Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации

Автореферат по педагогике на тему «Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Ежов, Павел Юрьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации"

На правах рукописи

ЕЖОВ Павел Юрьевич

Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации

Специальность 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 5 НАГ) ¿Щ

Санкт-Петербург 2014

005548249

Диссертация выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель: Конович Аскольд Аркадьевич,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры иискусств»

Официальные оппоненты: Жарков Анатолий Дмитриевич,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Ильинская Елизавета Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный

университет профсоюзов»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный

университет культуры и искусств»

Защита состоится 27 июня 2014 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.02 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2, зал совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств».

Автореферат помещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ (http://vak.ed.gov.ru/) и на сайте ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (http://www.spbguki.ru/science/disser_sovet/text/).

Автореферат разослан^ года.

Ученый секретарь диссертационного у' /

Совета кандидат педагогических наук, доцент 'У' -/// / С.В.Горобец

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В системе гуманитарного знания игровая культура ребенка рассматривается в качестве базовой составляющей и ключевого условия личностного развития, важнейшей предпосылки ее успешной социализации, инкультурации и самореализации. Именно в игре человек, еще, будучи ребенком, входит в мир культуры, адаптируется к нему, формируется как личность. Игра сопровождает человека в течение всей его жизни, пронизывает все сферы человеческой деятельности.

Особую актуальность проблема формирования игровой культуры получает в современном рациональном мире, который в онтологической структуре личности минимизирует ее эмоционально-образную составляющую, обедняя тем самым человеческую экзистенцию, а доминирование логических структур мышления над эмоциональной сферой усиливает нагрузку на психику человека. В такой ситуации феномен игровой культуры приобретает жизнеобеспечивающий, жизнеутверждающий статус, способствуя удовлетворению потребностей человека в получении нового эмоционально-чувственного опыта и обеспечивает его художественно-творческое развитие.

Значимость проблемы формирования игровой культуры младших школьников усиливается на фоне, с одной стороны, стремительного распространения различного рода игровых зависимостей, с другой стороны, снижения личностной значимости развивающих игр и экспансии деструктивных форм игрового поведения. На смену традиционным эмоционально-насыщенным и богатым культуротворческим потенциалом празднично-игровых форм досуга приходят пассивно—созерцательные, эмоционально-экзальтированные, информационно-технологические, утилитарно-мифологические его формы, ориентированные на «человека массы». Пространственно-временную структуру игровой деятельности сегодня все в большей степени формируют новые технологии информационного общества, влияние которых на психику человека изучено крайне поверхностно. Но негативные результаты бесконтрольного их потребления очевидны: телевизионные игры и лотереи, компьютерные и интернет-игры, игровые залы и кафе, создающие виртуальную реальность и провоцирующие игровую зависимость, социально изолируют личность, лишая ее способности к конструктивному общению и провоцируя асоциальное поведение.

В контексте сложившейся ситуации особо актуальным становится формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста, и прежде всего ее коммуникативно-творческой составляющей. Данная педагогическая задача является ключевой для образовательных учреждений, призванных создавать оптимальную социально-культурную и социально-психологическую среду общения, формировать гуманистические ценности и нравственные нормы общения. Однако в сложившихся условиях общеобразовательная школа, классическая педагогическая парадигма которой сталкивается с серьезными вызовами, обусловленными ее сциентизмом и утилитарностью, дифференциацией знания в рамках учебных дисциплин, монологизмом, авторитарностью и доминирующей ролью педагога (В.Н.Леонтьева), не в состоянии самостоя-

тельно решить проблему формирования игровой культуры. В этой связи особую остроту приобретает проблема поиска содержательных и технологических ресурсов формирования основ игровой культуры, способных компенсировать дефицит образовательной деятельности.

Значительными возможностями формирования базовых основ игровой культуры и развития коммуникативно-творческих способностей детей младшего школьного возраста, составляющих технологическую основу конструктивной игровой активности ребенка, обладают методы и формы театрализации, используемые в системе дополнительного образования детей, строящиеся на интерактивной основе и выступающие средой социализации и условием самореализации личности ребенка. Их педагогический потенциал определяется высокой личностно мотивированной активностью участников театрализованного действия, синтезом художественного и реального, когда театрализованное действие становится своеобразным художественным эпицентром, концентрирующим различные формы и виды реального действия участников, социально значимой направленностью мероприятий, взаимодополнением эмоционально-образных и информационно-логических средств воздействия (А.А.Конович). Однако в реальности данная группа педагогических технологий не получила соответствующего теоретического обоснования, что препятствует их адаптации к условиям досуговой деятельности и возрастной специфике младших школьников. Ограниченные возможности образовательных учреждений, высокая значимость в системе формирования творческой личности ребенка коммуникативных навыков игровой культуры, а также слабая теоретическая разработанность данного аспекта в структуре педагогического знания диктуют необходимость поиска компенсаторных средств, способных восполнить воспитательный дефицит учебной деятельности ресурсами интерактивных форм театрализации.

Таким образом, актуальность проблемы данного диссертационного исследования обусловлена противоречиями: между развивающим потенциалом игровой деятельности и неконтролируемым стихийным потреблением подрастающим поколением продукции игровой индустрии, имеющей деструктивную и асоциальную направленность; между объективной необходимостью комплексного осмысления условий и технологий формирования игровой культуры в современном педагогическом знании и недостаточным количеством исследований коммуникативно-творческие аспекты игровой культуры у детей младшего школьного возраста; между значительным воспитательным потенциалом наработанных в системе социально-педагогического знания интерактивных форм и их слабой востребованностью в сфере социально-культурной деятельности; между потребностью практики в новых педагогических технологиях, опирающихся на интерактивные ресурсы и творческую природу театрализованных форм организации досуга и отсутствием эффективных методик, адаптированных к возрастной специфике младших школьников и способных решать соответствующую группу проблем, а также слабой оснащенностью педагогов художественно-педагогическими методами, вос-требующими человекотворческие ресурсы театрализации.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее практическая актуальность определили цель диссертационного исследования: охарактеризовать потенциал интерактивных средств театрализации в системе формирования игровой культуры младших школьников и определить условия его практической реализации.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать феномен игровой деятельности в контексте педагогического знания.

2. Раскрыть структуру и содержание игровой культуры личности в качестве предмета педагогических технологий и практик.

3. Обосновать коммуникативно-игровую природу театрализованного действия как ресурса личностного развития и раскрыть возможности театрализованного действия в системе формирования игровой культуры младших школьников

4. Осуществить классификацию и дать характеристику организационно-педагогических условий эффективности формирования игровой культуры младших школьников

5. Охарактеризовать особенности детей младшего школьного возраста, учет которых выступает условием оптимизации процесса формирования игровой культуры

6. Адаптировать с учетом специфики данной области педагогической практики инструментарий диагностико-корректирующих методов оценки уровня развития игровой культуры.

7. Разработать и реализовать программу формирования игровой культуры младших школьников на базе ресурсов интерактивных средств театрализации.

Объект исследования: формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста; предмет: условия и технологии реализации педагогического потенциала интерактивных форм и средств театрализации.

Степень научной разработанности проблемы. Разработка теории игры отражена в трудах Э.Берна, Л.С.Выготского, Я.Э.Голосовкера, К.Гросса, А.Я.Гуревича, Л.М.Ивлевой, Э.Клапареда, С.Л.Рубинштейна, Д.Стенли Холла, В.Н.Топорова, В.Тэрнера, Е.Финка, З.Фрейда, Й.Хейзинги, Д.Б.Эльконина и др. Так, Йохану Хейзинги принадлежит крупнейшее культурологическое исследование «Человек играющий», в котором раскрывается роль игры как культурообразующего фактора во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Воспитательные и развивающие способности игры рассмотрены в работах Я.А.Коменского, Я.Корчака, Э.Г.Мелани, М.Монтеня, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, а также в исследованиях отечественных педагогов и психологов: К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, В.Ф.Каптерева, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, Л.С.Выготского, Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, С.В.Григорьева. В истории педагогической мысли игровой метод рассматривается как близкий детской психологии метод обучения, воспитания и развития. Теория ролевой игры у детей дошкольного возраста Л.С.Выготского в отечественной науке получила развитие в психоло-

го-педагогических исследованиях Л.И.Божович, О.Н.Варшавской, П.Я.Гальперина, Е.А.Гершензона, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева,

A.В.Черкова. Анализом общих проблем и методологией педагогической теории игры занимались А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ф.И.Фрадкина, Г.П.Щедровицкий, Д.Б.Эльконин и др. Игру как форму организации детской жизни изучали Н.С.Агамова, Л.В.Артемова, Е.А.Кульчицкая, Г.М.Лямина, Р.Г.Надеждина, Н.С.Пантина, А.П.Усова и др. Игру как дедактический метод обучения изучали Н.П.Аникеева, И.Е.Берлянд, Н.Н.Богомолова, З.М.Богуславский, Р.И.Жуковская, Г.М.Лямина, Н.С.Пантина, П.Г.Саморукова, С.А.Смирнов С.А.Шмаков и др.

