Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением

Автореферат по педагогике на тему «Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Дорфман, Оксана Вячеславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Елец
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением"

На правах рукописи

Дорфман Оксана Вячеславовна

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЧЕТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

г * янз ?91з

Елец-2013

005048722

005048722

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Пономарева Любовь Дмитриевна

Официальные оппоненты: Суворова Екатерина Павловна

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО Российский государственный педагогический университет им. А.И, Герцена», профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе»;

Бирюкова Татьяна Геннадьевна доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный

университет»

Защита диссертации состоится 12 февраля 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина по адресу: 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, 28, ауд. №301.

С диссертацией можно ознакомиться в научном отделе библиотеки Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина по адресу: 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28, ауд. № 300.

Автореферат разослан «"/0 » января 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено разработке методики развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением. Предлагаемая методика ориентирована на учащихся 9 классов средней школы.

Актуальность исследованияобусловлена следующими факторами:

1. Недостаточной разработанностью проблемы развития речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением.

2. Невостребованностью в учебном процессе словесного творчества как проявления своеобразия личности и ее уникальной индивидуальности.

3. Стремлением к интеграции школьных предметов гуманитарного цикла и прежде всего русского языка и литературы.

4. Практической значимостью проблемы: по окончании 9 класса учащиеся выполняют государственную итоговую аттестационную работу, требующую проявления способностей по восприятию, воспроизведению и продуцированию текстов.

5. Преодолением, изменением устоявшихся взглядов на изложение как вид работы, не позволяющий учащимся проявить творческую индивидуальность, не способствующий развитию художественных речетворческих способностей.

Таким образом, возникает ряд противоречий в процессе обучения школьников написанию изложения. Во-первых, это противоречие между необходимостью формирования личности учащегося и ограниченным использованием возможностей художественной речетворческой деятельности. Во-вторых, противоречие между существующей практикой обучения изложению и требованиями, предъявляемыми к государственной итоговой аттестационной работе по русскому языку. В-третьих, противоречие между потенциалом методических приемов, развивающих способности по восприятию, воспроизведению и продуцированию текстов, и их реализацией в методике работы над изложением.Существование перечисленных противоречий в системе работы над изложением доказывает актуальность исследования.

Объектом нсследованияявляется процесс развития художественных речетворческих способностей учащихся при работе над изложением, содержание и характер деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие эффективность этого процесса.

Предмет исследования — художественные речетворческие способности учащихся 9 класса.

Методологической основой исследования послужили труды по проблемам языковой личности и речевым способностям Г. И. Богина, Н. Д. Голева, Ю. Н. Караулова; теоретические положения возрастной и общей психологии В.А. Аверина, Л. И. Божович, И. С. Кона, Л. Ф. Обуховой, С. Л. Рубинштейна; семиотические исследования?. Барта, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана; исследования по теории речевой деятельности Л.С. Выготского, И.Н. Горелова, Н.И.Жинкина, А. А. Залевской, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, К. Ф. Седого; работы по теории установки А. А. Алхазишвили, Д. Н. Узнадзе; исследования о природе художественного текста И. В. Арнольд, Н. Д. Арутюновой, Л. Г. Ба-

бенко, Н. С. Болотновой, В. В.Виноградова, И. Р. Гальперина, А. И. Новикова, В. В. Степановой; работы по проблемам художественного восприятия и развития творческих способностей ребенка Б. М. Теплова, П. М. Якобсона; исследования в области методики речевого развития школьников Е. С. Антоновой, Е. В. Архиповой, Т. Г. Бирюковой, Н. А. Ипполитовой, В. И.Капинос, Т. А, Ладыженской, М. Р. Львова, С. И. Львовой, Е. В. Любичевой, Н. А. Пленкина, Л. Д. Пономаревой, Е. П. Суворовой, Л. П. Федоренко.

Цель работы — создание научно обоснованной и экспериментально проверенной методики развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением становится возможным:

■ при учете психологических механизмов процессов восприятия и порождения речи, их взаимосвязанности и взаимообусловленности в речевой деятельности;

■ при опоре обучения на структуру и механизмы всех видов речевой деятельности: слушание, чтение, говорение, письмо;

■ при построении методики развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе восприятия, воспроизведения и продуцирования художественных текстов;

■ при соблюдении дидактических условий на всех этапах художественной речетворческой деятельности.

Задачи исследования:

1) методически интерпретировать понятие «художественные речетворче-ские способности»;

2) выявить психологические механизмы художественных речетворческих способностей в процессе восприятия, воспроизведения текста изложения и продуцирования собственного текста на основе текста изложения;

3) разработать методику развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением;

4) проверить эффективность методики развития художественных речетворческих способностей учащихся.

Научная новизна работызаключается в следующем:

1) определены дидактические условия, способствующие развитию художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением;

2) спроектирована модель развития художественных речетворческих способностей учащихся;

3) разработана методика развития художественных речетворческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в интерпретировании понятия «художественные речетворческие способности», создании методики развития художественных речетворческих способностей на уровнях восприятия, воспроизведения и продуцирования текстов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика может быть использована в школьной практике: на уроках русского языка, литературы, на занятиях факультативных и элективных курсов по речевому развитию школьников, во внеурочной работе; в вузовской практике: при чтении курсов и спецкурсов по теории и методике обучения русскому языку.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается анализом теоретических источников, данных констатирующего, поискового, обучающего, контрольного экспериментов, в которых участвовало 23 учителя, 152 учащихся общеобразовательных учреждений г. Магнитогорска.

