Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Босхамджиева, Саглар Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Элиста
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Босхамджиева, Саглар Николаевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ 10

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ц КАЛМЫКОВ

1.1. ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В 10-29 КАЛМЫЦКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

1.2. ЭПОС «ДЖАНГАР» - ПАМЯТНИК 30-45 ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВОСПИТАНИЯ КАЛМЫКОВ

1.3. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ 46-53 «ДЖАНГАРА»

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 53

Глава 2. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 55

ДЖАНГАРА»

• 2.1. КАЛМЫЦКИМ ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО 55

ЧЕЛОВЕКА

2.2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ 71

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ

2.3. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ 93-103 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.4. МЕСТО «ДЖАНГАРА» В ПРОЦЕССЕ 104-121 ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 121

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков"

Актуальность исследования. В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одной из актуальных проблем является духовное возрождение нации, восстановление ее лучших наци о н ал ьн ы х трад и ци й.

Предпринимаемые в последние годы меры по возрождению калмыцкого языка и культуры не принесут желаемого результата без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, одна из основных целей которых - развитие этнического самосознания. Что в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени, ибо, как полагал К.Д. Ушинский, «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» (188, Т. 1., с. 244).

Народная педагогика, являясь ценнейшим наследием общей культуры любого народа, позволяет выявить непреходящие общечеловеческие и национальные ценности, проверенные веками. Приоритет общечеловеческих нонносчей - по именно то, что лежит в основе народной педагогики. «В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений» (50, с. 167).

Именно эпос «Джангар» является тем богатым источником, в котором современное калмыцкое образование найдет цели, методы и средства истинно народного воспитания, воспитания в духе народных идеалов.

Пропаганда и изучение эпоса «Джангар» в Республике Калмыкия подия 1Ы на государственный уровень, чю подтверждает Указ Президента Калмыкии «О государственной поддержке изучения и освоения калмыцкого народного эпоса «Джангар» от 23.09.96г., изданный «в целях сохранения, изучения и освоения сокровищницы устного народного творчества, величайшего культурного наследия калмыцкого народа - героического эпоса

Джангар». Правительством республики 21.04.97г. утверждена республиканская целевая программа «Джангар», рассчитанная на 1997-2001 гг. В ней предусматривается углубленное изучение различных аспектов этого памятника нашей культуры. Высокие морально - этические принципы и нормы, общечеловеческие идеи добра и справедливости, гуманизм и высочайший патриотизм, пронизывающие богатырскую поэму калмыцкого народа «Джангар», должны быть положены в основу национального воспитания подрастающего поколения в Республике Калмыкия.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы избрали темой исследования: «Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (на материале эпоса «Джангар»)».

Цель исследования: выявить педагогический потенциал эпоса «Джангар» как источника и средства народного воспитания и определить пути его использования в учебно-воспитательном процессе современной национальной школы.

Объект исследования: этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков как национальный духовный опыт, являющийся составной частью мировой культуры.

Предмет исследования: этнопедагогический аспект калмыцкого народного эпоса «Джангар».

Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс будут целенаправленно включены элементы этнопедагогической культуры, нашедшие отражение в памятнике духовной культуры калмыцкого народа, то это может способствовать оптимизации процесса этнического воспитания подрастающего поколения, формированию ценностного отношения к локально-неповторимому своеобразию национальной культуры.

Для проверки гипотезы в ходе исследования решались следующие шлпчи:

•Разработать теоретические основы процесса восприятия национальных педагогических ценностей посредством эпоса;

•Исследовать этнопедагогические ценности в эпосе и выявить особенности их использования в процессе воспитания;

•Разработать и экспериментально проверить методику использования педаго! ичес'ких идей эпоса в современной калмыцкой школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• принцип кульгуросообразности Я.А Коменского и народности К.Д. У ипшского;

• философские, социологические, психолого-педагогические работы С.Н. Артановского, Э.А. Баллера, Ю.В. Бромлея, Г.С. Виноградова, Д.И. Водзинекого, Л.С. Выготского, Г.П. Выжлецова, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Иикапдрова, К.Д. Радиной, В.Н. Сагатовского, В.Д. Шадрикова, В.К. Шаповалова, В.А. Ядова и других;

• исследования Г .Н. Волкова и учеников его «научной школы» III. М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, A.A. Григорьевой, А.Э. Измайлова, К.Ж. Кожахметовой, О.Д. Мукаевой, В.А. Николаева, Т. Ормонова, Т.Н. Петровой, K.II. Пирлиева, 'З.И. Сокольниковой, И.Н. Федотовой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, З.Б. Цаллаговой и других, в которых они дают методологическое обоснование этнопедагогики как науки, а также раскрывают ее сущность, значение и сферу влияния;

• работы по этнопедагогике, истории, этнопсихологии, фольклору, псюрии образовательной системы и ее современному состоянию, культуре и религии калмыцкого народа Н.Ц. Биткеева, С.А. Даваева, А.Б. Имкеновой, З.О. Кекеевой, А.III. Кичикова, Л.Н. Мукаевой, К.А. Наднеевой, Б.Б. Оконова, А.Б.

