Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогический потенциал народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот

Автореферат по педагогике на тему «Педагогический потенциал народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Попова, Анна Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Педагогический потенциал народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогический потенциал народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот"

005007148

На правах рукописи

ПОПОВА Анна Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

1 2 ЯНВ 2612

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005007148

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор ГРИГОРЬЕВА Елена Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор СТРЕЛЬЦОВА Елена Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент ШАРАПОВА Ольга Владимировна

Ведущая организация:

Смоленский государственный институт искусств

Защита состоится «30» января 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К.212.261.06 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, д. 6, зал диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», с авторефератом - на официальном интернет-сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «29» декабря 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

//.//. Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема модернизации образования в наши дни определена активным вхождением российской образовательной системы в мировое образовательное пространство. Стремительные перемены в системе образования требуют кардинальных изменений в процессе социализации личности ребенка, особенно такой категории детей, как дети-сироты.

Сегодня проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях - основа новой социальной политики.

В современных условиях детям-сиротам необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью и собственным развитием.

Саморазвитие ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа.

Проблема творческого саморазвития детей-сирот на основе приобщения к культурному наследию неизменно считается одной из самых перспективных в педагогической науке.

Согласно федеральной целевой программе «Культура России (2012-2016 годы)» развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. Одной из приоритетных задач данной программы является воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение кЧмиро-вой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества.

В Законе РФ «Об образовании» и Национальной доктрине образования указывается на необходимость сохранения исторической преемственности народных традиций поколений, формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, воспитания в духе высокой нравственности, активной жизненной позиции, способствующей адаптации ребенка в социуме.

Российская система образования располагает организационным и содержательным потенциалом для реализации эффективных и благоприятных условий творческого саморазвития детей-сирот. Этот потенциал связан и с деятельностью учреждений социально-культурной сферы, в которых создаются условия, отвечающие общественным и индивидуальным потребностям и интересам, и интернатных учреждений, где воспитываются дети.

Социально-культурная деятельность открывает широкие возможности для изучения народной культуры, сохранения и развития народных художественных промыслов, в связи с чем требуются инновационные разработки от теоретиков и практиков педагогики в деле использования разнообразных технологий и новых форм досуговой деятельности. В настоящее время искусство

народных художественных промыслов представлено многообразием видов и форм, каждая из которых обладает своими ярко выраженными индивидуальными особенностями. В этой связи многие вопросы развития личности детей-сирот в процессе изучения национальной культуры, воспитания бережного отношения к традициям, культурному наследию народа нуждаются в дополнительном исследовании.

Необходимость разработки теоретических и организационно-педагогических основ, способствующих саморазвитию личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, предопределяется рядом противоречий:

- между существующей в педагогической теории ориентацией на личность ребенка и практикой изучения народных художественных промыслов, в которой недостаточно представлены личностные аспекты развития и саморазвития обучаемых как субъектов образовательного процесса;

- между необходимостью создания условий для самоопределения и самореализации личности детей-сирот и недостаточной научной разработкой конкретных организационно-педагогических условий, способствующих развитию внутренних качеств личности данной категории детей;

- между необходимостью формирования и развития личностных качеств детей-сирот и недостаточным использованием потенциала народных художественных промыслов в образовательном процессе воспитанников детских домов;

- между необходимостью использования потенциала народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития личности детей-сирот и недостаточной разработанностью региональных программ, направленных на изучение народных художественных промыслов для изучаемой категории детей.

Вышеизложенные противоречия позволяют в целом на теоретико-методологическом уровне определить проблему нашего исследования, которая состоит в изучении педагогического потенциала народных художественных промыслов и его использовании в процессе творческого саморазвития детей-сирот.

Таким образом, выявленные противоречия, а также значимость проблемы позволили нам определить тему нашего исследования: педагогический потенциал народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема саморазвития личности достаточно емка и неоднозначна; ее понятийный базис определяется исследованиями, выполненными с позиций педагогики, философии, психологии, физиологии. В этой связи определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, В.П. Жуковский, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) и психологов (JI.C. Выготский, Н.Ф. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплено достаточно много идей и положений, которые лежат в основе проблемы саморазвития личности. Большое значение имеют работы по теории личности

H.A. Бердяева, П.П. Блонского, Г. Гегеля, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, B.C. Мерлина, A.B. Петровского, К.К. Платонова, СЛ. Рубинштейна и др. Концептуальные основы проблемы саморазвития личности находим в трудах А. Адлера, Л.С. Выготского, И. Канта, К.А. Левина, А. Маслоу, Е.П. Никитина и др.

Большое значение для нашего исследования имеют научные труды, раскрывающие психолого-педагогические особенности детей-сирот (Л.Н. Галигу-зова, Л.Г. Голубева, И.В. Дубровина, H.H. Иванова, М.И. Лисина, Е.М. Мас-тюкова, B.C. Мухина, Ю.А. Разенкова, А.Г. Рузская и др.).

Одной из сфер деятельности человека, эффективно влияющей на творческое саморазвитие личности, является социально-культурная сфера, которая связана с поисками человеком разных форм и способов самовыражения, самореализации, способов нахождения собственной индивидуальности.

Настоящее исследование осуществлялось на основе идей социально-культурного образования подрастающего поколения, представленных трудами М.А. Ариарского, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Е.Г. Нефедовой, Г.А. Романовой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, H.H. Ярошснко и др.

Особое значение для нашей работы имеют труды И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, а также М.А. Денисовой, З.А. Мавлютовой, A.B. Бакушин-ского, Ф С. Кодирова и др.

Таким образом, проблема изучения творческого саморазвития личности ребенка средствами народных художественных промыслов рассматривается и как самостоятельная проблема, и в общем комплексе исследований, связанных с изучением творческих способностей личности.

Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании творческого саморазвития личности детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов.

Объект исследования - творческое саморазвитие детей-сирот. Предмет исследования - организационно-педагогические условия творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

Поставленная цель потребовала реализацию следующих задач:

- проанализировать основные подходы к пониманию творческого саморазвития детей-сирот как междисциплинарного феномена и дать определение понятию «творческое саморазвитие» детей сирот;

- обосновать сущность и выявить специфику использования народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот;

- разработать модель творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;

- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;

- определить критерии, уровни и показатели творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;

- разработать и экспериментально апробировать программу «Подмастерье», способствующую творческому саморазвитию детей-сирот.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что народные художественные промыслы обладают значительным педагогическим потенциалом в творческом саморазвития личности детей-сирот при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:

- создания открытой, активной социально-культурной среды, направленной на поиск творческих идей, способствующих преобразованию качеств личности;

- участия детей-сирот в самостоятельной и творческой деятельности, способствующей стимулированию компонентов саморазвития личности (самоопределение, самореализация, самоорганизация);

- подготовки педагогов к проведению целенаправленной деятельности по творческому саморазвитию детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;

- применения в педагогическом процессе разработанной модели творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;

- внедрения разработанной программы «Подмастерье», направленной на творческое саморазвитие личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

Методологической основой исследования являются: работы по методологии, логике и методике исследования в педагогических науках (В.И. Андреев, A.M. Арсеньев, Б.С. Гершунский, В.Е. Гмурман, М.А. Данилов, В.П. Зин-ченко, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, B.C. Шубинский); философские и психологические работы по развитию личности (В.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).