Методика исследования является комплексной, включает метод теоретического построения: выдвижение гипотезы, определение теоретических основ и исходных положений исследования; констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты; метод вероятностного прогнозирования; диагностический метод: оценка состояния развития художественных речетворческих способностей девятиклассников, анкетирование, собеседование, наблюдения за процессом речевого развития школьников; статистический метод: количественный и качественный анализ полученных данных, построение графических моделей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Субъектом художественного речетворчества является языковая личность, обладающая художественными речетворческими способностями, представляющими собой способности воспринимать, воспроизводить готовый, созданный мастерами слова художественный текст и продуцировать собственный текст.

2. Эффективность развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением обеспечивается следующими факторами:

■реализацией общедидактических принципов, принципов развивающего обучения, лингвометодических принципов, принципов творческого саморазвития личности, принципов речевого развития и принципов развития образного мышления;

■ изучением художественного текста как речетворческой единицы в процессе работы над изложением;

■ использованием в работе над изложением методических приемов, способствующих речетворческому развитию учащихся: моделирование творческой работы; сопоставление черновых и окончательных текстов художественных произведений; лингвосмысловой анализ; работа с псевдотекстом; выделение образов-ключей; чтение с остановками; синквейн; авторский стул; древо предсказаний; дневник двойной записи; составление пиктографического плана; составление ассоциативной карты/кластер; составление словаря средств выразительности; составление карты-речекреатива; частичное самостоятельное конструирование текста с творческим заданием; восстановление текста по мини-словарю; стилистический эксперимент; лингвистический эксперимент; ассоциативный эксперимент; установление ассоциативного перехода; составление ассоциативных полей текста; клоуз-текст; симпл-текст; расширение авторского текста за счет включения эпизодов, выдержанных в стиле автора; создание контекста для образного средства и др.;

■ взаимопроникновением междисциплинарной, понятийной и деятельност-ной составляющих содержания обучения художественному речетворчеству.

3. Исследование художественной речетворческой деятельности девятиклассников позволяет выделить в процессе развития художественных речетвор-ческих способностей три этапа:

" восприятие художественного текста позволяет развивать художественные речетворческие способности: определять замысел автора; вьивлять композиционную форму текста; находить образные средства в тексте; определять место образных средств в замысле автора, в образной системе художественного текста; выявлять направленность авторских ассоциаций в тексте; соотносить замысел автора с его художественной речевой реализацией;

■ воспроизведение художественного текста способствует развитию художественных речетворческих способностей: излагать текст в соответствии с авторским замыслом; воспроизводить текст в соответствии с композиционной формой; передавать текст, используя потенциал его образных средств; воспроизводить текст, используя образные средства в соответствии с их местом в замысле автора; передавать текст в соответствии с направленностью авторских ассоциаций; излагать текст в соответствии с художественной реализацией замысла;

" продуцирование художественного текста предполагает развитие художественных речетворческих способностей: создавать замысел текста; выбирать композиционную форму воплощения замысла; использовать образные средства в тексте, отбирая их в соответствии с замыслом; создавать образные средства, адекватные замыслу, используя образный потенциал слова; направлять ассоциации в тексте по адекватному замыслу руслу; совершенствовать текст, приводя его в полное соответствие с замыслом.

Экспериментальная база исследования: Магнитогорский государственный университет, образовательные учреждения: средние общеобразовательные школы № 20, 59,64, лицей при МаГУ г. Магнитогорска.

Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в период с 2007 по 2012 год. На первом этапе (2007-2008 гг.) изучалась научная и методическая литература. На втором этапе (2008-2009 гг.) проводился поисково-констатирующий эксперимент, анализировались полученные в ходе исследования данные с целью определения уровня развития художественных речетворческих способностей девятиклассников. На третьем этапе (2009-2011 гг.) разрабатывалась методика развития художественных речетворческих способностей девятиклассников в процессе работы над изложением, проводились обучающий и контрольный эксперименты. На четвертом этапе (2011-2012 гг.) обобщались данные опытно-экспериментальной работы, оформлялся текст диссертации.

Апробация работы осуществлялась на аспирантском семинаре, на лекциях и практических занятиях бакалавров и магистрантов филологического факультета Магнитогорского государственного университета, в процессе проведения педагогических практик на факультете, в ходе опытного обучения в школах №№ 20, 59, 64 и лицея при МаГУ г. Магнитогорска; на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной науки и образования» (февраль 2010, Сибай), на УПМежду народной научно-практической конференции «Современные вопросы

науки XXI век» (29 марта 2011, Тамбов), на II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы филологического образования в школе и вузе» (1 апреля 2011, Орск), на Международной научно-практической конференции IX Ручьевские чтения «Динамика литературного процесса в контексте регионального пространства» (4-5 октября 2011, Магнитогорск), на Международном симпозиуме «Лексикография и фразеография в контексте славистики» (18-20 ноября 2011, Магнитогорск), на II Международных педагогических чтениях «Традиции и новации образовательной системы» (15 мая-25 июня 2012, Чебоксары), на Международной научно-практической конференции «Слово. Предложение. Текст: Анализ языковой культуры» (15 июня 2012, Краснодар).

