Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Хилько, Николай Федорович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Развитие способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хилько, Николай Федорович, 1998 год

Введение

Глава 1. Теоретическое основы развития способностей к фототворчеству подростков и юношества в условиях художественной любительской деятельности

1-1. Сущность способностей к фототворчеству и проблема их развития в любительской деятельности

1-2. Специфика деятельности фотолюбителя и структура способностей к фототворчеству

1-3. Взаимодействие художественных компонентов любительской деятельности в процессе фототворческого развития подростков и юношества

Глава 2. Совершенствование педагогического руководства развитием способностей к фототворчеству подростков и юношества в любительской деятельности

2-1. Использование различных видов художественной культуры в творческой подготовке фотолюбителя

2-2. Программа и инновационная методика развития фототворчества художественными средствами

2-3. Динамика основных показателей фототворческого развития в процессе формирующего эксперимента

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности"

Актуальность исследования определяется необходимостью и особой значимостью связи фотолюбительского творчества с различными видами художественной деятельности. Формирование творческого потенциала подрастающего поколения представляется сложным без реализации одного из важнейших условий: повышения не только интеллекта и аудиовизуальной культуры, но главным образом - способности к глубокому чувственному восприятию действительности. Через занятия художественной фотографией можно приобщить подростков к культурным и духовным ценностям только при тесном соприкосновении с многообразием художественных проявлений в искусстве и жизни.

Замыкание фотолюбительства на своем виде творчества, доминирование ценностей массовой культуры, поверхностное восприятие окружающих явлений без их осмысления в процессе занятий возникает там, где нет связи с духовно-эстетическим потенциалом и гуманистическим содержанием различных видов искусства. Этому способствует также явление «одомашнивания» кино-фотго-видеодосуга». В нашей стране около девяти миллионов семей имеют любительские фотокамеры, в то время как общественно организованное фотолюбительство объединяет немногим более 210 тысяч человек, что составляет около 2% людей, занимающихся фотографией в свободное время.

Сущность современной социокультурной ситуации заключается в том, что, несмотря на позитивные изменения в модернизирующемся обществе, она характеризуется и рядом негативных тенденций. Общеизвестно, что в последнее время в подростково-юношеской среде усиливается прагматизм, отчужденность от культуры, идеалов нравственности, красоты и созидания. Дегуманизация сознания, девальвация нравственно-эстетических ценностей, бездуховность, вещизм, равнодушие к человеку и окружающему миру стали характерными чертами части молодежной среды. Вот почему проблема раннего приобщения детей, занимающихся в аудиовизуальных центрах к творчеству, и в частности, к отечественному культурному наследию через фотографию, так актуальна сегодня .Ее решение должно способствовать преодолению духовного кризиса молодого поколения.

Появившиеся в последние годы проблемы в системе образования и художественной педагогике, в частности, связаны с тем, что возможности взаимодействия различных видов художественной любительской деятельности во всем ее многообразии в педагогической практике используются не в полной мере. Культурный потенциал фототворчества остается мало востребованным в силу того, что в большей степени реализуется его технологическое содержание. На наш взгляд, усиление творческой направленности аудиовизуального образования будет может быть достигнуто в процессе взаимодействия художественных сфер педагогического процесса.

Сегодня большое внимание уделяется созданию условий проявления творческой уникальности личности. Однако педагогический уровень аудиовизуальной деятельности в сфере образования и культуры значительно снижается по причине обособленности художественного и творческого развития. В связи с этим возникает необходимость совершенствования фототворчества через комплексное овладение средствами искусства, обладающими большими возможностями для духовно-нравственного становления личности, что означает ориентацию на использование любительской деятельности в фотографии как возможность всестороннего художественного развития.

Рассматриваемое в данном диссертационном исследовании взаимодействие различных видов художественной культуры, выступающее важнейшим условием развития способностей к фототворчеству подростков и юношества направлено на разрешение противоречия между потребностями в самореализации участников студий и недостаточно эффективной монохудожественной системой творческой деятельности фотолюбителей.

Возникший в конце 80-х годов интерес к народной художественной культуре позволил выделить ее как основное звено преемственности в современном художественном воспитании, формировании национального самосознания, ориентации на общечеловеческие культурные ценности. Материал художественной культуры, отечественного искусства заключает в себе огромное духовно-нравственное содержание. Обращение к различным видам искусства, художественным аспектам народной культуры создает условия для творчества, приближенного к универсалиям широкого общественного значения.

Художественные компоненты, проникающие в процессе их изучения в любительскую деятельность, дают возможность не только приобщиться к искусству, использовать отдельные аналогии в фототворчестве, но и экспериментально преобразовывать педагогический процесс. Усиливающаяся при этом актуализация способностей и эмоциональность восприятия мира, появление эмпатии свидетельствует о радикальных изменениях и в сфере нравственности.