Панькина, Б.К. Секенова, Е.Э. Хабуновой, H.H. Шараповой, У.Э. Эрдниева и других.

Историографическую базу исследования составили теоретические труды отечественных, зарубежных исследователей; монографии; диссертационные исследования, защищенные по проблемам духовных ценностей; истории мировой и отечественной культуры, этнографии, психологии, философии, социологии, педагогики; материалы из фондов Российского и Калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской Государственной Библиотеки, Государственной педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского, Калмыцкой национальной библиотеки им. A.M. Амур-Санана, Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской Академии Наук и полевые записи, выполненные непосредственно исследователем в течение 1997-2000гт.

В диссертации используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической, социологической, филологической, автобиографической, биографической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; метод экспертной оценки; метод самооценки; интервью со студентами, школьниками, родителями, педагогами; обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа: качественная и количественная обработка результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе республиканского центра обучения одаренных детей (ЦООД) «Элистинский лицей», педагогического факультета Калмыцкого государственного университета. В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие 90 детей старшего школьного возраста (9-10 классы), 80 студентов старшекурсников (4 курс).

Этапы исследования. Данное исследование осуществлялось в течение 1997-2001г.г. в три этапа:

Первый (1997-1999гг.) состоял в определении основных теоретических положений исследования на основе анализа философской, культурологической и психолого-педагогической литературы; формулировке проблемы, цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Второй (1999-2000гг.) включал: разработку методики эксперимента; проведение первого этапа опытно-экспериментальной работы; корректировку экспериментальных материалов.

Третий (2000-2001гг.) заключался в проведении второго этапа эксперимента, анализе и обобщении полученных результатов, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы в целом.

Достоверность научных результатов обусловлена использованием непротиворечивых теоретических положений, принятых в основу данного исследования, применением методов качественного и количественного анализа, получением в результате опытно - экспериментальных работ данных, подтверждающих исходную гипотезу, проверкой методики применения эпоса «Джангар» для раскрытия этнопедагогических воззрений ойрат-калмыков в разных учебных учреждениях.

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась на научно - практических конференциях по различным педагогическим проблемам (Международная конференция «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания», г. Москва, 1999г.; VI Годичное собрание Южного отделения РАО и XVIII региональные психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона», г. Элиста, 1999г.; Конференция молодых ученых Государственного НИИ семьи и воспитания РАО «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика», г. Москва , 1999г.; VII Годичное собрание Южного отделения РАО и XIX региональные психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона», г. Майкоп, 2000г.; Международная конференция «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания», Элиста, 2000г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в г. Элиста Республики Калмыкия на базе республиканского центра обучения одаренных детей (ЦООД) «Элистинский лицей», педагогического факультета Калмыцкого государственного университета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в: целостном представлении теоретических основ эпоса «Джангар» как источника этнопедагогических ценностей ойрат-калмыков; выявлении возможностей эпоса «Джангар» как средства народной педагогики; определении специфики влияния эпоса «Джангар» на формирование традиционных воззрений, национального самосознания; разработке педагогической технологии включения эпоса «Джангар» в учебно-воспитательный процесс.

Практическая значимость исследования. Научно обоснованные выводы могут послужить для разработки учебных пособий по изучению народных педагогических воззрений посредством эпоса «Джангар» в современной калмыцкой школе. Они могут быть использованы в составлении программ подготовки педагогов, при чтении лекций в республиканском институте повышения квалификации работников образования (РИПКРО). Все практические материалы можно использовать в процессе воспитания ребенка в семье.

На защиту выносятся следующие положения:

• Народные традиции ойрат - калмыков, отраженные в фольклоре, в первую очередь в эпосе «Джангар» - основа духовного возрождения национальной культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности;

• Эпос «Джангар» несет в себе духовно-нравственный, этнопедагогический, эмоциональный заряд, необходимый для формирования национального самосознания;

• Эпос «Джангар» как источник и средство воспитания: нравственного, духовного, этического, эстетического, этнического и физического является важнейшим фактором в процессе гуманизации и демократизации современной системы образования в Республике Калмыкия;

• Народный эпос «Джангар» содержит в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который может быть успешно использован в этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса современной калмыцкой школы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе.

