Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме

Автореферат по психологии на тему «Социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Муращенкова, Надежда Викторовна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Смоленск
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме"

На правах рукописи

Муращенкова Надежда Викторовна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ПАТРИОТИЗМЕ

Специальность: 19.00.05 - Социальная психология (психологические науки)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

6 НОЯ 2014

Смоленск - 2014

005554215

005554215

Работа выполнена на кафедре общей и социальной психологии Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Гриценко Валентина Васильевна

Официальные оппоненты: Воловикова Маргарита Иосифовна

доктор психологических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук, заведующий лабораторией психологии личности

Хухлаев Олег Евгеньевич

кандидат психологических наук, доцент, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет», профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования

Ведущая организация: Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский

университет «Высшая школа экономики»

Защита состоится «26» декабря 2014 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.14 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» по адресу: 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д. 10а, XII корпус СГУ, ауд. 329.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» и на сайте http://www.sgu.ru.

• года

Автореферат разослан «о^» 20141

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.243.14 />

доктор психологических наук, доцент Е.В. Рягузова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема экстремизма, межкультурных войн и междоусобиц, связанная с растущей интолерантностью современного общества, подогреваемой идеями псевдопатриотизма и призывами борьбы с «иными», «чужими» с целью сохранения собственной идентичности, - одна из острейших сегодня. Актуализированная в обществе экстремистская проблематика и распространение экстремистской идеологии стимулируют работу социального мышления личности и запускают механизмы идентификации, способствуя развитию представлений об экстремизме, формированию того или иного отношения к данному явлению, а иногда и готовности примкнуть к экстремистской группе. Особенно актуальна данная проблема для молодежи, которая в силу возрастных особенностей является сензитивной к восприятию и трансляции экстремистских идей. Экстремизации массового сознания молодежи способствует обострившаяся в последние годы проблема депатриотизации населения России, двойственность в понимании и оценке патриотизма (И.А.Милюкова, 2008; Н.Ю. Синягина, 2011; A.A. Гостев, 2012; и др.), а также активно пропагандируемая в современном обществе позиция, согласно которой экстремизм трактуется как особая форма патриотизма, как полезная деятельность, направленная на защиту своей страны, своего народа от «чужих». В научном дискурсе патриотизм — это важнейший фактор консолидации общества (С.Ю.Иванова, 2004; Г.В. Здерева, 2004; А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, 2006; и др.) и профилактики экстремистских проявлений (В.А. Кольцова, В.А. Соснин, 2006; Н.Ю. Синягина, 2011; и др.). Таким образом, борьба с молодежным экстремизмом и воспитание патриотизма - это две взаимосвязанные проблемы, решение которых невозможно без учета содержания представлений молодежи об экстремизме и патриотизме и анализа социально-психологических детерминант этих представлений.

Степень научной разработанности проблемы. Тематика работ, связанных с анализом представлений молодежи, в современной отечественной психологии довольно разнообразна, однако изучению социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме посвящены единичные психологические исследования (Г.Л. Бардиер, Н.В. Суханова, 2004; Ю.С. Бузыкина, 2013; A.B. Забарин,

A.С.Иванова, 2013; С.И. Кудинов с соавт., 2013). Отсутствуют работы, направленные на изучение представлений личности об экстремизме и патриотизме во взаимосвязи и взаимовлиянии, редко встречаются труды, посвященные анализу социально-психологических детерминант этих представлений. Гораздо большее внимание проблематике изучения содержания и детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме уделяют социологи (A.B. Сериков, 2005; Т.С. Колябина, 2006; В.А. Воронов, П.Н. Беспаленко, 2008; Б.В. Заливанский, 2008; И.А. Милюкова, 2008; С.Ш. Муслимов, 2011; Г.П. Кулешова, Ю.В. Дадаева, 2012; М.Я. Курганская, 2012; Н.В. Дергунова, 2013; Р.И. Зинурова с соавт., 2013;

B.А. Ружа, 2013; и др.).

Изучение содержания и детерминант социальных представлений об экстремизме и патриотизме требует от исследователя знания и понимания сути

экстремизма и патриотизма и специфики научных представлений о данных объектах. Поэтому раскрытие сущности экстремизма и патриотизма с позиции социально-психологического подхода — неотъемлемый компонент проводимого исследования, связанный с рядом трудностей, ведь на сегодняшний день тема экстремизма и патриотизма еще не получила системного теоретического социально-психологического истолкования. Наибольшее число работ, посвященных экстремизму, принадлежит философам, социологам, юристам, политологам (Д.И. Аминов, Р.Э. Оганян, 2005; Л.В. Баева, 2010; В.А. Бурковская, 2005; В.И. Красиков, 2006; В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, 2009; и др.). Среди отдельных психологических исследований, отражающих проблематику экстремизма, стоит выделить работы JI.H. Аксеновской (2006), С.Н. Ениколопова и Н.В. Мешковой (2008), E.H. Юрасовой (2008), Н.В. Дворянчикова с соавт. (2010), A.A. Оселкова (2011), O.A. Корниловой (2012). При этом в психологии накоплен значительный пласт научных работ, являющихся базой для описания экстремизма как социально-психологического феномена. Это - исследования, направленные на объяснение причин человеческой деструктивности и склонности к нарушению социальных норм (Ю.А. Клейберг, 2003, 2005; Р. Лифтон, 1961; М.М.Решетников, 1998; A.B. Сырцев, 2003; Э. Фромм, 1990; и др.), раскрывающие суть человеческой агрессии (Л. Берковиц, 2001; Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997;

A.Налчаджян, 2007; и др.), описывающие особенности авторитарной личности (М.А. Абалакина с соавт., 1990; Т. Адорно с соавт., 1950; Б. Альтемейер, 1996; Дж.Даккит, 1989; H.A. Дьяконова, В.В. Юртайкин, 2000; В. Райх, 1997; Дж. Рэй, 1976; и др.), изучающие вопросы миграции, межэтнического взаимодействия и напряженности, толерантности и интолерантности (А.Г. Асмолов, 2007;

B.В.Гриценко, 2006; Л.М. Дробижева, 2013; Н.М. Лебедева, 1997; Т.П. Скрипкина, 2002; Г.У. Солдатова, 2001; A.B. Сухарев, 2008; Т.Г. Стефаненко, 1999;

B.Ю.Хотинец, 2000; и др.), раскрывающие механизмы самоидентификации и формирования идентичности личности (Г.М. Андреева, 2000; Г. Тежфел, 1978; Дж.Тернер, 1987; Э. Эриксон, 1996; и др.), анализирующие социально-психологические аспекты терроризма (В.А. Емелин, 2010; Ф.М. Мохаддам, 2006; Д.В. Ольшанский, 2002; В.А. Соснин, Т.А. Нестик, 2008; и др.). Проблема изучения патриотизма тоже не является для психологии традиционной, хотя и признается учеными как актуальная в контексте современных тенденций развития социальной психологии в России (А.Л. Журавлев, 2011). Патриотизм чаще становится объектом философских, педагогических и социологических наук. Тщательному концептуально-терминологическому анализу основных понятий, отражающих проблематику патриотизма, посвящены лишь единичные психологические теоретические исследования (В.А. Кольцова, В.А. Соснин, 2005; A.A. Гостев, 2012). Среди эмпирических психологических работ, отражающих проблематику патриотизма, стоит выделить исследования H.A. Левиной (2004),

C.B. Мещеряковой (2008), A.B. Потемкина (2009), O.E. Хухлаева с соавт. (2011), С.А. Гаврилушкина (2012), С.И. Кудинова (2012, 2013); С.М. Науменкова (2013).

