Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX - начале XX веков

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кайтукова, Зарина Маирбековна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX - начале XX веков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кайтукова, Зарина Маирбековна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К РОС -СИИ И ЕГО ПРОГРЕССИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ГОРЦЕВ.

§ 1. Краткие сведения об истории создания осетинской письменности и ее значение для развития книжного дела и грамотности среди горцев-осетин.

§ 2. Роль Осетинской духовной комиссии по созданию первых очагов просвещения среди горцев Центрального Кавказа во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.

ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ В ОСЕТИИ И ДРУГИХ РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРВЫХ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ НАРОДНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX

ВЕКОВ).

§ 1. Социально-правовое положение женщины-горянки в Осетии и на Северном Кавказе в дооктябрьский период.

§ 2. А.Колиев - видный осетинский педагог-просветитель, поэт и общественный деятель второй половины XIX века.

§ 3. Педагогические взгляды А.Колиева.

§ 4. А.Колиев о воспитании горянки.

§ 5. Создание А. Колиевым Владикавказской женской школы, становление и развитие женского образования в Осетии в рассматриваемый период.

Глава III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ И ЖЕНСКИХ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ОСЕТИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX

СТОЛЕТИЙ.

§ 1. Деятельность первых образованных горянок - выпускниц Владикавказской осетинской женской школы по созданию частных женских училищ в горных аулах и селениях Осетии.

§ 2. Положение школ и народных учителей в Осетии в конце XIX — начале XX в. (до 1917 г.).

§ 3. Проблемы женского образования в периодической печати Кавказа в конце XIX - начале XX веков.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX - начале XX веков"

Актуальность исследования. Вопросы образования как одной из важнейших областей социально-духовной жизни общества, были и продолжают оставаться актуальными в наше время.

Н е д о 1 f \ щ ение без д у х о в н о с т и обще с г в а, во з в ы ш е н и е личности со всеми ее проблемами и запросами, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей - вот вопросы диктуемые временем.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что все чаше и чаще заставляют нас обращаться к прошлому. Становится все более очевидным, что наша школа призвана творчески изучать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накопленный этими народами на протяжении тысячелетий и сделать его достоянием подрастающих поколений. Изучение этого опыта нужно для совершенствования всей нашей воспитательной системы, в том числе и школьной.

Прошлое, настоящее и будущее находятся в неразрывном единстве. Не зная прошлого, невозможно познать настоящее и предвидеть будущее. Вместе с тем, опираясь на прошлое, мы определяем наиболее актуальные задачи современной практики обучения и воспитания подрастающей смены. Такой методолог ический подход поможет определи гь и наиболее актуальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, подлежащие изучению, показать взаимосвязь школы и научной педагогической мысли народов Кавказа с современной практикой обучения.

Для решения этих задач представляется важным по-новому о с м ы с л ип> и сто р и к о-пе д a i • о г si чес кие, не г ори к о - э т н о г р а ф ические, лингвист ические и фольклорные произведения как дореволюционных, так и современных авторов о развитии школы, научной и народной педагогической мысли дореволюционного Северного Кавказа и Осетии.

Важная роль в сборе этих материалов и произведений о кавказских горцах и. в частности, горцев-осе тип, принадлежит представителям передовой русской науки, известным ученым-кавказоведам М.Ковалевскому, Ф.Леонтовичу, К.Коху, А. Шегрену. В.Миллеру. Д. Семенову, Я.Неверову, Л. Мо дзале веком у, П.Услару. а в советское время - М.Кос вену. М.Тотоеву, Т.Кумыкову, Е.Хатаеву, А. Хоретлову, И.Копачеву. Г. Багдасарову и другим. Ряд русских ученых в XIX и начале XX вв. проживали среди горцев целые десятилетия и оставили после себя фундаментальные труды об их жизни, нравах, культуре и просвещении.

Процесс школьного образования на Северном Кавказе и Осетии стал возможным лишь после присоединения их к России. Но влияние России на горцев началось давно и шло разными путями. Первыми распространителями элементарной грамотности среди них были русские священники, бежавшие из плена крымских татар к народам Северного Кавказа еще в XVII XVIII веках. Они становились учителями горских детей русскому языку и аманатов-заложников детей горской знати в русских крепостях-гарнизонах.

В начале XVIII века такую работу проводили здесь и переводчики при военных гарнизонах на Северном Кавказе.

