Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Саленко, Михаил Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Саленко, Михаил Александрович, 2000 год

Введение.стр.

ГЛАВА 1. Исторические и теоретические предпосылки осуществ -ления преемственности в музыкально - исторической подготовке учителя музыки.

1.1 Становление и развитие музыкально - исторического образова -. ния в России.

1.2 Философские, культурологические и психолого-педагогические. аспекты преемственности музыкально-исторического образования.

1.3 Содержание музыкально-исторической подготовки в системе. среднего педагогического образования.

I ГЛАВА 2. Пути осуществления преемственности музыкально-исторического образования в среднем педагогическом учебном заведении.

2.1 Специфика содержания программы по музыкальной литерату-. ре для педагогического училища

2.2 Методы музыкально-исторической подготовки в свете преемственности образования.

2.3 .Опытно-экспериментальное исследование.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки"

Актуальность проблемы. Претворение в жизнь доктриныгуманитаризации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе способствовало изменениям содержания отечественной системы образования. Произошли сдвиги в научных подходах к культурному развитию ребенка, укрепился статус дисциплин, обеспечивающих формирование подрастающего поколения с помощью разных видов искусства. Большое количество программ и учебников по предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Мировая художественная культура", изданных в последнее время, свидетельствует как о плодотворной реализации идей известных педагогов - Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, B.C. Кузина, Ю.Б. Алиева, Т.Я. Шпикаловой, JI.M. Предтеченской, Л.А. Рапацкой, Б.П. Юсова и др., так и о становлении новых подходов к содержанию и методам преподавания данных дисциплин (Т.П. Сергеева, В.Г. Маранцман, Ю.А. Солодовников, JI.B. Школяр и др.). Это предопределило возникновение проблем, связанных с профессиональной подготовкой учителей искусства, в том числе -учителей музыки.

В современных учебных заведениях России предмет "Музыка" занимает важное место. Музыкальному воспитанию уделяется внимание не только в детских музыкальных школах, но и во всех звеньях начального и среднего образования. Кроме уроков по данному предмету (первый - восьмой классы) музыка включена в дисциплину "Мировая художественная культура" для старшеклассников, в различные виды внеклассной работы, в систему дополнительного образования. Цель музыкального обучения - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной кулыуры школьников -была сформулирована еще Д.Б. Кабалевским. Разработка базового компонента содержания уроков музыки, предпринятая за последние два десятилетия учеными 4

Hb и учителями-практиками, показала, сколь сложным комплексом знаний, умейий и навыков должен обладать современный учитель музыки. Значительный вклад в эти разработки внесли Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, H.A. Терентьева, Г.М. Цыпин и др. Существенно повлияло на изменение требований к педагогу-музыканту и то, что в аттестационную (квалификационную) характеристику -учителя в настоящее, время введены параметры научно-методической работы: составление авторских программ, освоение инновационных методик и др. В связи с этим возникла необходимость усиления теоретической оснащенности преподавателя музыки на всех уровнях его профессионального становления, прежде всего в педагогическом колледже и педагогическом вузе. Смена образовательных парадигм к концу XX века диктует необходимость анализа как общих проблем подготовки учителя-музыканта, так и частных вопросов преподавания отдельных дисциплин в контексте новых образовательных реалий.

В отечественной науке сложились различные школы, выдвинувшие разнообразные концепции музыкально-педагогического образования. Наиболее изученными оказались вопросы подготовки учителя-музыканта в педагогическом университете (институте). Так, в концепции сотрудников кафедры методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета подчеркивается необходимость реализации системных связей двух основных блоков профессиональной подготовки учителя музыки - теоретико-методического и практического (Э.Б. Абдуллин и др.). В теории, выдвинутой Санкт-Петербургским государственным педагогическим университетом выделены инвариантные параметры деятельности учителя музыки и разработана система его подготовки как методиста и преподавателя курса "Мировая художественная культура" в школе (H.A. Терентьева). В исследованиях специалистов Московского государственного открытого педагогического университета подчеркивается целостный характер музыкально-педагогической деятельности (Л.Г. Арчажникова и • др.), сформированы положения о художественной культуре как профессионально-значимом качестве личности педагога-музыканта (Л.А. Рапацкая и др.).

