Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Завражин, Марк Юрьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности"

На правах рукописи

ЗАВРАЖИН Марк Юрьевич

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Тамбов 2012

005016757

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, заведующая отделением допрофессионального, начального и среднего профессионального образования Академии социальных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Мангер Татьяна Эдуардовна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной и семейной педагогики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Дорожкина Ольга Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Николаева Екатерина Владимировна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится « мая 2012 г. в ^ часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», с авторефератом - на сайте Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « апреля 2012 г.

Ученый секретарь ,

диссертационного совета '¿^^¿А^Г^-- Н'Н'Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии.

На фоне сложных социальных проблем, как никогда, становится важным воспитание у подрастающего поколения навыков этикета - совокупности сформированных, социально значимых качеств личности, поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики, определяющей правила поведения людей в различных местах и при самых разных обстоятельствах.

Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т.е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде.

Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, формируются первые мироощущения, необходимые в последующей жизни взрослому человеку.

Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических и нравственных чувств ребенка к реальному миру.

Аклуалыюсть проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в Законе «Об образовании» (1992 г.); в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р); в выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», в котором подчеркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений, обусловлена ее синтезирующим характером. Движения под музыку можно рассматривать не только как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка, но и как развитие его личности в целом.

Несмотря на довольно активное изучение музыкального развития детей (приобщение их к творчеству в -танцевальной деятельности, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии дошкольников, полихудожественный подход к освоению ;дош обр^ной природы хореографии и пр.), исследованы далеко не все возможности хореографического искусства в развитии личности дошкольника.

Степень научной разработанное™ проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли i.исследовании закономерностей развития искусства танца. Приступить к изучению обозначенной в диссертации проблемы позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д_ Блок, ФВ Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Су-риц ММ. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского Ю.М. Чурко, Я Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, ИВ Ступникова, АЛ. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.

' 'проблеме детского самодеятельного хореографического творчества, различным его аспектам посвящено значительное количество трудов. Анализ указной литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методики преподавания хореографических дисциплин, методических указаний по формированию детского репертуара (А^Биико-ва, ГО. Бильченко, Л.Н. Богаткова, М.С. Боголюбская, Е.В. Голикова, Ю И. Громов, В.П. Ивинг, О.В. Квстная, Е.В. Конорова, B.C. Констангинов-ский ГГ. Кореневский, Э.А. Куруленко, Е.В. Николаева, В.В. Окунева, Т В Пуртова, A.A. Радугин, В.Н. Светинская, Т.Б. Хазанова-Нарская и др.).

' ' Особое значение для нашей работы имеют труды теорешков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Д.М-Бирже^ка, OA Дорожишой, А.Д. Жаркова, A.C. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, ЮД Кр^ГГков'а, В.М. Рябкова, А.В.Соколова, В.В.Туева, Н.Н.Ярошенко и до в которых рассмотрены функции, принципы, средства социально-культурной деятельности, а также основные механизмы воздействия методов социально-культурной деятельности на различные категории населения.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности изучались Т.И. Баклановой, Т.Г. Борпшковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А Д Жарковым, Л.С. Жарковой, EJ3. Лшовкиным, Ю.А. Стрельцовым, АА. Су-кало, вХ Суртаевым, БЛ. Титовым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым и^

Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования навыков этикета у дошкольников полностью не решена. На наш взгляд, именно хореографическая деятельность обладает огромным потенциалом в решении данной проблемы, поэтому представляется необходимой научная разработка комплекса социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

- актуализацией требований, которые предъявляются сегодняшней ситуацией к культурному уровню современного человека, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих ему адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде;

- существующей сензитивностью дошкольного возраста к овладению навыками этикета и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования;

- потенциальными возможностями хореографии в нравственном и эстетическом воспитании детей, обусловленными ее синтезирующим характером, и недостаточным их использованием в воспитательном процессе с дошкольниками по обучению навыкам этикета;

- имеющимися отдельными эмпирическими наработками по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности и недостаточной разработанностью научных подходов к решению проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать проблему, которая заключается в научном обосновании социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

В качестве объекта исследования выступает формирование навыков этикета у дошкольников как способа социального взаимодействия.

Предметом исследования являются социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

Цель исследования - обоснование, разработка и апробация социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ основных научно-теоретических подходов к проблеме формирования навыков этикета у дошкольников как способа социального взаимодействия и, изучив потенциал хореографии в решении данной проблемы, обосновать сущность и специфику формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

2. Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

3. Разработать модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

4. Разработать критериальный аппарат, позволяющий проводить объективную оценку воспитательной деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников.

5 Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию' навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической дея-

ТеЛЬГ™еза исследования основывается на предположении что формирование навыков этикета у дошкольников будет происходить эффективнее при следующих социально-культурных условиях:

- признание приоритетности формирования навыков этикета в процессе педагогической деятельное™ с детьми как способа их успешного взаимодеи-

СТВИЯВИспользование потенциала хореографической деятельности в формировании навыков этикета у дошкольников;

- выявление факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса по формированию навыков этикета у дошкольников;

- разработка модельного подхода к формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности;

- построение деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности на основе комплексной педагогической программы;

- наличие подготовленных педагогов для организации деятельности по

формированию навыков этикета у дошкольников;

- сотрудничество педагогического коллектива и семьи;

- проведение оценки сформированное-™ навыков этикета у дошкольников на основе системы выделенных критериев и показателей.

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии и педагогике. В частности, ключевыми идеями для данной диссер-

искусствоведческий подход к хореографии (Г Ф. Богданов, И.О. Дубник, A.B. Солодовников, В.И. Уральская и дрО, определяющие рол; искусств в развитии личности (А.Н. Столович, В.Н. Семенов,

В С Селиванов, Б.М. Теплов, П.А. Флоренский и др.);

-понимание единства личное™ и деятельности, сознания ид~ош. (К А Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А А Бодалев, Jl.n. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В FL Зинченко,

A.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, В.А Петровский,

С Л Рубинштейн, В.А. Ядов и др.); „,„„„.