Основой для исследования послужили современные представления о теории психической депривации как состояния, возникшего в результате отсутствия возможности для удовлетворения основных психических потребностей (И.В. Дубровина, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, И.А. Коробейников, В.М. Слуцкий, Й. Лангмейер, 3. Матейчик, А.Г. Рузская и др.).

Большое значение для исследования имеют труды ученых о воспитательном воздействии народной культуры (Н.С. Александрова, Д.С. Лихачёв, Н.С. Речкин, K.M. Хоруженко и др.) и о потенциале народных художественных промыслов в развитии личности ребенка (Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Е.Ю. Стрельцова и др.)

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: анализ литературных источников по теме исследования; социологические, педагогические и психологические методы исследования; математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

База исследования. ТОГОУ «Караульский детский дом им. Г.В. Чичерина», Платоновский детский дом-школа, Школа-интернат № 1 г. Тамбова, ТОГОУ «Сосновская школа-интернат».

В эксперименте принимали участие 280 детей-сирот в возрасте от 7 до 10

лет.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20082011 гг. и состояло из следующих этапов.

На первом этапе (2008-2009 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность и специфика процесса творческого саморазвития детей средствами народных художественных промыслов, разработана теоретическая модель.

На втором этапе (2009-2010 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, включающая анкетирование, тестирование, разработку авторской программы, направленной на творческое саморазвитие личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, а также были экспериментально проверены организационно-педагогические условия творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику, осуществлялась окончательная редакция текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в теории, методике и организации социально-культурной деятельности рассмотрены народные художественные промыслы как значимое педагогическое средство творческого саморазвития детей-сирот. При этом:

- научно обоснована, разработана и апробирована модель творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, включающая цель, задачи, принципы творческого саморазвития личности детей-сирот; формы, методы и средства, способствующие активизации личностного саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов; критерии, уровни сформированное™ творческого саморазвития детей-сирот;

- определены сущность и специфика использования народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот, которые способствуют поиску оригинальных творческих идей и решений, направленных на совершенствование личностных качеств;

- выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий, активизирующих личностное саморазвитие детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, а именно: включение детей-сирот в художественно-творческую деятельность по изучению, сохранению и развитию народных художественных промыслов; актуализация педагогами деятельности по саморазвитию личности детей сирот; повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей по вопросам активизации личностного саморазвития в процессе изучения народных художественных промыслов;

- установлены факторы активизации процесса личностного саморазвития детей-сирот: убежденность в значимости личностного саморазвития; способность к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и себя в ней; насыщенность социально-культурного пространства учреждения; атмосфера сопереживания, взаимоуважения, взаимного доверия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- полученные результаты расширяют научные представления об использовании народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот;

- представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях использования народных художественных помыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот,

- разработана педагогическая модель процесса творческого саморазвития личности детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяющих эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет сформированность компонентов саморазвития личности детей-сирот - самоопределения, самореализации, самоорганизации;

- разработанный пакет экспериментально-диагностических методик позволяет выявить результативность проделанной педагогической работы и получить характеристики, важные для организации процесса творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов, что расширяет критериальный аппарат социально-культурной деятельности.

- полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке инновационных подходов к образовательному процессу в учреждениях социально-культурной сферы.

Практическая значимость исследования. Прикладное значение исследования заключается в том, что разработанная и апробированная программа «Подмастерье» по изучению народных художественных промыслов позволяет эффективно осуществлять процесс творческого саморазвития детей-сирот, способствующий становлению личности в эстетическом, нравственном, духовном освоении окружающего мира.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования механизмов творческого саморазвития воспитанников детских домов как элемента образовательно-воспита-

тельного процесса, построенного на основе использования потенциальных возможностей народных промыслов.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы:

- при разработке педагогических систем и образовательных программ, направленных на изучение народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития личности;

- в деятельности учреждений системы начального и дополнительного образования;

- в системе подготовки и повышения квалификации кадров для работников досуговых учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческое саморазвитие детей-сирот рассматривается нами как креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс собственного преобразования, протекающий в целостной многоаспектной системе межличностных отношений, выражающихся в единстве потребностей, мотивов, интересов и действий данной категории детей. Творческое саморазвитие личности выражает стремление и готовность ребенка сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

2. Сущность творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов представляет собой сознательное преобразование личности и ее свойств, предполагающее активизацию внутренних ресурсов саморазвития личности в процессе изучения народных художественных промыслов.

3. Специфика творческого саморазвития личности детей-сирот заключается в особых способах реализации адекватного, целесообразного и ненавязчивого педагогического воздействия, в результате которого происходит преобразование интересов детей, позволяющее им совершенствовать творческие, эмоциональные, нравственные, духовные и социально значимые качества личности в процессе изучения народных художественных промыслов.

4. Модель творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов включает в себя: цель, задачи, принципы и методы творческого саморазвития детей-сирот и реализуется в процессе изучения народных художественных промыслов. Структурные компоненты модели обеспечивают направленность личности детей-сирот на самосовершенствование творческих, познавательных, интеллектуальных качеств, способствующих внутреннему преобразованию.

5. Организационно-педагогические условия (частные и специальные), позволяют повысить эффективность процесса творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов.

Частные условия обеспечивают взаимодействие педагога и ребенка в процессе творческого саморазвития детей-сирот:

- создание благоприятной атмосферы для творческого самовыражения детей-сирот, направленной на раскрытие творческого потенциала, досуговых потребностей и креативных способностей;

- установление взаимоотношений педагога и ребенка, способствующих созданию микросреды, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным выбором направления творчества;

- включение сверстников в процесс изучения народных художественных промыслов, позволяющий реализовать детям-сиротам свои индивидуальные интересы, укрепить и развить социальные позиции и роли.

Специфические условия обеспечивают совокупность методов, способов, приемов социально-культурной деятельности, способствующих творческому саморазвитию детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов:

- использование специальных методов и форм изучения народных художественных промыслов, направленных на создание атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

- применение различных приемов демонстрации образцов народных художественных промыслов в связи с разнообразными видами художественно-творческой деятельности детей-сирот;

- использование народно-художественной импровизации педагога, способствующей развитию оригинальных подходов у детей-сирот к процессу изготовления изделий народных художественных промыслов.

4. Уровни сформированное™ творческого саморазвития детей-сирот, критерии и показатели их оценки.

Мотивационный - осознание необходимости глубоких и всесторонних знаний в процессе изучения народных художественных промыслов, развитие познавательного интереса к искусству и художественно-творческой деятельности, выработка и формирование на этой основе мировоззренческой позиции.

