Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Автореферат по педагогике на тему «Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Абдурахимова, Дилфутахон Алиевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

2 3 НОЯ 13ГП

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

УЗБЕКСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОШЧЕСКИХ НАУК имени Т.Н. КАРЫ-НИЯЗОВА

На правах рукописи УДК 372.212.2

АБДУРАХИМОВА ДИЛФУПАХОН АЛИЕВНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальность 13.00.01 - Теория И история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педаготческих наук

ТАШКЕЦТ - 1998

Работа выполнена на кацедре педагогики начального образования Т-оякентского государственного педагогического университета им. Низами.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Маалянова P.A.

Официальные оппоненты - доктор педагогическим наук, профессор

Фаязуллина С. X.

кандидат педагогически« наук, доцент Эшанхуиаева С. О.

Ведущая организация - Центральный институт повьшиния квалификации работников народного образования им. А. Авлоний.

Защита диссертации состоится " М^^уЩ_1998 г.

в_часов на заседании специализированного совета Ж

113.20.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Узбекской научно-исследовательском институте педагогических наук им. Т.Н.Кары ниязова с700003. г.тажунт. ул.Алма-зар. 174).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УзНИйПН им. Т.Н.Кары Ниязова.

Автореферат разослан " ¿^У L—1998 г.

Ученый секретарь специализированного

Совета, кандидат ймзико-математачас- /--р.

ких наук ПУЛАТОНА Д.Ф.

ОШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В социально-экономическом.духовном я культурном развитии нашего общества на нынешнем этапе независимости я в дальнейшем укрепления самостоятельности нашей страна особо Банное значение приобретает язученне богатого наследил прошлого п аацяонально-педагогяческве ценности нашего народа. Закон "Об образовании" и Национальная программа Республики /зое-кистан по подготовке кадров, принятые не IX сессии Олий Мажляса, ставят задачу организовать учебно-воспитательный процесс, опираясь на национальные ценности, ¿юнятлэ "национальные ценности" очень шзрокоохяагно. Устноз народнее творчество также является ее неотъемлемой: частью.

Фольклор узбекского народа та"-*® древен, как и сам узбекский народ. Сказка - неразравная час^ь фольклора. Она издревле любима народом, как прекрасная песни, она, передаваясь из уст ь уста, от поколения к поколении, аз века в век дошла и до наших' дне2. В наших краях не найти человека, не рассказывающего, не слушающего сказки, не умеющего наслаждаться ее удивительным волшебным мясом.

ДЬ настоящего временя сказка, как объект исследования, изучалась учеными с разнкх точек зрения. Она явилась основным источником научных исследований фольклорисгоя. литературоведов, псяхоло-ГТ1, педагогов, А л современной узбекской педагогике эта тема лпеонне рассматривается как одно из средств д^оаного воспитания детей дошкольного возраста.

Научные исследования, проведенное в детских садах, показывают, как чтение а слушание сказок.дологятельно влияет на детей. Они создал' л душз доыколыиша представления о наших предках. Чем больше рэо'знок алшяг о невероятных и великолепных приключениях героев сказок, тем дучзь он мнелп?, фантазирует. С.:, аая сказку, дета шлкют б суть таких понятий как "нравственность", "культура Еозеденчя" я-у хп: помэщьэ ненавязчиво, воподиоль с он ерше не т-вуигся. Л это едтант фундаментом яоедлтанзя пнеоконравственного граздаязна, патриота.

Сказки были ляхЗвкаго лоо времена л всегда покодэндями. Любимы они гак ке а сегодня. £1нэгне газеты я журналы для детей публикуют

разнообразные по аанру а содержанию сказки. Трудно найти малыша, который ив слушал бы сказки а такчх передачах узбекского телевидения я радиовещания, как "Окаои эотаклари" ("Еачерние сказка") а "Хайрля тун" ("Спокойной ночи").

Основная масса узбекских народных сказок, как п сказка других .народов, направлены на духовно-яравогвенное воспитание ребенка.

Что мы понимаем под "нравственным достоинством"? Это единство знаний и человеческой фантазии, веры а действий, слова а дела. Его признают гак не, как средство, активно- направляющее личность к совершенству, к реальной кязни.

За последние 15-И) лет проведено немало яцучних доследовании, защищены диссертации, где исследуются деятельность детей-доаколь-ников. Однако, исследования, специально рассматривающие вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством сказок, отсутствуют.

