Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Технология длительной учебной игры на уроках географии в основной школе

Автореферат по педагогике на тему «Технология длительной учебной игры на уроках географии в основной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Зотова, Анна Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Технология длительной учебной игры на уроках географии в основной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Технология длительной учебной игры на уроках географии в основной школе"

На правах рукописи

ЗОТОВА АННА МИХАЙЛОВНА

ТЕХНОЛОГИЯ ДЛИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания

(география)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

МОСКВА-2005

Работа выполнена на кафедре методики преподавания географии географического факультета Московского педагогического государственного

университета.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

профессор

Душина Ираида Владимировна.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Защита состоится «20» декабря 2005 г. в 15.00 на заседании диссертационного Совета К 212.154.05 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 129243, Москва, ул. Кибальчича, д. 16, географический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан _ _ 2005 г.

Николина Вера Викторовна;

кандидат педагогических наук Смирнова Марина Сергеевна

Ведущая организация: Московский институт

открытого образования

Ученый секретарь диссертационного Совета

Пятунин В.Б,

¿0309

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования определяется задачами модернизации школьного географического образования. Наиболее важные из них - формирование географического образа мира на основе интеграции двух ветвей географии, и реализация воспитательного потенциала школьной географии Обучение, развитие и воспитание школьников осуществляется через познание научной картины мира, для чего необходимы, наряду с другими, географические знания. Изучение практики работы школы показывает, что школьное географическое образование слабо ориентировано на решение задач развития социально значимых личностных качеств учащихся. Такое обучение в недостаточной мере побуждает школьников анализировать и обобщать информацию, логически рассуждать, самостоятельно принимать решения, добывать новые знания, эмоционально переживать изучаемую ситуацию с позиций формирующейся ценностной ориентации. Эти причины обуславливают в методике обучения географии поиск путей оптимизации учебно-воспитательного воздействия.

Для периода модернизации образования характерны личностно-ориентированный и развивающий типы обучения, которые актуализируют применение учебных игр. В рамках игровой деятельности ролевые требования стимулируют развитие личностных качеств, а символико-моделирующие свойства игры облегчают учащемуся понимание моделирования как метода познания. Использование данного метода особенно актуально в обучении географии.

Это связано с направленностью современных географических исследований на комплексное решение проблем человечества, что делает целесообразным применение и изучение моделей природных процессов, географических систем, хозяйственных комплексов, демографических изменений.

Анализ методической литературы свидетельствует о частом использовании учебных игр на уроках географии, однако их применение направлено в основном на воспроизведение знаний и в меньшей степени на развитие опыта творческой деятельности школьников.

Включение таких игр в учебный процесс мало способствует решению задач личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Таким образом, проблема заключается в том, что в настоящее время усиливается роль учебной игровой деятельности в решении современных задач обучения географии, однако до сих пор особенности организации этой деятельности в рамках указанных типов обучения недостаточно исследованы.

Поэтому в методике обучения географии необходимо рассмотреть учебную игровую деятельность, направленную на решение задач личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Методологической и теоретической основой исследования послужили: концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова; работы по проблемам личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской; исследования в области методики обучения географии В.В.Николиной, Г.С.Кулинич, С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцениной, М.С.Смирновой.

Объект исследования - технология длительной учебной игры на уроках географии в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Предмет исследования - применение технологии длительной учебной игры в процессе обучения географии в общеобразовательном учреждении.

Цель исследования - разработка технологии длительной учебной игры на уроках географии с 6 по 9 класс.

Гипотеза исследования заключается в том, что освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках педагогической технологии длительной учебной игры и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать длительную учебную игру как педагогическую технологию в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Определить психолого-педагогические и методические условия технологии длительной учебной игры на уроках географии.

3. Разработать игровую технологию обучения географии и экспериментально проверить эффективность её поэтапной реализации на примере изучения курсов географии основной школы.

Для решения данных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам использования игры в обучении и применения технологий обучения, сравнительный подход), и эмпирические (изучение школьной документации, изучение творческих работ учащихся, наблюдения, беседы, анкетирование, обобщение педагогического опыта, сравнительный анализ результатов констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента).

Исследования проводились с 1988 г. Собственно педагогический эксперимент осуществлялся в течение 14 лет в школах № 435, № 201 г. Москвы, где работала автор исследования, а также в школе № 1136 и в 1-м Кадетском корпусе г. Москвы, где работали учителя, имеющие различный стаж педагогической деятельности. Количество учащихся в экспериментальных группах - более 500 человек, в контрольных группах -более 900 человек

Научная новизна исследования заключается в разработке технологии длительной учебной игры на уроках географии.

Практическая значимость исследования состоит в создании технологии длительной учебной игры, которая может быть интегрирована в процесс обучения географии в массовой школе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством выступлений на научно-практических конференциях учителей географии CAO г. Москвы в 2002 и 2003 г.г., в Московском Доме учителя в 2003 г., в ОМЦ СОУО Москвы в 2004 г, а также на Кулаковских чтениях в школе № 201 в 2002 и 2003 г.г.; в 2002 г была прочитана лекция-для учителей географии в МИОО Результаты исследования нашли отражение в статьях и в методическом пособии для учителя «Игры на уроках географии в 6-7 классах». На защиту выносятся следующие положения: 1 Обоснование длительной учебной игры как целостной технологии обучения географии, направленной на решение задач личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Психолого-педагогические и методические условия реализации игровой технологии в обучении географии.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, 3 главы, заключение, библиографический список и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Учебная игра как технология обучения. Задачи модернизации географического образования, такие как развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание любви к своей стране, экологической культуры и толерантности, могут быть решены в том случае, если географические знания используются для формирования индивидуального образа мира у школьника. При этом обучение опирается на внутренние механизмы личностного развития учащегося. Реализация такого обучения наиболее эффективна при применении технологии в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

В данном исследовании было принято в качестве рабочего следующее определение «педагогической технологии», или «технологии обучения»: проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Учебная игра традиционно не рассматривалась как технология обучения. Однако технология длительной учебной игры разрабатывалась таким образом, чтобы в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к педагогической технологии, в отличие от существующих учебных игр, применяемых в обучении географии.

Характеристики учебной игровой деятельности обуславливают возможность использования учебной игры в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения, что отражено в таблице № 1.

Таблица 1.

Взаимосвязь характеристик учебной игры и личностно-

ориентированного и развивающего обучения.

Характеристика учебной игры Взаимосвязь характеристики учебной игры с личностио-ориентяроваяиым и развивающим обучением.

Условность игровой ситуации и игровых действий, наличие моделируемого объекта Позволяет овладеть приемами познавательной деятельности и стимулирует применение усвоенного материала Условия игры требуют самостоятельного анализа и синтеза фактов, исходя из модели

Символизм, обозначение реальных действий и объектов символами. Символы используются как средства обучения, помогающие учащемуся самостоятельно выстроить модель процесса, чтобы найти алгоритм решения.

