Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной Сибири

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ооржак Херел-Оол Дажы-Намчалович
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной Сибири», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Ооржак Херел-Оол Дажы-Намчалович, 1996 год

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Проблемы национальной культуры в научной литературе

1.2. Развитие национальной культуры, в том числе, физической культуры

1.3. Место физической культуры в народной педагогике, социальной сфере общества

1.4. Физическая культ^ура как вид культуры.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЧАСТЬ II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ

ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

ТРАДИЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Историография развития физической культуры народов Южной Сибири

3.2. Отражение традиционной физической культуры в устном народном творчестве, искусстве

3.3. Семейное, трудовое и физическое воспитание как единый педагогический процесс

3.4. Взаимосвязь физической культуры с религией и философией.

ГЛАВА 4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ

4.1. Педагогическое содержание физической культуры.

4.2. Классификация средств физической культуры народов Южной Сибири

4.3. Национальная рекреация народов Южной Сибири

4.4. Методы закаливания детского организма

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ

ТРАДИЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

5.1. Состояние вопроса

5.2. Правовое обеспечение физической культуры народов Южной Сибири.

5.3. Проблемы физического воспитания в стратегии образования и развития этносов Южной Сибири

5.4. Культура как показатель жизнедеятельности этносов в системе межнациональных отношений

5.5. Механизмы решения этнопедагогических проблем физической культуры

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной Сибири"

На современном этапе развития Российской Федерации безотлагательного решения требуют вопросы, связанные с подходом к историческому прошлому, принципиальной оценкой достигнутого предшествующими поколениями. Эти проблемы заставляют нас по другому взглянуть на роль социально-культурного наследия, духовную преемственность традиций в историческом процессе, в сложных судьбах народов многонациональной России.

Проблемы этнической педагогики народов Центральноазиатс-кого культурного региона, составной частью которого является Южная Сибирь, относятся к числу актуальнейших в культурологии. Начиная с конца II тысячелетия до н.э. в регионе происходили глобальные культурные и социальные процессы, связанные с образованием ранних этнических общностей, государственных объединений. Все это определяло ход, содержание и характер этнокультурных процессов. На протяжении почти двух тысячелетий смешивались этнические сообщества самых разных уровней и происхождения, исчезали со сцены истории, появлялись новые образования. Таким образом, судьбы народов Центральной Азии и Южной Сибири были взаимосвязаны в течение всей их истории.

В результате этого сложного и запутанного процесса постепенно определились три основные этноязыковые направления: тюркское, монгольское и тунгусо-маньчжурское. К одному из них - тюркскому относятся ныне известные этносы Южной Сибири - алтайцы, тувинцы и хакасы (в регионе проживают свыше 20 этносов). Степень изученности их культуры далеко не равнозначна. Много белых пятен сохраняется в народной педагогике, в том числе, в физической культуре этих народов.

В мире нет ни одного народа, который не имеет более или менее распространенной (развитой) системы физического воспитания, закрепляющей и передающей новым поколениям ее опыт, знания и достижения. Каждая социальная общность при этом сохраняя свою специфику в традиционной физической культуре, вместе с тем, развивает в ней такие черты, которые носят общечеловеческий характер. Это и понятно, поскольку традиционная физическая культура, будучи отражением объективных условий бытия, синтезирует не только единичные аспекты существования, но и особенные и общие моменты. Соотношение этих сторон в традиционной культуре, в том числе физической, естественно, не представляется инвариантным, модифицируется от эпохи к эпохе, от одной национальной общности к другой. "Характерно, что момент общности имеет тенденцию к нарастанию по мере исторического развития и в зависимости от уровня и степени межнациональных контактов" (98, В.М.Каиров, 1994, с.14).

Рассмотрение физической культуры народов Южной Сибири, ее функционирование в национальной культуре, а также неизменная причастность к динамике культурно- исторического развития позволяют говорить о ее этнопедагогических проблемах, о ней как об универсалии культуры. Специфика ее проявления выражает особенности различных этапов в существовании культуры.

В свете сказанного возникает небходимость создания общей теории народной физической культуры, а для этого - выявления ее сущностно-инвариантных характеристик, этнокультурных, этно-педагогических и других проблем. Это позволит определить целостность национальной культуры, специфику физической культуры и ее функционирования в материале культуры. В таком случае, появляется возможность создания теоретической и методологической базы для изучения различных аспектов традиционной физической культуры. Сущностный анализ, определение этнопедагогичес-ких проблем раскрывают ее уникальные воспитательные, образовательные и другие возможности.

Этнопедагогика как составная часть духовной культуры народа зародилась в глубокой древности. Она отражает идеалы, думы' и чаяния народа, занята воспитанием и обучением детей и подростков жизни. В созданной человеком, передаваемой из поколения в поколение и бытующей в наши дни народной физической культуре (подвижные игры, игры-развлечения, национальные виды спорта, водно-воздушные средства) нашли свое выражение принципы культуры телесного совершенствования человека, т.е. воспитание телесной культуры.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что первым учителем, воспитателем является народ. По идейному содержанию, практичности народное воспитание настолько оригинально, что воистину "никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа" (К.Д.Ушинский, 1952, с. 300).

Изучение этнопедагогических проблем физической культуры народов Южной Сибири направлено на удовлетворение общественной потребности в познании роли традиционной физкультуры в педагогическом процессе на современном этапе развития России.

Не менее значимая задача, выполняемая исследователями теории физической культуры, состоит в раскрытии общих и самобытных особенностей физической культуры различных народов. В настоящее время решение любых национально-педагогических проблем невозможно без реалистического взгляда, с одной стороны, на целостность педагогической культуры человеческого общества с другой - на этнические особенности педагогической системы каждого народа.

Этносы, населяющие Южную Сибирь (горноалтайцы, тувинцы, хакасы), взяли из прошлого далеко не все средства традиционной физической культуры, а только те, которые соответствуют идеалам и потребностям нового общественного строя. А предыдущие поколения тоже брали то, что отвечало их интересам. В результате судьба народных средств физической культуры неодинакова: одни из них переживают века (стрельба из лука, борьба, скачки), другие же остаются характерными атрибутами определенного периода, например, физические упражнения воина.