Правда, о обретением Республикой независимости, значительное внимание стало уделяться традициям восточной педагогики, воспитанию молодом а духе нравов Бостока. В этом направлении ведутся многие научные исследования. В научных исследованиях О.Тураевой, Н.Валиевой, М.Шербаева, З.Мйртурсунова, Г.дхахангирова, С.Темуро-вой, С.Газиевой, Ф.Саидназаровой и В.Саифназарова, И.Радкапова, К.Базаровой, А.Гешабоева, К.Тургунбаева а др. обращается внимание определению норм и правил, которых придерживались издревле .в нравственных отношениях узбеки.

Многие из этих исследователей на примере деятельности учащихся начальных классов раскрывают отдельные человеческие качества, входящие в нравственные нормы. Так, диссертация С.Газиевой поовя щеыа изучению развития у детей дошкольного лозраога таких челове чвских качеств, как честность, правдивость, гуыаннс ль на примера содержания оказки "Эгри ва Тугри". Однаго, в основном это исследование посвящено теме человеческого труда.

В настоящем исследований' ставится задача устранения оледувдвх недостатков в.проблеме воспитания детр.* на волшебных сказках:

2. В рассмотренных выше ясоледоаааья:; не соблюдены сиотеыиоот и конгоетносгь в определения самых важных нравственных качеств, которые необходима для молодого поколения, в частности детям до-аюльного возраста.

2. Недостаточно, уделено внимания использованию в воспитавши народных сказок, Корана, ладясов (сгазами пророка Мохачеда), трудов великих ученых, основанных на фольклоре, имеющих важное значеняе в нравственном восияганяи детей-дошкольников.

3. Практически отсутствуют научные доследования, труды, направленные на воспитание вавных человеческих качеств у дошкольников посредством народных сказок я использованию наследия великих ученых Востока.

Объект доследования - организация процесса воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования материалов узбекских народных сказок.

Предмет .исследования - нравственное воспитание детей дотвольного возраста, использование в учео э-восплтательном процессе узбекских народных сказок.

Цель исследования - опредоле: t j возмояносрей народных сказок в нравственном воспитании детеР ошгольного возраста, обоснование форм я методов творческого использования материалов -сказок я подготовка соответствующих рекомендаций воспитателям дошкольных учреждений.

Исходя из поставленных целей, вытекают следующие задачи:

- психолого-педагогический анализ народных сказок, оценка их возможностей в деле нравственного воспитания детел дошкольного возраста;

- обоснование воспитательной роли народных сказок в нравственном воспитания детей доагольного возраста;

- определение крятэрдев нравственного-воспятагл,! дошюльняков посредством сказок;

- разработка теоретических вопросов нравственного воспитания дошкольников, соответствующих форм и методов с точки зрения педагогах« я психологии, критерий нравственной воспитанности и анализ результатов.

Гипотеза исследования. Нравственное воспитать. детей дошголь-кого возраста £удет успешном:

- пра учете возрастных, психологических, яндявядуальных особенностей, а такко-мотивов деятельности детеР;

при творческом я целесообразном ясаользолйияг сказок, отнс щихся .к нравственной v ¡матике;

- яря превращения использованных сказок а нравственном воспитания допюльниюв в непрерывный, единый педагогический процеос.

Методологической основой исследования явилдсь философские, психологические, педагогические т^ды о личности, единстве образования и воспитания^ взгляды мыслителей Центральной Азии о нравственности, нравственном воспитании, а также народные сказка, директивные документы правительства Республики Узбекистан о народном образовании.

Методы научного доследования - анализ научно-теоретической литературы по народным сказкам, нравственному воспитанию, моделирование, беседа, анкетирование, естественное и экспериментальное исследование, определяющий и формируювдй эксперименты, количественное и качественное обоснование полученных результатов математическим и статистическим путем,' анализ результатов и др.

Новизна исследования:

- исследовано педагогическое значение нравственного воспитания с использованием в формировании личности'детей дошкольного возраста сказок, Кэрана, Хадисов;

- разработаны критерии с методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста; ;

- изучена теоная взаимосвязь социально-педагогического значения использования народшя сказок с занятиями и внеклассной деятельностью воспитателей и детей.

Теоретическая значимость исследования - народные скааки рассмотрены как объект, формирующий нравственные качества детей дошкольного возраста: сотрудничество с дэты-ш а детским коллективом, исходя из целей воспитания л фэрлшровашш нравственных качеств у малышей; формированае' социальной я личной направленности на объект; пробувденив у ¿залнаей эмоционального огкоаелня к народным сказкам'; воспитание личности путем воздействия на нраЕМ-венно-психические, производные процеосы п состояние оубъектэ народными сказками.

