Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Брылина, Валентина Людвиговна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Брылина, Валентина Людвиговна, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

§ I. Сущность эстетического идеала

§ 2. Структурный анализ процесса формирования эстетического идеала

§ 3. Состояние сфорщйшанности эстетического идеала младших подростков

ГЛАВА П. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

§ I. Вокальное искусство как средство формирования эстетического идеала личности

§ 2. Основные направления формирования эстетического идеала младших подростков в процессе вокальной работы

§ 3. Результаты экспериментальной работы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками"

Одним из главных условий строительства коммунизма в нашей стране является воспитание молодого поколения в духе коммунистических идеалов. Огромное место в этом процессе принадлежит искусству, призванному формировать марксистско-ленинское мировоззрение, коммунистическую нравственность, духовные потребности человека. Развитием ленинских идей о воспитательной роли художественного творчества стала концепция возрастания роли литературы и искусства в формировании эстетического идеала личности, разработанная в решениях ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, в постановлениях ЦК КПСС последних лет по вопросам идеологической и воспитательной работы. Особо подчеркивалась необходимость воспитания у школьников активной жизненной позиции, гражданской зрелости и коммунистических идеалов в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии". В докладе тов. К.У.Черненко указывалось: "Надо активней ставить на службу нашим воспитательным целям великую притягательную силу коммунистических идеалов" /22, с.31/.

На Первой Сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва (II-12 апреля 1984 г.), одобрившей Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, отмечалось: "Молодежь, окончившая средние учебные заведения, должна хорошо понимать особенности нынешнего этапа общественного развития, обладать классовым самосознанием, уметь отстаивать наши идеалы, давать твердый отпор враждебной идеологии " /23, с.26 /.

Эстетический идеал является действенным фактором формирования духовной жизни личности, эталоном эстетических норм, включающих не только красоту человека, но и общества, отражает его интересы и моральные принципы, направляет и активизирует творческий процесс.

Формирование идеала личности является многогранным сложным процессом, который должен рассматриваться во взаимосвязи с такими структурными компонентами сознания, как: эстетические взгляды, потребности, вкусы, интересы, чувства.

Борьба за коммунистическое сознание включает в себя не только воспитание людей в духе марксистско-ленинских идей, но и формирование совокупности связанных с этими идеями чувств, настроений, устремлений.

Проблема формирования эстетического идеала подрастающего поколения занимает одно из центральных мест в системе коммунистического воспитания, она тесно связана с воспитанием личности в целом, с ее отношением к художественному творчеству.

Опираясь на марксистско-ленинскую методологию, советские ученые внесли значительный вклад в теорию и практику формирования эстетического идеала. На огромную формирующую силу идеала указывали выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.ТЛацкий и др.

Практическое осуществление задач коммунистического воспитания молодого поколения, формирование коммунистических идеалов на лучших образцах искусства требует дальнейших исследований конкретных методов и форм воспитательной работы.

Анализ литературы по проблеме формирования эстетического идеала свидетельствует о том, что данный вопрос является объектом пристального внимания советских ученых. Предпринимаются попытки выявления механизма превращения мировоззренческих знаний в убеждения, определяются различные средства педагогического воздействия, выявляются условия, особенности влияния различных форм и методов работы на процесс формирования личности.

Задачи музыкально-эстетического воспитания очень многообразны и наиболее полно отражены в работах 0.А.Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, В.Н.Шацкой, где подчеркнута важность идейной направленности при их решении.

Психологические исследования Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Б.Ф.Ломова, А.Р.Лурия, Д.Н.Узнадзе способствовали решению проблемы теории искусства как специфического рода деятельности человеческого сознания, художественного познания действительности. Психологические особенности мотивов эстетической деятельности человека раскрываются в работах Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлин, В.Н.Мясшцева, С.Л.Рубинштейна.

Различные аспекты формирования мировоззрения подрастающего поколения находят отражение в исследованиях Н.И.Болдырева, Н.К .Гончарова, М.П.Гусака, Н .С .Марьенко, Э.И.Моносзона, З.й. Рав-кина и др., в которых определены принципы и методы, пути и средства становления убеждений.

В содержание эстетического воспитания Б.Т.Лихачев включает идейную убежденность, мировоззрение, эстетические потребности, идеал, являющиеся ведущими компонентами в духовном развитии личности /115/ . Однако формирование всех компонентов следует рассматривать не как нечто отдельно взятое, а как целостную систему. Тесно взаимодействуя между собой, взаимнопроникая и обогащая друг друга, они не могут функционировать изолированно.

В научной литературе успешно разработаны такие вопросы, как формирование эстетической оценки средствами музыки (Л.Г.Коваль, 0.П.Рудницкая); художественного вкуса ( А.И.Буров, Л.П.Коган, А.Ф.Лосев, И.Л.Маца, М.Ф.Овсянников, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков, В.П.Шеетаков); эстетического суждения и потребности (О.А. Апраксина, Н.Л.Гродзенская, В.Н.Шацкая).

В работах А.Т.Гордиенко, Е.С.Громова, Л.Н.Столовича теоретически разработаны проблемы эстетического идеала как способа социальной регуляции. Эстетическому идеалу как критерию красоты посвящены работы А.Ф.Лосева, В.С.Корниенко, 13.П.Шудрй и др. В различных аспектах рассматривают эстетический идеал ЛАрхангельский, Л.А.Калинников, В.И.Коровин, О.В.Лармин, Б.Т. Лихачев, В.И.Мазепа, В.А.Овчаренко, Б.Ф.Сикорский, Н.А.Ястребова и др.

Вопросам формирования эстетического идеала средствами музыкального искусства у учащихся вечерних школ и студентов посвящены работы С.В.Косицыной, И.Л.Лисовской.

В работах Ю.Б.Алиева, Г.С.Вяликовой, В.А.Кан-Калик, Г.С.Ри-гиной, А.Я.Ростовского рассматриваются вопросы эстетического воздействия на школьников героической музыки как средства нравственно-эстетического воспитания.

