничества) и музыкального образования (направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности обучающихся, увлеченности, активности и сознательности), методах и формах музыкального образования. Последовательность этапов технологии (побудительно-мотивационный, ориентировочный, процессуальный и контрольно-корректирующий) обусловлена совершенствованием опыта духовно-практической деятельности от квазиобщения (с автором, исполнителем) и реального общения (с однокурсниками, педагогами)до создания художественных проектов и оценки результатов своих действий как слушателя, исполнителя и автора.

4. Эффективность применения технологии обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: создание культурно-образовательной среды -актуализация ее воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей; организация ситуации свободы выбора студентом вида духовно-практической деятельности; стимулирование самостоятельного выбора на участие в разнообразных видах внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности, позволяющих студентам осваивать смысл музыкальных произведений и воплощать собственные духовно-нравственные представления в художественные продукты; организация духовного содействия (сотрудничество) с окружающими педагогами и сверстниками (со-мыслие, со-чувствие, со-переживание, со-творчество) в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений, создания творческих проектов.

5. Разработана система критериев (мотивационный, ментальный, операциональный, оценочный) и показателей (мотивы-интенции, мотивы-цели слушания и исполнения музыкальных произведений, содержание знаний о духовных ценностях музыкального искусства и понимание смысловой нагрузки музыкального произведения, эмоциональная сторона и техническая сторона музыкальной деятельности, личностная ответственность за качество ее результата, адекватность и прогностичность оценки результатов музыкальной деятельности на основе рефлексии), позволяющая вести мониторинг формирования у студентов колледжа опыта духовно-практической деятельности.

Личный вклад автора состоит в осуществлении теоретического анализа процесса формирования опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа и положений педагогического исследования (обоснованы педагогические средства музыкального искусства); определении этапов формирования опыта духовно-практической деятельности студентов; выявлении организационно-педагогических условий эффективной реализации исследуемого процесса; проведении опытно-поисковой работы по проблеме исследования, обобщении и систематизации полученных результатов; разработке диагностических методик; публикации научных статей в сборниках, материалах, очном и заочном участии в научно-практических конференциях различного уровня.

Структура и объем диссертация. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, представлены предмет, объект, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, показывается научная новизна и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства» показано, что в научном сообществе опыт рассматривается: как основа всего непонятийного знания действительности, определенная направленность и основа всякой деятельности (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Дидро, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Б. Спиноза). Опыт формируется в деятельности, которую философы рассматривают как одну из форм отношений к окружающей действительности, процесс ее преобразования и изменения в интересах общества (Г. Ф. Гегель, В. А. Кондратов, В. Н. Сагатовский); психологи - как систему динамического взаимодействия человека с окружающим миром, которая предполагает социальную активность, реагирование и выработку системы отношений к нему (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); педагоги -как форму жизнедеятельности; сознательно организуемый процесс, направленный на познание и преобразование мира (Г. М. и А. Ю. Коджаспировы).

В контексте деятельностной концепции культуры представители научной школы философов-культурологов Урала (В. Л. Бенин, Г. Е. Зборовский, Л. Н. Коган) доказали, что видов человеческой деятельности столько, сколько существует видов культуры. Деление видов деятельности философами (А. С. Белых, Э. Дюркгейм, Т. В. Науменко, И. Г. Фихте, Ю. Хабермас) на духовно-теоретическую (идеи, представления, оценки) и духовно-практическую (реализация личностью духовных сил, задатков и способностей, преобразование воспитания в самовоспитание) условно, поскольку ее объектом выступают ценности духовной культуры. Духовно-практическая (не утилитарная) деятельность представляет собой действия, направленные на освоение, создание, сохранение, воспроизведение и распространение духовных ценностей, способствующих удовлетворению духовных потребностей, самосозиданию, самоопределению, самореализации и изменению сознания личности.

Опыт духовно-практической деятельности выступает как знания, переживания и умения, приобретаемые в процессе восприятия, создания, сохранения, воспроизведения и трансляции духовных ценностей, определяющие социально-положительную направленность действий и поступков. Накопление опыта духовно-практической деятельности ведет к обогащению духовного опыта личности, качественному приращению значимых ценностей и смыслов. Опыт, приобретенный личностью в результате духовно-практической деятельности, влияет как на изменение сознания, так и самого субъекта в целом.

