Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики

Автореферат по педагогике на тему «Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Гзирьян, Рубен Вячеславович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики"

На правах рукописи

Гзирьян Рубен Вячеславович

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОК НЕПРОФИЛЬНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

13.00.04 - теориям методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

I г ИЮЛ 2015

005570806

Майкоп 2015

005570806

Работа выполнена на кафедре теории и методики преподавания спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

- Научный руководитель: Курысь Владимир Николаевич,

доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики преподавания спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

Официальные оппоненты: Фомина Наталья Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» (г. Волгоград)

Румба Ольга Геннадьевна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Теория и методика физической культуры» Института физической культуры, спорта и туризма ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (г. Санкт-Петербург)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург).

Защита диссертации состоится «25» сентября 2015 года в 16:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 на базе ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» и на сайте http://www.adygnet.ru

Автореферат разослан «J

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На основе сформированного десятилетиями технократического подхода современное физическое воспитание ориентирует педагога на изменение тела занимающегося. В соответствии с этим подходом, созданные фундаментальные знания в области физической культуры применяются преимущественно с утилитарной целью внешнего развивающего воздействия на человека, без акцента на ценностно-смысловую составляющую педагогического влияния, и сколько-нибудь активное участие в этом процессе самого обучаемого. В то же время, в соответствии с антропологическими идеями П.Ф. Лесгафта, главными функциями физического воспитания являются человекосозидающие и куль-турообразующие. Отечественная наука рядом своих направлений - аксиологии человеческого тела (И.М. Быховская), развивающей педагогики в сфере физической культуры (С.Д. Неверкович), формирования личности ценностями физической культуры (М.Я. Виленский, Л.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, Н.И. Пономарёв), личностной физической культуры (К.Д. Чермит, Н.Х. Хакунов), образования человека в области физической культуры в онтогенезе (В.Н. Курысь), ценностного (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева), теоретических основ телесной пластики (Л.Н. Сляд-нева), сопряжённого психофизического развития (JI.C. Дворкин), креативного и экспрессивного (С.Н. Бегидова, H.H. Визитей, НА. Фомина) утверждает приоритетность развития духовности человека, самоидентичности, ценностного отношения к своему телу, его телесно-двигательного окультуривания.

Современная педагогика непрофильного ВУЗа, имеющая значительный потенциал развивающего воздействия на телесность человека, основывается на применении ценностей физической культуры преимущественно с целью преодоления следствий гиподинамии, поддержания здоровья и достижения кондиционной физической подготовленности. В то же время физическая культура социума, её системообразующая составляющая - телесно-двигательная культура человека, представляют собой уникальный нормативный социокультурный, по характеру линейный, непрерывный и относительно неизменный гуманистический по природе канал социализации современного студента. Однако, в содержании процессов профессионального становления студента, его социализации и опосредования культурой цивилизации его функций, остается вне зоны конструктивного внимания вузовской педагогики одна из фундаментальных - природосообразная жизнедеятельность самого студента, его телесное бытие. Одухотворенность телесности определяется такими ценностными составляющими как телесно-двигательная пластичность, эстетичность, грациозность. Высокий потенциал целенаправленного формирования этих составляющих заключён в содержании оздоровительных видов двигательной

активности, основанных на художественном искусстве движений, в частности, в ритмической гимнастике. В этой области познания акцент делается на обоснование развития физических функциональных возможностей человека. При этом, недостаточно внимания уделяется научному обеспечению процесса формирования компонентов телесно-двигательной культуры, составляющих основу одухотворенности телесности, не используются, с этой целью, возможности ритмической гимнастики.

Неотъемлемым компонентом ритмической гимнастики является сопровождающая ее музыка. Возможности комплексной реализация ценностей гимнастики и музыки по целенаправленному формированию компонентов телесно-двигательной культуры студента, его телесной пластичности, эстетичности, и грациозности движений пока используются явно недостаточно. Музыка в современной ритмической гимнастике является, за редким исключением, своеобразным ритмическим придатком, двигательным раздражителем. При подборе музыки для занятий редко принимается во внимание её художественно-эстетическая воспитательная ценность. Практически не учитывается психофизиологическая природа музыкального и моторного ритма, а также ритмических процессов в организме человека, важность чего отмечалась в трудах известных ученых физиологов и психологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, В.В. Васильевой, Н.М. Амосова, JI.C. Выготского, P.E. Мотылянской, исследователей музыки М.С. Кагана, В.И. Петрупнша, Б.М. Теплова и др. Проблема научного обеспечения процесса формирования телесно-двигательной культуры студентки, развития её составляющих - пластичности движений, эстетичности, грациозности посредством применения ценностей ритмической гимнастики пока еще остается без целенаправленного разрешения.

В процессе изучения состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:

- с одной стороны, наличие выделенных в теории основных компонентов физической культуры человека (физического, духовного, интеллектуального), приоритетности научного обоснования и формирования физической составляющей, а с другой - несоразмерно малое внимание познанию и формированию телесно-двигательных составляющих духовного компонента - пластичности движений, их эстетичности и грациозности, что не может положительно влиять на гармоничное развитие телесного и духовного в человеке;

- с одной стороны, полифункциональная значимость музыки для человека, её нераздельность с движениями в ритмической гимнастике, а с другой нивелирование её ценностного потенциала, применение её в процессе занятий преимущественно как средства придания движениям ритмичного характера, без

учета ее психофизиологического воздействия на организм и невозможность её полноценного использования в связи с отсутствием знаний о способах и подходах к подбору музыки, как ведущего компонента методики применения средств ритмической гимнастики;

- с одной стороны, наличие в ритмической гимнастике потенциала для проявления и формирования художественного искусства движений, а с другой недостаточное использование этого потенциала в силу отсутствия знаний о содержательно-методических подходах к целенаправленному формированию в процессе занятий элементов пластичности движений, эстетичности, грациозности, как составляющих телесно-двигательной культуры человека.

Отмеченные противоречия составили основу научной проблемы, в рамках которой выполнялось данное исследование. Она сводится к поиску ответов на следующие вопросы: каковы теоретические основания и методические особенности формирования телесно-двигательной культуры студенток, её компонентов средствами ритмической гимнастики, каковы особенности методики?

В ходе диссертационного исследования решалась важная научная задача, сущность которой заключалась в теоретическом и экспериментальном обосновании методики формирования духовных составляющих телесно-двигательной культуры студентки средствами ритмической гимнастики. При этом под методикой, вслед за В.П. Беспалько (1989), понимается совокупность методов и методических приемов, обеспечивающих решение определённой задачи и включающих в себя такие элементы, как сформулированная проблема, сформулированные условия реализации цели и педагогических задач, порядок, последовательность и иерархия применения методов, приёмов и средств.