Содержание работы отражено в 11 публикациях, включая 3 статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, Приложения, содержащего программу авторского элективного курса «Художественная речетворческая мастерская». Библиография работы включает 212 наименований. В первой главе предлагается теоретическое обоснование проблемы развития художественных речетворческих способностей учащихся. Во второй главе рассматривается изложение как вид работы по развитию художественных речетворческих способностей девятиклассников. Третья глава посвящена описанию методики развития художественных речетворческих способностей учащихся, анализу результатов педагогических экспериментов: поискового, констатирующего, обучающего и контрольного.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, теоретическая и практическая значимость, определяется объект, предмет, методика исследования, формулируются цель и задачи работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретическое обоснование проблемы развития художественных речетворческих способностей» посвящена рассмотрению понятия «художественные речетворческие способности» учащихся, описанию психологических механизмов их развития, обозначению места интерпретации в структуре художественной речетворческой деятельности.

§1.1. «Определение понятия «художественные речетворческие способности» учащихся». Согласно деятельностному подходу, способности формируются в реальной деятельности, приводят к созданию ее новых видов (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков). В диссертационном исследовании нами рассматривается развитие способностей на всех этапах речетворческой деятельности, способности понимаются как высший этап развития психических процессов, индивидуально-психологическая особенность человека, не сводимая к выработанным им ЗУНам, приводящая к успешному выполнению деятельности. Под художественными речетворческими способностями (Л. Д. Пономарева) нами понимаются способности воспринимать, воспроизводить готовый, созданный мастерами слова художественный текст и продуцировать собственный.

§ 1.2. «Психологические механизмы развития художественных рече-творческих способностей». Речетворческая деятельность характеризуется определенной структурной организацией, предметным содержанием, психологическими механизмами, обусловленными функционированием памяти, мышления, восприятия, понимания. К психологическим механизмам, способствующим развитию художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением мы относим механизмы антиципации (П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), «деятельность представливания» (Б. М. Теп-лов, И. С. Якиманская), ассоциативные механизмы (Н. С. Болотнова, Ж. Ванд-риес, И. Г. Овчинникова, А. И. Федоров, Л. В. Щерба), речевые механизмы создания художественного текста (Н. И. Жинкин, И.А. Зимняя), которые реализуются в механизмах речевой ассоциативности, образности, эмоциональности, рефлексии, языковой образности, игры (А. В. Бурцева). Развитие художественных речетворческих способностей учащихся осуществляется в процессе деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение и продуцирование художественного текста: учитель предлагаемым художественным текстом, его воспроизведением импульсирует художественную речетворческую деятельность учащихся. В рамках речетворческой деятельности представляется актуальным вопрос об адекватности понимания текста (Г. Лейбниц, А. Г. Синицына), которое зависит не только от коммуникативной, лингвистической компетенций, но и от уровня знаний и жизненного опыта реципиента, его индивидуальных психических особенностей, в результате чего формируются личностные смыслы, обеспечивающие ответную реакцию речепорождения. Включение подростков в учебный процес-сбудет продуктивным, если учебная деятельность соответствует их ведущей деятельности и отвечает их потребностям (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. К. Маркова). Возрастные психологические особенности девятиклассников позволяют нам развивать художественные речетворческих способности, т.к. для подростков характерны сосредоточенность на внутренних переживаниях, сензи-тивность, интерес к литературному творчеству, желание самовыражения, самоутверждения. Литературное творчество стимулируется подъемом субъективных переживаний и воплощается объективно в творческих формах, что способствует развитию художественных речетворческих способностей учащихся.

§ 1.3. «Интерпретация текста в структуре художественной речетворческой деятельности». Одной из составляющих художественной речетворческой деятельности является интерпретация. В структуре работы над изложением учащиеся уже на первом этапе, в процессе восприятия и понимания текста, интерпретируют услышанную информацию, что находит отражение на этапах воспроизведения и продуцирования текста (Л. О. Бутакова, Ю. М. Лотман, В. Е. Хали-зев). Интерпретация выступает и результатом, и следствием понимания (Л. Г. Бабенко, Н. С. Болотнова). В этой связи актуализируется проблема передачи смысла/содержания текста (А. В. Бондаренко, И. М. Кобозева, А. И. Новиков). Различные способы деривации художественного текста обусловливают создание типологии речетворческой личности учащегося (Н. Д. Голев). В современной образовательной парадигме изменяется роль художественного текста, который приобретает новые функции (О. Н. Левушкина): когнитивную, ком-

муникативную, эстетическую, культурную, аксиологическую, креативную, которые позволяют осуществить выход в речетворческую деятельность учащихся.

§ 2.1. «Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе восприятия текста изложения». Художественная речетворческая деятельность (Л. Д. Пономарева)- это деятельность по восприятию, воспроизведению и продуцированию художественных текстов, направленная на развитие художественных речетворческих способностей учащихся. Каждый этап художественной речетворческой деятельности обладает характерными особенностями, на каждом из этапов развиваются определенные художественные речетворческие способности. К числу наиболее продуктивных для развития художественных речетворческих способностей учащихся на этапе восприятия можно отнести такие упражнения, как:

- синквейн: после восприятия «затеей» В. П. Астафьева «Из далекого сна»: «Что же ты, девочка из далёкого детского сна, более не приходишь ко мне и не зовёшь меня: ты была в синеньком ситцевом платье», - девятиклассники написали следующие синквейны:

Любовь.

Глубокая, искренняя. Не приходишь, не зовёшь - была... Особое чувство мимолетной жизни. Мечта.

Сон.

Мечтательный, недолгий. Ушел. Вспоминал. Скучал. Мечта моя давняя, но не забытая. Сожаление.