Эпос выражает народное понимание идеала совершенного человека и определяет его как цель воспитания. Богатыри «Джангара» именуются «молодцами, исполненными девяносто девятью достоинствами - доблестями», в число которых входило обязательное соблюдение ойратских обычаев, законов, обрядов, участие в богатырских состязаниях, а героини - «женщинами с чистой нравственностью». Наших предков в эпоху феодализма интересовала незримая красота, красота души, нравственная красота, именно ее они выразили в словесной формуле - «женщина с чистой нравственностью» (арюн шагшавта эм). Физическая красота, сила, сочетаются в образах эпоса с умом и смекалкой, самоотверженностью и трудолюбием, талантом и мудростью, которые возводятся в ранг высших человеческих добродетелей. Причем, в эпосе не только взрослые герои выступают в качестве «эталона» совершенных личностей, но и в детях (Улан-Шовшур, Аля-Шонхор и Хара-Джилган) прослеживается «в зародыше» идеал совершенного человека (песня о трех мальчуганах). Каждый мужской и женский персонаж в эпосе индивидуален, но в целом они составляют идеал человека, который включает следующие этико-психологические черты: оптимизм, гордость, честолюбие, индивидуализм, активность, экстравертность (общительность), идеализм (стремление видеть в человеке только хорошие стороны), рационализм (любовь к логике), творческое начало, артистизм и яркость, щедрость натуры, готовность помогать окружающим, великодушие.

Воспитательными ценностями в эпосе выступают: 1) культ родословной и родства, формирующий чувство гордости за предков и ответственности за свои дела и поступки перед предками и потомками; 2) семья, дети, обозначенные как неотъемлемая часть жизни человека; 3) дружба, братство, взаимопомощь, понимаемые как основа сохранения государства и мира в нем. Атмосфера справедливости, царящая в Бумбайской державе, питает почву человеческого достоинства; 4) патриотизм героев, их беззаветное служение Отечеству; 5) экологические представления народа, выражающиеся в прочтении небесных светил, мирового дерева Галдан-Зандан с целебными травами, в исцелении богатыря от ран волшебными травами, живой водой; 6) одическое воспевание коня, описание дворца Джангара-богдо, описание звучания музыкальных инструментов, звучания дождя, ветра, отражающее эстетические представления народа о прекрасном; 7) труд, трудолюбие как одно из самых благородных качеств человека, который гордится плодами рук своих; 8) музыкальный, изысканный убедительный язык эпоса, через который все изображаемое в «Джангаре» доведено до блеска; 9) религия, определявшая чистоту помыслов героев и героинь. Народ верил в возможность хорошего и плохого перерождения, что корректировало поведение, прививало навыки самоконтроля.

Средством народного воспитания идеала мы определяем сам эпос «Джангар». Из методов воспитания в эпосе мы выявили: 1) методы словесно-эмоционального воздействия (разъяснение, увещевание, внушение); 2) методы воспитания делом (требование, поручение, испытание, приказ, пример); 3) методы воспитания религией (благословение, моление); 4) методы воспитания природой и искусством (любование, сравнение, воспроизведение); 5) методы воспитания игрой (соревнование, силовое единоборство, индивидуальное и коллективное переживание); 6) методы воспитания общественным мнением (одобрение, похвала, наказание, упрек). Методы народного воспитания реализуются в эпосе с помощью конкретных приемов. Например, метод соревнования - через индивидуальное и коллективное соперничество, соблюдение условий соревнования, методы воспитания делом - через создание ситуации морального выбора. Средством коррекции поведения были не только приемы словесного воздействия на личность, не только методы и приемы нравственного возвышения и подавления воспитуемых, но и этикетные правила и сопровождающие их этикетные формулы, отраженные через традиционные методы, средства, приемы и формы воспитания.

В ходе опытно-экспериментальной работы по проектированию процесса ориентации на национальную культуру калмыков в условиях изучения спецкурса «Традиционный этикет калмыков» мы пришли к следующим выводам: 1) Содержательное наполнение спецкурса способствовало восхождению учащихся и студентов к общечеловеческим ценностям и вхождению в мир национальной культуры, отраженной в эпосе; 2) В процессе изучения спецкурса «Традиционный этикет калмыков» учащиеся проявляли ценностное отношение к национальной культуре калмыков и культуре своего народа, чувство гордости и потребности в общении с ней; 3) Выполнение учащимися заданий способствовало развитию у них таких свойств умственной деятельности как устойчивость, гибкость и глубина мышления; 4) В процессе изучения спецкурса «Традиционный этикет калмыков» наблюдались позитивные изменения в типах поведения; 5) Погружение студентов в процесс овладения опытом трансляции общечеловеческих ценностей через национальную культуру способствовало совершенствованию знаний, умений, навыков, росту личностных достижений в решении задач профессиональной подготовки будущих педагогов.

