Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности

Автореферат по психологии на тему «Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Толстова, Дарья Александровна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности"

На правах рукописи

ТОЛСТОВА Дарья Александровпа

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Специальность: 19.00.01 - общая психология, психология личности, история

психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва 2014

005549743

Работа выполнена на кафедре социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент Новикова Ирина Александровна Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, доцент Ершова Регипа Вячеславовна,

заведующая кафедрой психологии Московского государственного областного социально-гуманитарного института (МГОСГИ)

кандидат психологических наук Стакина Юлия Михайловна, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии НИУ «Высшая школа экономики»

Ведущая организация:

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина

Защита диссертации состоится «27» июня 2014 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.22 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, зал № 1.

С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном библиотечном центре (Научной библиотеке) РУДН.

Автореферат диссертации размещен на сайте www.rudn.ru. Автореферат диссертации разослал 26 мая 2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук,

доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Психологический потенциал таща в развитии и в исследовании личности современной наукой использован явно недостаточно. А.М. Айламазян, в течение многих лет изучающая различные танцевальные практики, указывает, что именно через танец можно подойти к внутренней жизни человека, к «пробуждению его души», чем и «занимается музыка, в соединении с движением превращаясь буквально в чудесное средство, с помощью которого находят "спрятанное сокровище"» [Айламазян 2012].

Исследования танца в настоящее время получают особую актуальность, поскольку, несмотря на распространение «пассивных» форм проведения досуга (кино, Интернет, компьютерные игры и т. д.), происходит популяризация различных танцевальных практик как профессиональной, так и социальной направленности. К профессиональным можно отнести такие танцы, которые воспринимаются как профессия или спорт и подразумевают достижение результатов и присуждение спортивных разрядов. К социальным танцам (от англ. social dance) принадлежат практики, где танец выступает прежде всего как повод для общения, которого сегодня не хватает, а также возможность развития и реализации личностного потенциала.

Большой популярностью среди современной молодежи во всем мире пользуются социальные латиноамериканские танцы, которые принято сокращенно называть сальса. Исследователи феномена сальсы выделяют ее коммуникативную, эмоциональную, информационную, социализирующую, рекреационную и психотерапевтическую функции. Практики и преподаватели сальсы отмечают, что увлечение сальсой, несомненно, может влиять на психологические особенности личности, в первую очередь проявляющиеся в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, к числу которых, безусловно, относятся общительность и агрессивность, а также стили поведения в конфликте. Однако комплексных эмпирических исследований личности людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, и тех изменений, которые происходят па психологическом уровне под воздействием этого увлечения, ранее ни в отечественной, ira в западной психологии практически не проводилось.

Как важнейшие составляющие коммуникативной сферы личности общительность и агрессивность изучаются на основе системно-функциональной модели А.И. Крупнова, в том числе в сравнительном аспекте и в сопоставлении с другими личностными характеристиками. Использование данного подхода позволяет раскрыть специфику как мотивациопно-смысловых, так и регуляторно-динамических составляющих анализируемых свойств личности, особенности их психологической структуры, что необходимо для разработки программ психокоррекции и развития личности. Полагаем, что с помощью системно-функциональной модели возможно наиболее полно показать психологический потенциал сальсы как способа гармонизации коммуникативной сферы личности, что актуально с точки зрения как теоретической, так и практической психологии.

Степень научной разработанности проблемы нсследовапня. Танец (танцевальные практики) как междисциплинарный феномен, в котором объединяются культура, музыка, движете, творчество и общение, традиционно привлекает внимание философов, искусствоведов и культурологов (Е.В. Аверьянова, Н.В. Атитанова,

з

Р.Е. Воронин, М.Н. Жиленко, Н.В. Курюмова, Н.В. Осинцева, В.В. Ромм, В. Calvo-Merino, J.R Christensen, К. Gordon и др.), музыкантов (О. Платонова, М. Berrios-Miranda, V. Boggs, S. Steward, L. Waxer), психологов (A.M. Айламазян, Н.В. Каневская, И.Д. Соловьева, Н.Ю. Шувалова, G Münsterberg и др.), психотерапевтов (Т.А. Шкурко, I. Brauninger, С. Ford, R. Но, К. Martinec, S. Ovven и др.), педагогов и педагогов-хореографов (В.В. Королев, В.Е. Фертик, Е.Н. Фокина, А.С. Фомин, М.П. Юрьева и др.). В отечественной психологии наиболее глубокий анализ танца как способа преобразования личности человека, включенного в определенный культурный и социальный контекст, представлен в трудах А.М. Айламазян и ее учеников (Н.А. Каминская, А.В. Карих, Т.С. Князева, Е.И. Ташкеева, Н.Ю. Шувалова). В работах данной школы феномен танца рассмотрен с позиций культурно-исторической психологии. В последнее время активно развивается направление, в рамках которого танец изучается в контексте психотерапии (Н.В. Каневская, Н.Ю. Оганесян, Т.А. Шкурко и др.).

Еще в самом начале XX века Г. Мюнстерберг проанализировал историю и роль танца в обществе с точки зрения психологии. В современной зарубежной психологии изучаются социальные, психологические и психокоррекционные аспекты различных танцевальных практик (I.J. Aujla, S. Nordin-Bates, E.N. Sánchez, L. Tateo). Большое количество работ посвящено терапевтическим и психотерапевтическим возможностям занятий различными направлениями танца (D. Fang, К. Frandin, L. Larsson, M.QB. Lee, A.Z. Ralic, M.-C.M. Tseng, A.G Vrduka). Чаще всего в современных зарубежных исследованиях танец рассматривается в русле танцевально-двигательной терапии (I. Brauninger, J. Bunce, L. Cowap, W. Davies, C. Ford, S. Grogan, S. Heyland, R. Но, S. Kilgariff, R. Martinec, S. Owen, T. Padilla, A. Williams, C. Woodhouse).

Феномен социальных танцев, и в частности сальсы, с психологической точки зрения пока еще мало изучен. Зарубежные исследователи концентрируют свое внимание главным образом на музыке сальсы (М. Berrios-Miranda, V. Boggs, С.М. Rondon, М. Santos Febres и др.), роли латиноамериканской культуры и танцев в развлечениях современной молодежи (C.F. Delgado, J.E. Mucoz, Н. Calvo Ospina), анализируют специфику сальсы как танцевальпого стиля (С. Washburne) и др. Тем не менее в зарубежной литературе встречается даже термин Salsiology (V. Boggs), обозначающий науку о сальсе; проведены комплексные исследования сальсы как культуры танца и музыки, в которых показано, что она может функционировать и как вид межличностного общения, и как глобальное культурное явление (М. Pusnik, К. Sicherl).

В отечественной науке пока не было столь глубоких исследований социальных латиноамериканских танцев. Изучены ритуально-психологические и онтологические вопросы социальных танцев (Е.А. Лисина), их значимость в системе межкультурной коммуникации (М.А. Ткачук), а также отдельные аспекты, связанные с музыкой сальсы (О. Платонова), лингвистическими особенностями исполнителей латиноамериканских танцев (О.Ю. Сокольская); в ряде дипломных работ (Д.Р. Габдулхакова, Е.П. Кораблина, М.А. Тювина) описаны некоторые психологические характеристики занимающихся социальными латиноамериканскими танцами.

Общительность и агрессивность как черты, относящиеся к коммуникативной сфере личности, активно исследуются на основе системно-функциональной модели (М.И. Волк, И.С. Исаева, Н.В. Каргина, Г.Л. Кнышев, А.И. Крупное, Т.В. Нечепуреню,

4

И.А. Новикова, O.B. Солошсина, Д.А. Шляхта и др.), в том числе и в сравнительном аспекте. Так, был проведен сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов (Т.В. Нечепуренко), сопоставлены индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза (И.С. Исаева), раскрыта динамика соотношения общительности и агрессивности с социометрическим статусом студентов (Г.Л. Кнышев). Кроме того, общительность была рассмотрена в связи с другими параметрами коммуникативной сферы личности (JI.A. Журавлева, E.H. Корнева, Е.К. Павлова, О.В. Солонкина).

В зарубежной и отечественной психологии наибольшее распространение получила двухмерная модель поведения в конфликте К. Томаса (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, С.М. Емельянов, Н.И. Леонов, М. Kelly, R. Kilmann, Т.О. Pectival, V. Smitheram, К. Thomas). В зарубежной психологии стили поведения в конфликте активно изучаются в соотношешга с типологией личностей Майерс-Бриггс. В ряде отечественных работ были показаны связи этих стилей с различными личностными особенностями (Ю.А. Давыдова, М.В. Кишко, М.И. Леонов), а также с ответственностью и конфликтностью личности, рассматриваемыми с точки зрения системно-функциональной модели (H.H. Свириденко). Исследований соотношений стилей поведения в конфликте с общительностью и агрессивностью, трактуемыми в русле системно-функционального подхода, пока проведено не было.

