Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формы репрезентации цвета в субъективном опыте

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сафуанова, О. В.
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Формы репрезентации цвета в субъективном опыте», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Сафуанова, О. В., 1994 год

Введение

Глава 1. Постановка проблемы

1.1. Проблема уровней психического отражения

1.2. Сенсорно-перцептивная репрезентация цвета

1.3. Вербальная репрезентация цвета

1.4. Семантическая репрезентация цвета

1.5. Цель, гипотеза и задачи исследования

Глава 2. Обоснование методического подхода

2.1. Эксперимент

2.1.1. Метод

2.1.2. Цветовая система

2.1.3. Система цветонаименований

2.2. Эксперимент

2.3. Эксперимент

Глава 3. Соотношение между цветами и их номинативными значениями.

Экспериментальное исследование

3.1. Эксперимент

3.2. Результаты и обсуждение

3.2.1. Основные цвета и их номинативные значения

3.2.2. Промежуточные цвета и их номинативные значения

3.2.3. Традиционные цветонаименования

3.2.4. Структура модификаторов основных цветонаименований

3.2.5. Ахроматические цвета с оттенками

3.2.6. Основные цвета и их номинативные значения у англоязычных испытуемых

3.2.7. Резюме

Глава 4. Соотношение между цветами и их семантическими значениями.

Экспериментальное исследование

4.1. Эксперимент

4. 2. Результаты и обсуждение

4.2.1. Содержательный анализ семантических 79 значений цветов

4.2.2. Сопоставительный анализ ассоциативных полей цветов и цветонаименований

4.2.3. Семантическое пространство цветов

4.3. Эксперимент 3. Результаты и обсуждение

4.4. Резюме

Введение диссертации по психологии, на тему "Формы репрезентации цвета в субъективном опыте"

Актуальность исследования. Актуальность изучения проблемы репрезентации цвета в субъективном опыте определяется прежде всего тем, что она является частью более общей задачи когнитивной психологии - исследования строения психического образа. В настоящее время распространенным является представление о существовании различных форм репрезентации стимула в субъективном опыте (А.Н.Леонтьев, 1975, Б.Г.Ананьев, 1977, Б.Ф.Ломов, 1984). Одна из них - сенсорно-перцептивная - является базовой и непосредственно связана с физическими свойствами объекта восприятия. Другая форма - семиотическая - представлена в сознании знаковой системой описания стимула, системой значений, в которых кристаллизуется социальный опыт человеческой практики. Третья - семантическая - связана в большей мере с конкретным индивидуальным опытом каждого человека и прежде всего с его эмоционально-смысловой сферой.

Теоретические и экспериментальные исследования перцептивной деятельности выявляют существование механизмов, обеспечивающих восприятие объекта через встречную актуализацию структур опыта, эталонов, категорий (А.В. Запорожец, 1967, Дж.Бру-нер, 1977, Е.Ю. Артемьева, 1980, В. П. Зинченко, В.М. Велич-ковский, Г.Г.Вучетич, 1980, У.Найссер, 1981, М. С.Шехтер, 1981), поэтому актуально изучение цветового образа с точки зрения многоуровневости его строения, единства визуальных, вербальных и семантических форм его представленности в субъективном опыте. В работах, посвященных цветовосприятию, рассматриваются преимущественно отдельные формы репрезентации цвета субъекту, однако остается в меньшей степени разработанным вопрос о конкретном их соотношении.

Актуальность исследования определяется не только логикой фундаментальных теоретических исследований, но и прикладными задачами, связанными с цветовосприятием, решение которых требует углубленного изучения взаимосвязи сенсорно-перцептивного уровня восприятия цвета с его номинативными и семантическими значениями.

Целью работы является исследование сенсорно-перцептивной, вербальной и семантической форм репрезентации цвета и их соотношения в субъективном опыте.

Гипотеза. На основе представлений о многомерности субъективного образа можно выдвинуть предположение, что на разных уровнях - сенсорно-перцептивном, вербальном и семантическом -сформированы универсальные представления о цвете (сенсорно-перцептивный эталон, номинативное и семантическое значения цвета), которые репрезентируют цвета с помощью разных языков описания, отражают различные аспекты субъективного опыта, однако тесно взаимосвязаны и взаимовоспроизводимы.

Задачи исследования.

1. Выбор системы наименований цвета, включающий основные и традиционные обозначения цвета в русском языке, выбор базовой цветовой системы.