Спецкурс «Традиционный этикет калмыков» явился интегративным и позволил использовать знания из области истории, филологии, философии, психологии, педагогики, этнографии и других наук для подготовки будущего гражданина «небезнационального человечества» (Волков Г.Н.). Исследование показало, что подрастающее поколение заинтересовано в изучении народных традиций и обычаев, это говорит о начале процесса формирования национального самосознания. Без наличия национального самосознания невозможно процветание этноса, подрастающее поколение должно понять: без родной культуры и языка, традиций и обычаев невозможно дальнейшее духовное развитие этноса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы живем в обществе, в котором в силу объективных и необъективных причин, потеряна преемственная связь поколений; утрачены многие национальные традиции и обычаи; почти полностью забыт родной материнский язык. Процесс возрождения и развития национальной культуры и языка, системы образования находится в Калмыкии только на первой стадии: подписаны указы по реформированию родного языка, о поддержке изучения эпоса «Джангар», созданы первые национальные школы. Современное возвращение Калмыкии в мировое сообщество - это путь преодоления цивилизованного кризиса, путь восстановления ее самобытности, путь компромисса ценностей национальной калмыцкой культуры и либеральных ценностей мировой цивилизации.

Проблема оценки педагогического наследия этноса в прошлом, выявление его отношения к культуре настоящего и будущего продолжает оставаться одной из важнейших. В процессе демократизации, гуманизации общества, утверждения общечеловеческих ценностей «Джангар» не только памятник мудрости народа, но и живой источник формирования национальной психологии и характера, национального достоинства и самосознания молодежи

В ходе исследования мы выяснили, что иерархия национальных ценностей, которая сложилась в эпосе тысячелетия тому назад, не претерпела изменения. Есть относительно вечные ценности: это привязанность и любовь к малой Родине, защита Отечества от захватчиков (патриотизм), преданность братству, связь и преемственность поколений, культ родословной, святость семьи, домашнего очага, культ матери. Такие духовно-нравственные ценности, воспетые в «Джангаре», как чистая совесть и благородство, честь и достоинство, целомудренность и нравственная чистота женщины, стойкость в борьбе, здоровая физическая сила - остаются актуальными и в наши дни. Они характерны всем народам, следовательно, являются слагаемыми общечеловеческих ценностей, а потому вечны и непреходящи.

В первой главе мы разработали теоретические основы процесса восприятия национальных педагогических ценностей посредством эпоса. Во второй главе мы исследовали этнопедагогические ценности эпоса, выявили особенности их использования в процессе воспитания, разработали и экспериментально проверили методику использования педагогических идей эпоса в современной калмыцкой школе.

Изучение «Джангара» было развернуто в историческом, культурологическом, этнографическом, этнопедагогическом и этнопсихологическом планах, что позволило учащимся понять, что «Джангар» универсален и неисчерпаем. Оно позволило учащимся сформировать систему представлений о том, каковы были взгляды их предков на природу, общество, человека, проблемы бытия и смысла жизни.

Данные, полученные в конце эксперимента, показали достаточно сильную активность и заинтересованность учащихся проблемами своего народа, истории, культуры, традиций и обычаев. Несмотря на сложные социально-экономические, общественно-политические процессы и проблемы современного общества, современные интересы и идеалы подрастающего поколения, отрадно, что некоторые ценности и идеалы, такие как, например: героизм, мужество, честь, достоинство, благородство, гуманизм, свободолюбие доминируют.

В ходе исследования подтверждена исходная гипотеза о том, что, если в учебно-воспитательный процесс будут целенаправленно включены элементы этнопедагогической культуры, нашедшие отражение в памятнике духовной культуры калмыцкого народа, то это может способствовать оптимизации процесса этнического воспитания подрастающего поколения, формированию ценностного отношения к локально-неповторимому своеобразию национальной культуры.

