Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Образное ассоциирование как психологический механизм развития креативности личности музыканта

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Анчукова, Нелли Ивановна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Хабаровск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Образное ассоциирование как психологический механизм развития креативности личности музыканта», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Анчукова, Нелли Ивановна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Теоретический анализ исследований креативности и образного ассоциирования.

1.1. Проблема креативности в современной психологии.

1.2. Психологическая природа образного ассоциирования.

1.3 Специфика креативности личности музыканта. Взаимосвязь креативности личности и образного ассоциирования в музыкальной деятельности.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния образного ассоциирования на креативность личности музыканта.

2.1. Процедура и методы экспериментального исследования.

2.2. Влияние образного ассоциирования на когнитивный аспект креативности личности музыканта.

2.3. Влияние образного ассоциирования на мотивационно-личностный аспект креативности и на уровень музыкального исполнительства. Итоги экспериментального исследования.

Введение диссертации по психологии, на тему "Образное ассоциирование как психологический механизм развития креативности личности музыканта"

Актуальность.

Значение проблемы креативности обусловлено ведущей ролью этого психологического свойства в развитии творческой личности. Именно креативность, являясь универсальной творческой способностью, определяет творческие достижения человека, способствует выявлению индивидуальности и развертыванию творческой самореализации личности.

Долгое время в психологических исследованиях доминировал редукционистский подход: либо сведение креативности к особой форме мышления, особой интеллектуальной способности, интеллектуальной одаренности (Д. Векслер, Г. Айзенк, Д. Гилфорд, Р. Мэй, А. Ротенберг Э. Торранс Р. Уайсберг), либо изучение креативности как иррационального процесса, как проявления компенсации комплекса неполноценности, как врожденной потребности к творческому освоению мира (А.Адлер, С.Ариэтти, Ф.Баррон, Р.Вудвортс, Л.Куби, Э.Крис, Р.Уайт). Редукция креативности к интеллектуальным или иррациональным процессам не позволяет объяснить, почему высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, почему высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений в жизни и т.д.

В настоящее время многие исследователи, выделяя креативность как самостоятельную способность, рассматривают ее как комплексное свойство личности, включающее личностные, эмоциональные и мотивационные компоненты, (В.Н. Дружинин, E.JI. Яковлева, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, A.M. Матюшкин). В связи с этим, изучаются разнообразные факторы, раскрывающие и развивающие творческий потенциал, анализируются психологические условия для максимальной творческой самореализации личности.

Сфера изучения креативности включает достаточно широкий круг теоретических и прикладных исследований. Несмотря на это, проблематика креативности все еще представляет собой обширное поле для научных психологических изысканий. Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященных проблеме креативности, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена, о недостаточной изученности механизмов развития креативности, ее психологической основы и связей с различными психическими процессами.

К числу наименее разработанных проблем следует отнести выявление специфики креативности и особенностей ее проявления в разнообразных видах творческой деятельности, в частности музыкальной. До сих пор вне поля зрения исследователей психологии творчества остаются особенности креативности личности музыканта, изучение которых позволит более полно раскрыть закономерности происхождения и развития музыкального творчества, психологическую природу креативного процесса музыканта-исполнителя, специфику творческого продукта музыкальной деятельности.

Все вышеизложенное предопределило область научного интереса автора настоящей работы, посвященной выявлению специфических особенностей креативности личности музыканта-исполнителя, изучению психологических механизмов развития креативности в музыкальной деятельности.

Объект исследования - креативность как комплексное свойство творческой личности.

Предмет исследования - процесс образного ассоциирования как механизм развития креативности музыканта-исполнителя.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование роли образного ассоциирования как основного механизма развития креативности музыканта.

Теоретическая гипотеза исследования:

Образное ассоциирование является основным компонентом креативного процесса в музыкальной деятельности и опосредует создание музыкального образа, творческий характер которого отражает уровень креативности музыканта.

Эмпирическая гипотеза исследования:

- Активизация образного ассоциирования в музыкальной деятельности способствует повышению уровня развития когнитивного аспекта креативности музыканта.