Традиционная физическая культура пронизывает все стороны общественной и индивидуальной жизни народа, охватывает своим влиянием все грани народного бытия. Эта многоаспектность социального проявления традиционной физической культуры обусловлена ее органической связью с системой общественных отношений. В силу этого физическая культура народа выступает не как хаотический набор различных игр (детских, подростковых, взрослых, подвижных, пассивных и т.д.), а как сложный синтез исторически сложившихся, достаточно устойчивых взаимосвязанных средств телесного развития (совершенствования).

Вопрос о природе традиционной физической культуры как социального явления весьма сложный и по сей день требует дополнительных разработок. Ее (физическую культуру народа) правомерно рассматривать прежде всего как этно-социально-педагогический, - культурный феномен, явление духовной жизни общества (народа), важнейший элемент национального сознания. Но,к сожалению, нет еще общепризнанного подхода к определению ее места в структуре национальной культуры.

Актуальным представляется проведение такого научного исследования с точки зрения современных достижений этнопе-дагогики, определение социальной роли и педагогического содержания традиционной физической культуры, выработка научно-обоснованных подходов к использованию ее в учебно-воспитательном процессе, в частности, в физическом воспитаний народов Южной Сибири, испытывающих насущную внутреннюю потребность в возрождении исконных национальных средств физического (телесного) совершенствования.

Прогрессивные традиции народной физической культуры имеют все основания служить важным средством воспитания детей, подростков и взрослого населения в современных условиях. Народные игры, виды спорта, водно-воздушные процедуры (средства), проверенные жизнью, составляют народную систему физического воспитания. Они успешно выполняют пять основных функций: реабилитационную, рекреационную, оздоровительную, воспитательную и образовательную.

В настоящее время физическая культура народов Южной Сибири (алтайцев, тувинцев, хакасов и др.) имеет ряд педагогических проблем, требующих своего решения. В диссертации предпринята попытка определить сущность, цели и задачи народной педагогики по физической культуре южносибирских народов, выявить ее отличительные черты и характерные особенности, раскрыть формы, содержание и методы с позиции научной педагогики. Определены этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной

Сибири, стоящие перед обществом на современном этапе развития России, механизмы их решения. Народные средства физического воспитания представляют собой не просто свод игр и видов спорта (физических упражнений), но в них отражены важнейшие дидактические принципы. В этой связи они требуют к себе достойного внимания, являются объектом исследования ученых разных специальностей.

Историография научных исследований этнопедагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов ученых прошлого и настоящего.

По сравнению с современным пониманием сущности строго дозированной, режимной гимнастики, народная физическая культура реабилитационно-рекреационного плана формировалась на стихийно-материалистической и реалистической основе, отражала главным образом быт, условия (образ) жизни этносов. В силу этого обстоятельства она в новое время (для народов Южной Сибири -после победы Октябрьской революции) стала оттесняться, забываться самим народом. Конечно, здесь есть много объективных и субъективных причин. Исходя из этого, в работе также сделана попытка рассмотреть народную физическую культуру с точки зрения основных вопросов воспитания и обучения, пояснить сущность ее с позиции этнопедагогики. На этой основе даются педагогические рекомендации по возрождению и внедрению народных средств физической культуры в соответствии с требованиями современного образования. Диалектическое единство физической культуры народов Южной Сибири обусловлено общностью их исторических судеб, социально-экономического уклада жизни, близостью языка,

- 10 культуры, обычаев и традиций.

Объектом исследования является традиционная физическая культура народов Южной Сибири (алтайцев, тувинцев, хакасов).

Предметом исследования - этнопедагогическое содержание физической культуры, воспитание и обучение средствами физической культуры народов Южной Сибири.

Научная новизна исследования

В нашей работе новизна результатов представляется в виде следующих выводов, где впервые:

- выявлены исторические условия возникновения и развития, раскрыто педагогическое содержание и значение традиционной физической культуры народов Южной Сибири;

- дается целостный социально-педагогический анализ средств физической культуры народов Южной Сибири, произведена их классификация;

- отражена связь традиционной физической культуры с философией, народной педагогикой, социальной жизнью и религией с педагогической точки зрения;

- показана степень отражения традиционной физической культуры народов (алтайцев, тувинцев, хакасов) в устном народном творчестве, искусстве и литературе;

- разработана комплексная программа исследования культуры народов Южной Сибири, позволяющая определить направления и методы выхода из кризиса;

- выявлены пути использования народных средств физического воспитания в системе народного образования региона в современных условиях развития России'

- определены этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной Сибири и механизмы их решения.

- и

Теоретическое значение работы заключается в целостном осмыслении социально-педагогического содержания традиционной физической культуры народов Южной Сибири, в интерпретации ее как национального этнокультурного, педагогического явления в историческом аспекте и современном ее состоянии с учетом возможностей дальнейшего развития. Теоретический анализ традиционных средств физического воспитания народов Южной Сибири свидетельствует о больших потенциальных педагогических возможностях их, неразлучимости с народом и требует параллельного развития с общей культурой. Это имеет важное социально-политическое, культурно-педагогическое значение для подготовки педагогов, в обучении подрастающего поколения и повышении общего культурного уровня народа.

Практическое значение результатов исследования определяется прежде всего тем, что материалы работы и ее научные положения используются в практике семейного и школьного физического воспитания на основе собственно национальных традиций, в подготовке национальных педагогических кадров.

Публикации автора используются учителями физической культуры общеобразовательных школ, воспитателями школ-интернатов, детских садов, тренерами по национальным видам спорта, что способствует возрождению, дальнейшему подъему и развитию традиционной физической культуры народов Южной Сибири.

Результаты изучения и классификация средств традиционной физической культуры народов Южной Сибири являются научной достоверной основой для использования (уже используются) в системе народного образования (составление программ, методических разработок, правил, положений, методик обучения, обучение с логическим чередованием современных видов спорта и т.д.).

- 12

Установление объективных социально-педагогических основ традиционной физической культуры народов Южной Сибири открывает одну из существенных сторон этнопедагогики, является новым научным направлением, реальной основой для дальнейших исследований проблем народной физической культуры и ее теории.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Традиционная физическая культура народов Южной Сибири имеет положительный опыт системы воспитания, которая формировалась на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни и способствовала жизнедеятельности этносов региона. На этой основе, не может быть полноценной теория и история культуры народов Южной Сибири, если из ее содержания исключены информации о традиционной физической культуре.