2. Экспериментальное изучение соотношения между номинативными значениями цвета и цветовым пространством -(определение областей цветового пространства, соответствующих различным наименованиям) .

3. Выявление степени сформированности системы сенсорно-перцептивных эталонов путем анализа денотативной определенности цветонаименований. Выбор конкретных цветовых образцов для каждого цветонаименования.

4. Выявление и сравнительный анализ семантических значений цветов и цветонаименований.

5. Исследование возможности реконструкции цветов по комплексу эмоционально-оценочных свойств (семантическим значениям).

6. Построение семантического пространства основных цветов.

7. Сравнительный анализ сенсорно-перцептивного и семантического пространств цветов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Исследование конкретного соотношения различных форм репрезентации цвета в субъективном опыте - сенсорно-перцептивных эталонов, цветонаименований и семантических значений - показывает, что на каждом из этих уровней формируются универсальные представления о цвете, которые репрезентируют цвет с помощью разных языков описания, отражают различные аспекты субъективного опыта, и которые тесно взаимосвязаны и взаимо-воспроизводимы.

2. Исследование соотношения репрезентации цвета на сенсорно-перцептивном и номинативном уровнях показывает, что цветовое пространство неоднородно представлено на вербальном уровне. Для разных цветов степень сформированности сенсорно-перцептивных эталонов различна. В целом, самыми определенными являются эталоны основных цветов. Наиболее сформированные эталоны цветов (красный, желтый, оранжевый) характеризуются определенностью всех психофизических параметров: тона, хрома-тичности, белизны-черноты.

3. Сопоставление репрезентации цвета на сенсорно-перцептивном и семантическом уровнях показывает, что соответствующие цветовые пространства обладают различной структурной организацией: координатные оси сенсорно-перцептивного пространства отражают психофизические параметры цвета, а координатные оси семантического пространства (активность воздействия цвета; эстетическая оценка цвета; эмоциональное состояние, вызванное цветом) отражают модально-неспецифическое воздействие цвета на человека. Группировка цветов в семантическом пространстве осуществляется прежде всего на основе их близости по цветовому тону. Возможно опознание конкретных цветов по их семантическим характеристикам, что свидетельствует о существенной роли семантических значений в построении целостного цветового образа.

Научная новизна. В работе впервые исследуется конкретное соотношение между цветом, его номинативным (цветонаименования) и семантическим (ассоциативным) значениями. Новым является систематизированное экспериментальное изучение соответствия русскоязычных цветонаименований областям цветового пространства на базе универсальной цветовой системы NCS. Впервые построено семантическое цветовое пространство на основе данных метода свободных ассоциаций. Показана эффективность применения ассоциативного метода для анализа семантических значений цветов. Получены новые данные о структуре семантического цветового пространства и содержании семантических значений цветов и цветонаименований: впервые выделен фактор эстетической оценки цвета как ось семантического пространства. Показана возможность реконструирования цвета по набору его семантических характеристик. Впервые проведен сравнительный анализ координат цветов, соответствующих основным цветонаименованиям, у российских и американских испытуемых, показана их идентичность.

Практическое значение. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для решения прикладных задач, связанных с цветовосприятием: нормирование и эталонирование цвета в промышленности, применение цвета в рекламе и дизайне, в области психодиагностики и экспериментальной эстетики. Данные о соотношении основных русскоязычных цветонаименований и соответствующих им областей цветового пространства могут быть использованы при создании отечественной Стандартной системы наименований и кодов цвета.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

ВЫВОДЫ

1. Выявлена сформированность универсальных представлений о цвете в виде сенсорно-перцептивных эталонов, номинативных и семантических значений, которые репрезентируют цвет с помощью разных языков описания, отражают различные аспекты субъективного опыта, тесно взаимосвязаны и взаимовоспроизводимы.

2. Цветовое пространство неоднородно представлено на вербальном уровне, обладает различной степенью номинативной проработанности. Наибольшей проработанностью характеризуется область цветового пространства, расположенная между желтым и красным цветами, наименьшей - область, примыкающая к зеленому цвету. Для исследованных цветонаименований определены соответствующие им цветовые образцы.

3. Цветонаименования в разной степени денотативно определены: одни перекрывают более узкие участки цветового пространства, другие - более широкие, что свидетельствует о разной степени сформированности сенсорно-перцептивных эталонов цвета. В целом, эталоны основных цветов более сформированы, чем эталоны промежуточных цветов и цветов, соответствующих традиционным наименованиям.