- Активизация процесса образного ассоциирования оказывает влияние на основной компонент мотивационно-личностного аспекта креативности музыканта - степень самореализации личности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования сформулированы следующие задачи:

- проанализировать основные подходы к изучению креативности, выявить особенности проявления креативности в музыкальной деятельности и построить теоретическую модель креативности музыканта с учетом выявленной специфики;

- изучить психологическую природу образного ассоциирования, выявить функции образного ассоциирования в музыкально-исполнительской деятельности; определить роль образного ассоциирования в процессе развития креативности личности музыканта;

- с помощью специально разработанных творческих заданий, активизирующих образное ассоциирование, провести экспериментальное исследование влияния активизации процесса образного ассоциирования на уровень развития креативности личности и уровень музыкального исполнительства.

Методологическая основа исследования: положения о комплексном подходе к изучению креативности как интегрального свойства личности (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Е.А. Яковлева, В.Н.Козленко, Л.Дорфман, Л.Б.Ермолаева-Томина, А.М.Матюшкин, К.А. Торшина); положения о специфической роли образного ассоциирования в музыкальной деятельности (В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, Н.Н. Токина, Г. Орлов, О. Мессиан, И.Д. Рудь, И.И.Цуккерман, Ю.А. Цагарелли, Е.В. Назайкинский и др.); положения о ведущей роли креативности личности в музыкально-творческом процессе (Г.Г. Нейгауз, Я.А. Зак, К.Н. Игумнов, Е.М. Тимакин и другие); исследования творческой личности и ее развития в художественной деятельности (П.А. Просецкий, В.А. Селиченко, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, В.И. Петрушин, М. Готсдинер, Ю. Вахранев, В. Медушевский, Г.Л. Ержемский).

Методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение психологических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме креативности и образному ассоциированию в музыкальной деятельности;

- тестирование (психодиагностические методики: тест «Музыкальное воображение» Ю.А. Цагарелли, тест «Линии» Э. Торранса, тест речемыслительной креативности - адаптированный вариант теста С.

Медника PAT, тест степени самореализации А. Джоунса и Р. Крэндалла); метод экспертных оценок; интервью «Образная сфера» А. Гостева;

- статистический анализ (корреляционный анализ);

- качественная и содержательная интерпретация результатов.

Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ обработки табличных данных Microsoft Excell. хр и пакета статистического анализа SPSS for Windows 10.0.7.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика креативности личности музыканта заключена в когнитивных компонентах - сенсорном, эмоционально-образном, интеллектуальном, интуитивном.

2. Взаимосвязь образного ассоциирования и креативности определяет его влияние на когнитивный аспект креативности музыканта.

3. Влияние образного ассоциирования на креативность личности музыканта осуществляется посредством следующих функций: семантической, мотивационной, эмоциональной, функцией связи с подсознанием, функциями психологической настройки и прогнозирования.

4. Взаимосвязь образного ассоциирования и креативности личности музыканта определяет его влияние на мотивационно-личностный аспект креативности, который отражается в степени самореализации музыканта в музыкально-исполнительской деятельности.

5. Результатом взаимосвязи образного ассоциирования и креативности личности является повышение уровня исполнительского мастерства музыканта.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- Впервые взаимосвязь креативности и образного ассоциирования в музыкальной деятельности становится предметом самостоятельного психологического исследования, построена теоретическая модель креативности музыканта, описана ее специфика и уровни креативности, проявляющиеся в музыкальном исполнительстве.

- Выявлена психологическая основа образного ассоциирования, исследована и теоретически обоснована роль данного процесса в музыкальной деятельности в качестве механизма развития креативности.

- В процессе исследования получены данные, раскрывающие влияние активизации процесса образного ассоциирования на уровень креативности музыканта и уровень его музыкального исполнительства.

- Выявлены психологические механизмы и этапы развития креативности в музыкальной деятельности.

- Проведен качественный анализ образного ассоциирования в музыкальной деятельности и выявлены типы ассоциативного восприятия музыки.