Таким образом, если 20-30-е годы XVIII века были временем зарождения очагов просвещения, началом, будем говорить, первого этапа развития просвещения горцев Северного Кавказа, когда правительство создавало здесь аманатские группы и школы военных воспитанников, а также i ар ни '.он ные школы, то следу юши м п а и ом следует с читть прос неiительско-м иее ио нерскую леи:ельносгь

Осетинской духовной комиссии, учрежденной правительством в 1744 году и преобразованной в 1860 году в Общество восстановления православного христианства на Кавказе, активными членами которых были просветители первого поколения, так называемые «пионеры горского просветительства» И.Ялгузидзе. А.Колнев, III. Двалишвили и другие.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было зарождение в ряде кавказских регионов очагов просвещения. Так. в 1764 году, правительством России по инициативе Осетинской духовной комиссии в Моздоке была открыта первая на Северном Кавказе духовная школа для горских детей; в 1836 год)' во Владикавказе начало функционировать духовное училище. Само по себе открытие этих школ явилось знаменательным событием для Северной Осетии.

Образовательные потребности горцев Северного Кавказа со всей остротой поставили необходимость воспитания и образования ж е н п i и и ы - г о р я н к и ,

Вопросы женского образования на протяжении второй половины XIX века находились под пристальным вниманием передовой части осетинской интеллигенции. Злободневную тему просвещения женщины-горянки неоднократно поднимали в своих публикациях А.Б. Кол и ев, К.Л .Хета! уров, Г.И.Дзасохов. X. А.Уруймагов, Г.М.Цаголов, А.Гассиев. На страницах кавказских газет и журналов они выступали в защиту прав осетинской женщины в обществе, говорили о необходимости преподавания в начальных школах на родном языке, о бедственном положении ряда учебных заведений Северной Осетии, особенно горной полосы К.Хегагу рос. Г. И. Дзасохов в ряде своих очерков свидсмельсл во вали о низком качесi не обучения iорских детей, об otcvic твии учебных upoiрамм и о нехватке квалифицированных педагогических кадров. Эти и другие вопросы, связанные с проблемой просвещения горцев., особенно женщин-горянок, становились актуальнее в условиях общественно-исторического развития в Северокавказском регионе.

Проблемы постановки женского образования в Осетии рассматривали в своих публикациях и многие современные авторы. В 70-е годы этот вопрос частично освещался в очерке В.Дз.Магометовой «Женское образование в Осетии» В изучение данной проблемы определенный вклад внесли 3. Карги ев, Л. Г а бое в а., выступившие на страницах газет и журналов в начале 90-х годов XX века с публикациями о возникновении и развитии женского школьного дела. Эту проблему затрагивал в своей монографии «Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии во второй половине XIX начале XX вв.» М.С.Тотосв.

Но эти авторы не делали указанную проблему предметом специального исследования. Их статьи и очерки носят обзорный исто р и че с к ий характер.

Не освещены в печати и общественно-просветительская, литературная и педагогическая деятельность А.Б.Колиева. К сожалению, деятельность этого замечательного просветителя-п с да го 1 а до сих пор никем не изучена. Нет о нем в Occi и и защищенных диссертаций, нет и монографий, имя его незаслуженно забыто в народе. Между тем. Аксо Колиев был видным просветителем осетинского народа середины XIX века, педагогом и поэтом. С его именем связано возникновение и становление женского образования в Северной Осетин и на Северном Кавказе.

Д.! я и i \ ч е н и я нпучно-нсла! огичеекон дся гсдьнос i и А. Б. Кол исва определенное значение имею! некоторые спи ни современных осетинских авторов: А.Б.Берозова, М.С.Тотоева, Е.Е.Катаева. Впервые имя Колиева упоминалось в статьях С. Гадиева («Несколько слов о священнике отце А.Колиеве»), А.Г.Гатуева («Христианство в Осетии»), Просветительской деятельности А,Колиева дали высокую оценку в своих публикациях К.Л. Хетагуров, Г.Баев

Резюмируя вышеизложенное мы можем констатировать, что, будучи церковнослужителем А.Колиев стал зачинателем женского образования в Осетии. Своей разносторонней и плодотворной деятельностью он способствовал получению горянками начального, а затем и повышенного образования в учебных заведениях Кавказа и России. Актуальность темы обусловлена и тем, что долгое время научно-просветительская и педагогическая деятельность А.Колиева незаслуженно находилась в забвении. Она фактически до сих пор никем не изучена.

Актуальность данного исследования обусловлена прежде всего необходимостью научного подхода к избранной нами проблеме, ее неразработанностью, отсутствием более или менее значимых трудов о его жизни и деятельности. Таким образом, с учетом сказанного был сделан выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована так: каковы условия, факторы и специфические тенденции становления и развития женского образования в Осетии, научно-просветительской и педагогической деятельности А.Б. Колиева.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - школа и педагогическая мысль в Северокавказском регионе во второй половине ХГХ века.

Предметом исследования являются проблемы становления и развития женского образования в Осетии и научно-просветительская и педагогическая деятельность А,Б.Колиева (1822 - 1866 гг.).