Ценностный - готовность к самораскрытию индивидуально-личностного потенциала ребенка посредством освоения технических приемов и технологий художественной обработки различных материалов в процессе создания художественного образа.

Креативный - умение проявлять самостоятельность в художественно-творческой деятельности, связанной с освоением технических приемов в процессе создания художественного образа.

5. Программа по изучению народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот направлена на:

- создание художественно-эстетической развивающей среды, включающей познавательный, творческий, игровой потенциал народных художественных промыслов.

- реализацию условий, способствующих творческому изменению личности, собственных духовно-ценностных,'нравственно-эстетических, деятельно-стно-практических, интеллектуальных особенностей в процессе изучения народных художественных промыслов.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений работы; использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и

задачам исследования; апробацией содержащихся в диссертации выводов и рекомендаций, опытной проверкой гипотезы.

Апробация н внедрение результатов исследования осуществлялось в деятельность ТОГОУ «Караульский детский дом им. Г.В. Чичерина», Платоновского детского дома-школы, Школы-интерната № 1 г. Тамбова, ТОГОУ «Сосновская школа-интернат»; а также на научно-практических и научно-методических конференциях, в публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель и задачи, гипотеза и методы исследования, дается характеристика степени разработанности проблемы в научной литературе, раскрываются теоретические и эмпирические основы исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, представлены данные об апробации и внедрении результатов работы.

Первая глава «Роль народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот» посвящена теоретико-методологическому анализу проблемы творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов. В диссертационном исследовании путем анализа философской, психологической, педагогической, социологической литературы было выявлено современное состояние проблемы, раскрыты сущность и специфика изучения народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот. На основании научно-педагогических подходов разработана модель процесса творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

В параграфе 1.1. «Творческое саморазвитие детей-сирот как объект научно-педагогического исследования» дан концептуальный анализ состояния проблемы творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, позволяющий более детально изучить данную проблему в теории и практике социально-культурной деятельности, выявлены потенциальные возможности народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот, определены особенности творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

Путем анализа философской, педагогической, психологической литературы выявлено, что проблема творческого саморазвития детей-сирот во все времена интересовала отечественных, зарубежных ученых: философов, педагогов, психологов. С развитием общества, с изменением условий существований человечества формировалось определение понятия «творческого саморазвития» личности.

Исходным теоретическим положением нашего исследования явилась взаимосвязь понятий творчество - саморазвитие в контексте изучения народных художественных промыслов.

Понятие «творчество» относится к числу многоаспектных феноменов и является одним из сложных дискуссионных объектов философского анализа, поскольку представляет собой процесс усиления индивидуализации человека, получающей своеобразное проявление в самореализации.

Являясь особого рода социальным феноменом, творчество явилось объектом изучения известного ученого Н. Бердяева, который считал, что творчество имманентно присуще лишь лицу, личности как свободной и самостоятельной мощи. «Творчеством может быть названо лишь то, что порождено самобытной субстанцией, обладающей мощью прироста мощи в мире».

Творчество всегда являлось объектом пристального внимания психологов. В основу проблемы творчества легли фундаментальные труды JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.М. Теплова, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Лука и др.

Рассматривая психолого-педагогические основы развития творчества детей, Л.С. Выготский отмечал, что творчество - это деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Изучение определенных аспектов творчества принадлежит С.Л. Рубинштейну, который отмечал, что в творчестве, которое создает нечто объективно значимое и, вместе с тем, новое, привнесенное личностью, оригинальное, т.е. носящее печать данной личности, объективная и личностная значимость деятельности могут максимально совпадать.

Ценностное отношение к творчеству легло в основу научных воззрений H.A. Логиновой, которая, выявляя психологические аспекты развития личности, отмечает, что творчество является способом решения личностью жизненных задач.

В психолого-педагогической науке прослеживается достаточно однозначная позиция, что творческая личность определяется комплексом свойств: самостоятельность, стремление к новизне, творческая активность, которые стимулируют творческий процесс.

Важным моментом при определении понятия «творческое саморазвитие» является вопрос соподчинения исходных понятий и их ролевой функции в интегральном термине «творческое саморазвитие».

Центральным понятием является «саморазвитие», «творчество» в данном случае не является самоцелью, а подчинено процессу саморазвития, выполняя роль способа эффективного саморазвития.

В связи с этим, в настоящее время появились ряд философских и психолого-педагогических исследований, связанных с различными аспектами развития личности. В данных исследованиях анализируются: развитие творческой индивидуальности личности детей (Р.У. Богданова, С.А. Гильманов); условия формирования творческой личности (A.M. Анохин, O.A. Левченко, В.П. Ост-

ривной, Е.Е. Пашохонова); развитие способностей к творческой самореализации личности (Ю.П. Васильев, J1.H. Дроздикова, И.В. Золотухина); развитие ценностных ориентации личности (Л.Г. Десфонтейнес, JI.A. Ярулина); эмоционально-нравственные основы развития личности (H.A. Корниенко); моти-вационные подходы к самоактуализации личности (И.И. Осадчева); развитие творческого потенциала личности (Т. А. Саламатова, О.Г. Степанова) и т.д.

При рассмотрении данных работ мы пришли к выводу, что в основе изучения проблемы становления и развития личности лежит целостное, системообразующее понятие, вбирающее в себя вышеперечисленные аспекты развития личности. Таковым понятием, на наш взгляд, является «саморазвитие личности».

Для творческого саморазвития личности детей, как указывается в исследованиях психологов и педагогов (B.C. Мухина, JI.H. Любарская, Н.М. Сокольникова), существенное значение имеют те общепсихологические новообразования, которые складываются у детей в период взросления. В качестве таких новообразований, которые мы будем учитывать в своей работе, выступают: изменения в познавательной сфере детей-сирот, ведущие к развитию у них нового познавательного отношения к действительности и определяющие переход к более сложным формам мышления; формирование нового уровня моти-вационно-потребностной сферы, позволяющего действовать не под влиянием непосредственных импульсов, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и.т.п.; возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности детей-сирот, составляющих основу формирования их характера.

Проведенный анализ философской и психолого-педагогической литературы, исследование наиболее важных процессуально-сущностных аспектов саморазвития личности и рассмотрение определений понятий «саморазвитие» и «творческое «саморазвитие» дает нам основание вывести свое рабочее определение понятия «творческое саморазвитие личности».

Формируя данное определение, мы исходили из следующих предпосылок, характеризующих процесс творческого саморазвития личности. Данному процессу свойственно: осознанность в отношениях личности; целенаправленность, постоянство и непрерывность в самодвижении; креативность в качественном проявлении; целостность в объеме взаимодействия всех функциональных компонентов системы.

Таким образом, в работе мы опираемся на следующее определение творческого саморазвития личности - это креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс, направленный на поиск оригинальных творческих идей решений по преобразованию самого себя.