Практическая значимость работы:

- результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования и психокоррекции для развития творческого потенциала личности как взрослых так и детей;

- программа по активизации образного ассоциирования рекомендуется для внедрения в музыкально-педагогический процесс в творческих ВУЗах и в средних специальных музыкальных образовательных учреждениях. Часть творческих заданий может использоваться и в общеобразовательных школах на уроках музыки для развития креативных качеств личности, музыкального восприятия и интереса к музыкальному искусству;

- творческие задания программы «Образное ассоциирование» могут быть основой психологических тренингов креативности для людей различных возрастов и профессий. Заложенные в программе принципы способствуют развитию образной и перцептивной сфер личности и расширяют возможности творческой самореализации.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью работы; использованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом экспериментального материала.

Апробация работы осуществлена в научных статьях и докладах (научно-практическая конференция аспирантов ХГИИК, Всероссийская научно-практическая конференция « Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства», сборники научных статей «Музыкальное образование на Дальнем Востоке России» вып. 2, 3, 4, научно-практическая конференция «Психология и практика на Дальнем Востоке»). Программа «Образное ассоциирование» была опубликована и внедрена в музыкальную деятельность на музыкально-педагогическом факультете Хабаровского государственного института искусств и культуры.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Выводы корреляционного исследования:

- доказан комплексный характер креативности как свойства личности, включающего два основных аспекта - когнитивный и мотивационно-личностный;

- экспериментально доказано, что характеристики музыкального воображения и образной сферы являются составляющими креативности личности музыканта и представляют специфику когнитивного аспекта данного свойства.

Подведем итоги экспериментального исследования:

1. В результате проведенной диагностики и корреляционного анализа ее результатов подтверждено, что креативность личности представляет собой комплексное психологическое свойство, включающее два основных аспекта - лич-ностно-мотивационный и когнитивный.

2. На основе анализа результатов диагностического исследования по методикам «Образная сфера» (А. Гостев) и «Музыкальная диагностика» (Ю.А. Цагарелли) выявлено, что специфика креативности личности музыканта заключена в компонентах когнитивного аспекта - сенсорном, эмоционально-образном, интеллектуальном, интуитивном.

3. На основании статистического, сравнительного и качественного анализа результатов экспериментального исследования выявлено, что влияние образного ассоциирования на когнитивный аспект креативности проявилось в изменениях характеристик сенсорного, интеллектуального, эмоционально-образного и интуитивного компонентов.

4. Активизация образного ассоциирования оказала влияние на могивацион-но-личностный аспект креативности, что проявилось в повышении степени самореализации личности испытуемых: в развитии эмоциональности, личностной самодостаточности, доверия и расположенности к людям, самокритичности, целеустремленности и направленности на успех в творческой деятельности.

5. Активизация образного ассоциирования способствовала повышению качества креативного продукта - музыкального образа, реализуемого в процессе музыкального исполнительства: повышение уровня музыкального исполнительства проявилось в качественных характеристиках исполнения - оригинальности, продуктивности, осмысленности, эмоциональности.

6. Экспериментально доказано, что образное ассоциирование отражает специфику креативного процесса в музыкальной деятельности, являясь его основным компонентом. Полученные результаты развивающего воздействия программы позволяют сделать вывод о том, что этапы построения заданий по своей сути отражают этапы развития креативности (рис. 4).

Соответствие этапов решения задач и этапов развития креативности в программе

Образное ассоциирование»

Этапы решения творческих заданий Этапы развития креативности личности

1. Рефлексивный I. Эмоционально-рефлексивный w

2. Аналитический 3. Поиск формы воплощения 4. Обобщение и конструирование образа 5. Прогнозирование 2. Поисковая интеллектуальная активность W

6. Музыкальное исполнительство 3. Продуктивный W

Рис.4

Дополнительным результатом исследования стало выявление типов ассоциативного восприятия музыки, характерных для выборки, состоящих из студентов музыкально-педагогического факультета в возрасте 19-21 лет (конкретно-аналитический, художественный, эмоционально-образный, смешанный).

Важным итогом экспериментальной программы стало повышение уровней интереса, удовлетворенности и самостоятельности испытуемых в музыкальной деятельности.

Таким образом, получено экспериментальное подтверждение основной гипотезы нашего исследования - образное ассоциирование является механизмом развития креативности личности музыканта.

