Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическои факультете

Автореферат по педагогике на тему «Формирование лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическои факультете», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Оспанова, Тогжан Умурзаковна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алматы
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическои факультете"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ОД

На правах рукописи

I и : : -,>

ОСПАНОВА Тогжап Умурзаковпа

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКТОРС'КО-ИСПОЛИИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

(на материале хурса истории музыки)

13.&£>.(?£

13.Ш.07 -МузЕПСТШШЛГёДЯГОППса

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

АЛ МАТЫ -1996

Работа выполнена на кафедре методики музыкального воспитания Казахского государственного женского педагогического института.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,

доцент ДЖЕРДИМАЛИЕВА P.P.

Ведущая организация - Шьшситскнй педагогический

институт культуры им.Аль-Фараби

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор УЗАКБАЕВА С.А. - кандидат искусствоведения, доцент ДЖУМАЛИЕВА Т.К.

Защита диссертации состоитсяи " 1996 г.

.г ¿¡О

в /7 часов на заседании Специализированного Совета К.14.16.01 и< присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Казахско» государственном женском педагогическом институте по адресу: 480091 г.Алматы, ул.Айтеке би, 99.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан.. " ^¿¿Л. 1996 года.

Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат педагогических наук,

доцент ^¿¿С/ И СМ АГУЛ OB А Б.Х.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В эпоху становления суверенного Казахстана проблема совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов общеобразовательной школы является одной из актуальных. Современное состояние образования требует от учителя более высокого уровня профессиональной деятельности, который обеспечивается правильной постановкой преподавания учебных дисциплин в высшей школе, являющейся логическим завершением процесса подготовки специалиста. Успешное решение выдвинутых проблем во многом определяется уровнем лекторско-исполнительской подготовки учителя в системе высшего музыкально-педагогического образования.

Лекторско-исгюлнительская готовность как интегральное свойство личности, характеризуется суммой тех знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успех учителя в его профессионально-педагогической деятельности путем использования таких средств воздействия, как живое слово и музыка. Речь преподавателя часто формируется под воздействием практических навыков, т.к. недостаточно разработана четкая, научно-обоснованная модель речевого поведения как средства достижения педагогических целей в процессе обучения и воспитания. Это нередко снижает эффективное 1ъ педагогического воздействия.

С проблемой лекторского мастерства, в современной педагогической науке связаны многие серьезные аспекты повышения качества и эффективности педагогической деятельности.

Вопросам ораторского и лекторского мастерства посвящено значительное количество исследований (М.Н.Алексеев, А-Апеле, Г.З.Апресян, Е.А.Ножин, А.Е.Михневнч, А.АБодалев, Е.А.Адамов и др.), рассматривающие их как основное средство воздействия, служащее целям убеждения массовой

аудитории. Психолого-педагогические основы лекционной работы исследуются в трудах Б.Ц.Бадмаева, В.П.Битинаса, В.В.Бойко, И.А.Зимней,

A.А.Леонтьева и др. Методика подготовки и проведения публичных выступлений, логика построения лекционного материала, артистичность, культура речи и поведения лекторов на сцене, использование ТСО и наглядных средств становятся предметом изучения в работах С.Ф.Ивановой, САлМинеева, М.И.Ршцшка, Е.А.Ножине, Р.Н.Тартаковского н др.

Учитель музыки, включая в лекцчю музыкальные произведения или их отрывки, выступает в роли исполнителя, иллюстратора, пропагандируя лучшие образцы музыкального искусства. При этом, исполнительская культура педагога отражает его эстетичгский вкус, сознательное отношение к музыке, широту кругозора. К настоящему времени теоретические аспекты исполнительского искусства представлены в работах Б.В.Асафьева, Б.Д.Яворского, В.С.Цукермана, Л.А.Баренбойма, Ю.В.Капустина, Н.П.Корьгхаловой и др. Большой вклад в теорию и практику лекторско-исполнительской работы музыканта внес Д.Б.Кабалевский. Касаясьпроблемы деятельности лектора-музыканта, он отмечает: „Увлекательная беседа, живое слово о музыке, способное определенным образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-

воспитательной работы"' . .

В отличие от дирижерских, исполнительских и певческих умений и навыков (В.Л.Живов, К..П.Матвеева, Л.А.Скрипкина и др.), вопросам лекторского искусства учителя музыки не уделено должного внимания. Несмотря на разработку отдельных его форм и видов (С.Ф.Иванова,

B.А.Артсмов, Д.З.Розенталь и др.), отсутствует соответствующая методика, охватывающая оптимальные пути формирования лскторско-исполнительских умений у будущих уштслсй музыки.

' Кабалевский Д Б. Педагогические размышления. - M.. ÏS36, c_7û.