В изучении педагогических аспектов формирования игровой культуры школьников автор опирался: на исследования в области гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, Л.П.Буева, Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, Б.М.Неменский); труды по педагогической аксиологии и антропологии (В.В.Веселова, В.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров,

B.Г.Пряникова, В.М.Утенков, Г.И.Школьник); на фундаментальные работы отечественных педагогов и психологов, раскрывающие закономерности формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры (Л.П.Буева, Ю.Н.Давыдов, Ю.А.Жданов, В.Г.Иванов, И.В.Ильенков, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, Э.В.Соколов, В.И.Толстых). Разработке эффективных методик игрового проектирования и моделирования в социально-культурной сфере посвящены научные труды Г.М.Бирженюка, А.П.Маркова. Художественные и социально-педагогические возможности игры как метода активизации участников массового действия, эффективной формы художественно-творческой деятельности, условия социализации личности и способа межличностного общения раскрываются в работах Т.С.Бибарцевой, Д.М.Генкина, В.М.Григорьева, А.Д.Жаркова, Т.И.Камаевой, А.А.Коновича, О.И.Маркова, И.А.Новиковой, Л.И.Новиковой, А.П.Панфиловой, В.Д.Пономарева, Е.С.Протанской, Е.В.Руденского, В.Я.Суртаева, Б.А.Титова, Н.Г.Чаган, Г.П.Черного. Дан структурный анализ технологии подготовки и проведения культурно-досуговых программ (А.Д.Жарков), обоснована знаковая художественно-образная система как выражение празднично-игрового мироощущения, эстетического, ценностного, эмоционального начал (О.Л.Орлов), раскрыты организационно-технологические принципы празднично-игрового общения: состязательности, ритуализации, зрелищности, маскировки поведения (Е.В. Руденский). С позиций системного анализа выявлены особенности, принципы и этапы игровой деятельности, формы ее организации, методы и средства (А.М.Новиков), разработана и обоснована педагогическая теория и технология формирования игровой культуры личности в сфере досуга (В.Д.Пономарев). Игра как метод организации художественного содержания, форма творческой инициативы участников театрализованного действия рассматривалась в исследованиях Д.М. Генкина и A.A. Коновича.

Анализ психологических и социально-педагогических концепций, отражающих различные уровни и грани феномена игровой культуры детства и вы-

являющих условия формирования ее коммуникативно-творческих основ, показывает, что для решения заявленной в диссертационном исследовании проблемы имеются значительные теоретико-методологические предпосылки и соответствующий технологический репертуар. Игровая культура детства рассматривается в качестве актуального направления педагогической антропологии и важнейшего приоритета педагогических исследований. В то же время отсутствуют исследования, посвященные анализу педагогических возможностей интерактивных форм театрализации в системе воспитания игровой культуры. Нельзя также признать удовлетворительным качество методологической базы современного педагогического знания, предметом которого выступает игровая культура, а также уровень осмысления прикладных аспектов формирования коммуникативно-творческих основ игровой культуры средствами театрализации. «Игровые компетенции» ребенка чаще всего рассматриваются как составная часть общей культуры досуга, что снижает значимость данного фактора личностного становления и развития. Формирование коммуникативно-творческих основ игровой культуры средствами театрализации требует также корректировки существующих педагогических подходов и расширения репертуара воспитательных технологий. Сегодня назрела необходимость творческой адаптации к специфике досуговой педагогики значительного пакета знаний, полученных в системе психологического знания, корректировки разработанных ранее педагогических технологий и рекомендаций, возможности использования которых в современных условиях ограничены новым социально-культурным контекстом.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую систему следующих предположений:

1. Высокий уровень развития игровой культуры младших школьников, и прежде всего ее коммуникативно-творческая составляющая, обеспечивает комплекс личностных качеств и навыков, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

2. Значительным педагогическим ресурсом развития коммуникативно-творческих способностей обладают интерактивные формы театрализации: а) синтезирующие диагностические и формирующие возможности психолого-педагогического инструментария, составляющего технологическую основу этого вида социально-культурной деятельности; б) обеспечивающие максимальное соответствие видов и форм коллективной деятельности психологическим особенностям ребенка; в) основанные на игровой импровизации и ролевом взаимодействии.

3. Реализация воспитательного потенциала интерактивных форм театрализации в системе формирования коммуникативно-творческой составляющей игровой культуры предполагает: а) понимание развивающей природы игры, выступающей технологической основой успешной социализации и самореализации личности; б) целенаправленную реализацию творческого характера театрализации; в) востребованность коммуникативно-творческого потенциала драматургического материала, лежащего в основе театрализованного дейст-

вия, погружающего личность в мир культуры, способствующего освоению репертуара социальных ролей и самореализации личности.

Методология исследования базируется на системном подходе к решению проблемы формирования игровой культуры ребенка. Междисциплинарный характер исследования позволил востребовать достижения различных отраслей гуманитарно-педагогического знания. Автор строил свою концепцию воспитания игровой культуры на принципах антропоцентризма, составляющих основу метода отечественной педагогики. Методологическую базу составили современные философско-культурологические и педагогические концепции образования, воспитания и социализации личности, фундаментальные труды по проблемам досуга молодежи. Теоретический багаж возрастной педагогики и психологии (Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонский, В.П.Борисенков, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Б.Т.Лихачев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Д.Никандров, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин) был положен в основу характеристики возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, он позволил обосновать механизм формирования лично-стно-значимых качеств ребенка. Аксиологический подход (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Н.З.Чавчавадзе) обеспечил корректировку диагностического инструментария, необходимого для оценки уровня развития игровой культуры у детей младшего школьного возраста. Системно-технологическая парадигма в теории социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников) позволила рассмотреть игровую культуру как целостную систему, выделить ее элементы, а также разработать репертуар интерактивных методов ее формирования. В основу педагогической парадигмы формирования коммуникативно-творческих основ игровой культуры были положены человекотворческие ресурсы социально-культурной деятельности, понимание культуры как среды формирования и пространства самореализации личности. Исследование игровой культуры базируется на концепции театрализованного действия как комплексной художественно-педагогической системы воспитания и развития личности (А.А.Конович), согласно которой игровое действие как необходимый элемент театрализации создает необходимую атмосферу активизации эмоциональных и интеллектуальных способностей личности, среду освоения основного репертуара социальных ролей. Игровая природа театрализованного действия стимулирует эмоциональную сферу участников, выступающую в роли социально-психологического резонатора, многократно усиливающего педагогический эффект.

Методы исследования: сравнительно-исторические методы (анализ философской, культурологической, педагогической, психологической, социологической, этнографической литературы); диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование с последующей количественной и качественной обработкой фактического материала); авторские диагностико-формирующие методики «Сколько улыбок у игры» и «Праздничная игротека»; проектирование и моделирование педагогических ситуаций; метод экспертных оценок; изучение и обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа.

Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2008 по 2014 г. в три этапа. Первый этап (2008-2009) - организационно-подготовительный, который предполагал изучение и анализ феномена игровой культуры детства как социально-психологического явления и предмета педагогики. Разрабатывался методологический аппарат, рабочая гипотеза, определялись цели и конкретизировались задачи исследования, формировались концептуальные подходы к решению заявленной проблемы, изучался практический опыт использования интерактивных игровых форм досуговой деятельности в решении различного рода проблем воспитательного характера. На основе полученной информации была разработана модель констатирующего и формирующего экспериментов. Была изучена и проанализирована отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая литература, а также видеоматериалы и сценарии мероприятий по проблеме исследования; выработана концепция исследования; определены его объект и предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза. Опытно-экспериментальный этап (2009-2012) заключался в проведении констатирующего и формирующего эксперимента и анализе результатов, на основе которого были выявлены условия и факторы, влияющие на процесс формирования коммуникативно-творческих аспектов игровой культуры ребенка. Был осуществлен поиск художественно-педагогических принципов активизации игрового взаимодействия детей, критериев оценки уровня сформированное™ у них игровой культуры. В рамках исследования, которое содержало констатирующую, формирующую и контрольную стадии, были адаптированы методики констатирующего эксперимента; сформирована экспертная группа, а также создана экспериментальная и контрольная группы.

