Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет

Автореферат по педагогике на тему «Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Владимирова, Мария Леонидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет"

На правах рукописи

ВЛАДИМИРОВА Мария Леонидовна

Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позишш детей 9 - 12 лет

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005546904

10 АПР 2014

Москва 2014

005546904

Работа выполнена в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский социально-экономический институт» на кафедре педагогики

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор, Александрова Наталья Сергеевна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами, ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы» Гладнлнна Ирина Петровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» Савинов Андрей Михайлович

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Защита диссертации состоится «23» апреля 2014 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Электронная версия автореферата размещена на сайтах: Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru) и МГГУ им. М.А.Шолохова (\v\vw.mgopu.ru).

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.Р. Геворгян

кандидат педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в решении задач воспитания детей в условиях новой реальности, где ценностные и общественные категории приобретают иной уровень осмысления и требуют использования новых форм, средств и условий воспитательной работы. В нашей стране всё активнее внедряется система единого образовательного процесса, направленная на развитие индивидуальной личности, где нравственные, социальные и психические качества ребенка являются основной целью воспитания. На сегодняшний день средства всестороннего развития в процессе обучения основаны на объединении воспитательных и образовательных функций педагога в единый процесс формирования целостной, конкурентоспособной, высоконравственной личности.

Законодательная база регулирует деятельность системы образования и вычленяет потребность государства в воспитании культурного, нравственного, гармоничного человека. Ежегодно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ отмечается важность образовательного процесса, как способа объединить нацию, сформировать единые ценностные категории, способные сплотить народ России. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей (период реализации Концепции 2008 - 2015 гг.) определяет совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. (действующий с 01.09.2012 г.), учитывая особенности детей и их неосознанное подражание, запрещает различные информационные продукты, способные нанести вред психическому и физическому здоровью, влияющие на формирование асоциального поведения и нарушающие нравственные ориентиры детей.

Исходя из тенденций, наметившихся в системе образования и актуальных потребностей общества в ценностных ориентирах, мы видим своевременность и актуальность проблемы разработки целостной методики формирования социально-нравственной позиции личности ребенка. Нравственные представления детей и ценностные ориентиры в возрасте 9-12 лет в большей степени основаны на страхе наказания и личной выгоде в социальном взаимодействии. Нравственная позиция базируется на двуединстве «хорошо - плохо», причем ребенок не всегда может объяснить, почему именно этот поступок «плохой». Мы считаем, что одним из средств, формирующих социально-нравственную позицию детей 9-12 лет, будет коллективный творческий проект. Создание детьми пьесы, как способ осмысления социально-нравственного взаимодействия, и постановка по ней спектакля, как способ закрепления полученного опыта и знаний. Именно по этой причине, еще один аспект актуальности нашего исследования заключается в проблеме под-

бора репертуара для детских спектаклей. Все больше педагогов и режиссеров говорят об отсутствии «качественного» драматургического материала для постановок детскими театральными коллективами, способного формировать личность и прививать ценностные, нравственные качества как детям, участвующим в спектакле, так и зрителям. В погоне за доступностью текста и адаптации жаргонных выражений, драматургия для детей теряет свое предназначение - воспитание через сопереживание и погружение. Педагоги, не имеющие специального режиссерского образования, нуждаются в информационно-методических материалах, доступно объясняющих принципы, структуру и особенности работы с детьми во время театральной деятельности (постановки спектаклей, сценок, миниатюр, выступлений на концертах). Мы считаем, что разработка методики, основанной на принципах доступного языка и попятной структуры режиссерского и актерского анализа, используемая в процессе коллективного творческого проектирования, будет своевременна и востребована не только для деятельности театральных коллективов, но и в целом для педагогов в системе образования.

Актуальность исследования заключается в разработке и обосновании условий, позволяющих формировать у ребенка целостное представление о взаимосвязи знаний, умений, навыков, нравственных ценностей и поступков.

Таким образом, творческий процесс позволяет ребенку получить и закрепить знания и опыт социально-нравственного взаимодействия. Именно это выявило обострение противоречий между:

- потребностью общества в личности, обладающей сформированной социально-нравственной позицией, и недостаточной разработкой средств формирования целостной личности ребенка;

- особенностями социально-нравственной позиции детей 9-12 лет и существующими формами педагогического воздействия на социально-нравственное развитие детей;

- педагогическими методами работы с детьми 9-12 лет, основанными на ведущем виде деятельности, и недостаточным вниманием к творческой и игровой деятельности, как наиболее эффективным способам формирования социально-нравственной позиции детей в этом возрасте;

- необходимостью повышения творческой активности детей и недостатке методов стимулирования творческой активности в процессе обучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях коллективное творческое проектирование будет эффективно влиять на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, выявленные противоречия, а также интерес к проблеме и поиск автора, обуславливает выбор темы исследования: «Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 -12 лет».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать условия формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет средствами создания и реализации творческого проекта.

Объект исследования - процесс формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет.

Предмет исследования - условия создания и реализации творческого проекта в детском театральном коллективе с целью формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет в процессе создания и реализации творческого проекта будет эффективным, если:

- выделены основные компоненты социально-нравственной позиции детей 9—12 лет;

- процесс создания и реализации творческого проекта рассматривается как коллективная творческая деятельность, влияющая на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет;

- определена специфика темы, идеи и конфликта в сюжетах творческого проектирования, как репертуарная основа, формирующая социально-нравственную позицию детей 9 — 12 лет;

- разработана методика создания и реализации творческого проекта.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и охарактеризовать специфику социально-нравственной позиции детей 9-12 лет, и на этой основе спроецировать процесс ее формирования.

2. Охарактеризовать принципы творческого проектирования, как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9—12 лет.

3. Теоретически обосновать и разработать условия создания и реализации творческого проекта, как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9—12 лет.

4. Осуществить апробацию авторской методики проектирования и процесса формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические разработки в области метода учебного проектирования (Дж. Дьюи, У.Х. Кильпатрик, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий и др.); теоретические разработки в области нравственного воспитания детей и подростков (Ш.А. Амо-нашвили, Е.А. Леванова, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, В.И. Петрова, Е.В. Субботский, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.); исследования роли мотивов в развитии личности (Л.И. Божович, B.C. Ильин, П.М. Якобсон и др.); концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.). При разработке проблемы творческой активности детей, мы опирались на научные исследования детского творчества (Б.Г. Ананьева, Т.Н. Бакланова, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Т. Рибо, Т.Я. Шпикалова и др.), концепцию творческого восприятия и способности к творческой деятельности, (Н.С. Александрова, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев,

Н.М. Сокольникова и др.). Теоретической базой для описания процесса и поэтапного структурирования творческого продукта послужили теория драмы и теория анализа пьесы (А.Н. Бородин, ИЛ. Вишневская, В.А. Сахновский-Панкеев, К.С. Станиславский и др.).