Таким образом, проблема данного исследования определяется недостаточной изученностью психологического потенциала современных социальных латиноамериканских танцев как способа проведения досуга, формы коммуникации и развития личности современной молодежи, с одной стороны, и необходимостью практического использования возможностей физического, эстетического, творческого, психологического самосовершенствования человека, которые несет в себе данное увлечение, - с другой. В работе эта проблема рассматривается на примере психологических характеристик, относящихся к коммугашативпой сфере личности (общительность, агрессивность, стили поведения в конфликте), которые, как предполагается, в наибольшей степени и проявляются, и изменяются у представителей интересующего нас танцевального направления.

Объект исследования общительность, агрессивность и стили поведения в конфликте как составляющие коммуникативной сферы личности.

Предмет исследования психологическая специфика коммуникативной сферы личности (общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте) молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, по сравнению с теми, кто не имеет такого увлечения.

Цель исследования выявить и сравнить психологические особенности выраженности, психологических структур и соотношешш общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами; определить наличие и характер изменений в коммуникативной сфере личности, которые происходят под воздействием данного увлечения.

Основные гипотезы исследования.

1. Социальные латиноамериканские танцы (сальса) обладают психологическим потенциалом в сфере творческого развития и самосовершенствования личности, занятия сальсой позитивно влияют на гармонизацию коммуникативной сферы личности и ведут к положительным сдвигам в образе жизни современной молодежи.

2. Молодые люди, увлекающиеся сальсой, отличаются от молодых людей, не имеющих подобного увлечения, более гармоничным развитием и структурой общительности и агрессивности, рассматриваемых с помощью системно-функциональной модели.

3. Молодым людям, увлекающимся социальными латиноамериканскими танцами, свойственны более конструктивные стили поведения в конфликте (прежде всего, сотрудничество и компромисс).

4. Соотношения общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте имеют психологическую специфику в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1) на основе обобщения и систематизации междисциплинарных исследований танца и сальсы раскрыть психологические возможности социальных латиноамериканских танцев в гармонизации и развитии коммуникативной сферы личности, которые могут реализовываться как в процессе увлечения данным видом проведепия досуга, так и в ходе специально организованной психологической работы в русле различных видов танцевально-двигательной и телесно-ориентированной терапии;

2) определить специфику проявления и психологических структур общительности и агрессивности как системно-функциональных свойств личности в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой;

3) установить доминирующие стили поведения в конфликте и особенности их соотношения с общительностью и агрессивностью в двух изучаемых группах;

4) выявить изменения, происходящие в образе жизни, и особенно в коммуникативной сфере личности, под воздействием занятий сальсой;

5) разработать рекомендации по оптимизации коммуникативных особешюстей личности (на примере общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте) с использованием психологического потенциала социальных латиноамериканских танцев.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили принципы системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (К. А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Т.Ф. Базылевич, В.А. Барабанщиков, Э.А. Голубева, Б.Б. Коссов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын и др.); концепция системно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности (А.И. Крупное), реализованная в целом ряде исследований разных свойств личности (Р.В. Ершова, С.М. Зиньковская, С.И. Кудшюв, И.А. Новикова, В.П. Прядеин, Ю.М. Стакина, H.A. Фомина и др.), в том числе общительности (А.Ю. Агапова, Т.М. Бабаев, М.И. Волк, Л.В. Жемчугова, Т.В. Закамская, Г.В. Зарембо, Е.Д. Кокарева, E.H. Корнева, И.В. Костакова, С.С. Кудинов, Е.К. Павлова, Ян Бипь и др.), агрессивности (А.Б. Крючкова, Т.В. Нечепуренко и др.), и в сравнительных

б

исследованиях различных свойств и качеств личности (А.Р. Акимова, А.Г. Алейкин, И.В. Бакова, Л.А. Журавлева, И.С. Исаева, Н.В. Каргина, Г.Л. Кнышев, Е.А. Коваленко^ Т.В. Нечепуренко, И.А. Новикова, О.В. Солонкина, H.A. Фомина, Д.А. Шляхта и др.); теоретические и практические подходы к анализу конфликта в отечественной и зарубежной психологии (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Ю.А. Давыдова, А.И. Донцов, С.М. Емельянов, М.В. Кишко, Н.И. Леонов, И.Н. Свириденко, М. Kelly, R. Kilmann] Т.О. Pectival, V. Smitheram, К. Thomas); а также междисциплинарные подходы к изучению психологического потенциала танца и сальсы (A.M. Айламазян, И.А. Соловьева, Т.А. Шкурко, НЛО. Шувалова, Н. Münsterberg, H. Calvo Ospina, M. Pusnik, К. Sicherl, С. Washburne и др.).

Методы исследования. Использовались методы теоретического анализа, опрос, тестирование, эксперимент. Доя конкретизации проблематики работы был проведен опрос экспертов, не менее 10 лет занимающихся продвижением и развитием социальных латиноамериканских танцев в России и странах СНГ. С целью диагностики общительности и агрессивности применялись тесты-опросники, разработанные А.И. Крупновым (в модификации Т.В. Нечепуренко) в русле системно-функционального подхода. Стили поведения в конфликте изучались с помощью методики К. Томаса -Р. Килманна, созданной на базе двухфакгорной модели К. Томаса, в русской адаптации Н.В. Гришиной. Для выявления изменений, происходящих и образе жизни и коммуникативной сфере личности под воздействием занятий сальсой, осуществлены опрос танцоров и лонпгподный эксперимент. При обработке результатов исследования применялись статистические методы (t-критерий Стъюдепта, критерий Манна-Уитни, корреляционный, факторный, кластерный апализ) с использованием пакета Statistica for Windows 7.0.

Наиболее существенные и новые результаты исследования, получеппые лично соискателем, и их научная повизпа заключаются в следующем:

-дана комплексная психологическая характеристика социальным латиноамериканским танцам как феномену культуры, межличностной и межкультурпой коммуникации, способу проведения досуга и творческого, эстетического, физического, психологического совершенствования человека; раскрыт психологический потенциал и возможности сальсы как средства гармонизации и развития коммуникативной сферы личности;

— выявлены психологические особенности коммуникативной сферы молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, которые состоят в более сбалансированном развитии общительности, меньшей агрессивности, склонности к более конструктивным стилям поведения в конфликте;

-с позиций системно-функционального подхода проанализированы психологические структуры общительности и агрессивности у молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами; показано, что при преобладании сходства между структурами общительности более гармоничная ее структура характерна для танцоров сальсы; различия в структурах агрессивности наблюдаются как в качественном своеобразии факторов, так и в их количественном наполнении переменными;

— определены соотношения общительности и агрессивности с выраженностью стилей поведения в конфликте в изучаемых группах испытуемых: в обеих группах

переменные общительности теснее всего связаны со стилем избегание, переменные агрессивности более тесно связаны со стилями поведения в конфликте в группе не увлекающихся сальсой;

— в ходе лонгитюдного эксперимента описана динамика выражегаюсти переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте под влиянием увлечения социальными латиноамериканскими танцами, доказано, что происходит гармонизация проявлений общительности, показатели агрессивности изменяются в меньшей степени, особенно у девушек; наиболее выраженные позитивные изменения состоят в увеличении склонности к выбору стиля сотрудничество;

-установлено, что занятия сальсой ведут к значительным изменениям образа жизни, которые в наибольшей степени касаются способов проведения досуга и общения с другими людьми, активизации творческой энергии и позитивных эмоциональных переживаний, открывают людей для взаимодействия, придают легкость коммуникации;

— разработаны рекомендации по использованию психологических возможностей сальсы для самосовершенствования личности: гармонизации общительности и агрессивности, выработки конструктивности в поведении в конфликте.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем теоретически обоснованы и экспериментально доказаны психологические и психотерапевтические возможности социальных латиноамериканских танцев в сфере гармонизации коммуникативной сферы личности на примере общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте. Осуществленный в работе комплексный анализ общительности и агрессивности, рассматриваемых с позиции системно-функциональной модели, и стилей поведения в конфликте содержательно конкретизирует концептуальные основы системно-функционального подхода в области сравнительных исследований базовых свойств личности. Научно обоснована возможность использования потенциала социальных латиноамериканских танцев для пропаганды здорового образа жизни, в программах танцевально-двигательной и других видов психотерапии, адресованных широкому кругу лиц. Системное рассмотрение общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, вносит определенный вклад в общую, дифференциальную, социальную психологию, психологию личности, психологию искусства, психотерапию.