2. Содержание, формы, средства физической культуры народов Южной Сибири связаны со спецификой культуры и включают совершенные двигательные действия, отражающие военные, бытовые, религиозные традиции, праздники и обряды, которые отвечают национальным особенностям этносов, их философии, медицины. Семейное, трудовое и физическое воспитание как единый воспитательный, образовательный и оздоровительный процесс.

3. Основой традиционной физической культуры народов Южной Сибири являются игры, национальные виды спорта, средства закаливания, состязания, система физических рекреаций, способствующие духовному, интеллектуальному и физическому развитию этносов, что в целом влияет на общую культуру.

4. Физическая культура играет существенную роль в стратегии развития культуры, образования, в целом развития этносов Сибири. Поэтому в регионе необходимо проведение комплексного исследования, раскрывающего содержания взаимоотношений человека и культуры (физической культуры) в конкретных социально-этнических аспектах.

5. Этнопедагогика физической культуры народов Южной Сибири располагает немалыми возможностями для эффективного решения многих задач современной педагогики, в то же время существуют ряд проблем, механизмы их решения для региона которые определены в работе.

- 14

Ч А С-Т Ь 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

выводы

1. В процессе исследования выяснено, что обязательным условием изучения этнопедагогики физической культуры народов Южной Сибири является анализ ее происхождения и развития с позиции теории общечеловеческой культуры и теории двигательной деятельности (труд, физическая культура). При этом необходимо широко использовать опыт других стран, особенно центральноази-атских, южноазиатских в разработке культуроведческих основ теории физической культуры народа как вида его культуры, направленной на удовлетворение социальных потребностей в укреплении здоровья людей, сохранение этносов. Все это будет способствовать обогащению теории культуры информацией, значительной по объему и важной по значению. Необходимость такого подхода определяется единством объективной ориентации как культуры в целом, так и физической культуры на человека, на развитие его сущностных сил и активизацию дееспособности. Она определяется также и субъективным фактором, который проявляется в том, что культура как область деятельности и один из ее видов - физическая культура - создаются человеком и характеризуют его качества и способности.

2. За свою многовековую историю народы Южной Сибири выработали народную педагогику, предусматривающую систему физической культуры. Она способствовала воспитанию физических качеств, нравственных норм поведения.

3. Подвижные игры, состязания, виды спорта и водно-воздушные средства были направлены на совершенствование двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость). Широко использовались также игры на координацию движе

- 260 ний и умение держаться на аът-шары (коне и воле) и управлять ими. Все игры народов Южной Сибири тесно связаны с семейным и трудовым воспитанием. Существовала генетическая связь между играми и видами спорта народов Южной Сибири.

4. Физическая культура народов Южной Сибири должна быть широко использована в современной системе физического воспитания. Она выполняет образовательные, воспитательные и оздоровительные функции, удовлетворяющие основные требования нынешней физической культуры и спорта.

Уроки физической культуры в начальных классах целесообразно проводить, используя преимущественно народные подвижные игры (70 на 30 %), в средних классах, используя подвижные игры и национальные виды спорта (50 на 50 %), в старших классах -20 на 80 %, соответственно народные и классические средства физического воспитания. В средних и высших учебных заведениях следует включить в расписание занятий народные игры и физические упражнения.

5. Средства физической культуры народов Южной Сибири необходимо широко применять для занятий во внеурочное время. На занятиях в дошкольных учреждениях (ясли-садах) и уроках в младших классах подвижные игры должны стать предметом обучения и воспитания. В остальных классах использовать их в сочетании с современными видами спорта и элементами физических упражнений.

6. В целях глубокого внедрения народной физической культуры во все слои населения Южной Сибири необходимо ежегодно проводить комплексные спартакиады по народным подвижным играм и видам спорта в школах, районах, городах и республиках Горный Алтай, Тыва, Хакасия, а также разработать систему соревнований для всего населения региона.

7. Участие в праздниках народов Южной Сибири (государственных, религиозных, традиционно-организованных) не только способствует формированию физической культуры личности, но и решению общесоциальных проблем, в частности, укреплению связи между народами (этносами).

Содержанием национальных праздников народов Южной Сибири довольны сами участники и зрители, причем, 2/3 опрошенных представителей некоренной национальности, принимавших участие и смотревших праздники, дали им позитивную оценку.

8. В целом сегодня сложилась благоприятная ситуация для возрождения физической культуры народов Южной Сибири как в мо-тивационном, так и в культурно-бытовом плане. В условиях роста национального самосознания и возрождения народной культуры, помимо проблем физического образования, культурного развития, участие некоренного населения в физкультурно-оздоровительных мероприятиях (праздники, соревнования, игры, состязания и т.п.) позволяет ближе познать культуру народа, оценить достижения народов Южной Сибири в сфере физической культуры.

9. Включение в республиканские законы об образовании Тувы, Хакасии средств народной физической культуры, принятие Республикой Тыва "Закона по физической культуре и спорту" и постановления "О дальнейшем развитии национальной борьбы "Ху-реш", использование в педагогическом процессе традиционных методов воспитания, в том числе подвижных игр тувинцев, предоставляют возможность существенно расширить арсенал физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания детей, развивают национальное самосознание молодежи, расширяют круг общения и в целом приобщают к историческим достижениям куль

- 262 турного наследия народов Южной Сибири.

10. Материалы данного исследования позволяют сделать вывод о том, что в интересах дальнейшего развития этнопедагогики физической культуры народов Южной Сибири необходимо совершенствование структуры, содержания и форм занятий по физическому воспитанию в соответствии с характером, традициями, обычаями народов региона и их потребностями. Для этой цели необходимо разработать современную теорию физической культуры как вида культуры народа и в соответствии с теорией рыночной экономики.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Ооржак Херел-Оол Дажы-Намчалович, Санкт-Петербург

1. Абищев К.С. Национальные традиции, обычаи в системе физкультурно-оздоровительной работы среди учащейся молодежи. -Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994.

2. Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. -М.: Политиздат, 1974. 135 с.

3. Агеевец В.У. Спорт как элемент индивидуальной культуры личности // Всемирный конгресс "Спорт в современном обществе". М., 1974. - С. 19.

4. Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за саянами, совершенное в 1881 г. Томск, СПб., 1883 - 425 с.

5. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1984.-С.69.

6. Алексеев Н.А. Традицонные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. - 330 с.

7. Алтайские героические сказания. М.: Наука, 1983. -288 с.

