Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Любан, Татьяна Никифоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Любан, Татьяна Никифоровна, 1999 год

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

1.1.Истоки и основные исторические вехи отечественной педагогической антропологии.

1.2.Современный контекст существования педагогической антропологии.

1.3. Общий анализ мировоззренческих установок, научных интересов и творческого наследия В.В. Зеньковского.

1.4. Русская философия как источник христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.'.

1.5. Систематизация идей христианско-православной антропологии В.В.Зеньковского.

Выводы по главе.

Глава 2. Психолого-педагогические идеи В.В. Зеньковского как опыт педагогической антропологии.

2.1. Социальное воспитание в понимании В.В. Зеньковского.

2.2. Психологические взгляды В.В. Зеньковского.

2.3. Проблемы воспитания с позиций православной антропологии.

2.4."Вера в детскую душу как "оправдание" всего воспитания".

2.5. Метафизика сердца как антропологическая и педагогическая проблема.

Выводы по главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте"

Актуальность проблемы исследования. Воспитание личности свободного человека, живущего в демократическом обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих жизненных ценностей, с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, обычаев, менталитета, зависит от того, каким будет образование, на какие фило-софско-мировоззренческие основания оно будет опираться и насколько образовательный процесс будет иметь личностный смысл.

На исходе 20-го века напряженное внимание к феномену человека поставило задачу обновления многих наук, занимающихся проблемами человека, в том числе и педагогики. Отечественная теория и практика воспитания длительное время существовали в условиях дефицита подлинной духовной культуры, а именно, вне отечественной нравственной философии, обращение к которой было практически невозможно.

Сегодня наследие русских мыслителей возвращено из исторического небытия. Задача принципиально нового осмысления проблем воспитания и его радикального обновления не будет решена в полной мере, если в многообразии педагогических мировоззренческих представлений мы не станем опираться на духовно-нравственный потенциал отечественной философской мысли.

Чтобы преодолеть взгляд на человека как на объект разнообразных манипуляций, придать процессу воспитания личностный смысл, вернуться к отечественной традиции педагогико-антропологического основания теории и практики воспитания, необходим глубокий и системный анализ учений о природе и сущности человека.

Современные науки накопили об этом множество разноречивых сведений, которые требуют анализа, педагогической рефлексии. Все чаще за ответом на вопросы о человеке как особом роде сущего, о его природе и бытии, о модусах человеческого существования педагогика обращается к философской антропологии, и что особенно важно, не только к зарубежной, но и отечественной. В этом отношении особый интерес представляет наследие В.В. Зеньковского, религиозного философа, культуролога, педагога. Изучение творчества мыслителя обогащает современную педагогическую культуру, побуждает к пересмотру педагогических стереотипов, способствует появлению новых подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.

В.В. Зеньковский продолжил традиции, которые привнесены в педагогику

Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, П.Д. Юркевичем, М.И. Демковым, С.А. Ра-чинским. Вслед за ними он применил антропологический принцип в построении педагогической концепции.

В начале 20-го века педагогическая антропология как альтернатива официальной педагогике получила интенсивное развитие, но дальнейшие события в истории нашей страны не позволили развиваться педагогике, в центре которой стоял человек и его личность.

В советский период социологизаторские принципы воспитания, постулат о детерминации человеческой личности факторами наследственности и среды, взгляд на человека как на продукт общественных отношений, сузили антропологическую базу теории и практики воспитания. Сегодня предпринимаются усилия по возрождению антропологической традиции в педагогике, сущность и направленность которой раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, Н.К. Гончарова, Б.М. Бим-Бада, В.М. Богуславского, Э.Д. Днепрова, P.JI. Доватор, С.Ф. Егорова, Ф.Ф. Королева, В.Б. Куликова, М.В. Михайловой, Е.Н. Осовского, Ф.Г. Па-начина, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Б.К. Тебиева, Ф.А. Фрадкина и др.

Человек, его природа и сущность не исчерпывается только факторами наследственности и среды. Такой подход становится несостоятельным при решении экзистенциальных проблем, проблем человеческой субъективности, человеческой духовности.

Не постигнув сущности человека, нельзя определить феномен воспитания, поэтому воспитанию необходимы разнообразные знания в области человековедения, а внутренним стержнем, скрепляющим начала педагогического мышления, фундаментом всего знания о воспитании должна стать педагогически интерпретированная, прошедшая через педагогическую рефлексию, антропология. Таким образом одной из задач современной педагогической науки является расширение ее антропологической базы.

Исследование христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньков-ского, его видения проблем воспитания, безусловно, способствует углублению и развитию содержания и структуры человековедческого фундамента педагогики.

Жизнь, творчество, деятельность В.В. Зеньковского - это оригинальная, интересная и очень важная страница в истории русской педагогики.

По количеству обращений В.В. Зеньковский - один из самых читаемых сегодня авторов среди философской и педагогической аудитории. Однако его педагогические, педагогико-антропологические, историко-педагогические, психолого-педагогические воззрения в целом мало изучены.

В философских кругах имя В.В. Зеньковского зазвучало в начале 20-го века, в связи с его диссертацией - "Проблема психической причинности". По поводу этой диссертации Г.Г. Шпет написал критические заметки, в которых работа оценивалась . . не как проблемы психической причинности, а только как собрание материалов по этому поводу" ( 223, 284). Э. Радлов в "Очерке истории русской философии" более положительно оценивает работу В.В. Зеньковского, подчеркивая, что широкая философская постановка проблем психологии в "Проблеме." представала как ". единственная возможность спасти ее (психологию - Т.Д.) от механистического и атомистического воззрения, к которому неминуемо приводит одностороннее рассмотрение содержания душевной жизни, в ущерб активной ее стороны" ( 168, 68 ).