В эксперименте приняли участие более 1000 детей младшего школьного возраста, педагогов детско-юношеского центра «Вариант», учителей близлежащих школ (МБОУ № 48, МБОУ № 121, МБОУ № 171, МБОУ № 63, МБОУ № 163), специалистов отдела по работе с общественными организациями, средствами массовой информации Верх-Исетского района города Екатеринбурга. В результате были получены репрезентативные экспертные оценки результатов социально-педагогического эксперимента по контрольной и экспериментальной группам; проведена обработка, систематизация и анализ полученных материалов. Третий - формирующий этап (2013-2014), во время которого был систематизирован весь комплекс исследовательских материалов, подведены итоги экспериментальной работы и сформулированы основанные на гипотезе выводы; проведена апробация результатов, подготовлены научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования основ игровой культуры у детей младшего школьного возраста средствами театрализованного действия.

Экспериментальная база. Исследование проходило на следующих базах: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Вариант»( г. Екатеринбург); Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность Урала» пра-

вительства Свердловской области; Муниципальный детский оздоровительно-образовательный центр «Факел» (г. Алапаевск Свердловской области); Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Дворец молодёжи»; Государственное автономное учреждение культуры «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества». В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 1000 человек: педагоги, специалисты, родители, учащиеся начальной школы. В формирующем эксперименте приняло участие 160 детей.

Научная новизна исследования:

— разработана педагогическая методология формирования лежащих в основе игровой культуры коммуникативно—творческих поведенческих стратегий, синтезирующая результаты современного педагогического знания и теории социально-культурной деятельности и востребующая ресурсы интерактивных форм театрализации;

— научно обоснована концепция формирования игровой культуры, в основу которой положена идея приоритетного развития коммуникативно-творческих способностей младших школьников;

— обоснованы педагогические ресурсы интерактивных средств театрализации, обусловленные органичным сочетанием диагностических возможностей и креативно-развивающего потенциала игровых форм театрализованных действий;

— представлена характеристика высокого уровня развития коммуникативной культуры и творческих способностей личности в качестве ведущего условия, определяющего конструктивную направленность игровой культуры школьников;

— теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены психологические характеристики личности младшего школьника, учет которых позволит своевременно компенсировать дефицит игровых навыков и выстраивать программы коррекции коммуникативно-творческих поведенческих стратегий;

— выявлены ключевые социально-педагогические факторы и психологические характеристики личности, определяющие уровень развития коммуникативно-творческих способностей младших школьников и выступающие в качестве объекта педагогического воздействия;

— разработана система критериев определения уровня сформированно-сти игровой культуры, оснащенная соответствующими показателями и инструментарием.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая стратегия формирования основ игровой культуры младших школьников, концептообразующими идеями которой являются: а) дополнение образовательной и социально-культурной сфер деятельности школьника; б) учет в процессе организации интерактивных средств театрализации личностных качеств, компенсирующих дефициты общительности и обеспечивающих творческий характер и высокий уровень коммуникативной компетенции младших школьников; в) расширение игровых умений по основ-

ным компонентам игровой культуры (от освоения элементарных игровых действий до овладения уровнями игровой организации и самоорганизации); г) минимизация факторов психологического и поведенческого характера, придающих игровым практикам ребенка деструктивную направленность и отрицательно влияющих на развитие творчески потенциалов личности; д) гармонизация основных составляющих (компетенций) игровой культуры у детей младшего школьного возраста: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого.

2. Характеристика педагогических ресурсов интерактивных форм и средств театрализации, способствующих формированию игровой культуры младших школьников: 1) резонансный характер эмоционально-образного воздействия средствами театрализации и информационно-логического, характерного для учебной деятельности; 2) синтез художественного и реального, когда театрализованное действие становится своеобразным художественным эпицентром, концентрирующим различные формы и виды реального действия участников; 3) высокая личностно-мотивированная активность младших школьников, вызванная: «творческим духом» соревнования и ролевым многообразием личностных проявлений; эмоциональной реакцией на субъективно значимое событие, лежащее в основе театрального действия; социально значимой направленностью художественной акции, осознанностью ее замысла, смысла и конечного результата; восприятием школьниками театрализованных занятий в досуговом объединении в качестве инициативной и свободной деятельности, максимально востребующей личностные потенциалы; 4) самореализационный потенциал интерактивного воздействия, определяемый многообразием видов социально-культурной деятельности, конструктивной системой ролевого взаимодействия в процессе театрализации, позволяющей оперативно менять ролевой статус и формировать значимую среду общения в зависимости от возрастных особенностей; 5) коммуникативно-преобразующие возможности искусства, лежащего в основе театрализации и обеспечивающего максимальное соответствие содержания и форм коллективной деятельности особенностям и личностным проблемам школьников; 6) Персонифицированный характер драматургического материала, усиливающий воспитательный эффект за счет идентификации с образами «героев» праздничной ситуации.

3. Принципы оптимизации педагогического потенциала интерактивных форм театрализации в системе формирования игровой культуры младшего школьника: а) гуманистическая ориентированность воспитательного процесса, утверждающая самоценность детства как важнейшего этапа развития личности; б) проблемно-целевой характер материала театрализованных действий, содержание которых ориентировано на решение личностных проблем младших школьников и стимулирование нормативных форм поведения в различных коммуникативных ситуациях; в) проектная направленность коллективной деятельности, реализуемая путем создания «сценариев» оптимального будущего развития ребенка и технологического оснащения его жизненных стратегий; г) востребованность интерактивными формами театрализа-

ции человекотворческого потенциала отечественной художественной культуры, выступающей основой драматургического материала.

4. Система критериев формирования игровой культуры младших школьников, фиксирующих различные уровни и среды данного личностного образования:

1 группа - критерии и показатели уровня сформированности основ игровой культуры: а) степень инициативности и самостоятельности детей в освоении все более сложных игровых действий и навыков конструктивного социального поведения в театрализованном действии; б) уровень игровой активности при выборе более сложных игровых действий; в) заинтересованность и творческая активность в процессе проектирования игровых театрализованных программ.

2 группа — критерии развития коммуникативно-творческих основ игровой культуры: а) мотивационно-ценностный блок (принятие творчества как значимой черты личности; установка на творческие стереотипы в мышлении и поведении; б) коммуникативно-поведенческий блок (коммуникативная компетентность, навыки ответственного и конструктивного поведения в ситуациях общения со сверстниками; освоенность технологий позитивного решения проблем в конфликтных ситуациях (умение конструктивно выстраивать межличностные отношения, владение техниками и социально приемлемыми формами снятия агрессии в ситуации взаимодействия; в) психологический блок (выраженность психологических качеств, обеспечивающих творческий характер игрового взаимодействия; уровень развития «социального интеллекта»: эмпатия, резонанс, способность к состраданию, сопереживанию, сочувствию); снижение уровня выраженности психологических черт, провоцирующих конфликтное поведение).

5. Программа формирования игровой культуры младших школьников, включающая: 1) проблемно-целевой блок (характеристика психологических особенностей и личностных проблем младших школьников, вызванных неоптимальными условиями социализации в значимых сообществах и самореализации в рамках общеобразовательных программ); 2) обоснование авторского пакета методов, способных осуществлять диагностику уровня развития игровой культуры младших школьников и своевременно корректировать ценностное отношение ребенка к игре; 3) содержание педагогического эксперимента; 4) систему критериев, обеспеченную пакетом инструментария оценки эффективности использования театрализации в качестве средства игрового развития ребенка.

Содержательный раздел программы предполагает реализацию ее целей и задач в два этапа: 1) Диагностика уровня развития игровой культуры младших школьников и формирование ценностного отношения ребенка к развивающим формам игровой деятельности (с использованием авторских методик «Праздничная игротека» и «Сколько улыбок у игры») — путем изучения и корректировки основных составляющих игровой культуры: элементарные операционные игровые действия; действия по организации и самоорганизации игры; игровое взаимодействие с социокультурной средой. 2) Развитие коммуни-

кативно—творческих способностей детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализованного действия. Мероприятия в рамках данного этапа были структурированы в четыре группы: организация конкурсов и фестивалей; программа «Праздник - мир радости» (подготовка и участие в празднично-игровых интерактивных действах); концертные программы - как итог достижений коллективов, способ демонстрации успехов участников и их родителей); организация культурно-досуговых мероприятий на летней оздоровительной площадке.

6. Социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала интерактивных форм театрализации, сформулированные по итогам педагогического эксперимента: игровой принцип построения интерактивных форм взаимодействия всех участников театрализованного действия; сочетание диагностических возможностей и креативно-развивающего потенциала игровых форм театрализованных действий; реализация воспитательного потенциала искусства как содержательной основы театрализации; качественная диагностика уровня развития игровой культуры, позволяющая осуществлять динамичную корректировку содержания и форм совместной деятельности; опора на самодеятельную инициативу младших школьников; включение в интерактивные формы театрализации взрослых; создание доверительных отношений между участниками театрализованных программ; выстраивание взаимовыгодных партнерских отношений с заинтересованными и социально-ответственными субъектами района и города; позиционирование социальной значимости коллективной деятельности школьников; востребованность педагогических ресурсов проектно-деятельностной методологии, формирующей на основе сюжетов театрализации жизненные сценарии и обеспечивающей их реализацию соответствующим репертуаром коммуникативно-игровых технологий.

Теоретическая значимость исследования: 1) разработана педагогическая стратегия формирования основ игровой культуры младших школьников, обеспечивающая дополнение образовательной и социально-культурной сфер деятельности школьника за счет востребованности воспитательного потенциала интерактивных средств театрализации, способствующих коммуникативно-творческому развитию личности; 2) представлено обоснование игрового театрализованного действия как коммуникативно-педагогического модуля, стимулирующего мотивационную составляющую игровой активности ребенка путем усиления эмоциональных переживаний участников интерактивной акции, выступающего своеобразным социально—психологическим резонатором, формирующим адекватный художественному тексту внутренний настрой, обеспечивающего целостное включение школьника в игровую ситуацию в единстве художественно-образных и рациональных компонентов личности; 3) определены социально-педагогические условия формирования коммуникативно-творческих поведенческих стратегий на основе востребованности потенциала интерактивных форм театрализации; 4) обоснованы педагогические возможности досугового объединения как оптимальной формы организации театрализованных интерактивных действий, педагогический потенциал кото-

рого обеспечивается многообразием видов коллективной деятельности и их субъективно значимым характером, единством интересов участников, благоприятным социально-психологическим климатом; 5) разработана и экспериментально проверена педагогическая система формирования и развития игровой культуры учащихся, рассматривающая в качестве предмета целенаправленного педагогического воздействия психологические качества личности, способствующие или препятствующие освоению базовых элементов игровой культуры, а также характер социально-психологической среды жизнедеятельности школьника. Результаты исследования выступают теоретико-методологической основой развития теории социально-культурной деятельности как средства формирования игровой культуры младших школьников на базе ресурсов интерактивных средств театрализации. Предложенная педагогическая концепция и соответствующий пакет инструментария опираются на: антропокультурные принципы в педагогике; понимание значимости коммуникативно-творческого потенциала личности ребенка как условия гармонизации процессов социализации и самореализации личности; трактовку социально-психологической среды в досуговой общности как пространства развития творческих поведенческих стратегий и конструктивных форм коммуникации ребенка; целостное восприятие личности школьника как носителя психологических особенностей и специфических личностных проблем, обусловленных дефицитами и отрицательным опытом социализации в значимых средах.

Практическая значимость: определена и экспериментально апробирована авторская программа формирования игровой культуры и развития коммуникативно-творческих способностей ребенка, определяющих конструктивную направленность его игровой активности, основанная на востребованности антропотворческих ресурсов интерактивных форм театрализации; разработаны методические рекомендации по организации и проведению интерактивных игр, лежащих в основе досуговых форм театральной педагогики. Апробированная в режиме педагогического эксперимента программа использована в целях оптимизации содержательных и технологических сторон внеучебной деятельности в образовательных учреждениях и культурно-досуговых организациях. Совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в деятельность культурно-досуговых центров, учреждений дополнительного образования детей, детских оздоровительно-образовательных центров художественно-педагогическую технологию организации театрализованного действия как средства формирования основ игровой культуры у детей младшего школьного возраста. Оптимизированы и адаптированы к реалиям педагогической практики методики диагностики уровня сформированности основ игровой культуры у детей младшего школьного возраста. Основные положения программы реализованы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении детей «Детско-юношеский центр «Вариант», они стали содержательной основой курсов повышения квалификации для специалистов культурно-досуговых центров и педагогов-организаторов Екатеринбурга и городов Свердловской области.

Достоверность и репрезентативность результатов исследования

обеспечены: фундаментальной методологической основой; широтой охвата теоретических источников; применением комплекса современных педагогических методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых и длительностью педагогического эксперимента. Результаты исследования получили опытно-экспериментальное подтверждение и апробацию в педагогическом процессе, прошли педагогическую экспертизу.

Апробация результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: опубликование материалов исследования в печати (опубликовано шесть статей общим объемом 3,25 п.л..); выступления на научных и научно-практических региональных, федеральных и международных конференциях; обсуждение выдвинутых в диссертации положений на методических семинарах и курсах повышения квалификации для специалистов культурно-досуговых центров и педагогов-организаторов Екатеринбурга и городов Свердловской области; внедрение программы в деятельность образовательных и культурно-досуговых учреждений. Результаты исследования стали основой программы культурно-досуговой деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения детей «Детско-юношеский центр «Вариант» (г.Екатеринбург), где автор является педагогом-организатором. Основные положения исследования вошли в программу курсов повышения квалификации для специалистов культурно-досуговых центров и педагогов-организаторов города Екатеринбурга и городов Свердловской области, в которых автор является ведущим специалистом по темам «Современные методики организации детской жизни. Игровые технологии», «Режиссура праздника», «Мастерство ведущего игровых программ», реализуются в детских театрализованных программах, представлены в методических пособиях и научных публикациях (см. список с указанием объема в конце реферата).

Структура диссертации определена логикой исследования, его целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (165 наименований), приложения.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, показана степень научной разработанности проблемы, определены его цели, задачи, объект, предмет, гипотеза, сформулированы цели и задачи, раскрыты теоретические и методические основы, выявлена научная новизна, практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования игровой культуры на базе художественно-педагогического потенциала театрализации» представлена характеристика сущности игровой деятельности в контексте педагогического знания, дан анализ игровой культуры личности, которая рассматривается как предмет педагогических технологий и практик.

В первом параграфе «Игровая деятельность в контексте педагогического знания: сущность, методология анализа» обоснована необходимость

педагогически направленного формирование игровой культуры, уточняются такие концептуальные понятия как «игра», «игровая культура» - освоенный личностью опыт, тождественный по структуре общечеловеческому, как воплощение сущностных сил человека, стремящегося к развитию и самосовершенствованию; система сформировавшихся (и/или формирующихся) операциональных умений и способностей игрового поведения.

Во втором параграфе «Игровая культура личности как предмет педагогических технологий и практик» игровая культура ребенка в контексте педагогического знания рассматривается как качественная и динамическая составляющая личности, характеризующая ее как субъекта игровой деятельности. Формирование игровой культуры представляется как процесс освоения соответствующих данному возрасту игровых умений и способностей, диагностируемых в виде сформированное™ когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой ее составляющих. Когнитивная составляющая включает знания об операциональных игровых действиях, игровых ценностях и регуля-тивах, а также информированность о действиях по игровой организации и самоорганизации. Эмоционально-ценностный сегмент выражается в эмоциональной реакции на игру и в способности к оцениванию. Поведенческий компонент — как способность к игровому поведению ребенка на операциональном уровне, включая навыки игровой организации и самоорганизации (как в целом, так и трем составляющим: когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой).

В третьем параграфе «Коммуникативно-игровая природа театрализованного действия как ресурс личностного развития» осуществляется анализ смысловых граней понятия театрализованного действия. В педагогике нет единого понимания феномена «театрализация», что обусловлено многосложной природой и многоаспектностью содержания данного феномена. В рамках данного исследования театрализованное действие детей трактуется как слож-ноорганизованное художественно выраженное и педагогически направленное ролевое игровое взаимодействие, выстроенное по законам драматургии, в основе которого лежит реальное или вымышленное событие. Важность события - либо очевидна для играющих, либо искусственно формируется, рождая у участников стремление к игровой коммуникации, в процессе которой не только удовлетворяются игровые интересы и потребности детей, но и возникают новые, более высокого уровня. При этом формирование происходит как на эмоционально-образном, так и на информационно-логическом уровнях, что многократно усиливает педагогический эффект воздействия.

