Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья

Автореферат по педагогике на тему «Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Филатов, Сергей Анатольевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья"

На правах рукописи

ФИЛАТОВ Сергей Анатольевич

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 8 АГ!Р '/013

Москва-2013

005052368

Работа выполнена на кафедре музыкальной звукорежиссуры, акустики и информатики ФБГОУ ВПО «Государственный специализированный институт

искусств»

Научный руководитель: Рапацкая Людмила Александровна,

зав. кафедрой культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Цыпин Геннадий Моисеевич,

Заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета

Щербаков Василий Федорович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Фортепиано, орган» Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова

Ведущая организация: Московский государственный институт

музыки им. А. Г. Шнитке

Защита состоится « 20 » марта 2013 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16 / 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Автореферат разослан « » февраля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

Сенатор С. Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Экологическая ситуация и сложные социально-экономические проблемы в жизни современного общества оказывают все более негативное влияние на здоровье подрастающих поколений. Среди абитуриентов российских вузов, в том числе вузов музыкальных, из года в год возрастает количество граждан, страдающих ослабленным слухом, зрением, другими заболеваниями. С одной стороны, эта категория молодых людей с ограниченными возможностями здоровья вполне адекватно вписывается в общий контингент студентов, способных осваивать образовательные программы высших учебных заведений. С другой стороны, обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья предполагает применение новых подходов к процессу обучения, позволяющих обеспечить качество профессиональной подготовки, соответствующее образовательным стандартам.

Сказанное в полной мере относится к студентам музыкальных вузов, имеющим ограниченные возможности здоровья. Поступив в музыкальный вуз, работающий по государственным образовательным стандартам, такие студенты нацелены на получение полноценного высшего образования и на дальнейшее применение полученных компетенций, знаний и умений в профессиональной деятельности. Поэтому от содержания, форм, методов и технологий обучения . студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья зависит в будущем их личностная и профессиональная самореализация. Среди задач, которые призван решать педагогический коллектив музыкального вуза, принимающего на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, выделим задачу развития творческих способностей - базового личностного качества профессионала-музыканта.

Исследование проблемы творческого развития личности связано с именами крупнейших представителей отечественной педагогики и психологии. Среди них - Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Брушлинский, Д. М. Мапошкин, Л. С. Выготский, М. И. Махмудов, И. Я. Лернер и др. Структура творческого процесса, отражающая в целом феномен творчества, изучалась и изучается рядом отечественных (В. С. Библер, Д. Б. Богоявленская, Б. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, С. В. Кульневич, В. Д. Губин, В. В. Давыдов, И. И. Зарецкая, В. А. Малахов, Г. С. Альтшулер, Ю. Б. Борев, П. П, Кремер, С. X. Раппопорт, И. В. Страхов и др.)

и зарубежных исследователей (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Л. Л. Терстон, Ч. Д. Спилберг, Р. Б. Кэттел и др.)

В русле педагогики музыкального образования творческое развитие учащихся рассматривалось такими авторами, как Л. Г. Арчажникова, В. В. Медушевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др. Вместе с тем, труды указанных ученых не связаны с анализом педагогического процесса, направленного на формирование творческих качеств людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что развитие творческих способностей таких студентов-музыкантов требует поиска соответствующих педагогических средств и методов, направленных на устойчивую профессионализацию в процессе музыкального образования.

Незаменимым подспорьем в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья может служить персональный компьютер и связанные с ним музыкально-компьютерные технологии.

Музыкально-компьютерные технологии - молодая, интенсивно развивающаяся область науки и педагогики. Находясь на грани, соединяющей музыкознание и информатику, эта область затрагивает педагогику, музыкознание, музыкальную звукорежиссуру и музыкальную акустику.

Так, с точки зрения педагогики музыкального образования, данные технологии выступают как важная составляющая музыкального образования, нацеленная на формирование разносторонних специалистов. В настоящее время среди музыкально-компьютерных технологий можно выделить экспериментальные дисциплины, образовательные стандарты для которых находятся в стадии разработки. Однако внедрение данных технологий в учебно-образовательных процесс на разных уровнях - от колледжа до вуза -уже началось. Это - одна из актуальных задач современной музыкальной педагогики.

Музыковеды (Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, И. К. Кузнецов и др.) придерживается взгляда на музыкально-компьютерные технологии как на обновленные средства изучения музыкальной выразительности. Эти средства дополняют традиционные подходы, отражающие опыт, накопленный за несколько последних столетий.

Для музыкальной звукорежиссуры рассматриваемые технологии предоставляют уникальные возможности создания аудио-образа как на основе реального («живого») звука, так и на основе компьютерных примеров

звучания, объединенных в компьютерные базы данных (И. А. Алдошина, Б. Я. Меерзон, Ю. А. Ковалгин, Л. И. Макриненко, Ф. Р. Ньюэлл и др.)

Музыкальная информатика является на сегодня необходимым компонентом музыкального образования. Она включает следующие основные музыкально-компьютерные технологии: аранжировку, нотографию, МГО1-технологию, а также цифровую обработку музыкальных сигналов (С. И. Баскаков., Л. М. Финк, А. Б. Сергиенко, Ю. Сато и др.)

Музыкальная информатика и музыкальная акустика включают элементы компьютерного моделирования, прилагаемые к акустическим объектам (музыкальные сигналы), и поэтому могут быть отнесены к сфере компьютерного моделирования.

В целом в педагогике музыкального образования под музыкально-компьютерными технологиями принято понимать:

1. направление профессиональной подготовки студентов (например, бакалавриат «Музыкально-компьютерные технологии»);

2. совокупность специальных музыкальных дисциплин учебного плана того или иного образовательного направления (например, музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехнологии и др.);

3. совокупность методов профессиональной подготовки музыкантов, связанных с работой на компьютере и применяемых в процессе освоения разных дисциплин учебного плана

В настоящей диссертации под музыкально-компьютерными технологиями мы будем понимать совокупность средств и методов освоения специальных дисциплин, формирующихся на базе интеграции музыкальных и компьютерно-математических знаний. Музыкально-компьютерные технологии позволяют не только обеспечить успешное освоение тех или иных учебных модулей, но и интенсифицировать процесс развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, что открывает им путь к дальнейшей успешной учебной и профессиональной деятельности.

Проблемы применения музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе рассматривались в разных аспектах в трудах Г. Г. Белова, В. О. Белунцова, И. Б. Горбуновой, И. М. Красильникова, В. В. Медникова, В. С. Ульянича и др. Однако в педагогических работах не затрагивалась проблема применения музыкально-компьютерных технологий для профессионального становления студентов.

Анализ работы высших музыкальных учебных заведений, изучение психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы,

осмысление опыта обучения студентов, имеющих ограничения по здоровью, выявили ряд противоречий:

- между увеличивающимся количеством студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием теоретического и методического обоснования профессиональной подготовки таких людей в вузе;

- между широким применением компьютерной техники в образовательном пространстве России и отсутствием музыкально-компьютерных технологий, позволяющих создать благоприятные условия для тех студентов, у которых имеются ограничения по здоровью;

- между содержанием учебных планов подготовки музыкантов-профессионалов в сочетании групповых и индивидуальных занятий и отсутствием должного методического обеспечения, позволяющего с помощью музыкально-компьютерных программ развивать творческие способности каждого студента при освоении специальных музыкальных дисциплин на основе индивидуализации обучения.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: какие музыкально-компьютерные технологии следует применять при профессиональной подготовке студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья».

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе музыкально-компьютерные технологии, позволяющие успешно осуществлять профессиональную подготовку студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья в музыкальных вузах.

