Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов вуза

Автореферат по психологии на тему «Психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов вуза», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Автореферат
Автор научной работы
 Ламаева, Баярма Васильевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Кемерово
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов вуза"

На правах рукописи

Ламаева Баярма Васильевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

19.00.07 — педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

1 3 МАЙ 2015

005568579

Кемерово - 2015

005568579

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель: Санжаева Римма Дугаровна

доктор психологических тук, профессор

Официальные оппоненты: Калугина Наталья Андреевна

доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования»

Браун Ольга Артуровна

кандидат психологических наук, доцент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Ведущая организация: федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» (г. Улан-Удэ)

Защита диссертации состоится 28 мая 2015 г. в 13 ч 30 мин на заседании диссертационного совета Д 212.088.09 при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6, ауд. 8402.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6; на официальном сайте КемГУ: Ьйр:/Лу\у\у. kemsu.ru

Автореферат разослан «24» апреля 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент ? Н. Р. Хакимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Музыкальная культура как часть национальной культуры приобретает особое значение в XXI веке, когда в мировом образовательном пространстве формируются новые системы ценностей и смыслов образования, осуществляются сложные интеграционные процессы и развитие музыкальных способностей личности является важной психологической и социальной проблемой.

Многоаспектность психологии способностей, в том числе и музыкальных, всегда находилась в центре внимания отечественной и зарубежной психологии, в исследовании и решении вопросов которой применялись различные методологические подходы: анализ общих и специальных способностей (Л. С. Выготский, Ф. Гекер, В. А. Крутецкий, В. Т. Кудрявцев, С. Н. Лейтес, В. Н. Мясищев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Г. Ревеш, К. Сишор, Б. М. Теплов, Т. Циген и др.), влияние деятельности на развитие способностей (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, А. Г. Ковалев и др.), развитие музыкальных способностей через активное восприятие музыки, формирование интереса к жизни, через увлеченность музыкой (Э. Б. Абдуллин, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский и др.), изучение онтогенеза музыкальных способностей (К. В. Тарасова и др.) и диалектики способностей и задатков (Д. Б. Богоявленская, Э. А. Голубева, Н. В. Кузьмина, Б. М. Теплов и др.). Комплексный подход к изучению способностей как одной из важнейших подструктур индивидуальности и личности отражен в работах Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова и др.

Актуальность исследования музыкальных способностей студентов вуза связана с современной парадигмой общего образования, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая первой выдвинула задачу раскрытия способностей каждого ученика,л компетент-ностным подходом к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов в вузе. Анализ системы современного музыкально-педагоппеского образования показывает, что большое разнообразие индивидуально-психологических свойств личности, заложенных в музыкальных способностях и детерминированных этнокультурными особенностями образовательной среды вуза, обусловлено нерасторжимой связью музыки (как на образно-содержательном, так и на интонационном уровне) со всеми сферами жизнедеятельности человека, народа, что изучено недостаточно. Исследование развития музыкальных способностей в этнокультурной среде позволит в определенной степени разрешить основное противоречие: между востребованностью многовекового опыта этномузы-кальных культур, которые в условиях современности характеризуются сближением, интеграцией культур, ростом этнического самосознания, с одной стороны, и тенденцией утраты собственной культурной уникальности, самобытности, традиционных ценностей, в том числе и музыкального

искусства, с другой стороны. Таким образом, актуализировалась проблема выявления детерминант развития музыкальных способностей студентов музыкальных специализаций, необходимых для овладения не только специальными знаниями, умениями и навыками, но и культурными и национальными традициями в процессе становления их профессионального и личностного саморазвития.

Цель исследования - выявить и проверить экспериментальным путем психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов вуза.

О&ьект исследования — музыкальные способности личности студента

Предмет исследования - детерминанты развития музыкальных способностей студентов вуза.

Гипотеза исследования:

развитие музыкальных способностей студентов вуза будет наиболее эффективным, если:

- детерминировано их личностными (гетерономность, концентричность, баланс личностных свойств), психофизиологическими (баланс автономной (вегетативной) нервной системы, работоспособность, стрессо-устойчивость) и этнопсихологическими (этническое самосознание, восприятие музыки) характеристиками.

- динамика музыкальных способностей будет обусловлена формами организации учебной деятельности студентов музыкального отделения, содержательными характеристиками реализуемых учебно-образовательных программ, учитывающих различные виды музыкальной деятельности (исполнительской, педагогической, дирижерской, музыковедческой), этнокультурными факторами образовательной среды.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы музыкальных способностей.

2. Выявить и изучить психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов.

3. Рассмотреть возможности выбора конкретной музыкальной деятельности студентов (дирижерской, исполнительской, музыковедческой, педагогической), определяющие динамические изменения в параметрах музыкальных способностей.

4. Разработать и апробировать учебно-образовательные программы развития музыкальных способностей студентов с учетом этнокультурных факторов образовательной среды вуза.

Методологическую и теоретическую основу составили исследования, разработанные в отечественной и зарубежной психологии: К. Штумп-фа, А. Файста, М. Мейера, Г. Ревеша, К. Сишора, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца,

А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова, А. А. Марголиса, В. А. Гуружапова, В. И. Сло-бодчикова и др.; принципы детерминизма и развития; принцип системности Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и др.; теории способностей личности (Д. Б. Богоявленская, Э. А. Голубева, Н. С. Лейтес и др.), концепция музыкальных способностей Б. М. Теплова; положения о развитии способностей, необходимых для конкретных видов музыкальной деятельности (Э. Б. Абдуллин, Л. Л. Боч-карев, А. Л. Готсдинер, Г. В. Иванченко, Н. А. Калугина, Д. К. Кирнарская, И. М. Кыштымова, В. И. Петрушин, В. М. Подуровский, В. Г. Ражников, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин и др.); психофизиологические исследования А. Н. Бернштейна, М. П. Блиновой, Е. П. Ильина и др.; этнопсихологические исследования: А. Д. Карнышева, А. Р. Монсоновой, А. П. Оконешниковой, Р.Д. Санжаевой, В. С. Тудуповой, Л. В. Яссман и др.; исследования этнического самосознания (С. Б. Дагбаева, Т. Ц. Дугарова, Г. Н. Кригер, Т. Л. Миронова, С. Ю. Мохова, К. А. Петрова, В. Ю. Хотинец и др.), исследоваши ценностно-смысловой сферы этнической личности (Е. П. Белинская, О. А. Браун, А. А. Бучек, А. В. Серый, М. С. Яницкий и др.), исследования по педагогике и психологии вузовского образования и воспитания (Л. Н. Антилогова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, О. Г. Красношлыкова, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, И. С. Морозова, А. В. Серый, М. С. Яницкий и др.), этнокультурные и этнопедагогические исследования Н. В. Абаева, Л. А. Андреевой, В. Д. Бабуевой, Т. Б. Будаевой, Л. Д. Дашиевой, Д. С. Дугарова, Н. В. Ларкиной, И. А. Маланова, О. Д. Мукаевой, С.Д. Намсараева, О. И. Паз-никова, 3. И. Пазниковой, А. Б. Панькина, С. Б. Самбуевой, А. С. Танхасаевой, С. С. Танхасаевой, Л. А. Халтаевой и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов:

- анализ литературы по проблемам музыкальной психологии, педагогики, социальной психологии, теории и методики музыкального образования;

- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, биографический метод;

- психодиагностические методы разделены на три группы:

а) исследование личностных детерминант развития музыкальных способностей: диагностика общих музыкальных способностей, по Б. М. Теплову, Ю. А. Цагарелли, методика определения качественных различий внутреннего музыкального слуха С. Е. Оськиной, Д. Г. Парнес, тест отношения к конкретной музыкальной деятельности В. Г. Касимова, 16-факторный опросник Р. Кеттелла, тест Т. Лири, цветовой тест отношений (ЦТО) — вариант М. Люшера в интерпретации Ю. М. Орлова — Г. А. Аминева (шкалы: гетеро-номность, концентричность, баланс личностных свойств);

б) исследование психофизиологических детерминант: теппинг-тест Е. П. Ильина, методика В. И. Моросановой, Р. Р. Сагиева «Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов», ЦТО М. Люшера (шкалы: баланс автономной, вегетативной

нервной системы, работоспособность, стрессоустойчивость);

в) исследование этнопсихологических детерминант: тест Г. Айзенка (EPI) в адаптации А. Г. Шмелева, тест этнического самосознания В. Ю. Хотинец;

- формирующий эксперимент. При статистической обработке данных использовашсь Microsoft Excel ХР и пакет статистического анализа Statistica 10 for Windows 13.07.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью теоретических позиций, опирающихся на ведущие концепции психологии, применением комплекса надежных методов, проверкой статистической значимости полученных данных.

База н этапы исследования. Исследование проводилось на базе музыкального отделения Педагогического института Бурятского государственного университета. Общий объем выборки испытуемых составил 120 студентов (в экспериментальной группе 60 студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», в контрольной - 60 студентов, обучающихся по специальности «Учитель начальных классов» с дополнительной квалификацией «Учитель музыки»).

Диссертационное исследование проводилось в период 2003-2014 гг. и включало в себя несколько этапов:

Первый этап (2003-2005 гг.): анализ научных пу бликаций по проблеме, обработка понятийного аппарата исследования, подбор психодиагностических методик и их апробирование, констатирующий эксперимент.

Второй этап (2006-2010 гг.): выдвижение гипотезы, проверка и уточнение теоретических положений исследования, осуществление основных направлений исследования, формирующий эксперимент.

Третий этап (2011-2014 гг.): обработка и анализ результатов, подведение итогов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Уточнено представление о музыкальных способностях как индивидуально-психологических свойствах личности, сложных и многоуровневых образованиях, имеющих специфическую структуру, виды и формы проявления и обеспечивающих успешность в конкретных видах профессиональной музыкальной деятельности.

Выделены психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов в образовательной среде вуза: личностные (гетерономность, концентричность, баланс личностных свойств), психофизиологические (особенности нервной системы, работоспособность, стрессоустойчивость), этнопсихологические (этническое самосознание, особенности восприятия музыки).

Доказано, что развитие музыкальных способностей студентов зависит от их отношения к конкретным видам музыкальной деятельности (исполнительской, музыковедческой, педагогической, дирижерской), что требует реализации учебно-образовательных программ, включающих этнокультурные факторы образовательной среды вуза: участие в концертной деятельности, в фольклорных экспедициях, в проведении праздников и культурно-массовых меро-

приятии регионального и международного уровней (Алтаргана, Сурхарбан, Сагаалган, «Голос кочевников», «Звуки Евразии»),

Теоретическая значимость исследования. Дополнены содержательные характеристики музыкальных способностей студентов, реализуемых в конкретных видах музыкальной деятельности. Определена динамика развития музыкальных способностей в процессе преподавания музыкальных предметов в вузе. Представлена структура музыкальных способностей студентов с учетом их этнокультурных особенностей восприятия музыки.

Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования в вузовском образовании, в системе повышения квалификации учителей музыки, преподавателей детских школ искусств Республики Бурятия. Автором разработаны и апробированы учебно-образовательные программы дисциплин: «Бурятская профессиональная музыка на современном этапе», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Основы семиотического анализа музыки». Разработан диагностический инструментарий, критерии, оценки, позволяющие выявлять уровни развития музыкальных способностей.

Положения, выноснмые на защиту:

1. Музыкальные способности являются индивидуально-психологическими свойствами личности, которые как сложные и многоуровневые образования, имеющие специфические структуру, виды и формы проявления, обеспечивают успешность в конкретных видах профессиональной музыкальной деятельности.

2. Психологическими детерминантами развития музыкальных способностей студентов являются: личностные (гетерономность, концентричность, баланс личностных свойств), психофизиологические (особенности нервной системы, работоспособность, стрессоустойчивость), этнопсихологические (этническое самосознание, особенности восприятия музыки).

3. Развитие музыкальных способностей студентов наиболее эффективно осуществляется в конкретном виде музыкальной деятельности (дирижерской, исполнительской, музыковедческой, педагогической).

4. Разработка и внедрение учебно-образовательных программ с учетом этнокультурных факторов являются психолого-педагогическим условием, обеспечивающим эффективное развитие музыкальных способностей студентов Буза.

Апробация результатов исследования. Основные положения и полученные результаты были представлены на научно-практических конференциях: международных: «Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона» (Хабаровск, 2008), «Культурный потенциал Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2009), «Этнопедагогическая пансофия академика Г. В. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации (IV Вол-ковские чтения)» (Элиста, 2012), «Культура и искусство сибирского народа: традиции и современность» (Красноярск, 2012); всероссийских и репгональ-

ных: «Образование и межнациональные отношения» (Ижевск, 2012), «Педагогическое творчество как фактор модернизации школы. Теория и практика», «Высшее профессиональное образование как гарант устойчивого развития региона» (Улан-Удэ, 2002), «Бурятоведение: опыт прошлого - взгляд в будущее» (Улан-Удэ, 2014), в материалах круглых столов кафедр общей и социальной, возрастной и педагогической психологии БГУ (Улан-Удэ, 2006-2014). Результаты исследования использовались на семинарах, на курсах повышения квалификации учителей музыки республики, в разработке и апробации учебно-образовательных программ: «Бурятская профессиональная музыка на современном этапе», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Основы семиотического анализа музыки», в работе соискателя как музыкального руководителя Государственного Бурятского академического театра драмы имени X. Намсараева.

Структура диссертационной работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 173 страницах, содержит 14 таблиц, 16 рисунков, библиографический список из 275 наименований, 12 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность работы, определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования, представлены методологические основания и эмпирические методы исследования, обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выдвинуты положения, выносимые на защиту, а также даны сведения об апробации исследования.

Первая глава «Теоретический анализ проблемы музыкальных способностей» состоит из четырех параграфов и посвящена анализу теоретико-методологических подходов к проблеме музыкальных способностей в зарубежной и отечественной психологии, проблемы психологических детерминант развития музыкальных способностей студентов в этнокультурной среде. В первом параграфе «Проблема музыкальных способностей в исследованиях отечественной и зарубежной психологии» рассматривается природа музыкальных способностей в работах Б. М. Тепло-ва, Н. А. Римского-Корсакова, К. В. Тарасовой, Э. А. Голубевой, Г. Реве-ша, К. Сишора, Дж. Криса и др. Выделено три подхода: способности как индивидуальные природные дарования, как компоненты деятельности и как личностные образования. Качественные особенности проявления музыкальности как обобщающей категории музыкальных способностей взаимодействуют с продуктивностью музыкальной деятельности в сочетании с психомоторными, интеллектуальными способностями, с эмоциональным богатством личности, составляют важную предпосылку воспитания исполнителя, способствуют созданию музыкальных произведений.

