Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Национальное самосознание социально активной части молодежи и его функционирование в условиях независимости Узбекистана (социологический анализ)

Автореферат по психологии на тему «Национальное самосознание социально активной части молодежи и его функционирование в условиях независимости Узбекистана (социологический анализ)», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Отамуратов, Сарвар Садулл
Ученая степень
 кандидата социологических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Национальное самосознание социально активной части молодежи и его функционирование в условиях независимости Узбекистана (социологический анализ)"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ИМ. МИРЗО УЛУГБЕКА

На правах ру»

ОТАМУРАТОВ САРВАР САДУЛ7 с

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОГ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЧАСТТ. МОЛОДЕЖИ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ УЗБЕ) ТАНА (социологический ана.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 19.00.05 — Социальная т. чя,

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ь .»логия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

ТАШКЕНТ — 2000

Работа выполнена на кафедре социологии факультета социально-политических наук Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент

УБАЙДУЛЛАЕВА РАИСА ТУРСУНОВНА

Официальные оппоненты; доктор философских наук,

профессор

ЧАМКИН АНВАР СЕРГЕЕВИЧ

кандидат философских наук, доцент ХОЛБЕКОВ АБДУГАНИ ЖУМАНАЗАРОВИЧ

Ведущая организация: Самаркандский Государственный

университет имени Алишера Навоий

Защита состоится < /)~» IX 2000 г. в » часов на заседании разового Специализированного Совета К. 067.02.11 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук при Национальном университете Узбекистана им. Мирзо Улугбека. (Адрес: 700095, г. Ташкент, ВУЗгородок, факультет социально-политических наук.)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Автореферат разослан » UKU& 2000 г.

Отзывы на автореферат (в^двух экземплярах), заверенные печатью, просим направлять ученому секретарю по адресу: 700095, г. Ташкент, ВУЗгородок, факультет социально-политических наук, 505 комната.

Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат психологических наук, доцент

Г.Г. ТУЛЯГАНОВА

Общая характеристика диссертации.

Актуальность темы исследования. За короткий исторический период обретения независимости в Узбекистане осуществлены масштабные задачи по переходу к цивилизованной рыночной экономике, строительству национальной государственности, возрождению духовности и развитию национального самосознания узбекского народа. Важным достижением является и ещё то, что за годы независимости узбекский народ стал не только хозяином своих материальных и духовных ценностей, но он также сумел стать полноправным субъектом в мировом цивилизационном процессе.

Следует подчеркнуть, что в целях осуществления намеченных задач Узбекистан разработал собственную модель строительства демократического общества. Отличительными особенностями механизма осуществления поставленных задач являются национальное духовное возрождение, возвращение народу подлинной истории, культуры и па этой основе дальнейшее развитие национального самосознания. Президент нашей страны П.Л.Клрнмов указывал, что «возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возвращение к духовным истокам народа, его корням.»1

В процессе духовного возрождения народа особое место принадлежит воспитанию н развитию национального самосознания сегодняшней молодежи страны. Ибо будущее нашего государства и узбекской нации, её место в мировом развитии во многом зависят от служения нашей молодежи на благо своей Родине, народу, высокого уровня сознательности и социальной активноеги.

Воспитание молодежи и развитие её национального самосознания необходимо и для сохранения социально-политической стабильности, дальнейшего национального развития узбекского народа, а также предотвращения влияния различного рода идеологического, религиозного экстремизма, фундаменталнстическнх течений. Ибо, как показал террористический акт, произошедший 16 февраля 1999 г. в г. Ташкенте, ослабление и недостаточное внимание воспитательной работе среди молодежи могут привести к самым серьёзным непредсказуемым последе Iпням не только в материальном плане, но пагубно повлиять на национальное развитие. Как подчеркнул Президент нашего государства И.Л. Каримов «когда молодые люди, вступающие в жизнь, не могут определить своих конкретных целей в жизни, семье и коллективе, это приводит их к потере чувства уверенности в себе, своего

1 Каримоп Н.А. Узбекистан ни пороге XXI веки ?тр01и беэотшжосга, условия н гархитин прогресса. Ташкент: «Узбекистан«*, 1997, етр.131

призвания и своего места в обществе. Такой человек зачастую сразу сталкивается с всевозможными проблемами, поддается отрицательным влияниям, трудно идет процесс становления его как личности.»1

В этом теоретико-методологическом положении, на наш взгляд, сконцентрирована основная задача, которая заключается в острой необходимости изучения проблемы функционирования национального самосознания молодежи и определение тенденций его развития в условиях независимости нашего государства.

Актуальность исследования данной темы обусловлена ещё и тем, что процесс развития национального самосознания происходит очень трудно, противоречиво и порой приводит к противоположным результатам. В частности, с одной стороны к усвоению молодежью национального, культурного наследия, возрождению национальных традиций, обычаев и ценностей, которое сильно воздействует на рост национального самосознания молодежи, что в свою очередь стимулирует национальное развитие вообще. С другой стороны этот процесс носит односторонний характер. Молодежь недостаточно активно ставит культурное достояние на уровень современных требований. В научной литературе, в различных статьях, а порой в практической деятельности воепшательных учреждений встречается односторонний подход к оценке роста национального самосознания молодежи. Так, в большинстве случаев выдвигается концепция, доказывающая, что усвоение национального культурного наследия, возрождение национальных традиций, обычаев и ценностей составляет единственный фактор роста национального самосознания, что в конечном счете такой подход приводит к национальному нигилизму и ограниченности.

Исследование проблемы функционирования национального самосознания требует определения роли молодежи, а особенно её социально актинией части в общенациональном развитии, укреплении независимости и в строительстве демократического общества в нашей стране.

Вышеизложенное говорит о том, что исследование проблемы национального самосознания важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения. И, поэтому изучение данной проблемы представляется одним из важных вопросов национального развития в целом.

Степень разработанности проблемы. Проблема сущности национального самосознания и его роли в национальном развитии была в центре внимания ученых. Однако, в условиях бывшего тоталитарного советского строя изучение данной проблемы преследовало две цели: во-первых - это ограничение развития национальных особенностей,

' ЬГаричюв Н.А. Идеология - это «(¡ъиншиопш£ флаг нашиц общества, государства.- Правда Бостока, 13 нюня 1998 г.