4. Наиболее сформированные эталоны цветов (красный, желтый, оранжевый) характеризуются определенностью по всем психофизическим параметрам: тону, хроматичности, белизне-черноте. В то же время для разных цветов наиболее однозначными могут являться отдельные параметры.

- 120

5. Сравнительный анализ результатов русскоязычных и американских испытуемых свидетельствует об идентичности расположения цветов, соответствующих основным цветонаименованиям, в цветовом пространстве, что подтверждает гипотезу Б.Берлина и П. Кея об универсальности категоризации цветового пространства в языке. Исключение составляют цвета, соответствующие наименованию "пурпурный", которые у русскоязычных и американских испытуемых расположены *в разных участках цветового пространства.

6. На основе данных ассоциативного эксперимента построено семантическое цветовое пространство. Выделены координатные оси, отражающие модально-неспецифическое воздействие цвета на человека: а) активность воздействия на человека, б) эстетическая оценка цвета, в) эмоциональное состояние, вызванное цветом.

7. Сенсорно-перцептивное и семантическое цветовые пространства обладают разной структурной организацией, взаимное расположение и близость цветов в семантическом пространстве определяются прежде всего психофизическим параметром цветового тона.

8. Показана возможность реконструирования основных цветов по экспериментально выделенным семантическим (модально-неспецифическим) комплексам их свойств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа посвящена изучению различных форм репрезентации цвета в субъективном опыте. Цель исследования была сформулирована в контексте более общей проблемы когнитивной психологии -изучения строения психического образа. Мы исходили из современных представлений о многомерности психического образа и необходимости системного его изучения (Б.Ф.Ломов, 1986). Идея многомерности психического образа конкретизируется у разных авторов в отличных друг от друга моделях - можно упомянуть слойно-ступенчатую модель переработки информации (Ю.М.Забродин, О.Ф.Потемкина, В.Ф.Рубахин, 1986), теорию "образа мира", включающую в структуру сознания чувственную ткань, значения и личностные смыслы (А.Н.Леонтьев, 1975) и некоторые другие. Тем не менее, общим модусом рассматриваемых концепций является представление о существовании таких основных форм репрезентации объекта как сенсорно-перцептивная, знаковая и семантическая.

В плане психологического исследования перцептивной (в широком смысле) деятельности особо важное значение имеет изучение тех внутренних субъективных структур, которые существуют в психике и являются как бы психологическими орудиями, "встречными" объекту, обеспечивающими адекватность восприятия, его инвариантность и соответствие выработанному общественной и индивидуальной практикой опыту. В настоящей работе в качестве предмета исследования выступили сенсорно-перцептивные эталоны цветов, номинативные значения и субъективная семантика цвета.

- 112

Изучение их взаимосвязей и взаимоотношений в целом подтвердило исходную гипотезу исследования и показало, что выделенные универсальные представления о цвете, которые репрезентируют цвет с помощью разных языков (алфавитов) описания, и, соответственно, отражают различные аспекты субъективного опыта, - тесно взаимосвязаны, легко осуществляется переход от одного языка описания к другому, т.е. они взаимовоспроизводимы. Конкретно в диссертационном исследовании изучались в первую очередь соотношения сенсорно-перцептивного пространства цветов с системой номинативных значений, выработанных в русском языке, с одной стороны, и с семантическим цветовым пространством, с другой.

Исследование репрезентации цвета на сенсорно-перцептивном и номинативном уровнях проводилось с использованием около 260 наименований цвета самых разных категорий: список включал и основные, и промежуточные названия цветов, и их составные варианты с модификаторами, кроме того, учитывались традиционные для русского языка обозначения цветов и составные ахроматические цвета с оттенками. Сопоставление разнообразных номинативных значений с большим количеством цветовых образцов (1669) системы NCS позволило выявить номинативную заполненность сенсорно-перцептивного цветового пространства, конкретную меру сформированности у испытуемых сенсорно-перцептивных эталонов цветов, а также показать иерархию разных категорий цветов в плане их денотативной определенности.

Оказалось, что цветовое пространство неоднородно представлено на вербальном уровне, разные участки этого пространства обладают различной степенью номинативной проработанности. Максимальной проработанностью характеризуется сектор

- 113 пространства NCS, расположенный между желтым и красным цветами (это касается как основных, так и промежуточных цветов и цветов с традиционными названиями), а минимальной - область, примыкающая к зеленому цвету.