Аксиологический подход мы рассматривали как основополагающий при разработке и построении теоретической и экспериментальной модели включения эпоса «Джангар» в учебно-воспитательный процесс современной калмыцкой школы.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в понимании общечеловеческих и национальных ценностей, транслируемых народным эпосам «Джангар», как общего и особенного в системе ценностных ориентаций учащихся и специалистов национально-региональной системы образования; целостном представлении теоретических основ эпоса «Джангар» как источника этнопедагогических ценностей ойрат-калмыков; выявлении возможностей эпоса «Джангар» как средства народной педагогики; определении специфики влияния эпоса «Джангар» на формирование традиционных воззрений, национального самосознания; обосновании аксиологического подхода к отбору и структурированию содержания учебной дисциплины «Традиционный этикет калмыков»; раскрытии одного из возможных путей трансляции традиций национальной культуры калмыков в учебно - воспитательном процессе школы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы и содержания спецкурса «Традиционный этикет калмыков», ориентированного на согласование общечеловеческих ценностей и национальной культуры калмыков. В диссертационном исследовании разработаны учебно-педагогические, творческие, исследовательские задания, ориентированные на овладение опытом трансляции знаний об общечеловеческих ценностях через национальную культуру калмыков в процессе взаимодействия с школьниками. Научно обоснованные выводы могут послужить для разработки учебных пособий по изучению народных педагогических воззрений посредством эпоса «Джангар» в современной калмыцкой школе. Они могут быть использованы в составлении программ подготовки педагогов, при чтении лекций в республиканском институте повышения квалификации работников образования (РИПКРО). Все практические материалы можно использовать в процессе воспитания ребенка в семье.

Эпос «Джангар», являясь выражением педагогической мудрости народа и народно-педагогическим источником средств воспитания, вместе с тем представляет собой глубокую и тонкую поэзию, несущую вечные знания. И как истинная поэзия, он не до конца познаваем, а смысл его неисчерпаем.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Босхамджиева, Саглар Николаевна, Элиста

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1963.

2. Азбука нравственного поведения. Сборник статей. М., 1976.

3. Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях. Материалы республиканской научно-практической конференции 3 декабря 1999года, г. Нальчик. Нальчик, 2000.

4. Амосов Н.М. Преодоление старости. М: Будь здоров, 1996.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380с.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и де тский фольклор: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1957. -240с.

7. Аникин В.П. Д.Н. Садовников и сборник его загадок // В сб.: «Загадки русского народа». М., Изд-во МГУ, 1960.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253с.

9. Антология педагогической мысли России второй половины 19 -начала 20 века. М., 1990.

10. Ю.Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.,1998.

11. Ареалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев (В связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999. - 33с.

12. Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Серия 6. вып. 3. 1988. -№ 20. - с. 23-31.

13. З.Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. 243с.

14. Арутюнян В.Х. Некоторые вопросы народной педагогики. -Сборник научных трудов Ереванского Армянского пед.инс. Вып. 2. 1970. -с. 149-195.

15. З.Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1978. - 188с.

16. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы).- М., 1996.- 70с.

17. Бадмаева З.С. Национально-психологические особенности калмыков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1997.

18. Бадмаева Т.Б. Умение танцевать как средство социализации в традиционном быту калмыков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Часть 2. Чебоксары, 1991.

19. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.

20. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-292с.

21. Бентковский И.В. Женщина калмычка Большедербетовского улуса. - Ставрополь, 1869. -119с.

22. Бердяев H.A. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 206с.

23. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.: УРАО, 1997.

24. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар». Элиста, 1990.-154с.

25. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий фольклор. -Элиста, 1985. -125с.

26. Биткеев Н.Ц. Эстетико нравственные идеалы героического эпоса «Джангар» и их воспитательная роль // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Часть 1. - Чебоксары, 1991.

27. Биткеев Н.Ц., Дельденова Б.К. Джангар. Калмыцкий героический эпос. Методическое пособие для учителей. На калм. языке. Элиста, 1990. -127с.

28. Бичкдудин амн угин билгин антолог. Элст, 1990.

29. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов на Дону, 1995.- 168с.

30. Бондаревская Е.В Ценностные основания личностно ориентированного образования // Педагогика. -1995. -№ 4. с. 29-36.

31. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.- 411с.

33. Бронский В. Описание донской земли, нравов и обычаев жителей. Часть 3. Санкт-Петербург, 1834.

34. Букина Е.А. Сундучок для Байрта. Размышления о воспитании разумных потребностей. Элиста, 1981 - 95с.

35. Бутенко А.П., Колисниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство, их сущность и общественно-политический смысл // СоЦИС. -1996.-№5.-с. 92-102.

36. Васильев Л.С. Традиция и проблемы социального прогресса в истории Китая // Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

37. Великий певец «Джангара» Ээлян Овла и джангароведение. -Элиста, 1969.

38. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940. - 648с.