В параграфе 1.2. «Сущность и специфика творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов» использование такого метода научного познания, как анализ при описании основных подходов к проблеме творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов позволил нам определить, что народные художественные промыслы являются одним из средств, способствующих творческо-

му саморазвитию личности детей-сирот, несущих в себе колоссальный образовательный потенциал, формирующий базис личностной культуры ребенка.

Исследуя социокультурный и педагогический потенциал народных художественных промыслов, мы рассматриваем его во взаимосвязи с традициями народного искусства. В трудах теоретиков и историков народного декоративно-прикладного искусства (Е.И. Григорьевой, М.А. Денисовой, М.И. Должен-ковой, З.А. Мавлютовой и др.) были определены основные принципы изучения и критерии понимания произведений народного творчества как вида искусства, обладающего самобытной стилистикой.

Как утверждают ученые-искусствоведы, педагоги, психологи, народные промыслы неразрывно связаны с бытом, являются развитием местных самобытных культурных традиций, выражением народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда, формируемой запросами социальной среды.

Народные промыслы представляют собой особый творческий процесс, протекающий на основе передаваемой из поколения в поколение системы традиционных художественных принципов (образы, сюжеты, орнаментальные мотивы, специфические признаки и т.д.), что является необходимым условием для их существования. В народных промыслах, как и в народной культуре в целом, воплощены обычаи и традиции народа.

Познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном, духовном, эмоциональном, интеллектуальном развитии личности.

Использование педагогического потенциала народных художественных промыслов в образовательно-воспитательном процессе детских домов способно значительно повысить уровень развития и саморазвития воспитанников данных учреждений. Построение образовательного процесса на основе изучения народных художественных промыслов способствует формированию многообразных художественных творческих интересов детей-сирот, способствующих их разностороннему развитию.

На основании вышеизложенного нами выявлена сущность творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, которая представляет собой сознательное преобразование личности и ее свойств, предполагающее активизацию внутренних ресурсов саморазвития личности в процессе изучения народных художественных промыслов.

Знакомство с народными художественными промыслами является наиболее простым и, в то же время, мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение детей к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей-сирот и развитию их духовного потенциала. Целенаправленное ознакомление детей-сирот с народными художественными промыслами представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей-сирот общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потен-

циала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей.

В этой связи нужно строить обучение воспитанников детских домов на основе знания национальной культуры, национальных традиций и обычаев, творчества собственного народа, то есть на материале, который в естественной, ненавязчивой форме позволяет усвоить жизненный опыт громадного количества поколений, который оказывает влияние на развитие и саморазвитие личности детей-сирот: его чувств, эмоций, его разума, нравственно-эстетические качеств, его активности - через обращение к глубоким, внутренним сторонам души.

Народные промыслы активизируют воображение, фантазию, способствуют развитию творческого отношения к миру, без которого немыслима любая человеческая деятельность, направленная на освоение окружающих предметов и явлений. Познание их «фактуры», особенностей, различий, обобщенности способствует развитию навыков определения в них существенного отдаления главного от второстепенного, сведения наблюдаемых подробностей к определенным обобщениям, то есть к выработке мышления. Народные промыслы пробуждают в детях-сиротах первые яркие образные представления о Родине, о культуре, воспитывают патриотические чувства, приобщают к миру прекрасного. Дети знакомятся с замечательными мастерами, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру.

Следуя логике исследования, специфика творческого саморазвития личности детей-сирот заключается в особых способах реализации адекватного, целесообразного и ненавязчивого педагогического воздействия, в результате которого происходит преобразование интересов детей, позволяющее им совершенствовать творческие, эмоциональные, нравственные, духовные и социально значимые качества личности в процессе изучения народных художественных промыслов.

В параграфе 1.3. «Моделирование процесса творческого саморазвития детей-сирот на основе использования народных промыслов» представлены основные параметры разработанной педагогической модели творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных промыслов.

Предлагаемая в исследовании модель творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных промыслов (рис. 1) построена с учетом принципов и функций организации данного процесса, а также методов, средств и форм социально-культурной деятельности, при интеграции которых повышается эффективность процесса творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных промыслов.

Цель: совершенствование процесса творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов

Ориентации теории и практики творческого развития на деятельностный, личностный, природосообразный и культур осообразный подходы I

Создание социокультурной среды средствами народных художественных промыслов

Обеспечение педагогического взаимодействия педагога и участников

Принципы: субъектности, ценностности, системности, открытости, преемственности, свободы выбора, ампфлн-кации, индивидуализации, днфференцированности, поля личного влияния, гарантированного развития

Мотивацнонный познавательный интерес к искусству и к художественно-творческой деятельности

Ценностный готовность осваивать технические приемы, технологии художественной обработки, применять приемы художественно-творческой деятельности в новой ситуации

А.

Креативный стремление к самостоятельной художественно-творческой деятельности, чувство ответственности за полученный результат

Результат: повышение уровня творческого саморазвития детей-сирот

Рис. 1. Педагогическая модель процесса творческого саморазвития личности детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов

Модель процесса творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных промыслов включает в себя следующие структурные составляющие: первый блок - целевой, второй - организационно-содержательный, третий - функциональный и четвертый блок - диагностико-результативный. Целевой блок включает в себя: цели, задачи, принципы процесса, направленного на творческое саморазвитие детей-сирот на основе изучения народных промыслов в условиях социально-культурной деятельности, организационно-содержательный блок включает в себя: историко-просветительское; обучающее-развивающее; досугово-развлекательное направление деятельности, а также организационно-педагогические условия, воздействующие на рассматриваемый процесс. Функциональный блок включает в себя функции, способствующие творческому саморазвитию детей-сирот на основе изучения народных промыслов, такие, как: исследовательская, побудительная, коммуникативная, теоретико-познавательная, практико-ориентированная. Диагностико-результативный блок включает в себя характеристику критериев и уровней творческого саморазвития детей-сирот.

Разработанная нами модель основана на следующих положениях.

1. Ориентация теории и практики творческого развития на деятельност-ный, личностный, природосообразный и культуросообразный подходы в процессе творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных промыслов.

2. Включение детей-сирот в социокультурную среду посредством изучения народных художественных промыслов, формирование активного участия в художественно-творческой деятельности, а также приобщение детей-сирот к творчеству на индивидуальном уровне.

3. Организация педагогического взаимодействия руководителя и участников образовательного процесса, направленного на формирование внутренних убеждений у детей-сирот к самосовершенствованию личностных качеств.

В модели представлены критерии сформированное™ творческого саморазвития детей-сирот. Мотивационный рассматривается нами как познавательный интерес к искусству и к художественно-творческой деятельности; осознание личностной значимости изобразительных, пластических, конструктивных умений и навыков; актуализация и синтез художественно-эстетических знаний в художественно-творческой деятельности.

Ценностный критерий выражает отношение к творческому саморазвитию. Данный критерий содержательно предполагает процесс постепенной интерио-ризации общечеловеческих ценностей через приобщение детей-сирот к народным художественным промыслам, выработку и формирование на этой основе гуманистической и мировоззренческой позиции.