Объект исследования: процесс формирования телесно-двигательной культуры студенток в ходе их физического воспитания.

Предмет исследования: методика ф°РмиР°вания телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики.

Цель исследования заключалась в теоретической аргументации, разработке и экспериментально-педагогическом апробировании методики формирования телесно-двигательной культуры студенток средствами ритмической гимнастики.

В основу рабочей гипотезы было положено предположение о том, что формирование телесно-двигательной культуры студентки в процессе занятий ритмической гимнастикой будет эффективным, если его методическое обеспечение будет основываться на знаниях о:

- телесно-двигательной культуре как о явлении и компонентной составляющей физической культуры личности;

- духовных составляющих телесно-двигательной культуры, подлежащих формированию в процессе занятий ритмической гимнастикой;

- музыке, как равноценной с двигательным компонентом составляющей ритмической гимнастики, еб эстетических ценностях, вариантах стиля для формирования и проявления музыкально-двигательной выразительности, развития духовно-ориентированных музыкально-двигательных способностей студенток;

- ритмической гимнастике^ телесной пластике и музыке, их интеграции в процессе подготовки и проведения занятий как условии формирования мотивированного и целенаправленного отношения занимающегося к формированию

" личностной телесно-двигательной культуры;

- психофгоиологических особенностях воздействия музыки на человека, взаимообусловленности музыкального и телесно-двигательного ритма при подборе музыки для занятий ритмической гимнастикой.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Определить содержательные особенности и взаимообусловленность двигательной пластичности, эстетичности и грациозности как составляющих телесно-двигательной культуры человека и показать потенциальные возможности ритмической гимнастики для их формирования.

2. Обосновать направления использования ритмической гимнастики, выделить основные действующие факторы ритмической гимнастики как средства физического воспитания и на основе их применения разработать методику формирования телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения в процессе физического воспитания.

3. Определить критерии оценки и экспериментально обосновать эффективность методики формирования телесно-двигательной культуры студенток в процессе занятий ритмической гимнастикой.

Общенаучной методологической основой исследования' явились: гуманитарные и естественнонаучные способы познания феноменов физической культуры и физической культуры личности, ей духовного компонента; принципы детерминизма как причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира; единство биологического, духовного и социального в телесности человека.

Конкретно-научной методологической основой исследования стали: обзорно-теоретический поиск и обзорно-критический анализ; гуманистический, ценностный и деятельный подходы к изучению процессов формирования духовного компонента физической культуры личности; принцип единства духовного и физического развития личности; принципы оздоровительной направленности и интеллектуализации физического воспитания.

Теоретической основой исследования стали взгляды, позиции, идеи в теории физической культуры (А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин, Ю.И. Николаев, H.H. Наталов, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, И.М. Быховская, Н.Х. Ха-кунов, К.Д. Чермит и др.); о физической культуре личности (М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, С.Н. Бегидова, Л.И. Лубышева, И.М. Быховская, В.И. Столяров и др.); о формировании ценностного отношения человека к собственной телесности как функции физического воспитания (В.К. Бальсевич, C.B. Дмитриев, С.П. Евсеев, В.В Приходько, Л.Н. Сляднева, В(И. Столяров и др.); о генезисе двигательной свободы (Л.С. Выгодский, A.B. Запорожец, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Сляднева, H.A. Фомина и др.); об органическом единстве физического, духовного, интеллектуального в развитии и совершенствовании человека (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, H.H. Визитей, М.Я. Виленский, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, Л.Н. Сляднева, К.Д. Чермит и др.); о теории телесной пластики (М. Фельденкрайз, Д.Д. Донской, Л.Н. Сляднева и др.); о ритмической гимнастике как оздоровительном и развивающем виде двигательной активности человека (К. Купер, Т.Е. Лисицкая, И.В. Веденеева, Е.Г. Попова, М.Ю. Ростовцева, Е.А. Астраханцев, В.Н. Курысь, H.H. Грудницкая, М.В. Захарова, Lara-Sen-Pol, J. Fonda, О. Kusminska, и др.); о теории, психофизиологическом и эстетическом воздействии музыки на человека (В.И. Петрушин, Р.И. Груббер, Н. Гродзенская, В.П. Анисимов, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д. Кемпбел и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная в нём совокупность теоретических положений и выводов содержит обоснование методики решения важной научной проблемы - формирования телесно-двигательной культуры студенток в процессе занятий ритмической гимнастикой. Существенными элементами научной новизны являются:

обоснованная идея о целесообразности формирования телесно-двигательной культуры студенток посредством развития пластичности, эстетичности и грациозности движений;

— установленные знания об особенностях взаимосвязи и взаимовлияния элементов телесно-двигательной культуры человека - пластичности движений, их эстетичности, грациозности и возможности их формирования в процессе занятий ритмической гимнастикой;

- обоснование сущностной характеристики ритмической гимнастики как вида двигательной активности с общепринятой возможностью оздоровительного, общеразвивающего и релаксационного воздействия на занимающегося; _

обоснование основных действующих факторов ритмической гимнастики как средства физического воспитания, таких как: ритм в музыке, ритм в телес-

ных движениях, их взаимодействие в едином комплексе педагогического воздействия;

- определение компонента формирования представлений об эстетических ценностях музыки как условия применения ритмической гимнастики в качестве средства формирования телесно-двигательной культуры студенток на занятиях по физической культуре;

- объяснение сущностных характеристик музыки как средства психофизиологического воздействия на человека в процессе занятий ритмической гимнастикой и на этой основе определение методических приемов выбора стилей музыки для построения композиций ритмической гимнастики;

- установленные признаки сформированное™ телесно-двигательной культуры студенток и предложенные способы её оценки;

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

- расширен диапазон знаний теории физической культуры путём введения но... вых знаний о взаимосвязи и взаимовлиянии семантической сущности категории «культура», её производных: «физическая культура», «физическая культура личности», «телесная и двигательная виды культуры» и расширения представлений о явлении «телесно-двигательная культура» и её дефиниции;

: - раепшрен диапазон знаний теории физического воспитания в части обоснования, состава эффективных средств организации внешнесредового воздействия путём определения потенциальных возможностей ритмической гимнастики и основных направлений её использования;

- теория и методика формирования личностной физической культуры дополнена

, идеей включения в её состав телесно-двигательной культуры человека, уточнениями её компонентного состава и объяснениями их иерархического взаимодействия;

