Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей

Автореферат по педагогике на тему «Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Каледин, Олег Петрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей"

На правах рукописи

Каледин Олег Петрович

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Специальность 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

16 МАЙ 2013

Москва 2013

005059416

Диссертация выполнена в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре культурно-досуговой деятельности

Научный руководитель:

Тихоновская Галина Станиславовна.

кандидат педагогических наук, доцент

Официальные оппоненты: Бутов Александр Юрьевич,

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории литературы Института художественного образования Российской академии образования;

Герасимова Юлия Александровна,

кандидат педагогических наук, зав. отделением современного танца Московского областного колледжа искусств

Ведущая организация:

Орловский государственный институт искусств и культуры

Защита состоится « 27 » мая 2013 г. в « 10:00 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный/ университет культуры и искусств». ,

Автореферат размещен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств ЬИр://ту\у.таи1а .ги и на сайте Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru.

Автореферат разослан « 27 » апреля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета кандидат педагогических наук

Ю.А. Акунина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена глубинными процессами, происходящими в России во всех областях жизни общества.

В этих условиях главной потребностью общества становится формирование личности, гармонично сочетающей в себе развитую культуру речи с творческими способностями к хореографическому творчеству, которые объединяют большую часть участников творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей. Важнейшей чертой участников хореографических коллективов является способность к поиску яркого образного решения конкретной программы, в которой возможно использование средств естественного (живого) языка, владение выразительностью, точностью и доходчивостью словесного действия, культурой действия. Наличие культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей становится не только потребностью времени, но и расширением технологических возможностей воспитательного воздействия в трех сферах: мыслительной, поведенческой, эмоциональной.

Однако, как показывает практика, в настоящее время отсутствуют специальные исследования этой проблемы с позиций аксиологического подхода. Развитие культуры речи у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей сегодня пока зачастую порождает безликость и унифицированность многих хореографических замыслов и их воплощения на сценических площадках. Это актуализирует необходимость усиления в содержании деятельности участников этих коллективов знаний, умений и навыков в области танца и сценической пластики и культуры речи.

Проведенный анализ показывает, что типичным недостатком практики является невостребованность культуры речи у участников хореографических коллективов, которая отсутствует в шкале оценок потому, что сложность процесса определяется его многообразием, которое, в свою очередь, связано с многообразием направлений и многообразием проблем вышеуказанных направлений.

Актуальность исследования обостряется как падением культуры речи во всех видах и жанрах речевого искусства, так и в хореографическом искусстве, которое не может решать творческие задачи без речевого действия.

Анализ показывает, что в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей г. Москвы 68% имеют речевые дефекты, 59% - используют уличный жаргон. Поэтому культура речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей требует очень серьезной и кропотливой работы, а тем более в формировании потребностей и мотивации и в их удовлетворении. В период создания пластико-хореографических программ наиболее ясно видно, что для развития личности необходимо эффективно овладевать культурой речи,

чтобы успешнее решать хореографические задачи, связанные с возможностью воздействовать словом, создавая художественные образы как во всевозможных динамичных движениях, так и в сценарно-режиссерском решении культурно-творческой программы с хореографической конструкцией с позиций аксиологического подхода.

Актуальность исследования подтверждает многолетняя педагогическая деятельность и наблюдения за уровнем развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, фиксирующие необходимость аксиологического подхода. Формирование речевого мышления, интеллектуального развития, вербальной коммуникации почти у 73% участников хореографических коллективов не совпадает с уровнем, необходимым для членов креативно-информационной цивилизации.

Это определило основные противоречия между:

- потребностью креативно-информационного общества в участниках хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, владеющих высокой культурой речи и отсутствием теоретически обоснованной системы развития культуры речи у участников хореографических коллективов на практике;

необходимостью развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и отсутствием на практике аксиологического подхода, утверждающего логическое и генетическое основание речевой деятельности других видов искусства, в первую очередь хореографии.

В этой связи противоречия исследования определяют проблему как несоответствие между данностью и насущной потребностью развития культуры речи участников коллективов учреждений дополнительного образования детей с позиции аксиологического подхода и отсутствием на практике научно обоснованных инновационных педагогических технологий реализации аксиологического подхода к развитию культуры речи участников этих коллективов.

Степень научной разработанности проблемы

Для нашего исследования важнейшее значение имели труды, отражающие проблемы реформирования современной системы образования, в том числе системы учреждений дополнительного образования детей. К ним относятся прежде всего труды по психологии искусств и развитию творческих способностей личности Л.С. Выготского, ВЛ. Дранкова, П.М. Ершова, В.А. Петровского.

Автор опирался на исследования особенностей «целостной личности» и ее психологических установок, а также теории способностей, проведенные виднейшими психологами. В первую очередь следует назвать труды Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, С.Н. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Я.А. Понамарева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона.

Поскольку учебно-творческий процесс развития культуры речи основывался на театральной педагогике, то эти аспекты рассматривались в работах В.А. Ильева, И.Ф. Исаева, И.А. Колесникова, И.Б. Котовой, З.И. Равкина, В.А. Сухомлинского, E.H. Шиянова.

При разработке технологии развития культуры речи у участников хореографических коллективов нами были изучены различные научные подходы отечественных исследователей к методам обучения и их характеристикам Ю.К. Бабанского, A.A. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А. Онищука, И.П. Подласого, И.Ф. Харламова, A.B. Хуторского.

А также вопросы обучения специальным навыкам и техническим приемам искусства словесного действия и развитию творческих способностей культуры речи (Г.З. Апресян, Е.О. Багрова, В.Н. Галендеев, Н.И.Жинкин, И.А. Казачек, З.В. Савкова, Е.Ф. Саричева, И.Н. Щукина), и также соотношения культуры речи с различными видами искусств (Д.Н. Катышева, М.О. Кнебель, Б.Н. Петров, А.И. Шварц).

Начали защищаться кандидатские диссертации по различным аспектам культуры речи (Е.О. Багрова, Н.П. Ганыш, О.И. Марченко).

Появилась отечественная научная, учебная и методическая литература по проблемам культуры речи (H.A. Безменов. В.П. Вомперский, Л.Г. Граудина, С.Ф. Иванова, H.H. Кохтев, Ю.М. Лотман, A.M. Михальская, В.Н. Топоров).