- ассоциативная карта: уроки русского языка, посвященные рассмотрению концепта «Дом» по текстам К. Булычева, К. Г. Паустовского, Н.В. Гоголя, И. А. Бунина, позволили выявить ассоциативное поле названного концепта. Оно определяется девятиклассниками довольно широко: семья (родители/бабушка) -родина (Россия) - люди (Земля) - защита (покой) — достаток (комфорт) - очаг (тепло) - душевное спокойствие (мир) - досуг (телевизор/интернет) -недвижимость (расходы) - домовой (Дрёма) - любимое место (кровать) - уют (комнатные растения) - своя комната (друзья) — семейные фотографии (радость) - в скобках приведены ближайшие к словам-ассоциациям ключи. Названные ассоциации представляют и современные установки подростков на благосостояние, проведение свободного времени («интернет», «недвижимость»), и исконное, заложенное с детства, например, появление фольклорного домового, Дрёмы — персонажа, воспетого в известной колыбельной.

- симпл-текст: упрощение текста до подстрочника или набора ключевых слов помогает актуализировать восприятие, что, безусловно, помогает дальнейшему воспроизведению текста, а развёртывание по ключевым словам работает на последующее его продуцирование. Так, на материале стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Разговор» учащимися был написан симпл: Вершины Альп — беседа «великанов» Юнгфрау и Финстерааргона — тысячи лет — одна минута - вечная Земля.

На эффективность развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе воспрштия текста изложения оказывают влияние следующие дидактические условия:

■ организация сукцессивного, преднамеренного смыслового восприятия;

■ выбор способа восприятия в соответствии с поставленными задачами;

■ установка на активное восприятие, материализующая его цель;

■ учет уровня текстовой компетенции, ориентация на его повышение;

■ комплексное выявление содержательно-фаюуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой информации;

" речетворческая стратегия восприятия текста;

■ использование продуктивных методических приемов.

§ 2.2. «Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе воспроизведения текста изложения». Сделать учащихся «соавторами», помочь почувствовать сопричастность к ' созданию образца художественного слова, активизировать их творческую работу на этапе воспроизведения помогают такие упражнения, как:

- создание (воссоздание) контекста для образного средства: позволяет развивать художественную речетворческую способность излагать текст, используя потенциал его образных средств. Интересны случаи воссоздания контекста не для ключевых образов, а для деталей описания. К примеру, в ходе работы по фрагменту очерка Н. А. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» школьники создавали контекст для образного средства: «теплые молочные сумерки стояли над городом». В ученических работах встречается описание сельских вечеров, южных закатов, частотны работы-воспоминания, сожаления о прошлом.

«...вспоминались мне тихие душевные "беседы на завалинке, дед Макар, набивающий трубку душистым табаком, мычание коров, мечтающих о вечерней подойке, назойливые мухи, норовящие помешать мирному течению пустячного разговора...»

«...Это был прекрасный вид, открывающийся со смотровой площадки. Л8-жа на траве и посасывая хрустящую соломинку, я словно пила молочный коктейль из воспоминаний о прошлом. Быть юной и не заботиться о будущем — в этом есть своя прелесть. Сегодня, когда так много нерешенных вопросов, хочется забыться и просто наслаждаться тем, что дано, почувствовать заботливые мамины объятия, запах свежеиспечённого пирога, вкус его, запиваемого прохладным молоком. Да-да! Это, действительно, молочные сумерки...»

- воспроизведение ключевого фрагмента текста с пояснением его роли.К примеру, работа по повести Ю. В. Трифонова «Предварительные итоги». Девятиклассники воспроизводили следующий фрагмент повести:

«...Можно болеть, можно всю жизнь делать работу не по душе, но нужно ощущать себя человеком. Для этого необходимо единственное — атмосфера простой человечности. Простой, как арифметика. Никто не может выработать это ощущение сам, автономно, оно возникает от других, от близких. Мы не замечаем, как иногда утрачивается это вековечное, истинное: быть близким для близких. Ну, что за ветошь: возлюби ближнего своего? Библейская болтология и идеализм. Но если человек не чувствует близости близких, то, как бы ни был он интеллектуально высок, идейно подкован, он начинает душевно корчиться и задыхаться — не хватает кислорода».

Фрагмент полемичный, вызывающий резонанс, девятиклассники размышляли об отношениях героев повести, о «простой человечности», выражая свое понимание роли фрагмента в структуре отрывка.

Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе воспроизведения текста изложения будет эффективным, если соблюдаются следующиедидактические условия:

■ организация активного, творческого процесса реконструкции воспроизводимого текста;

■ выбор способа воспроизведения художественного текста в соответствии с задачами;

» построение работы по смысловому воспроизведению текста с опорой на уровень текстовой компетенции учащихся, ориентацию на его повышение;

■ воспроизведение содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой информации;

■ речетворческая стратегия воспроизведения текста;

■ использование продуктивных методических приемов для развития художественных речетворческих способностей по воспроизведению текста.

§ 2.3. «Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе продуцирования собственного текста на основе текста изложения». Развитию художественных речетворческих способностей учащихся на этапе продуцирования способствуют такие методические приемы, как:

- Клоуз-текст: восстановление пропущенных элементов текста или крупных фрагментов, предполагающее их продуцирование в режиме подражания. К примеру, по рассказу Н. В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» возможно восстановление единиц текста:

«Как тихо колышется вода, будто_( дитя в люльке)! — продолжала Ганна, указывая на пруд,_ (угрюмо) обставленный тёмным кленовым лесом и _ (оплакиваемый) вербами, потопившими в нём

_ (жалобные) свои ветви. Как _ (бессильный

старец), держал он в_ (холодных) объятиях своих далёкое, тёмное

небо, обсыпая _ (ледяными) поцелуями огненные звёзды, которые

тускло реяли среди тёплого ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного_(царя ночи)...», - и фрагментов: учащиеся

должны восстановить описание «роскошного украинского неба».

