Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Мир детства как социально-педагогический феномен

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Савченко, Валентина Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Мир детства как социально-педагогический феномен», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Савченко, Валентина Васильевна, 2000 год

Введение.

Глава I Теоретике - методологические основы изучения мира детства,

§ 1.1 Методологические основания исследования феномена "мир детства".

§ 1.2 Междисциплинарное осмысление феномена мир детства».

§ 1.3 Педагогические аспекты исследования мира детства в педагогической науке

Глава II Педагогические аспекты конструирования мира детства как культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка

§ 2.1 Психолого-педагогические особенности развития ребенка, как субъекта и объекта мира детства.

§ 2.2 Педагогические основы концептуального осмысления современного мира детства.

§ 2.3 Стратегии взаимодействия мира детства и мира взрослых в педагогическом процессе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Мир детства как социально-педагогический феномен"

Признание значения детства в обществе возрастает по мере распространения Конвенции ООН о правах ребенка (1989).

Сегодня в России действует президентская программа «Дети России», утвержден Национальный план действий в интересах детей до 2000 года, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998). В этих документах детство рассматривается как социокультурная ценность общества, самостоятельный и значимый период жизни, в котором происходит интенсивное развитие и становление ребенка.

Однако, реформирование общественной жизни в России ставит перед педагогической наукой новые проблемы, связанные с потребностью изучения реальных процессов, происходящих в детской среде, переосмысления некоторых позиций во взаимоотношении мира взрослых и мира детства.

Так, несмотря на развитие государственной политики в интересах детства, в стране продолжается снижение качества жизни большей части семей, имеющих несовершеннолетних детей; увеличивается число детей-инвалидов, детей сирот, растет непонимание и отчуждение между взрослыми и детьми. Очевидно, что российское детство развивается в кризисном социуме.

В современном обществознании назрела необходимость более внимательно подойти к осмыслению мира детства как социокультурного и психолого-педагогического феномена.

Вопросы развития детства, формирования понятий и образов детства в истории человечества исследуются в работах Ф.Ариеса, Л. Демоза, О.И.Кошелевой, В.Т.Кудрявцева, И.А.Мальковской, М.И.Несмеяновой, Л.Стоуна, Н.Постмена, Э.Эриксона.

Ценный вклад в понимание социокультурных различий детства и его функционирование как социальной структуры отражен в этнографических исследованиях И.С.Кона, Н.Костомарова, М.Мид, Г.Спенсера, Э.Тейлора, Д.Фрейзера, в кросскультурном исследовании Ю. Бронфенбреннера.

Проблемы ценности детства в культуре и социальной жизни общества рассматриваются в диссертационных исследованиях Г.П.Вяловой Л.Г.Кузнецовой, А.А.Плескачевской.

Особое значение для понимания мира детства сыграли исследования закономерностей психического и личностного развития ребенка (П.П.Блонский, Л.И.Божович, Р.Бернс, Л.С.Выготский, Л.Колберг, А.Ф.Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, З.Фрейд, и др.).

Новое понимание взаимоотношений детей и взрослых представлено в трудах современных ученых в области философии и истории образования (Б.С. Гершунский, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Н.Д. Никандров и др.)

Проблемы социального становления личности ребенка рассматриваются в работах И.С.Кона, И.Б. Котовой, А.В.Мудрика, А.В.Петровского, А.А. Реан, Е.Н.Сорочинской, Д.И.Фельдштейна, Е.Н. Шиянова и др.

Исследованы такие аспекты проблемы, как социальные реальности детства (Е.М.Рыбинский), особенности социального конструирования детства (С.Н. Щеглова); стартовый потенциал детства (Ю.В.Овинова); социальные проблемы детства в современном российском обществе (С.В.Кузнецова, А.А.Ракеева); социальной защиты детства (А.П.Платонова).

В контексте данного подхода важное значение имеют исследования детской субкультуры (И.С.Кон, М.М.Князева, Н.Б.Крылова, АВ.Мудрик и ДР)

Ценным является изучение детского фольклора и устного творчества детей (А.Ф.Белоусов, И.Ф. Бутенко, Г.С.Виноградов, О.И.Капица, А.Н.Мельников, М.В.Осорина, К.И. Чуковский, А. Усачев, Э.Успенский и др.), исследования, посвященные детским играм (Л. Виртанен, М. и Г.Кнапп, Д.Колодца, П.и А.Оупи, С.А.Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.).