В четвертом параграфе раскрывается художественно-педагогический потенциал театрализованного действия в системе формирования игровой культуры младших школьников. Историко-педагогический анализ театрализованных представлений и праздников, а также анализ современных форм театрализованного действия, позволил обосновать детское театрализованное действие как сложноорганизованный вид синтетического искусства, использующего выразительные средства театра. На этой основе раскрываются возможности театрализованного действия по формированию основ игровой куль-

туры у детей младшего школьного возраста; рассмотрен комплекс «активаторов» игровой активности ребенка в театрализованном действии; разработана художественно-педагогическая технология театрализованного действия по формированию основ игровой культуры у детей младшего школьного возраста; выделены условия эффективности формирующего воздействия интерактивных форм театрализации. Отмечается, что в рамках театрализованного действия наблюдается явление эмоционального резонанса, способного эффективно включить каждого участника в игровую коммуникацию.

Анализ театрализованного действия как педагогической системы позволило выделить художественные и социально-педагогические стимуляторы игровой активности. В этом качестве рассматриваются: диалогичность интерактивного взаимодействия; актуальное событие в основе действия, порождающее игровую активность; уникальность образно-смыслового хода и композиционного построения, опирающегося на законы возникновения и развития игрового конфликта; наличие ярких образов. Участников игрового действия активизируют музыкально-шумовое оформление, ритм, темп, художественно-декоративное оформление, световое решение, символическое оформление места реального действия. Благодаря включению народных традиций в театрализованное действие в качестве стимулирующих факторов игровой активности возможно использование костюмирования, коллективных импровизаций, выраженных в пении, танцах, движениях, речевых откликах; состязательность; обрядовость и ритуальность.

Характеристика театрализованного действия как коммуникативно-творческого проекта позволило выделить приемы активизации участников на всех фазах технологического цикла: проектирования, технологического оснащения и рефлексии. В этом контексте игровая активность рассматривается как динамический процесс, активизирующийся на стадии замысла мероприятия, имеющий локальные максимумы в период подготовки, проведения и окончания мероприятия и достигающий пика в кульминации мероприятия. По завершению мероприятия активность становится стартовым уровнем для следующих игровых проектов. Приращение уровня игровой активности выступает предпосылкой выхода на новый уровень игровой культуры. Для обозначения сути педагогического воздействия введено понятие «технология провоцирования игровой активности», которая включает в себя совокупность специально спроектированных событий, вызывающие у аудитории нормативное поведение, которое воспринимается личностью как внутренне мотивированное. На основании теоретического анализа феномена игры и педагогических возможностей театрализации предложен алгоритм подготовки и реализации интерактивного художественно-педагогического театрализованного действия, основанного на провоцировании игровой активности и способствующего формированию основ игровой культуры у детей младшего школьного возраста. На данном этапе оценка уровня сформированности игровой культуры осуществляется по трем ее составляющим: когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой, с последующим обоснованием условий перехода их на более высокий уровень. Основным критериями достижения цели явля-

ется рост показателей уровня сформированное™ игровой культуры по результатам измерения конечного диагностического среза над начальными показателями.

Во второй главе «Педагогические условия и технологии формирования игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализованного действия» изложена классификация и дана характеристика организационно-педагогических условий формирования игровой культуры младших школьников, а также представлен процесс и результаты педагогического эксперимента.

В первом параграфе «Классификация и характеристика организационно-педагогических условий эффективности формирования игровой культуры младших школьников» дана характеристика системы условий, обеспечивающих реализацию педагогического потенциала театрализации: мотивационных, кадровых, материально-технических, научно-методических, финансовых, организационных, нормативно-правовых, информационных. Социально-педагогические условия детерминированы социальной природой театрализованной формы педагогической деятельности. Личность каждого ребенка в такой форме развивается благодаря активному творческому взаимодействию ребенка и членов коллектива. Эта группа условий реализуется в технологии театрализованного действия благодаря творческому взаимодействию детей на всех ее фазах внутри коллектива, а так же в технологической фазе, когда референтная группа вступает в игровое взаимодействие с остальными участниками игрового действия. Коллектив в процессе совместной творческой игры провоцирует каждого его участника к более активному выражению своей индивидуальности. Художественно-педагогические условия определены художественной природой метода театрализации. Особенностью детей младшего школьного возраста является превалирование эмоциональной сферы личности над рациональной. В педагогике театрализованного действия воспитание осуществляется не столько за счет понятийных методов, сколько благодаря созданию адекватного планируемому педагогическому воздействию образа (визуального, звукового и игрового), погружению ребенка в игровое пространство. Организационно-педагогические условия предполагают не только деятельность педагога по организации театрализованного мероприятия, но и включение детей в организационную деятельность, формирующую навыки организации и самоорганизации. Организационно-педагогические условия определяют способность педагога организовать весь процесс осуществления художественно-педагогической технологии театрализованного действия. Совокупность выделенных педагогических условий обеспечивает эффективную реализацию художественно-педагогических возможностей театрализованного действия как средства формирования основ игровой культуры у детей младшего школьного возраста.

Во втором параграфе «Учет особенностей детей младшего школьного возраста как условие формирования игровой культуры» показано, что эффективность педагогического процесса во многом определяется учетом возрастных особенностей младших школьников, которые влияют на мотивацию, ха-

рактер активности и ее результаты. Следовательно, педагогический процесс необходимо выстраивать на характеристике базовых составляющих личности

- интеллектуальной, волевой, эмоциональной и физической. В данной группе личностных особенностей важно понимать характер направленности личности

- как совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих ее активность и состоящих из воззренческих (ценности, идеалы, жизненные принципы, ценностные ориентации) и побудительных форм (влечения, желания, интересы, склонности, стремления).

В третьем параграфе раскрыто содержание и представлены результаты опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась с 2008 по 2014 год. Педагогический эксперимент осуществлялся в два этапа на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Факел» в Алапаевском районе Свердловской области в 2013 году. Экспериментальная группа (ЭГ) - 86 человек. Контрольная группа (КГ) — 74 человека.

1 этап: Диагностика уровня развития игровой культуры младших школьников и корректировка ценностного отношения ребенка к развивающим формам игровой деятельности. Предварительно были разработаны показателями сформированности когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой составляющей, соответствующие высокому, среднему и низкому уровню игровой культуры у детей младшего школьного возраста:

Высокий уровень. Когнитивный компонент: Обучающийся понимает необходимость овладения основами игровой культуры, проявляет осознанный интерес к игровому содержанию мероприятия. По памяти называет 10 и более коллективных праздничных игр, после опроса обращается с дополнениями. Может вспомнить более 30 других игр. Выделяет любимые игры, может определить неэтичные и травмоопасные игры. Может определить доступность игр. Знаком с игровыми традициями. Проявляет высокий интерес к организации игр. Знает и посещает мероприятия. Эмоционально-ценностный компонент: самостоятельно задумывается о полезности игр и с большим интересом включается в беседу. Стремиться принимать участие в коллективных играх. Поведенческий компонент', ребёнка отличает высокая активность в процессе подготовки и проведения театрализованных мероприятий; активно включается в игровое взаимодействие; стремиться к расширению своего игрового актива.

Средний уровень. Когнитивный компонент: стремление к овладению основами игровой культуры; активное участие в анализе игрового содержания мероприятия. Самостоятельно по памяти называет более 5 коллективных праздничных игр. Может вспомнить более 15 других игр. Выделяет любимые игры, но не всегда может диагностировать неэтичные и травмоопасные игры. Частично знаком с игровыми традициями. Эмоционапьио-ценностный компонент'. в беседу об оценке включается охотно; самостоятельно может оценить характер игры; полезность и доступность игр определяет под руководством педагога; стремиться к активному участию в коллективных играх. Поведенческий компонент: под руководством педагога проявляет интерес к подготовке и проведению мероприятия; включается в игровое действие; расширяет свой игровой актив при непосредственном педагогическом руководстве взрослыми.