л

осознания теми или иными нациями и народностями самих себя как реальной этнической общности. Эти рамки ограничивали исследования проблемы, и не допускали пропаганды национальных ценностей и идей; во-вторых, национальное самосознание рассматривалось не как фактор национального развития, а как проявление «национализма», способствующего развалу советского строя и разделению «единого» советского народа. Что касается социологического аспекта, то обзор литературы по данной проблеме показал, что в условиях бывшего советского строя не было написано ни одной научной статьи, посвященной проблеме развития и функционирования национального самосознания общества вообще и молодежи в частности.

Все это понятно, ибо привлечение внимания к существованию и развитию национального самосознания не отвечало интересам тоталитарного советского строя. Только лишь с обретением своей независимости в Узбекистане появилась возможность объективного изучения данной проблемы. Отрадно отметить, что за годы независимости нашего государства защищены докторские и кандидатские диссертации, написаны научные статьи по различным аспектам национального самосознании.

В целом, защищенные диссертационные работы и научные статьи по проблеме национального самосознания в нашей стране можно разделить на две группы.

В первую группу входят работы Лбдурахманова Ф.Р., Абднраззакова A.A., Атамуратовя С.А., Ачнлднева A.C., ъекмуродова М.Б., Газнева З.Г.. Джалолова A.M., Джураева С.А., Каднрова А. К., Мухаммазберднева О.Б., Пулатова Х.П., Тунчнепа R.T., Фан ¡улласва Т.Ф., Ханазарова К.Х., Хужамуродоиа И.Р., Эргашева Н.Э., Юсупова Э.Ю. и других.

В исследованиях вышеуказанных авторов изучены различные аспекты проблемы национального развития в условиях независимости, такие как: понятие, структура национального самосознания, роль духовных факторов в разпишн национального самосознания, сзанмоденсише национальною самосознания и национальной культуры, процесс формирования новой политической системы, возрастание национальных интересов и их значение в национальном развнпга и другие.

Изучение проблемы развития национального самосознания наций и народностей стало одним нз приоритетных направлений не только в странах СНГ, но и в самых развитых странах мира. Ибо, достижение высокого уровня в материальной и духовной сферах не сняло с повестки дня национальные проблемы, наоборот, возрастание национальных интересов подняло данную проблему на новый качественный уровень. Развитие национального самосознания наций и народностей происходит ь связи с материальными условиями жизни, но каждый народ деятельно

стремится к обретению собственных духовных истоков. Поэтому изучение данной проблемы будет актуально, до тех пор пока существуют нации.

Во вторую группу входят работы Э.Х. Бабамуродова; Дж.Б. Бахранова; Р.З. Жумаева; A.A. Жураева, И.М. Каримова; Д.А. Рахимбаезой; И.С. Саифназарова; Ф.С. Солиевой; Н.Т. Умаровой; Б.А. Фарфнева, и др. В работах вышеуказанных авторов нашли отражение новые аспекты в исследовании содержания, роли п значения духовного обновления и изменения психологии общества и молодежи, процесса формирования политического лидера в условиях осуществляемых социально-политических реформ в Узбекистане, особенности формирования государственной политики Республики Узбекистан в переходный период, проблемы формирования и укрепления политической системы Республики Узбекистан, проблемы национального и общечеловеческого в сознании личности.

Раскрывая сущность молодежной политики бывшего советского тоталитарного строя, авторы этих работ сумели научно-теоретически обосновать процесс «превращения» молодежи в служителей интересов существующего строя. В данных исследованиях на достаточно высоком теоретическом уровне раскрываются роль и значение государственной независимости, перспективы формирования и развития нового политического, экономического и социального мышления молодежи Узбекистана.

Среди вышеуказанных исследований близки проблемам, поднятым в нашей диссертации, работы Э.Х. Бабамурагова, Дж.Б. Бахранова и Д.А. Рахнмбаевон. Хотя в данных работах специально не рассматриваются вопросы национального самосознания социально активной части молодежи и процессы его функционирования, тем не менее затрагиваются некоторые аспекты проблемы. В частности, диссертационное исследование Э.Х. Бабамуратова посвящено выявлению взаимозависимости духовного обновления общества и кардинальных изменений общественной психологии узбекской молодежи в условиях суверенитета республики и становления рыночных отношений. Цель исследования Дж.Б. Бахранова заключается в раскрытии государственной политики независимого Узбекистана по развитию национального самосознания личности, а также разработка концепции обратного воздействия человека на решение проблем обновления нашего общества, поэтапно входящего в демократию. В работе Д.А. Рахнмбаевон изучается реальное содержание национального своеобразия процесса обретения Республикой Узбекистан независимости с учетом региональных особенностей, дается анализ тенденций и лнгамнкн развития семейно-бытовых традиций, их места и роли в

формировании национального самосознания молодежи в современных условиях.

Таким образом, можно сказать, что хотя за годы независимости нашего государства защищено несколько докторских и кандидатских диссертаций, опубликован ряд научных статей, пока ещё нет работы специально посвященной проблеме национального самосознания социально активной части молодежи и его функционирования в современных условиях. Кроме того, к сожалению, процесс изучения молодежных проблем отстает от потребностей общества, развития национального самосознания и возрастания роли молодежного фактора и условиях укрепления государственной независимости Узбекистана.

Конечно, данные проблемы очень многогранны и сложны, но ппопесс ¡¡¡¡¡енспвного национального развития в целом, развитие национального самосознания в частности, требуют последовательного и глубокою изучении в деятельное!ном социологическом аспекте. Ибо, ослабление внимания к пои проблеме может отрицательно повлиять на процесс национального духовного возрождения узбекского народа.

Объект и предмет исс.чечопания. Объектом диссертационной работы является социально акцизная часть узбекской молодёжи до 29 лет. Это такие ешё немногочисленные группы молодёжи, которые устремлены на позизние и преобразование общества, на участие в политической жизни. К их числу принадлежит члегь сту дентов, служащих, предпринимателем. Выборка случайная, райоз nipona иная.

Всего было опрошено 1020 человек. Из этого количества собранных анкет только 9S4 были признанными пригодными для обработки и анализа.

Предметом исследования является процесс функционирования национального самосознания социально активной части молодей:«, тенденции его развития и роль в национальном возрождении в условиях государственной независимости.

Гннотезз исслечопания.

Предполагаете!:. uto национальное самосознание исследуемой молодёжи находится на начальном этапе формирования, что обуславливает ею неусюйчнносчь и недостаточную социальную акт nniiocib.

В i Jp\Kiype национального самосознания социально активной части узбекской молодёжи, на чаш взгляд, преобладают традниионно-ре.шнкнпые пенносш и не сформированы современные понятия национального равития общества.