Однако, в настоящее время приходится констатировать факт отставания нашей страны в научной разработке всех аспектов исследования речевой культуры речи среди участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Важное значение для нашего исследования имеют труды, посвященные непосредственно теории и практике деятельности учреждений дополнительного образования детей, раскрывающие сущность и специфику учебно-творческого процесса. Здесь следует выделить труды А.Ю. Бутова, Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, A.C. Каргина, Ю.Д. Красильникова, H.A. Паршикова, В.М. Чижикова.

В вышеперечисленных трудах авторов прослеживается их единодушие в важном теоретическом тезисе, связанном с необходимостью совершенствования культуры речи и в таких творческих коллективах, как хореографические, в контакте с педагогами и специалистами учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Объект исследования - развитие культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования - процесс развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Цель исследования — теоретически обосновать комплекс базовых, структурных компонентов аксиологического подхода к развитию культуры

речи участников хореографических коллективов и разработке инновационных педагогических технологий реализации результатов исследования в учебно-творческом процессе учреждений дополнительного образования детей.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия «культура речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» на основе аксиологического подхода;

- проанализировать становление культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей;

- рассмотреть синтетическую природу хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, в котором основной вид искусства является собирательным;

- определить понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;

- разработать систему педагогических технологий развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

экспериментально проверить эффективность взаимодействия творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствования процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и разработать научно-методические рекомендации реализации этого процесса.

Гипотеза исследования строится на предположении, что процесс развития культуры речи участников хореографических коллективов в условиях учреждений дополнительного образования детей будет протекать более эффективно, если:

- за основу взята научная концепция профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях дополнительного образования детей;

- участники хореографических коллективов осознают значение развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей как необходимое условие их творческого и профессионального роста;

- осуществлен аксиологический подход, обеспечивающий взаимосвязь содержания педагогической и методической подготовки руководителей хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с общехудожественной подготовкой: сценарной, режиссерской, речевой;

- создана художественно-психологическая установка на овладение участниками хореографических коллективов базовыми структурными компонентами и творческими принципами развития культуры речи.

Базы исследования. ГОУ Московский городской центр детского творчества «Культура и образование» и ГОУ Центр развития творчества детей и юношества «Жулебино» - экспериментальные; ПДО ГОУ Центр детского творчества «На Псковской» и ПДО ГОУ Московский Дворец детей и молодежи «На Полянке» и ПДО ГОУ Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» - контрольные. Изучение и обобщение передового опыта проводилось в ПДО ГОУ Детская школа искусств «Родник»; ПДО ГОУ Центр развития творчества детей и юношества им. A.B. Косарева; ПДО ГОУ Центр творчества «На Вадковском».

Методологической основой исследования являются философские положения о человеке, способном к саморазвитию, самореализации в субъектно-объектных отношениях (H.A. Бердяева, B.C. Библера, М.М. Бахтина, И.А. Ильина), об активной сущности человеческой деятельности (А.Н. Леонтьева, А. Маслоу).

В качестве методологических оснований избраны идеи развития личности, ее творческого потенциала, ценностных ориентации, содержащиеся в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX вв. - С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова и др.

Теоретической основой исследования стали труды: о роли искусств в развитии личности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, А.Н. Столович, В.Н. Семенова, B.C. Селиванова, Б.М. Теплова, П.А. Флоренского; о психологии и процессах творческой деятельности В.Л. Дранкова, Б.С. Мейлаха, П.Н. Якобсона; о теории и методике театрального искусства - Е.Б. Вахтангова, C.B. Гиппиуса, Ю.А. Завадского, Б.Е. Захавы, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Ю.В. Любимова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского; о значении живого слова как ведущего средства воспитательного образования детей Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, A.A. Коновича, Н.Д. Конович; о развитии культуры речи в хореографическом искусстве Н.П. Ганыш, В.Н. Нилова, С.Л. Никитина, Е.В. Перлина.

В работе применились следующие методы исследования:

теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- изучение опыта работы хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, квалификационных характеристик);

- моделирование процесса развития культуры речи на основе аксиологического подхода к этому процессу;

- проектирование процесса развития культуры речи педагогами по культуре речи, руководителями хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, самооценка, экспериментальные программы, экспертные оценки, контент-анализ, сравнительный анализ, обобщение независимых характеристик).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2008 по 2012 г. в несколько этапов, каждый из которых органично пролонгировал научный интерес диссертанта к современному состоянию процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Первый этап — констатирующий (2008 - 2009) - изучение и анализ отечественной, зарубежной, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; формирование группы экспертов; создание экспериментальной и контрольной групп; разработка художественно-педагогических принципов формирования культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей; поиск системы показателей оценки уровня развития культуры речи; подбор методик констатирующего эксперимента и разработка его содержания; получение экспертных оценок констатирующего эксперимента по контрольным и экспериментальным группам.

Второй этап — формирующий (2009 - 2012 гг.) - получение экспертных оценок формирующего социально-педагогическою эксперимента по экспериментальным и контрольным группам; обработка, систематизация, сравнительный анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы.

В эксперименте принимали участие свыше 200 участников хореографических коллективов, 25 участников коллективов художественного слова и 10 педагогов по хореографическим дисциплинам и два по культуре речи в учреждениях дополнительного образования детей.

Проведение комплексного педагогического эксперимента в ходе исследования позволило изучить технологический процесс условия успешного развития культуры речи у участников хореографических коллективов на основе аксиологического подхода. Эксперимент позволил разложить целостный технологический процесс деятельности хореографического коллектива на его составные элементы, выявить и проследить развитие отдельных сторон и связей с процессом развития культуры речи у его участников на основе аксиологического подхода. Преобразующий характер нашего эксперимента обусловлен разработкой и внедрением технологии обучения культуре речи, направленной на воспитание речевой компетентности участников хореографических коллективов, разработкой критериев, необходимых для оценки результативности проводимой работы, выявлением педагогических условий ее успешности на основе аксиологического подхода.

