Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования

Автореферат по педагогике на тему «Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Казымов, Валерий Борисович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Челябинск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования"

На правах рукописи

КАЗЫМОВ Валерий Борисович

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

з о май т

ООбОби^

Челябинск-2013

005060454

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель: Литвак Римма Алексеевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств

Официальные оппоненты: Сальцева Светлана Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета

Шаронина Мария Германовна,

кандидат педагогических наук, декан факультета театра, кино и телевидения, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное об-

разовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Защита состоится 20 июня 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.020.02 при Челябинской государственной академии культуры и искусств по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36а, ауд. 206 (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Электронная версия автореферата размещена «18» мая 2013 года на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.vak.ed.gov.ru) и Челябинской государственной академии культуры и искусств (http://www.chgaki.ru'). Автореферат разослан 18 мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

3. В. Руссак

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Сегодня культурно-экономические преобразования во всех сферах развития общества связаны прежде всего с социальным становлением растущего человека, включением его в современную жизнь, с активным вхождением в систему общественных отношений и ориентацией на ценности социума. Это обусловило усиление значения социализирующей функции в системе дополнительного образования детей. Данная система существенно меняет стратегическую направленность целей (формирование личностных качеств, мировоззренческих установок и убеждений, приобретение опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами) и содержания образования (формирование социализирующих качеств детей как важного ресурса в обеспечении цивилизованной жизнедеятельности личности и социума).

Важная роль в содержании деятельности учреждения дополнительного образования детей принадлежит массовым досуговым мероприятиям, к которым относится детский праздник. В процессе его подготовки и проведения происходит освоение социального опыта, сохранение и воспроизводство лучших образцов отечественной культуры, социокультурных ролей. Комплексный характер праздника воздействует одновременно на чувства, мышление, осознание ребенком сопричастности к обществу, к группе людей и способствует его социальному развитию.

Деятельность режиссера по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования представляет собой организацию особого творческо-педагогического процесса по социальному развитию детей через участие в различных видах социокультурной деятельности с целью привития ценностных ориентации и социальных установок.

В отечественной науке интерес к празднику как явлению культуры (И. М. Снегирев) возник в 30-е гг. XIX в., при этом праздник как народную праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки (А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др.); праздник как форма общественной жизни народа стало предметом культурологических и социально-педагогических исследований (П. М. Керженцев, А. В. Луначарский и др.); в философских и этнографических исследованиях праздник представляет собой форму социальных отношений (М. М. Бахтин, А. А. Белкин, Д. Н. Генкин, Д. С. Лихачев и др.).

Вопросам праздничной культуры посвящены работы деятелей искусств, режиссеров массовых праздников и театрализованных представлений (Б. Н. Петров, В. А. Триадский, И. М. Туманов, И. Г. Шароев и др.).

Развитие концепции детского праздника как особого явления рассматривали в своих исследованиях Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Разработке проблем организации детского праздника существенно способствовали общепедагогические труды Ю. К. Бабанского, Л. И. Новиковой, П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого, Н. Е. Щурковой и др., а также теоретические положения, практические выводы, содержащиеся в работах Ю. П. Азарова,

Л. В. Байбородовой, А. Н. Лутошкина, А. В. Мудрика, М. М. Поташника, В. С. Русановой и др.

Изучение соотношения социальной, педагогической и психологической составляющей детского праздника освещено в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В последние годы усилилось внимание к праздникам как педагогическому и социально-культурному явлению (Д. Н. Генкин, А. Д. Жарков, А. И. Мазаев, А. Ф. Некрылова, В. М. Рябков и др.). Весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы Д. В. Тихомирова, Г. П. Черного, С. А. Шмакова, И. И. Фришман и др.

Реализация социализирующей функции детского праздника способствует приобретению детьми социального опыта совместной деятельности, овладению системой общественных отношений и социально одобряемого поведения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены важность и значение системы дополнительного образования детей. Целью данной системы выступает направление, способствующее развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей; организация целенаправленного процесса воспитания как доминанты педагогической деятельности, развития личности в интересах человека и государства; предоставление детям и подросткам свободы выбора индивидуальной траектории развития.

В соответствии с этим социализирующая функция детского праздника, реализуемая в учреждениях дополнительного образования детей, оказывает непосредственное воздействие на личность ребенка, удовлетворяя общечеловеческие потребности - эстетические, нравственные, потребности в общении и взаимодействии не только со сверстниками, но и со взрослыми (педагоги, родители). Общение в системе социально-культурной деятельности, как и в искусстве, происходит по законам свободного, никем не ограниченного диалога, что указывает на культуросозидающее значение праздника.

Происходящие в обществе деформационные процессы приоритета материальных ценностей над духовными, коммерциализация искусства и досуга, падение значимости культурных ценностей, потеря духовных связей между поколениями приводят к снижению социализирующей функции детского праздника, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей. А недооценка режиссерами массовых праздников и театрализованных представлений, осуществляющими свою профессиональную деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, социализирующей функции детского праздника приводит к нарушению механизмов передачи социокультурных ценностей, препятствует решению проблем социализации подрастающего поколения.

В связи с этим происходит механический перенос технологий организации детского праздника, связанный с недооценкой его значения в области познавательных интересов; игнорирование режиссерами культуросообразного потенциала и социализирующей функции праздника при раскрытии художественно-образных форм; включение в детские праздники художественно-образных форм

организации и проведения массовых мероприятий взрослых; искаженное представление о детском празднике, как развлекательной форме, что становится одной из причин низкого уровня духовно-нравственного развития ребенка.

Преодоление такой рассогласованности требует специальных исследований в данном направлении, что актуализирует исследуемую проблему.

Таким образом, в теории и практике реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссера учреждения дополнительного образования сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между социально обусловленной значимостью детского праздника, сложившимися традициями его организации в учреждениях дополнительного образования и недостаточно развитой готовностью режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника;

- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью научного обоснования деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в открытой воспитательной системе учреждения дополнительного образования и потребностью дальнейшего изучения теоретико-практического процесса;

- на научно-методическом уровне - между объективно существующими возможностями по реализации социализирующей функции детского праздника в дополнительном образовании и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данной проблемы.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы реальные возможности организации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования сформулирована тема: «Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования».