Реализация выдвинутых концепций на практике предполагает достаточно высокий уровень теоретической готовности студентов к обучению на музыкально-педагогических факультетах вузов и требует дальнейших научных разработок в области теории и методики обучения учителя музыки в среднем звене педагогического образования в педагогическом колледже. Ориентиром для исследований является преемственная связь компонентов единой системы "педагогический колледж - педагогический вуз", направленной на профессиональную подготовку учителя музыки XXI века. Сказанное определило проблему диссертации, которая заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически доказать целесообразность преемственности в обучении педагога-музыканта. Категория преемственности рассматривается в диссертации в двух аспектах: как универсальный педагогический принцип и как определенная ориентация содержания профессиональной подготовки учащихся педагогического колледжа на требования, предъявляемые сегодня к студентам педагогических кузов.

Преемственность образования - одно из фундаментальных понятий педагогики. Известно, что преемственность пронизывает все стороны педагогического процесса, характеризует явления, объединяющие различные этапы и различные компоненты обучения. В системе "педагогический колледж -педагогический вуз" преемственность особенно ярко проявляется в содержании тех дисциплин, изучение которых начинается в среднем и завершается в высшем звене педагогического образования. В их числе предметы, отражающие важнейшую область профессиональной подготовки педагога-музыканта -историю музыки.

Историческое музыкознание является частью музыковедческого научного знания, играющего наиболее важную методологическую и теоретическую роль в подготовке музыканта-профессионала любого профиля. В педагогической образовательной системе данная область науки представлена двумя предметами -"Музыкальная литература" (преподается в колледже) и "История музыки" (преподается в вузе). Эти учебные предметы дают будущему учителю не только конкретные музыкально-исторические знания и умения, но способствуют формированию общей и музыкальной культуры, расширяют художественный кругозор, воспитывают высокий эстетический вкус и эстетические потребности, развивают интеллект и способность к дальнейшему самообразованию, получению смежных педагогических профессий (например, профессии преподавателя курса "Мировая художественная культура").

Курс музыкальной литературы занимает важное место в учебном; плане педагогического колледжа. Он направлен на освоение наиболее важных знаний о жизни и творчестве выдающихся композиторов, как зарубежных, так и отечественных. Природа данной дисциплины многофункциональна. В ее содержание включены биографии композиторов и разносторонние сведения о музыкальных произведениях (история их создания, особенности музыкального языка, форма и др.), составляющих сокровищницу мировой музыкальной классики. В процессе освоения учебного материала учащиеся колледжа приобретают необходимый учителю опыт рассказа о явлениях музыкального искусства прошлого, развивают музыкальную память и музыкально-слуховые представления, приобретают первоначальные навыки анализа сложной симфонической и оперной музыки, умения ориентироваться в нотном тексте вокальных и инструментальных произведений (в том числе - в простых партитурах).

Музыкальная литература - интегративный предмет, который обобщает знания и навыки по многим музыкальным дисциплинам : анализу музыкальных произведений, элементарной теории музыки, гармонии, а также предметам общеобразовательного цикла - истории, литературе, культурологии и др. Построенная по монографическому принципу, музыкальная литература знакомит учащихся с особенностями индивидуальных музыкальных стилей выдающихся композиторов и со "стилями эпохи", дает знания об основных музыкальных жанрах и формах, вырабатывает самостоятельность в восприятии музыкальных произведений и анализе элементов музыкальной речи, их выразительных свойств. Все эти знания и умения профессионально необходимы для будущих учителей -специалистов в области музыкального образования.

В отличие от музыкальной литературы вузовская история музыки построена по жанрово-стилистическому принципу. В этом предмете значительное внимание уделяется вопросам осмысления музыки в контексте культуры, проблемам музыкальной эстетики, а также вопросам идейно-художественных и творческих направлений разных эпох. Основными задачами курса истории музыки являются воспитание у творческой молодежи понимания важнейших стилевых закономерностей развития мировой музыкальной кулыуры и усвоение особенностей национальных культур. История музыки раскрывает и обосновывает специфику художественного отражения действительности в образах и формах музыкального искусства, а также показывает воздействие творчества великих композиторов и шедевров мировой музыкальной культуры на духовную жизнь общества.

Общность содержания музыкальной литературы и истории музыки обусловлены единой направленностью анализа явлений музыкального искусства, а также принципом историзма, на основе которого изучаются обе дисциплины. Музыкальная литература является первой ступенью в освоении основ исторического музыкознания и составляет базу для изучения курса истории музыки в вузе. Вместе с тем необходимо отметить, что при значительной общности содержания и совпадении некоторых методов преподавания данных дисциплин проблема преемственности музыкально-исторической подготовки учителя музыки в колледже и вузе не разработана. Существующие программы и учебники также не касаются указанной проблемы. Это можно объяснить особенностями пути становления отечественной системы подготовки учителя музыки (которая долгие годы ориентировалась на положения, разработанные в музыкальных училищах и консерваториях), а также традициями практической работы преподавателей педагогических колледжей, сформировавшихся под влиянием все той же сферы специального музыкального образования.