Научнад и практичеокая значимость досладойанвя: содерзаняе, заключение и методические рекомендации юоледованяя иогуг быть широко использованы воспитателями датских дошкольных учревданий, учащимися и преподавателями дошкольных педагогических учебных заведений, студентами и преподавателями педагогических вузои.

lia защит:/ выносятся следующие положения:

1. В условиях, югда рыночная экономика все больше охватывает социально-экономические, идеолого-нравственные сферы общества становятся более актуальными задача и цели народного образования до воспитанию у детей моральных качеств на основе нового подхода к педагогическим ценностям, произведениям устного народного творчества, в том чясле народным сказкам для нравственного воспитания дошкольников.

2. Обоснование характеристики нравстрчннж качеств, отраженных а содержании узбекских народных сказок, методов я средств, использование их в деле воспитания у дошкольников соответствующих эмоций, чувств и поведения.

3. Метода и средства использоваве-г узбекских народных сказок в всодятанля нравственных качеотр у детей дошкольного возраста па занятиях п во внеурочное времл.

4. Метода воспяталлосм нраве, ценных качеств у детей дошкольного возраста.

Обоснованность д достоверность результатов исследования выра-ааогся а подлинно нцучном подходе"к идеям, вшдоп^тым в научно-тооротячеокях, научно-методических источниках; в обоснованности методов п средств использования сказок; в точности и совершенство аяаляза результатом определяющего я формирующего экспериментов; л признании верными методических рекомендации со стороны шчликтлвов воспитателен, эффективности полученных результатов.

Этапн исследования. Научно-педагогические дбиски йоено условно разделить на три этапа:

Поеный ,чтап (1994-1995 гг.) - научно-педагогическая, методическая литература по народной педагогика и воспитательной значимости была изучена с точки зрения цела а задач национального детского сада. Критически проанализировано отношение современной узбекской педагогики к произведениям фольклора, л « числе сказкам, форты я методы воспитания, используемые в .«осшганли детей с помощью эглх произведений. Определены услолт; нравственного воспитания детс.1 посредством сказок в детских учреждениях. Изучен передовой опыт, сдоланн соотлетстлуицяе ачгоды. На данном этапе использованы метод! теоретического анализа научно-педагоги-чес1сой, методической ль:врагур::, а таккв художественной дитерату-

ры - сказок, проведены беседы, естественное наблюдение, интервью изучена документация детских дошкольных учреждений.

Второй этап (1995-1996 гг,) - г»изведен вчбор сказок, оказывающих значительное влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста, методой определяющего эксперимента наблвда-дось решение изучаемой нами проблемы в детских садах. С помощью критерия определен уровень нравственной воспитанности детей. В рззультате определены теоретико-педагогические, психологические основы .народных сказок. Определяющий я формируюидей эксперименты проводились в детских садах й 4 "Г^нча" Узбекистанского района Ферганской области, Л 561 "Камалак" Чяланзарского района г.Ташкента, № I "Ором" г.йэканда.

Третий этап (1996-1997 гг.) - проводился формирующий эксперимент, полученные результаты были'проанализированы в количественном я качественном отношениях, перепроверены заключения, даны методические рекомендация, которые внедрены в практику работы воспитателей детских садов.

На данном этапе педагогических поисков использованы методы беседы, интервью, экспериментального наблюдения, упражнения, ол-определения уровня нравственной воспитанности детей, количесгве! ного и качественного анализа полученных результатов, проведен формирующий эксперимент.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссер тации отражены в научных публикациях автора, в докладах и высгу. леняях на республиканских конференциях докторантов я аспирантов ТГПУ т. Низами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих аз 4-х параграфовзаключения, списка использованной литературы я приложений.

ОСЮВНОВ СОДЕШШЕ РАБОТЫ

Во введения обосновывав!ля актуальность темы, определяются цель, задачи, научная новизна, методология и методика, теоретическая и практическая значимость исследования, основные положения , выносимые на защиту.

В I частя I главы "Нравственное воспитание детей дошкодьногс

возраста на основе-духовного наследия" (посредством нравственных взглядов мыслителей Центральной Азии) речь идет о богатейшем духовном наследи" великих мыслителей Востока. Необходимо отметить, что Хорезма, Беру ни, Фараби, Ибн Сяна, Рудаки, Хогони, Лжами, Хяла'лл, Навои, Бабур, Фуркат, Завки, Хамза, Авлони и др. являются великими деятелями мировой культуры. Наряду с наукой, искусством, литературой, они уделяли огромное внимание вопросам воспитания, создавали поучительные рассказы, притчи, басни, афоризмы. Ценность этих мыслей состоит в том, что они актуальны и сегодня, их можно и нужно использовать в нравственном воспитании подрастающего поколения в детских учреждениях, ибо в их произведениях уделяется особое внимание культуре, воспитанию личности, говорите* об уважения к родителям, 1 доброте к людям, об умении высаливать и придерживаться совгп>в старших, скромности.