Цель исследования - разработать, обосновать и апробировать технологическую модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования - детский праздник как форма социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования — содержание и технология деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования будет успешной, если:

- раскрыты особенности и назначение социализирующей функции детского праздника; воспитательное пространство детского праздника рассматривается как динамическая взаимосвязь событий, способная выступать интегрированным

условием личностного развития ребенка, и как социокультурная среда социализации личности;

- на основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологиче-ского подходов разработана и апробирована технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

- обоснованы педагогические условия: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в процессе социализации личности;

- разработано и внедрено научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) изучить особенности детского праздника и раскрыть его воспитательный потенциал в аспекте реализации социализирующей функции;

2) выявить теоретико-методологические основания деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

3) обосновать и апробировать технологическую модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

4) разработать научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являлись: работы, в которых представлены основы социально-культурной деятельности как возможности социализации детей (М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьева, С. Н. Иконникова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов, С.А.Шмаков, Н.Н.Ярошенко и др.) и особенности социализации в учреждениях дополнительного образования (А.Г. Асмолов, В.Г.Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Золоторева, М. Б. Коваль, P.A. Литвак, H.A. Соколова, С. В. Сальцева,'

A. И. Щетинская и др.); идеи системно-деятельностного (А. Н. Аверьянов,

B. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. С. Макаренко, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.), социокультурного (А. С. Ахиезер, Е. В. Бондаревская, Н. И. Лапин, П. А. Сорокин и др.), феликсологического (Е. П. Павлова, В. Франки, Н. Е. Щуркова и др.) подходов; теоретические представления филологов о празднике (А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др.), культурологов (М. М. Бахтин, И. М. Снегирев и др.), философов (А. С. Белкин, Д. С. Лихачев и др.); труды деятелей искусства, режиссеров массовых праздников (Б. Н. Петров, В. А. Триадский, И. Г. Шароев, М. Г. Шаронина и др.); исследования, посвященные непосредственно детскому празднику как социокультурному явлению,

его педагогической составляющей (Ю. К. Бабанский, JL В. Байбородова, Н. К. Крупская, А. Н. Лутошкин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.М.Поташник, B.C. Русанова, Г.П. Черный, С.Т. Шацкий, И. И. Фришман и др.).

Методы исследования. Теоретические-, анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификации, моделирование; эмпирические-, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, обобщение опыта воспитательно-образовательной деятельности, а также методы математической статистики.

Экспериментальная база и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась в учреждениях дополнительного образования детей: МУДОД «Дворец детского творчества» (Советский район г. Челябинск), МУДОД «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской» (г. Челябинск), МАУДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Центральный район г. Челябинск), а также федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств», ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и др.

Исследование проводилось с 2009 по 2013 г. в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2009-2010 гг.) - определение основных параметров исследования: локализация проблемы, постановка цели, обозначение объекта и предмета научного анализа, формулировка задач, обоснование методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материалов. Разработка педагогического обеспечения, отраженного в технологической модели деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования. Осуществлен констатирующий эксперимент, позволивший определить критерии и показатели. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования.

Второй этап (2010-2012 гг.) - организация и отслеживание результатов формирующего эксперимента по внедрению технологической модели деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования. Составление и апробация авторской технологии.

Третий этап (2012-2013 гг.) - анализ и обобщение итогов теоретико-экспериментального исследования, определение логики изложения материала, уточнение теоретических и практических выводов, оформление полученных результатов, публикация полученных в ходе исследования данных в научных изданиях по педагогике. Обобщенные результаты легли в основу докладов, сделанных на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях.

Ведущая идея исследования заключается в том, что деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования представляет собой творческо-педагогический процесс по социализации детей путем включения их в различные формы социально-культурной деятельности с целью формирования уста-

новки на общечеловеческие ценности, развития готовности детей к социальному взаимодействию в открытом воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования на основе поэтапных действий режиссеров.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможностей деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования и заключается в следующем:

1. Определено, что детский праздник представляет собой культуротворче-скую форму организации совместных действий детей и взрослых, событий, специально сконструированных ситуаций, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих формированию его личностных и социальных качеств, приобретению социального опыта и установки на общечеловеческие ценности.

2. На основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологи-ческого подходов разработана и апробирована технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования, включающая целеполагающий, творческо-педагогический и результативно-коррекционный этапы. Особенность данной модели заключается в обосновании содержательного и технологического характера деятельности режиссеров.

3. Выявлены педагогические условия как педагогический аспект реализации технологии: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности.

4. Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. На основании выявленных тенденций в современной педагогической теории и практике уточнены понятия «детский праздник», «воспитательное пространство детского праздника», «социализирующая функция детского праздника», «готовность режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования», что дополняет терминологический аппарат педагогической науки в целом и в частности отражает явления, направленные на совершенствование досуговой деятельности детей.

2. Обоснован механизм оптимизации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования через применение следующих педагогических условий: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности.

3. Расширен круг научных представлений о сущности и особенностях деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования. Выбранные методологические подходы углубляют теоретико-методологические представления о характере детского праздника.

4. Разработанная технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования обогащает теоретические разработки и может рассматриваться как элемент педагогической теории, относящийся к области совершенствования форм социально-культурной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы по апробации технологии деятельности режиссеров в результате реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования способствуют совершенствованию современных форм социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования. В процессе применения разработанной технологии могут использоваться: критериально-уровневые характеристики и диагностический инструментарий для измерения уровня развития социализирующих качеств личности детей, определения уровня сформированное™ готовности режиссеров к внедрению социализирующей функции детского праздника; содержание деятельности педагогической мастерской как возможности соотнесения режиссерского и педагогического аспекта деятельности при создании детского праздника; сценарная база с указанием режиссерских приемов, способствующих развитию социализирующей функции детского праздника; тренинг-курс формирования готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования и др.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Детский праздник представляет собой культуротворческую форму организации совместных действий детей и взрослых, событий, специально сконструированных ситуаций, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих формированию его личностных и социальных качеств, приобретению социального опыта и установки на общечеловеческие ценности.

2. Технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования, включающая целеполагающий, творческо-педагогический и резуль-тативно-коррекционный этапы, создана на основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологического подходов. Особенность данной модели заключается в обосновании содержательного и технологического характера деятельности.

3. Педагогические условия включают: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование ре-

жиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности.

4. Научно-методическое обеспечение реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссеров учреждения дополнительного образования представляет собой поэтапное сотворчество режиссеров и педагогов по созданию детского праздника; содержит технологическую цепочку педагогических методов, форм и средств активизации социализирующей составляющей детского праздника; базируется на формировании социализирующих установок; предполагает использование диагностических процедур, направленных на рефлексию результатов творческо-педагогической деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется анализом современных достижений психологии и педагогики, обеспечивается выбранной методологической основой; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; целенаправленной экспериментальной работой; репрезентативностью полученных диагностических данных; соответствием результатов исследования имеющимся научным представлениям в теории и практике социокультурной деятельности.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения о реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссеров учреждения дополнительного образования соответствуют п. 5 «Практика социально-культурной деятельности» паспорта специальности 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах посредством публикаций, выступлений с докладами и обсуждениями на ежегодных международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2009-2012 гг.), участия в научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Челябинского государственного педагогического университета, Челябинской государственной академии культуры и искусств (2009-2013 гг.); методологических семинарах вузов. Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в публикациях. Всего по теме диссертации опубликовано 11 работ, из них две в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность; определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологические основы, этапы и методы исследования; формулируются положения, выносимые на защиту, составляющие научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования; описывается апробация результатов исследования.

В первой главе «Теоретические подходы к проблеме организации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования» дается анализ состояния разработанности проблемы, определяются основополагающие понятия

исследования, выявляются особенности проявления социализирующей функции детского праздника в учреждении дополнительного образования в педагогической теории и практике. На основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологического подходов разработана технологическая модель успешности рассматриваемого процесса.