Сегодня очевидно, что оправдавшая себя двухуровневая система подготовка учителя музыки в колледже-вузе предполагает диалог между дисциплинами, распределенными в учебных планах на разные годы обучения, но тесно взаимосвязанными по своему содержанию. Очевидно и другое: бесперспективность как "замкнутости" данных дисциплин на своей специфике, так и необоснованного переноса черт одной дисциплины в другую, что неоднократно подвергалось критике со стороны педагогов-практиков.

Анализ истории вопроса преподавания музыкально-исторических дисциплин в колледже и вузе показал, что сложившееся разграничение функций указанных дисциплин, сопровождавшееся разработкой специфических черт каждой из них, в период становления педагогического образования был закономерным и оправданным. В дальнейшем, в связи с развитием педагогической науки вопрос о преемственности разных ступеней музыкально-исторической подготовки стал более актуальным. В то же время в педагогической теории мы не имеем достаточно глубоких разработок, посвященных преемственности содержания и методов преподавания музыкально-исторических дисциплин, отражающих их общую логику и единую конечную цель.

Вопросы преподавания музыкальной литературы и истории музыки привлекали внимание многих авторов. Более всего разработаны §опросы освоения музыкальной литературы в. ее разных видах. О преподавании музыкальной литературы в детской музыкальной школе писали Прохорова И.А. (Преподавание музыкальной литературы в школе. - М., 1965), Лагутин А.И. (Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. - М., 1982), Токарская М.Н. (Развитие активности музыкального сознания (на примере предмета музыкальная литература в детской музыкальной школен Кандидатская диссертация, - М., 1996). Преподаванию музыкальной литературы в музыкальном училище посвящены работы Бокщаниной Е.А (Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальном училище. - М., 1961), Гейлиг М.А. (Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. - М., 1966), Савоскиной ГА. (Музыкально-теоретический анализ на уроках музыкальной литературы - в сб. Теоретические дисциплины в музыкальном училище. - Л., 1977), Добровецкой Э.В. (Формирование музыкально-аналитических умений у учащихся средних специальных учебных заведений. Кандидатская диссертация. - М., 1989).

В последние годы, в связи с переворотом, произошедшем в музыкальном воспитании школьников благодаря появлению программы Д.Б. Кабалевского, повысился интерес к музыкально-историческим знаниям, получаемым школьниками. Это отразилось в работах Плотицы Э.И. ("Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности". Кандидатская диссертация. - М., 1994), Шевчук Л.Э. "Формирование музыкально-исторических знаний школьников". Кандидатская диссертация. - М., 1994) и др.

Различным аспектам преподавания курса истории музыки в педагогическом университете (институте) посвящены работы: Кантор Г.М. "О преподавании истории музыки на музыкально-педагогическом факультете"( в сб. материалов методического зонального совещания кафедр музыки и пения .- М., 1975), Провозиной Н.М. " Формирование музыкально-исторических знаний студентов педагогических институтов".

Кандидатская диссертация. - М., 1982, Халиковой Г.А. "О методе проведения семинарских занятий по истории музыки" (в сб. научных трудов "Музыкальная подготовка школьного учителя". - М., 1984), Кряжевских В.К. "Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах". - М., 1991 и др. Вопросам преподавания музыкальной литературы посвящена работа Горемычкина А.И. "Оптимизация процесса музыкального развития учащихся педагогического училища (на занятиях по музыкальной литературе)". Кандидатская диссертация. -М., 1981.

Актуальность проблемы преемственности музыкально-исторической подготовки учителя музыки в системе колледж-вуз и ее теоретическая неразработанность явились основанием для выбора проблемы данной диссертации, которая заключается в анализе содержания предмета "Музыкальная литература" и методов его преподавания, обеспечивающих необходимую преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки в педагогическом колледже и вузе. Решение указанной проблемы составило цель настоящего исследования.

Объект исследования - преемственность музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта в педагогическом колледже и вузе.

Предмет исследования - содержание и методы преподавания курса "Музыкальная литература" в педагогическом колледже в его преемственной связи с курсом истории музыки.

Гипотеза исследования заключается в том, что осуществление преемственности музыкально-исторической подготовки учителя зависит от: -культурологического подхода к содержанию курса "Музыкальная литература", который , не отменяя специфики данного довузовского этапа обучения, позволяет обеспечивать единую направленность музыкально-исторического образования;

-профессионально-педагогической ориентированности курса "Музыкальная литература";

- применения системы специальных методов обучения, способствующих освоению ведущих идей музыкально-исторической науки и постепенному приобщению учащихся педагогического колледжа к вузовским формам работы.