В Казахстане многие Аспекты профессиональной подготовки учителя-мушканта получили отражение в исследованиях С.А.Уза'кбаеиой, А.А.Калыбековой, М.Х.Ьалтабаева, Р.Р.Джсрдималиепой, В.К.Кряжевских, И.У.Аушеной, К.С.ТюребаепоЙ, У.С.Спанова и др., но покроем лекторско-исполнительеких умений рассматриваются в плане лекторско-пропагандистской деятельности известных музыковедов А.К.Жубанова, А.Кельберга, Т.Сапаргалиевой, О.Байдильдаева, Т.К.Джумалиевой, Ю.П.Арашша и др.

13 результате проведенною специального анализа выдвинутой проблемы, мы выделили ряд причин и противоречий, которые затрудняют лекторско-нсполнительскую подготовку будущих учителей музыки и педагогическом вузе.

Среди них следующие:

1. Учебная ннсишшжа „История музыки" направлена в основном на предметную подготовку специалиста, практически не затрагивая проблему формирования лекторе ко-исполнительских умений. Поэтому система знаний в данном направлении не всегда соответствует потребностям будущей работы учители музыки, т.к. студенты недостаточно владеют навыками в аналитическом описании основных музыкально-выразительных средств; адаптации музыковедческого материала к школьной программе „Музыка"; составлении методических разработок лекций, бесед; выразительном и эмоциональном раскрытии содержания лекционного материала на достаточном художественно-образном уровне.

2. Для осуществления лек'торско-исполнительской работы учитель музыки должен владеть соответствующими умениями, которые представляют собой сложны/! комплекс знаний, навыков, среди которых основными я плнются:

- огбор и систематизация учсбно-методического и музыког.едческого материала для лекции, беседы с учетом потрясти мх особенностей

слушательской аудитории;

- составление оптимального варианта структурного плаха информации (беседы, лекции, рассказа) и обработка текстового материала, исходя из общей и музыкальной подготовки учаишхе::;

- ил аде пне культурой речи, техникой общения с аудиторией при взаимодействии речевого, музыкального видов исполнительства и средств наглядности в раскрытии содержания лекционного материала.

Формирование вышеназванных умений проходит спонтанно при изучении курса „История музыки". Таким образом, возникает противоречие между необходимостью систематического, целенаправленного овладения определенными лекторско-нсполнительскнми умениями и отсутствием соответствующей подготовки.

Недостаточная разработанность данной проблемы, отсутствие научно обоснованной системы формирования лекторско-нсполнптельских умений на музыкально-педагогическом факультете послужили основанием для выбора темы исследования.

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании оптимального процесса формирования лекторско-исполнитсльских умений студентов при изучении курса истории музыки и в методическом сю обеспечении. «

Объектом исследований является лекторско-исполиительская подготовка учителя на музыкально-педагогическом факультете.

Предмет исследования - процесс формирования лскторско-исполшлельских умений студентов при изучении курса истории музыки.

Гипотеза исследования. Формирование лекторско-исполнитсльских умений у студентов будет осуществляться более эффективно, если:

- содержание программы курса „История музыки" будет разработано с учетом специфики профессионально-педагогической деятельности учителя

музыки;

- направленное!ь учебно!) деятельности будет способствовать овладению поисковыми, конструктивными и исполнительскими навыками, необходимыми в будущей професспоналыю-педагогпческой работе учителя-музыканта;

- преподаватели, методисты будуг обеспечены необходимыми научно-практическими рекомендациями по формированию лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическом факультете.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать содержание понятия „лекторско-нсполнительскне умения" применительно к деятельности учителя музыки.

2. Раскрыть сущностную характеристику структурных компонентов лекторско-исполншельских умений студентов в системе высшего музыкально-педагогического образования.

3. Выявить возможности курса „История музыки" в формировании лекшрско-исполнительских умений у будущих учителей музыки.

4. Определить оптимальную и эффективную методику формирования лекторско-исполнительских умений у сгудентов в процессе освоения курса истории музыки.

5. Разработать практические рекомендации по формированию лекторско-исполлительских умений студентов в условиях музыкально-педагогического факультета.

Методологической и теоретической основой исследования послужили философские и психолого-педагогические концепции о творческой и деятельностной природе личности, развитии ее активности и самостоятельности; о процессе познания и органической связи теории и практики; целостный подход к изучению проблемы формирования лектореко-

исполнительских умений будущих учителей-музыкантов.

Источниками исследования явились: официальные материалы правительства (Закон об образовании, Констигуция, постановления и др.); норматииные документы Министерства об[ азования Республики Казахстан по вопросам просвещения (концепции, программы и др.); работы казахстанских и зарубежных ученых -философов, педагогов, психологов, филологов, искусствоведов, содержащие ценные сведения о лекторской деятельности; опыт работы преподавателей в системе высшего и среднего музыкально-педагогического образования, учителей музыки общеобразовательных школ; педагогический и исследовательский опыт автора.