I Ь.мы» диссер; анионного иссле ювания является определение сот! о кул ы) рных особенное i ей функционирования национал ьног о самосознания социально активной части молодежи в современных >с.(«инк.\ i! выявление тенденций с: <> раз;.-и п.'". Нл >юн «а «г д^.'ьясГгц'е-.-

развитие теории национального самосознания. Определение степени сформированности конструктивных стереотипов самосознания социально активной части молодежи и разработка практических выводов о путях развития.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Уточнение дефиниций понятий «национальное самосознание», выделение его типов и раскрытие их особенностей;

2. Выяснение значения национального самосознания в формировании духовного мира социально активной части молодежи;

3. Определение социокультурных особенностей национального самосознания исследуемой молодежи;

4. Разработать программу и провести эмпирическое социологическое исследование типов национального самосознання опрошенной молодежи н выявить доминирующие тенденции его развития;

5. По материалам эмпирического исследования выяснить основные проблемы (противоречия) развития национального самосознания социально активной части молодежи п разработать практические рекомендации по их разрешению;

6. Выяснить стереотипы национального самосознання социально активной части молодежи в условиях независимого развития общества;

7. Определить уровень развития национального самосознання опрошенной молодежи о-условиях переходного состояния общества и уточнить пути его роста;

8. Показать роль и значение национального самосознания социально активной части молодежи в укреплении государственной независимости Узбекистана и поступательном развитии общества.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретико-методологической основой работы явились концептуальные положения выдвинутые в произведениях, докладах и выступлениях Президента нашего государства И.А. Каримова об особенностях национального развития узбекского народа в условиях перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу, о духовно-нравственных основах национального возрождения, о роли и значении воспитания молодежи в духе патриотизма, преданности своему народу н о необходимости развития национального самосознания молодежи.

Для обобщения и дальнейшего обогащения концептуальных положений, выводов, заключений и при разработке конкретных предложений по исследуемой проблеме в диссертации широко опирались на труды мыслителей Центральной Азии, современных социологов, политологов, философов Узбекистана, на данные официальной государственной статистики, на материалы научно-

теоретических конференций, проведенных в Узбекистане, а также на опубликованные научные материалы в журналах СНГ.

Непосредственно теоретико-методологическим подходом исследования являются системный метод и структурно-функциональный анализ национального самосознания, позволившие выявить основные его элементы, образующие целостный духовный склад самосознания социально активной части молодежи.

Эмпирической и информационной базой диссертации являются данные эмпирического социологического исследовашш, проведенного нами в 1995, 1998 и в 1999 годах в учебных заведениях и учреждениях города Ташкента, Самарканда, Карши и Ургенча. Объектом исследования явилась студенческая молодежь, слушатели Академии Государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан и Банковско-финансовой Академии Республики Узбекистан, служащие государственных учреждении и др.1

Методика сбора и обработки данных. Сбор информации осуществлялся на основе метода опроса (анкетирования) респондентов.

В анкете содержится 33 индикатора. Основными из них считаются 10. В каждом из этих индикаторов содержались ответы на поставленные вопросы, отражающие те га иные черты типов национального самосознания, т.е. черты традиционного, религиозного, рационально-прагматического и рационально-гуманистического типов. Выделяя их респондент тем самым отдавал предпочтение тому или иному типу национального самосознания.

В диссертации использовались два способа обработки данных: первая - выявление процентного соотношения выделенных респондентами индикаторов в общем объеме опрошенных респондентов; вторая - бальная система оценки индикаторов. На основе выделения (по важности) 10 самых главных индикаторов по типологии национального самосознания мы рассчитали общее количество баллов: за первое место в шкале ценностных ориентации давалось 3 балла, за июрое месю - 1 балл, за третье место - 0 баллов.

В диссертации представлены обобщенные результаты проведенного анкетирования.

Надежность и обоснованность полученных ответов на вопросы обеспечивается: 1) содержанием в аикею взаимодополняющих вопросов, которые помогают проверять ответ респондента но последовательности и логичности; 2) двумя ме>одами обработки информации, данные по которым должны давать один результат.

' Мгс-^оомми* нисмл» мсллт-юм.'Яэтсртгагмгаы^гй ырмгггу к аыборкя Лил иглгкяя. Счгллл*» VI»« п^пт; 1 >-гт опрошеишл ркпшипля пстис.1 ю р*д.*аг«а (пл^инш гуугл1 ммодт У^Ьиктао. Оп*о*т состаек-1* ] " IV А. ла. СХагш. ■ пиля о ран ршргктпшмт кнфоуммшн ж

Научная новизна диссертационной работы определяется следующим образом:

- на основе категориального анализа дано социологическое определение понятия «национальное самосознание»;

- представлена типология национального самосознания, выделяются следующие типы: традиционный, религиозный, рационально-прагматический и рационально-гуманистический;

- на основе анализа результатов социологического опроса определена роль национального самосознания в формировании духовного мира социально активной части молодежи;

определены социокультурные особенности национального самосознания социально активной части узбекской молодежи;

- представлен анализ процесса функционирования национального самосознания, тенденции его поступательного развития, определены существующие проблемы и пути их решения;

- выявлен традицнонно-релнгиозный тин национальною самосознания, присущий социально активной части узбекской молодежи в современных условиях, обоснована ею взаимосвязь и взаимодействие с другими социальными процессами;

- определены факторы влияющие на развитие национального самосознания опрошенной молодежи в условиях независимости, и выражающиеся в социокультурных чер!ах молодежи;

- показано важное значение развития национального самосознания социально активной части молодежи в укреплении государственной независимости и в утверждении «нации» как реального субьекта инвплнзационпого процесса;

на базе выявления стереотипов национального самосознания присущих исследуемой молодежи определены наиболее влиятельные содержательные компоненты формирующейся национальной идеи;

- на основе социологической теории развития национального самосознания разработана программа специального эмпирического исследования «Приоритеты национального самосознания молодежи» и вопросник-анкета «Развитие и особенности функционирования национального самосознания узбекской нации в условиях государственного суверенитета»;

- в анкетном опросе по проблемам развития и особенностей функционирования национального самосознания молодежи были исследованы традиционный, религиозный, рационально-прагматический и рациоиально-гуманистическнй типы национального самосознания.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Научные выводы и результаты диссертационного исследования но проблемам национального самосознания социально активной части

молодежи н его функционирования в условиях государственной независимости Узбекистана могут быть использованы в дальнейшем развитии социологической теории национального самосознания, определении его места и значения в национальном развитии. Кроме того, результаты диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности государственных и общественных организаций, занимающихся непосредственно воспитательной работой среди молодежи, в учебном процессе в Высших учебных заведениях по ку рсам теоретической и прикладной социологии, социологии политики и других общественных дисциплин, а также в подготовке руководящих кадров. Результаты социологических исследований могут быть применены в разработке программ молодежной политики в целях её совершенствования с учетом происходящих событий в общественном развитии и потребностей развития общества.

