Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психология формирования художественного замысла

Автореферат по психологии на тему «Психология формирования художественного замысла», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Завгородняя, Елена Васильевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Психология формирования художественного замысла"

' ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ АПН УКРАИНЫ

ЗАВГ0Р0ДШ Елана Васильевна

ПСИХОЛОГИЯ ¿ОПТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА /на материале изобразительной деятельности/

19.00.01 - Общая психология, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации ва соискание ученЫ степени кандидата психологических наук

Киев - 1992

Районе выполнена в Институте психологии АПН Украины

Научный руководитель - доктор психологических, наук, профессор В.А.МОЛЯКО

Официальные оппоненты - доктор психологических наук, профессор Б.А.РОМЕНЩ

кандидат психологических наук, старшин преподаватель С.Н.Симонеяко

Ведущая организация - Киевский государственный педагогическим.

институт им.М.П.Драгоманова

Защита диссертации состоится 19 января 1993 года в II часс на заседании специализированного совета К 113.04.01 в Институте психологии АПН Украины по адресу: 252033 г.Киев, ул.Паньковская,;

С диссертацией, можно ознакомиться в библиотеке Института психологии АПН Украины.

Автореферат разослан " " _ 1992 г.

Учений секретарь спечиализирсванного совета

кйид. психол. наук ¡1 г, М.И.АЛЕКСЕЕВА

./К.!.."-' Ъ

ОШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследован кй, направленных на изучение психологических закономерностей творчества и поиск путей оптимизации ' процесса реаеяия нестандартных; задач, обуславливается необходимостью углубления инновационных процессов во всех. отраслях обдасгзеп-ИОЙ кизпя.

Одним аз основных компонентов тзорческой деятельности являемся замысел. Eco формирование связано с активизацией процессов ■ яьсиешш, пеле- и сиыслообразовавия, эмоциональных процессов. Зим определяется, значение проблем замысла для общей психологии и теории творчества. Полнее всего в настоящее время психологические особенности формирования творческого заяыела изучены на материале технической /конструкторской/ деятельности. Б меньией степени эти проблема гкеперкментально разработана в исследсзашмх художественного творчества.

Данная работа является попыткой изучен ил проблемы замысла на материале изобразительной деятельности, в которой ярко пролвля-ерся непоряативнан природа творчества, разнообразие, индивидуалист рованнссть творчески процессов. Как самостоятельная проблема замысел в исследованиях, изобразительной деятельности пе рассматривался. Недостаточно изучены психологические особенности зарождения а рчзвятня художестве'гаого замысла, его ^нкционально-структурниа ЕР6-образования, психологические, (факторы его оптимального формирования. Исследование этих вопросов важно не только для теории творчества, но и для реаепия практических'задач выявления одаренных детей, создания условий, их художественного развития, поскольку способность к формировании оригинальных замыслов составляет основу творческих способностей..

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что поставленная в исследования проблема формирования закисла в изобразительной деятельности связана с широким круг™ теоретических вопросов и практикой художественного образования. Актуальность данной проблемы, недостаточная разработка ее в современной -псих-ологии определили выбор объекта, предмета и цели исследования.

Объектом исследования стал процесс изобразительной деятельности художников и учащихся художественной школы.

Предмет исследования составили психологические особенности формирования замысла в изобразительной деятельности.

Цель работы состояла в раскрытии психологических особенностей формирования художественного замысла, определении индивидуальных

характеризующих этот процесс, изучении мгпадяояц&э

аспекта: Нормирования заимела в изобразительной 'деятельности.

Гипотезу исследования составили такие дозу^цения".

Процесс форм'.тровапия зе-лпслэ хагзчтеризуртся иадкэидуальни-ми различиями в подходе к рсиепи» творческой задач;?, з псстрос-пав нового образо, в «спользогачии средств к?.с0;озктельно8. деятельности.

ОссЗепностя $ородрегшк згякгз 'зависят ст так иатагеав-' сппых ориентацяй субъекта откссителшо худодастЕЭпяой дгятольлости: существует положительная связь хегкду оркентецкеЗ нв ввутрсвнйа ко-типт художественной деятельности и псосозпакдал« пси-

хических процессов в формировании зггысла, е текжз с урсвнс?.; егс оригинальности.

Для достижения цели исследовгния к проверки еидошугл г.ео-тезы были поставлены такие задачи:

I/ охарактеризовать процесс формироЕснкя зсадцслг ь изобразительной деятельности художников и учащихся художественно.! вколк!

2/ изучить индивидуальные - рдл.тн^я , проявляющиеся в этом процессе!

3/ исследовать зависимость между особенностями формирования замысла я ориентацией субьекта на внутренние мотивы художественной деятельности.

Теоретическими основами исследования является положения психологии и эстетики о природе искусства /Т.Виаиу, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, СЛ.ьренк и др./. о творческой деятельности /А.В.Ьру-шлинский, Г.С.Костюк, В.А.Коляко, А.«.Пономарев, В.А.Роменец,-С.Л.Ру-бинштеДн/, психологические исследования процесса Армирования замысла в различных видах деятельности /А.Дункер, В.А.Коляко, О.Й.Ники-форова и др./, а также исследования художественного творчества' /р.Арнхейм, Х.Гарднер, В.А.ГУрукопов, Е. И. Игнатьев., А.А.Мслик-Пааа-ев, Д.Геркинс, ¡О.А.Пог'яиов, С.Н.Симонепко, и.Т.Тюрин и др./.

Методы исследования. Использовалась комплексная методикв4 в состэе которой бошл'л метод решения творческих задач с введением в процесс работы жирдоявдих условий, метод экспертной оценки, -опрос, гроекпшше методы, тест Яюшера, т/етод семантического дифференциала, анализ самонаблюдений художников. При обработке экспериментальных данных испельзоьвлиоь "/етодн чотематичсской статистики.

Неучяея новизна исследования состоят в Том, что впервые зв-уьхел л 85НТСЛ1-НЭЙ деятельности изучался как самостоятельная гроолоуг.. гзи; ьс-огьчн ко'.-п.-.енеяул •/•етеднкб исследования процесса

формирования художественного замысла. Определены стадии этого.процесса, рассмотрена динамика ааоцйопальноЕо состояния субъекта и его психосемантики при формировании художественного замысла, вдавлены индивидуальные различия■в подходе я решенпа творческой задачи, в диапазоне поиска решений, в. построении нового образа, использовании цвета и формы, определена зависимость между ориентацией субъекта на внутренние ыотивн художественней деятельности я особенностями формирования замысле.