В проведенном диссертационном исследовании были решены ряд теоретических и практических задач. Теоретический анализ подходов к изучению креативности в зарубежной и отечественной психологии позволил нам определить стратегию исследования, исходя из которой, мы рассматриваем креативность как сложное и многогранное психологическое явление. Результатом данного подхода стало построение следующей теоретической модели креативности.

Креативность представляет собой комплексное психологическое свойство, включающее два основных аспекта - личностно-мотивационный и продуктивный. Составляющими этих факторов являются характеристики личности, проявляющиеся в процессе творческой самореализации личности. Аспекты креативности личности включают следующие компоненты:

- качественные характеристики познавательных процессов, участвующих в создании креативного продукта (оригинальность, уникальность, осмысленность, уровень развития воображения, ассоциативность);

- особенности перцептивной сферы (сензитивность, эмоциональность, восприимчивость к недостаткам, к необычности объектов);

- личностные и мотивационные характеристики (свойства личности, уровень самореализации и другие).

Важным итогом теоретического исследования, проведенного в первой главе, стало разделение понятий "креативность" и "креативный процесс". Креативный процесс мы рассматриваем как творческую деятельность, в процессе которой происходит самореализация личности, данный процесс является объективным фактором формирования, проявления и развития креативности.

Субъективным фактором развития креативности, составляющим его мотивационно-потребностную основу выступает мотивация самореализации.

В результате анализа особенностей креативности в музыкальной деятельности выявлены специфические компоненты, составляющие когнитивный аспект данного психологического свойства: сенсорный, эмоционально-образный, интеллектуальный и интуитивный. Итогом обобщения музыкально-психологических исследований и опыта музыкальной практики стало выявление и описание уровней креативности, проявляющихся в музыкальном исполнительстве.

Историко-аналитический обзор психологических и музыкально-психологических исследований, посвященных ассоциациям, позволил выявить психологический механизм, сущность и функции образного ассоциирования в музыкальной деятельности. Результатом проделанной теоретической работы стали следующие выводы.

- Мы определяем образное ассоциирование как процесс образования, возникновения и осознания образных ассоциаций, психологической основой которого является взаимодействие сенсорных процессов, эмоционального мышления и музыкального воображения.

- Роль, которую выполняет образное ассоциирование в музыкальной деятельности, определяется семантической, мотивационной, антиципирующей, эмоциональной функциями, а также выражается в функциях связи с подсознательными процессами и психологической настройки к музыкальному исполнительству. При осуществлении данных функций происходит взаимодействие образного ассоциирования со специфическими компонентами креативности музыканта и воздействие на его внутреннюю мотивацию.

- Выявлены основные виды образных ассоциаций в музыкальной деятельности: сенсорные, эмоциональные, ингонационно-речевые и концептуальные ассоциации. Все эти виды использованы при разработке творческих заданий программы «Образное ассоциирование».

- Образное ассоциирование является компонентом креативного процесса в музыкальной деятельности. Процесс образного ассоциирования играет важную роль на этапе конструирования музыкального образа, где продуцирование образных ассоциаций может рассматриваться как модель креативного процесса. Выяснено, что образное ассоциирование играет определяющую роль на этапе семантизации - «наполнения содержания», формирования понятия о воспринимаемом объекте.

- Взаимосвязь образного ассоциирования и креативности личности определяет его влияние на степень самореализации музыканта как основного компонента мотивационно-личностного аспекта креативности.

- Взаимосвязь образного ассоциирования и креативности личности в музыкальной деятельности реализуется в процессе воплощения музыкального образа в исполнении. Художественная ценность образа, реализуемая в музыкальном исполнительстве характеризует уровень креативности личности музыканта.

Полученные в теоретическом исследовании, выводы составили теоретическое обоснование гипотезы нашего исследования.

В результате экспериментального исследования были получены следующие выводы:

1. Высокая положительная корреляция полученных в диагностическом исследовании данных служит подтверждением теоретической модели креативности как комплексного свойства личности, включающего два основных аспекта - личностно-мотивационный и продуктивный.

2. Экспериментально показано, что взаимосвязь образного ассоциирования и креативности музыканта осуществляется через взаимодействие данного процесса с компонентами когнитивного аспекта креативности - сенсорным, интеллектуальным, эмоционально-образным и интуитивным.