Краткие сведения о жизни и философских взглядах В.В. Зеньковского можно почерпнуть из статей А. Полякова в Советской философской энциклопедии (М., 1962, т.2, с. 174) и Большой Советской энциклопедии (М., 1972, т.9, с.68) Здесь указывается, что "основу взглядов Зеньковского составляет мистицизм, близкий по своей философской окраске к персонализму. В гносеологии Зеньковский - эмпирический интуитивист: признание идеирующей абстракции сближает его с Гуссерлем".

В советский период отдельные черты историко-философской концепции В.В. Зеньковского разбирались в очерках Н.Г. Тараканова, И.Л. Щипанова, В.А. Малинина. Серьезнейшая работа В.В. Зеньковского "История русской философии" рассматривалась с позиций марксистско-ленинской философии и оценивалась, естественно, только как "фальсификация" (200).

В настоящее время, в связи с выходом в свет на Родине книг В.В. Зеньковского, многие философы работают над предисловиями, послесловиями и приложениями к ним. Так можно указать на послесловие А.В. Полякова к "Истории русской философии" (Ленинград. 1992, т.2, ч.2, с.236-242), предисловие М.А. Маслина к отрывкам из книги "Русские мыслители и Европа" (Сб. "Русская идея". М., 1992, с.341-342), на вступительную статью В.Н. Жукова и М.А. Маслина к полному изданию выше названной книги(М., 1997, с.3-8), на приложение к работе "Основы христианской философии" В.В. Сапова (М., 1996, с.550-557). Безусловно, из в этих статей можно получить некоторую информацию о творчестве и научных интересах В.В. Зеньковского, но в них нет какого-либо развернутого исследования, так как они выполняют свои задачи, продиктованные их жанром.

В вышедшем в свет в 1995году словаре "Русская философия" ( 174, 203205) В.В. Зеньковскому посвящена объемная статья, где подчеркивается многообразие научных интересов мыслителя, а его мировоззрение определяется как "православный универсализм". Здесь также указывается, что интерес к педагогике у В.В. Зеньковского связан с размышлением над проблемой человеческой личности. "С проблемой личности (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) тесно связана проблема воспитания личности. Без преувеличения можно сказать, что Зеньковский - один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную философско-педагогическую систему. В этом отношении рядом с Зеньковским можно поставить только С.И. Гессена, который построил свою педагогическую систему на других философских основаниях." (174,204).

В 1997 году была защищена диссертация Е.Н. Горбач на тему "Историко-философские исследования В.В. Зеньковского" (56), в которой предпринята попытка дать цельное представление о философской системе последнего, основываясь прежде всего на текстах его работ, которые, по крайней мере до последнего времени, не анализировались вообще.

В эмигрантской литературе философско-богословское творчество, а также общественная и пастырская деятельность В.В. Зеньковского исследовалось такими авторами как И.О. Лосский (116), К. А. Ельчанинов, К .Я. Андроников, Л.А. Зандер, С. Верховский ( 148) У И.О. Лосского философская концепция В.В. Зеньковского представлена скорей описательно, чем аналитически, а у других выделяется только одна особенность - религиозность философствования В.В. Зеньковского, обусловленная его вероисповеданием.

Несколько иная картина складывается в отношении педагогического наследия В.В. Зеньковского, которое только становится предметом научного исследования педагогов и психологов и вводится в научный оборот. Анализ немногочисленной научно-педагогической литературы показывает, что современных исследователей интересуют различные аспекты творчества В.В. Зеньковского: проблема духовно-нравственного развития личности и оценка Зеньковским учения о человеке в вальдорфской педагогике ( В.М. Мальцева, Р.М. Капралова, А.А. Корольков, Е. Шестун); проблема цели воспитания ( Ю.С. Пе-репелова); система, задачи и традиции православного воспитания (А.Е. Лихачев, О.В. Савина, О.Е. Кошелева). К творчеству В.В. Зеньковского обращаются в контексте вопросов истории педагогики конца 19-го начала 20-го века ( Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов); педагогического наследия русского Зарубежья и истории русской школы в условиях эмиграции (Е.Г. Осовский, В.А. Владыкина, В.А. Сухачева, М.В. Богуславский), педагогической аксиологии (В.И. Додонов), педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, А.Е. Лихачев), христианской психологии (Б.С. Братусь).

Теме нашего исследования близки исторические психолого-педагогические очерки "Православная педагогика" священника Е. Шестуна (177), в которых автор стремится показать, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. В работе Е. Шестуна определяется предмет православной педагогики, даются основные понятия, рассматривается ветхозаветное учение о воспитании, педагогические идей отцов Церкви и русских святых, историко-педагогические и ис-торико-церковные основы православной педагогики, освещаются общие и теоретические ее проблемы, выявляется соотношение светского и православного в образовании, определяются современные проблемы православного образования и православное отношение к светскому образованию. В частности, в историческом обзоре основных педагогических течений приводится их анализ В.В. Зеньковским (177, 352-376), разделяется точка зрения В.В.Зеньковского на антропософское учение о человеке и антихристианскую сущность Вальдорфской педагогики ( там же, 376-385). Однако работа Е.Шестуна преследует иные цели и решает другие задачи, нежели данное исследование, в ней не дается всесторонний анализ наследия В.В. Зеньковского.