Таким образом, приходится констатировать, что на данный момент представления об экстремизме и патриотизме и их социально-психологические детерминанты не получили должного отражения в эмпирических психологических

исследованиях, не сложилась система изучения экстремизма и патриотизма как связанных социально-психологических феноменов, не раскрыт психологический потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма.

Проведенный теоретический анализ позволил выделить ряд противоречий, определивших выбор темы и цели нашего исследования:

- между осознанием важности социальных представлений в детерминации поведения личности и недостатком психологических исследований, направленных на выявление и анализ представлений молодежи об экстремизме и патриотизме и социально-психологических детерминант данных представлений;

- между необходимостью предупреждения экстремистских проявлений, значимостью воспитания патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма и недостаточной изученностью социально-психологической природы экстремизма и патриотизма;

- между потребностью исследования представлений об экстремизме и патриотизме и детерминант данных представлений во взаимосвязи и взаимовлиянии и отсутствием эмпирических психологических работ соответствующей проблематики.

Таким образом, проблема исследования социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме является сегодня особенно актуальной и значимой.

Цель исследования: изучение социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме.

Объект исследования: молодежь как субъект социального познания.

Предмет исследования: социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме.

Основная гипотеза исследования: ценностные ориентации, базовые убеждения и этническая идентичность являются социально-психологическими детерминантами представлений молодежи об экстремизме и патриотизме.

Частные гипотезы:

1. Детерминантами позитивных представлений молодежи об экстремизме как социально-психологическом явлении выступают ориентация личности на индивидуалистические ценности, отрицание значимости коллективистских ценностей, убежденность личности во враждебности мира, этническая гипоидентичность и/или гиперидентичность.

2. Детерминантами позитивных представлений молодежи о патриотизме как социально-психологическом явлении выступают ориентация личности на коллективистские ценности, убежденность личности в доброжелательности мира, позитивная этническая идентичность.

Теоретическая задача исследования:

1. Проанализировать основные подходы к изучению содержания и детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме, обосновав включение ценностных ориентаций, базовых убеждений, особенностей этнической идентичности личности в число социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме.

Методическая задача исследования:

2. Разработать программу эмпирического исследования, включающую описание логики, процедуры исследования, авторскую анкету по изучению представлений молодежи об экстремизме и патриотизме, а также комплекс методик, направленных на анализ ценностных ориентаций, базовых убеждений и особенностей этнической идентичности личности.

Эмпирические задачи исследования:

3. Выявить и описать содержание и структуру (ядерные и периферийные компоненты) социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме и содержание представлений об экстремисте и патриоте.

4. Проанализировать особенности ценностных ориентаций, базовых убеждений, этнической идентичности как социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремисте и патриоте.

5. Провести сравнительный анализ ценностных ориентаций, базовых убеждений, этнической идентичности и представлений об экстремизме и патриотизме у респондентов с различными типами отношения к экстремистам, а также у респондентов с различной степенью выраженности экстремистской и патриотической самоидентичности.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы комплексного (Б.Г. Ананьев), системного (В.А. Барабанщиков, A.JI. Журавлев, Б.Ф. Ломов), субъектного (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, В.В. Селиванов) и личностного (Е.В. Шорохова) подходов, представленных в отечественной психологии, а также положения психологии социального познания (Г.М. Андреева, П.Н. Шихирев, и др.), концепции социальных представлений (Ж.-К. Абрик, П. Вержес, М.И. Воловикова, А.И.Донцов, Т.П. Емельянова, С. Московичи, и др.), теории социального мышления (К.А. Альбуханова, и др.), теории социальной идентичности (Е.П.Белинская, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Т.Г. Стефаненко, Д. Тейлор, Дж.Тернер, O.A. Тихомандрицкая, Г. Тэжфел, и др.), концепции психологической детерминации социального поведения и социальных представлений личности (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, P.M. Шамионов, и др.).

Помимо этого, теоретическую основу исследования составили работы, направленные на анализ экстремистского сознания, видов экстремизма, причин его возникновения и детерминант развития (Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, Л.В.Баева, В.А. Бурковская, Л.М. Дробижева, С.Н. Ениколопов, Ю.А. Зубок, О.А.Корнилова, В.И. Красиков, Р.Э. Оганян, В.Н. Томалинцев, В.И. Чупров, Е.Н.Юрасова, М.Я. Яхьяев, и др.), на изучение представлений молодежи об экстремизме (Г.Л. Бардиер, Ю.С. Бузыкина, A.B. Забарин, Б.В. Заливанский,

A.С.Иванова, Н.В. Суханова, и др.), работы, связанные с анализом патриотизма с позиции социально-психологического подхода (A.A. Гостев, В.А. Кольцова,

B.А.Соснин), с выявлением возрастных, социальных, этнических и психологических аспектов проявления и развития патриотизма в современном российском обществе (И.А. Аполлонов, Т.В. Беспалова, А.Н. Вырщиков,

C.А.Гаврилушкин, Н.В. Гончарова, М.А. Ешев, Г.В. Здерева, С.Ю. Иванова, О.Р.Тучина, М.Б. Кусмарцев, H.A. Левина, В.И. Лутовинов, И.В. Лысак, А.Н.Малинкин, C.B. Мещерякова, И.В. Наливайченко, A.B. Потемкин,

Н.Ю.Синягина, O.E. Хухлаев, и др.), с изучением представлений молодежи о патриотизме (JI. Борусяк, Н.В. Дергунова, Т.П. Довгий, М.Я. Курганская, И.А.Милюкова, Е. Омельченко, В.А. Ружа, и др.).

В работе использованы также результаты научных исследований, отражающих проблемы межэтнического взаимодействия, толерантности и интолерантности, вопросы формирования и проявления этнической идентичности и ее роли в детерминации сознания и поведения личности (А.Г. Асмолов,

B.В.Гриценко, Л.И. Дробижева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Л.А. Шайгерова, Т.П. Скрипкина, A.B. Сухарев, В.Ю. Хотинец, и др.), а также влияния ценностных ориентации (H.A. Журавлева, Н.М. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Т.Н. Смотрова, А. Маслоу, М. Рокич, Ш. Шварц, и др.) и базовых убеждений личности (А. Бек, A.B. Котельникова, O.A. Кравцова, М.А. Падун,

C.Эпштейн, Р. Янофф-Бульман, и др.) на социальное мышление и поведение.

Методы исследования. Теоретические методы исследования: анализ,

синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы исследования: опрос с использованием открытых и закрытых вопросов, метода свободных словесных ассоциаций, психосемантического дифференциала и ряда психодиагностических методик (шкалы, направленные на оценку определенности, валентности этнической идентичности и интолерантности к иноэтническому окружению Н.М.Лебедевой и А.Н. Татарко, вторая часть опросника Ш. Шварца по изучению ценностей («Профиль личности»), Шкала базовых убеждений Р. Янофф-Бульман, методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и C.B. Рыжовой). Эмпирическое исследование проводилось в форме очного анонимного анкетирования с использованием авторской анкеты. Методы обработки и анализа данных: методы описательной статистики, контент-анализ, прототипический анализ (по П. Вержесу), угловое преобразование Фишера (ф*-критерий), U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Краскела-Уоллиса, факторный анализ (метод главных компонент, вращение факторной структуры по методу Varimax normalized) и множественный регрессионный анализ (метод Forward stepwise). Математическая обработка проводилась в программе Statistica 6.0. Интерпретационные методы: структурный, функциональный, комплексный, системный.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие молодые люди (314 человек, из них 157 мужчин и 157 женщин) в возрасте от 18 до 27 лет (М=21,66 и SD=2,79), постоянно проживающие в Смоленске и Смоленской области, отмечающие свою принадлежность к русской национальности и указывающие на отсутствие опыта участия в экстремистских организациях.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась глубиной и тщательностью теоретического анализа изучаемой проблемы, опорой на основные методологические принципы психологии; репрезентативностью выборки и адекватностью программы исследования поставленным цели и задачам; использованием надежных методических приемов изучения социальных представлений, а также стандартизированных валидных и надежных психодиагностических методик; адекватным применением математико-статистических процедур; корректным количественным и качественным анализом

и содержательной интерпретацией полученных данных; сопоставимостью полученных данных с результатами, полученными другими авторами.