Креативный критерий - стремление к самостоятельной художественно-творческой деятельности, связанной с освоением технических приемов создания изделий народных художественных промыслов. Креативный компонент творческого саморазвития детей-сирот проявляется в продуктах детского творчества.

В качестве уровней сформированности творческого саморазвития было выделено три: творческо-преобразующий (высокий), потенциально-творческий (средний), ситуативно-неустойчивый (низкий):

- творческо-преобразующий (высокий): участник инициативен, любознателен, имеет собственное ярко выраженное мнение, активно посещает занятия, участвует в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, проявляет интерес к народному художественному творчеству; стремится к самостоятельности; стремится к самосовершенствованию; проявляет активный познавательный интерес, не боится сложных заданий, обладает яркими эстетическими и эмоциональными реакциями; умеет выразить личное отношение к собственной творческой деятельности; умеет индивидуально проявить свою позицию на занятиях; продуктивно участвует во всех культурно-досу-говых мероприятиях;

- потенциально-творческий (средний): проявляет интерес к художественно-творческой деятельности, но часто ориентируется на мнение педагога, а не на свое; в творческой деятельности проявляет интерес к одному типу заданий; проявляет художественное воображение, критичность, активность; задаёт вопросы; умеет интуитивно действовать в творческом стиле, но не всегда стремится к этому. Проявляет интерес к творческим заданиям, но не несущим повышенную сложность в исполнении и освоении; характеризуется яркими эмо-ционапьно-эстетическими реакциями, имеет стремление к самостоятельности;

- ситуативно-неустойчивый уровень (низкий) - неактивен; редко проявляет себя в художественно-творческой деятельности; имеет неширокий эстетический кругозор; обладает неразвитым воображением и слабым познавательным интересом; обладает слабыми знаниями, умениями, навыками; не стремится самостоятельно работать и выполнять творческие задания; обладает слабой эмоциональной реакцией; не имеет личного отношения к художественно-творческой деятельности; не умеет выделить главное; часто отвлекается.

Для актуализации у детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов творческого саморазвития, направленного на развитие собственных реальных физических, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности должны быть созданы оптимальные условия для организации педагогического процесса.

В ходе исследования были определены следующие условия.

Частные условия обеспечивают взаимодействие педагога и ребенка в процессе творческого саморазвития детей-сирот:

- создание благоприятной атмосферы для творческого самовыражения детей-сирот, направленной на раскрытие творческого потенциала, досуговых потребностей и креативных способностей;

- установление взаимоотношений педагога и ребенка, способствующих созданию микросреды, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным выбором направления творчества;

- включение сверстников в образовательный процесс, позволяющий реализовать детям-сиротам свои индивидуальные интересы, укрепить и развить социальные позиции и роли.

Специфические условия обеспечивают совокупность методов, способов, приемов социально-культурной деятельности, способствующих творческому саморазвитию детей-сирот.

- использование специальных форм работы, направленных на создание атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

- применение различных приемов демонстрации образцов творчества, в связи с разнообразными видами художественно-творческой деятельности детей-сирот;

- использование народно-художественной импровизации педагога, уровень которой должен быть не меньше, чем импровизация детей, то есть сотворчество.

Данные выводы показали необходимость организации опытно-экспериментального исследования с целью подтверждения эффективности использования народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот. В связи с этим, следующая глава работы посвящена анализу и результатам апробации модели творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по творческому саморазвитию детей-сирот в процессе использования народных художественных промыслов» представляет результаты опытно-экспериментальной работы, включающей в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также апробацию разработанной модели творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов и внедрение образовательной программы.

В параграфе 2.1. «Анализ деятельности детских домов по выявлению педагогического потенциала народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот» дана характеристика народных художественных промыслов региона и на фактологическом материале показан теоретический и практический опыт работы кружков, творческих объединений, созданных в учреждениях интернатного типа по вопросам изучения народных художественных промыслов, и их взаимосвязь с процессом творческого саморазвития детей-сирот.

Анализ современного состояния социально-культурной среды детских домов показывает значительную недооценку народных художественных промыслов в процессе творческого развития детей и как следствие - недостаточное использование их педагогического потенциала.

Сохранение традиций народного искусства, развитие творческой деятельности подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государственной культурной политики региона. Народные художественные промыслы являются эффективным средством для творческого развития подрастающего поколения и отражением его историко-культурного образования.

В настоящее время в Тамбовской области 29 социальных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Социально-культурная деятельность данных учреждений направлена на социализацию и адаптацию воспитанников к самостоятельной жизни посредством включения в культурно-досуговые мероприятия. Анализ социально-культурной деятельности этих учреждений свидетельствует о том,

что для многих учреждений преимущественными направлениями деятельности являются: музыкальное, хореографическое, эстетическое, спортивное. Реализация художественно-творческого направления работы осуществляется через деятельность кружков, центров и других творческих объединений, созданных на базе детских домов.

Включение детей-сирот в деятельность по изучению, сохранению и развитию народных промыслов рассматривается в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим развитием личности.

Создание в детских домах и учреждениях интернатного типа кружков, студий и творческих объединений декоративно-прикладного характера способствует созданию условий для творческого саморазвития детей-сирот.

Анализ программ по изучению, сохранению и развитию народных художественных промыслов показал, что потенциал народных художественных промыслов базируется на технологиях самодеятельного художественного творчества, представленного групповыми и индивидуальными формами социально-культурной деятельности.

Применение таких технологий, как художественно-творческое обучение, развивающие творческие игры, способствуют развитию групповой творческой деятельности детей и подростков и введению инноваций в образовательный процесс творческого саморазвития детей-сирот.

Изучение литературных источников и информации в Интернете позволило констатировать, что накопленный теоретический и эмпирический материал в области изучения и сохранения народных художественных промыслов во многом является идентичным. Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий деятельности способствует формированию у детей-сирот духовно-нравственных, эмоционально-волевых качеств, творческих способностей и активного участия в жизни общества в дальнейшем.

В параграфе 2.2. «Изучение особенностей творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов» представлены результаты экспериментальной работы по проверке на практике гипотезы нашего исследования.

Опытно-экспериментальная работа была направлена, во-первых, на изучение творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, во-вторых, на апробирование организационно-педагогических условий творческого саморазвития детей-сирот в процессе использования народных художественных промыслов.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа с 2008 по 2011 гг. на образовательной базе, включающей в себя ТОГОУ «Караульский детский дом им. Г.В. Чичерина», Платоновский детский дом-школа, Школу-интернат № 1 г. Тамбова, ТОГОУ «Сосновская школа-интернат».

В эксперименте участвовали дети-сироты в возрасте от 7 до 10 лет. В общей сложности было задействовано 280 воспитанников детских домов, 17 педагогов.

