Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.06 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Козлова, Наталья Иннокентьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.06
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла», специальность ВАК РФ 13.00.06 - Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Козлова, Наталья Иннокентьевна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава

Теоретические проблемы и практика воспитания нравственных чувств старшеклассников в условиях гуманитаризации образования.

1.1 Философское обоснование гуманитаризации образования как средства гуманизации личности.13

1.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания нравственных чувств в процессе обучения.33

1.3 Гуманитарные дисциплины как фактор развития сферы нравственных чувств личности старшеклассника.66

Глава 2.

Формирование нравственных чувств старшеклассников в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (на примере учебного курса «Мировая художественная культура»). педагогические принципы освоения гуманитарных дисциплин, сферу нравственных чувств.77

2.1 Основные развивающих

2.2 «Мировая художественная культура» как источник воспитания нравственных 2.3 Основные чувств старшеклассков.92критерии оценки уровня воспитанности нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла.114

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла"

Двадцатое столетие, охарактеризовавшееся удивительно быстрыми, небывалыми на предыдущих стадиях мировой истории темпами прогресса в сфере науки, обеспечило человечеству прорыв к новым технологиям, новым способам и каналам коммуникации. Значительно более изощренной стала техническая мысль, сумевшая себя овеществить в совершенной технике, созданной на базе качественно новых материалов. Были открыты и освоены новые источники энергии, в частности ядерной. За относительно короткий отрезок времени был пройден путь от аэроплана с матерчатыми крыльями до космического летательного аппарата, от обычного телефона до электронной мирной паутины Интернет. Вместе с тем, увеличение объема ых потоков привело к количественному росту "неинтеллигентной" интеллигенции, к специализации и дезинтеграции знания, к качественным сдвигам в общественном сознании, проявившимся в его сциентистской и технократической ориентации, в стремлении решить социальные и внутричеловеческие, личностные проблемы на основе ложно понятой науки. почты и все? информационн

Ярчайшим примером такого подхода является в частности большевизм, не случайно возникший и предпринявший попытку построить насильственно исправленное общество (правильное с точки зрения "научной философии") именно в XX веке, хотя и немало позаимствовавший из позитивизма предшествующего столетия. С дезинтеграцией и расчеловечиванием сознания связаны и так называемые глобальные проблемы, безусловно имеющие социальные и гносеологические корни. Поэтому есть некая общая основа, позволяющая прояснить и поставить на одну доску сброс космического мусора в живой оке:ш и варварское истребление лесов в Амазонии, признанных «зелеными легкими планеты», в то время когда в большинстве промышленных городов уровни содержания тяжелых металлов, серы, двуокиси углерода и т.д. в воздухе, как правило, в несколько раз превышают предельно допустимые количества. Есть некий общий знаменатель, объединяющий на уровне «кристаллической решетки» безнравственное техногенное воздействие человека на окружающую среду, например, в районах строительства крупных гидротехничес!;их сооружений, добавляющих новые страницы в «красную книгу», и строительством концентрационных лагерей. Ведь и ГУЛАГ, в принципе, преследовал цель что-то исправить. И в данном случае не важно, что речь при этом шла об исправлении экологии души. Не случайно, размышляя над общностью! исторических путей человека и вскрывая глубинные механизмы одинаковости этих путей, М.К. Мамардашвили вынужден был обронить несколько слов о природе науки. Как это ни парадоксально, сказал он, наука, которая является полной прозрачностью - это не наука. И рядом дал свое определение культуры как умения жить на вулкане не-знаемого, в ситуации неполного знания: «. если ты культурный, ты не ожидаешь полноты знания - ты умеешь, способен (у тебя есть культура) действовать, совершать поступки в условиях не-полного знания» [ 96, с. 58 ].

Иными словами, культура возвращает человека самому себе, позволяя совершать поступки и принимать решения на свой страх и риск (ответственно) - в ситуации не-полного знания, т.е. в условиях реальной ситуации реального, а не искусственного мира. Именно диалогическая связь со всей полнотой культурной традиции, постоянно обновляющейся и закрепленной в некоем универсальном языке (по выражению М.К. Мамардашвили, представляющей «люфт универсального»), заставляет человека стать личностью. Но, как и всякий язык, язык культуры может быть трудным для понимания. Его нужно освоить, выучить, чтобы понять. И для оптимизации процесса изучения (обучения) необходимы не просто преподавание, усилия со стороны обучаемого и педагога. Нужна эффективная система образования. Нужна образовательная культура для того, чтобы образование смогло сыграть свою далеко не последнюю роль в преодолении негативных тенденций в духовной сфере человечества, спровоцированных своеобразием исторического развития в XX веке.