В первую очередь исследованию подверглись сенсорные способности как задатки формирования музыкального слуха и ритма. Наиболее изучены закономерности развития и воспитания этих способностей в детском возрасте (О. А. Апраксина, В. К. Белобородова, Т. Л. Беркман, Л. А. Гарбер, Н. Н. Гейнрихс, Г. И. Ильина, А. И. Медянников, Т. К. Мухина, Т. Н. Овчинникова, В. И. Петрушин, Т. А. Репина, К. В. Тарасова и др.). Весомый вклад в развитие теории музыкально-эстетического воспитания и психологии художественных способностей внесли исследования, выполненные под руководством Н. А. Ветлугиной, А. В. Запорожца, Д. Б. Кабалевского.

Развитие музыкальных способностей в системе вузовского образования, на наш взгляд, исторически основывается на психолого-педагогических направлениях профессиональной подготовки: первое связано с возрастными особенностями освоения музыкального искусства и личностной сферой музыканта; второе заключается в необходимости учета широкого культурного влияния на личность будущего специалиста, базирующегося на гармоничном сочетании собственно музыкальной и психолого-педагогической подготовки, направленной на формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.

Положение о взаимосвязи способностей и деятельности конкретизируется и развивается в рамках фундаментальной концепции Л. С. Выготского о культурно-исторической, социальной природе человеческой психики и является основным в теории способностей. Это положение как принцип теоретического исследования было обосновано в трудах С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, в которых разработаны проблемы способностей в плане как выявления их психологической структуры, так и установления принципов их формирования и развития.

На основании теоретического анализа и обобщения мы определяем музыкальные способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые как сложные и многоуровневые образования, имеющие специфические структуру, виды и формы проявления, обеспечивают успешность в конкретных видах профессиональной музыкальной деятельности.

Во втором параграфе «Структура музыкальных способностей» рассматриваются вопросы традиционного разделения способностей на общие и специальные. Общие способности, формируясь в конкретном виде деятельности, приобретают в ней ярко выраженные черты. В структуру музыкальных способностей входят: чувство ритма, музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический), музыкальная память, эмоциональная отзывчивость, музыкальное мышление (репродуктивный и продуктивный компоненты). Психологический анализ специальных способностей предполагает рассмотрение не только их структурно-содержательного аспекта, но и динамического, т. к. способность существует только в движении, только в развитии (Б. М. Теплов). Охарактеризованы движущие силы, психологические детерминанты музыкальных способ-

ностей. С точки зрения современной психологии функциональная система является результатом сложного динамического взаимодействия многих участков мозга, нервной системы и представляет собой сложные и саморегулирующиеся процессы, которые по происхождению опосредованы внешними воздействиями, а по способу функционирования сознательны и произвольны. Являясь сложным сочетанием природного, социального и индивидуального, они развиваются в практической музыкальной деятельности. Учебная музыкальная деятельность выступает как процесс, а музыкальные способности, тесным образом взаимодействующие друг с другом, -как потенциал личности (рис. 1).

Чувство Муз. СЛУХ Муз. Эмод. Муз.

ритма ■* < -ц ■ память отзывчи- ~ вость мышление

Способность переживания музыки

Способность анализировать музыкальное произведение

Ладовая координация в процессе восприятия

Активизация познавательной деятельности

Мотивация профессионального самоопределения

Эстетическое отношение к культуре этноса

Рис. 1. Структура музыкальных способностей студентов

Главная цель вузовского обучения - показать системность предпосылок культуры музыкально-исполнительской деятельности, обосновать необходимость их развития. Такие специальные способности музыканта-исполнителя, как слух, ритмическое чувство, моторно-координационные качества, оказываются встроенными в очень сложную структуру личностных качеств разного порядка и уровня.

В третьем параграфе «Структурно-содержательная характеристика детерминант музыкальных способностей студентов в образовательной среде вуза» анализируются системные представления об условиях развития музыкальных способностях. К личностным детерминантам относятся: активизация познавательной деятельности студентов, особенности эмоционального развития личности музыканта, эстетического отношения к культуре (в нашем исследовании - к конкретным видам музыкальной деятельности: дирижерской, музыковедческой, исполнительской и педагогической), гетерономность, концентричность, баланс личностных свойств, творчество, влияние музыкального искусства на самосознание, мировоззренческие позиции, самооценка, саморегуляция. Психофизиологические

детерминанты представляют собой устойчивую систему индивидуальных образований: скорость, выносливость, переключаемость нервных импульсов, баланс автономной (вегетативной) нервной системы, работоспособность, стрессоустойчивость. Этнопсихологические детерминанты студентов определяются как самовыражение, раскрытие творческого потенциала, создание системы целеполагания, принятие смыслообразующих ценностей своего этноса (искусства, творчества, культуры, музыки), личностная активность, владение способами саморегуляции (копинг-стратегиями поведения, релаксацией, аутотренингом), которые являются психологическими феноменами этнического самосознания личности.

С позиции концепции Н. А. Калугиной, совокупность психологических технологий, способствующих профессиональному становлению студентов музыкальных специализаций, на основе овладения комплексом компетентностей в области активного присвоения знаний, выделения индивидуального своеобразия и стратегии успешной реализации личностного потенциала, доказывает, что взаимовлияние составляющих — познавательной активности, направленности на формирование индивидуального стиля деятельности и на успех в учебном процессе — совершенствует профессиональную подготовку педагога-музыканта.

В четвертом параграфе «Этнокультурная характеристика музыкальных способностей студентов вуза» рассматриваются проблемы эмоциональной подготовки музыкантов-исполнителей в культурах, ориентирующихся на разный характер их проявлений, проблемы воспитания личности музыканта. Становление личности музыканта реализуется через национальную культуру, и решение этих задач влияет на развитие национальной культуры в целом. Особенности восприятия в профессиональном музыкальном образовании рассматр!гваются как научная проблема. Эмоциональное восприятие в каждой культуре детерминировано этическими нормами поведения, традициями воспитания, особенностями национального характера.

В современной бурятской музыке одной то актуальных проблем является вопрос жанрово-стилистической классификации песенного фольклора бурят. Необходимость системного изучения стилистики традиционной музыки обусловлена жанровым многообразием песенного наследия, которое порождает народное искусство. Звукоидеалом бурятской интонации является особая манера имитирования у та дуун (протяжная песня)'. каждый продолжительный звук наполнен вибрато. Исполнитель как бы сознательно сглаживает границы между звуками с помощью восходящего и нисходящего способов звукоизвлечения, что затрудняет адекватную расшифровку мелодий бурятских народных песен. Такая артикуляционно-акусптческая база пения бурят основана на так называемом методе горлового пения, которым в совершенстве владеют пожилые носители культуры, избранные мастера устной традиции. Данный феномен также выражен

в горных районах Тувы, в степях Монголии и связан с предположением, что пение являлось первичным средством общения людей.