Третий этап — заключительный (2013) - были подведены итоги экспериментальной работы и сформулированы основанные на гипотезе выводы, проведена апробация результатов, подготовлены научные и внедрены методические рекомендации по совершенствованию процесса

развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Результаты исследования оформлены в тексте диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- дано определение понятия «культуры речи» как неотъемлемого профессионально значимого качества личности участника хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в мыслительной, творческой и эмоциональной сфере;

- разработана модель культуры речи участников хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода. Выявлены его свойства и характеристики, условия интеграции в хореографическую деятельность, в которой культура речи рассматривается как важнейший компонент содержания и деятельности учреждений дополнительного образования детей. Культура речи впервые рассматривается системно, как множество базовых, структурных компонентов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства и единство этого множества на основе аксиологического подхода;

- разработана авторская структурно-функциональная модель развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода, которая рассматривается как неизбежный процесс влияния инновационных технологий обучения в учреждениях дополнительного образования детей в мыслительной, поведенческой и эмоциональной сферах;

- по-новому рассматривается процесс развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода - как сложное и многогранное сочетание личностных качеств, специальных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и педагогической практики - с другой, позволяющей эффективно осуществлять информационно-просветительскую, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность со всеми категориями населения;

выявлены потенциальные возможности руководителей хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в обеспечении процесса культуры речи на основе аксиологического подхода. Поскольку методически специалисты учреждений дополнительного образования детей обеспечены только в хореографической подготовке, были разработаны научные рекомендации по культуре речи, задающие воспитанию мыслительный, поведенческий и эмоциональный компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- раскрытии теоретических основ аксиологического подхода к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей как единого целостного технологического процесса, обеспечивающего знания и воспитание, активно

влияющие на творческие усилия педагога и сотрудников в мыслительной, поведенческой и эмоциональной сферах;

- теоретическом обосновании сущностных характеристик предмета «культура речи», обеспечивающего развитие языкового знания, сознания, мышления, культуры речи, художественно-выразительных средств участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода;

- разработке интерактивных педагогических технологий по культуре речи для участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, которые включают следующие общие компоненты: целеполагание, функции, принципы, средства, способы, формы, методы, разнообразно организуемую деятельность, обеспечивающие освоение культуры речи участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода;

- обеспечении единства различных видов деятельности, включающей внутренние и внешние механизмы взаимодействия всех технологических компонентов системы учреждений дополнительного образования детей с социальными, экономическими, культурными сферами общества на основе аксиологического подхода, формирования мыслительной деятельности, норм поведения и нравственно-ценностных ориентации и эмоциональной культуры участников хореографических коллективов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в деятельность учреждений дополнительного образования детей технологии обучения культуре речи участников хореографических коллективов, вычленить базовые, структурные компоненты, художественно-педагогические принципы ее развития. Разработаны критерии оценки уровня культуры речи участников хореографических коллективов, что позволило активно внедрить базовые структурные компоненты в деятельность учреждений дополнительного образования детей всех типов.

Практические выводы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе вузов культуры и искусств на кафедрах культурно-досуговой деятельности и социально-культурной деятельности и в учреждениях дополнительного образования детей всех типов.

Достоверность исследования и полученных научных результатов обеспечена обоснованной и четкой методологической базой, ее широтой и многогранностью, организацией опытно-экспериментального исследования, соответствующего его целям и задачам. Репрезентативность результатов задана высоким профессиональным уровнем экспертной группы и широтой анализа полученных экспертных оценок, актами о внедрении результатов научного исследования в деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Апробации и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по ряду направлений, включающих:

- публикации научных и методических работ по теме исследования (см. список с указанием объема в конце реферата);

- выступления на международных, республиканских и региональных научных и практических конференциях и круглых столах: «Проблемы качества подготовки специалистов в учреждениях дополнительного образования детей (ноябрь 2009 г., Москва), «Дома творчества и созидания: культура, образование XXI века»; «Историко-культурные традиции в современном хореографическом искусстве» (декабрь 2010, Москва);

- участие в XVII, XVIII, XIX, X фестивалях художественного творчества педагогов дополнительного образования города Москвы (апрель 2010, 2011, 2012,2013 годах);

использование материалов проведенного исследования в практической деятельности учреждений дополнительного образования детей - экспериментальные площадки в преподавании дисциплин культуры речи для участников хореографических коллективов;

- показы участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей творческих программ с использованием искусства речи и комплексных культурно-досуговых программ, разработанных диссертантом, получивших высокую оценку членов УМО по хореографии г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность учреждений дополнительного образования детей детерминирована интеграцией в общее образовательное и культурное пространство с максимальным сохранением российских традиционных и национальных форм культуры, и прежде всего русского языка, синтезирующего потенциальные возможности модернизации культурно-образовательного потенциала.

Современными чертами модернизации общего образования, в том числе и дополнительного, является мобильность, разноуровневость, многопрофильность, открытость, структурность и содержательность. Для того, чтобы участники хореографических коллективов стали конкуренто-пособными, имели твердые нравственные принципы, широкий кругозор, высокую общую культуру, легко адаптировались к рыночным отношениям, им необходимо овладеть высокой культурой речи.

2. Знание теоретических основ развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей способствует наиболее эффективному созданию пластико-хореографических программ, овладению речевой деятельностью, которая может быть использована во всех видах и формах как личностного, так и делового художественно-творческого общения.

Развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей возможно достигнуть только при тесном практическом взаимодействии с другими видами

искусств. Синтез различных видов искусств в учреждениях дополнительного образования детей заключается в объединении совместных усилий, направленных на развитие культуры речи участников хореографических коллективов, свободно адаптированных к модернизации общего образования.

3. Интегратором учебно-творческого процесса в учреждениях дополнительного образования детей с использованием интенсивных научно обоснованных педагогических технологий, методов обучения, диагностических и методических приемов, учитывающих личностные особенности участника хореографического коллектива, является культура речи.

Интеграция учебно-творческого процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствует целостному развитию участника хореографического коллектива, в котором во взаимосвязи хореографического искусства и культуры речи рассматривается система знаний, взглядов, убеждений, идеалов, определяющих отношение личности к самому себе, товарищам, миру, как смысловая и эмоциональная оценка деятельности педагогов и сотрудников.

Систематизация теоретических и методических знаний позволяет преодолеть автономный и обособленный характер отдельных видов занятий, препятствующих развитию культуры речи по принципу: логично мыслить -логично говорить, логично действовать, логично вести себя.

4. Аксиологический подход к рассмотрению процесса развития культуры речи у участников хореографических коллективов в различных аспектах, а именно: педагогическом, психологическом, искусствоведческом, затрагивающих сущность этого явления, обусловленных потребностями общества, позволил выявить и обосновать модель взаимодействия всех видов искусств в учреждении дополнительного образования детей.

Педагогическая система взаимодействия всех видов искусств в учреждениях дополнительного образования детей состоит в совокупности технологий, обеспечивающих преподавание различных дисциплин, развивающих культуру речи у участников хореографических коллективов.