Наиболее эффективно процесс формирования опыта духовно-практической деятельности протекает в юношеском возрасте, к которому отно-

сятся студенты. Для этого процесса характерны активное постижение окружающего мира, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение жизни (Ш. Бюлер, Л. С. Выготский, К. Левин, Э. Шпрангер), интенсивное формирование ценностных ориентации, новый уровень развития самосознания, духовного развития (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков). К возрастным особенностям относится также уровень притязаний, свидетельствующий о «высоких устремлениях юности» (И. Д. Дубровина) и серьезной мотивации.

Формирование опыта духовно-практической деятельности в образовательном процессе студентов обусловлено педагогическими возможностями музыкального искусства, которое является видом духовно-практической деятельности людей, направленной на художественное постижение и освоение мира, удовлетворяющего универсальную потребность человека в воссоздании окружающей действительности в различных формах человеческой чувственности. Теоретические основание процесса музыкального воспитания и образования средствами музыкального искусства рассмотрены в работах Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Л. Л. Бочкарева, Д. Б. Кабалевского, Л. В. Матвеевой, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, А. Н. Сохора, Н. Г. Тагильцевой, Б. М. Теплова, В. Н. Холоповой, Л. В. Школяр.

Музыкальное искусство как способ организации взаимодействия педагога и студента в ситуациях сотрудничества (со-действия) в образовательном процессе выполняет ряд функций, способствующих формированию опыта духовно-практической деятельности: образовательную (выработка музыкально-эстетических взглядов, приобретение музыкально-эстетических знаний, умений, навыков); этическую (пробуждение и возвышение чувства добра и душевной отзывчивости, умение воспринимать музыкальное произведение, переживать его содержаше)\художественно-эстетическую (формирование художественного вкуса, способности и потребности эстетического отношения к музыке и жизни; выработка идеалов личного вкуса и его оценки); социализирующую (формирование творческой, активной позиции в жизни, ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного социального действия); ко.кшуникативную(осаишш£ и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях музыкального искусства и установление эмоционального контакта и душевного сопереживания).

Изучение теории и практики музыкального воспитания студентов позволило выделить виды духовно-практической деятельности, связанные с музыкальным искусством: восприятие музыки (слушание), исполнительство, культурно-просветительская деятельность. Эффективность формирования опыта духовно-практической деятельности средствами музыкального искусства напрямую зависит от соответствия содержания этих видов деятельности критериям эмоциональной привлекательности, этической санкционированно-сти (А. С. Белых), эстетическим чувствам и потребностям.

Формирование опыта духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства основывается на принципах: педагогических (ценностное самоопределение, диалогичность, сотрудничество) и музы-

¡сального образования (направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности обучающихся, увлеченность, активность и сознательность занятия музыкальным искусством).

Этапы формирования опьгга духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства обусловлены функциональными особенностями фаз деятельности (по А. Н. Леонтьеву, это побудительно-мотивационная, аналитико-синтетическая, исполнительная) и отражают специфику деятельности в области музыкального искусства: побудительно-мотивационный, ориентировочный, процессуальный и контрольно-корректирующий.

Результативность каждого этапа обеспечивается совокупностью педагогических методов: на 1-ом этапе -побудительно-мотивационном - преобладают методы интерактивного взаимодействия с носителями музыкальной культуры, наблюдения за музыкой, эмоционального воздействия, ситуации ценностного самоопределения и морального выбора, которые включают процесс формирования отношения студента к себе как субъекту духовно-практической деятельности и стимулирование мотивации на личностное самораскрытие; на 2-ом этапе - ориентировочном- используются методы беседы, дискуссии, стимуляции музыкальной деятельности, которые направлены на организацию взаимодействия студента с явлениями музыкального искусства: художественное общение с композитором и исполнителем (квазиобщение) в процессе восприятия музыкального произведения, с сокурсниками и преподавателями-наставниками -в процессе музыкального дискурса; на 3-ем этапе - процессуальном -практикуются методы моделирования художественно-творческого процесса и интонационно-стилевого постижения музыки, упражнения, музыкального диалога, выполнение групповых заданий в форме творческих проектов (музыкальные гостиные, детские музыкальные праздники, музыкальные благотворительные вечера), ситуации творческого поиска, которые направлены на формирование личностной позиции студента «Я-слушатель», «Я-исполнитель»,«Я-автор», необходимой для интериориза-ции-экстериоризации ценностей духовной культуры в духовно-практической деятельности; на 4-ом этапе - контрольно-корректирующем - преобладают методы самоанализа и самооценки, рефлексии, моделирования ситуаций включения в новые виды деятельности, способствующие формированию критически-рефлексивного отношения к результатам своих действий как слушателя, исполнителя и автора с последующим развитием целеполагания и включения в новые виды духовно-практической деятельности.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по формированию опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства»представлены организация, содержание и результаты проведенной работы в условиях педагогического колледжа. Для проведения диагностики были выделены критерии и показатели сформированное™ опыта духовно-практической деятельности студента: мотивационный (мотивы-интенции и мотивы-цели слушания и исполнения музыкальных произведений); ментальный (содержание знаний о духовных ценностях музыкального искусства, понимание смысловой нагрузки музыкального произведения); операциональный (эмоцио-