Для проверки исходных положений и реализации поставленных задач использован следующий комплекс методов исследования - теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, эстетике, музыкознанию, методике музыкального воспитания; учебных программ, пособий по истории музыки; обобщение передового опыта преподавания на музы км ы ю-педагогических факультетах и в общеобразовательных школах Республики Казахстан, включающего целенаправленные наблюдения, анкетирование, интервью, беседы, диагностические методики; методы математической обработки экспериментальных данных; осмысление и обобщение собственного опыта практической деятельности автора диссертации fia музыкально-педагогическом факультете КазЖенПИ; изучение данных опытно-экспериментальной работы, проводимой авторами и учителями музыки в общеобразовательных школах г.Алматы.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет. На первом этапе (1990-1992 гг.) - подготовительном, изучалась философская, психолого-педагогическая, музыкально-методическая и музыковедческая литература по исследуемой проблеме: определялся научный и понятийный аппарат; накапливался фактический материал по лекчорско-

исполнительской работе учителя музыки.

На птором этапе (1992-1994 гг.) - основном, проводился анализ собранного фактического материала, изучался передовой педагогический опыт по лекторско-исполнительской работе студентов и учителей музыки; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию лекторско-исполнительских умений студентов при освоении курса истории музыки.

исследования, проверялась рабочая гипотеза, разрабатывались практические рекомендации с целью успешной их реализации для лекторско-исполнительской работы учителя-музыканта.

Научная новизна исследования:

- раскрыта сущность понятия ..лекторско-исполнительские умения" применительно к деятелишети учителя-музыканта;

- осуществлен компонентно-структурный анализ лекторско-исполнительских умений студентов;

- выявлены потенциальные возможности курса истории музыки в формировании лекторско-исполнительских умений у будущих учителей-музыкантов;

- представлена оптимальная и эффективная методика формирования лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическом факультете. .

Практическая значимость исследования:

- определены роль и место лекторско-исполнительских умений в профессионально-педагогической подготовке студентов;

- разработаны методические рекомендации по формированию лекторско-исполнительских умений для преподавателей, методистов в системе высшего и среднего музыкально-педагогического образования, учителей

(1994-1995 гг.) - обобщающем, уточнялись результаты

музыки общеобразовательных школ;

- разработан спецкурс „Формирование лекторско-исполнительских умений учителя музыки" на материале предмета „История музыки";

- материалы исследования могут быть использованы при решении перспективных вопросов совершенствования музыкально-педагогического образования, на курсах повышения квалификации учителей музыки.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на музыкально-педагогическом факультете КазЖенПИ, в общеобразовательных школах г.Алматы (№№ 18, 27, 136, 137, казахско-турецкой школе-лицее № 1).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание понятия „лекторско-исполнительские умения" применительно к профессионально-педагогической деятельности учителя музыки.

2. Компонентно-структурный анализ формирования лекторско-исполнительских умений у студентов при освоении курса истории музыки.

3. Методика формирования лекторско-исполнительских умений у будущих учителей на музыкально-педагогическом факультете.

Достоверность результатов проведенного исследования подтверждаете/! методологической обоснованностью его ведущих положений и принципов, применением комплекса методов и данными, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляюсь во время проведения педагогического эксперимента на музыкально-педагогическом факультете КазЖенПИ; через выступления с докладами на научно-теоретических и учебно-методических конференциях института; на семинарах в городском институте повышения квалификации учителей музыки; посредством публикации статей; в процессе обсуждения

и

диссертационной работы на кафедрах методики музыкального воспитания, казахской музыки.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во сведении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, предмет, объект, формулируются гипотеза, задачи, научная новизна, практическая значимость работы, выдвигаются защищаемые положения.

В первой главе „Научно-педагогические основы формирования лекторско-исполнительских умений будущего учителя музыки" раскрывается сущность понятия „лекторско-исполиительскис умения" учителя-музыканта, рассматриваются основные направления в трактовке данного феномена, определяются специфика и задачи лекторско-исполнительской работы учителя музыки, выявляются возможности курса „История музыки" в формировании лекторско-исполнительских умений у студентов.

Во второй главе „Формирование лекторско-исполнительских умений студентов в условиях музыкально-педагогического факультета" дается теоретическое обоснование компонентно-структурного анализа лекторско-исполнительских умений студентов, представлены уровни их сформированное^, изложена методика опытно-экспериментального исследования по формированию лекторско-исполнительских умений будущих учителей музыки в процессе освоения курса „История музыки", освещаются peз^ платы опытной работы.

В заключении сделаны соответствующие выводы и рекомендации, намечаются перспективные направления для дальнейших исследований по данной проблеме.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Понятие „лекторская деятельность" выступает как основная форма передачи знаний слушателям в высшей школе. Методика подготовки и проведения публичных выступлений раскрывается в трудах Н.П.Ерастова, А.АЛеонтьепа, Г.Платонова, В.П.Чихачева, Е.А.Адамова и др.

Лекционный метод преподавания невозможен без живого слова педагога, значение которого по достоинству ценили великий русский ученый М.В.Ломоносов, выдающиеся казахские просветители И.Алтынсарин, А.Кунанбаев, известный педагог В.АСухомлинский и др.

Особенности лекторского красноречия традиционно рассматриваются в связи с ораторским искусством. Важную дидактическую роль слова отмечал выдающийся ученый-энциклопедист и педагог Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья Аль-Фараби. До нас дошли имена известных мастеров красноречия: Динарх, Гиперид, Горгий, Исократ, Демосфен и др.