5. Аксиологический подход обеспечивает содержательно-смысловую структуру учебно-творческого процесса хореографических коллективов учреждений дополнительного образования:

- единством целей, средств, форм и методов освоения феномена культуры речи как целостности;

творческой природой и художественно-педагогической направленностью технологического процесса;

- проецированием дисциплин специального цикла на все виды и типы занятий в хореографическом коллективе;

- эффективность и качество преподавания в хореографических коллективах обеспечивается уровнем технологического и практического обучения и воспитания, которые проходят через усложнение художественно-творческих задач в рамках показов культурно-творческих программ.

6. Именно аксиологический подход обеспечивает синтез творческого начала и содержательного воспитательного воздействия в учебно-творческом процессе хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и определяет общие черты научной концепции, ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу развития культуры речи участников хореографических коллективов. С учетом этого обстоятельства и проводился анализ специфики развития культуры речи в рамках взаимодействия различных видов искусств во всех сферах: познания и мышления, поведения и эмоций.

Структура диссертации определена логикой исследования, его целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает три параграфа), заключения, списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной для диссертации темы, показана степень научной разработанности проблемы, определены цели, задачи, объект, предмет, гипотеза, раскрыты теоретические и методические основы, выявлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей» выявлены процесс становления культуры речи как предмета обучения и воспитания; раскрыта специфика хореографического учреждения дополнительного образования детей; понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей».

В первом параграфе «Становление культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей» излагаются суждения, вытекающие из анализа основных понятий, используемых в исследовании.

В настоящее время наука располагает несколькими видами культуры речи, которые признаются большинством специалистов: политический, дипломатический, деловой, военный, академический, педагогический, судебный и духовно-нравственный. К этому стоит добавить диалоги с самим собой: мысленная критическая оценочная деятельность, воспоминания и размышления, внутреннее планирование и репетиция как регуляторная функция внешней и внутренней культуры речи личности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Предметом нашего научного исследования является культура речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного

13

образования детей, связанная с постановкой пластико-хореографических программ: сценарно-режиссерскими и организационными аспектами проведения культурно-творческих программ. Анализ методики преподавания актерского мастерства и режиссуры известными мастерами сцены (Е.Б. Вахтангов, Л.А. Додин, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов, В.Н. Яхонтов) показывает, что на первое место в методике обучения сценической речи они ставили «любовь к слову», включающую дикционную выразительность, умение владеть речью в движении, эмоционально воздействовать словом. Наряду с изучением различных актерских школ, в которых преподавалась специфическая речь, диссертантом была подробно проанализирована система, культура речи как наиболее широкое понятие, которое более адаптировано к хореографическим коллективам учреждений дополнительного образования детей, да и всех участников других творческих коллективов. В большом перечне творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей удельный вес коллективов художественного состава в г. Москве пока всего 4%. В коллективах художественного слова выстроена четкая система технологии обучения участников коллектива культуре речи, а целенаправленность обучения и «культура речи» стали предметом обучения и воспитания.

Полученные материалы исследования позволили сформулировать понятие «Культура речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей» как комплекс специальных теоретических знаний, практических умений и навыков культурного словесного воздействия на аудиторию, позволяющий раскрыть художественный образ и педагогически осмыслить литературный текст участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Опрос участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей выявил у них отсутствие тезауруса понятий культуры речи, а также позволил сделать ряд существенных выводов. Важнейшие из них заключаются в том, что 73% участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей пренебрегают словесным действием, осваивая лишь методы пластико-хореографического воздействия, а также в недостаточной степени владеют ведущим средством культурно-досуговой деятельности, каковым является живое слово. Акцентируя внимание на значении культуры речи у участников хореографических коллективов, диссертант раскрыл сущность понятия «культура речи», ею значения в хореографическом действии и авторской технологии при создании художественного замысла пластико-хореографических и культурно-творческих программ. Это позволило сделать вывод о том, что участники хореографических коллективов не имеют четких художественно-педагогических ориентиров, связанных со значением культуры речи, а само состояние культуры речи не отвечает уровню их творческой деятельности.

А ведь именно участникам хореографических коллективов следует реально ощущать и понимать огромные потенциальные возможности, которые заложены в речи, научиться владеть голосовым аппаратом, ясно и образно излагать свои мысли, чувствовать силу воздействия своей речи, ее гибкость, четкость, логичность, красоту.

Во втором параграфе первой главы «Хореографический коллектив учреждений дополнительного образования детей - синтез различных видов искусств» раскрываются ведущие компоненты процесса развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей.

Особый акцент диссертант делает на том факте, что синтез самодеятельных, любительских коллективов и их участников в учреждениях дополнительного образования детей с точки зрения органичности и естественности приносит значительно больше пользы зрителям, чем профессиональные исполнители. Опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей показывает, что в условиях самодеятельного художественного творчества существует потребность взаимного притяжения различных видов и жанров искусств. Самодеятельные хореографические коллективы и отдельные исполнители выступают порой как создатели различных культурно-творческих программ. В культурно-творческих программах проявляются черты общности коллективов с народными традициями, где в условиях синтеза искусств каждый из любителей проявляет себя в нескольких видах и жанрах.

В этих условиях деятельность специалистов - профессионалов и участников хореографических коллективов строится на стремлении не выделять обучение в особую самостоятельную форму, а передавать художественные традиции, знания, умения и навыки так, чтобы участник коллектива осваивал их непосредственно в процессе творчества. Пластико-хореографические программы могут использоваться на сценах любых размеров, а это иной характер синтеза искусств в театрализованной культурно-творческой программе. В то же время, в ходе исследования недостаточно учитывается особенность выразительных средств, что совершенно необходимо при использовании соответствующих образовательных и воспитательных задач.

Другая причина обращения руководителей хореографических коллективов к выразительным средствам других видов искусств - ориентация на интерес аудитории, в особенности молодежи, о чем свидетельствуют опросы (это отметили 68% опрошенных).

Полученный материал показывает, что 89% участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей отмечают, что выступление на конкурсе, фестивале, государственном празднике, наиболее эффективно формирует мыслительную деятельность, поведение и эмоциональный настрой. Диссертант убедился, что восприятие участников хореографических коллективов культуры речи требует разнообразия, воздействия быстрого и сильного, причем не столько на разум, сколько на чувства, подсознание. Анализ показал, что музыка, танец,

пластика стали наиболее востребованы в культурно-творческих программах. Однако педагогические требования единства, целостности хореографических программ сохраняются во всех случаях при синтезирующем влиянии культуры речи. Участники хореографических коллективов в культурно-творческих программах (41%) отмечают, что введение в их программы культуры речи и других видов искусств в основном обусловлено материально-техническими и кадровыми возможностями учреждений дополнительного образования детей.