Являясь важнейшей частью духовной жизни советского общества, музыкальное искусство не случайно становится объектом изучения философии, эстетики, педагогики, психологии, искусствоведения. Богатство мировой музыкальной культуры побуждает ученых к изучению ее в различных аспектах для выявления наиболее благоприятных путей формирования гармонически развитой личности. В социологических исследованиях, проведенных за последние годы, отмечается тот факт, что музыкальное искусство выступает на первое место среди других видов искусства в ряду предпочтений слушателей. Так, если в 60-е годы ему отводилось четвертое-шестое место /198, с.46,48/, во второй половине 70-х - уже второе /168, с,83/, то,по данным исследований последних лет, - оно занимает первое место /25, с.235/.

Актуальность разработки проблемы формирования эстетического идеала личности современного школьника обусловлена тем, что искусство сегодня выходит на передовые рубеж идеологического противоборства двух систем : социалистической и капиталистической.

Теория коммунистического эстетического идеала успешно противостоит субъективизму и однобокости суждений буржуазной идеологии* Однако наличие в социалистическом обществе объективных условий для формирования эстетического идеала еще не означает,что сами условия могут привести к коммунистической направленности без соответствующего педагогического воздействия.

На формирование идеалов советских школьников могут иногда влиять случайные музыкальные впечатления от зарубежной поп-музыки, широко пропагандирующей идеалы буржуазного общества.

Информация, почерпнутая детьми вне школы из обложек импортных грампластинок, передач буржуазных радиостанций подчас служит не только антиэстетической, но и враждебной нашему обществу ориентации.

Данное исследование вызвано необходимостью поиска путей активизации самостоятельного ориентирования подростков в огромном стремительном потоке информации, правильного выбора эстетического идеала'. Актуальность разрабатываемой нами проблемы обусловлена назревшей необходимостью педагогического изучения закономерностей формирования эстетического идеала у младших подростков на уроках музыки и во внеклассной работе, где важнейшей предпосылкой этого процесса выступает осознанное восприятие нравственно-эстетического потенциала идеальных образов высокохудожественных произведений народной, классической, современной музыки.

Из всех видов музыкального искусства вокальное обладает наибольшей силой воздействия на слушателя в связи с тем, что содержит в себе конкретно семантическую информативность. Эстетический идеал, отраженный в вокальном искусстве, одобренный и принятый подростком, становится программой интеллектуального развития и самосовершенствования, внутренним притерием его поведения. При недостаточном внимании к изучению воздействия низкопробной вокальной музыки на психологию подростка, могут возникнуть идеалы, чуждые коммунистическом нравственности.

Слепое подражание одежде, манере поведения, вокальному исполнительству супер-звезд приводит к тому, что у подростков вырабатывается ложное представление об эстетически полноценном звучании голоса и критериях певческой культуры (Н.С.Можайкина, Ю.Е.Юцевич).

В настоящее время существует обширная литература по вокальной педагогике и методике работы с детьми. Достойный вклад в разработку певческого обучения и воспитания внесли О.А.Апраксина, В.А.Багадуров, В.К.Велобородова, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, Е.Я.Гембицкая, Н.Н.Добровольская, Л.М.Жербина, А.Г.Манабени, П.Н. Николаенко, II.Д. Орлова, М.А.Румер, Л.А.Хлебникова.

В научных трудах раскрываются различные аспекты певческого процесса: история происхождения пения, психофизиологические и художественно-творческие условия его развития, формирование вокально-технических навыков, воспитание исполнительской культуры, охраны детского голоса и др. Однако специальные научные исследования, посвященные вокальному искусству, как действенному средству формирования эстетического идеала школьников, отсутствуют. Поскольку эстетический идеал характеризует устойчивые установки личности, организует и направляет все стороны духовной жизни, в нашем исследовании певческая деятельность рассматривается в комплексном решении общеобразовательных, художественных и вокально-технических задач.

Объект исследования - процесс формирования эстетического идеала у учащихся средствами вокального искусства.

Предмет исследования - пути формирования эстетического идеала младших подростков.

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать эффективные направления формирования эстетического идеала подростков средствами вокального искусства*

Гипотеза исследования: формирование эстетического идеала младших подростков будет эффективным при условии взаимодействия мировоззренческого, музыковедческого, исполнительского направлений, предопределяющих комплексное решение учебно-воспитательных задач и активизацию творческого освоения вокального искусства.

Б соответствии с гипотезой и целью исследования были определены оле дующие задачи:

- анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике;

- раскрытие теоретических предпосылок формирования эстетического идеала;

- исследование уровней сформированноети эстетического идеала подростков;

- разработка основных направлений формирования эстетического идеала подростков в процессе вокальной работы;

- выявление динамики формирования эстетического идеала учащихся экспериментальных групп.

Методологическую основу исследования составляли: положения марксистско-ленинского учения о всестороннем развитии личности, о социальной природе эстетического идеала, воспитательной функции искусства, а также развитие этих положений в партийных документах, решениях ХХУ и ХШ съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам идеологической работы, коммунистического воспитания, народного образования, развития культуры и искусства, в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по проблеме; социологический опрос - анкетирование, беседа, интервыоирование; анализ и обобщение полученных материалов с целью выявления объема знаний подростков об эстетическом идеале, его содержании и ценности, мотивов выбора идеала, музыкальных предпочтений; педагогический консилиум, который позволил определить уровни сформированности эстетического идеала младших подростков; метод рейтинга - для фиксации результатов вокально-исполнительского мастерства учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Ведущее место в исследовании занимал педагогический эксперимент, который осуществлялся по трем основным направлениям: мировоззренческом, основанном на постижении идейно-эстетической сути высокохудожественных образов вокального искусства; музыковедческом, предполагающем осознанное восприятие единства формы и содержания произведений; исполнительском, способствующем воспитанию потребности в эстетической деятельности младших подростков.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

- теоретически обоснованы аспекты формирования эстетического идеала подростков;

- выявлена сущность и раскрыта специфика использования в школьной практике вокальной музыки как эффективного средства формирования эстетического идеала подростков;

- экспериментально проверены и применены сформулированные положения о направлениях формирования эстетического идеала подростков, предопределяющие решение воспитательных и художественно-образовательных задач в единстве.

Практическая значимость работы:

- теоретически обосновано наличие резервов для формирования эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками на уроках музыки и внеклассных занятиях;

- использование предложенных направлений по формированию эстетического идеала младших подростков способствует духовному развитию личности;

- определение уровней и динамики развития эстетического идеала школьников дает возможность прогнозировать и целенаправленно воздействовать на его становление.