Теоретическое значение работы состоит в расширении и углублении знаний ой общих закономерностях творческого процесса, о псн-хологических особенностях форыированкя закисла в изобразительной, деятельности- Результата экспериментального исследования дают возможность конкретизации теоретических полояёшй о функционировании Еизуального мналенгл, о рола неосознаваема*, фори психической деятельности в творческом процессе, о тзгке о природа художественной одаренности.

Псрктичес.чее значение рзЗоти состоят в тем, что па ее основе сфор"дулировани рекомендации для практика худсгествэнного образования. .Материалы исследования текае когут быть попользованы в преподавании курса общей психология, пряразработйг спецкурсов по психологии художественного творчества, яра создания кетодкк для выявления творчески одаренных детеЧ.

Надежность и достоверность получсппих результатов обеспечивались последовательной рсэлязацЕса теоретических положений при решении задач исслздовайия, количественном и,качественным анализом порченных материалов, использованием методов маточзткческой статистики.

Положения, внносшше да зааитт.

1. Процесс формирования худогествеяпого земнслэ включает стадии осознавая задами, возникновения начальных, образов, углубленного осмысления теин, определения ведущего образа. В таком процессе замысел формируется как символически!! образ, который гырзжает целостное отноаекие субъекта к теме-. В редуцированном процессе /который состоит из первых двух стадий/ замысел формируется как обрез, значение которого ограничено иллвстрацией отдельных внелей или впо-чатлешй, свяЗ;анннх с темой.

2. Процесс формирования художественного зачысла характеризуется индивидуальными ; разли-мямч в подхдцв к реиеняв творческой задачи /метафорический, фориально-екценткроззнйьй, иллсстрз-

тпвпи;!, сл-плиакьтклчш подходи/, в диапазоне поиска решения /грссо.'одсн.'.о диьсргситиоц или конвергентной тенденции/, в степени осознай:«: ¡кгяасдв и процесса работ /преобладание рефлексивности или жгу.-ьспвнсст;;/, в особенностях построения нового образа /тен-дск-д.:.? гнглогпзкеск.нкя, номинирования, реконструирования/, в ис-гголььоЕйик:: дього и оорг/;. как средств ос5ъгк?иьеции замысла /предпочтен'.;-:: скругдьу ил/. с углами, тег.ло.1 или холодной цьатово.: гь-:лн, свстлой или темкол тональности/.

о. Процесс худо-ксстьзаного замысла зависит от •

\о?;?£аа!.онках орхенггц::.! субъекта относительно зсудолсстьоннои деятельности. Зркентацл;: не внутренние мотивы является однол из предпосылок г.-атаУорпчсского подхода к решений тъорчсско/. задачи. £ан-мь..: тип ориентация связан с активность» неосознаваемых Лорм психической деягсльносгд в процессе формирования художественного заиые-ле, а ?с:ис- с уровнем его оригинальности.

Дгт'Сбоп'АЯ гзс-стн, Основике положения и результаты раОотк докладывались и эосуадались на заседаниях лаборатории творчества Института психологии АПН Украины /15Ь9-19Э</, на Всесоюзно.! научно» конЛсренцаи "Творчество; теория и практика" /Киев, 1931/, на ;.!е::дународных научных Костюковских чтениях "Актуальные проблемы психологии: тредя'ад и современность" /Киев, 1992/, на научном се-уиньре по проблемам творчества и твсрческол одаренности /Киев,193</. Содерканиэ диссертации отражено в чести пуоликациях.

Структура и объем диссертации. Робота состоит из введения, двух глав, закличекид, списка использовано^ литературы. Основной текст диссертации объемом 141 страницу содержит 17 таблиц, 25 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДРаАКШ РАБОТА

Ео введемки обоснована актуальность исследования, определены его научная новизна, теоретическое и практичебкое значение, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Б песБО/: гла^е "Предает и задачи исследования" осведена психологическая литература по проблеме замысла, определены предмет, гипотеза и задачи работы, обоснована и изложена методика исследования.

В обзоре литература проанализированы психологические исследования зависла в научнсК, технической, художественной деятельности /К •Дункер, В.А.;.'оляко, О.Л.Никкфорова и др./, определены функции зачислэ, обдие черты, характеризующие процесс его формирования в

различных видах творчества. Осой'ое вн::\:2н;:е ь аийл.:зе уделено гтроолеме замела в контексте исследсвсл.;.: .:зобрау::тельг•>.: деятельности. Анализ этих работ сыиотсльстоуст о разллч:-;л: ъ трактовке художественного замысла: его рассгйтр.чьь»? к?.х чисти.. с лучей намерения /З.Лонг/, как духовное содержанка, пгпрбЫч:г..оз изображение художника в поиске Дорча Еиргкения //..¿."елик-Га-ге^/,как более или менее ясное видение Су дуде,: картины /¿¡.А.Полуянов/. Согласно исследованиям, спссоОность удеркиьать лачг-льпы.: г.огрьзи-тельньй замысел развивается постепенно на прогмлвал дс-кольксго детства /.О.А .Полуянов/, содера&аие з£\:ислоъ дзге,: г&ыекг о? лчд;:-видуальных и социокультурных уаятороь /¿.Вильсон я :,:.1;.:л_,ссн/. Определен ряд предпосылок •»•орчиросания худолестьенчкх хендег:;.:.; -эстетическее отношение к действительности, тззрчгскоо воссг£~гн:12. чувствительность к дисгармонии; указано на веду д/.с роль з:.?.';:сль и художественном творчестве /Л.А.Мелик-ПЕьаеь, л).А.Голу)::1Сг/; .проанализированы содие закономерности а индивиду 2 льну о 2 становлении образного решения /Г.Л.Игнатьев, С.Н.Сиксг.знко/; выделены типы творческого процесса, в которых кыслоннь.: замысел .-^-разному соотносится с непосредственны.: воплощение',; /Х..{очад/рисн/. Обзор-литературы свидетельствует,, что, хотя вопрос об кзоерззвтгль-ном замысле затрагивался в ряде исследован::,:, как сачостсктзльнад проблема он не изучался. Психология художественною за-.жсла, условия его зарождения, особенности формирования остается недостаточно исследованными.