Предмет исследования: педагогические условия применения музыкально-компьютерных технологий в процессе освоения образовательных программ студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профессиональное становление студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если:

- процесс освоения различных образовательных программ и модулей в музыкальном вузе будет сочетать традиционные формы обучения и музыкально-компьютерные технологии, позволяющие индивидуализировать изучение специальных музыкальных дисциплин;

- применение музыкально-компьютерных технологий будет направлено на развитие творческих способностей студентов как основополагающего качества личности профессионала-музыканта, включающих элементы композиторского, компьютерно-художественного и научного творчества;

- эффективность применения музыкально-компьютерных технологий будет отслеживаться на основе поэтапного анализа результатов освоения специальных музыкальных дисциплин и их коррекции с помощью авторских специальных компьютерных программ для обработки звука, а также методов преобразования фрагментов компьютерных музыкальных звучаний.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи'.

1) обосновать теоретические подходы к анализу музыкально-компьютерных технологий в педагогической и музыкально-педагогической теории и практике;

2) определить место музыкально-компьютерных технологий в содержании специальной музыкальной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья;

3) проанализировать педагогические условия использования музыкально-компьютерных технологий с целью развития творческих способностей студентов музыкальных вузов;

4) апробировать в опытно-экспериментальной работе авторские музыкально-компьютерные технологии (звукорежиссура, компьютерный анализ, композиторское творчество и др.); определить их эффективность в процессе профессионализации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методологическую основу исследования составили: идеи целостного, компетентностного и деятельностного подходов; принципы гуманистической нравственности и духовных оснований музыкальной деятельности; положения о личности как непреходящей ценности бытия, как субъекте, способном преобразовать себя и свое внутреннее «я»; представления о единстве микро- и макромира в процессе познания и творческого освоения культурных ценностей.

Теоретическую основу исследования составили труды по философии, социологии, культурологии (В. Г. Афанасьев, М. С. Коган, В. Н. Садовский,

Ю. В. Шаронин и др.); работы в области психолого-педагогической науки (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Саенко, Н. Ф. Талызина и др.); исследования музыковедов, затрагивающие проблему музыкального восприятия и музыкальных способностей (С. С. Скребков, Е. В. Назайкинский., В. В. Медушевский и др.); труды в области применения музыкально-компьютерных технологий (В. О. Белунцов, Д. В. Николенко, П. Л Живайкин, С. П Полозов и др.); концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько, Г. Н Григорьев, М. В. Емельянова, М. С. Каган, М. В. Кларин, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников и др.); психолого-педагогические теории творческой деятельности (Б. М. Теплов, Ю. П. Платонов, Я. А. Пономарев, А. Маслоу и др.); научные концепции в области музыкальной педагогики и музыкальной психологии (Э. Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Ю. Б. Алиев, Л. А. Баренбойм, А. Л. Готсдинер, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. И. Николаева, Л. А. Рапацкая, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.); исследования в области музыкальной акустики и музыкальной информатики (Е. Л. Александров, И. А. Алдошина, С. Н. Лебедев, Е. В. Медведев, Ю. В. Петелин, Р. Ю. Петелин, В. А. Трусова, С. А. Цоллер и др.)

Для решения сформулированных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный и др.), диагностические методы (наблюдение, тестирование и др.), праксиметрический метод (анализ результатов деятельности студентов, обобщение психолого-педагогического опыта и др.); метод компьютерного моделирования; метод статистической обработки данных.

Достоверность результатов исследования основывается на применении научной методологии исследования, а также на использовании современных концепций и методов диагностики и изучения педагогического процесса. Обработка экспериментальных результатов базируется на простейших понятиях математической статистики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры музыкальной звукорежиссуры, акустики и информатики в Государственном специализированном институте искусств; докладывались на теоретических семинарах Государственного специализированного' института искусств; освещались в докладах на конференциях в Московском государственном

гуманитарном университете им. М. А. Шолохова («Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве»; 2011 г., 2012 г.), на конференциях Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Григорьевские чтения» (2007 - 2012 гг.), на конференциях в Государственной классической академии им. Маймонида (2009 г., 2010 г., 2012 г.), на конференции «Проблемы художественного творчества» (Всероссийские научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому, Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2012 г., доклад и мастер-класс). В 2011 — 2012 гг. на основе материалов исследования подготовлен и прочитан цикл лекций «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование» для преподавателей Государственного специализированного института искусств.

Экспериментальной базой исследования являлись Государственный специализированный институт искусств, а также Государственная классическая академия им. Маймонида. Исследованием было охвачено 203 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2012 гг.

На первом этапе (2005-2007 гг.) была изучена и проанализирована научная литература и педагогический опыт по проблеме исследования, были сформулированы основные теоретические параметры; уточнялась постановка задачи; разрабатывались основы экспериментальной методики; осуществлялся констатирующий этап.

На втором (формирующем) этапе (2007 — 2010 гг.) осуществлялось построение авторских музыкально-компьютерных технологий (создание компьютерной модели статистического анализа музыкальных сигналов, оформление трехступенчатой методики «синтез — анализ — обработка сигнала»).

На третьем этапе (2010 - 2012 гг.) осуществлялись статистический анализ и системная обработка результатов экспериментального исследования, а также проводилась работа по обобщению полученных результатов. На основе обобщения полученных результатов сформулированы основные выводы, а также завершена подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — разработан и апробирован комплекс авторских музыкально-компьютерных технологий (интерактивный мультимедиа, цифровая обработка звука, компьютерный анализ музыкальных фрагментов, композиции на основе

программ - музыкальных конструкторов, создание нотного текста с помощью программ - нотных редакторов и др.);

- проведен сравнительный анализ динамики развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе применения традиционных методов обучения и авторских музыкально-компьютерных технологий;

- определены педагогические условия включения музыкально-компьютерных технологий в профессиональную подготовку студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья: интеграция содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических дисциплин с целью индивидуализации процесса обучения, включение студентов в разнообразную творческую деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами и др.), позволяющую развивать творческие способности будущих профессионалов, внедрение спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование», осуществление регулярного мониторинга развития творческих способностей студентов в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику высшего профессионального музыкального образования. В работе конкретизировано содержание понятия «музыкально-компьютерные технологии», которые рассматриваются как совокупность средств и методов освоения специальных музыкальных дисциплин, входящих в образовательные программы высших учебных заведений; определены теоретические основы разработки музыкально-компьютерных технологий, интегрирующих музыкальную акустику, музыкальную информатику и другие специальные музыкальные дисциплины, входящие в образовательные программы «Звукорежиссура», «Музыкальное исполнительство» и др.; доказана эффективность авторских музыкально-компьютерных технологий в развитии творческих способностей студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, а также научно-методический материал по проблеме исследования (программа спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование») позволяют совершенствовать процесс подготовки студентов-музыкантов и студентов — музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья. Материалы диссертационного исследования могут быть

использованы в педагогическом процессе высших музыкальных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-компьютерные технологии в контексте содержания профессионального музыкального образования представляют собой совокупность средств и методов освоения специальных музыкальных дисциплин (музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехнологии) на основе интеграции музыкальных и компьютерно-математических знаний.

2. Авторские музыкально-компьютерные технологии, разработанные для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, представляют собой интерактивный мультимедиа, цифровую обработку звука, компьютерный анализ музыкальных фрагментов, композиции на основе программ — музыкальных конструкторов, создание нотного текста с помощью программ — нотных редакторов.