Таков вызов времени. И отечественное образование откликнулось на него в 80-90 гг. сменой ценностных ориентиров школы как социального института; интенсивностью инновационных процессов; возникновением альтернативных течений и новых типов образовательных учреждений; поиском технологий реализации провозглашенных идей реформы образования.

Позже стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека, который должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем в этих проектах не упускается из вида и то обстоятельство, что человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним лично.

Признание обществом того факта, что образование представляет собой не только социальную, но и личностную ценность, значительно усилило внимание к личности ученика как субъекту учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика исходит из того, что следует не только рассматривать каждого ребенка как уникальную целостную личность, но и создавать благоприятные условия для творческого развития этой личности.

Итоговой формой процесса развития выступают формы культуры, а присвоение индивидом форм культуры - это "разработанный путь развития его сознания" (Давыдов В.В.). В связи с этим становится понятен тот интерес к художественной культуре, который наблюдается в настоящее время. Художественная культура, содержательным центром которой является искусство, оказывает на человека нравственное влияние, формирует не только ое сознание, его убеждения, но и сферу нравственных чувств, то его гражданск есть играет значительную роль в целостном развитии личности.

Различные аспекты проблемы воспитания нравственных чувств средствами художественной культуры основательно разработаны: философское осмысление художественной культуры (Ю.Б.Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев); внутренние механизмы воздействия искусства на человека (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.И. Якобсон). В ряде работ рассматриваются отдельные вопросы, связанные с воспитанием нравственных чувств детей школьного возраста. Эти вопросы зачастую рассматриваются с позиций решения задач эстетического воспитания и развития личности (А.Н. Буров, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, H.A. Ветлугина, Б.П. Юсов). Имеется также ряд интересных работ, где в свете решения данной проблемы рассматриваются возможности комплексного использования различных видов искусства, представленных в содержании школьного образования, а также поиск путей и методов художественного развития школьников (Д.В. Кабалевский, Л.М. Предтеченская, И.А. Химик, A.B. Толстых).

В разработке проблемы и концепции исследования большую роль сыграла педагогическая психология, где в трудах В.П. Зинченко, П.В. Симонова, А.Г. Ковалева, Б.И. Додонова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других авторов предлагаются различные концепции развивающего обучения.

Тем не менее, на наш взгляд, все еще отсутствуют фундированные обоснования направлений и механизмов развития образования. Менее других разработаны вопросы, связанные с содержанием, механизмами воспитания нравственных чувств, с определением наиболее эффективных форм и методов работы средствами дисциплин гуманитарного цикла.

Итак, АКТУАЛЬНОСТЬ темы нашего исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью в формировании у старшеклассников нравственных чувств средствами гуманитарных дисциплин и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории. Общие для всего пространства исследования педагогические идеи и теоретические подходы мы рассмотрим и конкретизируем, обращаясь к опыту преподавания старшеклассникам учебного курса «мировая художественная культура", по своим содержательно-структурным параметрам являющегося комплексным, «подпитанным» искусство-, театро- и литературоведением, исторической наукой, культурологией и т.д. (См. приложение I ) и ПРОБЛЕМА которого определена следующим образом: каковы педагогические условия воспитания нравственных чувств старшеклассников средствами дисциплин гуманитарного цикла?

ОБЪЕКТ исследования - воспитание старшеклассников в процессе обучения в условиях гуманитаризации образования.

ПРЕДМЕТ- процесс воспитания нравственных чувств старшеклассников в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

ЦЕЛЬ исследования состоит в выявлении влияния гуманитаризации на воспитание нравственных чувств старшеклассников и в определении условий, при которых дисциплины гуманитарного цикла оказывают наиболее эффективное воздействие на нравственно-эстетическое и интеллектуальное развитие.