Исследование феномена праздника активно ведется в различных областях гуманитарного знания - философии, культурологии, этнологии, лингвистике, социологии, педагогике, психологии и др., которые раскрывают специфические аспекты относительно каждой области знаний. Анализ понятия «праздник» позволяет акцентировать внимание на его социальной и творческо-педагогической составляющей и рассматривать праздник как массовое действие, сочетающее комплекс активных, зрелищных, игровых форм и методов, удовлетворяющих потребность в межкультурном общении детей, придающих мажорность, веселье, торжество в сочетании с социально-культурными традициями, политическими и духовными процессами в обществе.

При этом детский праздник - явление в высшей степени сложное, многогранное, развивающееся и значимое для жизнедеятельности детей. Современные исследования в философии и педагогике выявляют неизбежность продвижения к пониманию детского праздника в контексте целостного педагогического процесса. При этом анализ педагогического потенциала детского праздника, выявление его социализирующей функции соотнесено с тремя концептуально важными позициями относительного этого исследования.

Первая позиция связана с выявлением и соотнесением форм и стратегий праздника, современного праздника и современного искусства в целом. На основании исследований Н. Ю. Сергеевой, И. И. Фришман, С. А. Шмакова и др. определены следующие характеристики праздника в соответствии с психолого-педагогическими особенностями современных детей, а именно: абсолютная свобода самовыражения, открывающаяся при включении современных форм искусства в процессе педагогического взаимодействия, что дает возможность каждому воспитаннику проявить свою субъектность и позволяет говорить о значительном воспитательном потенциале детского праздника как вида искусства, его соотношении с возрастными особенностями.

Вторая позиция отражает общую теорию системного анализа детского праздника, представленного как часть культурообразующей системы, которая состоит из компонентов: педагогика, праздник, дети, выступающих органической целостностью, она в свою очередь предполагает многообразие подсистем, структур, связей, функциональных характеристик.

Третья позиция определяет праздник как особое воспитательное пространство, с одной стороны, представляющее собой динамическую взаимосвязь событий, создаваемых в процессе праздничного действия, способное выступать интегрированным условием личностного развития ребенка; с другой - как социокультурную среду, в которой индивидуальными и групповыми субъектами воспитания осуществляется специальная, культуротворческая деятельность, формируются множественные связи и отношения, создающие условия для социализации личности.

Отсюда, детский праздник представляет собой культуротворческую форму организации совместных действий детей и взрослых, событий, специально сконструированных ситуаций, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих формированию его личностных и социальных качеств, приобретению социального опыта и установки на общечеловеческие ценности.

При этом воспитательное пространство детского праздника характеризуется следующими параметрами: целостностью; яркостью; процессами дифференциа-циации и интеграции; наличием единой творческой концепции, ориентированной на педагогические приоритеты; реализацией личностно-деятельностных, системно-ролевых и социально-культурных технологий; качеством реализации режиссерского замысла; доступностью праздничных услуг.

Характеристика детского праздника как культурообразующей и воспитательной системы с учетом возрастных особенностей и анализ работ Д. Н. Генкина, К. Жигульского, А. И. Мазаева и др. позволяют выявить специфику детского праздника, которая заключается в следующем: он происходит в чувственно-обозримых границах места и времени; проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; выстраивает свободный диалог с артистами, ведущими праздника и друг с другом; эмоционально-ценностный настрой праздника создается посредством живого контакта с героями и персонажами; протекает в условиях мифического сюжета и несет в себе максимальную сопричастность к действию всех участников праздника; ориентирует на общечеловеческие ценности; способствует формированию социализирующих качеств личности, присвоению социального опыта.

Для развития целостной социальной активности личности ребенка, включения его в действие праздника необходимо развивать познавательные процессы, свойства личности, сформировать систему ценностных ориентаций. Исследователи, рассматривающие праздник, в той или иной степени касались проблемы значения его функций (Я. П. Белоусов, Б. Е. Захава, Л. С. Лаптева, Д. М. Угринович, М. В. Литвинова и др.). Обобщение их опыта и педагогическая позиция исследования по отношению к детскому празднику позволяют обозначить следующие функции детского праздника:

- коммуникативную (создает и поддерживает ощущение общности, сопричастности, что означает стать частью целого, обрести свою идентичность);

- эстетическую (музыка, движение, свет и цвет, художественно воплощающие идею, создают особую атмосферу);

- эмоциональную (обязательное присутствие чувства радости, позитивного эмоционального настроя, приподнятого настроения);

- аксиологическую (представлена в оценочной деятельности, в результате которой подтверждается или не подтверждается иерархическая структура ценностей личности);

- интегративную (стимулирует групповую консолидацию, способствует самоидентификации членов группы, организует совместную жизнедеятельность детей);

- сохраняющую (служит средством самосохранения различных общественных групп).

При этом детский праздник, по словам С. М. Машевской, возникнув в глубокой древности как часть взрослого, в образе синкретического искусства имел воспитательные, развивающие, социальные и обучающие функции. В современной социокультурной парадигме обучение и воспитание рассматривается как средство развития человека-индивида и человека - члена социума, а также как способ стабилизации социальных, политических и идеологических отношений в обществе. Это позволяет сделать заключение о том, что все указанные функции вбирает в себя социализирующая функция праздника, которая проявляется в социальном опыте личности, приобретается в совместной деятельности, в процессе овладения социальными знаниями, системой общественных отношений и поведения и способствует социализации личности.

Процесс социализации представляет собой сложное явление, посредством которого происходит усвоение знаний, норм и ценностных ориентации детьми, что позволяет им включиться в систему общественных отношений и влияет на формирование качеств личности, с помощью которых происходит взаимодействие с социумом. Социализация может проходить как самостоятельный, управляемый процесс, дающий возможность личности включиться в жизнь общества, так и стихийно, что приводит к дезадаптации, выявлению противоречия между требованиями среды к личности и ее несоответствие этим требованиям. Реализация социализирующей функции детского праздника помогает разрешить это противоречие, выступает способом гармонизации личности и среды на основе удовлетворения потребностей, развития тех качеств, которые влияют на успешное взаимодействие с окружающей средой, поскольку участие ребенка в празднике способствует успешному психическому, физическому и нравственному развитию.

Процесс социализации происходит в детской среде в период подготовки и проведения праздника и выступает мощным стимулом приобщения ребенка к культурным нормам общества. В этом процессе, как замечал В. П. Крапивин, наиболее успешно происходит адаптация ребенка к новой среде, реабилитация и коррекция его качеств личности и поведения. Участие в празднике, отмечала М. А. Беляева, обеспечивает ребенку успешность социализации, вхождение в общество через социокультурную составляющую, путем социального наследования и присвоения социального опыта, организации собственной жизнедеятельности, что развивает человека.

Специфика социализирующей функции детского праздника состоит в том, что праздничный репертуар не подвержен обязательным стандартам. Выбор определяется профессионалами (режиссером, художественным руководителем) согласно региональным особенностям, с учетом возрастных изменений детей, времени года и социально-политических событий.

Следовательно, социализирующая функция детского праздника заключается в усвоении ребенком достижений культуры, приобщении к общечеловеческим ценностям. По мнению В. И. Андреева, потенциал праздника заложен в народной мудрости, традициях, фольклоре, ритуалах, народных играх как эффективных средств для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости и

взаимопомощи, то есть тех качеств личности, которые так важны для процесса социализации, несут в себе социальное здоровье и нравственные основы.