-взаимодействие искусства и воспитания, отраженное в ных психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.;

- современные подходы к проблемам гуманизации образован™ (Ш.А. Амо-ношвили, А.Г. Асмолов, ВЛ. Бездухов, М.Н. Берулав^ Е.В. Бовдаревская, М™Бугуславский, A.B. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, ВВ. Сериков,

B. А. Сласгенин, Г.С. Сухобская, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- понимание искусства как сферы особого культурного опыта (Д С Лихачев, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, М.С. Каган, В.В. Бычков, O.A. Кривцун, Ю.Б. Борев, Е.Г. Яковлев и др.);

- психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, М.С. Каган, O.A. Кривцун, Д.А. Леонтьев, П.В. Симонов и др.);

- понимание культурной традиции как способа осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для современного развития (Д.С. Лихачев, A.C. Запесоцкий, В.Г. Лукьянов и др.);

- понимание исторически сложившихся типов эстетического сознания, где ключевым является понятие «категории детства», от сохранения или утраты которого зависит творческий потенциал личности (A.A. Радугин);

- культурологические аспекты воспитания: приобщение детей к ценностям, обеспечивающее восхождение детей к культуре (Н.В. Бордовская З.И. Васильева, О.С. Газман, И.Н. Емельянова, М.С. Каган, И.А. Колесникова,'

B.А. Конев, Н.Б. Крылова, A.A. Реан, Е.В. Титова и др.);

- социально-культурные аспекты формирования и развития нравственных и эстетических ценностей в исследованиях М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зориловой

C.Н.Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, A.A. Сукало, В.Я. Суртаева, В.М. Чижико-ва, H.H. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, культурологической, психологической, педагогической и другой литературы; систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические - анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; методы математической обработки полученных результатов.

Базы исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дворец культуры г. Котовска» Тамбовской области и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № з «Сказка» г. Котовска Тамбовской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20092012 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2009-2010 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены социально-культурные условия и разработана педагогическая модель педагогического процесса по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

На втором этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась программа экспери-

меетальтого исследования и осуществлялась экспериментально-практическая

ХГГсГр^щий, формирующий и контрольный эксперименты, изучались различные подходы к исследуемой проблеме на практике, проводилось Гкетиро™сцелью выявления уровня сформированное™ навыков этикета ГдЗГников; были экспериментально апробированы «некультурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе

Х°РТа^Т:1Т^.2012 гг, подводились итоп, исследование осуществлялась проверка гипотезы, степени реализации исследовательских цеГйизадач, были сделаны выводы по теоретическим и практическим аспек-^ исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрение в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

- процесс формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хо-реографето;кой деятельности рассмотрен с позиции социально-культурной дея-при этом в рамках предпринятого анализа автор уточняет и расширя-ет^рактовку^сущности понятия «формирование навьжов этикета у До—ни-Гов вТоц^се хореографической деятельности» и специфики хореографического искусства в формировании навыков этикета у дошкольников;

^ дано авторское определение понятию «формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности», можность её педагогической операционализации на уровне критериев и пока-чателей учебно-воспитательного процесса;

зателей учео ^^ разработана и пробирована авторская педагогиче

екая система формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хорео-гоасЬической детальное™, включающей в себя: целевой компонент (цели и за-давд педагогичеосой системы); социально-психологический компонент (взаимодействия субъектов в процессе формирования навыков этикета у дошкольников); технологический компонент (формы деятельности, методы и средства хооеопзафической деятельности, используемые в процессе формирования на-выков^гикега у дошкольников); диагностический компонент (диагностический комплекс^необходимый для выявления эффективности системы форм^ова-™ н ' ов этикета у дошкольников); результативный компонент (характери-"рез—^енения разнообразных видов хореографической дея-тельности^разработке диагностического инструментария, позволяющего опре-™"формированн0сть навыков этикета у дошкольников на основе показа-™е7 поведенческих признаков, проявляющихся в реальном учебно-

"""ГрГел^Гс^^ьно-культурные условия формирования навыков

ЭтаКетап^боТнаНиКохаракгеризоВана педагогическая модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической Д™носта, которая позволяет помочь в реализации творческого потенциала детей дошко-

льного возраста через различные средства, формы и методы социально-культурной деятельности;

- предложен критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни сформированности навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют научные представления о потенциале хореографической деятельности в решении проблемы формирования навыков этикета у дошкольников.

Выявленные и научно обоснованные социально-культурные условия осуществления педагогической деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией, что позволяет проводить целенаправленное воспитание дошкольников, эффективно формировать у них навыки этикета.

Разработанный критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни сформированности навыков этикета у дошкольников, позволяет давать объективную оценку проводимой педагогической работе.

Разработанная в исследовании педагогическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовывать педагогическую работу с дошкольниками, результатом которой будет повышение уровня сформированности навыков этикета.

Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке воспитательных систем в различных типах учреждений дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации хореографической деятельности дошкольников, в процессе которой у них будут эффективно формироваться навыки этикета.

Расширены педагогические знания о возможности использования потенциала хореографической деятельности в воспитательной работе с дошкольниками.

Разработана педагогическая программа «Волшебный мир танца» по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, содействующая гармоничному развитию дошкольника, развитию у него чувства гармонии. Педагогическая программа по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности может служить основой для совершенствования воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в направлении оптимизации использования средств, продуктивно применяющихся в педагогической работе.

Разработанное диагностическое сопровождение процесса формирования навыков этикета у дошкольников, включающее критерии, показатели и уровни его сформированности, позволяет осуществлять мониторинг данного процесса.

Материалы и результаты исследования могут быть применены специали-стам!Гучреадений общего и дополнительного образования, центров развития Г-Г—иГпри проведении педагогической работы, могут иметь

РЁШШ1

Г^ауиТ® «6™» Р«зу«ьт™. диссертшшонных „сепедоюний.