Формирование игрового пространства, включающего правила игры, набор ролевых функционалов, индивидуальные игровые атрибуты учащихся Проектирование ролей и правил осуществляется с уч&гом личностных особенностей школьника Воображение, внимание, память, воля, культура общения приняты как ролевые качества

Обусловленное сюжетом наличие тцюгнозируемого результата совместной учебно- игровой деятельности Достижение результата, то есть решение географической проблемы, является одновременно развязкой сюжета игры В игре поставленная проблема решается с применением несовпадающих подходов, что характерно для технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Материалы таблицы свидетельствуют о тесной взаимосвязи признаков

учебной игры с особенностями рассматриваемых типов обучения.

В педагогической и психологической литературе существует большое количество определений учебной игры, данных ДБ.Элькониным, С.А Шмаковым, М.В.Клариным, Д.Н Кавтарадзе и другими педагогами и психологами.

Обобщая различные определения, в настоящем исследовании учебную игру целесообразно рассматривать, как - форму обучения, предусматривающую моделирование реальной действительности, в которой осуществляется самостоятельная учебно-познавательная деятельность в рамках правил, направленная на усвоение учебного материала.

В различных источниках учебные географические игры классифицируют по дидактической цели, длительности, характеру познавательной деятельности, месту игры в учебном процессе, характеру ролевых действий, творческой активности учащихся, месту проведения, используемым средствам обучения, составу и количеству участников, жёсткости игровых правил, степени регулирования учителем. Однако в этих классификациях отсутствует чёткое определение особенностей учебной игровой деятельности, ориентированной на развитие личности учащегося.

Для осуществления личностно-ориентированного и развивающего обучения учебная игра должна отвечать следующим требованиям, разработанным в ходе настоящего исследования: по дидактической цели быть направленной на обобщение знаний, получение новых знаний и контроль их усвоения; по типу организации учебно-игровой деятельности быть сюжетно-ролевой; по временному параметру - длительной.

Таким образом, игровая технология, построенная на основе принципов личностно-ориентированного и развивающего обучения, должна быть направлена на получение новых знаний и их применение, а также на развитие творческого опыта учащихся. Она включает в себя сюжетно-ролевые игры и рассчитана на длительный срок

При этом собственно игровые уроки составляют лишь 25% от общего времени изучения курса географии

Реализация любой игровой технологии обучения проходит поэтапно, что отражено на схеме 1.

Схема 1.

Этапы разработки и реализации игровой технологии.

Из представленной схемы видно, что поэтапная реализация игровой технологии обуславливает достижение прогнозируемого результата обучения.

Методические условия применения игровой технологии.

Участие школьников в учебной игре существенно влияет на развитие их личностных качеств. В силу этого, важнейшим условием применения игровой технологии является учёт таких личностных особенностей учащихся, как: наличие достаточных знаний для ориентирования в моделируемой игровой ситуации, присутствие игровых умений, характер Л мотивации к учебно-игровой деятельности, ценностная ориентация,

возрастные особенности. I Помимо учёта личностных характеристик учащихся, при организации

учебной игры в исследовании рассматривалась психологическая готовность учителя к совместной с учащимися игровой деятельности. Она предполагает осознание учителем задач учебной игровой деятельности, его готовность к партнёрству, наличие у него навыков использования различных средств обучения географии, что соответствует профессионально значимым личностным качествам.

Исследование показало, что у современных школьников зачастую отсутствует психологическая готовность к участию в учебной игровой деятельности. Рост тревожности вызывает у учащихся боязнь использовать * воображение, нежелание выделяться среди сверстников. Недостаточная

готовность к учебным игровым действиям вызвана также общим снижением I познавательной мотивации. В силу указанных причин целесообразно

предварительное обучение школьников игровым умениям, которое позволяет сформировать у учащихся игровые навыки, понимание целей и задач учебной игры.

Организация учебно-игрового взаимодействия на уроках географии предусматривала постановку игровой географической проблемы, распределение ролей, осуществление учебных игровых действий и анализ достижения целей учебной игры.

При этом изменения в деятельности определялись возрастными психофизиологическими особенностями учащихся и особенностями материала каждого курса географии, и отражались в изменениях мотива игровой деятельности и игрового плана деятельности.

Мотивация 6-классников к учебной игре основывалась на потребности в эмоционально привлекательных учебных действиях. Разделы курса предполагали изучение объектов, труднодоступных для непосредственного наблюдения. Такое изучение сложнее воспринималось шестиклассниками, опирающимися на наглядно-образное восприятие материала.

В проведённом эксперименте оптимальным сюжетом для указанного восприятия стала трансформации воображаемых возможностей учащегося. Это обеспечивало единство разноплановых способов изучения, реальных и воображаемых действий. Таким образом, при проведении длительной учебной географической игры в 6 классе ключевым параметром становился сюжет игры. При этом учитель определял цели и задачи учебной игры, формировал группы и игровое пространство, составлял сценарии, готовил материалы и пособия, распределял роли. Примером учебной игры, применяемой в 6-м классе, послужила длительная сюжетно-ролевая игра «Великое путешествие по земному шару», разработанная автором, по условиям которой учащиеся обрели способность силой воображения изучать географические объекты и природные явления в рамках учебного курса

Мотивация семиклассников к участию в учебной игре изменилась в связи с тем, что у большинства учащихся возросла потребность в лидерстве, а также в эмоционально привлекательной игровой романтике Восприятие изменилось от наглядно-образного к вербально-логическому Переход от одного объекта исследования к другому отображала игра-путешествие, что обуславливалось также особенностью структуры курса. В течение длительной игры происходила постоянная смена ролей школьников, исходя из их личностных особенностей.

Составление сценариев, подготовку учебно-игровых материалов, распределение ролей учитель осуществлял вместе с учащимися. Примером длительной географической игры, используемой при обучении 7-классников, послужила сюжетно-ролевая игра «Спасите центавриан!», целью которой было объявлено «размещение на различных материках Земли 10 миллионов беженцев с планеты, на которой произошла экологическая катастрофа». Экспедиции исследовали различные районы каждого материка, и предлагали варианты размещения.

У учащихся 8 класса снизилась эмоциональная потребность в романтике, поэтому в ходе эксперимента применялись имитационные деловые игры, при этом постепенно сокращалась доля учебного времени, отведённого под игровую деятельность при сохранении общего игрового пространства, в котором по-прежнему использовались различные формы как игровой, так и неигровой учебной деятельности.

Учебная игра в рамках изучения географии в 8 и 9 классах развивалась по единому сюжету. Игровое исследование фокусировалось на проблемах страны и путях их решения. Действия по организации игры в ходе исследования учитель осуществлял совместно со школьниками, которые самостоятельно готовили учебно-игровые материалы и распределяли роли. В 9 классе исследования, предпринимаемые учащимися в рамках игры, завершались выводами, имеющими практическое значение. Распределение игровых ролей учитывало будущую профессиональную деятельность Сценарии этапов игры разрабатывались самими школьниками.