Для решения задач, поставленных на разных этапах опытно-экспериментальной работы, использовались следующие методы исследования:

- теоретические методы: теоретический анализ философской, педагог ической, психологической, культурологической, методической, и другой научной литературы и диссертационных работ по теме исследования, сравнительный анализ и обобщение передового педагогического опыта и практического опыта работы по исследуемой проблеме, прогноз и моделирование процесса;

- эмпирические методы: опросные методики (анкеты, беседы, интервью), социометрия, наблюдение, изучение творческого продукта, тестирование, топосоциометрия, метод незаконченных фраз, эксперименты (поисковый, констатирующий, формирующий), методики коллизий и альтернативного выбора, анализ опытно-экспериментальных данных (математические и статистические методы обработки результатов).

Ведущим методом проверки достоверности научных данных явилась опытно-экспериментальная работа.

Научная новпзпа исследования заключается в:

- раскрытии сущностно-содержательной характеристики процесса формирования и развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет средствами творческой проектной деятельности;

- выявлении и научном обосновании влияния творческого процесса создания пьесы (продукта проектирования) как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет;

- обосновании авторской методики по формированию и развитию социально-нравственной позиции детей средствами создания и реализации творческого проекта;

- разработке, апробации и практической реализации методики в условиях детского театрального коллектива.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- проанализировано и конкретизировано представление о принципах и процессах формирования и развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет средствами коллективного творческого проектирования;

- представлено научное обоснование эффективности комплексного воздействия создания и реализации творческого проекта на формирование и развитие социально-нравственных позиций детей;

- разработана адаптированная поэтапная структура творческого проектирования, направленная на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

- систематизированы и описаны интегрируемые направления (психология личности, педагогическое развитие социально-нравственных позиций де-

тей, теория драмы, поэтапное описание процесса создания и соотнесенные с ним коррекционно-развивающие аспекты), необходимые для работы в рамках предлагаемой методики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики создания и реализации творческого проекта детьми 9-12 лет с поэтапным описанием процесса проектирования, направленной на развитие гармоничной личности, в основе которой лежит формирование и развитие социально-нравственной позиции. Реализация методики в рамках авторской программы по предмету «Сценическая практика» на театральном отделении Детской школы искусств. Содержащиеся в методике теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-методического обеспечения деятельности педагогов в различных образовательных учреждениях. Универсальность разработанной авторской программы «Мы с детьми в театр играли» позволяет использовать ее в массовой практике общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, при организации досуговой и кружковой деятельности, в детских театральных коллективах и т. д.

Достоверность н обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным научно-теоретическим подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; применением методов, адекватных его цели, задачам и предмету; корректной организацией опытио-эксиериментальной работы в сочетании с аналитическим представлением собственного опыта и опыта коллег; применением разнообразных методов диагностики и математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: детских театральных коллективах г. Кирова, г. Перми, г. Дальнегорска и ряде других школ и театральных студий. Всего в эксперименте приняло участие 372 ребенка. В контрольную группу исследования вошли 325 детей.

Организация н этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2007 по 2013 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2007 - 2008 гг.) - аналнтико-понсковом - определялась общая направленность исследования; его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и субъект, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализ литературы по данной проблеме и выявлялось фактическое положение дел по исследуемой теме; изучался и обобщался инновационный опыт работы ведущих педагогов; выявлялся исходный уровень базовых показателей, учитываемых при проведении апробации; анализировался характер проявления и степень потребности в формировании социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

На втором этапе (2008 - 2012 гг.) - опытно-экспериментальном — проводились поисковый и констатирующий эксперименты на базе детских коллективов в г. Кирове, г. Перми и г. Дальнегорске; разрабатывалась технология и структура методики с учетом научных исследований; проводилась оценка методики с учетом интеграции в процесс обучения; велась практиче-

екая работа с группами детей, по созданию и реализации творческих проектов; уточнялась научная концепция исследования.

На третьем этапе (2012 - 2013 гг.) - оценочном - обрабатывались и обобщались результаты исследования; выявлялись качественные результаты воздействия творческого процесса па формирование социально-нравственных позиций детей; формулировались выводы; оформлялось диссертационное исследование.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика формирования социально-нравственной позиции детей 9 -12 лет обусловлена уровнем развития поведенческой мотивации, социализацией, уровнем ответственности за поступки, способностью понимать чувства и эмоции других людей, уровнем развития рефлексии, принятием общечеловеческих ценностей. В этом возрасте происходит смена поведенческой мотивации в понимании ценностей и нравственности поступков. От формы запрета в мотивации поступков (хорошо - плохо) дети переходят к форме осознания (добро - ano). Несмотря на ведущую деятельность, детей увлекает игра, как способ познания мира. Дети 9-12 лет постепенно отказываются от ведущего авторитета взрослых и ориентируются на группу сверстников, как значимый для них индикатор «правильности» поступков.

2. Принципы коллективного творческого проектирования являются одним из эффективных средств, формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет. Мы выделяем такие принципы как: результативность (создание и реализация продукта), единство творческого пространства, ценностное отношение к личности участника и группе, равноправное партнерство, обоснованность и эффективность. Проектная деятельность группы па-правлена на общий результат, где каждый участник чувствует свою незаменимость. Принятие участника проекта группой и педагогом, как уникальной личности и следование этическим нормам взаимодействия позволяет сформировать творческое единство и доверительное отношение в группе. Активный интерес детей в процессе проектирования и добровольное участие в проектной деятельности, взаимодействие педагога и учеников как равноправных участников творческого процесса позволит избежать у детей отторжения информации, которая преподносится как проблема, требующая совместного решения. Педагог направляет деятельность детей и помогает выбрать тему, идею, сюжет пьесы в соответствии с поставленными задачами.

3. Условия создания и реализации творческого проекта, как средства формирования социально-нравственной позиции детей: методы сообразны возрасту 9-12 лет, имеют групповой вид деятельности, в их основе лежит творчество, методы долгосрочны и системны, результатом деятельности детей является творческий продукт. Приемы и педагогические технологии, поставленные педагогом задачи и теоретическая подготовка детей разработаны в соответствии с возрастом, их применение обосновано и целенаправленно. Понимание социально-нравственной позиции как социального явления нуждается в применении групповых форм работы. Мотивационный потенциал проектной деятельности усиливается при осознании детьми значимости про-

блемы, которая выносится за рамки стремления написать пьесу и поставить спектакль.

