Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества

Автореферат по педагогике на тему «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Антропова, Валерия Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества"

На правах рукописи

АНТРОПОВА Валерия Владимировна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 8 ДПР ¿013 005057466

Москва-2013

005057466

Работа выполнена на кафедре эстетического воспитания в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ Комарова Тамара Семеновна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сокольникова Наталья Михайловна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», кафедра дизайна

кандидат педагогических наук, доцент Губанова Наталья Федоровна ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», кафедра начального, дошкольного и специального образования

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Курский государственный

университет»

Защита состоится «24» апреля 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет

им. М. А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru), на сайте МГГУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru).

Автореферат разослан « Л£.у> _2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, Геворгян Н.Р.

доцент //

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях модернизации образования особенно актуальными становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных творчески и нестандартно подходить к решению проблемы. На процесс развития творчества детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности. Приобретение опыта самостоятельного творческого поиска становится наиболее важным для ребенка дошкольного возраста, особенно при современном разнообразии источников информации.

Анализ состояния современной практики в области воспитания и обучения показал, что такой вид деятельности как проектная, является эффективным средством развития творчества и умственных способностей ребенка. Перспективность и актуальность использования проектов состоит в том, что это способ организации детской деятельности, построенный на основе интересов и возможностей ребенка, позволяющий ему реализовываться в наиболее естественном и важном для него качестве -исследователя, творца.

Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы, но не получили должного теоретического обоснования. Позже методика стала активно применяться для детей дошкольного возраста, преимущественно в условиях детского сада. В настоящем исследовании рассматривается возможность внедрения проектной деятельности детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Образовательный и воспитательный потенциал проектной деятельности позволяет в рамках учреждений дополнительного образования повышать уровень развития творческой активности у детей дошкольного возраста, развивать у них необходимые навыки и умения для самостоятельного творческого мышления (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, А.И. Савенков и др.). Это весьма актуально для художественно-эстетического воспитания ребенка, развития способностей к планированию и самоорганизации.

Изучение литературных источников показывает, что проблема развития творчества у детей дошкольного возраста исследовалась в различных аспектах. Теоретическому обоснованию исследуемой проблемы способствовало изучение философской и психолого-педагогической литературы, в частности, работ Г. Кершенштейнера, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Для педагогической науки рассматриваемая проблема не является абсолютно новой. Фундаментальные аспекты проблемы воспитания личности содержатся в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева и др.

Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: в игровой (В.В. Вороновой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко и др.), двигательной (A.B. Кенеман, Э.Я. Степаненковой и др), музыкальной (H.A. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, Л.А. Рапацкой, В.Н. Шацкой и др.), литературной (Н.С. Карпинской, JI.A. Пеньевской, О.С. Ушаковой и др.); проблема развития творчества детей в художественно-творческой деятельности (A.B. Антоновой, Т.С. Комаровой, B.C. Кузиным, Б.Т. Лихачевым, С.П. Ломовым, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой, Т.Я. Шпикаловой и др), в процессе ознакомления с предметным миром (О.В. Дыбиной, C.B. Кожохарь и др).

Изучению и разработке методологии обучения исследовательской деятельности детей как коллективной, так и индивидуальной, посвящены труды A.A. Бодалева, Н.Е. Вераксы, А.Н Вераксы, Т.А. Егоровой, Э. Дьюи,

A.B. Запорожца, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, B.C. Ротенберга, А.И. Савенкова, E.H. Шиянова и др.

В настоящем исследовании мы рассматривали в качестве главной из составляющих проекта конструирование из природного материала. Эффективность данного вида продуктивной деятельности как средства воспитания, развития рассматривается в трудах И.Я. Базик, E.H. Водовозовой,

B.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, Е.В. Савушкиной, Н.П. Сакулиной, Ф. Фребеля и др.

Анализ изученной литературы показывает, что названные выше труды внесли вклад в разработку проблемы развития творчества детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время проблема и педагогические условия развития творчества детей средствами проектной деятельности разработаны недостаточно.

Таким образом, становятся очевидны актуальные противоречия:

• между реальным положением в сфере дополнительного дошкольного образования и потребностью общества в эффективных формах и методах развития творчества;

• между потребностью субъектов образовательного процесса в действенных формах, методах, средствах развития творчества через проектную деятельность, способных изменить сложившуюся ситуацию, и неразработанностью эффективной содержательной стороны;

• в практике дошкольного образования работа с природным материалом встречается крайне редко. Отметим трудности, имеющиеся между теорией и методикой организации работы с природным материалом в условиях дошкольного образования, заключающиеся в недостаточной разработанности технологий применения существующих методик.

Научные исследования в области проектной деятельности ' в основном посвящены изучению детей школьного возраста, а также обучающихся ВУЗов. Данные возрастные категории имеют свои особенности, что не позволяет применять существующие научные изыскания к детям дошкольного возраста.

Из перечисленных трудностей вытекает направленность на проблему исследования - поиск способов и методов развития творчества средствами проектной деятельности на природном материале в условиях дополнительного образования.

Цель исследования - теоретическо-методологическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих процесс развития творчества, практическая разработка системы занятий проектной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования, и проверка ее в ходе экспериментальной работы.

Объект исследования: процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Предмет исследования: разработка педагогических условий, обеспечивающих успешное осуществление проектной деятельности старших дошкольников в системе дополнительного образования как средство развития творчества.

Гипотеза: Мы предполагаем, что процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет успешным при следующих педагогических условиях:

1. создание образовательной среды, в которой проектная деятельность выступает как способ организации поэтапной практической деятельности, основанной на возможностях и индивидуальных особенностях ребенка при активном содействии родителей и педагогов;

2. обеспечение условий для выполнения проектов - наличие разнообразных материалов и оборудования в свободном для ребенка доступе, многообразие и вариативность деятельности детей как на занятиях, так и вне их, интерес как главенствующий мотив деятельности;

3. организация проектной деятельности детей дошкольного возраста с использованием природного материала заключается в создании и реализации различных видов добровольно выбираемых проектов (исследовательских, практических, познавательных, творческих, игровых и др.);

4. использование следующих методов и приемов обучения:

а) усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий;

б) обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей средой;

в) выражение воспитательной позиции педагога по сопровождению творчески ориентированной проектной деятельности детей;

5. выполнение проектов в совокупности представляется для обучающихся как целостная, интеллектуальная, эмоциональная, творческая, коммуникативная деятельность.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать и охарактеризовать понятия «творчество» и «проектная деятельность» в работах философов, психологов и педагогов;