Примером длительной сюжетно-ролевой учебной игры, созданной в ходе исследования для учащихся 8-9 классов, послужила учебная игра «Детективное расследование». По условиям игры школьники получили задание изучить причины экономических и социальных трудностей, переживаемых страной, и предложить пути решения выявленных проблем «Следственные группы» составляли аналитические отчёты.

Экспериментальное подтверждение особенностей применения длительной игры как технологии обучения географии. Эксперимент проводился в течение 16 лет. Данные об экспериментальных площадках приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Данные о проводившихся исследованиях.

Годы

проведения исследования

Школа

Экспер классы

Численность

экспериментальных

классов

Контрольные классы

Численность контрольных классов_

1988-1991

Школа № 678

Москвы

Отработка приёмов обучения школьников длительной игровой деятельности и формирования постоянного обучающего игрового пространства

1991 - 1993

Школа № 435

3 класса

Около 90 человек

б классов

Около 180 человек

1992 - 2004

Школа № 201

9 классов

Около 270 человек

18 классов

Около 540 человек

2003 - 2004

Школа К» 1136

3 класса

Около 90 человек

6 классов

Около 180 человек

2003 - 2004

1-й

Кадетский корпус

3 класса

Около 90 человек

3 класса

Около 90 человек

Итого в 1991 ■ годах._

2004

18

классов

Около 540 человек

33 класса

Около 990 человек

Эксперимент проводился в одном из классов каждой параллели. В контрольных классах обучение велось без применения длительных сюжетно-ролевых игр,"' однако в содержание обучения включались традиционные учебные игры: состязания, тренинги, и т.д.

Для оценки результатов влияния игры на усвоение содержания географического образования были использованы: анкетирование, методика построения личной смысловой перспективы, изучение творческих работ учащихся, данные по текущей успеваемости по предмету, психологические тесты-опросники исследования тревожности, социометрия, методика оценки отношений подростка с классом.

Прогнозируемыми результатами эксперимента по созданию игровой технологии, стали: повышение мотивации учащихся к изучению географии, получение ими опыта творческой деятельности, повышение текущей успеваемости по предмету, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, снижение уровня тревожности, улучшение способности к выстраиванию межличностных отношений.

Характер изменений мотивации к изучению географии отражен в результатах анкетирования школьников экспериментальных и контрольных классов. Эти результаты доказывают, что участие в длительной игре повысило привлекательность урока географии как источника новой информации. Возросло число учащихся с потребностью в самостоятельном нахождении ответов на вопросы. Сократилось количество подростков, испытывающих дискомфорт от необходимости использовать географическую карту при ответе у доски. Анкетирование показало, что в экспериментальных классах уменьшилось число учащихся с негативным отношением к шкале школьных оценок. Увеличилось количество школьников мотивированных содержанием проблемных заданий.

В ходе эксперимента исследовалось усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Для этого были изучены результаты проектной деятельности школьников, которая предлагалась как в контрольных, так и в экспериментальных классах на протяжении всего периода обучения географии в основной школе, на добровольной основе. В 6-м классе географические проекты разрабатывали 26% учащихся экспериментальных классов, и, соответственно, 19% учащихся контрольных классов. В каждом случае лишь около трети проектов отвечали требуемым критериям -полноте раскрытия темы, оригинальности в решении поставленной проблемы, доказательности, использования базовых географических знаний, а также информации из дополнительных источников.

К 9-му классу практически все учащиеся как экспериментальных, так и контрольных классов были включены в проектную деятельность. При этом доля успешно защищенных проектов в контрольных классах составила 62% В экспериментальных классах эта доля составила 92%.

Использовались также экспертные оценки уровня учебной деятельности школьников другими учителями. На момент начала педагогического эксперимента учебная деятельность подавляющего большинства учащихся как экспериментальных, так и контрольных классов, находилась на алгоритмическом уровне, при котором, как указывает В.П.Беспалько, заданы цель и ситуация, а школьник должен воспроизвести последовательность своих действий. В конце 9-го класса 73% учащихся экспериментальных классов вышли на творческий уровень учебной деятельности, при котором самостоятельно ставили себе цель деятельности Остальные школьники данных классов находились на эвристическом уровне, который характеризуется наличием заданной цели. Для её достижения учащийся самостоятельно обрабатывает информацию и вырабатывает алгоритм решения. В контрольных классах на творческий уровень учебной деятельности вышли 14% школьников, а на эвристический - 58%. Прочие учащиеся контрольных классов остались на алгоритмическом уровне учебной деятельности. Об этом свидетельствуют данные, которые были получены путём анализа экспертных оценок учителей, преподававших другие школьные предметы в экспериментальных и контрольных классах.

Усвоение школьниками опыта творческой деятельности характеризуется также различиями в освоении эмпирических и теоретических знаний, умений между учащимися экспериментальных и контрольных классов, которые отражены в таблице № 3. Доля в % означает количество школьников, давших полные и не совсем полные ответы при проверке географических знаний и умений, и получивших оценки «хорошо» и «отлично».

Таблица 3.

Сравнительный анализ усвоения учащимися 9-го класса школы № 201

теоретических и эмпирических знаний. 2003/2004 учебный год.

Раздел, тема Экспериментальный класс Контрольный класс Контрольный класс

(1) (2) (3) (4) 0) (2) (3) (4) (1) (2) (3) (4)

Хозяйство России

1 Общая характеристика хозяйства России 82% 84% 90% 3 4 78% 71% 76% 4 ч 64% 69% 73% 4 ч

2 Главные отрасли и межотраслевые комплексы России 70% 82% 96% 14 ч 66% 58% 72% 16 ч 58% 52% 68% 16 ч

Районы России

Европейская часть России 74% 88% 86% 26 ч. 76% 70% 82% 27 ч 68% 57% 71% 28 ч

Азиатская часть России 84% 92% 88% 15 ч 74% 72% 84% 17 ч 70% 62% 68% 17 ч

Россия в современном мире 1 ч. 1 час 1 час

Резерв часов на повторение и подготовку к экзаменам 9 ч. 3 ч. 2 ч

(]) * % усвоения учащимися эмпирических знаний. (2) • % усвоения учащимися теоретических знаний, (3) - % овладения учащимися требуемыми умениями; (4) - время изучения темы

Из таблицы видно, что учащиеся экспериментального класса существенно лучше сверстников усвоили теоретические знания, а изучение курса с использованием игровой технологии позволило высвободить значительно большее время для повторения и подготовки к экзаменам.

Влияние длительной учебной игры прослеживается в динамике успеваемости школьников с 6-го по 9-й класс, которая отражена на графике. Данные получены вычислением среднего арифметического из текущих оценок учащихся экспериментальных и контрольных классов по географии по итогам каждой четверти и отображены по вертикали. По горизонтали отображены учебные годы (классы), разделённые на четверти.