На запит- выносятся следующие положения:

1. Национальное самосознание в формировании духовного мира социально активной части молодёжи определяется не только как фактор закрепляющий и развивающий традиционные ценности, но и как фактор превращения в полноправного субъекта цивнлизацнониого процесса.

2. Сформированного» и качество национального самосознания определяют характер и направление трудовой, общественно-политической и духовной деятельности социально активной части молодёжи.

3. Определение доминирования традиционно-религиозного типа национального самосознания социально активной части молодёжи нацеливает на работу по формированию у молодёжи более здекватного современности рационально-прагматического типа национального самосознания.

4. Рост национального самосознания зависит от того насколько успешно будет решена задача сочетания культурных ценностей, с потребное■ нмн развития общества па рыночной основе.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к лишне на заседании кафедры социологии факультета социально-политических наук Национального университета Узбекистана им. Мнрзо Улугбека. Диссертационная работа обсуждена на научно-теоретических семинарах, проведенных на базе кафедры социальной психологии Ташкентского экономического университета, кафедры обшей психологии Ташкентского Государственного педагогического университета им.Низамн и кафедры психологии Национального университета Узбекистана.

Отдельные разделы и выводы диссертационного исследования были изложены в наших выступлениях на Республиканской научно-

и

теоретической конференции, проходившей 11-12 ноября 1994 года, по теме «Идеология национальной независимости: истоки, проблемы и пути реализации», на научно-теоретической конференции посвященной 75-летию ТашГУ. Кроме того, отдельные положения были опубликованы в научных статьях: «По велению времени», журнал «Жизнь и экономика», №11, 1991 год; «Иктисодий химоялаш керакми?», журнал. «Хаёт ва иктисод», №2, 1992; «Ватан манфаати нулида», журнал «Иктнсод ва хисобот», №9, 1993 год; «Миллий узлигнни англаш ва унннг узига хос хусусиятлари», журнал «Олий уцув юртларн ахборотн ижтимоий-гуманитар фанлар», №1, 2000 год; «Национальное самосознание и особенности его функционирования в Узбекистане», журнал «Ижтимоин фикр», №1-2, 2000 год и др.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего программу эмпирического социологического исследования: «Приоритеты национального самосознания молодежи» и анкету: «Изучения развития и особенностей функционирования национального самосознания узбекской нации в условиях . государственного суверенитета».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень её разработанности в научной литературе, определяются цели и задачи, а также методологическая и теоретическая база, описана эмпирическая и информационная база, подчеркивается научная новизна, теоретическая и практическая значимость достигнутых результатов.

В главе первой «Национальное самосознание как основа духовного возрождения народа» мы сформулировали два параграфа.

В первом параграфе - «Понятие национального самосознания, его типы и механизмы функционирования» проводится анализ понятия национальное самосознание. Рассматриваются позиции различных авторов, как западных, так и отечественных. Так, известный ученый, профессор Х.П. Пулатов писал, что «Если наше национальное самосознание приобретает научно-практическую окраску и поднимается до уровня руководства социальным движением, мы называем это иациоиалыюй идеологией» (1991г.). С.А. Атамуратов в своей работе стремился обосновать, что национальное самосознание является одним из ведущих признаков нации (1991г.) А.С. Ачнлднев считает, что «национальное самосознание есть система представлений нации о самой себг как едином и индивидуальном целом, объединенном общностью территории, социально-экономических и культурных связей»(1994г.).

A.A. Абднраззаков пишет, что «национальное самосознание — это процесс связывания национальных интересов с проблемами экономического, политического, социального, духовного развития нации с общенациональными, региональными интересами и задачами»(1995г.). Д/К.Б. Бахранов считает, что «самосознание личности является ядерной структурой национального самосознания вообще»(1997г.).

Опираясь на идеи вышеуказанных авторов, мы даём следующее определение: Национальное самосознание - это понимание представителями наннн самого себя как субъекта социального процесса на основе принадлежности к определенной этнической общности, государству через единую национальную духовность, язык, традиции, обычаи, ценности, а также отношение к представителям других этносов, к их достояниям.

Критерием степени развития п качественного своеобразия национального самосознания является «консолидирующий духовный фактор» (понятие введено диссертантом), объединяющий нацию и определяющий его специфику. Этот фактор, не проявляется явно в простых жизненных ситуациях в периоды стабильности. Однако, в периоды потрясений (социально-экономических, особенно духовных кризисов), он вырисовывается достаточно четко, проявляясь в желании определенной нации сохранить и развивать свою культуру, язык, обычаи, традиции н.т.п., не слиться с другой чужеродной культурой, сохранить самобытность, начиная с государственной независимости, кончая бытовыми устоями.

Консолидирующий духовный фактор вбирает в себя совокупность элементов, без которых невозможна целостная характеристика национального самосознания. Это национальная культура (литература, искусство, творчество, язык традиции, обычаи), этнко-эстетнческне представления, психический склад нации, целеполагание.

На основе этих охарактеризованных элементов (национальная культура, этико-эстетические представления, психический склад нации и целеполагание) консолидирующего духовного фактора, можно выделить IV типа национального самосознания, которые отличаются друг от друга: во-первых, по уровню эволюционного развития (от низшего к высшему); во-вторых, доминирующими духовными элементами: ценностями и др., которые и определяют их специфику-; iv третьих, по уровню социально-экономического и политического развития нации.

Таким образом, выделяются IV типа национального самосознания; I) традиционный; II) религиозный; III) рационально-прагматический; 1\") рационально- гуманистически и.

Традиционный тип проявляется в преобладании традиционных ценностей и норм культуры, религиозному н рационально-

прагматическому типам характерны соответственно религиозные и прагматические ценности. Рационально-гуманистические ценности начинают входить в самосознание нации, идет процесс осознания приоритетности таких гуманистических ценностей, как охрана биосферы н социума человека.

Теория эволюции национального самосознания, изложенная в диссертации, может служить методологическим основанием анализа этого сложного феномена. Опираясь на эти положения, мы пытаемся раскрыть особенности функционирования национального самосознания в Узбекистане.

Второй параграф «Функции национального самосознания в переходном состоянии общества» носвяшен функциональному анализу национального самосознания в современных условиях.