Для осуществления поставленной цели сформулированы задачи исследования:

1. Рассмотреть предпосылки и разработать теоретические основы реализации преемственности в музыкально-теоретической подготовке учителя музыки;

2. Проанализировать содержание курса "Музыкальная литература" в свете его преемственной взаимосвязи с вузовским курсом истории музыки;

3. Разработать комплекс специальных методов преподавания музыкальной литературы для опережающей подготовки учащихся к вузовской учебной работе по курсу истории музыки.

4. Проверить в экспериментальной работе содержание программы курса "Музыкальная литература" и спецкурса "Музыкальные жанры", эффективность методов преемственной музыкально-исторической подготовки учителя в педагогическом колледже и педагогическом вузе.

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по ■ проблеме исследования; изучение методической литературы, действующих учебных программ и учебников по музыкальной литературе и истории музыки для студентов педвузов; изучение передового педагогического опыта преподавания музыкальной литературы в педагогическом колледже; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент (включающий: опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование); апробация авторской программы "Музыкальная литература", экспериментальные задания, анализ результатов в условиях экзаменов и зачетов; наблюдение и контроль за учебным процессом в педагогическом колледже и вузе; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Методологическую базу диссертационного исследования составили: положения современной философии, эстетики, искусствознания , педагогики музыкального образования о сущности музыкального искусства и художественного воспитания; выводы о преемственности как одной из фундаментальных философских категорий, обозначающих диалектическую взаимосвязь между явлениями в процессе познания и развития человека. При разработке конкретных методов музыкально-исторического образования учителя в педагогическом колледже мы опирались на труды отечественных педагогов и психологов, в которых исследованы вопросы возрастной психологии и проблемы работы с подростками. Принципиально важное значение для исследования имели положения культурологии о единых основаниях музыкальной культуры, ее целостном характере.

Опытной базой исследования является Педагогический колледж №7 г. Москвы и музыкальные факультеты МГОПУ и Mill У.

Основные этапы исследования. Первый этап: изучение состояния проблемы преподавания музыкальной литературы в среднем специальном и высшем педагогических учебных заведениях (1983-1993). Второй этап: изучение философской, педагогической, психологической, культурологической литературы по проблемам, связанным с историей музыки и методами ее преподавания (19931995). Третий этап: разработка проблемы преемственности в преподавании истории музыки в колледже и вузе, создание экспериментальной программы "Музыкальная литература" и проведение опытно-зкспериментальной работы по повышению эффективности музыкально-исторической подготовки специалистов (1995-1999). ;

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в следующем:

-осуществлен теоретический анализ категорий преемственности музыкально-исторической подготовки учителя музыки в условиях двухступенчатого педагогического образования;

-определен и обоснован новый подход к преподаванию музыкальной литературы (педколледж) и истории музыки (педвуз) как к целостному предмету с общей логикой структурирования материала и единой целью конечного результата обучения;

-обоснованы принципы построения курса музыкальной литературы в педагогическом колледже с позиций преемственности подготовки учителя музыки: культурологическая направленность, профессионально-педагогическая ориентированность, актуализация в содержании курса ведущих идей музыкально-исторической науки;

-определены и экспериментально проверены формы и комплекс специальных методов обучения в курсе музыкальной литературы, среди которых методы проблемного изложения ведущих идей музыкально-исторической науки, поиска культурной доминанты эпохи, "обобщения через стиль", сопоставления различных художественных текстов, индивидуально-творческих заданий методического характера, музыкально-исторических интеллектуальных упражнений и др.

Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской программы курса музыкальной литературы и методов её преподавания, облегчающих переход к изучению истории музыки ( в том числе семинарские занятия, лекции, тесты и пр.) и методического инструментария для каждого занятия (нотные хрестоматии, записи музыкальных произведений целиком и их фрагментов для музыкальных викторин, репродукции, слайды, списки рекомендуемых для чтения литературных произведений и пр.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научностью методологических позиций, соответствием совокупности методов исследования его предмету, цели и задачам, а также результатами опытно-экспериментальной работы. |

Апробация и внедрение результатов исследования на разных его этапах осуществлялось в ходе обсуждения материалов на научных конференциях, совещаниях и семинарах, посвященных проблемам подготовки учителя музыки и музыкальному воспитанию школьников, а также в ходе работы с учащимися колледжа.