3. Применение музыкально-компьютерных технологий позволяет создать педагогические условия для развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь способствует более эффективному освоению образовательных программ, являющихся основой профессии музыканта. Среди педагогических условий:

- взаимодействие содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических дисциплин с целью индивидуализации процесса обучения;

- включение студентов в разнообразную интегративную деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами), позволяющую развивать творческие способности будущих профессионалов;

- внедрение в учебный процесс спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование»;

- осуществление регулярного мониторинга развития творческих способностей студентов в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (219 наименований). Работа содержит материалы иллюстративного характера: 23 рисунка, 1 таблицу, 3 диаграммы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования; изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Диссертационная работа содержит две главы. Первая глава «Теоретические основы применения музыкально-компьютерных технологий как средства творческого развития студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Технические средства обучения в музыкальном образовании в рамках музыкально-педагогической деятельности: история и современное состояние» приведена классификация функций персонального компьютера в сфере образования. Данные средства представляют собой совокупность технических устройств, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.

Интенсивное развитие информатики открывает перспективы, ранее совершенно недоступные студентам с ограниченными возможностями здоровья, и оказывает серьезную, а подчас и принципиальную помощь в их социализации. Это направление, особенно в последнее время, приобретает актуальность еще и потому, что оно интенсивно содействует развитию творческих способностей обучающихся.

Как известно, персональный компьютер принадлежит к техническим средствам обучения (ТСО). Выделяются следующие основные типы ТСО: по функциональному назначению (по характеру решаемых учебно-воспитательных задач), по принципу устройства и функционирования, по характеру обучения, по логике работы, а также по характеру воздействия на органы чувств.

Персональный компьютер как современное устройство для синтеза, обработки, анализа и передачи информации является поистине универсальным техническим средством обучения, т. к. практически все из перечисленных выше направлений классификации ТСО включают в качестве основного элемента или компьютер, или компьютерные программы.

Персональный компьютер позволяет организовать информативный диалог с обучаемым. При этом автоматизированные обучающие системы (АОС) или адаптированы к процессу обучения, или специально созданы для взаимодействия с учащимся.

Отметим, что творческой активности содействуют следующие возможности ПК:

1. использование компьютера помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучающимися;

2. компьютер расширяет возможности образовательной среды (моделирующие программы и т. д.);

3. внутренние сети и глобальная сеть интернет допускают ознакомление студентов с творческой лабораторией преподавателя. Проведенный обзор роли ПК в процессе обучения убедительно

свидетельствует о постоянно возрастающей роли компьютера в системе образования, а также о весьма серьезных возможностях ПК, связанных с раскрытием творческих способностей обучающихся, в том числе студентов с ограниченными физическими возможностями.

Рассматриваются следующие основные технические средства обучения в рамках музыкальной педагогики: синтезатор, музыкальной персональный компьютер, мультимедиа, а также интернет (как глобальная информационная система).

Как известно, мультимедиа представляют собой комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю осуществлять диалоговый режим с разнородными данными (графика, текст, звук, видео). Под мультимедиа понимается также одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки на едином носителе (например, на жестком диске). Так, на жестком диске может содержаться текстовая, аудио- и видеоинформация и одновременно — возможности взаимодействия данных видов информации. Отсюда следует, что синтезатор можно отнести как к аппаратным, так и к мультимедийным средствам. При этом в качестве главного обучающего элемента вновь выступает ПК, так как с ним непосредственно связаны как аппаратные средства (синтезатор), так и мультимедийные возможности, а также возможность выхода в глобальную информационную сеть интернет.

Педагогические подходы к обучению игре и композиции на синтезаторе могут быть разделены на два типа. Первый тип нацелен главным образом на изучение технических возможностей электронной музыкальной аппаратуры и может быть отнесен скорее к областям музыкальной информатики. Он представлен в работах В. Реллина, А. Талера, П. Горгеса, А. Мерка, Д. Дрекслера, К. Хэрле, Т. Лангхорста, Т. Бурроуза, Дж. Доусетта, А. Бентина, Н. Хайнеса и др.

Второй тип объединяет достижения теории и практики обучения музыкальному творчеству и содержит ярко выраженную музыкально-педагогическую составляющую. Он представлен главным образом именами отечественных педагогов (JI. Петренко, С. С. Бажов, В. Г. Пешняк, И. М. Красильников, И. Г. Шавкунов, П. Л. Живайкин и др.).

Подходы к использованию персонального компьютера в рамках музыкальной педагогики интенсивно формируются со второй половине 80-х годов прошлого столетия.

К настоящему времени созданы обширные электронные библиотеки музыкально-компьютерных программ, применяемых в музыкальной педагогике. В последние 12-15 лет получил развитие новый класс обучающих программ «обучение с развлечением» (education + entertainment). Особую ценность данные программы представляют для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в процессе обучения доминирующая роль принадлежит игровой деятельности.

Достаточно мощный ПК, оснащенный рядом музыкально-компьютерных программ, или музыкальный персональный компьютер (МПК), представляет большой интерес как средство, предназначенное для развития творческих способностей обучающихся. Возможности МПК по сравнению с клавишным синтезатором гораздо более обширны: можно сказать, что МПК представляет собой практически универсальное устройство.

Подробному описанию музыкально-компьютерных программ посвящены работы В. Реллина, П. Горгеса, Р. Ю. Петелина и В. Ю. Петелина, Г. В. Богачева, В. О. Белунцова, В. В. Медникова, С. А. Цоллера и др.

Современные направления музыкально-компьютерного творчества охватывают следующие виды деятельности:

1) работа в среде программ-автоаранжировщиков;

2) композиция на основе программ-музыкальных конструкторов, а также

программ -MIDI-редакторов и программ-аудиоредакторов;

3) создание нотного текста с помощью программ — нотных редакторов.

Как известно, MIDI является аббревиатурой английских слов «Musical

Instrument Digital Interface» и означает «цифровой способ обмена информацией для электромузыкальных инструментов» или «стандарт обмена данными между электромузыкальными инструментами».

Аудиофайл — это, как правило, компьютерная запись реального музыкального звучания, или компьютерная фиксация акустических

колебаний. Программы-аудиоредакторы представляют обширный спектр возможностей для компьютерной обработки аудиофайлов.

Следующим широко распространенным инструментом в рамках современной музыкальной педагогики является технология интерактивного мультимедиа. Это - совмещение компакт-дисков с МПК, что делает доступной обработку различных видов музыкальной информации (аудио, видео-, графической и др.) как для музыкального педагога, так и для обучающихся. Подобная технология предоставляет, к примеру, возможность не только прослушать исполнение какого-либо музыкального произведения, но и сравнить между собой тонкие нюансы интерпретаций одного и того же произведения рядом выдающихся мастеров. Это открывает огромные возможности как для педагогов-исполнителей, так и для педагогов — историков музыки: на смену сложному словесному описанию характеристик исполнения приходит аудиоинформация, которая может быть воспроизведена неограниченное число раз.

Одним из основных технических средств компьютеризации музыкального образования является сеть интернет. Все более значительной становится роль сети интернет как глобальной образовательной среды.

Электронный обмен информацией стимулирует конструктивный диалог между преподавателем и студентами; обширные возможности поисковых систем (Mail, Yandex, Google и др.) позволяют прослушивать записи концертных исполнений, демонстрировать видеоролики и т. д. Наконец, студенты-музыканты, интересующиеся композицией или профессионально обучающиеся на композиторских отделениях, имеют широчайшие возможности для интерактивного обмена с многочисленной аудиторией по вопросу оценки своих первых проб сочинения (или звукозаписи), а также серьезной профессиональной оценки по-настоящему интересных творческих находок.

