Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения

Автореферат по педагогике на тему «Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Тухбатуллина, Лейсан Марселевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения"

ТУХБАТУЛЛИНА ЛЕЙСАН МАРСЕЛЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

13.00.08 -- теория и методика профессионального образовали«

1 ОКТ 2009

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Казань - 2009

003477870

Работа выполнена в ГО У ВГ10 «Казанский государственный технологический университет».

Научный руководитель доктор педагогических наук,

профессор. Гурье Лилия Измаиловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Ахметова Дания Загриевна

кандидат педагогических наук. Короткова Анна Леонидовна

Ведущая организации ГОУ «Ижевский государственный

технический университет»

Защита состоится 21 октября 2009г. в 14 часов на заседании совета Д 212.080.04 но защите докторских и кандидатских диссертаций при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, РТ, г.Казань, ул. К. Маркса, 68.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского государственного технологического университета.

Электронная версия автореферата размещена па официальном сайте Казанского государственного технологического университета 18 сентября

2009г.

Режим доступа: Ь11р://уу\ууу.к51и.ги

Автореферат разослан 20 сентября 2009г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических паук, доцент

Общая характеристика исследования

Актуальность исследовании. Развитие общества тесно связано с развитием промышленной культуры. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организационными нововведениями дизайн становится ведущим фактором повышения конкурентоспособности изделий. Именно дизайнерское решение часто определяет как активный интерес к продукту, гак и его отсутствие. В связи с этим на первый план выходит творческая деятельность дизайнера, его способность предлагать ориг инальные идеи, нестандартные решения.

В нашей стране дизайн-образование еще не имеет сложившихся традиций, общепринятой методологии и методики обучения. Специфика профессии дизайнера заключается в повышенной изменчивости содержания и характера выполняемых работ, что связано с динамикой потребностей рынка. В организации подготовки специалистов в области дизайна пока еще преобладает традиционный знанисвый подход, решение типовых профессиональных задач, что не соответствует реальным профессиональным условиям работы дизайнера. Учитывая растущее значение дизайна в современном обществе, повышающийся спрос на компетентных специалистов, способных предлагать оригинальные продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, представляется необходимым развитие у дизайнеров творческог о компонента профессиональной компетенции.

Психологические аспекты творчества исследовались Л.С.Выготским, А.М.Мапошкиным, Я.А.Пономаревым, С.Л.Рубинштейном, Дж.Гилфордом,

A.Т.Шумилиным и др. Методы формирования творческого мышления, творческих способностей рассмотрены в работах Д.Б.Богоявленской,

B.А.Моляко, И.П.Калошиной, В.Г.Казанской и др. Методам сознательного преодоления инерции, психологических барьеров творчества посвящены работы Г.С.Альтшуллсра, М.М.Зиновкипой, С.Д.Смирнова и др. В работах И.Я.Лернера, Н.В.Матяш, Е.С.Полат, М.Б.Павловой, М.Б.Романовской и других педагогов-исследователей отмечается большой потенциал метода проектов в развитии творческих качеств личности. В настоящее время метод проектов уже перерос рамки метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире используется как в средней, так и в высшей школе. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетенции будущего дизайнера обусловлено его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование качеств личности, необходимых в деятельности дизайнера, которая по сути своей является проектной. Однако, проектное обучение в указанном контексте не являлось предметом специально! о научного исследования.

Таким образом, можно констатировать противоречие между целесообразностью использования проектного обучения в качестве эффективного способа целенаправленного формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера как ключевого

элемента для успешного выполнения. профессиональной деятельности и неразработанностью педагогических условий .эффективного использования проектного обучения для формирования данного профессионально значимого компонента.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения в условиях возрастающей потребности общества в инновационных продуктах его деятельности.

Объект исследовании - процесс профессиональной подготовки дизайнера костюма в вузе.

Предмет исследования - педагогические условия формирования творческого компонента как ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера костюма в процессе проектного обучения.

Гипотеза исследования: формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия.

1. Поуровневос усложнение проектов, характеризующееся степенью эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта; количеством дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта.

2. Выполнение студентами каждой из основных командных ролей с целью получения опыта работы в команде, которая характерна для профессиональной деятельности дизайнера.

3. Использование в качестве проектных заданий реальных профессиональных проблем, решение которых сопровождается консультированием и оценкой специалистами профильных предприятий.

4. Использование портфолио в ходе выполнения проектов как средства оценки и самооценки студентов с целыо формирования индивидуального стиля, творческого мышления и профессиональных навыков.

5. Направленность деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студен тов.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования.

1. Выявить состав и структуру творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.

2. Определить и обосновать особенности организации обучения студентов - дизайнеров костюма при изучении дисциплины «Проектная графика».

3. Обосновать средства диагностики сформированное™ творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в условиях проектного метода обучения.

Методологической основой исследования являются: общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, предполагающий исключение субъективности, односторонности в подборе и оценке фактов; теория системного и личностно-деятелыюстного подходов к изучению педагогических явлений; тенденции социально-экономического развития и. научно-технического прогресса; идеи формирования личности, становления профессионала; идеи и принципы компетентностного подхода.

Частиомст одическую базу исследования составили теоретические положения и выводы педагогической и психологической науки о системном подходе к исследованию и интерпретации педагогических явлений (В.П.Беспалько, А.А.Кирсанов и др.), концептуальные положения, о формировании личности (ПЛ.Гальиерин, .С.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы творческого развития личности (Д.Б.Богоявленская, В.И.Андреев, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов), теоретические основы организации творческой деятельности (Г.С.Альтшуллер, И.С.Якиманская, М.М.Зиновкина и др.), концепция ключевых квалификаций и компетенций (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Ю.Г.'Гатур, В.И.Байденко), идеи, посвященные методам обучения (В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, А.В.Хуторской, Е.С.Полаг и др.), методы диагностики творческого развития личности (Д.Гилфорд, П.Торренс, Е.А.Туник, Е.А.Климов и др.).

Методы исследовании. В процессе исследования в соответствии, с его целями использовались: теоретические методы - анализ предмета и проблемы исследования, моделирование и проектирование процесса обучения, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы - изучение и обобщенно педагогического 017ыта, анализ учебно-методической документации, включенное наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, опрос, беседы с преподавателями и обучающимися, педагогический эксперимент, статистические методы обработки и интерпретирования результатов эксперимента.

