Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Лингвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов педагогических вузов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Лызлова, Ирина Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Магнитогорск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Лингвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов педагогических вузов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лызлова, Ирина Александровна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Художественное мышление, его особенности и структура.

1.2. Лингвострановедческие средства и возможности их использования в формировании художественного мышления студентов педагогических вузов.:.

1.3 Педагогические условия формирования художественного мышления студентов педвуза.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ.

2.1. Цель, задачи, этапы и методы опытно-экспериментальной работы.

2.2 Ход и содержание экспериментальной работы.

2.3 Оценка результатов опытно-экспериментального исследования.

Выводы по второй главе.!.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Лингвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов педагогических вузов"

Актуальность исследования.

Изменение парадигмы общественного развития с идеологии на культуру, переоценка системы общечеловеческих и культурных ценностей, самоценность личности заставляют сегодня по-новому взглянуть на духовность, духовную культуру, формирование и развитие мышления личности, а именно таких его форм, как логического и художественного. В традиционной педагогике долгое время предпочтение отдавалось развитию логического мышления личности, приобретению так называемых ЗУНов (знаний, умений и навыков). Педагог (или учебник) давал учащимся знания, учил способам деятельности, т.е. обучал умениям и навыкам, но недостаточно уделял внимания развитию мышления учащихся. В результате знания, приобретенные зачастую путем зубрежки, умения и навыки узкой специализации оказывались недостаточными, а иногда даже бессильными перед глобальными проблемами современности. В теории образования и практике считалось, что "все остальное (творчество, эмоционально-ценностное отношение) приложится, разовьется само по себе. В лучшем случае - вначале знания и умения как "основа образования", а потом творчество, не говоря уже о духовных, нравственных и иных потребностях и интересах" [157, С.23]. Однако игнорирование таких компонентов образования как обучение творческой деятельности и способам художественного мышления приводит к "чрезмерному интеллектуализму, и как следствие - к господству технократического мышления, для которого характерен примат средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеческими ценностями" [там же, С.21].

Сегодня стало очевидным, что проблемы формирования и развития мышления, в частности художественного, должны занимать не второстепенное, а одно из главных мест в образовательном и воспитательном процессе.

Социально-экономические преобразования нашего общества возлагают нелегкую обязанность именно на высшую школу: не только "вооружить" будущего специалиста основательными знаниями, но и сформировать его как личность с творчески ориентированным мышлением, широтой и глубиной ценностного отношения к миру, т.е. такими качествами мировосприятия, которые сегодня можно считать социальным заказом. Сегодня в интегрированном мире социальный заказ - это заказ на специалиста с заданными качествами, обладающего научным мировоззрением, выступающим как интерсоциальный взгляд на мир, имеющего сформированные интерсоциальные привычки, связанные с уважением личности, это заказ на специалиста, являющегося интеллигентом, патриотом, культурным человеком [104, С.3-4]. В формировании такой личности, способной к анализу и синтезу наивысшего уровня', обладающей умением увидеть, прочувствовать и адекватно воспринять любое явление действительности и способной правильно ориентироваться в мире общечеловеческих ценностей немалую роль может сыграть развитие художественного мышления. Именно поэтому оно необходимо человеку, а, следовательно, и обществу, которое сегодня обойтись без него не может.

Проблемы мышления довольно серьезно рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. В связи с этим мы изучали:

- психолого-педагогические проблемы мышления;

- мышление как умственный процесс;

- различные формы мышления;

- особенности художественного мышления.

Анализ научной литературы показал, что проблеме "мышления вообще" посвятили свои работы такие известные философы и психологи как И.Кант, В.Гегель, М.К.Мамардашвили, Э.Геккель, Д.Романэс, С.Холл, А.Ф.Чемберлен, В.Прейер, Ж.Годфруа, У.Джемс, Д.М.Болдуин, Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс, Н.Н.Ланге, П.Ф.Каптерев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.Н.Леонтьев, А.Н.Северцов, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, Н.С.Мансурова, К.А.Славская и многие др. Из них, У.Джемс определяет мышление как своеобразный умственный процесс, основанный на ассоциациях по сходству и по смежности; Л.Леви-Брюль делит мышление на логическое и пралогическое; Ж.Годфруа - на конвергентное и дивергентное. При этом последний выделяет особенности творческого мышления; Л.С.Выготский определяет генетические корни мышления; М.К.Мамардашвили утверждает, что вопрос о мышлении - есть вопрос о бытии.

Психологический механизм * мыслительного процесса исследовали Ф.Н.Гоноболин, В.С.Библер (мышление как творчество); К.Левин (конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии); П.В.Копнин, М.Б.Вильницкий (виды мышления: общественное и индивидуальное, эмпирическое и теоретическое, эмоциональное и рациональное); Б.И.Додонов, Л.В.Путляева (функции эмоций в мыслительном процессе); А.Я.Пономарев, А.П.Эсаулов, О.К.Тихомиров (психологический механизм творчества); Н.Ю.Вергилес, В.П.Зинченко (психофизиология визуального мышления). Проблемы логического мышления достаточно полно представлены в работах В.Ф.Асмуса, К.С.Бакрадзе, Д.П.Горского, А.В.Савинова и др.

Изучение различных форм мышления: творческого, творческо-системного, дивергентного, интуитивного, дискурсивного, музыкального, мышления на иностранном языке рассматривали следующие отечественные специалисты: С.И.Орлова, Л.А.Григорович (формирование творческого мышления на начальном этапе становления личности), Н.М.Пручкина (формирование творческого мышления учащихся в условиях инновационного образования), И.Ю.Медакова (творческо-системное мышление учащихся технических Лицеев), И.А.Майданник (развитие дивергентного мышления у старших дошкольников), В.В.Дубинина (интуитивный и дискурсивный компоненты мышления), М.С.Глазман (единство эстетического и теоретического в мышлении), Л.Д.Франк, О.Ф.Черниченко (особенности мышления на иностранном языке), Н.Е.Черткова, Л.Д.Дыс, Бонфельд (структура музыкального мышления) и т.д.