В печеном мастерстве наиболее полно отражается сложное единство всех компонентов педагогического воздействия (И.Е.Шварц, Н.В.Кузьмина), включающего процесс непосредственной деятельности общения (С.Л.Рубинштейн, Г.С..Тарасов). Под лекторским общением понимается профессиональное общение преподавателя, выступающего в роли лектора, с аудиторией. Система общения как в педагогической, так и в лекционной деятельности является основополагающей, организующей педагогическое или лекторское воздействие (Ю.П.Азаров, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, Я.П.Коломкнский , Н.В.Кузьмина , АИ.Щербаков и др.).

В исследовании дается анализ различных точек зрения на классификацию педагогических умений и навыков (О.А.Абдуллина, Н.В.Кузьмина, Л.Ф.Спирин, В.А.Сластенин и др.), на основе которых мы выделили три группы лекторско-исполнитсльских умений: поисковые.

констдуктивные. исполнительские.

Под лекторско-исполнятельскнмн умениями учителя музыки мы понимает успешное распространение музыкально-просветительских знаний в различных формах словесного изложения путем овладения поисковыми, конструктивными и исполнительскими навыками в профессионально-педагогической деятельности.

Успех лекторско-исполнительской работы учителя-музыканта зависит от активного и целенаправленного взаимодействия между педагогом и учащимися; применении большей силы воздействия в доказательстве истинности определенных художественных позиций и использовании интенсивных способов убеждения. Б реализации работы информационной функции возрастает значимость речевой культуры учителя (Н.В.Кузьмина, Н.В.1Сухар.5в, С.А.Сластенин).

В лекторско-исполнительской работе представляется этически значимой личность учителя музыки (теоретическая подготовка, эрудиция, культура мышления, принципиальность, самокритичность, методические умения и навыки). Выполнение функций „передатчика" знаний и организатора специфического воспитательного процесса предполагает владение высоким уровнем педагогическом и психологической культуру '

Анализ содержания учебных программ курса истории музыки (зарубежной, русской, казахской) с точки зрения формирования лекторско-исполнительских умений студентов свидетельствует, что здесь имеет место ряд недостатков;

- отсутствие принципа „ограничения", предполагающего жесткий отбор целесообразного минимума изучаемого материала;

- несоответсвие межпу историко-хронологической структурой предмета ( тематическим построением школьной программы „Музыка";

- академичность, „затеоретизиропанность" курса, оторванность его от

„живой" музыкальной практики.

Пот^шиальные возможности курса истории музыки в формировании лекторско-исполнительских умений у студентов, выявляются в процессе поиска и изучения дополнительной литературы; специальной подготовки сообщений-докладов по отдельным вопросам плана семинара; устных выступлений (во время опроса) с демонстрацией фрагментов из музыкальных произведений. Однако, содержание школьной программы по музыке и особенно внеклассных музыкальных мероприятий требует специальной „переплавки" (термин' Д.Б.Кабалевского) теоретического материала, проходимого на занятиях по данному предмету.

Компонентно-структурный анализ лекторско-исполнительских умений позволил определить для каждого из них следующие задачи:

Поисковый компонент как предварительная работа над конкретным текстом:

- выбор и продумывание темы;

- определение цели выступления;

- отбор и систематизация музыкально-методическиго материала и средств наглядности.

Конструктивный компонент как „деятельность, связанная с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала" (Н.В.Кузьмина):

- создание композиции лекции, т.е. построение ее реально-речевой структуры;

- выбор способа изложения материала;

- отбор композиционно-стилистических приемов.

Содержательную сторону исполнительского компонента составляет характеристика самого лектора, как субъекта деятельности, под которым мы понимаем личность педагога - „действующего" лица в лекторском процессе,

совмещающего различные качественные особенности смежных видов деятельности (педагога, лектора-оратора, артиста ).

Исполнительский компонент включает ряд квалификационных требований к субъекту лекторской деятельности - учителя:

- культура речи;

- техника общения;

- взаимодействие речевого, музыкального видов исполнительства и средств наглядности в процессе лекторского выступления.

Экспериментальное исследование проводилось на базе музыкально-педагогического факультета КазЖенПИ в процессе изучения предмета „История музыки" в период с 1991 по 1994 гг. и состояло из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В нем приняли участие студенты IV курса.

Предварительный (поисковый) этап заключал в себе обобщение опыта работы преподавателей курса истории музыки, методистов педагогической практики, учителей музыки общеобразовательных школ №№ 18, 27, 136, 137, казахско-турецкого лицея №1 г.Алматы, студентов и собственного опыта автора для определения критериев сформированное™ лекторско-исполнительских умений у будущих учителей-музыкантов. При этом применялись следующие методы: изучение соответствующей литературы; наблюдения; групповые и индивидуальные беседы; анкетирование; интервьюирование; рейтинг, ранжирование; статистические методы обработки данных; анализ письменных работ и устно-речевого выступления студентов.