Выяснилось, что цветонаименования обладают различной степенью денотативной определенности, что, в целом, свидетельствует о разной мере сформированности сенсорно-перцептивных эталонов соответствующих цветов. Так, обнаружилось, что наиболее сформированы эталоны основных цветов по сравнению с промежуточными цветами и цветами, соответствующими традиционным названиям. Это объясняет, в частности, отмечаемые многими авторами такие факты, как более эффективное запоминание основных цветов по сравнению с другими, более легкая их кодируемость, и свидетельствует о существовании основных перцептивных цветовых категорий. Среди основных цветов наиболее определенными (с однозначностью субъективных представлений по всем трем психофизическим параметрам) оказались цвета, расположенные в самом номинативно проработанном участке цветового пространства: красный, желтый, оранжевый. Кроме того, обнаружено, что модификаторы цветов в субъективном опыте образуют достаточно типичную структуру, примерно одинаково располагаясь в цветовом пространстве относительно самого цвета - эту типичную структуру также можно рассматривать как один из видов сенсорно-перцептивных эталонов.

Одной из задач исследования выступала прямая экспериментальная проверка гипотеза Б.Берлина и П.Кея (1969) об универсальности категоризации цветового пространства в процессе восприятия и отображении этой категоризации на лексику цветоо-бозначений. Сопоставление результатов русскоязычных и англоя

- 114 зычных (США) испытуемых выявило фактическую идентичность расположения цветов, соответствующих основным наименованиям, в цветовом пространстве. Исключение составил пурпурный цвет, который у русскоязычных испытуемых близок к красному, а у американских - к фиолетовому цвету. С учетом того факта, что название "пурпурный" в русском языке уступает по частотности употребления "фиолетовому", а у американцев - наоборот, и что для области цветового пространства, выделяемой Б.Берлином и П.Кеем как "пурпурный", существуют хорошо сформированные сенсорно-перцептивные эталоны в обеих группах испытуемых, можно заключить, что наши результаты не противоречат рассматриваемой гипотезе и лишний раз свидетельствуют о межкультурной универсальности названий основных цветов.

Особенностью исследования репрезентации цвета на сенсорно-перцептивном и семантическом уровнях явилось применение методического подхода, который, несмотря на давнее происхождение, крайне редко употребляется в современных работах - имеется в виду метод свободных ассоциаций. Основным мотивом попытки автора "реабилитировать" этот методический прием было убеждение, что метод семантического дифференциала, несмотря на его эффективность, создает дополнительную трансформацию данных эксперимента из-за "навязывания" испытуемым шкал (дескрипторов) описания со стороны исследователя. Итоги нашего исследования показали, что хотя и наблюдались значительные индивидуальные различия ассоциаций на цвета, они оказались в достаточной мере универсальными, что позволило построить по их сходству интерпретируемое семантическое пространство и сопоставить его с аналогичным сенсорно-перцептивным пространством.

Применение ассоциативного метода дало возможность раскрыть содержание семантических значений цветов, а сопоставление ассоциативных полей цветов и цветонаименований - их внутреннюю структуру. Показано, что ассоциации на цвета организуются прежде всего на основе эмоционального реагирования на стимулы и в значительной мере зависят от чувственной основы восприятия, от сенсорно-перцептивных свойств цветов. Доказательством того, что выявленные эмоционально-оценочные ассоциации на цвета действительно составляют ядро семантических значений цветов, явилась возможность достаточно однозначной реконструкции цветовых образцов по этим ассоциациям, продемонстрированная экспериментально.

Основной задачей исследования семантической репрезентации цвета в субъективном опыте было изучение ее внутренней структуры и построение семантического цветового пространства. Было выявлено, что структурная организация семантического пространства принципиально отличается от организации сенсорно-перцептивного пространства: если координатные оси сенсорно-перцептивного пространства отражают основные психофизические параметры цвета, то факторы, образующие оси семантического пространства, отражают модально-неспецифическое, эмоционально-смысловое воздействие цвета на человека. Анализ семантического пространства показал, что главные его оси отражают следующие аспекты эмоционально-смыслового восприятия цвета: активность воздействия цвета, эстетическая оценка цвета и эмоциональное состояние, вызываемое цветом. Если к первой и третьей оси можно найти аналогии в предыдущих исследованиях семантики цвета, проводимых с помощью метода семантического дифференциала (в частности, в работе J1. Сивика, 1994), то фак