Задачи исследования:

- показать роль Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Кавказе и их видных деятелей в создании условий осетинской письменности, книгопечатания и распространения грамотности среди горцев Северного Кавказа;

- дать обшую характеристику возникновению первых очагов женского образования и его развития в Осетии в рассматриваемый период;

- охарактеризовать научно-просветительскую и педагогическую деятельность А.Колиева;

- выявить вклад А.Колиева в становление и развитие женского образования, педагогического движения в Осетии в 60-х гг. XIX в.

Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера школы и педагогической мысли народов, о диалектике общего и особенного, о бережном отношении людей к педагогическому наследию прошлого.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ архивных материалов; теоретический анализ историко-педагогических, историко-этнографических и литературных источников;

- изучение и теоретический анализ учебных планов и программ осетинской женской школы А.Колиева;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы и педагогической мысли народов нашей страны и Северного Кавказа.

Источниковой базой исследования являются:

- архивные материалы, извлеченные автором из Центрального государственного архива РСО-Л и архивные фонды Северо-Осе-тинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГ СИ);

- азбуки И.Ялгузидзе, А.Канукова и др.;

- учебники, учебные планы и программы школы А.Колиева;

- труды дореволюционных и современных авторов об истории школы и педаготической мысли народов Северного Кавказа; фольклорные произведения северокавказских народов Северного Кавказа и др.

Научная и теоретическая значимость исследования:

- поставлена и решена проблема становления, развития женското образования в Осетин и на Северном Кавказе;

- проанализирована и приведена в систему научно-просветительская и педагогическая деятельность А.Колиева как первопроходца на ниве народного просвещения Северной Осетии;

- показаны основные этапы его научно-просветительской и педагогической деятельности, раскрыты обшепедагогические и дидактические идеи А. Колиева;

- выявлено прогрессирующее влияние осетинской женской школы А.Колиева на дальнейшее развитие женского образования в Осетии и на Северном Кавказе;

- введены в научный оборот новые малоизвестные материалы.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертационном исследовании теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в современной национальной школе; они используются преподавателями Северо-Осетинского Госуниверситета при чтении спецкурсов «Просветители народов Северного Кавказа», «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа» и др. Они используются студентами университета при написании дипломных и курсовых работ.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью основных положений и методов исследования, давших реальную возможность вскрыть закономерный характер процессов зарождения, становления и развития женских школ в Осетии и формирования А.Колиева как просветителя и педагога осетинского народа.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

- Определяющим фактором зарождения очагов просвещения и развития женских школ в Осетии и на Северном Кавказе стал исторический акт присоединения народов этих регионов к России и приобщение их к передовой русской культуре.

- Этот фактор был определяющим и в появлении первых грамотных и образованных женщин в этих регионах. Однако решение проблем женского образования в значительной мере тормозилось отсутствием в женских школах учебников и учебной литературы на материнском языке.

- С научно-просветительской и педагогической деятельностью А.Колиева связаны проблемы становления и развития женского образования в Осетии.

- Он первым ратовал за возвышение женщины в обществе наравне с мужчиной.

- А.Колиев является зачинателем женского образования в Осетии, создателем в 1862 году первой частной женской школы во Владикавказе для осетинских девочек (впоследствии Владикавказской Ольгинской женской гимназии, преобразованной в 1918 году в педагогический вуз).

В своей деятельности А.Колиев всегда пропагандировал принципы интернационализма, выступал за укрепление дружбы между народами России и Северного Кавказа, стремился расширить сеть женских школ с целью приобщения горянок к знаниям и передовой европейской цивилизации.

- А.Колиев совершал длительные поездки в высокогорные и равнинные селения Осетии и добивался открытия в них народных и женских школ.

- Заслуги А.Колиева перед осетинским народом велики: он выступал против массового переселения осетин мусульманского вероисповедания в Турцию, против вредных обычаев (калыма, кровной мести и т.д.).

- Ему принадлежит идея реконструкции осетинской церкви.

Дело А.Колиева было продолжено его ученицами, выпускницами его школы, ставшими учительницами осетинских сельских школ.

- Просветительско-педагогическая мысль в Северной Осетии не была точной копией российской. Она имела собственную национальную почву, которая отражала как общенациональные, так и национально-особенные тенденции в общественно-педагогическом движении на Северном Кавказе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику:

1. Результаты исследования осущес i влялись по мере завершения отдельных его частей. Основные теоретические положения и выводы отражены в монографии «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Аксо Колиева и проблемы женского образования в Осетии» (Владикавказ, 2000, изд-во СОГУ), методических разработках и автореферате, общий объем которых составляет 12 п .л.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на вузовских (СОГУ) и научно-практических конференциях, проводимых Министерством образования Осетии за последние 5-7 лет.