Расширение спектра "педагогических технологий" развития личности в фотостудиях существенно обогащается за счет привлечения новых видов деятельности и восприятия. Концепция моделирования педагогических основ развития художественной культуры личности через фотоискусство посредством разнообразных форм эстетического освоения мира исходит из положения о том, что влияние полихудожественных архетипов наиболее благоприятно для становления личности и ее творческого развития.

Привлекая возможности взаимодействия с художественной деятельностью в других сферах (сочинения по снимкам, творческие упражнения, рисованные стоп-кадры), педагог создает предпосылки к восприятию и созиданию в рамках современного искусства. С этих позиций художественное воспитание способствует пробуждению интереса к культуре прошлого своего народа, использования его этнокультурных традиций, самоопределению в культуре. Фотолюбительство связывается, с одной стороны, с изобразительным искусством и, с другой, с медиакультурой, кино- и видеотворчеством. Освоение различных направлений деятельности обогащает творческую технологию, уводит от унифицированных образцов.

Формирование новой, многовариантной модели любительского фотохудожественного творчества проявляется и в разнообразии локальных форм. Актуализация регионально-национальных особенностей народного творчества коснулась и фотографии, где особенно ярко дают о себе знать формы создания единого культурного пространства, способствующего активизации личностного начала.

Вышеизложенные проблемы создают реальные предпосылки исследования, направленного на поиск и освоение различных направлений в искусстве, способных обогатить художественно-творческую технологию фотолюбителя и создать условия для использования в педагогическом процессе комплекса художественных средств. Одним из наиболее существенных факторов, который определяет особенности данного исследования, является признание того, что способности к фототворчеству не могут быть сформированы и развиты обособленно, в отрыве от целостного процесса освоения художественной культуры подростками и юношеством.

Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние разработанности проблемы свидетельствует о многообразии теоретических и методологических подходов к ней. Анализ научно-методической литературы показал, что в ряде работ исследованы различные аспекты влияния искусства на развитие творческих способностей школьников, в том числе и средствами фототворчества.

Многоаспектность проблемы потребовала изучения трудов отечественных психологов, изучавших понятие творчества (Р. Арнхейм, Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, A.M. Матюшкин, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), способностей и их развития. Психологический аспект проблемы воспитания подрастающего поколения средствами фотоискусства дал возможность определить структуру и основные принципы развития способностей к фототворчеству. Проблемой творческих способностей занимались также Т.И. Артемьева, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Дружинин и др. В их работах содержатся важные для исследования положения, касающиеся социальной и педагогической детерминации творчества и фототворчества в частности, которые могут быть применены к проблеме. Изучение вопросов развития фототворческих способностей еще ждет своего рассмотрения.

Целый ряд педагогических исследований дает основание для вывода о возможности использования средств художественной культуры в воспитании творческой личности участников фотостудий. Представители отечественной педагогики (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская) отмечали необходимость более широкого использования средств фотографии в художественном воспитании подрастающего поколения. Это мнение разделяли известные деятели в области фотолюбительства и фотоискусства (А. Агафонов, Р. Крупное, Г.Н. Лукьянова, С.Г. Пожарская). В работах В.И. Божкова, Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усова и др. отмечается, что фотографию вместе с другими средствами эстетического развития в составе аудиовизуальной педагогики можно считать основой художественной культуры подростков и юношества.

Многие исследователи в области культурно-просветительной деятельности и теории педагогики отводили известное место рассмотрению вопросов развития внехудожественных творческих проявлений и их роли в культурном развитии любительства (Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Е.И. Смирнова, Б.А. Титов и др.). Анализ диссертационных исследований по педагогическим наукам позволил выделить три подхода к проблеме.

Представители первого рассматривают формирование общих творческих способностей (С.Ю. Бологова, Н.А. Дудина, В.П. Зинченко, Э.А. Куруленко, О.А. Севастьянова), используя для этого средства культурно-досуговой деятельности. Другие авторы придерживаются второго подхода, заключающегося в развитии способностей к конкретному виду творчества (И.А. Генералова, М.А. Глоба-Михайленко, С.С. Естемесова, Г.А. Опарина. В.Ф. Савина). Исследований же, непосредственно связанных с проблемами развития способностей к фототворчеству, нами не обнаружено. С нашей точки зрения, наиболее продуктивен третий подход к проблеме, который заключается в признании доминирующего значения для творческого развития культурно-эстетического взаимодействия различных художественных сфер (О.С. Нечаева, Т.Г. Пеня).