2. определить психолого-педагогические условия использования проектной деятельности для развития творчества детей старшего дошкольного возраста творчества с использованием природного материала;

3. разработать критерии и показатели оценки осуществления творчества в проектной деятельности;

4. разработать систему занятий проектной деятельностью, стимулирующих развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, и обеспечить ее проверку и внедрение в учебно-воспитательный процесс экспериментальных площадок;

5. сформулировать научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются: труды по проблеме формирования исследовательской активности детей (С.М. Бондаренко, B.C. Ротенберг, А.И. Савенков и др.); психолого-педагогические концепции развития и формирования творчества в продуктивных видах деятельности (в индивидуальных и коллективных формах) (З.В. Богатеева, П.П. Блонский, H.A. Ветлугина, И.Л. Гусарова, Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, A.B. Петровский, Н.П. Сакулина, O.A. Соломенникова, Е.А. Флерина, E.H. Шиянов и др.); исследования проблем философии творчества (А.И. Ильин, Ю.Б. Борев, Ю.Т. Лисица и др.).

Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования:

1. теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования;

2. эмпирических: наблюдение; беседа; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы).

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях педагогического процесса на базе ГБОУ центра детского творчества «Рязанский» и ГБОУ детского сада № 817. В эксперименте участвовало 137 детей, 150 родителей и 15 педагогов.

Исследование проводилось в три этапа. Первый, констатирующий этап (2008 - 2009 гг.) - проведены теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучен опыт применения проектной деятельности в образовательном пространстве, дана оценка состояния проблемы исследования; определены цели и задачи исследования.

Второй, поисковый этап (2009 - 2010 гг.) - определены содержание, место проектирования в развитии творчества; разработана методика проведения исследований, подготовлено проведение эксперимента.

Третий, формирующий этап (2010 - 2012 гг.) - проведен эксперимент по внедрению проектной деятельности в процессе развития творчества; уточнены и оформлены основные результаты и выводы исследования; разработаны методические рекомендации по применению метода проектов.

Научная новизна исследования:

- уточнены понятия «творчество» и «проектная деятельность», связанные со спецификой развития детей, определяемые новообразованиями старшего дошкольного возраста и особенностями познавательной деятельности;

- определены педагогические условия, способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности — усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий по выполнению проекта; стимулирование самостоятельности детей, их активной созидательной позиции; готовность педагога и родителей к сопровождению творческой проектной деятельности;

- обоснована проектная деятельность, рассматриваемая как фактор развития творчества детей, и сочетающая в себе виды интеллектуальной, эмоциональной, практической, коммуникативной деятельности, способствующая самостоятельному осуществлению творческого процесса посредством конструирования из природного материала;

- создана система работы, в которую включены выбираемые детьми добровольно проектные задания, ориентированные на индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников; определены технологии их выполнения с учетом изменения активности детей от репродуктивного уровня конструирования к эмпирическому, и далее к креативному.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен известный вклад в теорию осуществления проектной деятельности детей дошкольного возраста:

- обоснована проблема развития творчества средствами проектной деятельности, при условии активизации исследовательской активности детей дошкольного возраста;

- рассмотрены возможности и значимость проектной деятельности при развитии активной созидательной деятельности ребенка в процессе работы над проектами при использовании природного материала;

- теоретически обоснованы рациональные педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях проектной деятельностью.

Практическая значимость исследования: разработана, научно-обоснована и внедрена целостная система занятий с детьми по развитию творчества с использованием проектной деятельности для системы дополнительного образования, а также сформулированы научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологической и теоретической основой; совокупностью разнообразных методов, использованных в соответствие с объектом, предметом, целью и задачами; опытно-экспериментальной апробацией разработанных положений; количественным и качественным анализом полученных результатов, их воспроизводимостью и репрезентативностью; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность использования проектной деятельности как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на научно-методических семинарах, совещаниях, заседаниях кафедры эстетического образования МГГУ им. М.А. Шолохова, на Международных научно-практических конференциях, проходивших на базе Российского педагогического государственного университета им. А.И. Герцена (2010г., 2011г.), на Международной научно-практической конференции, проходившей на базе Шадринского государственного педагогического института (2009г.). Результаты исследования нашли отражение в публикациях, обсуждениях на межвузовских научно-практических конференциях (Шадринск, 2010 г., Ступино, 2010), ежегодных научно-практических конференциях МГГУ им. М.А. Шолохова. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе педагогической деятельности автора исследования в ГБОУ центре детского творчества «Рязанский», ГБОУ детском саду № 817 и используются в работе вышеперечисленных коллективов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проектная деятельность связана с проявлением исследовательской активности, имеет большой потенциал для развития творчества детей старшего дошкольного возраста в конструировании из природного материала и является процессом эстетического усвоения художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном продукте;

2. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста проходит успешно в рамках созданной системы занятий проектной деятельностью, при выполнении следующих педагогических условий:

- усвоение и самостоятельное выполнение цепочки последовательных действий по созданию проекта;

- стимулирование самостоятельности детей, их активной созидательной позиции;

- воспитательная позиция педагога и родителей направлена на сопровождение творчески ориентированной проектной деятельности детей;

3. Проектная деятельность обеспечивает: как интеллектуальная деятельность - усвоение экологических знаний, осознание ребенком целостной картины мира; в формировании эмоционально-положительного отношения к природе - создание выразительных образов из природного материала; в позиции деятеля - реализацию своих возможностей в

творческой изобразительной деятельности, конструировании; как коммуникативная деятельность - умение решать практические задачи в процессе общения и индивидуальной и коллективной рефлексии.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, сформулирована гипотеза и положения, выносимые на защиту, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Теоретические основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста».

В первом параграфе «Концептуальные подходы к формированию творчества» рассматривается понятие, структура и особенности проявления творчества в работах философов, психологов и педагогов прошлого, а также тенденции современной науки.

В исследовании отмечено, что творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество - общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно-необходимые и общественно-полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью. Такое понимание творчества можно найти в трудах А. Лилова, A.B. Бакушинского и др.

С точки зрения психологов - JI.C. Выготского, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова и др., творчество является процессом, протекающим благодаря наличию у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующим созданию продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью, или совокупностью свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Исследователи Г.Кершенштейнер, Ж.Люке, В.Штерн еще в начале XX века пришли к выводу, что «ребёнок изображает то, что он думает, полагает, знает, а не то, что он видит».