В данной работе психологические особенности Лзрч/рогаг.пд замысла изучались на материале изобразительной деятельности /график::, аппликации/ учащихся художественной вколы и взрослых, и-.:е.одкх художественное образование. изобразительная деятельность характеризуется направленность«] на создание и воплощение с локощьй специфических средств /композиции, света, ритма, цЕета, форм, пропорции и др./ визуальных образов, выражающих эстетические переживания личности. Переживание,по С.Л.РуОинштейну, включает все стороны психики и выражает полноту индивидуального бытия субъекта. Специфика эстетического переживания состоит в том, что в нем открывается единство реальности, глубокое сродство иек^У миром человеческой ду::и и оснозс.: того, что предстает перед нами как внешний мир предметной реальности /СЛ..Оранк/.

Художественный замысел в изобразительной деятельности рассматривался как сложное развивающееся целое. Основными его комг.онсн-

_ 6 - ' • ' .. тааа лвлаэтсл остез:песка=. ггрзакгскяо,. сраезтзщгз ее те ялн инке ссздотва ¡; зталгии худезгстгедясго ьнрагепил, гизуашпс-оСеазная гааогеза. Пгслгдлдя вог;;гпас? и сёорадгзття кзк результат вазуела-Зиааа сгрзлалаал! : сс0?£2тстс^и с угссзапзгма сркгнтг-джми сусьсх-та и предэтаЕЛГ.с? собс2 псдстаяпгсровгидао-, но цгластнсе вйД^нко будущего л5оаз2оденш1. В йоясе уак« псигкзаяа гозаожш трактовка. за;«;.:сдз гипотезы.

йзрироьаниа зекиалс ка расгеатризеда как процесс войска и построгав - Елзуадыго-образной фсрза ъиреденпя гстетическсго пзрз— гозазз» ссудзсгБЛяе&ый субъсктсм гск дедггтвсВ вдевадуальнсотьс и зрзфст:: ? "учкяяа вса£ лачнсс?2 в донсткпг /£.К.ТеЕЯоь/. Сройяа-аа фс^кпровзггя задела характеризуется сгзгасстьяг а. кгсгоплзаовсс-тыз, вгясчагг ьзпроса осъ^гтныюй. и субг&еатаввоа дотерикнац'/.и, ей— дгго и издкзвдуаллкого б процессе, .5исцгс;;ады:о-Еслг1сй рагуладна« счзслсобразеааяля и дс. Поскольку аса прсбдецу нввозчояно охватить ь. одном исглэдзвзаяз, в работе была сиокцгнтркрогецо Енийнав на ' таких аспектах фермироьайка заасыеда ка:: ::нд:гЕ:гд'/алтие рцг2-гнк$~- : и зависимость этого процесса от типа ыотяЕациннкх. ориентация суйь-едта относительно художественной деятельности.

При уермированни гипотеза кы опирались на результата .изучения нз гольце изобразительной деятельности; но л ксследазаная других ввдо.2 творчества. Последние слзд2тегц.стазгг о том, что диапазон индивидуальнк» редичиЗ в теоечссзо! дазтельаастк очень щврогс и имеет тгмго с&'сдваи!.

Олад из подходов к изучению творческого процесса и его иади-БадугльныА'разлачйЯ явлаехга-стратегяадьан2 подход*•В.А-йсляко р&с-сматривает стратегам как маагтабное понятие, кстсрое и сан о цр вменять к различии отрезкам Бременя - от стратегия гизак до стратеги; резения задача. Посдеднат является гибкой системой личности К ситуационно обусловленных действий, в которых, выразена тевденцаа к субъективному предпочтению одних укстаешшх действаЗ другим-В русле этого подхода С-К.Сиаоненко, изучая худзжгствспао-гра'Хическуи деятельность учащихся художественной икали, Еыявила ряд стратеги-альных тенденции в реь;ени/ творческих задач,.которые определяется способам,' преобразования визуально;! йнрормйциа, а твяжа иеследодз ла оесогннгсти использования таких выразительных средств, как цвет

л 'ерм.

.'¿учение литарат/рнах источников, свидетельств мастеров ис-. К!есть еозьслило зцдьиауть прадлслсхение о разизоСразии Ррслвлеаа

индивидуальности автора в процессе формирования художественного замысла. Мы предположили, что индивидуальные различия будут проявляться в подходе к решению творческой задачи, в особенностях по- -строения образа и использовании изобразительных, средств.

В последнее время в об^ей'психологии все большее значение приобретает изучение личностной обусловленности творческих процессов. В связи с этим в работе была поставлена задача экспериментального исследования зависимости между ориентацией субъекта на внут-• ренние мотивы художественной деятельности и особенностями процесса формирования изобразительного,замысла. В психологической литературе внутренняя мотивация определяется'как такая, предмет которой лежит в непосредственен содержании деятельности, тогда как предмет внешней мотивация находится вне содержания деятельности /Д.Перкинс, Е.З.УсмавоЕЭ, М.ГЛроыевскиа и др./. Художественная деятельность полгаотивирована: часть мотивов связана с ее внутренним содержанием, другие находятся вне его. В исследовании рассмотрены два типа оряептеций. субъекта относительно художественной деятельности: доминирование внутренних и внешних мотивов. Иозло предположить, что формирование замысла зависит от типа мотивацйонных ориентаций. это предположение касается двух моментов: связи ориентации па внутренние мотивы с I/ художественней оригинальностью объективированных замыслов и 2/ активностью неосознаваемых форм психической, деятельности в процессе реагента творческой задачи.

В профессионально! * учебной деятельности зешслы бывает разными по своему творческому уровню, и только некоторые из них несут в себе возможность оригинального произведения. Объективно о творческом инициале звмысла моя о судить лиаь по степени художественней оригинальности его объективированной визуально-образной формы. Художественная оригинальность, йогласно исследованиям по эсте-тже /Г.Биену/, определяется уникальностью и неограниченно-символическим характером. Уникальность состоит в слитности смысла художественного произведения и формы его материального воплощения. Неограниченно-символический характер определяется тем, что художественное произведение несет в себе смысл, который нельзя свести к ряду понятий, или связи между ними. Оригинальность определяют также как высший, уровень художественного самовыражения /в сравнении с подражанием и заимствованием/, при котором индивидуальное авторское содержание находит индивидуальную форму воплощения /В.А.Роменец/. По мнению Г.Виану, оригинальное произведение выражает гдубинЬое мироодае-

- а -.