искусства , ф„р„иро»ан», н„ык» з™-к™ уникальностью »Х^™

„жольнико Лключающие: использование потенциала хореографической дея-ГьГГ фоГиров-и навыков этикета у дошкольников; признание при-о^^с^ формирования навыков этикета в процессе педагогической дея-тетностиТдетьми как способа их успешного взаимодействия в социуме; вы ямение^ факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса

по формированию навыков этикета у дошкольников; разработку модельного подхода к формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности; построение деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности на основе комплексной педагогической программы; наличие подготовленных педагогов для организации деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников; сотрудничество педагогического коллектива и семьи; проведение оценки сформированное™ навыков этикета у дошкольников на основе системы выделенных критериев и показателей.

4. Педагогическая модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, включающая цель, задачи, принципы, условия, этапы организации педагогической деятельности, содержание, функции, формы, методы, средства, критерии, показатели и уровни оценки, предполагаемый результат деятельности.

5. Педагогическая программа «Волшебный мир танца» по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, которая направлена на повышение уровня знаний детей о нормах и правилах поведения; формирование навыков общения между мальчиками и девочками, а также со взрослыми; воспитание культуры бережного отношения к окружающему; формирование гигиенических навыков; воспитание нравственно-волевых качеств личности, используя язык хореографии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, обозначены объект, предмет, цель, выдвинута гипотеза, определены задачи и методы исследования. Дана характеристика степени разработанности проблемы в научной литературе, раскрыты теоретические и эмпирические основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, представлены данные об апробации и внедрении результатов работы.

Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности» включает в себя теоретико-методологический анализ проблемы. Путем подробного изучения философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы выявлены основные подходы к формированию данного качества, современное состояние проблемы, сущность и специфика формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности. На основании научно-педагогических подходов разработана модель и определены социально-культурные условия данного процесса.

В первом параграфе первой главы «Формирование навыков этикета у дошкольников как социально-культурная проблема» проведен анализ духовного развития подрастающего поколения, которое во многом обусловлено степенью его приобщенности к культуре общества.

Анализ состояния проблемы образования и воспитания подрастающего поколенГдаст возмГжность рассмспрсть освоение культуры человеком,как необходимое условие его достаточно комфортного существования в ооществе Ж Г Кон А В Мудрик и др.). В контексте социальных отношений культура собой меТу Р™я, становления личности человека в процессе и усвоений социального опыта. Культура создаст мир человече-ск^ взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые наиболее полновыражают интегративные связи человека, культуры и социальной сис-

хрми общества (Н.В. Андреенкова, А .Я. Флиер и др.).

Кул^а поведенш - это совокупность сформированных, социально з а-личности повседневных поступков человека в обществе, осно-™ТаТор"нР"в^енности, этики, эстетической культуры. Вопрос о Гиянии ™Ры на формирование и изменение личностных стереотипов со-держ^н^морЕшьные и "стоические нормы, это, прежде всего,вопрос обос-™^Гпоявления и существования этого вида стереотипов. Они представ— поведения, благодаря особе„ностям=ь™^^^^ ся тип нравственных взаимоотношений между людьми, характерный для дан

НОЙТ;Хе(о^е«что одним из основных принципов совР=ой ЖИЗНИ является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Вз^мопонимания и сотрудничества можно дос-тагнуть лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликэтен За^шоговековую историю развития человеческой культуры выработался ряд правил поведения, Гторые обычно называют правилами хорошего тона или ппмилами этикега. Этикет - большая и важная часть общечеловеческой куль™ вп^шаП сТбя представления народов о красоте, порядке, благоуст-оГствеТ^Й целесообразности (В.Ф. Андреев). Культура поведения и ^кет - со™сть духовных ценностей, правил, норм и ршуалов, Ре,ули-™1Х 'ас™ взаимоотношений между людьми; служащих для того, что-ГоГгч^елРоВе" вхождение в общество, сделать условия его общения с

го поколениятеобходимо комплексное и планомерное воздействие на всефак-торы формирования духовной культуры - от социально-экономических отношений до окружающей морально-психологической атмосферы.

Лошкольнь.й возраст - ответственный период психического развития ре-бенка^^к как в это время закладываются основы всех психических свойств и каче^в личности, познавательных процессов и видов деятельности, основы ^™ного 7м^енного, нравственного и физического развития ребенка, Ей™ его~ь(Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, ГА.Ур^ваидрО В возрасте 5-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые дат более и^и менее обобщенное представление о —= или отрицательном поведении в жизненных ситуациях (С.Г. Якобсон). В этом же вЗ^Пошкольники переходят от стихийной нравственности к созна-т^ьноХнравсгтвенная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т.е. установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию (A.B. Барышева).

В диссертации делается вывод, что взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора. Отмечается, что проблема совершенствования форм и методов формирования этикета у подрастающего поколения приобрела сегодня особую актуальность.

Во втором параграфе первой главы «Сущность и специфика формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности» проведен анализ основных подходов к решению проблемы с использованием потенциала хореографической деятельности.

В диссертационном исследовании подчеркивается, что хореография -искусство синтетическое, позволяющее решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, нравственного и психического развития детей в целом. Танец служит не только средством психофизической регуляции, но и средством установления межличностных отношений между детьми, проявления индивидуальности личности.

Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития дошкольников. Продуктивность воспитания детей средствами хореографии обусловлена ее синтезирующим характером, объединяющим в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

Заложенные в танце социокультурные ориентации (как телесные, так и духовные) позволяют ему играть существенную роль в процессе социализации личности, способствуя полноценному постижению мира культуры. Образовательные и терапевтические возможности танца имеют важнейшее значение в процессе включения индивида в систему общественных отношений. Хореография воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку привычек и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты (М.Н. Жиленко, А.Н. Малюков и др.).