Характерно, что во всех случаях трудно увязать все компоненты выразительных средств культурно-творческой программы. Сужение речевых возможностей хореографического коллектива приводит к разрыву с традициями, разрушению художественно-эстетической меры, гармонии педагогического и творческого компонента. Причина такого положения видится в том, что мотивы руководителей хореографических коллективов носят чисто эгоистический характер по отношению к другим видам искусства.

В третьем параграфе первой главы «Понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей»», раскрываются сущностные характеристики этого понятия. В первую очередь к ним относятся художественная правда, обусловленная конкретностью формы и жанра речевой деятельности, культура речи. Синтетичность культурно-творческих программ диссертант понимает как обязательную органичность монтажа речевого действия с выразительными средствами хореографии.

В исследовании главный акцент делается на том, что все выразительные средства культуры речи и хореографии должны содействовать яркости проявления хореографической деятельности. При этом автор диссертации подчеркивает, что термин «культура речи», функционирует только тогда, когда есть целенаправленность и сознательность «речевого действия», направленного на достижение цели с помощью живого слова.

Живое слово - ведущее средство культурно-досуговой деятельности. Говорить - значит действовать. Действие - это активность, дающая возможность педагогу внушить другим участникам хореографических коллективов свои идеи. Задача педагогов хореографического коллектива -хотеть их внедрять, а хотение порождает действия к совершенствованию культурно-творческих программ.

В диссертации показано, что педагоги хореографического коллектива должны четко знать, что культурно-творческая программа - сложный процесс, который строится на художественно-педагогических принципах, обеспечивающих мыслительную, поведенческую деятельность и эмоциональность восприятия.

Первый принцип формирования культуры речи участников хореографического коллектива строится на учете перцептивно-

коммуникативного процесса. Данный принцип обеспечивает все три сферы развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Другой принцип развития культуры речи у участников хореографических коллективов опирается на эмоционально-образную направленность творческого процесса пластико-хореографических и культурно-творческих программ. Этот принцип предполагает развитие исполнительского мастерства в культуре речи, ее выразительности, образности, аллегоричности, метафоричности.

И, наконец, принцип целостности речевой и хореографической деятельности в культурно-творческих программах в процессе их создания и реализации. Этот принцип предусматривает: создание драматургически-режиссерского замысла культурно-творческих и пластико-хореографических программ и умение участников хореографических коллективов перевести драматургически-режиссерский замысел на язык эмоционально-смыслового воздействия. Поэтому в учебно-творческом процессе хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, он рассматривается не только как объект развития культуры речи, но и как субъект, имеющий свои особенности и потенциальные воспитательные ресурсы. Максимальная эффективность достигается в том случае, если у педагога и участника хореографического коллектива цели совпадают и становятся как свои собственные. Это, в свою очередь, обеспечивается достаточно развернутыми личностными характеристиками субъектов, наличие которых позволяет убедиться в значимости культуры речи.

В главе «Совершенствование процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода» рассматриваются диагностика процесса развития культуры речи в хореографических коллективах учреждения дополнительного образования детей; аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов как фактор совершенствования этого процесса; взаимодействие творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствование процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов.

В первом параграфе второй главы «Диагностика процесса развития культуры речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей» показан констатирующий этап эксперимента, в ходе которого диссертант имел возможность целенаправленно обработать полученную информацию.

Автор диссертации соотносит сущностные характеристики процесса развития культуры речи в контрольной и экспериментальной группах для выявления мыслительной, поведенческой деятельности и эмоционального воздействия. Диссертант рассматривал эти базовые структурные компоненты для оптимального построения учебно-творческого процесса в

хореографических коллективах с целью совершенствования мыслительной, поведенческой деятельности и эмоционального воспитания.

Для оценки уровня развития культуры речи в ходе эксперимента диссертант использовал различные изменения и качественное наполнение смыслового объема каждого базового компонента на протяжении всего учебно-творческого процесса. Здесь автор диссертации исходил из того, что культура речи является сложной многомерной системой, и ее структурные компоненты основываются на целом ряде объективных и субъективных факторов. Проблема состояла в определении конкретного влияния этих факторов на мыслительную, поведенческую деятельность и эмоциональное воспитание. Для чего была разработана система критериев культуры речи, степень влияния объективных и субъективных факторов вытекала из сложности задач, решаемых в учебно-творческом процессе по развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Основным требованием к системе критериев явилось наличие количественных характеристик (показателей) для мыслительной, поведенческой деятельности и эмоционального воспитания. Для этого была выбрана десятибалльная система, на основе которой экспертная группа оценивала качество выполнения «базовых элементов» участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Нами были определены три уровня культуры речи: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризовался наличием базовых компонентов культуры речи в полном объеме, качеством их исполнения и оценивался экспертами десятью баллами. Средний уровень, оцениваемый семью баллами, свидетельствовал об отсутствии одного из базовых компонентов. К низкому уровню относились те, в опыте которых отсутствовали два компонента. Этот уровень оценивался четырьмя баллами.

Следовательно, диссертант мог получать экспертные оценки по контрольной и экспериментальной группам и определять средний балл групп, исходя из выставленных оценок по каждому этапу опытно-экспериментального исследования. Это дало нам возможность отследить всю динамику изменения уровня культуры речи как в контрольной, так и в экспериментальной группах среди участников хореографических коллективов.

В результате были получены три таблицы, которые после обработки данных и обобщения экспертных оценок были сведены в общую таблицу.

Выставленные первые экспертные оценки зафиксировали начальный уровень культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в контрольной и экспериментальной группах. В результате констатирующего эксперимента было определено, что у 65% участников экспериментальной и контрольной групп преобладает низкий уровень культуры речи. Наблюдение за контрольной и экспериментальной группами, а также анализ экспертных

оценок позволили сделать вывод о том, что в контрольной группе занятия проводились не комплексно, а выборочно, в то время как в экспериментальной группе базовые структурные компоненты культуры речи развивались системно, постоянно, включая все новые задачи. В экспериментальной группе сформировался достаточно динамичный процесс развития культуры речи.

Подводя итоги экспериментальной работы, диссертант осуществил постановку двенадцати авторских программ с подробным сценарным и режиссерским замыслом, построенных на использовании различных выразительных средств.