Следует отметить, что некоторые стороны проблемы использования фотографии в педагогическом процессе в контексте взаимодействующих искусств активно разрабатывалась современными исследователями: Т. Мамбеталиевым, Г.А. Опариным. Фототворчество как аспект художественной деятельности любителей в историческом контексте изучалось в диссертационном исследовании В. Т. Стигнеева. Важное значение для разработки темы имеют также работы, связанные со становлением творческой личности кинолюбителя, зрителя кинопроизведений и других видов визуальной информации (П.Д. Генкин, А.А. Гук, С. Даниель, Н.М. Семина, Я.А. Янеляускас).

Несомненно, в этом аспекте заслуживает внимание программа "Одаренные дети", принятая на государственном уровне и направленная на вооружение педагогов методами творческого обучения и воспитания и выявление специальной одаренности детей. Вместе с тем представляются важными работы П.Г. Богатырева, В.М. Василенко, Г.Д. Гачева, В.Е. Гусева, А.Г. Козловой, М.А. Некрасовой, Н.М. Зоркой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой. Автор опирался на них, исследуя процесс развития фототворчества в контексте отечественной художественной культуры.

Научно-методическая неразработанность проблемы и в то же самое время наличие положений в науке, обосновывающих включенность фотографии в педагогический процесс, требуют поиска путей взаимодействия различных видов художественной любительской деятельности и фототворческого развития. Проводимая нами разработка преследует важную цель создания методики организации фототворческих занятий в любительской деятельности. Последнее и определило тему исследования.

Объект исследования: процесс развития способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности.

Предмет исследования: деятельность по педагогическому руководству процессом развития способностей к фототворчеству участников подростково-юношеских студий в процессе художественной любительской деятельности.

Цель диссертационного исследования; разработать и апробировать методику развития способностей к фототворчеству подростков и юношества в условиях художественной любительской деятельности.

Данная цель требует решения задач диссертационного исследования:

1. Проанализировать и уточнить понятие, сущность и специфические особенности творчества, фототворчества и способностей к фототворчеству, опираясь на работы психологов, педагогов, культурологов, искусствоведов;

2. Рассмотреть специфику фотолюбительской деятельности, и на ее основе - структуру способностей к фототворчеству;

3. Обосновать общетеоретические подходы к проблеме использования различных художественных компонентов в творческой подготовке фотолюбителя;

4. Изучить состояние развитости способностей к фототворчеству, многообразие художественных интересов и других технологических признаков в подростково-юношеских студиях и с учетом этого создать экспериментальную модель взаимодействия различных художественных сфер;

5. Исходя из концептуальных положений выявить педагогические условия и разработать программу и инновационную методику развития фототворчества художественными средствами;

6. В ходе апробации предлагаемой методики и программы экспериментально исследовать динамику изменения основных показателей развитости способностей к фототворчеству в системе художественной культуры.

Поставленные задачи позволили выдвинуть гипотезу исследования, которая состоит в том, что управление процессом развития способностей к фототворчеству подростков и юношества будет эффективнее при расширении культурного пространства /заключающемся в использовании в качестве основы перцептивно-репродуктивной деятельности визуально-образных аналогий и художественного обмена; интеграции различных видов художественной любительской деятельности в процессе образного поиска и комплексном взаимодействии компонентов продуктивного творчества.

Целенаправленное и последовательное формирование мотивации, направленной на духовно-эстетическое освоение мира через творчество в фотографии, рост творческих интересов к проективной и экспозиционной деятельности; овладение преимущественно перцептивными, техническими и экспозиционными умениями; приобщение к художественной культуре в много-бразных ее проявлениях способствуют совершенствованию педагогического процесса.

Методологическая основа исследования включает в себя положения психологии и педагогики о сущности процесса художественно-творческого развития личности, о воспитывающей и развивающей роли искусства. Исследование опирается на концепцию формирования художественной культуры как основы ментальности, мироотношения и эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, разработанную Б.М. Неменским, а также работы американских ученых-психологов Р. Арнхейма, Д. Дондиса, Г. Боуайда. При определении стратегии исследования мы опирались на теоретические позиции эстетики и искусствознания о сущности и специфике фотоискусства, об особенностях его воздействия на личность в полихудожественном контексте.

Базами исследования послужили детские досуговые центры аудиовизуального творчества (фотостудии) клубов по месту жительства «Спартак» Центрального округа и «Горизонт» Кировского округа (экспериментальные и контрольные группы по 16 человек), а также подростково-юношеские фотообъединения «Перспектива» Областной станции юных техников, «Эврика» Городского Дворца творчества детей и юношества, «Зенит» Центра детского и юношеского технического творчества г.Омска, «Окно» станции юных техников Таврического района Омской области.