- теория образования в области физической культуры расширена представлениями о безусловной целесообразности формирования системы знаний у студенток об избранном виде целенаправленной двигательной активности как базового условия появления мотивов и осознанных потребностей в постижении ценностей физической культуры; выполненное исследование свой теоретической основой создает предпосылки для перехода от гипотетичности формирования духовного компонента телесно-двигательной культуры студентки посредством определенного вида двигательной активности к реальному получению результата сформированное™ его элементов;

- методика физического воспитания студентов непрофильных вузов дополнена новыми задачами, методическими подходами к формирования физически

8

культурной и здоровой личности, а так же приемами оценки её уровней, обеспечивающихся учетом гендерных особенностей женского контингента студенчества.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют: конкретизировать процесс формирования телесно-двигательной культуры студентки посредством становления и развития пластичности её движений в процессе занятий ритмической гимнастикой; реально осуществлять процесс формирования телесно-двигательной культуры человека, её духовных компонентов - двигательной пластичности, эстетичности и грациозности, тем самым наполнить реальным содержанием реализацию принципа единства телесного и духовного как основы гуманизации процесса физического воспитания; придать процессу физического воспитания реально образовательный характер посредством целенаправленного формирования знаний о ритмической гимнастике, основах музыки, интеграции этих знаний, как условия появления мотивированного и осознанного отношения девушек к занятиям по формированию личностной телесно-двигательной культуры; реально и положительно влиять на появление и проявление телесно-двигательной пластичности студентки. Результаты исследований по научно-экспериментальному обоснованию и формированию телесно-двигательной культуры студенток докладывались на семинарах, научно-практических конференциях вузов Ставропольского края, публиковались в изданиях регионального, федерального и международного уровней, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК. Авторская методика формирования телесно-двигательной культуры внедрена в процесс физического воспитания ряда вузов, что подтверждают акты внедрения.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Телесно-двигательная культура, как составляющая физической культуры человека, представляется как взаимообусловленная совокупность черт и свойств личности, характеризующаяся сформированными" специальными знаниями, развитыми мотивационно-ценностными ориентациями, интегрированными в систематическую целенаправленную деятельность по двигательному и телесному самосовершенствованию, нормой здоровья, развитыми телесными и двигательными способностями на основе нравственно-ориентированных представлений об их функциональности, смыслообеспеченными и гармоничными двигательными действиями, соответствующими задачам направленной двигательной активности, приобретенными эстетическими ценностями в сфере телесных движений.

2. Ритмическая гимнастика, как средство физического воспитания, использующая в качестве основных действующих факторов ритм в музыке, ритм в телесных движениях, их комплексное взаимодействие, обладает высокими потен-

циальными возможностями для формирования телесно-двигательной культуры студенток непрофильных вузов, при этом основными направлениями использования ритмической гимнастики являются реализация её возможностей для оздоровительного, общеразвивающего и релаксационного воздействия на занимающегося, как средства и метода целенаправленного формирования духовных компонентов телесно-двигательной культуры, направленного развития двигательной пластичности, совокупное и интегрированное применение музыки и двигательных действий для формирования пластичности движений, их эстетичности, грациозности.

3. Методика формирования телесно-двигательной культуры студенток, основанная на системном применении средств ритмической гимнастики, интеграции двигательных ценностей ритмической гимнастики, телесной пластики, музыки и знаний о них является эффективной, так как обеспечивает позитивные изменения таких критериальных показателей, как: мотивация занятий; уровни развития физических качеств (по показателям силы, быстроты, устойчивости равновесия, подвижности в суставах); а так же когерентности, завершённости и выразительности движений.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью актуальности темы, исходных теоретических и методологических позиций, системным подходом к разработке темы в рамках сформулированной научной проблемы, результатами педагогического экспериментирования, единством общенаучных и конкретных методов научного познания, соответствующих объекту, предмету, цели, задачам исследования, его логике, репрезентативностью выборки испытуемых, качественным и количественным анализом экспериментальных материалов, статистической достоверностью результатов, согласованностью методологических характеристик работы, научных положений, основных выводов и результатов эксперимента; отсутствием противоречий между полученными результатами и имеющимися научно-теоретическими представлениями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на шестнадцати научно-практических конференциях регионального, федерального и международного уровней. Материалы исследования опубликованы в четырёх публикациях в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Авторская методика формирования телесно-двигательной пластичности студенток внедрена в процесс физического воспитания вузов, что подтверждено актами внедрения.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, научно-практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 195 страницах машинописного текста (в том числе приложения 18 страниц), иллюстрирован 10 рисунками, 14

таблицами. В список литературы включены 180 источников, из них 6 на иностранном языке.

Во введении представлено обоснование актуальности темы диссертации, дано авторское видение основных методологических позиций выполненного исследования; приводятся данные о научной новизне, теоретической и практической значимости результатов исследования, об апробации и внедрении полученных результатов; представляются положения, выносимые на защиту. В первой главе диссертации «Телесйо-двигательная культура человека и средства её формирования у девушек» рассматривается генезис понятия телесно-двигательной культуры, сущность этого явления, его феноменальность, уточняется дефиниция понятия телесно-двигательной культуры. Здесь же анализируются компоненты физической культуры личности и телесно-двигательной культуры человека. Изложена сущность дефиниции, взаимосвязь понятий: двигательная пластичность, эстетичность, грациозность как духовных составляющих телесно-двигательной культуры человека. Ритмическая гимнастика представлена как вид двигательной активности с высоким потенциалом для формирования телесно-двигательной культуры студента. Кроме того, представлены аналитические сведения о соотношении ритма в музыке и ритмической гимнастике, рассмотрены эстетические ценности в содержании музыки, их функции. Во второй главе «Методы, организация и диагностический инструментарий исследования» излагается сущность методов и особенности организации исследования, даны процессуальные критерии и показатели успешности формирования телесно-двигательной культуры студентов, представлены методы обработки и анализа экспериментальных сведений. В третьей главе диссертации «Экспериментальное обоснование эффективности методики формирования телесно-двигательной культуры девушки-студентки средствами ритмической гимнастики» излагаются теоретические основания для разработки методики, определяется содержание и методика процесса формирования телесно-двигательной культуры девушек-студенток средствами ритмической гимнастики, интерпретируются основные результаты педагогического экспериментирования. В разделе «Заключение» даны результаты ретрорефлексии автора по осуществленному исследованию, приводится оценка решения задач по разработке темы диссертации, аргументируется степень достижения цели научного познания, предложены -перспективы развития выделенного научного направления, сформулированы основные выводы и научно-практические рекомендации.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Познание взаимосвязи и взаимовлияния семантической сущности категории «культура» её производных «физическая культура», «физическая культура личности», «телесная культура» и «двигательная культура» позволило расширить представление о дефиниции «телесно-двигательная культура», уточнить и сформулировать следующее, отражающее её понятие. Телесно-двигательная культура, как составляющая физической культуры человека, представляется как взаимообусловленная совокупность черт и свойств личности, которая характеризуется сформированными специальными знаниями, развитыми мотивационно-ценностными ори-ентациями, интегрированными в систематическую целенаправленную деятельность по двигательному и телесному самосовершенствованию, нормой здоровья, развитыми телесными и двигательными способностями на основе нравственно-ориентированных представлений об их функциональности, смыслообеспеченными и гармоничными двигательными действиями, соответствующими задачам направленной двигательной активности, сформированными эстетическими ценностями сферы телесных движений.

