Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Малая, Вера Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Малая, Вера Васильевна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Творческое развитие студентом как необходимое 11 условие повышения качества профессионального туристского образования

1.2. Использование метода проектов в учебном процессе 22 профессионального туристского образования

1.3. Особенности учебной творческой деятельности 40 студентов туристского вуза

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 71 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ

2.1. Педагогическая модель учебной творческой 72 деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей студентов туристского вуза

2.2. Дидактические принципы организации 95 образовательного процесса в туристском вузе по методу проектов

2.3. Организация исследовательской деятельности 107 студентов туристского вуза по методу проектов

2.4. Итоги опытно-экспериментальной работы 113 Выводы по главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза"

Актуальность исследования. Ведущими тенденциями модернизации профессионального туристского образования выступают повышение профессиональной компетентности на основе международных стандартов и гуманистическая парадигма, предполагающие создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности.

Приоритетной задачей профессионального туристского образования становится формирование не только интеллекта обучающихся, но и духовной, и эмоциональной сферы, творческого подхода к профессиональному труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников туристских вузов. Необходимо выработать новые подходы и решения для определения оптимальной стратегии формирования творческих способностей менеджера сферы туризма.

Для этого требуется прогнозирование развития человеческой деятельности в сфере туризма при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующих научных разработок и рекомендаций. Таким образом, одной из приоритетных задач современной профессиональной туристской школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися профессиональными знаниями.

Степень разработанности проблемы. Базой исследования в области теории и методики профессионального образования являются фундаментальные работы В.А. Квартальнова, И.В. Зорина, А.Н.Новикова,

A.А. Остапца-Свешникова, B.C. Преображенского, И.Д Солодухина и др. Для нашего исследования важной представляется проблематика развития творческих способностей (Н.А. Алексеев, И.А. Зимняя, Е.В. Куканова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), вопросов формирования индивидуальных особенностей обучающихся в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений: гуманистическая концепция в педагогике (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, И.Б. Котова); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, С.А. Смирнов, Г.А. Цукерман, Д.Б.Эльконин); содержание образования (В.И. Загвязинский,

B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, М.И.Махмутов, Н.Ф. Талызина, И.Э. Унт, Г.И. Щукина); познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся (Д.Б.Богоявленская, B.C. Данюшенков, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева); саморазвитие личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,

A.В.Баранников, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, В. А. Петровский, В.М. Розин, С.Л.Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн); инновации в образовании (Ю.Г. Круглов, А.Я. Найн, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин); вопросы развития управления в системе образования и развития профессионального мастерства педагогов (Л.М. Митина, Н.В. Котряхов, Л.В.Тодоров, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.М. Шепель); использование личностно-ориентированных технологий в образовании (B.C. Данюшенков, Т.В. Машарова и др.); особенности разработки технологий (В.П. Беспалько,

B.В. Гузеев, В.А. Кальней, В.М. Монахов, Т. Пломб, Г.К. Селевко, Л.Ф. Спирин, С.Е. Шишов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург). Вопросы мониторинга в системе образования на различных управленческих уровнях рассмотрены в работах М.П. Афанасьевой, Г.В. Гутник, В.А. Кальней, И.С. Клейман,

C.А. Козловой, А.И. Севрук, С.Е. Шишова. Условием решения задач гуманизации является четкая направленность процесса обучения студентов на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного профессионального образования.

Анализ ряда исследований (П.Ф. Кравчук, М.Г. Мерзлякова, В.Г.Рындак, Н.Д. Ряховских, O.K. Черепанова и др.) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала рассматривается в различных сферах образования, однако нам не удалось найти работ, связанных с развитием творческих способностей студентов туристских вузов методом проектов.

В процессе анализа процедур организации профессионального туристского образования нами выявлено основное противоречие, которое состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от менеджера сферы туризма нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой — наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей студентов туристских вузов, с целью подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности.

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов туристских вузов, стимулирующие развитие их творческих способностей. Все вышеизложенное определило цель нашего исследования.

Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности студентов туристских вузов, обеспечивающие развитие их творческих способностей; разработать и экспериментально проверить содержание учебных задач с целью организации творческой деятельности.

Была сформулирована тема нашего исследования: «Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза».

Объект исследования: творческая деятельность студентов туристских вузов.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей студентов туристских вузов в проектной учебной деятельности.