Низкий уровень: Когнитивный компонент: обучающийся не всегда понимает важность освоения основ игровой культуры; показывает отсутствие интереса к беседе об игровом содержании мероприятия, демонстрирует низкую активность при опросе; отсутствуют критерии определения неэтичных и травмоопасных игр; проявляет низкую активность при опросе. Знает менее 5 коллективных праздничных игр. Может вспомнить менее 15 других игр. Тяготиться анализом и обсуждением материала. Готов посещать мероприятия с друзьями. Эмоционально-ценностный компонент: об оценке не задумывался, включается в обсуждение с трудом; полезность и доступность выделить затрудняется, подменяет интересностью. Поведенческий компонент: не обладает самостоятельной способностью к овладению игровой культурой, пассивен; инициатива в расширении игрового актива минимальна либо от отсутствует.

Для решения поставленных задач были использованы авторские диагно-стико-корректирующие методики «Сколько улыбок у игры», «Праздничная игротека» и «Мое игровидение». Значимой задачей диагностико-формирующего этапа эксперимента было изучение «личностного игрового актива», на основе которого осуществлялась характеристика наличного уровня сформированно-сти игровой культуры — как в целом, так и ее структурных слоев по трем составляющим: когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой (с определением возможностей переведения их на более высокий уровень). Процесс диагностики и формирования основ игровой культуры строился на основе наличного уровня сформированности игровых навыков ребенка и с учетом его возрастных психофизических особенностей.

Итоги первого этапа эксперимента отражены в Таблице 1.

Компоненты игровой куль-гуры, % (чел.) Высокий уровень Средний у ровень Низкий уровень

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Когнитивный Нач. срез 10.0(1) 9.1 (2) 50.0 (5) 36.4(8) 40.0 (4) 54.5 (12)

Конечный срез 40.0 (4) 18.2 (4) 60.0 (6) 50.0(11) 0.0 (0) 31.8 (7)

Эмоционально- ценностный Нач. срез 30. (3) 22.7 (5) 40.0 (4) 40.9(9) 30.0 (3) 36.4 (8)

Конечный срез 80.0 (8) 40.9 (9) 20.0 (2) 40.9 (9) 0.0 (0) 18.2 (4)

Поведенческий Нач. срез 40.0 (4) 27.3 (6) 20.0 (2) 27.3 (6) 40.0 (4) 45.4(10)

Конечный срез 70.0 (7) 31.8(7) 30.0 (3) 40.9 (9) 0.0 (0) 27.3 (6)

Нач. срез 26.7 19.7 36.7 34.9 36.6 45.4

затель Конечный срез 63.3 28.8 36.7 43.9 0 27.3

Приращение 36.6 9.1 0 9.0 -36.6 -18.1

Результаты свидетельствуют о том, что значение начальных уровней сформированности игровой культуры у детей из ЭГ незначительно выше, чем у детей из КГ - он не превышает 10% (один ребенок из группы КГ дает прибавку показателей менее 1%, поэтому, начальную разницу менее 10 процентов между показателями мы считаем незначительной и допустимой в рамках эксперимента погрешностью). Более высокий показатель у детей из ЭГ объясняется тем, что в эту группу вошли дети, изначально выбравшие коллективную игровую деятельность, а значит имеющие к ней более выраженный интерес в сравнении с детьми из КГ. Положительная динамика показателей уровня

сформированности игровой культуры у детей из КГ произошла благодаря их участию в театрализованной игровой деятельности на операциональном уровне. Значительная динамика показателей уровня сформированности игровой культуры у детей из ЭГ произошла благодаря их возросшему интересу к игровой деятельности, а также активному участию в подготовке и реализации театрализованных игровых мероприятий.

Формирующий этап эксперимента был направлен на развитие коммуникативно-творческих способностей детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализованного действия. Задачи этапа: развитие творческих способностей и творческой активности детей, их социализация, инкультурация и самореализация, помощь в осознании себя как члена коллектива и как уникальной личности; формирование основ игровой культуры на базе использования ресурсов интерактивных художественно-педагогических технологий театрализации и методов провоцирования игровой активности. Основу методологии данного этапа составило понимание коммуникативно-творческой составляющей игровой культуры как важнейшего условия развития ребенка, обеспечивающего комплекс личностных качеств и навыков, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Педагогический ресурс интерактивных форм театрализации в развитии коммуникативно-творческих способностей обеспечивается синтезом диагностических и формирующих возможностей психолого-педагогического инструментария; максимальным соответствием видов и форм коллективной деятельности психологическим особенностям ребенка; способность театрализации интегрировать игровую импровизацию и ролевое взаимодействие.

Форма реализации: театрализованные концертные программы и празднично-игровые действа; подготовка и проведение конкурсов и фестивалей детского творчества; интерактивные игровые мероприятия с непосредственным участием педагогов; интерактивные формы театрализации и культурно-досуговые мероприятия на летней оздоровительной площадке. Содержательные модули формирующего этапа эксперимента: 1) подготовка и проведение конкурсов и фестивалей детского творчества; 2) программа «Праздник - мир радости» (ключевым мероприятием в рамках данного направления стал конкурс коллективных игр «Наше игровидение», который дополнял разработанные комплексные методики, выполняющие диагностическую, коррекционную и формирующую функции»); 3) концертные программы (как итог достижений детских коллективов, способ демонстрации успехов участников и их родителей, а также потенциальных воспитанников, занимающихся в других коллективах ДЮЦ); 4) организация культурно-досуговых мероприятий (которые проводились на летней оздоровительной площадке и строились на основе игровых программ, концертов-экспромтов, конкурсов, игр-путешествий, поисков, включали творческие, спортивные, патриотические, народные праздники и представления).

Формирующий этап программировался во всех его составляющих компонентах (включая условия, интерактивные технологии и формы театрализации) и на всех технологических фазах: проектирования, содержательной фазе,

на этапе диагностики и рефлексии полученных результатов. Педагогическое взаимодействие осуществлялось за счет использования арсенала методов педагогики сотворчества, в числе которых основополагающим был метод провоцирования коммуникативно-творческой активности детей. Формирующее воздействие осуществлялось в процессе создания мероприятий, начиная с этапа проектирования, включая проведение и оценку результатов на фазе рефлексии. Фаза проектирования строилась в форме коллективной творческой игры, технологическая фаза - в форме реализации театрализованного мероприятия, рефлексивная фаза - в форме серии игровых бесед. Педагогическое взаимодействие осуществлялось за счет использования арсенала методов педагогики сотворчества, в числе которых использовался метод провоцирования коммуникативно-творческой активности детей. В рамках эксперимента были использованы различные формы работы с детьми: учитывающие возрастные особенности младших школьников развивающие занятия, в основе которых лежало активное освоение игровой культуры с использованием технологий создания театрализованного действия; поисково-исследовательская и культурно-просветительная работа; освоение игровых форм, опирающихся на местные фольклорно-этнографические традиции; опора на инициативность и самодеятельность как основополагающих принципов развивающего обучения. В подведении итогов формирующего этапа эксперимента участвовала группа экспертов, которые оценивали поведенческие проявления школьников по заданным критериям.

Рультаты формирующего этапа эксперимента представлены в Таблице 2

Показатели коммуникативно—творческой составляющей игровой культуры Этапы эксперимента ЭГ КГ

Мотивационио-ценностный блок

Высокая мотивация и направленность на общение, работу в команде Диап юстика 7,1 7,1

Результаты 8,6 7.3

Оригинальность, фиксирующая уровень развития ассоциативного мышления Диагностика 5,1 6,3

Результаты 8,4 7

Коммуникативно-творческий блок

Коммуникативная компетентность Диагностика 6.2 5,9

Результаты 8.3 6.1

Уровень импровизационных способностей и освоения коммуникативно-творческих технологий адаптации в нетрадиционных ситуациях Диагностика 4,1 4,8

Результаты 7,3 5

Деятельностно-творческий блок

Навыки реализации личностного потенциала в игровых формах СКД (самореапизационная направленность) Диагностика 4,6 5.1

Результаты 9,1 5,9

Освоение в игровых формах коммуникативно-технологической составляющей социальных ролей Диагностика 6,1 5.5

Результаты 8,1 6.1

Результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что погружение детей в игровую среду, педагогически направленное активное приобщение к игровой культуре, основанное на включении детей во все стадии технологии создания и реализации театрализованного действия, способствует развитию основ игровой культуры и формированию ее коммуникативно-творческой составляющей.