Проблемы художественного мышления в процессе его исторического развития и до наших дней исследовали известные отечественные философы:

A.Л.Андреев, А.В.Гулыга (художественное мышление как эстетическая категория); Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров (художественно-образное мышление как эстетическое творчество); И.Л.Любинский, В.К.Скатерщиков (художественно-образное мышление и его специфические средства); В.И.Шинкарук, Т.И.Орлова (художественное мышление в системе видов мыслительной деятельности); Б.М.Неменский (структура художественного познания и художественного мышления); Ю.У.Фохт-Бабушкин (художественная деятельность и интеллектуальные и творческие способности); Г.Д.Гачев, Н.В.Гончаренко (значение искусства в развитии художественно-образного мышления).

Отдельные проблемы формирования художественного мышления получили научное решение в диссертационных исследованиях С.Х.Раппопорта, Н.Г.Мишуриса, Т.И.Орловой (гносеологический анализ природы художественного мышления); Н.А.Винк (социальная природа художественного мышления); И.А.Гризовой (художественное мышление и художественный образ);

B.И.Хрулева (проблема художественного мышления: пути исследования). Наконец педагогическим проблемам художественного мышления посвятили свои работы Н.Л.Стариченко, А.А.Голуб, О.А.Ковалева (формирование художественно-образного мышления художественно-изобразительными средствами); Т.И.Кучина (развитие художественного мышления средствами литературы).

Анализ литературы по проблеме художественного мышления показал, что, если в области логического мышления определены- его сущность и специфика, структура и особенности, роль и функции, то в области художественного мышления научное обоснование его особенностей и специфики практически не разработано. Проблема развития художественного мышления в настоящее время имеет множество неразрешенных вопросов.

О том, что данная проблема не находит должного внимания и своего разрешения в педагогической науке говорит и тот факт, что материал об особенностях развития художественного мышления не освещается не только в учебниках по педагогике, но и не рассматривается как самостоятельный предмет изучения в учебном процессе как общеобразовательной школы, так и вуза.

Современная педагогическая и психологическая наука многосторонне исследовала роль искусства и различных его средств (литературных, изобразительных, театральных и т.д.) в процессе формирования художественного мышления личности. Установлена и обратная связь: художественного мышления, искусства и творческой деятельности с изучением точных наук.

Так, в результате опытно-экспериментальной работы, проведенной в лаборатории конкретно-социологических исследований художественного развития школьников НИИ художественного воспитания АПН СССР под руководством Ю.У.Фохт-Бабушкина, было доказано, что художественная деятельность стимулирует развитие определенных интеллектуальных и творческих способностей в физике, математике, технике [77]. В работах Г.Я.Акадина, Ш.П.Бала-вадзе, Л.С.Айзермана, Т.И.Ку чинои показано влияние литера хорных средств на мировоззрение, культуру и художественное мышление школьников и подростков. Исследования Н.М.Стариченко, Н.А.Зубачевской, В.М.Варданян посвящены влиянию изобразительной деятельности на формирование эстетических интересов, творческого потенциала, развитие художественно-образного мышления как младших школьников, так и студентов. С.И.Хмарскдй определял возможности художественного развития младших подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Ю.А.Халфин в результате 30-летнего опыта работы в школьном полифоническом театре пришел в заключению, что театр является плодотворным педагогическим средством нравственного и эстетического формирования личности.

Что касается такого предмета как "Иностранный язык", то его влияние на развитие творческих способностей личности, формирование ее художественно-образного мышления, по нашему мнению, изучено недостаточно полно и требует серьезного рассмотрения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Существующие представления сводятся к тому, что изучение иностранных языков способствует развитию в основном логического мышления. В процессе освоения языка другого народа "тренируется мнемотехника, т.е. разные приемы запоминания - произвольные и непроизвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза, . совершенствуется отft влеченное мышление [118, С.22]. Иностранный язык обладает богатым набором методических средств, которые способствуют развитию умений вывода логических умозаключений на основе таких мыслительных операций, как индукция и дедукция, способности к моделированию и прогнозированию, что предопределяет творческую активность личности [147, С.51]. Особенности "мышления вообще" в процессе усвоения иностранного языка исследованы в работах Л.С.Выготского, Б.В.Беляева, Е.С.Махлах, И.А.Рапопорта, Т.К.Решетниковой, Л.В.Шеншева, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева, И.А.Петуховой, Э.Д.Телегиной, В.В.Гагай, В.А.Артемова. Среди диссертационных исследований, касающихся функций иностранного языка, следует выделить работы О.Ф.Черниченко, Н.А.Гордеевой, Д.Ю.Камбаровой, Н.В.Пустоваловой, Н.В.Гизатулиной, Т.Г.Кравченко, Н.А.Шаламовой. Исследованию развивающей, общекультурной функции иностранного языка посвятили свои работы Е.И.Пассов, В.П.Кузовлев, В.С.Коростелев, И.Л.Бим, Р.Ц.Мильруд, Ж.Л.Витлин, Ж.Я.Лопасова, А.И.Бородина, П.А.Разинов, В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, Г.Д.Томахин, Г.В.Рогова, П.Ф.Евстифеев, О.Г.Манеева, Е.И.Вишневский, Р.К.Миньяр-Белоручев, О.Г.Оберемко, Н.В.Витт, З.Н.Никитенко, О.М.Осиянова, А.Ю.Лебедев и др.

Как утверждают некоторые авторы, изучение иностранных языков обладает "безграничными воспитательными и развивающими возможностями. Он может использоваться как средство идейно-политического, нравственного, этического, трудового, интернационального, патриотического и художественного воспитания "[138, С .33]. Однако разбивающие резервы иностранного языка в области развития художественного мышления практически не изучены.