Исследование выполнялось с 2005 г. по 2009 г. на кафедре «Дизайн» Казанского государственного технологического университета. При этом был использован личный опыт работы диссертанта в качестве преподавателя дисциплин «Проектная графика» и «Пропедевтика (основы композиции в дизайне костюма)».

На первом этапе (2005-2006 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике; определялись предпосылки исследования; формировались цели, задачи, гипотеза научного поиска; проводился сбор информации в области изучаемой проблемы и се анализ.

На втором этапе (2006-2007 гг.) определены и обоснованы педагогические условия формирования творческого компонента как

ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения; разрабатывалась методика проектного обучения для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера костюма; разрабатывалась методика диагностики и был проведен констатирующий этап эксперимента.

На третьем этане (2007-2009 гг.) проводился формирующий эксперимент; статистическая обработка результатов, их интерпретация и обобщение, корректировался комплекс педагогических условий, формировались выводы исследования.

Новизна исследования состоит в следующем.

1) Раскрыты состав (мотивационная и креативпо-деятельностная составляющая) и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, отражающие требования к деятельности современного дизайнера в контексте растущей конкуренции в его профессиональной сфере, дифференциацию и индивидуализацию спроса.

2) Определены и обоснованы педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера процессе проектного обучения:

• использование в качестве проектных заданий реальных профессиональных проблем с консультированием специалистами профильных предприятий с целью повышения мотивации студентов и приобретения ими опыта профессиональной деятельности;

• последовательное усложнение проектов, характеризующееся степенью эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта (репродуктивно-творческий, творчсско-репродуктивный, творческий); уровнем завершенности и степенью детализации готового продукта (фор-эскизы, творческие эскизы, прототип изделия); количеством дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта;

• организация работы в команде, характерной для профессиональной деятельности дизайнера, посредством исполнения студентами каждой из основных ролей (генератор идей, критик, техник) для выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче;

• использование в качестве эффективного средства оценки и самооценки, творческого мышления и профессиональных навыков студентов персональных портфолио, отражающих индивидуальный стиль будущего дизайнера;

• направленность деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студентов, выражающаяся в их мотивировании к решению нестандартных профессиональных задач, в инициировании овладения методологией и методикой решения творческих задач, в демонстрации

собственного творческого подхода к разработке профессиональных

проектов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить терминологическое поле проблемы за счет конкретизации понятия «творческий компонент профессиональной компетенции дизайнера», раскрывают его структуру, что способствует дальнейшему развитию понятийно-терминологического аппарата теории профессионального образования; позволяют раскрыть и обосновать процесс формирования творческого компонента. Результаты исследования развивают научное представление о формировании творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в прорцессе проектного обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на его материалах диссертантом разработана и внедрена в педагогический процесс кафедры «Дизайн» Казанского государственного технологического университета вариативная часть содержания дисциплины «Проектная графика» в виде проектов, направленных на развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера; разработаны методические рекомендации но проведению проектного обучения в рамках дисциплины «Проектная графика»; разработаны и изданы учебные пособия с грифом УМО вузов РФ по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусства «Проектирование костюма», «Дизайн костюма» и «Конструирование женской одежды по европейским методикам. Предлагаемые подходы и методические решения могут быть использованы преподавателями вузов, ведущих подготовку дизайнеров, для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнеров.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Творческий компонент профессиональной' компетенции, является ключевой составляющей профессиональной деятельности дизайнера, представляет собой совокупность качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способности), обеспечивающих выполнение креативной деятельности в процессе дизайн-проектирования, направленного на создание новых изделий. Системообразующим элементом является творческое мышление.

2. Проектное обучение, направленное на формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, состоит в использовании проектов, которые имеют в основе реальные профессиональные проблемы, характеризуются последовательным усложнением (степень эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта, уровень завершенности и степень детализации готового продукта и т.д.) и сопровождаются консультированием специалистами профильных предприятий.

3. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера требует целенаправленной деятельности преподавателя но мотивированию студентов к решению нестандартных задач

и реализуется при организации работы в команде, предполагающей исполнение студентами каждой из основных ролей для выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче; использовании в качестве эффективного средства оценки и самооценки, творческого мышления и профессиональных навыков студентов персональных портфолио, отражающих индивидуальный стиль будущего дизайнера.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась определением исходных теоретико-методологических позиций; анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта; применением методов исследования, проверенных на надежность и валидиость; результатами экспериментальной работы; качественным анализом результатов исследования с опорой на фундаментальные методические и теоретические положения педагогической науки; собственным опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры «Дизайн» КГ'ТУ и системы дополнительного профессионального образования. Большое значение для исследования имело непосредственное наблюдение и изучение состояния дизайн-образования в России, Германии, Великобритании и Италии, стажировки в ведущих вузах этих стан.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на кафедре «Дизайн» Казанского государственного технологического университета. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования, кафедры дизайна КГ'ГУ; докладывались на межвузовской научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: научно-методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки» (Казань, 2008г.); IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике й образовании России» (г. Казань, 2008г.); Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (Казань, 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии - стратегия развития России: наука, образование, производство» (г.Н.Челны, 2009); на методологических семинарах, проводимых для аспирантов (2008, 2009); на научной сессии КГ'ТУ (2006).

¡ Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений, 24 рисунков, 20 таблиц. Объем работы составляет 186 страниц.

Основное содержание

Во введении обоснована актуальность, сформулированы цель, объект, предмет' и задачи исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В нерпой главе «Предпосылки и возможности проектного обучения нри формировании творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера» на основе анализа профессиональной деятельности дизайнера определен состав его профессиональной компетенции; выделен творческий компонент в качестве ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера; рассмотрены подходы к формированию творческого мышления, творческих способностей и качеств личности и раскрыты возможности проектного обучения для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.

Анализ профессиональной деятельности дизайнера показал, что эта профессия связана с постоянным созданием чего-то нового, ранее не существовавшего в природе. Она является синтетическим видом деятельности, предусматривающим интеграцию различных видов подготовки; требует от дизайнера определенных качеств личности, таких как оригинальность мыслей, образное мышление, нестандартный подход в постановке и решении проблем; смелость в принятии решений; направленность в будущее требует от дизайнеров силы предвидения (интуиции) и прогнозирования. Особенности профессиональной деятельности дизайнера определяют требования к его профессиональной компетенции.