- расширение авторского текста за счет включения эпизодов, выдержанных в стиле автора: упражнение предполагает как включение в текст зарисовок, размышлений, выполненных в манере автора текста, так и продолжение предлагаемого отрывка. К примеру, работа по фрагменту рассказа И. А. Бунина «Велга» с выходом в художественную речетворческую деятельность: после написания изложения школьникам предлагалось продолжить «старую северную легенду». Предварительная работа на этапе восприятия по выявлению гнетущего, тревожного настроения текста, средств его создания позволила учащимся определить направленность авторских ассоциаций, сочинить удивительные северные легенды:

«А знаешь ли ты, дорогой друг, грустную северную легенду про белых медведей? Нет? Ну тогда слушай...

Давным-давно на Севере жила-была женщина, любившая рассматривать северное сияние. И была у нее дочь. Казалось, что девочка была идеальной: она росла красивой, умной, послушной. Все соседи, друзья, а главное, мать не могли на нее нарадоваться. Отличало девочку не только это, у нее были удивительные глаза, мерцающие, словно сияние Севера — не зря ее мать вглядывалась в цветовое богатство небесного сияния — оно напоминало глаза дочери. Но Север не только красив, он еще и жесток... В один холодный тревожный день девочка гуляла с подругами, в разгаре веселья они не заметили ее исчезновения... Долго они искали подругу в снежной пустыне... горе было неутешным: каждый раз, всматриваясь в северные переливы цвета мать видела в них глаза дочери, каждый раз ее собственные глаза были затуманены слезами... но вот однажды люди в поселке стали замечать, что все ближе и ближе к поселению стала подходить белая медведица. Она стояла и просто смотрела, некоторым казалось, что она улыбалась, некоторые говорили, что видели слезы в ее глазах... но все замечали до боли знакомые голубые глаза с вспыхивающими разноцветными искорками. Люди решили, что душа потерявшейся девочки переселилась в белую медведицу, которая и навещает близких ей людей...

С тех пор и повелось предание, что чистые, добрые люди, умирая, не покидают наш мир, а их души вселяются в белых медведей — властителей северных пустынь...»

Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе продуцирования собственного текста на основе текста изложения будет эффективным, если учитываются следующиедидактические условия: • опора на мотивационный, ориентационный, содержательно-операциональный, энергетический, оценочный компоненты речетворческой деятельности; . ■ установка на продуцирование текста;

■ выбор способа выхода в речетворческую деятельность в соответствии с образовательными задачами;

■ организация интерпретационной текстовой деятельности с учетом уровня текстовой компетенции учащихся, ориентацией на его повышение;

■ направленность на продуцирование учащимися содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой информации в собственном тексте;

■ рефлексивность речетворческой деятельности.

В процессе художественной речетворческой деятельности учащиеся работают со всеми видами информации (содержателыю-фактуальпая, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая информация) и находятся на разных уровнях обобщения: уровень комплексирования, уровень концептуализации, уровень категоризации. Успешность художественной речетворческой работы на этапе восприятия обусловливает продуктивность деятельности на этапах воспроизведения и продуцирования: воспроизведение текста становится возможным, если понятен авторский замысел; речетворческий анализ способов реализации замысла текста позволяет учащимся определить и обратный путь автора — от замысла к его воплощению.

Модель художественной речетворческой деятельности может быть представлена в виде схемы 1, отражающей художественные речетворческие способности на каждом из ее этапов: восприятие, воспроизведение и продуцирование.

Так, наэтапе восприятия: через определение авторского замысла — выявление композиционной формы — нахождение образных средств и определение их места в замысле — вьивление направленности авторских ассоциаций — учащиеся находят способы реализации авторского замысла. На этапе воспроизведения: от воспроизведения авторского замысла — изложения текста в соответствии с его композиционными особенностями — отражения образных средств в соответствии с их местом в замысле автора - воссоздания направленности авторских ассоциаций — к воспроизведению текста в соответствии с авторской реализацией. На этапе продуцирования: от создания собственного замысла — выбора композиционной формы — создания образных средств в соответствии с замыслом — направленности ассоциаций — к реализации собственного замысла.

Продуцирование текста является высшей ступенью художественной речетворческой деятельности. Схема отражает этапы развития каждой художественной речетворческой способности: от определения замысла автора - воспроизведения текста в соответствии с авторским замыслом — к созданию собственного замысла; от выявления композиционной формы предлагаемого художественного текста — его изложения в соответствии с особенностями композиционной формы — к выбору композиционной формы для собственного текста; от нахождения авторских средств выразительности и определения их места в замысле — их использовании в тексте изложения в соответствии с замыслом — к созданию собственных образных средств; от выявления направленности авторских ассоциаций — к воссозданию этой направленности при изложении текста — к созданию направленности собственных ассоциаций в соответствии с собственным замыслом.

H

Предложенная модель художественной речетворческой деятельности позволяет создать методику развития художественных речетворческих способностей учащихся на этапах восприятия, воспроизведения и продуцирования от понимания авторского замысла и способов его реализации, его воспроизведения к созданию и реализации замысла собственного текста.