Праздник как способ трансляции идей и формирования общности людей есть константа культуры. Участие ребенка характеризуется единством личного и коллективного, общественного и индивидуального, выступает важным компонентом творческого осмысленного отношения к содержанию, героям праздника, к жизни других людей. Ребенок получает способность к социальному развитию, самовоспитанию, самореализации путем активных действий, что невозможно без разработки и реализации социокультурных технологий, которые являются частью социокультурной практики и предметом социокультурного знания.

Теоретический анализ показал, что социализирующая функция детского праздника проявляется на трех уровнях: интерактивном - как социальное взаимодействие с другим человеком, реализация ответственности за себя; кооперативном - как совместно разделенная деятельность, освоение социальных ролей, идентификация с обществом и представление в своем лице сообщества, согласование ценностей, реализация разделенной совместной ответственности; экзистенциальном - внутренний нравственный акт благотворения, имеющий целью идентификацию и развитие самосознания счастливого человека, а также общественную пользу и решение социальных проблем.

Социализирующая функция праздника как социокультурного феномена не противоречит теории социокультурной деятельности и выявлению ее непосредственных функций, поскольку в современных условиях одной из главных функций социокультурной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь, формирования ее социальной активности.

Важнейшим посылом для раскрытия потенциала детского праздника как формы социально-культурной деятельности в развитии социальной активности личности стало обоснование М. А. Ариарским необходимости и возможности педагогического управления процессом становления высоконравственной и общественно активной личности не только в процессе обучения, но и в досуговом творчестве.

Организация праздника есть творческо-педагогический процесс, где совокупность операций сгруппирована по определенным этапам. Каждый этап в свою очередь представляет собой сумму целенаправленных действий, осуществляемых в определенной последовательности, что создает систему педагогического взаимодействия детей и взрослых в процессе создания праздника. Для наиболее продуктивной его организации необходим четко выстроенный методологический инструментарий, состоящий из подходов, определяющих принципы педагогической деятельности.

Для поиска путей эффективной реализации социализирующей функции детского праздника избран системно-деятельностный подход, который позволяет: рассматривать данную функцию как целостную систему, выраженную образно-выразительными формами, проявленную в чувствах и поступках; выделить основные ее компоненты (саморазвитие, самоопределение, самореализация в действии

праздника); определить деятельность как важнейший фактор развития личности; выстроить системное взаимодействие в процессе социализации личности.

Социокультурный подход к реализации социализирующей функции детского праздника дает возможность переключиться на его ценностную составляющую, на формирование культуры отношений и общения, на развитие его воспитательного пространства, не игнорируя при этом других объективных факторов развития праздника.

Феликсологический подход к реализации социализирующей функции детского праздника позволяет разрабатывать содержательную характеристику праздничного действия, обеспечивающего способность ребенка быть счастливым в социокультурном пространстве.

Методологическая база исследования представляет собой совокупность системно-деятельностного, социокультурного и феликсологического подходов, что связано с пространством, в котором решается педагогическая и социокультурная проблема, в нашем случае - учреждения дополнительного образования детей, где происходит реализация социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссеров.

Учреждение дополнительного образования детей рассматривается как открытая социально-педагогическая система, имеющая обширный диапазон направлений социально-педагогической, образовательной и культурно-досуговой деятельности, а само дополнительное образование определяется как ориентированное на свободный выбор каждым ребенком той или иной области знаний и предлагающее свои услуги всем без принуждения на привлекательной основе добровольности и атмосферы доброжелательности, взаимозаботы, сотворчества.

Анализ научных работ (В. И. Андреев, В. А. Белкин, Т. Е. Климова, Н. А. Соколова и др.) позволил выделить основные принципы социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования:

- принцип субъект-субъектного взаимодействия участников и организаторов социально-культурной деятельности, ориентирующий на диалогизацию их отношений, сотрудничество и сотворчество в постановке целей деятельности, выбор форм и средств реализации поставленных задач, преодоление трудностей и удовлетворение от полученных результатов;

— принцип развития образованности как достижение детьми высокого (профессионального или предпрофессионального) уровня в определенной предметной области, развития свойств (прежде всего сенсорного развития) и конкретных сфер личности (интеллектуальной, физической, психологической, нравственной и т. д.);

— принцип поддержки, формирования и развития тех качеств личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, действующими в обществе;

- принцип организации свободного времени ребенка, появление позитивных потребностей, работа с семьей и забота о положении ребенка в ней; забота о здоровье и материальном положении ребенка; помощь в жизненном самоопределении.

При этом воспитательное пространство детского праздника зависимо от социокультурного пространства учреждения дополнительного образования, что

отражается в содержательном контексте подготовки и проведения детского праздника.

Проведенный нами анализ предполагает обоснование содержания технологии деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования как социокультурной технологии, создающей условия для социализации детей, развития их индивидуальности, творчества и качеств личности в праздничном действии, с ориентацией на систему общечеловеческих ценностей (см. рис. 1). Представим данную технологическую модель более подробно.

Целеполагающий этап технологии. Из проведенного нами анализа понятия «технология» следует, что к разряду его существенных признаков относятся цель и организация, предполагающая разделение процесса, координацию и поэтапность действий, однозначность выполняемых процедур, существование предварительного знания о процессе, подлежащем технологизации, наличие пространственно-временного интервала, в котором реализуется конкретная технология, что служит обоснованием данного этапа технологии реализации социализирующей функции детского праздника. Целью создания технологической модели является описание системной структуры рассматриваемого процесса, а целью технологии - организация деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования, на что направлено субъектное взаимодействие педагогов, режиссеров, методистов, родителей, детей, руководителей детских коллективов и др. При этом цель определена социальным заказом общества на развитие образовательной и воспитательной среды современного учреждения дополнительного образования, способствующей социализации личности.

Творческо-педагогический этап предполагает драматургическую, режис-серско-постановочную, репетиционную деятельность и само праздничное действие, а также реализацию аспекта педагогических условий.

Так, первым педагогическим условием выступает формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции праздника. Современный режиссер массовых праздников и представлений в дополнительном образовании должен прежде всего стремиться к партнерским отношениям; владеть знаниями, достаточными для организации социализирующего пространства, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии.

Готовность будущих режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника - это интегративное свойство личности будущего специалиста, характеризующееся направленностью личности на реализацию воспитательного потенциала детского праздника, развитой потребностью в реализации социальных ценностей через праздничное действо, знанием об особенностях социализации детей, наличием практических умений и навыков организации детского праздника, направленного на социализацию.

Социальный.заказ - развитие образовательной и воспитательной среды современного учреждения дополнительного образования, социализация детей и подростков

Р с

3 1

Цель: организация деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования

Субъекты сотворчества: режиссеры, педагоги УДОД, дети, родители и _Др._

Теоретике-методологическое основание: систем но-дсятельностный, социокультурный и феликсологический подходы; принципы субъектного взаимодействия, развития образованности, поддержки, формирования и развития тех качеств личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, организованности свободного времени и др.