В исследовании использовался комплекс методов:

- теоретический анализ культурологической, педагогической, психологической, искусствоведческой и методической литературы;

- методы опроса (анкетирования) участников студий на констатирующем и формирующем этапах эксперимента;

- педагогический эксперимент по созданию условий фототворческого развития;

- педагогическая диагностика уровней развития способностей к фототворчеству и творческих умений участников;

- метод экспертных оценок в процессе анализа результатов творческой деятельности;

- метод наблюдения, фиксировавший изменения в педагогическом процессе студий.

Опытно-экспериментальная работа по развитию способностей к фототворчеству проводилась в соответствии с разработанными автором методикой совершенствования фототворчества и программой интеграции художественной культуры с фотолюбительским творчеством.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на протяжении 7 лет (1991-1997 гг.) на базе культурно-досуговых и образовательных учреждений Омской облает и включало три этапа.

Первый этап (1991-1993 гг.) предусматривал изучение и теоретический анализ проблемы, а также сбор и накопление фактологического материала, аккумулирующего опыт деятельности подростково-юношеских фотостудий в школах, центрах технического творчества, Дворцах творчества, клубах и станциях юных техников, центрах досуга России и стран СНГ. Рассматривалась творческая деятельность фотостудий: «Время» (Дворец творчества, г. Кемерово), «Фотон» (Дворец творчества, г. Павлодар, Казахстан), фотошкол г. Нижнего Тагила, г. Орла, фотоклубов гг. Каунаса, Паневежиса (Литва), фототворческих центров из гг. Донецка (Украина), Тирасполя.

В ходе первого этапа была проанализирована проблема, изучалась научно-методическая литература по выбранной тематике, определялись и уточнялись цель и задачи исследования, выдвигалась гипотеза, разрабатывалась программа констатирующего этапа эксперимента.

В ходе второго этапа исследования, который проходил в 1992-1994 гг. и носил характер констатирующего, на основе выборки было проведено исследование 685 участников фотостудий в 36 коллективах Омской области. Репрезентативность выборки была обоснована генеральной совокупностью в 950 человек . Вышеуказанная цифра определялась числом фотолюбителей-подростков и юношества, занимающихся в фотостудиях школ, центров творчества, клубов юных техников и по месту жительства. На этом этапе велось изучение документации, разрабатывалась программа формирующего этапа эксперимента, проводился анкетный опрос участников фотостудий. Собранный материал по проблеме был обработан и систематизирован. В этот период была разработана авторская концепция интеграции различных видов художественной любительской деятельности в педагогическом процессе, методическое пособие для педагогов, а также трехуровневая программа развития фототворчества художественными средствами.

На третьем этапе (1994-1997 гг.), носившем характер формирующего, проводился эксперимент, который состоял в создании педагогических условий реализации разработанной программы. На этом этапе проводились систематические занятия в контрольной (16 чел.) и экспериментальной (16 чел.) группах по выработанной автором методике. В ходе занятий проводились контрольные замеры уровней развития способностей к фототворчеству, динамики мотивации, интересов, ценностных ориентации и творческих умений участников. На основе полученного материала был осуществлен сравнительный анализ, оформлены результаты исследования и сформулированы основные выводы. Разработанная методика была представлена в публикациях автора, а также в выступлениях на конференциях. Кроме того, были подготовлены научно-методические рекомендации, основанные на результатах эксперимента. Предлагаемая методика внедрялась в практику учреждений культуры и образования Омской области.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих объекту и предмету исследования и его задачам; репрезентативностью выборочной совокупности и полученных результатов опытно-экспериментальной работы, отражающей совершенствование творческой подготовки участников фотостудий, личным участием автора в проведении эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость:

- уточнено понятие "способности к фототворчеству", которое рассматриваются как совокупность индивидуальных особенностей, направленных на успешное осуществление фотохудожественной и изобразительно-публицистической деятельности;

- выявлены специфика деятельности участников фотостудий и структура фототворческих способностей;

- обоснована концепция взаимодействия художественных компонентов любительской деятельности в процессе фототворческого развития;

- предложена методика педагогической диагностики развития способностей к фототворчеству, творческих умений через анализ результатов деятельности и выполнение специальных заданий;

- определены педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное развитие способностей к фототворчеству в любительской деятельности;

- разработаны и экспериментально апробированы программа и методика фототворческого развития художественными средствами.

Практическая значимость данного исследования состоит в следующем:

1. Научные выводы, сделанные на основе анализа экспериментального исследования о взаимодействии различных художественных компонентов в фотоискусстве, представляют немалый интерес для практики и могут послужить основой дальнейших исследований в этой области. По итогам исследования была разработана, апробирована и опубликована программа и методическая разработка для руководителей фотостудий.