нальная сторона и техническая сторона музыкальной деятельности, личная ответственность за качество ее результага);о1/е/мчный(адекватность и прогностич-ность оценки результатов музыкальной деятельности на основе рефлексии). Уровневые показатели сформированное™ опыта духовно-практической деятельности студента выступают в качестве индикаторов по рассматриваемым параметрам: творческий (высокий), продуктивный (достаточный), репродуктивно-продуктивный (средний) и репродуктивный (низкий).

Творческий уровень проявляется в осознанном устойчивом интересе к музыкальному искусству, активной включенности в процесс восприятая, исполнения музыкальных произведений. Наличие опыта исполнительской, слушательской, культурно-просветительской деятельности позволяет самостоятельно формулировать цели и задачи подготовки, организации и проведения мероприятай. На этапе целеполагания студент не только сознательно формулирует цели с учетом конкретной ситуации, но и способен их изменять в зависимое™ от успеха или неудачи, осуществлять самостоятельно выбор способов действия; в соответствии с содержанием студент творчески подходит к выбору музыкального репертуара, создавая проект оформления импровизированного сценического пространства и сценического образа, обладает глубокими знаниями интонационной, жанровой и стилевой основы музыкального искусства и грамотно их применяет при разработке сценариев праздников, концертных программ, музыкальных гостиных. Осознание социальной значимости и роли результата своей духовно-практической деятельности способствует созданию оригинальных программ, которые отличаются неповторимостью, индивидуальностью. Студент способен самостоятельно, эмоционально и качественно исполнять музыкальные произведения и готов к сотрудничеству с любой аудиторией. Адекватао оценивая результат своей музыкально-исполнительской деятельности, видит достоинства и недостатки, способен ставить новую цель с учетом результатов предыдущей деятельности и переносить опыт художественной деятельности в другие сферы.

Продуктивный — проявляется в наличии интереса к музыкальному искусству и музыкально-творческой деятельное™, во включенности в процесс восприятия, исполнения музыкальных произведений. Наличие достаточного опыта исполнительской, слушательской, культурно-просветательской деятельности позволяет формулировать цели и задачи подготовки, организации и проведения мероприятий, разрабатывать сценарии для конкретаой аудитории; в соответствии с планом и содержанием музыкально-творческого проекта осуществлять выбор способов действия, в соответствии с поставленной задачей-осуществлять самостоятельный отбор музыкальных произведений. Данный уровень характеризуется наличием достаточных знаний об интонационной, жанровой и стилевой основах музыкального искусства и умением их применять при разработке сценариев праздников, выездных концертных программ, музыкальных гостаных. Студент осознает социальную значимость и роль результата своей деятельности. Оценивая результат своей духовно-практической деятельное™, студент видит достоинства и недостатки, готов ставить новую цель, учитывая положительные результаты предыдущей деятельное™.

Репродуктивно-продуктивный - демонстрирует эпизодичность проявления интереса к музыкальному искусству и музыкально-творческой деятельности. Студент не всегда включается в процесс восприятия и исполнения музыкальных произведений. Желание получить новый опыт исполнительской, слушательской, культурно-просветительской деятельности, способность формулировать цели и задачи духовно-практической деятельности, умение выбирать способы достижения цели, разрабатывать сценарии для конкретной аудитории, осуществлять отбор музыкальных произведений, создавать проект оформления импровизированного сценического пространства и сценического образа проявляется ситуативно и зависит от внешних факторов. Данный уровень характеризуется наличием неглубоких знаний об интонационной, жанровой и стилевой основах музыкального искусства и эпизодичностью их применения при разработке сценариев праздников, выездных концертных программ, музыкальных гостиных. Оценивая результат своей духовно-практической деятельности, студент видит ее достоинства, но не всегда видит перспективы.