Отечественные исследователи Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая отмечали, что в изобразительной деятельности, как и во всякой орудийной, закреплен общественно-исторический опыт людей, и рассматривали детское творчество как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, отражение построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства.

Таким образом, специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребенок еще не в состоянии по целому ряду причин (ограниченность необходимых знаний, умений и навыков и, что гораздо существеннее, отсутствие определенного опыта, его незначительность и скудность). Тем не менее, детское художественное творчество имеет как объективное, так и субъективное значение.

В работах по детскому творчеству Т.С. Комарова на современном этапе развития педагогической науки дает такое определение: «создание ребенком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)». Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только его семья, но и все наше общество.

Во втором параграфе «Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» рассматривается процесс становления проектной деятельности от философско-педагогической концепции прагматической педагогики американского философа и педагога Дж. Дьюи в сельскохозяйственных школах США второй половины XIX века до современной образовательной технологии.

На сегодняшний момент дошкольное образование имеет высокое развивающее и воспитывающее значение, создает основу для становления современного творчески ориентированного мировоззрения детей (С.М. Бондаренко, Т.А. Егорова, A.B. Запорожец, Т.С. Комарова, A.B. Петровский, B.C. Ротенберг, А.И. Савенков, Э. Торндайк, E.H. Шиянов и др.)

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Он и его последователи исходили из того, что истинным центром учебной работы должна быть активность, выведенная на деятельность, которую выбирают ученики по интересам.

В трудах немецкого педагога Г. Кершенштейнера, проектная деятельность рассматривается с другой стороны, как сугубо практическая, направленная на решение конкретных задач - развитие зрительных представлений и вместе с тем развитие способности наблюдения формальных соотношений предметов.

В отечественной педагогике проектная методика прошла непростой путь развития. Впервые под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 20-х гг. XX в. проектирование привлекло внимание советских педагогов, которые, считали, что переработанная методика сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении и будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением детьми знаний и умений и применением их в решении практических задач. Сторонниками данной теории были Н.К. Крупская, Е.Г. Кагаров, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и другие, считавшие, что проектирование преобразует работу «школы учебы» в «школу жизни». Впоследствии недостаточно продуманное и последовательное внедрение привело к резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки и в дальнейшем в практике советской школы проектирование не применялось.

В настоящее время проектная деятельность становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования, используется для стимулирования интереса детей к реальным проблемам и их решению, самостоятельного приобретения знаний и их практического применения. Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, А.И. Савенков и другие исследователи отмечают, что проектная деятельность является методом, основанным на понимании субъектности роли личности в системе дошкольного образования. Названные авторы в работе с детьми дошкольного возраста выделяют три основных вида проектов: исследовательские, творческие и нормативные.

На основании анализа данных исследований мы выделили основные требования к включению проектирования в работу с детьми дошкольного возраста: а) в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; б) проект - это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых; в) обязательные составляющие в работе над проектом - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В тексте диссертации представлен алгоритм разработки и проведения проекта, включающий 12 пунктов, начиная от постановки цели, исходящей из потребностей и интересов детей, и заканчивая подведением итогов и обобщением опыта.

Третий параграф «Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста (на примере работы с природным материалом)».

Механизмы формирования творчества детей, в частности, старших дошкольников, отражены в психолого-педагогических исследования таких ученых как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Н.П. Сакулина, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и др. Специфика развития

творчества в старшем дошкольном возрасте проявляется в: психических особенностях - природной любознательности, отзывчивости, исполнительности, предрасположенности к эмоционально-чувственному восприятию; новообразованиях старшего дошкольного возраста — более устойчивом внимание, развитии произвольности психических процессов, наблюдательности, способности к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлению к совместной творческой деятельности; особенностях познавательной деятельности, проявляющихся в интеллектуальных эмоциях, постепенного формирования логического мышления на базе наглядно-действенного и наглядно-образного; направленности личности на других людей, сравнении себя с ними, на подготовку к изменению ведущего вида деятельности.

Технологии организации педагогического процесса, выделенные Комаровой Т.С. на основе глубинного анализа данной проблемы, определяются как: разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях; активная работа педагога, способствующая развитию у детей эстетических чувств и представлений; обеспечивающая соответствие изобразительной деятельности как части образовательно-воспитательной работы дидактическим принципам, (не формально, с учетом особой ее специфики); применение и активное включение игры и игровых приемов в качестве важного средства всестороннего развития личности ребенка; использование эстетики природы как основы для формирования соответствующего к ней отношения; создание детьми коллективных изображений; овладение технической стороной художественной деятельности.

Говоря о «материальных» продуктах детского творчества, поиска, исследования и пр., следует, прежде всего, обратиться к изобразительной деятельности - рисованию, лепке, конструированию и др. По данным многих отечественных исследователей, на труды которых мы ссылались, наибольшее влияние изобразительная деятельность, оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках, аппликациях, поделках свое собственное настроение, отношение к миру.

Эффективность конструирования из природного материала как средства воспитания и развития рассматривается в трудах E.H. Водовозовой, В.Б. Косминской, З.В. Лиштван, Е.В. Савушкиной, О.С. Ушаковой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Природный материал разнообразен и очень интересен для создания поделок с детьми дошкольного возраста. О значении этого материала в их воспитании говорили такие педагоги, как: И. Песталоцци, Ф. Фребель, E.H. Водовозова и др. В настоящее время с детьми из природного материала создаются два вида поделок: аппликация («Флористика») и объемная форма («Лесная скульптура»).

Мы выделили следующие условия, влияющие на развитие творчества старших дошкольников при работе с природным материалом: 1. наличие свободного пространства, позволяющего ребенку проводить

исследовательскую деятельность; 2. в процессе развития творчества необходимо учитывать психологические особенности возраста ребят; 3. одним из факторов развития творческой активности старших дошкольников является наличие у ребенка опыта, желания и возможности самостоятельно приобретать необходимые знания, умения и навыки; 4. развитие творческой активности обеспечивается в инновационной педагогической среде профессионально подготовленными педагогами.

Вторая глава «Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектном деятельности в условиях дополнительного образования».

Исследовательская работа, направленная на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста, наглядно представлена на схеме:

Схема 1

Схема организации исследовательской работы

Первый параграф «Общая характеристика опытно-экспериментального исследования» посвящен описанию организации экспериментально-исследовательской работы в условиях дополнительного образования детей.