Практическая значимость диссертации обусловлена тем, что:

— основные результаты и выводы работы могут быть задействованы для популяризации среди молодежи и других слоев населения такого активного способа проведения досуга, как социальные латиноамериканские танцы, и пропаганды здорового образа жизни в целом;

— данные о психологическом и психотерапевтическом потенциале сальсы, о ее гармонизирующем воздействии на коммуникативную сферу личности могут применяться преподавателями социальных латиноамериканских танцев для повышения мотивации занимающихся, для того чтобы сделать занятия более интересными, эмоционально насыщенными, психологически значимыми и эффективными, о чем свидетельствуют справки о внедрении результатов работы в сальса-клубах и в организации, занимающейся продвижением социальных латиноамериканских танцев;

-практические рекомендации по использованию психологического потенциала

сальсы для гармонизации коммуникативной сферы личности могут быть внедрены в различные виды арт-терапии, танцевально-двигательного тренинга, телесно-ориентировашюй терапии и т. п.;

- теоретические положения и результаты эмпирического исследования могут быть включены в курсы общей, дифференциальной, социальной, возрастной психологии, психологии личности, психологии искусства, психотерапии.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2011 г.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, формулировались гипотезы работы, подбирались адекватные целям и задачам методы и методики исследования, была составлена программа эмпирического исследования. Также был проведен опрос экспертов в области социальных латиноамериканских танцев для конкретизации проблематики диссертации.

Второй этап (2011-2012 гг.) был посвящен эмпирическому исследованию с целью диагностики общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте (включая первый срез лонгитюдного исследования), обработке первичных данных психодиагностики.

В ходе третьего этапа (2012-2013 гг.) осуществлялась статистическая обработка полученных эмпирических данных (сравнительный, корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.) и их качественная интерпретация.

На четвертом этапе (2013-2014 г.) был проведен второй срез лонгитюдного исследования и опрос людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, обобщены результаты всех этапов исследования, сформулированы его выводы и оформлена диссертационная работа.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социальные латиноамериканские танцы (сальса) — один из видов танцевальных практик, в которых танец выступает прежде всего как повод для общения, которого в настоящее время не хватает, а также возможность развития и реализации личностпого потенциала. Основными функциями сальсы являются коммуникативная, эмоциональная, информационная, социализирующая, рекреационная, терапевтическая (психотерапевтическая), которые в совокупности определяют психологические возможности данной танцевальной практики в совершенствовании и развитии коммуникативной сферы личности.

2. Молодые люди, увлекающиеся социальными латиноамериканскими танцами, отличаются более гармоничным развитием коммуникативной сферы личности в целом и в частности общительности (сильнее выражены гармонические переменные мотивационного, продуктивного и эмоционального компонентов, менее выражены агармонические переменные динамического и регуляторного компонентов), агрессивности (более высокая интерналыюсть, способность контролировать аффективные вспышки, уверенность в себе), преобладанием сотрудничества как стиля поведения в конфликте.

3. Психологические структуры общительности в группах танцоров и нетанцоров обладают более выраженным сходством и универсальностью, чем структуры агрессивности; специфика структуры общительности танцоров заключается в большей дифференциации волевой регуляции и ведущей роли социоцентричесюй мотивации; в

структуре агрессивности в группе танцоров ключевым выступает фактор эмоционально-реактивной агрессивности, а в группе нетанцоров - инструментальной агрессивности.

4. При более гармоничном развитии общительности менее вероятной стратегией поведения в конфликте является избегание, а более явная выраженность основных переменных агрессивности сочетается с преобладанием соперничества вне зависимости от увлечения социальными латиноамериканскими танцами. При этом стили поведения в конфликте у танцоров в целом более тесно связаны с общительностью, а у нетанцоров -с агрессивностью.

5. Под влиянием занятий социальными латиноамериканскими танцами заметна тенденция к большей динамике переменных общительности (увеличение личностной значимости, эмоциональной вовлеченности), нежели агрессивности, а также значимое увеличение выраженности наиболее конструктивной стратегии поведения в конфликте — сотрудничества.

6. Увлечение социальными латиноамериканскими танцами ведет к существенным переменам в образе жизни большинства танцоров, при этом минимально меняются кулинарные предпочтения, а наиболее значительно — способы проведения досуга, свободного времени и коммуникации людей друг с другом и с самими собой.

7. Занятия сальсой и другими близкими по духу социальными танцами могут использоваться в качестве инструмента психокоррекции общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте. Подобные занятия показаны застенчивым людям, желающим измениться; людям, испытывающим дефицит в приемах и способах реализации общительности; для коррекции своего агрессивного поведения, направления агрессии в социально приемлемое русло; для оптимизации поведения в конфликте.

Эмпирическая база исследования. В эмпирическом исследовании приняло участие 211 человек: 7 экспертов (6 мужчин и 1 женщина) в возрасте от 35 до 50 лет; 100 человек (38 молодых людей и 62 девушки), увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, возраст — от 19 до 35 лет, в основном ученики сальса-школ со стажем танцеванйя от 1 года до 5 лет, 22 из них участвовали в лонгитюдном эксперименте; 100 человек (38 молодых людей и 62 девушки), не имеющих увлечения, связанного с танцевальными практиками, возраст — от 17 до 35 лет (студенты, молодые специалисты банков, юридических компаний), 22 из них участвовали в лонгитюдном эксперименте; 36 танцоров сальсы (16 мужчин и 20 женщин), принявших участие в опросе, 32 из которых участвовали в основной части исследования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования. В работе использованы адекватные целям и задачам исследования методы, конкретные, доказавшие свою валидность методики и разнообразные современные способы статистической обработки данных. Большой объем проанализировашгого и систематизированного теоретического материала, а также логика построения, объем и закончеппость эмпирического исследования свидетельствуют о несомненной достоверности и научной состоятельности результатов и выводов работы.

Апробация п внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета

Ю

дружбы народов, а также на следующих научных конференциях: межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в Природе и Обществе» (г. Москва, РУДН, 2007, 2008, 2012); Международных научных конференциях «Личность в межкультурном пространстве» (г.Москва, РУДН, 2012 2013)-X и XI Всероссийской иаучио-практической конференции «Практическая психология образования XXI века» (г.Коломна, МГОСГИ, 2012, 2013); Международной научно-практической конференции «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» (г. Москва, РУДН, 2012); Межвузовской конференции молодых ученых^ студентов и аспирантов «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии» (г. Москва, РУДН, 2012); IX Международной научной конференции «Образование для XXI века» (г. Москва, МосГУ, 2012); Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (г. Рязань, РГУ им. С.А. Есенина, 2012); Международной научно-практической конференции «Самореализация личности в межкультурпом пространстве» (г. Москва, РУДН, 2012); 83-м съезде Восточной американской психологической ассоциации (ЕРА-2013, Ныо-Йорк, США); IV Всероссийской паучной конференции (с международным участием) «Межкультурные коммуникации и миротворчество» (г. Тюмень, 2013); Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социальной, дифференциальной психологии и психологии личности» (г.Москва, РУДН, 2013); научном семинаре кафедры социальной и дифференциальной психологии «Сравнительные исследования личностных черт в русле системно-функционачьного подхода» (г. Москва, РУДН, 2013). Результаты исследования внедрены на кафедре социальной и дифференциальной психологии РУДН, кафедре психологии и педагогики РУДН, в Детской школе искусств № 3 г. Тамбова, Некоммерческом партнерстве развития социальных танцев «Сальса-Юнион» (г. Москва), танцевальном клубе «ДеПо» (г. Киев, Украина). По теме диссертации опубликовано 18 работ, из них 3 - в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (211 наименований) и 12 приложений. Диссертация проиллюстрирована 48 таблицами и 45 рисунками. Объем работы- 233 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАШГЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи и гипотезы, указываются методы и методики исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы изучеипя психологических особенностей людей, занимающихся различными видами танцевальных практик» описаны основные направления исследований танца в социальных науках; дана характеристика социальным латиноамериканским танцам и их возможному психологическому потенциалу в сфере гармонизации коммуникативной сферы личности; рассмотрены исследования общительности и агрессивности, выполненные в рамках

системно-функциональной модели, и стилей поведения в конфликте как составляющих коммуникативной сферы личности.

Анализ научной литературы показал, что феномен танца изучается философами, искусствоведами и культурологами (Е.В. Аверьянова, Н.В. Атитанова, Р.Е. Воронин, М.Н. Жиленко, Н.В. Курюмова, Н.В. Осшщева, В.В. Ромм, В. Calvo-Merino J.F. Christensen, К. Gordon и др.), музыкантами (О. Платонова, М. Berrios-Miranda, V. Boggs, S. Steward, L. Waxer), психологами (A.M. Айламазян, H.B. Каневская, И.А. Соловьева, НЛО. Шувалова, G Münsterberg и др.), психотерапевтами (Т.А. Шкурко, I. Brauninger, С. Ford, R, Но, R. Maitinec, S. Owen и др.), педагогами и педагогами-хореографами (В.В. Королев, В.Е. Фертик, Е.Н. Фокина, А.С. Фомин, М.Н. Юрьева и др.). А.М. Айламазян, рассматривающая искусство танца как практику преобразования личности человека, включенную в определенный культурный и социальный контекст, отмечает, что танец хранит в себе массу важной и цепной информации о человеке, его индивидуальных особенностях, взаимодействии с внешним миром.