8. Алтайский фольклор (отв. ред. М. Ч. Чумакаева). Горно-Алтайск, 1988. - 216 с.9 . Алтайский эпос (Доклад под редак. А. В. Анохина) // Архивные материалы МАЭ, ф. II, оп. 3, N178.

9. Анаркулов X.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1993.

10. И. Анохин А. В. У племен Алтая (сб. материалов). М., 1926.

11. АПИНЯН Т. А. Мир игры. СПб, 1992. - 170 с.

12. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры: Типология и- 264 историко-культурологический анализ. Дисс. . докт. филос. наук. - Л., 1994. - 381 с.

13. Апостолова В.Г. Культура как основа духовного обновления общества. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1993.

14. Аракчаа Кара-кыс. Слово об аржаанах Тыва. М., изд-во "ПолиКом", 1995. - 24 с.

15. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. - С. 24.

16. Археология Горного Алтая.- Горно-Алтайск,1988.-222 с.

17. Архив Тувинского НИИЯЛИ, ф. II, С. 179-180.

18. Атамуратов С. Национальное самосознание и национальное воспитание. Ташкент, 1991. - 146 с.

19. Атамуратов С. Национальная культура и национальное самосознание в процессе обновления общества (социально-филос. аспект). Автореф. дисс. . докт. филос. наук. - Ташкент, 1992. - 46 с.

20. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 44 с.

21. Ашхамахов К.И. Народные средства адыгов в современной системе физического воспитания детей и учащихся / Министерство науки и образования Республики Адыгея). Майкоп, 1992.- 83 с.

22. Баллер Э.А., Косолапов С.М. Что такое культура. М., 1964. - 12 с.

23. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М., 1969. С. 67.

24. Баллер Э.А., Злобин Н.С. Народ и культура // Культура. Творчество. Человек. М.: Мысль, 1970. - С. 30-55.- 265

25. Бальжиев В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ, 1971.

26. Бартольд В.В. Киргизы // Сочинения. Т.2., - Ч.I., -М., 1963. - С. 489.28.-Велюров Б.Я. Слово об Алтае. Горно-Алтайск, 1990. -400 с.

27. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние века. M.-J1.: Изд-во АН СССР, 1950. -Т. I., Ч. I. - С. 353.

28. Блаубер И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - С. 168.

29. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 232 с.

30. Борбай-оол М.В. Герой-Субедей /Тыванын аныяктары, 14 марта, 1995.

31. Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. -М., 1984.

32. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

33. Буддийский взгляд на мир. СПб: Андреев и сыновья.-1994. - 29 ус. п. л.

34. Бурдин А.0. Игры в семейном кругу.-Пермь, 1991.-380 с.

35. Бутанаев В.Я. Хакасский праздник Тун пайрам: Препринт. Новосибирск, 1983. 16 с.

36. Бутанаев В.Я. Хакасы: этническая история хакасов XVII-XIX вв. //Народы Советского Союза. Вып. 3. - М., 1990. - С.212-222.

37. Бутанаев В., Верник А.А. Детские и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан, 1995. - 53 с.- 266

38. Вагнер К. К изучению о роли температуры в заразных заболеваниях //"Врач", N 3. 1980. - С. 887.

39. Вадецкая З.Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея. Л., 1986. - С. 96-100.

40. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М.,1961. -С. 155-159.

41. Вайнштейн С.И. Происхождение и историческая этнография тувинского народа. Автореф. дисс. . докт. ист. наук. -М., 1969. - 53 с.

42. Вайнштейн С.И. Тувинское народное искусство. М., 1974. - 223 с.

43. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. - 296 с.

44. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.- М.: Педагогика, 1983. 144 с.

45. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии, 1978. N 3. С. 163-165.

46. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки. Кишинев: Щтиинца, 1986.162 с.

47. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (Проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, Штиинца, 1989. -110с.

48. Вилкин Я .Р., Морозов В.И., Середин А.А. Физическая культура народов нашей страны с древнейших времен до XVIII века: Методическая разработка. Минск, 1989. - С. 18.

49. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.- С. 5-10.

50. Возрождение национальных видов спорта, народных игр и- 267 пути их широкого использования в физическом воспитании населения. Ч. I, П. - Ташкент-Джизак, 1991. - 245 с.

51. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1956. - С. 11-13.

52. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Под ред. проф. И.Т.Ого-родникова. Чебоксары, 1974. - 376 с.

53. Волков Г. Три лика культуры. М., 1986. - С. 5.

54. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1994. - N 3, - С. 3,12; - N 2. - С. 28,32.

55. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1984.- N 6. С. 5-6.

56. Выдрин В.М. Физическая культура в контексте теории культуры // Физическая культура и спорт как элементы образа жизни и культуры детей в условиях социализма. (Тезисы докл.) -Красноярск, 1987. С. 91.

57. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуровед-ческий аспект): Учебное пособие ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта: Л., 1988.

58. Выдрин В.М., Джумаев А.Д. Физическая рекреация вид физической культуры // Теория и практика физической культуры.- 1989. N 3, - С. 2-3.

59. By Дао Хунг. Взаимосвязь самобытной культуры вьетнамского народа и его физической культуры: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. -Л., 1991.

60. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. -Баку, 1970. С. 27.

61. Государственный архив Республики Хакасия, ф. 2, оп. 1, д. 350, л. 144-145.- 268

62. Гохман И.И. Происхождение центрально-азиатской расы в свете новых палеоантропологических материалов //СМАЗ. Л., 1980. - Вып. 36. - С. 28-29.

63. Грач А.Д. Петроглифы Тувы //Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 17. - М., - Л., 1957. - С. 385-428.

64. Грач А.Д. Древнетюркское погребение с зеркалом Цин-Вана в Туве //Советская этнография, 1958. N 4. - С. 32.

65. Грач А.Д., Грач Н.Л. Золотая композиция скифского времени из Тувы //Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987. - С. 134-148.

66. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1990.

67. Грумм-Грижимайло Т.Е. Западная Монголия и Урянхайский край Л., 1926. - Т. II, III. - Вып. I. С. 104, 110.

68. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.

69. Гурвич С.С. О понятийном аппарате социологии физической культуры и спорта //II Всесоюзная конференция по социологическим проблемам физической культуры и спорта: Тезисы. М., 1974. - С. 15.