В ходе экспериментального исследования, которое осуществлялось на базе ГБОУ центра детского творчества «Рязанский, ГБОУ детского сада № 817, проводилась разработка и опытно-экспериментальной проверка гипотезы и задач. Всего в экспериментальной работе участвовало более 130 детей дошкольного возраста, 150 родителей и 15 педагогов.

Программа эксперимента состояла из трех основных этапов, включавших комплекс взаимосвязанных и дополняемых ситуаций. Эти ситуации создавались как в учебной, так и во внеучебной деятельности и

предполагали индивидуальные, а на более поздних этапах и коллективные формы работы.

Первый этап (подготовительный) включал разработку программы эксперимента, планирование, построение гипотезы исследования, проведение констатирующего изучения исходного уровня творческих способностей старших дошкольников, а также методической готовности педагогов дополнительного образования, психологической готовности родителей детей к применению метода проектов в творческом развитии детей.

Второй этап (формирующий) состоял во внедрении разработанных положений в практику экспериментальной группы, определении критериев их эффективности, проверку результативности выделенного нами содержания работы с детьми, форм проектов и средств развития художественного творчества дошкольников.

Третий этап (контрольный) включал анализ, обсуждение и трактовку результатов эксперимента, разработку методических рекомендаций по применению метода проектов в образовательной деятельности детей.

Разработанная для проведения констатирующего эксперимента анкета представляла собой совокупность трех блоков: блок экологических знаний и представлений (понятия «природа», «экология»), блок вопросов, посвященный проектной деятельности, блок творческих заданий. В полном виде анкета дана в приложении. Каждый блок позволял нам получить общую картину сформированности знаний и пониманий ребенка. Также детям предлагалась серия заданий, направленных на констатацию развития воображения дошкольников - создание выразительных образов для каждого предмета из группы природных материалов, как для одного, так и в сочетании с другими; фантазийные упражнения по моделированию поделки, сувенира с помощью карточек с изображением различных видов природного материала.

Дополнением к этому блоку стала предложенная детям методика «Круги» (разработана Т.С. Комаровой), направленная на констатацию уровня развития воображения дошкольников, что позволяет получить первичное представление об их графических навыках.

Таблица 1

Результат диагностической методики «Круги» на констатирующем этапе эксперимента для экспериментальных и контрольных групп (%)

Уровни Группы

Экспериментальные группы Контрольные группы

Г1 Г2 ГЗ Г4 Г5 Г6 Г7 Г8 Г9

Высокий 11 10 9,8 11 10,3 8,6 11,7 10,8 12,5

Средний 54,3 54,8 52 54,1 53 56 57,1 54 60

Низкий 34,7 35,2 38,2 34,9 36,7 35,4 31,2 35,2 27,5

Для родителей, чьи дети стали участниками экспериментальной группы, был организован родительский клуб «Мы и наши дети». Клуб функционировал на протяжении всего периода исследования. Вниманию родителей предлагались лекции, семинары, мастер-классы, направленные на повышение психолого-педагогической компетенции взрослых участников эксперимента.

На подготовительном и в начале формирующего этапа эксперимента в процессе подготовки педагогов и родителей к применению метода проектов были уточнены основные правила работы по выполнению проектных заданий: 1. обоснованность проектного задания; 2. создание интереса у обучающихся к выполнению проекта; 3. выбор ребенком задания в рамках изучаемой темы; 4. выявление всех факторов, влияющих на выполнение проектного задания: соответствующие знания и навыки, интерес и нацеленность, помощь со стороны педагога, родителей; 5. критерии оценки работы обучающихся над выполнением проекта.

При составлении и подборе проектов мы также учитывали индивидуальные особенности детей. С целью обеспечения доступности проектного задания для разных обучающихся использовались дифференцированные проекты. Вариативность заданий позволяла учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы каждый смог достичь конечного результата. При выборе проектов дошкольникам предлагалось выбрать одно из заданий заранее сформулированных педагогом в рамках изучаемой темы, или воспользоваться дифференцированным проектным заданием, тему которого ребенок согласовывал со взрослыми - педагогами, родителями.

Составляя тематику и определяя содержание проектных заданий, мы исходили из степени самостоятельности детей дошкольного возраста. В зависимости от степени самостоятельности дошкольников задания имели разные уровни сложности:

- репродуктивные задания, требующие выполнения по алгоритму, составленному учителем или родителями, т.е. по готовому плану;

- поисковые задания, требующие поиска новых сведений, фактов, их сопоставления и анализа;

- творческие задания, направленные на создания новых объектов, на поиск новых подходов к решению проблем, связанных с темой проекта.

Проводя отслеживание развития творчества обучающихся, их продвижения от репродуктивного уровня к креативному в процессе выполнения проектных заданий, мы руководствовались положением Г.И. Щукиной, которая в своем исследовании особо отмечает, что разноуровневый подход к анализу активности обучающегося в определенной мере помогает нам увидеть уровень, на котором совершается его деятельность, и перспективы его развития.

Формирующий этап эксперимента состоял в разработке и апробации содержания и методики формирования творчества у детей старшего дошкольного возраста, путем включения их в проектную деятельность. В

ходе исследования нами апробировалась система проектных заданий, получившая рабочее название «Экология. Творчество. Дети», состоящая из 3-х ступеней. В ней было представлено содержание экологически ориентированной проектной деятельности детей, направленной на развитие творчества. Это отражено в циклах детских исследовательских проектов на основе природного материала. В систему эксперимента вошли следующие циклы проектов: «Разведка осенних примет», «Наша природа», «Лесная аптека», «Раковины - дары морей и рек», «Шишки» и др., основной структурной единицей которых, являлся детский творческий проект.

В ходе исследования была выделена последовательность вхождения ребенка в цикл проектных занятий.

Созданная система предполагала интеграцию основных видов проектов. Их классификацию мы осуществили в ходе настоящего исследования на основании проведенного историко-педагогического анализа в первой главе и на основе экспериментальной работы.

Второй параграф «Педагогическое обеспечение проектной деятельности в процессе развития творчества старших дошкольников при работе с природным материалом». В своем исследовании, опираясь на представление о художественной эстетической культуре личности, мы вывели проектирование в область воспитания и развития, сосредоточили внимание на эстетико-художественном проектировании и объединили в циклы исследовательско-творческих проектов разные по степени самостоятельности детей, длительности, тематике и видам деятельности проекты, учитывая выявленную нами классификацию.