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует полное и развернутое исследование педагогической системы В.В. Зеньковского, а рассмотрение ее в контексте современной педагогической антропологии, вообще, остается за пределами исследовательского интереса ученых. Данные обстоятельства и обусловили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования - философско-педагогическое творчество В.В. Зеньковского.

Предмет исследования - христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского.

Цель исследования - на основании анализа философско-педагогических идей В.В. Зеньковского выявить сущность христианско-педагогической антропологии и показать ее современное значение.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ источников по истории становления и развития педагогической антропологии.

2. Проанализировать творческое наследие В.В. Зеньковского и выделить его основные аспекты.

3. Систематизировать основные положения православной антропологии В.В. Зеньковского.

4. Раскрыть содержание основных идей христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

5. Показать решение современных проблем воспитания в контексте православной антропологии.

Источники исследования: философское и педагогическое наследие В.В. Зеньковского, философская, историческая, историко-педагогическая, педагогическая и мемуарная литература по проблеме исследования.

Методы исследования: контент-анализ основных источников, педагоги-ко-антропологический анализ, метод интерпретации, структурный и системный анализ, метод систематизации.

Методологической базой исследования являются философско-педагогические идеи

• о целостности и неделимости личности, единстве общего, особенного и отдельного в каждой личности;

• о целостном и универсальном познании человека;

• о зависимости понимания природы и сущности воспитания от понимания природы и сущности человека.

• о построении педагогических учений, закономерностей, прогнозов и рекомендаций только на основе целостного и системного знания о развивающемся и растущем человеке.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: психолого-педагогическое наследие В.В. Зеньковского рассмотрено с позиций антропологического подхода; систематизированы основные положения православной антропологии В.В. Зеньковского; охарактеризованы основные методологические идеи православной педагогики В.В. Зеньковского; раскрыта сущность христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского, показана ее связь с современными задачами воспитания.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания историко-педагогического образования в педагогических учебных заведениях при разра-^ ботке курсов "Философия и история образования", "Педагогические теории и ^ системы", спецкурсов и спецсеминаров по педагогике и психологии, в системе повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин, а также в педагогических классах общеобразовательных школ и школ инновационного типа, в преподавании школьного курса "Человековедение".

Основные положения выносимые на защиту:

1. Христианско-педагогическая концепция В.В. Зеньковского, антропологический принцип положенный им в основу решения проблем воспитания, отвечают современным духовным потребностям общества, задачам современной педагогической теории и практики и вписываются в контекст существования современной педагогической антропологии.

2. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского - это целостный взгляд на человека, одновременное видение его в происхождении, сущности, бытии и назначении, познание человека в социальном, психологическом, духовном, иррациональном, метафизическом отношении и открывающихся из этого возможностях воспитания.

3. Педагогическая антропология В.В. Зеньковского построена на следующих идеях: идее не выводимости духовного начала в человеке из природной эволюции, понимания надиндивидуальной, супернатуральной его причины; идее образа Божия в человеке как центра человеческой природы; идее соотнесенности всей жизни человека к его духовному началу, которое имеет светлую и темную стороны; идее антино-мичности человеческой природы и личности; созидательной и разрушительной силы человеческой свободы; идее соотношения духовного и эмпирического состава человека; идее внутренней иерархичности человека.

4. Гуманистическая сущность воспитания состоит в подготовке не только к земной, но и вечной жизни и представляется в трех взаимосвязанных аспектах: исцелении духовного начала; достижении светлодуховного равновесия; решении проблемы смысла жизни.

5. Идеи В.В. Зеньковского имеют не только историко-педагогическое, но и методологическое значение для современной науки воспитания.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 19941999 годов.

На подготовительном этапе ( 1994-1996 г.г.) изучалась источниковедческая база исследования, проводился теоретический анализ философской, педагогической и историко-педагогической литературы, определялась библиографическая база исследования.

На втором этапе ( 1996-1997 г.г.) на основе первоисточников сделан анализ творческого наследия В.В. Зеньковского, определены философско-мировоззренческие основания и проведена систематизация его педагогических идей, реконструирована христианско-педагогическая антропология.

На заключительном этапе (1998-1999 г.г.) подготовлен текст диссертации, сформулированы выводы и заключение, проведена апробация результатов исследования через спецкурсы и спецсеминары.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях "Развитие педагогических систем в регионе: личностно-ориентированное образование" (г.Волгоград,1994 г.),"Профессиональное творчество педагога" (г. Москва, 1994 г.), на ежегодных Ломоносовских чтениях Поморского государственного университета ( 1994, 1996, 1998 г.г.), на межвузовской научной конференции, посвященной 285-летию со дня рождения М.В. Ломоносова ( г. Северодвинск 1996 г.), на Всероссийской научной конференции "Россия: истоки и пути духовного обновления" ( г. Архангельск, 1996 г.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе.

Анализ психолого-педагогического наследия В.В. Зеньковского позволяет сделать вывод о том, что оно может быть рассмотрено как опыт создания христианско-педагогической антропологии, в котором отражено стремление философа к познанию человека во всех отношениях.

Таким образом, христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского - это целостный взгляд на человека, одновременное видение его в происхождении, сущности, бытии и назначении, познание человека в социальном, психологическом, духовном, иррациональном, метафизическом отношении и открывающихся из этого возможностях воспитания.

С точки зрения социальной сущности человека В.В. Зеньковский видит глубокий смысл в развитии социальной активности, которая являясь составляющей природы ребенка, выступает средством его индивидуального развития. Воспитание социальной и индивидуальной сторон личности - залог нормального развития.