Цели экспериментального исследования:

- подтвердить эффективность представленной модели организации системы творческого саморазвития детей-сирот;

- доказать результативность использования народных художественных промыслов в условиях социально-культурной деятельности детских домов в процессе творческого саморазвития детей-сирот.

На первом этапе в рамках констатирующего эксперимента осуществлялось анкетирование детей-сирот с целью выявления у них особенностей творческого саморазвития, желания изучать историю и традиции родного края, анализировался процент участия групп испытуемых в массовых мероприятиях, способствующих проявлению собственной индивидуальности.

На формирующем этапе эксперимента разрабатывалась и внедрялась в практику программа занятий народными художественными промыслами «Подмастерье», в рамках которой процесс обучения строился на основе использования технологий социально-культурной деятельности, проводилась работа по повышению профессиональной компетентности педагогических работников и т.д. Систематически проводились контрольные срезы, которые позволяли своевременно определить положительные и отрицательные стороны проводимого исследования.

На третьем этапе эксперимента проводился контрольный мониторинг, который позволил определить эффективность внедренной в практику работы детских домов программы творческого саморазвития детей-сирот на основе использования народных художественных промыслов «Подмастерье».

Экспериментальная работа выстраивалась с учетом следующих общедидактических принципов: сознательности, активности; наглядности, систематичности и последовательности, научности и доступности, с использованием средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

На констатирующем этапе эксперимента испытуемые были разделены на две группы: I - экспериментальная группа, в которую вошли испытуемые 7-10 лет в количестве 32 человек; II - контрольная группа, в которую вошли испытуемые того же возраста в количестве 58 человек.

Для получения сведений об уровне сформированности творческого саморазвития мы использовали следующие группы методов: психологические методики, которые имели своей целью выяснить особенности ценностно-мотивационной сферы детей-сирот, их ценностные предпочтения и уровень их социально-культурной активности. Для этого использовались: ранжирование ценностей М. Рокича, а также методика изучения удовлетворенности жизнедеятельностью и самоактуализации личности детей A.B. Золоторевой. Кроме того, применялась анкета, специально составленная H.A. Князевой для выявления у детей-сирот представлений о народных традициях и культурном наследии родного края и адаптированная методика Т.С. Комаровой по анализу продукта художественно-творческой деятельности детей-сирот.

При диагностическом исследовании принималось во внимание много-компонентность творческого саморазвития. Выделенным в модели взаимосвязанным критериям: мотивационному, ценностному и креативному присвоены показатели, свидетельствующие о направленности личности на процесс саморазвития. По каждому показателю определяются три уровня сформированности: низкий уровень (ситуативно-неустойчивый), средний уровень (потенциально-творческий), высокий уровень (творческо-преобразующий).

В ходе констатирующего эксперимента мы определили уровни сформированное™ творческого саморазвития детей-сирот по трем критериям: моти-вационному (рис. 2), ценностному (рис. 3), креативному (рис. 4). Низкий уровень присваивался детям-сиротам, у которых не сформированы показатели по представленным критериям. Средний уровень характеризует частичную сфор-мированность критериальных показателей. Высокий уровень свидетельствует о том, что у детей-сирот по всем показателям, дающим характеристику критериям, констатируется сформированность знаний, умений и навыков творческого саморазвития.

□ Контрольная группа Ш Экспериментальная группа

Рис. 2. Уровни мотивационного критерия творческого саморазвития у детей-сирот (%)

80/"

68

67

60 40 20

ТГ

1

-46-

21

высоким уровень средний уровень низкий уровень

□ Контрольная группа

3 Экспериментальная группа

Рис. 3. Уровни ценностного критерия творческого саморазвития у детей-сирот (%)

О Контрольная группа 0 Экспериментальная группа

Рис. 4. Уровни креативного критерия творческого саморазвития у детей-сирот (%)

Обобщив показатели мотивационного, целостного и креативного критерия, мы сделали вывод о том, что у 53% из числа всех детей-сирот, принимавших участие в эксперименте, низкий уровень творческого саморазвития, у 35% воспитанников зафиксирован средний уровень творческого саморазвития, и только у 12% в результате эксперимента был выявлен высокий уровень творческого саморазвития.

Анализ результатов диагностики свидетельствует о том, что у детей как контрольной, так и экспериментальной групп показан низкий уровень творческого саморазвития. Их результаты характеризуются слабыми знаниями о народных художественных промыслах, приемах и технологиях изготовления изделий, низкой познавательной активностью, неумением работать самостоятельно.

О Контрольная группа В Экспериментальная группа

Рис. 5. Уровни творческого саморазвития у детей-сирот (констатирующий эксперимент) (%)

Полученные данные констатирующего этапа эксперимента обусловили необходимость разработки программы по изучению народных промыслов с целью создания условий для творческого саморазвития детей-сирот.

Программа включала в себя 5 взаимосвязанных между собой разделов: историко-просветительский; обучающий; развивающий; моделирующий; до-сугово-развлекательный.

При реализации программы использовались различные формы работы с детьми-сиротами, способствующие формированию представлений о художественных достоинствах тамбовских народных промыслов (глиняной игрушки, берестяного промысла, вышивки, соломки и др.); совершенствованию у детей-сирот знаний, конструктивных, декоративно-изобразительных умений и эффективному творческому саморазвитию детей-сирот.

Работа по программе «Подмастерье» осуществлялась с детьми-сиротами, входившими в состав экспериментальной группы.

Вся проведенная работа оказала позитивное влияние на создание условий для творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов и была направлена на формирование у детей-сирот стремления и готовности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению совершенствовать инициативные новаторские действия, развивать познавательные способности; желания изучать историю и традиции родного края; проанализировать участие детей-сирот в социально-культурных мероприятиях, способствующих проявлению у них собственной индивидуальности.

В параграфе 2.3 «Организационно-педагогические условия творческого саморазвития детей-сирот на основе использования народных художественных промыслов».

С целью определения эффективности творческого развития детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов Тамбовской области был осуществлен третий - контрольный этап эксперимента, в рамках которого был проведен сравнительный анализ полученных данных.

Задачи контрольного эксперимента:

- обработка и анализ полученных результатов исследования;

- подведение итогов опытно-экспериментальной работы по творческому саморазвитию детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

Мы сравнили данные творческого саморазвитии детей-сирот, полученные в результате констатирующего эксперимента, с данными, полученными в результате контрольного эксперимента (адаптированная методика A.B. Золотаревой) и результаты анкетирования на выявление представлений детей-сирот о народных художественных промыслах Тамбовской области.

Для оценки эффективности воздействий мы осуществили диагностику по тем же методикам, какие мы применяли в констатирующем эксперименте с двумя группы испытуемых: с которыми проводилась педагогическая работа и с теми детьми, с которыми педагогическая работа не проводилась.