Феноменальность телесно-двигательной культуры как явления определяется обобщенной совокупностью признаков, отражающих преемственность и взаимосвязь физической культуры, физической культуры личности и телесно-двигательной культуры. Специфическими признаками феноменальности телесно-двигательной культуры являются: целостность и взамообусловленность интеллектуального, телесного и двигательного компонентов; наличие процесса и результата воздействия средствами физической культуры на биологическую сущность человека с целью развитая двигательных споссбкостзй н культуры телесных движений; формирование и проявление смысла и целеполагания двигательной активности, овладение способами благотворного воздействия на свою духовность и телесность; формирование компонентов духовности и, в частности, эстетики целенаправленных движений; творческое самораскрытие в обладании культурой телесных движений, реализация ценностных ориентации в действиях, связанных с искусством движений; развитие взаимосвязи потребностей и способностей при формировании и проявлении культуры телесных движений; ингегрированностъ ценностей телесной и двигательной видов культуры человека.

Развитие представлений о телесно-двигательной культуре, а с этим и научное обеспечение процесса формирования телесно-двигательной культуры, на что направлена данная работа, предполагает изучение и осознание содержательных особенностей её составляющих и безусловный учёт при создании педагогических технологий.

Духовный компонент физической культуры личности, духовность как её свойство, требует к себе особого и повышенного научно-познавательного внимания как непременного условия реализации в процессе физического воспитания молодёжи принципа формирования в человеке органического единства телесно-двигательной и духовной составляющих личностной физической культуры. Духовность, определяющая интеллектуальную природу, сущность человека, его внутренний и нравственный мир, целесообразно считать вектором телесно-двигательного совершенствования в процессе физического воспитания, самообразования, самосовершенствования. Сущность духовности, определяющей внутренний мир, нравственность человека, его интересы, запросы, устремления, проявление его аффективно-эмоциональной сферы позволяет считать популярный вид двигательной активности ритмическую гимнастику, по её специфическим признакам, перспективной сферой формирования духовно-нравственного компонента физической культуры личности посредством развития телесно-двигательной пластичности, эстетичности, грациозности, на основе гармоничной интеграции упражнений ритмической гимнастики и музыки.

Духовный потенциал девушки студентки в аспекте её личностной физической культуры, одухотворенность телесности во многом определяется такими родственными составляющими как телесно-двигательная пластичность, эстетичность, грациозность. Несомненность отмеченной позиции заключается в логической формуле, в соответствии с которой выпускница вуза, специалист в любой сфере деятельности, особенно в педагогической, должна воплощать в себе гармонию общего и профессионального интеллекта, телесно-двигательной пластичности, эстетичности и грациозности, устремленности к идеалу современной женщины. Гармония сущностных составляющих этих компонентов приближает человека, и в первую очередь женщину, к телесно-двигательному идеалу. Это тем более важно с позиций возможностей невербального общения будущего педагога со своими учениками или коллегами.

Телесно-двигательная пластичность представляется как способность, свойство человека отражать ценности двигательной пластики. В соответствии с теорией телесно-двигательной пластики, её системообразующим фактором является переживание, поскольку основным продуктом, результатом в сфере двигательного искусства является катарсис как внутреннее переживание и очищение человека не только как созерцателя, но и как исполнителя упражнения. В связи с этим, появляются основания полагать, что ритмическая гимнастика может быть и средством формирования духовности личности, и, что общепризнанно, способом физической реабилитации и формирования здоровья.

Компетентность, грамотность педагога и занимающегося формированием

телесной пластики заключается в совокупности двух аспектов знаний об этой сфере. Первый аспект характеризуется знаниями об основополагающем средстве целенаправленной двигательной активности, к примеру, о ритмической гимнастике и ее возможностях формирования двигательной пластичности. Вторая сторона знаний определяется осознанно воспринимаемым извне двигательным опытом, познанием двигательной действительности, овладением искусством движений, его владением.

Теория телесно-двигательной пластики действительна и для сферы ритмической гимнастики, представляющей собой модель, гипотетически отражающей «прорастание» механики двигательных действий в чувственный мир исполнителя, накопление ценностей искусства даижений и передачи их в мир бытия,' культуры. Телесно-двигательная пластичность представляет собой свойство, способность человека отражать ценности двигательной пластики. Важнейшей ценностной характеристикой пластичности является эстетичность, красота движений. В соответствии с теорией телесно-двигательной пластики, грациозность есть частный случай проявления эстетического. Грациозность, как составляющая эстетичности движений, есть и собственное исполнительское чувственное восприятие движений и то, что воспринято созерцателем. Для ритмической гимнастики в большей степени характерно первое, а если иметь ввиду субъект - субъектные отношения преподавателя и занимающегося - то и перцепт, как взаимопонимание и познание партнеров по общению. Полагаем, что помимо этого, грациозность есть проявление высшей степени эстетичности в движениях, вектор идеала телесно-двигательной сущности женщины вообще и, в частности, педагога. Формирование пластичности двигательного действия, его высших форм проявления как эстетичность и грациозность, есть не что иное, как приобретение и совершенствование двигательной компетентности занимающегося. Осуществление отмеченного в процессе занятий ритмической гимнастикой должно основываться на осознанном отношении обучаемого к развитию собственной двигательной компетентности и возможности для реализации потребности индивида в персонализации через собственное двигательное действие.

В теории современной ритмической гимнастики целесообразно выделить направление её развития и воздействия, связанное с формированием эстетичности, а также таких составляющих как чувство ритма, музыкальность, танцевальность, пластичность, грациозность, как сущностных характеристик духовного компонента телесно-двигательной культуры молодого человека. Проведённые к настоящему времени научно-экспериментальные диссертационные исследования преимущественно посвящены познанию особенностей применения ритмической гимнастики в возрастном аспекте, её применению как средства релаксации, улучшения здоро-

вья и повышения работоспособности. Целенаправленному исследованию проблемы формирования элементов духовности телесно-двигательной культуры человека практически не уделялось внимания.