1) Аксо Колиев - видный педагог-просветитель //Методическая разработка. Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2000. 12 с.

2) Осетинские учительницы, выпускницы первой женской школы А.Колиева //Методическая разработка. Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2000. С.24.

3) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Аксо Колиева. Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2000. 170 с.

2. Опубликованные материалы могут быть использованы в современной национальной школе. в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Хетагурова и курсах подготовки и переподготовки учительских кадров Республики Северная Осетия-Алания.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематизация материалов и анализ просветительско-педагогического наследия А.Колиева, литературных источников, исторической, историко-этнографической литературы, авторами которой являются дореволюционные и современные ученые, периодической печати, архивных источников позволяют раскрыть главные направления развития педагогической мысли Северной Осетии за период с конца XVIII века до 1917 года.

Результаты проведенного исследования позволяют установить следующее.

Присоединение Северного Кавказа к России положило начало становлению и развитию образования и педагогической мысли в регионе. В XV11I - первой половине XIX веков в русской историографии был накоплен большой материал по истории и этнографии осетин. Изучение Осетии, как и Северного Кавказа, было не случайным, оно было связано с возросшим усилением военно-стратегического значения края, с расширением торгово-экономических отношений России с Кавказом. Царское правительство искало рынки сбыта на окраинах, стремилось превратить их в источники сырья для промышленности России. Эти экономические и политические факторы существенным образом повлияли на более углубленное изучение Осетии.

В разное время независимо друг от друга историю, этнографию осетин изучали И.А.Гюльденштедт, П.С.Паллас, Л.Л.Штедер, И.О. Потоцкий, Г.Ю.Клапрот, А.М.Шегрен, А.Г.Яновский, С.М. Броневский и другие. Все они стремились систематизировать ранее накопленный материал, дать картину жизни и быта осетин.

Некоторые оставались здесь и подолгу жили среди горцев, выпустив впоследствии монографии об особенностях этноса народа.

Образование Осетии зарождается в конце XV1TT века, когда в 1784 году в Моздоке была открыта первая осетинская школа для детей старшин. В ней насчитывалось не более 45 учеников. В 1836 году начало функционировать Владикавказское духовное училище, давшее Осетии первых образованных и талантливых осетин. Школьное дело медленно набирало темпы. Кроме названных школ, небольшие начальные учебные заведения существовали и при церквах в некоторых осетинских семинариях.

Важное значение для просвещения горцев имело создание осетинской письменности; оно было связано с именами Г.Токаева, И.Ялгузидзе, академика А.М.Шегрена, И.Чепиговского, А.Канукова. Появилось издательское дело, считая его архиважным, первая осетинская интеллигенция занималась переводом книг, поначалу религиозных, с русского и грузинского языков на осетинский. Азбука А.Шегрена выдержала несколько изданий, позднее был создан специальный комитет для цензирования сочинений и переводов на осетинском языке, в который входили А.Колиев, М.Сухиев, А. Аладжиков, С Жускаев, Т.Кантемиров.

Развитие образования в той или иной мере связано с деятельностью двух миссионерских христианских организаций, действовавших на Кавказе. Это Осетинская духовная комиссия и Общество восстановления православного христианства на Кавказе (организовано в 1860 году). Осетинская духовная комиссия просуществовала с 1745-1792 гг. и с 1815-1860 гг. В период с 1793 по 1814 гг. в Осетии функционировала Моздокская епархия.

Хотя деятельность этих организаций во многом носила реакционный характер, нужно признать тот бесспорный факт, что они сыграли исторически прогрессивную ролъ по отношению к горским народам: деятельность обществ способствовала росту школ, а по большому счету становлению осетинской интеллигенции.

До конца 50-х годов XIX века женщина-горянка была лишена возможности получать образование. В связи с этим возрастает роль, ставшая исторической, осетинского педагога, представителя I этапа просветительского движения, поэта, общественного деятеля Аксо Бесаевича Колиева (1822-1866 гг.).

Подвижнический труд А.Колиева следовало оценить по достоинству, ведь он ратовал за единение народа, за сохранение дружбы с Россией, за строительство и реконструкцию храмов, за расширение школьной сети, за создание учебников и переводов книг на осетинский язык. Часто разъезжал он по всей Осетии, беседуя с жителями высокогорных аулов и плоскостных селений о необходимости обучения.

Он был яростным противником вредных пережитков и обычаев горских народов, в своих проповедях, беседах и выступлениях он обличал сторонников дачи калыма и разъяснял, что калым рушит судьбы людей, заставляет делать непомерные расходы.