Приобщение человека к родной культуре происходит через взаимодействие и творчество в процессе социализации. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок уже является социальным существом. Творческая переработка музыкальных ценностей и прогрессивных эстетических традиций национальной культуры сопрягается в сознании детей с ростом и укреплением художественного сознания личности, ее духовной потребности в овладении общечеловеческими музыкально-художественными ценностями, входящими в систему ценностно-смысловых ориентаций личности. Студенты-музыканты являются, на наш взгляд, субъектами успешной социализации данного направления. Период обучения в вузе — это важный этап и в формировании системы ценностно-смысловых ориентаций (А. В. Серый, М. С. Яницкий). Поэтому учебно-воспитательная среда вуза может скорректировать процесс интериоризации традиционных, этнокультурных ценностей студентов-музыкантов.

Во второй главе «Экспериментальное исследование детерминант развития музыкальных способностей студентов вуза», состоящей из трех параграфов, анализируются результаты исследования психологических детерминант развития музыкальных способностей. В первом параграфе «Организация и методы экспериментального исследования» представлены результаты констатирующего эксперимента, дано обоснование методов, описана процедура исследования. В 2003-2005 гг. проведена диагностика уровня музыкальных способностей студентов Педагогического института Бурятского государственного университета, где общий объем выборки составил 120 студентов. Комплексное обследование индивидуальных музыкальных способностей студентов включало диагностику и экспертную оценку развития компонентов музыкальности: чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального мышления и эмоциональности, по Б. М. Теплову, качественных различий музыкального слуха по тесту С. Е. Оськиной и Д. Г. Пар-нес, диагностику личностных особенностей при помощи 16-факторного опросника Р. Кеттелла.

Второй параграф «Анализ результатов констатирующего эксперимента» отражает результаты исследования психологических детерминант музыкальных способностей студентов, их отношения к конкретным видам музыкальной деятельности. Представлен анализ взаимосвязей личностных характеристик музыкальных способностей (табл. 1).

Таблица 1

Корреляция личностных характеристик и музыкальных способностей студентов

16 рр Чувство Муз. Муз. Эмоц. Муз.

ритма слух память отзывчивость мышление

А — Отзывчивость 0,10 0,42* 0,03 -0,12 0,26

В - Интеллект 0,11 -0,19 0,05 -0,34 -0,25

С — Эмоц. устойчивость -0,44* 0,01 0,53** -0,21 0,42*

Е - Доминантность -0,06 0,44* 0,25 -0,14 0,31

И - Беспечность 0,16 0,36* 0,05 -0,15 -0,08

в - Ответственность 0,06 -0,06 -0,27 0,25 0,53**

Н — Смелость -0,05 0,41* 0,25 -0,13 0,30

I - Мягкость 0,49** 0,14 -0,35* 0,15 -0,52**

Ь — Подозрительность 0,46** 0,31 -0,40* 0,10 -0,35*

М — Мечтательность 0,15 0,15 0,35* -0,19 -0,39*

N - Дипломатичность 0,18 -0,20 -0,44* 0,30 -0,02

О - Склонность к опасениям 0,49** 0,08 0,55** 0,18 -0,42*

01 — Радикализм -0,29 0,08 0,51** -0,22 0,26

02 - Самодостаточность -0,11 -0,45** -0,00 0,02 -0,15

<33 - Недисциплинированность -0,31 -0,19 0,22 -0,00 -0,72**

04 - Напряженность 0,43* 0,04 0,54** 0,10 -0,43*

Примечание: *р=0,05, **р=0,01

Корреляционный анализ показывает, что эмоциональная сторона музыкальности связана с личностными свойствами и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в общих характеристиках личности, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческое воображение, фантазия, художественное восприятие мира. Эти исследуемые параметры на экспериментальном уровне подтвердили положения, выдвинутые Б. М. Тепловым.

Исследование по тесту В. Г. Касимова отношения к конкретной музыкальной деятельности — исполнительской (Ис), педагогической (Пд), дирижерской (Д), музыковедческой (М) - позволяет осуществить унифицированный подход к развитию музыкальных способностей. Критерии опросника и его структура были выработаны на основе анализа условий обучения в вузе, выделения процессов, значимых для успешной учебной деятельности и связанных со структурными звеньями системы психического саморегулирования, а также выявления субъектных качеств, являющихся регуляторными и личностными.

Результаты корреляционного анализа исследований по тесту В. Г. Касимова и методике исследования индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов В. И. Моросановой, Р. Р. Сагиева представлены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляция стилевых особенностей и видов деятельности студентов

Стиль Автономный Оперативный Устойчивый

Тип Организованный Контрольно-корректирующий Учет значимых условий УД Оперативность построения УД

Стилевые особенности регуляторных процессов Ис Пд Д М Ис ПдД М Ис Пд Д М ИсП&ДМ

Примечание". 1) виды деятельности: Ис - исполнительская, Пд - педагогическая, Д - дирижерская, М - музыковедческая; УД - учебная деятельность; 2) подчеркивание - сильная сторона - функционально развитое звено; 3) курсив -слабая сторона - функционально слаборазвитое звено

Большой объем учебного материала, возможность выбора учебных дисциплин для изучения, контроль за самостоятельной подготовкой со стороны преподавателей требуют у студентов развития саморегуляции в процессе обучения их профессиональной деятельности (педагогической, дирижерской, исполнительской, музыковедческой) с учетом доминирующего стиля саморегуляции (автономным, оперативным, устойчивым). Корреляционный анализ выявил, что автономный стиль саморегуляции учебной деятельности организованного типа взаимосвязан с доминирующей ориентацией студентов на педагогическую деятельность: у будущих музыкантов сформирована потребность в планировании деятельности, планы у них достаточно реалистичны, действенны и устойчивы, цели выдвигаются самостоятельно. Контрольно-корректирующий тип саморегуляции прямо коррелирует с ориентацией на дирижерскую деятельность, которая требует сформированности у студента потребности продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, детализиро-ванности и развернутости разрабатываемых программ, которые гибко изменяются в новых обстоятельствах у будущего руководителя музыкального коллектива. Группа студентов с оперативным стилем саморегуляции отличается гибкостью учета значимых условий обучения. Сильная сторона регуляции студентов связана с высокой сформированностью процессов моделирования, что важно в исполнительской деятельности. Гибкость регуляторики позволяет им адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в процессе профессиональной деятельности. Студентам с устойчивым стилем саморегуляции соответствует тип оперативности построения программ учебных действий. Это коррелирует с их музыковедческой деятельностью, которая характеризуется устойчивостью процессов оценки результатов, строгостью и

устойчивостью критериев успешности в психологически сложных условиях.

Определяя детерминирующее воздействие со стороны психофизиологических параметров, мы проанализировали результаты исследования по теппинг-тесту Е. П. Ильина с учетом видов музыкальной деятельности. Выявлена обратная зависимость между успешностью по основным музыкальным дисциплинам и показателем силы нервной системы (табл. 3).

Таблица 3

Показатели типов нервной системы по тесту Е. П. Ильина

Тип нервной системы Общая выборка

Пд Д Ис М

Выпуклый сильный 3 (2.5 %) 6 (5 %) 2 (1,7 %) 2 (1,7%)

Ровный средний 6 (5 %) 5(4,1 %) 2(1,7%) 5(4,1 %)

Нисходящий средне-слабый 5(4,1 %) 4 (3.3 %) 8 (6,7 %) 11 (9,2%)

Промежуточный 7 (5,8 %) 2(1,7%) 5 (4,1 %) 3 (2,5 %)

Вогнутый слабый 13 (10,8 %) 7 (5,8 %) 11 (9,2 %) 17(14,2%)

Результаты максимального темпа движений рук свидетельствуют о том, что для студентов исполнительской специальности нервная система выражена полюсом слабости, это связано с высоким уровнем чувствительности. Она является важной предпосылкой, обеспечивающей успешность не только в данном виде музыкальной деятельности, но и в дирижерской. Установлена положительная связь лабильности нервной системы с показателями успешности в музыкальной деятельности (музыковедческой и педагогической). Это позволяет рассматривать лабильность в качестве одной из важных природных предпосылок развития музыкальных способностей.