Именно поэтому Президент Респ., ^лики Узбекзлтан И.А.Каримов в работе "Узбекистан. Свс;" путь о явления и прогресса" уделкя особое внимание морали, как осноьы нравственности. Нормой мен-личноотных отношений является почитание старших, забота о семье я детях, открытость, доброжелательное отношение лздям независимо от национальности, чулстло сострадамя к чугой беда я а. аямо-помовд. Характерные черты населения Узбекистана - любовь к узбекской земле, к своей Родине, трудолюбие, особо уважительное отношение к знаниям, учителям, п [.осветителям. Если взглянуть в гдошлое с точки зрения нравственности, то использование наследил наших великих дредгов в деятельности современных' дошкольных детских учреждений шло он очень полезши, эффектность чего показали результаты исследования.

Сегодня ни все больше- долг.ны использовать труды великих мыслителей и сказки, отражающие нравственность, которые доводятся до сознания детей воспитателями в процессе обучении я воспитания в детских дошкольных учреждениях, ибо в детском и у ребенок получает образец чедовечности.

Итак, чашей целью было-проанализировать, определить, упоря-дсиить я обобщить научно-педагогические идеи и опыт узбекской г.ародной педагогики в области воспитания, от{«ценных в устном народном творчестве, р частности, в скрзках, а Также использовать бесценные произведения мкзлителей Востока о нравственном

воспитания детей дошкольного возраста. В процессе исследования для обеспечения достижения этих целей путем экспериментов, бесед с родителями и детьми, а такае ьосяитателями мы прилип к выводу о целесообразности сделать теоретические и практические вывода по воспитанию нравственных качеств у детей на основе сказок, •использования трудов великих мыслителей по вопросам нравственного воспитания детей. .

Во второй части "Нравственное воспитание детей дошкольного, возраста на основе национальных ценностей" даны образцы Корана и Хадисов, которые дагут быть использованы в ароцессе воспитания детей дошкольного возраста.

Современную узбекскую педагогику в процессе нравственного воспитания малышей трудно представить без сказок и преданий,от-ра&аюцих идеи нравственности. Их'совокупность создает единое целое и это можно назвать педагогикой, близкой к нравственному воспитанию детей. Узбекская народная мудрость гласит: "Сей добро, будешь делать лвдям добро, тебе воздаотся богом: на добро отвечают добром". Эти высказывания взяты из Корана. Кэран учат, что делать добро - естественная надобность человека. "Как Аллах делает тебе добро, гак и ты ¿.елад добро другим" (Сура "Касос", "77-ой").

Поучительны для всего мусульманского мира аизнешшв путь.манеры пророка Мохамеда. Святыней в Исламе после Корана считаются Хадасы (сказания), описывающие казнь п деятельность Мохамеда. В Хаднсах не только даются сведения о законах шариата, но в большинстве из-них содержатся мудрые мысля о нравственности.

В Хаднсах особо подчеркиваются утьорадения о необходимости овладения нлвдым знаниями и ремеслами. В некоторых Хадисах знания ставятся даае выше, че.м молигва к Аллаху. Яркам 1римером тому является Хздис: "Наука лредпочтительнее. молитвы". Наряду с другими в йаламской религии доказывается идея, что. одним из путей к совершенству человечества является наука.

С удовлетворенаем кокно отметить факт наличия многочисленных сказок, притч, хикоятоя, аивущих веками, основанных на Коране или Хадисах я близких к ним в вопросах воспитания и образования, В их остове лежат идеи, необходимые для образования и воспитания, поучительные мысли о воогшгания.дотеа.

Необходимо отметить, что до сих пор в программах детских уч-

рездендй не было места для свяченного Корана, Хздясов л произведений устного народного творчества, созданных на их основе. Но исследования показали, что использование таких произведений дает ощутимый эффект. Всему лучшему детей необходимо учить с раннего возраста. Руководителя, воспитателя детских садов, где проводилось лсследованле, убедились в этом, сделали соответствующие выводы. Считаем целесообразным внедрение этого опыта в практику детских дошшльных учреждений страны. Для этого необходимо:

а) обновить программы детских садов. Уделять в них особое внимание Корану, Хадасам, произведениям устного народного творчества, созданных на их основе;

б) было бы полезным издание хрестоматий образцов Корана, Ха-дясов, произведений устного народясг. творчества: сказок, пословиц, легенд по нравственному воспитанию.

В I частя второй глдвп "Сказг1 как средство воспитают" говорятся о сказках, о роля сказок :1 фавственном воспитавши детей.