Решительно выступал А.Колиев вместе с архимандритом Иосифом Чепиговским против переселения осетин-мусульман в Турцию. Не раз сталкивался он в яростных словесных битвах с исполнителем этого акта М.Кундуховым.

Но подлинная заслуга А.Колиева в том, что он положил начало женскому образованию: на скудные средства в 1862 году в своем доме он открыл первую на Северном Кавказе женскую школу и благословил ее на долгое существование. Школа эта со временем превратилась в предмет гордости осетинского народа, прожила до 1917 года, а в 1918 году стала пединститутом. С ее деятельностью связаны имена многих представителей осетинской интеллигенции: К.Хетагурова, С.Кокиева, Г. и Д.Шанаевых, Г.Цаголова, Г. Дзасохова, Х.Уруймагова и др.

Из стен осетинской женской школы вышли лучшие учительницы, энтузиастки школьного дела. Не страшась трудностей, открывали они начальные учебные заведения. становились в них преподавателями, получая за свой труд мизерное жалование. Целая плеяда лучших представительниц прекрасного пола боролась за образование женщины-горянки, а за всем этим стоял скромный подвижнический труд Аксо Колиева, неутомимого борца за просвещение своего народа.

Нелегко давалось развитие образования учительству Осетии. Тяжелые условия жизни, маленькая заработная плата, отсутствие условий, необходимых для успешной работы школы и постановки учебно-воспитательного процесса в ней - все это тормозило уровень образованности населения, но не могло остановить неизбежный рост образовательных учреждений, желание населения учиться.

В дореволюционный период простые горцы Осетии были недовольны постановкой школьного дела и, прежде всего, в церковно-приходских школах. Коренные ну жды в этом вопросе выражали передовые учителя, которые боролись за то, чтобы сделать школу доступной для широких масс, народной, внеклассовой, общеобразовательной.

В заслугу А.Колиеву ставится то, что он впервые в истории осетинского школьного образования включил идею народности. По мнению Колиева, обучение непременно должно вестись на родном языке, поскольку именно он является лучшим народным наставником.

Новаторство А.Колиева проявилось и в том, что он первым предпринял попытку использования дидактических принципов в обучении учащихся. Впервые был поставлен вопрос о доступности, основательности и прочности усвоения учебного материала.

А.Колиев был первым в Осетии, кто заговорил о творческом подходе учителя.

Наряду с христианизацией, школа А.Колиева стремилась решать и вопросы нравственного, физического, эстетического воспитания.

А.Колиев четко определил режим работы школы, позаботился об оснащении ее учебной литературой.

Особое внимание он уделял вопросу изучения личности учащихся.

Педагогическое наследие Аксо Колиева необычайно многогранно и ценно. Оно должно использоваться в условиях обновления 1 системы образования в школах Северной Осетии.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кайтукова, Зарина Маирбековна, Владикавказ

1. Абаев В.И. Избранные труды: религия, фольклор, литература.1. Владикавказ, 1990.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до революции 60-х годов) /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. С.48-57.

3. Антология педагогической мысли России. Вторая половина XIX начало XX вв. /Сост. П.А.Лебедев. М., 1990. С.38-1 56.

4. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К. Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. 415 с.

5. Ардасенов X. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959. С.38.

6. Аристова Т. Культура и быт народов Северного Кавказа. М 1968. С. 7-10.

7. Баев Г.В. Предисловие к книге «Песня об Алгузе». Берлин. 1922.25с.

8. Берозов Б.П. Первая школа для осетинок-горянок //Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 3. Орджоникидзе, 1975. С.3-11.

9. Биография Академика А.М.Шегрена //Шегрен A.M. Осетинские исследования. Владикавказ, 1998. С. 102-109.

10. Ю.Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа. М., 1965. Т.71. С.83.

11. П.Ванеев З.Н. К вопросам о происхождении И.Ялгузидзе //Избранные работы по истории осетинского народа. Т.1. С.9

12. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-2927 гг.) //Материалы по истории Осетии. Орджоникидзе, 1942. С. 1-78.

13. Гагиева М.А. Женщины гор. Орджоникидзе, 1966. С.37-47.

14. ГадиевС. Сочинения. Орджоникидзе, 1985. С.530-531.

15. Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С.27-319.

16. Гассиев А. А Школа женская больное место здешнего общества //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.Каргиев, С.Чеджемов. Владикавказ, 1993. С. 34.

17. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1994. С.3-10.

18. Грамматика осетинского языка. Т.1. Орджоникидзе, 1981. С.27.

19. Джигкаев Ш.Ф. Осетинская литература. Орджоникидзе. 1980. С.64.

20. Духовный вестник Грузинского экзарха за 1881 год № 4 с.36

21. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней: в 2 т. Орджоникидзе. Т.1. 1987. 529 с.