Репродуктивный - студент показывает слабо выраженный интерес к музыкальному искусству и желание получения опыта исполнительской, слушательской, культурно-просветительской деятельности, не включается в процесс восприятия и исполнения музыкальных произведений. Способность формулировать цели и задачи духовно-практической деятельности, умение выбирать способы достижения цели, разрабатывать сценарии для конкретной аудитор™, осуществлять самостоятельный отбор музыкальных произведений, создавать проекты оформления импровизированного сценического пространства и сценического образа зависит от внешних факторов. Данный уровень характеризуется отсутствием достаточных знаний об интонационной, жанровой и стилевой основах музыкального искусства и невозможностью их применения при разработке сценариев праздников, выездных концертных программ, музыкальных гостиных. Студент предпочитает работать по образцу, результаты своей деятельности не всегда оценивает критично, не умеет извлекать опыт из результатов и переносить его в другие сферы деятельности.

Предварительная диагностика студентов, проведенная в ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г. Бузулука, ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж», ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г. Бугуруслана позволила определить наличие объективных и субъективных факторов готовности к работе по формированию опыта духовно-практической деятельности: методика «Закончи предложение» показала понимание студентами колледжа содержания таких понятий как духовность, духовная культура, духовная потребность, духовный идеал, духовное воспитание, духовно-практическая деятельность; адаптирова!шая методика Л.В. Школяр позволила выявить наличие музыкального опыта у студентов. О понятии «духовность» они писали как «о богатстве духовного мира человека», «моральных ценностях и традициях», «свойстве души», «высшем познании окружающего мира». Наибольшую сложность вызвало определение такого понятия, как «духовный идеал» (25% респондентов не смогли определить его значение). Духовно-практическую деятельность студенты определяли как «деятельность, направ-

ленную на «обогащение духовного мира человека», «работу над собой». Сочинение-размышление «Музыкальное воспитание в моей семье» позволило определить роль семьи в музыкальном воспитании студентов колледжа: они писали о своих музыкальных предпочтениях, об интересе к музыке в своей семье («когда музыка в доме - это всегда радость», «музыка вызывает множество чувств и эмоций», «заставляет размышлять, радоваться, сопереживать») и своем желании научиться играть на музыкальном инструменте («мечтаю научиться играть на музыкальном инструменте», «с музыкой встретилась в колледже, жаль, что так поздно»). Проведенное предварительное исследование подтвердило необходимость внедрения технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента посредством музыкального искусства в реальный образовательный процесс педагогического колледжа.

Диагностика сформированности опыта духовно-практической деятельности студента на констатирующем этапе опытно-поисковой работы в экспериментальной и контрольной группах проводилась с использованием методики, включающей серию тестов и опросников. Изучение мотивации духовно-практической деятельности, позволило выяснить, что высокий уровень интереса к самопознанию, самосовершенствованию продемонстрировали 29,2% студентов экспериментальной группы. Диагностирование ориентации личности с помощью методики «Диагностика средств и способов духовно-практической деятельности», методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и полимотивационных тенденций «Я-концепции» личности С. М. Петровой показало, что ценностная ориентация в жизни, в стремлении к совершенствованию и развитию характерна для 33,6% студентов. Высокий уровень операциональной готовности к духовно-практической деятельности, изучаемой с помощью авторской методики, показали 64,3% студента. Оценочный критерий -критичное отношение к результату своей деятельности и собственная позиция студента по отношению к своей будущей судьбе - диагностировался с помощью рисуночного теста «Образ совести» и сочинения-рассуждения «Моя жизнь после колледжа». Результаты обработки показали, что совесть как регулятор поступков и деятельности воспринимают 25% студентов.

Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы показал, что уровень сформированности опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа недостаточно высок: интерес к музыкальному искусству и стремление к приобретению опыта исполнительской, слушательской, культурно-просветительской деятельности находится на среднем уровне, большинство студентов не готовы эмоционально и качественно исполнять музыкальные произведения и не готовы к духовному взаимодействию с аудиторией. Недостаточные знания о духовных ценностях произведений музыкального искусства не позволяют грамотно их использовать в процессе подготовки, организации и проведении мероприятий, так как в образовательном процессе колледжа работа в данном направлении ведется не систематически.