X

Уровни реализации социализирующей функции детского праздника: интерактивный; кооперативный; э кз исте н цнал ь ны й

зге:

Аспект режиссерской деятельности:

• рождение режиссерского замысла, педагогизация сути режиссерского конфликта детского праздника; выбор форм детского праздника, анализ его воспитательных возможностей, действенный анализ праздника, выявление режиссерских приемов реализации содержания праздника; - репетиции праздника, инсценирование, развитие постановочного действия и др.

<и К »» 5

Технологии деятельности режиссера:

• семинары различного вида для режиссеров массовых праздников и представлений; тренинговая деятельность и др.;

- мастерская сотворчества; проектная деятельность, художественная интуиция, обобщение, эмоциональное воздействие и др.;

- создание сценарной базы, моделирование социализирующей среды и др.

Педагогические условия режиссерской деятельности:

X

- формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции праздника;

- организация сотворчества педагогов и режиссеров УДОД по актуализации социализирующей функции детского праздника;

- использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации детей

Непосредственное проведение массового детского праздника, организация процесса социализации детей в действии детского праздника

е

= 3 : ' Ё < * ® ; а :

5 х г

Я I а а. Р Р

Критерии деятельности режиссера по реализации социализирующей функции детского праздника:

- критерий готовности режиссера к реализации социализирующей функции детского праздника;

- критерий педагогизации пространства детского праздника;

- критерий развития социализирующих качеств личности детей (показатели: социальная рефлексия, установка на общечеловеческие ценности, готовность к социальному взаимодействию)

Уровни

Результат: переход на 4 более высокий уровень социализации детей; положительный социальный опыт детей; развитие социокультурной среды УДОД

V

выше среднего

I Анализ и

коррекция ■ технологии

Рис. 1. Технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования

Следовательно, формирование готовности будущих режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника - это необратимый двуединый процесс наращивания интегративных свойств готовности и педагогизации режиссерской деятельности в вопросах теории и практики социализации детей.

Вторым педагогическим условием выступает организация сотворчества детей, режиссеров и педагогов по актуализации социализирующей функции детского праздника в учреждении дополнительного образования, а именно совместная деятельность в режиссерской мастерской как профессиональном объединении, включающем педагогов, режиссеров, методистов и др., по разработке психолого-педагогической характеристики массового детского праздника с учетом социально-психологических, возрастных, индивидуально-типологических особенностей участников праздника, ориентированном на раскрытие всего многообразия форм участия в праздниках и полимотивированности праздничного поведения.

Третьим педагогическим условием выступает использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности, которые подразделяются нами на следующие группы, соответственно уровням реализации социализирующей функции детского праздника (интерактивный; кооперативный; экзистенциальный): приемы взаимодействия, приемы активного участия и действия, рефлексивно-феликсологические приемы. Результат этапа - непосредственно реализация социализирующей функции в праздничном действии.

Результативно-коррекционный этап включает в себя уровни, критерии, показатели и диагностические методики отслеживания результатов. Результат реализации социокультурной технологии должен быть выражен в следующем: готовность режиссеров к реализации социализирующей функции праздников; наличие социальной рефлексии, ценностного убеждения, готовности к социальному взаимодействию и социальный опыт детей, участвующих в праздничном действии.

Во второй главе исследования «Опытно-экспериментальная работа по организации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования» определены цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы, описана реализация разработанной технологии, проанализированы полученные результаты, проведена их обработка методами математической статистики.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами в шести экспериментальных и трех контрольных группах с детьми и режиссерами. При этом дети, участники контрольных групп, посещали мероприятия, в которых частично использовалась разработанная социокультурная технология. В экспериментальных группах дети посещали мероприятия, подготовленные в соответствии с разработанной технологией. Все группы рассматривались с двух позиций: первая -специфика участников групп, а именно, группы школьников (далее - ш) и группы детей, участников объединений учреждения дополнительного образования (далее — уо); вторая - количество посещенных праздников. Так, в ЭГ-1 (ш) и ЭГ-1 (уо) дети

и подростки посещали до трех мероприятий в год, а в группах ЭГ-2 (ш) и ЭГ-2 (уо) от трех до восьми в год.

Также нами рассматривалась деятельность режиссеров учреждений дополнительного образования с позиции формирования готовности к реализации социализирующей функции детского праздника — ЭГ(р) и КГ(р). При формировании опытно-экспериментальных групп соблюдался принцип репрезентативности. В констатирующем этапе эксперимента приняло участие 1050 детей, задействованных в детских праздниках учреждений дополнительного образования. В основном этапе эксперимента участвовало 569 детей, 35 режиссеров и педагогов-организаторов, 50 родителей.

На констатирующем этапе эксперимента на основе теоретического анализа научно-педагогической литературы и изучения эмпирических данных были выделены следующие критерии деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника:

- критерий готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника (показатели: устойчивая потребность в осуществлении социализирующей деятельности, направленность на достижение конкретного педагогического результата, теоретические знания о процессах социализации ребенка, способность к осуществлению всестороннего анализа осуществленной педагогической деятельности и др.);

- критерий педагогизации пространства детского праздника (показатели: наличие педагогических задач высокой трудности, пропаганда общечеловеческих ценностей, организация взаимодействия участников праздника и др.);

- критерий развития социализирующих качеств личности детей (показатели: социальная рефлексия, установка на общечеловеческие ценности, готовность к социальному взаимодействию).

Так, показатель «социальная рефлексия» рассматривался как рефлексия детей в коммуникациях и совместной деятельности, что выражало интерактивный уровень реализации социализирующей функции праздника. Показатель «установка на общечеловеческие ценности» характеризовал предметные действия детей благодаря их соотнесению с тем, что признано должным в структуре социальных отношений (добро, мир, красота, дружба, помощь, семья, знания, отечество и др.) и выражал экзистенциальный уровень реализации социализирующей функции детского праздника. Показатель «готовность к социальному взаимодействию» соответствовал кооперативному уровню реализации социализирующей функции детского праздника.

Для оценивания уровня выделенного критерия нами была разработана комплексная диагностика, которая включала в себя: экспертную оценку, рекомендации педагогов и родителей (классные руководители проводили по предложенной схеме анализ критериев развития социализирующейся личности; диагностики учащихся школ, включенных в эксперимент); самооценку (экспресс-опросы до и после праздников, применение «счастливых билетов», отражающих количество понравившихся праздников и др.); психодиагностики, предложенные И. В. Дубровиной, Ш. А. Амонашвили и адаптированные для нашего исследования; оценка поведения

и поступков по Т. Макгвайру (переживаемый поступок, ответная реакция на увиденное, внешнее воздействие и др.).

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что 20 % детей, пришедших на праздник в УДО имеют низкий уровень развития социализирующих качеств личности, 42 % - средний уровень и 25 % -выше среднего и высокий уровень. В целом это отражает низкий уровень сформированное™ качеств личности, способствующих социализации детей, что обусловлено недостаточным вниманием к проблеме социализации подростков в социокультурной деятельности.