Научная новизна. Проведен теоретический анализ сущности экстремизма и выработано определение экстремизма с позиции социально-психологического подхода, согласно которому экстремизм как явление, проявляющееся на уровне личности (субъекта социальных отношений), - это вид насилия, целенаправленное преднамеренное агрессивное поведение личности (речевое или деятельное) по отношению к другому человеку или социальной группе, связанное с нарушением базового чувства доверия к миру, мотивированное идеологией личного превосходства, нетерпимостью и ксенофобией к объекту насилия.

С позиции социально-психологического подхода раскрыт потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, описаны основные различия в проявлениях экстремизма и патриотизма на уровне личности. Теоретически обосновано, что истинный патриотизм как базовое духовно-нравственное личностное образование является фактором профилактики актуализации экстремистского сознания и экстремистских поведенческих практик, так как личность со сформированным патриотизмом обладает духовностью и нравственностью, нацелена на созидание и творчество, проявляет интерес, уважение и доверие к миру и окружающим людям, характеризуется дружелюбностью, гибкостью, толерантностью, позитивной этнической идентичностью, признает значимость коллективистских ценностей, отличается гармоничным сочетанием личных интересов с интересами Отечества.

Теоретически и практически обоснована значимость изучения содержания, социально-психологических детерминант и связи представлений молодежи об экстремизме и патриотизме в контексте формирования патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма.

Описаны содержание и структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме: ядро представления об экстремизме составляют понятия «терроризм», «насилие», «война», «злоба», а периферию - понятия, отражающие негативные эмоции и состояния, связанные с проявлением жестокости личности, применением противозаконных средств достижения целей, повлекших жертвы, смерть и разрушение; ядром представления о патриотизме являются понятия «любовь», «гордость», «Родина», «преданность», «уважение», а периферией - понятия, отражающие позитивные эмоции и состояния, связанные с защитой Отечества, народа, проявлением мужества, героизма, смелости и отваги, военно-историческим прошлым страны.

Обнаружены половые различия в содержании социальных представлений об экстремизме и патриотизме: женщины склонны рассматривать экстремизм и патриотизм сквозь призму эмоционально-нравственной сферы, а мужчины рассматривают данные явления фактологически, описательно, отмечая их характеристики, причины и последствия проявления.

Показано, что образ экстремиста в сознании большей части молодежи связан с такими характеристиками, как выраженная активность, отрицательные эмоции и состояния, враждебность и безнравственность, а образ патриота связан с

такими чертами, как спокойствие, доброжелательность, нравственность и активность.

Выявлена связь представлений молодежи об экстремисте и патриоте: позитивная оценка экстремиста сопровождается негативной оценкой патриота, отрицанием межэтнической толерантности как формы проявления истинного патриотизма и акцентированием внимания на протестной активности как его неотъемлемом атрибуте, в то время как позитивная оценка патриота сопровождается негативной оценкой экстремиста и включением межэтнической толерантности в число проявлений истинного патриотизма.

Теоретически обоснована и эмпирически доказана связь ценностных ориентаций, базовых убеждений и этнической идентичности с представлениями молодежи об экстремисте и патриоте. Выявлено, что предикторами позитивных представлений молодежи об экстремисте являются ориентация личности на индивидуалистические ценности «Самостоятельность» и «Гедонизм», отрицание ценности «Безопасность», слабо выраженное базовое убеждение личности в благосклонности мира, слабая определенность и негативная валентность этнической идентичности, выраженные формы этнической гипоидентичности и гиперидентичности; предикторами позитивных представлений молодежи о патриоте являются ориентация личности на коллективистские ценности «Конформность», «Традиция», «Доброта», а также на ценности «Универсализм» и «Безопасность», выраженные базовые убеждения в благосклонности мира и в ценности собственного «Я», позитивная этническая идентичность; предикторами представлений молодежи о межэтнической толерантности как компоненте проявлений истинного патриотизма являются ориентация личности на коллективистскую ценность «Доброта» и на ценность «Универсализм», базовое убеждение личности в благосклонности мира, позитивная этническая идентичность, низкий уровень этнической гиперидентичности, неэкстремистская и патриотическая самоидентичности.

Теоретически обоснована и эмпирически доказана связь ценностных ориентаций, базовых убеждений и этнической идентичности с экстремистской и патриотической самоидентичностями (Я-представлениями о себе как экстремисте и патриоте). Предикторами выраженности экстремистской самоидентичности являются ориентация личности на индивидуалистические ценности «Самостоятельность» и «Власть», отрицание значимости коллективистской ценности «Традиция», низкий уровень позитивной этноидентичности, слабое убеждение в благосклонности мира в сочетании с убежденностью в ценности собственного «Я»; предикторами выраженности патриотической самоидентичности являются ориентация личности на коллективистские ценности «Доброта» и «Традиция», а также на ценность «Безопасность», низкий уровень этнической гипоидентичности, этнофанатизм, выраженные базовые убеждения в благосклонности мира и в ценности собственного «Я».

Выявлены и описаны различия в ценностных ориентациях, базовых убеждениях, особенностях этнической идентичности и представлениях об экстремисте и патриоте у молодых людей с различными типами отношения (негативным, индифферентным и лояльным) к экстремистам и с различной

степенью выраженности экстремистской и патриотической самоидентичностей («патриот-неэкстремист», «патриот-колеблющийся экстремист», «непатриот-неэкстремист», «колеблющийся патриот-неэкстремист» и «колеблющийся патриот-колеблющийся экстремист»). Молодые люди с лояльным отношением к экстремистам имеют позитивные представления об экстремисте, отличаются ориентацией на ценности индивидуалистического спектра, выраженным базовым убеждением в ценности собственного «Я», этнической гиперидентичностью. Молодые люди с индифферентным отношением к экстремистам обладают позитивными представлениями об экстремисте, слабо выраженным базовым убеждением в благосклонности мира, этнической гипоидентичностью. Негативное отношение молодых людей к экстремистам имеет связи с негативными представлениями об экстремисте, слабой ориентацией на ценности индивидуалистического спектра, позитивной этнической идентичностью, убежденностью в благосклонности мира и ценности собственного «Я». Обосновано, что просоциальность и нормативность характерна для типа «патриот-неэкстремист», объединяющего молодых людей, отличающихся гармоничным сочетанием коллективистских мотивационных целей с ценностями индивидуалистического спектра, выраженной определенностью

этноидентичности, ее позитивной оценкой, признанием самобытности и самоценности других народов, готовностью к продуктивным контактам с представителями различных этногрупп, выраженным убеждением в благосклонности мира, убежденностью в ценности собственного «Я», негативными представлениями об экстремисте, позитивными представлениями о патриоте, представлениями о включенности межэтнической толерантности в структуру проявлений истинного патриотизма.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в комплексном и системном подходе к изучению социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме, в многостороннем анализе разнообразных связей и отношений, в которые включены изучаемые феномены, а также в обращении к проблеме социально-психологической детерминации представлений об экстремизме и патриотизме и обосновании роли изучаемых представлений в профилактике молодежного экстремизма и формировании истинного патриотизма личности. Теоретическая значимость заключается также в дополнении и углублении научных представлений об экстремизме и патриотизме как о взаимосвязанных социально-психологических феноменах. Полученные результаты и сделанные выводы вносят вклад в предметное поле социальной психологии, психологии личности, этнической, дифференциальной и юридической психологии.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности учета результатов исследования авторами учебных пособий по социальной психологии, этнической психологии, психологии и психокоррекции девиантного поведения молодежи. Положения диссертационного исследования могут быть учтены при разработке методических рекомендаций, мероприятий и программ по формированию патриотизма в молодежной среде, психопрофилактики и психологической коррекции экстремистских проявлений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме обусловлено влиянием ценностных ориентации, базовых убеждений и этнической идентичности как значимых компонентов личности, детерминирующих индивидуальное сознание и поведение.