икс автора, в то же время подражательная работа является результате» применения чуакх художественных приемов, не оправданна наличием личного мироодудекия. Ш предположили, что художественная оригинальность объективированного заиыела связана с ориентацией суйъ-ехта на внутренние котивы художественной деятельности. ,

Согласно исследованиям, замысел. будущего произведения, научная или техническая гипотеза, а такхв промежуточные решения различного уровня, во многдх случаях являются продуктами интуиции. Интуитивному решении «огет предшествовать перерыв б сознательной работе - созревание или инкубация. 2ксперииентально вопрос о влиянии инкубации на эффективность творческого поиска изучен недостаточно, 8 результаты судествувдах исследовании .неоднозначно /Д.К.Дконсон, Г.Ккрквуд, Р.К.Олтоя/. В работе было выдвинуто предположение о том, что а^фектиЕность . инкубации в процессе формирования художественного ззиыела положительно связана с ориентацией субъекта на внутренние . . мотивы художественной деятельности.

Для проверки гипотезы и решения задач исследования была разработана комплексная методика. С целью изучения особенностей процесса формирования замысла применялись методы решения творческих задач "рассуждая вслух", введение в процесс решения затрудшшдах . условий, метод паблддения, анализ продуктов деятельности, ¿задача исследуемых состояла в графической и аппликативноа решении заданных тем /"Человек и природа", "Челоьак и свобода "/.Затрудндочяе условия были разработаны с учетом специфики художественной деятельности на основе тренинговой системы КАРУС /В.А.Цоляко, С.Н.Сиуоненко/. Они вводились в процесс работы для выявления элементов деятельности, которые трудно наблюдать в. обычных условиях, для расширения диапазона решений, изучения особенностей трансформации обрезов, для Бшшлепия склонностей к использованию те*, идиипих форм к.цвета. Степень художественной оригинальности, объективированных в рисунках и аппликациях замыслов определялась с.помощью метода экспертов. Экспертами были искусствоведы с опытом отбора работ вэ худохеСТвенные выставки. Поскольку формирование замысла связаноне только с когнитивным аспектом, но и с активизацией эмоциональных процессов и смы- . слообразованвя, исследовалась такае динамика эмоционального состояния /применялся тест Линера/ и психосемантики субъекта /метод семантического дифференциала/ ео время решения творческой задачи. Для определение типа ориентации исследуемых относительно худояеетвенноа •деятельности применялась кодификация проект ивноИметодики К.Е. Зеле-

нойой. С цель» определения вклада неосознаваемых форм деятельности в формирование'замысла использовался метод прерывания сознательного поиска решения. Для количественного анализа экспериментальных данных. применялись методы математической статистики.

В основную выборку исследуемых вошли старшеклассники Республиканской художественной школы /50 учащихся/. При изучении ряда вопросов с целью дополнения данных и сравнительного анализа исследовались взрослые с художественны'»« образованием и уча-диесн 10-11 лет изобразительного отделения школы искусств, а также взрослые и школьники без специальной художественной подготовки. Есего исследованием было охвачено 155 человек.

Во второй главе "Результаты' исследования и их анализ" дона общая характеристика бормирования замысла, определены индивидуальные ряиичия'этого процесса* изложены результаты изучения мотиваци-ойного аспекта формирования замысла.

Особенности формирования замысла изучались с помощью методов решения творческих задач, беседы, анализа самонаблюдений худояни» ков. Выявлено, что формирование замысла при решении творческой задачи имеет несколько стадий. Эти стадии не обязательно присутствует в каждом процессе, они взаимно перекрываются, могут иметь свернутый, малодоступный для наблюдения характер. Все же возможно их выделение как условно.последовательных /согласно исследованиям В.Л.Молйко/. Первая стадия определяется ознакомлением с темой, с техническими "условиями ее решения, характеризуется актуализацией мыслей, рассужденйй, 'впечатления, связанных с темой, а также формированием, подхода к решению творческой, задачи.'Вторая стадия определяется активизацией ассоциативных процессов, возникновением началь-' них репродуктивных /на основе-впечатлений, воспоминаний/ и иллюстрэ-.. тивных /на основе мыслей, рассуждений/ образов. Далее процесс осу. ществляется по-рэзному в трех группах исследуемых: 1/ школьников 10-11 лет» 2/ взрослых-нехудожников и старшеклассников общеобразовательной школы, Ц/ художников и старшеклассников художественной . школа. • '

Большинство детей сразу начинают воплощать ассоциации, возникающие у яйх нй основе впечатлений от прогулок, путешествий, сказок, знакомого визуального материала. Тема при. этом часто изменяется и упрощается. Большинство взрослых-н.еху дожников и ст^шекласснйков общеобразовательной школы после изложения своих мыслей по поводу темы переходит к их иллюстрированно /иногда это одна мысль, иногда ряд . ' суждений/. На. этом процесс решения звдачи в этих дгух труппах эавер-

шается.

У художников и старшеклассников художественной школы также возникают образы иллюстративного характера и образы, воссоздающие знаковый, связанный, с темой материал, по это является лишь началом творческого процесса. Такие решения не удовлетворяют большинство исследуемых, этой, группы. Третья стадия заключается в углублении субъекта в тему, в себя, сспровоадается засционвлышм напряжением. Анализ набросков и высказываний исследуемых свидетельствует, что поиск решения мотивируется стремлением наиболее точно и полно выразить свое переживание течы. При этом происходит интенсивное взаимодействие образов, их. преобразование, формирование новых.

Четвертая стадия характеризуется появлением ведущего образа» в большей, степени, чем другие; выражающего переживание автора. На нем концентрируется вникание исследуечого, обрез детализируется, обогащается, становится конкретной визуальной основой замысла. Развитие в трансформация образов обуславливается таете особенностями, техники воплощения. Замысел .формируется как образ в определенной технике и трансформируется, если изменяются технические условия. Например, при переходе от рисунка к аппликации преобразования осуществляются в направлении большего обобценяя, концентрации образа,, устранения несущественных подробностей, использования декоративных возможностей аппликэтчЕно»1 техники.