Мы сравнили результаты контрольной и экспериментальной групп по констатирующему и контрольному этапу эксперимента, по ценностному, мо-тивационному и креативному критериям творческого саморазвития детей-сирот, которые свидетельствуют о том, что дети-сироты, входившие в состав экспериментальной группы, проявляют любознательность, участвуют в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, проявляют интерес к народному художественному творчеству; стремятся к самостоятельности; а дети контрольной группы редко проявляет себя в художественно-творческой деятельности; имеют неширокий эстетический кругозор; обладают неразвитым воображением и слабым познавательным интересом.

Это свидетельствует о том, что реализация программы творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов способствовала переориентации личностного развития детей экспериментальной группы. У них на первый план выходят ценности, способствующие саморазвитию, самоактуализации личности, формированию оптимальных взаимоотношений с микросредой, а также формированию их ценностно-мотивационной сферы. После проведенных занятий проявился ярко выраженный интерес к народным художественным промыслам, увеличилось количество участвующих в художественной самодеятельности. Отмечается интерес детей к таким видам организации досуга, как творческая самопрезентация, организация и проведение персональных выставок.

Проводя сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальной группе, мы определили, что наблюдавшийся уровень творческого саморазвития детей-сирот подвергся существенным изменениям. Так как на этапе констатирующего эксперимента у 25 % из числа всех воспитанников детского дома проявлялся низкий уровень творческого саморазвития, у 55 % был средний уровень и лишь у 20 % высокий, то в результате проведенной экспериментальной работы произошли значительные изменения (рис. 6).

Конт.гр. до эксп.

Контр, гр. после эксп.

Эксп. гр. до эксп.

Эксп. гр. после эксп.

Рис. 6. Сравнительный анализ уровней творческого саморазвития детей-сирот (контрольный эксперимент) (%)

Таким образом, в ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели и задачи, подтверждена гипотеза исследования, что использование народных художественных промыслов может эффективно влиять на процесс творческого саморазвития детей-сирот, включающий в себя формирование эмоциональных, духовно-нравственных качеств, развитие творческих способностей, умения организовывать досуг.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований по изучаемой проблеме.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Попова A.A. Особенности формирования художественно-творческой активности детей-сирот (на примере изучения народных художественных промыслов) // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6. - 1,2 п.л.

2. Попова A.A. Роль народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 10. - 1,0 п.л.

Прочие публикации по теме диссертации:

3. Попова A.A. Развитие и сохранение народной художественной культуры в России // Кафедра социально-культурной деятельности: юбилейный сборник / отв. ред. Е.И. Григорьева, Н.В. Рыбкина. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г .Р. Державина, 2009. - 0,2 п.л.

4. Попова A.A. Государственная поддержка в сохранении и развитии народного творчества // Современное социокультурное пространство российских регионов: актуальные проблемы и перспективы развития: мат-лы I Всеросс. науч.-практ. конф. (март 2009) / под общ. ред. Е.А. Белецкой, О.Н. Гененко. Белгород: ИПУ «Политера». 2009. - 0,25 п.л.

5. Попова A.A. Основы развития творческих способностей учащихся в процессе познания народных художественных промыслов // Совершенствование системы образования в сфере культуры и искусства: традиции и инновации: мат-лы и ст. Всерос. Internet-конф. 25 апреля 2009 г. / отв. ред. А.Н. Четвертков. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - 0,25 п.л.

6. Попова A.A. Искусство гжели // Совершенствование системы образования в сфере культуры и искусства: традиции и инновации: мат-лы и ст. II Всерос. Internet-конф. 5 апреля. 2010 г. / отв. ред. А.Н. Четвертков. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 0,25 п.л.

7. Попова A.A. Традиции русской школы иконописи // Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России: мат-лы Все-рос. науч.-практ. конф. Февраль. 2010 г. / отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 0,2 п.л.

8. Попова A.A. Научно-теоретические основы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. № 4. - 0,25 п.л.

9. Попова A.A. Плетение из ивовой лозы как вид народно-художественных промыслов // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Февраль. 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - 0,25 п.л.

10. Попова A.A. Некоторые аспекты формирования художественно-творческой активности детей-сирот школьного возраста // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21-23 июня 2011 г. / под науч. ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачева. М.: В. Секачев, 2011.-0,25 п.л.

Подписано в печать 28.12.2011 г. Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 0442. 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Попова, Анна Александровна, Тамбов

61 12-13/485

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ-СИРОТ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

На правах рукописи

ПОПОВА Анна Александровна

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор культурологии, профессор Григорьева Елена Ивановна

Тамбов 2011

Оглавление

Введение................................................................................. 3

Глава 1. Роль народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот........................................... 16

1.1 Творческое саморазвитие детей-сирот как объект научно -педагогического исследования............................................. 16

1.2 Сущность и специфика творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов................... 39

1.3 Моделирование процесса творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов............. 56

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по творческому саморазвитию детей-сирот средствами народных художественных промыслов............................................................................... 77

2.1 Анализ деятельности детских домов по выявлению педагогического потенциала народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот.............................................................................. 77

2.2 Изучение особенностей творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов..................... 96

2.3 Организационно-педагогические условия творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов........................................................................ 119

Заключение 136

Список использованных источников.............................................. 143

Приложения............................................................................. 162

Введение

Актуальность проблемы модернизации образования в наши дни определена активным вхождением российской образовательной системы в мировое образовательное пространство. Стремительные перемены в системе образования требуют кардинальных изменений в процессе социализации личности ребенка, особенно такой категории детей, как дети-сироты.

Сегодня проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях — стержень новой социальной политики. Поэтому в обществе возрастает потребность в человеке не только разумном, но и высоконравственном, духовно богатом, осознающем смысл своей жизни, верящем в возможность его реализации.

В современных условиях детям-сиротам необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью и собственным развитием.

Саморазвитие ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение -социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа.

Проблема творческого саморазвития детей-сирот по средствам приобщения к культурному наследию неизменно считается одной из самых перспективных в педагогической науке.

Согласно федеральной целевой программе «Культура России (20122016 годы)» развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. Одной из приоритетных задач данной программы является воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма,

приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества.

В Законе РФ «Об образовании» и Национальной доктрине образования, указывается на необходимость сохранения исторической преемственности народных традиций поколений, формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; на воспитание в духе высокой нравственности, активной жизненной позиции, способствующей адаптации ребенка в социуме.

Российская система образования располагает организационным и содержательным потенциалом для реализации эффективных и благоприятных условий творческого саморазвития личности детей-сирот. Этот потенциал связан и с деятельностью учреждений социально-культурной сферы, в которых создаются условия, отвечающие общественным и индивидуальным потребностям и интересам.

По мнению педагога Е.И. Григорьевой, социально-культурная деятельность сегодня является «зоной ближайшего развития образования». Именно здесь открываются широкие возможности для изучения народной культуры, сохранения и развития народных художественных промыслов. Под воздействием этих процессов социально-культурная деятельность требует постоянных инновационных инициатив от теоретиков и практиков педагогики.

В этой связи многие вопросы развития личности детей-сирот в процессе изучения национальной культуры, воспитания бережного отношения к традициям, культурному наследию народа нуждаются в дополнительном исследовании.