Нравственное гаслпташе детей дошвдльного возраста - дело очень сложное, ответстлеяноэ. Это исторический процесс, который развивался па протяжения веков. В усланном решенгл вопроса по нравственному гэспятаняю сказки могу? стать ваглшм источником. Изучение вопроса прапстзелкого аоспвтания, основанного на сказках л своеобразных его методов я путей - одна пз вакнейшех задач, стоящзу. перзд дошкольной педагогикой.

Оорзтеняо иезаагсиоом Республикой я возроэдешзо национальных трздвсзЗ юлзизлл начало эпохе обновления я для дотекчк уч~ сзпдеяпй. Настало зрг:.*л слободно пользоваться нас »дзеи предков: спазкаая, еослозяцрлш, поговорками, загадкамя, логзндакя, пркт-

Какя у "сох народов л народностей, узбекские народы;« сказка а оснозкоп сэсяяцоны воояаташпэ дател, лх духовному совершенству, аиачо говоря, одгшотайпнзгду зослигашга. Восш1таав,г детей, преданна сгослу народу, о:гслзв& посредством сказок, шигется основной задачей, огоячсЗ' яерзд яарэдлоЯ пэдагоглюЗ. К^азоутгвтельноо качество сказок состоят л тем, что рог5вкок с пх помоги учится ли-б.тгь свои Родаиу, узгзать старая, 'зебогатьа? о млзделх. Соот-лзгстЕяз сказок пс.~:::ко дэгггальнакоз считается одни гз вакных осрбелкостр]!, 'Скззкд ср.эдствсм, аозшахпш пх яятзрэс к

различным событиям. Именно поэтому их необходимо использовать на занятиях "Одобнома", "Развитие речи", "Ознамзмление с художественной литературой", "Ознакокчале с правдой", "ИЗО", а также в нетрадиционных мероприятиях и развлекательных играх, в вечерних передачах.

• Дети при помощи сказок постепенно знакомятся с окружающей средой, реальным миром. Сказки по своей простоте я образности близки душам детей. Идеи, отраженные в народной педагогике, в сказках быстро усваиваются детьми, обогатит их мысли и воображение. Посредством сказок можно воспитать в дэтях истинно человеческие качества. Ребенок, слушая сказку, мысленно сравнивает его суть - идеи, понимает, что хорошо а что плохо. Именно поэтолу внедрение сказок в практику детских учревдений является н-даменгоы воспитания высоконравственной, всесторонне развитой личности.

Вше мы много говорили о роли сказок в нравственном воспитании детей. И чтобы избежать повторов, в этой части мы остановимся на разделах "Приветствие, долг и доброта", "Скромность", "Бла гоололеиие, назидание", "Труд - ключ к очастью", "Из ручейков об разуются реки". В исследованиях, наряду с опубликованными, хорошо известней сказками, использованы малоизвестные, записанные из уст народа, направленные на нравственное воспитание детей сказки, такие как "Олтяноа", "Уважаемая девочка", "Счастье ои-ротки", "Счастлив,кого благословляют".

Исследования показали, что сказки разнообразны «о своей тематике, однако при пристальном изучения выяснилось, ч?о практически отсутствуют сказка для детей 3-7-детнего возраста (естественно, сллце'.чоряющих нравственное воспитание).

Не тевт смысла вводить в программу детских седа сказки, помещенные в учебниках для 1-4 классов общеобразовательной шюл|, такие как "Ур тушок" (Бей, дубинка!"), "Честный я нечестный", "Золотой арбуз", "Зумред в Кишат". Сшег этих сказок раосчитан на детей 10-14 лет. Для детей сказка привлекательна, если а ней участвуют они сами или их сверстнякя. -'.итывая это, мы собирали среди сказятелей сказки, соответствующие возрасту 3-7~лзтнях де-те£. Б исследовании всесторонне рассмотрены сказки "Олтяной", "Уважаемая девочка", "Счастье сиротки", "Счастлив тот, кого бла

гословлякт", сюжет которых рассчитан именно ла детей этого возраста. Эффективны они были на собирательных занятиях, прогулках, во время развлекательных игр.

Заключительная часть данной главы называется "Результаты эксперимента по использованию сказок а нравственном воспитании детей дошкольного возраста". Е ней отражены результаты эксперимента, проведенные в детских садах "Камалак" Чиланзарского района г.Ташкента, "Ором" г.Кокавда.я детсаде-гимназии "Гунча" Узбекистанского района Ферганской области.

В процессе изучения педтогяческих условий образования и воспитания в детских садах и в целях определения интересов детей старик и подготовительных групп к изучению народных сказок в урочное и внеурочное времм, в семье, удовлетворительности или пеудовле1Еор:пч..ц.ности интересов и потребностей малышей моральными качествами, систематически дающимися на занятиях, были проведены беседы по изученным к настоящему времени народным сказкам, в анкету внесены вопросы (устные ответы детей на них записаны полностью в анкетах воспитателями):

1. Какие сказки до сегодняшнего дня вы сдушалз от воспитателей?