4. Методика коллективного творческою проектирования, разработанная и описанная в исследовании, легла в основу создания учебной программы «Мы с детьми в театр играли». Методика по формированию социально-нравственной позиции детей 9-12 лет эффективна при:

- проведении предварительной психолого-педагогической подготовки проектной группы, формирующей высокий уровень сплоченности и уважительного отношения друг к другу;

- создании творческого с учетом структуры пьесы (сюжет, идея, конфликт, сквозное действие, особенности персонажей и т.д.);

- опосредованном развитии социально-нравственной позиции через персонаж, созданный ребенком, в процессе группового обсуждения;

- построении репетиционной работы на поиске мотивов поведения и поступков придуманных детьми персонажей;

- осознании ответственности и причастности каждого участника проектирования к созданию продукта, ценности собственного мнения и мнения других, как уникальных авторских единиц.

Апробация и внедрение результатов исследования. Процесс и результаты исследования на разных этапах были представлены и обсуждены на заседании кафедры педагогики Вятского социально-экономического института; на педагогических совещаниях МБОУ ДОД «Детская школа искусств №11» г. Кирова; на курсах повышения квалификации при Кировском областном «Учебно-методическом центре повышения квалификации работников культуры и искусства»; представлены и получили одобрение на семинарах и научно-практических конференциях.

Структура диссертации отражает общую логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объем диссертации составляет 175 страниц. В работе приведено 6 таблиц, 7 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, характеризуется теоретико-методологическая основа и методы исследования, определены положения, выносимые на защиту, представлены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава «Теоретические основы формирования сониально-нравствеинои позиции детей 9 - 12 лет в процессе создания и реализации творческого проекта» посвящена обоснованию основных идей и положений, которые явились теоретико-методологической базой исследования: анализируются базовые понятия и основы возникновения интереса в области формирования социально-нравственной позиции детей средствами коллективного творческого проектирования; выявляются различные научные подходы отечественных и зарубежных ученых к решению данной проблемы;

условия, необходимые для эффективного формирования и развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

В определении сущности социально-нравственной позиции мы опирались на такие понятия как: «позиция», «социальная позиция», «нравственная позиция», «личностная позиция» и исследования ученых в области социально-нравственной позиции. Изучая творческого проектирования, как условия формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет мы анализируем такие понятия как: «творчество», «игра», «коллективная деятельность», «проектирование», «творческий продукт», «литературное творчество (создание пьесы)» и т.д.

В диссертации рассматриваются возрастные особенности детей 9-12 лет, которые позволяют говорить об эффективности педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции именно в данном возрасте. Л.И. Божович, A.M. Прихожин и другие считают данный возраст кризисным, во время которого происходит активизация социального взаимодействия ребенка с окружающим миром. Формы социального взаимодействия трансформируются, а появление социальной активности приводит к усвоению норм, ценностей и поведения отличающих детей от взрослых. Дети 9 - 12 лет стремятся быть взрослыми. Анализируя социальные явления и оценивая их, ребенок ещё не способен соотносить их с собственной личностью. Как правило, механизм идентификации происходит путем копирования поведения уважаемого человека «значимого другого» (Г. Салливан), образца для подражания. Наблюдается первичное «копирование» социально-нравственных взаимодействий, а отсюда, и проекция социально-нравственной позиции. Однако в возрасте 9-10 лет ребенок руководствуется нормами поведения, основанными на противоречии «хорошо - плохо». Оценка социально-нравственного поступка, как проявление социальной позиции, происходит путем сравнения и привязки ситуации к нравственным законам, почерпнуты из различных источников (фильмы, кино, книги и т.д.). Определяя себя, ребенок 9-10 лет пользуется методом сравнения. Чуть позже, к моменту формирования логического мышления (10 — 11 лет), проявляется возможность самостоятельно анализировать не только присвоенный, но и собственный опыт. Развитие логического мышления стимулирует формирование потребности в рассуждениях, размышлениях, обобщении понятий и в целом познавательной деятельности. В это время активно формируется социально-нравственная позиция, которая будет развиваться за счет таких качеств как самооценка, самосознание, самовоспитание.

По мнению Г.И. Щукиной, развитие ребенка происходит именно за счет накопления опыта и развития самостоятельности. Таким образом, чем больше опыта будет накапливать и анализировать ребенок, тем более активно будет развиваться его социально-нравственная позиция. Объектом осмысления для детей этого возраста становится человек, как социальная составляющая внутренней нравственной позиции. Через нравственные категории ребенок пытается осознавать общественные явления, оценивая и вырабатывая собственную точку зрения, способы реагирования и принципы поведения. В этом

возрасте возможно возникновение «нравственных конфликтов» (А.Я. Анцу-пов и A.M. Шипилов), которые могут влиять на гармоничное формирование социально-нравственной позиции. Источниками такого рода дисгармонии между желаемым и реальностью обычно выступают неблагополучные семьи и круг общения. В данном случае нарушается иерархия моральных ценностей, приводящая к низкому уровню развития социально-нравственной позиции ребенка (собственные желания ребенок ставит выше общечеловеческих нравственных ценностей).

Изучая особенности формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет, мы можем говорить о зависимости уровня ее развития от целого ряда личностных качеств. Социально-нравственная позиция понимается нами как способность осмысления и возможность давать личную нравственную оценку тому или иному событию, свобода выбора поведения и нравственная ответственность за него в конкретных общественных условиях. Она содержит в себе высокий уровень моральной образованности, способность анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку, наличие сильной воли, способностью осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения, способность понимать и сопереживать эмоциям и чувствам других людей, принятие человека как ценности. Мы полагаем, что уровень развития социально-нравственной позиции можно определить совокупностью личностных качеств (см.табл.1).