На защиту выносятся положения:

- восприятие идейно-художественного содержания вокальных образов выступает непременным условием формирования эстетического идеала младших подростков;

- психолого-педагогической предпосылкой перерастания идеала в личностное достояние подростка является эмоциональное сопереживание и следование избранному идеалу;

- процесс формирования эстетического идеала младших подростков предусматривает взаимодействие основных направлений, обеспечивающих эффективность формирования личности в целом с ее мировоззрением, ценностными ориентациями и этико-эстетическими установками.

Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в средних общеобразовательных школах города Винницы и области.

Основные положения и результаты исследования докладывались на отчетных научных конференциях Винницкого государственного педагогического института им.Н.Островского (1979-1983 гг.), на заседаниях сектора эстетического воспитания НШ педагогики УССР

Киев, 1983-1984 гг.); на отчетной научной конференции НИИ педагогики УССР "Научные основы повышения качества учебно-воспитательного процесса, повышения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся" (Киев, 1984 г.); на Всесоюзной научно-практической конференции "Формирование социальной активности личности" (Махачкала, 1984 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заточения, библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования показывают,что эстетическая оценка экспериментальной группы стала мотивированной. Учащиеся приобрели навыки аргументации своих суждений. В большей степени, чем у контрольной группы, стало концентрироваться внимание на нравственно-эстетической ценности идеального героя. Ответы учащихся отличаются эмоциональной отзывчивостью, продуманностью и глубиной раскрытия поставленной задачи. На основе самоанализа повысилась роль самосознания. От традиционного пересказа содержания, школьники перешли к выражению своего отношения.

При фиксации результатов самовоспитания учащихся использовался метод педагогического консилиума, предполагающий коллективное определение результатов изучения воспитанности школьников по определенной оптимальной по своему объему программе /36,с.84-88/. В процессе обсуждения характеристик с родителями, учителями по учебным предметам, классными руководителями, завучами школы осуществлялся единый подход к оценке. При этом учитывались такие показатели: а) потенциал общественной активности; б) культурный кругозор; в) эстетическое отношение к искусству, природе, людям, труду; г) следование избранному идеалу.

Результаты проведенного эксперимента уровней сформированности эстетического идеала подростков контрольной и экспериментальной групп отражены в нижеследующей таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании дан краткий анализ концепции эстетического идеала, выделены некоторые теоретические истоки в социокультурном аспекте, прослежено развитие формирования идеала, разработана методика его внедрения в практику работы с младшими подростками на материале вокальной музыки.

В условиях социалистического общества эстетический идеал как ценностный ориентир активизирует и направляет все формы общественной и культурной деятельности человека. Исходя из его объективно-субъективной природы выделяются основные функции, влияющие на формирование личности: эстетический идеал является побудителем постановки целей эстетического совершенствования, направляющей перспективой в достижении этих целей, выступает в качестве критерия эстетической оценки окружающей действительности. Эффективное проявление результатов данных функций возможно только при идеологической направленности деятельности, в данном случае - музыкальной.

Музыкальному искусству в настоящее время отводится одна из ведущих ролей в формировании гармонически развитой личности. Но наряду с шедеврами мирового музыкального искусства, существует музыка буржуазной"массовой культуры" пропагандирующая идеалы наживы, насилия, манипулирующая сознанием молодой слушательской аудитории. Она призвана дезориентировать духовно-художественные потребности личности, подменяя возвышенное - низменным, прекрасное - уродливым.

Проведенное исследование подтвердило исходное положение о том, что музыка находится в центре внимания подростков, а их эстетический опыт корректируется в соответствии с избранным идеалом.

Повышенный интерес подростка к своей личности, к самоутверждению, к самоусовершенствованию важно направить к эстетическому идеалу, активизирующему весь процесс самопознания.

Анализ универсализации музыкально-эстетических потребностей младших подростков способствовал научному обоснованию и прогнозированию системы воспитательной работы, конкретизации задач формирования идеала подростков экспериментальной группы.

Решение поставленных задач подтвердило гипотезу о том, что формирование эстетического идеала младших подростков достигается при использовании:

- методов, основанных на комплексном подходе к воспитанию, включающих такие основные направления, как мировоззренческое, музыковедческое , исполнительское;

- высокохудожественных вокальных произведений с ярко выраженными идеальными образами;

- при глубоко осознанном восприятии эстетической ценности этих образов;

- при эмоциональном сопереживании и следовании избранным идеалам. N

Педагогический эксперимент осуществлялся в указанных направлениях, дающих при комплексном решении воспитательных, художественных и вокально-технических задач положительный формирующий эсЬ-фект, проявившийся в социальной и эстетической ориентации, музыкальном творчестве и эстетическом поведении личности школьника.

Эффективность процесса формирования эстетического идеала зависит от степени восприятия и понимания этико-эстетической сути содержания вокальных произведений, прошедших через призму эстетических переживаний и интегрирующихся в эстетический идеал личности.

На основании дифференцированного выбора вокальных произведений с ярко выраженными идеальными образами проявлялась психологическая установка на осознанное восприятие идейно-эстетической ценности и воздействовала на .духовные устремления подростков, их активную жизненную позицию.

Опыт проведенной работы подтверждает предположение о том, что учащиеся подросткового возраста в состоянии усвоить идейно-художественную значимость эстетического идеала и определить его место в структуреусвоих личностных отношений. Это прослеживалось в суждениях учеников экспериментальной группы, выражалось в их личной активности и стремлении к дальнейшему духовному обогащению. Б своем самостоятельном анализе ранее неизвестных вокальных произведений учащиеся исходили из характеристики воспитательной значимости идеальных образов, идейно-художественного статуса содержания и средств музыкальной выразительности, уровня вокальной интерпретации, эстетического потенциала звучания голоса.

На основании данных об отношении учащихся к идеальным образам, осмыслении их эстетической ценности, вкусовых представлениях, интенсивности проявления эстетической деятельности были выделены количественные и качественные показатели, характеризующие уровни сформированное™, эстетического идеала младших подростков.

