Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пушкина, Клара Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пушкина, Клара Владимировна, 2000 год

Введение.

Глава 1. Состояние проблемы гармонизации межличностных отношений супругов в педагогической и психологической теории и практике.

1.1. Состояние проблемы гармонизации межличностных отношений супругов в отечественной и зарубежной научной литературе.

1.2. Этнопедагогический и исторический аспекты изучения чувашской семьи.1.

1.3. Роль воспитателей в гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье.

Глава 2. Условия гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье.

2.1. Возрастные предпосылки вступления в брак и динамика развития взаимоотношений будущих супругов.

2.2. Характеристика факторов, влияющих на гармонизацию межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье.

2.3. Особенности и причины супружеских конфликтов в современной молодой чувашской семье.

2.4. Развод и его причины в современной молодой чувашской семье.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье"

В последние годы современная семья, в том числе чувашская, претерпевает глубокие изменения. Наряду с прогрессивными изменениями, происходящими в современной семье, отмечаются такие негативные явления, как увеличение числа разводов и неблагоприятных семей, снижение уровня рождаемости, увеличение преступности среди подростков и юношей, самоубийства и т.д. В последние десятилетия все более широкие масштабы приобретает рост числа неполных семей. Эта тенденция имеет место не только в нашей стране, но во всем мире. Такое положение можно назвать своеобразной пандемией. Наглядно эту ситуацию можно продемонстрировать показателями разводов по Чувашии. Хотя следует отметить, что если сравнить данные за последние годы по Чувашии и России, то выявится любопытная тенденция: расторжений браков в Чувашии гораздо меньше, чем в целом по России.

Число зарегистрированных разводов на 1000 чел. населения в целом по России в 1999 г. 3,4 чел., по Чувашии - 2,3 чел., в 1998 г. по России - 3, 35 чел., а по Чувашии - 2,2 чел. Тем не менее каждый третий брак в 1999 г. в республике распался. Таким образом, наблюдается явное усложнение брачно-семейных отношений.

Неблагополучие в семье сказалось и на росте подростковой преступности. Она является питательной почвой, своего рода базисом преступности в целом. Известно, что многие тяжкие преступления совершаются теми, кто еще в молодом возрасте нарушал как общественно-нравственные, так и юридические законы. Еще А.С.Макаренко настаивал на том, что ребенка «. с первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.

Найти это чувство меры между активностью и тормозами - значит решить вопрос о воспитании» [118,241].

Согласно статистике МВД Чувашской Республики, в 1998 г. по республике на профилактический учет было взято 3008 несовершеннолетних правонарушителей, приняты меры административного воздействия в отношении 414 родителей. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. в Чувашской Республике темпы криминализации увеличились. В частности, на 24,2 % увеличилось количество изнасилований, на 35,5% - поджогов, на 14,7% - грабежей. Раскрываемость преступлений повысилась на 8,4% и составляет 66,2%, что превышает общероссийский показатель. Согласно тем же источникам, в 1999 г. подростками или при их участии совершено около тысячи преступлений. (Спецприемники и изоляторы переполнены малолетними преступниками или подростками до четырнадцати лет и немногим старше. Немало 14-15-летних подростков, которые имеют всего 2-3 класса образования) [174, 3].

Имеется тесная связь между началом преступной «карьеры» в раннем возрасте и рецидивом впоследствии. Причины преступности несовершеннолетних прежде всего следует искать в окружающей их среде, важнейшее звено которой - семья. Следует отметить, что до недавнего времени нашим обществом мало внимания обращалось на семью, тогда как влияние семьи на подростка всегда было сильнее влияния школы, общества в целом.

Особо нужно отметить, что в Чувашской Республике количество людей, завершающих жизнь самоубийством, с каждым годом растет. Количество умерших от отравления с суицидальной целью возросло на 50% в период 19951999 гг., количество незавершенных самоубийств от отравления увеличилось по сравнению с данным показателем за 1995 г. на 32,5%. Среди самоотравившихся 73% в возрасте до 30 лет. Среди самоотравившихся женщин почти в 3 раза больше, чем мужчин. Резюмируя изложенные факты, можно сказать, что такое исключительное и трагическое явление, как самоубийство, должно получить максимальное внимание со стороны всего общества [174, 3].

Подобные факты свидетельствуют об актуальности изучения проблем семьи и супружеских отношений и выдвигают новые задачи перед социологией, демографией, психологией, педагогикой и другими науками, которые изучают институт семьи, закономерности ее развития и механизм функционирования.

В изучении проблем семьи и особенно супружеских взаимоотношений особую роль приобретают педагогические и психологические исследования Ю.П.Азарова, Ю.Е.Алешиной, Е.В.Антонюк, И.Н.Афанасьева, Е.В.Васильева, Г.Н.Волкова, А.Н.Волковой, И.В.Гребенникова, А.К.Дмитренко, С.М.Иванова, Н.Н.Обозова, Т.Н.Петровой, Э.И.Сокольниковой, В.А.Сысенко, Л.Н.Тимошенко.

В работе Ю.Е. Алешиной основной акцент ставится на выявление отношения человека к собственному браку. Исследователь отмечает, что «стабильность и удовлетворенность браком . тесно связаны между собой, но однозначного соответствия не имеют. Стабильные браки далеко не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности супругов, и даже браки, где супруги удовлетворены межличностными отношениями, могут иногда быть нестабильными». Она делает вывод: «Супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или неуспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака»[8,16].

В.А. Сысенко в своем исследовании приходит к выводу, что «устойчивость супружеских взаимоотношений в современной семье зависит от степени удовлетворения потребности супругов во взаимопомощи и взаимоподдержке, от успешности и семейного сотрудничества» [190, 78].

Исследователь чувашской семьи И.Н. Афанасьев называет семью и родителей главным воспитателем. «Следует признать отца и мать единственными истинными воспитателями, а семью главным местом воспитания. Гипертрофированное место общественного воспитания должно постепенно вытесняться семейным воспитанием» [13,47].

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению педагогических и социально-психологических проблем современной семьи, специальных трудов по изучению этнопедагогических и этнопсихологических особенностей чувашской семьи практически нет. Малоизученность этнопедагогических и этнопсихологических аспектов чувашской семьи составляет актуальность проблемы исследования.

Чувашская семья, как неотъемлемая ячейка общества, прошла своеобразный путь развития. Четкое этническое самосознание, философия, традиции и особенности развития отличают чувашскую семью от семей других этнокуль-тур. Чувашская семья, хотя и не повсюду, сохраняет и выражает исторически утвердившиеся этнические черты, отражающиеся на всей системе внутрисемейных отношений супругов и родителей с детьми. Эти национальные особенности существенно влияют на формирование общественного мнения и установок относительно семейно-брачной жизни и играют ведущую роль в регулировании семейных отношений.