Гипотеза исследования: учебная деятельность, организованная по методу проектов, будет способствовать развитию творческих способностей студентов туристских вузов, если:

- на основе анализа психолого-педагогических исследований будет уточнено понятие «творческая деятельность студентов туристских вузов», раскрывающее его целеполагание в повышении качества образования, и понятие «творческие способности студента»;

- будет разработана модель развития творческих способностей студентов туристских вузов, раскрывающая структуру, содержание, методы, формы развития творческих способностей студентов туристских вузов, на основе взаимосвязи теории и практики в процессе обучения с использованием метода проектов;

- будут определены необходимые и достаточные условия организации проектной деятельности студентов туристских вузов, раскрывающие ее индивидуальный и групповой характер и способствующие формированию творческих способностей;

- будут разработаны критерии оценки развития творческих способностей студентов.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Определить эффективные формы и методы учебной деятельности в туристском вузе с целью развития творческих способностей студентов.

2. Разработать модель развития творческих способностей студентов туристских вузов на основе метода проектов.

3. Экспериментально проверить модель и проследить динамику формирования творческих способностей студентов.

4. Разработать содержание, определить классификацию творческих задач, реализуемых в рамках метода проектов и выявить критерии оценки развития творческих способностей студентов туристских вузов.

Методологической основой исследования выступают принцип детерминизма, определяющий причинно-следственные отношения объекта; принцип восхождения от общего к единичному и снова к общему, реализующийся в данном исследовании как движение от теории к практике образовательной деятельности и затем к построению новой теоретической модели становления педагогической реальности на примере развития общих и профессиональных компетенций; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; концепции воспитания и развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений; принцип системности, предполагающий рассмотрение историко-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик.

Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории «деятельность», «развитие», «личность», «способность» в общепризнанном понимании, конкретизированные в основных положениях психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн), и категория системы в понимании П.К.Анохина, JI. фон Берталанфи, И. Клира, В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина.

Теоретическими предпосылками исследования служили работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии. Применение метода проектов рассматривали М.И. Гуревич, В.С.Данюшенков, М.Б. Павлова, П.А. Петряков, Дж. Питт, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, А.В. Марченко, С.Е. Шишов и др.

Методы исследования: беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); теоретический анализ философской, психологопедагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов; праксиметрические (анализ продуктов деятельности).

На защиту выносятся:

1. Положение о том, что эффективным средством формирования творческих способностей студентов туристских вузов является проектная деятельность в процессе обучения, которая отличается тем, что включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.

2. Совокупность признаков творческих способностей студентов туристских вузов как субъекта творческой деятельности (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, музыкально-художественные знания, художественно-технологические умения); характеристики уровней проявления творческой активности для каждого признака в качестве критериев оценки развития творческих способностей студентов.

3. Модель развития творческих способностей студентов туристских вузов на основе взаимосвязи теории и практики в проектной деятельности.

4. Совокупность творческих задач и заданий в творческой деятельности студентов туристского вуза, отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.

Исследование проводилось в несколько этапов (1999-2003 гг.) на базе учреждений профессионального образования в Свердловской, Московской, Кировской областях.

На первом этапе (1999-2001) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001-2002) разрабатывалась технология процесса развития творческих способностей студентов туристских вузов. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался контрольными срезами, последующим анализом, обобщением, систематизацией полученных данных.

На третьем этапе (2002-2003) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования и собственно диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выявлена особенность творческой деятельности студентов туристских вузов в рамках метода проектов, которая состоит в том, что творческая деятельность в сфере туризма, имея своим предметным содержанием «прохождение» студентом пути от анализа потребности конкретных людей до получения туристского продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.

2. Доказано, что деятельность студентов туристских вузов рассматриваемая как любой творческий акт содержит и конкретно-чувственные, и абстрактно-логические элементы. Ее структурным основанием является творческая деятельность как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебных творческих задач. На этой основе выявлены и уточнены понятия «творчество», «творческая деятельность» и «творческие способности студентов туристских вузов». Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты.

3. Обосновано, что творческая деятельность студентов туристских вузов проектного характера с исследовательским компонентом -оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа процесса актуализации развития творческих способностей студентов. Творческие способности студентов туристских вузов как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических основ), умений (туристско-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих студентов к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на технологическую творческую деятельность в сфере туризма.

4. Разработано содержание творческих задач и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноты использования приобретенных знаний и умений в процессе развития творческих способностей студентов туристских вузов.

5. На основе взаимосвязи теории и практики профессиональной деятельности разработана модель развития творческих способностей студентов туристских вузов на основе метода проектов, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

6. Определены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей студентов туристских вузов.

7. Выявлены признаки развития творческих способностей студентов туристских вузов как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическое обоснование развития творческих способностей студентов туристских вузов в процессе учебной деятельности послужило основанием для разработки программы спецкурса «Развитие творческих способностей студентов туристских вузов» для системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава туристских вузов. Подготовленные автором методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов туристских вузов используются в учебном процессе ряда вузов Свердловской области.