2. В изучении представлений об экстремизме и патриотизме важными являются три линии анализа: представления молодежи об экстремизме и патриотизме, представления молодежи об экстремисте и патриоте как субъектах экстремизма и патриотизма, Я-представления молодых людей о себе как экстремисте и патриоте. Изучение социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме, в первую очередь, должно проводиться в рамках второго и третьего уровней анализа, что обусловлено актуальностью для молодежи проблемы социальной идентичности, поиска себя, выбора объектов для самоидентификации.

3. Экстремизм в представлениях молодежи ассоциируется с международным терроризмом и деятельностью крайних националистических группировок. Ядро социального представления об экстремизме составляют понятия «терроризм», «насилие», «война», «злоба», а периферию - понятия, отражающие негативные эмоции и состояния, связанные с проявлением жестокости личности, применением противозаконных средств достижения целей, повлекших жертвы, смерть и разрушение. Образ экстремиста в сознании большей части молодежи связан с такими характеристиками, как выраженная активность, отрицательные эмоции и состояния, враждебность и безнравственность, однако, некоторые молодые люди проявляют терпимое отношение к экстремистам, указывая на их дружелюбие и нравственность. Патриотизм в представлениях молодежи ассоциируется с защитой Отечества и военно-историческим прошлым страны. Ядро социального представления о патриотизме составляют понятия «любовь», «гордость», «Родина», «преданность», «уважение», а периферию - понятия, отражающие позитивные эмоции и состояния, связанные с защитой Отечества, народа, проявлением мужества, героизма, смелости и отваги, военно-историческим прошлым страны. Образ патриота в представлениях большей части молодежи связан с такими чертами, как спокойствие, доброжелательность, нравственность и активность, однако, некоторые молодые люди приписывают патриоту тревожность, враждебность, безнравственность и пассивность.

4. Ценностные ориентации, базовые убеждения и этническая идентичность имеют выраженные связи с представлениями молодежи об экстремисте и патриоте. Ориентация личности на индивидуалистические ценности «Самостоятельность» и «Гедонизм», отрицание ценности «Безопасность», слабое базовое убеждение личности в благосклонности мира, слабая определенность и негативная валентность этнической идентичности, выраженные формы этнической гипоидентичности (этнонигилизм) и гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм) являются предикторами позитивных представлений молодежи об экстремисте. Ориентация личности на коллективистские ценности «Конформность», «Традиция», «Доброта», а также на ценности «Универсализм» и «Безопасность», базовые убеждения в

благосклонности мира и в ценности собственного «Я», позитивная этническая идентичность являются предикторами позитивных представлений молодежи о патриоте. Предикторами Я-представлений молодежи о себе как экстремисте (выраженности экстремистской самоидентичности) выступают ориентация личности на индивидуалистические ценности «Самостоятельность» и «Власть» в сочетании с отрицанием значимости коллективистской ценности «Традиция», низкий уровень позитивной этноидентичности, слабое базовое убеждение личности в благосклонности мира в сочетании с выраженным базовым убеждением в ценности собственного «Я». Предикторами Я-представлений о себе как патриоте (выраженности патриотической самоидентичности) являются ориентация личности на коллективистские ценности «Безопасность», «Доброта», «Традиция», низкий уровень этнической гипоидентичности (этнонигилизма и этнической индифферентности), выраженная позитивная этноидентичность и крайняя форма этнической гиперидентичности (этнофанатизм), базовое убеждение в благосклонности мира.

5. Ценностные ориентации, базовые убеждения и этническая идентичность характеризуются специфичностью у молодых людей, демонстрирующих лояльное, индифферентное и негативное отношение к экстремистам и имеющих различные Я-представления о себе как экстремисте и патриоте («патриот-неэкстремист», «патриот-колеблющийся экстремист», «колеблющийся патриот-неэкстремист», «колеблющийся патриот-колеблющийся экстремист», «непатриот-неэкстремист»). Молодые люди с лояльным отношением к экстремистам отличаются ориентацией на ценности индивидуалистического спектра («Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм», «Достижение», «Власть»), убежденностью в ценности собственного «Я», этнической гиперидентичностью (этноизоляционизмом и этнофанатизмом). Молодые люди с индифферентным отношением к экстремистам обладают слабо выраженным базовым убеждением в благосклонности мира, этнической гипоидентичностью (этнонигилизмом). Негативное отношение молодых людей к экстремистам имеет связи со слабой ориентацией на ценности индивидуалистического спектра, позитивной этнической идентичностью, базовыми убеждениями в благосклонности мира и ценности собственного «Я». Просоциальность и нормативность характерны для типа «патриот-неэкстремист», объединяющего молодых людей с выраженными патриотической и неэкстремистской самоидентичностями, отличающихся гармоничным сочетанием коллективистских мотивационных целей с ценностями индивидуалистического спектра; выраженной определенностью этноидентичности, ее позитивной оценкой; признанием самобытности и самоценности других народов; готовностью к продуктивным контактам с представителями различных этногрупп; выраженным убеждением в благосклонности мира; убежденностью в ценности собственного «Я».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета (2012, 2013, 2014 гг.), были представлены на экспертном семинаре по социальной психологии в Институте психологии РАН (г. Москва, 20 сентября 2013 г.), а также на I

Всероссийском конкурсе научных и публицистических работ «Мы — многонациональный народ России» в Москве в 2013 году (научная статья вошла в число 214-и лауреатов конкурса). Теоретические и практические результаты исследования излагались в рамках докладов на различных научных конференциях: Международная конференция молодых ученых «Психология — наука будущего» (Москва, ИП РАН, 1-2 ноября 2007 г.), I, III и IV Международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, СГУ, 29-30 мая 2008 г., 24-25 мая 2012 г., 30-31 мая 2014 г.), II Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» (Ижевск, 25-26 июня 2008 г.), IV Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России» (Самара, 26-27 сентября 2013 г.), Международная научная конференция, посвященная 80-летию A.B. Брушлинского «Человек, субъект, личность в современной психологии» (Москва, ИП РАН, 10-11 октября 2013 г.), Научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия» (Дубна, 17 апреля 2014 г.). Основное содержание диссертации отражено в 15 научных статьях.

Положения и выводы диссертационного исследования включены в содержание преподаваемых автором дисциплин в Смоленском гуманитарном университете, а также в содержание дисциплин, преподаваемых коллегами автора в Смоленском государственном университете. Результаты диссертационного исследования учтены и используются в работе Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, а также в профессиональной деятельности сотрудников Межшкольного учебного комбината №1 г. Смоленска.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 403 наименования, из них 65 на иностранном языке. Объем основного текста диссертации составляет 207 страниц. Диссертация содержит 5 приложений, 31 таблицу и 2 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, отмечается степень разработанности проблемы, описываются выявленные противоречия, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая основа, используемые методы, сформулированные гипотезы и положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, данные по апробации и внедрению результатов исследования.