70. Гуружапов В.А. и др. Концепция правового обеспечения культурной деятельности в Республике Бурятия //Наука и культура региона: Концепции развития. Улан-Удэ, 1993. - С. 87.

71. Демин М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности, философские науки. 1983. - N 2. - С. 54-61.

72. Деревянко А.П. Некоторые проблемы каменного века на Алтае //Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового века Южной Сибири. Тезисы докл. Барнаул, 1988. - С. 7.- 269

73. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М. : ИФАН, 1989. - 118 с.

74. Доржу З.Ю. Социальное положение женщин в Республике Тыва. История и современность (1921-1993 г.г.). Автореф. дисс. . докт. истор. наук. - М., 1993. - 39 с.

75. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы: XIX- начало XX вв. М., 1956. - С. 478.

76. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М.-Л., 1940.

77. Дьяконова В.П. Цам у тувинцев //Религиозные представления и обряды народов Южной Сибири в XIX-начале XX вв.-Л., 1971.-С.113-130.

78. Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культуры тувинцев //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. - С. 150-179.

79. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. - С. 163.

80. Дэвлет М.А. О загадочных изображениях на оленных камнях //Советская археология. 1976. - N 2. - С. 232-236.

81. Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. М., 1982.- С. 31, 55-78.

82. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. - 199 с.

83. Жуковская Р.И. Нравственное воспитание детей в процессе игры /Советская педагогика. 1972. - N 4. - С. 40-46.

84. Замятин С.Н. Очерки о палеолите.- М.-Л., 1961.- С.48.

85. Зарубежный Восток. Религиозные традиции и современность. М., 1983, - С. 3.

86. Зеленов Л.А., Лебедев Ю.А. Физическая культура как- 270 система // Теория и практика физической культуры. 1985. - N 9. - С. 48-50.

87. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. - 303 с.

88. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.-М.,1991,-251 с.

89. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Политиздат,1987. 205 с.

90. Исакова Н.В. Культура национальной общности. (Методологические аспекты исследования). Препринт. Новосибирск,1988. 48 с.

91. Исакова Н.В. Культура народов Севера. Новосибирск: Наука, 1989.

92. Исмуков Н. Современность и проблема ценности национальной культуры. (Философско-методологический аспект). Чебоксары, 1994. - 12, I п. л.

93. Историко-культурные связи народов Южной Сибири. -Абакан, 1988. 222 с.

94. История Тувы. М., 1964. - т. I. - С. 58, 60.

95. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. -М. "Наука", 1993. 515 с.

96. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М.: Луч, 1994. - 188 с.

97. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989. - 360 с.

98. Калмырзаев А.С. Нация и человек: социолого-философс-кий анализ. Авотреф. дисс. . докт.пед.наук. - М., 1992.

99. Камогава Кадзуко (Япония). Этнокультурные процессы у тувинцев. Автореф. дисс. . канд. ист. наук, 1986.- 271

100. Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая, М., 1961. - 97 с.

101. Караш С.С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1987. - 125 с.

102. Каргин Н.Н. Системный подход и возможности его реализации в исследованиях по физической культуре и спорту. Материалы итоговой научной конференции ВНИИФК. - М., 1976.

103. Кенин-Лопсан М.Б. Древние традиции тувинского народа (на тувинском языке). Кызыл, 1994. - 185 с.

104. Килуновская М.Е. Искусство скифского времени Тувы. (Типология, периодизация и семантика). Автореф. дисс. . канд. ист. наук. - СПб, 1994.-18 с.

105. Коган Л.Н. Материальная культура социализма //Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы / Общественные науки. N I.

106. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры: изучение истории культуры как системы. М., 1983.

107. Койранский Б.Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика //Медицина. Л., 1966.

108. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Под ред. профессора А. А. Красновской. М., 1955.111. Кон И.С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сборник статей /Ответ, ред. И.С.Кон, Ч.М.Таксами. -Л.: Наука, 1988. - 251 с.

109. Кон Ф. За пятьдесят лет.- М.,1936.- Т.3-4.- С.75,117.

110. ИЗ. Конгар Н. С. От неграмотности к всеобщему среднему //Тувинская письменность, язык и литература. - Кызыл, 1980. -С. 39.- 272

111. Концепция национальных школ Республики Алтай (комитет образования Республики Алтай). Горно-Алтайск, 1993.

112. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. -С. 454, 4-2.9.

113. Котожеков Г.Г. Генезис национальной культуры. (Опыт философско-социологического и исторического анализа на материале культуры народов Южной Сибири). Абакан, 1991. - 191 с.

114. Котожеков Г.Г. Философско-социологический анализ национальной культуры. Автореф. дисс. . докт. филос. наук. -М., 1991. - 48 с.

115. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. Абакан, 1992. - 191 с.

116. Кочеев В.А. Чеканы Горного Алтая // Проблемы изучения культуры населения Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988.

117. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хан-тов. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1994.

118. Куанышев Т.Ш. Подготовка будущих учителей физической культуры средствами национальных игр: Автореф. дисс. канд. пед. наук - Алма-Ата, 1992.

119. Кубарев В.Д. Палаш с согдийской надписью // Северная Азия и соседние территории в средние века: история и культура Востока Азии. Новосибирск, 1992. - С. 28-29.

120. Культура и развитие человека: (Очерк философско-ме-тодологических проблем) / Ответ, ред. В.П.Иванов. Киев, 1989. - 319 с.

121. Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл, 1989. - 151 с.- 273

122. Культурное наследие народов -Востока и современная идеологическая борьба. М.: Наука, 1987. - 266 с.

123. Культурные традиции народов Сибири / Отв. ред. Ч.М.Таксами. Л.: Наука, 1986. - 260 с.

124. Культурные традиции и современность,- М.,1989.-200 с.

125. Куулар Д.С. Ачыты Кезер-Мерген. -Кызыл, 1964.-175 с. (на тувинском языке).

126. Куулар Д.С. О тувинском эпосе "Боралдай с конем Бо-ра-Шокар" // Фольклор и современная культура. (Сборник научных трудов). Якутск. - 1991. - С.30.

127. Куулар Д.С. Очерки тувинского фольклора. -Кызыл, 1976. С. 44-65.

128. Кушербаев К.Е. Нация как субъект культуры. Авто-реф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1991.

129. Кызласов Л.Р. Средневековые города Тувы // Советская археология, 1959. N 3.