Во втором параграфе первой главы «Виды и типы музыкальных и музыкально-компьютерных технологий как учебного средства» рассматривается классификация уровней развития творческой личности, а также обсуждается ряд утверждений методического характера, нацеленных на оптимизацию преподавания музыкальных дисциплин для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации наиболее общего характера, которые могли бы найти применение при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья различным гуманитарным специальностям, представлены в виде модели творческого педагогического процесса.

Любая модель опирается на логический фундамент. Это - уже существующий комплекс компенсационных методик общего и специального характера, который создан в процессе педагогического творчества. Часть данного комплекса обеспечивает базовый процесс обучения (Т. В. Кудрявцев, А. И. Матюшкин, Н. И. Махмутов), однако существуют и методики «нестандартного» процесса. На рис. 1 логический фундамент представлен прямоугольником в нижней части. .. ;

Помимо логического фундамента, необходимым является идейный базис модели. Это - педагогический «инструментарий» для создания модернизированных подходов, которые основываются на положительных сторонах уже существующих методик (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, А. Ф. Эсаулов).

Данный инструментарий включает как «стандартную», так и «нестандартную» компоненту. Первая из них - хорошо известные формы подачи учебного материала: лекции, семинары, практические и самостоятельные занятия. Нестандартная компонента во многом составляет смысл педагогических находок, отраженных в авторских компенсационных методиках. На рис. 1 идейный базис отображен в среднем прямоугольнике.

Под следующим (третьим) основным элементом модели мы понимаем как процесс, так и результат педагогического творческого процесса. Это -информационные новообразования в виде знаний и умений, а также раскрытие творческого потенциала студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Творческая индивидуальность педагога представляет собой сумму общих, специфических, психологических и профессиональных особенностей личности, находящихся в постоянном взаимодействии. Таким образом, можно говорить о синтезе, базирующемся на сложном взаимодействии. Подобное взаимодействие представлено на рис. 1 «полукруглой» стрелкой в верхнем левом прямоугольнике.

Путь от общих характеристик личности до формирования творческого стиля можно трактовать как процесс педагогической самоорганизации. Раздел модели, посвященный особенностям творческой личности педагога (левый верхний прямоугольник на рис. 1), показывает, что педагогическое творчество является результатом педагогической самоорганизации, и творческий стиль деятельности выступает как высшая форма данной самоорганизации. На рис. 1 процесс педагогической самоорганизации отображен вертикальной стрелкой.

Характеристика творческого потенциала студента с ограниченными возможностями здоровья представлена на рис. 1 в виде отдельного блока, предшествующего процессу эволюции творческого потенциала.

Методические рекомендации, направленные на обучение студентов-музыкантов и студентов — музыкальных звукорежиссеров, отражены в ряде музыкальных и музыкально-компьютерных технологий, разработанных профессорско-преподавательским составом Государственного

специализированного института искусств, где работает автор. Данный институт создан в ноябре 1991 г для обучения студентов-музыкантов, имеющих серьезные ограничения зрения и слуха, а также для обучения неслышащих актеров и художников.

Анализируется разработанная автором классификация технологий, нацеленных на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья в специализированном художественном вузе. Она характеризует каждую технологию по типу, группе и содержанию. Тип представляет ограничение физического характера, группа раскрывает принадлежность к той или иной образовательной дисциплине, содержание отражает смысл разработанной технологии.

К первому типу относятся технологии для студентов с ограниченными возможностями по зрению, ко второму - для студентов с ограниченными возможностями по слуху. Часть технологий относится к третьему (смешанному) типу и предназначена для студентов с обоими типами ограничений здоровья. Технологии для студентов с ограниченными возможностями опорно-двигательной системы не объединяются нами в отдельный тип и рассматриваются в рамках одного из трех типов.

Технологии, направленные на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, разработаны для решения следующих педагогических задач.

В первую очередь, это — задачи, которые ставятся перед студентами-исполнителями, обучающимися главным образом игре на гитаре, домре, баяне, аккордеоне, балалайке, а также перед студентами-флейтистами и др. Студенты должны овладеть ансамблевой и оркестровой формой исполнения во время учебы, так как : подобные навыки могут стать совершенно необходимыми в их дальнейшей деятельности. Поэтому методики, предложенные профессором М. И. Имханицким и профессором И. В. Сыроежкиным, базируются на воспитании чувства согласованности при совместной игре незрячих и слабовидящих музыкантов. Подобная согласованность достигается за счет единого темпоритма и

сбалансированной динамики; важная роль принадлежит полифоническому слуху.

К примеру, обучение исполнению в составе оркестра русских народных инструментов основано на четком взаимодействии основных инструментальных групп (доц. Н. М. Бурдыкина). Состав студенческого оркестра включает 13-15 исполнителей; уже к окончанию первого курса формируются небольшие ансамбли (дуэты, трио, квартеты). Отметим, что музыкальная студенческая деятельность в рамках ансамбля выступает как весьма действенный компенсаторный фактор.

Не менее продуктивные и интересные методические разработки предложены для освоения историко-теоретических дисциплин. Так, при изучении курсов гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии, истории отечественной и зарубежной музыки, а также ппсИ-аранжировки профессора и доценты ГСИИ М. С. Скребкова-Филатова, В. И. Лисовой, В. И. Горбатов и др. создали ряд новых форм работы, направленных на студентов с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях по гармонии и анализу студенты-музыканты различных специальностей сочиняют небольшие пьесы по темам курсов. Например, в рамках курса гармонии подготавливаются прелюдии, где использованы средства диатоники или хроматики; при изучении анализа музыкальных произведений студенты сочиняют пьесы в форме рондо и вариаций; при изучении писН-аранжировки учащиеся «оркеструют» пьесы для различных исполнительских составов. Наиболее удачные творческие достижения студентов опубликованы в сборниках трудов Государственного специализированного института искусств.

При изучении истории музыки студенты-музыканты делают многочисленные доклады, содержащие обязательный сравнительный анализ ряда исполнительских интерпретаций прослушанного произведения (или произведений).

Все перечисленные технологии значительно расширяют кругозор молодых музыкантов и способствуют развитию их творческих возможностей.

Ряд специальных музыкально-компьютерных технологий связан с обучением студентов — музыкальных звукорежиссеров. Общие положения, на которых базируются данные технологии, состоят в следующем:

1) освоение программ - речевых синтезаторов, которые дают возможность чтения «вслух» меню компьютерных программ, что необходимо для невидящих и слабовидящих студентов;

2) подробное знакомство с компьютерными программами цифровой обработки и монтажа звука, допускающими совмещение с программами - речевыми синтезаторами;

3) применение полученных знаний и навыков для компьютерного анализа музыкальных фрагментов (подробному изложению данного пункта посвящена вторая глава диссертационной работы). Методические рекомендации, относящиеся к музыкально-

компьютерным технологиям, состоят в следующем:

1) применение полученных знаний и навыков для освоения компьютерной аранжировки (преп. И. Н. Третьяков);

2) применение полученных знаний и навыков для синтеза, обработки и компьютерного анализа музыкальных фрагментов (доц. С. А. Филатов);

3) развитие творческих способностей средствами креативной педагогики (к примеру, поддержка стремления студентов к научно-исследовательской работе на базе музыкально-компьютерных технологий.

В третьем параграфе первой главы «Педагогические условия включения музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческий процесс подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья» формулируются следующие педагогические условия:

- интеграция содержания специальных музыкальных и компьютерно-математических программ с целью индивидуализации процесса обучения;

- включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в разнообразную творческую деятельность (синтез, обработка и анализ музыкального сигнала, композиция, работа с прикладными математическими программами и др.);

- внедрение спецкурса «Введение в компьютерно-музыкальное моделирование »;

- осуществление регулярного мониторинга развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от этапов освоения учебного материала.