Таблица 1

Критерии уровня развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет

Критерий Характеристика

поведенческая мотивация Поведенческая мотивация носит осмысленный нравственный характер, основана на культурных и созидательных ценностях

уровень еоциашзагпш Высокий уровень социализации способствует осознанному выбору социально-нравственного поведения и ответственности за свои поступки

ответственность :ш поступки Ребенок способен понять п прогнозировать свои поступки и поступки других, нести ответственность за свои действия и слова

эмоциональная прелость Умение понимать эмоции и чувства других людей, самому проявлять и выражать эмоции, соответствующие ситуации, вербально описывать и понимать мотив возникновения эмоций, чувств и состояний

самооценка Ребенок понимает свои особенности и способен к рефлексии, принимает личность. как ценность

ценностная ориентация В основе поведения лежат нравственные ценностн, принятые самим ребенком, а не навязанные взрослыми по принципу «поощрения-наказания»

По мнению П.Ф. Лесгафта, у детей 12 - 14 лет уже сформированы собственные внутренние законы, причем отказаться от них ребенку очень сложно. Исходя из этого, мы определяем, что педагогическое воздействие на формирование социально-нравственной позиции детей наиболее эффективно в

возрасте 9-12 лет. Оно направленно на развитие таких качеств как: самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства, добровольность, ответственность, поведенческий мотив, личностная цель, понимание социальных норм, чувство коллективизма, бесконфликтность, ответственность за сохранение общественных норм, чувства достоинства других и т.п.

Принимая за основу выявленные особенности детей в возрасте 9-12 лет, мы можем заключить, что средство формирования социально-нравственной позиции будет основано на творческой деятельности (объединение игры и получения знаний). Творческая деятельность является неотъемлемой частью занятий, проходящих в детских театральных коллективах. Актерское мастерство, как игровая форма творческой активности, способно раскрыть скрытые потенциалы детей и сформировать желание всесторонне познавать мир (актер всегда наблюдает за социальными явлениями и взаимодействием людей, чтобы расширить актерскую базу образов). Литературное творчество - особый вид, где дети могут учиться выражать мысли и чувства через создание художественного образа. Умение работать с персонажем, понимание структуры и способов создания литературного произведения позволяет детям размышлять о нравственных и ценностных категориях и о своей роли в структуре социально-нравственных отношений.

Предвкушение творческого продукта стимулирует к активности и творческому поиску. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка - креативная среда. Учитывая возрастные, психологические и творческие особенности детей в возрасте 9-12 лет, социальную активность и направленность развития, мы определили, что формирование социально-нравственной позиции наиболее эффективно в процессе коллективного творчества. Такой процесс определяется нами как творческий проект, а результат данного проекта - творческий продукт, созданный и зафиксированный как что-то новое, не существующее ранее. Целенаправленность деятельности заключается не только в продукте, айв желании детей через творческий продукт донести до зрителей и читателей социально-нравственные ценности, волнующие авторов на момент создания произведения.

Продукт творческого проектирования соответствует следующим критериям:

1. Продукт создается группой в процессе творческого общения и взаимодействия, являясь результатом коллективного творчества. Продукт является результатом осознания социально-нравственных категорий.

2. Творческий продукт включает в себя раскрытие проблематики (социально-нравственные категории) и закрепляет, формирующиеся у детей, социально-нравственные принципы и ценностные ориентиры.

3. В коллективном процессе создания продукта раскрываются личностные особенности каждого из участников проектирования, что способствует формированию социально-нравственной позиции учеников.

4. Финальной точкой проектирования является реализация продукта, демонстрация результата работы коллектива. Таким результатом в нашем ис-

следовании является спектакль, поставленный по пьесе, созданной в процессе коллективного творческого проектирования.

Процесс коллективного творческого проектирования мы рассматривали как структурированную, поэтапную деятельность, позволяющую акцентировать внимание группы не па процессе создания текста продукта, а на целостном раскрытии образов, обсуждая на примере персонажей нравственные взаимодействия и социальные явления. В диссертации рассматриваются этапы коллективного творческого проектирования, как методологическая основа внедрения методики. Характеристика творческого проектирования основана на понимании совместной творческой активное™ детей, как основы проектной деятельности. Результатом проектной деятельности мы видим возможность целостного и всестороннего формирования гармоничной личности и развитие устойчивых социально-нравственных качеств, ведущих к формированию социально-нравственной позиции в процессе группового обсуждения и работы с сюжетными линиями персонажей.

В главе приводится психолого-педагогическое обоснование методики, средств и требований к педагогу. Педагогические технологии используются в соответствии с течением занятия и подчиняются таким педагогическим задачам, как: мотивирование учащихся к творческой деятельности, формирование целостного гармоничного восприятия собственной значимости у каждого ребенка, формирование желания активно развиваться и узнавать новое.

Во второй главе «Апробация методики формирования социалыю-иравствепнон позиции детей 9-12 лет в процессе создания и реализации творческого проекта» раскрыта последовательность организации и проведения апробации методики коллективного творческого проектирования, описана опытно-экспериментальная работа. Охарактеризованы критерии развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

Экспериментальное внедрение методики коллективного творческого проектирования через реализацию авторской программы «Мы с детьми в театр играли», было осуществлено в период 2008 - 2012 гг. на базе нескольких творческих коллективов: г. Перми, г. Дальнегорска и г. Кирова. Общее число детей, принявших участие в апробации методики, составило 372 человека.

Опытно-экспериментальная часть нашего исследования состояла из нескольких этапов: 1 этап - констатирующий эксперимент, 2 этап - формирующий эксперимент, 3 этап - контрольный эксперимент.

Нравственные мотивы поведения мы изучили методиками оценивающими поведенческую мотивацию детей 9-12 лет - методика «Ценностные ориентации» Рокича, тест смысложизненных ориентации Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика (адаптация К.Муздыбаева), тест определения жизненных ценностей личности (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова), тест «Розенцвейга», беседа «Кто прав», творческая игра «Черное - белое»; умение взаимодействовать с социальным миром и освоение социально-нравственных норм определяли уровнем социализации - тест «Социальный интеллект» (Дж.Гилфорд), проективный тест, Топосоциометрия, творческая игра «Черное - белое», тест «Розенцвейга»; уровень ответственности за поступки - диагностическая ме-

тодика развития рефлексии А. В. Карпова, Беседа «Кто прав», творческая игра «Черное - белое», тест «Розенцвейга»; выявляли уровень эмоциональной зрелости - беседа «Кто прав», творческая игра «Черное - белое», тест «Розенцвейга»; определяли ценностные ориентации ребенка - методика «Ценностные ориентации» Рокича, тест смысложизненных ориентации Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика (адаптирована К.Муздыбаева), беседа «Кто прав», тест определения жизненных ценностей личности (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова).