2. Диссертация выполнена в рамках комплексной темы кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского университета культуры «Проблемы и перспективы создания преемственной системы эт-нохудожественного образования». Предлагаемая программа представляет собой звено в решении приоритетных задач темы, в которых художественно-творческая деятельность ориентирована на отечественную культуру.

3. Результаты исследования по данной проблеме внедрены в практическую деятельность фотостудий клуба юных техников «Приборист», Городского Дворца творчества детей и юношества, Областной станции юных техников, а также в педагогический процесс Омского филиала Алтайского государственного института искусств и культуры, что подтверждено актами о внедрении.

4. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Методика и организация работы с детьми и подростками», «Теория народной художественной культуры», а также спецкурсов «Аудиовизуальная педагогика» в культурно-образовательных центрах, системе повышения квалификации работников образования, культуры и искусства. Кроме того, выводы и основные положения диссертации могут применяться во внешкольных учреждениях, школах искусств, творческих центрах.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования были представлены на Всероссийских и международных конференциях: "Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров" (Москва, 1994), "Новые пути наук о культуре" (Москва, 1995), "Традиции, культура, образование" (Тюмень, 1995), "Культура России на рубеже столетий" (Москва, 1996), "Человек в мире культуры" (Москва, 1995), "Проблемы художественного образования и просвещения" (Омск, 1996), "Человек и духовные ценности" (Москва, 1998), "Обновление эстетического образования в России" (Москва, 1998).

Методические положения диссертации легли в основу семинаров-практикумов для педагогов фотостудий, проводимых в рамках методического объединения по аудиовизуальному образованию Омской области. Положения, рецензии и отзывы о фотовыставках публиковались в областной печати. Был снят 25-минутный видеофильм об открытии фестиваля фотолюбителей

Фотоискусство в народном творчестве Сибири", этот материал использовался в ходе формирующего этапа эксперимента представленного исследования; впоследствие он нашел применение в педагогическом процессе фотостудий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика творческой деятельности участников фотостудий состоит в визуально-образном отражении действительности как проявлении отношений к миру через синтез восприятия и его продуктивного выражения.

2. Развитие способностей к фототворчеству наиболее эффективно, если учитывается уникальность образного видения подростками и юношеством, обогащающегося при взаимодействии художественных компонентов любительской деятельности. Продуктивность творческого процесса фотолюбителей во многом зависти от его последовательного осуществления в три этапа: в процессе перцептивной деятельности как формы эстетического освоения мира; овладения языком фотоискусства как средством визуальной коммуникации; в ходе поиска изобразительных решений, выработки своего стиля и способов использования различных художественных средств в авторской деятельности.

3. Важными условиями успешного и эффективного формирования способностей к фототворчеству являются: преемственность духовных и эстетических ценностей различных видов искусства; развитие общекультурного уровня участников фотостудий через вовлечение в педагогический процесс специалистов и художников, деятелей культуры и искусства; использование в творческом процессе смежных искусств ( кино, изобразительное искусство); концентрация в художественном опыте духовно-нравственного содержания коллекций снимков; расширение сферы визуальной и творческой коммуникации; интеграция различных видов искусства в процессе художественно-образного поиска; целостное программирование и самопрограммирование творческих задач; предрасположенность к аудиовизуальному творчеству и готовность к соответствующему уровню «сензитивной деятельности»;

4. Логика развития фототворческих способностей любителей выражается в следующем. От спонтанного выполнения конкретных замыслов по возможным вариантам решений - к активному сотворчеству в эвристической деятельности, направленной на выполнение обобщенных заданий на полуспонтанном уровне, - и далее - переход к самостоятельному осознанному созданию образов. Образовательно-развивающие программы способствуют насыщению содержания занятий полихудожественным содержанием, что актуализирует восприятие, стимулирует интерпретацию и домысливание, тем самым позволяя преодолеть репродуктивную установку.

5. Интеграция компонентов художественной деятельности фотолюбителей благодаря привлечению к ней различных видов искусства способствует, во-первых, совместной организации эстетической среды, расширяющей сферу зрительного восприятия; во-вторых, общению и эвристическим проявлениям в процессе воссоздания образов; и, в-третьих, - рефлексии и продуктивной деятельности как результатам созидания. Для развития доминирующих на каждом этапе творчества фотолюбительских способностей, к которым участники наиболее предрасположены, требуется привлечение соответствующих видов художественной культуры, средств и методов педагогического руководства.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы со всей очевидностью доказал актуальность рассмотрения фототворческого развития подростков и юношества в полихудожественном взаимодействии. Научно-методическая неразработанность проблемы, с одной стороны, и, с другой, наличие положений в науке, поддерживающих включенность светописи в художественно-педагогический процесс, потребовали междисциплинарных поисков путей интеграции и комплексного использования различных видов художественной культуры в становлении творческой личности фотолюбителя.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу о том, что управление процессом развития исследуемых способностей будет эффективнее при расширении культурного пространства с включением в него ряда художественных сфер. Этому способствует переход из одной типологии в другую, взаимодействие различных видов художественной культуры на уровне изучения, аналогий, синтеза, синкретизации.