Рассматриваются философский и психолого-педагогический подходы к понятию творчества. Современные философские исследования данного понятия позволяют сформулировать следующие категориальные подходы к критерию творчества: глобальная и локальная новизна как результат коллективной деятельности (Е. П. Торренс, Л. Л. Терстон и др.); механизм развития (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин и др.); специфическая

иерархия, или создание координационных и субординационных связей (Т. Рибо, Ц. Е. Спирман, Я. А. Пономарева и др.).

В современной психологии творческая деятельность рассматривается со следующих позиций: структурологические механизмы творческого процесса; творческий процесс как определенная характеристика творческой личности.

К процессу творчества можно применить некоторые понятия современного компьютерного моделирования. Компьютерная модель представляет собой, как правило, триаду «исходные уравнения и алгоритм -программа для компьютера - компьютерные эксперименты». В области истории, педагогики, музыкальной науки компьютерные методы в настоящее время интенсивно развиваются (т. н. «мягкое моделирование»).

Выявлены и сформулированы общие педагогические проблемы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это — создание развивающих методик. Далее, ключевой является проблема отношения общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья и человека с ограниченными возможностями здоровья к самому себе. Один из возможных путей решения этой проблемы — создание условий, позволяющих осуществлять полноценное обучение в высших учебных заведениях в том числе лиц с наиболее тяжелыми формами ограничения возможностей здоровья. Чрезвычайно важен процесс развития творческого потенциала обучаемых средствами креативной педагогики.

К ключевым проблемам относится и роль компенсаторных факторов. Процесс компенсации связан с необходимостью включения студентов с ограниченными возможностями здоровья в активную творческую жизнь.

В российских музыкальных вузах в последние годы стала осуществляться профессиональная подготовка музыкальных звукорежиссеров. В связи с этим следует обратить более пристальное внимание на значительный пласт электроакустической музыки. Так, при подготовке студентов-композиторов и студентов — музыкальных теоретиков этот пласт используется пока еще далеко не в полном объеме, хотя, как известно, еще несколько десятилетий тому назад вопрос об актуальности подготовки в данном направлении ставился рядом крупнейших музыкантов, таких, как Д. Д. Шостакович и А. И. Хачатурян.

Можно сформулировать следующие актуальные задачи современной музыкальной педагогики. Так, персональный компьютер (ПК) может использоваться как своеобразный тренажер, развивающий необходимые профессиональные навыки. К примеру, программы многоканальной записи и

монтажа звука могут быть использована для предварительного прослушивания оркестрового произведения и для внесения необходимых исправлений и дополнений в партитуру. Далее, перед музыкальной педагогикой встает масштабная и перспективная задача подготовки музыкантов-программистов и музыкантов-пользователей. Направление деятельности музыканта-программиста могло бы состоять в дальнейшей разработке музыкально-компьютерных программ, создании новых музыкально-акустических эффектов, а также в синтезе музыкальных сэмплов, максимально приближающихся по качеству звучания к традиционным музыкальным инструментам. Музыкант-пользователь должен профессионально разбираться в музыкально-компьютерных программах (но не создавать их). В этом ему могут помочь учебные курсы музыкальной акустики и музыкальной информатики.

Следующая актуальная задача современной музыкальной педагогики -внедрение музыкально-компьютерных технологий в сферу массового музыкального воспитания. Простой и наглядный способ организации большинства музыкально-компьютерных программ (цветовое оформление, использование т. н. оболочечного принципа построения, наличие многочисленных возможностей для подсказки начинающему пользователю, возможность в любой момент задать вопрос) стимулирует их массовое применение. Несложность и доступность - основные черты технологий, не предназначенных для профессионального использования.

Поддержание высокого уровня творческой молодежной деятельности в области музыки— это задача, непосредственно связанная с предыдущей. Музыкальные опыты многих молодых энтузиастов в области композиции, звукозаписи и звукорежиссуры подчас не получают продолжения из-за отсутствия надлежащей (пусть и элементарной) теоретической базы.

Область применения ПК в музыкальной педагогике, которая пока сравнительно мало исследована, — компьютерное моделирование в рамках музыковедения. Это направление опирается на теорию целостного анализа, развитую в трудах Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, И. Я Рыжкина, а также С. С. Скребкова. Данный вид моделирования может быть связан, например, с исследованием особенностей и тонких нюансов исполнения; весьма интересной является задача дальнейшего развития теории Н. А. Гарбузова о зонной природе абсолютного и относительного слуха на основе применения компьютерных методов.

Еще одна важнейшая задача музыкальной педагогики - разработка методик, направленных на развитие творческих способностей студентов-

музыкантов и студентов - музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и музыкально-компьютерных технологий.

Вторая глава «Опытно-экспериментальное исследование музыкально-компьютерных технологий как средства развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Комплекс музыкально-компьютерных технологий и содержание проблемы профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья» излагается авторская музыкально-компьютерная технология смешанного типа, задача которой - развитие творческих способностей студентов - музыкантов и звукорежиссеров, имеющих ограничения как по зрению, так и по слуху (невидящие и главным образом слабовидящие, а также слабослышащие учащиеся). Возможности обработки музыки, предоставляемые современными музыкальными редакторами, такими, как Sound Forge, Sonar, Cubase и др., настолько обширны, что в сочетании с речевыми синтезаторами способны ввести в творческую орбиту людей с ограниченными возможностями здоровья.

Область применения данной технологии - компьютерное музыкальное творчество и компьютерный анализ элементов музыкального исполнения. Если ранее понятие музыкального творчества связывалось преимущественно с композицией и исполнительством, то ныне компьютер позволяет существенно расширить область музыкального творчества, включив сюда анализ исполнения музыкальных произведений, а также элементы количественного анализа характера исполнения. Компьютерный анализ относится к упомянутому выше современному направлению математического моделирования — «мягкому моделированию» и может быть назван компьютерно-музыкальным моделированием (КММ), которое отвечает принципам художественного моделирования. Приводится разработанная автором классификация музыкально-компьютерной информации.

Во втором параграфе «Анализ динамики развития творческих способностей студентов с ограничениями зрения и слуха в процессе апробации музыкально-компьютерных технологий» рассматриваются особенности творческой работы студентов в процессе синтеза, обработки и анализа музыкальных фрагментов различной сложности.

Синтез простейших музыкальных фрагментов на основе программ -музыкальных редакторов содержит элементы компьютерного композиторского творчества, вызывающего интерес у слабовидящих и слабослышащих студентов. Процесс обработки музыкальных фрагментов базируется на подробном изучении основных элементов программы -музыкального редактора Sound Forge, а также других музыкально-компьютерных программ.

Компьютерный анализ особенностей музыкальных фрагментов осуществляется на основе авторской музыкально-статистической модели. Исследуя свойства простейших музыкальных фрагментов, слабовидящие и слабослышащие студенты (с ограниченной помощью преподавателя) получают графические отображения одноголосных и многоголосных звучностей.

Характеристики реального звучания анализируются на основе студенческих исполнений. Для этого студентами - музыкальными звукорежиссерами осуществляется запись нескольких исполнений одного музыкального произведения (или его части) студентами-инструменталистами, как слабовидящими, так и полностью невидящими. Различие в результатах записи обусловлено прежде всего особенностями исполнения. Компьютерное исследование результатов исполнения, индивидуальных для каждого исполнителя, стимулирует развитие творческих способностей студентов.