Апробация. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры теории и методики профессионального туристского образования Российской международной академии туризма (2002 и 2003 годы), Учебно-методическим советом Уральского института туризма (2001, 2002 гг.), кафедры технологий и предпринимательства Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области

2003); на международных конференция ЮНЕСКО в г. Екатеринбурге (2002), Красноярске (2001) и др.

Основные положения диссертации получили отражение в публикациях автора по теме исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по главе 2

Проблема исследования потребовала обращения к взаимосвязи теории и практики как главному фактору творческих способностей личности. Развитие творческих способностей нами рассматривается в двух аспектах: 1) как реализация и преобразование в творческую способность (высшая ступень развития - самореализация как максимальное раскрытие творческой способности); 2) как переход на более высокий уровень потенциальных возможностей.

Разработана модель творческой деятельности студентов на основе метода проектов, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

Модель включает следующие принципы: креативности, наглядности, единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обучения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества).

Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являются условия, способствующие реализации вышеуказанных принципов. Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности: психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятельностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние.

В нашем исследовании мы определяем комплекс педагогических условий, которые на наш взгляд, обуславливают эффективность функционирования и реализации модели творческой деятельности на основе метода проектов как средства развития творческих способностей студентов: использование творческих методов самим преподавателем; поощрение поискового творческого подхода к общепринятому, привычному; поддержка попыток самостоятельного поиска разумных рискованных предположений; включение в программу обучения разделов (тем), позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы создавалась возможность проявления и демонстрации творческих способностей студентов; поддержка попыток находить, формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов творческой деятельности; обучая креативности, необходимо научить студентов переживать свои открытия как открытия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем; поощрять спокойное отношение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.

Применительно к нашему исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческих способностей студентов мы выделили следующие функции: организационную, образовательную, развивающую. Организационная функция процесса взаимосвязи теории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного сотрудничества преподавателей и студентов при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в творческий, исследовательский. Образовательная функция находит свое отражение в процессе учебно-познавательной и практической деятельности студентов, когда систематизируются знания и вырабатываются на их основе умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности. Сущность развивающей функции взаимосвязи теории и практики в развитии творческих способностей студентов мы видим в развитии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию.

В процессе исследования мы выделили совокупность компонентов учебно-творческой деятельности — мотивационного, содержательного, операционного - которая позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческих способностей студентов. В процессе осуществления мотивационного компонента у студентов формируется отношение к творческой деятельности, направленность на творчество, выражающаяся в эстетической потребности. В ходе содержательного компонента учебного творческого процесса происходит усвоение обучающимися системы знаний основ технологии, приобретения умений, навыков, опыта творческой деятельности. Содержательный компонент обеспечен соответствующей программой учебного курса, учебно-методическими и дидактическими пособиями, средствами наглядности. Операционный компонент отвечает за формирование действий, адекватных их содержанию, овладение способами деятельности, приемами, процедурами, механизмами учебно-творческой деятельности. Операционный компонент включает в себя формы активного обучения, методы, средства на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.

Рассмотрев этапы процесса обучения мы предположили, что в развитии творческих способностей студентов, возможно прохождение следующих этапов: организационно-подготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного. Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Под руководством преподавателя студенты включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества. Деятельностно-оценочный этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать общие выводы:

1. Разработана модель развития творческих способностей студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики в проектной деятельности, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.). Модель включает следующие принципы: креативности, наглядности, единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обучения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества). Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являются условия, способствующие реализации вышеуказанных принципов. Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности: психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятельностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние.

2. Выявлены сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях профессионального туристского образования. Определены особенности учебно-творческой деятельности на основе проектно-технологической деятельности, рассматриваемой как средство развития творческих способностей личности студентов туристского вуза. Уточнены сущность и содержание учебной творческой деятельности применительно к методу проектов в туристском вузе. Раскрыто содержание учебной творческой деятельности проектно-технологического характера с исследовательским компонентом, приводящей к развитию творческих способностей студентов туристского вуза как субъекта данного вида деятельности. Проведен анализ сущности понятия "творческие способности личности" и уточнена его структура и содержание применительно к студентам туристского вуза. На этом основании определены творческие способности студентов туристского вуза как интегральная характеристика личности, система способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретические и технологические основы профессиональных туристских знаний), умений (туристско-технологические), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих преподавателя к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на творческую деятельность студентов туристского вуза.