Первая глава «Теоретические основы изучения социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме» посвящена теоретическому анализу научных источников по теме диссертационного исследования и включает в себя три параграфа.

Первый параграф «Представления молодежи об экстремизме и патриотизме как предмет социально-психологического исследования» посвящен анализу теоретико-методологических основ диссертационного

исследования, раскрытию социально-психологической сущности экстремизма и патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, а также анализу и обобщению существующих в психологии и смежных науках работ, связанных с изучением представлений об экстремизме и патриотизме и их детерминант.

Теоретико-методологической основой исследования является подход, синтезирующий идеи и положения теории социальных представлений С.Московичи и его последователей и личностно-ориентированной теории социальных представлений К.А. Абульхановой. Основополагающими в работе являются следующие выводы и положения: о детерминируемости социальных представлений знаниями, особенностями и опытом индивида и группы; о значимости выделения и анализа структуры социальных представлений (устойчивого ядра, связанного с коллективной памятью и историей социальной группы, и динамичной, изменчивой периферии, связанной с индивидуальным опытом и памятью); о формирования коллективных феноменов из индивидуальных ментальных структур (ценностей, личностных позиций, установок); о применении при изучении социальных представлений методов, направленных на изучение как осознанных, так и неосознанных уровней мышления; о личностной обусловленности социальных представлений; о прямой и обратной зависимости между личностью и социальными представлениями; о взаимовлиянии различных представлений друг на друга; о том, что раскрытие сущности экстремизма и патриотизма с позиции социально-психологического подхода является неотъемлемым компонентом исследования, направленного на анализ социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме.

В рамках данного параграфа проведен теоретический анализ понятия «экстремизм», выработано авторское определение экстремизма с позиции социально-психологического подхода, описаны структура, виды и формы проявления экстремизма, проведен теоретический анализ и обобщение социально-психологических особенностей людей, склонных к экстремизму. Задача выявления психологических особенностей лиц, склонных к экстремизму, является одной из приоритетных и сложных в современной психологии (Н.П. Фетискин с соавт., 2007; С.Н. Ениколопов, Н.В.Мешкова, 2008; В.А.Соснин, Т.А. Нестик, 2008; Д.С.Безносов, Л.Г. Почебут, 2010; и др.). В западной психологии данная проблема рассматривается в рамках теории авторитарной личности (Т. Адорно с соавт., 1950; В. Райх, 1997; Э. Фромм, 1990; и др.). Отечественные психологи тоже отмечают, что личностными детерминантами экстремизма могут являться предубежденность, враждебность и авторитаризм, а также низкая самооценка, этническая идентичность, высокий уровень межэтнической интолерантности, расхождения в полоролевой «Я-концепции», ценностные ориентации, склонность к девиантному поведению (Н.В. Дворянчиков с соавт., 2010), высокий уровень тревожности, низкая устойчивость к неопределенности, ригидность, враждебное отношение к миру и окружающим, слабый уровень идентификации с собственной нацией (E.H. Юрасова, 2008), черты нарциссической личности (Д.В. Сочивко с соавт., 2006; В.А. Соснин, Т.А. Нестик, 2008). Несмотря на невозможность

выделения единого типа личности экстремиста, анализ психологических исследований свидетельствует о том, что основными проблемными зонами потенциальных и реальных экстремистов являются ценностно-смысловая сфера, когнитивная сфера, сфера отношения к себе, к миру и окружающим, а также сфера социальной (в том числе этнической) и личной идентичности.

В параграфе также анализируется современное состояние проблемы изучения патриотизма в психологии и смежных науках, описывается структура, виды и функции патриотизма, отмечается специфика патриотизма как личностного образования, раскрывается потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма. Теоретический анализ позволил нам выделить основные оси различий экстремизма и истинного патриотизма, проявляющихся на уровне личности.

В содержании описываемого параграфа представлен также тщательный анализ современных научных работ указанной проблематики. Выявлено, что традиция изучения содержания и детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме сложилась в социологии; для психологии данная проблематика не является традиционной и рассматривается в единичных научных работах. Современные ученые указывают на размытость представлений российской молодежи об экстремизме, преобладание эмоциональных компонентов, отмечают низкий уровень информированности молодежи о сущности и действиях экстремистских организаций, указывают на то, что в сознании молодежи экстремизм чаще всего ассоциируется с его этно-религиозной разновидностью. Ученые отмечают, что большинство людей относится к экстремизму и терроризму отрицательно, но, наряду с этим, существует немало людей с нейтральным и позитивным отношением к экстремистам. Среди детерминант представлений молодежи об экстремизме указываются пол, возраст, образование, регион проживания, ценностные ориентации, осмысленность жизни, уровень субъективного контроля, уровень агрессивности, переживание террористической угрозы, подверженность антидемократической идеологии. Изучение представлений молодежи о патриотизме также характерно, в первую очередь, для социологии, нежели для психологии. Несмотря на то, что в сознании большинства молодых людей патриотизм связан с положительным эмоциональным отношением, любовью к Родине, ученые указывают на неоднозначность и ограниченность понимания сущности и конкретных проявлений патриотизма, на обращенность патриотизма молодежи в военное прошлое страны и отсутствие образов героев-современников, на рост националистического (и ксенофобного) компонента в представлениях о патриотизме, на низкую степень осознания и выраженности поведенческого компонента патриотизма и готовности молодежи к проявлению патриотического поведения.

Второй параграф «Теоретическое обоснование изучения ценностных ориентации, базовых убеждений и этнической идентичности как социально-психологических детерминант представлений личности об экстремизме и патриотизме» является особенно значимым в рамках данной работы. В нем обосновано, что ценностные ориентации, базовые убеждения и этническая

идентичность являются важными структурными компонентами личности, детерминирующими индивидуальное сознание и поведение, в том числе и социальные представления об экстремизме и патриотизме, являющиеся продуктом социального мышления личности. Ценностные ориентации, выступая в качестве желаемых целей и образа жизни, являются регуляторами поведения и своеобразными стандартами, критериями оценки поступков, людей, происходящих событий (Ш. Шварц, 1992). Система базовых убеждений личности — это имплицитная концептуальная система (базовая философия) личности, детерминирующая восприятие любой информации и событий (М.А. Падун, 2003). Необходимость изучения этнической идентичности как детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме подтверждается работами ученых, рассматривающих ее как некий «информационный фильтр», который дает возможность организовывать и структурировать восприятие окружающего мира (A.A. Сусоколов, 1990). Выявленная в ходе теоретического анализа специфика связи ценностных ориентации, базовых убеждений и этнической идентичности с экстремизмом и патриотизмом, проявляющимися на уровне личности, позволяет выдвинуть предположение о характере связи ценностных ориентации, базовых убеждений, особенностей этнической идентичности с представлениями об экстремизме и патриотизме.

В третьем параграфе «Теоретическая модель эмпирического исследования социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме» сформулированы общая и частные гипотезы диссертационного исследования, отражена необходимость исследования представлений молодежи об экстремизме и патриотизме в рамках трех основных линий анализа: представления молодежи об экстремизме и патриотизме, представления молодежи об экстремисте и патриоте как субъектах экстремизма и патриотизма, Я-представления молодых людей о себе как субъектах экстремизма и патриотизма (степень выраженности экстремистской и патриотической самоидентичности). Указано, что изучение социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме в первую очередь должно проводиться в рамках второго и третьего уровней анализа, что обусловлено актуальностью для молодежи проблемы социальной идентичности, поиска себя, выбора объектов для самоидентификации. Дополнительными линиями эмпирического анализа являются: изучение представлений молодежи об экстремисте и патриоте как детерминант экстремистской и патриотической самоидентичности личности; изучение экстремистской и патриотической самоидентичности как детерминант представлений молодежи об экстремисте и патриоте; изучение связи между представлениями молодежи об экстремисте и патриоте; изучение связи между экстремистской и патриотической самоидентичностями личности.