Исследование по тесту Г. Айзенка показало-, в изучаемых выборках преобладали интровертированные типы (60-70 %), в большей степени были представлены типы с устойчивой активацией психики (75 %), логико-сенсорные и интуитивно-эмотивные интроверты встречались явно чаще (14 %), чем интуитивно-логические экстраверты (1 %).

Результаты исследования этнического самосознания по тесту В. Ю. Хо-тинец показали, что особенности формирования и развития самосознания личности не только детерминированы этапами психологического развития человека в процессе социализации (этнизации), но и зависят от региональной специфики, обусловленной культурным своеобразием этнической ситуации, историческими особенностями региона и т. д. (табл. 4).

Результаты исследования восприятия музыки по цветовому тесту отношений (ЦТО) варианта теста М. Люшера с вычислением интерпретационных коэффициентов Ю. М. Орлова — Г. А. Аминева. Известно, что восприятие включает в себя перевод слышимого и переживаемого в осознанные представления и понятия. Личностные смыслы, транслируемые посредством музыки, не могут быть с точностью переданы вербально, мы

можем только наблюдать их проекцию в другую символическую систему. В связи с этим условно выделяются «европейский» и «восточный» тип музыкального восприятия (М. П. Блинова, Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова и др.).

Таблица 4

Показатели этнического самосознания студентов

Показатели Значения средних

1. Осознание особенностей этнической культуры 29,53

2. Осознание психологических особенностей этноса 31,41

3. Осознание тождественности со своим этносом 34,82

4. Осознание своих этнопсихологических особенностей 32,00

5. Осознание себя субъектом своего этноса 63,53

Интегральный (суммарный) показатель 191,29

В ходе эксперимента определились два типа слушателей: студенты с «европейским» типом восприятия (русские) - 47 % (I группа), студенты с «восточным» типом (буряты) - 53 % (II группа). Испытуемым предлагалось прослушать в аудиозаписи и отдать предпочтение специально выбранным произведениям классической музыки (зарубежной, русской), современной (классической) и бурятской (классической) музыки, располагая 8 цветных карточек в порядке близости к восприятию объекта. Анализировались ассоциации, рисунки, описания на индивидуальных и групповых занятиях (табл. 5).

Таблица 5

Ранговые корреляции цветового восприятия музыкальных произведений

Муз. произведения, их категории Группы Ранг цвета Коэф. ранговой корреляции

Син. Зел. Крас. Желт. Фиол. Кор. Черн. Сер.

Классическая I 5 4 6 3 4 6 7 2 [1=0,42

III 4 3 7 6 5 5 6 3

Современная классическая I 6 5 3 4 2 7 7 7 11=0,95

III 5 4 2 5 3 5 7 5

Бурятская классическая I 6 6 6 7 5 4 2 5 Я=0,78

III 3 7 5 6 4 3 I 6

Факторный анализ детерминант развития музыкальных способностей выделил пять факторов, которые объясняют 63 % дисперсии (табл. 6). В первом факторе (нагрузка на вес 13,00) представлено три показателя выбора деятельности: исполнительская (-0,64), педагогическая (0,6) и дирижерская (0,69). Для студентов важно самоутверждение в конкретной музыкальной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и личностных предпочтений. Поэтому данный фактор можно назвать «самоактуализацией».

Таблица 6

Результаты факторного анализа детерминант развития _музыкальных способностей студентов __

Показатели 1 2 3 4 5

Исполнительская деятельность -0.64 0,15 -0,08 0,29 0,25

Педагогическая деятельность 0,60 0.07 0,40 -0,14 0,29

Дирижерская деятельность 0,69 0.09 -0,24 0,29 0,00

Музыковедческая деятельность 0,27 0,45 -0,24 -0,32 0,02

Гетерономность 0,02 -0,78 0,07 -0,29 0,07

Концентричность -0,01 -0,66 -0,18 0,20 0,13

Баланс личностных свойств 0,09 -0,18 0,62 0,26 -0,48

Работоспособность -0,06 0,09 0,76 -0,13 0,16

Баланс автономной нервной системы 0,01 -0,08 0,01 -0,85 -0,06

Стрессоустойчивость 0,00 -0,14 0,04 0,10 0,85

Общая дисперсия 1.33 1.34 1,28 1,24 1,15

Доля общ. дисперсии, % 13,00 13,00 13,00 12,00 12,00

Во втором факторе сгруппировались три показателя: музыковедческая деятельность (0,45), гетерономность (-0,78) и концентричность (-0,66). Данный фактор можно определить как «сложность», он связан со спецификой музыковедческой деятельности. В третьем факторе представлено два показателя: баланс личностных свойств (0,62) и работоспособность (0,76), данный фактор можно определить как «гармоничность». Четвертый фактор представлен показателем «баланс автономной (вегетативной) нервной системы» (-0,85), который характеризует студента как «чувственный». Пятый фактор в данном исследовании выражает стрессоустойчивость (0,85). Этот фактор характеризуем как «устойчивость». Полученные результаты позволяют утверждать, что развитие музыкальных способностей студентов является сложным процессом, детерминированным со стороны различных психических феноменов.

В третьем параграфе представлен анализ результатов формирующего эксперимента, на первом этапе которого проходило распределение выборки: в контрольную группу вошли студенты, обучающиеся по специальности «Учитель начальных классов» с дополнительной квалификацией «Учитель музыкго> (60 студентов). Потребность средних общеобразовательных школ в учителях музыки обусловила набор на специальность 030700 «Музыкальное образование», студенты которой составили экспериментальную группу (60 студентов).

Программа формирующего эксперимента и ее цель — развитие музыкальных способностей студентов в этнокультурной среде — определили постановку задач, которые были успешно разрешены в ходе исследования. В этом процессе ведущим фактором явились разработка и апробация в учебно-воспитательном процессе вуза образовательных программ развития музыкальных способностей студентов с учетом этнокультурной среды.

Программа «Бурятская профессиональная музыка на современном этапе» (36 часов) - одна га дисциплин, раскрывающая этнические особенности музыкального искусства Бурятии, имеющая большое значение для профессиональной подготовки и воспитания студентов, формирования их мировоззрения. Программа включает становление и развитие бурятского музыкального искусства от древности до современности, основные его направления, формирование музыкального стиля, фольклор как особый пласт культуры, его синкретическую природу, историческую периодизацию и жанровую систему.

Программа «Музыкальная психология и психология музыкального образования» (32 ч) включает изучение психических процессов восприятия и познания музыки, психологические компоненты музыкального исполнения и выражения, изучение эмоциональных реакций на музыку, музыкального развития в онтогенезе, процессов формирования, развития музыкальных способностей.