В исследованиях последних лет разрабатывается теория педагогической поддержки как особой деятельности педагога, находящейся в тесной связи с процессами социального самоопределения, саморазвития, самореализации ребенка (О.С. Газман, Н.В. Иванова, О.М.Кодатенко, Т.А.Мерцалова, С.Д.Поляков, Г.И.Рогалева, Т.В.Фролова, И.Д. Фрумилин, И.С.Якиманская и

ДР)

Многообразие исследовательской практики по проблемам детства очевидна, но в то же время феномен «мир детства» еще не получил должной концептуальной разработки в рамках современной гуманистической парадигмы образования в России.

В теоретическом обосновании и практической реализации нового понимания ребенка и мира его детства обозначилось ряд противоречий:

- между разработанностью проблем мира детства в современном обществознании и отсутствием теоретического осмысления феномена «мира детства» в педагогической науке;

- между возрастающей значимостью и ценностью ребенка в жизни современного общества и отсутствием концептуального представления о педагогических основах конструирования мира детства как культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка;

- между необходимостью поиска новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка и отсутствием целостного представления о многомерности и разнообразии практик воспитательного влияния на мир детства.

Вышесказанное побудило нас обозначить проблему: каковы педагогические основы, пути и источники конструирования мира детства как культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка ?

Объектом исследования является процесс осмысления мира детства как социально-педагогического феномена.

Предметом являются педагогические особенности развития личности ребенка в пространстве мира детства

Цель работы заключается в разработке педагогических основ конструирования мира детства как культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В ходе исследования предстояло проверить следующую гипотезу: мир детства существует как объективная и субъективная реальность. Конструирование мира детства взрослыми будет в большей мере совпадать со способами конструирования ребенком собственного мира, если целостный педагогический процесс будет учитывать действия объективных факторов конструирования мира детства как культурно-воспитательного и взрослые опираются на источники конструирования мира детства как субъективной реальности ( деятельность ребенка, детская субкультура и образ взрослого).

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать теоретико-методологические подходы к изучению феномена «мир детства»;

2. Осуществить междисциплинарный анализ сущности и содержания феномена «мир детства»;

3. Выявить педагогические особенности конструирования мира детства как культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка;

4. Определить стратегии взаимодействия мира детства и мира взрослых в культурно-воспитательном пространстве.

Методологической основой исследования являются аксиологический, феноменологический, культурологический, антропологический, личностно-деятельностный, полисубъектный, системный и синергетический подходы.

Теоретические основы исследования представлены идеями личностно-ориентированного подхода к ребенку Ш.А.Амонашвили,

Е.В.Бондаревской, К.Н. Венцеля, Я.А. Коменского, Я.Корчака, С.Н. Кульневича, И.Г. Песталоцции, В.В.Серикова, В.А.Сухомлинского, И.С.Якиманской; теоретико-методологической концепцией воспитания И.А.Колесниковой; концепцией синтеза искусств в развитии личности дошкольника P.M. Чумичевой; концепциями межпоколенной трансмиссии культуры М.Мид, Н.Б. Крыловой, В.Т.Кудрявцева; теоретической концепцией социального конструирования детства С.Н. Щегловой; историко-этнографической концепцией И.С.Кона; концепцией социального становления личности И.Б. Кото вой, А.В. Мудрика, Д.И.Фельдштейна, Е.Н.Сорочинской, Е.Н. Шиянова; идеями педагогики сотрудничества, теорией педагогической поддержки О.С.Газмана; психологической концепцией мифа А.М.Лобок; идеями функционирования детской традиции М.В. Осориной и др.

Методы исследования: теоретический анализ (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный), контент-анализ, моделирование, метод лингвистического анализа, включенное наблюдение, анализ продуктов детского творчества.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На I этапе (1996-1997) осуществлялся анализ различных междисциплинарных источников, определялись методологические подходы к проблеме, был определен и осмыслен категориальный аппарат исследования.