39. Виноградов Г.С. Народная педагогика. (Отрывки и наброски). -Иркутск. Вост. Сиб. Отделение Русского географического общества, 1926.

40. Владимирцов Б.Я. Образцы монгольской народной словесности. Предисловие. Л., 1926.

41. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Л.: АН СССР, 1934.-207с.

42. Владимирцов Б.Я. О «Джангаре». Элиста, 1967.

43. Владимирцов Б.Я. Ойрато-калмыцкий героический эпос. Птр.-Москва, 1923.

44. Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. Семейно-бытовая культура: пособие для слушателей народных университетов. Минск.: Народная асвета, 1987.- с.225-238.

45. Волков Г.Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические материалы. М.: Изд-во УРАО, 1999г.

46. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 4-8 классов сельской национальной школы. М. .: НИИ нац. Школ РСФСР, 1986.

47. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. - 334с.

48. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. - 86с.

49. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. -Чебоксары: Чуваш, книж. изд., 1974. 376с.

50. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. Для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М, 1997.

52. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа: (В связи с проблемой общности народных педагогических культур). Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1966.

53. Вол ков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции, Якутск 16-23 марта 1993г. М., 1993.

54. Времен связующая нить: Сборник. Сост. Б.Б. Бадмаева-Лиджиева, И.В. Борисенко. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984. - 109с.

55. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Просвещение, 1968.576с.

56. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: ЛГУ, 1996. - 148с.

57. Вырост И.С. Национальное самосознание: проблемы определения и анализа // Философская и социологическая мысль. 1987.- № 7.- с.22-25.

58. Галин С. Башкирский эпос «Урал-Батыр» // Народное образование. -2000. № 6. - с. 312-315.

59. Гашимов А.Ш. Народная мудрость, воплощенная в слове образе. -Лит. Азербайджан. - 1959. - № 10. - с. 103-106.

60. Гегель. Эстетика. Т.1. М., 1968.

61. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Уч. пособие для студентов. М.: Ин-т практической психологии, 1996.

62. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев.: Вища школа, 1984.- 152с.

63. Горький A.M. Собр. соч. В 30-ти томах. М., 1953.

64. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.-368с.

65. Гримак Л.П. Магия биополя. М.: Республика, 1994. - 448с.

66. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. - 278с.

67. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1997. -544с.

68. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. - 335с.

69. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1979. - 503с.

70. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. - 544с.

71. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. -Нальчик, 1997.

72. Даваев С.А. Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса «Джангар» (идеал совершенного человека): Дисс. канд. пед. наук. М., 2000.

73. Давлекамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Астрахань, 1997.

74. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966.

75. Далай-Лама XIV. Буддизм в Тибете. Нартанг, 1991.76.Джангар. Элиста, 1967.

76. Джангар. В 2-х томах. М., 1978.

77. Джангар: Калмыцкий народный эпос / Пер. с калм. С.И. Липкина; Худ. В.А. Фаворский. 5-е изд. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989.-363с.

78. Джимгиров М.Э. Калмыцкая народная сказка. Элиста, 1970.

79. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994. - 241с.

80. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1982. - 18с.

81. Дробижева Л.М. Штрихи к национальному самосознания русского народа // Русские. Этносоциальные очерки. М.: Наука, 1992. - с.369-370.

82. Дубров Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Казань,1898.

83. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М., 1991.

84. Евсеев В.Я Карельский фольклор в историческом освещении. -Л.: Наука, 1968.-203с.

85. Ефремова В.Ф. Очерки по истории школьного образования Калмыкии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1969.

86. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.

87. Житецкий И.А. Очерки быта Астраханских калмыков. М., 1893.

88. Захаров И.Н. Этнолингвистика. Красноярск, 1995. - 98с.93.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 163с.

89. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. М., 1973.

90. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.

91. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

92. Илюмжинов К.Н. «Калмыкия земля духа: национальная идея». -Элиста, 1997. -43с.

93. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста, 1999.

94. История калмыцкой литературы. Т.1. Элиста, 1981.

95. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.- 414с. Ю1.Кадриа Салимова «Восхождение к успеху» // Воспитание в

96. Японии: история и современность. Токио, 1993.

97. Ю2.Кадыров Б.А. Традиционная педагогическая культура узбекского народа (История. Теория. Практика): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Термез, 1991.103 .Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Составитель A.B. Бадмаев. Элиста, 1969.

98. Ю4.Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997.

99. Ю5.Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». (Сравнительно-типологическое исследование памятника). М., 1997.

100. Юб.Кичиков МЛ. Героический эпос «Джангар» как исторический источник // В сб. «Великий певец «Джангара» Ээлян Овла и джангароведение. Элиста, 1969. - с. 60-69.