ГРАФИК УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ }Ь 201 В19»-МЮ ГОДАХ

длительной игры менялась средняя успеваемость в игравшем классе в сравнении с двумя остальными классами параллели. Сравнительный анализ успешности выполнения проверочных и практических работ по отдельным разделам убеждает в том, что учащиеся экспериментального класса быстрее и успешнее усваивают элементы географических знаний и умений.

При подготовке к уроку школьники экспериментальных классов интенсивнее использовалй дополнительную литературу. Так, они в 1.5 раза чаще учащихся контрольных классов запрашивали в школьной библиотеке книги по географии, а также на 20% чаще книги по истории и общественным наукам, что показало изучение библиотечных формуляров.

При оценке влияния длительной учебной игры на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру были использованы данные, полученные с применением адаптированной методики построения личной смысловой перспективы Е.А.Климова студентами-психологами МППУ. Тестирование проводилось в течение 3-х лет среди учащихся 7-9-х классов школы № 201. Результаты тестирования были интерпретированы по трём уровням эмоционально-ценностной деятельности, обоснованным Л.Н.Сухоруковой.

Так, согласно данным тестирования, проводившегося в начале эксперимента, большинство семиклассников как экспериментальных, так и контрольных классов находилось на 1-м уровне, характеризуемом мотивацией формального исполнения. В 8-м классе аналогичное тестирование показало, что большинство учащихся контрольных классов осталось на 1-м уровне эмоционально-ценностной деятельности, в то время, как 62% учащихся экспериментальных классов вышли на 2-й уровень, характеризуемый осмыслением ценностной ориентации. Наконец, в 9-м классе до 80% школьников, участвовавших в игровом взаимодействии, вышли на 2-й уровень. В то же время 17% учащихся экспериментальных классов вышли на 3-й уровень, характеризуемый готовностью к отстаиванию своей системы ценностей при толерантном отношении к чужому мнению В контрольных 9-х классах на 2-й уровень вышли 23% учащихся, а на 3-й - 14%

Как показало исследование тревожности по ситуативному опроснику Кондаша, в начале эксперимента уровень тревожности школьников как экспериментальных, так и контрольных классов был высоким. К концу учебного года в игравших классах уровень тревожности снизился, в дальнейшем приблизившись к возрастной норме Девятиклассники, обучающиеся в рамках игрового пространства, сохранили низкий уровень тревожности при подготовке к экзаменам В контрольных классах уровень тревожности остался высоким, а в предэкзаменационный период вырос.

Социометрия, проведённая в начале эксперимента, выявила как в экспериментальных, так и в контрольных классах «изгоев». В играющих классах к концу первого года эксперимента и далее социометрия не отмечала наличия «изгоев». В параллельных классах число «изгоев» несколько увеличилось и сохранилось до окончания 9-го класса.

В таблице 4 отражена динамика отношения школьников к коллективу класса в течение 1-го года участия в эксперименте.

Таблица 4.

Изменения отношения учащихся к классу в 2000 - 2002 г.г в школе № 201.

Класс 6 кл. 7 кл.

Экспериментальный класс Доля учащихся с индивидуалистическим типом отношения к классу, % 70% 27%

Доля учащихся с прагматическим типом отношения к классу, % 24% 13%

Доля учащихся с коллективистским типом отношений к классу, % 6% 60%

Контрольный класс Доля учащихся с индивидуалистическим типом отношений к классу, % 68% 61%

Доля учащихся с прагматическим типом отношения к классу, % 18% 21%

Доля учащихся с коллективистским типом отношения к классу, % 14% 18%

Таким образом, применение игровой технологии способствует

формированию у школьников коллективистского типа отношения к классу.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Результаты исследования дают основания утверждать, что учебная деятельность, осуществляемая в рамках игровой технологии, значительно улучшает усвоение нового материала, повышает мотивацию учащегося к изучению географии, формирует эмоционально-ценностное отношение к миру Накапливаемый в ходе учебно-игровых действий опыт творческой деятельности помогает школьнику быть готовым к исследовательской деятельности с использованием современных геоинформационных технологий и принятию на основе географических знаний самостоятельных решений в практической деятельности и повседневной жизни. Исследование показало, что применение технологии длительной учебной игры эффективно только при соблюдении ряда условий. Среди этих условий наиболее важными являются: психологическая готовность учителя и учащихся к учебно-игровому взаимодействию; наличие у школьников прочных опорных географических знаний и игровых умений; разработка игры как длительной, сюжетно-ролевой, направленной на усвоение новых знаний и их обобщение.

Технология длительной учебной игры эффективно применяется в обучении географии в том случае, если она разработана на основе требований, предъявляемых к педагогическим технологиям личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Гипотеза исследования получила экспериментальное подтверждение, а созданная технология организации длительной учебной игры может быть использована при обучении географии в основной школе.

Результаты исследования позволяют сформулировать предложения к авторам программ и учебников географии:

- включить в пояснительные записки к программам рекомендации учителям географии по использованию учебных игр определённых типов;

- поместить игровые задания в методический аппарат учебника.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Зотова А М. Путешествие длиною в учебный год. //География в школе. - 1994. - № 2. - С.47, 0.1 п.л.

2. Зотова А М. Особенности включения учащегося в учебную игровую деятельность на уроках географии в основной школе. //Научные труды МПГУ. - М.' Прометей, 2003. С.444-447, 0.3 п.л.

3. Зотова A.M. Длительные учебные игры на уроках географии. //Исследовательская деятельность школьников. - 2004. - № 1. - С.28,0.1 п.л.

4. Зотова A.M. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося. //География в школе. - 2004. № 3. - С 46-50, 0.3 п.л.

5. Зотова A.M. Игры на уроках географии. Методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2004 - 127 с, 8 п.л

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ Введение.

1. Учебная игра как педагогическая технология.

1.1. Понятие «педагогическая технология».

1 2. Учебная игра. Типы и специфика учебных географических игр.

1.3. Применение учебных игр как технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Психолого-педагогические и методические условия реализации учебно-игровой деятельности.

2 1. Учёт личностных особенностей учащихся как условие организации игровой деятельности.

2.2. Обучение школьников длительной игровой деятельности.

2.3 Характеристика этапов технологии учебной игры в процессе изучения географии в основной школе.

3. Педагогический эксперимент.

3.1. Изучение предварительных условий применения игровой технологии при проведении педагогического эксперимента.

3.2. Реализация технологии длительной учебной игры при изучении начального курса и курса географии материков и океанов.

3.3. Реализация технологии длительной учебной игры при изучении курса «География России».

Заключение.

Библиографический список использованной литературы. Приложения.

I (

1

I

t

!

t

Подл, к печ. 02.11.2005 Объем 1.25 п.л. Заказ №. 408 Тир 100 экз.