По доминирующей деятельности обучающихся нами выделены следующие виды проектов: исследовательский, информационный, творческий, ролевой. По охватываемым проектом социокультурным и образовательным областям: монопроекты и межпредметные. По масштабности, объему охватываемого проектом социоприродного пространства, уровню социального взаимодействия: индивидуальные, групповые, внутриучрежденческие, микро-социальные, макро-социальные. По продолжительности-, мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные (благодаря глубокому «погружению» в проект, делает данный срок осуществления проекта оптимальным), долгосрочные проекты.

При этом заметим, что в силу возрастных особенностей ребенок старшего дошкольного возраста не может охватить несколько направлений деятельности, в связи с чем, применительно к дошкольникам, наиболее эффективны монопроекты.

Примером выстроенного нами цикла занятий по проектной деятельности может служить зимний цикл проектов первой ступени условно названный «Путешествие в зимнюю сказку». Он включает в себя три темы, три вида среднесрочных проекта: «Добрая зима», «Царство Снеговиков», «Мороз-художник» (их содержание подробно представлено выше).

Учитывая специфику ребенка-дошкольника, педагогическое руководство со стороны взрослого подразделялось нами на три основных этапа:

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;

- педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

- на третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

Основываясь на вышеизложенном, мы выделяем следующие разделы проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста: 1. организационный; 2. операционный; 3. заключительный.

Нами был разработан и апробирован способ консультирования ребенка педагогом и родителями, включающий в себя оценочные лист, маршрутный лист, карточку «Мой результат», а так же карточки достижения конечной цели проекта. Результаты формирующего этапа эксперимента - реализации системы занятий отслеживались, в основном, по показателям, основанным на наблюдениях за детьми в ходе детской творческой деятельности, защиты проектов и др.

Разрабатывая содержание и методику организации творчески-ориентированной проектной деятельности, мы учитывали особенности работы в системе дополнительного образования:

1. на занятия в студию приходят именно те дети, которым эти занятия интересны, они заранее заинтересованы в получении более высоких результатов;

2. если в группе объединены дети разного возраста, это так же имеет положительный аспект — старшие по возрасту становятся источником опыта для младших. В свою очередь дети младшие своей энергией и энтузиазмом «заряжают» старших товарищей, уже имеющих определенный опыт неудач

3. структура учебного процесса имеет менее четкие границы, что позволяет организовать его образом, который является наиболее подходящим для реализации определенных задач.

Эффективность реализации потенциала проектной деятельности при развитии творчества состоит в особых возможностях для интенсивного развития художественно-творческого опыта ребенка; стимулирования активной созидательной позиции в творческой личностно и общественно значимой деятельности; актуализации знаний, умений и навыков ребенка и практического применения их во взаимодействии с окружающим миром; реализации сотрудничества детей и взрослых.

Третий параграф «Динамика формирования проектной деятельности как средства развития творчества при работе с природным материалом (анализ результатов исследования)». Контрольный этап экспериментального исследования включал в себя анализ и трактовку результатов работы, которые проверялись на основе оценки проектной деятельности обучающихся. Поскольку выполнение проектов детьми дошкольного возраста осуществлялось в соответствии с их индивидуальными возможностями, начиная с выбора темы проекта, система контроля и оценки проектных заданий базировалась на дифференцированном подходе. Данный

контроль, выполняя обучающую, воспитывающую, контролирующую функции, проводился на основе индивидуального учета достижений ребенка при выполнении проектного задания.

Проанализировав систему критериев и показателей уровня развития творчества дошкольников в современной практике, мы выделили следующие критерии эффективности применения проектной деятельности для развития творчества: изменение отношения детей к процессу творчества, их интересы, способности (искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность, интерес к деятельности); повышение эффективности способов творческих действий (создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов, дополнения, изменения, нахождение оригинальных приемов изображения, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях); улучшение качества результатов детского творчества (выбор более подходящих выразительно-изобразительных средств, своеобразие манеры исполнения и характера выражения «своего» исполнения).

Специальное внимание в ходе опытно-экспериментальной работы было уделено педагогическим условиям, способствующим эффективному применению проектирования как средства развития творчества детей, которые создавались нами в ходе опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования: соблюдение технологической цепочки проектной деятельности; стимулирование самодеятельности детей, перехода от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей.

Анализ результатов формирующего этапа эксперимента проводился по нескольким группам детей. Основными являлись группы студии развития «Солнышко» (6 групп) центра детского творчества «Рязанский» г. Москвы, работа с которыми осуществлялась с 2010 по 2012 гг. Отдельно рассмотрены результаты применения проектных технологий в трех группах детского сада № 817 г. Москвы, работа в которых проводилась эпизодически, воспитанники этих групп были включены в разовые занятия и мероприятия.

На протяжении указанного периода обучающимися было выполнено более 18 творческих проектов, степень сложности и уровень самостоятельности детей возрастали при переходе с одной ступени на другую: работа на первой ступени была ориентирована на выполнение проектных заданий, на второй ступени мы направляли усилия на то, чтобы проектные задания дополнялись детскими инициативами, и к третьей ступени у детей формировалась бы готовность к самостоятельному определению целей проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности детям предлагалось в игровой форме освоить несколько ролей, отвечающих за успешное выполнение проекта. Ими являлись: первооткрыватель, наблюдатель, исследователь, художник, автор, исполнитель.

Исследование показало, что в течение учебного года опыт детей ЦЦТ «Рязанский» пополнился опытом наблюдения за объектами и явлениями природы и окружающей действительности; целенаправленной деятельностью по сбору и анализу (совместно со взрослыми помощниками) материала и

информации для выполнения проектов; опытом творчески ориентированной деятельности (составление композиций в технике «Лесная скульптура», изготовления работ в технике «Флористика», выполнения рисунков, придумывания рассказов и стихов, играми в спектаклях-инсценировках, включая образы представителей животного и растительного мира и др.).

Об уровне сформированности творчества у детей экспериментальной группы, в частности, позволяют судить результаты методики «Круги» в динамике, а также оригинальность образных решений, выразительность, создаваемых детьми образов, качество выполнения детских работ.

Таблица 2

Динамика развития художественного творчества в рисовании по методике «Круги» у детей экспериментальной и контрольной групп в (%)

Уровни Этапы

Констатирующий Контрольный

Экспер. гр. Контр.гр. Экспер. гр. Контр.гр.