3. Определен комплекс педагогических условий, которые обусловливают эффективность функционирования и реализации модели развития творческих способностей студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики: использование творческих методов самим преподавателем; поощрение поискового творческого подхода к общепринятому, привычному; поддержка попыток самостоятельного поиска разумных рискованных предположений; включение в программу обучения разделов (тем), позволяющих студентам демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы создавалась возможность проявления и демонстрации творческих способностей студентов; поддержка попыток находить, формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов творческой деятельности; обучая креативности, необходимо научить студентов туристского вуза переживать свои открытия как открытия творческие, развивать вкус к творчеству и потребность в нем; поощрять спокойное отношение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.

4. Определены функции развития творческих способностей студентов туристского вуза: организационная, образовательная, развивающая. Организационная функция выражается в такой постановке образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного сотрудничества преподавателя и студентов при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в творческий, исследовательский. Образовательная функция находит свое отражение в процессе учебно-познавательной и практической деятельности студентов, когда систематизируются знания и вырабатываются на их основе умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности. Сущность развивающей функции мы видим в развитии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию.

5. Вместе с тем пути дальнейшего совершенствования предлагаемых методик и повышения эффективности развития творческих способностей студентов туристского вуза методом проектов, вероятнее всего, следует искать в углублении исследований психологических аспектов формирования необходимых знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств и именно на этой основе совершенствовать методологию учебного процесса. Целесообразным представляется исследовательское внимание к использованию метода проектов в отдельно взятых учебных курсах профессионального туристского образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Малая, Вера Васильевна, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.:Мысль,1991. - 299 с.

2. Агапов И.Г., Додока С.Н. Формирование общих компетенций школьников в процессе дистанционного обучения (история и теория) / Под научной редакцией Академика РАО, д.п.н., профессора В.С.Леднева, д.п.н., профессора С.Е.Шишова Москва: НЦСиМО, 2000. - 292 с.

3. Агапов И.Г. Роль деловых экономических игр в формировании готовности к профессиональной деятельности / Под. ред. B.C. Данюшенкова, С.Е.Шишова Киров: Издательство ВГПУ, 1999. - 162 с.

4. Агапов И.Г. Учимся продуктивно мыслить Москва: издательство «Про-Пресс» (библиотечка «Вестника образования») - №2. - 2001. - С.1 - 46.

5. Агапов И.Г. Формировать навыки критического мышления — Москва: Московская школа (Информационно-аналитическое издание) №3. - 2000. -С. 21-23.

6. Агапов И.Г. Современные проблемы развития общих компетенций на этапе модернизации образования Москва: НЦСиМО, 1999. - 31 е.

7. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. - 216 с.

8. Алексеев Н.Г. Алгоритмы в процессе обучения // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов М.: Изд-во АПН РСФСР,1963. - С.27-39.

9. Авдулова Т.Г. пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство, 2000. № 5, с.54-55.

10. Авторизованная педагогика.- М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1999. 184 с.

11. П.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческойличности. Основы педагогики творчества. Монография. Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 239 с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационый курс. Книга 1. Казань, 1996. - 566 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 386 с.

14. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. — М.: Прометей, 1994. 352 с.

15. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. М.: Искусство, 1968. - 654 с.

16. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. - 439 с.

17. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. -1991. № 5. - с.56-57.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы) . М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.:Республика, 1993. - 201 с.

20. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. -М.: Искусство, 1994. - 542 с.

21. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. М.: Ин-т философии РАН, 1993.- 196 с.

22. Библер B.C. Мышление как творчество.- М.: Политиздат, 1975.-399 с.

23. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр./ Подгот. Вал.А.Луков, Вл.А.Луков. СПб.: СОЮЗ, 1998. - 432 с.

24. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. канд.пед.наук. Киев, 1984. - 189 с.

25. Блонский П.П. Избранные педагогические исследования. М.: 1964. -547 с.

26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.

27. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.328-349.

28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

29. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений ХГФ пединститутов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 6 с.

30. Большаков А.В., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество "Знание" России, 1997. - 256 с.

31. Большая советская энциклопедия. В 30 т.т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: БСЭ, 1976.

32. Боно Э. де. Серьезное творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности.- М.:Молодая гвардия, 1997 с.90-95.

33. Бочкарева М.В. Педагогика прагматизма и ее влияние на теорию и практику советской школы 1920-1930 — годов. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 1999. - 21 с.

34. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. - № 8. - с.89-94.

35. Брушлинсикй А.В. О субъекте мышления и творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с.39-56.