Доказано влияние образного ассоциирования на эти компоненты, которое обеспечивается функциями образного ассоциирования и его ролью в креативном процессе. Результатом активизации образного ассоциирования стали следующие изменения. сенсорный компонент: повышение степени яркости и четкости музыкально-слуховых представлений;

- расширение ассоциативной сферы образами различных модальностей;

- повышение степени синестетичности музыкального восприятия, что проявилось в сочетании образов различных модальностей - зрительно-слуховых, двигательно-слуховых, обонятельно-слуховых и т.д. эмоционально-образный и интуитивный компонент: повышение степени яркости и четкости эмоционального компонента образа, реалистичности воображения;

- развитие спонтанного творческого воображения, проявившегося в беглости при описаниях образного содержания музыки;

- развитие символических обобщенных представлений о форме музыкального произведения; изменения в типах ассоциативного восприятия музыки, в результате которого у испытуемых конкретно-аналитического типа произошло развитие эмоционально-образного и художественного восприятия, что, в свою очередь, способствовало развитию невербальной креативности. Интеллектуальный компонент:

- повышение уровня оригинальности и продуктивности при диагностике вербальной креативности, который проявился в продуцировании большого количества ассоциативных образов и в нестандартности и образности мышления;

- повышение успешности и результативности в процессе осознания и дифференциации эмоций, вызываемых музыкой, в выведении общей музыкальной концепции, в анализе средств музыкальной выразительности в контексте их использования для построения музыкального образа, в прогнозировании исполнительских и технических трудностей. 3. Экспериментально показано, что активизация образного ассоциирования способствовала повышению степени самореализации испытуемых, что проявилось в развитии эмоциональности, личностной самодостаточности, доверия и расположенности к людям, самокритичности, целеустремленности и направленности на успех в творческой деятельности.

4. Экспериментально доказано, что образное ассоциирование способствует повышению качества креативного продукта - музыкального образа, реализуемого в процессе музыкального исполнительства: повышение уровня музыкального исполнительства проявилось в качественных характеристиках исполнения - оригинальности, продуктивности, осмысленности, эмоциональности.

5. Экспериментально доказано, что образное ассоциирование отражает специфику креативного процесса в музыкальной деятельности, являясь его основным компонентом. Полученные результаты развивающего воздействия программы позволяют сделать вывод о том, что этапы построения заданий по своей сути отражают этапы развития креативности.

При качественном анализе процесса образного ассоциирования у будущих музыкантов 19-21 года были выявлены дополнительные данные:

- Выявлены типы ассоциативного восприятия музыки, характерные для данной выборки: эмоционально-образный, художественный, конкретно-аналитический, смешанный.

- Экспериментальная программа «Образное ассоциирование» способствует повышению интереса к музыкальной деятельности, развивает самостоятельность и активность в решении музыкально-творческих задач. Выводы диссертационного исследования:

1. Подтверждена основная гипотеза исследования о том, что образное ассоциирование является основным компонентом креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредующим создание музыкального образа: активизация образного ассоциирования способствовала повышению качества креативного продукта - музыкального образа, реализуемого в процессе музыкального исполнительства.

2. Подтверждена гипотеза о том, что активизация образного ассоциирования влияет на когнитивный аспект креативности музыканта, что проявилось в развитии сенсорного, эмоционально-образного, интеллектуального и интуитивного компонентов.

3. Подтверждена гипотеза о том, что активизация образного ассоциирования способствует повышению уровня самореализации как основного компонента мотивационно-личностного аспекта креативности.

Исходя из полученных результатов, мы можем дать следующие рекомендации.

- Внедрение программы «Образное ассоциирование» не только в процесс музыкальной деятельности на различных его стадиях, но и в учебный процесс, осуществляемый в рамках общеобразовательной школы на уроках музыки. Применение данной программы является действенным психологическим фактором, создающим условия для творческой самореализации личности.

- Использование творческих заданий программы «Образное ассоциирование» в целях психологической подготовки к музыкальному исполнительству молодых музыкантов.

- Использование отдельных заданий программы в качестве психологического тренинга по развитию креативности в музыкальной деятельности и музыкального восприятия у людей разных возрастов и профессий.