Высокий 10 12 27 19

Средний 54 57 62 67

Низкий 36 31 11 14

Учитывая эпизодичность участия детей детского сада № 817 в проектной деятельности, мы фиксировали значимые для развития творчества ребенка «приобретения» новых приемов и способов создания изображений в ходе конструирования из природного материала.

Результаты методики «Круги» в динамике позволили нам выявить, что в среднем в экспериментальных группах высоким уровнем творческой активности стали обладают - 27% детей, средним - 62% детей, низким - 11% детей; в контрольных группах средние показатели таковы - высокий уровень был выявлен у 19% детей, средний у 67% детей, низкий у 14% детей.

В целях выявления изменений в личном опыте детей Т Т ЦТ «Рязанский», был проведен сравнительный анализ детских ответов на ряд вопросов, связанных с отношением к объектам и явлениям природы, деятельностью по отношению к ним и т.д. Данный вопросник также выявил увеличение процента эмоционально-положительных откликов на явление и объекты природы, изменение позиции детей от созерцательной к созидательной и активно-созидательной.

Экспериментальная работа позволила выявить круг умений и навыков, формирующихся в проектной деятельности детей. Мы опирались на качества личности, разработанные А.И. Савенковым (для детей школьного возраста) и выявили их возникновение в старшем дошкольном возрасте: рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, организаторские умения и навыки, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.

По итогам экспериментальной работы можно сделать вывод, что применение проектной деятельности при развитии творчества детей старшего дошкольного возраста:

- развивает у детей способности оценки проектного задания по его сложности, количеству необходимых усилий, времени реализации и пр.;

- обучает старших дошкольников определять цели своей творческой деятельности на основе отношения к объектам окружающей среды;

расширяет опыт самоорганизации старших дошкольников (планирование своей деятельности, создание условий для достижения результата, выполнения поставленных задач);

- создает для ребенка ситуации успеха, стимулирующие его к активной самореализации в творчески значимой деятельности;

- расширяет у ребенка опыт самостоятельного принятия решений в ситуациях выбора в пользу качества и выразительности готового продукта;

- формирует у детей навыки работы с информацией (поиск необходимых сведений в справочной литературе, средствах массовой информации, в процессе общения со взрослыми и др.).

Формирующий эксперимент показал, что расширение указанных видов личного созидательного опыта ребенка может оказать решающее влияние на формирование его активной творческой позиции. Число детей, проявляющих активную созидательно-творческую, позицию возросло в результате эксперимента следующим образом:

Таблица 3

Уровни развития творчества детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе

Этапы экспериментальной работы Уровень творческой активности (%)

Высокий Средний Низкий

Констатирующий 9 62 29

Контрольный 34 58 8

В результате включения детей в систематическую проектную деятельность зафиксирована положительная динамика развития творчества, характеризующаяся самостоятельностью, креативностью, готовностью к созидательной деятельности, характерная для подавляющего большинства детей.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутое нами положение о наличии высокого потенциала проектной деятельности как средства развития творчества детей дошкольного возраста, эффективность разработанного содержания, методики и условий ее организации.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Творчество является сложным и разносторонним процессом. С философской точки зрения это - деятельность, порождающая нечто

качественно новое, никогда ранее не бывшее. В психолого-педагогической литературе творчество определяется как процесс созидания нового или совокупностью свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Проведенное исследование показало, что существенные возможности в повышении эффективности процесса художественно-творческого развития старших дошкольников заключаются в применении проектной деятельности. Использование проектной деятельности обеспечивает формирование позитивного опыта взаимодействия детей с объектами и явлениями природы, личной нравственной позиции, эстетической культуры. Проектная деятельность связана с проявлением исследовательской активности, развивает творчество детей старшего дошкольного возраста в конструировании из природного материала и является процессом эстетического усвоения художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном продукте.

2. Изучение потенциала проектной деятельности в развитии творчества старших дошкольников показало, что он заключается в особых возможностях интенсивного развития художественно-творческого опыта, в стимулировании у детей активно-созидательной позиции; актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практического применения во взаимодействии с окружающим миром, реализации сотрудничества детей и взрослых.

3. Исследование подтвердило целесообразность и эффективность выдвинутых педагогическими условий, обеспечивающих развитие творчества средствами проектной деятельности:

- соблюдение технологической цепочки проектной деятельности, начиная от поиска и анализа проблемы и выбора темы проекта и заканчивая обсуждением полученных результатов работы и изучением возможностей их последующего использования. Вся работа дошкольников по занятию проектированием происходит во взаимодействии со взрослыми — педагогом и родителем-помощником, ведущим ребенка на протяжении всего проекта;

- стимулирование самостоятельности детей, перехода их от выполнения проектных заданий к постепенной самостоятельной работе — постановке целей, организации художественной деятельности и реализации активной созидательной позиции;

- готовность педагога и родителей к сопровождению проектной деятельности детей: реализации ими функций консультанта-эксперта, знанием особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста, умением организовывать различные виды проектной деятельности.

4. Применение выделенных критериев и показателей оценки успешности осуществления проектной деятельности (изменение отношения детей к процессу творчества, повышение эффективности способов творческих действий, улучшение качества результатов детского творчества) является наиболее доказательным и эффективным и дает возможность правильно оценивать достигаемые детьми результаты;

5. Исследование убедительно показало эффективность разработанной системы занятий проектной деятельностью, способствующей развитию творчества, при соблюдении следующих методических приемов:

1) выявление значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3) деятельность обучающихся является самостоятельной с учетом возможностей и особенностей детей старшего дошкольного возраста;

4) вариантами организации проектной деятельности могут быть индивидуальные, парные, групповые формы деятельности.

6. Экспериментальная работа по направлению данного исследования показала целесообразность и обоснованность выработанных теоретико-методологических положений в системе дополнительного образования при осуществлении проектной деятельности.

В приложении представлена анкета для проведения констатирующего эксперимента, система занятий проектной деятельностью с применением природного материала, методические рекомендации по ее использованию, комплект вспомогательных материалов для выполнения ребенком всех этапов проектной деятельности.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ:

1. Антропова В.В. Развитие исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности // Педагогическое образование и наука. Учредитель: Международная академия наук педагогического образования (МАНПО) № 6/2011. С. 56 - 60. (0,4 п.л.)

2. Антропова В.В. История становления проектного метода в педагогике // Биржа интеллектуальной собственности. Учредитель: Международный институт промышленной собственности (МИПС) № 7/2011. С. 48-53.(0,5 п.л.)