Согласно одной га распространенных классификаций танцев они делятся на профессиональные и социальные. К профессиональным можно отнести класагческий балет, народно-сценические виды танца, спортивные бальные танцы, то есть такие, которые воспринимаются не как увлечение, а как спорт или профессия, им посвящается большая часть жизни, подразумеваются профессиональные соревнования, достижение результатов и присуждение спортивных разрядов. Социальные танцы (от англ. social dance) собирают под своим флагом людей, для которых танец - повод для общешм, столь дефицитного в настоящее время. Социальный танец отличается от профессионального тем, что в нем нет строгой, заученной последовательности движений. Напротив, от танцоров ожидается способность к импровизации. К социальным танцам относятся латиноамериканские танцы (сальса, мерепге, бачата), аргентинское танго, хастл и многие другие. На наш взгляд, именно социальные латиноамериканские танцы, сальса, представляют наибольший интерес для изучения с точки зрения психологии.

Словенские ученые М. Пусник и К. Сичерл, которые провели одно из самых подробных исследований феномена сальсы (культуры танца и музыки), полагают, что она может функционировать и как вид межличностного общения между людьми, и как глобальное культурное явление. Авторы считают, что сальса является и инструментом коммуникации в человеческих отношениях и социокультурным аппаратом в обществе. Другими словами, людям нужна сальса для удовлетворения определенных потребностей, а общество внедряет сальсу, чтобы поддерживать свои структуры, правила и ценности. Кроме коммуникативных функций сальсы (где акцент делается на невербальной коммуникации и возможностях физических контактов) авторы описывают также эмоциональную, информационную, социализирующую (сальса как социальное пространство и место для встреч), рекреационную, терапевтическую (психотерапевтическую) функции сальсы

В пгаве также раскрыта специфика социальных латиноамериканских танцев как социального и межкультурного феномена в России (Е.А. Лисина, М.А. Ткачук). Популяризация сальса-движения в России происходит на всех уровнях общества, при этом танцы не только становятся способом выразить себя, но также служат

непосредственно для общения. Обобщая данные разных источников, можно предположить, что более 10 ООО человек в России и русскоговорящих странах СНГ увлекаются сальсой.

Российских работ, посвященных изучению личности людей, которые увлекаются социальными латиноамериканскими танцами, крайне мало. В связи с этим для определения и конкретизации проблематики исследования на предварительном этапе был проведен опрос экспертов. Эксперты полагают, что одна из главных причин прихода людей в сальсу — это удовлетворение потребности в общении; отмечают, что серьезных конфликтов среди танцоров никогда не встречали; считают, что агрессивность практически не характерна для танцоров сальсы: те, у кого это свойство в какой-то степени присутствовало до увлечения, почти полностью «теряют» его, те же, кому такое не удается, просто не приживаются в обществе людей, увлеченных социальными латиноамериканскими танцами, и быстро бросают это занятие.

Далее в первой главе раскрывается сущность системно-функционального подхода к изучению свойств личности, на основе которого выполнено исследование общительности и агрессивности. Согласно восьмикомнонентной модели анализа [Крупнов 1999] свойство личности рассматривается как комплексное и системное образование, в структуре которого выделяются два блока: мотивационно-смысловой (установочно-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты) и регуляторно-динамический (динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный компоненты). Применительно к агрессивности данная модель имеет некоторые особенности.

С помощью системно-функциональной модели были проанализированы возрастные параметры общительности и особенности ее формирования и развития, в том числе с учетом гендерной специфики (М.И. Волк, И.В. Костакова, С.С. Кудипов); профессиональные характеристики общительности у менеджеров, педагогов, тележурналистов (АЛО. Агапова, Т.М. Бабаев, Т.В. Закамская, Е.К. Павлова); этнопсихологические особенности общительности (Яп Бинь); связь общительности со средовыми факторами, включая специфику различных видов деятельности (Г.В. Зарембо, E.H. Корнева). Возможности коррекции и саморегуляции общительности наиболее подробно представлены А.И. Крупновым в виде упражнений по развитию активных приемов и способов общительности и по саморегуляции эмоциональных состояний в ходе реализации общительности.

В русле системно-функционального подхода агрессивность изучают сравнительно недавно. В частности, Т.В. Нечепуренко описала гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов; гендерный аспект агрессивности в соотношении со свойствами темперамента был проанализирован А.Б. Крючковой.

Общительность и агрессивность исследуются в сравнении как с другими свойствами личности, так и между собой (АГ. Алейкин, И.В. Бакова, JI.A. Журавлева, И.С. Исаева, Н.В. Каргина, Г.Л. Кнышев, Е.А. Коваленко, Т.В. Нечепуренко, О.В. Солонкина, H.A. Фомина, ДА. Шляхта и др.).

В заключительной части первой главы рассматриваются подходы к изучению стилей поведения в конфликте. Под стилем поведения в конфликте понимается

13

относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или не осознаваемых личностью действий, операций и реакций, направленных на разрешение, поддержание конфликта или выход из него в определенном пространстве и в ситуации непосредственного взаимодействия (Н.И. Леонов). Наибольшее признание в психологической науке получила двухмерная модель стратегий поведения в конфликте К. Томаса и Р. Киллмена (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, С.М. Емельянов, Н.И. Леонов, R, Kilmann, К. Thomas и др.), в которой выделяются пять основных стилей человеческого поведения в конфликтной ситуации: избегание (уход), соперничество (конкуренция, принуждение), сотрудничество, приспособление (уступка), компрачисс.

В контексте данной диссертации актуальна проблема возможного соотношения стилей поведения в конфликте с личностными особенностями. В зарубежной психологии стили поведения в конфликте по К. Томасу чаще всего интерпретируются в соотношении с типологией Майерс-Бриггс, диагностируемой на основе Myers-Briggs Type Indicator (MBTI), предназначенного для определения одного из 16 типов личности (М. Kelly, T.Q. Percival, V. Smitheram). Среди отечественных исследований по этой проблематике отметим работы М.В. Башкина, Ю.А. Давыдовой, М.В. Кишко, Н.И. Леонова, М.Р. Хачатуровой, а также И.Н. Свириденко, которая изучала связь личностной зрелости и конфликтности индивида на основе системно-функционального подхода.

Таким образом, обнаруженная в ходе теоретического анализа недостаточная изученность психологического потенциала современных социальных латиноамериканских танцев как способа проведения досуга, формы коммуникации и развития личности современной молодежи наряду с необходимостью практического использования возможностей физического, эстетического, творческого, психологического самосовершенствования человека, которые несет в себе данное увлечение, привела к формулировке проблемы, целей и задач эмпирического исследования психологических особешюстей, относящихся к коммуникативной сфере личности (общительность, агрессивность, стили поведения в конфликте), которые, как предполагается, в наибольшей степени и проявляются, и изменяются у представителей данного танцевального направления.

Во второй главе «Специфика общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте молодых людей, занимающихся социальными латиноамериканскими танцами» описаны основные этапы и процедуры исследования, а также представлены результаты количественного, корреляциошюш, факторного и кластерного анализа изучаемых параметров коммуникативной сферы личности в группах увлекающихся и не увлекающихся сальсой.

Прежде всего, рассмотрены результаты сравнительного исследования общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, и тех, кто не разделяет такого способа проведения досуга (табл. 1).

Таблица 1

Статистически значимые различия между средним« показателями □переменных общительности, агрессивности н стилен поведения Шв конфликте в группах танцоров н нетанцоров

! Танцоры { Нетанцоры

Переменные

I-

критерий !

Общительность

1 Социоцентричность 31,74 28,96 2,18 0,03

! Предметность 35,70 33,04 2,18 0,03

;Аэнергичность 17,17 20,51 -2,19 0.03

^ Степичность 33,74 31,14 2,18 0,03

| Экстернальность 11,94 15,88 -3,26 0,00

I Личностные трудности 11,00 14,01 -1,90 0,06

] Агрессивность

[ Эгоцентричность 17,85 21,09 -2,42 0,02

1 Экстернальность 22,49 26,32 -2,93 0,00

1 Физическая агрессия 19,22 22,09 -1,69 0,09

1 Вербальная агрессия 28,72 31,99 -2,67 0,01

1 Аффективность 18,63 22,84 -2,79 0,01

; Личностные трудности 15,60 19,75 -2,73 0,01

Стили поведения в конфликте

1 Соперничество 4,13 4,84 -1.65 0,10

■ Сотрудничество 7,28 6,30 3,88 0,00

Примечание: курсивом выделены показатели со значимостью различий на уровне тенденции.