Тезис о неотделимости изучения иностранного языка от одновременного ознакомления с культурой страны изучаемого языка, ее историей, географией и современной жизнью является сегодня общепризнанным. Основу такого обучения составляет лингвострановедческий аспект, которому в последнее время педагоги-лингвисты и практики начали уделять достаточно большое внимание. Знакомство с художественной культурой стран изучаемого языка путем применения лингвострановедческих средств, по нашему глубокому убеждению, в немалой степени может развивать и уровень художественного мышления, т.к. изучающий иностранный язык, оставаясь носителем своей собственной культуры, обогащает свои знания, приобретая элементы культуры стран изучаемого языка, и становится носителем мировой культуры. Не случайно в структуре ЮНЕСКО создан Отдел по лингвистическому образованию, разработана конкретная программа Международной кафедры ЮНЕСКО "Межкультурный диалог и социальное взаимодействие",' составлены и действуют лингвистические проекты ЛИНГВАУНИ и ЛИНГВАПАКС, которые призваны решать задачи формирования межкультурной компетенции на основе системного подхода к обучению иноязычной культуре на всех ступенях образовательного процесса (школа-университет) в странах, входящих в Европейский Регион. При этом овладение средствами и методами межкультурного диалога рассматривается не только как важнейшая цель профессиональной подготовки специалистов в странах-партнерах, но и как ведущий принцип организации образовательного процесса в современном мире.

Важность решения проблем формирования и развития художественной культуры и художественного мышления будущих учителей иностранного языка трудно переоценить. В связи с возросшей ролью иностранного языка, в частности английского, в международной жизни возрастает значение определения но . 10 вых подходов и условий для развития художественного мышления учителей иностранного языка. Сегодня педагог, обучающий иностранному языку, должен хорошо знать не только художественную культуру своей страны, но й художественную культуру стран обучаемого языка, быть носителем профессиональной культуры (общепрофессиональных знаний), культуры педагогического труда, поведения, речи, обладать высоким уровнем художественного мышления (развитым творческим воображением, интуицией, эмоциональностью).

Изучение психолого-педагогической, философской, методической литера-it; • туры, анализ работы преподавателей иностранного языка, целенаправленный собственный многолетний опыт и наблюдения за работой в студенческой аудитории привели нас к глубокому убеждению о необходимости формирования художественного мышления студентов, в том числе и педагогических вузов, поскольку современное обучение в них, к сожалению, не ориентировано на развитие подобного рода мышления. Следовательно, проблема формирования художественного мышления в условиях высшей школы является актуальной и требует своего педагогического решения.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между современными требованиями общества к формированию творчески 4к активной личности с высоким уровнем развития художественного мышления и характером традиционной системы вузовского образования. Кроме того, актуальность данной работы заключается в недостаточной теоретической и практической разработанности комплекса педагогических условий и лингвострановед-ческих средств обучения иностранным языкам, обеспечивающих формирование художественного мышления студентов педагогических вузов. Это обусловило выбор темы исследования "Лингвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов педагогических вузов (гуманитарный аспект)".

Объект исследования - процесс формирования художественного мышления студентов педагогических вузов.

Предмет исследования - лиигвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов педагогических вузов.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования художественного мышления студентов лингвострановедческими средствами.

Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования художественного мышления студентов педагогических вузов лингвострановедческими средствами обеспечивается путем выполнения следующего комплекса условий:

1) интегративного преподавания дисциплин гуманитарного цикла (Мировой художественной культуры, Культурологии, Истории литературы стран изучаемого языка, Страноведения, Практики речи иностранного языка, спецкурсов, спецсеминаров);

2) организацией систематической внеаудиторной воспитательной работы по формированию художественного мышления студентов (вечеров культуры стран изучаемого языка);

3) созданием художественно обогащенной педагогической среды, которая предполагает:

• широкое применение аудиовизуальных средств обучения;

• "живое" общение с искусством, включающее творческие встречи с известными музыкантами-исполнителями, художниками, деятелями культуры во время учебных занятий.

Для достижения' цели и проверки гипотезы нам потребовалось решить следующие задачи:

1) изучить проблему формирования художественного мышления студентов, ее состояние в философской, искусствоведческой, психолого-педагогической теории и практике;

2) определить особенности художественного мышления и его структуру;

3) разработать и экспериментально проверить комплекс лингвострановед-ческих средств формирования художественного мышления студентов педвузов;

4) теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние комплекса педагогических условий на формирование художественного мышления студентов факультета иностранных языков;

5) опираясь на результаты исследования, предложить научно-практические рекомендации по формированию художественного мышления студентов.

Методологической основой исследования явились: положения и категории теории познания; положения о диалектической природе отражательных процессов: единстве рационального и эмоционального; об искусстве как духовной форме освоения действительности; учение о связи языка и мышления, современные образовательные парадигмы; теория художественной культуры и художественного сознания (А.Ф.Еремеев, Л.А.Закс, М.С.Каган, И.Л.Лойфман, Б.С.Мейлах и др.), теория художественного мышления (А.Л.Андреев, А.В.Гулыга, Н.В.Гончаренко, Г.Д.Гачев, Н.Л.Лейзеров, Н.И.Киященко, А.Лилов, И.Л.Любинский, В.К.Скатерщиков и др.), теория и методика формирования художественного мышления, литературными, музыкальными, театральными и художественно-изобразительными средствами (Н.Л.Стариченко, А.А.Голуб, О.А.Ковалева, Т.И.Кучина, Н.Е.Черткова, Ю.А.Халфин и др.), теоретическая концепция обучения иностранному языку, аккумулированная в основополагающих трудах лингводидактов (А.Н.Леонтьева, И.А.Зимней, Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова), заключающаяся в том, что иностранный язык является не только объектом изучения, но и средством обучения, причем все слои языка культуроносны.