Третья глава «Методика развития художественных речетворческих способностей учащихся»посвящена определению уровня развития художественных речетворческих способностей девятиклассников и описанию методической системы развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением с учетом результатов констатирующего эксперимента.

§ 3.1. «Диагностика уровня развития художественных речетворческих способностей учащихся (на материале констатирующего эксперимента)». Результаты поискового и констатирующего экспериментов подтвердили необходимостьраз-работки методической системы, развивающей художественные речетворческие способности учащихся. Анкетирование учителей русского языка и учащихся девятых классов показало, что методика работы над изложением требует совершенствования, опрошенные понимают необходимость использования эффективных методов и приемов работы над изложением; уроки работы над изложением представляются недостаточно продуктивными не только учащимся, но и учителям, такие уроки не предоставляют школьникам возможности проявлять самостоятельную творческую активность. Констатирующий эксперимент позволил определить не только общий уровень развития художественных речетворческих способностей учащихся, но и уровень развитияхудожественных речетворческих способностей на каждом из этапов художественной речетворческой деятельности в процессе работы над изложением. Было определено, что 7% девятиклассников находятся на нулевом уровне развития, 84% - нанизком и лишь 9% - на среднем; девятиклассников, обладающих высоким уровнем развития художественных речетворческих способностей, в ходе констатирующего эксперимента выявлено не было. В ходе анализа уровня развитияхудожественных речетворческих способностей на каждом этапе речетворческой деятельности было установлено, что у испытуемыхнаиболее развиты способности на этапе воспроизведения (51%), наименее — на этапе продуцирования (25%) и на этапе восприятия художественного текста(12%), что свидетельствует о недостаточной разработанности механизма текстовосприятия и текстопорождения, использовании непродуктивных методов и форм в процессе работы над изложением.

§ 3.2. «Принципы, методы и формы организации работы по развитию художественных речетворческих способностей учащихся в 9 классе». В диссертационном исследовании разработана методика развития художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением с опорой на модель человеческой деятельности (М. С. Каган), на теории учебной деятельности и ее субъекта (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), на теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), на личностно-ориентированный и текстоориентированный подходы в обучении (И. С. Якиманская). Их использование в качестве основы обучения дало возможность признать ученика главной действующей фигурой учебно-

воспитательного процесса, рассматривать текст в качестве объекта, средства и результата обучения: художественный текст является не только объектом обучения, выступает в качестве средства развития художественных речетворческих способностей учащихся, но и предстает как результат творческой речевой деятельности школьников, предполагающей создание девятиклассниками собственного текста в процессе работы над изложением.

Выделенные подходы, принципы, методические приемы и формы работы позволили определить содержание и структуру экспериментальной программы развития художественных речетворческих способностей учащихся (схема 2). Формы проведения занятий вариативны, программу можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Синтаксис», на уроках развития речи, на занятиях факультатива или элективного курса.

§ 3.3. «Анализ результатов контрольного эксперимента». Данные контрольных срезов убедительно подтверждают эффективность предлагаемой модели и методики развитияхудожественных речетворческих способностей учащихся на всех этапах речетворческой деятельности. Как показал анализ данных обучающего и контрольного экспериментов, число девятиклассников, находящихся на нулевом уровне развития художественных речетворческих способностей сократилось на 5%, на низком уровне - на 69%, число девятиклассников, находящихся на среднем уровне развития художественных речетворческих способностей возросло на 46%, высокий уровень развития художественных речетворческих способностей проявили 28% девятиклассников.

В Заключении подводятся итоги исследования:

Развитие художественных речетворческих способностей учащихся осуществляется в процессе деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение и продуцирование художественного текста, выполняющего в процессе обучения не только когнитивную, коммуникативную, эстетическую, культурную, аксиологическую, но и креативную функцию, предполагающую выход в речетворческую деятельность школьников.

На каждом из этапов речетворческой деятельности целесообразно развивать оригинальные художественные речетворческие способности. Художественные речетворческие способности учащихся представляют собой систему, для которойхарактерны взаимодействие и взаимообусловленность всех элементов,как на уровне восприятия, так и на уровне воспроизведения и продуцирования текста. Осознать закономерности построения высказывания учащийся может только в процессе текстовой деятельности: чтении, слушании, анализе, конструировании и реконструировании речевых произведений, создании собственных текстов. Данные констатирующего эксперимента диагностировали низкий уровень развития художественных речетворческих способностей девятиклассников, выявили необходимость создания методики их развития.

СХЕМА2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ХРС УЧАЩИХСЯ

№ п/п Понятия ХРС Умения Методические приемы

1. ЗАМЫСЕЛ ТЕКСТА

ВОСПРИЯТИЕ

замысел; смысл; содержание; заголовок; реализациязамыс-ла;интерпретация;черноваяза пись;рефлексия;редактирован ие; определять замысел автора; соотносить замысел автора с его художественной речевой реализацией; анализировать текст с точки зрения замысла автора; определять тему текста; оценивать авторское заглавие; озаглавливать текст; анализ текста; озаглавливание; сопоставление черновых и окончательных текстов художественных произведений; восстановление текста; синквейн; древопред-сказаний; моделирование истоков творческой работы; лингвосмы-словой анализ;работа с псевдотекстом;

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

замысел; смысл; содержа-ние;заголовок;реализация замысла; интерпретация; черновая запись; рефлексия; редактирование; излагать текст в соответствии с замыслом автора; воспроизводить текст в соответствии с художественной реализацией замысла; выделять ключевые фрагмента текста; восстанавливать текст по ключевым словам; восстановление текста; древо-предсказаний; частичное самостоятельное конструирование текста (на данной основе) с творческим заданием (вставить слова); восстановление текста по мини-словарю;