В области психологии В.В. Зеньковский выступает как теоретик и практик. Сферой его интересов является, прежде всего, возрастная и педагогическая психология. Особое внимание уделяется задаче развития эмоциональной сферы и ее связи с развитием интеллекта и проблемой творчества. Творчество и сила интеллекта проявляются при условии положительного эмоционального отношения к какой либо задаче.

Для религиозного сознания, утверждает В.В. Зеньковский, жизнь человека только тогда действительна и обретает подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию, нежели то, которое открывается в его непосредственном существовании.

Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала не сводимого ни к его природному бытию, ни к общественному; не объяснимого ни наследственностью, ни окружающей средой. Это начало - духовное, и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) совершается в пределах его индивидуальной жизни.

Детство В.В. Зеньковский рассматривает как этап становления человеческого духа, на котором ребенку особенно нужна педагогическая помощь взрослого.

С христианской точки зрения, которую выражает В.В. Зеньковский, становление и воспитание человека как целого - это преодоление сил греха, это отсечение периферии души и осуществление своего Прообраза - образа Божия в своей индивидуальной жизни, подготовка не только к земной, но и вечной жизни ; в этом цель и смысл воспитания. Поэтому воспитание рассматривается им в трех взаимосвязанных аспектах: как исцеление духовного начала, как достижение светлодуховного равновесия и как решение проблемы смысла жизни.

Практика веры, деятельность искупления и спасения являются деятельными формами становления и развития "собственно человеческого в человеке".

Важнейшей темой христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского является тема личности, где главное внимание уделяется ее иррациональной стороне, иерархическому принципу строения и огромному не соответствию подлинной глубины личности ее эмпирическим проявлениям.

Правильная философия жизни, которая, несомненно, связана с философией воспитания и его смыслом может быть построена, утверждает В.В. Зеньковский, только в контексте понимания смерти как неизбежного разрыва души в движении к ее целям. Оправдание веры в душу ребенка возможно, по мнению В.В. Зеньковского, в контексте эсхатологического момента воспитания.

Нравоучительное понимание символа "сердце" в педагогической антропологии В.В. Зеньковского принимает воспитательный смысл и расширяет вопрос о задачах, смысле и сущности воспитания. Наличие добра и зла в сердце человека создает, с одной стороны возможность воспитания богоподобного ( идеального ) человека, а, с другой, создает колоссальные трудности, так как без связи свободы и добра, указывает В.В. Зеньковский, человек всегда стремится уйти с предначертанного ему свыше пути.

Заключение.

Свойство воспитуемости есть сущностное свойство человека, а воспитание - специфическая сфера человеческого бытия, через которую и проявляется сущность человека. Все стороны человеческой жизни имеют принципиальное значение для понимания его природы.

Следует признать, что вопрос о сущности человека в современном сознании превратился в открытый вопрос и в таком виде возвышается до методологического принципа. Не постигнув сущности человека, нельзя до конца определить феномен воспитания.

Одним из путей поиска ответов на вопросы современности является обращение к культурной традиции, поскольку культура является средой, которая растит и питает человека. Русская духовно-культурная традиция неразрывно связана с православием, которое располагает собственным учением о человеке. Православно-христианское учение о человеке выступает системообразующим элементом русской философской антропологии.

Обращение к философско-педагогическому наследию В.В. Зеньковского, приоритетами научной деятельности которого были, одновременно, православная антропология и проблемы воспитания, современно и способствует развитию педагогической антропологии, классическую формулу которой дал К.Д. Ушинский.

Антропологический принцип, который мы использовали для анализа научного наследия В.В. Зеньковского, объемлет все парадигмальные установки и реализуется в соотношении "человек - мир", где человек предстает одновременно и как природное, и как общественное, и как духовное, и как практическое существо.

Человек, его личность, вера - это то, с чего начинаются размышления В.В. Зеньковского. Именно поэтому одни и те же сюжеты, идеи, мысли переходят у него из одной работы в другую, обрастая новыми аргументами. Среди проблем человеческого существования, особенно актуальна для В.В. Зеньковского проблема внутренней неустроенности человека. Главную причину этой неустроенности он видит в том, что современный мир отошел от христианства.

Вместе с тем, именно христианство является фундаментом европейской культурной идентичности и вводит понимание гуманности в его современном смысле. Поэтому ценностный фундамент, заложенный христианством, остается незыблемым. Воплощенные в нем идеалы и нормы проявляются не только на уровне доктрин, официальной идеологии, формальной конфессиональной принадлежности, но и на уровне человеческих привычек, обычаев, сознания, в реальности культуры и образования.

Сегодня особое внимание уделяется истории русской педагогики, раскрытию национальных ценностных приоритетов образования, проблеме сохранения национального самосознания и соотношению национального и интернационального компонентов воспитания. На наш взгляд синтез русской православной духовности и лучших достижений педагогики позволил представителям русской эмиграции, к которым относится и В.В. Зеньковский, сохранить себя русскими и не ассимилироваться в иной культуре. В условиях радикального обновления общества, усиления интеграционных процессов в мире, возникновения угрозы уничтожения традиционной русской культуры, менталитета и образа жизни необходимо учесть уроки Русского зарубежья, представляющего собой уникальное культурно-образовательное пространство.