На II этапе (1997-1998) формировалась концепция исследования, проводилось изучение основных педагогических аспектов проблемы «мира детства», определялась сущность и специфика педагогических парадигм мира детства.

На III этапе (1999-2000) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: сформулирован категориально-терминологический аппарат, отражающий содержание феноменов: «мир детства», «мир ребенка», «мир взрослых» и др; раскрыта взаимосвязь исторических, этнокультурных, социальных и педагогических факторов, влияющих на особенности конструирования мира детства; выявлены исторически обусловленные социокультурные характеристики мира детства в различные исторические периоды; определены педагогические парадигмы мира детства и обозначены педагогические основы конструирования мира детства; выделены концептуальные основы осмысления мира детства как целостного социокультурного и психолого-педагогического феномена.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что в нем разработаны педагогические основы конструирования мира детства, позволяющие выстраивать педагогически целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий и методов, адаптированных к индивидуальным потребностям и запросам детей и взрослых.

Достоверность полученных научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

- осмысление мира детства как социокультурного и психолого-педагогического феномена, который обозначает специфическое пространство становления, развития, самоосуществления и активной жизнедеятельности ребенка до вступления его во взрослый мир;

- теоретическое обоснование философских, культурно-исторический, социальных, этнографических, психологических, педагогических предпосылок осмысление мира детства как социокультурного и педагогического феномена;

- характеристика процесса функционирования мира детства в культурно-воспитательном пространстве как объективной реальности на основе педагогической парадигмы мира детства в единстве ее структурных компонентов: цели воспитания, характера содержания, преобладающих форм организации воспитательного процесса, социального статуса ребенка, роли взрослого;

- сущность конструирования ребенком собственного мира детства в культурно-воспитательном пространстве на основе единства деятельности и творчества ребенка, детской субкультуры и образа взрослых в особых формах отражения мира: игре, детском фольклоре, детском мифе;

- обоснование современного типа межпоколенной трансмиссии культуры, нового стиля взаимоотношений мира детства и мира взрослых, в котором осуществляется равноправный, творческий поиск ребенком и взрослым новых культурных норм и ценностей.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы» (Пятигорск, 2000); зональных научно-практических конференциях: «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (Ставрополь, 1997), научно-практической региональной конференции «Эвристической образование - 2» (Ставрополь, 1999), «Личность и XXI век: перспективы развития» (Ставрополь, 2000); юбилейной научной конференции молодых ученых, посвященных 70- летию РГПУ (2000); научно-практических конференциях: аспирантов и молодых преподавателей РГПУ (1996 - 1999), на заседаниях кафедр общей педагогики, общей и коррекционной педагогики РГПУ (1996-2000).

Диссертантом апробирован и внедрен спецкурс «Мир детства в истории культуры» для студентов Ставропольского регионального государственного педагогического института детства и отделения социальных педагогов филологического факультета Ростовского государственного педагогического университета. Отдельные положения диссертации внедрены в практику воспитательной работы гимназии №24 г. Ставрополя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе.

Таким образом, мир детства характеризуется специфическими пространственно-временными параметрами, отличающимися многоуровневой структурой, неравномерностью протекания, индивидуальным своеобразием.

Анализ феномена мир детства определяет на первое место не детей как общности, а отдельного ребенка, поскольку не детская общность, идентифицируясь, становится взрослым обществом, а идентифицируется именно отдельный ребенок.

Ребенок в пространстве мира детства выступает как субъект, которые имеет свои возрастные особенности, приоритетность в выборе ведущих форм и видов деятельности. Основными структурными элементами мира детства, в которых отражается его специфичность и своеобразие и которые являются ведущими сферами самореализации и самоосуществления личности ребенка являются - игра, детских фольклор, детский миф или детская мифология.

Становление и развитие мира детства как объективной и субъективной реальности происходит в культурно-воспитательном пространстве, которое включает в себя ряд сред: образовательную, социальную, культурную, этническую, семейную, досугово-рекреативную и среду детской субкультуры.

Мир детства имеет свои специфические черты, принципиально отличные от мира взрослых. Конструирование мир детства в культурно-воспитательном пространстве определяется законами диалектики и закономерностями развития ребенка в пространстве мира детства.