На различных этапах исследования фиксировались факты активной установки подростков на эстетический идеал, выступающий ориентиром в процессе усвоения социально-значимых качеств в соответствии с жизненным опытом.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что поэтапный процесс формирования эстетического идеала является наиболее результативным при прохождении пути: от чувственного восприятия к формированию эстетического, от осмысления нравственноэстетической ценности идеальных образов к выбору идеала, от эстетического воспитания к самоусовершенствованию.

Потенциальным резервом формирования эстетического идеала является познавательная значимость знаний и убеждений, стимулирующих эстетическую мотивацию музыкальных предпочтений. Определенная методическая структура проведения уроков и внеурочных занятий, основанных на предложенных направлениях, позволила исследовать динамику формирования^стетического идеала подростков. Результаты экспериментального исследования показали, что у учащихся экспериментальной группы сформировался личностный идеал, основанный на эстетической деятельности личности, оценке ее умения нить и действовать по законам красоты, как основного эстетического критерия. Идеал, к которому стремится подросток, осознается и воспринимается как реально доступная цель, внимание концентрируется на нравственно-эстетической ценности таких качеств как: жизненная цель, внутренний духовный мир, гармоничность, деятельность, мировоззренческая установка.

У школьников расширился музыкально-эстетический кругозор, развилось чувство уважения к высоким образцам классического, нач родного, современного искусства и критического отношения к буржуазным проявлениям"массовой культуры; повысился интерес к политической, гражданско-патриотической тематике вокальных произведений.

При выявлении эстетической ценности вокальных произведений подростки выделяли такие основные признаки, как идея, содержание, творческое совершенство, воспитательная значимость.

Результаты эксперимента показали, что исполнительский уровень учащихся характеризуется .эмоциональным проникновением в музыкальный образ, точностью интерпретации в соответствии с замыслом авторов, вокально-техническим совершенством, отражающихся в таких критериях исполнительского мастерства, как звукообразование, чистота интонирования, дыхание, дикция, хоровой ансамбль, тембр, ансамбль между певцами и сопровождением, соответствие интерпретации произведения замыслу авторов, артистизм, внешний вид. Посредством пения учащиеся с вдохновенной убежденностью стремились передать эстетическую значимость возвышенных идей и чувств, заложенных в вокальных произведениях.

Все это способствовало проявлению самостоятельной деятельности в соответствии с поставленными целями, оказывало влияние на формирование эстетического сознания личности подростка.

Педагогическое управление формированием эстетического идеала подтверждает предположение о том, что это процесс наиболее эффективного формирования личности в целом с ее мировоззрением, ценностными ориентациями и этико-эстетическими установками.

На основании полученных в исследовании экспериментальных данных можно утверждать, что:

- предложенный нами комплекс методов обеспечивает формирование эстетического идеала младших подростков;

- воспитательный эффект обусловлен направленностью на нравственно-эстетическое взаимодействие, согласующееся со всеми другими сторонами развития школьников;

- формирование эстетического идеала является центральным аспектом музыкально-эстетического воспитания подростков.

Проблема формирования эстетического идеала сложна и многогранна. Выдвигаемые в диссертации положения представляют один из возможных путей изучения этого процесса и не исчерпывают всех вопросов, касающихся решения этой проблемы, важность и значимость которых предопределяет необходимость дальнейших исследований, например, изучение этапов процесса формирования эстетического идеала в других возрастных группах, системы критериев сформированности эстетического идеала, формирования эстетического идеала средствами других видов искусства.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Брылина, Валентина Людвиговна, Киев

1. МАРКС К. Капитал. Критика политической экономии.- Маркс К.,

2. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.23.-М.: Политиздат, I960, с.188-197.

3. МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Теория о производительном и непроизводительном труде. Соч., 2-е изд., т.26, ч.1, М.: Политиздат, 1962, с.133-300.

4. ЭНГЕЛЬС Ф. Энгельс Полю Лафаргу. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.36.-М.: Политиздат, 1964, с.166-171.

5. МАРКС К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.- Маркс К.,

6. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, чЛ.-М.: Политиздат, 1963, с. 17-48.

7. МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Об искусстве. Сост. М.А.Лившиц.-ТЛ.

8. М.: Искусство, 1976.- 574 с.

9. МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. О воспитании и образовании.-Т.I.-M.: Педагогика, 1978. 543 с.

10. ЛЕНИН В.И. Экономическое содержание народничества и критика егов книге Г.Струве. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.1,М.: Политиздат, 197I, с.347-534.

11. ЛЕНИН В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции.-Поли, с обр. соч., 4-е изд., т.Э.-М.: Политиздат, 1947, с.3-119.

12. ЛЕНИН В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч., 5-е изд., т.12.- М.: Политиздат,1972,с.99-105.

13. ЛЕНИН В.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность .Полн.собр.соч., 5-е изд., T.I2.M.: Политиздат,1972, с.I33-I4I.

14. ЛЕНИН В.И. Рецензия, Полн.собр.соч., 5-е изд., т.25, М.: Политиздат, 1973, c.III-II4.

15. ЛЕ11КН В.И. Философские тетради. Поли. собр.соч., 5-е изд.,т.29,- М.: Политиздат, 1973, с.43-64.

16. ЛЕНИН В.И. Успехи и трудности Советской власти.- Полн.собр.соч., 5-е изд., т.38,-М.: Политиздат, 1974,с.39-73.

17. ЛЕНИН В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового.- Поля.собр.соч., 5-е изд., т.40.-М.Политиздат, 1974, с.314-316.

18. ЛЕНИН В.И. О пролетарской культуре.-Полн.собр.соч., 5-е изд.,

19. T.4I.-M.: Политиздат, 1974.- с.336-337.

20. ЛЕНИН В.И. Об идеологической работе.- 2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1969. 448 с.

21. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1974.- 144 с.

22. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, I98I.-223 с.

23. Тезисы ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. В кн.:

24. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.- 8-е изд., доп., т.10, М.: Политиздат, 1972, с.142-189.

25. Об идеологической работе ЦК КПСС. Сб.документов.-М.: Политиздат, 1977.- 639 с.

26. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26апр. 1979 года.-М.: Политиздат, 1979. 15 с.

27. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983 года.- М.: Политиздат, 1983. 221 с.