Педагогическое наследие В.В.Зеньковского представляет собой факт, свидетельствующий о сложном опыте теоретического, философского осмысления воспитания в XX веке. Этот опыт важен не только с точки зрения истори-ко-педагогического интереса, но и в аспекте ретрансляции его в будущие формы теоретического осмысления воспитания, которые найдут свое место в перспективе дальнейшего развития традиции педагогической антропологии в нашей стране, взаимодействия педагогики и философии, а также в плане генезиса других современных способов концептуального подхода к воспитанию, отразивших свое неоднозначное отношение к антропологическому подходу.

Сегодня можно уверенно констатировать влияние педагогической антропологии вообще и педагогического, психологического, философского наследия В .В .Зеньковского, в частности, на представления о системе воспитания нравственности, духовности, на сближение с религиозным подходом к воспитанию.

Практическую значимость имеет анализ социального смысла антропологического обоснования воспитания, так как лишь учитывая широкий спектр взглядов на природу и сущность человека и его воспитания, можно проводить всесторонний диалог по конкретным, сложным жизненным проблемам человеческого формирования. Необходимость такого диалога в современной педагогической ситуации очевидна.

Нам представляется, что в ходе проведенной работы была обоснована необходимость включения христианско-православного учения о человеке, понимание с позиций данного учения смысла и сущности воспитания в синтез подходов и методов педагогической антропологии.

Настоящая работа представляет собой попытку привнесения в педагогику и педагогическую антропологию такого подхода, который бы строился исходя из представлений о предельных, конечных смыслах бытия человека, его роли и назначении в этом мире.

Проблематика и выводы выполненной работы не являются исчерпывающими, так как наследие В.В.Зеньковского может рассматриваться и в контексте иных методологических принципов, в рамках различных педагогических дисциплин, не только потому, что творчество мыслителя многогранно, но и потому, что каждая из его работ не предлагает окончательного ответа, не "закрывает" тему, но приглашает к диалогу. Проблемы волновавшие В.В.Зеньковского - это современные проблемы образования, это - всегда "открытие" темы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Любан, Татьяна Никифоровна, Москва

1. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Акулин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990 г. - С.41-112.

3. Алексеев П.В. "Каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей идеальной форме. . ." //В.В.Зеньковский. Психология детства М., "Школа-Пресс", 1996 г. - С. 8-12.

4. Алексеева И.Ю. Философия в современной России и русская философия //Философы России XIX XX столетий. - М., 1995 г. С. 735 - 739.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С.336.

6. Ананьев Б.Г. Важная проблема современной педагогической антропологии ( взаимосвязь онтогенетических свойств человека ) // Сов. Педагогика. 1966 г. № 1 С. 33-53.

7. Ананьев Б.Г. "Педагогическая антропология К.Д.Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии, 1969. № 2 С. 3-14.

8. Ананьев Б.Г. Проблемы педагогической антропологии // Сов. Педагогика. 1966 г. № 5 С. 27-37.

9. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии ( к столетию "Педагогической антропологии" К.ДУшинского) // Сов. Педагогика, 1966 г. № 1 С. 11-31.

10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания (Перспективы педагогической антропологии) // Сов. Педагогика, 1965 г. № 1 С. 24-36.

11. Апресян Р.Г. Одухотворенность // Человек. 1996. № 4. 60-74.

12. Апрышко П.П., Мысливченко А.Г. Философская антропология // Русская философия. Словарь /под общей ред. М.А.Маслина/. М.: Издательство "Республика", 1995. С. 553- 557.

13. Архиепископ Лука. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991. №6.- 109-111.

14. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский инОт, 1997.

15. Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьника. 1995 г. № 5 С. 2-6.

16. Асмус В.Ф. Философия в Киевском университете в 1914-1920 г.// Вопросы философии.- 1990.- №8.- С. 90-108.

17. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

18. Беляева В.А., Бажанов А.А. Общее и различное в мировоззренческих представлениях православной и протестантской школ воспитания духовности. Рязань. 1996. - С. 56-57.

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991 г.

20. Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. -М., 1997 г.

21. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Сов. Педагогика. 1988 г. № 11 С. 38-43.

22. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология // Программа курса. М., 1994г.

23. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994 г.

24. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования // Очерк проблем и методов их решения. М., 1994г.

25. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994.

26. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998г.

27. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994 г.

28. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика, 1996 г. № 5 С. 3-9.

29. Бим-Бад Б.М. Идеи педагогической антропологии в России // Сов. Педагогика. 1990. № 9 С. 102-109.

30. Блонский П.П. Место К.Д.Ушинского в истории русской педагогики // Избранные педагогические произведения. М., 1961 г. - С. 70-78.

31. Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала XX века // Свободное воспитание. М., 1993. Вып.2 С. 54.

32. Богуславский М.В. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного образования // Образование и педагогика российского зарубежья ( Сборник статей и материалов). М., 1995г. -С.78-85.

33. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996 г. № 10 С. 62-65.

34. Борисенков В.П. Школа России: прошлое и будущее // Педагогика, 1993 г. № 4. С. -10.

35. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии, 1998. № 4. С. 71-79.

36. Булгаков С. Свет Невечерний. СПб., 1917 г. - С. 76.

37. Буржуазная философская антропология XX в. М., 1986 г.

38. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., Наука, 1991г. С. 191-234.

39. Владыкина В.А. Российская эмиграция: вопросы воспитания молодежи // Педагогика, 1996 г. № 6 С. 67-70.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974 г. С. - 172-231.

41. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. - С. 154-324.

42. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 63.

43. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. -М., 1980г. -409 с.

44. Галагузова М.А. Категориально понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. Науч. Тр. / Отв. Ред. М.А. Галагузова. - Вып. 3. - Екатеринбург. Изд-во "СВ-96", 1998. -С. 168-184.