Особую значимость становление хореографических умений приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец и др.).

Хореография как искусство коллективное сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности (Е.В. Горшкова, Т.В. Пуртова, Е.Б. Юнусова и др.). Воспитательная деятельность хореографических коллективов рассматривается нами как совокупность особых социально-культурных условий, обеспечивающих гармонизацию интересов личности и общества, создание благоприятной творческой атмосферы, преодоления издержек и противоречий социального воспитания, формирование педагогических предпосылок для воспитания у детей поведенческой культуры.

Воспитание этикета является одной из важнейших сторон на занятиях по хореоГфТГнимшГи забота о других - необходимое качество, и з= хореографией решают эти задачи. Аккуратность в хореофафическомисполни-тельетве опрятность формы в хореографическом классе переносятся и на по-^шшй внешний вид детей, которые выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения одежды.

Проведенный анализ основных подходов к исследованию проблемы позволил об^зсновать сущность и выявить специфику формирования навыков этикета у дошкольников в хореографической деятельности. ,ппы,1ППва

В третьем параграфе первой главы «Моделирование процесса формирования на2™ эти!ета у дошкольников в процессе хореографической деятель-ности^ представлены основные параметры разработанной педагогической мо п^и в ^га^гурный состав которой были включены: цель, задачи, принципы, условия^этгат^ортанизации педагогической деятельности, содержание, функции° формы, методы, средства, критерии, показатели и уровни оценки, пред-

является формирование

мирование хореографических навыков, умения понимать «язык» Движениях ГГс^ формиров^е умений выражения собственных ощущении, исшшзуя ^ТкТореоД™; воспитание устойчивою интереса к занятиям -Р-^ котовое ведется на основе развития интереса к истории культуры, искусства, ок рГГщ му^РУ; воспитание общечеловеческих ценностей в процессе занши хОТафиейТформирование эталонною представления об этических нормах, формой; поведения и культуры общения; разви^е шзн™.

ной активности участников; развитие психомоторных способностей ребенку обреташе ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развигие сво-Ги вьфазительности телодвижений; развитие эстетического чувства; формировке способности творчески относиться к любому делу; овладение детьми эле^арньши знаниями понятиями, терминологией хорео^ического ис-ГсствТпреодоление застенчивости и скованности у недостаточно активных детей- содействие гармоничному развитию творческой личности ребенка.

Нами был разработан комплекс социально-культурных условии, позволяющих осуществлять формирование навыков этикета у дошкольников в про-

Функции, методы, средства и формы педагогичесгай деятельности по формированию навыков этикета у дошколыт-ковТпТодессе хореографии. Кроме того, в модели изложено содержание, реа-™оеТп?д^ич^7ой программе «Волшебный мир » направленной Сформирование навыков этикета у дошкольников в хореографической дея-тмьности^ а также предложен разработанный критериальный аппар^вклю-чающий уровни, критерии и показатели сформированное™ навыков этикета у Результатом педагогической деятельности является повышение уровня сформированное-™ навыков этикета у дошкольников.

Задачи

- форм, хореогр. навыков, умения понимать «язык» движений, их красоту;

- форм, умений выражения собственных ощущений;

- восп. интереса;

- восп. общечел. ценностей;

- форм, эталонного предст. об этических нормах;

- форм, культуры поведения и культуры общения,

- разв. позн. активности;

- разв. лсихомот. способн., обретение гармонии своего тела; развитие эстет, чувства;

- форм, творческого отношения к делу;

- овлад. элемент, знаниями и понят., терм. хор. искусства;

- преод.застенчивости;

- гармоничное разв. личности ребенка

V

Цель: формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста

Принципы

У

Гуманизации, деятельностного подхода, доступности, постепенного повышения требований, систематичности, кулыуросообразиости, вариативности моделей познавательной деятельности, доброжелательности и положительной мотивации, развития самоценных форм активности, амплификации, ген-дерности, индивидуализации, целостности, игрового познания, обеспечения успеха, коммуникативного партнерства и сотрудничества

Содержание: педагогическая программа «Культура танца»

коммуникативная, социокультурная, развивающая, психотерапевтическая, воспитательная, обучающая, эстетическая

1/1

ч

Функции Средства

наглядные, технические, искусств, и творч., литература, худ. самод., средства массовой ин-форм. и др.

Условия: • признание приоритетности форм, навыков этикета;

- испол. потенциала хореографической деят.;

- выявление факторов, способствующих оптимизации процесса;

- разработка модельного подхода;

- построение деятельности на основе комплексной педагогической программы;

- наличие подготовленных педагогов;

- сотрудничество педагогического коллектива и семьи;

- проведение оценки сформи-рованности навыков этикета на основе системы уровней, критериев и показателей.

Этапы организации пед. деятельности - подготовит., активизации личности, результативно-оценочный

практикум (разучивание танцев, постановка этюдов); самостоятельная хореографическая деятельность; сю-жетно-тематические комплексы; выступления; совместная хореографическая деятельность взрослых и детей; «мини-балет»; танцевальные занятия; игры с элементами хореографии в процессе праздников и развлечений; конкурсы, концерты; экскурсии; посещение театров; концертов; видеопросмотр и др.

Формы Методы

N

г/

упражнения; танцевальные элементы и композиции ; игровой импровизации; инсценировки; объяснение; рассказ педагога и рассказ детей; показ; беседы; анализ; иллюстративной наглядности; просмотр видеофильмов; знакомство с произведениями искусства; обсуждение; творческие задания, поощрение, соревнование, создание ситуации успеха

Критерии: когнитивный, эмоциональный, поведенческий

Уровни: высокий, средний и низкий

Результат: повышение уровня сформированности навыков этикета у дошкольников

Рис. 1. Модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности

Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности. Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения экспериментальной части исследования.

Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности» посвящена организации и описанию результатов опытно-экспериментальной работы, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В первом параграфе второй главы «Изучение сформированности навыков этикета у детей дошкольного возраста» представлены данные, полученные в результате констатирующего эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2010-2011 гг. на базе муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дворец культуры г. Котовска» Тамбовской области и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Сказка» г. Котовска» Тамбовской области. В исследовании принимали участие 229 человек: 107 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители - 115 человек, педагоги - 7 человек.

Были поставлены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1. С помощью методик, адекватных задачам исследования, провести изучение сформированности навыков этикета у дошкольников.

2. Разработать и апробировать программу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

3. Используя методики, применяемые на констатирующем этапе эксперимента, провести повторное изучение сформированности навыков этикета у дошкольников после проведения педагогической работы по авторской программе.

4. Провести математическую обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.

В соответствии с поставленными задачами мы определили следующую последовательность проведения опытно-экспериментальной работы:

I. Констатирующий эксперимент предполагал изучение сформированности навыков этикета у дошкольников.

II. Формирующий эксперимент заключался в разработке и апробировании педагогической программы, направленной на формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

III. Контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов.

В процессе констатирующего эксперимента использовались следующие методы: анкетирование педагогов по вопросам разработанной нами анкеты для оценки сформированности навыков этикета у дошкольников; анонимное анкетирование родителей, математическая обработка и анализ полученных данных.

Прежде всего, была разработана анкета для родителей и проведено анонимное анкетирование.

Из ответов на вопросы анкеты мы сделали вывод о том, что, к сожалению, не все родители считают необходимым формирование навыков этикета у современного человека и не придают им значимой роли (38%), а 8% опрошенных родителей не считают важной задачей формирование у детей норм этики; 4% опрошенных родителей не ставят задачу - формирования у детей вежливого поведения и не задумываются о способах формирования культуры общения у детей.

Большинство родителей (62%) считают недостаточными собственные знания о методах формирования культурного поведения у детей; 58% хотели бы повысить свой методический уровень в данной области.

Таким образом, мы констатировали: у большей части родителей не хватает знаний о формировании у детей культуры общения, вежливости, деликатности и пр., а некоторые родители недостаточно понимают важность и необходимость его проведения.

Далее мы разработали анкету для педагогов, направленную на изучение сформированности навыков этикета у дошкольников, в основе которой лежало наблюдение за детьми.

Анкета состояла из 35 вопросов с 5 вариантами ответов, каждый ребенок мог набрать от минимальных 35 до максимальных 175 баллов. В результате анализа результатов, полученных по анкете, каждый участник в соответствии с количеством набранных баллов условно был отнесен к одной из следующих групп.

Низкий уровень сформированности навыков этикета (от 35 до 81 балла) характеризуется следующими показателями: у ребенка не сформированы знания о нормах и правилах этикета, он не осознает их (нормы внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, нормы поведения в общественных местах), не знает формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим, правила ведения разговора, может вести себя за столом неправильно, не понимает необходимость определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; у ребенка не сформировано отношение к культуре поведения, он не хочет соблюдать этикетные нормы и работать над совершенствованием своей личности; не обращает внимания на настроение, переживания, эмоциональное состояние окружающих; не овладел основными социальными умениями, связанными с этикетными нормами, и не применяет их в собственных поступках и действиях, не соблюдает их: в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.; может быть грубым, недоброжелательным и неуважительным к окружающим.

Средний уровень сформированности навыков этикета (от 82 до 128 баллов) характеризуется следующими показателями: ребенок имеет некоторые знания о нормах и правилах этикета, но недостаточно их осознает (нормы внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, нормы поведения в общественных местах), знает отдельные формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим, правила ведения разговора, поведение за столом (в соответствии с возрастом), но недостаточно понимает необходимость определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; у ребенка недостаточно полно сформировано отношение к культуре поведения, он не считает необходимым

всегда соблюдать этикетные нормы; не учитывает настроение, переживания, эмоциональное состояние окружающих; не полностью овладел основными социальными умениями, связанными с этикетными нормами и правилами их применения в собственных поступках и действиях, невсегда соблюдает их в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.; невсегда тактично общается с другими людьми, невсегда доброжелателен к окружающим.

Высокий уровень сформированности навыков этикета (от 129 до 175 баллов) характеризуется следующими показателями: ребенок имеет достаточные знания о нормах и правилах этикета, осознает их (нормы внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, нормы поведения в общественных местах), знает формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим, правила ведения разговора, поведения за столом (в соответствии с возрастными нормами), понимает необходимость определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; у ребенка сформировано отношение к культуре поведения, он имеет желание соблюдать этикетные нормы и старается совершенствовать свою личность; различает настроение, переживания, эмоциональное состояние окружающих; полностью овладел основными социальными умениями, связанными с этикетными нормами и правилами их применения в собственных поступках и действиях (в соответствии с возрастными нормами), всегда соблюдает их в быгу, в общественных местах и на улице, в гостях и т.д.; внимательно и тактично общается с другими людьми, доброжелателен к окружающим.

Затем мы подсчитали количество детей, вошедших в группы с соответствующим уровнем сформированности навыков этикета (рис. 2).

19%

7%

Ж»

74%

* Низкий уровень

* Средний уровень

■ Высокий уровень

5%

22%

73%

я Средний уроьень

:: Высокий уровень

Констатирующий эксперимент (экспериментальная группа)

Констатирующий эксперимент (контрольная группа)

Рис. 2. Диаграммы, демонстрирующие условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности навыков этикета (констатирующий эксперимент)

Таким образом, полученные результаты показали, что у большинства детей, участвующих в констатирующем эксперименте, уровень сформированности навыков этикета недостаточен.

Далее мы провели сравнительный анализ данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, и сделали вывод: полученные данные незначительно отличаются друг от друга (рис. 3).