На основе констатирующего этапа исследования была разработана концепция полихудожественной интеграции фотоискусства с различными видами художественной культуры в педагогическом процессе, которая определила характер творчества, доминирующие ценности, степень сознательности и художественного обобщения любителей, доминирующие направления и средства фототворческого развития. Разработка теоретических основ проблемы послужила подтверждением гипотетических представлений о расширенном культурном пространстве, проявляющимся в многообразии художественных интересов, способностей к фототворчеству, творческих умений.

Проведение педагогического исследования в 36 коллективах Омской области показало, что для проектирования модели фототворческого развития необходимо учитывать региональный компонент, проявляющийся в особенностях стиля, подходов к видению мира и отображения действительности в фотообразах. Анализ приоритетов, которые отдают респонденты различным видам художественной культуры, позволил определить основные направления художественно-педагогического руководства творческой деятельностью фотолюбителя.

Установление зависимости уровня творческих проявлений от качеств, характеризующих типологические группы фотолюбителей-участников дало возможность выделить следующие группы: тип 1 - "фотолюбитель-зритель", тип 2 - "фотолюбитель-техник", тип 3 - "фотолюбитель-публицист", тип 4 -"фотолюбитель-художник" и тип 5 - "фотолюбитель-художник-публицист". Представленная типология легла в основу авторской интерпретации модели фототворческого развития. При этом обозначилась схема перехода исходных типологий \и 2 в последующие 3, 4, 5, в процессе которого происходит расширение интересов, связанных с искусством.

Обобщение анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента. на основе разработанных критериев, дал возможность выделить уровни развитости способностей (высший, высокий, средний и низкий) на основе нами разработанных критериев. Модель фототворческого развития включила в себя основные направления художественно-педагогического руководства и блоки полихудожественного взаимодействия, соотнесенные с модулями и уровнями фототворческой деятельности.

Это, в свою очередь, обеспечило возможность выработки педагогических условий совершенствования любительской деятельности и разработки образовательно-развивающей программы, получившей название "Полихудожественное овладение фототворчеством". Сущность программы сводилась к расширению сферы зрительного восприятия видов художественной культуры, а в дальнейшем - к их использованию в фототворческом процессе.

Разработанная модель на основе констатирующего эксперимента доказала, что все большую личностную ценность приобретает деятельность, основывающаяся на интегративном художественном подходе. При этом влияние внешних и внутренних факторов связано со следующими особенностями: 1) переходом участников из одной типологии в другую, более совершенную;

2) взаимодействием различных видов художественной культуры;

3) повышением уровня творческой деятельности (перцептивно-репродуктивный, эвристический, продуктивно-творческий).

На основе разработанных критериев оценки уровня развитости фототворческих способностей (художественная выразительность момента и композиции, оригинальность видения образа в кадре, неординарность и общественная значимость содержания, адекватность формы содержанию) установлена взаимосвязь выделенных типологий и уровней фототворческого развития.

Нами выявлено, что процесс творческого роста тесно связан с духовно-эстетическим ростом, приобщением к ценностям культуры, которые позволяют полнее реализовывать культурно-созидательные возможности любителей.

Комплексный подход к фототворческому развитию, выраженный в применении полихудожественной технологии, существенно активизирует творчество любителей, развивает их образное видение, способствует более высоким результатам в освоении художественной технологии. Коммуникативный, образовательно-творческий, культурный и эстетический контексты расширяют возможности полихудожественного комплекса при их соответствии особенностям творческого процесса. Художественная интеграция и взаимодействие различных искусств в процессе любительской деятельности предполагают усиление визуальной образности, более динамичное раскрытие художественного содержания, обогащение творческих возможностей фотоискусства за счет использования аналогий, архетипов, символов различных видов художественной культуры.

Методика творческой деятельности фотолюбителя привела к обоснованию логики развития способностей к фототворчеству, в которой спонтанность и конкретность сменяются осознанностью и обобщением, стимулирующим креативность. Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют говорить об определяющей роли полихудожественного влияния на формирование творческой личности фотолюбителя.

Экспериментальная программа была дополнена методикой фотолюбительской деятельности, включавшей в себя ряд компонентов, определявших педагогические ситуации, формы творческой деятельности и взаимодействия искусств, методы руководства и средства предметно-педагогической деятельности. Варьирование указанных компонентов методики создает наиболее оптимальные условия фототворческого роста.