Исходный уровень сформированпости лектореко-исполнительских умений студентов выявлялся по комплексам критериев, характеризующих тот или иной компонент.

развития гибкости и самостоятельности мышления в анализе и обобщении

материала в опоре на взаимосвязь музыки со смежными видами искусства литературой, изобразительным творчеством; уровень умений адаптировать музыковедческий материал к школьной программе.

2. КРЧКРИЙ ИСХОДНОГО УРОВНЯ КОНСТРУКТИВНОГО компонента: уровень достижения последовательности действий при составлении композиции лекции; уровень вариативной разработанности лекционного материала.

3. Критерий исходного уровня исполнительского компонента: уровень владения различными формами словесного изложения (лекция, беседа, рассказ, сообщение и др.); уровень развития эмоционально-волевых качеств личности (целеустремленности, настойчивости, эмоционального подъема, выдержки и самообладания) учителя-лектора.

Констатирующее исследование проводилось в 1993-1994 гг., где устанавливался уровень сформированности лекторско-исполнительских умений у студентов IV курса музыкально-педагогического факультета КазЖенПИ и определялся количественный и качественный состав контрольной и экспериментальной групп. В связи с тем, что будущие учителя музыки не получают целостного представления о специфике и содержании чекторско-исполнительских умений по истории музыки, мы пришли к заключению о необходимости разработки и практического внедрения специального* курса „Формирование лекторско-исполнительских умений учителя музыки" в'качестве дополнения к основному предмету. Выбор IV курса был обусловлен необходимостью связи спецкурса с изучением материала истории казахской музыки.

Псргчй констатирующий „срез" проходил в начале VII семестра, определяя исходный уровень готовности студентов к лекторской работе в школе, второй „срез" осуществлялся в конце VIII семестра, устанавливая конечный уровень сформированности лекторско-исполнительских умений.

Формирующий этап эксперимента охватывал два учебных семестра (VII-

VIH в период с 1993 (сентябрь) по 1994 (июнь) гг.). С целью получения более достоверных результатов он повторялся и проверялся в 1994, 1995 гг.

В состав контрольной и экспериментальной групп вошли по 22 студента, где опытная группа занималась по специально разработанной методике формирования лекторско-исполнительских умений, вела целенаправленную работу по названным умениям непосредственно во время педагогической практики в школе.

Hfl контрольном этапе исследования проводились два диагностирующих „среза" уровня сформированное™ лекторско-исполнительских умений студентов экспериментальной группы: по результатам освоения материала спецкурса (VII семестр, декабрь) н после педагогической практики и завершения занятий по истории казахской музыки (VIII семестр, июнь).

При анализе полученных результатов использовалась трехбальная шкала, где оценка „3й означала высокий, „2" - средний, „1" - низкий уровень сформированности лекторско-исполнительских умений. Исходя из предположений о том, что у одного и того же студента может проявиться различный уровень сформированности лекторско-исполнительских умений, по каждому из трех выделенных нами комплекса критериев использовался подсчет среднего арифметического балла по формуле:

сумма полученных оценок

X =-:- где X - средни"! арифметический балл.

количество оценок

Нами была построена шкала средних арифметических баллов, по которым определялся исходный уровень сформированности лекторско-исполнительских умений у студентов:

- „1" и „1,3" балла - низкий уровень готовности;

- „1,6" и „2,3" балла - средний уровень готовности;

- „2,6" и „3" балла - высокий уровень готовности.

Результаты констатирующего этапа нацелили нас на разработку методики специальной подготовки будущих учителей музыки к лекторско-исполнительской работе в школе, которая осуществлялась поэтапно.

Первый этан - актуализация знаний о специфике и содержании лекторско-исполнительских умений учителя музыки - ставит задачу в ходе спецкурса вооружить студентов необходимым объемом сведений в данной области. Структуру спецкурса составили лекционные (8 часов), лабораторно-практические занятия (16 часов). Лекционные занятия заключали в себе теоретические аспекты проблемы формирования лекторско-исполнительских умений у будущих учителей музыки. Студенты изучали:

- сущность лекционного процесса, его специфику, особенности и сложности лекторского мастерства в профессионально-педагогической деятельности учителя-музыканта;

- анализировали специальные поисковые приемы, связанные с отбором учебно-методической и музыкальной литературы: выбора тематики лекции, подбора текстового материала и наглядно-дидактических средств;

- рассматривали вопросы планирования композиции лекции, возможные способы изложения лекционного материала;

- анализировали ошибки, закономерности употребления живых форм

языка.