Для реализации целей и задач, а также проверки гипотезы применялись следующие методы: сравнительный анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и методической литературы по проблеме исследования (в том числе и на иностранном языке); целенаправленное педагогическое наблюдение за практической деятельностью и обобщение опыта работы передовых преподавателей; систематическое тестирование студентов; собеседование, анкетирование, интервьюирование преподавателей и студентов вуза; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и итоговый; статистические методы обработки экспериментальных данных.

База исследования: эксперимент осуществлялся в условиях естественного учебного процесса на факультете иностранных языков, а также других факультетах (художественно-графическом, физико-математическом) Магнитогорского государственного педагогического института в течение 5-ти лет. В нем приняли участие 250 студентов и 55 преподавателей МГПИ. Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (1994-1997гг.) определялись проблема, цель, задачи, объект, предмет, методологические основы, изучалась литература по теме диссертационного исследования, что позволило сформулировать исходные позиции.

На втором этапе (1997-1998 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой совершенствовались методические средства, определялись концептуальные положения.

На третьем этапе (1998-1999гг.) анализировались результаты экспериментальной работы, обобщались материалы исследования и уточнялись теоретико-экспериментальные выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что

1) определены и экспериментально проверены лингвострановедческие средства, способствующие формированию художественного мышления студентов педагогического вуза;

2) теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования художественного мышления студентов лингвострановедческими средствами.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении педагогической теории выводами об особенностях художественного мышления и его структуре, в разработке методики формирования художественного мышления лингвострановедческими средствами в условиях педагогического вуза.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы исследования при их внедрении в практику учебно-воспитательного процесса обеспечили повышение уровня художественного мышления студентов факультета иностранных языков педагогического вуза. Научно-практические выводы могут быть использованы при совершенствовании учебных программ по дисциплинам гуманитарного цикла, спецкурсов и спецсеминаров, при планировании работы по художественному воспитанию и формированию художественного мышления студентов вуза, а также послужить основой для включения материала об особенностях художественного мышления в учебник по педагогике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс лингвострановедческих средств формирования художественного мышления студентов педагогических вузов, включающий:

• идиоматику иностранного языка (метафоры, сравнения, пословицы, поговорки, образные выражения и т.д.);

• аутентичные материалы (художественную прозу и поэзию английских и американских авторов);.

• страноведческий комментарий.

2. Комплекс педагогических условий формирования художественного мышления студентов факультета иностранных языков, который включает в себя:

• интегративное преподавание дисциплин гуманитарного цикла на факультете иностранных языков в аудиторное время;

• организацию систематической внеаудиторной воспитательной работы по формированию художественного мышления студентов;

• создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей:

- широкое применение аудиовизуальных средств обучения в учебно-воспитательном процессе;

- "живое" общение с искусством, включающее творческие встречи с известными музыкантами-исполнителями, художниками, деятелями культуры во время учебных занятий.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается: теоретической обоснованностью методологических позиций, комплексностью методов и их адекватностью задачам теоретического и экспериментального исследования, опорой на практические данные, необходимые и достаточные для качественной характеристики изучаемого процесса, использованием методов математической статистики, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, многолетней работой автора диссертационного исследования в качестве преподавателя английского языка педагогического вуза.

Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах и сообщениях: на научно-теоретических и научно-практических конференциях всероссийского, регионального и местного уровней; в учебно-воспитательном процессе на факультете иностранных языков на практических и семинарских занятиях; на заседаниях кафедр английского языка и эстетики, этики и культурологии; на семинарах по философии в МГПИ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

В данной диссертационной работе исследуются вопросы формирования художественного мышления, возможности использования лингвострановедче ских средств об>'чекия в процессе формирования художественного мышления и педагогические условия, способствующие эффективности формирования худо жественного мышления студентов педвузов.В ходе исследования мы: во-первых, проанализировали проблему формирования художественного мышления и обнаружили недостаточную ее разработанность в педагогическом аспекте, рассмотрели сущность понятия художественное мышление и пришли к выводу, что художественное мышление - это многофункциональное, много уровневое явление, для которого характерны, с одной стороны, все закономер ности человеческого мышления вообще, а, с другой стороны, оно представляет собой качественно иной уровень мышления с высокой степенью организации всей его внутренней структуры, с высоким уровнем аналитико-синтетической обработки чувственных наблюдений; во-вторых, определили особенности художественного мышления и его структуру, которая представляет собой диалектическое единство его компонен тов: творческого воображения, фантазии, ассоциативности, метафорич ности, интуиции и эмоциональной окрашенности.в-третьих, разработали и экспериментально проверили комплекс лингво страноведческих средств формирования художественного мышления студентов педагогических вузов, включающий: • идиоматику иностранного языка (метафоры, сравнения, пословицы, по говорки, образные выражения и т.д.); • аутентичные материалы (подлинные литературные, музыкальные и изобразительные произведения); • страноведческий комментарий, содержащий фоновые знания.в-четвертых, теоретически обосновали и экспериментально проверили педагогические условия формирования художественного мышления студентов педагогических вузов, которыми являются: • интегративное преподавания дисциплин гуманитарного цикла (Мировой художественной культуры. Культурологии, Истории литературы стран изучаемого языка, Страноведения, Практики речи иностранного языка, спецкурсов и спецсеминаров); • организация систематической внеаудиторной воспитательной работы по формированию художественного мышления студентов (вечеров культуры стран изучаемого языка); • создание художественно обогащенной педагогической среды, которая предполагает: • широкое использование аудиовизуальных средств обучения в учебно воспитательном процессе; • "ж:ивое" оби^ение с искусством, включающее творческие встречи с из вестными музыкантами-исполнителями, художниками, деятелями культуры во время учебных занятий.в-пятых, опираясь на результаты исследования, предложили научно практические рекомендации по целенаправленному формированию художест венного мышления личности студентов. Речь идет о: • целенаправленном использовании лингвострановедческих средств ино странного языка в процессе формирования художественного мышления сту дентов педагогических вузов; • организации преподавания дисциплин гуманитарного цикла с учетом тесной интегративной связи друг с другом в аудиторное время; • проведении систематической воспитательной работы во внеаудиторное вре мя (вечеров культуры и музыки стран изучаемого языка) с целью организа ции не только досуга, но и формирования художественного мышления сту дентов педагогических вузов.• организации художественно обогащенной педагогической среды, включаю щей в себя творческие встречи с деятелями культуры и искусства во время учебных занятий.• и, наконец, включении теоретических выводов об особенностях художест венного мышления и его специфике в материалы учебников по педагогике.В целом исследование подтверждает правомерность выдвинутой гипоте зы, действенность разработанной нами методики и достаточность выделенных педагогических условий, способствующих формированию художественного мышления студентов педагогических вузов.Следует подчеркнуть, что исследование не претендует на полный охват данной проблемы. Перспективы дальнейшей работы видятся в определении специфики художественного мышления, в подробном рассмотрении и анализе таких сложных компонентов художественного мышления как творческое вооб ражение и интуиция в теоретическом и практических планах, в разработке ме тодики формирования художественного мышления всем спектром педагогиче ских средств гуманитарного знания.Проведенная работа вскрыла новые проблемы, которые не входили в предмет нашего исследования. Среди них: поиск новых, более эффективных способов определения уровня развития художественного мышления личности, изучение и практическая проверка взаимосвязи между уровнем развития худо жественного мышления и качественным уровнем владения иностранным язы ком. Представляется необходимым продолжить изучение исследуемой пробле мы, расширить объект исследования и проследить процесс формирования ху дожественного мышления студентов, начиная с младших курсов и кончая стар шими курсами факультета иностранных языков, а также других факультетов и отделений педагогического вуза.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лызлова, Ирина Александровна, Магнитогорск