На основе анализа квалификационной характеристики дизайнера, существующих исследований в этой области, особенностей профессиональной деятельности дизайнера, в составе профессиональной компетенции нами были выделены такие составляющие как проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, художественно-графическая. С другой стороны, нами установлено, что профессиональная компетенция дизайнера включает в себя также ряд компонентов (мотивационно-вол свой, творческий, деятельностный, рефлексивный), имеющих сквозной характер. Важно подчеркнуть, что характер деятельности дизайнера предполагает творчество, как одну из составляющих процесса его профессиональной деятельности и, соответственно, необходимо выделение творческого компонента как ключевой составной части профессиональной компетенции дизайнера.

В процессе исследования нами установлено, что творческий компонент профессиональной компетенции представляет собой совокупность качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способности), обеспечивающих выполнение креативной деятельности в процессе дизайн-проектирования, направленного на создание новых изделий.

Исследование позволило выделить состав творческого компонента, представляющий собой совокупность могивационной и креативно-деятельностной составляющих, представленных на рис.1. Системообразующим элементом данной структуры является творческое мышление.

Рис.1. Структура творческого компонента профессиональной компетенции

дизайнера

Анализ профессиональной деятельности дизайнера, а также осознание роли и места творческого компонента в профессиональной жизни специалиста позволили выдвинуть ряд требований к процессу формирования творческого компонента, который должен обеспечивать устойчивую мотивацию творческой деятельности студентов; овладение в процессе обучения современной методологией творчества и применение ее для генерирования нестандартных идей; междисциплинарную связь основных курсов; решение реальных практических задач; выполнение заданий в ограниченные сроки. Всем выдвинутым требованиям удовлетворяет проектное обучение.

На основе проведенного в диссертации анализа проектно-ориентированных технологий, применяемых в высших учебных заведениях Западной Европы и США, выявлен ряд особенностей организации учебного процесса: работа в команде; наличие профессионально значимой задачи; ведущая роль преподавателя не только как идейного вдохновителя и консультанта, но и как образца для подражания и др.

Во второй главе «Организация процесса формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера» раскрыт комплекс педагогических условий формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера на примере специальности «Дизайн костюма», описана технология проектного обучения в рамках дисциплины «Проектная графика», приведены результаты экспериментальной работы, подтверждающие эффективность разработанного комплекса.

Исходя из особенностей организации проектного обучения и анализа творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, нами были сформулированы педагогические условия эффективного формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.

Первое условие предполагает решение реальных проблем, сопровождающееся консультированием специалистами профильных предприятий и позволяющее студентам не только получить опыт профессиональной деятельности, но и оценить свою работу в реальных условиях. Осознание студентами в процессе обучения значимости роли и функций дизайнера посредством выполнения реальных производственных разработок, имеющих шанс на внедрение в производство, развивает их способность нестандартно мыслить, предлагать нешаблонные элегантные решения. Консультации специалистов способствуют корректировке идей в зависимости от требований производства.

Следующим условием является введение в учебный процесс проектов с постепенным усложнением таких характеристик, как доминирующий вид деятельности, уровень завершенности и степень детализации готового продукта (фор-эскизы, художественные и рабочие эскизы, прототипы), внутрипредметные связи.

Движение от простого к сложному позволяет студентам прочувствовать структуру сложных проектов, научиться раскладывать их по частям, выделяя фрагменты, в решении которых они уже имеют опыт. Студенты учатся разбивать крупные проблемы на более мелкие задачи, а задачи - на подзадачи, часть которых может носить стандартный характер и иметь типовое решение. Все проекты, вне зависимости от сложности, предполагают выполнение полного цикла проектирования, включая выпуск готового продукта, вид которого меняется от фор-эскизов, набросков в простых проектах до готового изделия в сложных. Низкие по сложности проекты предполагают преимущественно репродуктивно-творчсскую деятельность, т.е. деятельность, построенную по образцу, предлагаемому алгоритму с небольшим его изменением. С увеличением сложности проекта деятельность приобретает все более творческий характер.' Простые проекты могу т выполняться в рамках одной дисциплины, сложные же имеют междисциплинарный характер.

Третье условие предполагает приобретение будущими дизайнерами профессионально необходимого опыта работы в команде, выполнения таких ролей как генератор идей, критик, техник, что позволяет научиться распределять обязанности в команде, обеспечить пресмствснность идей (готовность разрабатывать чужие, а не только свои идеи), лучше прочувствовать специфику каждой роли, определить собственные предпочтения в выборе ролей. Кроме того, возможность выполнения дизайнером нескольких ролей приучает его мышление к внутренней диалогичное™ и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно примерять на себя другие командные роли, оценивать ситуацию с разных позиций.

Важным: ; условием формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнеров является использование портфолио, выполняющего мотивирующую функцию. Мы предлагаем использование портфолио не только в традиционной роли как средства представления информации, но и в качестве мотивирующего фактора за счет-самооценки студентом личного приращения по отношению к уровню предыдущего портфолио, а также к уровню других студентов в группе и известных дизайнеров.

Для развития творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера необходимо мотивирование студентов к решению нестандартных профессиональных задач. С этой целью целесообразно организовать проектное обучение таким образом, чтоб студенты овладели методологией и методикой решения творческих задач, в частности такими, как метод эмпатии, инверсии, аналогии, фокальных объектов и т.д. Во многом этому способствует и тот факт, что преподаватель оказывается в равных условиях со студентами и вместе с ними ищет пути решения проблемы, разрабатывая совершенно новый проект е каждой группой, демонстрируя тем самым свой творческий подход , к решению профессиональных задач и мотивируя студентов к решению сложных проблем.

Реализация разработанных педагогических условий происходила в процессе проектного обучения дисциплине «Проектная графика».

Эксперимент проводился на базе кафедры «Дизайн» Казанского государственного технологического университета. Общее количество студентов, участвовавших в эксперименте, составило 112 человек.

Для оценки сформированное™ творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера нами был выбран следующий диагностический инструментарий: методика Е.Туник, которая представляет собой модификацию тестов Дж.Гилфорда и П.Торренса; экспресс-опросник креативности Д.Джонсона; система учебных заданий, направленная на выявление навыков творческой деятельности, степени развитости воображения и наглядно-образного мышления; методика самооценки студентов. Для оценки мотивационной составляющей сформированное™ творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера были использованы: методика определения уровня развития учебной мотивации О.С.Гребенюка,: методика определения мотивации к достижению успеха Т.Элерса, а также самооценка студентов.