Мы считаем, что национальное самосознание, полнфункшюнальное явление. Наиболее полно раскрывает функции национального самосознания К.Н.Хабибулпн (1977г.). Он выделяет пять функций. Приспособительную Функцию, выражающуюся в адашацни индивида к системе норм и ценностей данной национальности, в способности «пграть роль» в процессе социализации личности под влиянием сложившихся суждений, установок, обучения на основе принципа преемственности явлений общественного сознания. Зашит ную функцию, которая характерна любой системе. Национальное самосознание имеет свои защитные механизмы в виде определенных соцнально-пснхологнчсских «барьеров» и «шлюзов». Как волевое стремление, направленное на сохранение национальных ценностей, защиту национальных интересов, ограждения национального достоинства от ущемления внутри или извне, оно обслуживает тенденцию развития нации, проявляясь через национальные чувства. Выделяется также ценностно-экспрессивная ф\нкиия национального самосознания. Она характеризует национальное самосознание со стороны динамики его протекания, обеспечивая стихийный контроль над преемственностью элементов национальной культуры, обычаев и традиций, ла функция проявляет себя в различных неконтролируемых ситуациях в виде чаяний, надежд и ожиданий. Функция фиксируется в состоянии настроения национальных популяций, в эмоциональном отношении к языку, ценностям национальной культуры и.т.д. Познавательная функция в ряду других функций проявляет себя в установлении сходства себе подобным, в усвоении нравственных качеств народа, познания его достоинств и недостатков, в установлении отношения личности национального к интернациональному, в тенденции к самопознанию, составляя важнейшую основу национального самосознания.

Регулятивная функция способна нейтрализовать отклоняющиеся от своего сущностного свойства проявления национального самосознания.

Эта функция выражает способность носителя самосознания моделировать будущие возможные ситуации и предполагать результаты деятельности.

В целом .мы разделяем точку зрения касательно функций национального самосознания, которая и сегодня не потеряла своей методологической значимости. Однако, вместе с национальным развитием в бывшем СССР и в мире в целом, появляются новые функции. Свидетельством этого служит тот факт, что несмотря на достижение человечеством высокого материального и интеллектуального развития, ни одна даже самая малочисленная паипя не «ассимилировалась» с другими.

Причиной этого является преемственность поколений, т.е. передача национальных достижений новому поколению и воспитание их и духе национальных духовных ценностей. Говоря о таком важном факторе, как национальное чувство и его генезисе, Президент нашего государства И.Каримов отметил, что «национальное чувство для человека естественно, потому что оно унаследовано ог родителей, выражено в первом слове ребенка, обращенном к матери, отцу, ко всему миру. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать настоящего человека, патриота своей Родины, воспринимающего свой народ равноправным среди всемирного сообщества наций».1 Вследствие этого наряду с указанными К.Н.Хабибулииным функциями, следуют включить воснитательимо, консолидирующую и сошла тельную функции.

В современных условиях, когда национальный фактор стал одним из ведущих факторов в общественном и социальном развитии, роль последних возросла как никогда. В данных условиях национальное самосознание начало выступать в качестве жизненно важного средства самоопределения и саморегуляции как личности, так и общественной системы в целом.

Оно не только включает в себя накопленный «багаж» поведенческих норм, традиций, обычаев и системы взглядов, которые оказывают большое воздействие на формирование идеалов, вкусов, интересов, ценностных ориентации и устремлений людей. Современный процесс «оживления» экономической и политической деятельности во многом связан с консолидацией людей во имя созидания нового общества.

Национальное самосознание не только познает окружающий мир и регулирует поведение человека. Оно, чтобы выжить в условиях меняющейся действительности, способно вырабатывать новые нормы, ценности и стереотипы, оптимальные на данном этапе развития общества. Тем самым внося свой вклад в общечеловеческую кулыуру,

' Каримов НА. У)Г*кнст1н: национальная шгмшисимость, -жяжомика, паиггпю. ндеатотя. Ташхскт. «Уюекистш», 1993, Oil).

национальное самосознание утверждает народ в качестве полноправного субъекта мирового исторического процесса.

Именно эта созидательная функция менее всего исследована. Она стоит в центре внимания нашего эмпирического социологического исследования, целью которого явилось определение степени сформнрованности конструктивных стереотипов национального самосознания, их значения в современном реформировании общества и основных тенденций их развития.

Важнейшей из функций является также консолидирующая функция, то есть национальное самосознание выступает основополагающим, но не единственным фактором единения и сплочения этнической общности, а также существования нации. Нация идентифицируется посредством национального самосознания.

Вторая глава диссертации «Формирование национального самосознання социально активной части молодежи и тенденции его развития» напнеана на основе материалов эмпирического исследования, проведенного нами, и состоит из трех параграфов.

Первый параграф данной главы «Социокультурные особенности национального самосознания социально активной части молодежи» посвящен исследованию специфических особенностей национального самосознания исследуемой молодежи.

Мы считаем, что социокультурные особенности - это система чувств, норм, ценностей, образа мышления, отражающая традиции, обычаи и уклад жизни людей н выражающаяся в духовном складе личности и народа в целом.

В диссертации исследован духовный склад личности выражающийся в стереотипах сознания, которые мы пытались вычленить на основе системного анализа самосознания, представляющего целостность чу вств, норм, ценностей и мышления, человека или группы. Стереотипы сознании определялись на основе совокупности отношения к различным ценностям, определяющим смысловое содержание сознательной деятельности человека.

К ним относятся: отношение к семье; отношение к религии; отношение к коллективу; отношение к делу; отношение к закону; отношение к другим нациям; отношение к другим государствам; отношение к знанию, науке; отношение к традициям.

В данном параграфе диссертации приводится эмпирический анализ вышеуказанных факторов, выявляются социокультурные черты национального самосознання молодежи.

На основе данных исследования мы выявили следующие стереотипы национального самосознання молодежи.

Ориентация на семью в общественной деятельности приводит иногда к недостаточной гражданской ответственности, отсутствию инициативы и творческого отношения к делу.

Национальная принадлежность часто идентифицируется с религиозной верой. Поэтому национальные интересы понимаются узкорелигиозно. Общественные, национальные интересы недостаточно осознаются. Кроме того, духовные нормы и ценности зачастую носят отвлеченный от общественной деятельности характер, как «модное» веяние, не проникая в структуру самосознания и не определяя отношение к делу.

Индивидуально-личностное самосознание недостаточно развито, хотя и обнаруживается тенденция к росту самостоятельности, ответственности н предприимчивости. Молодежь ещё не осознает сферы приложения индивидуальной инициативы и принятия самостоятельных решений. Она не умеет пользоваться своими правами.