Материалы диссертации неоднократно обсуждались на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ и на заседаниях секции теории музыки Педагогического колледжа №7 г. Москвы. На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование источников преемственности музыкально-исторической подготовки учителя музыки в условиях двухступенчатой системы педагогического образования (колледж-вуз).

2. Характеристика оптимальной совокупности педагогических условий (культурологическая направленность и профессионально-педагогическая ориентированность содержания курса музыкальной литературы, использование единых для колледжа и вуза форм обучения и др.), способствующих осуществлению преемственности музыкально-исторической подготовки специалистов.

3. Комплекс специальных методов преподавания музыкальной литературы, среди которых важнейшими являются методы: проблемного изложения ведущих идей музыкально-исторической науки, поиска культурной доминанты эпохи, "обобщения через стиль", сопоставления различных художественных текстов, и индивидуально-творческих заданий методического характера," музыкально-исторических интеллектуальных упражнений, оказывающих влияние на подготовку учащихся педагогического колледжа к изучению истории музыки в вузе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Саленко, Михаил Александрович, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обуч'ения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. -111с.

2. Абдуллин Э.Б. Методический анализ проблем музьпсальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. - 186 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

4. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания (отв. ред. А.Я. Зись. - М.: Наука, 1983. - 3 86 с.

5. Актуальные проблемы музыкального образования (Сост. И.А. Котляревский, Ю.А. Полянский. - К.: Муз. Украина, 1986. - 125 с.

6. Алиев Ю.Б.. Музыкальное воспитание ((Музыкальная энциклопедия. Т.З. - М.: Сов. Энциклопедия, 1976. - 755-762.

7. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Ригина Г.С. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Педагогика, 1975. - 160

8. Андреева А.Л. Место искусства в познании ivmpa. - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

9. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высш.. шк., 1981. - 240 с.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе, - М.: Просвещение. - 222 с,

11. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. - М.: изд. АПН, 1956- - 224 с.

12. Арнольдова А. И. .Введение в культурологию: учебное пособие. - М.: Нар. акад. культуры и общечелов. ценностей 1993. - 349 с.

13. Архангелыгдсий СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высш. шк., 1974. - 384 с.

14. Арчажникова Л.Г. Профессия - )гчрггель музьпси: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

15. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования. Методические рекомендации. - М.: МГЗПИ, 1985. - 46 с.

16. Арчажникова Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности ((Сов. педагогика. - 1986. - №4. - 91-95.

17. Арчажникова Л.Г., Рапацкая Л.А. Развитие теории высшего музьпсально- педагогического образования ((Сов.педагогика, 1989, №5. - 65-70.

18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1-2. - Л: Музгиз, 1963. - 387 с.

19. Асафьев Б.В. Избранные статьи о мз^зыкальном просвещении и образовании. - М.Д.: Музыка, 1965. - 151 с.

20. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований: Дидакт.аспект. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

21. Баженова Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков. Методические рекомендации. - М.: МП СССР, 1981.-31 с.

22. Баранова Т.Б. Музыка в системе искусства как актуальная проблема музыкознания. - М.: НИО Информкультура, 1983.

23. Баранова Т.Б. Роль музыки в становлении синтетических форм XX века. - М.: НИО Информкультура, 1983.

24. Баренбойм Л.А. Музьпсальное образование //Музыкальная энциклопедия. Т.З. - М.: Сов.энциклопедия, 1976. - 763-787.

25. Баренбойм-Л.А. О музыкальном воспитании в СССР ( Сб.: Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1, - М.: Музыка. 1978. - 5-57.

26. Барсова И.А. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня ((Сов.музыка, 1988, №9. - 66-73.

27. Библер B.C. Мыпшение как творчество (Введение в логику мысленного диалога). - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

28. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и супщость системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

29. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионально-педагогического образования ((Педагогика, 1997, №4. - 66.

30. Борев Ю.Б. Эстетика. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 399 с.

31. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века: Борьба реализма и модернизма. - К.: Мистецтво, 1986. - 134 с.

32. Введение в. культурологию: Учебное пособие для вузов (Руковод. автор. 'i0\ колл. и отв. ред Е.В. ГЬ)пов.-М.: Владос, 1995 - 336 с.

33. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе (Отв.ред. Г.Ю. Стернин. - М.: Наука, 1982. - 352 с.

34. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - 2 изд., испр. доп. - М.: Искусство, 1989. - 150 с.

35. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах (Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

36. Волкова Е.В. Произведение ис1дгсства - предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 286 с.

37. Вопросы конструирования содержания среднего специального образования (Сб. науч. тр. под ред. В.В. Краевского. - М.: НИИОП, 1980. - 120 с.

38. Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения (Барнаульский педагогический институт, 1975.

39. Выготский Л.С. Психология искусства. - 3 изд. - М.: Искусство^?!986. - 572 с.

40. ВысшеЬ образование за рубежом (Вып. 1.М.: изд. Центр мезедунар. образ., 1994-95. - 168 с.

41. Гегель В.-Ф. Сочинения. (Т.6. М.: изд. АН СССР. Ин-т философии, 1939.- 387 с.

42. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. - М.: Просвещение, 1965. - 260 с.

43. Готсдинер А.Л., Луковников Н.Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Учебное пособие ( Калин, ун-т. - Калинин, 1985.-79 с.

44. Готсдинер А.Л. Дидактические сюновы музыкального развития учащихся (В кн.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. - М.: Музыка, 1980. - 160 с.

45. Гродзенская Н.Н. Школьники слушают музыку. - М.: Просвещение, 1969. - 77 с.

46. Гуревич Е.Л. Западно-европейская музыка в лицах и звуках. М.: Пассим, 1994.-310 с. I

47. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. Популярные лекции.- М.: Академия, 1999. - 318 с.

48. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Р1нфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. - М.: Наука, 1980. - 264 с.

49. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

50. Джибладзе Г.Н. Принцип эстетического воспитания. Ч.1.- Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1971. - 347 с.

51. Дидактические проблемы построения базового содержания образования. (Сб. ст. Под ред. ИЯ. Лернера. - М.: ИТПИМИО, - 1993. - 210 с.

52. Дидактика средней школы (Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1962.-319 с.

53. Дистервег^'Ф-АЗ. Избранные сочинения. - М.: Учпедгиз , 1956. - 374 с.

54. Друскин М.С. О периодизации истории зарубежной музыки XX века. В кн.: Исследования. Воспоминания. - Л.-М.,: Сов. композитор ,1977.- 269 с. ф^

55. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная супщость художественного творчества. - М.: Искусство, 1987. - 317 с.

56. Ермаш Г.Л.'Искусство как мышление. - М.: Искусство, 1982, - 277 с.

57. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. - М.: Мысль, 1987. - 239 с.

58. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

59. Загвязинский В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания (( Сов.педагогика. - 1984. - №12. - 45-50.

60. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1962. - 148 с.

61. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х тт. - М.: Педагогика, 1986. Т.1. - 316 с ; Т.2. - 296 с.

62. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

63. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 159 с.

64. Зись А.Я Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1975. - 447 с.

65. Зись А.Я Искусство - система искусств - художественная культура ((Сов.музыка. - 1983. - №12. - 27-35.

66. Зорина Л.Я: Системность - качество знаний. - М.: Знание, 1976. - 64 с.

67. Идиатуллов Р.Л. Тестовый контроль усвоения ... в ССУЗ ( Сб. ст. Среднее образование: состояние, проблемы, тенденции- - Казань - 1993.

68. Из истории Ленинградской консерватории. - Л.: Музыка, 1964. - 328 с.

69. Из истории советского музыкального образования. Сборник материалов и докзшентов. 1917-1927 ( Сост. Л.А.Баренбойм и др. - Л.: Музыка, 1969.- 306 с.

70. Искусство и творческая деятельность ( Отв. Ред. В.И. Мазепа. - Киев: Наук. Думка, 1981.-209 с. . *

71. Hci^ rccTBo и эстетическое воспитание молодежи ( Отв. ред. В.Г. Кисунько. - М.: Наука, 1981.-335 с.

72. Искусство -фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сб. науч. тр. ( Под ред. Е.К. Чухман. - М.: НИИ худож. воспитания, 1986. - 119 с.

73. История зарубежной музыки (( Программы педагогических институтов. Сб. 19-а ( Сост. Л.Б.Римский. - М.: Просвещение, 1984. - 3-66.

74. История русской классической музыки (( Программы педагогических институтов. Сб. 19-6 ( Сост. А.И.Волков. - М.: Просвещение, 1984. - 1-53.

75. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М.: Педагогика, 1973. - 337 с.

76. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы (( Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - М.: Просвещение. - 1981. - 3-36.

77. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

78. Кабанова-Меллер ЕЛ. Психология формирования знаний и навыков у школьников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 376 с.

79. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе (( Музьпса в школе. - 1987 №4. - 28-32.

80. Кандинский А.И., Левашова О.Е. История русской музыки. Т.1. - М.: Музьша, 1972. - 595 с.

81. Квятковски'й Е.В. Профессиональная деятельность учителя музыки (( Сов. педагогика, 1985, №1. - 130.