Вторая глава «Эмпирическое исследование социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремизме и патриотизме» посвящена описанию, анализу, систематизации, обобщению и интерпретации эмпирических результатов диссертационного исследования и включает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Описание выборки, процедуры и методов исследования» раскрываются характеристики выборки, специфика процедуры эмпирического исследования, проясняется структура и компоненты авторской анкеты, описываются применяемые психодиагностические методики, технология и методы обработки эмпирического материала.

Второй параграф «Содержание и связь представлений молодежи об экстремизме и патриотизме» посвящен описанию и анализу социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме, об экстремисте и патриоте, выявлению специфики их связи и половых различий в данных представлениях. Ядерными элементами структуры социального представления молодежи об экстремизме являются такие понятия, как «терроризм», «насилие», «война» и «злоба». Согласно содержанию периферической системы экстремизм в представлениях респондентов имеет негативную эмоциональную окраску, характеризуется применением противозаконных средств достижения целей, влечет жертвы, смерть и разрушение, связан с проявлением жестокости личности. Социальные представления молодежи о функциях экстремизма имеют негативные и позитивные коннотации, причем упоминаний о конструктивных функциях данного явления практически в 2 раза больше, нежели упоминаний о деструктивных функциях и последствиях экстремизма. Тот факт, что в представлении современной молодежи экстремизм является не только средством разрушения, дестабилизации, устрашения, но рассматривается (и значительно чаще) также как средство для позитивных изменений, материального обогащения, получения политических преференций, средство защиты прав и интересов народа, самовыражения и даже повышения патриотического духа, является тревожным сигналом. Данные представления можно рассматривать как пример действия механизмов оправдания экстремистских проявлений, способствующих повышению лояльности молодежи к проявлениям данного феномена, что несет в себе угрозу легитимизации экстремизма в молодежной среде и его использования молодыми людьми в качестве средства достижения значимых целей. В ходе исследования выявлены половые различия в представлениях молодежи об экстремизме, его функциях и проявлениях. Наиболее информированы о деятельности экстремистских организаций и их разновидностях мужчины, нежели женщины. Отрицание угрозы, исходящей от экстремизма, характерно в большей степени для респондентов-мужчин (<р*эмп=2,082, р<0,05), в то время как среди сомневающихся относительно реальности угрозы, исходящей от экстремистских группировок, преобладают женщины (<р*1м„=2,933, р<0,01). Женщины склонны рассматривать экстремизм сквозь призму эмоционально-нравственной сферы, системы отношений, отмечая личностные характеристики, обуславливающие проявление данного феномена. Мужчины, в свою очередь, склонны рассматривать данное явление фактологически, описательно, отмечая его характеристики, причины проявления, средства исполнения, последствия, указывая на противозаконность данной деятельности. Образ экстремиста в сознании большей части молодежи имеет отрицательные черты. Более чем для 2/3 респондентов характерно негативное отношение к деятельности экстремистов в нашей стране. Однако, полученные результаты позволили выявить у части молодых людей

отличную от большинства позицию, выражающуюся в принятии и позитивной оценке личности экстремиста. Тревожным также является тот факт, что, несмотря на отсутствие у респондентов опыта участия в экстремистских организациях, каждый десятый из опрошенных в той или иной степени ощущает себя экстремистом. Наряду с этим пятая часть респондентов проявляет терпимое отношение к экстремистам, а половина из них (преимущественно мужчины) -лояльна к экстремистским проявлениям, поддерживает экстремистов, считая их деятельность полезной.

Ядерными элементами социального представления молодежи о патриотизме являются понятия «любовь», «гордость», «Родина», «преданность» и «уважение». Содержание периферической системы показывает, что патриотизм в представлениях молодежи имеет позитивную эмоциональную окраску, связан с защитой Отечества, народа, проявлением мужества, героизма, смелости и отваги, военно-историческим прошлым страны. Часто молодежь ассоциирует патриотизм с проявлением героизма в условиях военных действий. Для 87% опрошенных характерны представления о патриотизме как феномене, выполняющем разнообразные конструктивные функции: защитную, развивающую, воспитательную, консолидирующую и др. Существуют половые различия в представлениях молодежи о патриотизме и его проявлениях. Мужчины склонны связывать патриотизм с ролевым репертуаром защитника Родины, семьи, государства, возлагая эти функции зачастую на военных людей, воспринимая их как исполнение долга, в некоторых случаях расцениваемое как подвиг. При этом у мужчин проявляется субъектная позиция носителя защитных функций. Женщины рассматривают патриотизм сквозь призму эмоционально-чувственной сферы, как проявление любви к Родине, восхищения, гордости, как гарант защиты и уверенности. Для женщин характерна позиция объекта, ожидающего защиты, надеющегося на нее. Образ патриота в сознании большей части молодежи имеет позитивные черты и героико-идеализированную окраску. Однако, полученные результаты позволили выявить у части молодых людей отличную от большинства позицию, выражающуюся в отвержении и негативной оценке патриота. Обнаружены половые различия в представлениях молодежи о патриоте и проявлениях истинного патриотизма: мужчинам патриот представляется более властным, богатым и авторитетным, нежели женщинам (р<0,01), а значимыми проявлениями истинного патриотизма, по мнению мужчин, являются те, которые отражены в деятельности и поведении (р<0,01) и связаны с толерантным отношением к представителям других народов и культур (р<0,05). Женщины же склонны рассматривать истинный патриотизм сквозь призму его когнитивно-эмоционального наполнения (р<0,05) и активного критико-протестного поведения (р<0,05). Устойчивая патриотическая самоидентичность характерна в большей степени для мужчин (ф*эмп=4,589, р<0,01), в то время как флуктуирующая патриотическая самоидентичность (<р*эмп=3,579, р<0,01) и непатриотическая самоидентичность (ф*эмп=1,719, р<0,05) выражены в большей степени у женщин. В ходе исследования обнаружена связь между представлениями молодежи об экстремисте и патриоте. Позитивная оценка экстремиста сопровождается негативной оценкой патриота (р<0,001), отрицанием межэтнической

толерантности как формы проявления истинного патриотизма (р<0,001) и акцентированием внимания на протестной активности (р<0,05) как его неотъемлемом атрибуте. Позитивная оценка патриота сопровождается негативной оценкой экстремиста (р<0,001) и включением межэтнической толерантности в число проявлений истинного патриотизма (р<0,001).