Настоящая работа посвящена изучению этнопедагогических и этнопсихологических особенностей супружеских отношений в молодой чувашской семье.

Целью исследования является изучение роли этнопедагогического аспекта гармонизации межличностных отношений современной молодой чувашской семье.

Объект исследования: молодая чувашская семье в современных условиях (сельские и городские, благополучные и разводящиеся супружеские пары).

К группе благополучных нами были отнесены семьи (супружеские пары), которые на момент опроса не имели намерения расторгнуть свой брак и, по мнению их близких родственников, друзей, знакомых, а также представителей общественности по месту жительства, работы, оценивающиеся как благополучные. Группу разводящихся супругов составили те, кто подал заявление о расторжении брака, или супружеские пары, которые на момент опроса фактически прекратили совместное проживание с целью развода. Объем выборки

640 пар. Исследование проводилось в сельских районах Чувашской Республики (Батыревском, Красночетайском, Чебоксарском, Марпосадском, Моргаушском районах) и в г.Чебоксары.

Предметом исследования является этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений в современной чувашской семье.

Гипотеза исследования выражается в предположении о том, что эффективность формирования молодой семьи в современных условиях повышается, если:

1) целенаправленно осуществляется в старших классах подготовка юношей и девушек к брачно-семейной жизни с использованием этнопедагогиче-ских и этнопсихологических знаний, сформировавшихся на опыте этнических взаимоотношений ряда поколений народа;

2) формируется у детей с ранних лет привязанность к семье, уважение к родителям, старшему поколению;

3) учитывается взаимное влияние родителей и детей в укреплении и развитии семьи.

4) внедряются спецкурсы «Семейная педагогика в учебно-воспитательный процесс школы с целью вооружения их традиционной педагогической культуры;

5) население республики обеспечивается психотерапевтическими центрами помощи семье.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить современное состояние разработанности проблемы исследования.

2. Проанализировать этнопедагогические особенности межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье.

3. Определить факторы, влияющие на гармонизацию межличностных отношений в современной молодой чувашской семье.

4. Опытно-экспериментальным путем рассмотреть динамику развития взаимоотношений у будущих супругов и установить причины супружеских конфликтов и разводов в современной молодой чувашской семье.

Эмпирической основой диссертационной работы послужили результаты исследования сельских и городских юношей и девушек, вступающих в брак и молодых супружеских пар (объем выборки 640 пар), проживающих на территории Чувашской Республики: в г.Чебоксары, Чебоксарском, Батыревском, Красночетайском, Моргаушском, Марпосадском районах.

Методологические основы исследования - исторический опыт семейной этнопедагогики чувашей, теория этнопедагогики семьи, формы функционирования этнопедагогических традиций в современной молодой чувашской семье, развитие положительных перспективных традиций в будущем - во имя национального самосохранения, отраженные в трудах Г.Н.Волкова, Т.Н.Петровой, Э.И.Сокольниковой, З.Б.Цаллаговой и др.

Цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор методов исследования:

- психолого-педагогический: анализ научной литературы по теме исследования;

- научно-эмпирический: «Социально-психологический опросник» (СПО), составленный нами; контент-анализ, в качестве объектов которого служили материалы бракоразводных дел, рассмотренных в 1994-1999 гг. в народных судах; нестандартизированные интервью, беседы, анкетирование, наблюдение, тесты;

- научно-теоретический: выдвижение и аргументирование гипотезы.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- в качестве самостоятельного объекта исследовались этнопедагогические особенности межличностных отношений в современной молодой чувашской семье;

-выявлены и проанализированы этнопедагогические особенности межличностных отношений в семье;

-определены факторы, влияющие на гармонизацию межличностных отношений в современной молодой чувашской семье;

-выявлены факторы, способствующие возникновению конфликтных ситуаций в семье, и способы преодоления и выхода из них.

Теоретическая значимость работы заключается в создании концептуальной модели исследования гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье. В связи с этим рассмотрен ряд факторов, влияющих на гармонизацию межличностных отношений супругов. Осуществлена попытка системного подхода к анализу супружеского конфликта в чувашских семьях.

Практическое значение исследования заключается в том, что фактический материал и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в профилактической, консультативной и психокоррекционной работе со вступающими в брак, молодоженами, супругами из «проблемных» семей, разводящимися, при оказании психологической помощи желающим вступить в брак. Полученные данные могут быть применены в пропаганде психологических знаний с целью укрепления брачно-семейных отношений. Результаты исследования могут быть использованы при составлении и совершенствовании оригинальных программ, учебных и учебно-методических пособий для учителей, учащихся этнопедагогических классов школ Чувашской Республики и студентов по курсу «Семейная психология» и «Семейная педагогика».

Разработанные рекомендации могут способствовать эффективной организации психологической службы в республике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы с благополучными и разводящимися семьями в психотерапевтическом центре, в центре «Семья» г.Чебоксары и семьями сельских жителей Батыревского, Красночетайского, Чебоксарского, Моргаушского и Марпосадского районов. По результатам исследования были прочитаны лекции учителям в Чувашском республиканском институте образования. Результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 1995), республиканских научно-практических конференциях (Чебоксары, 1991, 1993, 1994, 1995, 1996), межрегиональной научно-практической конференции (Ульяновск, 1997), а также на заседаниях кафедры психологии ЧТУ им. И.Н.Ульянова, педагогики и психологии Чувашского республиканского института образования, в передачах по радио и телевидению. Результаты исследования используются при чтении курса «Семейная педагогика» в этнопедагогических классах школ Чувашии, в работе практических психологов, во дворцах бракосочетания, в народных судах.

Этапы исследования:

I этап (1994-1995 гг.) - вхождение в проблему, определение ее теоретико-методологических, собственно научных аспектов и исходных положений, разработка исходных структурно-логических позиций исследования: объекта, предмета, гипотезы, цели, задач и др.

II этап (1995-1999 гг.) - теоретическое исследование этнопедагогического аспекта гармонизации межличностных отношений в современной молодой чувашской семье, разработка научно-методических рекомендаций для гармонизации межличностных отношений в современной молодой чувашской семье, включая опытно-экспериментальную проверку результатов, апробацию и внедрение результатов исследования.

III этап (1999-2000) - анализ, сопоставление, обобщение материалов, литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Факторы, способствующие становлению семьи, влияют на гармонизацию межличностных отношений в семье.

2. Межличностные отношения в современной молодой чувашской семье определяются преимущественно авторитетом мужа.

3. Устойчивая конфликтность между супругами свидетельствует о наличии неразрешимых противоречий в отношении супругов к семейным ценностям, в их ролевых установках относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи, а также выступает проявлением психологической несовместимости супругов.

4. Мать одного из супругов, проживающая совместно с супружеской парой, может выполнять не только конструктивную, но и деструктивную функцию в конфликтах.