Во втором параграфе второй главы «Аксиологический подход к развитию речи участников хореографических коллективов - важный фактор совершенствования этого процесса», было изложено, что в основу эксперимента была положена концепция профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях дополнительного образования детей. Данная научная концепция позволила целостно подойти к опытно-экспериментальной работе.

Эксперимент показал, что качественные изменения развития культуры речи участников хореографических коллективов происходят в результате аксиологического подхода как основополагающего подхода в научной концепции А.Д. Жаркова. Более отчетливые представления о состоянии культуры речи и о происходящих изменениях в системе знаний, навыков и умений участников хореографических коллективов можно было получить лишь по истечении первого года. А уже через год после начала эксперимента стали проявляться существенные изменения в уровне культуры речи участников коллективов.

Сравнение качественных и количественных показателей в экспериментальной и контрольных группах дает основание диссертанту предположить, что технология развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей может быть достаточно эффективной. Оценка базовых структурных компонентов культуры речи участников этих коллективов позволяет увидеть изменения, произошедшие в экспериментальной группе.

При всей значимости базовых компонентов культуры речи в культурно-творческих программах, эксперимент позволил выделить наиболее существенные из них. Это, во-первых умение мыслить художественными образами, разрабатывая сценарно-режиссерский замысел программы. Во-вторых - поведенческая деятельность, построенная на отношениях к себе (рефлексивное сознание), к окружающей среде, коллективу, миру и т.д.

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп позволяет продемонстрировать значительно более высокий уровень культуры речи в экспериментальной группе на протяжении всего периода нашего диссертационного исследования.

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы была подтверждена эффективность ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу. Было исследовано изменение уровня динамики культуры речи в культурно-творческих программах в экспериментальной и контрольной группах, что подтверждено результатом развития мыслительной, поведенческой деятельности и эмоционального воспитания.

В контрольной группе по окончании эксперимента детей, достигших высокого уровня культуры речи, не оказалось, преобладал средний и низкий уровень.

В экспериментальной группе к концу исследования детей, находящихся на низком уровне, практически не оказалось, но произошло увеличение их количества на среднем (16%) и высоком (24) уровнях. При анализе полученных материалов выяснилось, что в результате внедренной авторской технологии, разработанной диссертантом, в экспериментальной группе эффективность формирования культуры речи повысилась в сравнении с контрольной на 28 %.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. При осуществлении педагогическим составом научного подхода к процессу развития культуры речи участников хореографических коллективов при создании и реализации культурно-творческих программ по трем сферам развития личности основное внимание было акцентировано на базовых структурных компонентах культуры речи и ее актуальности для развития личности.

Систематически и последовательно создавались условия в рамках учебно-творческого процесса посредством влияния базовых структурных компонентов культуры речи - как теоретически, так и в рамках практических занятий по специальности.

Поэтому диагностируемые характеристики участников хореографических коллективов выглядели на данном экспериментальном этапе следующим образом. Творческий потенциал во всех видах культурно-творческих программ приобрел динамическое развитие: мыслительная деятельность в процессе развития культуры речи активизировалась в несколько раз, особенно при написании сценария и режиссерского замысла культурно-творческой программы. Формирование культуры речи в процессе развития поведенческих отношений возросло на 20 - 25%.

Эмоциональное воспитание способствовало повышению общительности участников хореографических коллективов, установлению на 20% больше личностных контактов.

Разработанные компоненты единого технологического процесса развития культуры речи в культурно-творческих программах и базовые структурные компоненты существенно дополняют научно-теоретический и практический опыт педагогов коллективов художественного слова. Можно констатировать, что они в целом могут быть положены в основу учебно-творческого процесса подготовки культурно-творческих программ, а также

всей системы их практической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

В третьем параграфе второй главы «Взаимодействие творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствования процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов» рассматриваются преимущества этого процесса. В рамках эксперимента взаимодействие творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей проходило на основе аксиологического подхода. В данном случае развитие культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей проходило наиболее интенсивно. Прежде всего интенсивная мыслительная и поведенческая деятельность позволила быстрее развивать культуру речи. Этот процесс отвечает современному уровню теоретических и практических знаний в области эмоций, ориентированных на перспективы развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

В этот период было организовано и проведено 26 культурно-творческих программ, где участники хореографических коллективов участвовали в качестве исполнителей, ассистентов, авторов сценариев, режиссеров, продюсеров. Эта деятельность позволила не только применить теоретические знания, умения и навыки на практике по культуре речи, но и стать победителями в трех конкурсах системы дополнительного образования детей, получив звание лауреатов по номинациям «педагог - ученик» и «мастер-виртуоз».

На основе анализа освоения участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей культуры речи были определены требования к их профессиональному мастерству, подтверждающие как знания, так и практические навыки и умения, полученные в ходе занятий. При этом особое внимание уделено степени реализации аксиологического подхода к развитию культуры речи.

На базе экспериментальных учреждений и дополнительного образования детей были заключены договоры с городскими учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования детей, обладающими достаточной технической и производственной базой для работы по грантам Департамента образования г. Москвы.

В рамках фанта педагоги по культуре речи учреждений дополнительного образования детей оказывают конкретную помощь участникам хореографических коллективов в осуществлении практических заданий, проводят установочные, теоретические, практические и индивидуальные занятия, из расчета не менее трех часов на одного участника. Затем составляется характеристика на каждого участника, в которой указывается перечень способностей помимо хореографического искусства, дается оценка теоретическим и практическим его навыкам,

оценивается степень организаторских и творческих способностей, проявившихся в процессе выполнения заданий по развитию культуры речи.

За время проведения эксперимента участники хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей неоднократно являлись организаторами и участниками восьми крупных городских и региональных культурно-творческих программ, где выступали в качестве ведущих.

Взаимосвязь различных вузов искусств в учреждениях дополнительного образования детей осуществлялась путем регулирования связей между художественно-педагогическими технологиями и всеми основными видами деятельности. Педагогическая система взаимосвязи и взаимодействия различных видов искусств в учреждении дополнительного образования детей реализовывалась не только как совокупность технологических задач эффективной преемственности в развитии культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены выводы, подтверждающие достижение цели, решение всех поставленных задач, гипотезу и основные положения, выносимые на защиту.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 4,1 п.л.:

Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации

1. Каледин О.П. Проблема развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей в условиях рыночных отношений // Вестник МГУКИ. - 2012. - №4. - С. 125-129. - 0,3 п.л.