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированно-сти культуры навыков этикета у большинства детей, принимающих участие в экспериментальной работе, невысок, что не соответствует социальному заказу. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска, обоснования и использования эффективных путей формирования навыков этикета у дошкольников.

80%

60% 40% 20% 0%

Высокий уровень

Ж

В 1 ■ ................-.......................

~~в 19% 22%

?*> 5% ! . Ш Шиита , J----- ГШ

Средний уровень

Низкий урове нь

П Экспериментальна я группа на этапе канет атируЮ1цего эксперимента

■ Контрольная группа на этапе кзнстмтнруюийвго эксперимента

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированное™ навыков этикета (констатирующий эксперимент)

Решение проблемы, на наш взгляд, оказывается возможным на основе развертывания целенаправленной педагогической работы по формированию навыков этикета у детей дошкольного возраста с использованием потенциала хореографической деятельности.

Во втором параграфе второй главы. «Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности» описано проведение формирующего эксперимента, который был в 2010-2011 гг.

В формирующем эксперименте принимали участие те же дети, которые были задействованы в констатирующем эксперименте: 43 ребенка, составившие экспериментальную группу. С дошкольниками, составившими контрольную группу (64 человека), педагогическая деятельность по разработанной нами программе не проводилась.

Были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента: 1) разработать педагогическую программу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности; 2) апробируя авторскую программу с детьми, вошедшими в экспериментальную группу, выявить возможности использования хореографической деятельности в работе с дошкольниками по формированию навыков этикета; 3) провести повторное

изучение сформированное™ навыков этикета у дошкольников; 4) провести количественную и качественную обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.

Прежде всего, была разработана педагогическая программа «Волшебный мир танца» по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, главной целью которой было формирование навыков этикета у дошкольников.

Новизна программы заключалась в том, что формирование навыков этикета у дошкольников происходило в процессе хореографической деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Педагогическая деятельность по разработанной программе включала следующие задачи: повышать знания детей о нормах и правилах поведения; учить общению между мальчиками и девочками; формировать культуру общения со взрослыми, культуру деятельности; формировать умение понимать «язык» движений, их красоту, воспитывать культуру движений; учить бережному отношению к окружающему; формировать необходимые культурно-гигиенические навыки, опрятность, аккуратность; вырабатывать привычку думать об интересах окружающих; развивать интеллектуальный, физический, духовный и творческий потенциал дошкольников; воспитывать нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, воспитывать умение действовать совместно; формировать потребность в расширении и приобретении знаний о правилах этикета; учить уважительно относиться к обществу, дорожить человеческими отношениями; формировать умение контролировать свое поведение; развивать чувства гармонии; формировать умения выражения собственных ощущений, используя язык хореографии; приобретать опыт общественного поведения.

Был составлен план занятий, проведение которых способствовало повышению уровня сформированное™ навыков этикета у дошкольников. Занятия по хореографии проводились с детьми 5-6 лет два раза в неделю в течение 10 месяцев. Мальчики и девочки занимались вместе. Основные формы занятий, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста: интегрированные; интегрированные с элементами импровизации; индивидуальные; репегици-онно-постановочные в зависимости от сложности танца и его тематики.

В течение всего периода обучения дети знакомились с разнообразными видами хореографии: элементами бального танца; народными танцами; сю-жетно-игровыми; стрейчингом (комплекс статических растяжек в игровой форме); музыкально-ритмическими занятиями.

Кроме того, целенаправленная педагогическая работа была проведена с родителями дошкольников. К сотрудничеству были привлечены 52 человека из числа родителей детей, участвующих в экспериментальной работе. Педагогическая деятельность осуществлялась по трем направлениям:

1. Проведение родительского всеобуча. С этой целью были прочитаны лекции на темы: «Значение этикета в жизни современного человека»; «Этикет в коммуникации»; «Особенности этикета у разных народов», «Методы форми-

рования навыков этикета у дошкольников», которые оказали помощь родителям, ознакомив их с материалами по данным проблемам.

2. Проведение индивидуального консультирования родителей, целью которого было донесение до родителей существующих проблем детей.

3. Привлечение родителей к мероприятиям в рамках разработанной нами программы «Волшебный мир танца» по созданию оптимальных условий для формирования у детей навыков этикета.

Родители с удовольствием принимали участие в мероприятиях. Был проведен ряд родительских собраний, объединенных одной темой «Культура этикета», родители привлекались к совместной работе по проведению концертов, праздников, мероприятий. Проведенная работа с родителями дала положительный результат по созданию оптимальных условий формирования у детей навыков этикета в хореографической деятельности.

II. После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с дошкольниками по разработанной нами программе «Волшебный мир танца» мы провели повторное анкетирование. У каждого испытуемого определялся уровень сформированное™ навыков этикета (рис. 4).

0%

ж Низкий уровень

Я СредниР уровень

65%

Экспериментальная группа

Высс-кнй уровень

11%

9%

II

* Низкий уроьень

I Средний уровень

80% Контрольная группа

Высокий уроьень

Рис. 4. Диаграммы, демонстрирующие распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с уровнями сформированное™ навыков этикета (формирующий эксперимент)

Полученные результаты показали, что уровень сформированное™ навыков этикета у дошкольников экспериментальной группы повысился.

Контрольный этап предполагал сравнительный анализ результатов, полученных в констатирующем и формирующем экспериментах, который продемонстрировал эффективность проведенной педагогической работы (рис. 5).

Кроме того, мы сравнили итоговые результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах (рис. 6).

:: :: : 65,1%

I

.................

19%

754

г~" 0%

Высокий Средний Низкий уровень

уровень уровень

О а<сг.ериментальн ая группа -констатирующий ггзг?