По результатам констатирующей диагностики мы сделали выводы: в поведенческой мотивации доминировал страх наказания, который регулировал исполнение детьми общественных норм. Наряду с этим дети пытались получить похвалу, что прослеживалось в выборе поведенческих действий, основанных на общих понятиях «так надо», не принимая во внимание личное желание и ценностное отношение к миру. У детей преобладала ориентация на сиюминутные желания, собственные интересы, желания быть социально востребованными. Уровень социализации был обусловлен восприятием социума как данности, которую дети не в силах изменить, а социальные контакты не воспринимались как что-то ценное. Понимание «другого» строилось на сравнении с собственным опытом, не учитывались особенности личности и мотивы других людей. Уровень ответственности за поступки, как и развитие рефлексии, находились на уровне ниже среднего. Ответственность была связана со страхом наказания. Испытуемые были не уверены в собственной значимости и не способны в полной мере ощутить ответственность за собственные действия и поступки, а понимание эмоций и чувств других людей при диагностике оказалось ниже среднего. Дети часто не понимали невербальные проявления эмоций, иногда они не соотносили слова с чувствами, которые испытывают другие, не были готовы вербально выражать свои чувства. Итак, в ходе констатирующего эксперимента оценка социально-нравственной позиции составляет: 39% как ¡«сформированная, 43% - неустойчивая, 18% -активно сформированная социально-нравственная позиция.

Формирующий эксперимент - практическая апробация методики, разработанной в процессе диссертационного исследования.

Первый этап. Застольный период работы (термин введен К.С. Станиславским). Понятие «застольный период работы с пьесой» раскрывает глубину работу с текстом, основанную на пятиступенчатом разборе событийного ряда. На этом этапе происходило обучение детей теоретическим основам создания драматургического произведения (пьесы), прорабатывался сюжета и разрабатывались характеры персонажей. Начиналось проектирование с составления структуры будущей пьесы. Определялись тема, идея, сквозное действие, действующие лица и конфликт. Первый этап базировался на изучения теории драматургии, на принципах и приемах теории создания образов, драматических узлов и других неотъемлемых частей драматургического произведения. Знания по теории пьесы важны для создания «жизнеспособного» продукта - ярких образов и интересного спектакля. Каждый участник проектирования создавал своего персонажа, наделяя его особенными чертами и

характеристиками. Из персонажей, предложенных детьми, темы и идеи пьесы, мы формировали событийный ряд. Нами разработана схема формирования сюжета, исходя из предложенных принципов К.С. Станиславского, состоящая из отдельных событий, значимых для постановки спектакля и понимания идеи пьесы: ведущее предлагаемое обстоятельство, исходное действие, определяющее действие, центральное действие, главное и финальное действия. «Нанизывая» различные события на нить сквозного действия, дети структурировали пьесу, при этом сюжет становился «жизнеспособным», с ярким драматическим конфликтом. Каждый герой либо стремился к реализации идеи, либо напротив, препятствовал ей, это определялось как «драматический конфликт».

Созданные персонажи обсуждались группой и включались в сюжетную линию. Через действия и желания созданного персонажа ребенок выражал собственные доминирующие потребности. Например, если персонаж застенчивый и безвольный, педагогическое воздействие в процессе проектирования было направлено на помощь ребенку в понимании цели и мотивов такого поведения. Группа обсуждала и давала оценку не ребенку, а образу, что позволило избежать негативных эмоций и ощущения неловкости у автора персонажа. При обсуждении персонажей будущей пьесы характеризовались поступки, ценности, желания, убеждения, что позволило каждому автору осознать нравственные ценности социальных явлений. Опыт, полученный в процессе обсуждения, влиял на формирование социально-нравственной позиции всей группы через проговаривание нравственных оценок и обдумывание собственной позиции. Итогом первого этапа стал текст пьесы.

Второй этап. Процесс реализации продукта или репетиция спектакля по созданной детьми пьесе. Этот этап включает в себя изучение основ актерского мастерства и практическое воплощение идеи пьесы. На занятиях по гриму дети визуально воплощали образ, по сценическому движению работали с пластикой персонажа, по актерскому мастерству прорабатывали этюды и находили целостность образа. Такой подход не нагружает детей необходимостью творить в строго отведенное время, а позволяет сделать процесс творчества свободным. В процессе репетиционной работы дети обсуждают внутренние переживания созданных образов, пластически воплощали их в процессе этюдпой наработки. Они учатся видеть взаимосвязи внутреннего и внешнего проявления эмоций, глубину переживаний образа, получают возможность высказать свои нравственные оценки и через персонаж находить мотивы поведения, проводя параллели с реальностью. Почему именно так поступает герой, какие ценности для него важны, что он стремиться получить? Благодаря игровому пространству и свободному анализу этюдов в заданных сюжетных обстоятельствах, осуществлялось целостное развитие внутренней нравственной составляющей поведения и развивалась социально-нравственная позиция участников проектирования.

Третий этап. Конечная точка реализации творческого продукта и показ спектакля. Если на начальном этапе проектирования целью группы было выступление на сцене, то в момент завершения проектной деятельности мотивы

изменились. Ведущим мотивом стало желание детей рассказать окружающим «о чем-то очень важном», поделиться своими открытиями в области социально-нравственного взаимодействия и сделать мир добрее. Дети не выходили на сцену ради выступления, они раскрывали перед зрителями глубокие социально-нравственные проблемы, волнующие их, а зритель сопереживал и погружался в пространство спектакля. Актеры искренне радовались: «Они нам верят! Они поняли, что важно...». После показа спектакля зрители, среди которых были родители, принимающие активное участие в подготовке спектакля, благодарили группу за возможность «подумать». Спектакли детей 9—10 лет отличаются особыми приемами, через которые она познают социальный мир, а спектакли детей 11-12 лет часто вызывали слезы у зрителей за счет внутренней наполненности образов. В процессе показа спектакля дети удивляли глубиной сюжета и искренней игрой, поднимали нравственные проблемы, высказывая свою социально-нравственную позицию языком театрального искусства. Группа становилась единым целым и переходила на новый этап развития, проявляя желание в дальнейшем развивать, и реализовы-вать творческий потенциал.

Методика контрольного этапа была идентична констатирующему эксперименту. На этом этапе мы получили следующие результаты: мотивы поведения, выявленные у детей были направлены на личностное развитие и непричинение вреда другим; стереотипность поведенческих реакций прослеживалась значительно реже; личная социально-нравственная оценка выражалась ярко; испытуемые были способны анализировать ситуацию и высказать своё мнение; наблюдалось понимание последствий своего поведения и способность прогнозировать возможные ответные реакции (рис.1).