1. Алексанян М.А. Формирование у студентов познавательного интереса к изучению иностранного языка в процессе внеаудиторной, деятельности (на материале английского языка в неязыковых вузах/ Авторсф.дис... канд.пед.наук.-Ташкент, 1995. - 20с.

2. Английский язык для студентов педагогических вузов. II курс: Учеб.//Л.Д.Ка- шурникова, П.А.Бойцова, Б.А.Жигалев и др. - М.:Высш.шк., 1995. - 367 с.

3. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. - М.: Политиздат, 1980. - 354 с.

4. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. - М.: Знание, 1981.-64 с.

5. Античные мыслители об искусстве.-М, 1937. '

6. Аристотель. Поэтика;-М.: ГИХЛ, 1957.

7. Асмус В.Ф. Образ как отражение действительности и проблема типическо- го//Новый мир. -1953.-№8Г

8. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М., 1963.

9. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ "Факел", 1994. - 156 с.

10. Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х т. - М., 1948. - Т.2. И. Бердичевский А.Л., Соловьева Н.Н. Диалог культур на уроках родного и иностранного языков//ИЯШ. -1993. - №6.

11. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Полит.лит-ра, 1975. - 399 с.

12. Бим И.Л., Биболетова М.З., Вайсбурд М.М., Якушина 0.3.//ИЯШ. -1990. - №5.

13. Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики: Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. - 2-е изд.. - М.: Знание, 1985. -192 с.

14. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной актив- ности//Вопр.психологии. - 1971. - №1. - 144-146.

15. Бородина А.И. Общекультурная функция курса иностранного язы- каУ/Вестник высшей школы. -1987. - №12. - 47-49.

16. Бочаров, Маркин. Основы логики. - М., 1994.

17. Булыгина М.В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку: Автореф.дис... канд.пед.наук. - Екатеринбург, 1997. -19 с.

18. Бычков В.В. К диалектике художественного мышления//Эстетика и жизнь. - М., 1982. Вып. 7.-С. 22-24.

19. Великобритания. Лингвострановедческий словарь/А.Р.У.Рум, А.В.Колес- ников, Г.А.Пасечник и др. - М.: Русский язык, 1978. - 180 с.

20. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество//Вопр.психологии. - 1990. -№4.-С. 5-14.

21. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - 3-е изд. - М., 1993.

22. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Состав семейства учебных лингвостра- новедческих словарей: ономастический словарь. - В сб.: Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М., 1977.

23. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. - М., 1980.

24. Винк Н.А. Социальная природа художественного мышления: Автореф.дис... канд.филос.наук. - Л., 1980. - 17 с.

25. Витлин Ж.Л. Развитие общей и профессиональной культуры )Д1ителей иностранного языка//ИЯШ. -1993. - №6. - 50-53.

26. Витт Н.В. Эмоциональное воздействие речи учителя иностранного язы- ка//ИЯШ. -1987. - №6. - 34.

27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления /Под ред. И.С.Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

28. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Ин.язык. - М., 1993. - 5-6.

29. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968. - 321 с. • 152

30. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. -3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

31. Вященко B.C. Предупреждение и преодоление лексической интерферешдш в английской речи студентов П курса: Дис... канд.пед.наук. - Д., 1979. - 175 с.

32. Галактионов И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза: Автореф.дис... канд.психол.наук. - М., 1997. - 20 с.

33. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методика определения )фовня развития рече- мыслительной креативности личности//Психологич.журнал. - 1992. - Т. 13, -№4.-С. 88-94.

34. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышле- ния//Вопр.психологии. -1982. - №5. - 80-84.

35. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мыпшения в процессе рещения малых творческих задач//Вопр.психологии. - 1980. - №1. -С. 31-38.

36. Ганзен В.А., Гостев А.А. Систематика мыслительных образов/ЯТсихоло- гич.журнал. - 1989. -Т. 10. -№2. -С. 12-21.

37. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. - М.: Дет.лит., 1980. -143 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т. 1.