Отношение к коллективу, к приоритету общественных интересов над личностными недостаточно развито, что приводит к снижению эффективности совместного труда.

Рационально-логический уровень самосознания не связан с реально-практической жизнью, что обусловлено непониманием своих профессиональных обязанностей и круга деятельности, своих прав н потребностей в общественной жизни.

Второй параграф этой главы «Функционирование национального самосознания социально активной части молодежи в современных условиях» посвящен анализу уровня развития н особенностям функционирования национального самосознания'социально активной части молодежи. Для этого был проведен сравнительный анализ результатов лонгэтюдного исследования. Мы рассматривали не только теоретические аспекты, но и поэтапно провели социологический опрос одних и тех же групп (по признакам) через определенный период времени.

На данном этапе исследования основной вопрос заключался в выяснении ценностных ориентации, интересов, мотивов деятельности, взглядов, мнений об экономических, политических и культурных процессах, явлениях и.т.д.

Мы пришли к выводу о том, что исследуемой молодежи присущ традиционно-религиозный тип национального самосознания с явным преобладанием традиционных ценностей в структуре ценностных ориентации. Рационально-прагматические ценности имеют довольно высокий уровень развития в целом, но они ещё не стали частью самосознания социально активной части молодежи, проявляются фрагментарно, не последовательно, а порой выбраны из-за

привлекательности, модности и современности (имеют латентную «форму»).

Пользуясь процессом в се большего влияния религии на умы молодежи, определенные политические круги пытаются столкнуть её на противоправные поступки и деструктивные действия. В связи с этим важное значение имеет нахождение национальной идеи способной объединить молодежь в современное переломное время, направить её на созилание демократического общества с развитой экономикой и миролюбивой политикой.

Происходящие о мире процессы интеграции, консолидации различных наций и народов и их ценностей способствовал тому, что традиционные ценности тесно переплетаются с религиозными, рационально-прагматическими н.т.д. Поэтому при оценке национального' самосознании социально активной части узбекской

- ~ ■ I' ■ *

молодежи необходимо л)сходить: 1) из объективной реальности -совмещения в сознании- 'социально активной части молодежи традиционных ■ и религиозных ценностей; 2) из предпосылки - в различных регионах н возрастных группах приоритетность ценностей различна (иногда, довольно значительно); 3) из степени последовательности и целенаправленности ответов респондентов: 4) из социальной, возрастной, стратификационной структуры общества, влияющей на сознание.

Национальное самосознание социально активной части узбекской молодежи находится на стадии модернизации и перехода на новый уровень развития, когда основным консолидирующим фактором станут траднционно-раннональные ценности. Для этого необходимо и в дальнейшем проводить мониторинговые социологические исследования среди молодежи, чтобы на основе полученных результатов вырабатывать научные рекомендации по управлению развитием сознания и самосознания молодежи.

В третьем параграфе второй главы «Основные тенденции развития национального слмосошания социально активной части молодежи» мы попытались определить возможные содержательные компоненты национальной идеи, способные осуществить переход от чувств к рациональной постановке целей и выработке современных, гуманных способов их достижения.

Анализ результатов социологических опросов показал, что одной пз важных тсндешшй роста национального самосознания обследованной молодежи является стремительное усвоение ими национальных традиций, обычаев и ценностей. На наш взгляд национальные особенности, традиции, обычаи, ценности и отношения к ним данной категории молодежи являются не единственными признаками состояния и уровня развития национального самосознании.

Важными критериями уровня развития национального самосознания социально активной части молодежи, ¡громе вышеуказанных, является участие в осуществлении экономических реформ, стремление к укреплению экономической чошн страны, национальной п политической стабильности, усвоение научно-теоретических знаний и приобщение к ценностям мировой цивилизации.

Национальная нлея о путях повышения благосостояния нппота. •: приобшення культуры народа к мировым ценностям при общественно» стабильности и согласим может стать основным ск'ржнсм государственной нлеологии Республики Узбекистан в \\1 пеке Данная идея может способствовать росту национального самосошання молодёжи и утверждению рационально-прагматических ценностей п качестве доминирующих в построении демократического, гражданского общества с рыночной экономикой. Как справедливо писал Президент Узбекистана, - «...демократия - это не только теория или политический процесс, но п образ жизни народа с его менталитетом, традициями, особенностями культуры, психологии н.т.д... Демократия, не нашедшая места з культуре народа, не сможет стать и компонентом образа жизни. Для этого нужен достаточно длительный процесс подготовки и усвоения принципов демократии»'.

Национальное самосознание, таким образом, проявляется не только в периоды обретения национальной независимости, в виде противоречии между нациями, государствами во имя защиты интересов собственной нации, но и в периоды мирного развития, как понимание человеком места своего народа среди других наций ц путей его развития па протяжении длительной истории развития человеческой цивилизации и в современных условиях.

Круговая диаграмма ЛИ Традиционные ценности в шкале ценностных ориентации по категориям опрошенных

а Студенты 8ысшкх | учебных заведении j

ЭСлужзщие гэсудзостзениыж учреждении

"Студенты гуиеиитзоного

ПООфИЛЯ

а Студенты тедмичесжого профиля

ЯГ ооодсжие рвСПОИДйНТЫ

■ Сельские респонденты

' K.P...I— 1LA. У^ммсты* и* <мрт XXI

Как отмечал Президент Узбекистана И.Каримов: «...В сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического обшества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в мировое сообщество»1.

Круговая диаграмма Л г 2 Религиозные ценности в шкале ценностных ориентации по категориям опрошенных

1 ИСтуденты Высших учебных ааеедеиий

I '□Служащие 1 государственных

учреждений > □Студенты

гуманитарного 1 профиля ! □ Студенты , технического

просили ! В Городские ! респонденты

! ВСелиСкие 1 респонденты

Проведенный социологический опрос показал, что в сознании социально активной части узбекской молодежи традиционные и религиозные ценность идентифицируются. Опрос показал также, что большинство опрошенных молодых людей по некоторым вопросам отмечало как традиционные, так и религиозные ценности. Кроме того, в вопросах касающихся отдельных аспектов вышеукашнных ценностей большинство респондентов выделило лишь положительные стороны. Раиионально-прагматическне ценности ещё не нашли достаточно устойчивого положения в системе ценностных ориентации социально активной части узбекской молодежи. Хотя большинство опрошенных и выделяло их. однако вне логической последовательности. Фактор урбанизации, и состав населения играют значительную роль. Городской молодежи более близки рашшиалыю-прагматичсскне ценоости, в то время как сельской молодежи - традиционно-религиозные; для большинства молодежи нз числа управленческого аппарата характерны консервативные черты, в то время как студенты Высших учебных заведений выделяли, в основном, рационально-прагматические ценности. Таким образом, национальному самосознанию опрошенной узбекской молодежи характерен традиционно-религиозный тип с преобладанием традиционных ценностей (традиционные и религиозные ценности в разрезе ценностных ориентации опрошенных респондентов

Н.1 1И.У1 ИНН И Иры™ - 4 !•« .-.«-1 »-4 - |1"".ПГ

:n

представлены в круговых диаграммах .Yal, -У«2). Другой вывод -национальное самосознание находится на начальном этапе развития по типологии, предложенной нами. Вместе с тем среди такой возрастной категории молодежи как 24-29 лет национальное самосознание имеет тенденцию более значительного роста по сравнению с другими категориями опрошенных.