Для эффективного формирования телесно-двигательной пластичности, эстетичности в процессе занятий ритмической гимнастикой целесообразно выполнять упражнения в форме музыкально-двигательных композиций, основанных на тщательном и творческом подборе стиля музыки и телесно-двигательного содержания, приведении этих компонентов к органическому единству и взаимообусловленности.

Применение музыки при проведении занятий по ритмической гимнастике носит преимуществешго характер ритмичного сопровождения выполняемого упражнения, что не раскрывает потенциал музыки как вида искусства, отражающего органичность соотношения и формирования физического и духовного в человеке. Видимо, это связано с недооценкой значимости элементарной музыкальной грамотности педагогами и, следовательно, занимающимися. Имеющиеся в литературе сведения о формировании чувства ритма, музыкальности, пластичности, грациозности носят рекомендательный, гипотетический характер, что, па наш взгляд, не позволяет достаточно полно использовать ценности ритмической гимнастики для формирования телесно-двигательной культуры человека. Чувство музыкального ритма в своей основе имеет моторную и эмоциональную природу. Двигательные действия являются не только результатом, но и условием ритмического переживания. В то же время активный, действенный характер любого музыкально-ритмического переживания, как правило, продуцируется в ритмичной моторике. Восприятие музыкального ритма неизменно является процессом и результатом слухо-двигательных проявлений, что находит безусловное и концентрированное отражение в специфике ритмической гимнастики. Музыкально-ритмический акцент, как проявление своеобразной звуко-музыкальной активности, естественно, реализуется в акцентированных телесно-двигательных реакциях, что является одним из оснований для проявления музыкально-ритмической активности в ритмической гимнастике. Музыкально-ритмическое чувство, проявляемое в сфере двигательной активности человека, характеризуется как способность активно отражать в движениях свои переживания, содержание музыки и таким образом чувствовать эмоциональную выразительность развития во времени музыкально-ритмического движения. Отмеченные суждения и положения имеют безусловное отношение к ритмической гимнастике, поскольку ритмичное телесное движение, выполняемое на фоне и в связи с музыкой, должно являться не просто результатом, а условием ритмического и эмоционального переживания музыкального и моторного ритма как носителя эмоционально-содержательного компонента музы-

ки. На этом основывается психофизиологическое взаимодействие ритмического телесного движения и музыкального ритма. Изложенными выше принципами и положениями определяется ценностная сущность гармоничного синтеза ритмических телесных движений и содержания музыки как равноценных компонентов музыкально-ритмических телесно-двигательных упражнений, объединенных композицией упражнений ритмической гимнастики.

Эстетические ценности музыки (чувства, переживания, эмоции, настроение) передаются человеку в процессе её восприятия, которое в свою очередь зависит от уровня его развитости. Восприятие музыки, оценка её эстетического содержания тесно связаны с развитостью музыкальных способностей человека, что проявляется в процессе и результате многократного прослушивания мелодии. Глубина и тонкость музыкального восприятия зависит не только от врожденных характеристик органов слуха, но и от социального опыта восприятия аудио-интонационной информации.

Конкретной единицей познания эстетических ценностей содержания музыки является целостный психический акт отражения субъектом (занимающимся) объективных характеристик музыки, включающий единство рационального (интеллектуального) и эмоционального (аффективного) компонентов. Каждый из компонентов может выступать в качестве доминирующего в зависимости от специфики музыки и мотивов познания. Специфика деятельности преподавателя и его учеников в ритмической гимнастике характерна приоритетом аффективного, эмоционального компонента определения и усвоения эстетических ценностей музыки. Познание эстетических ценностей содержания музыки предполагает элементарное владение структурой музыкального языка, изучение его средств выразительности и формирование на этой основе вкусов и предпочтений преподавателя и занимающегося.

Классическую музыку, как исторически приоритетно значимую в формировании духовности, эстетичности в человеке, весьма целесообразно принимать в качестве модели познания ценностей, что может являться педагогическим основанием для изучения и определения ценностей популярной музыки как избирательного средства ритмической гимнастики. Одной из основ представлений о познании эстетических ценностей в содержании музыки целесообразно считать процесс и результат формирования элементарной музыкальной грамотности педагога и ученика.

Психофизиологическое воздействие музыки на занимающихся ритмической гимнастикой характерно восприятием времени и музыкального ритма, в основе чего лежит условно-рефлекторная деятельность ЦНС, процессы возбуждения и торможения, носящие волнообразный ритмический характер. Существует тесная вза-

имосвязь слуховых (музыкальных) и мышечных ощущений, на чём основывается идентичность психофизиологических основ восприятия музыкального ритма и отображённого ритма телесных движений.

Чувство музыкального ритма, имеющее моторную и эмоциональную природу, основанную на восприятии выразительности музыки, характеризуется способностью человека активно переживать, отражать телесными движениями содержание музыки и, таким образом, чувствовать эмоциональность, выразительность звучащей музыки. Успех в развитии чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях зависит от оптимального соотношения процессов возбуждения и торможения, вызываемых характером музыки, музыкальным ритмом. Оптимальность этих процессов характеризуется их силой, уравновешенностью, подвижностью.

Психофизиологическая сущность воздействия музыки на занимающихся заключается в следующем:

- ритм музыки предопределяет характер ритмических телесных движений, что позволяет считать музыку паритетным компонентом комплекса-композиции упражнений ритмической гимнастики;

- музыка в сочетании с упражнениями при верном их подборе может оказывать существенное положительное влияние на системы и функции организма;

- с психофизиологической точки зрения музыка стилей «хеви-металл», «тяжёлый рок», «рок-н-ролл» действует разрушающе не только на ЦНС, но и на другие жизнеобеспечивающие системы и функции организма и является неприемлемой как компонент ритмический гимнастики.

Музыка, как составляющая ритмической гимнастики, содержит в себе мощный потенциал психофизиологического, эмоционального воздействия с эстетическим эффективным средством гармонизации личности занимающегося ритмической гимнастикой. Знания о психофизиологических особенностях воздействия музыки на организм занимающегося, полученные целенаправленно в процессе занятий ритмической гимнастикой, могут предопределять осознанность и эффективность применения её средств в целях, как формирования пластичности движений, так и оздоровления организма.

Целенаправлетия гармоничная интеграция телесно-двигательных ценностей ритмической гимнастики и музыки возможна при условии подбора эстетически выдержанной в соответствии с ритмовым и содержательным характером упражнений. Музыка в занятиях ритмической гимнастикой не может нести только-функцию сопровождения движений. Она должна определять сущность двигательных действий, быть средством формирования и проявления музыкально-

двигательной выразительности, развития духовно ориентированных музыкально-двигательных способностей девушки студентки.