зксгериибнтг

Я Экспериментами ж группа -формирующий згап

аксперииента

Рис. 5. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированное™ навыков этикета (констатирующий и формирующий эксперименты)

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 6. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированное™ навыков этикета (контрольный эксперимент)

Подводя итоги, можно сказать, что в ходе практико-экспериментальной работы мы реализовали поставленную цель: доказали справедливость выдвинутой гипотезы о том, что процесс формирования навыков этикета у дошкольников будет осуществляться наиболее эффективно, если будет создана и реализована программа, направленная на формирование навыков этикета с использованием потенциала хореографической деятельности, с учетом разработанных нами социально-культурных условий.

Низкий уровень

Средний уровень

Зксн ери ментал ж эя группа на этапе контрольного эксперимента

I Контрольная группа на этапе контрольного эксперимента

Высокий уровень

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований по изучаемой проблеме и изложены его основные выводы:

1. Хореографическая деятельность является эффективным средством формирования навыков этикета у дошкольников, так как обусловлена использованием комплексности структурных компонентов, непрерывностью и целостностью процесса формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

2. Определена сущность и специфика формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

3. Определены и экспериментально обоснованы социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

4. Научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

5. Разработан критериальный аппарат для изучения сформированное™ навыков этикета у дошкольников, состоящий из критериев, показателей и уровней сформированное™ данных качеств.

6. Разработана и экспериментально апробирована педагогическая программа «Волшебный мир танца», которая позволяет эффективно формировать навыки этакета у дошкольников в процессе хореографической деятельное™.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Завражин М.Ю. Изучение сформированное™ навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 12. (0,6 пл.).

2. Завражин М.Ю. Модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 4. (0,5 пл.)

3. Завражин М.Ю. Социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 5. (0,5 пл.)

Прочие публикации по теме диссертационного исследования:

4. Завражин М.Ю. Формирование личности ребенка дошкольного возраста в процессе занятий хореографией // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. тр. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2010. Вып. 5. (0,5 пл.).

5. Завражин М.Ю. Хореографическая деятельность как средство воспитания культуры поведения ребенка II Стрельцовские чтения: тр. межвузов, науч.-практ. конф. 14 декабря 2011 г. / сост. и науч. ред. H.H. Ярошенко, Е.Ю. Стрельцова. М.: МГУКИ, 2011. (0,4 пл.).

6. Завражин М.Ю. Комплекс специально-подготовительных упражнений танца в системе творческого саморазвития детей и подростков средствами бальной хореографии // Работа по месту жительства с детьми и молодежью: традиции, опыт, проблемы и перспективы развития: мат-лы I Междунар. науч.-пракг. конф. 2011 г. / под ред. J1.B. Барашевой, С.А. Белевитиной. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. (0,3 пл.)

7. Завражин М.Ю. Развитие бальной хореографии в России // XVI Держа-винские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Февр. 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. (0,3 пл.).

8. Завражин М.Ю. Формирование навыков этикета у дошкольников как социально-педагогическая проблема // Динамика культурных процессов в современной России: мат-лы Общерос. науч. конф. 2012 г. / отв. ред. Г.А. Романова. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного института искусств, 2012. (0,3 пл.).

9. Завражин М.Ю. Эволюционные корни танца как первичного механизма передачи навыков, знаний, общественных ценностей и норм // Проблемы мировоззренческого развития личности в современном культурно-образовательном пространстве: мат-лы Всерос. науч.-пракг. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орел: Изд-во Орловского государственного института искусств и культуры, 2012. (0,3 пл.).

10. Завражин М.Ю. Формирование навыков этикета дошкольников средствами хореографического искусства // Модернизация образования в современном мире: традиции и инновации: мат-лы Общерос. науч.-пракг. конф. / отв. ред. А.И. Воротникова. Тамбов: Орион, 2012. (0,4 пл.).

12. Завражин М.Ю. Моделирование процесса формирования навыков этикета у дошкольников в хореографической деятельности // Формирование регионального культурного пространства: тенденции, традиции и инновации: мат-лы Всерос. науч.-пракг. конф. студентов и преподавателей Уфимского филиала Челябинской государственной академии культуры и искусств. Уфа: Изд-во Уфимского филиала УГАКИ. 2012 (0,3 пл.)

Подписано в печать 16.04.2012 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,45. Тираж 100 экз. Заказ № 0166. Отпечатано в Издательстве ТРОО «Бизнес-Наука-Общество» 39200, г. Тамбов, ул. Советская, 6

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Завражин, Марк Юрьевич, Тамбов

61 12-13/1200

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.05 - ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На правах рукописи

Завражин Марк Юрьевич

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Мангер Татьяна Эдуардовна

Тамбов 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................... 3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.............................................. ^

1.1. Формирование навыков этикета у дошкольников как социально-культурная проблема............................................

1.2. Сущность и специфика формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности........

1.3. Моделирование процесса формирования навыков этикета у дошкольников в хореографической деятельности.......................

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.............................................

2.1. Изучение сформированности навыков этикета у детей дошкольного возраста.......................................................... 87

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.......... 95

Заключение..........

Список литературы Приложение.........

116 125 161

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии.

На фоне сложных социальных проблем, как никогда, становится важным воспитание у подрастающего поколения навыков этикета - совокупности сформированных, социально значимых качеств личности, поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики, определяющей правила поведения людей в различных местах и при самых разных обстоятельствах.

Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т.е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде.

Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, формируются первые мироощущения, необходимые в последующей жизни взрослому человеку.

Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических и нравственных чувств ребенка к реальному миру.

Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в Законе «Об образовании» (1992 г.); в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах

Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р); в выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», в котором подчеркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений, обусловлена ее синтезирующим характером. Движения под музыку можно рассматривать не только как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка, но и как развитие его личности в целом.

Несмотря на довольно активное изучение музыкального развития детей (приобщение их к творчеству в танцевальной деятельности, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии дошкольников, полихудожественный подход к освоению детьми образной природы хореографии и пр.), исследованы далеко не все возможности хореографического искусства в развитии личности дошкольника.

Степень научной разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли в исследовании закономерностей развития искусства танца. Приступить к изучению обозначенной в диссертации проблемы позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского,

Ю.М. Чурко, A.M. Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.