5. Воспитание детей влияет на гармонизацию межличностных отношений в семье.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, приложения и библиографии, содержащей 283 наименования, из которых И на иностранных языках.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования впервые выявлены этнопедаго-гические особенности в гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что гармонизация межличностных отношений супругов в чувашской семье в существенной степени связана с ее традиционными, региональными, этнопсихологическими и этно-педагогическими особенностями, проявляющимися в предбрачных факторах и особенностях становления молодой семьи.

В современной чувашской семье наблюдается Тенденция роста различий в возрасте вступления в брак у городской и сельской молодежи.

Специфические формы и краткий период добрачного знакомства молодоженов, возраст и мотивы вступления в брак, большая роль родителей на выбор супруга/ги влияют на создание и становление семьи и гармонизацию межличностных отношений супругов.

Самым частым мотивом вступления в брак является желание иметь детей. Отсутствие детей в молодой семье с супружеским стажем 3 и более лет в подавляющем большинстве случаев становится ведущим мотивом развода.

Гармонизация межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье имеет свои особенности. Она имеет сильную зависимость от характера взаимоотношений молодых супругов с родителями и близкими родственниками. Гармонизация межличностных отношений супругов коррелирует с детностью семьи. Наличие детей в чувашской семье традиционно служит одним из критериев авторитета данной семьи среди других и имеет важное значение в ее создании и сохранении.

Гармонизация межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье непосредственно связана с взаимопониманием, эмоциональным отношением и взаимоуважением, так как в чувашской семье они являются существенно дифференцирующими факторами взаимоотношений супругов.

В целом в чувашской семье удовлетворенность браком у женщин относительно выше, чем у мужей (кроме женщин из городских благополучных семей).

У супругов из городских благополучных семей удовлетворенность браком по его различным аспектам относительно ниже и адекватнее, чем у супругов из сельских семей.

Для благополучных чувашских семей характерны сохранение относительно высокого статуса мужчины в семье и хорошие взаимоотношения жены с родителями и близкими родственниками мужа.

Особенности супружеских конфликтов в благополучных и разводящихся семьях существенно различаются: у первых они носят конструктивный характер и являются локализованными между супругами, а у последних они имеют деструктивный характер и выходят за рамки супружеской диады, вовлекая в конфликт других членов семьи.

Наиболее частыми источниками конфликтов в семье являются плохие взаимоотношения невестки со свекровью и невестки с золовкой.

В отличие от семей других регионов России в чувашской семье в качестве существенных причин развода выступают такие, как вмешательство родителей и других родственников супруга /ги.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Полученные данные служат основанием в рекомендации усиления работы по оздоровлению супружеских отношений в городских и сельских чувашских семьях. При этом следует обратить внимание на следующее:

- необходимо создать (организовать) консультативные центры по вопросам семьи и брака, по организации педагогической и психологической помощи семье как в городе, так и в сельской местности Чувашской Республики;

- для повышения эффективности психологической помощи семье целесообразно расширение сети центров «служб семьи»;

- необходимо вести всю эту работу на родном языке консультирующихся, поскольку подавляющее большинство действующих служб семьи осуществляется лицами, не владеющими языком коренной национальности Чувашской Республики;

- при подготовке молодежи к семейной жизни необходимо обратить особое внимание на формирование у них умений и навыков общения, корректного разрешения предконфликтных ситуаций (без иррадиации отрицательных эмоций на межличностные отношения с другими родственниками);

- надлежит вооружить молодежь знаниями этнопедагогики и этнопсихологии общения и пола;

- нужно обратить внимание на формирование у молодежи самостоятельности в оценке и решении жизненных ситуаций, с целью снижения отрицательного влияния родителей на семейную жизнь молодых;

- требуется усилить «гласность» в межличностных отношениях многопоколенной семьи в рамках психологического такта и педагогической корректности и национальных традиций;

- психогигиена семейных отношений может быть обеспечена при психологическом просвещении не только молодого, но и старшего поколения. Это может быть достигнуто посредством более эффективного использования радио, телевидения и печати;

- учитывая этнопедагогические и этнопсихологические особенности чувашской семьи при пропаганде педагогических и психологических знаний, следует обратить особо внимание на этнопедагогическое и этнопсихологическое просвещение старшего поколения;

- необходимо увеличить срок добрачного периода знакомства будущих супругов;

- желательно уменьшить решающую роль сватов в формировании молодой семьи и увеличить самостоятельность вступающих в брак в выборе партнера жизни;

- требуется вооружить молодоженов умением находить более компромиссные варианты решения потенциально-возможных конфликтных ситуаций в семейной и супружеской жизни.

Все научные положения, практические выводы и методические рекомендации могут оказать существенную помощь в дальнейшем совершенствовании педагогического воспитания молодых супругов и психологической помощи семье в Чувашской Республике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило выявить ряд этнопедагогических особенностей становления чувашской.

К одной из таких особенностей можно отнести своеобразие предбрачных факторов. В отличие от семей других регионов в создании чувашской семьи значительную роль и на сегодняшний день все еще играет народная форма сватовства. Мы оцениваем это явление как положительное, ибо оно всячески помогает своевременному созданию семьи и предупреждению одиночества и вытекающих из него последствий (снижение рождаемости, поздние браки и роды, суицид на почве одиночества, проблемы престарелых и др.).

Однако сватовство имеет и негативные стороны, которые приводят к увеличению количества неудовлетворенных брачной жизнью супругов.

Причиной семейного неблагополучия в молодых семьях зачастую служит кратковременность добрачного стажа знакомства при ведущей роли родителей в выборе брачного партнера. Опора на солидный жизненный опыт родителей при выборе будущего супруга /ги, несомненно, является положительным фактором, однако прогноз вновь созданной молодой семьи прежде всего зависит от степени совместимости молодых людей.

К тому же при решающей роли и воли родителей в создании семьи у молодых снижается ответственность за стабильность брачно-семейных отношений. Последнее обстоятельство затрудняет многим молодым людям успешно преодолевать закономерные трудности супружеской жизни. И, наконец, минимальный срок добрачного знакомства при определенной регламентированности добрачного поведения затрудняет своевременную степень формирования и проявления чувств любви. Отсутствие последнего затемно снижает ценность личности брачного партнера. В результате оценка брачного партнера носит не столько эмоциональный, сколько функциональный характер.

Одним из мотивов вступления в брак в чувашской семье является «желание иметь детей», а также более выраженная ориентированность молодежи на оценку родителей выбора будущего супруга /ги.

В последние годы наблюдается рост различий в возрасте вступления в брак между городской и сельской молодежью.

Исследование позволило установить корреляцию между характером пред-брачных факторов, детностью семьи и удовлетворенностью браком. Но при этом требует специального изучения корреляции детности и удовлетворенности браком, поскольку, по статистическим данным Чувашской Республики, подавляющее большинство суициденток имеют несовершеннолетних детей.