К основным принципам подбора музыки для комплекса-композиции ритмической гимнастики целесообразно относить:

- предварительное неоднократное прослушивание музыки занимающимися, обсуждение её характерных особенностей, ритмо-художественных ценностей с коллегиальным решением по применению, что предполагает предварительную музыкальную подготовленность студенток, целенаправленно сформированную в процессе занятий ритмической гимнастикой;

- подбор музыки педагогом для безусловного применения (без случайной альтернативы), обязательное разъяснение занимающимся ритмо-художественных ценностей музыки на основе элементарной компетентности в этой области;

- подбор музыки с учетом её терапевтического, релаксационного воздействия на организм;

- подбор и применение в рамках одного комплекса-композиции ритмической гимнастики музыки одного стиля, соответствующего решению определённой задачи формирования эстетичности занимающихся, их духовности;

- создание музыкального комплекса, содержащего фрагменты мелодий одного стиля или различных музыкальных стилей, включая классическую музыку, мелодии балетов, их оранжировки, эстрадную интерпретацию, танцевальные мелодии джаза, блюза, румбы, маранги, маккарены, народных танцев;

- психофизиологическую неприемлемость применения в процессе проведения ритмической гимнастики агрессивных стилей музыки («металл», «тяжелый рок» и подобных им).

Экспериментальная методика основывалась на реализации методических особенностей разработанной автором программы формирования телесно-двигательной культуры девушек студенток, которая состояла из трёх частей: теоретической, практической, контроля качества подготовленности участников эксперимента.

Педагогический эксперимент проводился в соответствии с правилами, характерными для научного направления 13.00.04, что показано в третьем разделе диссертации. Эксперимент осуществлялся на модели однородных опытной и экспериментальной групп. Состояние количественных и качественных особенностей сформированное™ телесно-двигательной культуры девушек оценивалось на основе первичного и вторичного срезов экспериментальных данных по восьми показателям зависимых переменных педагогического формирования (табл. 1).

Таблица 1.

Результаты статистической обработки экспериментальных данных

Экспериментальная переменная Первичный срез данных Итоговый срез данных

М±а (контр, группа) , М±о (экспер. группа) критерий М±а (контр, группа) М±а (экспер. ■ группа) критерий

1. Мотивация 2,81+1;14: 2,85+1,03 0,11 3,22+1,1Ъ 3,81+0,74 2,35"

2. Силовая подготовленность 2,81+1,08 2,93+1,11 0,09 3,04+1,09 3,52+0,94 1,95*

3. Скоростная подготовленность 2,67+1,04 2,85+1,06 0,28 3,00+1,00 3,78+0,89 2,69**

4. Устойчивость равновесия 3,19+1,14 3,00±1,11 0,21 3,22+1,09 3,33±1,00 0,45

5. Подвижность в суставах 2,78+1,15 2,93+1,14 0,17 2,85+1,17 3,59+1,01 2,79**

6. Когерентность движений 2,37+1,04 2,81+1,14 0,18 3,37+1,08 3,7+0,91 1,51

7. Завершенность действия 2,26+0,81 2,41+1,05 0,11 2,81+1,04 4,00+0,92 5,38'"

8. Выразительность действия 2,22+0,85 2,26+0,86 0,23 2,56+1,01 3,96+0,9 5,58***

Примечание: знаком (.*) выделены достоверные различия при р < 0,05;

(**) - при р < 0,01; (***) - при р < 0,001

Анализ результатов итогового среза данных экспериментирования (табл. 1) показал, что в процессе применения общепринятой методики проведения занятий по ритмической гимнастике, а также при реализации авторского подхода в экспериментальной группе, в среднем, темп изменения зависимых переменных характерен приращением. В то же время, в экспериментальной группе, в соответствии с I-критерием Стьюдента, приращение значимо выше (р < 0,5), кроме показателя 4.

Эффективность применения авторской методики определяется выраженной положительной динамикой усиления корреляционных связей, установленных в результате педагогического экспериментирования между следующими тестовыми показателями:

- мотивацией занятий ритмической гимнастикой и когерентностью движений (гху = 0,66; р< 0,01);

- мотивацией занятий ритмической гимнастикой и завершенностью двигательных действий (гху = 0,796; р < 0,01);

- мотивацией занятий ритмической гимнастикой и выразительностью двигательных действий (гху = 0,688; р < 0,01);

- завершенностью и выразительностью двигательных действий (гху - 0,605; р < 0,01).

Применение экспериментальной методики формирования телесно-двигательной культуры девушек студенток непрофильного высшего учебного заведения показало, что силовая и скоростная виды их подготовленности, когерентность телесных движений занимающихся значимо влияют на завершенность и выразительность двигательных действий (р < 0,05).

Результаты педагогического экспериментирования подтвердили эффективность авторского подхода к формированию телесно-двигательной культуры девушки-студентки, основанного на методике реализации специально разработанной программы ритмической гимнастики.

Выводы

1. Телесно-двигательная культура, как составляющая физической культуры человека, представляется как взаимообусловленная совокупность черт и свойств личности, которая характеризуется сформированными специальными знаниями, развитыми мотивационно-ценюстными ориентациями, интегрированными в систематическую целенаправленную деятельность по двигательному и телесному самосовершенствованию, нормой здоровья, развитыми телесными и двигательными способностями на основе нравственно-ориентированных представлений об их функциональности, смыслообеспеченными и гармоничными двигательными действиями, соответствующими задачам направленной двигательной активности, приобретенными эстетическими ценностями в сфере телесных движений.

2. Феноменальность телесно-двигательной культуры как явления определяется обобщенной совокупностью признаков, отражающих преемственность и взаимосвязь физической культуры, физической культуры личности и телесно-двигательной культуры. Специфическими признаками телесно-двигательной культуры являются: целостность интеллектуального, телесного и двигательного компонентов; наличие процесса и результата воздействия средствами физической культуры на биологическую сущность человека с целью развития двигательных способностей и культуры телесных движений; формирование и проявление смысла и целеполагания двигательной активности, овладение способами благотворного воздействия на свою телесность; формирование компонентов духовности и, в частности, эстетики целенаправленных движений; творческое самораскрытие в обладании культурой телесных движений, реализация ценностных ориентации в действиях, связанных с искусством движений; развитие взаимосвязи потребностей и способностей при формировании и проявлении культуры телесных движений; интегрированность ценностей телесной и двигательной видов культуры человека.