В Заключении обобщены результаты исследования, изложены выводы, подтверждающие достижение цели, решение всех поставленных исследованием задач. Педагогический эксперимент показал, что коммуникативно-творческая составляющая игровой культуры является важнейшим условием развития ребенка. Она обеспечивает комплекс личностных качеств и навыков, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Куль-туротворческий потенциал театрализованного действия как важнейшей игровой формы культурно-досуговой деятельности заключается в его способности преобразовывать художественное содержание в плоскость субъективно значимого материала, провоцировать и активизировать игровое взаимодействие участников мероприятия. Значительные воспитательные (формирующие) результаты обеспечиваются благодаря художественному содержанию театрализации, ее образно-символической составляющей, стимулирующей эмоциональную сферу личности за счет «эффекта резонанса». Эффективность процесса формирования основ игровой культуры у детей младшего школьного возраста в театрализованном действии предполагает: учет естественных возрастных особенностей детей, в соответствии с которыми осуществляется процесс формирования игровой культуры; использование интерактивных художественно-педагогических технологий театрализованного действия и диагностических методик оценки уровня сформированное™ игровой культуры, позволяющих своевременно корректировать содержание педагогического процесса. Особое значение в педагогическом контексте имеет игровая компетентность педагога-организатора театрализованного действия. Повышение эффективности формирования игровой культуры у детей младшего школьного возраста в театрализованном действии предполагает: учет возрастных особенностей детей, в соответствии с которыми осуществляется процесс целеполагания и содержательное наполнение воспитательных акций, а также последовательный переход на более высокий уровень игровой культуры; востребованость художественно-педагогических возможностей театрализованного действия в процессе формирования игровой культуры; использование диагностических методик оценки уровня сформированности игровой культуры, учитывающих специфику театрализованной деятельности и возрастные особенности детей младшего школьного возраста; расширение репертуара интерактивных художественно-педагогических технологий, выстраивающихся на основе ресурсов театрализованного действия как эффективного средства формирования основ культуры у детей младшего школьного возраста.

Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 3.25 п.л.:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных научных результатов диссертации:

1. Ежов П.Ю. Театрализация в системе формирования игровой культуры младших школьников / П.Ю. Ежов // Дискуссия. - 2013. - № 11. - С. 91-94.

2. Ежов П.Ю. Вовлечение детей в театрализованное действие и поддержание их активности / П.Ю. Ежов // Дискуссия. - 2014. - № 3. - С. 95-98.

3. Ежов П.Ю. Интерактивные средства театрализации в системе формирования коммуникативно-творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] / П.Ю. Ежов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - [Электрон, жур.]. - Режим доступа: ЬОр://\у\у\¥.5аепсе-education.ni/l 16-12604. -Загл. с экрана. - (Дата обращения: 03.04.2014).

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

1. Ежов П.Ю. Мастер доброй игры / П.Ю. Ежов // Альбом культуры. -2007. -№3.- С. 31-32.

2. Ежов П.Ю. Сущность театрализации как основного творческого метода создания сюжетной игровой программы / П.Ю. Ежов // Роль педагога в формировании социальной компетентности воспитанников клубов по месту жительства: материалы практико-ориентированного семинара / под ред. О.А.Заикиной. - Екатеринбург, 2010. - С. 21-24.

3. Ежов П.Ю. Педагогический потенциал театрализованного действия в работе с детским коллективом / П.Ю. Ежов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / СПбГУКИ. — Санкт-Петербург, 2013. — Т. 200: Педагогика высшей школы : интерактивные технологии в образовании и культуре. — С. 83—94.

Подписано в печать 25.04.2014г. Формат 60x84/16 У.п.л. 1,5 Уч.-изд.л 1,5 Тир. 70экз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. toroussel@mail.ru Зак. № 13544 от 25.04.2014г.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ежов, Павел Юрьевич, Санкт-Петербург

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

04201459536

Ежов Павел Юрьевич

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРАКТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Специальность 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор пед. наук, профессор Конович А. А.

На правах рукописи

Санкт-Петербург

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования игровой культуры на базе художественно-педагогического потенциала театрализации......................................................................................................23

1.1. Игровая деятельность в коптесте педагогического знания:

сущность, методология анализа.........................................................................23

1.2. Игровая культура личности как предмет педагогических технологий и практик................................................................................................................39

1.3. Коммуникативно-игровая природа театрализованного действия как ресурс личностного развития..............................................................................44

1.4. Реализация художественно-педагогического потенциала театрализованного действия в системе формирования игровой культуры младших школьников.............................................................................................62

Выводы по первой главе..............................................................................77

Глава 2. Педагогические условия и технологии формирования игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализованного действия.....................................................811

2.1. Классификаг^ия и характеристика организационно-

педагогических условий эффективности формирования игровой культуры младших школьников.............................................................................................83

2.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста как условие формирования игровой культуры..........................................................93

2.3. Содержание и результаты педагогического эксперимента........112

2.3.1. Разработка и апробация диагностико-корректирующих методов оценки уровня развития игровой культуры школьников.................................117

2.3.2. Формирующий этап педагогического эксперимента..................133

2.3.3. Согщально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала интерактивных форм театрализации:......................................149

Выводы по второй главе...........................................................................157

Заключение.................................................................................................162

Литература..................................................................................................170

Приложения................................................................................................185

Введение

Актуальность темы исследования. В системе гуманитарного знания игровая культура ребенка рассматривается в качестве базовой составляющей и ключевого условия личностного развития, важнейшей предпосылки ее успешной социализации, инкультурации и самореализации. Именно в игре человек, еще, будучи ребенком, входит в мир человеческой культуры, адаптируется к нему, формируется как личность. Игра сопровождает человека в течение всей жизни, пронизывает все сферы человеческой деятельности.

Особую актуальность проблема формирования игровой культуры получает в современном рациональном мире, который в онтологической структуре личности минимизирует ее эмоционально-образную составляющую, обедняя тем самым человеческую экзистенцию, а доминирование логических структур мышления над эмоциональной сферой усиливает нагрузку на психику человека. В такой ситуации феномен игровой культуры приобретает жизнеобеспечивающий, жизнеутверждающий статус, способствуя удовлетворению потребностей человека в получении нового эмоционально-чувственного опыта и в художественно-творческом развитии.

Значимость проблемы формирования игровой культуры младших школьников усиливается на фоне, с одной стороны, стремительного распространения различного рода игровых зависимостей, с другой стороны, снижения личностной значимости развивающих игр и экспансии деструктивных форм игрового поведения. На смену традиционным эмоционально-насыщенным и богатым культуротворческим потенциалом празднично-игровых форм досуга приходят пассивно-созерцательные, эмоционально-экзальтированные, информационно-технологические, утилитарно-мифологические его формы, ориентированные на «человека массы». Пространственно-временную структуру игровой деятельности сегодня все в большей степени формируют новые достижения информационного общества, влияние которых на психику человека изучено крайне поверхностно. Но негативные результаты бесконтрольного их потребления очевидны: телевизионные игры и лотереи, компьютерные и интернет-игры, игро-

вые залы и кафе, создающие виртуальную реальность и провоцирующие игровую зависимость, социально изолируют личность и провоцируют ее асоциальное поведение, формируют безразличие к своей и чужой жизни, лишая ее способности к конструктивному общению.

В контексте сложившейся ситуации особо актуальным становится формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста, и прежде всего ее коммуникативно-творческой составляющей. Данная педагогическая задача является ключевой для образовательных учреждений, призванных создавать оптимальную социально-культурную и социально-психологическую среду общения, формировать гуманистические ценности и нравственные нормы общения. Однако в сложившихся условиях общеобразовательная школа, классическая педагогическая парадигма, которая сталкивается с серьезными вызовами, обусловленными ее сциентизмом и утилитарностью, дифференциацией знания в рамках учебных дисциплин, ступенчатостью подготовки, монологиз-мом, авторитарностью и доминирующей ролью педагога (В.Н.Леонтьева), не в состоянии самостоятельно решить проблему формирования игровой культуры. В этой связи особую остроту приобретает проблема поиска технологических ресурсов формирования основ игровой культуры, способных компенсировать дефицит образовательной деятельности.

Значительными возможностями формирования базовых основ игровой культуры и развития коммуникативно-творческих способностей детей младшего школьного возраста, составляющих технологическую основу конструктивной игровой активности ребенка, обладают методы и формы театрализации, используемые в системе дополнительного образования детей, строящиеся на интерактивной основе и выступающие средой социализации и условием самореализации личности ребенка. Их педагогический потенциал определяется высокой личностно-мотивированной активностью участников театрализованного действия, синтезом художественного и реального, когда театрализованное действие становится своеобразным художественным эпицентром, концентрирующим различные формы и виды реального действия участников, социально зна-

чимой направленностью мероприятий, взаимодополнением эмоционально-образных и информационно-логических средств воздействия (А.А.Конович). Однако в реальности данная группа педагогических технологий не получила соответствующего теоретического обоснования, что препятствует их адаптации к условиям досуговой деятельности и возрастной специфике младших школьников. Ограниченные возможности образовательных учреждений, высокая значимость в системе формирования творческой личности ребенка коммуникативных навыков игровой культуры, а также слабая теоретическая разработанность данного аспекта в структуре педагогического знания диктуют необходимость поиска компенсаторных средств, способных восполнить воспитательный дефицит учебной деятельности ресурсами интерактивных форм театрализации.