Типография Mill У

№27965

РНБ Русский фонд

2006-4 20809

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зотова, Анна Михайловна, 2005 год

Введение

1. Учебная игра как педагогическая технология

1.1. Понятие «педагогическая технология»

1.2. Учебная игра. Типы и специфика учебных географических игр

1.3. Применение учебных игр как технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения

2. Психолого-педагогические и методические условия реализации учебно-игровой деятельности

2.1. Учёт личностных особенностей учащихся как условие организации ^ игровой деятельности

2.2. Обучение школьников длительной игровой деятельности

2.3. Характеристика этапов технологии учебной игры в процессе изучения географии в основной школе

3. Педагогический эксперимент

3.1. Изучение предварительных условий применения игровой технологии при проведении педагогического эксперимента

3.2. Реализация технологии длительной учебной игры при изучении начального курса и курса географии материков и океанов

3.3. Реализация технологии длительной учебной игры при изучении курса

География России»

Введение диссертации по педагогике, на тему "Технология длительной учебной игры на уроках географии в основной школе"

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников начиная с 6-7 класса. Наряду с этим происходит ухудшение межличностных отношений в ученических коллективах, наблюдаются националистические настроения при восприятии материалов курса географии.

Уменьшение количества часов, отводимых на изучение данного предмета, также не способствует сохранению его влияния на формирование социально значимых личностных качеств учащихся, что подтверждается данными анкетирования учителей географии и школьников (Приложения №№ 1, 2). Это негативно сказывается на общем качестве образования учащихся, т.к. изучение географии позволяет сформировать географическую культуру, как важную составляющую общей культуры человека, реализовать гуманистический потенциал в обучении и воспитании школьников. Географическое образование также закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. В силу указанных причин, в методике преподавания географии ведётся поиск построения учебного процесса, обеспечивающего эффективное решение возникших проблем. Как показывают исследования В.П.Беспалько, Г.Ю.Ксензовой, С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцениной, [14, 15, 78, 84, 85], объяснительно-иллюстративная передача готовых знаний недостаточно побуждает школьника анализировать и обобщать получаемую информацию, логически рассуждать, определять пути решения в поставленных в рамках учебного курса проблемных ситуациях.

Следовательно, необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции школьника и учителя в учебном взаимодействии. В таком случае роль учителя в учебном процессе всё более сводится к консультированию учащегося в его познавательной, исследовательской деятельности. Содержание роли школьника меняется в сторону более активного и осмысленного участия в такой познавательной деятельности. Данное изменение содержания учебной деятельности школьника и обучающей деятельности учителя характерно для личностно-ориентированного обучения. Указанные изменения в организации учебного процесса наиболее эффективно реализуются при использовании игры в обучении. Это связано с двумя характеристиками игровой деятельности.

Во-первых, символико-моделирующие свойства этой деятельности изначально придают ей познавательный, исследовательский характер, ориентируют учащегося на самостоятельное взаимодействие с моделями, то есть с системами, замещающими и отображающими процессы и явления, что облегчает понимание школьником моделирования как метода научного познания и исследования.

Во-вторых, игра предполагает гибкость социальных ролей во взаимодействии, возможность вносить обратимые изменения в содержание этих ролей - в данном случае учебной и обучающей.

Школьная география - это особый учебный предмет, содержание которого отражает двуединое содержание географии как научной дисциплины, относящейся одновременно как к общественным так и к естественным наукам. Географические знания выполняют синтезирующую функцию, формируя у школьника географическую картину мира — целостный образ, имеющий исторически обусловленный характер и основанный на всей совокупности знаний, полученных им при изучении дисциплин гуманитарного и естественного циклов, учитывающую взаимосвязь между людьми и территориями и условиями их обитания.

Содержание учебного курса географии опирается на материалы, усвоенные учащимися при изучении других дисциплин. Изучение географии в основной школе формирует у школьника умение вести наблюдения в природной среде и выполнять практические работы на местности. Формируется также умение прогнозировать развитие отдельных территорий и сохранение окружающей среды, навык чтения географических карт. Школьная программа географии усовершенствована с учётом интеграции 2-х ветвей географии, экологизации, гуманизации и практической направленности. Современные географические исследования направлены на комплексное решение проблем человеческой жизнедеятельности. Таким 4) образом, в обучении географии тем более эффективно использование символико-моделирующих свойств игровой деятельности, позволяющих использовать её при исследовании процессов, явлений, природных комплексов, территорий и акваторий.

Однако анализ игровых сценариев на уроках географии, приведённых в публикациях последних лет (Н.В.Баева, В.М.Букатов, Н.Н.Гельд, М.Ю.Евдокимов, О.В.Крылова, Г.С.Кулинич, С.В.Кульневич, & Т.П.Лакоценина, Р.А.Кучерова, И.И.Моисеева, Г.Н.Ноздрин, Т.В.Политова,

И.М.Шаталов и др. [9, 18, 19, 28, 29, 36,46, 47, 57, 76, 81, 82, 84, 86, 104, 107, 108, 109, 122, 153]), не даёт оснований говорить о решении с помощью таких игр задач обучения и развития. Большинство описанных учебных игр направлено на воспроизведение изученного материала. Отсутствует постановка географической проблемы. Мало места уделяется выдвижению гипотез. Почти не планируется конечный результат применения учебной игры на уроке. Таким образом, в настоящее время исследованы не все аспекты применения игр в обучении географии. В частности, учебная игра ч**1 не рассматривается как форма обучения, при определённых условиях гарантированно приводящая к планируемому результату обучения, не раскрыты и сами эти условия. Это делает актуальной тему исследования.

Методологической и теоретической основой исследования послужили: концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова; работы по проблемам личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской; исследования в области методики обучения географии В.В.Николиной, Г.С.Кулинич, С.В.Кульневич, Т.В.Лакоцениной, М.С.Смирновой.

Объект исследования — технология длительной учебной игры на уроках географии в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Предмет исследования - применение технологии длительной учебной игры в процессе обучения географии в общеобразовательном учреждении.

Цель исследования - разработка технологии длительной учебной игры на уроках географии с 6 по 9 класс.

Гипотеза исследования заключается в том, что освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках педагогической технологии длительной учебной игры и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать длительную учебную игру как педагогическую технологию в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Определить психолого-педагогические и методические условия технологии длительной учебной игры на уроках географии.

3. Разработать игровую технологию обучения географии и экспериментально проверить эффективность её поэтапной реализации на примере изучения курсов географии основной школы.

Для решения данных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам использования игры в обучении и применения технологий обучения, сравнительный подход), и эмпирические (изучение школьной документации, изучение творческих работ учащихся, 45 наблюдения, беседы, анкетирование, обобщение педагогического опыта, сравнительный анализ результатов констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента).