На формирующем этапе опытно-поисковой работы была реализована технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента средствами музыкального искусства. Побудителъно-мотивационный,

ориентировочный, процессуальный и контрольно-корректирующий этапы технологии формирования опыта духовно-практической деятельности обеспечивают последовательное включение студентов в специально организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование структурных компонентов опыта в специально создаваемых условиях: создание культурно-образовательной среды - актуализация ее воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей; организация ситуации свободы выбора вида духовно-практической деятельности; стимулирование самостоятельного выбора на участие в разнообразных видах внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности, позволяющих студентам осваивать смысл музыкальных произведений и воплощать собственные духовно-нравственные представления в художественные продукты; организация духовного содействия (сотрудничество) с окружающими педагогами и сверстниками (со-мыслие, со-чувствие, со-переживание, со-творчество) в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений, создания творческих проектов.

На побудительно-мотиваг^онном этапе формировались: отношение студента к себе как субъекту духовно-практической деятельности и мотивация на личностное самораскрытие. Основные методы: интерактивное взаимодействие с носителями музыкальной культуры, наблюдения за музыкой, эмоциональное воздействие на слушателя, которые включают студента в процесс эмоционального восприятия музыкальных произведений, развитие ассоциативного мышления. Основные формы работы: лекция-концерт, презентация кружков и факультативов. Деятельность педагога была направлена на создание культурно-образовательной среды, способствующей пробуждению познавательного интереса к музыкальному искусству, осознанию его значения в становлении личности и формировании положительного отношения студента к содержанию деятельности духовно-практического характера и пониманию возможности личного соприкосновения. Духовное содействие педагога и студентов давало возможность домысливания, преодоления отчуждения, понимания, адекватной оценки и проявления своего отношения к музыкальному искусству, что стимулировало мотивационную готовность к личностному самораскрытию.

В ходе работы со студентами были получены такие комментарии: «музыка рассказывает о человеке, воплощает все то, что связано с ним», «волевые интонации призывают быть сильным, мужественным, преодолевать любые жизненные невзго<Эы».Промежуточным результатом этапа стало сформированное у студента ценностное представление о музыкальном искусстве

Задачи второго (ориентировочного) этапа — организация взаимодействия студента с явлениями музыкального искусства, художественное общение с композитором и исполнителем (квазиобщение) в процессе восприятия музыкального произведения, с сокурсниками, преподавателями-наставниками - в процессе музыкального дискурса. Основные методы: беседа, дискуссии, стимуляция музыкальной деятельности, стимулирование самостоятельного выбора на участие в разнообразных видах внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности, которые направлены на осуществление

самостоятельного выбора студентом духовных ориентиров, исходя из содержания музыкального и художественного материала и включения в духовно-практическую деятельность. Основные формы работы: индивидуальные собеседования, групповые обсуждения, анализ выбора студентом вида духовно-практической деятельности и педагогическая поддержка. Деятельность педагога была направлена на определение конкретной программы действий студента: использование групповых (хоровое пение, вокальный ансамбль, театральная студия) и индивидуальных (сольное вокальное и инструментальное исполнительство) форм работы, стимулирование самостоятельного выбора студентом вида духовно-практической деятельности и оказание педагогической поддержки в данном выборе. Программы факультативных занятий обеспечивают целостный процесс формирования опыта через освоение определенного вида духовно-практической деятельности (наблюдение, слушание, приобретение знаний, исполнительских умений и навыков), воспроизведение и трансляцию ценностей музыкального искусства.

Задачи третьего (процессуального) этапа - формирование личностной позиции «Я - слушатель»,«Я - исполнитель»,«Я - автор», необходимой для интериоризации-экстериоризации ценностей духовной культуры в духовно-практической деятельности. Методы: музыкальный диалог, моделирование художественно - творческого процесса, интонационно-стилевое постижение музыки, выполнение групповых заданий в форме творческих проектов, упражнения, направленные на приобретение и совершенствование опыта духовно-практической деятельности. Основные формы работы: музыкальные лектории, встречи с музыкантами-исполнителями, композиторами, исполнительскими коллективами, концерт-презентация, использование групповых (хоровое пение, вокальный ансамбль, театральная студия) и индивидуальных (сольное вокальное и инструментальное исполнительство) занятий, репетиции, разработка сценариев, подготовка музыкальных гостиных, творческий показ. Музыкальный диалог - включение студента в процесс активного сопереживания, сотворчества-направлен на развитие музыкального восприятия. С этой целью для студентов определяется программа процесса слушания музыки: возникновение интереса - слушание - понимание и переживание - интерпретация и оценка(по А. Н. Сохору). В результате активного процесса восприятия произведений музыкального искусства, «адекватного восприятия» (по В. Медушевскому), выявления и понимания музыкального образа и его оценки (коллективное обсуждение, художественный анализ) у студента развиваются навыки рефлексии и формируется позиция «Я - слушатель». В качестве контрольного задания предлагается написание сочинения «Мои впечатления от встречи». В ходе формирования «опыта слушателя» у студентов были выявлены трудности в высказывании своего мнения о прослушанном произведении, в связи с этим были введены примеры высказываний о музыкальных произведений писателей, поэтов, композиторов. Демонстрация умения слушать и слышать музыку, делиться своими впечатлениями, анализировать определяет наличие «опыта слушателя» и позволяет строить дальнейшую работу.