3. Телесно-двигательная культура человека, ее феноменальность, системность, структура, составляющие, находятся в настоящее время в стадии научного осмысления и избирательного познания. Наименее научно обоснованы сущность, содержание духовного компонента физической культуры личности и процесс его формирования. В то же время духовность, определяющую интеллектуальную природу, сущность человека, его внутренний и нравственный мир целесообразно считать одним из векторов телесно-двигательного совершенствования в процессе физического воспитания.

4. Сущность духовности моторной сферы, определяющей внутренний мир, запросы, устремления, проявление его аффективной сферы, позволяет считать ритмическую гимнастику, как вид двигательной активности, основанный на искусстве движений, действенным средством и методом формирования духовных компонентов его телесно-двигательная культуры. Специфическими признаками духовности телесно-двигательной культуры студентки целесообразно считать:1) телесно-двигательную пластичность, 2) эстетичность, 3) грациозность, представленные в иерархической значимости на основе их взаимообусловленности, сущности дефиниций и логики преемственного формирования. Приоритетной в познании и развитии представляется телесно-двигательная пластичность, сформирован-ность которой определяет знаниевую и содержательную сущность эстетичности и высшей степени её проявления - грациозности.

5. Специфика ритмической гимнастики, как вида целенаправленной двигательной активности, основанной на искусстве движений, содержит в себе возможности для комплексного решения задач оздоровительного характера и формирования телесно-двигательной пластичности, как базового компонента одухотворенности движений, посредством применения совокупности средств гимнастики, телесной пластики, музыки и знаний о них, что позволяет использовать их как средства целенаправленного формирования духовных компонентов телесно-двигательной культуры.

6. Средства ритмической гимнастики, как вида двигательной активности, целесообразно использовать для обеспечения возможностей оздоровительного, общеразвивающего и релаксационного воздействия на занимающегося, грациозности, как средство и метод целенаправленного формирования духовных компонентов телесно-двигательной культуры посредством развития двигательной пластичности.

7. Музыкально-ритмическое чувство имеет в своей основе моторную и эмо-„ циональную природу и характеризуется, как способность человека активно отражать телесными движениями переживания сущности музыки. Ритмические двигательные действия являются результатом и условием ритмического переживания

музыкального ритма. Музыкально-ритмический акцент как проявление звуко-музыкальной активности реализуется в акцентированных телесно-двигательных реакциях, что является основой музыкально-ритмической и телесно-ритмической активности в процессе выполнения упражнений ритмической гимнастики. Ритмичное движение, выполняемое на фоне и в связи с характером музыки, является результатом и условием ритмического эмоционального переживания занимающейся музыкального ритма как носителя эмоционально-содержательного компонента музыки. Ритм музыки предопределяет характер ритмических телесных движений, что позволяет считать музыку равноценной с двигательным компонентом комплекса-композиции упражнений ритмической гимнастики. В силу изложенного выше, направлением формирования духовных компонентов телесно-двигательной культуры является совокупное и интегрированное применение музыки и двигательных действий для формирования пластичности движений, их эстетичности, грациозности.

8. Психофизиологическое воздействие музыки на человека, занимающегося ритмической гимнастикой, характерно восприятием времени и музыкального ритма, в основе чего лежат: условно-рефлекторная деятельность центральной нервной системы, процессы возбуждения и торможения, носящие волнообразный характер. Идентичность психофизиологических основ восприятия музыкального ритма и отображения ритма телесными движениями основывается на тесной взаимосвязи слуховых (музыкальных) и телесных (мышечных) ощущений.

9. С психофизиологической точки зрения музыка стилей «хеви-металл», «тяжелый рок», «рон-н-рол», сопровождающая упражнения ритмической гимнастики, при продолжительном воздействии на человека действует на центральную нервную систему и другие жизнеобеспечивающие системы и функции организма разрушающе, что неприемлемо для решения задач оздоровительной и эстетической направленности.

10. Эстетические ценности музыки (чувства, переживания, эмоции, настроение) передаются человеку в процессе восприятия музыки, которое зависит от уровня общей музыкальной подготовленности занимающейся. Многократное прослушивание и анализ содержания музыки может быть непременным условием развития музыкальных способностей студентки. Конкретной единицей познания занимающейся эстетических ценностей содержания музыки является целостный психологический акт отражения субъектом (занимающейся) объективных характеристик музыки, включающей единство рационального (интеллектуального) и эмоционального (аффективного) компонентов. Специфика деятельности преподавателя и учеников в сфере современной ритмической гимнастики характерна при-

оритетом аффективного, эмоционального компонента при определении эстетических ценностей музыки и последующего их усвоения.

11. Методика формирования телесно-двигательной культуры студенток, основанная на системном применении средств ритмической гимнастики, интеграции двигательных ценностей ритмической гимнастики, телесной пластики, музыки и знаний о них является эффективной, что доказывается позитивными изменениями таких критериальных зависимых переменных, как мотивация; силовая подготовленность; скоростная подготовленность; устойчивость равновесия; подвижность в суставах; когерентность движений; завершенность действия; выразительность действия.

12. Изложенное выше позволяет утверждать, что цель достигнута, задачи реализованы, а рабочая гипотеза оказалась верной.

Научно-практические рекомендации

1. Целенаправленное формирование педагогом телесно-двигательной культуры студентки должно основываться на представлениях обучаемых: о сущности понятий и явлений «физическая культура», «физическая культура личности», «телесно-двигательная культура», об их взаимосвязи и соотношении, о духовном й телесно-двигательном компонентах физической культуры личности; о ритмической гимнастике с ей специфическими признаками духовности: двигательной пластичности, эстетичности, грациозности; о ритмической гимнастике как интеграторе телесно-двигательных и музыкальных ценностей телесяо-двигательиой культуры человека; о музыкальном ритмическом чувстве.

2. С психофизиологической точки зрения музыку в стиле «хэви-металл», «тяжелый рок», «рок-н-рол» следует считать неприемлемой для применения в процессе формирования телесно-двигательной пластики я в целом в ритмической гимнастике, в связи с разрушающим действием на нервную систему и другие жизнеобеспечивающие системы и функции организма занимающегося.

3. Предварительное и неоднократное прослушивание музыкального сопровождения, избранного для комплекса-композиции ритмической гимнастики, следует считать непременным условием познания студентами эстетических ценностей музыки (эмоции, чувства, переживания, настроение), как основы их последующего отражения в собственных телесных движениях. При подборе музыки для комплексов-композиций ритмической гимнастики преподавателю и занимающимся целесообразно руководствоваться приоритетом не только эмоционального компонента музыки, но и её интеллектуального содержания.