Результаты анализа вызывают живой интерес студентов, т. к. компьютерный анализ демонстрирует нюансы исполнения, не доступные никакому другому виду анализа. Количество подобных нюансов практически безгранично и несет в себе значительный пласт информации. Эта мысль является основным фактором, пробуждающим творческие способности студентов.

В этом же разделе представлен ход опытно-экспериментальной работы. Был использован метод педагогического эксперимента, который прошел в три этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

Мероприятия в рамках опытно-экспериментального исследования проводились в течение 2005 - 12 гг. в образовательных учреждениях г. Москвы: Институт современного искусства (76 студентов), Государственная классическая академия им. Маймонида (17 студентов). В данных учебных

центрах тестировались элементы авторских технологий, рассчитанные на студентов без ограниченных возможностей здоровья.

Однако наиболее глубокое тестирование технологий проводилось и проводится в Государственном специализированном институте искусств, специально созданном, как уже говорилось выше, для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В процессе осуществления экспериментального диссертационного исследования принимали и принимают участие студенты 1-5 курсов, обладающие серьезными нарушениями зрения (87 студентов с различной степенью нарушения зрения и 10 полностью невидящих студентов), а также нарушениями слуха (13 студентов). Таким образом, в тестировании музыкально-компьютерных технологий приняли участие 203 студента.

Констатирующий этап состоял в диагностике исходных показателей развития студентов. Диагностика интеллектуального развития студентов с различной степенью частичной зрительной и слуховой депривации осуществлялась на основе теста Дж. Равена, диагностика творческих способностей оценивалась на основе задания «Закончи рисунок» (субтест Е. П. Торренса). Диагностика личностной сферы проводилась на основе теста Р. Кеттела (16 РБ — опросник).

Для исследования динамики полностью невидящих студентов помимо теста Р. Кеттела нами использовался тест В. Ф. Ряховского (оценка качества процесса межличностного взаимодействия).

На формирующем этапе развитие творческих способностей студентов осуществлялось по следующим направлениям (для студентов, обладающих зрением, пусть и очень ослабленным):

1) ознакомление с основами программирования;

2) развитие и дополнение графем, содержащих основные понятия курсов прикладной математики, физики и электроники (занятия по данным предметам проводит автор диссертационной работы);

3) самостоятельная работа с математическим пакетом МАТЬАВ и с музыкальными компьютерными редакторами;

4) самостоятельное композиторское творчество при обработке и модификации фрагментов компьютерной музыки, подготавливаемых автором диссертационной работы;

5) изучение и анализ спектров музыкальных сигналов;

6) самостоятельная студенческая запись студенческих исполнений и их компьютерный анализ на основе музыкально-статистической модели.

Как уже говорилось выше, главным образом для полностью невидящих студентов-инструменталистов производится запись студенческих исполнений студентами — музыкальными звукорежиссерами, а затем — компьютерное исследование полученных результатов на основе авторской музыкально-статистической модели. Исполнение полностью невидяших студентов записывается для того, чтобы продемонстрировать им уникальность их игры, пусть пока и непрофессиональной, и заставить их поверить в огромные собственные творческие возможности.

На контрольном этапе педагогического воздействия была проведена повторная диагностика студентов. Анализ данных констатирующего и контрольного этапов позволил зафиксировать изменения, произошедшие в ходе опытно-экспериментальной работы.

Статистическая обработка данного материала показала, что после проведения опытно-экспериментальной работы повысились интеллектуальные способности (фактор В - интеллект), изменился уровень развития воображения в сторону повышения (фактор М — практичность: анализ творческих работ). Сформировались такие характеристики креативности, как нон-конформизм (фактор СЬ - консерватизм, наблюдение). Произошли изменения в уровне творческого развития студентов по показателям Е. П. Торренса. Так, оригинальность возросла на 11 %, разработанность — на 6 %, продуктивность - на 30 % и гибкость — на 11 %.

Одним из дополнительных показателей включенности в творческую деятельность для незрячих студентов выступил уровень коммуникабельности. На констатирующем этапе низкий уровень коммуникабельности показали 10 % студентов. Нормальным и немного превышающим норму уровнем обладали 50 % студентов. На контрольном этапе очень низкий уровень коммуникабельности практически исчез, на долю нормального и немного превышающего норму уровня приходится 60 %. Таким образом, можно отметить значительное возрастание нормального уровня коммуникабельности (от 30 % до 50 %), а также формирование высокого уровня коммуникабельности (10 %).

Полученные данные свидетельствуют о том, что авторские музыкально-компьютерные технологии стимулируют интерес студентов с ограниченными возможностями здоровья к предмету, сплачивают людей, повышая степень их коммуникабельности. Наблюдение подобного процесса наводит на мысль о возможности использования психологических тестов, отражающих особенности , межличностного взаимодействия: путем оценки изменения степени коммуникабельности можно изучить эволюцию

творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В заключении приводятся основные результаты, полученные в рамках проведенного диссертационного исследования.

1. Раскрыты теоретические основы развития творческих способностей студентов-музыкантов, имеющих ограниченные возможности здоровья (как исполнителей, так и музыкальных звукорежиссеров).

2. Проанализирован ряд разработанных к настоящему времени специальных методик, направленных на развитие творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья.

3. Апробированы музыкально-компьютерные технологии, разработанные автором диссертационной работы. Данные технологии направлены на развитие творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья как путем самостоятельного композиторского творчества, так и путем компьютерного анализа фрагментов самостоятельного исполнения музыкальных произведений, в т. ч. студенческих.

4. Проанализирована динамика развития творческих способностей студентов-музыкантов и студентов — музыкальных звукорежиссеров с ограниченными возможностями здоровья на основе авторских музыкально-компьютерных технологий.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Филатов, С. А. О понятии многомерности произведения и компьютерных методах анализа музыки [Текст] / С. А. Филатов // Музыковедение № 3. 2008. ООО Издательство «Научтехлитиздат», с. 2-5 - 0.20 п. л.

2. Филатов, С. А. Развитие творческого потенциала студентов с ограничениями физических и сенсорных возможностей средствами компьютерных технологий [Текст] / С. А. Филатов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009, том 15, № 1, с 409-414 - 0.25 п. л.

3. Филатов, С. А. Введение в компьютерно-музыкальное моделирование для учащихся с ограничениями физических и сенсорных возможностей [Текст / С. А. Филатов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009, том 15, № 2, с 428-432 - 0.20 п. л.

4. Филатов, С. А. Развитие творческого потенциала студентов ГСИИ средствами компьютерных технологий [Текст] / С. А. Филатов // Образование, реабилитация и формирование творческой личности учащихся

с ограниченными физическими возможностями средствами культуры и искусства: Материалы научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2008 г / ФГОУ ВПО «Государственный специализированный институт искусств». - М.: АПК и ППРО, 2008. - с. 54- 55 - 0.10 п. л.

5. Филатов, С. А. Роль компьютерного диалога в развитии творческого потенциала студентов с ограничениями физических и сенсорных возможностей [Текст] / С. А. Филатов // Методист. № 7, 2008, с. 44-46 - 0.10 п. л.

6. Филатов, С. А. Развитие творческого потенциала студентов с нарушениями зрения [Текст] / С. А. Филатов // Методист. № 2,2009, с. 40-41 - 0.10 п. л.

7. Филатов, С. А. К вопросу о компьютерной методике обработки музыкальных сигналов для студентов с ограничениями физических и сенсорных возможностей [Текст] / С. А. Филатов // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. Материалы IV научной конференции. Москва, 15 декабря 2008 г. / Под. ред. С. П. Быстровой. И. В. Убоженко. — М.: Институт бизнеса и политики, 2009. — С. 366-375 - 0.35 п. л.