Третий параграф «Ценностные ориентации, базовые убеждения и этническая идентичность как социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме» посвящен анализу социально-психологических детерминант представлений молодежи об экстремисте, патриоте, проявлениях истинного патриотизма и Я-представлений молодых людей о себе как субъектах экстремизма и патриотизма, а также сравнительному анализу ценностных ориентаций, базовых убеждений, особенностей этнической идентичности и представлений об экстремисте и патриоте у молодых людей с различными типами отношения к экстремистам, а также у молодых людей с различной степенью выраженности экстремистской и патриотической самоидентичностей. Согласно полученным результатам, позитивный образ экстремиста представлен в сознании людей, обладающих выраженной экстремистской самоидентичностью (Р=0,204, р=0,000), этнонигилизмом ((3=0,171, р=0,003), этноэгоизмом (Р=0,120, р=0,041), этноизоляционизмом (Р=0,141, р=0,016) и этнофанатизмом (Р=0,165, р=0,005), неопределенностью (Р=-0,151, р=0,010) и негативной валентностью этнической идентичности (Р=-0,136, р=0,021), убежденных во враждебности окружающего мира (Р=-0,196, р=0,001), ориентированных на индивидуалистические ценности «Самостоятельность» (Р=0,135, р=0,021) и «Гедонизм» (Р=0,122, р=0,039), отрицающих значимость ценности «Безопасность» (Р=-0,117, р=0,046). Социально-психологическими детерминантами выраженности экстремистской самоидентичности являются ориентация личности на индивидуалистические ценности «Самостоятельность» (Р=0,179, р=0,018) и «Власть» (Р=0,155, р=0,009) в сочетании с отрицанием значимости коллективистской ценности «Традиция» (Р=-0,198, р=0,001); низкий уровень позитивной этноидентичности (Р=-0,140, р=0,019); отсутствие веры в благосклонность мира (Р=-0,252, р=0,000) в сочетании с убежденностью в ценности собственного «Я» (Р=0,179, р=0,006); представления об экстремисте как о человеке спокойном, доброжелательном и нравственном (Р=0,204, р=0,000), успешном и обладающем властью (Р=0,197, р=0,001); представления о патриоте как человеке тревожном и враждебном (Р=-0,176, р=0,002), безнравственном и пассивном (Р=-0,178, р=0,006); представления об истинном патриотизме, как явлении не связанном с поведением, направленным на развитие страны и пропаганду патриотизма (Р=-0,194, р=0,002) и межэтнической толерантностью (Р=-0,175, р=0,002). Полученные результаты позволяют обосновать включение молодых людей с экстремистской самоидентичностью в группу риска с высокой вероятностью проявления экстремистского поведения.

Позитивный образ патриота представлен в сознании людей, ощущающих себя патриотами (Р=0,267, р=0,000) и не ощущающих себя экстремистами (Р=-0,176, р=0,003), ориентированных на коллективистские ценности «Конформность» ((3=0,183, р=0,002), «Традиция» (Р=0,141, р=0,017), «Доброта» (Р=0,173, р=0,003), а

также на ценности «Универсализм» (Р=0,182, р=0,002) и «Безопасность» (Р=0,166, р=0,005), обладающих позитивной этнической идентичностью (Р=0,149, р=0,011), убежденных в благосклонности мира ((3=0,166, р=0,005) и ценности собственного «Я» (Р=0,151, р=0,010). Социально-психологическими детерминантами выраженности патриотической самоидентичности являются ориентация личности на ценности коллективистского спектра «Доброта» (Р=0,192, р=0,008), «Традиция» (р=0,143, р=0,042) и ценность «Безопасность» (Р=0,272, р=0,000); низкий уровень этнонигилизма (Р=-0,269, р=0,000) и этнической индифферентности (р=-0,237, р=0,000) в сочетании с выраженной позитивной этноидентичностью (Р=0,157, р=0,007) и этнофанатизмом (Р=0,229, р=0,000); убежденность в благосклонности мира (Р=0,229, р=0,001) в сочетании с убежденностью в ценности собственного «Я» (Р=0,139, р=0,033); представления о патриоте как о человеке спокойном и доброжелательном (Р=0,267, р=0,000), нравственном и активном (Р=0,242, р=0,000); представления об истинном патриотизме, как феномене, значимыми проявлениями которого являются принятие, причастность к судьбе, гордость и позитивное отношение к своей стране и народу (р=0,157, р=0,007), а также межэтническая толерантность (Р=0,265, р=0,000). Социально-психологическими детерминантами представлений молодежи о межэтнической толерантности как компоненте проявлений истинного патриотизма являются ориентация личности на коллективистскую ценность «Доброта» (Р=0,167, р=0,004) и на ценность «Универсализм» 0=0,193, р=0,000); базовое убеждение личности в благосклонности мира (Р=0,153, р=0,009); позитивная этническая идентичность (Р=0,244, р=0,000); низкий уровень этнической гиперидентичности (этноэгоизма (Р=-0,176, р=0,003), этноизоляционизма (Р=-0,172, р=0,003) и этнофанатизма (Р=-0,148, р=0,012)); неэкстремистская ((3—0,118, р=0,045) и патриотическая самоидентичности (Р=0,265, р=0,000).

В ходе исследования выявлены три типа отношения респондентов к деятельности экстремистов в нашей стране: негативный, индифферентный и лояльный. Наиболее выпуклыми (в сравнении с другими типами) являются психологические особенности респондентов с лояльным (позитивным) типом отношения. Для них характерны наибольшие средние значения всех ценностей индивидуалистического спектра и значимые различия (относительно представителей негативного (р<0,01) и индифферентного (р<0,05) типов отношения) в выраженности практически всех из них (за исключением ценности «Самостоятельность», различия в выраженности которой обнаружены лишь с представителями негативного типа отношения (р<0,001)). Лояльные к экстремистам респонденты отличаются также выраженной экстремистской самоидентичностью (р<0,001), этноизоляционизмом (р<0,05), этнофанатизмом (р<0,05), большей убежденностью в ценности собственного «Я» (р<0,001) в сравнении с молодыми людьми, относящимися к экстремистам негативно. Помимо этого, в сознании респондентов с лояльным типом отношения (в отличие от представлений респондентов с негативным отношением) экстремисты являются спокойными, доброжелательными и нравственными (р<0,001), а также (в отличие от представлений респондентов с негативным и индифферентным отношением), властными и успешными (р<0,01 и р<0,05 соответственно). Индифферентная к

экстремистам молодежь также имеет свои психологические особенности. От представителей лояльного типа их отличает меньшая ориентация на ценности индивидуалистического спектра «Стимуляция», «Гедонизм», «Достижение» и «Власть» (р<0,05) и меньшая убежденность в ценности собственного «Я» (р<0,05), а экстремиста они рассматривают как менее властного и успешного (р<0,05). В сравнении же с теми, кто относится к экстремистам негативно, большее число представителей индифферентного типа обладает выраженной экстремистской самоидентичностью (р<0,001), склонно к проявлению этнонигилизма (р<0,05) и в меньшей степени - к проявлению позитивной этноидентичности (р<0,05), отличается слабой убежденностью в благосклонности мира (р<0,01), а также позитивной оценкой экстремиста и приписыванием ему таких качеств как спокойствие, доброжелательность и нравственность (р<0,001). Полученные результаты свидетельствуют о сходстве психологического профиля экстремистов и молодых людей с лояльным типом отношения к ним, что позволяет включить данных респондентов в группу риска с высокой вероятностью проявления экстремистского поведения. Молодые люди, демонстрирующие индифферентное отношение к экстремистам, могут быть включены в группу риска, в связи с высокой вероятностью формирования у них лояльного типа отношения и экстремистского типа поведения. Молодые люди, негативно оценивающие деятельность экстремистов в нашей стране (в сравнении с представителями других типов отношения), отличаются тем, что не ощущают себя экстремистами, характеризуются меньшей ориентацией на ценности индивидуалистического спектра, демонстрируют выраженность позитивной этноидентичности и меньшую степень проявления этнонигилизма, этноизоляционизма и этнофанатизма, отличаются выраженным убеждением в благосклонности мира, но меньшей убежденностью в ценности собственного «Я», склонны приписывать экстремисту такие характеристики, как тревожность, враждебность, безнравственность, зависимость и неуспешность.