Таким образом, результаты исследования позволяет выделить в процессе.формирования замысла четыре стадии; осознания, звдачи, появления начальных образов, углубленного осмысления темы, определения ведущего образа. Четырехстадкиный процесс Наблюдается преимущественно у художников и старшеклассников художественной школы. При этоу замысел формируется как символический образ,' обобщающие эмоционально-духовное переживание субъектом темы. У взрослых и учащихся, которые не заниуавтся изобразительным искусством, в большинстве случьеь процесс фopvиpoвaния замысла имеет,редуцированный характер /состоит из первых двух стадии/; зависел формируется как образ, лй илл»«!; ирУ^ми.рассуждения или впечатления, связанные с теыо.-1,' но й внррзсяадкя целостного отношения к нал,

Б исследовании т-роьедено гопостевлгние уровня оригинальности ь трех ьозрастнкх группах /ыхде.я из которых состояла из оккпера-у»чталгноь л коптрольног. подгрупп/Ч 1/ учащиеся 10-Д лет /изобра-з»тель»ос егдчлейиэ »колч искусств х осдеебрь;<ов8тельнлч деодр/, 2/ учали?сн 14—1ъ лет /ху-.а.-сстье^ь* и обдеоорезорйгельиак ^сла/.

3/ взрослые /имещие и. не имеацяе специальное художественное образование/. Результаты сопоставления" .свидетельствуют, что повы-аение уровня оригинальности от среднего к старшему школьному возрасту и взрослости происходит лить при условии занятий изобразительным искусством. Зависимость уровня оригинальности от возраста возрастает в условиях, введения в процесс решения творческих задач затруднявших ■ условий. В контрольных, группах исследуемых всех трех Еозрастпых групп оказался приблизительно одинаковый уровень оригинальности, при этой он был значительно ниже, чем в соответствующих экспериментальных, группах.

' • С цельв более полного исследования особенностей формирования замысла изучалась динамика психосемантики и эмоционального состояния исследуемых в процессе решения творческих задач- У исследуемых /старшеклассников художественной школы/ определялись психосемантические позиции понятий "природа" и "я" /метод семантического . дифференциала/, эмоциональное состояние /тест Люлера/ дважды: до начала работы и в ее процессе, через два часа после начала, когда учащиеся уже сформировали начальные образы и отразили их в рисунках И аппликациях. Результаты этого всследоЕания были сопоставлены В двух группах у учацихся, чьи замысли были оценены экспертами кок относительно оригинальные; у учащихся, чьи замыслы били оценены как малооригинальные.

Сопоставление показало, что динамика эмоциональных й психо-семвнтических процессов отличается в зависимости от уровня оригинальности замыслов.'У исследуемых, чьи'замыслы были оценены как . оригинальные, преобладает тенденция к. повышению тревожности, сме-. ценив психосемантических позиций "я" в направлении снижения значений по всем шкалам /оценки, силы, активности/, что можно рассматривать как проявление творческой фрустрации, неудовлетворенности, побуждающих к поиску -лучших решений. У исследуемых, чьи замыслы были определены как малооригинальйые, преобладала тенденция к сниже-• ний тревожности и смеденир психосемантичесяой позиции "я" в направлении повышения значений, то есть наблюдалась тенденция к самоуспокоенности. Эмоциональные.изменения в двух группах отличались лишь характером я были приблизительно одинаковы по интенсивности. В то ■ де время динамика психосемантики, судя по смешениям позиций понятий "природа" и "я", значительно больше была выражена при формировании оригинальных" замыслов. Это свидетельствует о большей интенсивности процессов смыслсобразоваяия, огразившейся в динамике психосеузн-

■тики.

Для изучения индивидуальных ретичий в процессе формирования замысла применялись метода решения творческих задач "рассуждая вслух", наблюдения, анализа продуктов деятельности и самоотчетов исследуемых. Выявлены индивидуальные различия в подходах к решению творческих задач и выделены четыре их типа. Первый, пода од мы назвали метафорическим. Метафору определяют как символическую трансформацию, когда един объект /например, визуальный образ/ выражает другой в его целостности /Х.'Хейнстайя/. Метафора рождается из стремления к чувственной конкретности и выражает жизнь и смысл того, что не может быть выражено ипвм способом /В.Арнхейм/. Визуельная метафора характеризуется сложностью и мнегослойностью значений, что . возвышает се над простой иллюстрацией. При метафорическом подходе исследуемый стремится к художественному осмыслению темы. Направленность его поиска воплощается в набросках, устных; пояснениях. Образы, создаваемые при этом, несут в себе богатую символикуих содержание значительно богаче, чем возможные словесные пояснения. Второй подход мы назвали формально-акцентированным.Поиск своего стиля, своих средств художественного выражения является необходимым условием воплощения действительно неповторимого индивидуального содержания. В этом заключается смысл"формальных поисков. Эксперименты с художественными средствами могут приобретать самодостаточный характер. Иногда, отмечал Иорис Дени, желая утвердить себя, молодой художник начинает гордиться малейшими особенностями своей импровизированной техники. При формагько-акцентированном подходе основные усилия исследуемого концентрируются на поиске оригинальных средств.выражения. В самоотчетвх преобладают высказывания о |юрмаЛьныХ характеристиках и способе работы. Третий подход мы назвали иллйстратив-. ним. При нем главную обо» задачу исследуемый видит в иллюстрации своих размышлений по ггг-оду темы. Реьелие темы однозначно, его со-, держание легко поредеет"словами. Более утонченным вариантой иллюстративного подхода является "кодирование". В этом случае исследуемый обозначает, визуально кодирует сложное внахудожественное содержание, например, йилософскге. Художественная форма при этом не'Создается. Четвертый подход назван симглифчкетивньм, то есть упрощаю-, лим. Этот подход определяется тенденцией к превращению сложной, мне го^ерной те«к в Оо^ее простую. При решении тevы исследуемый опирает на энакомге, струится отразить то, что уже есть в его 'опыте.- Неяр! мгр, такая слоллвя те«*, как "Человек и грирода", решается-как 60Л1

. -13-

простая "ЗьакгалЗ пейзан".