Главной, внутренне заложенной, целью мира детства в целом и каждого ребенка в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель - взросление детей, субъективно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление - выступает главной для Взрослого мира.

Специфическими чертами мира детства, отличными от мира взрослых являются: свобода от эталонов, норм, традиций; «открытость» к усвоению любой информации; реальность и ценность настоящего и будущего; легкость адаптации и приспособления; целостность и слитность эмоционального, когнитивного и действенного; творческая, преобразующая сущность природы ребенка,

Развитие мира детства в культурно-воспитательном пространстве происходит путем решения противоречий, которые возникают в процессе развития и самореализации ребенка: противоречивость и единство традиционного и инновационного начала; необходимость поддержки и самоорганизация; локальность во времени и пространстве и безграничность; универсальность и многофакторная внутренняя дифференциация; стремление к самостоятельности и ограниченность возможностей ребенка; рациональность и иррациональность; эволюционный и революционный путь развития ребенка.

Взаимодействие мира детства и мира взрослых является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка, которое имеет свою стратегию развития в педагогической парадигме мира детства.

Процесс социального развития детерминирован и зависит от многих социальных субъектов. В настоящее время происходит коренное изменение во взаимоотношениях взрослых и детей, переход на новый этап в истории детства. Неопровержимым фактом становится влияние мира детства на мир взрослых, повышается роль этой возрастной категории в жизни общества, возросла индивидуальная ценность ребенка.

Заключение

Проведенное исследование показало, что мир детства представляет собой социокультурное и психолого-педагогическое явление, характеризующее специфику и содержание существования, развития, становления, активной жизнедеятельности ребенка до вступления его во взрослый мир.

Мир детства - это образно-символический конструкт, изначально присущий сознанию, со своим набором ролей, предписанным числом функциональных мест, задающих определенный стиль поведения основных исполнителей этих ролей, включая как взрослых, так и детей и выраженный в ментальных символах сознания, мировосприятия и образа действия детского сообщества.

Это сложный, самостоятельный, социальный организм, представляющий собой неотъемлемую часть общества, и выступающий соучастником творения культуры и развития человеческой цивилизации, вписанный в культурно-воспитательное пространство сосуществования сообщества детей и взрослых.

Развитие философской и общественной мысли накануне нового тысячелетия подготовили почву для осмысления ребенка и его мира в целостности, как субъекта и творца собственной жизни и развития, как неповторимую индивидуальность, который в пространстве-времени детства обретает свою сущность и строит стратегию своей будущей жизни.

Современное понимание и осмысление феномена «мир детства» основывается на следующих методологических подходах: аксиологический; феноменологический; личностно-деятельностный; культурологический; антропологический; системный; синергетический.

В исследовании детства как междисциплинарного феномена обозначились следующие теоретические подходы: историко-философский, рассматривающий место и значение детства на этапах исторического развития человечества; культурно-этнографический, отражающий представленность детства в культурной и бытовой жизни общества; социологический, изучающий положение детей в обществе; медико-биологический, исследующий особенности физиологического созревания организма, охрану здоровья и жизни ребенка; психологический, предусматривающий изучение специфики становления ребенка как личности, особенности созревания психических процессов и педагогический, основывающийся на синтезе всех знаний о мире детства.

Анализ мир детства в междисциплинарном ракурсе позволил сделать вывод о том, что существует не единое детство, а есть история развития детства. Детство как социокультурное явление начинает восприниматься в обществе лишь на довольно высоком уровне развития общественных отношений. Процесс развития детства представляет собой дифференциацию и взаимовлияние двух составляющих: историко-эволюционного процесса эмансипации детства от мира взрослости и социокультурного процесса открытия детства, признания его особого статуса взрослыми.

На основе проведенного междисциплинарного анализа мира детства выделены различные культурно-исторические формации мира детства. Каждой исторической эпохе соответствует свой социокультурный статус детства, который определяется существующими в данном обществе возрастными границами детства, определяющим характером отношения взрослых к детству, регламентацией отношений взрослых и детских миров.