8. Филатов, С.А. Взгляды А. Ф. Лосева на природу музыкального искусства и современные направления компьютерной композиции [Текст] / С. А. Филатов // Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств (Сборник статей). Выпуск 2, М, 1999, с. 248-255-0.30 п. л.

9. Филатов, С.А. Музыкальные категории А. Ф. Лосева и их аудиоинтерпретация как форма представления математической информации. [Текст] / С. А. Филатов // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы Второй научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. - Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002, с. 22-25-0.20 п. л.

10. Филатов, С. А. Математико-музыкальное моделирование как один из языков современного искусства [Текст] / С. А. Филатов // МОВА I КУЛЬТУРА. К.: Видавничий Д1м Дмитра Бураго, 2005. - Вип. 8. - Т. III. 4.1. -С. 263-265-0.1 п.л.

11. Филатов, С. А. Компьютерно-музыкальное моделирование как инструмент исследования музыкальной информации в области цифроакустики [Текст] / С. А. Филатов // Символы, коды, знаки.: сб. материалов конф. / отв. ред. В. Е. Еремеев, И. Д. Григорьева. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.-е. 134-140-0.40 п. л.

12. Филатов, С. А. Роль персонального компьютера в системе воспитания творческой личности студента-музыканта с ограниченными физическими

возможностями [Текст]./ С. А. Филатов И Современная педагогика: методология, теория, практика: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 19 сентября 2011 г. / Науч. ред. М. В. Волкова - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011.-С. 144-150

Рис. 1

Модель педагогической деятельности для развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья

Формирование творческого стиля педагога

Профессиональные характеристики

Психологические характеристики

Специфические

характеристики +

Общие характеристики

Эволюция творческого потенциала студента с ограниченными возможностями здоровья 6. Состоявшийся творческий стиль 5. Формирование индивидуального творческого стиля

4. Отдельные творческие достижения 3. Повышенная профессиональная и творческая

активность 2. интеллектуально-творческая активность 1. наличие мотивационно-творческой направленности

Информационно-психологические новообразования

Характеристика творческих способностей студента с ограниченными возможностями здоровья

Идейный базис Педагогический «инструментарий» для создания модернизированной технологии (или комплекса технологий): 1. Стандартная компонента 2. Нестандартная компонента

Логический фундамент Существующий комплекс обучающих технологий общего и специального характера: 1. технологии базового процесса обучения 2. технологии «нестандартного» процесса обучения

ФИЛАТОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано в печать 14.02.2013 г. Формат 60x90/16. Заказ 1641. Тираж 100 экз. Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов. Отпечатано в ООО "ФЭД+", Москва, Ленинский пр. 42, тел. (495)774-26-96

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Филатов, Сергей Анатольевич, Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

На правах рукописи

04201354945

Филатов Сергей Анатольевич

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ возможностями

ЗДОРОВЬЯ

Специальность 13. 00. 08 -теория и методика профессионального образования

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель-

доктор педагогических наук профессор Рапацкая Л. А.

МОСКВА 2013

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы применения музыкально-компьютерных технологий как средства творческого развития студентов с ограниченными возможностями здоровья 16

1.1 Технические средства обучения в музыкальном -образовании в рамках музыкально-педагогической деятельности: история и современное состояние

1.1.1 Общая характеристика технических средств обучения -

1.1.2 Технические средства обучения в рамках музыкальной 22 педагогики

1.2 Виды и типы музыкальных и музыкально-компьютерных технологий как учебного средства 29

1.2.1 Содержание педагогической деятельности по развитию -творческих способностей

1.2.2 Технологии для обучения студентов с ограничениями по 45 зрению

1.3 Педагогические условия включения музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческий 66 процесс подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья

1.3.1 Понятие творчества и творческих способностей -

1.3.2 Творческая личность как цель воспитания 81

1.3.3 Общие педагогические проблемы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья 86

1.3.4 Актуальные вопросы современной музыкальной педагогики 99 Выводы по первой главе 103

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование музыкально-компьютерных технологий как средства развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья 104

2.1 Комплекс музыкально-компьютерных технологий и -содержание проблемы профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья

2.2 Анализ динамики развития творческих способностей студентов с ограничениями зрения и слуха в процессе апробации музыкально-компьютерных технологий 121 Выводы по второй главе 160

Заключение 162

Список литературы 179

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Экологическая ситуация и сложные социально-экономические проблемы в жизни современного общества оказывают все более негативное влияние на здоровье подрастающих поколений. Среди абитуриентов российских вузов, в том числе вузов музыкальных, из года в год возрастает количество граждан, страдающих ослабленным слухом, зрением, другими заболеваниями. С одной стороны, эта категория молодых людей с ограниченными возможностями здоровья вполне адекватно вписывается в общий контингент студентов, способных осваивать образовательные программы высших учебных заведений. С другой стороны, обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья предполагает применение новых подходов к процессу обучения, позволяющих обеспечить качество профессиональной подготовки, соответствующее образовательным стандартам.

Сказанное в полной мере относится к студентам музыкальных вузов, имеющим ограниченные возможности здоровья. Поступив в музыкальный вуз, работающий по государственным образовательным стандартам, такие студенты нацелены на получение полноценного высшего образования и на дальнейшее применение полученных компетенций, знаний и умений в профессиональной деятельности. Поэтому от содержания, форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья зависит в будущем их личностная и профессиональная самореализация. Среди задач, которые призван решать педагогический коллектив музыкального вуза, принимающего на обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, выделим задачу развития творческих способностей - базового личностного качества профессионала-музыканта.

Исследование проблемы творческого развития личности связано с именами крупнейших представителей отечественной педагогики и

психологии. Среди них - Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Брушлинский, А. М. Матюшкин, Л. С. Выготский, М. И. Махмудов, И. Я. Лернер и др. Структура творческого процесса, отражающая в целом феномен творчества, изучалась и изучается рядом отечественных (В. С. Библер, Д. Б. Богоявленская, Б. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, С. В. Кульневич, В. Д. Губин, В. В. Давыдов, И. И. Зарецкая, В. А. Малахов, Г. С. Альтшулер, Ю. Б. Борев, П. П. Кремер, С. X. Раппопорт, И. В. Страхов и др.) и зарубежных исследователей (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Л. Л. Терстон, Ч. Д. Спилберг, Р. Б. Кэттел и др.)

В русле педагогики музыкального образования творческое развитие учащихся рассматривалось такими авторами, как Л. Г. Арчажникова, В. В. Медушевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др. Вместе с тем, труды указанных ученых не связаны с анализом педагогического процесса, направленного на формирование творческих качеств людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что развитие творческих способностей таких студентов-музыкантов требует поиска соответствующих педагогических средств и методов, направленных на устойчивую профессионализацию в процессе музыкального образования.

Незаменимым подспорьем в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья может служить персональный компьютер и связанные с ним музыкально-компьютерные технологии.

Музыкалы-ю-компыотерные технологии - молодая, интенсивно развивающаяся область науки и педагогики. Находясь на грани, соединяющей музыкознание и информатику, эта область затрагивает педагогику, музыкознание, музыкальную звукорежиссуру, музыкальную акустику и музыкальную информатику.

Так, с точки зрения педагогики музыкального образования, данные технологии выступают как важная составляющая музыкального образования, нацеленная на формирование разносторонних специалистов. В настоящее

время среди музыкально-компьютерных технологий можно выделить экспериментальные дисциплины, образовательные стандарты для которых находятся в стадии разработки. Однако внедрение данных технологий в учебно-образовательных процесс на разных уровнях - от колледжа до вуза -уже началось, одна из актуальных задач современной музыкальной педагогики.