2. Какая из перечисленных сказок вам нравится больше я почему?

3. На каких героев из прослушанных ваш сказок вы бы хотели походить?

4. Какие герои сказок вам понравились своей воспитанностью,' вежливостью, честностью?

5. Есть ли в прослушанных вами сказках герои, любящие Родину, природу, це*шщие ее и кто они?

6. Какие герои а какие сказках каких успехов достигли в вязни своей воспитанностью, нравственностью, веалявостью, скромностью, тру до люби ем?

7. 1ерои каких прослушанных вамп сказок оставили хорошие впечатления с?'-щма положительными качествами?

8. С помощью каких сказок вы узнала эталет речи я .Долгих гзт яизни тебе, расти, малыш, будь счастлив, пусть будет золотом земля, которую ты возьмешь в руки"?

9. Героев каких сказок можно отнести к воспитанным, веяливым, добрым, правдивым?

10. Чему необходимо придавать значение, чтобы вырасти, скромными, трудолюбивыми, воспитанными, честными, векливыми, как герои сказок?

Полученные результаты обработаны математико-статястическим методом "X*", широко применяемым в педагогических исследованиях, отраженных в книге М.И.Грабарь я К.А.Красяянской "Применение математической статистики в педагогических исследованиях". Ответы детей кз юпросы по сказкам оценивались по следующим критериям: "5" - правильный ответ; "4" - правильный, но не полный ответ; "3" - неполный ответ;

"2",- неправильный ответ. . .

Ответы детей на вопросы анкеты, проведенной в качестве эксперимента в детских садах, показали, что сказки, вз^здные деты,!я до сях пор - это "Золотой грбуз", "Честный я нечестный", "Зумрад и Киммат", "Ур, тукмок", "Три брата богатыря".

Большинство опрошенных не смогли ничего ответить га вопроса 4,5,6,7. Это свидетельствуег о том, что дети еще не осозналг с помощью сказок понятий морали, существующие, программы не соответствуют их возрасту, воспитатели неправильно выбрали сказки для занятий. Считаю - это недостаток в педагогической практаро, что мешает изучению детьми народных сказок, развитию их интересов, стараний, возвышению нравственных качеств, развитию навыков и умеш1й. :

В ходе эксперимента была использованы сказка. "Одгинсй", "Уважаемая девочка", "Счастье сиротки", "Счастдгя тег, 1.ого благословляют". Они соответствовала возрастным псяхологичеоккь:.особенностям, мышлению и восприятию, детьми дошюдьшго ювраота, яешэ~ шиеся краткими, о простым сюкетоы, трогатсль:п:гд, :.сг::о ос:;исл.-д>-щимися. -

Эти сказки неоднократно рассказывались, читалась, пэрсокасц-вались на сооирателышх, нетрадиционных занятвяк, во внеурочное время, на прогулках, а развлекательных ягрех, что дала ощужий. воспитательный эффект. .

Нами составлены анкеты к кавдой сказке для развзванцого г^нс— римента, на га горне подучены ¿стнае ответы, которые внесены сос-пв:."-гелями в анкету.

В ходе исследования тщательно изучена программа образования и воспитания л детском саду, л процессе занятий использованы новые сказки, соответствующие возрасту детей, созданы комнаты для собирательных занятий, оборудованных разнообразными иллюстрациями -к сказкам, портретами ученых-мыслителей, штрихами к образу воспитанных и невоспитанных детей, раздаточным материалом. Танке попользовались в ходе занятий цуклы, игры. В результате у детей возрос интерес к национальному наследию, совершенствовалось нравственное воспитание детей, чувства любви к Родине, к природе.

Показатели, определяющие нравственные понятия посредством народных сказок в детских дошкольных учреждениях отражены в таблицах №5 I, 2.

Таблица й I

Показатели, определяющие нравственные понятия воспитанников детского сада }£ 561 "Камалак1 Чиланзарского'района г.Ташкента ■посредством народных сказок

Собран-! В начале эксперимента ! В юнце эксперимента

баллы .'Контрольная .'Эксперямен- I Контрольная- ¡Экспершен-

! группа , ! тальная ! группа !тальная ,

! ' ! группа ! ! группа

Оценка ! Количество ¡детей ! Количество •детей ! 1 ; а ! " !Колл- ¡чество (детей \% !Коли-! чес тво ¡детей 1 1 % !