28. Материалы Первой Сессии Верховного Совета СССР одиннадцатогосозыва II-12 апреля 1984 года.- М.: Политиздат, I984.-80 с.

29. Актуальные вопросы современной идеологической борьбы.-М.: Политиздат, 1980,- 446 с.

30. АЛЕКСЕЕВ Э.Е., АНДРУКОВИЧ П.Ф., ГОЛОВИНСКИЙ Г.Л. Молодежь имузыка сегодня. В кн.: Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980, с.110-236.

31. АЛИЕВ Ю.Б. Музыкальное воспитание и формирование .духовногомира школьников. В кн.: Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников. М., 1979, с.81-92.

32. Античная музыкальная эстетика.- М.: Музгиз, I960.-304 с.

33. АНТОИЕНКО В.Г. Мировоззрение идейная основа художественноготворчества. К.: Вища школа, 1979.- 208 с.

34. АПРАКСИНА О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе.- М.-Л.: АПН РСФСР, 1948.-148 с.

35. АПРАКСИНА О.А. Новая структура школы и музыкальное воспитаниев ней.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.10,М.: Музыка, 1973, с Л2-20.

36. АПРАКСИНА О.А. Очерки по истории художественного воспитания всоветской школе.- М.: АПН РСФСР, 1956.-224 с.

37. АСАФЬЕВ Б.В. Музыкальная форма как процесс.-Л.: Музыка, 1971.- 375 с.

38. АСАФЬЕВ Б.В. 0 музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд.,1. Л.: Музыка, 1973. 142 с.

39. АСЕЕВ В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.:1. Мысль, 1976.- 158 с.

40. БАБАНСКИЛ Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогическихисследований.- М.: Педагогика, 1982.- 192 с.

41. БАГА ДУРOB В.А. Вокальное воспитание детей.- М.: АПН РСФСР,1953.- 96 с.

42. БАГАДУРОВ В.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе.

43. Под ред. М.А. Румер.- М.: АПН РСФСР, 1955.- 104 с.

44. БАГАДУРОВ В.А. Очерки по истории вокальной педагогики.-М.:1. Музгиз, 1956.- 268 с.

45. БЛИНОВА М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности.- М.-Л.: Просвещение, 1964.- 104 с.

46. БЕЛ0Б0Р0Д0ВА В.К. Музыкальное восприятие школьников./Под ред.

47. М.А.Румер.-М.: Педагогика, 1975.-160 с.

48. БВРХИН Н.Б. Общие проблемы психологии искусства.-М.: Знание,1981.- 63 с.

49. БЕССОНОВ Б.Н. Идеология .духовного подавления. М.: Мысль,197I.- 295 с.

50. БОЯОВИЧ Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

51. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

52. БРЫЛИН Б.А. Влияние моды на музыкальный быт и вкусы молодежи.

53. Музыка, 1976, $ 4, с.24-25. 46'. БУРОВ А.И. Эстетика: Проблемы и споры. М.: Педагогика, 1975. - 175 с.

54. ВЕТЛУГИНА Н.А. Музыкальное развитие ребенка.-М.: Просвещение,1968.- 415 с.

55. ВЕТЛУГИНА Н.А,, ПЕТРУШИН В.И. Современные концепции музыкального воспитания подрастающего поколения, Советская педагогика, 1976, я I, с.66-76.

56. Воспоминания о В.И.Ленине, В 5 т.>т.5.-М.: Политиздат,1969,с.8-66.

57. Вопросы методики начального музыкального образования.- М.:1. Музыка, 1981. 231 с.

58. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.576 с.

59. ГЕГЕЛЬ Г. Эстетика. Соч.: В 4 т., т.1.- М.: Искусство, 1968,с.79-309.

60. ГЕМБИЦКАЯ Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся

61. У-УШ классов общеобразовательной школы.-М.: Музыка, 1970,56 с.

62. ГЕМБИЦКАЯ Е.Я.,К0Р030 В.П. Методические указания к учебникампения У-УП классов. М.: Музыка, 197I.- 132 с.

63. ГОРЫНЬ В.И. Общественно-эстетический идеал. Специфика формирования и функционирования идеала в структуре эстетического сознания* К.: Наукова думка, 1983.- 140 с.

64. ГРОДЗЕНСКАЯ Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения.-М.:1. АПН РСФСР, 1953.- 156 с.

65. ГРОДЗЕНСКАЯ Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение,1969.- 76 с.

66. ГРОМОВ Е.С. Эстетический идеал.- М.: Искусство, I96I.-64 с.

67. ГУРЕНКО Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ).- Новосибирск: Наука, 1982.- 256 с.

68. ДАНИЛЕНКО Н.М. Моральные критерии социальной зрелости личности.- М.: Знание, 1980.- 62 с.

69. Детский голос. Экспериментальные исследования /Под ред.В.Н.

70. Шацкой.-М.: Педагогика, 1970. 231 с.

71. ДМИТРИЕВ JI.Б. Основы вокальной методики.- М.: Музыка, 1963.674 с.

72. ДОБРОВОЛЬСКАЯ Н.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков

73. М.: АПН РСФСР, 1959.- 112 с.

74. ДОБРОВОЛЬСКАЯ Н.Н., ОРЛОВА Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе? М.: Музыка, 1972.- 32 с.

75. ДУКАТ Л.Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов в школьном возрасте. Вопросы психологии личности школьника.- М., 1961» с.95-118.

76. ЖИТОМИРСКИЙ Д.В. Из истории песен;- М.: Советский композитор,1960. 38 с.

77. ЗДАНОВИЧ А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка, 1965. 147 с.

78. ИВАНОВ А.П. О вокальном образе. М.: Профиздат, 1968.-132 с.

79. Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Прогресс,1980. 328 с.

80. ИЛЬЕНКОВ Э.М. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968.317 с.

81. Искусство и творческая деятельность. К.: Наукова думка,1979.- 210 с.

82. История эстетики. Памятники щровой эстетической мысли. Т.2.- М.: Искусство, 1964, с.330-338.

83. КАБАЛЕВСКИЙ Д.Б. Дорогие мои друзья. М.: Молодая гвардия,1977.- 187 с.

84. КАБАЛЕВСКИЙ Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. 334 с.