22. Кануков И. Сочинения. Орджоникидзе, 1983. С.82

23. Колиев А. Некоторые соображения по устройству Владикавказской девичьей школы //ЦГА РСО-А. Ф.263. Оп.1. Д.!. Л.131.

24. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1981. С. 81.

25. Кочисов В.К., Чеджемов С Р. История развития народного образования в Осетии. Владикавказ, 1995. С. 15-27,

26. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольскойгимназии. Ставрополь. 1887. С 17-28.

27. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913.

28. Культура и быт народов Северного Кавказа /Под ред.

29. B.К.Гарданова М., 1968. С.276.

30. Леонтович Ф. Адаты кавказских горцев. Вып. 2. Одесса, 1886.1. C.26.

31. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1996. С. 224.

32. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин. Владикавказ. 1996. С. 181-182; 372.

33. Магометова В.Д. Из истории женского образования //Вопросы истории и политэкономии. Орджоникидзе, 1974, С.2 19-228.

34. Магометова В.Д. Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века / История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе. 1981. С.47-62.

35. Материалы по истории осетинского народа. Т.1. Орджоникидзе, 1942. С. 10-182.

36. Материалы по истории осетинского народа. Т.2. Орджоникидзе. 1942. С.31, 84-329.

37. Материалы по истории осетинского народа. T.V. Орджоникидзе, 1942. С.145-284.

38. Михайлова М.В. Школа и педагогическая мысль нерусских народов Северного Кавказа. Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока //Очерки истории школы и педагогической мысли народов ССР (вторая половина XIX века). М., 1976. С.45.

39. Осетия в русской науке. Орджоникидзе, 1981. С.65.

40. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX вв /Под ред. М.Ф.Шабаевой. М. 1973. С.501-549.

41. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. /Отв. ред. А.И.Пискунов. М.5 1976. С.28-32.

42. Песталоцци И. О приюте и воспитании бедных. М., 1989. С.309.

43. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах /Сост. Л.А. Чибиров. Цхинвали, 1991. С. 1-276.

44. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Пирогов И.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С.47-70.

45. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. А.Н. Алексюк. М., 1985. С.28-75.

46. Писатели Северной Осетии. Библиографический справочник. Орджоникидзе, 1973. С. 12

47. Сборник сведений о кавказских горцах. Т.9. Тифлис, 1876. С. 125.

48. Семенов Д.Д. Из пережитого. В Марлинской женской гимназии //Д.Д.Семенов. Избранные педагогические сочинения. М , 1953. С. 39-40.

49. Скитский Б.Б. Хрестоматия по истории Осетии. Т.1. Орджоникидзе, 1956. С.257-309.

50. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX XX вв.). М., 1983. С.25-62.

51. Сухомлинский В. А. О родном языке в обучении. Киев, 1983

52. Сухомлинский об умственном воспитании. Киев, 1983. 224 с.

53. Таказов В.Ф., Таказов М.В. К биографии Гайоза Такаова //История и философия культуры: актуальные проблемы. Вып. IV. Владикавказ, 1999. С.34-38.

54. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX в. Орджоникидзе, 1968 С.74-76.

55. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963. С.1 13-209.

56. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С.10, 34-19, 22-24.

57. Зб.Тотоев М.С. Состояние народного образования в Северной Осетии в последней четверти XIX в. //Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Т. XVII. Орджоникидзе, 1956. С. 142-157.

58. Ушинский К.Д. Родное слово //Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т.2. С.228-336.

59. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании родного языка /УУшинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1954. Т.2. С.81-107.

60. Хетагуров К.Л. Быт горных осетин. Сталинир, 1939. С.27-85.

61. Хетагуров К.Л. Неурядицы Северного Кавказа //Собрание сочинений. Т. 4. М., 1964. С.183-207.

62. Хетагуров К.Л. Обер-прокурору Синода. Прошение //Собрание сочинений. Т.5. М., 1964. С.306.

63. Хетагуров К.Л. Развитие школ в Осетии //Собрание сочинений. Т.4. М. 1964. С.266-270.

64. Хетагуров К.Л. Фатима // Собрание сочинений. Т.З. М., 1964. С.49.

65. Хетагуров К.Л. Избави бог и нас от этих судей //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.Каргиев, С.Чеджемов. Владикавказ, 1993. С.11 5-121.

66. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX в. Орджоникидзе, 1985. С. 1-48.

67. Хатаев Е Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917 г.). М., 1996. С.37-21 7.

68. Цибиров Г.И. Осетия в русской науке. Орджоникидзе^ 1981. С.43-51.