Дд} одредаяевия связи уезду талом подхода и оригинальностью худояествецпсго ззчьсла были сопоставлены средние оценки оригинальности в четкрах группах учащихся' соответственно подходам. Сопоставление показало, что наиЕысаиЛ уровень художественной оригинальности. достигнут при метафорическом подходе /3,9/,более низкий - прз ^оркально-акценткрсвацноы /3,4/ и идазсгратишон /3,1/,самый низккй-прл скапяийизсатйвяои /2,6/. В результате исследовании процесса формирования зашела были гокяе выявлены индивидуальное рзшчия в диапззоне поиска решения. Во этоод парЕйетру' «сзено выделить, такие группы исследуемых: I - уча-ц::гся, у которых з процессе работы возникают много разных, непохожих чевду собой зашсяов, дзве если они работают в одной технике, поиск которых характеризуется расширением, дизергентностьо; П - уча-Ч'лгсл, у которых возникаем зачыслы Слизкие, родственные по содер-лздяа и форке выраБента, начальный звчысел развивается или дублируется даже при переходе на другуо технику /от рисунка к аппликации/, то есть поеск реаенга. характеризуется узкма диапазоном - эту тен-Денцга кн условно назвала конвергентносп й - учащиеся, у которых поясз рсаепкя имеет промежуточные характеристики /неширокий, иеуз-к'-г.'У- Сопоставлеяве уровня оригинальности замыслов показало, что оп приблизительно одинаков во всех трех группах /3,3-3,4/ и соответ-ствгпио не зависит от выявленных особенностей поиска.

Анализ сачонаййсденкй художников свидетельствует об индивидуальных различиях в степени осознания заныела до начала непосред-зтвгнней работы нйд картиной. Одни художники долго вапеаиваггт замы-, ;ел, они иогут делать наброски, эскизы, уточняя образ, или все это трояоходит только во внутреннем плане. Главное, что характеризует :агго1 стиль работы - необходимость внутренне видеть картину более ¡ля меаее детально, чтобы начать непосредственную работу. Такую епденцив мы условно назвали рефлексивностью. Вторая тенденция со-тоит,в то«, что худогнше, приступая к работе, оцущьет стремление сачошражепив, но при зточ внутреннее видение картины не внражс-и. Появление визуальной формы замысла в сознании и его обЬектива-яя происходят- почти одновременно. Тпкус тенденции ин назвали км-гльсявностыэ. Исследован № учащихся художественней'аколы с псчацьс .тода решения, творческих задач и анализа высказываний о ходе рабо-г позволило выявить случаи преобладания рефлексивной или импульсив-й тенденции. Рефлексивность проявлялась в полюте мысленного и

словесного отражения процесса поиска и кристаллизации решения, импульсивность - в недостаточном отражении, ь высказываниях типа "не знаю, как возникло решение", "так случайно получилось" и т.п.

Сопоставление средних оценок художественной оригинальности в двух группах учадихся - с преобладанием рефлексивности и импульсивности - показало, что уровень оригинальности более высок в первой группе /3,9/, чсц во второй /3,2/, но внутри обеих групп не-блэдается широкий диапазон-оценок.

■ Ь исследовании также были выявлены индивидуальные £хйичия в характере образных преобразований замысла. Наблюдается нерколц«р типов формирование нового образа, которые на основе психологической- литерьтуры /В.А.Молдко/ ми определила как аналогизирование, комбинирование, реконструирование. Аналогизирование характеризуется теп, что новый образ создается как модификация или вариация, об-реза-предаествеяннкз. Комбинирование представляет собой преобразование образе эволюционного характера, новый обрез формируется При этом путем синтезирования, мультипликации содержательных элементов образов-предшественников, или постепенным аккумулированием новых элементов. Синтезирование заключается в соединении в ново« образе элементов образов-предаественников, аккучулкровгши-е - в последовательном накоплении содержательных элементов, мультипликация - в том, что один из элементов образа-предшественника многократно воссоздается в новом образе. Реконструирование - это радикальное формально-содержательное преобразование образа, наблюдается в форме контрастирования, концентрирования, символизации и взрывообразной трансформации. Контрастирование характеризуется тем, что новый образ создается как существенно противоположный образу-предшественнику. Концентрирование - это формирование нового обреза путем, выделения важных элементов образа-предаественника, их акцентирование, в то же вреця другие элементы устраняется или затушевывается. Бэры-вообразиая трансформация состоит в создании нового образа,.непохожего на предаествущий, но генетически с ним связанного.

Исследование старшеклассников художественной школы показало, что аналогизироьание выражено у 32/» исследуемых, комбинирование -у 445», реконструирование - у 12&. Эти особенности построения образов характеризуют визуальное мышление исследуемых и наблюдаются при решении различных творческих задач. Сопоставление средних оценок оригинальности замыслов в группах исследуемых соответственно с выраженной тенденцией, свидетельствует, что уровень оригинальности

ъ?тп всего 5 с-тенденцией. а рекснетруяровепгао /3,8/. Изучение гхррзляционеых. свдгеЛ хгадгпсяг к рскггструзрсзгнжо с другими харга-

процесса фсрч^огигл: зеркала показало, что существует пслсдлтельнся сгязь о ыетгЗсрячесг.::^ псддодг;, этряпателькая-с ял-люстратйкйл л гздходте!. ?-»ко!'струйроЕгш:з не

сгязсяо с даепазоисм ncircKS рс^отит я со степени'сссзк£?.:»я agvuc-лз.

3 лссдздсвск":: Cizzn шдзлону :!-днн!1пуальчые различия з

нсисльгсгап;!'! цвета и фср^и raí: средств сйье^:т:;вга::л г г-.: игла з ап- . плакат sica тзхшхз. Чёсть ; асследу«шх аффектиено ксг.ольгует вь'ра-Зйтальныг зогчогассти г-ск'цЕгтз, тая Форны, друптз - только пза-гэ, m:í только icp^ü, а ксггтсрцг кссдедует.ше недостаточно а^федтиЕ-но иопользугт зга фзр^, ?зг и as«. Эта дпнже согласуется с результата:» исследований С.Н.Сьтчоненяо. Внязлени такэз субъективные crjic::HOCTii в применения тех-'гля клнх рзззсзидпсс-ея фср'.ш /округлые ферма, ала фер^а. с углгчя/, цзетего! гаг.глы /теплой, .холодной/, то- , кздьпссти /течней, сёстлсЗ/. Установлена полог-глтельная: связь кеяду контрастны.! азЕОЛЬзегаааеа различных. ферч и цвета и оригяпальностьа "рсиеппя.

Для изучения коткЗЕцгснного аспсктз формирования замысла была определены чотквацис-иша ориептзсяя исследуемых относительно гудагзотгзянса дгяхелвностз, а также зависимость медду типс-j ориентации, и 1/ уровнем оригинальности заъшедз, Zf характеристиками процесса формирования, зганелз, 3/ азтквпсстьв неосознаваемых форд гскхячасгсй. деятельности. в этом процессе.