Для измерения уровня сформированное™ творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера нами была разработана на основе метода экспертных оценок 4-х уровневая шкала.

Репродуктивный уровень характеризуется невысокой познавательной активностью студентов; низким уровнем мотивации к профессиональной деятельности; слабой мотивацией к успеху, нерешительностью; построением деятельности по алгоритму; копированием идей; предложением шаблонных, стереотипных решений, низким уровнем развития творческого мышления;

низким уровнем знаний в области творческих приемов, эвристических методов.

Репродуктивио-творческий уровень выражается тенденцией к устойчивой познавательной активности; характеризуется средним уровнем мотивации к профессиональной деятельности; средним уровнем решительности и направленности на успех; переходом от репродуктивных форм к поисковым; предложением идей путем незначительного видоизменения прототипа, средним уровнем развития творческого мышления; средним уровнем развития навыков и знаний в области т ворческих приемов, эвристических методов.

Творческо-репродуктивный уровень выражается в виде устойчивой познавательной активности, характеризуется высоким уровнем мотивации к профессиональной деятельности; обладания развитым творческим мышлением; способностью ощутимо видоизменять образец (прототип) с целью получения нового изделия; достаточной степенью решительности и направленности на успех; выражается в активном саморазвитии профессионально значимых качеств; хорошо развитых навыках и высоком уровне знаний в области творческих приемов, эвристических методов.

Творческий уровень выражается в высокой познавательной активности, высоком уровне мотивации к профессиональной деятельности и стремлении к их реализации; в творческой самостоятельности, высокой степени решительности и направленности на успех; вере в собственные силы, антиконформизме; способности создавать оригинальные изделия и предлагать нестандартные решения; активной работе по саморазвитию профессионально значимых качеств; стремлении изучать опыт других дизайнеров.

На рис.2,3 представлены диаграммы, отражающие развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в экспериментальной и контрольной группах на начальном, промежуточном и конечном этапах эксперимента.

Данные результатов эксперимента по оценке развития творческого компонента профессиональной компетенции подтвердили эффективность разработанных условий. Положительная динамика наблюдается в изменении всех составляющих элементов творческого компонента в среднем на 13-15% (в контрольной группе на 6-7%).

В заключении приведены основные результаты, полученные в ходе диссерт ационного исследования.

1. Профессиональная компетенция дизайнера представляет собой совокупность деятельностных составляющих (проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-

исследовательской, художественно-графической) и сквозных компонентов (мотивационно-волевого, творческого, деятельносгного, рефлексивного).

Рис.2. Развитие творческого компонента в экспериментальной группе

количество студентов, % I

I

т

□ начальный эгоп 0промежуточный эт

□ коночный эгап

Ж

УОНЫЙ Рвпродук тионо- Теорчоско-рвородук Творческий творческий шииый

уроони сформироианности тиорческого компонента

Рис.3. Развитие творческого компонента в контрольной группе

2. Творческий компонент, являющийся ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера, состоит из мотивационной и креативно-дсятельностной частей. Системообразующим элементом этой структуры является творческое мышление.

3. Проектное обучение является эффективным инструментом формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера при реализации комплекса педагогических условий, вносящего изменения в организационную, содержательную и процессуальную стороны

проектного обучения, заключающегося во внедрении постепенно усложняющихся проектов, работе в команде с последовательным исполнением всех основных ролей, использовании реальных профессиональных проблем, использовании портфолио для мотивирования студентов, демонстрации преподавателем собственного творческого подхода к решению профессиональных задач. Разработанный комплекс эффективно формирует творческий компонент профессиональной компетенции дизайнера.

4. Результаты эксперимента подтвердили эффективность внедрения разработанных педагогических условий и отразили положительную динамику уровня сформированное™ творческого компонента профессиональной компетенции.

Основные положения диссертации отражены в 20 опубликованных работах, 14 из которых приведены ниже.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

1. Тухбатуллина, Л.М. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций дизайнеров / Л.М. Тухбатуллина // Вестник Казанского технологического университета - 2009. — №1, - С. 180-185. .

Статьи в журналах н сборниках материалов научных конференций

2. Тухбатуллина, Л.М. Сравнительная характеристика умений, определяющих целостный процесс проектной деятельности в рамках дисциплины «Композиция костюма» / Л.М.Тухбатуллииа [и др.} // Дизайн -новые взгляды и решения. - Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2008. -С. 169-174.

3. Тухбатуллина, Л.М. Подготовка специалиста-дизайнера к проектной деятельности / Л.М.Тухбатуллииа // Дизайн - новые взгляды и решения.- -Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2008. - С. 163-169 (

4. Тухбатуллина, Л.М. Условия развития творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования / Л.М.Тухбатуллииа, Л.А.Сафина // Актуальные проблемы профессионального образования. - Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2008. - С. 865-869.

5. Тухбатуллина, Л.М. Особенности обучения взрослых людей творческим специальностям / Л.А.Сафина, Л.М. Тухбатуллина // Региональные проблемы модернизации и развития дополнительного профессионального образования Российской Федерации.-Казань: «Печатный двор», 2004.-С. 261-262.

6. Тухбатуллина, Л.М. Психолого-псдагогические условия формирования проектных умений дизайнеров костюма / Л.М.Тухбатуллииа // Актуальные проблемы профессионального образования: научно-методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки.-Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2008. - С. 785-790.

7. Тухбатуллина, Л.М. Использование метода проектов в системе дополнительного образования/ Л.М.Тухбатуллина, Л.А.Сафина, Н.В.Фуфлыгииа // Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. - Казань: «Центр инновационных технологий», 2008. - С.288-291.

8. Тухбатуллина, Л.М. Состав и структура профессиональной компетенции дизайнера / Л.М.Тухбатуллина // Инновационные технологии -стратегия развития России: наука, образование, производство,- Набережные Челны: Издательство Кам. гос. инж. экон. акад., 2009. - С.357-361.

9. Тухбатуллина, Л.М. Профессиональная компетенция дизайнера: основные компоненты/ Л.М.Тухбатуллина // Развитие многоуровневой системы подготовки специалистов в области машиностроения. -Зеленодольск, 2009. - С. 254-258.