Программа «Основы семиотического анализа музыки» (32 ч) является продолжающейся дисциплиной музыкально-теоретического цикла, поскольку при анализе непременно должны привлекаться сведения, полученные студентами из других музыкально-теоретических курсов: истории зарубежной музыки, введения в гармонию и полифонию. Необходимой первоначальной базой научного разбора музыкального произведения, наряду с детальным его изучением, было его непосредственное воспроизведение, выделение его смысловых конструктов (А. В. Серый). Полученные знания и практические навыки позволят будущему учителю музыки осмысленно воспринимать музыкальное произведение и в целом музыкальное искусство. Важно формирование у студентов представления о семиотике как особом дисциплинарном поле, навыков применения семиотических методов в практике анализа музыкального текста. Нами внесены необходимые дополнения в указанную программу с учетом специфики этнокультурной среды.

Апробация и внедрение данных образовательных программ способствовали развитию музыкальных способностей студентов через познание этнопсихологических особенностей своего этноса, через использование внеучебных форм (проведение творческих встреч, привлечение студентов к участию в деятельности народных ансамблей, этнокультурные тренинги и т. д.). В процессе реализации проводились индивидуальные занятия со студентами периодичностью два раза, групповые - один раз в неделю. Их результаты показали, что в экспериментальной выборке студентов произошли позитивные изменения в развитии музыкальных способностей по сравнению с контрольной группой. Ниже представлены результаты контрольного этапа формирующего эксперимента, показаны значимые различия между уровнем развития музыкальных способностей испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.

Результаты исследования музыкальных способностей студентов по видам деятельности в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) груп-

Рис. 2. Динамика развития музыкальных способностей в деятельности

Качественный и количественный анализ результатов позволил осуществить объективную, надежную и достоверную оценку материалов исследования, выявить закономерности в изменениях изучаемых показателей. Исполнительская деятельность (ИС) позволила характеризовать развитость самостоятельности и инициативности как показатели саморегуляции студентов (КГ - 4 балла, ЭГ - 6 баллов), художественность как основу художественного мышления и как идеал исполнительского мастерства (КГ -

4 б., ЭГ — 7 б.), техничность, которая основывается на взаимосвязи мотор-но-двигательной системы с эмоционально-слуховой, степень гибкости исполнительских действий, их устойчивость (КГ — 5 б. и ЭГ - 8 б.).

При анализе профессионального отношения к исполнительской деятельности по критерию Стьюдента после эксперимента были выявлены значимые различия в ЭГ (1=4,6 при р<0,01). В КГ значимых различий на начальном и заключительном этапах не выявлено.

Педагогическая деятельность (ПД) раскрывает значимость когнитивного компонента музыкальных способностей: выявлены достаточно высокие результаты, которые свидетельствуют о дидактических знаниях, развитости навыков определения и построения программы выполнения учебных действий и умений выделить главное, их основную мотивацию самоопределения (КГ - 6 б., ЭГ - 7 б.); уровень профессионализма педагога проявляется в продуктивности педагогической деятельности, через исследовательские, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, воспитательные способности (КГ — 5 б., ЭГ — 8 б.); личностные качества проявляются в педагогическом общении, в сотрудничестве с обучающимися, в ценностных ориентациях педагога-музыканта (КГ —

5 б. и ЭГ - 8 б.). Показатели по данному виду деятельности у студентов контрольной и экспериментальной групп различаются по их мотивации: если первые связывают свое будущее с работой в образовательных школах, то вторые - в музыкальных школах, в центрах дополнительного образования

и в частных школах. Анализ отношения к педагогической деятельности показал, что в ЭГ 1=4,9 при р<0,01. В контрольной группе значимых различий на начальном и заключительном этапах не выявлено.

Дирижерскую деятельность (Д) характеризует сила передачи творческого замысла, его глубины, богатство эмоциональной жизни, широта умственного кругозора (КГ - 4 б., ЭГ - 6 б.). В современных условиях необходимо быть мобильной, динамичной личностью, способной предвидеть, планировать, организовать, координировать и контролировать творческий процесс. Показатели организаторских способностей в ЭГ выше (7 б.), чем в КГ (4 б.). Деятельность дирижера представляет собой психомоторную организацию, направленную на воплощение художественной интерпретации произведения через вербальные и невербальные средства общения (КГ - 4 б., ЭГ - 6 б.). Студенты ЭГ связывают свою будущую деятельность с созданием и руководством творческих коллективов. Результаты анализа отношения к дирижерской деятельности в ЭГ значимы (1=4,6 при р<0,01). В контрольной группе значимых различий на начальном и заключительном этапах не выявлено.

В основе музыковедческой деятельности (М), как и в созидающем творчестве, лежат общие музыкально-эстетические принципы, которые обусловливают эмоциональную экспрессию, сопряженную со стилистически обоснованной позицией и оригинальной интерпретацией, драматургическую стройность и точность образной характеристики, целенаправленность на слушателя, читателя, зрителя. Изучение закономерностей этого процесса опирается на современные исследования в области акмеологиче-ской науки (КГ - 4 б., ЭГ - 7 б.). Музыковед как автор, прежде всего, словесной композиции о музыке передает не только информацию о явлении, его идею, но экспрессией слова, метафорами и живописными ассоциациями стремится передать образно-выразительную сферу музыки (КГ - 5 б. и ЭГ - 6 б.). Аналитические способности студентов в музыковедческой деятельности проявляются в уровне художественно-эстетического и творческого развития, направленного на оценку результатов музыкальной деятельности, его критического анализа, что в целом влияет на профессиональный и личностный рост (КГ - 5 б., ЭГ - 7 б.). Показатели профессионального отношения к музыковедческой деятельности в ЭГ значимо различаются (1=4,6, при р<0,01). Результаты исследования развития музыкальных способностей студентов по видам деятельности в ЭГ после эксперимента по критерию Стьюдента выявили значимые различия (1=4,82, при р<0,01). В контрольной группе значимых различий на начальном и заключительном этапах не выявлено.

В целом экспериментальная работа показала положительную динамику развития музыкальных способностей в конкретном виде музыкальной деятельности и доказала, что отношение студентов-музыкантов к будущей специализации обеспечивает эффективное развитие в профессиональной подготовке

педагога-музыканта, а также совершенствование своих личностных и психофизиологических качеств. Музыкальная деятельность в условиях конкретного региона требует опоры на специфические формы обучения и воспитания личности. После формирующего эксперимента произошли значимые изменения в восприятии музыки, которые представлены в положительных показателях психологических детерминант развития музыкальных способностей студентов: с «европейским» типом восприятия (русские) - I группа, студенты с «восточным» типом (буряты) - II группа (табл. 7).

Таблица 7

Показатели личностных и психофизиологических детерминант

по тесту М. Люшера

Категории музыки Группы Гетероном- ность: мин. зн. —9,8 макс. зн. +9,8 Концентричность: мин. зн. -9,8 макс. зн. +9,8 Баланс личностных свойств: мин. зн. —9,8 макс. зн. +9,8 Баланс автономный: мин. зн. -9,8 макс. зн. +9,8 Работоспособность: мин. зн. -9,1 макс зн. +20,9 Стрессовое состояние: мин. зн. 0 макс. зн.+41,8

Эксперимент ДО после до после до после ДО после ДО после до после

К I 6,4 5,5 9,8 9,5 4,4 1,5 6,1 5,6 14,1 16,8 16,5 14,0

II 9,5 8,3 8,4 7,8 5,3 4,2 5,2 4,3 15,6 19,6 15,2 14,1

С I 4,2 2,8 5,0 1,4 2,1 0,2 2,4 0,7 17,2 18,1 7,9 6,0

II 2,1 0,2 4,1 1,4 3,5 2,7 2,2 2,0 14,5 16,8 8,3 7,7

Б I 2,5 2,6 1,6 0,8 5,8 5,6 2,5 2,1 15,4 16,8 14,4 13,6

II 4,6 4,9 2,9 2,6 6,5 5,6 3,1 1,3 15,4 16,8 14,5 13,6

Примечание: К - классическая музыка, С - современная классическая музыка, Б -бурятская классическая музыка

По коэффициенту гетерономности у студентов I группы при восприятии первых двух категорий музыки (классической и современной) повысились: активность, склонность к доминированию, стремление к успеху, самоутверждению, а при восприятии бурятской музыки - автономность, интерес, инициативность. У студентов П группы по всем категориям более выражено стремление к успеху и самоутверждению.