45. Гейдебранд К. О душевной сущности ребенка: Реф. пер. С нем. -"Полифакт", 1991. 80 с.

46. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М., 1995 г.

47. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Гессен С.И. Основы педагогики" -М., 1995 г. С. 432-434.

48. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века ( в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997 г.

49. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования России // Педагогика. 1996 г.№ 5 С. 46-54.

50. Геффдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте. М., 1896 г.

51. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994 г. С.337-347.

52. Гончаров Н.К. "Педагогическая антропология" К.Д.Ушинского начало новой эры в педагогике // Советская педагогика, 1968 г. № 1 - С.9-20.

53. Гончаров Н.К. Человек как предмет воспитания и изучения // Советская педагогика. 1973 г. № 11, С. 104-115.

54. Гончаров И.Ф. Духовное сердце грядущей России // Народное образование. 1994 г. № 4 С. 18-23.

55. Голобова Т.А., Емельянов Б.В. Концепции христианского воспитания в философско-педагогической мысли России конца XIX начала XX века. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. Научных трудов. Вып.З.- Екатеринбург, 1998 г. С.141-151.

56. Горбач Е.Н. Историко-философские исследования В.В. Зеньковского: Авториф. дис. канд. филос. наук. М., 1997.

57. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982 г.

58. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. М., 1986 г.

59. Гуревич П.С. Философская антропология /Учебное пособие/. М.,1997.

60. Деркач А.А. Проблема смысла жизни // Вопросы психологии. 1999. № 1.-С. 119-122.

61. Додонов В.И. О системе "Личность"// Вопросы психологии.- 1985г., №5, С.36-45.

62. Додонов В.И. Педагогические аспекты трактовки отечественными философами к. 19 н. 20 века гуманистических духовных ценностей // Образование: Идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Учебное пособие / Под ред. З.И.Равкина - М., 1995 г.

63. Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 1983.

64. Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально культурное явление // Обновление культуры: проблемы и перспективы. - М., 1993. С. 74-90.

65. Есюков А.И. К реконструкции христианской философии Тихона Задонского // Проблемы культуры, языка, воспитания / Отв. Ред. А.И. Есюков. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1996. -Вып. 2. С. 84-99.

66. Есюков А.И. Тема "сердца" в творениях Тихона Задонского // Проблемы культуры, языка, воспитания. Выпуск 3. / Отв. Ред. С.В. Козлов. Архангельск: Изд-во Поморского гос. Университета, 1997. С. 34-40.

67. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., "Педагогика", 1990.

68. Жуков В.Н., Маслин М.А. В.В.Зеньковский о России, русской философии и культуре. // Зеньковский В.В.Русские мыслители и Европа. Критикаевропейской культуры у русских мыслителей. М., издательство "Республика", 1997-С. 3-8.

69. Зериов Н. Русское религиозное возрождение. 2-е издание, исправленное. YMKA-PRESS. 1991.

70. Зеньковский В.В. Наша эпоха // Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М., издательство Свято-Владимирского Братства, 1993 г. - С. 172-223.

71. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме // Зеньковский В.В. Психология детства М.; Школа-Пресс, 1996. - С. 321-333.

72. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Издательство Свято-Владимирского Братства. - М., 1993г.

73. Зеньковский В.В. История русской философии // В 2-х т. YMKA-PRESS, PARIS, 1989 Г.

74. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург. "Деловая книга" - 1995г.

75. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955. - С. 119.

76. Зеньковский В.В. На пороге зрелости// 2-ое переработанное издание -YMKA-PRESS, Париж, 1953г.

77. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., Канон.,1996.

78. Зеньковский В.В. Гоголь. М., 1997 г.

79. Зеньковский В.В. Проблемы философской антропологии // Современные записки. 1938. Т. 66.

80. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., изд. "Столица", 1991 г. - С. 115-148.

81. Зеньковский В.В. Окамененное нечувствие // Там же. С. 200-212. 82. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960.

82. Зеньковский В.В. Принцип индивидуальности в педагогике и психологии // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 110. С.369-393.

83. Зеньковский В.В. Курс общей психологии. Прага. 1925.

84. Зеньковский В.В. Пять месяцев у власти (15 мая 19 октября 1918 г.). Воспоминания. М., 1995.

85. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-114.

86. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991 г.

87. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

88. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Сочинения в двух томах М., 1994. Т.2.

89. История педагогики как учебный предмет // Учебное пособие (Международный опыт) М., Роспедагенство, 1996. - С. 10-99.

90. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.З // под ред. проф. Н.М.Мотрошиловой и проф. А.М.Руткевича// уч. для высших уч. заведений., М., 1998г.-С. 248-261.

91. Кант И. О педагогике. Трактаты и письма М., 1980 г.

92. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. -Н.Новгород, 1996г.

93. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Избр. пед. Соч. М., 1982.

94. К.Д. Ушинский и русская школа ( беседы о великом педагоге ) // Под общей редакцией Е.П. Белозерцева М., 1994.

95. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984 г.

96. Концепция общего среднего образования ( проект) // Учительская газета. 1988. 11 августа. С. 2.

97. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. М., 1993.

98. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики // Учебное пособие -М, 1994 г., С. 119-120.

99. Корольков А.А. Читая Зеньковского // Педагогика, 1996 г. № 4 С.61.65.

100. Костюк Г.С. Прогрессивные педагогические идеи педагогической антропологии К.Д.Ушинского // Сов. Педагогика. 1974, № 2 С. 18-28.