- 116 тор эстетической оценки выделен впервые. Построение семантического пространства позволило выяснить, в каких конкретных формах происходит семантическая оценка цвета, на основе каких именно эмоционально-смысловых параметров организуются цветовые ассоциации. Вместе с тем, обнаружено, что семантическое пространство не теряет своей связи с чувственной основой восприятия и частично "изоморфно" сенсорно-перцептивному цветовому пространству в том смысле, что группировка цветов в пространстве семантическом, как это показали результаты кластер-анализа, происходит преимущественно на основе их близости по цветовому тону. В семантическом цветовом пространстве можно легко увидеть объединения цветов, близких в сенсорно-перцептивном пространстве (выделяются "красно-желтая", "сине-зеленая" группы), или объединенных одним принципом ("ахроматическая" группа) .

Таким образом, в исследовании выявлена конкретная взаимосвязь между сенсорно-перцептивной и соответственно номинативной и семантической формами репрезентации цвета в субъективном опыте. Эти формы, отражая одну и ту же объективную реальность, выполняют разные функции: сенсорно-перцептивный образ является адекватным отражением реальных внешних воздействий; вербальные (номинативные) значения выступают в качестве средства коммуникации, поскольку именно через речь, язык как основную форму социальной фиксации передаются накопленные знания и общественный опыт; семантическая форма отражения выполняет функцию упорядочивания объектов и событий окружающей действительности на основе эмоционально-смыслового отношения, способствует реконструкции целостного интермодального образа.

Перцептивная классификация цветового пространства является базовой, первичной и отногенетически. Цветовое различение оказывается сформированным очень рано, границы цветовых категорий у младенцев примерно совпадают с их положением у взрослых (М.N.Bornstein, 1977, D.Maurer, Ch.Maurer, 1988). Называние же цвета, установление связи между цветом и наименованием формируется значительно позже. Изучение становления различных языков описания цветов, процесса их соотнесения в онтогенезе, остается одной из актуальных задач дальнейших исследований.

Другой важный аспект рассматриваемой проблемы - участие различных форм репрезентации цвета в процессе восприятия. Исследования, проведенные по руководством Н.Н.Корж (Н.Н.Корж, 1980, 1981, 1984, 1989, Н.Н.Корж, В. А. Садов, 1980, Н.Н.Корж, Е.А.Лупенко, 0.В.Сафуанова, 1990, 1993 и др.) свидетельствуют о том, что при решении перцептивных задач, связанных с запоминанием и воспроизведением простых физических сигналов, могут быть задействованы разноуровневые представления о стимуле. К.В.Бардин и его сотрудники (К.В.Бардин, Ю.А.Индлин, 1993) показали, что в процесс сенсорного различения могут включаться модально-неспецифические признаки, которые основываются на вовлечении в различительный процесс более высоких психических уровней - воображения, ассоциаций и т.п. Н.Н.Корж (1986) приводит данные о связи между точностью воспроизведения заданного стандарта и способностью испытуемого вербально описать сигнал, вводя его в систему прошлого опыта. Простые физические стимулы выступают для индивида как более сложное образование, связанное не только с контекстом текущей информации, но и с ассоциациями из прошлого опыта.

Как показано в нашем исследовании, структурная организация сенсорно-перцептивного и семантического пространств различны, и в зависимости от контекста решаемой задачи, а также индивидуальных особенностей испытуемых, разные пространства одного и того же стимула могут быть проявлены с разной степенью отчетливости. В случае, когда на первый план выходит эмоциональная оценка, оценка значимости информации, актуализируется в большей степени не сенсорно-перцептивное пространство, а значение цвета для субъекта, его семантика, т.е. пространство суждений о цвете, связанное с индивидуальным прошлым опытом. Важно отдифференцировать различные уровни описания и выявить условия, которые позволяют переходить с одного уровня на другой. Можно предположить, что экспериментальные задачи с разным адресом могут актуализировать разные языки описания стимула, поскольку цветовой опыт многомерен. Эта проблема может быть обозначена как перспектива исследований.

Таким образом, результаты проведенной работы позволяют наметить ряд актуальных теоретических и практических проблем, требующих дальнейшего изучения и разработки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Сафуанова, О. В., Москва

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982. - 181 с.

2. Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974. - 240 с.

3. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // 0 проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. С.49-148.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

5. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. 126 с.

6. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 126 с.

7. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования в клинике. Л., 1978.

8. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений / метод. рекомен. Л., 1985. - 18 с.

9. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека // Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика, 1972. С.244-264.