39. Гизатулина Н.В. Воспитание способности к овладению иностранным языком у студентов педвуза, как аспект их профессиональной подготовки: Автореф.дис... канд.пед.наук. - Рост.н/Д, 1988. - 16 с.

40. Глазман М.С. Единство эстетического и теоретического в мышлении: Автореф.дис... д-ра филос.наук. - М., 1983. - 41 с.

41. Голуб А.А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования: Автореф.дис... канд.пед.наук. -М., 1997.-16 с.

42. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М., 1973. Гл.11. Мышление. - 74-83.

43. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Иск-во, 1991. - 432 с.

44. Горбуненко О.И. Формирование профессиональной готовности студентов в процессе обучения иностранным языкам: Автореф.дис... канд.пед.наук. -М., 1986. -14 с.

45. Гордеева Н.А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов - будущих учителей: Дне... канд.пед.наук. - Казань, 1996.-140 с.

46. Горностаев П.В. Проблемы изучения языков в наследии Я.А.Коменского //ИЯШ.-1992.-№3-4.-С. 35.

47. Горский Д.П. Логика. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1963.

48. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.; Просвещение, 1991. - 208 с.

49. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мып1ления//Вопр. психол. -1984. - №1. - 114-119.

50. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1977. -136 с.

51. Гранатов ГГ. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. - Челябинск, 1993.

52. Гризова И.А. Художественное мышление и художественный образ: Дис... канд.пед.наук. - М., 1970. - 185 с.

53. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Дис... канд.пед.наук. - М., 1996. -181с.

54. Гулыга А.В. Принципы эстетики. - М.: Полит.лит-ра, 1987. - 286 с.

55. Джемс У. Психология. - М., 1991. Гл.ХХП. Мышление. - 250-269.

56. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.: Полит.лит-ра, 1978. - 272 с. |

57. Дубинина В.В. Педагогическое управление взаимодействием инт5а1тивного и дискурсивного компонентов мышления в познавательной деятельности учащихся: Дис... канд.пед.наук. - Казань, 1992. -189 с.

58. Еремеев А.Ф., Руткевич М.Н. Век науки и искусства. - М.: Молодая гвардия, 1965. - 272 с.

59. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований)//Вопр. психологии. - 1975. - №5. -С. 166-176.

60. Есипович К.Б. Некоторые вопросы воспитания школьников средствами иностранных языков/МЯШ. - 1979. - №4. - 29.

61. Загорная Л.П. О разработке интегративного курса "иностранный язык + художественное развитие'7/ИЯШ. -1992. - №3-4. - 5.

62. Заботин В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении. - Владимир, 1973.

63. Закс Л.А. Художественное сознание. - Свердловск, 1990.

64. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке/МЯШ. -1970. - №1. - 37-46.

65. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя. - 2-е изд-е. - М: Просвещение, 1985. -160 с.

66. Зинченко В.П. и др. Исследование визуального мышления/ТВопр. психологии. -1973. - №2. - 3-14.

67. Зинченко В.П. Наука - неотъемлимая часть кулыуры//Вопр.философии. - 1990.-№1.

68. Зись А.Я. О комплексном изучении искусства/ЛВопр.философии. - 1986. - №9.-С. 113-121.

69. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления//Вопр. психологии. -1991.-№1. - 18-26.

70. Зубачевская Н.А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства: Автореф.дис... канд.пед.наук. - Челябинск, 1995.-24 с.

71. Жирнова Л.Н. Лингвострановедческий подход при работе над текстом художественной литературы в языковом вузе: Автореф.дис... канд.пед.наук. -М., 1980.

72. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М.: Изд-во МГУ, 1994. -130 с.

73. Шьенков Э.В.О специфике искусстваУ/Вопр. эстетики. Вып.4. - М., 1960.

74. Шьенков Э.В. Об эстетической природе фантазии//Вопр.эстетики. Вып.6. - М., 1964.

75. Игп>енков Э.В. Пройдена ли таблица умножения?//Лит.газета. -1972. 1 марта.

76. Искусство как фактор интеллектуального развития школьников. Сб. на- учн.трудов (под ред. Ю.У.Фохта-Бабушкина и Е.К.Чухман). - М., 1980. -121с.

77. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - Владимир, 1972.

78. Каган М.С. Эстетическое и художественное восприятие в развитом социалистическом обществе. - М.: Знание, 1984. - 32 с.

79. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

80. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - Санкт-Петербург, ТОО ТАК КАК "Петрополис", 1997. - 544 с.

81. Камбарова Д.Ю. Формирование познавательной активности студентов педвузов в процессе обучения иностранным языкам: Дис... канд.пед.наук. -Ташкент, 1991.-168 с.

82. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1998.-352 с.

83. Кант И. Соч. в 6-ти т. - М., 1966. - Т.5.

84. Казарян А.З. Эстетическое воспитание учащихся на уроках английского языка//ИЯШ. -1987. - №1. - 44.

85. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. - М.: Знание, 1984. -110с. ,

86. Клименко А.Л., Столпникова М.В. Творческие упражнения при работе над устной речью//ИЯШ. -1973. - №1. - 50.

87. Ковалева О.А. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДТТ1И: Автореф.дис... канд.пед.наук. -М., 1995.-18 с.

88. КоменскийЯ.А. Избр.пед.соч.: В 2-хт.-М., 1982, - T.l.

89. Кондаков Н.М. Введение в логику. - М., 1967.

90. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. - Новосибирск, 1975.

91. Кравченко Н.Г. Игровые учебные ситуации (на материале английского языка в музыкальном вузе): Автореф.дис... канд.пед.наук. - Новосибирск, 1994. -23 с.

92. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка//ИЯШ. - 1996. -№1.-С. 13.

93. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя/Под ред. М.Ф.Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

94. Кулагина Г. Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета: Автореф.дис...канд.пед.наук. -Оренбург, 1997.-18 с.