2. Каледин О.П. Аксиологический подход к развитию культуры речи участников любительских коллективов как научная проблема // Вестник МГУКИ.- 2012.- №5. С. 126-130.-0,3 пл.

3. Каледин О.П. Культура речи как предмет обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник МГУКИ. - №1. -2013. С. 168-1171.-0,3 пл.

Другие публикации по теме исследования

4. Каледин О.П. Проблемы культуры речи в российском социокультурном пространстве // Культура и факторы ее инновационного развития. Сб. статей: Научная редакция Е.В. Мареева, В.А. Тихонова, С.А. Касаткина. - М.: МГУКИ, 2011. С. 21-24. - 0,5 пл.

5. Каледин О.П. Педагогические условия развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного

22

образования детей // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. статей. — М.: МГУКИ. — 2011. - Вып. №11.-С 75-83.-0,8 п.л.

6. Каледин О.П. Аксиологический подход к развитию культуры речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. статей. - М.: МГУКИ. - 2012. - Вып. №12. - С 39-49. - 0,9 п.л.

7. Каледин О.П. Становление речевой культуры как предмета обучения и воспитания // Образование и наука: научный поиск молодых ученых: Альманах. - М.: ООО «Аналитик», 2012. - Вып. № 6. - С. 112-117. -0,6 п.л.

8. Каледин О.П. Совершенствование процесса освоения культуры речи участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. статей. - М.: МГУКИ., 2013. -Вып. №13. - С 56-69. - 1,0 п.л.

9. Каледин О.П. Развитие культуры речи участников любительских коллективов на основе аксиологического подхода // Формирование ценностных ориентации молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орёл, 12-13 февраля 2013 г. / Научн. ред. H.A. Паршиков. - Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2013. - С. 156-159. - 0,3 п.л.

Подписано в печать 11.04.2013 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1.4 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № Типография МГУКИ 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каледин, Олег Петрович, Москва

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

04201358581

Каледин Олег Петрович

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Специальность 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально-

культурной деятельности»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель

Кандидат педагогических наук, доцент

Тихоновская Галина Станиславовна

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................... 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В

УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20

ДЕТЕЙ.........................................................................................

§ 1. Становление культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования

детей..................................................................... 20

§2. Хореографический коллектив учреждений

дополнительного образования детей - синтез видов

искусств.................................................................. 42

§3. Понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов

учреждений дополнительного образования детей»............ 63

Глава II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 83 ДЕТЕЙ. .НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО

ПОДХОДА..................................................................................

§ 1. Диагностика процесса развития культуры речи в хореографических коллективах учреждений

дополнительного образования детей.............................. 83

§2. Аксиологический подход к развитию речи участников хореографических коллективов - важный фактор

совершенствования этого процесса................................ 104

§3. Взаимодействие творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствования процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов..................... 128

ЗАКЮЧЕНИЕ ..................................................................... 153

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................... 159

ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................... 180

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена глубинными процессами, происходящими в России во всех областях жизни общества.

В этих условиях главной потребностью общества становится формирование личности, гармонично сочетающей в себе развитую культуру речи с творческими способностями к хореографическому творчеству, которые объединяют большую часть участников творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей. Важнейшей чертой участников хореографических коллективов является способность к поиску яркого образного решения конкретной программы, в которой возможно использование средств естественного (живого) языка, владение выразительностью, точностью и доходчивостью словесного действия, культурой действия. Наличие культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей становится не только потребностью времени, но и расширением технологических возможностей воспитательного воздействия в трех сферах: мыслительной, поведенческой, эмоциональной.

Однако, как показывает практика, в настоящее время отсутствуют специальные исследования этой проблемы с позиций аксиологического подхода. Развитие культуры речи у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей сегодня пока зачастую порождает безликость и унифицированность многих хореографических замыслов и их воплощения на сценических площадках. Это актуализирует необходимость усиления в содержании деятельности участников этих коллективов знаний, умений и навыков в области танца и сценической пластики и культуры речи.

Проведенный анализ показывает, что типичным недостатком практики является невостребованность культуры речи у участников хореографических коллективов, которая отсутствует в шкале оценок потому, что сложность процесса определяется его многообразием, которое, в свою очередь, связано с многообразием направлений и многообразием проблем вышеуказанных направлений.

Актуальность исследования обостряется как падением культуры речи во всех видах и жанрах речевого искусства, так и в хореографическом искусстве, которое не может решать творческие задачи без речевого действия.

Анализ показывает, что в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей г. Москвы 68% из них имеют речевые дефекты, 59% - используют уличный жаргон. Поэтому культура речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей требует очень серьезной и кропотливой работы, а тем более в формировании потребностей и мотивации в их удовлетворении. В период создания пластико-хореографических программ наиболее ясно видно, что для развития личности необходимо эффективно овладевать культурой речи, чтобы успешнее решать хореографические задачи, связанные с возможностью воздействовать словом, создавая художественные образы как во всевозможных динамичных движениях, так и в сценарно-режиссерском решении культурно-творческой программы с хореографической конструкцией с позиций аксиологического подхода.

Актуальность исследования подтверждают многолетняя педагогическая деятельность и наблюдения за уровнем развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, фиксирующие необходимость аксиологического подхода. Формирование речевого мышления,

интеллектуального развития, вербальной коммуникации почти у 73% участников хореографических коллективов не совпадает с уровнем, необходимым для членов креативно-информационной цивилизации.

Это определило основные противоречия между:

- потребностью креативно-информационного общества в участниках хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, владеющих высокой культурой речи и отсутствием теоретически обоснованной системы развития культуры речи у них на практике;

необходимостью развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и отсутствием на практике аксиологического подхода, утверждающего логическое и генетическое основание речевой деятельности других видов искусства, в первую очередь хореографии.

В этой связи противоречия исследования определяют проблему как несоответствие между данностью и насущной потребностью развития культуры речи участников коллективов учреждений дополнительного образования детей с позиции аксиологического подхода и отсутствием на практике научно обоснованных инновационных педагогических технологий реализации аксиологического подхода к развитию культуры речи участников этих коллективов.

Степень научной разработанности проблемы

Для нашего исследования важнейшее значение имели труды, отражающие проблемы реформирования современной системы образования, в том числе системы учреждений дополнительного образования детей. К ним относятся прежде всего труды по психологии искусств и развитию творческих способностей личности Л.С. Выготского, В.Л. Дранкова, П.М. Ершова, В.А. Петровского.