36. Бутенко В.Г. формирование эстетических оценок у учащихся старшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Киев, 1980. - 18 с.

37. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. Научно-метод. пособие. -Архангельск: АО ИППК, 2000. 68 с.

38. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения (Сост. JI.H.Литвин, Н.Т.Бритаева. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

39. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Под ред.К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Изд.Центр Академия, 1998. - 192 с.

40. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973- 117 с.

41. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1997.-41 с.

42. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект: Пособие для студентов педвузов и учителей / Под общ.ред. Я.С.Турбовского. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.- 193 с.

43. Вислогузова М.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во КРУ С, ФТ и П Mill У, 1995. -70 с.

44. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчествоб Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.По-ровской. М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 е., ил.

45. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М.: Знание, 1974.-48 с.

46. Воловикова М., Трофимов А. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура. М.: РАО. Ин-т психологии, 1995. - 191 с.

47. Вульсфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. Развитие образования в современном мире (программа спецкурса) // Педагогика, 1995. № 6, с. 107113.

48. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания. // Педагогика, 1998. № 2, с.79-89.

49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.

50. Выготский Л.С. Психология искусства М.: Искусство, 1965 - 676 с.

51. Гайжутис А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Дис. .доктора филос.наук. Вильнюс, 1984. - 365 с.

52. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследования мышления всоветской психологии. М.: Наука, 1960. - с.236-277.

53. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика, 1976.-256 с.

54. Геронимус Т.М. "Серая" технология или "яркий" дизайн ? // Школа и производство, 2001. № 2, с.7-9.

55. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельности студентов на занятиях по художественному оформлению тканей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986 - 19 с.

56. Гирева Л.Д. Творческий потенциал учителя как одна из приоритетных национальных ценностей отечественного образования. В кн.: Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. З.И.Равкина. М.: РАО, 197. - с.262-312.

57. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1992. -128 с.

58. Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дис. канд.пед.нуак. Л., 1989. - 178 с.

59. Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук.—М., 1997. 247 с.

60. Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1997. - 250 с.

61. Гольденрихт С.С. О природе эстетического творчества. М: Изд-во МГУ, 1977.-248 с.

62. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600. "Технология и предпринимательство". М., 2000. - 20 с.

63. Григорьев В.Ф. Эстетическое и трудовое воспитание студентов ХГФ пединститутов на основе обучения граверно-медальерному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 18 с.

64. Громкова М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, № 3, с.21-24.

65. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. — М.: МСХА, 1993.- 165 с.

66. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-239 с.

67. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. - 128 с.

68. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.

69. Гумерова М.М. Стимулирование мотивации творческой самореализации учащихся в условиях учебно-творческой деятельности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 22 с.

70. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМ и К, 1993. - 112 с.

71. Гутчин И.Б. Кибернетические модели, творчества. М.: Знание, 1969. - 63 с.

72. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992. № 1, с. 22-33.

73. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

74. Данюшенков B.C. Целостное формирование познавательной активности учащихся в базовой школе. М., 1995. - 246 с.

75. Данюшенков B.C. О модернизации выполнения практических работ. — Физика в школе. 1994. - № 4. - С. 32-34.

76. Данюшенков B.C. Методические аспекты развития личности обучаемого в процессе преподавания общеобразовательных предметов // Теория и методика обучения физике. Астрахань, 1996. - С. 24.

77. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. -М.: Изд-во Прометей, МГПИ, 1990. 168 с.

78. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования: Учебное пособие / Под ред. И.Е.Курова. Горький: ГГПИ, 1988.-100 с.

79. Диалектика деятельности и культура. Киев: Наукова думка, 1983. - 296 с.

80. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

81. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Роспедагентство, 1998. 21 с.

82. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. -Смоленск: Гос.пед.ин-т, 1974. 153 е., ил.

83. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

84. Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование, 1998. № 7, с. 159-167.

85. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика, 1998. №2, с.43-45.

86. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.

87. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: 1980. - 87 с.

88. Закон Московской области "Об образовании". М., 1996. - 12 с.

89. Закон Российской федерации "Об образовании". М., 1996. - 23 с.

90. Зеленов J1.A. процесс эстетического отражения. — М.: Искусство, 1969. -175 с.

91. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. - 252 с.

92. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика, 1996. № 4, с. 105-109.

93. Ивин А.А. Основание логики оценок-М.: Изд-во МГУ, 1970.-229 с.

94. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 464 е., ил.

95. Илиади А.Н. Формирование эстетического поля человеческой деятельности и его практическая природа. // Проблемы этики и эстетики, Вып.2, ЛГУ 1975.-е. 13-24.

96. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд.Рос. открытого гос. ун-та, 1992. - 140 с.

97. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. - 570 с.

98. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика / Материалы республиканской конференции. Оренбург, 1993.-400 с.

99. Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 1996. - 131 с.

100. История эстетической мысли. В 6-ти т./Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1985.

101. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФР, 1961. - 160 с.

102. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

103. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормальный подход). М.: Изд. МГУ, 1983. - 168 с.

104. Кальней В.А., Шишов С.Е Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель ученик". Методическое пособие для учителя. - М.: Роспедагентство, 1999. — 86 с.

105. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. М., 1966. - т.5. — 564 с.

106. Каргин А.С. Народная художественная культура: Учебное пособие. М.: Гос.респ. центр русского фольклора, 1997. - 288 с.

107. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дис. . доктора пед.наук. М., 1990. - 419 с.

108. Килпатрик. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Ленинград: Брокгауз и Ефрон, 1925. - 44 с.

109. Килпатрик. Основы метода. Москва-Ленинград, 1928. - 116 с.

110. Киященко Н.И., Лейзеров Н.А. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984.- 112 с.

111. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996. -414 с.

112. Клюге К.-Й. Цель обучения интеллектуально одаренных: "думая, делать ход конем". В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.96-109.

113. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 264 е., ил.

114. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-339 с.

115. Колесникова Е.В. Эстетическое воспитание в развитии творческого потенциала будущего инженера: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Киев, 1989.-21 с.

116. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с: ил.

117. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. М.: Педагогическое общество России, 2000. ~ . с.

118. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1998. - 106 с.

119. Комплект № 1 методического обеспечения для работы практического психолога в системе народного образования. 4.IV. Научно-педагогический кооператив "Гайденс". Петрозаводск, 1991. - 29 с.

120. Концептуальные основы образовательной области "Технология" / Под ред. Ю.Л.Хотунцева. М.: РАО, 1999. - 43 с.

121. Корниенко B.C. О законах красоты. Харьков: Изд-во ХГУ, 1970. - 224 с.

122. Короткое Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: (специфика и соотношение): Дис. доктора филос.наук. -Пермь, 1983.-240 с.

123. Котряхов Н.В. Педагогический ручной труд в русской общеобразовательной школы конца 19 начала 20 века. Учебное пособие. -Киров, 1995. 162 с.

124. Котряхов Н.В., Хомс JI.E. Теория и практика трудовой школы в России «1917-1932 г.». Киров, 1993. - 96 с.

125. Котряхов Н.В., Трудовой школа // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х тома, том 2. М., 1996. - стр. 447-447.

126. Кравчук Р.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дис. . доктора пед.наук. М., 1992. - 334 с.

127. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога. Что это значит сегодня ? -Бийск, 1996. 51 с.

128. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. сост., общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 1995. - 510 с.

129. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование, 1996. - 344 е., ил.

130. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -143 с.

131. Кубланов Б. Эстетика и психология. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.99-113.

132. Кудрявцев Т.В. Внедрение принципа проблемности в обучение. М., 1968.-36 с.

133. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997. - 304 е., ил.

134. Кузнецов В.И. Эстетическое чувство и его роль в формировании личности: Дис. канд.филос.наук. М, 1967. - 171 с.

135. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.

136. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования, 1995. № 1, с.41.

137. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-128 с.

138. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. -Л., 1972.-263 с.

139. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.

140. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пелинг, 1993. - 56 с.

141. Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: Академия последипломного образования. - 1998. -344 с.

142. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза: Дис. . канд.пед.наук. Минск, 1991. - 178 с.

143. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли.- В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.1. Харьков, 1907. -445 с.

144. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд.- М.:Политиздат, т.25-646 с.

145. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.- 304 с.

146. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - 319 с.

147. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков". М.: Научно-практич. Центр непрерывного образования, 1995. - 54 с.

148. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.

149. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

150. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. - 462 с.

151. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.:Педагогика, 1972.-159 с.

152. Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи. Концепции. Взгляды./ Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухотская СПб: Изд-во ин-та образования взрослых; изд-во Тускарора, 1996. - 175 с.

153. Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Дис. канд.филос.наук. М., 1989. - 236 с.

154. Лозовой В.А., Пугина Н.Н. Культура личности, интеллект, творчество. В кн.: Интеллектуализация общества и творчество. — Новосибирск: Арсенал, 1991. с.91-110.

155. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства (книга для учителя). — М.: Исполнит, дирекция по программе "Дети России". Мин.образ. России, 1997.-58 с.

156. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 176 с.

157. Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала "Учимся работать самостоятельно" на уроках труда во втором классе. М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.

158. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

159. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

160. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - VIII. - 689 с.

161. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. /Сост. М.Лифшиц. М.: Искусство, 1976. — Т.1 - 576 с.

162. Мартынов Ф.Т. Искусство и воображение // Проблемы этики и эстетики. -ЛГУ. 1975. - вып.2. - с.60-64.

163. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. -М.: Школа-Пресс, 1993. 127 с.

164. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. - с.29-33.

165. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогка. 1975,- 368 с.

166. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. - 288 с.

167. Машарова Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании. Материалы семинара. Киров, 2000. - 84 с.

168. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы М.: Искусство, 1985318 с.

169. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.349-360.

170. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Искусство в школе, 1995. -144 е., ил.

171. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе: Дис. канд.пед.нуак. СПб. 1995. - 187с.

172. Молчанова А.С. На вкус, на цвет . Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. - 199 с.

173. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. -351 с.

174. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995.-96 с.

175. Муравьева Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя: Изд-во ШПГУ, 2000. - 84 с.

176. Мухин М.И. В.А Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика, 1991. № 9, с. 104-110.

177. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о роли труда в развитии личности // Школа и производство, 1998. № 4, с.3-7.

178. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред.Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990.-104 с.

179. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. -М.: Изд-во ЛГУ, 1962. - 125 с.

180. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс, 2000. - 96 е., ил.

181. Натев А. Искусство и общество-М.: Прогресс, 1966.-320 с.

182. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. - 230 с.

183. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 345 с.

184. Неменский Б.М. культура искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1993.-79 с.

185. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.-315 е., ил.

186. Нешатаев А.А. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 272 с.

187. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск: Попурри. 1996. - 240 с.

188. Новиков A.M. Вектор становления творческой личности // Школа и производство. 1999. ~ № 3. - с.2-4.

189. Новиков A.M. Национальная идея России.-М.: ЭГВЕС, 2000.-8 с.

190. Новинский И.И. Понятие связи в марксисткой философии. М.: Высшая школа, 1961. - 200 с.

191. Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф. Дис. доктора филос.наук. М., 1982. - 31 с.

192. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.

193. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов.энциклопедия, 1970.

194. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. - 208 с.

195. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование, 2000. № 8. с.67-74.

196. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997, 1997. - 416 с.

197. Панасюк М.П. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся 5-7 классов техническому творчеству в процессе изучения образоватиельной области «Технология». Автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 1997 23 с.

198. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1997. № 7-8, с.3-15.

199. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспедагентсто, 1996. - 602 с.

200. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 200. - 512 с.

201. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.М.В.Крулехт. СПб: Акцидент, 1998. - 48 с.

202. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 23 с.

203. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972.-312 с.

204. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика, 1999. № 8, с.16-23.

205. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М.: ВНМЦ НТ КПР МК СССР, 1989. - 144 с.

206. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 1999. - 480 с.

207. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

208. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В сб.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. - с.47-76.

209. Поташник М.М. Педагогическое творчество. М., 1988. - 189 с.

210. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Дис. . канд.пед.наук. М., 1978. - 184 с.

211. Праздников Г.А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Д., 1974. -с.

212. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. (I-IV классы). М.: Просвещение, 1996. - 91 с.

213. Программы средних общеобразовательных учебных заведений. Изобразительное искусство и художественный труд. Часть II (5-9 классы). -М.:МПО, 1995,-169 с.

214. Психология и педагогика. Учебное пособие/ под.ред. К.А.Абуль-хановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. М.: Изд-во Совершенство, 1998.-320 с.

215. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Изд.Центр Академия, 1996. - 416 с.

216. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. -М.: ИПРАН, 2000.-96 с.

217. Разумный В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (основополагания интегративной педагогики). М.: Межд.пед.академия, ин-т переподготовки работников культуры, искусства и туризма. - 1999. -65 с.

218. Разумный В.А. Художественная педагогика. М.: Ин-т переподготовки работников иск-ва, культуры и туризма, 1999. - 74 с.

219. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М.: Мысль, 1969. 190 с.

220. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. - 128 е., ил.

221. Родчанин Е.Г., Зязюн Н.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. - 112 с.

222. Розет И.М. Психология фантазии. Мн.: Университетское, 1991. - 341 с.

223. Романенко Л.Е. Взаимосвязь видов художественной педагогической деятельности учащихся педагогических училищ как условие эффективности профессиональной подготовки учителя начальных классов: Дис. . канд.наук. Минск, 1993. - 177 с.

224. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т., 1998.

225. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -276 с.

226. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1981.- 104 с.