. " Йотявацяоише ориентации иссдгдуегагх изучались о потлодья иодзфзцгрсгаяноЗ. проекглваоЯ «етодгкл Ц.Е.Ззлзясвгй» На основе полученных. данкнж исследуемые были разделета-но три группы: I - учащиеся, у Korcpicc 'преобладала оряентэцка на внутреннее коташ худо— zactíseikcft деятельности, И - учащееся, у которых не было екязлбно - преобладание сряейтзцкЗ. на внутренние иля Еяепгаие мотивы, И - учащиеся, у которых.преобладзла ориентации на вненяиз мотивы. Учгдя-еся всех: трех групп решала творческие задала. Закыслы, возшкгв-цкз при этом-, была ебьеятнвировгяа в рисупкгх я аппликациях, а потел оцепени эксперта?.;» з "плане уровня, иг худсзествекясй оригинальности. ЕисаяЗ. уровень оригинальности сказался в I группе, средня! -го IT, самыЗ низки! - в-3 группе. Количественных анализ с ас польз о— вениеч KpnTgpüH Стьэдепта засвидетельствовал, что разность средних зпачеяий оценок оригинальности б I и Л гругпэх статистически значима /р 0,0025/. Полученные результаты согласуется с положениями' о тс.!, что творческая активность не основывается на »оттее достнхе-

ния /АД'.Катюикин/, что внутренняя мотивация является необходимым компонентом творческой одаренности /Д.Перкинс/ и позволяют рассматривать ориентацию на внутренние мотивы как один из факторов оригинальности з&мыслов.

С целью изучения связи между ориентацией на внутренние мотивы и характеристиками процесса формирования замысла /подход к решению задачи, диапазон поиска и др./ были вычислены соответствующие корреляционные кооЭДициенты. Полученные данные свидетельствуют о суцестБОББкии положительной связи между ориентацией субъекта на внутренне мотивы и метафорическим подходом, об отрицательной корреляции с симплификативныи и формально-акцентированным подходами. ','енее выражена связь с другими характеристиками процесса формирования замысла. Все же анализ результатов позволяет отметить такие тенденции; при условии ориентации субъекта на внутренние мотивы чаде встречается расширение диапазона поиска, чем его сужение; чаде проявляется рефлексивная тенденция, чем импульсивная; при построении нового образа чсие имеяг место комбинирование, реконструирование, чем аналогизирование.

.¿¿ля определения степени активноеги неосознаваемых форм психическое деятельности был применен метод прерывания процесса работы. Учащийся в экспериментально-: группе получал задание сделать рисунок, а потом аппликацию на заданную тему. Он начинал работать, делал наброски, рисовал. Далее работа прерывалась на 3-4 часа, в течение которых исследуемый был занят учеоо/. и школьными делами. Потом учадл^ся ьозьрададся к прерванной деятельности, выполнял аппликацию. Таким образом, рисунок учадиася выполнял до перерыва, а аппликацию - после него. В контрольной группе исследуемые работали нед темой непрерывно. Бремя, затрачиваемое на работу /за исключением перерыва/, в обеих группах было приблизительно одинаковым.

Сопоставлялись результаты работы в четырех подгруппах учащихся: I/ с доминированием ориентации на внутренние мотивы, экспериментальная группа, 2/ тс же, контрольная группа, 3/ с доминированием внешних мотивов, экспериментальная, 4/ то же, контрольная.

Сопоставление показало, что уровень оригинальности аппликации самый высокий ? подгруппе В I, самый низкий - в подгруппе £ 4. Кроме того, обнаружена более существенная, статистически значимая разница в показателях, оригинальности подгрупп И г £ 2 /р40,0001/, чем разница у подгрупп & 3 и И 4 /р^0,06, статистически не значима/. Зго говорит о том, что введение перерыва в процесс работы уча-

с ориентацией, на внутренние мотивы приводит к более существенному повышению уровня оригинальности, чем при ориентации учащихся на внешние мотивы.

Таким образом, перерыЕ в процессе решения творческой задачи, создающий возможности инкубации замысла, положительно связан с уровнем его оригинальности. Более элективно такая возможность реализуется учащимися с доминированием ориентации на внутренние мотивы. Зто можно объяснить тем, что внутреннл мотивация обуславливает высокую активность неосознаваемых психических процессоьГ при прерывании сознательной работы процесс формирования замысла продолжается на бессознательном уровне. В то же время, внешняя мотивация деятельности требует постоянных сознательных волевых усилии, и, если они отсутствуют, интенсивность поиска решения значительно снижается. Полученные данные согласуются с положениями д.А.Пономарева о том, что особая мотивация, поисковая доминанта в значительной степени определяет возможности использования адекватного неосознаваемого опыта, П.В.Симонова о том, что интуиция всегда работает на удовлетворение потребности, которая стойко доминирует в системе мотивов данной личности.

В заключении подведены итоги проведенного исследования, отмечено подтверждение гипотезы, сформулированы выводы.

1. Процесс формирования замысла включает стадии осознания творческой задачи, возникновения начальных образов, углубленного осмысления темы, определения ведущего образа. Первая стадия характеризуется формированием подхода к решению творческой задачи, актуализацией мыслей, впечатлении, воспоминали, связанных с темой. Вторая стадия определяется появлением репродуктивных и иллюстративных /на основе мыслей, впечатлений/ образов. Третья стадия состоит в углубленно« осмыслении темы, характеризуется эмоциональным напряжением, а также интенсивными образными преобразованиями. Четвертая стадия определяется появлением ведущего образа, полнее, чем другие, выражаю'-.эго переживание автором темы. Этот образ становится конкретной. визуальной основой замысла.

2. Уровень художественной оригинальности замыслов повышается от среднего к стершему школьному возрасту и взрослости ли*ь в условиях занятий художественным творчеством. Уровень оригинальности в группах учадлхся среднего, старшего школьного возраста и взрослых, не имеюдих специальной художественной подготовки, приблизительно одинаков, с возрасто» не повышается.

- 18 - . ■ •

G. При формировании замысла у субьакта деятельности наблюла- . j югся изменения ь эмоциональном состоянии к системе субъективных зна- ; ченмй. Б случаях, построения относительно оригинальных замыслов преобладает тенденция к поьшснии уровня тревожности,, в случаях малооригинальных замыслов - к снижению, динамика психосементических процессов, отражающая интенсивность сткслообрпзокжия, более выражена при формировании оригинальных замыслов. " -

4. Процесс формирования художественного замысла характер«- • зуется индивидуальными различиями в подходе.к решению творческой задачи, в диапазоне поиска реиения, в степени осознания замысла и процесса роботы, в построении нового.оораза, в использовании цвете и формы.