Изменения в рамках социально-нравственной позиции определялось нами в следующем соотношении: 17% несформированная социально-нравственная позиция; 52% - неустойчивая социально-нравственная позиция; 31% - активно сформированная социально-нравственная позиция.

• 1 ^сформированная сониально-нравстаснная

Я Неустойчивая соииадыю-нравсгвеиная позиция

Сформированная социально-нравственная

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Рис 1. Сравнительный анализ уровня развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет участвующих в эксперименте

Чтобы проанализировать эффективность влияния творческого проектирования на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет, мы провели исследование в двух группах. Первая группа детей (контрольная

группа 325 детей) проходила тестирование одновременно с экспериментальной группой, но не участвовали в проектной деятельности. При анализе полученных данных мы выявили, что показатели контрольной группы незначительно выросли, что говорит о существовании независимого развития социально-нравственной позиции у детей этого возраста. Однако развитие имело низкую динамику и прослеживалось не у всех участников контрольной группы. Вторая группа детей (экспериментальная группа 372 ребенка) показала значительные изменения в развитии социально-нравственной позиции за равный временной промежуток в сравнении с первой группой (табл.2). Это являлось показателем эффективности влияния коллективного творческого проектирования на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня развития социально-нравственной позиции детей 9—12 лет в контрольной и экспериментальной группах

Уровень развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет Констат экспе( 1РУЮЩИЙ эимент Контрольный эксперимент

контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа

Сформированная социально-нравственная позиция 19% 18% 20% 31%

Неустойчивая социально-нравственная позиция 40% 43% 44% 52%

Несформированная социально-нравственная позиция 41% 39% 36% 17%

Проведенные исследования доказали, что успешность и результативность проектной деятельности напрямую зависит от следующих показателей:

1. Подготовка детей и педагога к проектированию и создание Этического кодекса, владение знаниями в рамках теории драматургии, глубокое изучение методической основы коллективного творческого проектирования, следование принципам и технологиям, разработанным в процессе научного исследования проблемы.

2. Следование этапам проектирования с учетом методических рекомендаций.

3. Создание личностно-ценностного творческого пространства в коллективе, занимающемся проектной деятельностью.

4. Понимание творческого продукта проектирования, как ценностного и уникального явления, созданного на основе жизненных ценностей, и способного донести зрителям ценностные категории восприятия мира.

Проведенное исследование оправдало сформулированную гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Выявлена специфика и условия эффективного педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет, важным компонентом которой является использование сообразных возрасту средств и приемов, основанных на синтезе игровых и обучающих форм

в процессе коллективной деятельности. Активное игровое действие в креативном поле позволяет педагогу максимально эффективно осуществить усвоение детьми принципов и базовых норм, нравственных законов общества, и активизировать личностное развитие детей в рамках социально-нравственных категорий, что является спецификой формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет в условиях детского театрального коллектива. Исследования показали, что определяющими критериями уровня развития социально-нравственной позиции детей являются: поведенческая мотивация, уровень социализации, ответственность за поступки, эмоциональная зрелость, самооценка, ценностная ориентация. Высокий уровень их развития свидетельствует о сформированное™ у ребенка социально-нравственной позиции, как способности к самостоятельной оценке поступков с точки зрения нравственных норм.

2. Средством формирования социально-нравственной позиции детей 9 -12 лет является творческое проектирование в виде создания пьесы, как продукта проектирования, реализации её в виде спектакля и выпуск книги с текстом пьесы. Творческая атмосфера и ценностное отношение к каждому участнику в процессе проектирования образуют творческую среду, в которой осуществляется формирование социально-нравственной позиции детей. Принцип работы с созданным персонажем (через третье лицо) позволяет опосредованно влиять на самого ребенка, избегая неловких ситуаций, стеснения в действиях и высказываниях своей точки зрения. Принцип теоретической проработки сюжета и поиск драматургического узла (столкновение противоположностей) позволяет наиболее ярко показать весь спектр социально-нравственных отношений. Знание теоретической структуры анализа пьесы предоставляет педагогу возможность в доступной форме помогать участникам проектирования анализировать социальные взаимоотношения через такие понятия как: верность, дружба, сострадание, ответственность, преданность и т.д.

3. Разработанные условия и методологическая структура создания и реализации творческого проекта легла в основу авторской программы «Мы с детьми в театр играли». Программа успешно реализуется в учебных заведениях дополнительного образования детей г. Кирова, г. Перми и г. Дальнегор-ска. Наблюдается активный интерес к методике создания и реализации творческого проекта среди педагогов, как учреждений дополнительного образования, так и общеобразовательных учебных заведений.

4. Исследование показало, что разработанная и апробированная методика оказалась эффективной, способствующей качественному и целостному формированию социально-нравственной позиции детей 9-12 лет, с учетом ценностей, моральных норм и нравственности. По результатам сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать выводы, что за период проектной деятельности у детей наблюдается общее повышение уровня развития социально-нравственной позиции детей.

Таким образом в процессе проведенного исследования все задачи решены, получила подтверждение гипотеза.

Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающую полноту характеристики данной проблемы.

Перспективы исследования мы видим в изучении творческого проектирования (создание пьес, сказок), как средства, эффективно влияющее на развитие личностных компонентов, навыков и поведенческих особенностей детей различных возрастных групп.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи ерецензируемых журналах, рекомендованных ЕАК РФ:

1. Владимирова М.Л. Творческое проектирование как метод формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - Электронный научный журнал URL: http://vwAV.science-education.ru/106-7884 (дата обращения: 24.12.2012). (0,5п.л.)

2. Владимирова М.Л. Применение метода коллективного творческого проектирования в процессе формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет // Известия Южного федерального университета. 2013. - Ns2 - С. 44-49. (0,5 п.л.)

3. Владимирова М.Л. Эффективность педагогического воздействия на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лег средствами коллективного творческого проектирования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - Электронный научный журнал URL: URL: htip://ieoria-practica.ru/-12-2013/pedagogics/vladimirova.pdf (дата обращения: 20.11.2013). (0,5 п.л.)

Программы, учебные пособия и методические материалы:

4. Владимирова М.Л. Мы с детьми в театр играли. Методическое пособие для руководителей театральных коллективов. Киров: Кировский ОДНТ, 2010. -66 с. (4,1 п.л.)

Статьи, материалы конференций:

5. Владимирова М.Л. Шляпка, фотоаппарат и Я II Детский театральный журнал. - 2011.-№4,- С. 20-27. (0,6 п.л.)