85. КАЛИНИН М.И. О воспитании коммунистической сознательности.

86. М.: Политиздат, 1974. 287 с.

87. КАЛИНКЙН А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание.-М.:Университет, 1983.- 120 с.

88. КАНТ И. Критика способности суждения. Соч.З 6 т., т.5.

89. М.: Мысль, 1966, с.203-279.

90. КАНТ И. Критика чистого разума.- Соч.: В 6 т., т.З.-М.:1. Мысль, 1964, с.501-591.

91. КАРЦЕВА С.А. Музыкальная фонотека в школе. М.: Просвещение,1976.- 143 с.

92. КОВАЛЬ Л.Г. Воспитание чувства прекрасного.-К.: Радянськашкола, 1983. 120 с. Укр.

93. КОВАЛЕВ А.Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. .

94. М.: Просвещение, 1970. 391 с.

95. КОКАРС И. Сила искусства. Музыкальная жизнь, 1981, В II,с.1-3.

96. КОРОВИН В.И. Эстетический идеал советского искусства. М.:

97. Знание, 1976.- 40 с. \ 86. КОСИЦИНА С.В. Формирование эстетического идеала у работающей молодежи в процессе обучения в вечерней школе: Автореф.дис. .канд. пед.наук. Киев, 1979.- 16 с.

98. КРАСНОЯРОВА Н.Г. Эстетический идеал как эстетическая цель деятельности личности. В кн.: Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов. - Томск, 1980, с.81-82

99. Краткий словарь по эстетике./Под ред.М.Ф.Овсянникова, В.А.Разумного. М.: Политиздат, 1963, с.93,

100. КРЕМЛЕВ Ю.А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд., доп. .-М.:

101. Советский композитор, 1972. - 272 с.

102. Кризис буржуазной культуры и музыка.-М.: Музыка,1976.- 208 с.

103. КРУПСКАЯ Н.К. Идеалы социалистического воспитания. Пед.соч.,т.2, М.: Педагогика, 1978, с.40-47.

104. КРУПСКАЯ Н.К. К вопросу о коммунистическом воспитании молодежи.-Пед.соч., т.2, М.: Педагогика, 1978, с.93-98.

105. КРУПСКАЯ Н.К. Наша ближайшая смена. Пед.соч., т.5, М.: АПН1. РСФСР, 1959, с.361-365.

106. КРУПСКАЯ Н.К. 0 задачах художественного воспитания. Пед.соч., т.2, М.: Педагогика, 1978, с.391-394.

107. КРУПСКАЯ Н.К. РКСМ и бойскаутизм. Пед.соч., т.5, М.: АПН1. РСФСР, 1959, с.25-61.

108. КРУТЕЦКИЙ В.А. Основы педагогической психологии.- М.:Просвещение, 1972.- 255 с.

109. КРУТЕЦКИЙ В.А. Психология обучения И" воспитания школьников.

110. М.: Просвещение, 1976.- 300 с.

111. КУДИН В.А. Искусство и духовный мир молодежи. К.: Радянська школа, 1983.- 96 с.

112. КУКАРйН А.В. Буржуазное общество: культура и идеология. М.:

113. Политиздат, 1977. 400 с. ЮО.КУЛАКОВСКИЙ Л.В. Песня, ее язык, структура, судьбы. - М.: Советский композитор, 1962.- 201 с.

114. ЛАВРОВ А.С., ЛАВРОВА С.А. Воспитание чувств.-М.: Знание,1968.- 109 с.

115. ЛАДЫГИНА А.Б. Партийность и народность основы советскогоискусства. М.: Знание, 1974.- 44 с.

116. ЛАРМИН О.В. Эстетический идеал и современность.- М.:Университет, 1964. 155 с.

117. ЛЕБЕДИНСКИЙ А.А. Советская песня. М.: Знание,196I.-40 с.

118. ЛЕВИДОВ И.И. Охрана и культура детского голоса.-М.-Л.: Госполитиздат, 1939.- 112 с.

119. ЛЕВИТОВ Н.Д. Психология характера.-М.Просвещение,1969.-424 с.

120. ЛЕВЧУК Л.Т. Психоанализ и художественное творчество /Критический анализ/. К.: Вища школа, 1980.- 159 с.

121. ЛВДНЕВ B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемыструктуры. М.: Педагогика, 1980. - 264 с.

122. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат. 1975. 304 с. НО. ЛЕССИНГ Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.-М.; 1957, с. 87-453.

123. ЛИСОВСКАЯ И.Л. Эстетический идеал как педагогическая проблема: Автореф. дис. .канд.пед.наук.-Киев,1979. 19 с.

124. ЛИСОВСКИЙ В.Т. Сотри случайные черты. М.: Знание, 1979,94 с.

125. ЛИХАЧЕВ Б.Т. Воспитательные аспекты обучения.-М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

126. ЛИХАЧЕВ Б.Т. Критерии эстетического отношения школьника кискусству и действительности. Советская педагогика,1983, № 6, с.52-57.

127. ЛИХАЧЕВ Б.Т. Теория коммунистического воспитания.- М.: Педагогика, 1974. 436 с.

128. ЛИХАЧЕВ Б.Т. Эстетика воспитания. М.:Педагогика, 1972.159 с.

129. ЛОКШИН Д.Л. Хорошое пение в русской дореволюционной и советской школе.-М.: АПН РСФСР, 1957. 296 с.

130. ЛОКШИН Д.Л. Уроки пения в УП-УШ классах.-Л.:Учпедгиз, 1962.- 227 с.

131. ЛУКЬЯНОВ Б.Г. Ленинское эстетическое наследие и художественная критика. М.: Знание. - 63 с.

132. ЛУНАЧАРСКИЙ А.В. В мире музыки. Статьи и речи. М.: Советский композитор. 197I.- 539 с.

133. ЛУНАЧАРСКИЙ А.В. О коммунистическом воспитании. К.: Радянська школа, 1977. 144 с.

134. ЛУНАЧАРСКИЙ А.В. Воспитание нового человека. В кн.: Овоспитании и образовании. М.: Педагогика,1976,0.269-299

135. ЛЯШЕНКО И.Ф. Эстетика ленинизма и вопросы музыкальной культуры. К.: Музична Укра1на, 1980. - 223 с.Укр.