Опрос режиссеров показал низкий уровень их представлений о возможностях социализации детей в праздничном действии (32 %), средний уровень знаний об особенностях социализации детей в разные возрастные периоды (62 %); в целом позитивное отношение к педагогизации праздничного пространства (54 %).

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялась реализация научно-методического обеспечения. Деятельность режиссеров основывалась на разработанной и представленной в первой главе социокультурной технологии. Так, на целеполагающем ее этапе были отобраны эффективные содержательные составляющие основного процесса педагогико-творческой деятельности режиссеров по организации детского праздника.

При реализации творческо-педагогического этапа разработанной технологии нами осуществлялось формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции праздника. Так, группа режиссеров участвовала в различных семинарах, системе интернет-консультаций, в том числе в веб-среде и консилиумах сетевых виртуальных сообществ, которые не были четко направлены на развитие готовности режиссеров, однако в специально разработанном тренинге-семинаре акцентировалось внимание на тех аспектах, которые косвенно способствовали формированию данного профессионального качества режиссеров. Разработанный тренинг-курс «Социализирующая функция детского праздника», реализованный в рамках методической недели Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, способствовал обобщению и актуализации накопленного педагогического опыта режиссерами учреждения дополнительного образования детей. По его окончанию каждый участник получил СО-диск с записью занятий и методическое пособие по реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссеров учреждения дополнительного образования, разработанное нами.

На творческо-педагогическом этапе технологии также осуществлялась организация сотворчества педагогов и режиссеров в «Мастерской сотворчества» по актуализации социализирующей функции детского праздника. В рамках подготовки к каждому мероприятию методисты, педагоги и режиссеры учреждения дополнительного образования работали в мастерской сотворчества, вносили свои предложения и составляли психолого-педагогическую характеристику детского праздника. Здесь проводился конкретный анализ с учетом социально-психологических, возрастных, индивидуально-типологических особенностей участников праздника, ориентированный на раскрытие всего многообразия форм уча-

стия в праздниках и полимотивированности праздничного поведения. Для этого в мастерской была разработана психолого-педагогическая карта праздника, которая заполнялась на данном этапе и служила ориентиром в процессе создания сценария праздника.

Наиболее значимым выступает использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности, которые были распределены условно на несколько групп в соответствии с уровнями реализации социализирующей функции:

- коллективного творчества, где используется синектика, основанная на образном мышлении, символических и мифологических приемах (использовались в таких мероприятиях как «День матери», «Вахта памяти у вечного огня», литературная композиция «Через тернии к звездам» и др.);

- интенсификация групповой деятельности детей для раскрытия творческих возможностей идеи праздника, развитие социального опыта взаимодействия через участие в празднике; имитация ситуаций, когда участники или действуют по заданным правилам, или кардинально меняют предлагаемую действительность (городской кадетский бал «Как и двести лет назад...», «Праздник чести», «Россия - путеводная звезда», «Созвездие дружное Урала» и др.);

- использование выразительных средств театрального искусства, актуализация духовно-нравственных основ, развитие образного мышления (фестиваль детского творчества «Хрустальная капель», мероприятия, посвященные встречи поколений «Судеб связующая нить», «Эхо бессмертия», «Пока есть музыка -есть память» и др.).

Примером соотношения режиссерского и педагогического аспекта деятельности в процессе подготовки и реализации детского праздника режиссерами может служить организация фестиваля детского творчества «Золотой ключик». Так, праздничное действие началось в фойе с конкурсно-игровой программы «Волшебный ключик», где сказочные персонажи предлагали детям выполнить задания и получить волшебный ключ от сказочной страны. Покорение тоннелей, загадки, эстафеты; ведущие - сказочные герои (Бременские музыканты, Карабас-Барабас, Хозяйка медной горы, Золушка); красочное оформление, великолепные костюмы, звуковое оформление, массовые танцы — способствовали созданию атмосферы волшебства. При обсуждении итогов фестиваля было отмечено: высокая культура работы команды учредителей и организаторов конкурса, интересный авторский сценарий, соответствие содержания конкурса возрастным особенностям участников, актуальная идея мероприятия (создание ситуации доверия, соучастия, сотворчества, содружества), зрелищность и масштабность праздника, оригинальное музыкальное оформление его театрализованной части, информационная поддержка фестиваля, организованная работа с участниками коллективов и др.

На резулыпативно-коррекционном этапе реализации социокультурной технологии оценивалось адаптивное состояние нового качества, новых результатов.

Третий этап опытно-экспериментальной работы - аналитический. Результаты анализа динамики исследуемого процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ опытно-эксперимеитальной работы в группах __

Группы Этап ОЭР высокий выше среднего средний низкий Ср Кэфф X наб

Кол-во % Кол -во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 (УО) конст 6 6,45 19 20,43 35 37,63 33 35,48 1,98 - 10,47

аналит 8 9,68 32 34,41 38 40,86 15 16,13 2,40 0,99 -

ЭГ-2 (У°) конст 6 6,90 17 19,54 36 41,38 28 32,18 2,01 - 14,43

аналит 14 16,09 28 32,18 35 40,23 10 11,49 2,53 1,04 -

КГ(уо) конст 9 8,82 26 25,49 36 35,29 31 30,39 2,13 - 6,56

аналит 13 12,75 33 32,35 40 39,22 16 15,69 2,42 - -

ЭГ-1 (ш) конст 7 7,14 20 20,41 38 38,78 33 33,67 2,01 - 9,79

аналит 9 9,18 34 34,69 39 39,80 16 16,33 2,37 0,98 -

ЭГ-2 (ш) конст 6 7,06 16 18,82 36 42,35 27 31,76 2,01 - 13,72

аналит 13 15,29 28 32,94 34 40,00 10 11,76 2,52 1,04 -

КГ (ш) конст 9 8,65 25 24,04 38 36,54 32 30,77 2,11 - 6,65

аналит 14 13,46 32 30,77 41 39,42 17 16,35 2,41 - -

Разница в результатах экспериментальных и контрольных групп убедительно свидетельствует о том, что формирование социальных качеств личности детей более успешно при реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссеров учреждений дополнительного образования. В исследовании также осуществлялся анализ готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника (табл. 2).

Таблица 2

Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности режиссеров

к реализации социализирующей функции детского праздника

Группы Этап ОЭР Уровни сформированное™ готовности Ср Кэфф X наб

высокий выше среднего средний низкий

Кол-во % Кол -во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ(р) конст 1 8,33 2 16,67 4 33,33 5 41,67 1,92 - 8,27

аналит 4 33,33 6 50,00 I 8,33 1 8,33 3,08 1,32 -

КГ(р) конст 2 13,33 3 20,00 4 26,67 6 40,00 2,07 - 0,71

аналит 3 20,00 3 20,00 5 33,33 4 26,67 2,33 - -

Анализ уровня развития готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника позволяет утверждать, что динамика положительная, средний показатель (Ср), отражающий количественную оценку роста уровня критериев, наибольший по окончанию опытно-экспериментальной работе в ЭГ(р) и составляет 3,08.

В заключении изложены основные результаты исследования: 1. Установлено, что проблема исследования актуальна для теории и практики социализации детей. В процессе исследования раскрыто, что детский праздник представляет собой культуротворческую форму организации совместных действий детей и взрослых, событий, специально сконструированных ситуаций,

22

направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих формированию его личностных и социальных качеств, приобретению социального опыта и установки на общечеловеческие ценности.