Музыковеды (Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, И. К. Кузнецов и др.) придерживается взгляда на музыкально-компьютерные технологии как на обновленные средства изучения музыкальной выразительности. Эти средства дополняют традиционные подходы, отражающие опыт, накопленный за несколько последних столетий.

Для музыкальной звукорежиссуры рассматриваемые технологии предоставляют уникальные возможности создания аудио-образа как на основе реального («живого») звука, так и на основе компьютерных примеров звучания, объединенных в компьютерные базы данных (И. А. Алдошина, Б. Я . Меерзон, Ю. А. Ковалгин, Л. И. Макриненко, Ф. Р. Ньюэлл и др.)

Музыкальная информатика является на сегодня необходимым компонентом музыкального образования. Она включает следующие основные музыкально-компьютерные технологии: аранжировку, нотографию, МШ1-технологию, а также цифровую обработку музыкальных сигналов (С. И. Баскаков., Л. М. Финк, А. Б. Сергиенко, Ю. Сато и др.)

Музыкальная информатика и музыкальная акустика включают элементы компьютерного моделирования, прилагаемые к акустическим объектам (музыкальные сигналы), и поэтому могут быть отнесены к сфере компьютерного моделирования.

В целом в педагогике музыкального образования под музыкально-компьютерными технологиями принято понимать:

1. направление профессиональной подготовки студентов (например,

бакалавриат «Музыкально-компьютерные технологии»);

2. совокупность специальных музыкальных /дисциплин учебного плана того или иного образовательного направления (например, музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехнологии и др.);

3. совокупность методов профессиональной подготовки музыкантов, связанных с работой на компьютере и применяемых в процессе освоения разных дисциплин учебного плана

В настоящей диссертации под музыкально-компьютерными технологиями мы будем понимать совокупность средств и методов освоения специальных дисциплин, формирующихся на базе интеграции музыкальных и компьютерно-математических знаний. Музыкально-компьютерные технологии позволяют не только обеспечить успешное освоение тех или иных учебных модулей, но и интенсифицировать процесс развития творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, что открывает им путь к дальнейшей успешной учебной и профессиональной деятельности.

Проблемы применения музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе рассматривались в разных аспектах в трудах Г. Г. Белова,

B. О. Белунцова, И. Б. Горбуновой, И. М. Красильникова, В. В. Медникова, В.

C. Ульянича и др. Однако в педагогических работах не затрагивалась проблема применения музыкально-компьютерных технологий для профессионального становления студентов.

Анализ работы высших музыкальных учебных заведений, изучение психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, осмысление опыта обучения студентов, имеющих ограничения по здоровью, выявили ряд противоречий:

- между увеличивающимся количеством студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием теоретического и методического обоснования профессиональной подготовки таких людей в вузе;

- между широким применением компьютерной техники в образовательном пространстве России и отсутствием музыкально-компьютерных технологий, позволяющих создать благоприятные условия для тех студентов, у которых имеются ограничения по здоровью;

- между содержанием учебных планов подготовки музыкантов-профессионалов в сочетании групповых и индивидуальных занятий и отсутствием должного методического обеспечения, позволяющего с помощью музыкально-компьютерных программ развивать творческие способности каждого студента при освоении специальных музыкальных дисциплин на основе индивидуализации обучения.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: какие музыкально-компьютерные технологии следует применять при профессиональной подготовке студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья».

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе музыкально-компьютерные технологии, позволяющие успешно осуществлять профессиональную подготовку студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья в музыкальных вузах.

Предмет исследования: педагогические условия применения музыкально-компьютерных технологий в процессе освоения образовательных программ студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профессиональное становление студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если:

- процесс освоения различных образовательных программ и модулей в музыкальном вузе будет сочетать традиционные формы обучения и музыкально-компьютерные технологии, позволяющие индивидуализировать изучение специальных музыкальных дисциплин;

- применение музыкально-компьютерных технологий будет направлено на развитие творческих способностей студентов как основополагающего качества личности профессионала-музыканта, включающих элементы композиторского, компьютерно-художественного и научного творчества;

- эффективность применения музыкалыю-компыотериых технологий будет отслеживаться на основе поэтапного анализа результатов освоения специальных музыкальных дисциплин и их коррекции с помощью авторских специальных компьютерных программ для обработки звука, а также методов преобразования фрагментов компьютерных музыкальных звучаний.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

1) обосновать теоретические подходы к анализу музыкально-компьютерных технологий в педагогической и музыкально-педагогической теории и практике;

2) определить место музыкально-компьютерных технологий в содержании специальной музыкальной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья;

3) проанализировать педагогические условия использования музыкально-компьютерных технологий с целыо развития творческих способностей студентов музыкальных вузов;

4) апробировать в опытно-экспериментальной работе авторские музыкально-компьютерные технологии (звукорежиссура, компьютерный анализ, композиторское творчество и др.); определить

их эффективность в процессе профессионализации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методологическую основу исследования составили: идеи целостного, компетентностного и деятельностного подходов; принципы гуманистической нравственности и духовных оснований музыкальной деятельности; положения о личности как непреходящей ценности бытия, как субъекте, способном преобразовать себя и свое внутреннее «я»; представления о единстве микро- и макромира в процессе познания и творческого освоения культурных ценностей.

Теоретическую основу исследования составили труды по философии, социологии, культурологии (В. Г. Афанасьевым. С. Коган, В. Н. Садовский, Ю. В. Шаронин и др.); работы в области психолого-педагогической науки (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Саенко, Н. Ф. Талызина и др.); исследования музыковедов, затрагивающие проблему музыкального восприятия и музыкальных способностей (С. С. Скребков, Е. В. Назайкинский., В. В. Медушевский и др.); труды в области применения музыкально-компьютерных технологий (В. О. Белунцов, Д. В. Николенко, П. Л Живайкин, С. П Полозов и др.); концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько, Г. Н Григорьев, М. В. Емельянова, М. С. Каган, М. В. Кларин, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников и др.); психолого-педагогические теории творческой деятельности (Б. М. Теплов, Ю. П. Платонов, Я. А. Пономарев, А. Маслоу и др.); научные концепции в области музыкальной педагогики и музыкальной психологии (Э. Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Ю. Б. Алиев, Л. А. Баренбойм, А. Л. Готсдинер, П. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. И. Николаева, Л. А. Рапацкая, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.); исследования в области музыкальной акустики и музыкальной информатики (Е. Л. Александров, И. А.

Алдошина, С. Н. Лебедев, Е. В. Медведев, 10. В. Петелин, Р. 10. Петелин, В. А. Трусова, С. А. Цоллер и др.)

Для решения сформулированных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный и др.), диагностические методы (наблюдение, тестирование и др.), праксиметрический метод (анализ результатов деятельности студентов, обобщение психолого-педагогического опыта и др.); метод компьютерного моделирования; метод статистической обработки данных.

Достоверность результатов исследования основывается на применении научной методологии исследования, а также на использовании современных концепций и методов диагностики и изучения педагогического процесса. Обработка экспериментальных результатов базируется на простейших понятиях математической статистики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры музыкальной звукорежиссуры, акустики и информатики в Государственном специализированном институте искусств; докладывались на теоретических семинарах Государственного специализированного института искусств; освещались в докладах на конференциях в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова («Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве»; 2011 г., 2012 г.), на конференциях Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Григорьевские чтения» (2007 - 2012 гг.), на конференциях в Государственной классической академии им. Маймонида (2009 г., 2010 г., 2012 г.), на конференции «Проблемы художественного творчества» (Всероссийские научные