Эмпирически выделенные типы респондентов с разной степенью выраженности экстремистской и патриотической самоидентичности («патриот-неэкстремист», «патриот-колеблющийся экстремист», «колеблющийся патриот-неэкстремист», «колеблющийся патриот-колеблющийся экстремист», «непатриот-неэкстремист») имеют значимые различия в ценностных ориентациях, базовых убеждениях, этнической идентичности и представлениях об экстремисте и патриоте. Просоциальность и нормативность характерна для типа «патриот-неэкстремист», объединяющего молодых людей с выраженными патриотической и неэкстремистской самоидентичностью, отличающихся гармоничным сочетанием коллективистских мотивационных целей с ценностями индивидуалистического спектра; выраженной определенностью этноидентичности, ее позитивной оценкой; признанием самобытности и самоценности других народов; готовностью к продуктивным контактам с представителями различных этногрупп; выраженным убеждением в благосклонности мира; убежденностью в ценности собственного «Я»; негативными представлениями об экстремисте; позитивными представлениями о патриоте; представлениями о включенности межэтнической толерантности в структуру проявлений истинного патриотизма.

Таким образом, согласно полученным результатам, цель диссертационного исследования достигнута, сформулированные теоретическая, методическая и эмпирические задачи решены, а выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются дальнейшие перспективы изучения проблемы, а также пути использования полученных данных в различных сферах: образование, практическая психология, молодежная политика.

В приложениях представлены авторская анкета, а также таблицы, описания и рисунки, отражающие результаты диссертационного исследования.

Таким образом, в результате проведенного диссертационного исследования:

1. Выработано авторское определение экстремизма с позиции социально-психологического подхода.

2. С позиции социально-психологического подхода раскрыт потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма.

3. Обосновано включение ценностных ориентаций, базовых убеждений и этнической идентичности в число социально-психологических детерминант представлений личности об экстремизме и патриотизме.

4. Разработана модель эмпирического исследования (базирующаяся на синтезе положений теории социальных представлений С. Московичи и его последователей и личностно-ориентированной теории социальных представлений К.А. Абульхановой), сформулированы и проверены гипотезы.

5. Выявлены содержание и структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме и половые различия данных представлений.

6. Обнаружены специфические связи представлений об экстремисте и патриоте в молодежной среде.

7. Выявлено, что Я-представления молодых людей о себе как субъектах экстремизма и патриотизма и их представления об экстремистах и патриотах, имеют выраженные связи и обуславливают друг друга.

8. Обосновано, что молодые люди, демонстрирующие различные типы отношения к экстремистам, а также обладающие разной степенью выраженности экстремисткой и патриотической самоидентичности, имеют различия в ценностных ориентациях, базовых убеждениях, особенностях этнической идентичности и представлениях об экстремисте и патриоте.

9. Изучены особенности ценностных ориентаций, базовых убеждений, этнической идентичности как детерминант представлений молодежи об экстремисте и патриоте и проявлениях истинного патриотизма. В результате, сформулированные гипотезы нашли свое подтверждение:

1) детерминантами позитивных представлений молодежи об экстремизме как социально-психологическом явлении выступают ориентация личности на индивидуалистические ценности, отрицание значимости коллективистских ценностей, убежденность личности во враждебности мира, этническая гипоидентичность и гиперидентичность; 2) детерминантами позитивных представлений молодежи о патриотизме как социально-психологическом явлении выступают ориентация личности на коллективистские ценности, убежденность личности в доброжелательности мира, позитивная этническая идентичность.

По материалам исследования опубликовано 15 статей.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Муращенкова, Н.В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме [Электронный ресурс] / Н.В. Муращенкова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №12(20). - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/murashchenkova.pdf (дата обращения: 03.03.14) (0,6 пл.).

2. Муращенкова, Н.В. Выраженность экстремистской и патриотической самоидентичности как типообразующие показатели гражданской идентичности молодежи [Электронный ресурс] / Н.В. Муращенкова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 9(29). - Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9201362 (дата обращения: 03.04.14). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-62 (0,9 п.л.).

3. Муращенкова, Н.В., Гриценко, В.В. Экстремизм как социально-психологическое явление [Текст] / Н.В. Муращенкова, В.В. Гриценко // Национальная безопасность / nota bene. - 2014. - № 2. - С. 338-350. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.10881 (личный вклад - 75%) (0,5 п.л./ 0,38 п.л.).

4. Муращенкова, Н.В. Ценности, убеждения и этническая идентичность как детерминанты выраженности экстремистской идентичности личности [Текст] / Н.В. Муращенкова // Известия Смоленского государственного университета. -2014. - №2(26). - С. 456-464 (0,5 п.л.).

5. Муращенкова, Н.В. Социально-психологические детерминанты представлений молодежи о проявлениях истинного патриотизма [Текст] / Н.В. Муращенкова // Психология и Психотехника. - 2014. - № 5. - С. 468-482. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.5.11678 (0,8 п.л.).

Публикации в других изданиях:

6. Муращенкова, Н.В. Психология экстремистского сознания: постановка проблемы и теоретические подходы к изучению [Текст] / Н.В. Муращенкова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Сер.: Психологические науки, Акмеология образования. - 2008. - Том 14. - №4. - С. 1521 (0,6 п.л.).

7. Целуева, Н.В. (Муращенкова) Психологические аспекты изучения проблемы молодежного экстремизма [Текст] / Н.В. Целуева // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных статей. - Смоленск: Универсум, 2007.-С. 51-59(0,4 п.л.).

8. Целуева, Н.В. (Муращенкова) Молодежный экстремизм как социально-психологический феномен [Текст] / Н.В. Целуева // Психология - наука будущего: Материалы международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» 1-2 ноября 2007 года г. Москва / Под ред. A.JI. Журавлева, Е.А.Сергиенко. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. - С. 456458 (0,08 п.л.).

9. Целуева, Н.В. (Муращенкова) Этничность и экстремизм: характеристика и взаимосвязь [Текст] / Н.В. Целуева // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции

29-30 мая 2008 г. - В 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. -Т.2.-С. 307-312 (0,3 пл.).

10. Целуева, Н.В. (Муращенкова) Экстремизм как форма группового сознания [Текст] / Н.В. Целуева // Социальный мир человека. - Вып. 2: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 25-26 июня 2008 г. / Под ред. Н.И. Леонова. -Ижевск: ERGO, 2008. - С. 352-353 (0,1 пл.).

11. Муращенкова, Н.В. Исследование социальных представлений о патриотизме: постановка проблемы [Текст] / Н.В. Муращенкова // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Третьей Международной научной конференции 24-25 мая 2012 г. — В 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Маджента, 2012. - Т.2. - С. 144-149 (0,3 пл.).

12. Муращенкова, Н.В. Связь степени выраженности экстремистской и патриотической идентичности с ценностями, убеждениями и типами этнической идентичности личности [Текст] / Н.В. Муращенкова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 26-27 сентября 2013 г. / Отв. ред. A.B. Капцов. - Самара: СамЛюксПринт, 2013. - С. 153-157 (0,2 пл.).

13. Муращенкова, Н.В. Образы экстремиста и патриота в сознании молодежи: связь с экстремистской и патриотической идентичностью личности [Текст] / Н.В. Муращенкова // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию A.B. Брушлинского. - Т.2. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 75-78 (0,2 пл.).

14. Муращенкова, Н.В. Ценности, убеждения и этноидентичность как детерминанты патриотической идентичности личности [Текст] / Н.В. Муращенкова // «Психология третьего тысячелетия»: I международная научно-практическая конференция: сборник материалов. / Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова. - Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2014. - С. 173-176 (0,2 пл.).

15. Муращенкова, Н.В. Образ патриота в сознании молодежи: связь представлений с ценностями, убеждениями, типами этноидентичности [Текст] / Н.В. Муращенкова // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: Материалы Четвертой Международной научной конференции 30-31 мая 2014 г. - В 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2014. - Т.2. - С. 37-40 (0,2 пл.).

Подписано в печать 24.10.2014 Формат 60х 48 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 120 экз. Заказ № 175-Т

Типография Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского 410012 г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112 а Тел.: (8452) 27-33-85