На лабораторно-практических занятиях, студентам трех экспериментальных подгрупп (сильная, средняя, слабая) были предложены общие задания:

- подобрать темы лекций, бесед, рассказов, учитывая следующие требования: педагогическую целесообразность, доступность для восприятия, соответствие программным требованиям по музыкальному воспитанию учащихся; связь с познавательными интересами подростков; раскрытие духовности идейных устремлений, культуры человеческих отношений,

сочетание в себе обобщенных понятий о нравственных и эстетических идеалах;

- подготовить музыкальный материал для восприятия школьников;

- осуществить подбор текстового материала лекций при анализе творчества народных композиторов или музыкальных произведений;

- отобрать наглядно-дидактические средства к тематическим лекциям;

- адаптировать музыковедческий материал к условиям школьной программы по музыкальному воспитанию детей и подростков (методическая разработка лекции, беседы);

- составить план и разработать композицию лекции, опираясь на следующую последовательность: обозначить главные обшие и частные задачи; подобрать к каждому тезису доказательства, конкретные факты, выписать цитаты и т.д.; сделать выводы и обобщения; подготовить развернутый конспект лекции;

- составить варианты методических разработок лекций, бесед;

- использовать специальные упражнения на декламацию поэтического текста (для выработки эмоциональности и выразительности голоса):

а) прислушаться к выступлениям опытных лекторов, анализировать свойственные им интонации;

б) провести разметку поэтического текста, создать фонетическую партитуру стиха;

в) самоанализ речи, выявление ее положительных и отрицательных сторон;

- составить варианты вопросо-ответной формы изложения текстового материала.

Содержанием лабораторно-практических занятий по спецкурсу также явился целенаправленный анализ студентами лекторско-исполнительской работы учителя-музыканта общеобразовательной школы с позиций выявления

поискового, конструктивного и исполнительского компонентов. Объектами анализа явились уроки музыки и внеклассные музыкально-тематические мероприятия в общеобразовательных школах г.Алматы. Нами была разработана и предложена студентам методика диагностирования уровня по специальной схеме (с.21), которую они затем успешно использовали во время педпрактики.

Второй этап - осуществление организованной лекторско-исполнительской работы студентов в условиях педпрактики в общеобразовательных школах путем выполнения дифференцированных заданий по трем компонентам - поисковом, конструктивном, исполнительском. Практиканты не только показывали умения организовывать, но и проанализировать лекторскую работу в условиях урока музыки, внеклассного музыкального мероприятия, осуществляя запись целенаправленных наблюдений по определенному плану.

Проверка уровня сформированное™ лекторско-исполнительских умений студентов проводилась в виде двух контрольных „срезов". Результаты первого (промежуточного) „среза" показали, что в количественном и качественном соотношениях трех экспериментальных групп произошли позитивные изменения. Так, например, первоначальная подгруппа - из 4-х человек увеличилась еще на 4 студента. Качественная сторона лекторско-мснолнитсльских умений первой (сильной) подгруппы охарактеризовалась в 2,7 балла. Вторая подгруппа (средняя) сократилась, составив 8 испытуемых. Средний арифметический балл во второй подгруппе - 1,8; третьей - 1,2.

Итоговый „срез" после педагогической практики в школе и результатов экзамена по предмету „История музыки" (VIII семестр, июнь) подтвердил успешность и эффективность разработанной нами методики формирования лекторско-исполнительских умений студентов.

1ХЁМЛ

Диагностика лекторско-исполнительских умений учителя музыки

Урок музыки Внеклассная музыкальная работа Учитель-музыкант Поисковые проявления личности учителя музыки: Качества, характеризующие степень сформированности поисковых умений

Определение тематики лекции, беседы Отбор музыкально-методического материала и наглядных средств Подбор текстового материала Гибкость и самостоятельность мышления Навыки адаптирования музыковедческого материала к школьной программе

Урок музыки Внеклассная музыкальная работа Учитель-музыкант Конструктивные проявления личности учителя музыки Качества, характеризующие степень сформированное™ конструктивных умений

Создание композиции лекции при ее планировании Выбор способов изложения материала Выбор компози-ционно-сп ¡диетических приемов построения лекции Творчество в новизне решения проблемы Свобода в оперировании рвзлич-ными вариантами содержания материале

Урок музыки Внеклассная музыкальная раСчтта Учитель-музыкант Исполнительские проявления личности учителя музыки Качества, характеризующие степень сформированности исполнительских умений

Владение культурой речи и культурой общения Владение техникой общения с аудиторией Владение видами исполнительства во взаимосвязи с содерж. лекц. материала Умелое использование словесной импровизации Эмоционально-волевые проявления личности учителя

22 Таблица

количественного и качественного состава контрольной и экспериментальной групп.

Компоненты Контрольная 1-руппа Экспериментальная-группа

Уровни Уровни

Высокий Средний Низкий Высокий Срс (ННЙ Низкий

к-но студ ср. бал к-во стул ср. бал к-во студ ср. бал к-во СТУЛ ср. бал к-во СТУ)( ср. бал к-во СТУЛ ср. бал

Поисковый 6 2,6 10 1.9 6 1,3 14 3,0 6 2,6 2 1,6

Конструктивный 6 2,6 10 1,9 6 1.3 14 3,0 6 2,7 2 1,6

Исполнительский 6 2,6 10 1,8 6 1,2 14 3,0 6 2,6 2 1,7

Таким образом, в ходе исследования были выявлены роль и место, специфика и задачи лекторско-исполнительских умений в педагогической деятельности учителя музыки; определена сущность понятия и проведен компонентно-структурный анализ данных умений; разработана и экспериментально проверена методика формирования лекторско-исполнительских умений у студентов.