130. Кызласов Л.Р. Древняя Тува. М.: МГУ, 1979.- С.122.

131. Кызласов Л.Р. Земля Сибирская.-Абакан.-М.,1994.-93 с.

132. Кычанов Е.И. О татаро-монгольском улусе ХП в. // Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1986. - С. 95-96.

133. Кышпанакова О.Н. Педагогические проблемы использования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста к обучению и воспитанию в начальной школе. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994.

134. Кюнер Н.В. Новые китайские материалы по этнографии кыргызов (хакасов) УП-УШ вв. // Уч. зап. ХАКНИИЯЛИ. Абакан, 1951. - Вып. 2. - С. 12.

135. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сиби- 274 ри, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во Восточной лит., 1961. - С. 59.

136. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1972. - Т. 39. - С. 67; - Т. 41.—С.362.

137. Леонов Н.И. Урянхайский край до начала XX столетия // Новый Восток, 1923. Кн.III.

138. Леонов Н.И. Танну Тува. Страна голубой реки // Северная Азия. 1927. - 56 с.

139. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. М. ,ФиС, 1987,- С. 22.

140. Маадай кара. Алтайский героический эпос. Горно-Алтайск, 1979. - С. 269.

141. Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972.

142. Малов С.Е. Памятники древнетюрской письменности: Тексты и исследования. М.-Л., 1951. - С. 69.

143. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л., 1959. - 111 с.

144. Маннай-оол М.Х. Вклад кочевых народов Саяно-Алтайс-кого нагорья в центрально-азиатскую цивилизацию // Культура тувинцев: Традиция и современность. Кызыл, 1989. - С. 5.

145. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. М.,1970.

146. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: зд-во АН Арм. ССР, 1973. - 146 с.

147. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

148. Мархинин В.В. Теория этноса: к анализу оснований //Гуманитарные науки в Сибири. Известия СО РАН. 1994. N I. -О, 5 п. л.

149. Мархинин В.В. Социально-философские основания теории этноса. Дисс. . в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук. - Новосибирск, 1994. -63 с.

150. Матвеев Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1980. - N 12. - С. 11-15.

151. Матвеев Л.П. Об особенностях предмета и методов общей теории физической культуры // Очерки по теории физической культуры. М., Физкультура и спорт, 1984. - С. 97-114.

152. Матвеев Л.П. О культуре физической //Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. Материалы конференции. Ереван, 1984. - С. 10.

153. Межуев В.М. О понятии культуры //Учебные записки. Московск. ГИК. Вып. 14. - М., 1967. - С. 27.

154. Межуев В.М. О понятии "культура". М.: Знание, 1968. - 16 с.

155. Межуев В.М. Проблемы теории культуры.-М.,1977.-С.67.

156. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.

157. Межуев В.М., Волынский М. А. Актуальные проблемы теории культуры. Вып. I. - М., 1983. - 40 с.

158. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Содержа- 276 ние, формы и методы воспитания. Махачкала, 1986. - 123 с.

159. Мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещний мир. (Автор. Э.Л.Львова, И.В.Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова). - Новосибирск, 1988. - 250 с.

160. Мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек, общество. (Авт. Э. Л. Львова, И.В.Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова). -Новосибирск, 1989. -243 с.

161. Михайлов Н.В. Нация как субъект культуры. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1994. - С. II.

162. Монгуш Д. А. К вопросу об изучении контактов тувинцев и их языка с южносибирскими тюрко-монгольскими народами и их языками. //Язык и культура алтайцев (сб. научн. статей). -Горно-Алтайск, 1993. С. 83.

163. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. (Историко-этнографичес-кое исследование). Автореф. дисс. . канд. ист. наук. - М., 1989.

164. Моченов В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы. Автореф. дисс. . кан. пед. наук. - М., 1994.

165. Народная культура: хрестоматия. Ч. I. - Кн. 2. -Подольск, 1994.

166. Народная педагогика. Экспериментальные программы для учителей тувинских школ (на тувинском языке). Кызыл, 1995. -107 с.

167. Народные подвижные игры в системе физического воспитания. (Методические указания). М., 1986 - 23 с.

168. Народы Сибири на современном этапе: национальные и региональные особенности развития. Новосибирск: Наука, 1989.- 190 с.

169. Наталов Г.Г. Историко-логический анализ предмета и структуры теории физического воспитания. Дисс. . канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1975.

170. Национальное наследие и современность / Под ред. Л. И. Залесской. Горно-Алтайск, 1984. - 172 с.

171. Национальная школа Российской Федерации: республиканские законы об образовании. М., - Чебоксары, 1994.

172. Никипорец Н.Е. Восток и Запад. М.: Прометей, 1994.- 190 с.

173. Николаев Ю.М. Физическая культура как часть социалистической культуры. Дисс. . канд. пед. наук. - Л., 1976.- 191 с.

174. Огородников И.Т. Предисловие //Волков Г.Н. Этнопеда-гогика. Чебоксары, 1974. - С. 3.

175. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья //Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 18. -М. ,-Л., 1950. - С. 205.

176. Ооржак Х.Д.-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 г. Кызыл, 1994. - 72 с.

177. Ооржак X.-Н. Тувинские народные подвижные игры. -Кызыл, 1995. 50 с.

178. Ооржак X.Д.-Н. Этнопедагогические аспекты физической культуры народов Южной Сибири //Здоровье населения, физическое воспитание и спорт. Чебоксары, 1995.

179. Ооржак X.Д.-Н., Сагалаков Л.Н., Ондар A.M. Методы закаливания организма народов Южной Сибири //Дети и олимпийское движение. Абакан, 1995, - С. 58-62.

180. Ооржак X.Д., Ондар М., Ооржак С.Я. Национально-куль- 278 турная жизнь г.Кызыла //Проблемы культуры малых городов Сибири. (Материалы Всероссийского научно-практического семинара).- Омск-Тара, 1995. С. 103-105.

181. Ооржак Х.Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири Кызыл, Тувинское кн. изд., 1995 - 227 с.

182. Ооржак Х.Д.-Н. Игры народов Южной Сибири // Физическая культура. 1996, - N 2. - С.

183. Островских П.Е. Оленные тувинцы //Северная Азия, -Кн. 5, 6. 1927. - С. 79-94.

184. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов (XVIII-XIX вв.). Абакан, 1958.

185. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. -Ашхабад, 1983.

186. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-со-циологического исследования. М., 1982.

187. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские: Историческое наследие. СПб, 1994. - 381 с.

188. Пономарев Н.А. Проблема системообразующего фактора физической культуры // Теория и практика физической культуры.- 1979. N 5. - С. 5-7.

189. Пономарев Н.И. О законах функционирования и развития- 279 физической культуры: Лекция / ГДОИФК. Л., 1989. - 21 с.

190. Пономарев Н.И. Опыт системного анализа спорта // Теория и практика физической культуры и спорта. 1977. - N 2. -С. 50-55.

191. Пономарев Н.И., Ооржак Х.Д.-Н. Укрепление мира и дружбы между народами ценность олимпизма // Дети и Олимпийское движение ( Матер. П-й международн. симпозиума). - Абакан, 1995, С. 62-63.

192. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: Фис. 1970.

193. Пономарев Н.И. О системном подходе в исследовании проблем физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. 1976. - N 7. - С. 5-8.

194. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкульт. и спорт. - 1974.

195. Потапов Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов. Абакан, 1952. - С. 98.

196. Потапов Л.П. Тувинская комплексная археолого-этног-рафическая экспедиция //Советская этнография. 1958. - N 5. -С. 135, 138.

197. Проблемы изучения культуры населения Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988. - 274 с.

198. Программа исследования "Этнос в системе межнациональных отношений: регионы Сибири".- Новосибирск, 1990.-141 с.

199. Прокопенко В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера. (История, теория, практика). Диссертация докт. пед. наук, в виде научного доклада. М., 1994. - 65 с.

200. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность, фор- 280 мы, методы. М., 1969. - С. 127.

201. Рекреация прошлого и настоящего. 1989.

202. Рудой В.И. Классическая буддийская религиозно-философская мысль: (Методологическое, историко-философское исследование). Дисс. . докт. пед. наук. - Л., 1990.

203. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логическо-исторический аспект): Автореф. . канд. пед. наук. М., 1980. - 18 с.

204. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: ЛГУ, 1984. - 176 с.

205. Сайганова С.С. Физическая культура как социологическая проблема: Автореф. дис. . канд. философ, наук. -Свердловск, 1982.

206. Самдан З.Б. Поэтика тувинских народных сказок//Фоль-клорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока (Сборник научных трудов). Якутск, 1991. - С. 113.

207. Салчак К.Б. Развитие тувинской народной педагогики. -Кызыл, 1984. -128 с.(на тувинском языке).

208. Сарыг-оол С.А. Ангыр-оолдун тоожузу (на тувинском языке) Кызыл 1988. - 452 с.

209. Сатлаев Ф.А. Этническая история алтайцев в средневековье //Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск:: Наука, 1993.

210. Семенов В.А. Неолит и бронзовый век Тувы. СПб, 1992. - 132 с.

211. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971. - 482 с.

212. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Кызыл,- 281

213. Серебрякова М. Традиционные институты социализации детей у сельских турок //Этнография детства. М.: Наука, 1983. - С. 55.

214. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб, 1994. - 175 с.

215. Скабеев М.И. Промысловая охота в Урянхайском крае и ее особенности //Северная Азия. N 5-6. - 125. - С. 115-122.

216. Словарь иностранных слов. -М.: Русский язык.- 1988.

217. Скопинцев А.Г. Народные спортивные игры //Физкультура и спорт. (Подписная научно-популярная серия). М., 1990. -N6. - С. 105.

218. Советский энциклопедический словарь. Издание третое.- М., 1985. С. 668.

219. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.- С. 111.

220. Согомонов Ю.В. Традиционные идеалы личности в "постиндустриальном обществе" //Социально-политические теории современной буржуазной идеологии. М., 1981. - С. 39.

221. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников.- М.,Интерпракс, 1994.- С.270.

222. Социально-педагогическая среда как условие становления сфер образования / Под ред. Ю.В.Васильева, Е.С.Комракова.- М., 1994. 135 с.

223. Стеблева И.В. Реконструкция жанровой системы тюркского фольклора древности в свете наследия народов Сибири и Дальнего Востока. (Сборник научных трудов). Якутск, 1991. -С. 71, 74.

224. Сундуй Г.Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на мате- 282 риале сельских школ Тувы). Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1993.

225. Суразаков А.С. История и культура народов Горного Алтая. Ч. I. - Древность и средневековье. Учебник для старших классов средней школы. - Горно-Алтайск, 1994.

226. Так в Сибири говорят. (Пословицы и поговорки народностей Сибири). Сост. Б.М.Ховратович. Красноярск, 1964.-90 с.

227. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX нач. XX вв.). - Новосибирск, 1978. - 160 с.

228. Традиционные формы досуга: история и современность. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1994. -185 с.

229. Трояков П.А. Аналогия героическому эпосу тюрко-языч-ных народов в орхоноенисейских памятниках //Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. - С. 78.

230. Труды Тувинской комплексной археолого-этнографичес-кой экспедиции. 1957-1958 г. г. - Т. I. - М.,-J1., - 1960.

231. Труды Тувинской комплексной археолого-этнографичес-кой экспедиции, 1959-1960 г.г. Т. II. - М.,-Л.: Наука, 1966.- 361 с.

232. Труды Тувинской комплексной археолого-этнографичес-кой экспедиции, 1962-1966 г.г. Т. III - Л.: Наука, 1970. -297 с.

233. Тувинские народные сказки. М.: Наука, 1971.

234. Тыва тоолдар (тувинские сказки). Кызыл, 1984.

235. Тувинские народные сказки (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). Новосибирск, 1994. - 23 п.л.

236. Тюрюмина Л.В. Военное дело у маньчжуров //Северная Азия и соседние территории в средние века: история и культура- 283 востока Азии. Новосибирск: Наука, 1992. - С. 95.

237. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. 1980, - N 2. - С. 69-77.

238. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., АПН. Т. 2. -1948. - Т. 6. - 1949Д952. —G.30O.

239. Физическая культура народов нашей страны с древнейших времен до XVIII века. Методическая разработка. Минск, 1989. - 19 с.

240. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, -С. 292.

241. Философия и методология науки. Ч. I. - М.: - Аргус, 1994. - 19 усп. п. л.

242. Фольклорный фонд Тувинского НИИЯЛИ. Т. 36. - Д.153.