У молодых людей, увлекающихся сальсой выше выраженность социоцентричности, предметности и стеничности и ниже значение аэргичности и экстернальности общительности, что позволяет говорить о более гармоничном развитии у них этого свойства личности.

Статистически значимые различия, зафиксированные по пяти переменным агрессивности (эгоцентричностъ, экстернальность, вербальная агрессия, аффективность, личностные трудности - все они пиже в группе танцоров), дают основания охарактеризовать людей, танцующих сальсу, как менее агрессивных в целом. Они в лучше контролируют проявления этого свойства личности, не подвержены аффективным реакциям, увереннее в себе.

Более высокий иа статистически значимом уровне показатель стиля сотрудничество в группе людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, свидетельствует об их стремлении к «мирному» урегулированию конфликтов и выбору наиболее конструктивного стиля поведения в них.

Корреляционные структуры общительности в двух группах испытуемых имеют высокий процент сходства (85-90%). Эта общность объясняется нами за счет возрастной близости представителей обеих групп и специфики общительности как системно-функционального свойства личности. В то же время можно говорить о более

сбалансированной структуре общительности у танцоров, которая отличается дифференциацией волевой регуляции и ведущей ролью социоцентрических целей и мотивов в реализации общительности. В корреляционной структуре агрессивности в группе танцоров обнаружены тесные связи переменных когнитивного компонента и рефлексивности, что свидетельствует о тенденции к более глубокому осознанию, рефлексии и контролю своих агрессивных проявлений.

В подтверждение результатов корреляционного анализа факторный анализ показал большую общность в структурах общительности, нежели агрессивности, в двух группах испытуемых. У танцоров ярко выражен фактор эмоционально-реактивной агрессивности, а у нетанцоров - инструментальной агрессивности. Более глубокое осмысление агрессивности у танцоров связано с переживанием чувства вины и с тенденцией к оправданию агрессивности, особенно если она применяется в социально одобряемой ситуации (фактор понимания и оправдания агрессивности); у нетанцоров - с невмешательством в чужие дела (фактор рационального невмешательства).

Результаты корреляционного, факторного и кластерного анатаза говорят как о сходстве, так и о различиях в соотношениях переменных общительности и агрессивности со стилями поведения в конфликте в изучаемых группах:

-на уровне корреляционного анализа в обеих группах с переменными общительности наибольшее количество аналогичных связей имеет стратегия избегание (испытуемые с более гармоничными показателями общительности не склонны избегать конфликтов вне зависимости от увлечения сальсой); совместный факторный анализ показал более тесные связи стратегий соперничество, избегание и приспособление с переменными общительности в группе нетанцоров;

- корреляционный и совместный факторный анализ продемонстрировали, что стили поведения в конфликте сильнее связаны с переменными агрессивности в группе нетанцоров;

- кластерный анализ по Варду выявил более выраженную связь стилей поведения в конфликте с переменными общительности (в первую очередь агармоническими переменными из ее инструментально-динамической подсистемы), чем с переменными агрессивности в обеих группах, что открывает перспективы для комплексной психологической работы по гармонизации общительности и стилей поведения в конфликте.

На основании результатов, представленных во второй главе, были подтверждены ключевые гипотезы исследования о том, что молодые люди, увлекающиеся сальсой, отличаются от молодых людей, не имеющих такого увлечения, более гармоничным развитием и структурой общительности и агрессивности, преобладанием наиболее конструктивного стиля поведения в конфликте.

В третьей главе «Влияние увлечения социальными латиноамериканскими танцами на коммуникативную сферу личпости» содержатся результаты лонгитюдного эксперимента и опроса танцоров о влияпии увлечения сальсой на разные аспекты их образа жизни, исходя из которых был проведен анализ психотерапевтического потенциала сальсы.

Лонгитюдный эксперимент включал два среза с разницей в 1-1,5 года. В нем участвовало 22 человека (11 девушек и 11 юношей), увлекающихся сальсой (экспериментальная группа), и 22 человека (14 девушек и 8 юношей), не имеющих такого

16

увлечения (контрольная группа).

В экспериментальной группе количественная выраженность всех переменных из мотивационно-смыслового блока общительности увеличилась (табл. 2). Однако на статистически значимом уровне произошло изменение только переменной личностно значимые цели. Выраженность переменной общественно значимые цели возросла на уровне тенденции. В инструментально-стилевом блоке изменения не так существенны, но можно отметить небольшое увеличение выраженности гармонических переменных и относительную стабильность агармонических. В этом блоке на уровне тенденции произошло увеличение выраженности обеих переменных эмоционального компонента, что можно трактовать как тенденцию к увеличению эмоциональной вовлеченности в процесс общения, повышение значимости переживаний по поводу успехов и неудач в коммуникации. В контрольной группе на статистически значимом уровне уменьшилась выраженность одной переменной - социоцентричиости.

С помощью сравнения динамики переменных общительности в экспериментальной и контрольной группах установлено, что в экспериментальной группе характер произошедших сдвигов более однороден (основные тенденции подтверждаются как в мужской, так и в женской подвыборках) и «позитивего> по содержанию (расширение мотивационно-смысловых составляющих общительности, эмоциональной вовлеченности в процесс общения), в то врем как в контрольной группе зафиксированы противоположные процессы.

Переменные агрессивности с течением времени в обеих группах изменились гораздо меньше. В экспериментальной группе только перемеютая осведомленность агрессивности имеет слабую тенденцию к изменению (уменьшению выраженности песуществегашх представлений об агрессивности). В контрольной группе на уровне тенденции наблюдается снижение выраженности социоцентричности и рефлексивности при ее реализации. Более детальное рассмотрение динамики переменных агрессивности в экспериментальной и контрольной группах позволило зафиксировать тендерные различия. Если в обеих женских группах переменные агрессивности не показали явно выраженных изменений с течением времени, то в мужских группах эти изменения произошли. Уменьшение склонности к физической агрессии, отмеченное в обеих мужских группах, может интерпретироваться как общая тенденция, связанная с ходом социализации юношей в обществе. В то время как снижение социально значимых мотивов агрессивности в контрольной группе на фоне роста рефлексивности агрессивности (что ■связано и с осознанием больших проблем в сдерживании агрессивности) в экспериментальной группе может трактоваться как результат, обусловленный увлечением (или отсутствием такового) сальсой.

Как видно из табл. 2, в экспериментальной группе зафиксировано статистически значимое увеличение выраженности наиболее конструктивного стиля — сотрудничества, а в контрольной группе — значимое уменьшение выраженности этого стиля и рост выраженности стиля компромисс. Разнонаправленная динамика, отмеченная по стилю сотрудничество, тем более значима, что на основном этапе исследования было выявлено преобладание этого стиля в группе танцоров. Детальный анализ показал, что увеличение выраженности сотрудничества в большей мере характерно для юношей-танцоров. Это дает основания утверждать, что именно в ходе занятий сальсой они учатся выбирать более конструктивные стили поведения в

конфликте.

Таблица 2

Динамика выраженности стилей поведения в конфликте Ов группе танцоров и

нетанцоров

Стили Танцоры Нетанцоры

поведения в конфликте Срез 1 Срез 2 II- критерин Р Срез Срез [ II-2 критерий Р

Соперничество 4,59 4.23 0,411 0,685 5,05 5.86 -1,394 0,178

Сотрудничество Компромисс 6,55 7,45 -2,409 ; -0,206 0,025 6,96 6,50 6,05 2,373 0,027

6,55 ) 6,64 0,839 7,32 9 -2,177 0,041

Избегание 6,41 5,64 1,394 0,178 5,82 5,55 0.543 0,593

Приспособление 5.41 5,82 -0,798 0,434 5,82 5,14 1,149 0,264

Примечание: полужирным шрифтом и серым фоном выделены статистически значимые различия переменных.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей экспериментальной группе (как и в общей выборке танцоров) не было людей, которые только начали заниматься сальсой, что диктовалось требованиями основной части работы. Проведение лонгитюднош исследования, в котором участвовали бы «новички», на наш взгляд, показало бы более ярко выраженные результаты. Это является одной из перспектив для продолжения исследования.