Цель и предмет определили задачи исследования:

1. Выявить потенциальные возможности дисциплин гуманитарного цикла в воспитании нравственных чувств старшеклассников в условиях гуманитаризации и гуманизации образования.

2. Сформулировать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, которые будут оказывать наиболее действенное влияние на воспитание нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла (на примере изучения курса "Мировая художественная культура"), которые обеспечивают реализацию принципа целостности знаний.

3. Определить критерии и показатели оценки уровня воспитанности нравственных чувств старшеклассников.

4. Разработать и апробировать программу и экспериментальное учебное пособие "Мировая художественная культура" для преподавателей и студентов, нацеленную на создание условий для оказания максимально эффективного воздействия на воспитание нравственных чувств старшеклассников.

В ходе исследования была выдвинута ГИПОТЕЗА, согласно которой воспитание нравственных чувств старших школьников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла может быть успешным, если:

В содержании учебного предмета: выделять аксиологические аспекты; акцентировать внимание на человекотворческую направленность художественной культуры.

В процессе обучения: акцентировать внимание на воспитании нравственных чувств в процессе преподавания различных дисциплин; устанавливать между учителем и учениками субъект-субъектные отношения, шире применяя диалогические технологии обучения; реализовывать многообразие функций искусства (гедонистической, воспитательной, психо-терапевтической, декоративной, познавательной); сочетать единство эмоционального, рационального и поведенческого компонентов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования являются выработанные в гуманистически ориентированной философии, педагогике, психологии теоретические и практические положения о воспитании эмоционально-ценностного отношения к действительности (нравственно-эстетическом воспитании). В обосновании научной концепции исследования мы опирались на положения теории развития личности в отечественной психологии и личностно ориентированного подхода к обучению школьников в педагогической науке.

Исходя из поставленных задач, исследование предполагает разработку проблемы на теоретическом, методологическом и практическом уровнях, в связи с чем МЕТОДАМИ исследования являются: культурологический подход в анализе специальной философской, психологической, педагогической литературы, связанный с исследуемой проблемой; психолого-педагогичская диагностика, включающая в себя: а) анкетированный опрос в форме индивидуальной и общей беседы; б) анализ творческих работ; в) различные виды наблюдения, в процессе которого автор выступал непосредственно участником эксперимента. Наряду с этим, ведущими методами исследования были контентанализ и формирующий эксперимент.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА проводилась в реальных условиях учебного процесса в 10-11 классах многопрофильного лицея Забайкальского государственного педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского города Читы. Эксперимент продолжался с 1993 по 1999г. включительно. Результаты исследования обсуждались на педагогических советах лицея, на заседаниях кафедры педагогики Заб ГПУ, на научно-практических конференциях и проблемных семинарах.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1989-1994) осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования на основе анализа литературы по предмету исследования, дидактических материалов, изучения педагогического опыта. Работая сначала в качестве преподавателя эстетического воспитания в ПТУ, а затем учителя в лицее, диссертант проводил психолого-педагогические наблюдения за учащимися с целью выявления и анализа состояния уровня воспитанности нравственных чувств; одновременно был подготовлен и начат констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1995-1998) были разработаны программа и учебное пособие курса "Мировая художественная культура", на базе которых осуществлялся формирующий эксперимент, направленный на решение задач исследования и проверку основных положений выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (1998-1999) была произведена обработка, обобщение и систематизация результатов формирующего эксперимента, их теоретическая интерпретация, апробация, а также оформление диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ исследования состоит в том, что выявлено влияние гуманитаризации на воспитание нравственных чувств старшеклассников и определены условия, при которых дисциплины гуманитарного цикла оказывают наиболее эффективное воздействие на нравственно-эстетическое и интеллектуальное развитие. В связи с этим проработано понятие "воспитание нравственных чувств"; дано психолого-педагогическое обоснование необходимости воспитания нравственных чувств в условиях гуманизации и гуманитаризации образования; определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, при которых освоение дисциплин гуманитарного цикла оказывает наиболее действенное влияние на воспитание нравственных чувств старшеклассников, в связи с чем выявлен психолого-педагогический потенциал учебного курса «Мировая художественная культура»; разработаны критерии оценки уровня воспитанности нравственных чувств применительно к исследуемой возрастной группе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в возможности использования его выводов в практике работы современной школы с целью совершенствования содержания и технологии воспитания нравственных чувств старшеклассников в ходе разработки учебных программ, курсов, пособий, что в частности, и было осуществлено автором исследования при подготовке программы и учебного пособия по учебному курсу "Мировая художественная культура".