69. Черджиев Х.С. Очерки по истории народного образования в

70. Северной Осетии Орджоникидзе, 1958. С.3-67. 69.Чибиров Л.А. Аксо Колиев. Цхинвал, 1999. С. 21. 70.Чибиров Л А. Периодическая печать Кавказа об Осетии иосетинах. T.V. Цхинвал, 1991. 71.Чурсин Г. Свадебные обряды на Кавказе. Т.1. Цхинвали, 1982. С.270.

71. Шанаев Ф. Осетинская свадьба //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.Каргиев, С.Чеджемов. Владикавказ. 1993. С.14.

72. Шегрен А. Осетинская грамматика. Орджоникидзе, 1964. С. 1416.

73. Ясперс К. Смысл и назначение истории, М., 1994. С.28-29.1. Газеты и журналы

74. Баев Г.В. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа //Терские ведомости. 1908. №№ 59, 60, 61.

75. Бадзиева Л. Конкурс старожилов //Социалистическая Осетия. 1980. 28 июня.

76. Берозов Б.П. Первая осетинская женская школа //Ленинское знамя. 1969. 18 января.

77. Берозов Б,П. Подвижник. Просветитель. Педагог. Поэт

78. Социалистическая Осетия. 1990. 15 сентября.

79. Бигаев В. Владикавказская осетинская женская школа //Терские ведомости. 1874. № 13,

80. Владикавказская осетинская женская школа //Терские ведомости. 1872. № 52.

81. Владикавказское женское Ольгинское училише /Кавказ 1867. № 3.

82. Габоева Л. Из истории женского образования в Северной Осетии //Эхо Кавказа. 1994. № 215.

83. Гадиев С. Несколько слов о священнике Аксо Колиеве .//Северный Кавказ. 1903. № 58.

84. Ю.Галазов Д. Село Гизель. Доля учителя //Терек. 1915. № 5325.

85. Гарданов М. Селение Христиановское //Северный Кавказ. 1902. № 99.

86. Гассиев А.А. Несколько слов о школах Северной Осетии //Терские ведомости. 1875. № 16.

87. Гассиев А. Школьное дело между инородцами на Кавказе //Тифлисский вестник. 1877. № 334.

88. Гатуев А. Христианство в Осетии //Терские ведомости. 1891. № 42.

89. Гатуев А. Осетинский женский приют //Терек. 1913. № 4698.

90. Горец С. Школьный вопрос в Северной Осетии //Кавказский листок. 1 906. № 6.

91. Дзасохов Г.И. Голос смущенной совести //Казбек. 1905. 26 июня

92. Дзасохов Г.И. К осетинскому народу .//'Казбек, 1905. № 2354.

93. Дзасохов Г.И. О Владикавказском осетинском женском приюте //Казбек. 1905. № 2367.

94. Дзасохов Г.И. О женской школе в Осетии .'/Казбек. 1904. №

95. Дзасохов Г.И. О женском образовании в Осетии //Казбек. 1905. 20 июля.

96. Дзасохов Г.И. Образовательное и воспитательное значение отечественного языка //Казбек. 1904. 27 апреля.

97. Дзасохов Г.И. Школа и жизнь / Казбек. 1905. 15 ноября.

98. Дзасохов Г.И. Школа и жизнь //Донская волна. 1913. 3 марта.

99. Дигорон. В защиту учителей осетинских народных школ //Казбек. 1901. № 1162.

100. Дигорон. К вопросу о перенесении Владикавказского Ольгинского осетинского женского приюта //Казбек. 1899. № 488.

101. Каргиев Э. Женское образование в Северной Осетии //Социалистическая Осетия. 1990. 20 октября.

102. К вопросу о перенесении Владикавказского осетинского девичьего приюта //Казбек. 1899. № 488.

103. Кодзаев А. Еще об осетинских школах //Казбек. 1903. № 16521654.

104. Кодзаев А. Письмо в редакцию //Казбек. 1903. № 2353.310 положении учителей осетинских школ //Казбек. 1903. № 1559.320 преобразовании Владикавказской женской гимназии //Терские ведомости. 1891. № 3.

105. Полуирон. Народное образование в Северной Осетии / Казбек. 1899. № 624.

106. Развитие школ в Осетии //Северный Кавказ. 1901. № 69.

107. Тотоев М.С. Пионеры Осетии //Социалистическая Осетия. 1967.12 августа.

108. Уруймагов Х.А. Женские школы в Осетии //Казбек. 1903. № 1695.

109. Уруймагов Х.А. Несколько слов по поводу статьи «К учащимся церковно-приходских школ Северной Осетии //Казбек. 1905. № 2364-2367.

110. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии //Казбек. 1900. № 875.

111. Уруймагов Х.А. Женское образование в Осетии //Казбек. 1903. № 1695.

112. Уруймагов Х.А. Учебники в осетинских школах //Казбек. 1900. № 716. 718.