243. Хакунов Н.Х. физическая культура в системе образования. М., Советский спорт, 1994.

244. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пособие для студентов и аспирантов. Казань: Казанский педагогический институт, 1975. - 162 с.

245. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. - С. 211-219.

246. Ховратович Б.М. Нравственный идеал в Хакаской народной педагогике. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Новосибирск, 1972.

247. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1988. - 20 с.

248. Худяков Ю.С. Сложение военного дела культур скифского времени в Южной Сибири //Скифско-сибирское культурно-исто- 284 рическое единство. Кемерово, 1980. - С. 144.

249. Худяков Ю.С. Образ воина на петроглифах раннего железного века в Минусинской котловине // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. Новосибирск, 1992. - с. 108-122.

250. Царик А.В. О культуре физической и духовной // Физкультура и спорт, 1/1989. М.: Знание, 1989. - С. 3-96.

251. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. - С. 229.

252. Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. М., 1994.

253. Чусов Ю.Н. Некоторые актуальные вопросы теории и практики закаливания организма человека к холоду //Проблемы закаливания (Сборник научных статей).- Владимир, 1980. -С.З.

254. Шагаа (Сойотский Новый год): Этнографический набросок из урянхайской жизни. Томск, 1917. - 24 с.

255. Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М.: Мысль: 1974.

256. Шибаева Ю.А. Влияние христианизации на религиозные верования хакасов //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. - С. 180-195.

257. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.

258. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //Ученые записки Адыгейского НИИ. -Майкоп, 1968. 399 с.

259. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Краснодарск. кн. изд-во, 1989. - 336 с.

260. Штраус Г. Патогенез и терапия простуды. ГИ.1. M. ,-JI., 1928.

261. Шердаков В.Н. Культура. Нравственность, религия (Материалы: "круглого стола" //Вопросы философии, 1989. II.

262. Эльконин .Б. Психология детской игры //Дошкольное воспитание. 164. - N 4, - С. 64-66.

263. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика,1978.

264. Эпитабела Араччиге Уандрасире. Космос, Бог и Человек в буддийской философии. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1994. - 18 с.

265. Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1993. - 313 с.

266. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М.: Наука, 1983.

267. Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века. Новосибирск, 1989. - 183 с.

268. Ягодин В.В. Народные праздники и физическая культура //Теория и практика физкультуры. 1990. - N 6. - С. 12.

269. Ярхо А.И. Наблюдения над физическим развитием населения русского Алтая //Северная Азия. N 3, - 1925. - С. 51-75.

270. Ярхо А.И., Белкина В.И. Физическое развитие населения Хакасского округа Сибирского края //Северная Азия. 1928. - N 5-6. - С. 100-117.

271. Ярхо А.И. Хроника. Антропологический тип кемчикских танну-тувинцев //Северная Азия. 1929. - N 5-6. С. 127-132.

272. Ян Чуннянь. Нурхачи чжуан (Жизнеописание Нурхачи). -Пекин, 1983. -С.237 (на китайском языке).- 286

273. Лин Линь. Цзяньчжоу нюйчжэнн фэньсу каолюе. С. 70.

274. Arsunar F. Turk gocuk oyunlarindan ornekler. Istanbul, 1955. c.3.

275. Bell D. The cultural contradictions of capitalism.-- New-York, 1976.

276. Jackson R. Recreation zonning and lake plan-ning//Town Plann. Rev. 1972. Vol.93, No.l. p.11-17. 211. Fein G.G. Stork L. Sociodramatic Play. P. 34-40.

277. Fein G.G. Stork L. Sosiodramatic Play. P.34-40.

278. Fromm E. Individual and social character // Psychoanalysis and contemporary american culture.- New-York: Bell, publ.co., 1981.

279. Fromm E. Man for himself.- New-York, 1984.

280. Grant-Allen. Physiological. Aesthetics. London,1877.

281. Gross K. Spiele der Tire. Lena, 1896. S. 12.

282. Gross K. Das Spiel des Menschen. Jena, 1899. s.98-99, 112.

283. Kluge N., Oberfrank W. Erterliche Spieleingriffe und kidliches Spielverhalten auf Geratespielplatzen //L. Krenzer Handbuch der Spielpadagogic. B. Dusseldorf, 1984.

284. Koojy R. Van der Minltidimensionale Untersuchungen des Spielyerhaltens //W. Eisiedler. Aspecte des Kinderspiels. Weinhelm, 1985.

285. Kroeber A., Kluckhon C. Culture Critical Review of concepts and definitions. Cambridge, 1952, B.M.

286. Lasarus M. Riez des Spiel. Berlin, 1907.

287. Lewis R. The new service society.- London, 1973.

288. Loscher A. Kleine Spiele fur viele, Sportverlag Berlin, 1979. 61 c.- 287

289. Merton R. Social theory and social structure. -Glencoe, 1987.

290. Parsons T. Culture and social system rivi acted in the idea of culture in the social sciences. Cambridge. 1973. p.36-46.

291. Patric D. The Psychology of Relaxation. Boston, 1916.

292. Prajna. Gangtlok, 1965, C. V-VIII, а также: Simons-son N. Indo-Tibetische Studien. Uppsala, 1957.

293. Radloff W. Reise den Altai nach dew Telezker. See und dem Abakan. //A. Erman. Archivfur. Wissenchaftieche Kunde von Russland, Bd. XXIII. Berlin, 1864, S. 284-312.

294. Reich Ch.A. The greening of America.- New-York, 1990.

295. Riesman D. The lonely crowd. A study of changing american character.- New-York, London : Yale Univ.Press, 1985.

296. Shannon A.V. Recreation uses of hydroelectric reser-voirs//Civil Engineering. 1963. Vol.33, No.8. p.39-41.

297. Staats D. The problem is the (Acid) solution//Great Jake's Commun. 1979. Vol.10, No.3. p. 3-4.

298. Stroud R.U. The recreational use of watersheds//in-land fish management, Sacramento, Calif. Dept.Fish Game. 1966. p.48-57.

299. Hilden K. Anthropologische Untersuchungen in Altai. Jennio, 1920.

300. Tshihascheff P. Voyage scintifigue dans Altai arien-tal etles parties adjacentsde la frontiere de China. Paris, 1845, P. 124-147.

301. Tenzin Gyatso, the fourteenth Dalai Lama. Compassion and the individual. Wisdom Publications. Boston,1991, p.19.