"5" 42 28 48 32 48 32 96 - 64

"4" 48 32 52 34 50 33 56 34

"3" 36 24 30 20 46 32 18 12

"2" 24 16 20 12 6 4 - —

Т/

Таблица И 2

Показатели, определяющие нравственные: понятия воспитанников детсада-гимназии К 4 "Гукча" Узбекистанского района Ферганской области посредством народных .сказок

Собран-! В цачале эксперимента ! В коше эксперимент?

ныз баллы !Контрольная ! группа ¡Эксперимен-!тальная ! гочппа !Контрольная ! группа !Экспег;'мея-!тальная ! групп г

Оценки ! Коли- ! % !чество ! ¡детей ! ¡Коли- ! ¡честно 1 .'детей ! % !Коли-! чество !детей ! % ! {Коля- ! % ¡чество ! ¡детей • 1

"5" 48 32 42 28 42 28 102 68

"4" 48 32 36 24 48 3? 36 24

"3" 30 20 54 С6 36 24 12 8

"2" 24 16 18 12 Т„°>ТК6 . 24 16 — • —

В заключении диссертации подводятся общие итоги ис-медования, формулируются выводы, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы и выносимых на защиту положений:

1. Организация в детских садах собирательных и нетрадиционных занятий на основе народных сказок повышает интерес детей к нравственна качества.!.

2. Необходимо в урочное и.внеурочное.время давать детям сведения о сказках по нравственному воспитанию, ] азвивать нравственные качества примерами из реальней кизня, на практических занятиях превращать полученные сведения в навыки.

3. Неооходямо в воспитательной работе в детских садах усилить внимание к народным сказкам, отражающим ш сути своей (.оральные качества.

Трудно сказать, что занятия.в детских садах проводятся на уровне требований сегодняшнего дня. В целях улучшения нравственного воспитания детей дошкольного возраста предлагаем:

1. Ввести в программы детских садов и в учебно-воспитательная процесс народные сказки, вобравшие в себя моральные качества.

2. Изучать сказки, соответствующие возрастным особенностям малышей, анализародить с помзцью воогштигеля содержание.я"обче-

печать навыки применения их в жизни.

3. Широко внедрить изучение родителями народных сказок, использование яма сказок в воспитании высоконравственной личности, организовать родительские университеты, психологячес oie сду-дбы, оказывать помощь воспитателям з организации, педагогического обра-зовшшя родителей.

4. Проводить в группах вечера "Сказки наших дедов", "Сказка слатери - ростки воспитания", "Сказки.сказки ..." и т.п.

При систематическом проведении таких мероприятий в детских садах сказки, отражающие моральные качества, станут любимыми произведениями детей.

Роспитайники дошкольных учреждений должны получить образование я лее питание на уровне мировых стандартов, быть зрелыми,гармонично развитыми, о чети я говорится а Законе "Об образовании" Республики Узбекистан.

3 знсонэнравствеш'см воспитания детей особую значимость приобретают сказки, что должно быть в центре внимания как воспитателей, так я родителей.

Передающиеся.из поколения в поколение, испытанные самой хазнью, народные сказки являются основой воспитания. Прочесть, проанализировать подробно каждую сказку, довести ее до сознания малышей - требование времени.

Основное содержание диссертация отражено в следующих публикациях авто(л:

1. Бола камолягяда эртак. - Тошкент, 1994. - 2,5 п.л.

2. Уйлашни урганиыиз. - Тошкент, 1994. - 2,5 п.л.

3. Хал^ огзаки яжоди - тарбая восятаси. - Тошкент, 1995. -2,5 п.л.

4. Иолом. Эртак. Тарбия. - Тошкент, 1997. - 2,5 п.л.

5. Савобли яш ^илинг.// Маьряфат, 1992, 28 ноябрь.

6. Дуо - олгя.ч.// Боошангяч таьлим, 1993, JS 2. - С. 28.

7. Хишатли суз.// Бошлангяч таълим, 1993, № 5-6.-С.32-33.

8. Поклик - яхшя фазялат.// Бошлангяч таълим,1993, Л 7-8. -С. 32..

9. Шеър ^якматяни сингдириб.// Мантабгача тарбяя, 1993, й 7-8.

- С. 41.

10. ^узур-халоватсяз ме>?нат.// Замон ва педагогика, Илмяй туп.

- 1994. - С. 40-46.

11. Бош «ш-ваташш севиш. Уадвчи шахсиав тарбиялаш. Илмай туп., 1995. - С. 30-33.

12. Яхши а;аёт х;акрда катта орзу.// Бошланадч таьлим, 1994, Jf I. - С. 57.

13. ^унар-зар.// Ыактабгача гарбпя, 1994, Щ I0-II-I2. -С. 12-13.

14. lyapii бялх&чня паря билмао.// Бошлачгич таьлиы,'1995, В 5-6.