Методическое исследование включало следующие этапы:

1. Изучение истории развития и применения игр на уроках географии, включая изучение опыта массовой школы, а также передового педагогического опыта. ^ 2. Установление основной проблемы исследования, выбор учебной игровой деятельности в качестве объекта исследования, а технологии организации длительной учебной игры - в качестве предмета исследования.

3. Формулировка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.

4. Выбор теоретических и эмпирических методов исследования.

5. Разработка технологии длительной комплексной сюжетно-ролевой учебной географической игры, сценариев и дидактических материалов, проведение игры.

6. Анализ результатов эксперимента, включая изменения в успеваемости учащихся, расширение их опыта творческой деятельности, формирование ценностного отношения к миру. Формулировка выводов проведённого исследования, раскрытие значимости результатов.

Исследования проводились с 1988 г. Собственно педагогический эксперимент осуществлялся в течение 14 лет в школах № 435, № 201 г. Москвы, где работала автор исследования, а также в школе №1136 ив 1-м Кадетском корпусе г. Москвы, где работали учителя, имеющие различный стаж педагогической деятельности. Количество учащихся в экспериментальных группах - более 500 человек, в контрольных группах — более 900 человек.

Научная новизна исследования заключается в разработке технологии длительной учебной игры на уроках географии.

Практическая значимость исследования состоит в создании технологии длительной учебной игры, которая может быть интегрирована в процесс обучения географии в массовой школе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством выступлений на научно-практических конференциях учителей географии CAO г. Москвы в 2002 и 2003 г.г., в Московском Доме учителя в 2003 г., в ОМЦ СОУО Москвы в 2004 г., а также на Кулаковских чтениях в школе № 201 в 2002 и 2003 г.г.; в 2002 г. была прочитана лекция для учителей географии в МИОО. Результаты исследования нашли отражение в статьях и в методическом пособии для учителя «Игры на уроках географии в 6-7 классах».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование длительной учебной игры как целостной технологии обучения географии, направленной на решение задач личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Психолого-педагогические и методические условия реализации игровой технологии в обучении географии.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, 3 главы, заключение, библиографический список и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования позволяют сформулировать предложения к авторам программ и учебников географии:

1. Включить в пояснительные записки к программам рекомендации учителям географии по использованию длительных учебных игр как технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Поместить игровые задания в методический аппарат учебника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Длительная сюжетно-ролевая учебная игра рассмотрена нами как технология обучения, поскольку она обладает такими признаками, как чёткая последовательность педагогических воздействий и достоверно прогнозируемая достижимость намеченного учителем результата обучения, а также стимулирование, координация и планирование учителем учебных действий школьников.

Применение технологического подхода к учебному процессу не означает автоматического достижения продуктивности обучения как с точки зрения усвоения содержания географии, так и с точки зрения становления личности учащегося и подготовки его к будущей жизнедеятельности. Эти задачи не могут быть полностью достигнуты, если применяются только объяснительно-иллюстративные технологии обучения, которые ограничивают задачи учебного процесса исключительно усвоением учащимся ЗУН. Напротив, достижение таких задач возможно в том случае, если применяется технология личностно-ориентированного обучения или технология развивающего обучения. В проведённом исследовании выделена разновидность педагогических технологий, которую© можно отнести и к личностно-ориентированному, и к развивающему обучению. Это - игровые учебные технологии. Они характеризуются такими особенностями, как условность ситуаций и действий, символизм действий и объектов и наличие игрового пространства и игрового течения времени, необходимость принятия решений в меняющихся условиях, диалогизм, игровая система оценки и прогнозируемая эффективность принимаемого решения.

Анализ существующих типов учебных игр показывает, что игровая технология личностно-ориентированного и развивающего обучения может быть создана на основе игры, характеризуемой следующими параметрами:

1. С точки зрения дидактической цели - игры, направленной на получение новых знаний и обобщение творческого опыта учащихся;

2. По типу организации - сюжетно-ролевой игры, так как именно в этом случае ролевые действия учащихся могут быть использованы для решения актуальных задач личностного развития, а в рамках сюжета возможно моделирование объектов, процессов, явлений, исследовательской деятельности, формирующее у школьников теоретическое мышление;

3. По продолжительности - длительной игры, рассчитанной более, чем на урок, а в некоторых случаях - на несколько лет, так как в этих случаях указанные характеристики сюжетно-ролевой игры сохраняются в постоянно функционирующем физическом и символическом игровом пространстве достаточное время для того, чтобы значимо повлиять на познавательную деятельность школьников.

При использовании такой технологии обучения необходимо учитывать возрастные, социокультурные, учебные и психологические особенности подростков. Это позволяет решать задачи развивающего и личностно-ор иентир ов анного обучения. Наиболее значима для эффективности применения игры как формы обучения такая личностная особенность, как психологическая готовность учащегося к совместной игровой деятельности. При формировании такой готовности используются приёмы обучения, способствующие включению школьников в учебное игровое взаимодействие. Важное значение имеет также психологическая готовность учителя к роли организатора такого взаимодействия.

Особенности учебной игровой деятельности в течение каждого года обучения, включая возрастные особенности учащихся и особенности изучаемого материала, обуславливают выделение этапов указанной деятельности. При организации длительной игры в процессе изучения начального курса географии, а также курса географии материков и океанов, игровая деятельность способствует повышению текущей успеваемости по предмету, а также формированию мотивации учащихся к изучению географии, опыта творческой деятельности и коммуникативных навыков.

Кроме того, создаются предпосылки для формирования у школьников теоретического мышления и эмоционально-ценностного отношения к миру.

В дальнейшем, при изучении курса географии России, сюжетно-ролевая игра приобретает форму имитационной деловой игры, с сохранением всех указанных особенностей и в рамках сохраняемого физического и символического игрового пространства. При этом решаются такие задачи обучения географии, как закрепление мотивации учащихся к дальнейшему изучению предмета и ранее сформированных коммуникативных навыков. Благодаря участию в учебной игровой деятельности школьная тревожность подростков стабилизируется на уровне, соответствующем возрастной норме. Одновременно у школьников происходит формирование умения использовать накопленный опыт творческой деятельности. Формируются также теоретическое мышление эмоционально-ценностное отношение к миру и деятельности.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение. При этом в ходе исследования разработана и подробно описана технология длительной сюжетно-ролевой игры, которая может быть применена учителями географии, работающими с различными классами основной школы.

Следовательно, цель и задачи исследования, сформулированные во введении к данной работе, выполнены полностью.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зотова, Анна Михайловна, Москва

1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. /Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004. 140 с.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. /Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004.-400 с.

3. Аникеева Н.П., Романец Р.В. Развитие творческих способностей школьников посредством игры. //Психолого-педагогические проблемы игры. Межвузовский сборник научных трудов. /Под ред. Н.П.Аникеевой. -Новосибирск: НГПИ, 1992. С.37 - 45.

4. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. — М.: Издательство «Первое сентября», 2003. 208 с.