В основе механизма формирования личностной позиции «Я - исполнитель» лежит трехэтапность: правильный выбор вида духовно-практической деятельности - сознательное освоение исполнительских приемов «через сознательные приемы к подсознательному творчеству» (К. С. Станиславский) -исполнение и интерпретация музыкальных произведений для любой слушательской аудитории. Результат - получение опыта исполнительской деятельности, заключающегося в «творческом воссоздании и художественном прочтении продукта первичного художественного творчества» и установлении связей со слушателями и зрителями (Л. Л. Бочкарев.), а также постижение природы музыкального творчества. Развитие художественно-образного мышления в процессе «живого» исполнительства стимулировало эмоционально-чувственную сферу, состояние сопереживания, становясь основой «мировоззренческого самоопределения».

В процессе сознательной самостоятельной индивидуальной или коллективной исполнительской деятельности не только осознается значимость самой деятельности, предвосхищается конечный результат, но и происходит формирование личностной позиции «Я - автор». Процесс создания сценариев, концертных программ есть творческий процесс поиска, воплощения своего «музыкально-творческого Я». Разнообразные виды духовно-практической деятельности (подготовка вечеров в колледже, разработка и проведение музыкальных гостиных, подготовка концертных номеров для мероприятий воспитательной направленности «Подари детям праздник», «День Победы»,«Спешите делать добро», «Рождественская звезда»)способствуют расширению сферы деятельности и перенесению полученных знаний, исполнительских умений и навыков в мотивационную готовность в другие сферы деятельности. Результат совершенствования опыта духовно-практической деятельности - это потребность в создании творческих проектов и социального выхода, способствующих формированию креативного поля межсубъектных отношений, интереса к произведениям искусства с глубоким содержанием, направленным на поиск решения проблем морально-этического и духовно-нравственного содержания.

Задачи четвертого (контрольно-корректирующего) этапа -формирование критически-рефлексивного отношения к результатам своих действий как слушателя, исполнителя и автора с последующим развитием целеполагания и включения в новые виды духовно-практической деятельности. Методы, самоанализ, самооценка, рефлексия. Формы работы: творческий показ, групповое и индивидуальное обсуждение. Совершенствование и углубление опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа через осуществление анализа и оценки результата своих действий, сокурсников с морально-этической, духовной позиции, определения своих возможностей, степени готовности к дальнейшей деятельности, осознания уникальности приобретенного опыта, выработки способности прогнозировать дальнейшую собственную деятельность способствовало расширению форм и сферы деятельности, имеющей благотворительную и социальную направленность (проведение выездных концертов, тематических вечеров, выступление

на площадках города и предприятий).!} результате реализации педагогической технологии студенты педагогического колледжа приобрели опыт исполнительской, слушательской и культурно-просветительской деятельности, который составил основу их духовно-практического опыта.

На контрольном этапе опытно-поисковой работы был проведен анализ результативности исследуемого процесса, который показал положительную динамику сформированности опыта духовно-практической деятельности студентов, и подведены итоги работы.

Применение метода процентного соотношения уровней сформированности опыта духовно-практической деятельности студентов на констатирующем (КЭ) и контрольном (К]Э) этапах эксперимента позволило дать количественную оценку результатов педагогического эксперимента. Если в начале нашего исследования для студентов экспериментальной группы показатель творческого уровня был равен 35,7 %, то на контрольном этапе он увеличился до 64,5%. Уменьшилось соответственно количество студентов с продуктивным уровнем(с 28,7 % до 25,4%). Значительно уменьшился показатель репродуктивно-продуктивного уровня (с 27,9% до 9,6%)и показатель репродуктивного уровня (с 7,7% до 0,5%). Контрольная группа не показала значительной динамики: высокий уровень увеличился лишь на 5.9%,продуктивный - на 1,2%, репродуктивно-продуктивный уровень уменьшился на 5,9%, репродуктивный — на 1,2%.