В результате количественного и качественного анализа опроса танцоров было установлено, что под влиянием занятий сальсой меньше всего меняются кулинарные предпочтения, больше всего - способы проведения досуга и свободного времени. Изменения, которые происходят в жизни людей, занимающихся социальными латиноамериканскими танцами, касаются главным образом коммуникативной сферы и связаны с общением людей друг с другом и с самими собой. Лишь 25% респондентов отмечают, что их образ жизни после начала занятий сальсой изменился менее чем на 50%, в большинстве случаев изменения приближены к 70-80%. Анализ социальных представлений о танце и сальсе у людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, качественно подтверждает, что это увлечение играет значительную и позитивную роль в жизни сальсерос. Оно вызывает положительные эмоции, способствует общению и взаимодействию с другими людьми, пробуждает творческую энергию и в целом помогает развитию личности.

Заключительный параграф третьей главы посвящен раскрытию психокоррекциошюго потенциала танцев вообще и социальных латиноамериканских танцев в частности. Танцевальная терапия и арт-терапия уверенно приобретают популярность и доказывают свою эффективность, которая поддерживается научными исследованиями (Н.В. Каневская, Н.Ю. Оганесян, Т.А. Шкурко и др.). Однако потенциал социальных латиноамериканских танцев в этой связи практически не освещен.

Проведенное исследование дает основания для рассмотрения сальсы и других близких по духу социальных танцев в качестве инструмента психокоррекции коммуникативной сферы личности, что нашло отражение в рекомендациях,

содержащихся в работе.

В Заключении диссертации сформулированы выводы, подтверждающие гипотезы и положения, выносимые на защиту.

1. Анализ литературы, посвященной психологической специфике танца вообще и сальсы в частности, а также опрос экспертов в данной области позволили раскрыть и охарактеризовать психологи чес кий потенциал социальных латиноамериканских танцев как средства гармонизации личности, межличностных отношений и образа жизни современной молодежи.

2. Молодые люди, которые занимаются социальными латиноамериканскими танцами, отличаются более гармоничной структурой коммуникативной сферы личности:

— сбалансированной выраженностью переменных общительности, которая в большей степени нацелена на помощь окружающим, используется главным образом для достижения высоких результатов в различных видах деятельности, а также зачастую сопровождается положительными эмоциями и оптимистичным настроем;

-менее выраженной агрессивностью, умением контролировать агрессивные аффективные реакции и действия, уверенностью в себе;

-преобладанием стремления к выбору сотрудничества как ведущего стиля поведения в конфликте.

3. Корреляционные структуры общительности в группах танцоров и нетанцоров имеют более выраженное сходство, чем структуры агрессивности. При этом для более гармоничной структуры общительности у танцоров характерны дифференциация волевой регуляции и ведущая роль социоцентрических целей и мотивов в реализации общительности. В корреляционной структуре агрессивности танцоров тесные связи с другими переменными имеют переменные когнитивного компонента и рефлексивность. Это свидетельствует о тенденции к глубокому осознанию, рефлексии и контролю своих агрессивных проявлений, что подтверждает результаты сравнительного анализа.

4. Факторный анализ выявил большую общность в двух группах испытуемых в структурах общительности, нежели агрессивности. У танцоров сильнее выражен фактор эмоционально-реактивной агрессивности, а у нетанцоров - инструментальной агрессивности. Более глубокое осмысление агрессивности у танцоров коррелирует с переживанием чувства вины и с тенденцией к оправданию агрессивности, особенно если она применяется в социально одобряемой ситуации, у нетанцоров - с невмешательством в чужие дела.

5. Соотношения переменных общительности и агрессивности со стилями поведения в конфликте имеют сходство и различия в группах танцоров и нетанцоров: испытуемые с более гармоничными показателями общительности не склонны избегать конфликтов вне зависимости от увлечения социальными латиноамериканскими танцами, при этом стили поведения в конфликте в обеих группах теснее связаны с инструментально-динамическими переменными общительности, чем агрессивности; в группе нетанцоров стили поведения в конфликте сильнее связаны с переменными агрессивности.

6. Результаты лонгитюдного эксперимента свидетельствуют, что под влиянием занятий сальсой происходит гармонизация проявлений общительности, которая

заключается в расширении мотивационно-смысловых составляющих общительности и повышении эмоциональной вовлеченности в процесс общения; показатели агрессивности изменяются в меньшей степени, в частности у девушек; у юношей же растет рефлексивность агрессивности, что связано с осознанием больших проблем в сдерживании агрессивности; танцоры (особенно юноши) учатся выбирать оптимальные стили поведения в конфликте, прежде всего сотрудничество.

7. Занятия сальсой значительно изменяют способы проведения досуга, особенности общения людей друг с другом и с самими собой, побуждают к творчеству, вызывают положительные эмоции, открывают людей для взаимодействия, придают коммуникации легкость, что оказывает положительное влияние на образ жизни в целом.

8. Танцевальная терапия и арт-терапия уверенно приобретают популярность и доказывают свою эффективность, которая подтверждается научными исследованиями. Однако потенциал социальных латиноамериканских танцев в этой связи практически не изучен. Проведенное нами исследование дает основания для рассмотрения сальсы в качестве инструмента психокоррекции общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте.

Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях автора:

1. Новикова И.А., Толстова Д.А. Психологические особенности молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами II Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2013. - № 1. - С. 28-37.

2. Толстова Д.А. К проблеме соотношения общительности н агрессивности личности с выраженностью стилей конфликтного поведения // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2013. - № 4. - С. 65-72.

3. Толстова Д.А. Особенности связей общительности и агрессивности со стилями поведения в конфликте у молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Всстппк ГУУ. - 2013. - № 23. - С. 286-291.

4. Толстова Д.А. Исследовашге взаимосвязи общительности и самоотношения студентов // Личность в современном обществе: психолого-педагогические и эколого-психологические особенности формирования и развития: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. 24 апреля 2007 г. / Сост. и науч. ред.: A.B. Иващенко, A.B. Гагарин. - М.: Изд-во РУДН, 2007. - С. 76-77.

5. Толстова Д.А. Проблемы профессионального самоопределения современных студентов // Личность в природе и обществе: Материалы межвузовских психологических чтений. 25 марта 2008 г. / Сост. и науч. ред.: A.B. Иващенко, A.B. Гагарин, С.А. Степанов. -М.: РУДН, 2008. - С. 130-131.

6. Матвеева Д.А. (Толстова Д.А) Связь общительности и 'самоотношения студентов // Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сб. науч. статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. - М.: РУДН, 2009. - С. 392-396.

7. Толстова Д.А. К проблеме изучения личностных особешюстей молодых людей, з'влекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Личность в Природе и Обществе: Научные труды молодых ученых. Серия «Психология и

педагогика». Выпуск 15 (по материалам межвузовских психолого-педагогических чтений. Москва, 26 апреля 2012 г.) / Сост. и науч. ред.: А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. - М.: РУДН, 2012. - С. 125-128.

8. ТолстоваД.А. Особенности соотношения общительности и агрессивности со стилями поведения в конфликте // Материалы международной научно-практической конференции «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» 2728 сентября 2012 г. - М.: РУДН, 2012. - С. 251-255.

9. Толстова ДА. ' Психологическая специфика проявлений личности и межличностных отношений в современных социальных танцах // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2012 г. / под ред. J1.A. Байковой, Н.А. Фоминой. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. - С. 122-126.

10. ТолстоваД.А. Психологическая структура связей переменных общительности и агрессивности со стилями поведения в конфликте // Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии: Материалы Международной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов. Москва, РУДН, 6—7 декабря 2012 г. - М.: РУДН, 2012. - С. 320-324.

11. Толстова ДА. Связь общительности и агрессивности студентов с особенностями поведения в конфликте // Высшее образование для XXI века: IX Международная научная конференция. Москва, 15-17 ноября 2012 г.: Доклады и материалы. Секция 4. Психологические проблемы образования / Отв. ред. А.Л. Журавлев. —М.: Изд-во Моск. гумашгг. ун-та, 2012. - С. 51-56.

12. Толстова Д.А. Социальные латиноамериканские танцы как возможность диалога культур и развития личности // Личность в межкультурном пространстве: Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 т. Т. 2. Москва, РУДН, 15-16 ноября 2012 г. / под общ. ред. А.Г. Коваленко. - М.: РУДН, 2012. - С. 183188.

13. Толстова Д. А, Социальные латиноамериканские танцы как способ самореализации совреметюй молодежи // Самореализация личности в межкультурном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции / Науч. ред. С.И. Кудинов. -М.: РУДН, 2012. - С. 235-239.

14. ТолстоваД.А. Социальные танцы как способ проведения досуга и саморазвития современной молодежи // Практическая психология образования XXI века: проблемы и перспективы. Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России: Сб. науч. статей и материалов X Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2012. — С. 210-213.

15. Novikova I.A., TolstovaD.A. Salsa: Just Dance, or Lifestyle Change? // International Psychology Bulletin. - 2013. - Volume 17. -№ 3. - P. 65.