Таким образом, актуальность проблемы данного диссертационного исследования обусловлена противоречиями: между развивающим потенциалом игровой деятельности и неконтролируемым стихийным потреблением подрастающим поколением продукции игровой индустрии, имеющей деструктивную и асоциальную направленность; между объективной необходимостью комплексного осмысления условий и технологий формирования игровой культуры в современном педагогическом знании и недостаточным количеством исследований, изучающих коммуникативно-творческие аспекты игровой культуры у детей младшего школьного возраста в качестве предмета педагогических практик и цели социально-культурных технологий; между значительным воспитательным потенциалом наработанных в системе социально-педагогического знания интерактивных форм и их слабой востребованностью в сфере социально-культурной деятельности; между потребностью практики в новых педагогических технологиях, опирающихся на интерактивные ресурсы и творческую природу театрализованных форм организации досуга и отсутствием эффективных методик, адаптированных к возрастной специфике младших школьников и способных решать соответствующую группу проблем; между потребностью практики в эффективных развивающих технологиях и слабой оснащен-

ностыо педагогов художественно-педагогическими методами, востребующими человекотворческие ресурсы театрализации.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее практическая актуальность определили цель диссертационного исследования: охарактеризовать потенциал интерактивных форм театрализации в системе формирования игровой культуры младших школьников и определить условия его практической реализации.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать игровую деятельность в контексте педагогического знания.

2. Раскрыть структуру и содержание игровой культуры личности в качестве предмета педагогических технологий и практик.

3. Обосновать коммуникативно-игровую природу театрализованного действия как ресурса личностного развития и раскрыть возможности театрализованного действия в системе формирования игровой культуры младших школьников.

4. Осуществить классификацию и дать характеристику организационно-педагогических условий эффективности формирования игровой культуры младших школьников.

5. Охарактеризовать особенности детей младшего школьного возраста, учет которых выступает условием оптимизации процесса формирования игровой культуры.

6. Адаптировать инструментарий диагностико-корректирующих методов оценки уровня развития игровой культуры.

7. Разработать и реализовать программу формирования игровой культуры младших школьников на базе ресурсов интерактивных средств театрализации.

Объект исследования: формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста; предмет - условия и технологии реализации педагогического потенциала интерактивных форм и средств театрализации.

Степень научной разработанности проблемы. Разработка теории игры отражена в трудах Э.Берна, Л.С.Выготского, Я.Э.Голосовкера, К.Гросса,

A.Я.Гуревича, Л.М.Ивлевой, Э.Клапареда, С.Л.Рубинштейна, Д. Стенли Холла,

__и

B.Н.Топорова, В.Тэрнера, Е. Финка, 3. Фрейда, И.Хейзинги, Д.Б.Эльконина и др. Так, Йохану Хейзинги принадлежит важнейшее культурологическое исследование «Человек играющий», в котором раскрывается роль игры как культу-рообразующего фактора во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Воспитательные и развивающие способности игры рассмотрены в работах Я.А.Коменского, Я.Корчака, Э.Г.Мелани, М.Монтеня, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а так же в исследованиях отечественных педагогов и психологов: К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, В.Ф.Каптерева, П.П.Блонского, А.С.Макаренко,

C.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, С.В.Григорьева.

В истории педагогической мысли игровой метод рассматривается как близкий детской психологии метод обучения, воспитания и развития. Теория ролевой игры у детей дошкольного возраста Л.С.Выготского в отечественной науке получила развитие в психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, О.Н.Варшавской, П.Я.Гальперина, Е.А.Гершензона, A.B.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.В.Черкова, Д.Б.Эльконина. Анализом общих проблем и методологией педагогической теории игры занимались Л.И.Божович, Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ф.И.Фрадкина, Г.П. Щедровицкий, Д.Б.Эльконин и др. Игру как форму организации детской жизни изучали Н.С.Агамова, Л.В.Артемова, Е.А. Кульчицкая, Г.М.Лямина, Р.Г.Надеждина, Н.С.Пантина, А.П.Усова и др. Игру как дидактический метод обучения изучали Н.П.Аникеева, И.Е.Берлянд, Н.Н.Богомолова, З.М.Богуславский, Р.И.Жуковская, Г.М.Лямина, Н.С.Пантина, П.Г.Саморукова, С.А.Смирнов, С.А.Шмаков и др.

В изучении педагогических аспектов формирования игровой культуры школьников автор опирался: на исследования в области гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулав, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев,

Е.В.Бондаревская, Л.П.Буева, Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, Б.М.Неменский); труды по педагогической аксиологии и антропологии (В.В.Веселова, В.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.Г.Пряникова, В.М.Утенков, Г.И.Школьник); на фундаментальные работы отечественных педагогов и психологов, раскрывающие закономерности формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры (К.А.Абульханова-Славская, Л.П.Буева, Ю.Н.Давыдов, Ю.А.Жданов, В.Г.Иванов, И.В.Ильенков, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, Э.В.Соколов, В.И.Толстых).

Разработке эффективных методик игрового проектирования и моделирования в социально-культурной сфере посвящены научные труды Г.М.Бирженюка и А.П.Маркова. Художественные и социально-педагогические возможности игры как метода активизации участников массового действия, эффективной формы художественно-творческой деятельности, условия социализации личности и способа межличностного общения раскрываются в работах Т.С.Бибарцевой, Г.М.Бирженюка, Д.М.Генкина, В.М.Григорьева, А.Д.Жаркова, Т.И.Камаевой, А.А.Коновича, О.И.Маркова, И.А.Новиковой, Л.И.Новиковой,

A.П.Панфиловой, В.Д.Пономарева, Е.С.Протанской, Е.В.Руденского,

B.Я.Суртаева, Б.А.Титова, Н.Г.Чаган, Г.П.Черного. Этими авторами дан структурный анализ технологии подготовки и проведения культурно-досуговых программ (А.Д.Жарков), обоснована знаковая художественно-образная система как выражение празднично-игрового мироощущения, эстетического, ценностного, эмоционального начал (А.А.Конович), раскрыты организационно-технологические принципы празднично-игрового общения: состязательности, ритуализации, зрелищности, маскировки поведения (Е.В. Руденский). С позиций системного анализа выявлены особенности, принципы и этапы игровой деятельности, формы ее организации, методы и средства (А.М.Новиков и Д.А.Новиков), разработана и обоснована педагогическая теория и технология формирования игровой культуры личности в сфере досуга (В.Д.Пономарева). Игра как метод организации художественного содержания, форма творческой

инициативы участников театрализованного действия рассматривалась в исследованиях Д.М.Генкина и А.А.Коновича.

Анализ психологических и социально-педагогических концепций, отражающих различные уровни и грани феномена игровой культуры детства и выявляющих условия формирования ее коммуникативно-творческих основ, показывает, что для решения заявленной в диссертационном исследовании проблемы имеются значительные теоретико-методологические предпосылки и соответствующий технологический репертуар.

Игровая культура детства рассматривается в качестве актуального направления педагогической антропологии и важнейшего приоритета педагогических исследований. В то же время отсутствуют исследования, посвященные анализу педагогических возможностей интерактивных форм театрализации в системе воспитания игровой культуры. Нельзя также признать удовлетворительным качество методологической базы современного педагогического знания, предметом которого выступает игровая культура, а также уровень осмысления прикладных аспектов формирования коммуникативно-творческих основ игровой культуры средствами театрализации. «Игровые компетенции» ребенка чаще всего рассматриваются как составная часть общей культуры досуга, что снижает значимость данной составляющей личностного становления и развития. Формирование коммуникативно-творческих основ игровой культуры средствами театрализации требует также корректировки существующих педагогических подходов и расширения репертуара воспитательных технологий. Сегодня назрела необходимость творческой адаптации к специфике досуговой педагогики значительного пакета знаний, полученных в системе психологического знания, корректировки разработанных ранее педаго