Разработанная программа и методика преподавания учебного предмета "Мировая художественная культура" призваны способствовать совершенствованию системы художественно-нравственного воспитания школьников.

ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методики, адекватной проблеме, предмету и задачам исследования; проведенным экспериментом и личным опытом работы исследователя в качестве педагога-экспериментатора.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: воспитание нравственных чувств, представляющее собой процесс создания условий для развития способности школьника воспринимать, понимать, оценивать этические нормы, вносить прекрасное и гуманное в жизнь, отношения с людьми и в сферу искусства, является важнейшей предпосылкой формирования целостной личности в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования.

Эффективность воспитания нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла, (который заключает в себе богатейшие возможности оказывать наиболее действенное влияние на приобщение подрастающего поколения к культуре на уровне ее личностно-эмоционального освоения), зависит от степени акцентирования человекотвор-ческой направленности и выделения аксиологических аспектов в содержании учебного курса; применения форм и методов осуществления учебной деятельности, обладающих высоким мотивационным и эмоциональным потенциалом и базирующихся на принципе целостности знаний.

В качестве критериев воспитанности нравственных чувств старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла целесообразно рассматривать: на мотивационно-чувственном уровне - наличие развитых потребностей в эмоциональных впечатлениях и общении, познавательных интересов в области искусства, духовного богатства личности; на когнитивном - информированность в области искусства, сфере общения и этике поведения, развитость художественного и эстетического вкуса, развитость этического сознания; на ценностно-деятельностном - сформированность эстетико-ценностных ориентаций, умение проявлять себя в сфере искусства и в общении, умение вносить прекрасное в окружающий мир и в отношения с людьми, креативность.

Для оценки уровня сформированности сферы нравственной воспитанности могут быть использованы следующие признаки: устойчивость показателей, регулярность, интенсивность и основательность формируемого чувства.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы докладывались и обсуждались на педагогических советах многопрофильного лицея Заб ГПУ, на заседаниях кафедры педагогики и научных конференциях Забайкальского государственного педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского, а также на заседаниях лаборатории экологической культуры личности Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)"

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

1. Сложность и многогранность учебных и воспитательных задач, которые решаются сегодня в образовании, обусловливают необходимость качественных изменений в учебно-воспитательном процессе, повышают значение поиска новых более эффективных путей и соответствующих принципов в педагогической теории и практике. В этой связи, как показывает проведенное исследование, важным аспектом динамики, перестройки структуры знания вообще является усиление гуманитарной рефлексии, влияния гуманитарного мышления на воспитание нравственных чувств старшеклассников.

2. Воспитание нравственных чувств в процессе освоения учебного курса "Мировая художественная культура" как одного из предметов гуманитарного цикла может быть успешным, если: в содержании выделять аксиологические аспекты; акцентировать внимание на человекотворческую направленность художественной культуры; в процессе обучения устанавливать между учителем и учениками субъект-субъектные отношения; использовать интеграцию и дифференциацию; шире применять диалогические технологии обучения; реализовывать многообразие функций искусства; сочетать единство эмоционального, рационального и поведенческого компонентов; усиливать внимание к воспитанию нравственных чувств в процессе преподавания различных дисциплин всего гуманитарного цикла.

3. Исходя из ключевых положений нашего исследования о том, что в ходе обучения гуманитарным предметам происходит развитие личности старшеклассника и формируется его нравственное сознание, внешние проявления которого связаны с эмоциональной сферой и, как правило, крайне сложны, важно интерпретировать достигнутые результаты, опираясь на объективные и ситуационно адекватные критерии, определяющие уровень воспитанности нравственных чувств, с целью совершенствования педагогического процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, в целом подтвердив правильность и актуальность выдвинутых положений, позволило сделать выводы, свидетельствующие о том, что в современных условиях, когда осознается неизбежность поворота к общечеловеческим ценностям и общество в своем развитии сориентировано на соответствующие изменения в области политики, экономики, идеологии, особое значение приобретает проблема воспитания нравственных чувств подрастающего поколения. При этом значительное место в воспитании нравственных чувств старшеклассников занимают учебные дисциплины гуманитарного цикла и, в частности, курс «Мировая художественная культура», комплексный по своему содержанию и замыкающийся в методике преподавания на средства искусства.