82. Келдыш Ю.В. Музыковедение. (( Музыкальная энциклопедия. Т.З. - М., 1976. - : Сов.энциклопедия, - 805-830.

83. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования ( Отв. ред. В.П. Фомин. - М.: Моск. консерватория, 1986. - 111 с.

84. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд. - М.: Музыка , 1975. - 479 с.

85. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе ( АПН СССР. НИИ худож. воспитания. - М., 1988. -30 с.

86. Краевский В.В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности ( Сб.: Непрерывное педагогическое образование. Вьш.З. - Волгоград, 1994. - 59-63.

87. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

88. Лагутин А.И. Основы педагогики музыкальной школы. - М.: Музыка, 1993.- 143 с.

89. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. - М.: Музыка, 1982. - 222 с.

90. Левашова О.Е., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1980. - Т. 1 .,595 с.

91. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. - М.: Педагогика, 1980. - 264 с.

92. Лернер И.Я. Дидактические основы методики обучения. - М.: Педагогика , 1981.-185 с. I

93. Лернер И.Я. Дидактические проблемы построения базового образования ( Сб. науч. тр. Под ред. И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1993. - 231 с. I 94.Л€д)нер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Зимние, 1980.-96 с.

94. Мазель Л.А. Музыкознание и достижения других наук (( Сов. музыка. - 1974. - №4. - 24-35.

95. Максимова В.Н. Междредмегные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

96. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 256 с.

97. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования ((Сов. музыка, 1981,№9.-С.51-59. 104 .Медушевский В.В. Музыковедение: проблемы духовности (( Сов. музыка. - М.,1988, №5. - 6-15.

98. Меяик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способ- ности. - М.: Знание, 1981. - 96 с. f 1 * 3 воспитания и художественно-творческого развития школьников (( Вопр. психологии. - 1989. -No\.С. 15-23.

99. Методика преподавания историко-теоретических дисциплин. - М., 1976.- 161с.

100. Мировая художественная культура. 8-10 классы; Прогр. средней общеобразовательной шк. ( Мин-во просвещения РСФСР; Предтеченская Л.М. - М.: Просвещение, 1988. - 80 с.

101. Музыка в 4-7 классах: Метод, пособие для учй1гедя ( Разраб. Т.А. Бейдер и др. - Мл Просвещение, 1986. - 237 с.

102. Музыкальная литература 1з£фОдов СССР (до Великой Октябрь-ской социалистической револющто). Программа-конспект для теоретиче-ских и йсполШггельс1сйх отделений музыкальных училищ, (сост. В.П. Фраенов. - М., 1977.-84 с.

103. Музьйсальное воспитание в СССР. Вьга.1. - М.: Сов.комйозигор . - 1978.-486 с.

104. Музыкальное искусство й наука. Сборник статей. Вып.2 ( Сост. Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка^ 1973. - 215 с.

105. Немировская Л.З. Культурология: история и теория культуры. Учебное пособие. - М.: ВСХИЗО, 1992. - 92 с.

106. Неменский Б.М. Искусство - школа - формирование личности (( Формирование коммунистического мировоззрения з^ащихся средствами искусства. - М., 1983. - 66-70.

107. Никитина Л.Д. История русской музыки. - М.: Академия, 1999. - 272 с:

108. Органова О.Н. Спепзйфика эстегаческого восприятия. - М.: Высш. ШК.Л975.-224С.

109. Орлова Е.М. Методаиеские заметки о музыкально-историческом It , офазовании в консервагортях. - М.: Музыка, 1983. - 62 с.

110. Орлова Е.М. Лекции по истории музыки.- М.: Музьпса, 1985.-367 с.

111. Орлова Е.М. Из истории русского музыкально-исторического образования . - М.: Музыка, 1983.223 с.

112. Орлова Е.М. Асафьев BJB.. - Л.: Музыка, 1964. - 461 с. 126.0рлова Е.Ы. Интонационная теория Асафьева как учение b специфике музыкального мышления. - М.: Музыка, 1984. - 302 с.

113. Основы вузовской педагогики ( Отв. ред. Н.В. Кузьмина •- Л.: ЛГУ, 1972.-311 с.

114. Педагогика ( Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с. 129Петрушин В.И Основы сод^ржаноия музыкального образования ((Сов. педагогика. - 1989. -№7. - 45-50. ,i '#-, '*f

115. Пидкасисгый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность пнсольников в обучении: Теоретико-эксперим, Исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

116. Подготовка старшеклассников к жизни ( В помощь учителю). Сост. Р.Г. Гурова, Г.Б. Рычкова. - М.: Просвещение, 1979. -158 с.

117. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. Пособие для зрителей. - М.: Просвещение, 1980. - 143 с. 133 .Преемственность в системе непрерывного образования. Методические рекомендации. - Минск, 1992.

118. Преемстве1шость в музыкально-эстетическом воспитании учащейся молодежи: содержание, формы, методы. - Свердловск: Изд-во Свердловского пед.ин-та, 1985. -103 с.

119. Проблемы музыкального образования и педагогики. Межву-зовский сб. науч. тр. - СПб.: Образование. 1994. - 133 с.

120. Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе ( Отв. ред. Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1978. - 123 с.

121. Программа по музыке для общеобраэоваггельной школы ( с поурочной методической разработкой) 1-3 классы ( Науч.рук. Д.Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

122. Программа по музыке для общеобразовательной школы ( с поурочной методической разработкой) 4-7 классы ( Науч. рук. Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение, 1983.- 174 с.

123. Прохорова И.А. Преподавание музыкальной лите1^туры в школе. - М.: Музыка, 1965. - 45 с.

124. Психология ( Под ред. К.Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б.М. I Теплова. - М.: Учпедгиз, 1948. - 456 с.

125. Рапацкая Л.А. Спецкурс "Проблемы современной художественной культуры." На музыкально-педагогическом факультете (( Музыка fe школе. -1984.-№3.-С.27-32.

126. Рапащкая ЛА. Историко-теоретическая подготовка учителя музыки I ; в условиях высшего заочного педагогическсиго образования. - М.: МГЗПИ, ' 19S5.-27C.

127. МГЗПИ, 1988, - 23 с. I 149 .Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М.: Прометей, 1991. - 139 с.

128. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980.-96 с.

129. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. - М.: Знание, 1981.-241 с.

130. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

131. Сластенин В.А. Формирование личности }'чит€ля советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976-160 с.

132. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: МГПИ, 1982. - 180 с.

133. Сластенин В.А. Теория и хфактика высшего педагогического \ образования. - М.: МГПИ, 1991. - 142 с. Ц , 160. Смятских АЛ. История развития среднего спедаильного обра-зования в России. - М., 1991. - 56 с,

134. Теория и практика педагогического эксперимента ( Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

135. Тельчгфова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя - М.: Просвещекне, 1991. - 156 с.

136. Фюгософский словарь. - М.: Политиздат, 1975. М 1

137. Художественное и научное творчество ( Отв.ред. Б.С. Мейлах. - Л.: Наука, 1972.-336 с.

138. Художественная культура и развитие личности ( Отв.ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1987. - 222 с.

139. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетгическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

140. Эльконин Д.Б. Психология ифы. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

141. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка ( Сост. И.С. Рабинович. Общая ред. Д.Д. Шостаковича. - М.: Сов. композитор, 1972. 711 с. АВТОРЕФЕРАТЫ

142. Алексеева А.А. Методика изучения музыки XX века в теоретических курсах музыкального училип^а: Автореф. дисс. ... к-та.пед.наук( М., 1995.

143. Андреева О.И. Культурологическая направленность музыкально- педагогического образования в колледже: Автореф. дисс. ... к-та. пед. наук (М., 1997.

144. Алиев Ю.-М.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук ( АПН СССР, М., 1987 -32 с.

145. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук ( (АПН СССР, Ин-т общей педагогики. - М., 1986. - 37 с.

146. Горемычкин А.И. Совершенсппвование процесса музыкального развития учащихся педагогических училищ ( На занятиях по хмузыкальной литературе).Автореф. дисс. ...к-та пед. наук ( МГПИ, М.Д982.- 16 с.

147. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростков в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук(М. 1996.

148. Провозина Н.М. Формирование музыкально-исторических знаний студентов педагогических институтов: Автореф. дисс. ... к-та пед. наук j : (МГПИим.В.И.Ленина.-М.,1982.-16с.

149. Рапгщкая Л.А. Формирование ?^дожественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук ( МГЗПИ., 1991.- 35 с.

150. Романова Л.В. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.... к-та пед. наук (Екатеринбург, 1995.- 25 с.

151. Токарская М.Н. Развитие активности музыкального сознания (на примере предмета музыкальная литература в ДМШ): Автореф. дисс. ... к-та пед. наук (М.Д996.- 14 с.

152. Шевчук Л.Э. Формирование музыкально-исторических знаний школьников: Автореф. дисс.... к-та пед. наук ( МГОПУ, М.,1994.-15 с. к