6. Владимирова М.Л. Этический кодекс детской театральной студии «Гном и Дом» // Детский театральный журнал. — 2011. — №4. — С. 2 — 13. (1.1 п.л)

7. Владимирова М.Л. Работа с дошкольниками по предмету «Театр» в рамках методики коллективного творческого проектирования // Детский театральный журнал. - 2012. - №3. - С. 12 - 17 (0,2 п.л.)

8. Владимирова М.Л. Формирование социально-нрарственной позиции детей 9 — 12 лет в процессе создания и реализации творческого проекта // Педагогика. Общество. Право.-2012.-№3.- С. 109-114. (0,3 п.л.)

9. Владимирова М.Л. Творческое проектирование в театральной педагогике // Искусство в школе. -2012. - №6. - С. 33 -37. (0,6 п.л.)

10. Владимирова М.Л. Сделать мир добрее // Искусство в школе. -2013. — №1. —С. 48-50.(0,3 п.л.)

11. Владимирова М.Л. Развитие личности детей в процессе коллективного творческого проектирования // Аспекты современной науки. - 2013. - №1. -С. 36-38(0,5 п.л.)

Подписано в печать 19.03.14

Объем 1,1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 253 Отпечатано в типографии «Печатный двор» 610002, г. Киров, ул. Ленина, 92 Тел. 8 (8332) 650-700

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Владимирова, Мария Леонидовна, Москва

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Вятский социально-экономический институт»

На правах рукописи

04201456695

Владимирова Мария Леонидовна

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Н.С. Александрова

Москва 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 14 СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.1. Социально-нравственная позиция: характеристика, структура и ее 14 специфика у детей 9-12 лет

1.2. Творческий проект, как средство формирования и развития 31 социально-нравственной позиции детей 9-12 лет

1.3. Психолого-педагогическое обоснование методики создания и 49 реализации творческого проекта

Выводы по первой главе 61

ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 62 СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

2.1. Анализ социально-нравственной позиции детей 9-12 лет 62

2.2. Методологическая структура работы по созданию и 78 реализации творческого проекта

2.3. Результаты апробации метода коллективного творческого 106 проектирования в рамках Программы «Мы с детьми в театр играли»

2.4. Анализ изменений уровня развития компонентов социально- 113 нравственной позиции детей 9-12 лет после участия в коллективном творческом проектировании

Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ

132 134 137 156

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в решении задач воспитания детей в условиях новой реальности, где ценностные и общественные категории приобретают иной уровень осмысления и требуют использования новых форм, средств и условий воспитательной работы. В нашей стране всё активнее внедряется система единого образовательного процесса, направленная на развитие индивидуальной личности, где нравственные, социальные и психические качества ребенка являются основной целью воспитания. На сегодняшний день средства всестороннего развития в процессе обучения основаны на объединении воспитательных и образовательных функций педагога в единый процесс формирования целостной, конкурентоспособной, высоконравственной личности.

Законодательная база регулирует деятельность системы образования и вычленяет потребность государства в воспитании культурного, нравственного, гармоничного человека. Ежегодно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ отмечается важность образовательного процесса, как способа объединить нацию, сформировать единые ценностные категории, способные сплотить народ России. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей (период реализации Концепции 2008 - 2015 гг.) определяет совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. (действующий с 01.09.2012 г.), учитывая особенности детей и их неосознанное подражание, запрещает различные информационные продукты, способные нанести вред психическому и физическому здоровью, влияющие на формирование асоциального поведения и нарушающие нравственные ориентиры детей.

Исходя из тенденций, наметившихся в системе образования и актуальных потребностей общества в ценностных ориентирах, мы видим своевременность и актуальность проблемы разработки целостной методики формирования социально-нравственной позиции личности детей. Нравственные представления детей и ценностные ориентиры в возрасте 9-12 лет в большей степени основаны на страхе наказания и личной выгоде в социальном взаимодействии. Нравственная позиция базируется на двуединстве «хорошо - плохо», причем ребенок не всегда может объяснить, почему именно этот поступок «плохой». Мы считаем, что одним из средств, формирующим социально-нравственную позицию детей 9-12 лет, будет коллективный творческий проект. Создание детьми пьесы, как способ осмысления социально-нравственного взаимодействия, и постановка по ней спектакля, как способ закрепления полученного опыта и знаний. Именно по этой причине, еще один аспект актуальности нашего исследования заключается в проблеме подбора репертуара для детских спектаклей. Все больше педагогов и режиссеров говорят об отсутствии «качественного» драматургического материала для постановок детскими театральными коллективами, способного формировать личность и прививать ценностные, нравственные качества как детям, участвующим в спектакле, так и зрителям. В погоне за доступностью текста и адаптации жаргонных выражений, драматургия для детей теряет свое предназначение -воспитание через сопереживание и погружение. Педагоги, не имеющие специального режиссерского образования, нуждаются в информационно-методических материалах, доступно объясняющих принципы, структуру и особенности работы с детьми во время театральной деятельности (постановки спектаклей, сценок, миниатюр, выступлений на концертах). Мы считаем, что разработка методики, основанной на принципах доступного языка и понятной структуры режиссерского и актерского анализа, используемая в процессе коллективного творческого проектирования, будет своевременна, востребована

не только для деятельности театральных коллективов, но и в целом для педагогов в системе образования.

Актуальность исследования заключается в разработке и обосновании условий, которое позволит формировать у ребенка целостное представление о взаимосвязи знаний, умений, навыков, нравственных ценностей и поступков.

Таким образом, творческий процесс позволяет ребенку получить и закрепить знания и опыт социально-нравственного взаимодействия. Именно это выявило обострение противоречий между:

- потребностью общества в личности, обладающей сформированной социально-нравственной позицией, и недостаточной разработкой средств формирования целостной личности ребенка;

- особенностями социально-нравственной позиции детей 9-12 лет и существующими формами педагогического воздействия на социально-нравственное развитие детей;

- педагогическими методами работы с детьми 9-12 лет, основанными на ведущем виде деятельности, и недостаточным вниманием к творческой и игровой деятельности, как наиболее эффективным способам формирования социально-нравственной позиции детей в этом возрасте;

- необходимостью повышения творческой активности детей и недостатке методов стимулирования творческой активности в процессе обучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях коллективное творческое проектирование будет эффективно влиять на формирование социально-нравственной позиции детей 9—12 лет.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, выявленные противоречия, а также интерес к проблеме и поиск автора, обуславливает выбор темы исследования: «Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 — 12 лет».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать условия формирования социально-нравственной позиции детей 9 -12 лет средствами создания и реализации творческого проекта.