Формирующий эксперимент показал плодотворность разработанной модели развития по комплексной методике. Итоги опытно-экспериментальной работы таковы, что позволяют говорить не только о значимости интеграции художественных компонентов любительской деятельности, но также и ее определяющей роли в формировании творческой личности средствами художественной культуры.

Соотнесение поставленных в начале исследования задач со степенью их реализации показывает следующее. Нами было проанализировано и в достаточной полной степени уточнено понятие "способности к фототворчеству", сущность творчества в фотографии и особенности творчества любителей. В некоторой степени нами была рассмотрена специфика их деятельности и определены основные признаки способностей к фототворчеству участников, складывающиеся в структуру.

Разработанная нами модель показала эффективность предлагаемой методики и необходимость ее совершенствования во всевозможных направлениях, следуя логике развития. Подобная работа должна строиться исходя из разработанных нами методологических принципов и подходов. Тем не менее остается немало аспектов методического обеспечения творчества любителей, выходящих за рамки исследования: учет половозрастных различий; изучение возможностей педагогического прогнозирования развития общих и специальных способностей, выявление склонностей и различной степени визуальной одаренности начинающих участников; разработка специальных методик семейного фототворчества.

Немалое значение имеет использование средств фотоискусства и изобразительной публицистики в художественном воспитании подрастающего поколения в школах, культурно-досуговых учреждениях, позволяющее глубже проявлять индивидуальность, реализовывать творческий потенциал деятельности.

Изучение возможностей педагогического процесса в студиях дало возможность определить содержание их образовательно-развивающей деятельности в процессе взаимодействия с художественной культурой, что нашло свое отражение в трехгодичной программе занятий в аудиовизуальных центрах, направленной на интеграцию художественных сфер творчества, которая может считаться полноценной реализацией идей эксперимента.

В ходе опытно-экспериментальной работы была проверена эффективность инновационной методики и программы, действенность которых проявлялась в устойчивых тенденциях роста всех компонентов визуально-творческого развития: характера интересов к творческой деятельности, многообразия изобразительных умений, а также показателей мотивации участия и ценностных ориентаций. Все это доказало эффективность внедрения предлагаемой методики развития творчества в процессе интегрированной деятельности.

В ходе анализа проблемы выяснилось, что можно очертить круг задач, которые требуют своего дальнейшего решения.

Результаты нашего исследования дают содержательную основу дальнейшего совершенствования любительской деятельности на полихудожественной основе, так как они аргументируют развивающую функцию взаимодействия искусств в системе творческого роста.

Современное состояние художественного обогащения личности в фотостудиях не соответствует педагогическим позициям, вытекающим из преобладающих интересов и роли различных видов искусств в развитии рассматриваемых нами способностей.

Принцип многоступенчатого приобщения к художественной культуре можно распространить на все содержание предметной и педагогической деятельности центров аудиовизуального творчества. Школьники проявляют интерес к искусству и при этом у них отмечается более высокий уровень фототворческого развития, более содержательная структура интереса в области фотографии. Без активной работы педагогов по всем видам искусства в студии не приходится и думать о высоком уровне постижения участниками синтетических видов искусства (театр, кино).

В связи с этим можно наметить дальнейшие перспективы использования средств фототворчества в комплексе с различными видами художественной культуры не только на занятиях в студии, но и на занятиях по визуальной грамотности в лицеях искусств, досуговых центрах и художественно-образовательных системах.

Вместе с тем выявляется ряд нерешенных теоретических проблем для дальнейших научных исследований. В связи с этим на основе обобщенных итогов проведенного исследования необходимо выделить следующие ключевые моменты для дальнейшей разработки: а) исследование структуры и содержания способностей к другим визуально-техническим искусствам (кино-, видео-); б) разработка доминирующих направлений процесса взаимодействия искусств на разных этапах творческой деятельности; в) рассмотрение проблемы с точки зрения креативности и общих творческих способностей.

Теоретическое и практическое значение проведенного исследования заключается в том, что нами была обоснована возможность интегративного художественного к визуально-творческому развитию как проявление развивающей функции искусства через многоуровневую структуру способностей. Обнаружение связи между художественными и творческим аспектами педагогического процесса подтверждает положение о том, что она определяется за счет разностороннего, многогранного проявления личности в других областях и видах искусства.

Актуальность разработки и внедрения инновационной методики любительской деятельности в сфере визуальной культуры подтверждается нашими наблюдениями за деятельностью студий. При разработке методики экспериментальных занятий нами учитывались следующие важные направления деятельности:

- организация познавательно-творческого процесса в студии, направленного на формирование образного видения мира;

- создание оптимальных условий для домашнего фототворчества и усиление влияния художественных традиций;

- использование фотографии как культурообразующего фактора в системе художественного образования и развития;

- включение студийцев в экспозиционную деятельность с целью пропаганды художественных традиций фотографии;

- привлечение любителей к этнохудожественной культуре через освоение ближайшего окружения средствами фотографии.