95. Культурология: Учебное пособие//Составитель и отв.ред. А.А.Радугин. - М.: Центр, 1998.-304 с.

96. Кучина Т.И. Развитие художественного мышления подростков средствами литературы: Автореф.дис... канд.пед.назос. - М., 1993. - 18 с.

97. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

98. Лазарева Е.В. Раннее об)^ение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы//ИЯШ. - 1996. - №2. - 41.

99. Лебедев А.Ю. Развивающая функция обучения иностранному языку студентов - филологов младших курсов: Автореф.дис... канд.пед.наук. - М., 1995.-18 с.

100. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мьпп- ления в современной психологии//Истор.психологии. - М., 1992. - 47-78.

101. Легостаева О.В. О взаимосвязи языка и мышления//Филос.науки. - 1990. - №2. - 37-40.

102. Леонтьев А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема/МЯШ: -1972. - №1. - 24.

103. Лешер О.В. Проблемы теории и практики интерсоциального воспитания учащейся молодежи. - Челябинск, 1996. - 136 с.

104. Лешер О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика: Дис... д-ра пед.наук. - Челябинск: ЧелГУ, 1997. - 299 с.

105. Лилов А. Природа художественного творчества. - М.: Искусство, 1981. - 473 с.

106. Лилов А. Към природата на художественото творчество//Художественное воображение и отражение действительности. Современные зарубежные исследования /Отв.ред. И.Л.Галинская. - М., 1983. - 175 с.

107. Лубенко В.В. Единство художественного воспитания и обучения в образовательном процессе: Дис... канд.пед.наук. - М., 1994. - 218 с.

108. Лук А.Н. Психология творчества. - М., 1978. ПО. Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр: Автореф.дис... канд.психол.наук. - Ставрополь, 1997. - 27 с.

109. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (к критике гегелевского учения о формах познания). - М.: Высшая школа, 1968.

110. Мамардашвили М.К. Что значит мыслить и что значит мыслить не мысля... Беседа//3нание - сила. - 1992. - №9. - 106-111. •

111. Манеева О.Г. О развитии творческой активности учащихся на зфоке английского языка//Р1ЯШ. -1994. - №4. - 12-15.

112. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 208 с.

113. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и твор- чества//Психолог.журнал. -1984. - №1. - 9-18.

114. Медакова И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла: Дис... канд.пед.наук, - М., 1995. - 224 с.

115. Мейлах Г.С. Педагогика высшей школы. - Новосибирск, 1992. Гл. 2.4. Мышление и педагогика. 18-22.

116. Мильруд Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языкаУ/ИЯШ. - 1989. - №3. - 20-25.

117. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе//ИЯШ. - 1996. - №1. - 5-12.

118. Мильруд Р.П., Денисенко О.А. Образность как психолого-педагогическая основа интенгрированного курса "Иностранный язык и детская литерату-ра'7/ИЯШ. - 1995. - №б. - 18.

119. Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О.Г. Лингвострановедение или "иноязыковая" культура?//ИЯШ. - 1993. - №6. - 54-56.

120. Мишурис Н.Г. Гносеологический анализ художественного мышления (на материале художественной литературы): Автореф.дис.канд.филос.на)^. -Новосибирск, 1969. - 15 с.

121. Морозова Т.В. Связь некоторых особенностей интеллектуальной и эмоциональной сфер личности с художественным вкусом. Сб.наз^н.трудов. -М.: Изд-во АПН СССР, 1977. - 64 с.

122. Моэм Уильям Театр. Книга для чтения на английском языке. - М.: Меж- дунар. отношения, 1979. -288 с.

123. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. - М., 1991. - 843 с.

124. Наин А Я. Общедидактические понятия в педагогикеШедагогика. - 1992. - №7-8,-0.15-19.

125. Недосекина А.Г. Совершенствование художественного воспитания студентов в техническом вузе: Дис... канд.пед.наук. - М., 1982. -161 с.

126. Недосекина А.Г. К вопросу о специфике художественного мышления. - Магнитогорск, 1996. 103-104.

127. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений. - М.: Иск-во в школе, 1991.-№3.-С. 10.

128. Нефедова М.А., Лотарева Т.Е. Страноведческий материал и познаватель- пая активность 5^ащихся//ИЯШ. - 1987. - №6. - 26.

129. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной шко-ле//ИЯШ.-1993.-№3.-С. 5.

130. О воспитании учащихся средствами иностранного языка (обзорная ста- тья)//ИЯШ. -1978. - №4. - 15.

131. Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М.: Сов.энциклопедия, 1973. - 847 с.

132. Орешкина Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: Дис... канд.пед.наук. - М., 1996. - 213 с.

133. Орлова Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления: Автореф.дис... канд.филос.назос. - Киев, 1981. - 24 с.

134. Орлова СП. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления младших подростков: Дис... канд.пед.наук. -Красноярск, 1996. - 173 с.

135. Основы эстетики и искусствознания /Под ред. И.Л.Любинского, В.К.Ска- тершикова. - М.: Просвещение, 1979. - 302 с.

136. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранному язьп^^ на современном этапе развития общества//ИЯШ. -1987. - №6. - 29-33.

137. Петухова И.А. О развитии мышления на уроках иностранного языка//ИЯШ. -1987.-№1.-С. 29.

138. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1984. - 680 с.

139. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества //Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная (Отв.ред. Я.А.Пономарев. - М., 1990. - 13-37.

140. Попова И.О. Культурологические аспекты профессионально- педагогической деятельности: Дис... канд.пед.наук. - Спб., 1995. - 156 с.

141. Проблемы мышления. (Сб. статей. Ред.коллегия проф. В.С.Филатов (отв. ред.) и др.). - Ярославль, 1968.

142. Проблемы мышления в современной науке /Под ред. П.В.Копнина и М.Б.Вильницкого. - М.: Мысль, 1964.