5. Ахметов Н.К., Воробьёва О.Н. Методические рекомендации по классификации игровых методов обучения. Алма-Ата, 1988. - 13 с.

6. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата: Знание, 1985. - 40 с.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

8. Баева Н.В. Урок-путешествие по обобщению темы «План и карта». //География в школе. 1997. - № 7. - С.72.

9. Баженов Ю.Н., Чистобаев А.И. От проблемы к цели: горизонты комплексных программ. - М.: Мысль, 1987. - 239 с.

10. Бардин К.В. Ваш ребёнок не хочет учиться. М.: 1980. - 96 с.

11. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. -М.: Просвещение, 1995. 173 с.

12. Берлянт A.M. Образ пространства: карта и информация. М.: Мысль, 1986. - 240 с.

13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. ~М.: Сфера-М, 1995. -111 с.

14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.

15. Бодалев A.A. Психология личности. М.: Издательство Московского университета, 1988. - 180 с.

16. Бондаренко С.Н. Почему детям трудно учиться. М.: Просвещение, 1975. - 86 с.

17. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Флинта, 2003. - 120 с.

18. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения. М.: Первое сентября, 2001. - 224 с.

19. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И.С.Якиманской. -М.: Педагогика, 1989. -221 с.

20. Волович М.Б. Наука обучать. М.: Linka-Press, 1992. - 278 с.

21. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1992. - 118 с.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.

23. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.

24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.

25. Гаврилова Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся. Дис. канд. пед. наук. СПб, 2002. - 195 с.

26. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника. //Советская педагогика. 1982. -№ 9. С.37-39.

27. Гельд H.H. Урок-игра «Летим в космос». //География в школе. -1997. -№ 7. С. 67.

28. Географические игры в средней школе. Методические рекомендации. Горький: ГГПИ им. М.Горького, 1989 - 72 с.

29. Герасимов И.П. Советская конструктивная география. — М.: Наука, 1976.-207 с.

30. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. - 174 с.

31. Горелов A.A. Концепции современного естествознания. М.: ентр ВЛАДОС, 2000.-512 с.

32. Границкая A.C. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991.-172 с.

33. Гринченко И.С. Игра в теории, воспитании, обучении и коррекционной работе. М.: ЦГЛ, 2002. - 78 с.

34. Грошев В.П. Занимательная экономика. М.: Просвещение, 1988. -176 с.

35. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.-М.: Педагогическое общество России, 2000. 478 с.

36. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. — М.: Педагогика, 1986. -239 с.

37. Давыдов B.B. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -541 с.

38. Давыдов В.В., Верданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: ЕрГУ, 1981. - 126 с.

39. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: ИНТОР, 1996.-88 с.

40. Даринский A.B. Методика преподавания географии. — М.: Просвещение, 1975.-368 с.

41. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. -М.: Московский лицей, 1996. 192 с.

42. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.: Астрель, 2002. - 203 с.

43. Душина И.В. Педагогические технологии в обучении географии. //География в школе. 2001. - № 3. - С.49-53.

44. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. -М.: Педагогика, 1989. — 160 с.

45. Евдокимов М.Ю., Катровский А.Н. Игры-состязания на уроках географии. //География в школе. — 1991. — № 1. С.39-40.

46. Ефимов В.И., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. — М.: Наука, 1980. — 271 с.

47. Ефимов В.М., Пельман Г.Л., Чахоян В.А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. М.: МГУ, 1982. — 140 с.

48. Журавлёв И.К. Взаимосвязь приёмов, методов и организационных форм обучения. //Советская педагогика, 1985. -№11. — С.34.

49. Зорина Л.Я. Программа учебник - учитель. - М.: Знание, 1989. —80 с.

50. Зотова A.M. Игры на уроках географии. 6-7 классы. М.: Дрофа, 2004. - 127 с.

51. Иваненко Л.И. Социальные функции имитационных игр. //Вестник высшей школы. 1988. - № 2. - С.41.

52. Игровые формы и методы в подготовке учителей географии. /Под ред. И.К.Орфанова и Г.С.Кулинич. НН.: ГГПИ, 1989. - 25 с.

53. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: Педагогика, 1993. - 116 с.

54. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: МПСИ, 2002. —112 с.

55. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1975. — 123 с.

56. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: «Просвещение», 1988. -127 с.

57. Использование различных форм активизации деятельности учащихся на уроках географии. Вологда: ВОИПКППК, ВГПИ, 1989. - 24 с.

58. Использование средств обучения в преподавании географии. /Под ред. Ю.Г.Барышевой. -М.: Просвещение, 1989. 156 с.

59. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. - 96 с.

60. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 1998. - 192 с.

61. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. - 79 с.

62. Калмыкова З.И. Продуктивное обучение как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. 200 с.

63. Каникулы. Игра. Воспитание. /Под ред. О.С.Газмана. М.: Просвещение, 1988. 160 с.

64. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 216 с.

65. Кириллова Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система СПб.: Образование, 1996. - 135 с.

66. Кларин М.В. Игра в учебном процессе. М.: Знание, 1989. - 80 с.

67. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. - 80 с.

68. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. — СПб: КАРО, 2002.-368 с.

69. Комаров В.Ф. Управленческие и имитационные игры. — Новосибирск: Наука, 1979.-211 с.

70. Комплексная подготовка педагога-исследователя. /Под общ. ред. В.А.Дмитриенко. Томск: ТГПУ, 2001. - 290 с.

71. В.А.Коринская. Формирование понятий при изучении курса географии материков. М.: Педагогика, 1989. - 152 с.

72. Котляков В.М. Новые тенденции в географической науке. //География в школе. 1990. -№ 5. С.3-8.

73. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2001. -244 с.

74. Крылова О.В. Интересный урок географии. Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1989. 94 с.

75. Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М: Наука, 1988. - 205 с.

76. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.

77. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.

78. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: Ось-89, 2003. - 224 с.

79. Кулинич Г.С., Николина В.В. Географические игры. //География в школе. 1991. - № 1. - С.35-38.

80. Кулинич Г.С., Николина В.В. Географичские игры в обучении и воспитании школьников. Горький: ГООПО, 1990. - 82 с.

81. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. - 80 с.

82. Кульневич C.B., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. -Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. 176 с.

83. Кульневич C.B., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. -Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. 160 с.

84. Кучерова P.A., Шатных A.B. Семинар-игра в процессе обучения экономической и социальной географии мира. //География в школе. — 1990. — № 2. -С.68.

85. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.

86. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М.: МГУ, 1971.106 с.

87. Лернер И.Я. Главное в процессе обучения. //География в школе. -1991. № 4. - С.24-28.

88. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96 с.

89. Лернер И.Я. Учебный предмет. Тема. Урок. М.: Знание, 1988 - 86с.

90. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 - 185 с.

91. Лийметс X. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. - 64 с.

92. Лийметс Х.-Й. Как воспитывает процесс обучения. — М.: Знание, 1982.-96 с.