113. Уруймагов Х.А. Школа//Казбек. 1903. №2 1490-1492.

114. Уруймагов Х.А. Школьное дело в Осетии //Казбек. 1899. № 611.

115. Хетагуров К.Л. Развитие школ в Осетии //Северный Кавказ. 1901. № 69.

116. Хетагуров К.Л. Церковно-приходские школы в Осетии //Северный Кавказ. 1901. № 88.

117. Цаголов Г.М. К вопросу о народном образовании //Казбек. 1903. № 1632.

118. Цаголов Г.М. Учительская семинария в городе Владикавказе //Терек. 1909. 20 августа.

119. Цаголов Г.М. К вопросу о частной школе //Терек. 1909. 11 июля.

120. Цогоев А. Несколько слов по поводу статьи г.Хадзарагова //Казбек. 1905. №> 2109.

121. Шегрен А.Н. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при различных случаях //Казбек. 1846. № 29.1. Архив

122. СОИГ СИ. Ф.2. Огт. 1. Д.1, 3, 4.

123. СОИГ СИ. Ф.123. Оп.1. Д.57. Л.46-47.

124. ЦГА РСО-А. Ф.П. Сведения о расширении Владикавказской женской Ольгинской гимназии. Оп.58 Д.21 19.

125. ЦГА РСО-А. Ф.П. Список учебных заведений. Оп.52. Д. 18.

126. ЦГА РСО-А. Ф.Г2. О распространении грамотности среди осетин. Оп.5. Д.72.

127. ЦГА РСО-А. Ф 12. Устав Владикавказской девичьей школы. Оп.1. Д.198.

128. ЦГА РСО-А. Ф.12. Сведения об отпуске средств Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Оп.7. Д.531.

129. ЦГА РСО-А. Ф.12. Докладная записка инспектора училищ Общества восстановления христианства на Кавказе о состоянии осетинских школ. Оп.7. Д. 13.

130. ЦГА РСО-А. Ф.12. Сведения об учреждении в городе частной женской прогимназии с пансионом для девиц. Оп.7. Д.43.

131. ЦГА РСО-А. Ф.12. О л. 6. Д.795. Л 2-3.

132. ЦГА РСО-А. Проект Устава Владикавказского женского Ольгинского училища. Оп.1. Д.428.

133. ЦГА РСО-А. Ф.53. Оп.1. Д.2113. Л.3-4.

134. ЦГА РСО-А. Ф.123. Развитие педагогической мысли и школьного образования. Оп.1. Д.2. Л. 10.

135. ЦГА РСО-А. Ф. 127. Оп.1. Д.2. 22.IV. 1866 г.

136. ЦГА РСО-А. Ф. 12 7. Оп.1 Д.87. Л. 10.

137. ЦГА РСО-А. Ф. 1 27. Оп.1. Д.89. Л.5-18.

138. ЦГА РСО-А. Ф.127. Ольгинская женская гимназия. Прошение отдельных лиц о принятии в школу и приемы (1866-1910). Он.2. Д-2.

139. ЦГА РСО-А. Ф. 129. Ол.1. Д.11. Л.1-6.19ЛДГА РСО-А. Ф.129. О передаче заведования приютом Стоянову. Оп.1. Д.2. Л.5-(У;ч\

140. ЦГА РСО-А. Ф.140. О критическом финансовом положении приюта. On. 1. Д. 10.

141. ЦГА РСО-А. Ф.147. О преподавании осетинского языка в приюте. Оп.2. Д.33.

142. ЦГА РСО-А. Ф.147. Отчет за 1916-1917 учебный год. Оп.1. Д. 103.

143. ЦГА РСО-А. Ф.147. Д.30. Л.25.

144. ЦГА РСО-А. Ф. 149. Оп.1 Д.33 1. ЛЛоб-З.

145. ЦГА РСО-А. Ф.149. Об определении А.Колиева инспектором ЦГА РСО-А. Ф.147. Д.46. Л.84.

146. Владикавказского духовного училища. Оп.1. Д 1. Л.1.

147. ЦГА РСО-А. Ф.151. Д.60. Л.51.

148. ЦГА РСО-А. Ф.224. Калым. Оп.1. Д.29.

149. ЦГА РСО-А. Ф.224. Оп.1. Д.130. Л.19.

150. ЦГА РСО-А. Ф.224. Об осетинской церкви. Оп.1. Д.22.

151. ЦГА РСО-А. Ф.263. Владикавказская второклассная школа. Оп.1. Д.7. Л.16-24.

152. ЦГА РСО-А. Ф.263. Оп.1. Д 1. Л.1-131.

153. ЦГА РСО-А. Ф.263. Оп.1. Д.4. Л. 17.