Учебные пособии с грифом УМО вузов РФ в области дизайна, монументального и декоративного искусства

10. Тухбатуллина, Л.М. Дизайн костюма /Л.А.Сафина, Л.М.Тухбатуллина, В.В.Хамматова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 390с. (авт.25%)

11. Тухбатуллина, Л.М. Проектирование костюма / Л.М.Тухбатуллина, Л.А.Сафина, В.В.Хамматова.-Ростов н/Д:Феникс, 2007. - 283с. (авт.50%)

12. Тухбатуллина, Л.М. Конструирование женской одежды по европейским методикам/ Л.М.Тухбатуллина, Л.А.Сафина, В.В.Хамматова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 204с.(авт.50%)

Учебные пособия и монографин

13. Тухбатуллина, Л.М. Итальянский костюм: искусство кроя / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, Л.Н. Абуталилоиа. — М.:Профиздат, 2005.- 152с. (авт.50%)

14. Тухбатуллина, Л.М. Формирование проектных умений дизайнеров/ Л.И. Гурье [и др.]/ Под науч.ред. Л.И.Гурье // Теоретические аспекты формирования готовности инженера к профессиональной деятельности. -Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 168с. (авт.25%)

Заказ МО Тираж 80 экз.

Офсетная лаборатория Казанского государственного технологического университета

420015, Казань, К.Маркса,68

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тухбатуллина, Лейсан Марселевна, 2009 год

Введение

Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНОСТИ 13 ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА

1.1. Состав и структура профессиональной компетенции дизайнера

1.2. Роль и место творческого компонента в деятельности дизайнера

1.3. Потенциал проектного обучения в формировании творческого 56 компонента профессиональной компетенции дизайнера

1.4. Зарубежный опыт применения проектного обучения 83 Выводы по первой главе

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА

2.1. Педагогические условия формирования творческого компонента 95 профессиональной компетенции дизайнера

2.2. Формирование творческого компонента профессиональной 125 компетенции дизайнеров в процессе проектного обучения в рамках дисциплины «Проектная графика»

2.3. Ход и результаты экспериментального исследования 147 Выводы по второй главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения"

Актуальность исследования. Изменяющиеся социально -экономические условия, интенсивное развитие производительных сил, науки, техники, культуры приводят к возрастающей роли дизайнера в современном обществе. Сегодня дизайнер призван выполнять одну из ключевых ролей - создавать эстетические функциональные и экономически выгодные изделия. Задача дизайнера - учесть в проектируемом изделии все - модные тенденции, потребительские предпочтения, эргонометрические требования, возможности производства, экологические рамки, эстетические потребности общества. Эта задача усложняется тем, что один и тот же товар выпускается десятками и даже сотнями различных производителей. Зачастую именно дизайн продукта определяет его конкурентоспособность. В таких условиях на первый план выходит творческая деятельность дизайнера, его способность предлагать оригинальные идеи, отклоняться в своих действиях от стереотипов.

В нашей стране дизайн-образование еще не имеет сложившихся традиций, общепринятой методологии и методики обучения. Специфика профессии дизайнера заключается в повышенной изменчивости содержания и характера выполняемых работ, что связано с динамикой потребностей рынка. В организации подготовки специалистов в области дизайна пока еще преобладает традиционный знаниевый подход, решение типовых профессиональных задач, что не соответствует реальным профессиональным условиям работы дизайнера. Учитывая растущее значение дизайна в современном обществе, повышающийся спрос на компетентных специалистов, способных предлагать оригинальные 3 продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, представляется необходимым развитие у дизайнеров творческого компонента профессиональной компетенции.

Психологические аспекты творчества исследовались Л.С.Выготским, А.М.Матюшкиным, Я.А.Пономаревым, С.Л.Рубинштейном, Дж.Гилфордом,

A.Т.Шумилиным и др. Методы формирования творческого мышления, творческих способностей рассмотрены в работах Д.Б.Богоявленской,

B.А.Моляко, И.П.Калошиной, В.Г.Казанской и др. Методам сознательного преодоления инерции, психологических барьеров творчества посвящены работы Г.С.Апьтшуллера, М.М.Зиновкиной, С.Д.Смирнова и др. В работах И.Я.Лернера, Н.В.Матяш, Е.С.Полат, М.Б.Павловой, М.Б.Романовской и других педагогов-исследователей отмечается большой потенциал метода проектов в развитии творческих качеств личности. В настоящее время метод проектов уже перерос рамки метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире используется как в средней, так и в высшей школе. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетенции будущего дизайнера обусловлено его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование качеств личности, необходимых в деятельности дизайнера, которая по сути своей является проектной. Однако, проектное обучение в указанном контексте не являлось предметом специального научного исследования.

Таким образом, можно констатировать противоречие между целесообразностью использования проектного обучения в качестве эффективного способа целенаправленного формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера как ключевого элемента для успешного выполнения профессиональной деятельности и неразработанностью педагогических условий эффективного использования проектного обучения для формирования данного профессионально значимого компонента.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения в условиях возрастающей потребности общества в инновационных продуктах его деятельности.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки дизайнера костюма в вузе.

Предмет исследования - педагогические условия формирования творческого компонента как ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера костюма в процессе проектного обучения.

Гипотеза исследования: использование проектного обучения позволит эффективно формировать творческий компонент профессиональной компетенции дизайнера при реализации следующих педагогических условий.

1. Поуровневое усложнение проектов, характеризующееся степенью эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта; количеством дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта.

2. Выполнение студентами каждой из основных командных ролей с целью получения опыта работы в команде, которая характерна для профессиональной деятельности дизайнера.

3. Использование в качестве проектных заданий реальных профессиональных проблем, решение которых сопровождается консультированием и оценкой специалистами профильных предприятий.

4. Использование портфолио в ходе выполнения проектов как средства оценки и самооценки студентов с целью формирования индивидуального стиля, творческого мышления и профессиональных навыков.

5. Направленность деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студентов.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования.

1. Выявить состав и структуру творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.

2. Определить и обосновать особенности организации обучения студентов - дизайнеров костюма при изучении дисциплины «Проектная графика».

3. Обосновать средства диагностики сформированности творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в условиях проектного метода обучения.

Методологической основой исследования являются: общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, предполагающий исключение субъективности, односторонности в подборе и оценке фактов; теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; тенденции социально-экономического развития и научно-технического прогресса; идеи формирования личности, становления профессионала; идеи и принципы компетентностного подхода.