ПРОДУЦИРОВАНИЕ

замысел; смысл; содержание; заголовок; реализация замысла; интерпретация; черновая запись; рефлексия; редактирование; создавать замысел собственного текста; совершенствовать текст, приводя его в полное соответствие с замыслом; озаглавливать текст; редактировать текст, приводя его в полное соответствие с замыслом; озаглавливание; расширение авторского текста за счет включения эпизодов, выдержанных в стиле автора; синквейн; авторский стул;продуцированис текстов; совершенствование текста; редактирование; моделирование истоков творческой работы; рефлексивные вопросы;

2. КОМПОЗИЦИОННАЯ ФОРМА

ВОСПРИЯТИЕ

микротема; композиция; тип речи; форма; содержание; замысел; стиль; выявлять композиционную форму текста; устанавливать границы микротем, приемы развертывания; выявлять структуру текста и ее связь с авторским замыслом; анализировать особенности построения текста в зависимости от типа речи; определять композицию текста и ее функциональную роль; определять тип, стиль и композицию текста и их зависимость от авторского замысла; анализ текста и микротекста; редактирование текста; сравнение текстов различных композиционных форм; стилистический эксперимент; определение микротем и средств связности между ними; составление пиктографического плана; членение текста; древо предсказаний; восстановление текста; выявление фрагмента композиции, отсутствующего в тексте;

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

микротема; композиция; тип речи; форма; содержание; замысел; стиль; воспроизводить текст в соответствии с композиционной формой,- выбирать структуру текста в соответствии с замыслом; соотносить структуру текста с прогнозируемым типом речи; анализ текста и микротекста; редактирование текста; сравнение текстов различных жанров; стилистический эксперимент; определение микротем и средств связности между ними; составление пиктографического плана; конструирование текста; членение текста; восстановление текста;выявление фрагмента композиции, отсутствующего в тексте; воссоздание отсутствующей части текста;

ПРОДУЦИРОВАНИЕ

микротема; композиция; тип речи; форма; содержание; замысел; стиль; выбирать композиционную форму воплощения замысла; устанавливать границы микротем и приемы их развертывания; видеть структуру текста и ее связь с авторским замыслом; выбирать структуру текста в соответствии с замыслом; соотносить структуру текста с прогнозируемым типом речи; создавать текст на основе предложенного плана; продуцировать тексты различных стилей и типов речи; анализ текста и микротекста; редактирование текста; сравнение текстов различных жанров; стилистический эксперимент; определение микротем и средств связности мезвду ними; составление пиктографического плана; конструирование текста; членение текста; восстановление текста; выявление фрагмента композиции, отсутствующего в тексте; воссоздание отсутствующей части текста;

3. ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА

ВОСПРИЯТИЕ

эмоциональность текста; образные средства; экспрессия; авторский стиль; находить образные средства в тексте; определять место образных средств в замысле автора, в образной системе художественного текста; определять роль образных средств в художественном произведении; выявлять способы создания автором образных средств; лингвистический эксперимент; анализ образов и их воплощения; определение функций языковых явлений; выделение образов-ключей; чтение с остановками; дневник двойной записи; составление ассоциативной карты/ кластер; составление словаря средств выразительности; лингвосмысловой анализ;

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

эмоциональность текста; образные средства; экспрессия; авторский стиль; излагать текст, используя потенциал его образных средств; излагать текст, используя образные средства в соответствии с их местом в замысле автора; соотносить используемые образные средства с замыслом; дневник двойной записи; восстановление (развертывание) текста по ключевым словам; заполнение таблицы: ключевые слова в развитии темы;

ПРОДУЦИРОВАНИЕ

эмоциональность текста; образные средства; экспрессия; авторский стиль; использовать образные средства в тексте, отбирая их отбирать языковые средства в соответствии с замыслом; создавать текст в определенном отбор языковых средств; комбинирование; агглютинация; создание

в соответствии с замыслом; создавать образные средства, адекватные замыслу, используя образный потенциал слова; эмоциональном ключе; контекста для образного средства; клоуз-текст; составление ассоциативной карты/кластер; составление карты- . речекреатива;

4. АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ ТЕКСТА

ВОСПРИЯТИЕ

ассоциации; ассоциативное поле текста; приемы составления ассоц-ого поля текста; выявлять направленность авторских ассоциаций в тексте; выделять ассоциации; оценивать ассоциативный переход; ассоциативный эксперимент; симпл-текст; установление ассоциативного перехода;

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

ассоциации; ассоциативное поле текста; приемы составления ассоц-ого пол» текста; излагать текст в соответствии с направленностью авторских ассоциаций; восстанавливать ассоциативный переход; установление ассоциативного перехода; восстановление (развертывание) текста по ключевым словам; чендж-тест;

ПРОДУЦИРОВАНИЕ

ассоциации; ассоциативное поле текста; приемы составления ассоц-ого поля текста направлять ассоциации в тексте по адекватному замыслу руслу выстраивать ассоциативное поле текста в соответствии с замыслом составление ассоциативных полей текста; составление карты-речекреатива

В диссертационном исследовании разработана методика развития художественных речетворческих способностей учащихся, на основе которой была создана экспериментальная программа обучения восприятию, воспроизведению, продуцированию текста в девятом классе, направленная на развитие художественных речетворческих способностей учащихся.