2. Методологическая стратегия исследования обусловлена совокупностью научных подходов (системно-деятельностного, социокультурного и феликсоло-гического), что позволяет выявить сущностные и целевые направления исследования, разработать и реализовать технологическую модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают объективность решения проблемы, представленного технологической моделью деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования, которая состоит из целеполагающего, твор-ческо-педагогического и результативно-коррекционного этапов и включает режиссерский, технологический аспекты и аспект педагогических условий, что является ее особенностью.

4. Научно-методическое обеспечение организации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования представляет собой поэтапное сотворчество режиссеров и педагогов по созданию детского праздника, содержит технологическую цепочку педагогических методов, форм и средств активизации социализирующей составляющей детского праздника; базируется на формировании социализирующих установок; предполагает использование диагностических процедур, направленных на рефлексию результатов деятельности.

5. Полученные результаты исследования апробированы и позволяют сделать вывод относительно правильности выдвинутой гипотезы и поставленных задач, которые были решены в процессе научного поиска, цель исследования достигнута.

Итоги диссертационного исследования позволяют резюмировать следующее: функциональные возможности детского праздника далеко не исчерпаны. Не все аспекты в данной работе изучены с достаточной степенью полноты, существует ряд проблем, требующих более глубокого изучения воспитательного потенциала детского праздника, возможностей подготовки будущих режиссеров к проектированию целостной системы педагогического сопровождения социализации детей.

Основные положения диссертации представлены в следующих работах: Статьи в журналах, включенных в реестр ВАК РФ

1. Казымов, В. Б. Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования / В. Б. Казымов // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. — 2011. - № 9. - С. 66-72 (0,56 п. л.).

2. Казымов, В. Б. Инноватика в управлении системой дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / В. Б. Казымов, P.A. Литвак // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http: //www.science-education.ru/106-7560 (дата обращения: 29.11.2012) (0,45 п. л.).

Научные статьи, материалы конференций и другие издания

3. Казымов, В. Б. Роль дополнительного образования детей в современных условиях / В. Б. Казымов // «К,азаК,станныЦ К^аз^рп полимЭдениеттж кеРЦст1пндеп бшм берудЩ инновациялыК^ теориялары мен технологиялары» // Казахстан республикасыныЦ бЫм жЭне Гылым министрлН Л.Н.Гумилев атындаЕы еуразия УлттыК, университет!. — Астана, 2010. — С. 254—257 (0,2 п. л.).

4. Казымов, В. Б. Методологические основы социокультурных технологий в системе дополнительного образования / В. Б. Казымов // Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума, Челябинск, 2-3 нояб. 2011 г.: [в 2 ч.] / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; [сост. Е. В. Швачко]. - Челябинск, 2011. - Ч. 2. - С. 90-93 (0,3 п. л.).

5. Казымов, В. Б. Проблемы духовно-нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей / В. Б. Казымов // Вестник Института культуры детства: Теория и практика формирования культуры детей / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - Вып. 12. - С. 49-52 (0,3 п. л.).

6. Казымов, В. Б. Методологические перспективы применения социокультурных технологий в системе дополнительного образования / В. Б. Казымов // Вестник Института культуры детства: Теория и практика формирования культуры детей / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2012. —Вып. 13. — С. 58-61 (0,2 п. л.).

7. Казымов, В. Б. Научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования / В. Б. Казьмов. - Челябинск, 2012. - 71 с. (5,6 п. л.).

8. Казымов, В. Б. Методологическое осмысление применения социокультурных технологий в системе дополнительного образования / В. Б. Казымов // Педагогическое образование: актуальные исследования и перспективы непрерывного педагогического образования: материалы Международного конгресса, Челябинск, 17-18 октября 2012 г. / под ред. 3. М. Большаковой, Н. Н. Тулькибаевой. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - С. 84-87 (0,3 п. л.).

9. Казымов, В. Б. Социализирующая функция праздника в педагогической теории и практике / В. Б. Казымов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. — Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. — Вып. 6.-С. 186-190 (0,3 п. л.).

10. Казымов, В. Б. Социальная работа: перспективы развития: коллективная монография / В. Б. Казымов, Т. Г. Калугина, О. И. Спесивцева и др.; под ред. Т. Г. Калугиной. - Ч. II. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2013. - 320 с. (1,5 п. л.).

11. Казымов, В. Б. К проблеме выявления ведущих функций детского праздника / В. Б. Казымов // Культура — искусство - образование: векторы преобразования: материалы XXXIV науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад. / сост. А. В. Штолер; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2013. -С. 172-177(0,3 п. л.).

Казымов Валерий Борисович

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Формат 60x84 1/16. Объем 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 1344 Отпечатано в Челябинской государственной академии культуры и искусств 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Казымов, Валерий Борисович, Челябинск

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

На правах рукописи

04201 359048

КАЗЫМОВ Валерий Борисович

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной

деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор P.A. Литвак

Челябинск -

2013

Содержание

Введение..........................................................................................................................................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ 16 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...........................

1.1. Социализирующая функция детского праздника в

педагогической теории и практике..........................................................................................16

1.2. Теоретико-методологические основания деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования................................41

1.3. Технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования..................................................................62

Выводы по первой главе......................................................................................................87

Глава И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ................................ 90

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы............................90

2.2. Научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования..............................................................108

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-

экспериментальной работы..........................................................................................................120

Выводы по второй главе......................................................................................................137

Заключение....................................................................................................................................139

Список используемой и цитируемой литературы................................143

Приложения....................................................................................................................................171

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня культурно-экономические преобразования во всех сферах развития общества связаны прежде всего с социальным становлением растущего человека, включением его в современную жизнь, с активным вхождением в систему общественных отношений и ориентацией на ценности социума. Это обусловило усиление значения социализирующей функции в системе дополнительного образования детей. Данная система существенно меняет стратегическую направленность целей (формирование личностных качеств, мировоззренческих установок и убеждений, приобретение опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами) и содержания образования (формирование социализирующих качеств детей как важного ресурса в обеспечении цивилизованной жизнедеятельности личности и социума).

Важная роль в содержании деятельности учреждения дополнительного образования детей принадлежит массовым досуговым мероприятиям, к которым относится детский праздник. В процессе его подготовки и проведения происходит освоение социального опыта, сохранение и воспроизводство лучших образцов отечественной культуры, социокультурных ролей. Комплексный характер праздника воздействует одновременно на чувства, мышление, осознание ребенком сопричастности к обществу, к группе людей и способствует его социальному развитию.

Деятельность режиссера по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования представляет собой организацию особого творческо-педагогического процесса по социальному развитию детей через участие в различных видах социокультурной деятельности с целью привития ценностных ориентаций и социальных установок.

В отечественной науке интерес к празднику как явлению культуры

(И. М. Снегирев) возник в 30-е гг. XIX в., при этом праздник как народную

з

праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки (А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др.); праздник как форма общественной жизни народа стало предметом культурологических и социально-педагогических исследований (П. М. Керженцев,

А. В. Луначарский и др.); в философских и этнографических исследованиях праздник представляет собой форму социальных отношений (М. М. Бахтин, А. А. Белкин, Д. М. Генкин, Д. С. Лихачев и др.).