Гармонизация межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье имеет выраженную зависимость от характера их взаимоотношений с родителями и близкими родственниками брачного партнера. Большинство конфликтов возникает на этой почве.

В целом в чувашской семье удовлетворенность браком у женщин относительно выше, чем у мужей. У супругов из городских благополучных семей удовлетворенность браком по его различным аспектам относительно ниже и адекватнее, чем у супругов из сельских семей.

Гармонизация межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье зависит от взаимопонимания, эмоционального отношения и взаимоуважения супругов.

В чувашской семье взаимоуважение (авторитетность) является существенно дифференцирующим фактором взаимоотношений супругов.

Для благополучных чувашских семей характерны сохранение относительно высокого статуса мужчины в семье и хорошие взаимоотношения жены с родителями и близкими родственниками мужа. Особенности супружеских конфликтов в благополучных и разводящихся семьях существенно различаются. У первых они носят конструктивный характер и являются локализованными между супругами, а у последних они имеют деструктивный характер и выходят за рамки супружеской диады, вовлекая в конфликт других членов семьи.

Наиболее частыми причинами конфликтов в семье являются взаимоотношения невестки со свекровью и невестки с золовкой.

В отличие от семей других регионов России в чувашской семье в качестве существенных причин развода выступают такие, как вмешательство родителей и других родственников в жизнь молодой семьи.

Исходя из этнических особенностей чувашской семьи, считаем необходимым обратить внимание на подготовку молодежи к семейной жизни, изменение установки на брачно-семейные отношения не только у молодежи, но и у родителей, так как их позиция в семье играют большую роль в становлении и развитии молодой семьи, гармонизации межличностных отношений супругов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пушкина, Клара Владимировна, Чебоксары

1. Абалкина М.А. Межличностное восприятие и динамика предбрачных отношений: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1987. - 19 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

3. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. Ч. 1. М.: Знание, 1976. -96 с.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

5. Александрова Т.М., Никитин В Л. Виръял туйен паянхи аваллахе. ХХУ11 студ. научн. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993. - 57-59 с.

6. Александров С. Поэтика Константина Иванова. Чебоксары, 1990. -190 с.

7. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1979. - 17 с.

8. Алексеева Л.С. Представления супругов о семье в юридически значимом развитии отношений в браке: Автореф. дис. . канд. психол. наук.- М., 1984. 17с.

9. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 119 с.

10. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985. - 13 с.

11. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. . канд. психол. наук. М., 1985. - 263 с.

12. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на западе // Теоретическая направленность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 261 с.

13. Аноров П.А. Нравы и поверья чувашей // Сын отечества., СПб, 1838. Т.З. С. 190.

14. Антонюк Е.В. Связь удовлетворенности браком с представлениями о распределении ролей в семье // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1987. - С. 6-7.

15. Аргудяева Ю.В. Поводы, мотивы и причины расторжения брака (По материалам исследований в Приморском крае) //Семья и социальная структура социалистического общества / Отв. ред. А.Г.Харчев, М.Г.Панкратов. М., 1980. -С. 125-132.

16. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПИ, 1997. -127 с.

17. Архангельский Н.А. Гостеприимство в семейном быту чувашей / ИОАИЭ. Казань, 1911. Т. 26, вып. 6. - С. 640-644.

18. Ашмарин Н.И. Сборник чувашских пословиц. Чебоксары, 1925. - 60 с.

19. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка: В 17 т. Казань; Чебоксары, 1928.-1950. Т.2.

20. Ашмарин В.И., Шпакский Е.С. Чувашская свадьба // Этнографический обзор. 1890. - №21, кн. 5. - С.157-168.

21. Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке. М.: Мысль, 1987. - 119 с.

22. Белинский В.Г. Сочиение Зинеиды Р-вой // Поли. Собр. Соч.: В 13 т.— М., 1985. Т. УП. - С. 662-663.

23. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей // Разговор с молодым поколением. М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

24. Бальбасова Е.Н. Нет разлуки без печали. О статистике разводов // Ча-вашьен. -1991. № 15.

25. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 114 с.

26. Васильева Э. К. Семья и ее функции. М.: Статистика, 1975. 181с.

27. Васильева Э. К. Семья в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1985.- 156 с.

28. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер с чеш./ Общ. ред. и предисл. М.С.Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 144 с.

29. Вместе рекой быть, врозь -ручейками: Узб. пословицы и поговорки. -Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988. - 224 с.

30. Волков А.Г. Изменение положения женщины и демографическое развитие семьи// Изменение положения женщины и семья. М.: Наука, 1977. -С. 43-52.

31. Волков А.Г. Об ожидаемой продолжительности брака и ее факторах // Демографическое развитие семьи. М., 1979. - С.63-72.

32. Волков А.Г. Семья объект демографии. - М.: Мысль, 1986. - 271 с.

33. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 4-8 классов сельской национальной школы. М., 1986. - 103 с.

34. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. - 335 с.

35. Волков Г.Н. Педагогическое воззрение чувашского народа в поговорках и пословицах // Учен. зап.ЧНИИ при Совете Министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1954. Вып. 10. - С. 183-208.

36. Волков Г.Н. Системность факторов народного воспитания //Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях: Материалы научн.-практ. конф. В 2 ч.- Чебоксары; М., 1992.4.2. С. 3-4.

37. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Изд. ФИРКНО, 1993. - 86 с.

38. Волков Г.Н. Созвездие земли. Чебоксары, 1979. - 445 с.

39. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. - 262 с.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. - 441 с.

41. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дис. канд. психол. наук. Л., 1979. - 181 с.

42. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. дис. канд психол. наук. Л., 1979. - 17 с.

43. Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости// Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979. Кн. 3. - С.62-68.

44. Вопросы личности супругов и качества семьи// Проблемы семьи. Тарту, 1984. Т. VI. -198 с.

45. Вопросы национальной психологии. Карачаево-Черкесск, 1972.54 с.

46. Вопросы традиционной духовной культуры чувашей// Сб. ст. ЧНИИ. -Чебоксары, 1988. 100 с.

47. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. №5. - 1994. - С. 11-15.

48. Говако Б.И. Студенческая семья /Ред.кол. Э.К.Васильева /пред./ и др. -М.: Мысль, 1988. 158 с.

49. Говоров А.С. Ивановка. Самара, 1926. - 27 с.

50. Голод С. Социально-психологический эксперимент как метод социологического исследования проблем брака и семьи //Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс: Минтис, 1970. - С.37-40.

51. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.:Наука, 1984. - 136 с.

52. Горчаков О. Трагическая волна (О проблеме суицидов) //Советская Чувашия. -1994. 30 июня.

53. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., 1976. - 7-29 с .

54. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

55. Гребенников И.В. Педагогическую кулыуру каждой семье. - М.: Знание, 1978.-41 с.

56. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания: Автореф. дис. .канд. педагог. наук. М., 1971. - 25 с.

57. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Мишель и К, 1993. -501с.

58. Гурко Т.А. Влияние брачного поведения на стабильность молодой семьищ/Социологические исследования. -1982. №2. - С. 88-93.

59. Гурко Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983. - 20 с.

60. Гурко Т.А. Развод в молодой семье: причины и последствия //Социальные последствия развода: Тез. районной конф. «Социальные последствия меры профилактики развода». Москва. Май 1984 г. М., 1984. - С.49-52.

61. Дворкин Э.М. Психологическая совместимость супружеской пары / Сексуальные дисгармонии // Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1985.-С. 513-524.

62. Денисова Н.П. Семье в обычном праве чувашей. Вопросы матриархальной и духовной культуры чувашского народа. Чебоксары, 1986. - С. 112.

63. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959. -408 с.

64. Димитриев В.Д. Два описания чувашей и чувашские словари второй четверти XVII века // «Вопросы археологии Чувашии»: «Учен. зап. ЧНИИ. -Чебоксары, 1960. Вып. XIX. 380 с.

65. Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века. (До крестьянской войны 1773-1775 годов). Чебоксары, 1959. - 590 с.

66. Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -Киев, 1989.-21 с.

67. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной психологии //Психологический журнал. 1980. - Т.1, № 6. - С. 119-133.

68. Егоров В.Г. К вопросу о происхождении чуваш и их языка //Зап.ЧНИИ ЯЛИЭ. Чебоксары, 1953. Вып. 7. - С.64-91.

69. Егоров В.Г. Этимологический словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964. - 355 с.

70. Елагин B.C. Культурное развитие общества. Тула, 1994. - 160 с.

71. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи: анализ, моделирование, управление. М.: Мысль, 1987. - 174 с.

72. Елистраткина С. Семейные проблемы глазами замужних женщин // Семья сегодня. М.: Статистика, 1979. - С.85-92.

73. Ермолаева Е.М. Выбор брачного партнера в кросскультурной перспективе // Социологические исследования. 1989. - №2. - С. 13-25.

74. Ершова Е.Н., Новикова Э.Е. СССР-США: женщина и общество//Опыт сравнительного анализа. М.: Профиздат, 1988. - 288 с.

75. Жидкова С.К. Этнические установки сельских чувашей по поводу межнациональных браков // Статистико-этнографические исследования в Чувашской АССР. Чебоксары, 1987. - С.137-142.

76. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. 1981. -№6. - С.58-68.

77. Зорина Л.И. Современная русская сельская семья Чувашской АССР // Очерки статистической этнографии Среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. - С. 58-77.

78. Иванов В.П. Общее и национально-особенное в социалистическом образе жизни населения Чувашской АССР // Вопросы совершенствования социалистического образа жизни. Чебоксары, 1981. - С. 3-20.

79. Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. Чебоксары, 1991. - 97 с.

80. Иванов В.П. Современная чувашская городская семья (На материалах исследований семей городских рабочих Чувашской АССР: Автореф. дис.■ Jкандист. наук.-М., 1981.-17 с. j

81. Иванов В.П. Этическая история чувашей. Чебоксары: Изд.ФИПКРНО, 1992. - 67 с.

82. Иванов К.В. Нарспи. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 127 с.

83. Иванов Л.А. Современный быт и культура сельского чувашского населения: Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1970.

84. Иванов С.М. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников и семейной жизни / На материале Чувашской Республики: Автореф. дисканд. пед. наук. Чебоксары, 1996. - 17 с.

85. Иванов С.М. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни (На материале Чувашской Республики): Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1996. - 197 с.

86. Ильин И.Е. Образ жизни сельского населения Чувашской АССР. (Опыт социологического исследования) // Вопросы совершенствования социального образа жизни. Чебоксары, 1986. - С.21-32.

87. Исследования семьи и практика консультативной работы // Программа I и методика исследования брака и семьи. Ред. канд. филос. наук М.С. Мацков-ский; отв. ред. Т.А. Гурко М., 1986. - 43 с.

88. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. Основные этапы этнической истории. Чебоксары, 1965. - 484 с.

89. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. - № 3. - С. 63-69.

90. Канюков В.Я. Ача-п&ча сймахл&хё. Шупашкар, 1964. - 234 с.

91. Каткова И. Особенности демографического поведения семей в первые годы брака // Молодая семья. М.: Статистика, 1977. Вып. 18. - С. 84-95.

92. Кишинец В.М. Удовлетворенность браком как фактор стабильности семьи // Социальные последствия разводов: Тезисы районной конф. «Социальные последствия и меры профилактики разводов». М., 1984. - С. 57-59.

93. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика,1987.-160 с.

94. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение,1988.-208 с.

95. Коменский Я. А. Материнская школа. Учпедгиз, 1947. 104 с.

96. Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья / ИОАИЭ, Казань, 1911. Т. ХХУП, вып.5. - 311-432 с.

97. Кон И. С. Национальные особенности психологии людей/Социальная психология. 1975. - № 6. - С. 141-153.

98. Кон И. С. Ребёнок и общество // Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. - 260 с.

99. Королёв Ю. А. Брак и развод. Современные тенденции. М.: Юрид. лит., 1978. - 259с.

100. Кудрявцев С. В. Межличностный конфликт как причина насильственного преступления: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. - 20с.

101. Ксенофонтов Г. Когда в семье согласия нет // Советская Чувашия. -1988. 13 апр.

102. Кузнецова В.И. Статистика и причины разводов в районе // Социальные последствия развода. М., 1986. - С.46-47.

103. Кузнецов И.Д. Очерки по истории чувашского крестьянства. 4.2. Развитие капитализма в деревне. Чебоксары, 1969. - 344 с.

104. Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары, 1995. - 41-50 с.

105. Культура Чувашского края:. Учебное пособие / Сост. М.И.Скворцов. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1994. Ч. 1. 351 с.

106. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межличностных отношений: Автореферат дис. . канд. психол. наук. М., 1985.

107. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты семейного воспитания //Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, - С. 99116.

108. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. - Т. 6, №3. - С. 126-137.

109. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. - №4. - С.128-134.

110. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика.-М., 1986.-С. 138-153.

111. Летопись села Комсомольское и населенных пунктов Комсомольского района Чувашской Республики. С. Комсомольское, 1999. - С. 102.

112. Лихачев Д.С. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников. -1993.-№4.-С. 33-37.

113. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. -Казань, 1988.-268 с.

114. Магницкий В.К. Неизвестные этнографические и педагогические труды студента чувашина // ЦГА ЧАССР. Ф.334. Оп.1. Д.16. Л.123.

115. Магницкий В.К. Очерки юридического быта чуваш. Казань, 1920. Т.ЗО.-с. 268.

116. Магницкий В.К. Этнографическо-статистические данные о браках у чуваш. Казанская губерния / ИОАИЭ. Казань, 1892. Т. 10, вып. 2. - С. 205-218.

117. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.-400 с.

118. Малярова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного исследования: теоретические и методологические проблемы: Автореф. дис. канд. .филос. наук. М., 1984. - 19 с.

119. Малярова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного исследования: теоретические и методологические проблемы: Дис. .канд. филос. наук. -М., 1984.- 188 с.

120. Мацковский М.С. Тенденции развития брачно-семейных отношений в СССР // Молодожены / Редкол. Д.И. Валентей /пред./ и др.- М.: Мысль, 1985. -С.3-13.

121. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. /Отв. ред. д-р филос. наук Г.С. Батыгин. М.: Наука, 1989. - 116 с.

122. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Успешность функциоюфования молодой семьи в крупном городе // Программы социологических исследований молодой семьи. М., 1986. - 47 с.

123. Методические программы и методики исследований брака и семьи // Программы и методики исследований брака и семьи / Отв. ред. М.С. Мацковский М., 1986. - 57 с.

124. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1975. - 295 с.

125. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко-та: черемис, чуваш, вотяков .II Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. СПб., 1756,2-е изд.

126. Михайлов В.И. Обряды и обычаи чуваш / Сост. В.И. Михайлов. СПб.: Паровая. Скоропечатие К.О. Яблонского. 1891. - 42 с.

127. Михайлов С.М. Чувашская свадьба //Казанские губернские ведомости. 1852. -№42,43,46-49. - 1853. №1-6.

128. Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских пар отношений при неврозах: Дисканд. психол. наук. Л., 1974. - 151 с.

129. Моя семья мое богатство (О научно-практической конференции) // Чебоксарские новости. - 1994.- 21 окт.

130. Никифоров Ф. Опохинские чуваши. Казань, 1905. -151 с.

131. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш. Казань, 1919.-88 с.

132. Никитин И.Д.(Юрки) Песни чуваш Ядринского и соседних уездов/ ИОАИЭ. Казань, 1908. T.XXTV, вып. 3. - 47 с.

133. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.- 151 с.

134. Обозов Н.Н., Волкова А.Н. Личностные факторы супружеской совместимости //Личность в системе коллективных отношений. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 151 с.

135. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Факторы устойчивости брака //Семья и личность: Тезисы докл. Всесоюзн. конф. в г. Гродно. М., 1981.

136. Обозов Н.Н., Обозова Н.А. Диагностика супружеских затруднений //Психологический журнал. 1982. - Т.З, № 2. - С. 147-151.

137. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание», 1984. - 32 с.

138. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 204 с.

139. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. -М.: Изд-во Моск. ун-та 1987. 302 с.

140. Орлова Э.А. Об исследовании семейных конфликтов //Проблемы социологического изучения семьи. М., 1986. - С. 125-130.

141. Охотников Н.М. Записки чувашина о своем воспитании //Чувашские рассказы. М.: Советский писатель, 1961. - 308 с.

142. Ошепкова А.Н. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Томск, 1974. - 21 с.

143. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора ХУШ столетия/ С предисл. В.К. Магницкого. Казань, 1888. - 95 с.

144. Павлов И.В. Воспитание трудолюбия у детей и подростков в семье. -Чебоксары, 1991. 75 с.

145. Павлюков А.Е. Факторы устойчивости брака и семейные конфликты // Семья и социальная структура социалистического общества. М., 1980. -С. 76-95.

146. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям русской империи. -СПб., 1773. Ч. 1.-53 с.

147. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского арода в ХУ-ХУШ вв. Чебоксары, 1996. - 220 с.

148. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. М., 1996. -124 с.

149. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 204 с.

150. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. -168 с.

151. Пименов В.В. Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988. - 239 с.

152. Погодин Е.П. Из истории брака чувашей // Из истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1992. - С. 55-80.

153. Погодин ЕЛ. Форма, численность и структура чувашской семьи первой половины XIX в. // Из истории дореволюционной Чувашии. -Чебоксары, 1992.-81-103 с.

154. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. /Ред. кол. А.А. Бодалев, И.М.Карлинская, С.Р.Пантелеев, В.В.Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 164 с.

155. Прикладные проблемы социальной психологии /Отв. ред. д-р филос. наук Е.В.Шорохова, канд. филос. наук ВЛ.Левкович. М.: Наука, 1983. - 296 с.

156. Прокопьев К.П. Брак у чуваш / ИОАИЭ. Казань, 1903. Т.Х1 X, вып. 1.

157. Психологическая культура семейных отношений //Методические материалы в помощь лектору/ Под ред. И.А. Мещерякова. М., 1988. - 42 с.

158. Психология личности и образ жизни/ Отв. ред. д-р филос. наук. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987. - 224 с.

159. Рапопорт Р., Рапопорт Р. Отношение мужей к профессиональной деятельности жен //Изменение положения женщины и семьи. М.: Наука, 1977. -С. 187-198.

160. Романов Н.Р. Хунькассинчи хайматл&х .Чавашсен матриархат пулна.// Сунггал. 1927. - №9(39). - С. 28-29.

161. Романов Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. -Чебоксары, 1960. 124 с.

162. Романов Н.Р., Волков Г.Н., Иванов JI.A., Сергеев Л.П. Семейно-родственные отношения //Чуваши. Этнографические исследования // Духовная культура. ЧНИИ. Чебоксары, 1970.4.2. Гл.2. - С.37-77.

163. Роль современной сельской чувашской семьи в сохранении и воспроизводстве традиционной духовной культуры // Новые материалы по археологии и этнографии чувашского народа. Чебоксары. 1985. - С.61-76.I

164. Ружже Б.Л., Елисеева И.И, Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М.: Финансы и статистика, 1983. - 160 с.

165. Русские писатели о чувашах/Сост. Ф.Уяр, И.Мучи. -Чебоксары, 1996. -400 с.

166. Салмин А. Первая брачная ночь (Обряды и традиции чувашской деревни в прошлом веке) //Молодой коммунист. 1989. - 25 мая.

167. Салмин А. Народная обрядность чувашей. -Чебоксары. 1994. -С. 300-301.

168. Сафонов B.C. Особенности доверительного общения: Автореф. дис. . .канд психол. наук. М., 1977. -27 с.

169. Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии //Заметки о чувашах. Казань, 1856. - 188 с.

170. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. М.: Типография С.Орлова, 1865. -127 с.

171. Семейные обряды чувашей. Чуваши: современные этнокультурные процессы. -М. :Наука, 1988. С.121-139.

172. Семенов К.Е., Короткина Т.И. Представления о личности мужчины и женщины у супругов и друзей //Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл. Всесоюзн. конф. в г. Курске. М., 1980. - С. 216-217.

173. Семенова Л.Ф. Драмы в семейном кругу (О жестоких драмах, происходящих в семьях) //Советская Чувашия. 1993. - 2 июня.