3. Антропова В.В. Теоретические основы работы с детьми в системе УДОД по созданию проектных работ с использованием природного материала // Биржа интеллектуальной собственности. Учредитель: Международный институт промышленной собственности (МИПС) № 10/2012. С. 33-40. (0,6 п.л.)

4. Антропова В.В. Конструирование из природного материала как метод развития внимания детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы Междунар. науч.- практ. конф., 22 окт. 2009г. / Шадр.гос. пед. ин-т., 2009. (0,25 п.л.)

5. Антропова В.В. Подвижная игра как один из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников № 51 2009. С. 69-75. (0,5 п.л.)

6. Антропова В.В. Работа с природными материалами в условиях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста // Воспитание дошкольников № 5/ 2009. С. 49-53. (0,4 п.л.)

7. Антропова В.В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста с использованием природного материала // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: материалы Международной науч.-практ. конф./ Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 364-370. (0,5 п.л.)

8. Антропова В.В. Конструирование из природного материала как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // От рождения до школы. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: Сборник статей / Отв. ред. Т.С. Комарова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 160-166. (0,6 п.л.)

Отпечатано в ООО «Издательство Спутник+» ПД № 1-00007 от 26.09.2000 г. Подписано в печать 21.03.2013 г. Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,5 Печать авторефератов (495)730-47-74,778-45-60

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Антропова, Валерия Владимировна, Москва

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.Шолохова

04201355043

АНТРОПОВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности(по всем уровням образования)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель д.п.н., профессор, Засл. деят. науки РФ Комарова Тамара Семеновна

Москва -

2013

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................3

ГлаваГ.Теоретические основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста

1.1. Концептуальные подходы к формированию творчества................13

1.2. Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.....................................................34

1.3. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста (на примере работы с природным материалом)........59

Выводы по первой главе............................................................82

ГлаваП.Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельностив условиях дополнительного образования

2.1. Общая характеристика опытно-экспериментального

исследования..................................................................................

................85

2.2. Педагогическое обеспечение проектной деятельности в процессе развития творчества детей старшего дошкольного возраста при работе с

природным материалом.................................................................108

2.3. Динамика формирования проектной деятельности как средства развития творчества при работе с природным материалом (анализ

результатов исследования)..............................................................122

Выводы по второй главе...........................................................139

Заключение...........................................................................142

Список литературы.................................................................150

Приложение..........................................................................165

Введение.

Актуальность исследования. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства...», такими словами начинается текст Президентской инициативы «Наша новая школа» [184].

Ребенок-дошкольник активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию, в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности и совершаются первые самостоятельные исследования и открытия.

Анализ состояния практики в области художественного воспитания показал перспективность использования проектов как способа совместной деятельности детей и метода, построенного на основе их интересов, осуществляемого при активном посильном участии дошкольников. Проектная деятельность, сама по себе являясь действенным средством развития умственных способностей ребенка, способна также развивать творческую личность, что соответствует современным запросам общества.

Новый «виток» применения данного метода начался с 90-х годов XX векапреимущественно в учебном процессешколы и в то время не получил должного теоретического обоснования. Вместе с тем стало очевидно, что данный метод обладает особым образовательным и воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению уровня развития творческой активности у детей дошкольного возраста, развитию у них необходимых умений и навыков для самостоятельного творческого мышления(А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, А.И. Савенков и др.). Это имеет

особую актуальность для художественно-эстетического воспитания ребенка,

3

так как именно в этот период происходит развитие способностей к планированию и выполнению действий во внутреннем плане, рефлексии, отмечается переход к частичному осознанию собственных психических процессов.

Изучение литературных источников показывает, что проблема развития творчества у детей дошкольного возраста исследовалась в различных аспектах. Теоретическому обоснованию исследуемой проблемы способствовало изучение философской и психолого-педагогической литературы, в частности, работГ. Кершенштейнера, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Фундаментальные аспекты воспитания личности содержатся в трудах J1.C. Выготского, C.JT. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева и др

Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: в игровой (В.В.Вороновой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я.Михайленко и др.), музыкальной (Н.А.Ветлугиной, М.Б.Зацепиной, Н.А.Метловым, О.П.Радыновой, и др.), изобразительной (Е.И.Игнатьевым, Т.Г.Казаковой,

Т.С.Комаровой,Н.П.Сакулиной,Е.А.Флериной, P.M. Чумичевой,Т.Я. Шпикаловойи др),литературной (Н.С.Карпинской, Л.А.Пеньевской, О.С.Ушаковой и др.), двигательной (А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой и др), в процессе ознакомления с предметным миром (О.В.Дыбиной, C.B. Кожохарь и др). Проблема эстетического воспитания (A.B. Антонова), художественное образование студентов (Н.М. Сокольникова, Л.А. Рапацкая).

Изучению и разработке методологии обучения исследовательской деятельности посвящены труды С.М.Бондаренко, Н.Е.Вераксы, А.Н Вераксы,Т.А. Егоровой, Э. Дьюи, A.B. Запорожца, У. Килпатрика, В.М. Кларина, С.Л.Новоселовой, А.Н.Поддъякова, В.С.Ротенберга, А.И. Савенкова, Э. Торндайкаи др. Изучение аспектов совместной деятельности детей дошкольного возраста рассматривалось в трудах: Г.М. Андреевой, A.A.

Бодалева, Т.С. Комаровой, А.А.Леонтьева, A.B. Петровского, А.И. Савенкова, E.H. Шиянова и др.

В настоящем исследовании мы рассматривали в качестве главной из составляющей проекта конструирование из природного материала. Эффективность данного вида продуктивной деятельности как средства воспитания, развития рассматривается в трудах И.Я. Базик, E.H. Водовозовой, Э.И. Залкинд,В.Г.Нечаевой, Т.С. Комаровой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой,Е.В. Савушкиной, Н.П. Сакулиной, Ф. Фребеля и др.

Анализ изученной литературы показывает, что названные выше труды внесли вклад в разработку проблемы развития творчества детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время проблема и педагогические условия развития творчества детей средствами проектной деятельности разработаны недостаточно.

Таким образом, становятся очевидны актуальные противоречия:

• между реальным положением в сфере дополнительного дошкольного образования и потребностью общества в эффективных формах и методах развития творчества;

• между потребностью субъектов образовательного процесса в действенных формах, методах, средствах развития творчества через проектную деятельность, способных изменить сложившуюся ситуацию, и неразработанностьюэффективной содержательной стороны;

• между теорией и методикой организации работы с природным материалом в условиях дошкольного образования, заключающиеся в недостаточной разработанности технологий применения существующих методик.