Необходимость разработки теоретических и организационно-педагогических основ, способствующих саморазвитию личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов, предопределяется рядом противоречий:

- между существующей в педагогической теории ориентацией на личность ребенка и практикой изучения народных художественных промыслов, в которой недостаточно представлены личностные аспекты развития и саморазвития обучаемых как субъектов образовательного процесса;

- между необходимостью создания условий для самоопределения и самореализации личности детей-сирот и недостаточной научной разработкой конкретных организационно-педагогических условий, способствующих развитию внутренних качеств личности данной категории детей;

- между необходимостью формирования и развития личностных качеств детей-сирот и недостаточным использованием потенциала народных художественных промыслов в образовательном процессе воспитанников детских домов;

- между необходимостью использования потенциала народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития личности детей-сирот и недостаточной разработанностью региональных программ, направленных на изучение народных художественных промыслов для изучаемой категории детей.

Вышеизложенные противоречия позволяют в целом на теоретико-методологическом уровне определить проблему нашего исследования, которая состоит в изучении педагогического потенциала народных художественных промыслов и использование его в процессе творческого саморазвития детей-сирот.

Таким образом, выявленные противоречия, значимость этой проблемы позволили нам определить тему нашего исследования: педагогический потенциал народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема саморазвития личности достаточно емка и неоднозначна; ее понятийный

5

базис определяется исследованиями, выполненными с позиций педагогики, философии, психологии, физиологии. В этой связи определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, В.П. Жуковский, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) и психологов (JI.C. Выготский, Н.Ф. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплено достаточно много идей и положений, которые лежат в основе проблемы саморазвития личности. Большое значение имеют работы по теории личности H.A. Бердяева, П.П. Блонского, Г. Гегеля, А.Н. Леонтьева,

A.Маслоу, B.C. Мерлина, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. Концептуальные основы проблемы саморазвития личности находим в трудах А. Адлера, Л.С. Выготского, И. Канта, К.А. Левина, А. Маслоу, Е.П. Никитина и др.

Одной из сфер деятельности человека, эффективно влияющей на творческое саморазвитие личности, является социально-культурная сфера. Данная сфера связана с поисками человеком разных форм и способов самовыражения, самореализации, способов нахождения собственной индивидуальности.

Настоящее исследование осуществлялось на основе идей социально-культурного образования подрастающего поколения, представленных трудами М.А. Ариарского, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С.Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Е.Г. Нефедовой, Г.А. Романовой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, H.H. Ярошенко и др.

Особое значение для нашей работы имеют труды И.Я. Богуславской,

B.М. Василенко, а также ученых М.А. Денисовой, З.А. Мавлютовой, A.B. Бакушинского, Ф.С. Кодирова и др.

Таким образом, проблема изучения творческого саморазвития личности ребенка средствами народных художественных промыслов рассматривается и как самостоятельная проблема, и в общем комплексе исследований, связанных с изучением творческих способностей.

Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании педагогического потенциала народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот.

Объект исследования - творческое саморазвитие детей-сирот.

Предмет исследования - педагогическое обеспечение творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов.

Поставленная цель потребовала реализацию следующих задач:

- обосновать сущность и выявить специфику творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов;

- разработать модель творческого саморазвития личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов;

- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий творческого саморазвития личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов;

- определить критерии, уровни и показатели творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов;

- разработать и экспериментально апробировать авторскую программу «Подмастерье», способствующую творческому саморазвитию детей-сирот средствами народных художественных промыслов.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что народные художественные промыслы обладают значительным педагогическим потенциалом в творческом саморазвития личности детей-сирот при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:

создания открытой, активной социально-культурной среды, направленной на поиск творческих идей, способствующих преобразованию качеств личности;

- активного участия детей-сирот в творческой деятельности способствующей стимулированию компонентов саморазвития личности (самоопределение, самореализация, самоорганизация);

- подготовки педагогов к проведению целенаправленной деятельности по творческому саморазвитию детей-сирот средствами народных художественных промыслов;

- применения в педагогическом процессе разработанной модели творческого саморазвития личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов;

- внедрения в практику авторской программы «Подмастерье» направленной на творческое саморазвитие личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов.

Методологической основой исследования являются: работы по методологии, логике и методике исследования в педагогических науках (В .И. Андреев, A.M. Арсеньев, Б.С. Гершунский, В.Е. Гмурман, М.А. Данилов,

B.П. Зинченко, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, B.C. Шубинский); философские и психологические работы по развитию личности (В.Г.Ананьев, В.И. Андреев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев,

C.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);

Большое значение для исследования имеют труды ученых о воспитательном воздействии народной культуры (Н.С. Александрова, Д.С. Лихачёв, Н.С. Речкин, K.M. Хоруженко и др.) и о потенциале народных художественных промыслов в развитии личности ребенка (Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Е.Ю. Стрельцова, Т.Я. Шпикалова и др.)

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной

8

цели: анализ литературных источников по поставленной теме исследования; методы социологических исследований (анкетный опрос, анализ творческих работ); методы психологических исследований (диагностические методы, педагогический эксперимент); математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

База исследования. Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Караульский детский дом им. Г.В. Чичерина», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Платоновский детский дом», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования №1» г. Тамбова, Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Сосновская школа-интернат».

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20082011 гг. и состояло из следующих этапов.

На первом этапе (2008-2009 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность и специфика процесса творческого саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов, разработана теоретическая модель.

На втором этапе (2009-2010 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, включающая анкетирование, тестирование, разработку авторской программы, направленной на творческое саморазвитие личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов, а также были экспериментально проверены организационно-педагогические условия творческого саморазвития личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрение в практику, осуществлялась окончательная редакция текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в теории, методике и организации социально - культурной деятельности рассмотрены народные художественные промыслы как значимое педагогическое средство творческого саморазвития детей-сирот. При этом:

- научно обоснована, разработана и апробирована модель творческого саморазвития личности детей-сирот средствами народных художественных промыслов, включающая цель, задачи, принципы творческого саморазвития личности детей-сирот; формы, методы и средства, способствующие активизации личностного саморазвития детей-сирот средствами народных художественных промыслов; критерии, уровни сформированности творческого саморазвития детей-сирот;

определены сущность и выявлена специфика народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот, которые способствуют поиску оригинальных творческих идей и решений, направленных на совершенствование личностных качеств;

- выявлен и обоснован комплекс организационно - педагогических условий, активизирующих личностное саморазвитие детей-сирот средствами народных художественных промыслов, а именно: включение детей-сирот в художественно-творческую деятельность по изучению сохранению и развитию народных художественных промыслов; актуализация педагогами деятельности по саморазвитию личности детей-сирот; повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей по вопросам активизации личностного саморазвития средствами народных художественных промыслов;

-выявлены факторы активизации процесса личностного саморазвития детей-сирот: убежденность в значимости личностного саморазвития; способность