Автор опирался на исследования особенностей «целостной личности» и ее психологических установок, а также на теории способностей, проведенные виднейшими психологами. В первую очередь следует назвать труды Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, С.Н. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона.

Поскольку учебно-творческий процесс развития культуры речи основывался на театральной педагогике, то эти аспекты рассматривались в работах В.А. Ильева, И.Ф. Исаева, И.А. Колесникова, И.Б. Котовой, З.И. Равкина, В.А. Сухомлинского, E.H. Шиянова.

При разработке технологии развития культуры речи у участников хореографических коллективов нами были изучены различные научные подходы отечественных исследователей к методам обучения и их характеристикам Ю.К. Бабанского, A.A. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А. Онищука, И.П. Подласого, И.Ф. Харламова, A.B. Хуторского.

Кроме того, - вопросы обучения специальным навыкам и техническим приемам искусства словесного действия и развитию творческих способностей культуры речи (Г.З. Апресян, Е.О. Багрова, В.Н. Галендеев, Н.И.Жинкин, И.А. Казачек, З.В. Савкова, Е.Ф. Саричева, И.Н. Щукина), а также соотношения культуры речи с различными видами искусств (Д.Н. Катышева, М.О. Кнебель, Б.Н. Петров, А.И. Шварц).

Начали защищаться кандидатские диссертации по различным аспектам культуры речи (Е.О. Багрова, Н.П. Ганыш, О.И. Марченко). Появилась отечественная научная, учебная и методическая литература по проблемам культуры речи (H.A. Безменов. В.П. Вомперский, Л.Г. Граудина, С.Ф. Иванова, H.H. Кохтев, Ю.М. Лотман, A.M. Михальская, В.Н. Топоров).

Однако, в настоящее время приходится констатировать факт отставания нашей страны в научной разработке всех аспектов исследования речевой культуры речи среди участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Важное значение для нашего исследования имеют труды, посвященные непосредственно теории и практике деятельности учреждений дополнительного образования детей, раскрывающие сущность и специфику учебно-творческого процесса. Здесь следует выделить труды А.Ю. Бутова, JI.C. Жарковой, А.Д. Жаркова, A.C. Каргина, Ю.Д. Красильникова, H.A. Паршикова, В.М. Чижикова.

В вышеперечисленных трудах авторов прослеживается их единодушие в важном теоретическом тезисе, связанном с необходимостью совершенствования культуры речи и в таких творческих коллективах, как хореографические, в контакте с педагогами и специалистами учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Объект исследования - развитие культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования - процесс развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Цель исследования - теоретически обосновать комплекс базовых, структурных компонентов аксиологического подхода к развитию культуры речи участников хореографических коллективов и разработке инновационных педагогических технологий реализации результатов исследования в учебно-творческом процессе учреждений дополнительного образования детей.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия «культура речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» на основе аксиологического подхода;

- проанализировать становление культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей;

- рассмотреть синтетическую природу хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, в котором основной вид искусства является собирательным;

- определить понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;

- разработать систему педагогических технологий развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

экспериментально проверить эффективность взаимодействия творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствования процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и разработать научно-методические рекомендации реализации этого процесса.

Гипотеза исследования строится на предположении, что процесс развития культуры речи участников хореографических коллективов в условиях учреждений дополнительного образования детей будет протекать более эффективно, если:

- за основу взята научная концепция профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях дополнительного образования детей;

- участники хореографических коллективов осознают значение развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей как необходимое условие их творческого и профессионального роста;

- осуществлен аксиологический подход, обеспечивающий взаимосвязь содержания педагогической и методической подготовки руководителей хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с общехудожественной подготовкой: сценарной, режиссерской, речевой;

- создана художественно-психологическая установка на овладение участниками хореографических коллективов базовыми структурными компонентами и творческими принципами развития культуры речи.

Базы исследования. ГОУ Московский городской центр детского творчества «Культура и образование» и ГОУ Центр развития творчества детей и юношества «Жулебино» - экспериментальные; ПДО ГОУ Центр детского творчества «На Псковской» и ПДО ГОУ Московский Дворец детей и молодежи «На Полянке» и ПДО ГОУ Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» - контрольные. Изучение и обобщение передового опыта проводилось в ПДО ГОУ Детская школа искусств «Родник»; ПДО ГОУ Центр развития творчества детей и юношества им. A.B. Косарева; ПДО ГОУ Центр творчества «На Вадковском».

Методологической основой исследования являются философские положения о человеке, способном к саморазвитию, самореализации в субъектно-объектных отношениях (H.A. Бердяева, B.C. Библера, М.М.

Бахтина, И.А. Ильина), об активной сущности человеческой деятельности (А.Н. Леонтьева, А. Маслоу).

В качестве методологических оснований избраны идеи развития личности, ее творческого потенциала, ценностных ориентаций, содержащиеся в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX вв.; С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова и др.

Теоретической основой исследования стали труды: о роли искусств в развитии личности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, А.Н. Столович, В.Н. Семенова, B.C. Селиванова, Б.М. Теплова, П.А. Флоренского; о психологии и процессах творческой деятельности В.Л. Дранкова, Б.С. Мейлаха, П.Н. Якобсона; о теории и методике театрального искусства Е.Б. Вахтангова, C.B. Гиппиуса, Ю.А. Завадского, Б.Е. Захавы, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Ю.В. Любимова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского; о значении живого слова как ведущего средства воспитательного образования детей Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, A.A. Коновича, Н.Д. Конович; о развитии культуры речи в хореографическом искусстве Н.П. Ганыш, В.Н. Нилова, С.Л. Никитина, Е.В. Перлина.

В работе применились следующие методы исследования:

теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- изучение опыта работы хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, квалификационных характеристик);

- моделирование процесса развития культуры речи на основе аксиологического подхода к этому процессу;

- проектирование процесса развития культуры речи педагогами по культуре речи, руководителями хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, самооценка, экспериментальные программы, экспертные оценки, контент-анализ, сравнительный анализ, обобщение независимых характеристик).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2008 по 2012 г. в несколько этапов, каждый из которых органично пролонгировал научный интерес диссертанта к современному состоянию процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Первый этап - констатирующий (2008 - 2009 гг.) - изучение и анализ отечественной, зарубежной, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; формирование группы экспертов; создание экспериментальной и контрольной групп; разработка художественно-педагогических принципов формирования культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей; поиск системы показате