Научные исследования в области проектной деятельности в основном посвящены изучению детей школьного возраста, а также обучающихся ВУЗов. Данные возрастные категории имеют свои особенности, что не позволяет применять существующие научные изыскания к детям дошкольного возраста.

Из перечисленных трудностей вытекает направленность на проблему исследования - поиск способов и методов развития творчества средствами проектной деятельностина природном материале в условиях дополнительного образования.

Цель исследования - теоретическо-методологическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих процесс развития творчества, практическая разработка системы занятий проектной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования, и проверка ее в ходе экспериментальной работы.

Объект исследования: процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Предмет исследования: разработка педагогическихусловий, обеспечивающих успешное осуществление проектной деятельности старших дошкольников в системе дополнительного образования как средства развития творчества.

Гипотеза исследования:развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет успешным при следующих педагогических условиях:

1. Создание образовательной среды, в которой проектная деятельность выступает как способ организации поэтапной практической деятельности, при учете возможностей и индивидуальных особенностей ребенка при активном содействии родителей и педагогов.

2. Обеспечение условий для выполнения проектов - наличие разнообразных материалов и оборудования в свободном для ребенка доступе, многообразие и вариативность деятельности детей как на занятиях, так и вне их, интерес как главенствующий мотив деятельности.

3. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста с использованием природного материала рассматривается как создание и реализация различных видов добровольно выбираемых проектов

(исследовательских, практических, познавательных, творческих, игровых и ДР-)

4. Использование следующих методов и приемов обучения:

а) усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий;

б) обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей средой;

в) выражение воспитательной позиции педагога по сопровождению творчески ориентированной проектной деятельности детей;

5. Выполнение проектов в совокупности представляется для обучающихся как целостная, интеллектуальная, эмоциональная, творческая, коммуникативная деятельность.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать и охарактеризовать понятия «творчество» и «проектная деятельность» в работах философов, психологов и педагогов;

2. определить психолого-педагогические условия использования проектной деятельности для развития творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием природного материала;

3. разработать критерии и показатели оценки осуществления творчества в проектной деятельности;

4. разработать систему занятий проектной деятельностью, стимулирующую развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, и обеспечить ее проверку и внедрение в учебно-воспитательный процесс экспериментальных площадок;

5. сформулировать научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются:

7

- труды по проблеме исследовательской активности (С.М.Бондаренко, Т.А. Егорова, А.В.Запорожец, В.М.Кларин, С.Л. Новоселова, А.Н.Поддъяков, В.С.Ротенберг, А.И. Савенков, Э. Торндайк. и др.);

- психолого-педагогические концепции педагогики творческого развития ребенка (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, М.Б. Зацепина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Я.А. Коменский, JT.A. Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.);

- исследования педагогов и психологов в области эстетического воспитания и обучения детей и особенностях формирования творчества в продуктивных видах деятельности (Л.Г.Арчажниковой, З.В.Богатеевой, Н.А.Ветлугиной, Е.Б.Горунович, И.Л.Гусаровой, А.Н.Давидчук, Т.Н. Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.М.Конышевой, В.С.Кузина, З.М.Лиштван и

др-);

- исследования проблем философии творчества (А.И. Ильин, H.A. Бердяев,Ю.Т. Лисица и др.);

- совместная деятельность детей в процессе обучения и воспитания (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев, A.B. Петровский, E.H. Шиянов и

др-);

- исследования по проблемам профессиональной подготовки студентов (А.В.Антоновой, В.В.Бабаевой, Р.Г.Казаковой, В.Б.Косминской, Л.В.Поздняк, O.A. Соломенниковой и др.).

Методы исследования - теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение практики по использованию метода проектов; опытно-экспериментальная работа по внедрению проектной деятельности в систему обучения и воспитания детей дошкольного возраста; наблюдение за развитием познавательной и творческой деятельности старших дошкольников в процессе проектирования, сравнение и анализ результатов работ обучающихся; опрос, беседа со старшими дошкольниками, беседа с

родителями, анкетирование и опрос педагогов, качественный и количественный анализ результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие «творчество» в проектной деятельности, связанное со спецификой развития детей, определяемое новообразованиями старшего дошкольного возраста и особенностями познавательной деятельности;

- определены педагогические условия, способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности - усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий по выполнению проекта; стимулирование самостоятельности детей, их активной созидательной позиции; готовность педагога и родителей к сопровождению творческой проектной деятельности;

- обоснована проектная деятельность, рассматриваемая как условие развития творчества детей, и сочетающая в себе виды интеллектуальной, эмоциональной, практической, коммуникативной деятельности, способствующая самостоятельному осуществлению творческого процесса посредством конструирования из природного материала;

- создана система работы, в которую включены выбираемые детьми добровольно проектные задания, ориентированные на индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников; определены технологии их выполнения с учетом изменения активности детей от репродуктивного уровня конструирования к эмпирическому, и далее к креативному.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен известный вклад в теорию осуществления проектной деятельности детей дошкольного возраста:

- обоснована проблема развития творчества средствами проектной деятельности, при условии активизации исследовательской активности детей дошкольного возраста;

- рассмотрены возможности и значимость проектной деятельности при развитии активной созидательной деятельности ребенка в процессе работы над проектами при использовании природного материала;

- теоретически обоснованы рациональные педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях проектной деятельностью.

Практическая значимость заключается в том, что разработана, научно-обоснована и внедрена целостная система занятий с детьми по развитию творчества с использованием проектной деятельности для системы дополнительного образования, а также сформулированы научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованностьрезультатов исследования подтверждается методологической и теоретической основой; совокупностью разнообразных методов, использованных в соответствие с объектом, предметом, целыо и задачами; опытно-экспериментальной апробацией разработанных положений; количественным и качественным анализом полученных результатов, их воспроизводимостью и репрезентативностью; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность использования проектной деятельности как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проектная деятельность связана с проявлением исследовательской активности, имеет большой потенциал для развития творчества детей старшего дошкольного возраста в конструировании из природного материала и является процессом эстетического усвоения художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном продукте.

2. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста проходит успешно в рамках созданной системы занятий проектной деятельностью, при выполнении следующих педагогических условий:

- усвоение и самостоятельное выполнен