Объект исследования - процесс формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

Предмет исследования - условия создания и реализации творческого проекта в детском театральном коллективе с целью формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет в процессе создания и реализации творческого проекта будет эффективным, если:

- выделены основные компоненты социально-нравственной позиции детей 9- 12 лет;

- процесс создания и реализации творческого проекта рассматривается как коллективная творческая деятельность, влияющая на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет;

- определена специфика темы, идеи и конфликта в сюжетах творческого проектирования, как репертуарная основа, формирующая социально-нравственную позицию детей 9—12 лет;

- разработана методика создания и реализации творческого проекта.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и охарактеризовать социально-нравственную позицию детей 9 - 12 лет, и на этой основе спроецировать процесс ее формирования.

2. Охарактеризовать принципы творческого проектирования, как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

3. Теоретически обосновать и разработать условия создания и реализации творческого проекта, как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

4. Осуществить апробацию авторской методики проектирования и процесса формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические разработки в области метода учебного проектирования (Дж. Дьюи, У.Х. Кильпатрик, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий и др.); теоретические разработки в области нравственного воспитания детей и подростков (Ш.А. Амонашвили, Е.А. Леванова, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, Е.В. Субботский, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.); исследования роли мотивов в развитии личности (Л.И. Божович, B.C. Ильин, П.М. Якобсон и др.); концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.). При разработке проблемы творческой активности детей и творчества, как базовой категории исследования, мы опирались на научные исследования детского творчества (Б.Г. Ананьева, Т.И. Бакланова, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Т. Рибо, Т.Я. Шпикалова и др.), концепцию творческого восприятия и способности к творческой деятельности, (Н.С. Александрова, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольникова и др.). Теоретической базой для описания процесса и поэтапного структурирования творческого продукта послужили теория драмы и теория анализа пьесы (В.В. Агеносов, А.Н. Бородин, И.Л. Вишневская, В.А. Сахновский-Панкеев, О.С. Толченов и др.).

Для решения задач, поставленных на разных этапах опытно-экспериментальной работы, использовались следующие методы исследования:

- теоретические методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, методической, и другой научной литературы и диссертационных работ по теме исследования, сравнительный анализ и обобщение передового педагогического опыта и практического опыта работы по исследуемой проблеме, прогноз и моделирование процесса;

- эмпирические методы: опросные методики (анкеты, беседы, интервью), социометрия, наблюдение, изучение творческого продукта, тестирование, топосоциометрия, метод незаконченных фраз, эксперименты (поисковый, констатирующий, формирующий), методики коллизий и альтернативного выбора, анализ опытно-экспериментальных данных (математические и статистические методы обработки результатов).

Ведущим методом проверки достоверности научных данных явилась опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования заключается в:

- раскрытии сущностно-содержательной характеристики процесса формирования и развития социально-нравственной позиции детей 9-12 лет средствами творческой проектной деятельности;

- выявлении и научном обосновании влияния творческого процесса создания пьесы (продукта проектирования) как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет;

- обосновании авторской методики по формированию и развитию социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет средствами создания и реализации творческого проекта;

- разработке, апробации и практической реализации методики в условиях детского театрального коллектива.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- проанализировано и конкретизировано представление о принципах и процессах формирования и развития социально-нравственной позиции детей 9 -12 лет средствами коллективного творческого проектирования;

- представлено научное обоснование эффективности комплексного воздействия создания и реализации творческого проекта на формирование и развитие социально-нравственных позиций детей 9-12 лет;

- разработана адаптированная для детей 9-12 лет поэтапная структура творческого проектирования, направленная на формирование социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

- систематизированы и описаны интегрируемые направления (психология личности, педагогическое развитие социально-нравственных позиций детей, теория драмы, поэтапное описание процесса создания и соотнесенные с ним коррекционно-развивающие аспекты), необходимые для работы в рамках предлагаемой методики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики создания и реализации творческого проекта детьми 9-12 лет с поэтапным описанием процесса проектирования, направленной на развитие гармоничной личности, в основе которой лежит формирование и развитие социально-нравственной позиции. Реализация методики в рамках авторской программы по предмету «Сценическая практика» на театральном отделении Детской школы искусств. Содержащиеся в методике теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-методического обеспечения деятельности педагогов в различных образовательных учреждениях. Универсальность разработанной авторской программы «Мы с детьми в театр играли» позволяет использовать ее в массовой практике общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, при организации досуговой и кружковой деятельности, в детских театральных коллективах и т. д.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным научно-теоретическим подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; применением методов, адекватных его цели, задачам и предмету; корректной организацией опытно-экспериментальной работы в сочетании с аналитическим представлением

собственного опыта и опыта коллег; применением разнообразных методов диагностики и математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: детский театральный коллектив «Гном и Дом» г. Киров, детский театральный коллективе «Выдумка» г. Пермь, Творческое объединение, клуб по интересам г. Дальнегорск. Всего в эксперименте приняло участие 372 человека.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2007 по 2013 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2007 — 2008 гг.) — аналитико-поисковом — определялась общая направленность исследования; его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и субъект, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализ литературы по данной проблеме и выявлялось фактическое положение дел по исследуемой теме; изучался и обобщался инновационный опыт работы ведущих педагогов; выявлялся исходный уровень базовых показателей, учитываемых при проведении апробации; анализировался характер проявления и степень потребности в формировании и развитии социально-нравственной позиции детей 9-12 лет.

На втором этапе (2008 - 2012 гг.) - опытно-экспериментальном -проводились поисковый и констатирующий эксперименты на базе детского театрального коллектива «Гном и. Дом» г. Кирова, театральном коллективе «Выдумка» г. Перми, и на базе кружкового объединения МОУ СОШ № 16 г. Дальнегорска; разрабатывалась технология и структура методики с учетом научных исследований; проводилась оценка методики с учетом интеграции в процесс обучения; велась практическая работа с группами детей, по созданию и реализации творческих проектов; уточнялась научная концепция исследования.

На третьем этапе (2012 - 2013 гг.) - оценочном — обрабатывались и обобщались результаты исследования; выявлялись качественные результаты воздействия творческого процесса на формирование социально-нравственных

позиций детей; формулировались выводы; оформлялось диссертационное исследование.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика формирования социально-нравственной позиции детей 9-12 лет обусловлена уровнем развития поведенческой мотивации, социализацией, уровнем ответственности за поступки, способностью понимать чувства и эмоции других люд