143. Психологические исследования творческой деятельности. Отв. ред. О.К.Тихомиров. - М.: Наука, 1979. - 253 с.

144. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Сост. и отв. ред. Ра- дугин А.А. - М, 1996. - 336 с.

145. Пустовалова Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе об5Д1ения иностранному языку: Дис... канд.пед.наук. - Л., 1991.-224 с.

146. Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе//Вопр. психологии. -1979. - № 1 . . с. 28-37..

147. Разинов ПА. Проблема самообразования и самообучения иностранному языку в школе//ИЯШ. - 1989. - №4. - 8-14.

148. Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранного языка//ИЯШ. - 1982. - №6. - 13.

149. Рапопорт И.А., Мущинская Е.П. О развитии школьников в процессе обучения иностранному языку//ИЯШ. -1982. - №1. - 27.

150. Раппопорт Х. Гносеологические проблемы художественного мышления: Автореф.дис... д-ра филос.наук. - М., 1968. - 48 с.

151. Рассел Б. Философия логического анализа/Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. - Новосибирск, 1994.

152. Рогова Т.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М., 1988.

153. Рубинштейн Л. Основы общей психологии. - М.: Академия наук СССР. 1946.

154. Русские писатели о литературном труде. - М., 1975.

155. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Учебное пособие. - Илсевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310 с.

156. Савинов А.В. Логические законы мышления (о структуре и закономерностях логического процесса). Изд-во ЛГУ, 1958.

157. Савойская Л.Г. Воспитание художественной культзфы старшеклассников средствами иностранного языка (на материале" французского): Авто-реф.дис... канд.пед.наук. - М., 1997. -17 с.

158. Садомова Л.В. К проблеме творчества учителя иностранного языка//ИЯШ. -1989. -№6.-С. 13.

159. Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранным языкам в старших классах средней школы (на материале французского языка): Автореф.дис... канд.пед.на)^. -М., 1995.-16 с.

160. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. - Л., 1982.-С. 83-84.

161. Селиванова Н.А. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения/МЯШ. -1991. - №1. - 61.

162. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Школа П.Я.Гальперина и проблема рефлексивности творческого мышления/ТВестник МГУ. - Сер. Психология, 1992. -№4. - 34-45.

163. Сепир Э. Положение лингвистики как науки. - В кн.: Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. - М., 1960.

164. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивоционно- эмоциональные аспекты. - М., 1975.

165. Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопр.философии. -1992. - №11. - 3-24.

166. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.

167. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1980. - 1599 с.

168. Советский энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. - М., 1989.

169. Стариченко Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: Дис... канд.пед.наук. - М., 1984.-109 с.

170. Теория эстетического воспитания. Сб.научн.тр. - М., 1977.

171. Томахин Г.Д. Лексика с культурным компонентом значения//ИЯШ. - 1980. - №6. - 47.

172. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое?//1^ЯШ. - 1996. - №6. - 22.

173. Томахин Г.Д. Понятие лингвострановедения. Его лингвистические и лин- гводидактические основы//ИЯШ. -1980. - №3. - 77.

174. Томахин Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановеде- НИЯ//ИЯШ. -1980. - №4. - 84.

175. Ушачев В.П. Творчество в системе образования. - М., 1995. - 217 с.

176. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Полит, лит-ра, 1987. - 588 с.

177. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1989. - 815 с.

178. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. - М.: Знание, 1982.-107 с.

179. Франк Л.Д. Исследование условий формирования мышления на иностранном языке: Автореф.дис... канд.психол.наук. - М., 1969. -18 с.

180. Халфин Ю.А. Формирование творческой личности в школьном полифоническом театре: Автореф.дис... канд.пед.наук. - М., 1994. - 36 с.

181. Хмарский СИ. Художественное развитие младших подростков в процессе изз^ения предметов гуманитарного цикла: Дис... канд.пед.наук. - М., 1996. -153 с.

182. Хрулев В.И. Проблема художественного мышления. (Пути исследова- ния)/Башк.гос.ун-т. Филол.фак! - Уфа, 1993. - 87 с. •

183. Хэгболдт П. Из5Д1ение иностранных языков. - М., 1963. -159 с.

184. Черниченко О.Ф. Особенности мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка: (На материале студентов неязыкового вуза): Дис... канд.психол.назос. - М., 1996. - 220 с.

185. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука. - 1974.

186. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М., 1971.

187. Шинкарук В.И., Орлова Т.И. Художественное мышление в системе видов мыслительной деятельности//Вопр. философии. -1984. - №3. - 18-28.

188. Янпольский Н. Эстетическое воспитание студентов языковых вузов средствами прессы (на материале французского языка): Автореф.дис... канд.пед.наук. - Ташкент, 1995, - 18 с.

189. Beard R.M. Teaching and Learning in Higher Education. 2 d. ed. - Penguin books, 1972. - 333 p.

190. Dynphna Cusack.. Say No to Death. Dnipro Publishers. - Kiev, 1976. - 381 p.

191. Guilford J.P. Measurement of Creativity/ZExploration in Creativity. - N.Y., 1987. P.281-287.

192. Lado R. Language Teaching. A Scientific Approach. McGraw-Hill, Inc. - N.Y., 1964.

193. Longman Dictionary of English Language and Culture with colour illustrations. 1.ongman group U К Limited, 1992. - 1528 p.

194. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. - Oxford, 1978.

195. Phillips, Kathleen С Steiner, Barbara. Catching Ideas. Activity. Book for Creative Writing /Teacher Ideas press. A Division of Libraries Unlimited, Inc. Englewood. Colorado, 1988. - 164 p.

196. Rothenberg A. The Emerging Godness. The Creative Process in Art, Science and other Fields. - Chicago, 1989.

197. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Directions manual and scoring guide. - Lexington, 1974.

198. Webster's Third New International Dictionary of English Language. Unabridged: Springfield, Massachusetts, 1981. i 164