Исследования показали, что существенно выросли уровни развития способностей к фототворчеству в экспериментальной группе, подтвердивших доминирование определенных качеств на каждом из этапов эксперимента. Характер мотивации показал, что творческий рост участников студий сопровождается ориентацией на духовно-нравственное содержание творчества. Анализ любительских интересов в сфере фотографии позволил обнаружить приоритеты проективной и экспозиционной деятельности, в которых больше всего концентрируются возможности осуществления замыслов на материале реальной действительности и появляется большая возможность взаимодействия художественных компонентов.

Анализ ценностных приоритетов участников выявил постепенное смещение ценностей от личной направленности к общественной. Изучение изменений в творческих умениях участников дало возможность обнаружить тенденцию, связанную с тем, что -в процессе осуществления экспериментальной программы больше всего наблюдался рост перцептивных, технических умений и представлению фоторабот на выставке (экспозиционных), что согласуется с соответствующими интересами к этим видам любительской деятельности. Полученные данные определяют характер визуально-творческого развития в процессе фототворчества.

Проведенные исследования различных аспектов творческой деятельности участников фотостудий позволили разработать научно-методические рекомендации для педагогов. Выявлено, что творческий рост любителей необходимым образом связан с характером взаимодействия искусств, а также со степенью пересечения с художественными возможностями поэзии, музыки,, изобразительного искусства. Наиболее благоприятные условия для самопроявления создает правильный выбор методов художественно-педагогического руководства. Основу культурного развития и творческого роста в фотографии создают педагогические ситуации, предполагающие оптимальное сочетание возможностей для создания творческого общения и совместного созидания.

Исходя из этого можно определить следующие положения, оказывающие существенное влияние на характер визуально-творческого развития.

1. Расширение круга непосредственного творческого общения и в системе медиа-коммуникации.

2. Изучение индивидуальных особенностей (визуальной одаренности, склонностей, художественных и специальных творческих способностей).

3. Приведение в систему спонтанных проявлений любителей с постепенным переходом к поисковому и тематическому авторскому творчеству при помощи ведения дневников.

4. Выбор форм, методов, педагогических ситуаций, «сензитивных» видов искусства, обоснованный преобладанием развитости свойственных определенному этапу творчества фотолюбительских способностей.

5.Более глубокое проникновение в сущность других, и более всего, «смежных» искусств, а также использование их образных особенностей в фототворчестве на основе программы полихудожественного развития.

6. Многоступенчатое приобщение к отечественной и мировой художественной культуре через повышение степени взаимодействия с различными видами аудиовизуального творчества.

7.Создание условий для непрерывной любительской деятельности в системе интегральной социокультурной среды (семья, школа, любительское объединение, ближайшее окружение) через центры творческого досуга.

В заключение можно с полной уверенностью констатировать, что в основном результаты исследования соответствуют выдвинутой цели и задачам, подтверждают гипотезу и обосновывают положения, выносимые на защиту, а также дают возможность эффективно решать ключевые задачи педагогического процесса по фототворческому развитию.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хилько, Николай Федорович, Москва

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. М.: "АиФ", 1993.-608 с.

2. Азаров Ю.П. Сто тайн детского развития. М.: 1996. - 432 с.

3. Аксиомы Картье-Брессона // Журналист 1973. - № 3. - с. 68-69.

4. Арнольдов А.И. Цивилизации грядущего столетия. М.: 1997. - 326 с.

5. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Человек и мир культуры. -М.: МГИК, 1993. 87 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

7. Артемьева Т.И. Методологические проблемы способностей. М: Наука, 1977.- 164 с.

8. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Иркутск: 1979. - 84 с.

9. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М: МГИК, 1994.- 120 с.

10. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М: МГИК, 1992.- 160 с.

11. Бакланова Т.И. Международная этнохудожественная система: проблема моделирования и информационного обеспечения // Человек в мире искусства: Тез. науч.-практ. конф. Краснодар: КГАК, 1994. - с. 163-165.

12. Бакланова Т.И. Международный проект системы этнохудожественного образования "Русская художественная культура" // Народная художественная культура России и проблемы подготовки кадров. М: МГУК, 1994.-с. 5-8.

13. Бакланова Т.И. Проект развития преемственной системы гуманитарного образования на основе традиций русской культуры // Научные проекты молодых ученых МГУКа. М: МГУК, 1998. - с. 55-58.14