4. Сформированность телесно-двигательной культуры девушки-студентки целесообразно оценивать по признакам: наличия и проявления знаний в этой сфере, устойчивых мотивов и потребностей в целенаправленных занятиях ритмической гимнастикой; сформированное™ двигательной пластичности, проявляемой в пластичных двигательных действиях кистью, рукой, двумя руками, телом, их проявления в процессе выполнения тестовых комплексов-композиций ритмической гимнастики.

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

1. Курысь В.Н. Телесно-двигательная пластика как феномен физической культуры / В.Н. Курысь, Р.В. Гзирьян // Научный журнал:Современные проблемы науки и образования (рецензируемый журнал, электронный ресурс). Москва: РАЕ, 2013. - № 6; URL: http://www.science-education.ni/l 13-11490

2. Курысь В.Н. Ритмическая гимнастика как средство и метод формирования составляющих духовного компонента физической культуры личности / В.Н. Курысь, Р.В. Гзирьян // Научный журнал: Фундаментальные исследования (рецензируемый журнал). Москва: РАЕ, 2013. - № 11 (4) С. 772-777.

3. Курысь В.Н Ритм в музыке и ритмической гимнастике / В.Н. Курысь, Р,В. Гзирьян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта (рецензируемый научно-теоретический журнал). Санкт-Петербург: 2014. - № 5 (111) С. 82-87.

4. Курысь В.Н. Музыка как средство психофизического воздействия и; гармонизации личности занимающегося ритмической гимнастикой / В.Н. Курысь, Р.В. Гзирьян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Вып. 3. - Майкоп: Изд-во АГУ. - 2014. - С. 136-143.

Статьи, опубликованные в других изданиях

1. Гзирьян Р.В. Исследование эффективности самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом / Р.В. Гзирьян // Актуальные проблемы и тенденции развития гуманитарных, естественных и точных наук: материалы II международной научно-практической конференции. Георгиевск: НГГТИ, 2010. - С. 296-299.

2. Гзирьян Р.В. Двигательная активность работоспособность и здоровье человека / Р.В. Гзирьян // Современное профессиональное образование в России: материалы I международной научно практической конференции. Георгиевск: НГГТИ, 2010. - С. 293-298.

3. Гзирьян Р.В. Влияние природных и социальных факторов на здоровье человека / Р.В. Гзирьян // Физическая культура, спорт, здоровье и культура безопасности жизнедеятельности: сборник научных трудов по материалам IV международной научно-практической конференции. Георгиевск: НГГТИ, 2011. - С. 1117.

4. Гзирьян Р.В. Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста / Р.В. Гзирьян // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. Георгиевск: НГГТИ, 2012. -С. 84-86.

5. Гзирьян Р.В. Некоторые вопросы из истории ритмической гимнастики / Р.В. Гзирьян // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. Георгиевск: НГГТИ, 2012. - С. 81-84.

6. Гзирьян Р.В. Духовность как компонент структуры физической культуры личности / Р.В. Гзирьян И Научный Вестник: материалы Международной научно-практической конференции 27-30 сентября 2013 г.; Белек, Турция: 2013. -№4.-С. 327-330.

7. Гзирьян Р.В. Физическая культура и телесно-двигательная культура личности / Р.В. Гзирьян // Научный Вестник: материалы Международной научно-практической конференции 27-30 сентября 2013 г.; Белек, Турция: 2013. - № 4. -С. 323 - 326.

8. Гзирьян Р.В. Эстетические ценности в содержании музыки / Р.В. Гзирьян // Наука в контексте модернизации России: материалы Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27-28 февраля 2014 г.; Владикавказ, Северная Осетия: Изд-во «Северокавказское издательство МИЛ», 2014/№ 1. - С. 177-183.

9. Гзирьян Р.В. Значение ритма в музьгее/ Р.В. Гзирьян//Наука в контексте модернизации России: материалы Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27-28 февраля 2014 г.; Владикавказ, Северная Осетия: Изд-во «Северокавказское издательство МИЛ», 2014. -№ 1. -С. 170-176.

10. Денисенко B.C. Специальная физическая подготовка и фитнес в процессе формирования профессионального здоровья будущих педагогов / B.C. Дени- _ сенко, Р.В. Гзирьян // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. -Тамбов: 2014, часть 10. - С. 59-61.

11. Гзирьян P.B. Эффективность авторской программы формирования телесно-двигательной пластичности студенток в процессе занятий ритмической гимнастики в рамках физического воспитания в педагогическом учебном заведении / Р.В. Гзирьян // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 212-218.

12. Денисенко B.C. Проблема конкурентоспособности бакалавров физической культуры в контексте современных процессов модернизации образования / Денисенко B.C., Гзирьян Р.В // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности: сборник научных трудов. 22 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 86-89. :

13. Курысь В.Н. О возможностях формирования профессионального здоровья будущих педагогов / Курысь В.Н., Денисенко B.C., Гзирьян Р.В. // Материалы докладов III международной научно-практической конференции «21 век: фундаментальная наука и технологии» 23.01.14 - 24.01,14, г. Москва, - научно-издательский центр «Академический», - 2014. - №2. - С. 57-60.

14. Денисенко B.C. Принцип системности физической подготовки студента педагогического учебного заведения как условие укрепления его здоровья / B.C. Денисенко, Р.В. Гзирьян // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы Ш Международной научно-практической конференции. 24.04.2014. - 25.04.2014, CreateSpace, North Charleston, SC, USA 29406, -2014,-№2.-С. 75-78.

15. Гзирьян P.B. Музыка как средство эстетического воспитания студентов педагогических специальностей в процессе занятий ритмической гимнастикой / Р.В. Гзирьян, B.C. Денисенко // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы III Международной научно-практической конференции. 13.03.2014-14.03.2014, CreateSpace, North Charleston, SC, USA 29406, -2014. C. 83-88.

16. Курысь В.Н. Физическое упражнение как системообразующий фактор двигательной активности человека / В.Н. Курысь, B.C. Денисенко, Р.В. Гзирьян // Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Всероссийской научно-практичекой конференции, посвященной 75-летию со дня рождения Якуба Камболетовича Коблева (1939-2012), 2427 декабря 2014. - С. 127-135.

Гзирьян Рубен Вячеславович

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОК НЕПРОФИЛЬНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано в печать 01.07.2015г. Формат 60x84 1/16. Усл. п. л. 1,45 Бумага офсетная. Заказ 1217. Тираж 500 экз.

Отпечатано в типографии «Алькор». ИП Бгтнный М.И. 357820, Россия, Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Речная, 39а.