136. ЛЯШЕНКО И.Ф. Музыка в системе эстетического воспитания. К.:1. Знание, 1975.- 48 с.

137. МАЗУРКЕВИЧ А.Р. Моральное в эстетическом. К.: Знание,1968.- 64 с.Укр.

138. МАЗЕПА В .И. Ленинские принципы партийности и народности искусства социалистического реализма. К.: Знание, 1980.48 с.

139. МАКАРЕНКО А.С. Коммунистическое воспитание и поведение. Пед.соч., t.I, М.: Педагогика, 1977, с.109-127.

140. МАКАРЕНКО А.С. Лекции о воспитании детей. Пед.соч., т.2«

141. М.: Педагогика, 1977, с.7-77.

142. МАКАРЕНКО А.С. Цель воспитания. Пед.соч., т.1.- М.: Педагогика, 1977, с.30-40.

143. МАЛЙНИНА Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка,1967.- 88 с.

144. МАЛЫШЕВ И.В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов: Университет, 1963.- 152 с.

145. Марксистско-ленинская эстетика./Под ред.М.Ф.Овсянникова.

146. М.: Высшая школа, 1983. 544 с.

147. Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. М.: Наука, 1980.- 288 с.

148. МЙРОПОЛЬСКАЯ Н.Е., КОВАЛЬ Л.Г. Музыка и слово.-Myзыка, 1976,1. J5 2, с.31-32. Укр.

149. МОЖАЙКИНА Н.С. Воспитание эстетического отношения к вокальному искусству у учащихся старшего школьного возраста: Автореф. . канд.пед.наук.- Киев, 1983.- 19 с.

150. М0Н0С30Н Э.И. Проблемы теории и методики коммунистическоговоспитания школьников. М.: Педагогика, 1978, с,70-78,

151. МОРОЗОВ В.П. Биографические основы вокальной речи. I.:1. Наука, 1977. 230 с.

152. МОРОЗОВ В.П. Измерение физических свойств детского голоса.

153. В кн.: О детском голосе.-М.: 1966, с.22-37.

154. Музыка и слушатель. В кн.: Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление.-М.: Наука, 1982. 334 с.

155. Музыкальное воспитание в странах социализма.-!.: Музыка,1975. 246 с.

156. Музыкальное искусство и формирование нового человека.-К.:

157. Йузична Укра1на, 1982.- 237 с,

158. МУРИАН В.М. Эстетический идеал и современность. М.: Искусство, 1966.- 247 с.

159. НАЗАЙКИНСКИЙ Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.:1. Музыка, 1972. 328 с.

160. НИКОЛАЕНКО П.М. Вокально-хоровой репертуар программы "Музыка" и его место в подготовке учителя общеобразовательной школы. В кн.: Музика в школ!. Вып.7.- 1С.: Музична Укра-!на, 1981, с.92-100. Укр.

161. ОВСЯННИКОВ М.Ф. Что изучает эстетика. М.: Знание, 1976.64 с.

162. ОВЧИННИКОВА Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре. В кн.:

163. Музыкальное воспитание в школе. Вып.8.-М.: Музыка, 1972, с.95-103.147. 0Г0ЛЕВЗЦ А .С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах,- М.: Музыка, I960,- 521 с.

164. ОГОРОДНОЕ ДЛИ. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. К.: Музична Украша, I98I,-I65c.

165. О партийности литературы и искусства. М.: Прогресс, 1978.324 с.

166. ОРБЕЛИ Л.А. Предисловие. В кн.: Злобина К,В, Физиологияпения в профилактике заболеваний голоса певцов,- Л,, 1958, с.5-8,

167. Основы эстетики и искусствознания,/Под ред.И.Л.Любинского,

168. В.К. Скатерщикова. 2-е изд. перераб.и доп.-М.: Просвещение, 1979. - 302 с.

169. Песня в граните. Сост. А.Е.Луковников, 2-е изд., доп. М.:1. Музыка, 1978. 159 с.

170. ПЛЕСНИНА Т.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке: Автореф. дне. . канд.пед.наук.-М.,1974.1. С ф

171. ПРИТУЛА Б.В. Влияние среды на формирование музыкально-эстетических интересов сельских школьников. Автореф. дис. . канд. пед.наук, М., 1976. - 24 с.

172. Программа средней общеобразовательной школы. Музыка 4-7 классов.- К.: Радянська школа, 1978. 32 с.

173. ПРЯНИШНИКОВ И,П, Советы обучающимся пению, М,: Музгиз,1958, III с,

174. Психологические проблемы формирования научного мировоззренияшкольников, -/Под ред. Н.А.Менчинской. М.: Просвещение, 1968. - 234 с.

175. РАБИНОВИЧ Р.Г. Отношение современных школьников к музыке.

176. В сб.: Тезисы У1 Всесоюзн. научн. конф. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческихспособностей учащихся общеобразовательной школы, М.:АПН СССР, 1982, с,52-55.

177. РАЗЛОГОВ К. Буржуазная культура на волне неоконсерватизма.

178. Коммунист, 1983, В 3, с.94-104.

179. РАЗУМНЫЙ В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, Формы.Методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.

180. РОСТОВСКИЙ А.Я. Эстетическое воспитание подростков средствами героической музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1978. - 21 с.

181. РУБИНШТЕЙН С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.

182. РУДПЩЬКА О.П. Учись ценить прекрасное.- К.: Музична Укра1на, 1983. III с. Укр.

183. РУНОВ Б.М. О военно-патриотической музыке. М.: Советскийкомпозитор, 1979.- 141 с.

184. РЫТИКОВА Л.А. Образ жизни и нравственно-эстетическое развитие личности. М.: Знание, 1982. - 64 с.

185. РЮРИКОВ Б.С. Идеологические основы эстетики. М.: Искусство, 1978.- 216 с.

186. САПУНОВ Б.М. Искусство в воспитании советского патриотизма.- М.: Знание, 1980. 62 с.

187. СЕМАШКО А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. (Опыт соц-эстет.изуч.худож.потребностей студентов).- К., 1977, с.15-83.

188. СЕЧЕНОВ И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947.- 647 с.