10. Бардин К.В., Индлин Ю.А. Начала субъективной психофизики. 4.1. М., 1993. - 254 с.

11. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.- 122

12. Бондарцев А. С. Шкала цветов / пособие для биологов при научно-прикладных исследованиях. М.-Л., 1954.

13. Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова.- М., 1971. С.19-27.

14. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

15. Василевич А.П. Обозначение цвета в современном русском языке / Рук. деп. в ИНИОН АН СССР, N 7699. М., 1981.

16. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М.: Наука, 1987. - 140 с.

17. ГамезоМ.В., Рубахин В.Ф. Психология, семиотика, методология // Психол.журн., 1983, Т. 3, N 6. С.23-34.

18. Генезис сенсорных способностей / ред. Л.А.Венгер. -М.: Педагогика, 1976. 256 с.

19. Гете Й.В. К учению о цвете (хроматика) // Избранные соч. по естествознанию. Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С.327-329.

20. Грановская Л.С. Прилагательные, обозначающие цвет в русском языке XY11-XX вв / Автореф. . дис. канд. филол. наук. М., 1964. - 24 с.

21. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. - 592 с.

22. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.

23. Забродин Ю.М., Потемкина 0.Ф., Рубахин В.Ф. Слой-но-ступенчатая модель переработки информации человеком // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. С.27-34.

24. Завалишина Д.Н., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. О системном строении когнитивных процессов // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. С. 49-57.

25. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСРД963. с. 30-57.

26. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 322 с.

27. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 271 с.

28. Иванов Л.М., Урванцев Л. П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций // Психологические проблемы рационализации деятельности. -Ярославль, 1978. С.55-64.

29. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. С.268-289.

30. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов A.M. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. -206 с.

31. Кандинский В. О духовном в искусстве. Л. ,1990.-66 с.

32. Клар Г. Тест Люшера. М., 1975. - 199 с.

33. Корж Н.Н. Едина ли память // Психол.журн., 1984, Т.5, N 1. С.103-117.

34. Корж Н.Н. Особенности кодирования акустических сигналов // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. С.101-105.

35. Корж Н.Н. Пути и перспективы исследования проблемы памяти // Тенденции развития психологической науки. М.,1989. 285 с.

36. Корж Н.Н., Леонов Ю.П. Влияние памяти на метрику сенсорного пространства // Исследование памяти. М.: Наука,1990. С.80-89.

37. Корж Н.Н., Лупенко Е.А., Сафуанова 0.В. Сенсорно-мне- 124 мические задачи и индивидуально-психологические особенности // Психол.журн., 1990, Т. И, N5, С. 24-31.

38. Корж Н.Н., Лупенко Е.А., Сафуанова О.В. Трудно ли запомнить цвет? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С.137-143.

39. Корж Н.Н., Ребеко Т.А. Красный цвет: существует ли он // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С.121-136.

40. Корж Н.Н. Садов В.А. Динамические особенности удержания в памяти эталонов длительности // Психол.журн., 1980, Т.1, N 4. С.95-100.

41. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. - 261 с.

42. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 175 с.

43. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 117 с.

44. Леонтьев А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С.5-16.

45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

46. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.

47. Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. С.7-21.

48. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. - 172 с.

49. Миронова Л.Н. Семантика цвета // Цвет. Материалы. Дизайн. М. 1989а. С.11-15.

50. Миронова Л.Н. Проблемы цвета в искусстве // Современная наука о цвете и проблемы цветового предпочтения. М., 19896. С.11-13.

51. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С.172-188.

52. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. - 230 с.

53. Налимов В.В. В поисках новых смыслов. М.: Прогресс, 1993. - 280 с.

54. Неменский Б.Н. Прорыв к культуре // Семья и школа, 1989, N 2. С.41-45.

55. Николаенко Н.Н. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия и обозначения цвета // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.,1985. С.47-57.

56. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложения методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 178-197.

57. Пенова И.В. Проблема словесного и кодового обозначения цветов // Цвет в дизайне и колористическое образование. -М., 1990. С.56-61.

58. Пенова И.В. Система наименований и кодов цветов. М., 1991. 22 с.

59. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 177 с.

60. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1988. 208 с.

61. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 1988, N 3. С. 70-82.

62. Проблема цвета в психологии.- М.:Наука, 1993.- 207 с.

63. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978. 256 с.

64. Рубахин В.Ф. Психологические проблемы переработки первичной информации. М.: Наука, 1974.