174. Семикина Т.А. Социально-психологические аспекты укрепления семьи офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1989. 20 с.

175. Семья и формирование личности //Сборник научных трудов. / Под.ред. А.А.Богданова. М.:НИИОП, 1981. - 96 с.

176. Семья. Социально-психологические и этнические проблемы. Справочник. Киев. Изд-во полит, литер. Украины, 1989. - 255 с.

177. Сергеев Г.П. Профессиональная занятость женщин: Проблемы и перспективы. М.: Экономика, 1987. - 136с.

178. Серебряков Ю.Г. Особенности бытовых отношений деревни периода развитого социализма. М., 1974. - 88 с.

179. Сермягина О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье: Автореф. дис. . канд. психол. наук. JL, 1985.-22 с.

180. Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока. /Социально-демографический анализ/. М. : Наука. Гл. ред. Восточной лит-ры, 1985. - 164 с.

181. Смагина Л.В. Дети уходят «на дно» не без помощи родителей // Советская Чувашия. 2000. - 12 февраля.

182. Смехов А. В. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. - №4. - С. 82-92.

183. Смирнова Я. С. Семья и семейный бьгг народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX вв. -М.: Наука, 1983.264 с.

184. Современная чувашская семья: Программа спецкурса/ Сост. В.Л.Алексеев, В.П., Иванов, П.П. Фокин Чебоксары. Изд-во Чуваш ун-та, 1993. - С. 25.

185. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Чебоксары, 1998. - 42 с.

186. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история теория, практика (XIX-XX вв.): Дис. .д-ра пед. наук. Чебоксары, 1998. - 358 с.

187. Соловьев Н.Я. Развод и его факторы, причины, поводы //Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс: Минтис, 1970. - С.111-127.

188. Солодников В.В. Анализ предразводной ситуации в молодых семьях // Исследования семьи и практика консультативной работы. М., 1986. -С.4-25.

189. Солодников В.В. Предразводная ситуация в молодой семье // Социологические исследования. 1986. - С.76-80.

190. Сонин В Л. Психологические аспекты семьи и брака. Смоленск, 1985.-72 с.

191. Социальная психология и социальное планирование: Сборник статей /Под ред. проф. Е.С.Кузьмина, проф. А.А.Бодалева. М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. - 167 с.

192. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии /Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гоз-ман, Е.М.Дубровская. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 120 с.

193. Стабильность семьи как социальная проблема /Под ред. В.А. Янко-вой; Отв. ред. канд. филос. наук З.А. Янкова- М., 1978. 193 с.

194. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. - №4. - С. 104-116.

195. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 . Психология. - 1984. - №2. -С.54-62.

196. Столин В.В., Романова Т.Д. Готовность к браку и супружеские конфликты //Человек в активном возрасте. М.: Финансы и статистика. 1984. -С.56-62.

197. Сусколев А.А. Межнациональные браки в СССР /Ред. кол. Э.К.Васильева /пред./ и др. М.: Мысль, 1987. - 142с.

198. Сысенко В.А. Психологические факторы укрепления межличностных отношений молодых супругов // Молодая семья.-М.: Статистика, 1977. Вып. 18. С.67-72.

199. Сысенко В .А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. -М.: Финансы и статистика, 1981. 199 с.

200. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика. 1983.-175 с.

201. Сысенко В.А. Проблемы и перспективы укрепления семьи в СССР. -Киев, 1985. 8 с.

202. Сысенко В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок // Молодожены / Редкол. Д.И. Валентей /пред./ и др. М.: Мысль, 1985. - С.14-29.

203. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. -М.: Мысль, 1986. 255 с.

204. Тащева А.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. - 19 с.

205. Тийт Э.М. Факторы, влияющие на стабильность брака //Стабильность семьи как социальная проблема. М., 1979. - С. 136-146.

206. Тийт Э.М. Факторы риска, вызывающие расторжение брака //Социально-демографические исследования семьи в республиках Советской Прибалтики-Рига: Зинатне, 1980. С.98-109.

207. Тийт Э., Тавит А., Кутсар Д., Кээрберг Э. Факторы удовлетворенности браком и его прочности //Социологические исследования в Советской Прибалтике. Вильнюс, 1982. - С. 198-227.

208. Тийт Э.М. Факторы личности и удачность брака //Актуальные вопросы семьи и воспитания. -Вильнюс, 1983. С. 170-182.

209. Тимофеев Г.Т. Тйхйрьял. -Чебоксары.: Чуваш, кн. изд. 1972. 491с.

210. Тимошенко JI.H. Воспитание старшеклассниц. М., 1993. - 144 с.

211. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -352 с.

212. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары, 1970. -С. 11-20.

213. Файнбург З.И. К вопросу об этнической мотивации брака // Социальные исследования.-М.: Наука, 1970. Вып. 4. Проблемы брака, семьи и демографии. С. 66-75.

214. Файнбург З.И. Проблема эмоциональных факторов формирования семьи //Изменения положения женщины и семьи. М.: Наука, 1977. - С. 133-138.

215. Файнбург З.И. Социальное функционирование семьи и генезис понятия ее стабильности // Стабильность семьи как социальная проблема. -М., 1978.-С.7-18.

216. Файнбург З.И. Эмоционально-культурные факторы функционирования семьи // Социологические исследования. -1981. №1. - С. 145.

217. Федотова Н.Ф. Мнение супругов о главенстве в семье // Семья и личность /Психолого-педагогические, социологические проблемы: Тез. докл. Всесоюзн. конф. г. Гродно 28-30 сент. 1981 г. -М., 1981. С.212-213.

218. Фокин П.П. Брак в современной чувашской деревне //История и культура Чувашской АССР: Сб. статей. Чебоксары, 1974. Вып.З. - С. 191-220.

219. Фокин П.П. Брак и семья чувашей Саратовской области //История и культура Чувашской АССР. Сб. статей. Чебоксары, 1975. Вып.4. - С. 295-315.

220. Фокин П.П. Брачная обрядность у чувашей Самарской Луки (По материалам комплексной экспедиции ЧНИИ 1971 г.) // История и культура Чувашской АССР: Сб. статей. Чебоксары, 1972. - С.344-356.

221. Фокин П.П. Брачно-семейные отношения в современной чувашской деревне. //Вопросы традиционной и современной культуры и быта чувашского народа. ЧНИИ. Чебоксары, 1984. - С. 78-90.

222. Фокин П.П. Изучение семьи и брака чувашей (к историографии вопроса) //История и культура Чувашской АССР. Сб. статей. Чебоксары, 1973. Вып.2.- С. 205-227.

223. Фокин П.П. Молодежные объединения в дореволюционной чувашской деревне // История и культура Чувашской АССР: Сб. статей ЧНИИ Чебоксары, 1975. Вып.4. - С. 295-315.