189. СКВОРЦОВ Л.В. Об особенностях кризиса современной буржуазной идеологии. М.: Политиздат, 1970, с.ПО-115.

190. СМОРЖ Л.А. Искусство в свете ленинской теории отражения.-К.:1. Вища школа, 1980.- 327 с.

191. СОКОЛОВ В.М. Нравственный мир советского человека. М.:1. Политиздат, 1981. 278 с.

192. СОХОР А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 198I. 293 с.

193. СОХОР А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышленияи восприятия. В кн.: Проблемы музыкального мышления. -М.: Музыка, 1974, с.59-74.

194. СТАНИСЛАВСКИЙ К.С. Моя жизнь в искусстве. М., I926.-54I с.

195. СТОЛОВИЧ Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал.

196. Историко-проблемные очерки, М.: Искусство, 1969.-352 с.

197. СТОЛОВИЧ JI.H, Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983.- 64 с.

198. СУХОШШСКИЙ В.А. Воспитание личности в советской школе.

199. К.: Радянська школа, 1965. 213 с.

200. СУХОШШНСКИЙ В.А. Духовный мир школьника подросткового июношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

201. СУХОМЛИНСКИЙ В.А. Нравственный идеал молодого поколения.-М.:1. АПН РСФСР, 1963 152 с.

202. СУХОШШСКИЙ В.А. Сердце отдаю детям. 4-е изд., К.: Радянська школа, 1973. 288 с.

203. СУХОШШСКИЙ В «А. Труд души. Соч. в 5 т., т.4, К.: Радянська школа, 1977, с.600-605. Укр.

204. Теория и методика коммунистического воспитания в школе./Подред.Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1974.- 288 с.

205. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979.-255с.

206. ТЕПЛОВ Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.:1. АПН РСФСР, 1947. 335 с.

207. УХОВ Д.П. Рок-музыка. Взгляд из 80-х.-Иностранная литература,1982, Я 4, с.228-238.

208. УШИНСКИЙ К,Д, Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр.соч., т.8, М., 1950.-774с.

209. Формирование коммунистического мировоззрения школьников.

210. Под ред. Э.И.Моносзона, 2-е изд., доп.-М.: Педагогика, 1978.- 304 с.

211. ФОХТ-БАБУШКИН Ю.У. Искусство и формирование личности. Вкн.: Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982, с.157-207.

212. ФРОЛОВ Ю.П. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова, М,:1. Музыка, 1966. 99 с.

213. ХЛЕБНИКОВА Л.А. Опера в школе. К.: Музична Украша,1969. 194 с. Укр.

214. ХЛЕБНИКОВА Л.А. Совершенствовать эстетическое воспитаниеучащихся в школе. Початкова школа. 1980, в 12, с. 812. Укр.

215. ХМАРА В.Н. Эстетический идеал и проблема индивидуальногостиля художника. В кн.: Эстетический идеал и проблема художественного многообразия. - М.: Мысль, I968.-359 с.

216. Художественная культура и гармоническое развитие личности.

217. К.: Наукова .думка, 1982. 240 с.

218. Художественная культура: Понятия, термины. М.: Знание,1978. 206 с.

219. Художественная культура. Проблемы и суждения: Сб. статейсостав. С.С.Широков). М.: Знание, 1982.- 63 с.

220. ЦЕЛИКОВА О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970,- 202 с,

221. ЦУКЕРМАН B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М,: Музыка, 1972.- 203 с.

222. ЧЕРН0К030ВА В.Н., ЧЕРГЮК030В И.И. Основы кошумистическойморали. М.: Молодая гвардия, 1971335 с.

223. ШАЛЯПИН Ф.И. Страницы из моей жизни. В кн.:Шаляпин. Литературное наследие. М., 1957, с.29-238.

224. ШАЦКАЯ В.Н. Музыка в школе. М.: АПН РСФСР, 1963. - 168 с.

225. ШАЦКАЯ В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975.- 200 с.

226. ШМАКОВ С.А. Гражданином быть обязан. М.: Знание, 1982.-94с.

227. ШУДРЯ Е.П. Художественное предвосхищение будущего. К.: Наукова думка, 1978. 246 с.

228. ШЕРБО А.Б., ДЕЮЛА Д.Н. Красота воспитывает человека. К.:

229. Радянська школа, 1977. 102 с.

230. Эстетический идеал и проблема художественного многообразия.1. М.: Мысль, 1968. 359 с.

231. Эстетика и современность. Сб.статей./Под ред. С.Е.Можнягуна.- М.: Просвещение, 1978.- 192 с.

232. Эстетическое сознание и процесс его формирования» М.: Искусство, 1981. 256 с.

233. Эстетическое сознание и художественная культура. К.: Наукова .думка, 1983. 280 с.

234. ЮРКЕВИЧ B.C. Выполнить себя. М.: Знание, 1980.- 96 с.

235. ЮЦЕВИЧ 10.Е. Роль вокально-слуховых воздействий в формировании детских голосов- В сб.: Музыка в школе«Вып.7.-К.: Музична Укра!на, 1981, с.36-43.

236. ЮЦЕВИЧ Ю.Е. Словарь музыкальных терминов, 2-е изд.доп.-К.:

237. Музична Укра1на, 1977, с.29-30.

238. ЯДОВ В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1972. - 239 с.

239. ЯКОБСОН П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.- 86 с.

240. ЯСТРЕБОВА Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. 295 с.

241. BECHTEL М. Apollo Soyuz - Journey into Cooperation.

242. New World Review", September October 1975,p.22-24.

243. BUSCH W. Problem und Aufgaben der Klassenmasigen Ersichund in Musikunterricht. "Musik in der Schule", 1974, N 5, s.210.

244. DAVIDOW M. The right to the Most Human Life.- "New

245. World Review". November December 1977, p.52-54»

246. HOFMANN H.P. Beat, Roch, Rhythm in Blues, Soul. Berlin,1973.- 215 s.

247. POMEROY W. Socialism's Sixty Years. "New World Review", November - December 1977, p.6-10.

248. RISMAN D. The lonely Song. New York, 1957, p.75.

249. SOLOMON M. New Vistas and New Realities: The 25th Soviet

250. Party Congress and the US People. 2 "New World Review", May - June 1976, p.5-10.