По концентричности у первой группы все три категории музыки выражают большую эксцентричность субъекта, интерес к окружению как объекту воздействия, чем во второй группе, но при восприятии современной классической музыки у обеих групп проявляется сосредоточенность на своих проблемах, так как ее освоение является достаточно сложным для студентов. Баланс личностных свойств в обеих группах при восприятии первой и третьей категорий музыки выражен как менее противоречивый и неустойчивый, чем второй категории, — личность студента более уравновешенна и образует целостный комплекс, что показывает ее потребность в понимании современной классической музыки.

Коэффициент автономного баланса показывает одинаковое положительное значение у обеих групп: в категорш! «классика» и «бурятская музыка» преобла-

дает тип симпатической нервной системы, а при восприятии современной музыки повышается тонус парасимпатической системы. У первой группы работоспособность преобладает в категории «современная классическая музыка», остальные две категории — с одинаковыми значениями. У второй группы категория «классическая музыка» требует большей работоспособности. Обе группы испытывают стресс в категории «современная классическая музыка», в первой группе показатель стрессовости выше в категории «бурятская музыка», во второй группе — в категории «классическая музыка». Повторное тестирование после использования элементов этнокультурного тренинга и апробации учебной программы «Основы семиотического анализа музыки» дало информацию о снижении тревожности, напряженности и поставило задачу повышения эффективности преподавания студентам курса «Современная классическая музыка», сложного для восприятия студентов в силу полифонического звучания. Результаты исследования по тесту Т. Лири выявили такие характерные черты студентов музыкального отделения, как интровертированность, застенчивость, самодостаточность. Характеристики личностных черт связаны с особенностями музыкальной деятельности, например, у инструменталистов выявлены, кроме экстравертированности, адаптированности к социальным требованиям, консерватизм в привычках и взглядах, более выраженные чувствительность, артистичность и утонченность натуры (рис. 3). При сравнении структур индивидуальности испытуемых до и после эксперимента видны изменения во взаимосвязях между разноуровневыми индивидуальными свойствами, а именно: наряду с сохранением, а также исчезновением старых связей появились новые в ЭГ, что указывает на возникновение новообразований личности.

Эм \ Сэм Д Ней /

1 2 3 4 5 6 7 8

Эм Сэм Ней

1 2 3 4 5 6 7 8

а) КГ б) ЭГ

Рис. 3. Взаимосвязь показателей свойств темперамента и социально-психологических свойств в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах.

Примечание: Эм - эмоциональность; Сэм — социальная эмоциональность; Ней -нейротизм; типы межличностных отношений: 1 - «властный — лидирующий»; 2 — «независимый - доминирующий»; 3 - «прямолинейный - агрессивный»; 4 -«недоверчивый — скептический»; 5 — «покорно-застенчивый»; 6 - «зависимый -послушный»; 7 — «сотрудничающий — конвенциальный»; 8 — «ответственно-великодушный»

Представленные значимые корреляционные связи свидетельствуют о значительном изменении межличностных взаимодействий участников эксперимента. Если до эксперимента наблюдаются такие связи психодинамических свойств с типами межличностных отношений, в которых преобладают неконформные тенденции, то после эксперимента эти связи характеризуются большей конформностью и дружелюбием.

Разработанные программы по развитию музыкальных способностей студентов в этнокультурной среде - «Бурятская профессиональная музыка на современном этапе», «Музыкальная психология», «Основы семиотического анализа музыки» - положительно повлияли на интеграцию и интернализацию этнокультурных ценностей студентов-музыкантов в вузе.

В заключении подводятся основные итоги диссертационной работы и формулируются следующие выводы. Музыкальные способности являются индивидуально-психологическими свойствами личности, сложными и многоуровневыми образованиями, имеющими специфическую структуру, виды и формы проявления и обеспечивающими успешность в конкретных видах профессиональной музыкальной деятельности. Выделены психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов вуза: личностные (гетерономность, концентричность, баланс личностных свойств), психофизиологические (особенности нервной системы, работоспособность, стрессоустой-чивость), этнопсихологические (этническое самосознание, особенности восприятия музыки).

Личностные детерминанты развития музыкальных способностей проявляются в индивидуально-стилевых характеристиках студентов: «автономные» (самостоятельные), «оперативные» (гибкие), «устойчивые» (надежные). Выявлены взаимосвязи между разноуровневыми индивидуальными свойствами личности. Автономный стиль саморегуляции учебной деятельности организованного типа взаимосвязан с доминирующей ориентацией студентов на педагогическую деятельность. Контрольно-корректирующий тип саморегуляции прямо коррелирует с ориентацией на дирижерскую деятельность. Оперативный стиль взаимосвязан с высокой сформированностью процессов моделирования, что важно в исполнительской деятельности. Развитие музыкальных способностей студентов-музыкантов детермшигровано психофизиологическими особенностями нервной системы, которые наиболее выражаются в исполнительской деятельности. Выявлена статистически значимая отрицательная связь всех параметров музыкальности со степенью сформированности произвольной функции и положительная — с показателями непроизвольной.

Этнопсихологическими детерминантами развития музыкальных способностей студентов выступают: этническое самосознание, которое определяет способность эмоционального переживания музыки, восприятие музыки этноса, эстетическое отношение к культуре этноса, активизацию познания музыки разных культур (1=3,32 при р<0,001).

Уровень развития музыкальных способностей проявляется в различных видах музыкальной деятельности (исполнительской, педагогической, дирижерской, музыковедческой). Отношение к конкретной музыкальной деятельности определяет возможности самореализации, самоопределения, самосовершенствования студентов в будущей профессиональной деятельности.

Факторный анализ детерминант развития музыкальных способностей студентов в образовательной среде вуза выделил пять факторов: самоактуализация, сложность, гармоничность, чувственность, устойчивость, которые важны для развития музыкальных способностей студентов вуза.

Динамика музыкальных способностей обусловлена формами организации учебной деятельности студентов музыкального отделения, содержательными характеристиками реализуемых учебных программ. Программы по развитию музыкальных способностей — «Бурятская профессиональная музыка на современном этапе», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Основы семиотического анализа музыки» -обеспечили дифференцированный подход к личности будущего педагога-музыканта, воспитывающегося с учетом этнокультурных факторов образовательной среды, способствовали развитию музыкальных способностей и становлению этнического самосознания студентов.