Вопросам праздничной культуры посвящены работы деятелей искусств, режиссеров массовых праздников и театрализованных представлений (Б. Н. Петров, В. А. Триадский, И. М. Туманов, И. Г. Шароев и др.).

Развитие концепции детского праздника как особого явления рассматривали в своих исследованиях Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Разработке проблем организации детского праздника существенно способствовали общепедагогические труды Ю. К. Бабанского, Л. И. Новиковой, П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого, Н. Е. Щурковой и др., а также теоретические положения, практические выводы, содержащиеся в работах Ю. П. Азарова, Л. В. Байбородовой, А. Н. Лутошкина, А. В. Мудрика, М. М. Поташника, В. С. Русановой и др.

Изучение соотношения социальной, педагогической и психологической составляющей детского праздника освещено в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В последние годы усилилось внимание к праздникам как педагогическому и социально-культурному явлению (Д. М. Генкин, А. Д. Жарков, А. И. Мазаев, А. Ф. Некрылова, В. М. Рябков и др.). Весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы Д. В. Тихомирова, Г. П. Черного, С. А. Шмакова, И. И. Фришман и др.

Реализация социализирующей функции детского праздника способствует приобретению детьми социального опыта совместной

деятельности, овладению системой общественных отношений и социально одобряемого поведения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены важность и значение системы дополнительного образования детей. Целью данной системы выступает направление, способствующее развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей; организация целенаправленного процесса воспитания как доминанты педагогической деятельности, развития личности в интересах человека и государства; предоставление детям и подросткам свободы выбора индивидуальной траектории развития.

В соответствии с этим социализирующая функция детского праздника, реализуемая в учреждениях дополнительного образования детей, оказывает непосредственное воздействие на личность ребенка, удовлетворяя общечеловеческие потребности - эстетические, нравственные, потребности в общении и взаимодействии не только со сверстниками, но и со взрослыми (педагоги, родители). Общение в системе социально-культурной деятельности, как и в искусстве, происходит по законам свободного, никем не ограниченного диалога, что указывает на культуросозидающее значение праздника.

Происходящие в обществе деформационные процессы приоритета материальных ценностей над духовными, коммерциализация искусства и досуга, падение значимости культурных ценностей, потеря духовных связей между поколениями приводят к снижению социализирующей функции детского праздника, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей. А недооценка режиссерами массовых праздников и театрализованных представлений, осуществляющими свою профессиональную деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, социализирующей функции детского праздника приводит к нарушению механизмов передачи

социокультурных ценностей, препятствует решению проблем социализации подрастающего поколения.

В связи с этим происходит механический перенос технологий организации детского праздника, связанный с недооценкой его значения в области познавательных интересов; игнорирование режиссерами культуросообразного потенциала и социализирующей функции праздника при раскрытии художественно-образных форм; включение в детские праздники художественно-образных форм организации и проведения массовых мероприятий взрослых; искаженное представление о детском празднике, как развлекательной форме, что становится одной из причин низкого уровня духовно-нравственного развития ребенка.

Преодоление такой рассогласованности требует специальных исследований в данном направлении, что актуализирует исследуемую проблему.

Таким образом, в теории и практике реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссера учреждения дополнительного образования сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между социально обусловленной значимостью детского праздника, сложившимися традициями его организации в учреждениях дополнительного образования и недостаточно развитой готовностью режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника;

- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью научного обоснования деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в открытой воспитательной системе учреждения дополнительного образования и потребностью дальнейшего изучения теоретико-практического процесса;

- на научно-методическом уровне - между объективно существующими

возможностями по реализации социализирующей функции детского

6

праздника в дополнительном образовании и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данной проблемы.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы реальные возможности организации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования сформулирована тема: «Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования».

Цель исследования - разработать, обосновать и апробировать технологическую модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования - детский праздник как форма социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования - содержание и технология деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования будет успешной, если:

- раскрыты особенности и назначение социализирующей функции детского праздника; воспитательное пространство детского праздника рассматривается как динамическая взаимосвязь событий, способная выступать интегрированным условием личностного развития ребенка, и как социокультурная среда социализации личности;

- на основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологического подходов разработана и апробирована технологическая

модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

- обоснованы педагогические условия: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в процессе социализации личности;

- разработано и внедрено научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) изучить особенности детского праздника и раскрыть его воспитательный потенциал в аспекте реализации социализирующей функции;

2) выявить теоретико-методологические основания деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

3) обосновать и апробировать технологическую модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

4) разработать научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являлись: работы,

в которых представлены основы социально-культурной деятельности как

возможности социализации детей (М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк,

Е. И. Григорьева, С. Н. Иконникова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,

Ю. А. Стрельцов, С. А. Шмаков, Н. Н. Ярошенко и др.) и особенности

8

социализации в учреждениях дополнительного образования (А. Г. Асмолов, В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Золоторева, М. Б. Коваль, Р. А. Литвак, Н. А. Соколова, С. В. Сальцева, А. И. Щетинская и др.); идеи системно-деятельностного (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. С. Макаренко, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.), социокультурного (А. С. Ахиезер, Е. В. Бондаревская, Н. И. Лапин, П. А. Сорокин и др.), феликсологического (Е. П. Павлова, В. Франкл, Н. Е. Щуркова и др.) подходов; теоретические представления филологов о празднике (А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др.), культурологов (М. М. Бахтин, И. М. Снегирев и др.), философов (А. И. Белкин, Д. С. Лихачев и др.); труды деятелей искусства, режиссеров массовых праздников (Б. Н. Петров, В. А. Триадский, И. Г. Шароев, М. Г. Шаронина и др.); исследования, посвященные непосредственно детскому празднику как социокультурному явлению, его педагогической составляющей (Ю. К. Бабанский, Л. В. Байбородова, Н. К. Крупская, А. Н. Лутошкин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, М. М. Поташник, В. С. Русанова, Г. П. Черный, С. Т. Шацкий, И. И. Фришман

'И др.).

Методы исследования. Теоретические: анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификации, моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, обобщение опыта воспитательно-образовательной деятельности, а также методы математической статистики.

Экспериментальная база и этапы исследования. Экспериментальная

работа проводилась в учреждениях дополнительного образования

детей: Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования

детей Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска,

Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей

Дворец детского творчества г. Челябинска, Муниципальном автономном

учреждении дополнительного образования детей Центр развития творчества

9

детей и юношества г. Челябинска, а также федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств», Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Исследование проводилось с 2009 по 2013 г. в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2009-2010 гг.) - определение основных параметров исследования: локализация проблемы, постановка цели, обозначение объекта и предмета научного анализа, формулировка задач, обоснование методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материалов. Разработка педагогического обеспечения, отраженного в технологической модели деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования. Осуществлен констатирующий эксперимент, позволивший определить критерии и показатели. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования.

Второй этап (2010-2012 гг.) - организация и отслеживание результатов формирующего эксперимента по внедрению т