Использование средств искусства, удерживающих в себе высокий эмоциональный и мотивационный потенциал, воспроизводящих неизменно целостную и очеловеченную картину мира, не сводится к воспитанию профессионалов или только потребителей, а имеет значительно более широкую функцию: восприятие и осмысление мира искусства сопровождается раскрытием прекрасного в самом человеке, в отношениях между людьми, в природе, стимулирует желания у старшеклассников вносить прекрасное во все многообразие жизни.

Эффективность воспитания нравственных чувств старшеклассников в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла (который заключает в себе богатейшие возможности оказывать наиболее действенное влияние на приобщение подрастающего поколения к культуре на уровне ее личностноэмоционального освоения), зависит от степени акцентирования человекотворческой направленности и выделения аксиологических аспектов в содержании учебного курса; применения форм и методов осуществления учебной деятельности, обладающих высоким ~мотивационным и Эмоциональным потенциалом и базирующихся на принципе целостности знаний.

Степень воспитанности нравственных чувств, на наш взгляд, целесообразно отслеживать на мотивационно-чувственном, когнитивном и ценностно-деятельностном уровнях. В соответствии с этой концепцией нами разработаны критерии, позволяющие «улавливать» изменения, происходящие в сфере нравственных чувств обучающихся, что делает возможным, в целях совершенствования работы учителя, проведение постоянного психолого-педагогического мониторинга с инструментальным анализом полученных результатов в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

На уровне теоретической проработки проблемы (в ее психолого-педагогическом и философском аспектах) нами научно обосновано и практикой работы в школе подтверждено, что наличие высоко развитого целостного (гуманитарного) сознания, охватывающего все формы культуры и неизменно восстанавливающего приоритет общечеловеческих ценностей над любыми другими, является необходимым условием полноценного воспитания, что предполагает, в свою очередь, наличие высоко развитых нравственных чувств и переживаний.

Всё это вместе взятое выдвигает требование систематического обогащения учащихся знаниями, как в области художественной культуры, так и в рамках содержательного поля всего цикла гуманитарных предметов, преподающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях.

Такой подход и является, на наш взгляд, конкретной реализацией в педагогической практике задач гуманитаризации и гуманизации образования, поставленных современностью. Разумеется, эти глобальные проблемы рассматриваются и решаются в данной работе не в полном своем объеме, а лишь в пределах границ, очерченных предметом диссертационного исследования. Разработка темы может быть продолжена в первую очередь за счет расширения предмета исследования, например, - включения в него других возрастных групп школьников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Козлова, Наталья Иннокентьевна, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Андреева М.К. Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах. (Методическое пособие). С-пб., 1992.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во МГУ, 1990.

4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 1995. 448 е.: илл.

5. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: YMCA-PRESS, 1952. -246 с.

6. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.

7. Бердяев H.A. О культуре. / Философия творчества, культуры и искусства,- Т. 1. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. - 542 с.

8. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

9. Бердяев H.A. Смысл творчества. / Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. В 2-х т.- М.: Искусство, 1994. 542 с.

10. Библер B.C. XX век. Человек. Культура. Человек в системе наук. М.: Наука, 1989,- 503 с.

11. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XX век. М.: Политиздат, 1991,-412с.

12. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979.

13. Бодалев А.Н. О роли социальной микросреды в достижении человеком вершины в своем развитии // Актуальные вопросы развития личности,- Шадринск, 1995,- с.81 91.

14. Бодалев А Н. Психологические условия гуманизации педагогичес

15. Вдовина И. Персоналистское обоснование художественного творчества как онтологического атрибута личности / В книге: Проблемы художественного творчества,- М.: Наука, 1975,- с. 237 265.

16. Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1989. 400 с.

17. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов / Составитель: Филоненко Л.Д. М.: Изд-ство А. П. О, 1993. (с. 170).

18. Взаимодействие и синтез искусств. Ленинград: Наука, 1978,- 269 с.

19. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человечества: естественный и гуманистический аспекты. Ростов н/Д, 1994.

20. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993, с. 180

21. Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» (психологический очерк) М., 1991, с. 20

22. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. -М., Педагогика, 1991, стр.480

23. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. Ярошевского М.Г. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.

24. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991,- 367 с.

25. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.-432с.

26. Глазычев С. Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для чащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей (Экология для гуманитариев). М.: «Горизонт», 1997,- 208 с.

27. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986,- 128с.

28. Городецкая Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема /Aima mater -1993, №3, с.31

29. Гришинович H.H. Концепция художественно-эстетического образования учащихся общеобразовательных школ Белоруссии. Минск, 1991, диссертация.

30. Давыдов В.В. Личности надо «выделяться». / В кн.: С чего начинается личность. М., 1979, с. 109- 139.

31. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-544с.

32. Дивненко О.В. Эстетика. М.: Издательский центр "Аз", 1995,- с.273

33. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

34. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев: Изд-ство политической литературы Украины, 1987, с. 139.

35. Дорфман Л.Я. Эмоции и искусство // Вестник Российского гуманит. научного фонда . 1996, № 1.- с. 147-154.

36. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Ленинград: Наука, 1972.

37. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-432с.

38. Запорожец А В. Избранные психологические труды. М., 1986

39. Захарян И.С. Эмпатия // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, № 1, с. 38-42

40. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Методики оценки эффективности учебно-воспитательного процесса (для учителей-экспериментаторов). М.,1987, с.101.

41. Зеньковский В. В. История русской философии: в 4-х томах. М., 1993.

42. Зеньковский В.В. Педагогическое наследие русского зарубежья. М., 1993 с. 157.

43. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997,- 480с.

44. Зинченко В.П. Духовное возрождение// Человек, 1990, № 2.

45. Зинченко В. П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.

46. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.: Высшая школа, 1985,- 230 с.

47. Инновационные подходы в науке (теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания) / Редколлегия: Волков Ю.Г., Лубский Н.В., Мостовая И.В.- Ростов на Дону, 1995, 224 с.

48. Каган М.С. Философская теория ценности. Спб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.-205 с.

49. Кадол Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика, № 6, 1997

50. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века).- Петербург-ХХ1 век, совместно с ЗАО Пресс-Атташе, 1997,- 160с.

51. Караковский В.А. // Воспитание школьников. 1993, № 2, с.4

52. Карсавин Л. П. О личности. / В кн.: Религиозно-философские сочинения. Т.1. / Сост. и вступ. ст. С.С. Хорунжего. М.: «Ренессанс», 1992. -с. 3 - 181.

53. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, 1989. - 656 с.

54. К.Д. Ушинский: педагогическое наследие и современность / Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции,- Чита: Изд-во 41 ИИ им. Н.Г. Чернышевского, 1994. 132 с.

55. Киркегор Серен. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал. / В кн.: Наслаждение и долг. Киев: АнЕапс!, 1994. с. 45 - 225.

56. Кичак. Т. // Учитель, №6, 1998 с.38

57. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996, № 2. с. 14 - 21.

58. Клименко Т.К. Гуманитаризация образования как инновационный процесс. Традиции и инновации образования: гуманитаризация образования. Изд-ство Заб ГПУ, 1998 с. 11.

59. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971, с.91.

60. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982, 205 с.

61. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. М., 1989 . Руководитель Б.М. Неменскйй

62. Корниенко H.A. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск, 1993, с. 244.

63. Короленко У.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя (Эмоции. Поведение. Адаптация). Новосибирск: Наука, 1979.- 204 с.

64. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Книга для учителя. Самара, 1994.

65. Котова И.Б. Психология личности в России. Изд-ство Ростовского педагог, ун-та, 1994 с. 291.

66. Котова, Шиянов. Философские основания современной педагогики. Ростов на Дону ,1994, с. 94.

67. Кузнецова // Воспитание школьников, № 5.

68. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. №14.

69. Левина. И., Сушкова Ф. С учетом реалий, новых научных идей // Учитель, 1999, № 1, с.39.

70. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.-279 с.

71. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1996, № 2. с. 7 -11.

72. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992.

73. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. 288с.

74. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282с.

75. Лихачев. Б.Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников // Советская педагогика . 1987, № 5, с 45- 49

76. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии 1990, №4, с.3-6.

77. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1974 600 с.

78. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ.- М.: Советский писатель, 1991,- 480 с.

79. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -368 с. ,

80. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972.

81. Луначарский A.B. Воспоминания и впечатления. М.: Издательство «Советская Россия», 1968,- 375 с.

82. Лунев А.П. Совершенствование направлений образования. Изд-во Астраханского пединститута , 1995, с.257.

83. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя,- М.: Педагогическое общество в России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999,- с. 300.

84. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

85. Мамардашвили М.К. Другое небо / Три каравеллы на горизонте. Сост. A.B. Гришин. М.: Междунар. отношения, 1991. - 208 с.

86. Мамардашвили Мераб. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). Москва, Ad Marginem, 1995,- 547 с.

87. Маслова Н. Педагог нового поколения // Воспитание школьников , №1, 1999.с. 5-7

88. Махмутова Н.П. Духовно-нравственный потенциал гуманитарных дисциплин. С. 54-56 // Школа духовности. №1, 1999

89. Мерлин B.C. Личность и общество. Пермь, 1990, 90с.

90. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990, с. 107

91. Мерлинские чтения. Тезисы докладов кафедры психологии Iii 11И (16-17 марта, 1990). Пермь, 1990, с.36

92. Методические рекомендации по диагностике эмоциональной отзывчивости у подростков и старшеклассников / Составитель Пашукова Т.И. -Кировоград, 1990

93. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Очерк седьмой: Школа и образование / Сост. Н.Г. Багдасарьян. М.: Изд-во МГТУ, 1992,- с. 109- 130.

94. Миро Кесада Ф. Опираться на разум. // Латинская Америка, 1988, №10,- с. 64-67.

95. Мирошниченко Н.П. Контуры нового содержания образования// Педагогика, 1996, № 2.

96. Михалков. Учить читать учить жить, мыслить // Советская педагогика, 1981, № 1, с. 100

97. Мнацакян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., 1991,- 189 с.

98. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.

99. Неменский Б.М. // Искусство в школе. 1995, № 2.

100. Нечаев Н., Усов В.- Гуманитаризация образования //Народное образование, №1, 1990

101. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники / Составление, ред. изд., вступ ст. и примеч. К.А. Свасьяна; Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. - 829 с.

102. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Пер. с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян.-М.: Мысль, 1990. 829 с.

103. Новые ценности образования. Выпуск 1.

104. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Сост., предисл., ил. Ю.И. Селиверстова; Послесл. Г.Б. Пономаревой и В.Я. Курбатова. М.: Мол. Гвардия, 1992,- 270 с.

105. Образование в зеркале культуры // Лицейское и гимназическое образование пилотный номер ,1997 с. 55-56

106. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.М.: Наука, 1990,- 528 с.

107. Основные принципы единой трудовой школы. От Государственной комиссии по просвещению. В кн.: Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1923гг,-М., 1974,с. 141.

108. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет. / Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. М.: Педагогика, 1988,191 с.120. "О человеческом в человеке" /Под ред. академика Фролова И.Т. М.: Политиздат, 1991,- 382 с.

109. Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М.: Искусство, 1990,- 399 с.

110. Педагогическое наследие русского зарубежья. М., 1993 с. 157

111. Полынова.//Искусство в школе. 1995, № 4.

112. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -231 с.

113. Прасолова ЕЛ. К вопросу об изучении уровня эстетической воспитанности учащихся в книге: Формирование системы эстетического воспитания. Материалы симпозиума, Москва, 1983, с.98-101.

114. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под редакцией А.И.Бурова, Е.В. Квятковского.- М.: Педагогика, 1987. 96с.

115. Психология эмоций. Тексты / Под ред В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моек ун-та, 1984,- 288 с.

116. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского.-М., 1987.

117. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности. // Философские науки. Гуманитарий. М., 1997, №2.-158-161 с.

118. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. М., 1996. с. 144.

119. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

120. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков,- М.: Педагогика, 1990,- 624 с.

121. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под редакцией Е.К. Чухман,- М.: Педагогика, 1985,- 144с.

122. Романова Л. « Мировая художественная культура» в начальных классах. // Искусство в школе, 1999, №2

123. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957

124. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии /Отв. Ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973

125. Рябухин В.В. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов (автореферат). М., 1991.

126. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве.- М.: Политиздат, 1991,- 366 с.

127. Свободное воспитание. Педагогический альманах. Выпуск 1 ноябрь декабрь, М., 1992 - 63 с.

128. Свободное воспитание. Педагогический альманах. Выпуск 3. М., март апрель, 1993.

129. Семенов М. История и теория русской словесности. Москва: Т-во И.Д.Сытина, 1912.-336 с.

130. Сергеев В.М. О гуманитарном образовании // Специалист, 1995, № 5,6.

131. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1994.

132. Силин A.A. Философия и физика в картине мира. // Философские науки, 1997, № 3,4. 92-97с.

133. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-пресс. 1995, 383с.

134. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Т 2. В 2-х т. М.: Правда, 1989,- 736 с.

135. Степашко Л. А. Духовность как доминанта педагогического образования // Педагогика, 1997, № 6, с. 117-119

136. Сумерки богов / Сост. А.А.Яковлева.- М.: Политиздат, 1989,- 398 с.

137. Теория и практика воспитательных систем / Ред. кол.: Л.И. Новикова и др. В 2-х кн. М., 1993.

138. Тимашев Н.С. Научное наследие П.А. Сорокина / В кн.: Социо-Логос. Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - с. 461 - 465.

139. Толстой Л.Н. Т.15. Собр. Соч. в 20-ти т. М., 1964.

140. Традиции и инновации в системе образования / Материалы региональной научно-практической конференции. Часть I.- Чита: Изд-во Забайкальского государственного педагогического университетаим. Н.Г. Чернышевского, 1998,- 276 с.

141. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методол. исслед. -М.: Мысль, 1980.-271 с.

142. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные пед. соч. в 2-х томах, т. 1, М., 1974.

143. Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. М.: Наука, 1976, с. 111.

144. Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины. / В кн. Русский эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. 448 е.: ил.

145. Формирование личности старшеклассника / Под ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 1989. - 169 с.

146. Франк С. JI. Этика нигилизма / Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание 1909 г. М.: Новости, 1990. - 216 с.

147. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с.

148. Фридман Л. М. Изучение процесса личностного развития ученика. Психологическая диагностика. 1995, 45 с.

149. Фромм Эрих. Душа человека. М.: Республика, 1992.

150. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / Сборник: Пер с нем. -М.: Высш. шк., 1991. 192 с.

151. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988,- 540 с.

152. Химик Й. А. Как преподавать мировую художественную культуру. М.: Просвещение, 1994. 160 с.

153. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Сборник статей / Сост. и ответ, ред. Берлянчик М.М. -Новосибирск, 1989.- 241 с.

154. Художественная культура и гуманизация образования / Межвузовский сборник научных трудов,- Спб.: Образование.-153 с.

155. Чаадаев П.Я. Философические письма. В книге: Цена веков / Ввод, глава, авт. текст, сост., коммент. Б.Н. Тарасова. М.: Мол. гвардия, 1991,- с. 30 -141.

156. Чембулат Д.Г. Мировая художественная культура как учебный предмет в начальной школе и его роль в целостном развитии. С-Пб., 1994 , диссертация.

157. Шварцман К.А., Коновалова JI.B. и др. Воспитание. Новые подходы к вечной теме. М.: Луч, 1993.

158. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов на Дону, 1995, с. 310.

159. Школа развития личности. /Под ред. В.М. Степанова, В.И. Слободчикова. Иркутск, 1996 .175 с.

160. Школа развития, здоровья, взросления. Лицей, № 47, Иркутск

161. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. Ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993,- 663 с.

162. Шубинский B.C. // Педагогика творчества учащихся. № 5. Серия. Педагогика и психология. 1988, № 8.

163. Щедровицкий. Г.П. Избранные труды. М., 1995, с. 759.

164. ГЦуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников, № 5, 1998 с. 2-9

165. Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников: Межвузовский сборник. / Отв. ред. Яновская М.Г. -Киров: КГПИ, 1987,- 153 с.

166. Эстетическое воспитание школьников / Под общ. ред. Бурова А.И., Лихачева Б.Т. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.

167. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976 -61с.

168. Яновская М. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1989.

169. Ярошевский М.Г. Переживание и драма развития личности // Вопросы философии, 1993, № 3.