93. Лучшие тесты для профотбора и профориентации. Сост. А.Ф.Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. -318 с.

94. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Мектеп, 1978. - 106 с.

95. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: ВЛАДОС, 2001 - 368 с.

96. Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе. Советская педагогика. 1989. -№ 4. - С. 19.

97. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990- 191 с.

98. Методика обучения географии в средней школе. /Под ред. Л.М.Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983. - 320 с.

99. Меняев А.Ф. Средства обучения. //Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. - С.261-283.

100. Мироненко Н.С. Страноведение: теория и методы. М.: Аспект-Пресс, 2001.-268 с.

101. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М.: Сфера, 2003.-112 с.

102. Митрофанов И.В. Методика проведения игры «Роза ветров» по теме «Почва», 8 класс. //География в школе. 1997. -№ 7. - С.69.

103. Митчелл П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. М.: Мир, 1990. - 214 с.

104. Модели в географии. /Под ред. Р.Д.Чорди, П.Хаггетта. М.: Прогресс, 1971.-383 с.

105. Моисеева И.И. Урок-игра по природоведению в 5 классе: «В Солнечном царстве, в Космическом государстве». //География в школе. -2001. -№ 6. С.50.

106. Нелюбима Т.Н. Игра «Звёздный час». //География в школе. -2000. -№ 6. С.60-62.

107. Ноздрин Г.Н. Игра-состязание «Счастливый случай». //География в школе. 1999. -№ 1. - С.64-66.

108. Обучение географии по усовершенствованной программе. /Под ред. И.С.Матрусова. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.

109. Основы конструктивной географии. /Под ред. И.П.Герасимова,

110. B.С.Преображенского. М.: Просвещение, 1986 - 188 с.

111. Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет. /Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. М.: Педагогика, 1988 -192 с.

112. Панчешникова JIM. Новый подход к анализу содержания школьной географии. //География в школе. — 1988. № 1. - С.28.

113. Панчешникова Л.М. Урок географии: методические рекомендации. -М.: Издательство «Прометей», МГПИ, 1990. 121 с.

114. Петрова H.H., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. М.: Астрель, 2004 - 302 с.

115. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. M.: Издательский центр «Академия», 2001. - 262 с.

116. Педагогические технологии: что это такое и как их надо использовать в школе. /Под ред. Т.И.Шамовой М.: Тюмень, Факел, 1994. -164 с.

117. Пидкасистый П.И. Методы обучения в школе. //Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000.1. C.234-260.

118. Пидкасистый П.И. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и практики. Алма-Ата, Мектеп, 1980. - 204 с.

119. Пидкасистый П.И. Формы организации учебного процесса в школе. //Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. - С.284-300.

120. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Гном и Д, 2001.-192 с.

121. Политова Т.В. Географический турнир по теме «Евразия». //География. 1997. - № 20. - С.24.

122. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.

123. Поспелов И.Н., Поспелов H.H. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.

124. Практикум по методике обучения географии. /Под ред. Р.П.Мыпшнской. -М.: Просвещение, 1986. 128 с.

125. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Первое сентября, 2004. - 224 с.

126. Психологическая наука учителю. /Под ред. Л.М.Фридмана, К.Н.Волкова. -М.: Просвещение, 1985.-212 с.

127. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. Новые контрольные и проверочные работы по географии. -М.: Дрофа, 2002. 256 с.

128. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога Кн. 1 М.: ВЛАДОС, 2001.-382 с.

129. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.527 с.

130. Рубан P.A. Нестандартные формы уроков. //География. 1996. -№ 25. - С.4.

131. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976.-416 с.

132. Смирнова М.С. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения географии. М.: ЦИУУ, 1990. - 50 с.

133. Смирнова М.С. Игровые формы обучения в изучении географии своей местности. //География в школе. 1990. — № 1. - С.40.

134. Смирнова М.С. Применение игр при изучении экономической и социальной географии. Дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 254 с.

135. Солонько A.B. Методика проведения деловых игр при формировании основных экономических понятий в школьном курсе «География России». Дис. канд. пед. наук. СПб, 1997. - 191 с.

136. Спичак С.Ф. Использование теста «Несуществующее животное» на уроках географии. //География в школе. 1997. - № 4. - С.64.

137. Сухорукова Л.Н. Теоретические основы культурно-исторического подхода к школьному биологическому образованию. Дис. док. пед. наук. -Ярославль, 2001. 287 с.

138. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344 с.

139. Турбовской Я.С. Игровое эмоционально-деятельностное обучение -М.: НИИОП, 1991.-116 с.

140. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 488 с.

141. Учитель, который работает не так. Под ред. А.Н.Тубельского. -М.: изд-во Московского центра Вальдорфской педагогики, 1996. 336 с.

142. Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2002. - 400 с.

143. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. Методические рекомендации. М.: Министерство просвещения СССР, 1979. - 73 с.

144. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Совершенство, 1998. - 411 с.

145. П.Хагтет. География синтез современных идей. - М.: Прогресс, 1979.-684 с.

146. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М.: Педагогика, 1986. -186 с.

147. Хрестоматия по физической географии. Сост. Н.А.Максимов. — М.: Просвещение, 1980. 176 с.

148. Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе. Челябинск, 1983.-96 с.

149. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. —80 с.

150. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. 157 с.

151. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. M.: Столетие, 1997.-478 с.

152. Шаталов И.М. Урок-КВН в 6 классе. //География в школе, 1998. -№ 6. -С.81.

153. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-240 с.

154. Щенев В.А. Классификация уроков географии нетрадиционной формы. //География в школе. 1999. -№ 2. - С.33-35.

155. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.

156. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.

157. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 112 с.

158. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

159. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 250 с.

160. Эльконин Д.Б. Творческие и ролевые игры детей школьного возраста. М.: 1957. - 370 с.

161. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. 304 с.

162. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985.-78 с.

163. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

164. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.

165. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. M.: Сентябрь, 2000. - 145 с.

166. Arends R. Learning to teach. Boston: McGraw-Hill, 1998. - 563 p.

167. Bjerdstedt A. Peace education now? A discussion of steps and measures to be talken. Lund: Lund University, 1994. - 67 p.

168. Bradbeer J. Problem-based learning and fieldwork: a better method of preparation? // Journal of geography in higher education. 1996. - № 1. - P. 1118.

169. Goldbem R. Haynes R., Geography skills and concepts. New Jersey: Globe book company, 1988. - 146 p.

170. Kay D., Kay D., McDonald A. Teaching catchment hydrology: two dynamic models for classroom use. //Teaching geography. 1982. — № 3. — P. 118-124.

171. Kirkby M.J., Naden P.S. The use of simulation models in teaching geography. //Journal of geography in higher education. 1988. № 1. - P.31-49.

172. Shepherd I.D.H. Teaching and learning geography with information and communication technologies. Chaltenham: Chaltenham & Gloucester College of Higher Education, 1998. - 120 p.