На основании разработанных теоретических положений и полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных нами сделаны следующие выводы и рекомендации:

1. Сущность лекторско-исполнительских умений учителя музыки заключается в успешном распространении музыкально-просветительских знаний и различных формах словесного изложения.

2. Лекторско-исполшпсльские умения возможно и целесообразно формировать у студентов при освоении предмета „История музыки", включающего специально разработанный в качестве дополнения к нему спецкурс „Формирование лекторско-исполнительских умений будущего

учителя музыки" и как адаптирующий процесс - педагогическую практику в школе.

3. Формирование лекторско-исполнительских умений у будущих учителей музыки связано с овладением поисковыми, конструктивными и исполнительскими навыками через выполнение специально разработанных учебных заданий, позволяющих моделировать их деятельность в условиях классно-урочной и внеучебной музыкальной работы.

4. Анализ лекторско-исполнительских умений учителя на уроках музыки и внеклассных музыкально-тематических мероприятиях должен осуществляться студентами с опорой на методику диагностирования степени развития поискового, конструктивного и исполнительского компонентов.

5. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют оэ эффективности разработанной методики: повысился уровень знании студентоз о музыкальном искусстве; появилась уверенность в изложении материала в связи с активизацией мышления, развитием навыков культуры речи; будущие учителя музыки приобрели умения адаптировать музыковедческий материал к условиям школьной программы, разрабатывать и создавать композицию лекции, преподнести ее слушательской аудитории.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Ее дальнейшая разработка может осуществляться в следующих аспектах: выявление возможностей учебных дисциплин музыкально-исполнительского цикла, педагогической практики в формировании лекторско-исполнительской готовности студентов; зависимость формирования лекторско-исполнительских умений будущих учителей музыки от их музыкально-педагогических способностей, музыкальной культуры, педагогического мастерства и др.

Основное содержание диссептаиии отражено в следующих публикациях:

1. Некоторые вопросы методики преподавания полифонии. -Методические рекомендации по вопросам совершенствования преподавания музыкально-теоретических дисциплин в подготовке будущего учителя музыки. - Алматы, Ротапринт КазГосЖенПИ, 1989, - с.12-20.

2. Углубление музыковедческих навыков у студентов в курсе гармонии. //Профессиональная подготовка учителя-музыканта. - Алматы, КазЖенЛИ, 1991, - с.34-44.

3. Развитие навыков аккомпанирования у будущих учителей музыки. //Сб.: Профессионально-педагогическая подготовка учителя музыки. -Алматы: Типография оперативной печати. 1991, - с.39-45.

4. Казак, музыкасы тарихын окыту методикасыныц кейбф мэселелерг -Проблемы казахской музыки. Вып.2. - Алматы: Типография „Казак жолы". 1994. - с.50-57.

5. Формирование лектореко-исполнительских умений учителя музыки. -Алматы, Деп. КазГосИНТИ. 1994, - с.10.

6. Лскторско-исполнительские умения - учителю-музыканту. //Методические рекомендации. - Проблемы подготовки учителя-музыканта. -Алматы, РИК по учебной и методической литературе, Министерство образования Республики Казахстан - 1996, - с.30-34.

Оспанона Тогжан вм1ртак к,ызы.

Музыка-педагогика факульгетшде студеигтердщ лектор-орындаушылык шеберлжтеринц калыптасуы (музыка тарихи курсыныц материалы бойышпа).

13. 00. 07. - музыка недагогикасы.

[утмзлщ жакаша оч1р сурш, дамумпын каз1рп жаглайыпда, жалпы бшм берет ¡а мектептерге жогаргы б Ш1МЛ1 млманлар дапынлау на иг! актуальды мчсслсшк Гнр1 болын отыр. Онлагыдай жумыс ¡стеу. осы моселслсрд! шешу, жогаргы музыка-педагогика оку орыидарынын системасынла лектор-орыидаушм мупипмцерш дайынлау дпрежесше байланысты. Арнаулы ж\рпзшген талдау бойынша, педагогнкалык жогаргы оку орыиларыпда кслсшек музыка муг;иймдерш лектор-орындаушылыкка дайыкдау мнселеспмс коитетсн ссбептермсн книншылыкдар бар, олардыц ¡шиле непзп себеп: „Музыка тарнхы" оку пэнппц пепзп багыты мамапдарды пэн бойыиша дайындау, ал лектор-орьпшаушылык. шеберл1ктерппн калыптасу маселеа козгалмаган. Сондыктян осы багыттагы оку скстемасы музыка мугал1мнм1 кслсшек жуммемиа сайкес келмей/и. Музыка-педагогикалык факультеттерде лектор- ормндаушылмк :леберл1ктср(1пц калыптасуы пилыми зерттеу саласыпла жсткЫксЬ болглидмцтан, осы такырыптн пшллуымьп! а нет боллы,