65. Русина Н.А. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 1982, N 3. С.26-37.

66. Сивик Л. Цветовое значение и измерение восприятия цвета: исследование цветовых образцов // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С.95-120.

67. Симмат В.Е. Семантический дифференциал как инструмент искусствоведческого анализа // Семиотика и искусствометрия. -М. : Мир, 1972. С.298-325.

68. Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 191 с.

69. Соколов Е.Н., Вартанов А. В. К исследованию семантического цветового пространства // Психол.журн.,1987, Т.7, N 2. С. 58-65.

70. Соколов Е.Н., Вучетич Г.Г., Измайлов Ч.А. Взаимосвязи эмоций и цвета // Эмоции и поведение: системный подход. М., 1984. С.275-277.

71. Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А. Цветовое зрение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 175 с.

72. Соловьева Е.А., Тутушкина Н.К. Психосемиотический.- 127 подход к проблеме формирования отношений к системе знак-образ // Психический образ, строение, механизмы, функционирование и развитие. 4.2. М., 1994. С. 85-87.

73. Срезневский И.Н. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т.З. СПб., 1903.

74. Терехина А.Ю. Анализ данных многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986. - 168 с.

75. Тернер В. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С.50-81.

76. Тоннквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С.5-54.

77. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. -Ярославль, 1981. 66 с.

78. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. М.: Стройиздат, 1973. - 117 с.

79. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. - 175 с.

80. Шехтер М. С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1981. - 264 с.

81. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 158 с.

82. Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных с неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. С.110-114.

83. Beck H.S. The relationship of colors to various concepts // J. of Educ. Researsch, 1960, v.53, No 5,P.194-196.

84. Berlin В., Kay P. Basic color terms. Their- 128 universality and evolution. Berkeley, 1969. P.2-13.

85. Bornstein M.N. Color vision and color naming. A psychophysiological hypothesis of culture difference // Psychol. Bull., 1973, v. 80.

86. Bornstein M.N. Chromatic vision infancy // Advances in child development and behaviour, v.12, 1977.

87. Boynton R.M., McLawry R.E., Uchihawa k. Centroids of color categories compared by two methods // Color Research and Application, 1989, v.14, No 1. P.6-15.

88. Brown R., Lenneberg E. A study of language and cognition //J. Abnorm. Soc. Psychol., 1954, v.49. P.434-462.

89. Chapanis A. Color names for color spase // Amer. Sci., 1965, v. 53, No 3. P. 327-346.

90. Deese J. The structure of assotiations in language and thought. Baltimore, 1965.

91. Graham C.H. Color theory // Psychology: A study of a science, 1959, v.l.

92. Heider E.R. "'Focal" color areas and the development of color names // Developmental Psychology, 1971, v.4, No 3. P.447-455.

93. Heider E.R. Universals in color naming and memory // J. of Exp. Psych., 1972, v.93, No 1. P. 10-20.

94. Heider E.R. Natural categories // Cognitive Psychology, 1973, V.4. P. 328-350.

95. Heider E.R., Olivier D.C. The structure of color space in naming and memory for two languages // Cognitive Psychology, 1972, v.3. P. 337-355.

96. Hsu J.-P., Wei T.-Y. Classification of color through fuzzy statistical experiment //Color research and application,1989, V. 14, Mo 2. P. 64-68.

97. Istomina Z.M. Perception and naming of color In early childhood// Soviet Psychology and Psychiatry, 1963, v.1. P. 37-46.

98. JISZ 8102-1961(1964). Color name (Япония).

99. Kay P., McDaniel Ch.K. The linguistic significance of the meanings of basic color term //Language, 1978, v.54, No 3.

100. Kelly K. L., Judd D.B. The ISCC-NBS method of designating colors and dictionary of color names. NBS circular 553. Washington, 1955.

101. Kelly K.L., Judd D.B. Color: universal language and dictionary of names. Washington, 1976.

102. Kornerup A. The color system in methuen handbook of color // JOCCA, 1964, v.17. P.955-970.

103. Korzsh N. N., Safuanova O.V. The dynamics of perceptual image and individual-personal charactheristics of the reflection of a color environment // J. of Russian and East Europian Psychology, 1993, v.31, No 4. P.22-37.

104. Lantz D., Stefflre V. Language and cognition revisited // J. of Abnorm. and Soc. Psychol., 1964, v.69. P.472-481.

105. Lawer C.O., Lawer E.E. Color-mood associations in young children // J. Genet. Psychol., 1965, v.107. P.29-32.

106. Lenneberg E.H. .Robets J. The language of experience, a study in methodology // Int. J. of American Linguistics, 1956, v. 22.