Проблеме детского самодеятельного хореографического творчества, различным его аспектам посвящено значительное количество трудов. Анализ указанной литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методики преподавания хореографических дисциплин, методических указаний по формированию детского репертуара (А.Н. Беликова, Г.О. Бильченко, JI.H. Богаткова, М.С. Боголюбская, Е.В. Голикова, Ю.И. Громов, В.П. Ивинг, О.В. Кветная, Е.В. Конорова, B.C. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Э.А. Куруленко, Е.В. Николаева, В.В. Окунева, Т.В. Пуртова, A.A. Радугин, В.Н. Светинская, Т.Б. Хазанова-Нарская и др.).

Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, O.A. Дорожкиной, А.Д. Жаркова, A.C. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, Ю.Д. Красильникова, В.М. Рябкова, A.B. Соколова, В.В. Туева, H.H. Ярошенко и др., в которых рассмотрены функции, принципы, средства социально-культурной деятельности, а также основные механизмы воздействия методов социально-культурной деятельности на различные категории населения.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности изучались Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, JI.C. Жарковой, Е.В. Литовкиным, Т.Э. Мангер, Ю.А. Стрельцовым, A.A. Сукало, В.Я. Суртаевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым и др.

Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования навыков этикета у дошкольников полностью не решена. На наш взгляд, именно

хореографическая деятельность обладает огромным потенциалом в решении данной проблемы, поэтому представляется необходимой научная разработка комплекса социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

- актуализацией требований, которые предъявляются сегодняшней ситуацией к культурному уровню современного человека, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих ему адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде;

- существующей сензитивностью дошкольного возраста к овладению навыками этикета и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования;

- потенциальными возможностями хореографии в нравственном и эстетическом воспитании детей, обусловленными ее синтезирующим характером, и недостаточным их использованием в воспитательном процессе с дошкольниками по обучению навыкам этикета;

- имеющимися отдельными эмпирическими наработками по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности и недостаточной разработанностью научных подходов к решению проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать проблему, которая заключается в научном обосновании социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

В качестве объекта исследования выступает формирование навыков этикета у дошкольников как способа социального взаимодействия.

Предметом исследования являются социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

Цель исследования - обоснование, разработка и апробация социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ основных научно-теоретических подходов к проблеме формирования навыков этикета у дошкольников как способа социального взаимодействия и, изучив потенциал хореографии в решении данной проблемы, обосновать сущность и специфику формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

2. Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

3. Разработать модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

4. Разработать критериальный аппарат, позволяющий проводить объективную оценку педагогической деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников.

5. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности будет происходить эффективнее при следующих социально-культурных условиях:

• признание приоритетности формирования навыков этикета в процессе педагогической деятельности с детьми как способа их успешного взаимодействия в социуме;

• использование потенциала хореографической деятельности в формировании навыков этикета у дошкольников;

• выявление факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса по формированию навыков этикета у дошкольников;

• разработка модельного подхода к формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности;

• построение деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности на основе комплексной педагогической программы;

• наличие педагогов, подготовленных для организации деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников;

• сотрудничество педагогического коллектива и семьи;

• проведение оценки сформированности навыков этикета у дошкольников на основе системы выделенных критериев и показателей.

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии и педагогике. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

- культурологический и искусствоведческий подход к хореографии (Г.Ф. Богданов, И.О. Дубник, A.B. Солодовников, В.И. Уральская и др.), определяющие роль искусств в развитии личности (А.Н. Столович, В.Н. Семенов, B.C. Селиванов, Б.М. Теплов, П.А. Флоренский и др.);

- понимание единства личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, A.A. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, В.А Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.);

- взаимодействие искусства и воспитания, отраженное в работах известных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.);

- современные подходы к проблемам гуманизации образования (Ш.А. Амоношвили, А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская,

M.B. Бугуславский, A.B. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и

др-);

- понимание искусства как сферы особого культурного опыта (Д.С. Лихачев, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, М.С. Каган, В.В. Бычков, O.A. Кривцун, Ю.Б. Борев, Е.Г. Яковлев и др.);

- психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, М.С. Каган, O.A. Кривцун, Д.А. Леонтьев, П.В. Симонов и др.);

- понимание культурной традиции как способа осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для современного развития (Д.С. Лихачев, A.C. Запесоцкий, В.Г. Лукьянов и др.);

- понимание исторически сложившихся типов эстетического сознания, где ключевым является понятие «категории детства», от сохранения или утраты которого зависит творческий потенциал личности (A.A. Радугин и

др-);

- культурологические аспекты воспитания: приобщение детей к ценностям, обеспечивающее восхождение детей к культуре (Н.В. Бордовская, З.И. Васильева, О.С. Газман, И.Н. Емельянова, М.С. Каган, И.А. Колесникова, В.А. Конев, Н.Б. Крылова, A.A. Реан, Е.В. Титова и др.);

- социально-культурные аспекты формирования и развития нравственных и эстетических ценностей в исследованиях М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Т.Э. Мангер, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, A.A. Сукало, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, культурологической, психологической, педагогической и другой литературы;

систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические - анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; методы математической обработки полученных результатов.

Базы исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дворец культуры г. Котовска» Тамбовской области и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Сказка» г. Котовска Тамбовской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20092012 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2009-2010 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены социально-культурные условия и разработана модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

На втором этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась экспериментально-практическая работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, изучались различные подходы к исследуемой проблеме на практике, проводилось анкетирование с целью выявления уровня сформированности навыков этикета у дошкольников; были экспериментально апробированы социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) подводились итоги исследования: осуществлялась проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, были сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрение в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- процесс формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности рассмотрен с позиции социально-культурной деятельности, при этом в рамках предпринятого анализа автор уточняет и расширяет трактовку сущности понятия «формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности» и специфики хорео