Полученные в ходе исследования результаты подтвердили гипотезу, что уровни музыкальных способностей студентов зависят от личностных, психофизиологических, этнопсихологических детерминант, от организации учебной деятельности студентов музыкального отделения, от реализации учебно-образовательных программ, учитывающих различные виды музыкальной деятельности, от этнокультурных факторов образовательной среды. В настоящем исследовании рассмотрена лишь часть сложной проблемы музыкальных способностей, дальнейшая разработка которой должна включать другие перспективные направления этнической, педагогической и музыкальной психологии, такие как артгерапия, психосемантический, ассоциативный анализ музыкальных впечатлений, изображешш, цветописи музыки.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Ламаева, Б. В. К проблеме формирования музыкальной культуры студентов в этнокультурной среде [Текст] / Б. В. Ламаева // Вестник Бурятского государственного университета.-2008.-Вып. 1. - С. 176-179.

2. Ламаева, Б. В. Результаты исследования отношения студентов к видам музыкальной деятельности [Текст] / Б. В. Ламаева // Вестник Бурятского государственного университета.-2011.-Вып. 1. —С. 210-214.

3. Ламаева, Б. В. Философский аспект раскрытия сущности музыкальных способностей [Текст] / Б. В. Ламаева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - Вып. 6. - С. 279-282.

Публикации в других научных изданиях

4. Ламаева, Б. В. Особенности использования народной песни в хоровых сценах оперы «Энхэ-Булат Батор» М. Фролова [Текст] / Б. В. Ламаева // Музыкальный фольклор и духовная культура : сборник научных трудов. — Улан-Удэ : Изд-во БРУКиИ, 2000.-С. 33-36.

5. Ламаева, Б. В. Этнопсихологический аспект развития возрождения и развития традиционной культуры [Текст] / Б. В. Ламаева // Проблемы личности на рубеже третьего тысячелетия : материалы международной научно-практической конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. — С. 174—177.

6. Ламаева, Б. В. К Проблеме формирования музыкальности [Текст] / Б. В. Ламаева // Высшее профессиональное образование как гарант устойчивого развития региона : материалы научно-практической конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002,-4.2.-С. 54-58.

7. Ламаева, Б. В. Концепция развития творческого потенциала личности [Текст] / Б. В. Ламаева // Педагогическое творчество как фактор модернизации школы: теория и практика: материалы научно-практической конференции. — Улан-Удэ, 2002. - С. 48-50.

8. Ламаева, Б. В. Проблемы музыкальных способностей и их актуальное значение [Текст] / Б. В. Ламаева // Музыкальное образование на рубеже тысячелетий : материалы научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2002. - С. 47—50.

9. Ламаева, Б. В. Этническая психология и проблема духовной культуры [Текст] / Б. В. Ламаева // Традиции и современность в духовной культуре народов Бурятии : материалы научно-практической конференции. — Улан-Удэ: Изд-во РЦНТ, 2004. — С. 22—25.

10. Ламаева, Б. В. Системность личносгно-профессиональных качеств в подготовке будущего педагога музыканта в высшей школе [Текст] / Б. В. Ламаева // Культура и образование: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. — Улан-Удэ : Изд-во БРУКиИ, 2006. - С. 117-121.

11. Ламаева, Б. В. Развитие музыкальных способностей в этнокультурной среде [Текст] / Б. В. Ламаева // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудтгачества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы научно-практической конференции / под ред. Р. Д. Санжаевой. — Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. - С. 80-89.

12. Ламаева, Б. В. Этнопсихологические аспекты развития музыкальных способностей [Текст] / Б. В. Ламаева // Поликультурная образовательная среда: этнопсихологические, этноконфессиональные аспекты : материалы круглого стола. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2009. - С. 153-158.

13. Ламаева, Б. В. Проблемы этнопсихологии в музыке [Текст] / Б. В. Ламаева // Культурный потенциал Байкальского региона : материалы научно-практической конференции. - Улан-Удэ : Изд-во РЦНТ, 2009. - С. 39-42.

14. Ламаева, Б. В. К проблеме развития музыкальных способностей студентов в этнокультурной среде [Текст] / Б. В. Ламаева // Культура Искусство. Образование : межвузовский сборник научных и методических трудов. — Красноярск : Изд-во Краен, гос. акад. музыки и театра, 2009. - Вып. 8. - С. 164-172.

15. Ламаева, Б. В. Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполшггельской деятельности студентов [Текст] / Б. В. Ламаева // Актуальные проблемы профессиональной подготовки психологов и социальных работников : материалы региональной научно-практической конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. унта, 2011.-С. 60-61.

16. Ламаева, Б. В. Психологические детерминанты музыкальных способностей личности в этнокультурной среде [Текст] / Б. В. Ламаева // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations — IEIR2012 / под ред. Э. Р. Хаки-мова. - Ижевск : Изд-во УдмГУ, 2012.-Ч. 1,-С. 208-211.

17. Ламаева, Б. В. Психолого-педагогическая подготовка сгуденов музыкальных специализаций в вузе [Текст] / Б. В. Ламаева // Межкультурное взаимодействие в условиях трансграпичья: Россия - Монголия - Китай : материалы международной научно-практической конференции. - Улан-Уда : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. - С. 84—87.

18. Ламаева, Б. В. Психологические детерминанты развития музыкальных способностей студентов в этнокульту рной среде [Текст] / Б. В. Ламаева // Актуальные проблемы психологии Байкальской Азии : коллективная монография / под ред. Р. Д. Санжаевой. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. — С. 211-222.

19. Ламаева Б. В. Психолого-педагогические аспекты регионального компонента профессионального музыкального образования [Текст] / Б. В. Ламаева // Культура и искусство сибирского города: традиции и современность : материалы всероссийской научной конференции / под ред. Н. А. Еловской, М. В. Холодовой. -Красноярск : Изд-во КГАМиТ, 2012. - С. 251-254.

20. Ламаева, Б. В. Этнокультурные детерминанты музыкальных способностей студентов в условиях поликультурного образования [Текст] / Б. В. Ламаева, Р. Д. Санжаева // Эгнопедагогическая пансофия академика Г. Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации (IV Волковские чтения) : материалы международной научно-практической конференции. — Элиста : Изд-во Калм. гос. ун-та, 2012. — С. 76-79.

21. Ламаева, Б. В. Экология звука как детерминанта музыкальных способностей [Текст] / Б. В. Ламаева // Экология, образование, общество: проблемы и перспективы эффективного сотрудничества : материалы международной научио-практпческой конференции / науч. ред. С. В. Калмыкоа — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2013. — С. 65-67.

22. Ламаева, Б. В. Влияние национальной культуры на развитие музыкальных способностей [Текст] / Б. В. Ламаева // Бурятоведснис: опыт прошлого — взгляд в будущее : материалы научно-практической конференции с международным участием. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2014. - С. 102-104.

23. Ламаева Б. В. К вопросу развития музыкальных способностей в этнокультурной среде [Текст] / Б. В. Ламаева // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук : материалы научно-практической конференции с международным участием. — Днепропетровск : Инновация, 2014. — Ч. 1. — С. 77—81.

24. Ламаева, Б. В. Развитие музыкальных способностей в этнокультурной среде [Текст] / Б. В. Ламаева // Trends of modem science : Materials of the International scientific and practical conférence. - 2014. —May 30 - June 7. — C. 38-43.

Подписано в печать 27.03.15. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100. Заказ 61. Цена договорная.

Издательство Бурятского госуниверсптета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: riobsu@grnail.com

Отпечатано в типографии Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, За