Основу существования и развития мира детства как субъективной реальности составляет:

- собственная деятельность и творчество ребенка, определяющие самобытность, уникальность, возможность внесения творческого начала в развитие мира детства и культуры;

- детская субкультура, передающаяся из поколения в поколение детей специфические способы организации детской жизни;

- взрослое сообщество, транслирующее нормы и ценности культуры.

В каждый исторический период особым образом взаимопересекаются плоскости жизнедеятельности и функционирования мира детства и мира взрослых. Воспитательное влияние мира взрослых, вписываясь в определенный социо-культурный и исторический контекст, образует своеобразный объемный конструкт, который можно представить в виде педагогической парадигмы мира детства.

Анализ мировой педагогической культуры позволил нам выделить следующие модельные представления о многомерности задаваемых взрослыми направлений развития ребенка в пространстве мира детства: традиционно-репродуктивную, функционально-ролевую, природосообразную, парадигму свободного воспитания, личностно-ориентированную, культуротворческую педагогические парадигмы мира детства.

Главной, внутренне заложенной, целью мира детства в целом и каждого ребенка в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель - взросление детей, субъективно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление - выступает главной для мира взрослых.

Ведущим фактором выхода ребенка за пределы мира детства является наступления времени «взрослой ответственности», составляющими элементами которой являются: хронологический возраст, психофизиологическая зрелость, социальный возраст, полная гражданско-правовая дееспособность, экономическая самостоятельность и вовлечение в сферу профессионального труда.

Осмысление в данной работе такого феномена как «мир детства» дает возможность увидеть новые аспекты процесса личностного и социального становления ребенка и организации системы его воспитания.

Понятие «мир детства» позволяет находить общие подходы к рассмотрению и изучению социо-культурных связей и отношений детей и. взрослых.

Ориентация на этот феномен позволяет проследить непрерывность процесса взросления ребенка на всем протяжении дистанции Детства; рассмотреть ребенка в целостности, как представителя существующего наравне со взрослыми своего, особенного мира со своими ценностями, нормами, правилами и даже традициями.

Опора на понятие «мир детства» дает возможность рассматривать все психические, личностные, социальные новообразования ребенка в интегрированной характеристике процесса самостоятельного конструирования им собственного мира.

Ориентация на мир детства предполагает изменение направленности всего педагогического процесса с трансляции готовых знаний, норм и ценностей на процесс совместного поиска ребенком и взрослым новых форм культуры, приоритетным в этой связи становится педагогическая поддержка и помощь ребенку в самоосуществлении, самореализации и самораскрытии своих потенциальных возможностей в пространстве мира детства.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Мир детства - это особого рода социокультурное образование, уникальное явление человеческой цивилизации, имеющее историческое, культурное и социальное своеобразие, основу которого составляет собственная деятельность и творчество ребенка, детская субкультура и мир взрослых.

Данное исследование лишь обозначило проблему «мира детства» в педагогике и диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы по следующим направлениям:

- исследование мира детства современного ребенка;

- обоснование педагогических основ конструирования мира детства в различных этнокультурных условиях;

- разработка методик и технологий взаимодействия мира детства и мира взрослых, способствующих полноценному самоосуществлению ребенка;

- влияние новых информационных технологий на конструирование мира детства современного ребенка.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Савченко, Валентина Васильевна, Ставрополь

1. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Амонашвши ША. Школа жизни. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

3. Аксенова Ю.А. Символ мироустройства в сознании детей. Автореф. . канд. психол. наук. М, 1997. 30 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -236 с.

5. Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. - М: Прогресс, 1977. С. 200-211.

6. Архангельский П.В. Организация детской жизни. Самара.: Губиздат, 1924.-69 с.

7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК». -1996 с.

8. Батурина Г.И. Концептуальность один из основных критериев качества и эффективности научно-педагогических исследований. // Совет. Педагогика, № 6, С. 96-101.

9. Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

10. Бердяев Я. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 173 с.

11. Бернштам ТА. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX нач. XX в. - Л.: Наука, 1982. - 275 с.

12. Беспалько ЯП. Основы теории педагогическим систем. Воронеж: Изд-во Ворож. Ун-та, 1977. - 303 с.

13. Битанас В.П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. - 141 с.

14. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. 269 с.15