Проверка правильности сделанных выводов осуществлялась с помощью статистического критерия согласия «хи-квадрат» К-Пирсона. Мы обнаружили, что полученное в нашем исследовании значение %2 в экспериментальной группе превышает соответствующее табличное значение/л-1=2 степеней свободы и составляет 13,82% при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001%. В контрольной группе результат прироста незначителен, поскольку это соотношение меньше.

Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, свидетельствуют об эффективности технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студентов посредством музыкального искусства. Положительная динамика результатов исследования дает основание считать, что гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтверждена, задачи решены, цель достигнута.

В процессе реализации технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа были выявлены возможные педагогические риски, знание и учет которых позволит избежать ошибок в реализации педагогического процесса: исключение из учебного расписания факультатива «Хоровое пение» и других факультативных занятий музыкально-эстетической направленности, которые способствуют духовному единению участников процесса; ограничение преподавателем самостоятельного выбора на участие в разнообразных видах внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности; не достаточное на музыкальных занятиях использование академической музыки. Все это может привести к снижению положительной мотивации формирования опыта духовно-практической деятельности студента.

В заключении представлены выводы.

1. «Опыт духовно-практической деятельности студента колледжа» представляет собой знания, переживания и умения, приобретаемые в процессе восприятия, создания, сохранения, воспроизведения и трансляции духовных ценностей, определяющие социально-положительную направленность действий и поступков студентов.

2. Педагогические возможности музыкального искусства как средства формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа позволяют осваивать смысл музыкальных произведений и воплощать собственные духовно-нравственные представления в художественные продукты, обеспечивая совершенствование процесса ценностного освоения мира и запускающее механизм духовного самосовершенствования личности, а его педагогический потенциал позволяет реализовывать общие и специфические социокультурные функции в образовательном процессе.

3. Этапами технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента являются побудительно-мотивационный, ориентировочный, процессуальный, контрольно-корректирующий; методами - интерактивное взаимодействие с носителями музыкальной культуры, наблюдение за музыкой, эмоциональное воздействие на слушателя, интонационно-стилевое постижение музыки, моделирование художественно-творческого процесса, беседа, дискуссия, выполнение групповых заданий в форме творческих проектов, самоанализ и самооценка, рефлексия и ценностное самоопределение, творческий поиск; формами - лекция-концерт, презентация кружков и факультативов, индивидуальное собеседование, групповое обсуждение, музыкальные лектории и гостиные, встреча с творческими коллективами, групповые и индивидуальные занятия, творческий показ.

4. Критериями и показателями, демонстрирующими степень сформиро-ванности опыта духовно-практической деятельности студента колледжа посредством музыкального искусства, являются: мотивационный(мотивы-интенции, мотивы-цели слушания и исполнения музыкальных произведений),ментальный(содержание знаний о духовных ценностях музыкального искусства и понимание смысловой нагрузки музыкального произведения), операциональный (эмоциональная сторона и техническая сторона музыкальной деятельности, личностная ответственность за качество ее результата), оценочный (адекватность и прогностичность оценки результатов музыкальной деятельности на основе рефлексии).

5. Результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы, показывают, что использование технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студента посредством музыкального искусства не только обогащает знания, переживания и умения студента в процессе создания, сохранения, воспроизведения и трансляции духовных ценностей, но способствует расширению сферы деятельности, критичному отношению и рефлексивной позиции по отношению к себе, что обеспечивает процесс профессионального и духовного развития.

Перспективы данного исследования связаны с технологией разработки индивидуальных исполнительских маршрутов для студентов в зависимости от личных способностей, интересов и предпочтений в выборе видов музыкальной деятельности.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиНРФ:

1. Шемякова, Н. А. Аксиологический подход к формированию опыта духовно-практической деятельности студента колледжа / Н. А. Шемякова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. URL: http://www.science-education.ru/118-14113(0,4 п. л.).

2. Шемякова, Н. А. Технологические аспекты формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства / Т. Г. Русакова, Н. А. Шемякова // Фундаментальные исследования. 2014. -№11 (3). - С. 627-631 (0,5/0,25 п. л.).

3. Шемякова, Н. А. Педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колле-джа/Н. А. Шемякова //В мире научных открытий. 2014. -№ 11.7(59) (Социально-гуманитарные науки). - С. 2784-2797 (0,5 п. л.).