224. Фокин П.П. Некоторые аспекты связи чувашской сельской семьи с молодыми мигрантами // Вопросы социологии и демографии Чувашской АССР: Труды ЧНИИ, Чебоксары, 1978. Вып. 85. - С. 103-114.

225. Фокин П.П. Семейно-бытовые отношения в чувашской деревне и вопросы совершенствования социалистического образа жизни // Вопросы совершенствования социалистического образа жизни. Чебоксары, 1986. - С.54-65.

226. Фокин П.П. Семья в современной чувашской деревне // Ученые записки ЧНИИ. Чебоксары, 1976. Вып. 69. - С. 105-144.

227. Фокин П.П. Следы матрилокальности брака у чувашей //История, археология и этнография Чувашской АССР. Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1975. Вып.56. - С. 86-102.

228. Фокин П.П. Социальная этнодемографическая характеристика структуры сельской семьи Чувашской АССР // Статистико-этнографические исследования в Чувашской АССР. Чебоксары, 1984. - С.23-33.

229. Фокин П.П. Социология современной чувашской семьи //Вопросы социологии и демографии Чувашской АССР: Труды ЧНИИ.-Чебоксары, 1978. Вып.85. С. 76-92.

230. Фокин П.П. Чаваш сынни: енер, паян, ыран (Чувашская семья: вчера, сегодня, завтра) //Таван Атал. 1984. - №4. - С. 61-63.

231. Фоминых В.П. Общественная психология сельских жителей Чувашии. -Чебоксары, 1990.- 212 с.

232. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.

233. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. -329 с.

234. Харитонов М.Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии: Чувашско-русский словарь. Чебоксары, 1996. - 139 с.

235. Харчев А.Г., Емельянова K.JI. Брак: идеал и действительность //Социальные исследования/ Редкол. Г.В.Осипов, А.Г. Харчев, З.А.Янкова. -М.: Наука, 1970. Вып.4. Проблемы брака, семьи и демографии. С. 61-65.

236. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы /Социально-демографические исследования /.-М.: Статистика, 1978. 224 с.

237. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Мысль, 1979. 367 с.

238. Харчев А.Г. Типология семей и проблема общественной оценки разводов //Социальные последствия развода. -М., 1984. С.7-12.

239. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа ее развития //Социальные исследования. 1986. - №3. - С. 23-33.

240. Харчев А.Г. Прочность семьи это ее культура //Семья и школа. -1987. - №3. - С.24-26.

241. Хилл Р. Семейные решения и социальная политика социологический аспект //Изменение положения женщин и семья. М.: Наука, 1977. -С. 197-210.

242. Царегородцев Г.Р., Губанов Н.И. Социальные и психогигиенические проблемы семьи. -М.: Знание, 1982. 64 с.

243. Чаваш халах самахлахе : Сб. статей и текстов на чувашском языке: В 6 т. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973-1987. Т. 2. - 446 с.

244. Человек после развода: Тематический сб. статей. Вильнюс, 1985. -174 с.

245. Червяк Е.М., Захаркин В.И. Семья рабочего. М.: Мысль, 1987. -123 с.

246. Чеснова И.С. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Дис. . канд. психол. наук. М., 1987. - 179 с.

247. Чечот Д.М. Социология брака и развода. Д.: Знание, 1973. - 37 с.

248. Чечот Д.М. Молодежь и брак /Заметки юриста/. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 104 с.

249. Чувашская народная поэзия. -Чебоксары, 1990. С. 193.

250. Чувашские народные песни. Песни девушек на предсвадебном девичнике. //Лик Чувашии. 1994. - №3. - С. 133-136.

251. Чуйко Л.В. Браки и разводы / Демографическое исследование на примере УССР/. М.: Статистика, 1975. - 175 с.

252. Шапиро Б.Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. М.: Общ-во Знание, 1983. - 40 с.

253. Шмелов А.Г. Острые углы семейного круга. М.: Знание, 1986. - 96 с.

254. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. - 98 с.

255. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государе ства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С. 23-178.

256. Этнография детства: Традиционная формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М.: 1963. - 5-15 с.

257. Юркевич Н.Г. Советская семья. Функция и условия стабильности. -Минск : Изд-во БГУ, 1970. 207 с.

258. Языкова B.C. Мир семье: ожидания и реальность. М.: Профиздат, 1987. - 144 с.

259. Яковлев Г.А. Об изменениях состава семьи интеллигенции Чувашии на современном этапе // Учен. зап. Вып. 40. Чебоксары, 1958. - С. 272-277.

260. Яковлев ИЛ. Воспоминания. Чебоксары: Чуваш, кн. изд., 1982. -272 с.

261. Яковлев И Л. Духовное завещание чувашскому народу. Чебоксары, 1992.-30 с.

262. Яковлев ИЛ. Письма. Чебоксары, 1985. - 365 с.

263. Яковлев И.Я. Соч. в 4 т. / НА ЧНИИ. Отд.2. рукопись.

264. Янкова З.А. Культурно-психологические проблемы укрепления семьи //Социологические исследования. 1979. №2. - С.36-45.

265. Янкова З.А. Изменение структуры социальных ролей женщины в развитом социалистическом обществе и модель семьи // Изменение положения женщины и семья. -М.: Наука, 1977. С.32-437.

266. Янкова З.А. Городская семья. М., 1979. -184 с.

267. Blood R., Wolf D. Husbands and wives in the dynamic of married living. -N. Y., 1960.-326 p.

268. Blood R.O. Marriage. 2nd ed- N.4 Free: London: Collier-Nacmillan, 1969. 535 p.

269. Liberman R.R. and ect. Handlook of marital therapy. A positive approach to the living troubled relationships. N.Y. - London: Plenum Press, 1980. - 262 p.

270. Luskey E.B. Number of years married as related to personality perception and marital satisfaction // Journal of marriage and the family. 1966. - February. -p.44-48.

271. Mustrein I.B.I. Love, sex and marriage through the ages // Springer. -1974.-N.4.-465p.

272. Paris B.L., Luckey E.B. A longitudinal study of marital satisfaction. 11 Sociology and social research. 1966. - V.50, N 1. - p. 212-223.

273. Pineo P.C. Disenchantent in the later years of marriage // Marriage and family living. 1961. - February, -p.3-11.

274. Rollins B.S., Feldmon H. Marital satisfaction over the family life cycle // Journal of marriage and the family. 1970. - V.2, N1. -p. 20-28.

275. Rosenblatt P.C., Titus S.L., Conningham M.R. Disrespect tension and fo-getherness appartness in marriage // Journal of marital and family therapy. - 1976. - V.6, N1. - p. 112-119.

276. Sprenkle D.H., Fuseher B.I. An empirical assessment of the goals of family therapy // Journal of marital and family therapy. 1980,- April, -p. 131-139.

277. Vambery H. Turkenvolk. Leipzig: F.A.Brockhaus, 1885. - S. 480.