16. ТолстоваД.А. Динамика личностных особенностей молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Актуалыгые проблемы социальной, дифференциальной психологии и психологии личности: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, РУДН, 5-6 декабря 2013 г. -М.: РУДН, 2013. - С. 223-227.

21

17. ТолстоваД.А. Потенциал социальных латиноамериканских танцев в изменении образа жизни современной молодежи // Практическая психология образования XXI века: психологическое сопровождение образовательного процесса: Сб. науч. статей и материалов XI Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. — Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013. - С. 171-173.

18. ТолстоваД.А. Социальные представления о «сальсе» и «танце» у людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // XX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 8-12 апреля 2013 г. URL: http://lomonosov-rasu.ru/archive/ Lomonosov_2013/2247/56182_292d.pdf.

Толстова Дарья Александровна (Россия)

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Диссертация посвящена выявлению психологического потенциала социальных латиноамериканских танцев (сальсы) для гармонизации и развития личности. На примере общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте установлено, что люди, увлекающиеся сальсой, обладают более сбалансированной структурой коммуникативной сферы личности. Занятия социальными латиноамериканскими танцами способствуют гармонизации структуры общительности и агрессивности, выбору более конструктивных стилей поведения в конфликте, значительно изменяют способы проведения досуга, особенности общения, вызывают положительные эмоции, побуждают к творчеству, что оказывает положительное влияние на образ жизни в целом

На основе полученных результатов разработаны рекомендации по использованию психологических возможностей сальсы в различных психокоррекционных и психотерапевтических программах. Теоретические положегам и эмпирические результаты исследования могут применяться в курсах общей, дифференциальной, социальной психологии, психологии личпости, психологии искусства, психотерапии.

Darya A. Tolstova (Russia)

SOCIAL LATIN DANCE AS A MEANS OF HARMONIZING PERSONALITY COMMUNICATIVE DOMAINS

The thesis is devoted to the identification of psychological potential of social Latin dances (salsa) for the harmonization and development of personality. By the example of sociability, aggressiveness and styles of behavior in the conflict it was found that people who are fond of salsa, have a more balanced structure of the personality communicative sphere. Social Latin dance classes structure contributes to the harmonization of sociability and aggressiveness, the choice of more constructive styles of the conflict behavior; significantly alters the ways of activity, especially communication, evokes positive emotions, encourages creativity, which has a positive impact on the life-style in general.

On the basis of these results the recommendations for the use of the psychological possibilities of salsa in various psychological and psychotherapeutic programs were worked out The theoretical propositions and empirical results of the research can be used in the courses of general, differential, social psychology, psychology of the personality, psychology of art, psychotherapy.

Подписано в печать:

20.05.2014

Заказ № 10032 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 vvww.autoreferat.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Толстова, Дарья Александровна, Москва

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

04201458962

На правах рукописи

Толстова Дарья Александровна

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ

ЛИЧНОСТИ

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель -кандидат психологических наук, доцент Новикова Ирина Александровна

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................... 4

Глава I. Теоретические основы изучения психологических особенностей людей, занимающихся различными видами танцевальных практик ... 19

1.1. Психологический потенциал танца в исследовании и развитии личности....................................................................................19

1.1.1. Танцевальные практики и личность.................................... 19

1.1.2. Социальные танцы: их история, основные виды и специфика ... 27

1.1.3. Сальса как социальный и психологический феномен............... 31

1.1.3.1. Специфика сальсы как танцевальной практики.............. 31

1.1.3.2. Сальса и личность.................................................. 35

1.2. Системно-функциональный подход как методологическая основа изучения личности танцоров.......................................................... 41

1.2.1. Сущность системно-функционального подхода к исследованию свойств личности................................................................... 41

1.2.2. Системно-функциональный анализ общительности............... 47

1.2.3. Системно-функциональный анализ агрессивности................. 54

1.2.4. Сравнительные исследования свойств личности в рамках системно-функционального подхода.......................................... 57

1.3. Стили поведения в конфликте и личностные особенности............. 74

1.3.1. Подходы к исследованию стилей поведения в конфликте...... 74

1.3.2. Соотношение стилей поведения в конфликте с личностными особенностями......................................................................84

1.4. Выводы по первой главе........................................................ 89

Глава II. Специфика общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте молодых людей, занимающихся социальными

латиноамериканскими танцами................................................... 92

2.1. Основные этапы, методики и выборка исследования..................... 92

2.2. Специфика выраженности общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у танцоров и нетанцоров................................ 92

2.3. Особенности соотношения переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у танцоров и нетанцоров..................... 97

2.3.1. Корреляционные структуры общительности и агрессивности в группах танцоров и нетанцоров............................................... 113

2.3.2. Факторные структуры общительности и агрессивности в группах

танцоров и нетанцоров.......................................................... 128

2.3.3 Корреляции переменных общительности, агрессивности и стилей

поведения в конфликте в группах танцоров и нетанцоров.............. 133

2.3.4. Совместный факторный и кластерный анализ переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте в группах танцоров и нетанцоров............................................... 142

2.4. Выводы по второй главе...................................................... 154

Глава III. Влияние увлечения социальными латиноамериканскими танцами на коммуникативную сферу личности............................. 157

3.1. Динамика общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте под влиянием занятий сальсой....................................... 157

3.2. Изменение показателей образа жизни под влиянием занятий сальсой 185

3.3. Социальные латиноамериканские танцы как способ психокоррекции общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте............200

3.3.1. Подходы к психокоррекции с использованием телесно-ориентированной, танцевальной и арт-терапии............................200

3.3.2. Психотерапевтический потенциал социальных латиноамериканских танцев................................................... 203

3.4. Выводы по третьей главе....................................................... 206

Заключение............................................................................. 208

Литература..............................................................................212

Приложения............................................................................ 234

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Психологический потенциал танца в развитии и в исследовании личности современной наукой использован явно недостаточно. A.M. Айламазян, в течение многих лет изучающая различные танцевальные практики, указывает, что именно через танец можно подойти к внутренней жизни человека, к «пробуждению его души», чем и «занимается музыка, в соединении с движением превращаясь буквально в чудесное средство, с помощью которого находят "спрятанное сокровище"» [Айламазян 2012].

Исследования танца в настоящее время получают особую актуальность, поскольку, несмотря на распространение «пассивных» форм проведения досуга (кино, Интернет, компьютерные игры и т. д.), происходит популяризация различных танцевальных практик как профессиональной, так и социальной направленности. К профессиональным можно отнести такие танцы, которые воспринимаются как профессия или спорт и подразумевают достижение результатов и присуждение спортивных разрядов. К социальным танцам (от англ. social dance) принадлежат практики, где танец выступает прежде всего как повод для общения, которого сегодня не хватает, а также возможность развития и реализации личностного потенциала.

Большой популярностью среди современной молодежи во всем мире пользуются социальные латиноамериканские танцы, которые принято сокращенно называть сальса. Исследователи феномена сальсы выделяют ее коммуникативную, эмоциональную, информационную, социализирующую, рекреационную и психотерапевтическую функции. Практики и преподаватели сальсы отмечают, что увлечение сальсой, несомненно, может влиять на психологические особенности личности, в первую очередь проявляющиеся в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, к числу которых, безусловно, относятся общительность и агрессивность, а

4

также стили поведения в конфликте. Однако комплексных эмпирических исследований личности людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, и тех изменений, которые происходят на психологическом уровне под воздействием этого увлечения, ранее ни в отечественной, ни в западной психологии практически не проводилось.

Как важнейшие составляющие коммуникативной сферы личности общительность и агрессивность изучаются на основе системно-функциональной модели А.И. Крупнова,' в том числе в сравнительном аспекте и в сопоставлении с другими личностными характеристиками. Использование данного подхода позволяет раскрыть специфику как мотивационно-смысловых, так и регуляторно-динамических составляющих анализируемых свойств личности, особенности их психологической структуры, что необходимо для разработки программ психокоррекции и развития личности. Полагаем, что с помощью системно-функциональной модели возможно наиболее полно показать психологический потенциал сальсы как способа гармонизации коммуникативной сферы личности, что актуально с точки зрения как теоретической, так практической психологии.