В настоящем исследовании рассмотрена лишь часть сложной проблемы развития креативности, дальнейшая разработка которой может включать такие перспективные направления как изучение взаимосвязи креативности музыканта с его личностными и профессиональными качествами, влияние креативности на успешность музыкальной деятельности, более глубокое изучение взаимосвязи ассоциативных способностей и уровня музыкального исполнительства и многие другие.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Анчукова, Нелли Ивановна, Хабаровск

1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. // Психология худоясественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - С.452-464.

2. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений. // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. /Сост., ред. и предисл. М.Г.Арановского./ М.: Музыка, 1974.- С.252-271.

3. Асафьев Б.А. Музыкальная форма как процесс: Книга вторая. М., Л.: Музгиз, 1974.- 163 с.

4. Барабанщикова В.А., Нагибина H.J1. Музыка и психология. // Психологический журнал.-1996. № 5. - С. 149-150.

5. Благой Д. Комментарии редактора, исполнителя, педагога. // Музыкальное исполнительство.- М.: «Музыка», 1972 вып. 7- С.93-142.

6. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Музыка, 1974 - 144 с.

7. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. // Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С.35-41.

8. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня в психологии творчества. / Творчество в искусстве искусство творчества. / Под ред. Л.Дорфмана, К.Мартиндейла,

9. B.Петрова, П.Махотки, Д.Леонтьева, Дж.Купчика. М.: Наука, Смысл, 20001. C.186-198.

10. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как аспект изучения творчества. // Исследование проблем психологии творчества: Сб. науч. тр. / Академия наук СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1983.-С. 182-195.

11. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности.// Вопросы психологии. 1971.- № 1. - С. 133-135.

12. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал. 1995. - т. 16, № 5. - С. 49-58.

13. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1994.- 350 с.

14. Бурьянек И. К историческому развитию теории музыкального мышления. // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Сост., ред. и предисл. М.Г.Арановского/- М.: Музыка, 1974,- С.29-58.

15. Вахранев Ю. Исполнение музыки (поэтика). Харьков: Изд-во Харьков, ин-та искусств им. И.П.Котляревского, 1994. - 336 с.

16. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 575 с.

17. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта.// Психология мышления./ Ред.

18. A.М.Матюшкин. М.: Прогресс, 1965. - С.433-456.

19. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992. - 128 с.

20. Гостев А.А. Образная сфера человека. М.: Институт психологии РАН, ВНИЦ традиц.народ, медицины, Энном, 1992. - 194 с.

21. Готсдинер М. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. - 190 с.

22. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед./ АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

23. Дорфман Л., Ковалева Г. Полимодальность «Я» и креативность мышления. / Творчество в искусстве искусство творчества. / Под ред. Л.Дорфмана, К.Мартиндейла, В.Петрова, П.Махотки, Д.Леонтьева, Дж.Купчика. - М.: Наука, Смысл, 2000. - С,215-242.

24. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве.// Вопросы психологии. 1999. -№ 2. - С. 101106.

25. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта. / Творчество в искусстве искусство творчества. / Под ред. Л.Дорфмана, К.Мартиндейла,

26. B.Петрова, П.Махотки, Д.Леонтьева, Дж.Купчика. М.: Наука, Смысл, 2000.1. C.171-185.

27. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Изд. центр Академия, 1996. 224 с.

28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 1999. -368 с.

29. Дружинин В.Н., Хазратова П.В. Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность.// Психологический журнал. 1994. - № 4. - С. 83-93.

30. Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей.// Вопросы психологии. 2000,- № 1 - С.36-46.

31. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования.- М.: Музыка, 1998.- 80 с.

32. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей.// Вопросы психологии. 1975. - №.5. - С.166-175.

33. Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов. / Вопросы исполнительства. М.: Музыка, 1968.- вып.2. С.81-100.

34. Замятин Е.И. Психология творчества. // Психология художественного творчества: хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.- С.504-511.

35. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Изд-во трансперсонального института, 1996.- 357с.

36. Зотов В.В., Лоханько А.В. Соотношение интеллектуального и творческого потенциалов в структуре целостной личности // Личность: развитие и реализация в творчестве: Сб. науч.тр. Курск: Изд-во КГТУ, 1996. - 172 с.

37. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. / Психологические исследования представлений и воображения./ отв.ред. Игнатьев Е.И. / Известия АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-248 с.

38. Игумнов К.Н. о творческом пути и исполнительском искусстве пианиста. Из бесед с психологами. / Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. - С. 11-73.

39. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

40. Исследование проблем психологии творчества: Сб.ст./ АН СССР, Ин-т психологии./ Отв.ред. Я.А.Пономарев. -М.: Наука, 1983. 336 с.

41. Козленко В-Н. Проблема креативности личности. / Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М.: Наука, 1990- С. 131-149.

42. Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. Ставрополь: Ин-т развития и образования, 1988. - 43 с.

43. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, Че Ро,- 1997.-256 с.

44. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Спасительная способность вообразить.// Психология художественного творчества: хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок.- Мн.: Харвест, 1999. С. 368-386.

45. Кочергин А.Н. Проблема усиления творческого потенциала личности (эвристическая роль энергетики информационных процессов). // Личность: развитие и реализация в обществе: Сб.н.тр Курск: КГТУ, 1996. - С.97-109.

46. Кравчук П.Ф. Творчество как способ самовыражения личности: Сб.н.тр./ Личность: развитие и реализация в обществе. Курск: КГТУ, 1996. - С. 159-168.

47. Кременштейн Б. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. - 88с.

48. Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения. // Проблемное и програмированное обучение. / Под ред.Т. В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. - С.10-29.

49. Курт Э. Музыкальная психология. Области и границы музыкальной психологии. // Homo musicus. / Под. ред М.С.Старчеус М.: МГК, 1994.-С.8

50. Малинковская А. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В.Асафьева. // Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1983. - вып.11.- С.3-34.

51. Мединцев В.А. Диалогический подход в психологии музыки. // Психологический журнал. 2000. - № 5. - С. 1 17-120.

52. Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 178-195.

53. Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993 - 262 с.

54. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 432с.

55. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии, № 1, 1998, С. 76-82.

56. Мессиан О. О цвете и звуке (синестезия). // Homo musicus. / Под. ред М.С.Старчеус М.: МГК, 1994.-С.76-91.

57. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учеб.пособие для вузов. М.: Изд. группа Форум, ИНФРАМ. - 1998. - 296 с.

58. Милграм P.M. и Юнсук Хонг. Валидность измерений профессиональных интересов одаренной молодежи во внешкольной сфере. // Творчество в искусстве искусство творчества. / Под ред. Л.Дорфмана, К.Мартиндейла,

59. B.Петрова, П.Махотки, Д.Леонтьева, Дж.Купчика. М.: Наука, Смысл, 2000.1. C.199-214.

60. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки, М.: Музыка, 1998 254 с.

61. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С.91-112.

62. Назайкинский Е.В. Настройка и настроение в музыке. /7 Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1985. - С.6-41.

63. Недельская М.В. Творческая личность: реальность и социальные перспективы. Иркутск: Изд-во Иркут.Ун-та, 1993. - 200 с.

64. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. -300 с.

65. Немыкина И.Н. Изучение интеллектуального развития студентов в процессе фортепианных занятий./'/ Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск: СГПИ, 1983. -С.79-85.

66. Орлов Г. Временные характеристики музыкального опыта. // Проблемы музыкального мышления: Сб.ст. / Сост., ред. и предисл. М.Г.Арановского/- М.: Музыка, 1974.- С.272-302.

67. Орлов Г. Время и пространство в музыке. // Проблемы музыкальной науки. -М.: Советский композитор, 1972. -- вып.1. С.358-394.

68. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: история, становление, сущность. М.: Музыка, 1984. - 302 с.

69. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 416 с.

70. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1997 -305 с.

71. Пономарев Я.А. Психология творчества И.: Наука, 1976.- 303 с.

72. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

73. Просецкий П.А., Селиченко В.А. Психология творчества: Учебное пособие./ МГПИ им. В.И.Ленина. М.: Прометей, 1989. - 83 с.

74. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Академия, 1996.-416 с.

75. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / Под ред. Я.А.Пономарева./ АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1990. - 222 с.