101. Костюк Г.С. Психологические основы педагогической антропологии К.Д.Ушинского (К 150-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1974 г. №2. С. 19-31.

102. Кошелева О.Е. "Душевное строение" в Древней Руси // Свободное воспитание. М., 1992. Вып. 1.

103. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Учебное пособие для курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров. Самара: Издательство СамГПИ, 1994.

104. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21-28.

105. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциональная проблема // Философские науки. 1991. № 12. С. 41-52.

106. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, издательство Урал. Университета, 1988 г.

107. Куликов В. Б. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. 1985 г. № 6 С. 132-139.

108. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс. 1970.

109. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Северный вестник, 1899 г. №10.

110. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4.-С.6

111. Лихачев А. Система православной педагогики протопресвитера

112. B.В.Зеньковского. //Культура. Образование. Православие. Сб. Материалов региональной научно-практической конференции. Ярославль, 1996 г., с.54-58.

113. Лихачев А.Е. Возвращение к В.В.Зеньковскому. //Педагогика. 1998г.1. C.88-92.

114. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991.

115. Лордкипанидзе Д.О. "Человек как предмет воспитания" венец русской классической педагогики // Советская педагогика. 1968 г. № 1. С. 32-42.

116. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994 г.

117. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

118. Лукина С.Ф. Антропокосмическая педагогика В.И.Вернадского: Авториф. дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1998.

119. Малинин В. Тараканов Н. Щипанов И. Против современных буржуазных фальсификаторов истории русской философии // Коммунист. 1955, № 10. С. 62-77

120. Мальковская Т.Н., Мальковская И.А. Имперская идея и национально-религиозный идеал // Педагогика, 1994 г. № 5 С. 116-118.

121. Мальцева М.В. Учение о человеке в вальдорфской педагогике и его оценка В.В.Зеньковским.// Образование и педагогика русского зарубежья. Сб. Статей и материалов. М., 1995г. - С. 69-75.

122. Мальцева М.В. В.В.Зеньковский о духовно нравственном развитии личности // Педагогика, 1994 г. №4 С. 96-98.

123. Марченко О. Сковорода Г.С. // Русская философия. Словарь / под общей ред М.А. Маслина/ М.: Изд-во "Республика". 1995. С. 469-474.

124. Маслин М.А., Жуков В.Н. В.В.Зеньковский как историк русской философии и культуры // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. -М., 1997г. №4.-С. 76-92.

125. Мечников И.И. Воспитание с антропологической точки зрения. -СПб., 1884. 41 с.

126. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.

127. Мир философии // Книга для чтения. Ч. II М., Издательство политической литературы, 1991г.

128. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее: опыт историко-педагогического исследования русской духовности. Спб., 1996.

129. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие. Ч. 1. Пенза, 1994.

130. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи.// Десять концепций и эссе М., 1997 - С. 54-57.

131. Мурашев В.И. Дух как субъект-объект педагогики М.: РИЦ "Татьянин день", 1994 г.

132. Мягченков С.В. К педагогике духовности // Воспитание школьника. 1995 г. № 5 С. 10-12.

133. Назаров М.В. Три ветви русского зарубежного православия.// Вопросы истории. 1997 г., № 6, с. 3-13.

134. Найн Н.А. Общепедагогические понятия в педагогике // Педагогика, 1992. №7-8-С. 15-19

135. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов /Отв.ред. Б.С. Братусь, научн. ред. С.Л. Воробьев. М.: Наука,1995.

136. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. Чл.-корресп. З.И. Равкина -М.: ИТОП РАО, 1996 295 с.

137. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания ( вторая половина XIX 90 г.г. XX в.в. ) / Под ред. З.И.Равкина М.: ИТП и О РАО, 1997 - 411 с.

138. Недетовский Г. О значении сердца в духовной жизни и деятельности человека. Воронеж, 1874.

139. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия. //Педагогика, 1997 г., №3 С. 3-9.

140. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995 г.

141. Никитина JI.E. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества // Педагогика. 1998. № 7 - С. 36-41.

142. Образование в конце XX века ( материалы круглого стола) //Вопросы философии. 1992. № 9 С. 3-21.

143. Образовательный вестник //Отдел религиозного образования Архангельской и Мурманской епархии совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 1995. - С.6-13.

144. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. - С. 391.

145. Основы Православного образования в России // Педагогика, 1995 г. № 3 С. 74-81.

146. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Русского Зарубежья: состояние, проблемы, исследования // Образование и педагогика российского зарубежья. Сб. Статей и материалов М., 1995г.- С. 4-22.

147. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья // Педагогика, 1995г. №3 - С. 41-47.

148. Памяти отца Василия Зеньковского. Р.С.Х.Д., 1984г.

149. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993 г. №2 С.6-8.

150. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянова, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С.А.Смирнова. М.: Издательский центр "Академия", 1998. - С.5-186.

151. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.

152. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. -М.: Педагогика, 1989.

153. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. Для j учителя / Сост. И авт. Вступ. Ст. П.В.Алексеев. М.: Просвещение, 1993г.

154. Педагогический словарь // В 2-х т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960г. -Т.1-С. 53.

155. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избр. педагог. Соч. М., 1985 г. - С. -29-51.

156. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гумант. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.

157. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии, 1992 г. № 2, С. 123-140.

158. Поляков А. Зеньковский В.В. // Советская философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2 С. 174.

159. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа. 1996.

160. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. 1992г. № 7-8 С.

161. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. И по-слесл. П.С. Гуревича; Общ. Ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

162. Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика, 1995 г. № 2 С. 68-94.

163. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

164. Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни: (Материалы III симп.). М.: Психологический институт РАО, 1997.232 с.

165. Психология воспитания / Под редакцией В.А.Петровского /. М.,1995.

166. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика, 1995г. №5 С. 87-90.

167. Радлов Э. Очерк истории русской философии. Петербург. 1920.

168. Ремезова И., Никишина Т. Проблема человека в историческом контексте // Almamater. 1991. № 2 С. 36 - 42.

169. Российское образование: история и современность // Под ред. С.Ф.Егорова М., 1994г. - С. 228-235.

170. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М., 1992 г.

171. Ромм ТА. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Авториф. дис. канд. пед. наук. М., 1995 г.

172. Русская философия. Малый энциклопедический словарь М., 1995г.

173. Русская философия // Словарь. М., изд-во "Республика", 1995.

174. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические соч. В 2 т. -М. 1981.-Т.1.

175. Сапов В.В. В.В.Зеньковский. Очерк жизни и творчества //В.В.Зеньковский. Основы христианской философии. М., "Канон", 1996 - С. 550-557.

176. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998.

177. Скворцов JI.B. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

178. Склярова Т.В. Религиозно-педагогическая работа в русской эмиграции // Сборник докладов II Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1995. - С. 35-36.

179. Сиземская И.Н. Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 7 С. 14-20.

180. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Авториф. дис. канд. пед наук. М., 1995.

181. Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. М., 1973.

182. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3-17.

183. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. - С. 929.

184. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сборник: В. 3 т. / Под ред. чл.- корр. РАО З.И.Равкина -М., 1994.

185. Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург, 1992г. - С. 24-27.

186. Соловьев В. О христианском единстве. М., 1994.

187. Соловьев В. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. -С.236-282.

188. Соловьев В. Сочинения в 2 т. Т.1 М.: Мысль, 1990.

189. Солодкин Б.С. Философия человека философия образования -Краснодар, 1992 - 48 с.

190. Сотирова Д.В., Попова С.П. Прикладная этика и культура православия //Человек, 1996г. № 1. С.82.

191. Соэтар М. Портрет педагога. Жан-Жак Руссо (1712-1778) //Перспективы 1992. № 1/ 2 - С. 156-167.

192. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М. - Школа "Языки русской культуры" - 1997г. - С. 109-110.

193. Степашко JI.А. Отражение становления советской педагогики как официальной теории воспитания в ее основных понятиях и терминах // Современные проблемы историко-педагогических исследований. М., 1992. - С. 112.

194. Степашко Л.А. Отечественная педагогика советского периода: попытка осмысления // Педагогика. 1993. № 6 С. 54-59.

195. Стрельцова Г.Я. Сердца метафизика // Русская философия. Словарь, М., 1995.-С. 435-438.

196. Стрельцова Г.Я. Метафизика сердца // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.

197. Сто русских философов. Биографический словарь. М., 1995г.

198. Сухомлинский В.А. Что такое добро и зло // Свободное воспитание.- М., 1993. Вып. 3. С.4-5.

199. Тараканов Н. Фальсификаторы истории русской философской мысли // Вопросы философии. 1955. № 3. С. 73-86.

200. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.

201. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Собр. Соч. М., 1950, Т. 8,9.

202. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1980. Т.1 С.171.

203. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / под ред. С.Ф.Егорова М., 1988-1990.

204. Феномен человека. // Антология М., "Высшая школа", 1993 г., С.3-22.

205. Философско-педагогические учения // Хрестоматия по истории философии. Уч. пос. Для вузов. Ч. 1. М., 1994. С. - 516-530 ( Философско-антропологические идеи К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, И.А. Ильина относительно педагогики).

206. Философы России XIX XX столетий. - М., 1995г.

207. Философский словарь / под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. -М. 1986. С.432-433.

208. Флит Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX века. Л., 1991 г.

209. Флоренский П. Столп и утверждение истины // Сочинения: В 2 т. М.,1990. Т.1.

210. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философы России XIX XX столетий. - М., 1995 г. С. - 719 - 725.

211. Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.

212. Франк С.Л. Смысл жизни // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. Для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993. - С. 12-36.

213. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.

214. Фроловский Г. Пути русского богословия. YMKA-PRESS, 1993 Г.

215. Фейербах Л. Сущность христианства. С-Петербург, 1908 г.

216. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М., 1979.

217. Чистяков В.В. Системный подход в современной педагогической антропологии. Ярославль, ЯГПУ, 1995г. - С. 8-22.

218. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. М., 1984 - С. 128.

219. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика, 1994 г., № 5, С. 36.

220. Школьный философский словарь М., 1995г.

221. Шпет Г.Г. Философское наследие П.Д.Юркевича ( К сорокалетию содня смерти) // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. С. 578.638.

222. Шпет Г.Г. Критические заметки к проблеме психической причинности ( по поводу книги В.В. Зеньковского "Проблема психической причинности", Киев. 1914 г.)// Вопросы философии и психологии. Книга 127.

223. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания //Педагогика, 1992 г. № 3-4 С. 37-43.

224. Эрн В. Очерк теоретической философии Г.С. Сковороды М., 1911г.

225. Эстетика Ренессанса / В 2-х т. М., 1981. Т. 1 С. 248-264.

226. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // ЮркевичП.Д. Философские произведения. М., 1990.-С. 69-103.

227. Юркевич Д.П. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. М., 1990. - С. 181.

228. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики. М., 1869.

229. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. М., 1865.