4.1. Выявлены различные подходы к ресеяию творческой задачи: метафорический, формально-акцентированный, иллюстративный, сгсипли-фикативный. Метафорический, подход определяется направленностью на художественное осмысление темы, создание художественного образа. Формально-акцентированный, подход характеризуется направленностью

но поиск форм, способов работы, на экспериментирование со средствами художественного выражения. Иллюстративный подход состоит в иллюстрирован;^ мыслей, рассуждений, связанных с тс»лой. Симпли.фнкаткв-ный подход определяется тенденцией к упрощению задачи, к воссозданию знакомого визуального материала.

Наиболее творчески эффективным /связанные с уровнем яриги- • вальности замысла/ является иетафорический подход, наименее - сиа-плифакативпый. Метафорический и фераальпо-ькцеатироьенный подходи развиваются у учащихся', которые занимаются изобразительной деятельностью.

4.2. Индивидуальные различия обнаружены также в диапазоне поиска решения. В одних едучаях преобладает тенденция к расширению зоны поиска, -в других - к сужению. Первая тенденция состоит в формировании субъектом многих непохожих между собой визуальных гипотез решения задачи. Чаде всего ата гендекдая наОлодеатся при формально-акцентированном подхода. Вторая тенденция определяется возникновением одной, или нескольких родственных гипотез и преимущественно наблюдается при сииплификативном подходе. Обе тенденции проявляются одинаково часто при метафорическое подходе и не связаны с уровнем оригинальности замысла.-

4.3. Выявлены индивидуальные рдаичия ь степени осознания замыслам процесса решения творческой задачи. В одних случаях набло-

дается гнр-зхеннэя рефлексия ассоциативных истоков зьк^сла, процесса его Еошвденяя, в других - решение творческо.'. задачи характеризуется ¡кгульсашостьс, слабел ре/¡лексиеА. При белее полной реечек.-» с я я сред.г/л уровень оригинальности замыслов ыа.е, чем б случаях "пгуяьсихного" ревеаая задачи.

4.4. Обнаружены три текдэнци.' в построении нового образа; анслагкзвроьгняе> ко^бкнирсьЕпио > ре/.онсгруирохсяао. Дналогизиро-:;н::е сос~з::т з геи. чтз нот;! обрьз ¿оржруетсл как мод№Ьакбция ::?.:< гсрн£ц:!л сбрзза-пр ся;гстБснн::ка. Ког.-бякирсгание гредстььляет ссб"А качественное язвепеикв образа эколвционаого характера: коми сбрсз создастся путсч синтезирования, культипликедли элементов образов-предшественников, или постепенным накоплен:iev новых одесситов. Реконструирование состоит в радикальном 1.'ор::алы:о-содсрлатель-нсм преобразования образа-гредасстьенн'-'.кй гутсч контрастирования, концентрирования, символизации, взрывообразнс^ трансГюрчации. Наиболее творчески элективным оказалось рекснструкрсванис. Оно положительно связано о метафорическим подходов и фор-шропниен оригинального замысла.

4.5. Выявлено, что при объективации замысла в одних случаях более оу^ектмЕио используются Ецрсзительные возможности цвета, в других - ферг/ы. Индивидуальные различия наблюдаются теюсе в применении тех или иных ijop«, цветоБо»; гаччы, тональности /предпочтение оказывается округлым «Тярчач, или Jcpire« с углам:',, теплой или холодной." цветовой rive, светлой или темной тональности/. Определена положительная -.»пбисинссть между контрастна использованием различных форм и цвета и уровнем оригинальности решения.

5. Особенности Нормирования художественного замысла зависят от «отивационных ориентация, субъекта относительно художественной деятельности. Ориентация на внутренние мотивы выступает одной из предпосылок творчески элективного метафорического подхода к решении задачи. Она- положительно связана с активность» неосознаваемых психических процессов в формировании замысла, а также с уровнем его оригинальности.

На основе результатов исследования сформулированы следующие рекомендации для практики художественного образования: а/ целесообразно ориентировать учащихся на иетаОорическиа подход к решению творческой задачи, б/ использовать в учебном.процессе упражнения для овладения творчески э'фективнкми способами построения образа, в/ применять гсчхолого-педегогичсскяе средства воздействия, кото-

рые способствовали бы формированию у учащихся ориентации на внутренние мотивы художественной деятельности, г/ при планировании времени для выполнения творческих задапий учитывать положительный аффект инкубационной паузы.

Перспективы исследования по данной теме ш видим в дальнейшем углубленной; изучении проблемы замысла, в частности в изучении процессов смыслообсазования при его Формировании, в выявлении психологических факторов, блокирующих его зарождение и развитие, а также в разработке системы 'психолого-педагогичгских воздействии, которые содействовали Си процессам формирования творческих замыслов в художественной деятельности учащихся. .

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Влияние мотивации на оригинальность ре^.ени/1 творческих задач // ТЕсрчестЕо: теория и практике.: тез.докл. П Всесоюзной научной конференции. - К., 1991. - С.203-204.

2. Вразлив1сть художньо оОдароБаних д!тей та IТ врзхування

у педагог 1чн12 практиц! // Соша.яьно-г;сихолог1чн1 проблема профес1й-ноГ п!дготовки маибутнього вчителя.: Тези доп.. м1жвуз!всько1 науко-во-практично! конференцП. - К.,, 1932. - С.207-208.

3. О мотивах художественного творчества // искусство ь ¡исо-ле. - М., 1992. & 3-4. - 0.26-32.

4. МотиввцШний компонент зд1бностей до образотьорчого мис-тецтва // Актуальн! проблеми психолог! I: традицн 1 сучасн!сть.: тези доп. Шжнародних наукових Костиливсь'ких читань. - К., 1ЭЭ2.

- С.74-75.

5. Роль несв!домого у формуганнг художнього задуму // Пси-холог1я: наук.-метод.зб. - К., 1392. ■

6. Мотивац1йний аспект формуьання творчоТ,'естетично розьк-нутоТ особистост! // Теоретические Еопросы нравственного и эстети-

->.. Т.* ЮПО __ П ЛТ Л А

ли^ишиппл. —, , А.***!**» — ***,•

Подписало г. печати 9 /Л.02 За;с.-3<Й-1'^типЛОО Размножено ГВЦ Минета га Украины ООН