76. Ражников В.Г. Исследование музыкгщьного исполнительского образа // Вопросы психологии, № 2, 1978 -С. 70-81.

77. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности.// Вопросы психологии, 1999. - № 5. С. 130-139.

78. Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства.// Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1972. - вып. 7. - С.3-47.

79. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев: Вита школа, 1997. - 88 с.

80. Розет И.М. Теоретические концепции фантазии.// Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - С.511-515.

81. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия.// Проблемы музыкального мышления: Сб.ст./ Сост. и предисл. М.Г.Арановский. М.: Музыка, 1974. - С.207-229.

82. Русанова Л.П. Целенаправленность деятельности руководителя и участников художественного коллектива: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1984. -170 с.

83. Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: Концепция и механизм реализации: Монография. Балашов: Изд-во БГПИ, 1999.-232 с.

84. Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления. // Исследование проблем психологии творчества: Сб. ст./ АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1983. - С.27-62.

85. Сокольская Ж.А. Проблема развития творческого мышления в процессе обучения по курсу гармонии. // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск: СГПИ, 1983. - С.38-51.

86. Солдатова Е.Л. Взаимосвязь креативности с личностными особенностями подростков: Сб. науч.тр. / Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. Челябинск, ЮурГУ. - 1998. Т. 1. - С. 133-143.

87. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. II Проблемы музыкального мышления: Сб.ст./ сост. и предисл. М.Г.Арановский. М.: Музыка, 1974. С.59-74.

88. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности./'/ Психологический журнал. 1998. - № 2. - С. 144-148.

89. Ступакова О., Мирвис Г. Педагогические взгляды Я.И.Зака. // Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1968. - вып.2. - С.228-252.

90. Тарасов Г.С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха. // Психологический журнал. 1996. - № 5. - С. 132-134.

91. Тарасов Г.С. Потребность в классическом музыкальном искусстве как психологический феномен.// Психологический журнал. 1996. - № 6. - С.71-77.

92. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 174 с.

93. Теплов Б.М. Психология музыкальной способности.// Избр. Труды,- Т.1. -М.: Педагогика, 1985. С. 42-223.

94. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1984. -127 с.

95. Токина Н.Н. Вопросы музыкально-исполнительского творчества. -Саратов: Изд. Сарат. Ун-та, 1972. 33 с.

96. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, № 4, 1998, С. 123-132.

97. Усова Н.А. Условия формирования творческого потенциала личности.// Проблемы теории развития творческой личности: Сб.н.тр. / ЧГПУ. -Челябинск: Факел, 1998. вып. 1. - С.52-59.

98. Факторы одаренности. Методика исследования./ Сост. Т. М. Витик,

99. B.И.Малков. Магнитогорск: Магнитогорск. Гос. пед. ин-т, 1996. -46 с.

100. Фатеев С.В. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1996. - 36 с.

101. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975,- 110 с.

102. Хьелл JT., Зиглер Д. Теории личности СПб: Питер, 1999. - 608 с.

103. Цагарелли Ю.А. Диагностика музыкального воображения.// Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Сб.ст. вып.4. - Новосибирск: Новосибирская Гос. консерватория, 1986.1. C.70-76.

104. ЮО.Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн.1. М.: Советский композитор, 1988. 382 с.

105. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -174 с.

106. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.

107. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии. 1996. - № 3. - С. 116-132.

108. Шаховской А.П. Ассоциации в системе музыкально-образного мышления. //Исследования проблем творчества: Сб.ст. / Ред.-сост. А.П.Шаховской. -Глазов: Глазовский Гос. Пед. ин-т, 2000 С. 16-20.

109. Шеварев П.А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии. М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО Модэк, 1998 - 608с.

110. Г.Эббингауз. Очерк психологии. А.Бэн. Психология. // Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология-М.: ACT-ЛТД, 1998. 544 с.

111. Юзефович В. С Рождественским о Рождественском. // Музыкальное исполнительство. вып. 10. - М.: Музыка, 1979.-С. 154-178.

112. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997-224 с.

113. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала личности школьника.// Вопросы психологии. 1996. - № 3. - С.28-34.

114. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

115. Ярошевский М.Г. Идеи Б.М.Теплова о переживании как феномене культуры.// Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С. 63-75.