227. Рунин Б. Логика науки и логика искусства. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.114-138.

228. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.

229. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М., 1993. - 165 с.

230. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. - 116 с.

231. Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис . канд.пед.нуак. -Оренбург, 1998. 199 с.

232. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

233. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 158 с.

234. Салямон JI. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.286-311.

235. Северикова Н.М. А.В Луначарский о воспитании: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. - 190 с.

236. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

237. Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. - 93 с.

238. Скворцов К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис. . доктора, пед. наук. М., 1997. - 35 с.

239. Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XXI века. Материалы Московской городской научно-практической конференции. -М., 2000. 124 с.

240. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов Энциклопедия, 1982.

241. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - c.l 11-126.

242. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески ! В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.186-213.

243. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -271 с.

244. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1988. -269 с.

245. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.

246. Творчество как средство развития способностей студентов: тезисы докладов республиканской научно-методической конференции. Рига, 1989.-28 с.

247. Творчество педагога в науке и практике: тезисы докладов научно-практической конференции. М.: 1993. - 34 с.

248. Теплов Б.М. Способность и одаренность .// Избранные труды: в 2 т. Т.1 М., 1985. с.

249. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1969.-304 с.

250. Тодоров JI.B. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999. № 8, с.3-11.

251. Толстой JI.H. Что такое искусство ? М.: Современник, 1985.- 592 с.

252. Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. Методическая библиотека дополнительного образования. М.: Родник. - 1997. - № 2. - 144 с.

253. Тюрберт С.Н. Метод проектов. Теоретические предпосылки и практика. -М:Мир, 1925.- 107 с.

254. Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.78-89.

255. Федоров С.А. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях линогравюрой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 21 с.

256. Федотова Г.А. Подготовка учителей ИУУ к реализации гуманистических функций трудового обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1994.-18 с.

257. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-512 с.

258. Филиппенко JI.A. Формирование эстетической потребности: Дис. . канд.филос.наук. М., 1972. - 182 с.

259. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

260. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Изд-во политической литературы, 1986.

261. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. - М., 1989.

262. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве и новаторстве// Советская педагогика. 1992. - № 7-8. - с. 11-15.

263. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области "Технология": Метод. Рекомендации для учителей и студентов факультетов технологии и предпринимательства. М.: РАО, 1999.-43 с.

264. Художественная культура и народное творчество. Сборник статей. М.: МХПИ им.С.Г.Строганова, 1994. - 107 с.

265. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 г.г.) М.: Педагогика, 1986. - 184 с.

266. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.:ВЛАДОС, 2000.-320 с.

267. Человек в мире художественной культуры / Отв.ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 335 с.

268. Черепанова O.K. Формирование профессионально- творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 2000. - 23 с.

269. Черник Б.П. Выставка как предмет педагогического анализа // Педагогика, 1999. № 5, с.26-31.

270. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности (диссертация). Соч. В 2-х т.т. Т.1. М.: Мысль, 1986. -805 с.

271. Чухина Л.А. Эстетическая сущность труда. В кн.: Труд и эстетическое воспитание. - Рига: Зинайне, 1969. -с.3-31.

272. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998. - 321 с.

273. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. - 295 с.

274. Шепель В. М. Основы человековедения / АПН СССР, Всесоюз. ассоц. работников проф. образования М., 1991. - 79 с.

275. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера М.: Дом педагогики,2000. — 544с.

276. Шишов С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы М., 1997. - 214 с.

277. Шишов С.Е. Методология и технология разработки образовательных стандартов общего среднего образования. Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.-34с.

278. Шишов С.Е. Организация и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования М. - Вологда, 1997. - 314с.

279. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе -М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 с.

280. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Ростов-на-Дону, 1995. - 314 с.

281. Школа самоопределения. Шаг второй М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. - 480 с.

282. Шмаков С. Какой должна быть коллективная творческая деятельность // Народное образование, 1999. № 5, с. 194-200.

283. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: - Р-на-Д.: Феникс, 1996. - 544 с.

284. Шнирман А.Н. Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки. J1.: Изд. ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1962. - 68 с.

285. Энгельмейер П.К.Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. - 206 с.

286. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я.Батышева. В 3-х т. М.: АПО, 1999.

287. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т.т. /Под ред. С.Я.Батышева. М.: АПО, 1998.

288. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1979. -200 с.

289. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

290. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В.Лармина. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 326 с.

291. Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с.127-142.

292. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972.- с.

293. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. 224 с.

294. Яковлева Н.М. подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. - 128 с.

295. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск, 1987.-68 с.

296. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954.

297. Torrance E.P. Edication and creative potential. Minneapolis, 1963.