Данные, полученные в результате обучающего и контрольного экспериментов, убеждают в эффективности предлагаемой методики развития художественных речетворческих способностей учащихся.

Результаты контрольного эксперимента подтвердили правомерность гипотезы о том, что развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением возможно: при учете психологических механизмов процессов восприятия и порождения речи, их взаимосвязанности и взаимообусловленности в речевой деятельности; при опоре обучения на структуру и механизмы всех видов речевой деятельности: слушание, чтение, говорение, письмо; при формировании и развитии художественных речетворческих способностей учащихся на всех этапах текстовой деятельности: восприятие, воспроизведение и продуцирование художественных текстов; при соблюдении дидактических условий на всех этапах речетворческой деятельности.

Перспективным в дальнейшей разработке проблемы представляется создание сквозной (начиная с 1 класса) программы развития художественных речетворческих способностей учащихся средней школы, разработка типологии художественной речетворческой личности школьников.

В Приложении к диссертации представлена программа элективного курса «Художественная речетворческая мастерская», направленного на развитие художественных речетворческих способностей девятиклассников

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи из перечня ведущих научных журналов и изданий ВАК РФ.

1. Дорфман О. В. Художественно-речетворческий аспект словаря языковой личности девятиклассника / О. В. Дорфман // Проблемы истории, филологии, культуры : Материалы Междунар. симпозиума «Лексикография и фразеография в контексте славистики». Магнитогорск. 18 - 20 ноября 2011 г. - Магнитогорск : Издательство ООО «Аналитик». - С. 577 - 580 - 0,2 п.л.

2. Дорфман О. В. Виды упражнений по развитию художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением / О. В. Дорфман // Вестник Брянского государственного университета : общая педагогика, профессиональная педагогика, частные методики. - №1. - 2012. - Брянск : РИОБГУ, 2012. -С. 281 -285-0,2 п.л.

3. Дорфман О. В. Модель художественной речетворческой деятельности / О. В. Дорфман //Вестник Череповецкого государственного университета : технические науки, исторические науки, экономические науки, филологические науки, педагогические науки, искусствоведение, психологические науки. - №3 (41). Т.2. - 2012. -Череповец, 2012. - С. 152 - 155 - 0,2 п.л.

А также в следующих публикациях:

4. Дорфман О. В, Развитие художественных речетворческих способностей учащихся как психолого-педагогическая проблема / О. В. Дорфман. // НАУКА -ВУЗ - ШКОЛА : сб. науч. тр. молодых исследователей / под ред. 3. М. Уметбаева, А. М. Колобовой, Е. В. Гавриловой. - Магнитогорск : МаГУ, 2009. - Вып. 14. - С. 224-229- 0,2 пл.

5. Дорфман О. В. Развитие художественных речетворческих способностей учащихся в процессе восприятия текста изложения / О. В. Дорфман. // НАУКА -ВУЗ - ШКОЛА : сб. науч. тр. молодых исследователей / под ред. 3. М. Уметбаева, А. М. Колобовой, Е. В. Гавриловой. - Магнитогорск : МаГУ, 2009. - Вып. 15. - С. 221 -224-0,2 п.л.

6. Дорфман О. В, Интерпретация художественного текста как важнейший этап развития художественных речетворческих способностей / О. В. Дорфман // Актуальные проблемы современной науки и образования. Филологические науки : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. T. V. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. - С. 144 - 149 - 0,2 п.л.

7. Дорфман О. В. Развитие художественных речетворческих способностей учащихся как реализация компетентностного подхода / О. В. Дорфман // Проблемы и перспективы филологического образования в школе и вузе : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Юртаев. - Орск : Издательство ОГТИ, 2011. - С. 134 - 138 - 0,2 пл.

8. Дорфман О. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках работы над изложением / О. В. Дорфман // Современные вопросы науки - XXI век : Сб. науч. тр. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. (29 марта 2011 г.) — Тамбов : Изд-во Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, 2011. - Вып. 7. — Ч. 3. - С. 61 - 62 - 0,1 п.л.

9. Дорфман О. В. Диагностирование уровня развития художественных речетворческих способностей учащихся / О. В. Дорфман // 1ХРучьевские чтения. Динамика литературного процесса в контексте регионального пространства : сборник материалов междунар. научно-практической конференции / ред. С. Л. Слободнкж. -Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2011. - С. 281 - 288 - 0,4 пл.

Ю.Дорфман О. В. Формирование художественных речетворческих способностей девятиклассников в процессе работы над изложением (на примере категории «замысел текста») / О. В. Дорфман // Слово. Предложение. Текст : анализ языковой культуры : Материалы Международной научно-практической конференции. 15 июня 2012 г. : Сборник научных трудов. - Краснодар, 2012. - С. 162—167 - 0,25 пл.

11.Дорфман О. В. Развитие художественных речетворческих способностей учащихся при работе над композиционными особенностями интерпретируемого текста / О, В. Дорфман // Традиции и новации образовательной системы: материалы II Международных педагогических чтений. 25 июня 2012 г. / гл. ред. А. Н. Ярутова. - Чебоксары : Учебно-методический центр, 2012. - С. 182 -184 - 0,25 п.л.

Лицензия на издательскую деятельность ИД № 06146. Дата выдачи 26.10.01. Формат 60 х 84 /16. Гарнитура Times. Печать трафаретная. Усл.-печ.л. 1,0 Уч.-изд.л. 1,1 Тираж 100 экз. Заказ 3

Отпечатано с готового оригинал-макета на участке оперативной полиграфии Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, 28