Степень научной разработанности проблемы исследовании. Танец (танцевальные практики) как междисциплинарный феномен, в котором объединяются культура, музыка, движение, творчество и общение, традиционно привлекает внимание философов, искусствоведов и культурологов [Аверьянова 2006; Атитанова 2000; Воронин 2007; Жиленко 2000; Курюмова 2011; Осинцева 2002; Ромм 2006; Calvo-Merino 1997; Christensen 2013; Gordon 1909 и др.], музыкантов [Платонова 2012; Berrios-Miranda 2002; Boggs 1992; Steward 1999; Waxer 2002 и др.], психологов [Айламазян, Шувалова 2012; Каневская 2004; Соловьева 2007; Münsterberg 1914 и др.], психотерапевтов [Шкурко 2005; Bráuninger 2012; Ford 2013; Но 2005; Martinec 2013; Owen 2014 и др.], педагогов и педагогов-хореографов [Королев 2003; Фертик 2009; Фокина 2002; Фомин 2011; Юрьева 2001 и др.]. В отечественной психологии наиболее глубокий анализ танца как способа

преобразования личности человека, включенного в определенный культурный и социальный контекст, представлен в трудах A.M. Айламазян и ее учеников (H.A. Каминская, A.B. Карих, Т.С. Князева, Е.И. Ташкеева, Н.Ю. Шувалова). В работах данной школы феномен танца рассмотрен с позиций культурно-исторической психологии. В последнее время активно развивается направление, в рамках которого танец изучается в контексте психотерапии [Каневская 2004; Оганесян 2005; Шкурко 2005и др.].

Еще в самом начале XX века Г. Мюнстерберг проанализировал историю и роль танца в обществе с точки зрения психологии. В современной зарубежной психологии изучаются социальные, психологические и психокоррекционные аспекты различных танцевальных практик [Sanchez, Aujla, Nordin-Bates 2013; Tateo 2014]. Большое количество работ посвящено терапевтическим и психотерапевтическим возможностям занятий различными направлениями танца [Tseng, Fang, Lee 2014; Larsson, Frändin 2006; Vrduka, Ralic 2013]. Чаще всего в современных зарубежных исследованиях танец рассматривается в русле танцевально-двигательной терапии [Bräuninger 2012; Bunce, Hey land, Grogan, Padilla, Williams, Kilgariff, Woodhouse, Cowap, Davies 2014; Ford 2013; Ho 2005; Martinec 2013; Owen 2014].

Феномен социальных танцев, и в частности сальсы, с психологической точки зрения пока еще мало изучен. Зарубежные исследователи концентрируют свое внимание главным образом на музыке сальсы [Berrios-Miranda 2002; Boggs 1992; Rondon 2008; Santos Febres 1997 и др.], роли латиноамериканской культуры и танцев в развлечениях современной молодежи [Delgado, Mucoz 1997; Calvo Ospina 1997], анализируют специфику сальсы как танцевального стиля [Washburne 2002] и др. Тем не менее в зарубежной литературе встречается даже термин Salsiology [Boggs 1992], обозначающий науку о сальсе; проведены комплексные исследования сальсы как культуры танца и музыки, в которых показано, что она может функционировать и как вид межличностного общения, и как глобальное культурное явление [Pusnik,

Sicherl 2010].

В отечественной науке пока не было столь глубоких исследований социальных латиноамериканских танцев. Изучены ритуально-психологические и онтологические вопросы социальных танцев [Лисина 2012], их значимость в системе межкультурной коммуникации [Ткачук 2012], а также отдельные аспекты, связанные с музыкой сальсы [Платонова 2012], лингвистическими особенностями исполнителей латиноамериканских танцев [Сокольская 2011]; в ряде дипломных работ [Габдулхакова 2008; Тювина 2011] описаны некоторые психологические характеристики занимающихся социальными латиноамериканскими танцами.

Общительность и агрессивность как черты, относящиеся к коммуникативной сфере личности, активно исследуются на основе системно-функциональной модели [Волк 1996; Исаева 2008; Каргина 2005; Кнышев 2009; Крупнов 2007; Нечепуренко 2006; Новикова 2003, 2012а; Солонкина 1996; Шляхта 2009 и др.], в том числе и в сравнительном аспекте. Так, был проведен сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов [Нечепуренко 2006], сопоставлены индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза [Исаева 2008], раскрыта динамика соотношения общительности и агрессивности с социометрическим статусом студентов [Кнышев 2009]. Кроме того, общительность была рассмотрена в связи с другими параметрами коммуникативной сферы личности [Журавлева 2004; Корнева 2005; Павлова 1997; Солонкина 1996].

В зарубежной и отечественной психологии наибольшее распространение получила двухмерная модель поведения в конфликте К.Томаса [Анцупов 1996, 2009; Гришина 2005; Донцов 1980; Емельянов 2005; Леонов 2002, 2005; Pectival, Smitheram, Kelly 1992; Thomas, Kilmann 1974]. В зарубежной психологии стили поведения в конфликте активно изучаются в соотношении с типологией личностей Майерс-Бриггс. В ряде отечественных работ были показаны связи этих стилей с различными

личностными особенностями [Давыдова 2008; Кишко 2003; Леонов 2002, 2005], а также с ответственностью и конфликтностью личности, рассматриваемыми с точки зрения системно-функциональной модели [Свириденко 2007]. Исследований соотношений стилей поведения в конфликте с общительностью и агрессивностью, трактуемыми в русле системно-функционального подхода, пока проведено не было.

Таким образом, проблема данного исследования определяется недостаточной изученностью психологического потенциала современных социальных латиноамериканских танцев как способа проведения досуга, формы коммуникации и развития личности современной молодежи, с одной стороны, и необходимостью практического использования возможностей физического, эстетического, творческого, психологического

самосовершенствования человека, которые несет в себе данное увлечение, - с другой. В работе эта проблема рассматривается на примере психологических характеристик, относящихся к коммуникативной сфере личности (общительность, агрессивность, стили поведения в конфликте), которые, как предполагается, в наибольшей степени и проявляются, и изменяются у представителей интересующего нас танцевального направления.

Объект исследования общительность, агрессивность и стили поведения в конфликте как составляющие коммуникативной сферы личности.

Предмет исследования психологическая специфика коммуникативной сферы личности (общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте) молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, по сравнению с теми, кто не имеет такого увлечения.

Цель исследования выявить и сравнить психологические особенности выраженности, психологических структур и соотношений общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте у людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами; определить наличие и характер изменений в коммуникативной сфере личности, которые

происходят под воздействием данного увлечения.

Основные гипотезы исследования.

1. Социальные латиноамериканские танцы (сальса) обладают психологическим потенциалом в сфере творческого развития и самосовершенствования личности, занятия сальсой позитивно влияют на гармонизацию коммуникативной сферы личности и ведут к положительным сдвигам в образе жизни современной молодежи.

2. Молодые люди, увлекающиеся сальсой, отличаются от молодых людей, не имеющих подобного увлечения, более гармоничным развитием и структурой общительности и агрессивности, рассматриваемых с помощью системно-функциональной модели.

3. Молодым людям, увлекающимся социальными латиноамериканскими танцами, свойственны более конструктивные стили поведения в конфликте (прежде всего, сотрудничество и компромисс).

4. Соотношения общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте имеют психологическую специфику в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1) на основе обобщения и систематизации междисциплинарных исследований танца и сальсы раскрыть психологические возможности социальных латиноамериканских танцев в гармонизации и развитии коммуникативной сферы личности, которые могут реализовываться как в процессе увлечения данным видом проведения досуга, так и в ходе специально организованной психологической работы в русле различных видов танцевально-двигательной и телесно ориентированной терапии;

2) определить специфику проявления и психологических структур общительности и агрессивности как системно-функциональных свойств личности в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой;

3) установить доминирующие стили поведения в конфликте и особенности их соотношения с общительностью и агрессивностью в двух изучаемых группах;

4) выявить изменения, происходящие в образе жизни, и особенно в коммуникативной сфере личности, под воздействием занятий сальсой;

5) разработать рекомендации по оптимизации коммуникативных особенностей личности (на примере общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте) с использованием психологического потенциала социальных латиноамериканских танцев.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили принципы системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности [Абульханова-Славская 1991; Ананьев 1980; Анцыферова 1982, 1990; Базылевич 1998; Барабанщиков 2003; Голубева 1993; Коссов 1997, 2000; Ломов 1984; Небылицын 1976, 1990 и др.]; концепция системно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности [Крупнов 2006, 2013], реализованная в целом ряде исследований разных свойств личности [Ершова 1999, 2009; Зиньковская 1999, 2007; Кудинов 1994; Новикова 2013; Прядеин 1999; Стакина 2006; Фомина 2002 и др.], в том числе общительности [Агапова 2010; Бабаев 2005; Волк 1996; Жемчугова 1987; Закамская 2007; Зарембо 2011; Кокарева 1989; Корнева 2005; Костакова 2008; Кудинов 2009; Павлова 1997; Ян Бинь 2004 и др.], агрессивности [Крючкова 2010; Нечепуренко 2009а, 20096 и др.], и в сравнительных исследованиях различных свойств и качеств личности [Акимова 2010; Алейкин 2012; Бакова 2009; Журавлева 2004; Исаева 2008; Каргина 2