101. Ю7.Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики, В кн.: Эстетика. Категории и искусство. - М., 1965.

102. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Былым, 1998. - 317с.

103. Козин С.А. Джангариада. M.-JL, 1940.

104. Ю.Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999.

105. Котвич B.JI. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста, 1972. - 92с.

106. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. - 272с.

107. Культура и быт калмыков. Этнографические исследования. -Элиста, 1977.

108. Лавонен П.А. Карельская народная загадка. Л.: Наука, 1977.134с.

109. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М.: Политиздат, 1961. - 115с.

110. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.

111. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Ответственный редактор Сериков В.В.- Волгоград: Перемена, 2000. 148с.

112. Лосев А.Ф. Эстетика. М., 1963.

113. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Пособие для работников народного образования. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. - 56с.

114. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. М., 1948.

115. Мамонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992.

116. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. -115с.123 .Материальная и духовная культура калмыков. Сборник. Элиста,1983.

117. Махмутов М.И. Духовная сила Корана // Народное образование. -1999.-№6.- с. 231-237.

118. Махмутов М.И. Не силой букв алфавита // Народное образование. -1999.-№ 6.-с. 219-221.

119. Махмутов М.И. Понятие менталитета в педагогике // Магистр. -1997.-№ 13.- с.24-31.

120. Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1918. -288с.

121. IV Международный конгресс монголоведов (Улан -Батор, август 1992). Доклады российской делегации. М., 1992.

122. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991. - 259с.

123. Минаев С. А. Девять категорий пластики в «Джангаре» // ж. Теегин герл. 1993. - №8.

124. Минаев С. А. Истина, добро и красота в «Джангаре». Философия калмыцкого эпоса // ж. Теегин герл. 1994.-№ 2.

125. Минаев С. А. Истоки духовной культуры калмыков // Приоритеты национальных систем образования. Калмыцкая школа. Год 1994. Выпуск 1. -Элиста, 1994.

126. ИЗ.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: (Содержание, формы и методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.

127. Митрофанова В.В. Историческая действительность в загадках // В сб.: «Славянский фольклор и историческая действительность». М., 1995.

128. Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. -Элиста, 1971.

129. Мукаева JI.H. Социально-педагогические проблемы становления и развития калмыцкой национальной школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1995.

130. Мукаева О.Д. Буддизм в духовном обновлении калмыцкой школы //ж. Теегин герл. 1995. - № 2.

131. Мукаева О.Д. «Джангар» и формирование ценностных ориентаций молодежи // Современные технологии обучения в учебном процессе. Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников КГУ 28 апреля 1997. Элиста, 1997.

132. Мукаева О.Д. «Джангар» и этнопедагогика калмыков // «Джангар» и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990.- с. 130-133.

133. Мукаева О. Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов // Педагогика. -1994. № 1. - с.42-46.

134. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 2-х частях. Часть первая. Элиста: АПП «Джангар», 1999.- 256с.

135. Мургаева С.И. Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников (на материале Республики Калмыкия): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000.

136. Нигматов 3. Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа // Народное образование. -1999. № 6. - с. 223-230.

137. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. -М.: МИРОС, 1997. 144с.

138. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. / Под ред. В.А. Сластенина. Москва-Орел, 1998. -178с.

139. Овалов Э.Б. Проблемы типологии версии эпоса «Джангар». -Элиста, 1987.

140. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы). / Под ред. В.В. Серикова Элиста, АПП «Джангар», 1997. -224с.

141. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУ1 вв. Чебоксары, 1996. - 207с.

142. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа. Учеб. пособ, Ашхабад. 1980.

143. Пирлиев К. П. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1991.- 36с.

144. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.

145. Полякова А.Л. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.

146. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: МГУ, 1965.

147. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.

148. Пюрвеев В. «Джангар» народная героическая эпопея // ж. Теегин герл (Свет в степи). -1993. - № 1. - с.3-14.

149. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. -1995. № 6. - с. 88-90.

150. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000.

151. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.,1981.

152. Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под ред. В.В. Ильина. М.: Изд. МГУ, 1994.

153. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы народной педагогики. М., 1979. - 187с.

154. Рыбникова М.А. Загадки. М.-Л.: Akademia, 1932. - 488с.

155. Савенков Ю. Конфуций помогает детям проявить математический блеск // г. Известия. 19 ноября 1994.- № 223.- с.7.

156. Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим ли прерванный путь. Серия: Россия накануне 20 века 21 века. Выпуск 2. СПб.: Петрополис, 1994. -217с.