107. Lenneberg E.H. Color naming, color recognition, color discrimination: A re-appraisal // Perceptual and Motor Skills, 1961, V.12. P.375-382.- 130

108. Lucher M. Psychologic and psychotherapic and kultur test verlag. Basel, 1955. - 307 p.

109. Maerz A., Paul M.R. A dictonary of color. NY,1950.

110. Maurer D., Maurer Ch. The world of the Newborn // Basic Books Inc. Publichers. NY, 1988. P.122-126.

111. Mervis C.B., Catlin J., Rosch E. Development of the structure of color categories // Developmental Psychology, 1975, v. 11. P. 54-60.

112. Munsell A.H. The atlas of Munsell color system. -Baltimore, 1929.

113. Murray D.C., Deabler H.L. Color and mood-tones // J. Appl. Psychol., 1952, v.41. P.279-283.

114. Norman R.D., Scott W.A. Color and affect: A review and semantic evaluation //J. Gen. Psychol., 1952, v.36. P.185-223.

115. NFX 08-010. Colours. Classification methodique generale des colours. Classification simplifec des colours CCR, 1977 (Франция).

116. Ostwald W. The color primer. NY, 1969.

117. Paivio A. The relationship between verbal and perceptual codes // Handbook of perception, v. 8. NY, 1978.

118. Post D.L. Colhown C.S. Color name boundaries for equally light stimuli on a C.R.T.: Phase 2 // SJD Inst. Sump., anaheim, Calif., May 24-26, 1988.

119. Ridgway R. Color standard and color nomenclature. -Washington, 1912.

120. Rivers W.H. Primitive color vision // Popular Sci. Monthly, 1901, V. 59. P. 44.

121. Rosch E. Cognitive representation of semantic- 131 categories // J. Exp. Psychol., 1975a, v.104. P.192-233.

122. Rosch E. The nature of mental codes for color categories // J. Exp. Psychol.: Human Perception and Performance, 1975b, v.1, No 4. P.303-322.

123. Ross R.T. Studies In psychology of the Theatre // Psychol. Record., 1938, No 2. P.127-190.

124. Safuanova 0.V., SafuanovF.S. ConnotatIve meanings of colors and color names // Emotions & Art. Perm, 1992. P.194-203.

125. Sapir E. Language and environment // Selected writings of Edward Sapir in language, culture and personality. Berceley, 1968. - 617 p.

126. Schaie K.W. Scaling the assotiation between colors and mood-tones // Amer. J.of Psychol., 1961, No 74. P.166-273.

127. Sheppard J.J. Human color perception.- NY,1968.-192p.

128. Sivik L. Color meaning and perceptual color dimensions: A study of color samples // Goteborg Psychol. Reports, 1974, V. 4, No 1. P. 1.1-1.17.

129. Sivik L., Hard A. Is color naming the most natural Color system? // Color order systems / Forsius Symposium, Kungalv, 1983a. P.32.1-32.5.

130. Sivik L., Hard A. On the apprearance of color order spaces // Color order systems / Forsius Symposium, Kungalv, 1983b. P. 23.1-23.6.

131. Sivik L., Hard A. Color naming: A mapping of the NCS of the most common color terms // Goteborg Psychol. Reports, 1950. 30 p.

132. Tonnquist G. Philisophy of perceptive color order systems // Color Res. Appl., 1986, v.11, No 1. P.51-55.- 132

133. Virchow R. Uber die Nubier // Zeitschr. fur Ethol., 1878, v.10. S.333.

134. Wang Y.S.Y. Codability and recognition memory for colors. Boston, 1972.

135. Wexner L.B. The degree to which colors (hues) are assotiated with mood-tones // J. Appl. Psychol., 1954, v.38. P.423-435.

136. Whorf B. Languages and logic // Language, Thought and Reality: selected writings of B.L.Whorf.- NY,1956.- 278 p.

137. Woodworth R.S. Color sense in different races of mankind // Proc. Soc. Exp. Bid. Med., 1905-1906, v.3. P.24.

138. Wright B., Rainwater L. The meaning of color // J. Gen. Psychol., 1962, v.67. P.89-99.

139. YoshikawaT., YagishitaT., Matsuda Y. Color-mood associations in young children // Psychologia, 1970, v.13. P.57-58.