Частнометодическую базу исследования составили теоретические положения и выводы педагогической и психологической науки о системном подходе к исследованию и интерпретации педагогических явлений (В.П.Беспалько, А.А.Кирсанов и др.), концептуальные положения о формировании личности (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн и др.), 6 теоретические основы творческого развития личности (Д.Б.Богоявленская, В.И.Андреев, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов), теоретические основы организации творческой деятельности (Г.С.Альтшуллер, И.С.Якиманская, М.М.Зиновкина и др.), концепция ключевых квалификаций и компетенций (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Ю.Г.Татур, В.И.Байденко), идеи, посвященные методам обучения (В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, А.В.Хуторской, Е.С.Полат и др.), методы диагностики творческого развития личности (Д.Гилфорд, П.Торренс, Е.А.Туник, Е.А.Климов и др.).

Методы исследования. В процессе исследования в соответствии с его целями использовались: теоретические методы - анализ предмета и проблемы исследования, моделирование и проектирование процесса обучения, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы - изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебно-методической документации, включенное наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, опрос, беседы с преподавателями и обучающимися, педагогический эксперимент, статистические методы обработки и интерпретирования результатов эксперимента.

Исследование выполнялось с 2005 г. по 2009 г. на кафедре «Дизайн» Казанского государственного технологического университета. При этом был использован личный опыт работы диссертанта в качестве преподавателя дисциплин «Проектная графика» и «Пропедевтика (основы композиции в дизайне костюма)».

На первом этапе (2005-2006 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике; определялись предпосылки исследования; формировались цели, задачи, гипотеза научного поиска; проводился сбор информации в области изучаемой проблемы и ее анализ.

На втором этапе (2006-2007 гг.) определены и обоснованы педагогические условия формирования творческого компонента как ключевой составляющей профессиональной компетенции дизайнера в 7 процессе проектного обучения; разрабатывалась методика проектного обучения для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера костюма; разрабатывалась методика диагностики и был проведен констатирующий этап эксперимента.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) проводился формирующий эксперимент; статистическая обработка результатов, их интерпретация и обобщение, корректировался комплекс педагогических условий, формировались выводы исследования.

Новизна исследования состоит в следующем.

1) Раскрыты состав (мотивационная и креативно-деятельностная составляющая) и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, отражающие требования к деятельности современного дизайнера в контексте растущей конкуренции в его профессиональной сфере, дифференциацию и индивидуализацию спроса.

2) Определены и обоснованы педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера процессе проектного обучения:

• использование в качестве проектных заданий реальных профессиональных проблем с консультированием специалистами профильных предприятий с целью повышения мотивации студентов и приобретения ими опыта профессиональной деятельности;

• последовательное усложнение проектов, характеризующееся степенью эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта (репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий); уровнем завершенности и степенью детализации готового продукта (фор-эскизы, творческие эскизы, прототип изделия); количеством дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта;

• организация работы в команде, характерной для профессиональной деятельности дизайнера, посредством исполнения студентами каждой из основных ролей (генератор идей, критик, техник) для выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче;

• использование в качестве эффективного средства оценки и самооценки, творческого мышления и профессиональных навыков студентов персональных портфолио, отражающих индивидуальный стиль будущего дизайнера;

• направленность деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студентов, выражающаяся в их мотивировании к решению нестандартных профессиональных задач, в инициировании овладения методологией и методикой решения творческих задач, в демонстрации собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить терминологическое поле проблемы за счет конкретизации понятия «творческий компонент профессиональной компетенции дизайнера», раскрывают его структуру, что способствует дальнейшему развитию понятийно-терминологического аппарата теории профессионального образования; позволяют раскрыть и обосновать процесс формирования творческого компонента. Результаты исследования развивают научное представление о формировании творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в прорцессе проектного обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на его материалах диссертантом разработана и внедрена в педагогический процесс кафедры «Дизайн» Казанского государственного технологического университета вариативная часть содержания дисциплины «Проектная графика» в виде проектов, направленных на развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера; разработаны методические рекомендации по проведению проектного обучения в рамках дисциплины «Проектная графика»; разработаны и изданы учебные пособия с грифом УМО вузов РФ по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусства «Проектирование костюма», «Дизайн костюма» и «Конструирование женской одежды по европейским методикам. Предлагаемые подходы и методические решения могут быть использованы преподавателями вузов, ведущих подготовку дизайнеров, для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнеров.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Творческий компонент профессиональной компетенции, является ключевой составляющей профессиональной деятельности дизайнера, представляет собой совокупность качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способности), обеспечивающих выполнение креативной деятельности в процессе дизайн-проектирования, направленного на создание новых изделий. Системообразующим элементом является творческое мышление.

2. Проектное обучение, направленное на формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, состоит в использовании проектов, которые имеют в основе реальные профессиональные проблемы, характеризуются последовательным усложнением (степень эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта, уровень завершенности и степень детализации готового продукта и т.д.) и сопровождаются консультированием специалистами профильных предприятий.

3. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера требует целенаправленной деятельности

10 преподавателя по мотивированию студентов к решению нестандартных задач и реализуется при организации работы в команде, предполагающей исполнение студентами каждой из основных ролей для выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче; использовании в качестве эффективного средства оценки и самооценки, творческого мышления и профессиональных навыков студентов персональных портфолио, отражающих индивидуальный стиль будущего дизайнера.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась определением исходных теоретико-методологических позиций; анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта; применением методов исследования, проверенных на надежность и валидность; результатами экспериментальной работы; качественным анализом результатов исследования с опорой на фундаментальные методические и теоретические положения педагогической науки; собственным опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры «Дизайн» КГТУ и системы дополнительного профессионального образования. Большое значение для исследования имело непосредственное наблюдение и изучение состояния дизайн-образования в России, Германии, Великобритании и Италии, стажировки в ведущих вузах этих стан.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на кафедре «Дизайн» Казанского государственного технологического университета. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования, кафедры дизайна КГТУ; докладывались на межвузовской научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: научно-методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки» (Казань, 2008г.); IX Всероссийской конференции по

11 дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» (г. Казань, 2008г.); Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (Казань, 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии - стратегия развития России: наука, образование, производство» (г.Н.Челны, 2009); на методологических семинарах, проводимых для аспирантов (2008, 2009); на научной сессии КГТУ (2006).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений, 24 рисунков, 20 таблиц. Объем работы составляет 186 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по второй главе

1. Анализ современного этапа теории и практики проектного обучения позволил выявить, что оно основано на применении деятельностного, проблемного, личностно-ориентированного и интегративного подходов. Основными принципами современного проектного обучения являются принципы личностного целеполагания студента; продуктивности обучения; управляемости, квазипрофессиональности; междисципинарности; завершенности, открытости, ограниченности во времени.