4. Шемякова, Н. А. Музыкальное искусство в образовательном пространстве педагогического колледжа: проблемы педагогической реальности / Н. А. Шемякова// Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (12). - С. 2649-2652 (0,4 п. л.).

Работы, опубликованные в других изданиях:

5. Шемякова, Н. А. Межпредметная связь в содержании образования как одно из средств формирования методологической культуры будущего педагога-музыканта / Н. А. Шемякова // Музыкальное училище в XXI веке : мат-лы I меж-ссузовской науч.-пракг. конф. - Тула: Гриф и К, 2005. - С. 43-46 (0,2 п. л.).

6. Шемякова, Н. А. Роль музыкального воспитания в формировании профессиональной компетентности будущего педагога / Н. А. Шемякова // Формирование профессиональной компетентности как цель модернизации образования: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. - Бузулук-Оренбург, 2005. -С.29-30 (0,14 п. л.).

7. Шемякова, Н. А. Классный руководитель в системе духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа / Н. А. Шемякова // Педагогический процесс как культурная деятельность: мат-лы и тезисы докладов V-ой междунар. науч.-практ. конф., Самара,4-7 октября 2005 г. Т. I. - Грант Российского гуманитарного научного фонда 2005 года №01-1419/290; ГОУ СИПКРО. - Самара, 2005. - С.295-297 (0,2 п. л.).

8. Шемякова, Н. А. Уровневая характеристика духовного опыта личности: педагогический аспект / Т. Г. Русакова, Н. А. Шемякова // Инновационная модель образования: тенденции и перспективы : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Актюбинск,29-30 ноября 2007 г. / Актюбинский госпединститут. - Актюбинск:, 2007. - Т. П. - С. 234-238 (0,23/0,12 п. л.).

9. Шемякова, Н. А. Роль музыки в формировании у студента колледжа опыта духовно-практической деятельности / Н. А. Шемякова // Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования: сб. науч. статей по материалам круглого стола 14 февраля 2008 г. / отв.ред. Т. Г. Русакова; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб.гос.пед.ун-т. -Оренбург Изд-во ОГПУ, 2008.- С. 204-211 (0,4 п. л.).

10. Шемякова, Н. А. Формирование опыта духовно-практической деятельности будущего учителя / Н. А. Шемякова // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2010. - С.135-143 (0,4 п. л.).

11. Шемякова, Н. А Опыт духовно-практической деятельности как педагогическая категория /Н. А. Шемякова // Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф., Красноярск, 17 марта 2010 г. / ГОУ ВПО «КГПУ им. Асафьева». -Красноярск, 2010. -С.430-435 (0,3 п. л.).

12. Шемякова, Н. А. Психолого-педагогические предпосылки формирования опыта духовно-практической деятельности будущего учителя / Н. А. Шемякова // Образование и учитель XXI.: проблемы, перспективы развития: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Оренбург, 2010г./ Оренб.гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2010. - С.421-429 (0,4 п. л.).

13. Шемякова, Н. А. Опыт духовно-практической деятельности студента: структура и содержание. / Н. А. Шемякова // Инновационные технологии в образовании: теория и практика: монография. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - Кн.5. - С. 230-244 (0,7 п. л.).

14. Шемякова, И. А. Музыкальная гостиная и ее роль в формировании опыта духовно-практической деятельности будущего учителя /Н. А. Шемякова// Шестые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в начале XXI столетия»: мат-лы междунар.науч.конф., Челябинск, 26-27 февр. 2013 г.: в 2ч./Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Л. Н. Лазарева. - Челябинск, 2013. - Ч.П. - С. 2003-2006 (0,2 п. л.).

Учебно-методические пособия

15. Шемякова, Н. А. Музыкальная гостиная. Сценарии мероприятий: методическое пособие для преподавателей и студентов / сост. Н. А. Шемякова. Оренбург: РЦРО, 2013. - 37 с. (1,8 п. л.).

16. Шемякова, Н. А. Основы духовной музыки: метод, рекомендации для студентов педагогического колледжа / Н. А. Шемякова. - Оренбург: РЦРО, 2014. - 15 с. (0,5 п. л.).

Подписано в печать 17.04.2015. Формат 60x84 '/16 Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,6. Тираж 100 экз. Заказ № */V6ß

Отдел множительной техники Уральского государственного педагогического университета 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@uspu.ru