Диссертациялык ж^мыстыц )ерпсу максатм: музыка тарихы курсы ниц жагдайыила студен перл ¡и лектор-орындаушылык шеберл ¡ктерипк калыптасуы жагынан (ылымм-тсория.пык ж;>не «.¡¡стеме.'пк талдау жасау. 'Зертгеуде бермген сипаламадл. музыка м>галЫ кызметшлс „лектор-орынлаушылык тебер.'ики'р!" хымыныц м.»ши "пешу, лгалммш м;эееленн( компонент) с i рук тур ник пил. ш з tim.iki.lti ан, му и.1 ка-1 м р их ы понимс тектор-орындаушытык. шебер пктертм ка ii.ni 1ас\ы чкш,пккр1 аикингша».

Журпзшген кумыс нэтижесшде осы рылыми - зерттеу ецбектщ непзп коргындылары былайша ггжырымдзды:

1. Музыка т^рихы курсын мецтеру процесшде жэне педагогикалык, практиками мектенге жуиедц эржакты журпзу, багытталнан максатка сай ОК.Ы 1у.

2. Лектор-0!>ындаушылык шебердктердщ калыитасу жоспарында колемд| маглумапар жэне осы аймакта тож1рибе болу керек, музыка-педагогикалык факультет1ерде арнауды курске сумешп, мацызын барыггап, „Музыка тарнхы" нэнннн музыкалык материалдарын максагка сэйкее колдаиу.

3. Музыка тарнхы, арнаулы курстер жагдайынца жэне педагогикалык пракгикада болашак музыка мУ1ал1мдерппц лектор - орындаушылык шебер;пктернпц калыптасуы ¡здену, конструктиьык орындаушылык да! ыдыларына баПланысты; музыка сабакында жэне окудан тыс музыкалык жумыс жагдайында, арнаулы оку тапсырмаларын пайдаланып музыка муралшнщ кызмстш модельдеу.

4. Студеттерд! окызу, диагностикалык, даму дарежес1 гэсшшц лекгор-орындаушылык Н1еберл1ктердп1 непзп компонештер! енделген диагностика эд!стемес1, сондай-ак музыка сабактарына жэне кластан тыс музыка-такырыпгык ЖУмыстарынд анализ жасауга колдану.

Журпзшген экспериментпк жумыстардык натнжсЫ бойынша болашак. музыка мугагпмдерше лектор-орындаушылык. шеберлштершщ калыптасуына усынылагын ¿шаемеа берипен.

Ospanova Togzhan Umurzakovna

Formation of lecturing and perfomance skills among the students of the musical-pedagogical faculty (based on tlie material of the course on history of music)

13.00.07 - musical pedagogy.

In the current conditions of development of the country, the problem of improvement of training of highly qualified specialists for schools providing general education (secondary schools) is of paramount importance. Successful achievement of the identified goals is mainly determined by the level of lecturing and petfomance skills of n tcacher within the system of the higher musical-pedagogical education.

As a result of special analysts a number of causes which make training of future teachers of music of a pedagogical college in the area of lecturing and perfomance more difficult. And the main causcs arc: the academic subject „History of music" is mainly aimed at education in the specific subject without paying any attention to the problem of formation of lecturing nnd perfomancc skills. Therefore, the system of knowledge in this area, often ,does not address the future professional needs of a tccher of music. Insufficient elaboration of this problem, lack of scientifically grounded system for formation of lecturing and performing skills at the musical pedagogical faculties constituted the basis for selection of the topic of research work.

The goal of this dissertation work is comprised of scientific and theoretical foundation of the optimum process for formation of lecturing and performance skills of students in the course of studying of the history of music and its methodological support.

The research work provides a well grounded description of essence of a concept of „lecturing and performance" skills of a teacher of music. A component-structural pattern of same skills have been developed and potential opportunities of

llit- course of history of music in the formation of the above-identified. The result ot the pilot work encouraged us to make the following conclusion:

1. For the purposes of effective resolution of the investigated problem, it is necessary to provide a systematic, multilateral and dedicated training in this area in the process of mastering of the course on history of music and obtaining of the pedagogical practice ut school.

2. In terms of formation of lecturing and performance skills, collection of the necessary data and expeiieuce in this area, it seems to be expedient to practice, at the musical and pedagogical faculties, the special course so as to provide interesting conic>it and musical material of the main academic subject " History of music".

3. Formaton of lecturing and performance skills of the future teacher of music in the process of mastering of the course on history of music, special couisc and accomplishment of the pedagogical practice is linked with mastering of investigative, constructive ;'nd performing skills; use of special academic assignments which will allow to model the activity of students in condition of classes and out of school musical work.

4. A specially designed method of forecasting which is applied in analysis of classes of music and out of school musical events is the means for training of students to forecast the pace of development of main ingredients of the learning and pcrtomiancc skill;.

The carried out experiment demonstrates the efficiency of the proposed metnod of formation of lecturing and peilbimancc skills of the futuie teachers of music.