2 Эффективное формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения требует создания ряда специальных педагогических условий, направленных на усиление мотивации студентов, приобретение ими опыта профессиональной деятельности, развитие творческого мышления посредством использования в качестве заданий реальных профессиональных проблем, решение которых сопровождается консультированием специалистами с предприятий; последовательного усложнения проектов путем изменения степени эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта от репродуктино-творческого к творческо-репродуктивному и затем к творческому, а также степенью детализации готового продукта и междисциплинарностью проектов; организации работы в команде путем выполнения студентами всех основных командных ролей (генератор идей, критик, техник); использования портфолио в качестве эффективного средства оценки и самооценки студентов; направленности деятельности преподавателя на развитие творческого компонента у студентов.

3. Использованные для оценки уровня сформированности творческого компонента профессиональной компетенции методики (тесты Дж.Гилфорда и П.Торренса в обработке Е.Туник; опросник креативности Д.Джонсона; методика определения уровня учебной мотивации О.С.Гребенюка; тесты на решительность и направленность на успех; ряд учебных заданий, метод самооценки), а также разработанная нами четырехуровневая шкала, позволили выявить положительную динамику формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения. Положительный прирост в экспериментальной группе составил в среднем 13-15%, в контрольной группе - 6-7%.

Таким образом, использование проектного обучения при введении в учебный процесс разработанных педагогических условий позволяет эффективно формировать творческий компонента профессиональной компетенции дизайнеров.

Заключение

Постановка и решение ' проблемы формирования творческого компонента как ключевой характеристики профессиональной компетенции дизайнера обусловлены объективными процессами, происходящими в обществе, современными требованиями к профессиональной подготовке дизайнеров, состоянием дизайн-образования.

На основе анализа профессиональной компетенции дизайнера, основанной на видах деятельности, нами выявлен творческий компонент. В исследовании показано, что творческий компонент представляет собой, с одной стороны, сквозную составляющую профессиональной компетенции дизайнера, т.е. имеет место во всех видах деятельности, с другой стороны, отражает функции, задачи, этапы выполнения творческой деятельности, характерной для профессии дизайнера. Другими словами, творческий компонент проявляется не только в процессе создания новых моделей, но и в творческом подходе к решению любых профессиональных задач.

На основании определения профессиональной компетенции дизайнера, особенностей профессиональной деятельности дизайнера, носящей преимущественно творческий характер, анализа тематической литературы, нами были определены состав и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера, сформулировано определение: творческий компонент профессиональной компетенции представляет собой совокупность качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способности), обеспечивающих выполнение творческой деятельности в процессе дизайн-проектирования, направленного на создание новых изделий.

В исследовании показано, что состав творческого компонента представляет собой совокупность таких составляющих, как креативно-деятельностная (умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности) и мотивационная (познавательная активность, мотивация к определенной деятельности, направленность на достижение успеха). Обосновано, что ключевой составляющей является креативно-деятельностная. Анализ элементов креативно-деятельностной составляющей позволил сделать вывод о том, что творческое мышление является системообразующим элементом, от развития которого зависит формирование и остальных составных элементов (умений и навыков творческой деятельности, творческого воображения, творческих качеств личности, творческих способностей).

Анализ профессиональной деятельности дизайнера, а также осознание роли и места творческого компонента в профессии этого специалиста позволили выдвинуть ряд требований к процессу формирования творческого компонента, который должен обеспечивать: устойчивую мотивацию творческой деятельности студентов; овладение в процессе обучения современной методологией творчества и применение ее для генерирования нестандартных идей; междисциплинарную связь основных курсов; решение реальных практических задач; выполнение заданий в ограниченные сроки. Этим требованиям полностью удовлетворяет современное проектное обучение. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетенции будущего дизайнера обусловлено его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование качеств личности, необходимых в деятельности дизайнера, которая по сути своей является проектной.

Анализ выделенных нами этапов развития метода проектов в отечественной и зарубежной практике, а также используемых в западных вузах проектно-ориентированных технологий, позволил сделать вывод об эффективности использования проектного обучения и раскрыть его характерные особенности: командная организация работы; наличие профессионально значимой задачи; ведущая роль преподавателя не только как идейного вдохновителя и консультанта, но и как образца для подражания и др.

В результате проведенных исследований были предложены и обоснованы педагогические условия, способствующие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения:

1) сопровождение разработок проектов, в основе которых лежат реальные профессиональные проблемы, консультированием специалистами с предприятий;

2) последовательное усложнение проектов по степени эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта (репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий); уровню завершенности и степени детализации готового продукта (фор-эскизы, творческие эскизы, прототип изделия); количеству дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта;

3) выполнение студентами основных командных ролей с целью приобретения опыта работы в команде, выработки навыков конструктивного профессионального общения и взаимодействия;

4) использование портфолио в качестве эффективного средства оценки и самооценки творческого мышления, профессиональных навыков и индивидуального стиля студентов;

5) деятельность преподавателя, направленная на развитие творческого компонента у студентов, посредством их мотивации к решению нестандартных профессиональных задач, инициирования овладения методологией и методикой решения творческих задач, демонстрации собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов

Реализация предложенных педагогических условий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров дает возможность:

- стимулировать развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера путем внедрения реальных профессиональных задач, позволяющих реализовать все этапы дизайнерской деятельности, системно рассматривать проблему, применять знания, умения, навыки на междисциплинарном уровне, самооценивать личные результаты на профессиональном уровне;

- развивать у студентов творческие способности, умения, навыки, воображение и творческое мышление в целом за счет поуровневого усложнения проектов, позволяющего планомерно переходить от репродуктивно-творческой деятельности к творческо-репродуктивной, а затем и к творческой;

- выработать у студентов навыки профессионально значимой групповой работы, стимулировать получение ими опыта выполнения обязанностей в группе в разном качестве (генератор идей, критик, техник), позволяющего рассматривать процесс создания изделия с разных позиций;

- развивать способности студентов к творческой самореализации- и самооценке путем оформления портфолио, которое представляет собой не просто средство представления результатов работы, а является творческим продуктом, отражающим решение поставленной задачи, уровень по отношению к работам других студентов и личное приращение к предыдущим работам;

- осуществлять профессиональный отбор преподавателей в соответствии с их способностью организовывать эффективное проектное обучение и развивать творческий компонент профессиональной компетенции у студентов.