Это связано, прежде всего, с более непосредственным восприятием молодежью новых ценностей и норм, что проявляется в общественных процессах, и отличает их от взрослого населения. Следует отметить. что национальное самосознание в целом более консервативно, чем у .молодежи. Национальное самосознание молодежи находится з становлении и формируется в процессе воспитания. Поэтому следует формировать национальное самосознание молодежи в русле активно-деятельной защиты национальных интересов, творческого поиска новых форм подъема экономики и благосостояния общества.

Баллыгля методика опенки ценностных ориентации, примененная нами, показала в итоге: 19 баллов набрал традиционный тип национального самосознания, 12 баллов рационально-прагматический тип и 9 баллов религиозный тип национального самосознания (гистограмма №3). При этом прослеживается явное превалирование религиозных и традиционных ценностей- у сельского населения по сравнению с городским. Близки традициопно-религиозные ценности студе1|там Высших учебных заведений, молодежи Самаркандской и Кашкадарышской областей.

Гистограмма -Y«3

Анализ основных индикаторов

Баллы

Талы

Не развитость рационально-прагматических ценностей и приоритетность традиционных н религиозных ценностей в национальном самосознании опрошенной молодежи (см. гистограмму Л1>4) обращает внимание на необходимость большей практической ориентации молодёжи к повышению уровни образования, культуры, приобщение к науке. технике, к участию в политической жизни и производству материальных и духовных ценностей. Это в свою очередь будет способствовать гармоничному развитию национального самосознания и активизации деятельности молодёжи во всех сферах общественной жшни.

Гистограмма

Динамика развития национального самосознания молодежи

50.03 -40.С0 •

I !

Б % к евшему 32,00 |

ЧИ£Лу I . | | 1 ! ! |Г

опрошенных 2 0,0С ^ { ; г | Г,'

' 1 • - I 1 I | ' I

го.си - г ' ; *—; .. ' г-"'.

__^ I-

О.ОЭ -

7 ьаОиьиоьиыС Ь'ег^ги'лны.

________11

■пть гс.ы>

Тенденции развитии национального самосознании социально активной части .молодежи следующие:

11 все большее освоение национальных, традиционно-религиозных ценностей:

2) идентификации национального и религиозною, в сельских регионах у подавляющего большинства;

3' началось формн1)ованпе ранноналыю-нрагчагическнх ценностей и личностного отношения к социальным процессам, иыражаюнк-еси ь попе нн 1С роса молодежи к- ценное 1 ям демокра 1 н"еско1 о общее п: л: 4) для утверждении ранионалыю-нра) машческнх ценное 1ей необходимо большее привлечение молодежи к участию в экономических, политических и культурных преобразованиях обшесп-.а. Как" наиболее 11«и:;то1)Скгн часть населения молодежь способна дан. хскорети-гл-рехму !!ли:;ч с- общсстпа к гчлпршор. жо!<<л>ш:е р Д'-'мокгг : 'р,:

Необходимо создание условий для полноправной практической реализации устремлении современной молодежи в нашей стране.

Таким образом, идет процесс стремительного развития национального самосознания социально активной части молодежи. Он проявляется в усвоеннн национального, культурного наследия, в отношении к экономическим, социально-политическим реформам, в приобщении к прогрессивным ценностям. Все это способствует укреплению национальной и государственной независимости.

Исходя из выше приведенных выводов можно внести следующие предложения:

- учитывая, что в национальном самосознании социально активно!! части молодежи Узбекистана превалируют религиозно-традиционные ценности, целесообразно использовать этот важный потенциал хзя укрепления единства молодежи, активизировать процесс приобщение их к национальным традициям, обычаям и ценностям. Вместе с тем данный процесс не должен привести к национальному и религиозному нигилизму. Поэтому нужно также усилить приобщение молодежи к достижениям пауки, техники, культуры развитых народов мира;

- в целях активизации созидательной деятельности в укреплении государственной независимости, осознания национальных интересов, роста патриотизма необходимо объединить молодёжь на основе единой национальной идеи;

- формирование научного мировоззрения опираясь на ценности культуры и современные гуманистические ценности;

- развитие рационального мышления на базе современных высоких технологий и научно-технических достижений;

развитие личностного творческого отношения к трудовой и общественно-политической деятельности. Превращение идеалистических универсальных ценностей культуры в реалистические нормы и правила профессиональной и общественно-политической деятельности. Повышение личностной ответственности, преодоление боязни принятия самостоятельных решений;

- развитие не только правильных чувств, но и рационально-логического мышления, способного раскрывать истину;

- практическая ориентация молодежи, привитие современных навыков профессиональной деятельности.

Кроме того, в диссертации приводятся ряд других прехтоженнй, касающихся роста национального самосознания социально активной части узбекской молодёжи.

Таким образом, развитие национального самосознания молодежи является важной задачей в процессе укрепления государственной независимости и обеспечении перспективы развития узбекской нации. В

связи с чем можно утверждать, что усиление внимания 1: процессу развития национального самосознания даст ожидаемые результаты.

Список опубликованных научных работ:

1. По велению времени, журнал «Жизнь и экономика», №11, 1991, стр.70

2. Ицтисодий х,имоялаш керакмн?, журнал «Хаёт ва иктисод», №2, 1992, 48 6.

3. Батан манфаати нулида, журнал «Иктисод ва хнсобог», №9, 1993, 58 б.

4. Влияние национального самосознания на формирование идеологии национальной независимости. Республика илмнй-назарий конференция тезнслари, 11-12 ноябр, 1994, Т., 1994, стр. 135-138

5. Национальное самосознание - как предмет социологии. Материалы научно-теоретической конференции посвященной 75-летию ТашГУ им. М.Улугбека. Т.: «Университет», 1995, стр.106-107

6. Мнллнй узлигнни англаш ва унинг Узбекистонда амал кклиш хусусиятлари, журнал «Олий укув юртлари ахбороти нжтимоин-гуманитар фанлар», №1,2000,105-108 б.