15. Узбекистан болалар богчаларпда эрталикларнн тайёрлак'да бадиий адабяегдан фойдаланиш.// Ыактабгача тарбия, 1995, К 7-6. - С. 12-13.

16. Эгзулик ijyimara. Туркия-Ан^ара.// Исти^лол гунчалара,1995. № I. - С. 33-35.

- С. 41

ЛБДУРДШВА ДИЛФУЗАХОН АЛИЕВЯА

Уавзу: "Мактабгача тарбяя ёшидаги болаларня ахло^ий ру^да . гарбаялаэда халд эртакларидан фойдаланиш"

.'Хугахасояслин: 13.00.01 - Педагогика тарах и за назарияси ШТАСАР БАЁН

Эргаклар ёрдамида бо?ча болаларинянг ахло^ий тарбияси бугунги :;унда ^уда долзарб мавзу булиб адлда. Ахлок за одобли булиб камол топгак инсон факат вгюбяй фазилатга эга булади. Эл-у юртня .чамнун халадн. Демак, бугунги дунда бушшг асооий замани эртак-дан, богчадан бошлаяадп. Диссертацияшшг кириш щюмя ана шу чу^ям .мае влага багшалаяганляга билан аараллб ту ради.

Ляосертацаянвиг бяранча боб бярянча фаслида утшш алломала-рямазнянг бой педагогии меросларн бугунги богча болаларяни ахло-

тарбпяларпда етакча роль уйнаша танрибалар асосида илгаря суралдя.

Курьона нарам, ^адяо да булар асосида ыейдонга келган турли зргак, ривоят, хякоятлар воситасида качгшнтсйларни ахло^яй тарбдйлаш 1-бобнииг 2-фаслини ташкал этадп,

Ю-ррлда таъкадлаб утилгаяадек, богча болалари эртаклар олами-да ус«б, улгаддллар. Узларининг ёаларяга, педагогяк ва психоло-гпк хусусаятдарага мое келадиган эртаяларна ^йта-^айта тинглаш-дап чарчаиайдплар. 2-бобда худел шу хусусда гая кетадя. Муалляф 5-7 ё^шзлар учун аларда эртаклар танлайдз. Еа уза танлаган *'Бте?днднг басга", "Ал^а олган ошндар", "Ардоцлл 1$взча"., "Олта-лой" ::аба унлаб. эртакларна иаилакатимазнинг бар нечта бо'гчасяда сяновдаи ^тказэда ва №обдй натякаларна рлга каратадл.

Дассертайннзнг хулосасадд олиб борплган ашларга якун ясалади. Педагогика га гйна1ра, бугуягп болалар педагогикаса фани олдида тургаг 1щг.и зазвфалар балгялаб беряладз. Шунангдек, ыавзу юзаси-дап ишлакатяияз болалар богчаларзда олиб боралган таариба-синов патияалари ^а-л дасоертацпяда баён 1рзлинада.

- 20 -

Abdurahimova Dilfusahon Aliavna

Thesm: UBing the folk-taleB ill ths noral education of children of the pre-achool ega.

Speciality« 13.00.01. History and Theory of iedagogics

SUMMARY

Moral oducatioH of tha pro-school ago 6 children by r.oanf of folk ta£au was and remains to be an important scientific it-cur, Correctness of ohoaan folk-tales will help to fora positive rarai qualities of tho pre-Gchool aged children. She children roho arc being brought up in the children welfare institutions are fond of likr talee on the basis of whioh thsy grow uo. lis the Iniroduotim; of the dissertation the aotuelicy of the probJ.cn ic liubatenticted

In the first chapter the icoortance of the rioc pcaagogionl heritage of thinkers of oul people in the moral education of the pre-sohool Qgsd ohildren is investigated. la the cecoiid chapter. The foundations of the coral education ooneitute the holy Korant Hadiaaea and originated on their besio tsleBe legends. These iocaac are eluciatod and- proved with concrete recultt, carriod out tacts.

As it was noticed, children of pre-sohool ege live End develops in the world of tales.. Thay^ars fond listening to the tales oatiofyinj their pedagogical and psychological peoulieitles. third chapter is dsdicated to these issues. Tho author ehooaes talee for the children of 6-7 years old. The author rseossaand selected tai&e "Orphana Good Fortune", "Cherished Girl", w01tinoy"t "Who ic Blos-aad that ia Seve and Sound" to use thsm In ell th« child wolf arc Institutions of republic, Tests Gcrricd out by tha author (experiments) have given pooitivs results that ars ehown ic tlis diBsertotin.

To the coneluasion carried out scientific research was reviewed and eotne recommendations» Arc- gives the moat inportcnt t*3k8 of jnornl education of tho pre-school aged fihildrcn ware determined by the author.