Для проверки гипотезы был проведен эксперимент, в ходе которого были апробированы разработанные педагогические условия. Данные результатов эксперимента подтвердили эффективность разработанных условий. Положительная динамика наблюдается в изменении всех составляющих элементов творческого компонента в среднем на 13-15% (в контрольной группе на 6-7%).

Результаты проведенной работы подтвердили выдвинутую гипотезу, что позволяет использовать проектное обучение в качестве образовательной технологии для формирования творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера при его организации в соответствии с разработанными педагогическими условиями.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тухбатуллина, Лейсан Марселевна, Казань

1. Абдуллина, Е.Р. Болонский процесс и формирование профессиональной компетентности/ Е.Р.Абдуллина //Сборник научных трудов СевКавГТУ, №4.-2004.

2. Абсалямова, И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук./И.Р. Абсалямова. -М., 2007. -25с.

3. Агранович, Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович., А.И. Чучалин, М.А. Соловьев // Инженерное образование.-2003. -№1. С. 11-14.

4. Адлер, А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии: Тексты /А.Адлер и др. /Под.ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. -М.:Психология, 1986. С.129-140.

5. Александров, Л.В. Методы инженерного творчества. Справочник / Л.В.Александров, Н.Н.Карпов. М.:ВНИИПИ, 1993. - 393с.

6. Альтшуллер, Г.С. Жизненная стратегия творческой личности // Грани творчества / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989. - 129 с.

7. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения- М.: Московский рабочий, 1969, 269с.

8. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности./ В.И.Андреев. Казань: Издательство КГУ, 1988. -238с.

9. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. / В.И.Андреев. Казань, 2000. - 287с.

10. Анисимов, К. Слагаемые инновационного потенциала/ К.Анисимов //Директор школы, 1997. -№3. -С.35-37.

11. Арефьева, О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. / О.В.Арефьева -Магнитогорск, 2007.

12. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание/ М.Армстронг./Перевод с англ. под ред. С.К.Мордовина. -СПб.: Питер, 2005.-832с.

13. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/ В.Байденко // Высшее образование в России, 2004. С.3-13

14. Байнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности./ П.Байнцвайг -М.: Прогресс, 1990. 114с.

15. Барлекс, Дж. Технологическое образование в школах Великобритании/ Дж.Барлекс, Дж.Питт / Школа и производство, 1999. -№5. -С.93-95.

16. Белых, И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления / И.Белых // Высшее образование в России, 2006 №11.

17. Белякова, И.И. Роль мотивации в творческом процессе// Творчество как фактор формирования творческой личности: Материалы второй международной научно-практической конференции. -Тамбов: Изд-во Тамбов, гос. университета, 2001. -с. 148-149.

18. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах./П.П.Блонский М.: Высшая школа. -Т.1. -421с.

19. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Д.Б.Богоявленская. -М.:Издательский центр «Академия», 2002. 320с.

20. Болонский процесс. Бергенский этап/ Под науч. ред. В.И.Байденко. -М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2004. 416с.

21. Бондарева, Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования экономического образования: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук./ Е.В.Бондарева М., 2000. - 32с.

22. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э.Боно // Пер. с англ. Д.Я.Онацкая. -Мн.: ООО «Попурри», 2005. 416с.

23. Борзенкова, И.В. Психология творчества: учеб. пособие для студентов. / И.В.Борзенкова Курск: Издательство Регионального открытого социального института, 2002. - 68с.

24. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование./А.В.Брушлинский -М.: Наука, 1979.-162с.

25. Булатова, Е.Г. Методы исследования в социальных и гуманитарных науках: учеб. Пособие / Е.Г.Булатова, В.С.Черепанов. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. - 172с.

26. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как академическая проблема /Ю.М.Бундина // Вестник Оренбургского государственного университета, 2006. №6. -С.212-215.

27. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук/ Ю.М.Бундина. -Оренбург, 2006. -22с.

28. Валеева, Н.Ш. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт./Н.Ш.Валеева,

29. Н.И.Самойлова Казань: Издательство Казан, гос. технолог, ун-та, 2005.-116с.

30. Вендровская, Р.Б. Очерки истории советской дидактики./Р.Б.Вендровская -М.: Педагогика, 1982. -128с.

31. Вендровская, Р.Б. Прогрессивизм в США 20-30-х годов XX века./Р.Б.Вендровская // Педагогика, 2003. №5. - С.85-90.

32. Вилкова, А.А. Формирование компетентности в процессе обучения живописи у специалиста-дизайнера в вузе: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. /А.А.Вилкова -Ульяновск, 2007. -28с.

33. Войнова, Н.А. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза / Н.А.Войнова, А.В.Войнов // Инновации в образовании, 2004. -№4. —С. 111-118.

34. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте/ Собр. соч. /Л.С.Выготский Т.2. -М. .Педагогика, 1982.

35. Гальперин, П.Я. Исследование мышления в советской психологии / П.Я.Гальперин. -М.:Наука, 1966. -с.284.

36. Гареев, Р. Профессионально-творческое саморазвитие студентов / Р.Гареев.// Высшее образование в России, 2004. №9. - С.174-176.

37. Гвэйн, Ш. Созидательная визуализация/ Ш.Гвэйн / Перев. с англ. -М.ЮОО Изд-во «София», 2007. -208с.

38. Гладких, В.Г. Креативность будущего дизайнера /В.Г.Гладких, О.П.Тарасова, О.Н.Шевченко // Высшее образование в России, 2009. -№3. С.131-136.

39. Глотова Г.В. Развитие творческого потенциала будущих инженеров в вузах США и Западной Европы: Дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. Казань, 2005. - 158с.

40. Глотова,Г.В. Формирование творческого потенциала инженеров: зарубежный опыт: Учебно-метод. пособие /Г.В.Глотова. Казань: Издательство Казан, гос. технолог, ун-та, 2006. - 123с.

41. Гордеева, Н.А. Саморазвитие творческого воображения студентов / Н.А. Гордеева. Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2006. - 88с.

42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (направление подготовки дипломированного специалиста 052400 Дизайн) М, 2003. - С.32.

43. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект/ Под ред. М.И.Махмутова. М.Педагогика, 1985. -151с.

44. Гребнев, Л. Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство) / Л.Гребнев// Высшее образование в России, 2006. №6. - С.6-15.

45. Григорьев, А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: автореферат47.