157. ПО.Салютина A.A. Поиск национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России Х!Х начала XX в.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2000.

158. Саматов Ш.Б. Развитие национальных культур в современных условиях. Ташкент, 1990. - 167с.

159. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дисс. канд. пед. наук. С-Петербург, 1994. - 142с.

160. Сангаджиева Н.Б. Эпический репертуар М. Басангова. Элиста,1976.

161. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика. Учебное пособие. Элиста, 1998.

162. Секенов Б.К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. - 19с.

163. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск, 1998.

164. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272с.

165. Силистрару Н.В. Этнопедагогика молдаван. Кишинев, 1997.

166. Сокольникова А.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М, 1997.

167. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Киев, 1989.

168. Степное Уложение (Основной Закон Республики Калмыкия). -Элиста, 1994.

169. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М, 1981.

170. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М., 1978.

171. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.

172. Традиции и новое в социальной жизни народов. Сборник. Элиста,1994.

173. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1968.33с.

174. Убушаев В.Б. Калмыки. Выселение и возвращение. Элиста, 1991.- 92с.

175. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. М., 1988.

176. Федорчук Л.П. Формирование нравственных идеалов у старшеклассников на героических традициях народа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1969.

177. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста,1998.

178. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальных школ / Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып. 2. Казань, 1976. - с. 183-190.

179. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (На материале Чувашской республики): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.

180. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). Монография. М.: Прометей, 1999, - 227с.

181. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. -Тбилиси, 1951.

182. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1988.

183. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М, 1997.

184. Цаллагова З.Б. Этнопедагогика: первый учебник и первая программа спецкурса // Педагогика. -2000. № 6. - с. 98-101.

185. Цашивили С. Витязь в тигровой шкуре Ш. Руставели. М, 1966. 199.Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества.

186. М.: Сов. писатель, 1959. 310с.

187. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.

188. Шадриков В.Д. Народная школа // Высшее образование в России.-1993. -№ 2.

189. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.

190. Шарманджиев Д.А. Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (на материалах калмыцкой традиционной педагогики): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 2000.

191. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.

192. Шаравын Д. Традиции народной педагогики // ж. Теегин герл. -1993. -№3.-с.116-120.

193. Шарапова H.H. Изучение героического эпоса «Джангар» на уроках родной литературы в 5-11 классах калмыцкой школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.

194. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.

195. Школ а и мир культуры этносов / Ученые записки Института национальных проблем образования, выпуск 2. М., 1995. - 348с.

196. Шоров Ш.А. Адыгейская народная педагогика. Пятигорск, 1986.2Ю.Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика: Автореф. дисс. дра пед. наук. Майкоп, 1994.

197. Элитарная школа в национальной системе образования. Круглый стол // Педагогика. -2000. № 4. - с. 44-62.

198. Эрдниев У.Э. Историческая судьба ойратов. Элиста, 1993. - 80с.

199. Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. -Элиста, 1970.

200. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики (опыт анализа). // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Элиста, 1980.

201. Эрендженов К.Э. Золотой родник. Элиста, 1985.

202. Этнопедагогика калмыков и национальная школа / Сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора О.Д. Мукаевой. Элиста, 1997.

203. Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу. -Чебоксары, 1992.

204. Яхонтова Н.С. Ойратский перевод монгольского сочинения «Ключ разума» // Тюркские и монгольские письменные памятники. М., 1992.-с.138-139.

205. НА PK, ф. 9, оп.2, д.198, л.123.

206. НА PK, ф.2461, оп. 1, д. 17, л.51.

207. РГИА, ф.1291, оп.84, д.39, л.4.

208. Bergmann В. Nomadische Streifereien unter den Kalmuken in den Jahren 1802 und 1803. Riga, 1804.

209. Poppe N. Das mongolische Heldenepos // Zentralasiatische Studien. -Wiesbaden, 1968. Bd. 2. - S. 183-200.

210. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА И ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ.темы лекц. практ. всего

211. Этикет, как достояние всего «небезнационального человечества» 2 2 4

212. Речевой этикет калмыков 2 2 4

213. Этикет гостеприимства у калмыков 2 2 4

214. Правила повседневного поведения калмыков 2 2 4

215. Правила хорошего тона по-калмыцки 2 2 420 часов

216. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

217. ТЕМА 1. Этикет, как достояние всего «небезнационального человечества».

218. ТЕМА 2. Речевой этикет калмыков.

219. ТЕМА 3. Этикет гостеприимства у калмыков.

220. ТЕМА 4. Правила повседневного поведения калмыков.

221. ТЕМА 5. Правила хорошего тона по-калмыцки.