7. Узбек ёшларинннг миллий уз—узлигини англашини амал килиш хусусиятлари, журнал «Ижтимоин фнкр», №1-2, 2000.

Ь. Ьшларда мнллик узликнн англаш рухнятини шаклланти-ришда оиланинг роли. Тошкент иктнсодиёт унисерситети томонидан утказнлган республика илмнй-назарий конференция матерналлари. Тошкент, 200б.

/Сисцача баён

Мустакиллик йилларида кулга киритялган ютукларимиздан зипч миллатимизнинг уз-узини .шг\ати учун вужудга келган катта имкониятдир. Бу аждоддаримиздан колдирилган улкан маънавий иеросии халкимизиинг узига цайтарилишида, унинг мулкига айланишнда амалий ахамнятга зга булди. У миллий тиклпнишимизга ва мамлакатимизда амалга оширилаётган ислохаг-ларга узининг ижобий таъсирнни курсатмокда.

Миллий узликни англаш факат маънавий омилгина эмас, шунинг билли бирга моддий омил ^лмднр. Чунки унда миллий манфаатларни химоя килиш ва миллий тарак;киётга эришнш асосий уринни эгалайди. Шунинг учун хам миллий узлигини англаш туйгусн булмагаи \,ар хандай ми л лат аждодлардан колдирилган мат>нлвин мерос, млънлвият, тарихнй хотнра каби мпллат ■такпчинн белгиловчи омпллардан хам беба^ра булнб колади ва у окибатда манкуртга айланиб, истикболдан ^ам махрум булади. Куриниб турибдики. хар бир миллатнинг уз-узини англашининг усишн унииг бугунги куниии за келажлгинн белгиловчи асосий омнлдир.

Шунинг учун хам мнллат келажаги булган ёшларда мнллни уз-узини англаш рухиятнпн пткллантнриш муст.)|щл_лир|мизни мустахкамлаш, миллин тара^киётни ва белгиланган ^лохатларии_мувпффаК(1ятлп амалга оширнш— нинг мух мм пазифасидир.

Мазкур диссертацияда худди ана шу аазифадан хелиб чик,кан холда, мустакиллик йилларида ёшларда миллий уз-узини англаш жараниода содир булган узгаришлар. бу нуналишда мавжуд муаммоларни аниклаш ва имконнят даражасида уларни хал килишга ордам берувчи яазарии ва амалии гаклмф-ларии ишлаб чикиш мацсад килинган.

Д!^ссертл1(икнинг_пирннч11 "Миллий узлигини англаш халкнинг маънавии тикланиши асоси сифатида'' бобида миллий узликни англаш тушунчаси буинча мавжуд фикрлар анализ ^илинглн ва муаллиф бу тушунчага узининг таърифини берган. Шунинг билан бирга, миллий уз-узини англашнинг типларн ва уларнинг амал килиш мехлнизмларн анализ килинган.

Шу бобнинг иккинчи параграфида эса, мамлакатимизнинг бозор муносабатларига утиш ва демократик жараёнлар ривожланиши шарпитида миллий уз—узнни англашнинг назарнй масалаларини анализ хилиниб тегишли янги илмий хулосаллр ишлаб чикилган.

Дд'ссертациянингиккинчи "Ёшлар миллий узлигини англашнинг шакл-ланиши ва унинг ривожланиш тенденцияларн" боби тулнк муаллиф томонидап ёшлар уртасида утказилган социологии суровларнинг натижаларнни .шали 1 ^пхиш асосида ёшларда .миллий узликни англаш рухиятининг шлхлланишн, унинг узнга хос хусусиятлари, ^озирги утиш давридаги кирралари анализ *илинган.

Диссертацияда илгари сурилган энг асосий концепту ал гоялардан бнри ёшларнинг миллин узлигини англашнм ривожлантиркш чиллатимиз истикболини таъминлашнинг, мамлакатимизнинг чустак,иллиги;{и мустахкам-лашнинг ва унинг келажакда жа^оннйнг юксак ривожлангаи мамлакатлапи хаторидан муносиб урин эгаллашининг му^им шарти эканлигинн нлмия асослашдир. Бу гоини илмий асослаш учун эса ёшлар уртасида утхлзилг.ш социологик суровлар анализ килинган, миллин узликни англаш жараёнига ижобий ва салбий таъсмр курсатувчи турли омиллар очиб берилган.

Диссертациянинг хулоса к^смида илгари сурилган гоялар конкрег-лаштнрилхан, улар бунича тегишлн таклиф ва гавсиялар иш.ио чикилган.

Contents

Even it took not long time since Uzbekistan became independent, a lot of works done during this short period of time, it was carried out such as the large-scale tasks: transition to civilized market economy, establishment of national state institutions, reestablishment of the spiritual wealth and development of national self-consciousness of Uzbek nation.

In the process of spiritual reviving of any nation, there is a particular place for education and development of national self-consciousness of youth. Future of Uzbek nation and state, place of Uzbekistan in the world development mainly depend on the devoutness of the youth to their country and nation, on the level of consciousness and social activity of the youth.

The research of national self-consciousness issue requires determination of the role of youth in national development, in strengthening of independence and in the construction of democratic society in our country.

This thesis analyzes the dynamic of youth national self-consciousness development, existing problems of development and ways of their solution.

The first chapter, "National self-consciousness as a basis of spiritual reviving of the nation", having analyzed the existing definition of national self-consciousness brings authors interpretation of this concept. Furthermore, this chapter provides the analysis of types and operation mechanisms of national self-consciousness.

There is also theoretical analysis of development of national youth's self-consciousness in the period of transition and development of democratic processes in the second section of the first chapier.

The Second chapter of the thesis "Formation of the youth national self-consciousness and trends of its development" is based on empirical sociological research materials conducted by (he author among young people. Then this chapter provides information on problems of youth national self-consciousness formation, its social and cultural peculiarity.

At this stage the objective of the research is to clarify human values, interests, behavior motives, views and opinions on economic, political and cultural processes, phenomena's etc.

One of the main conceptual ideas of scientifically grounded dissertation is that development of youth national self-consciousncss promotes strengthening of independence, and determines future place of Uzbek nation among other developed nations in the world. In order to prove the given idea the results of sociological opinion-roll among youth and different positive and negative factors affecting the functioning of youth national self-consciousness were analyzed.